На каком языке говорят в афганистане
Языки Афганистана
Языки́ Афганиста́на — это языки, которые официально или неофициально используются в Республике Афганистан.
Содержание
Официальные языки
Согласно действующей Конституции, официальными языками на всей территории Афганистана признаны пушту (один из восточно-иранских, или памирских, языков, называемый также афганским языком) и дари (фарси-кабули, один из индоевропейских языков иранской группы).
Также, статус официального имеют ещё пять языков: узбекский, туркменский, балучи, нуристани и пашаи, но только в тех районах, где ими пользуется большинство населения.
Владение языками
Половина населения (50%) владеет языком дари. На севере страны, особенно в велаятах Балх, Фарьяб, Бадгис, Саманган, Бадахшан компактно проживают тюркские народы, поэтому среди них распространён узбекский язык и туркменский язык (с латинской графикой). В центре и на юго-востоке страны (на территориях проживания пуштунов) широко распространён язык пушту — на нём говорят около 35% населения (13 млн. человек). В южных районах Афганистана можно услышать урду, а в некоторых городах – западный панджаби и синдхи, которые относятся к индийской группе языков.
История
Изначально, с момента основания Афганистана, единственным государственным языком был дари, такое положение дел продолжалось до 1936 года. Затем, в период до 1964 года всё делопроизводство было переведено на язык пуштунов.
Ссылки
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Языки Армении
- Языки Болгарии
Смотреть что такое «Языки Афганистана» в других словарях:
Языки народов Азии и Африки — «Языки народов Азии и Африки» (первоначальное название до 1964 года «Языки зарубежного Востока и Африки») научно популярная книжная серия лингвистической тематики, выходящая уже более пятидесяти лет (с 1959 года). Начала выходить в… … Википедия
Языки Турции — Официальные языки Турецкий Языки меньшинств Курдский, Зазаки, Арабский, Лазский [1] Основные языки иммигрантов Албанский … Википедия
Языки мира — Языки мира языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). К наиболее распространённым… … Лингвистический энциклопедический словарь
Население Афганистана — Языки Афганистана … Википедия
Нуристанские языки — Распространение нуристанских языков Нуристанские языки (также кафирские языки) группа языков арийской ветви индоевропейских языков. Распространены в горных долинах … Википедия
Иранские языки — Иранская Таксон: группа Ареал: Средний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ Число носителей: ок. 150 миллионов Классификация … Википедия
Памирские языки — Памирские языки ареальная группа языков, входящих в восточноиранскую группу иранских языков, на которых говорят т. н. памирцы. Распространены в Западном Памире (Горный Бадахшан), разделённом между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго … Википедия
История Афганистана — История Афганистана … Википедия
География Афганистана — Часть света Азия Регион Средняя Азия … Википедия
История почты и почтовых марок Афганистана — Исламская Республика Афганистан … Википедия
Население Афганистана: этносы, языки, религии
Есть ли среди пуштунов мусульмане-шииты и кто такие афганские криптохристиане – в разнообразии этносов, языков и религий Афганистана разбирается историк.
В серии статей на тему «Этнополитическая ситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Центральной Азии» кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова Равшан Ринатович Назаров разбирается: как этническая, лингвистическая, конфессиональная специфика Афганистана повлияли и продолжают оказывать эффект на политику внутри страны и регион в целом.
Во второй части материала – обзор этносов, языков и конфессий Афганистана.
Традиционно полиэтнический характер населения Афганистана отражен даже в новом гимне государства (принят в 2006 г.):
Эта земля — Афганистан,
Ей гордится каждый афганец.
Земля мира, земля меча,
Все её сыны мужественны.
Это страна каждого племени,
Страна белуджей и узбеков,
Пуштунов и хазарейцев,
Туркменов и таджиков;
С ними арабы и гуджары,
Памирцы, нуристанцы,
Брагуи и кызылбаши,
Чараймаки и пашаи.
В современной этнополитологии прочно укрепился термин «разделенные этносы» («разделенные народы», «разделенные нации») [1] . Особенностью Афганистана является то, что практически все составляющие его население народы относятся к данной категории [2] :
— Пуштуны [3] . Страны расселения: Пакистан (28 млн.) [4] , Афганистан (13 млн.) [5] , Индия (1,1 млн.), свыше 2 млн. расселены во многих странах мира (Иран, США, Россия, Великобритания и т.д.) [6] ;
Женский костюм: 1 – вилаят Фарьяб; 2 – вилаят Пактика.
— Таджики [7] . Страны расселения: Афганистан (10 млн.), Таджикистан (7 млн.), Узбекистан (1,5 млн.), Пакистан (1,2 млн.), Россия (1 млн.), Иран (0,4 млн.) и др. В Афганистане таджики численно доминируют в таких провинциях как Баглан, Бадахшан, Каписа, Панджшер, Парван, Тохар (от 80 до 99 %). Значительные группы таджиков расселены по всему Афганистану, кроме Пактии, Пактики и Хоста.
— Узбеки. Страны расселения: Узбекистан (27 млн.), Афганистан (4 млн.), Таджикистан (1,2 млн.), Кыргызстан (0,9 млн.), Казахстан (0,6 млн.), Туркменистан (0,5 млн.) и др. В Афганистане компактно проживают в провинциях Балх, Джаузджан, Кундуз, Фариаб, Сари-Пуль, Саманган [8] .
— Хазарейцы [9] . Страны расселения: Афганистан (3 млн.), Иран (2 млн.), Пакистан (1 млн.) и др. Компактно расселены в области Хазараджат.
— Туркмены. Страны расселения: Туркменистан (4,2 млн.), Иран (1,4 млн.), Афганистан (1 млн.), Турция (0,5 млн.), Узбекистан (0,2 млн.) и др. Живут на севере и северо-западе «узбекских» провинций Афганистана [10] .
— Чараймаки [11] . Страны расселения: Афганистан (1,4 млн.), Иран (0,2 млн.) и др. Живут на западе Афганистана, по иранской границе.
— Памирцы [12] . Страны расселения: Таджикистан (150 тыс.), Афганистан (50 тыс.), Пакистан (50 тыс.), Китай (50 тыс.). Живут компактно в провинции Бадахшан.
Этноконфессиональный фактор [13]
Большая часть населения Афганистана – мусульмане-сунниты [14] . Однако есть и конфессиональные меньшинства.
— Шииты [15] . В этническом отношении это прежде всего хазарейцы (3 млн.), потомки выходцев из Ирана (персы, кызылбаши, афшары), часть чараймаков (теймури). Шиизма придерживается также часть пуштунов –племя джаджи, племя тури, ряд оракзайских кланов, часть афридиев, часть бангашей.
— Исмаилиты [16] . Представители исмаилитской ветви шиизма. Проживают в основном в Бадахшане, есть небольшие общины в Кабуле и ряде других городов. Составляют основу «Партии национального сплочения Афганистана» (ПНСА).
— Христиане. Представлены в Афганистане общинами протестантов (30 тыс.) и католиков (10 тыс.). По некоторым данным, достаточно распространено криптохристианство (т.е. тайное исповедание христанства различных направлений).
— Иудаизм [17] . В Х1Х веке иудейская община насчитывала до 40 тыс. чел., ее представители проживали в Кабуле, Герате, Балхе. Численность общины неуклонно сокращалась, к середине ХХ в. – 5 тыс., к началу 1970-х гг. – 300 чел., к началу ХХ1 в. – менее 100 чел. В настоящее время остался единственный иудей – смотритель Кабульской синагоги Забулон Симинтов [18] . В здании Гератской синагоги расположен детсад.
Гератская синагога Йоав
— Другие религиозные меньшинства. Бахаисты (15 тыс.), индуисты (пенджабцы и синдхи, 10 тыс.), сикхи (4 тыс.), сторонники традиционных доисламских верований (4 тыс.), зороастрийцы (3,5 тыс.).
Этнолингвистическая ситуация.
Основными языками Афганистана являются языки пушту и дари, распространены также хазараги, узбекский, туркменский и т.д.
— Язык пушту (пашто, пухту, пахту) – язык восточно-иранской подгруппы иранской языковой группы [19] . Этнический язык пуштунов. До 1936 г. не имел никакого официального статуса. С 1936 г. – второй (после дари) государственный язык Афганистана, с 1964 г. – первый (вторым стал дари). Имеет статус регионального языка в регионах Пакистана, населенных пуштунами. В Афганистане используется кандагарский диалект, в Пакистане – пешаварский, которые достаточно серьёзно различаются [20] .
— Язык дари [21] . Вместе с фарси (государственным языком Ирана) и таджикским (государственным языком Таджикистана) составляет западно-иранскую подгруппу иранской языковой группы [22] . Официально называется дари с 1964 г. До этого назывался – кабули, фарси-кабули, фарси-дари и т.п. Используется афганскими таджиками, чараймаками, частью пуштунов, представителями почти всех национальностей (в той или иной мере) и др. Язык межнационального общения в Афганистане [23] . Тех, для кого дари является родным языком в Афганистане часто зовут обобщенным названием «фарсиваны» [24] .
— Язык хазара (хазараги) [25] . Считается диалектом дари, используется хазарейцами. Сильно отличается от литературного дари, в лексике много тюркизмомв и монголизмов. Региональный язык области Хазараджат (провинции Гор, Урузган, Бамиан и др.). Ряд исследователей считает его самостоятельным языком западно-иранской подгруппы [26] .
— Узбекский язык [27] . Язык узбеков, региональный язык в провинциях Балх, Джаузджан, Фарьяб, Кундуз, Сари-Пуль, Саманган [28] .
Представители небольших народов как правило используют языки более крупных этносов, чаще всего – дари, гораздо реже – пушту.
Продолжение следует…
[1] Балашов Ю.А. Проблемы разделенных народов и варианты их решения в международно-политическом континууме. Автореф. дис. . д.полит.н. Ниж. Новгород: НГУ, 2007. — 62 с.
[2] Нешумов Ю.А. Границы Афганистана: Трагедия и уроки. М.: Граница, 2006. 351 с.
[3] Белокреницкий В.Я. Пуштуны Афганистана и Пакистана: демографическая динамика и политическая роль // Афганистан на переходном этапе (сентябрь 2001 — июнь 2002 гг.). — М.: ИВ РАН, ИИИиБВ, 2002. — 282 с.; Лебедев К.А. Афганский народ – паштуны. М.: Востли, 1997. — 95 с.
[4] Robinson J.A. Nomad Tribes of Eastern Afghanistan. Dehli, 1947.
[5] Spain J.W. The Pathan Borderland. The Hague, 1963.
[6] Герасимова А.С. Афганцы и западный мир// Кто мы и что — скитанье наше?! Восток на Западе. М. : ИВ РАН, 2007. — 189 с. – С. 65-88.
[7] Махмадшоев Р. Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана: середина XVIII — начало XX вв. Дисс. . д.и.н. Москва: ИВ РАН, 2011. — 345 с.
[8] Шаниязова С. Значение Апрельской революции 1978 г. в развитии культуры народов Афганистана, 1978-1988 гг. : (На примере афганских узбеков). Автореф. дис. . к.и.н. Ташкент: ТашГУ, 1989. — 21 с.
[9] Темирханов Л. Хазарейцы. Очерки новой и новейшей истории. Душанбе: Ирфон, 1978.
[10] Бабаева А. Туркмены Афганистана. Ашгабат: Билим, 1992. 76 с.
[11] Рахимов Р.Р. Чараймаки // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1998.
[12] Шовалиев Дж. Геополитическая система горных народов. М: Юрист, 2001
[13] Рашед А.Б. Историческая эволюция роли ислама в общественно-политической жизни современного Афганистана. Автореф. дис. . к.и.н. — Душанбе: ИЯЛВПН АН РТ, 25, [1] с., 2015. – 26 с.; Босин Ю.В. Роль религиозно-этнического фактора во внутриафганском конфликте // Афганистан: проблемы войны и мира. Вып. 3. М.: ИИИиБВ, ИВ РАН, 2000.
[14] Сычев В.Ф. Ислам в истории и политике Афганистана : (Апрельская революция и реакция мусульманского мира). Москва: Изд-во НИЕВ, 1997. — 204 с.
[15] Иран и Афганистан: история и современность. Баку: Элм, 1990. — 141 с.
[16] Пучков П.И. Современная география религий. – М.: Наука, 1975. – С. 85-86.
[17] Клёсов А.А., Саидов Х.С. Евреи и пуштуны Афганистана: пропавшие колена Израилевы: история, политика и ДНК-генеалогия. М.: Концептуал, 2015. — 460 с.
[19] Бертельс Е.Э. Строй языка пушту (афганский). Ленинград: ЛенНИИЯ, 1936. — 31 с.
[20] Темирханов Л. Восточные пуштуны. Основные проблемы новой истории. М.: Наука. ГВРЛ, 1987. — 199 с.
[21] Турсунов А. Весна Хорасана: О развитии дариязычной культуры народов Афганистана и Средней Азии. Душанбе: Ирфон, 1989. — 235 с.
[22] Ариф С.А. Устная и авторская поэзия таджиков провинции Кундуз Афганистана. Дисс. . к.филол.н. Душанбе: ТаджНУ, 2015. — 171 с.
[23] Киселева Л.Н. Язык дари Афганистана. — М. : Наука, 1985. — 126 с.
[24] Иоаннесян Ю.А. Гератский диалект языка дари современного Афганистана. М.: Востлит РАН, 1999. – 239 с.
[25] Ефимов В.А. Язык афганских хазара: Якаулангский диалект. М.: «Наука», 1965. 96 с.
[26] Ефимов В.А. Хазара язык // Языки мира. Иранские языки. I. Юго-западные иранские языки. М.: Индрик, 1997 .
[27] Абдуллаев Н. Фонетические особенности узбекских говоров северо-западного Афганистана. Дисс . к.филол.н. Ташкент: ИЯиЛ АН УзССР, 1982. 178 с.
[28] Хашимбеков Х. Узбеки Северного Афганистана. М., 1998.
Пушту — язык Афганистана
Пушту — один из языков Афганистана
Пушту (самоназвание پښتو [paʂto:]) – язык пуштунов. Один из юго-восточных иранских языков, официальный язык Исламской республики Афганистан (второй язык – дари).
Содержание статьи:
- О названии языка: пушту, пашто что это такое?
- Классификация пашто в Афганистане
- Лингвогеография языка пушту
- Географическое распространение пушту
- Диалекты языка пушту
- Северная ветвь (или Восточная, Северо-восточная, «жёсткий» пахто)
- История пуштунов и языка пушту
- История языка пушту
- Писатели и поэты, писавшие на пушту
- Пуштуны на карте народов Пакистана
- Письменность пушту
- Алфавит пушту
- Грамматика языка пушту
- История изучения в России
- Разговорник пушту
- Переводчик с русского на пушту онлайн
Большое распространение получил в основном в южных и юго-восточных провинциях, а также в приграничных районах в Пакистане в том числе в Пешаваре и диаспорах. Язык содержит большое количество диалектов. Пушту употребляют около 45 млн. человек (14 в самой стране Афганистан и 30 млн. в Пакистане).
1. О названии: пушту, пашто что это такое?
В русском языке есть 3 понятия, чтобы определить этот язык: пушту, пашто и афганский (язык).
Сегодня именно «Пушту» является самым употребляемым определением афганского языка в литературе. Откуда появилась такая форма точно неизвестно, возможно из старого названия на английском – «pushtu».
«Пашто» это самоназвание того же пушту в диалектах на юго-западе страны. Вероятно, происходит от слова Parsawā-, что означает персидский.
2. Классификация языка
В пашто, существует категория рода, а также прямые и косвенные падежи. Падежные формы образуются с помощью послеслогов и предлогов.
Лексический состав это в основном пуштунские, персидские и индийские по происхождению слова. Однако, в областях религии и политики преимущественно используется арабская лексика.
3. Лингвогеография языка пушту
3.1 Географическое распространение пушту
В Исламской Республике Афганистан язык пушту встречается обычно в восточной, южной и юго-западной части страны. Исходя из различных источников, носителями пушту являются 35-60% населения страны.
В Пакистане пушту считается региональным языком, на нем говорят около 15% людей проживающих в стране. Основная масса сконцентрирована в провинции Хайбер-Пахтунхва, Зоне Племен, и в северной части Белуджистана. Вместе с тем, пушту употребляют в Пенджабе и некоторых диаспорах в Индии.
Общины пуштун есть во всем мире, в том числе в России и США.
3.2 Диалекты языка пушту
Чаще всего диалекты пашто делят на: пешаварский (северо-западный), кабульский (северо-восточный), кандагарский (юго-восточный), кветтинский (юго-западный).
Несмотря на то, что географически диалекты южной ветви более распространены, для преобладающей части носителей пашто родным является один из северных диалектов.
3.2.1 Северная ветвь (или Восточная, Северо-восточная, «жёсткий» пахто)
В северную ветвь входят: хароти, центральный пушту (или северо-западный, диалект Кабула), северный (или восточный, диалект Джалал-Абада), юсуфзаи (или северо-восточный, диалект Пешавара)
4. История пуштунов и языка пушту
На сегодняшний день не известно точное происхождении народа пуштунов, как и языка пушту.
В Средние века языком афганской знати являлся дари, или фарси-кабули, однако в среде пуштунской элиты создавались многие художественные и исторические произведения, например «Кадастровая книга шейха Мали» XV века.
В средние века языком, на котором говорили высшие афганские сословия был дари, или фарси-кабули.
С начала XVIII в. Афганистаном правят выходцы из пуштунских племен (кроме Хабибулы Калакани), однако при дворе продолжают использовать персидский (дари).
В начале XX века начинается движение по распространению использования языка пушту в различных областях жизни афганцев, следствие которого становится основания кабульского университета в 1932 году.
В 1933 году выходит постановление об употреблении дари и пушту официальными лицами, а уже спустя три года язык пушту становится государственным.
Позднее, в 1964 году, был официально признан в качестве национального языка, а афганский персидский получи название дари. Гимн страны переводится на пушту.
4.1. История языка пушту
Современный лингвистический мир до сих пор не пришел к единому мнению о происхождении языка пушту. Выдвигается несколько версий, в том числе и прямое происхождение от авестийского языка, но большинство востоковедов придерживаются мнения восточноиранского происхождения, аргументировано сходство с хорезмийским и согдийским языками.
Исторические исследования подтверждают, что территория, населенная пуштунами, находилась под властью Греко-Бактрийского царства, а уже с III века н.э.,есть упоминания в летописях под именем афганец (Абган). Видный афганский историк Абдул Хай Хабиби в своих трудах отмечал, что первые пуштунские произведения относятся к Амир Крор Сури из начала периода Гуридов восьмого века.
С другой стороны, современные лингвисты такие как Дэвид Нил Маккензи и Люсия Серена Лой, которые перевели пушту на современный язык, нашли не состыковки с изложением и алфавитом.
Открытие рукописи на языке пушту –Пата Хазана — произвело сенсацию в 1944 году и споры о ее подлинности ведутся до сих пор. Рукопись датируется ранним гуридским периодом до Хотакского времени восемнадцатого века и содержит сборник произведений неизвестных поэтов. Исследования относят издание данного сборника под патронажем пуштунского императора Хуссейна Хотака в Кандагаре.
4.2. Писатели и поэты, писавшие на пушту
В данный период поэзия была популярной среди пуштунов, многие известные исторические личности писали на языке пушту такие как: Баязид Пир Рошан (создатель пуштуского алфавита), Хушал Хан Хаттак, Рахман Баба, Назо Тохи и Ахмад Шах Дуррани, основатель современного государства Афганистан.
Но оригинальная рукопись недоступна для исследования, и единого мнения о сроках ее возникновения нет. Современный язык пушту подвергается слиянию с персидским и арабским, но многие народности используют старый словарный запас, хотя диалект отличается территориально.
4.3. Пуштуны на карте народов Пакистана
В пуштунских областях Пакистана, на пушту обучаются дети 1-2 классов, однако в дальнейшем дети обучаются на урду (одном из государственных языков Пакистана). Зачастую в частных школах пушту не преподается. Отдельные ученые высказывают мнение, что установление урду, как языка для обучения в школах, является причиной кризиса множества языков коренных народов Пакистана, считая и пушту.
5. Письменность языка пушту
5.1 Алфавит пушту
Алфавит пушту — алфавит, который употребляют для записи языка пушту. Алфавит содержит 44 буквы, слова записываются справа налево, как и в арабском. Является разновидностью персидского алфавита.
5.2 Грамматика языка пушту
Непривычная для европейца грамматика языка пушту требует особого подхода к изучению.
Действуют такие грамматические правила: прилагательное ставят впереди существительного, а общая схема предложения — субъект-объект-глагол. Личные местоимения имеют формы прямого и косвенного падежа, а существительные и прилагательные могут склонятся только для двух родов (муж. / жен. множественного и единственного числа. Но падежей всего четыре они делятся на: прямой, косой I, наклонный II и звательный.
Конструкция глаголов наиболее сложная и разветвленная, в нее входят времена: настоящее, простое прошедшее, прогрессивное прошедшее, совершенное настоящее и совершенное прошедшее время. Помимо этого, глаголы могут быть переходными и непереходными, а также применим и глагол-связка, в основном в именных предложениях.
В стандартных вариантах глагол согласуется с подлежащим и в переходных, и в непереходных предложениях, но если действие, завершенное в любом из прошедших времен, то возможны исключения. Около 40 глаголов, являясь по смысловому значению переходными, несут эргативную структуру и употребляются в прошедшем времени в инфинитиве. Простые предлоги и послелоги употребляются как в словосочетаниях, так и самостоятельно. Есть и сложные предлоги,-устойчивые сочетания послелогов и простых предлогов с именами.
Различные диалекты пушту также имеют различия и в грамматике, и в произношении.
6. История изучения в России
Торговые связи и приграничные территории — вот основные причины, которые побудили в 1855 году начать официальное изучение древнего языка пушту в царской России. Дальновидные политики уже тогда похлопотали перед Государем и по Высочайшему указу академику Б. А. Дорну, который специализировался на изучении словесности народов Азии, поручили преподавать студентам пушту в университете Санкт-Петербурга. Но преподавание было в основном по теории и по сходной грамматике с восточными языковыми группам, без практической базы. В 1856 году особую популярность такое направление не получило, на курсе училось мало студентов, и развитие не получило.
Но, с учетом военных стратегий, уже в 1911 году при штабе Туркестанского военного округа группе офицеров организовали спецпрограмму по изучения пушту. Ведущий преподаватель Ташкентской офицерской школы восточных языков штабс-капитан В. В. Лосев изучал данный язык в Индии, на основании этого была издана первая книга «Грамматика афганского языка (пушту)».
В наши дни пушту изучается в МГИМО на высоком уровне и академической базе.
7. Разговорник пушту
Спасибо // манана
Да; нет // А; на
Юг; север // Джунуб; шамал
Восток; запад // Шарк; магриб
Дорого; дешево // Геран; арзон
Хорошо; плохо // Кха; хароб
Разрешать // Эджеза
Английский // Ангрези
Русский // Руси
Дорога // Сарак
Перевод // ТарджумА
Куда едешь? // Чарта зи?
Посольство // Сифарат
Путешествие // Сафар
Фотограф // Акс
Мина // Лагм
Прямо // Мустакиман
Родина // Ватан
Эмигрант // Мухаджир
Центр // Марказ
Телефон // Тилифун
Мечеть // Масджид
Кипяченый // Ишеделай
Хлеб; чай // Нан; чай
1, 2, 3, 4, 5 // у, два, дрех, салoр, пинзo
6, 7, 8, 9, 10 // Шпааг, увo, аттo, наха, лас
20, 30, 40, 50 // Шэль, дэрш, сальвехт, пандзос
60, 70, 80, 90 // Шпета, аувйа(я), атйа, нави
100, 200, 300 // Саал (сель), двасава, дресава
плохо // хараб
вкусно // мазидар, хуандавар
не вкусно // бимази, бихуанда
красиво // хаиста
не красиво // бадранг
трор // тетя
хила // надежда
хевад // страна
ранг // цвет
наджу // сосна
нак // груша
гилЯс // стакан
вАле? // почему? Зачем?
чЕре? // где?
ос цо баджЕ ди? // который час?
даа цок дей? // кто это?
даа цшей дей? // что это?
тэ кум зинА э? // откуда ты?
тэ цо калАн э? // сколько тебе лет?
кЭла разЕ? // когда придешь?
Ты хочешь есть? // ИштьЯ ларИ йа на ларИ?
Что ты хочешь? // Те цшей гвАрей?
Как здоровье? // Ста(вы-стАси) хал цЕнга дей?
Как дела? // ЦЕнга е?(если на «ты», а если на вы «цЕнга ее тАсо?»)
Тэ ба цэ кае? // что ты будешь делать?
кар де цЕнга равАн де? // как твоя работа?
тАсо це кавЭй? // Что вы делаете?
джОр(а) йе? // ты здоров(а)?
Афганистан захватили талибы: кто они, зачем США вводили войска и почему жители массово бегут из страны
15 августа боевики движения «Талибан» заняли Кабул – сейчас они контролируют весь Афганистан и собираются объявить о создании Исламского эмирата.
Спустя 20 лет после масштабной операции США исламисты вернули себе власть над страной. И теперь местных жителей ждет жесткая система управления, преследования, пытки и даже казни. OBOZREVATEL объясняет, кто такие талибы, почему они воюют с США и зачем захватили Афганистан.
Кто такие талибы и почему все о них говорят?
«Талибан» – это радикальное исламистское движение, зародившееся в Афганистане в 1994 году. Первыми талибами были беженцы, покинувшие страну из-за войны 1979-1989 годов и получившие образование в исламских семинариях (в переводе с пушту «талибы» означает «студенты медресе, ученики»). В 1996 году боевики захватили Кабул и провозгласили там Исламский эмират Афганистан.
Главным идеологом движения был мулла Мухаммед Омар, он возглавлял «Талибан» до 2013 года. Сегодня лидером – третьим «эмиром» – является главный судья движения Мавлави Хайбатулла Ахундзада.
Многие страны признали движение «Талибан» террористическим – в частности, США, Канада, Таджикистан, Россия, Казахстан и Совет безопасности ООН. С ноября 1999 года против него действуют международные санкции.
Исламистские боевики убеждены, что воюют за освобождение своей родины от иностранных оккупантов и за ценности ислама. В рамках этой борьбы талибы организовывали теракты, убивали людей и взрывали религиозные памятки. Вот самые крупные теракты:
8 октября 2009 года смертник взорвал машину возле посольства Индии в Кабуле. Погибли 17 человек;
28 октября 2009 года талибы напали на гостиницу в Кабуле. В результате погибли шесть сотрудников ООН;
3 апреля 2011 года смертники взорвали себя в религиозном комплексе в городе Дара-Гази-Хан. Больше 40 человек погибли;
21 апреля 2017 года боевики, переодетые в форму афганских военнослужащих, проникли на территорию военной базы в городе Мазари-Шариф. В ходе боя несколько нападавших были убиты, одного удалось задержать. Погибли более 140 человек;
20 января 2018 года талибы напали на отель «Интерконтиненталь» в Кабуле. Точное количество погибших до сих пор неизвестно, но среди жертв было семеро граждан Украины.
Дело в том, что талибов обвиняли в сотрудничестве с террористической организацией «Аль-Каида», а ее лидер Усама бен Ладен скрывался на территории Афганистана. К тому моменту он уже входил в топ самых разыскиваемых ФБР преступников.
Исламский эмират Афганистан просуществовал до 2001 года и распался после военного вмешательства союзных войск во главе с США. А поводом для объявления войны стал крупнейший в истории по числу жертв теракт 11 сентября 2001 года.
Тогда группы террористов захватили четыре рейсовых пассажирских самолета, два из которых были направлены в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в результате оба небоскреба обрушились. Третий лайнер был направлен в здание Пентагона близ Вашингтона. Четвертый самолет упал на поле штата Пенсильвания.
Тогдашний президент США Джордж Буш-младший отправил войска в Афганистан, чтобы захватить участников «Аль-Каиды» и заодно освободить его от талибов. Дальше события развивались следующим образом:
2001 год. Боевики отказались выдавать бен Ладена. Войска США и союзников сбросили бомбы на базы «Талибана» и «Аль-Каиды» в Афганистане.
2004 год. После переговоров в Афганистане приняли новую конституцию. Это позволило провести президентские выборы, на которых победил Хамид Карзай, лидер пуштунского клана Попалзай.
2009 год. Президент США Барак Обама увеличил количество американских войск в Афганистане, чтобы они могли защищать гражданских. На пике операции количество войск достигало 140 тысяч.
2011 год. Американские военные убили Усаму бен Ладена в Пакистане.
2014 год. НАТО завершила боевые операции в Афганистане. США вывели из страны тысячи военных. Оставшиеся обучали афганские боевые силы.
2015 год. Талибы устраивают новые теракты. Среди них – нападение на здание парламента в Кабуле.
2021 год. США заключают сделку с талибами: они уйдут, если боевики согласятся не предоставлять поддержку и тренировочные базы террористам. Но переговоры между талибами и афганским правительством провалились. Американские солдаты все равно покинули Афганистан, а боевики захватили страну.
Президент Джо Байден заявил, что операция в Афганистане завершится 31 августа. По словам политика, военные уже давно выполнили первоначальную цель вторжения: уничтожить террористическую группу «Аль-Каида». «Мы решили эти задачи, именно поэтому мы туда приходили. Я не отправлю еще одно поколение американцев на войну в Афганистане без разумных ожиданий иного результата», – отметил он.
Главным союзником «Талибана» сегодня является Пакистан, который официально это отрицает. Именно там находятся тренировочные лагеря боевиков, бизнес этих людей и так далее. По сути «Талибан» — это гибридное подразделение пакистанской армии.
Мирные жители боятся потерять ту свободу, которая у них была во время присутствия американских военных. Талибы могут вернуться к жестокой системе управления с буквальным следованием нормам шариата. Именно по таким правилам боевики и управляли Афганистаном, будучи у власти в 1990-х годах. По словам самих афганцев, талибы настроены очень жестко:
избивают мужчин, если те сбривают бороды;
запрещают слушать музыку;
отбирают и ломают аудиотехнику;
девушкам разрешают учиться только до шестого класса;
ворам отсекают правую руку;
неверных мужьям женщин забивают камнями;
запрещают алкоголь, компьютеры, телевидение, интернет, изобразительное искусство;
женщинам нельзя появляться в общественных местах с открытым лицом и без мужа или родственника мужского пола. В 90-х за малейшее нарушение девушек подвергали порке, а порою даже казнили;
наказывают за исповедование других религий, разрушают неисламские памятники.
Истории наказаний и казней
Главная опасность для гражданских – талибы могут восстановить старые порядки. Вот несколько историй о том, как боевики относятся к женщинам:
В 2015 году 19-летняя жительница городка Фирузкух провинции Гор Афганистана была убита по решению «Талибан» за то, что осмелилась полюбить молодого человека и сбежать с ним из дома.
Спустя год в афганской провинции Сар-э-пул боевики обезглавили жительницу деревни Латти, отправившуюся за покупками без мужа.
Особенно жестокие наказания предусмотрены за супружескую неверность. Чаще всего, «суд» приговаривает виновных к смертной казни путем забивания женщин и мужчин камнями. В Сети опубликованы многочисленные фото- и видеоматериалы, распространенные талибами для запугивания местного населения. На одном из видео, женщина, обвиненная в супружеской неверности, сидит в яме и умоляет окружающих пощадить ее. После этого десятки человек начинают закидывать пленницу камнями.
15 августа представитель движения заявил, что в Афганистане под властью «Талибана» женщины смогут получать образование и работать, а журналисты – критиковать происходящее. Он также уточнил, что всем женщинам будет позволено выходить из дома в одиночестве, но они будут обязаны носить хиджаб. Кроме того, движение планирует избегать самосуда в обществе. Все наказания, такие как казни или забивание камнями, будут проводиться только по решению суда.
Афганистан для «чайников». Часть 1: Кто такие афганцы?
Название Афганистан состоит из двух слов. «Афган» с тюркских языков переводится как «ушедший» или «скрывшийся». А «стан» – это «страна» с персидского. Получается «страна, где можно скрыться». Действительно, название оправдывает это место. Афганистан на 80 процентов состоит из гор. Такая география была весьма удобна для племен, в разные периоды истории пытавшихся скрыться от различных завоевателей, в том числе от Чингисхана и Тамерлана. В некоторых источниках, например в «Энциклопедии Ираника», афганцы приравниваются к этнической группе пуштуны. Однако на территории страны проживают свыше 20 этнических групп.
Пуштуны – оплот Талибана
Говоря «афганец», мы подразумеваем жителя Исламской Республики Афганистан. При этом надо учесть, что страна населена различными этническими группами. В Афганистане нет доминирующего этноса. Самый многочисленный из них – пуштуны. Это ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка. Пуштуны — самый крупный в мире народ, живущий родоплеменным строем. Они говорят на одном из восточно-иранских языков – пушту. Отношения в обществе регулируются на основе не только ислама, но и древнейшего кодекса пуштунов – Пуштунвалай (свод неписанных законов). Пуштуны, хотя и самый многочисленный этнос Афганистана, но составляют меньше половины – около 42% населения страны. Они проживают на юге и юго-востоке страны (граница с Пакистаном).
Главные города расселения – Кандагар, Джалилабад и Кабул. Любопытно, что основная часть пуштунов, которых всего в мире насчитывается 42 млн, проживает не в Афганистане (13 млн), а в соседнем Пакистане (28 млн). Воюющее за господство в Афганистане движение «Талибан» (запрещено в РФ) делает ставку именно на пуштунов. Во время советского вторжения в Пакистан бежали миллионы беженцев. Именно они при финансовой поддержке Исламабада и составили основу Талибана. Пакистан пытается использовать талибов для получения влияния над соседней страной, однако талибы порой создают проблемы и для самого Исламабада. С 2001 года, когда США свергли режим талибов в Афганистане, их оплотом стала пакистанская провинция Вазиристан. С 2003 по 2007 годы, пока ВС Пакистана не провели масштабную операцию, реальной властью в провинции обладали талибы. Преобладание пуштунов в этническом составе Афганистана учли и американские интервенты. Первым президентом правительства в Кабуле после операции «Несокрушимая свобода» стал пуштун Хамид Карзай. Его преемник, ныне действующий президент Ашраф Гани, которого угрожают скинуть наступающие по всем фронтам повстанцы-талибы, — тоже пуштун. Из их числа и лидер моджахедов Гульбеддин Хекматияр, занимавший после падения режима Наджибуллы и до прихода к власти талибов в 1996 году пост премьер-министра Афганистана.
Таджиков больше, чем в Таджикистане
Вторая этническая группа Афганистана – таджики – не сильно-то и уступает пуштунам.
По разным оценкам, они составляют от 27 до 39% населения страны. В Афганистане (10-14 млн) таджиков проживает больше, чем в самом Таджикистане (9 млн). Таджики живут в основном в северо-восточных, северных и западных районах Афганистана – Кабул, Герат, Балх, Бадахшан. Из 34 провинций таджики составляют большинство в 15. В Герате, Балхе и Бадахшане их больше 70%, а в провинции Панджшер – 100%. В Кабуле таджики составляют половину населения. К слову, один из главных участников политических событий конца 20 века – вторжения СССР в Афганистан (1979-1989 гг.) Ахмад Шах Масуд – этнический таджик. Советские войска предпринимали против него девять безуспешных операций, после чего он получил прозвище «Пандшерский лев». Большинство афганских таджиков – сунниты, в меньшей степени – шииты.
В период последних обострений в Афганистане, начавшихся после вывода американских войск с 1 мая 2021 года, на территорию Таджикистана сотнями бегут военные правительственной армии в Кабуле. Таджикистан вместе с Россией и Узбекистаном проводят военные учения, чтобы защитить свои границы от возможного распространения конфликта, оружия и боевиков из соседней страны.
Потомки Чингисхана
Третья по численности этническая группа Афганистана – хазарейцы. Это народность монголоидного типа насчитывает около 2-3 млн человек. Его название восходит к слову «хезар» (тысяча), что свидетельствует об их связях с воинами Чингисхана, завоевавшими Афганистан в 1221-1223 годах. По версиям авторитетных историков (Л. Темирханов), хазарейцы – смесь монгольских, тюркских и персоязычных племен. Они ведут кочевой или полукочевой образ жизни и живут в юртах. Выдающиеся скулы говорят о монгольских корнях, а язык – хазарейское наречие – культурно сближает их с таджиками. Хазарейцы проживают в центральных провинциях Афганистана, исповедуют шиизм.
Тюркоязычная диаспора
В положении меньшинства в Афганистане находятся также узбеки (3 млн) и туркмены (1 млн). Узбеки и туркмены – тюркоязычные народы, исповедующие суннизм. Они проживают, в основном, в северных провинциях Афганистана, граничащих с Туркменией и Узбекистаном. Эти народы занимаются преимущественно сельским хозяйством, скотоводством и ковроткачеством. Этнический узбек Абдул-Рашид Дустум считается сейчас одной из самых влиятельных политических фигур в Афганистане. В период коммунистической власти он воевал на стороне правительства Наджибуллы против моджахедов, затем переметнулся на их сторону. После воцарения талибов бежал в Турцию, но вернулся, чтобы принять участие в операции США против Талибана в качестве одно из командиров «Северного альянса». Дустум – вице-президент Афганистана, в июне 2020 года получил звание маршала. Из тюркских народов можно отметить также киргизов, обитающих в северо-восточных районах. Они составляют лишь 1% от населения страны.
Белуджи, чараймаки и нуристанцы
Следующая по численности после узбеков этническая группа – чараймаки. Их еще называют аймаками. Понятие «аймак» восходит к тюрко-монгольским языкам. Первое упоминание о них встречается в мемуарах завоевателя Индии Бабура. Говорят чараймаки на персидском языке. Они составляют примерно 5% от населения республики. Ведут полукочевой образ жизни и проживают в западных провинциях.
По одному проценту (по 0,5 млн) от всего населения Афганистана приходится на долю белуджей и нуристанцев. Белуджи – ираноязычная этническая группа, в большинстве своем исповедующая ислам суннитского и ханафитского толка. Ведут кочевой образ жизни. Про белуджей важно знать потому, что они компактно проживают также на территории Пакистана и Ирана. Основная их часть живет в Пакистане – 6,2 млн, около 2-3 миллионов – в Иране. С 1948 года белуджи борются за свою независимость и создание государства Белуджистан. В Иране фактором их идентичности служит религия – суннизм в противовес шиитам, а в Пакистане – иранское происхождение. Пакистан не раз обвинял спецслужбы Индии в поддержке Освободительной армии Белуджистана, а Иран винил США в связях с экстремистской структурой Джундалла. Обе организации борются за независимость белуджей.
Нуристанцы – самая древняя ветвь индоевропейцев в Афганистане, к которым относятся также пуштуны, таджики и чараймаки. Сами по себе нуристаны представляют группу племен, говорящих на языках кати, ашкун, вайгали, прасун и трегами. Основная зона расселения – северо-восток Афганистана. Эти высокогорные районы в долине трех рек так и называются Нуристан. До конца XIX века регион называли «Кафиристан» (страна неверных), а жителей – кафирами. Такое название придумали мусульмане соседних районов в период войн Тамерлана против немусульман в период его завоеваний в Индии. Вплоть до покорения региона афганским эмиром Абдуррахман-ханом в 1896 г. жители Нуристана оставались язычниками, и даже после часть из них все равно осталась при своей религии.
Как видно, Афганистан – довольно пестро населенная многонациональная страна. Наряду с большим количеством соседей, преследующими собственные интересы, это одна из причин того, почему страна пребывает в состоянии перманентного хаоса.
- Новости
- Россия
- Иран
- Страны каспийского региона
- Туркменистан
- Мировые новости
- Политика
- Афганистан
- талибы
- пуштуны
- Иран
- Пакистан
- Ещё .
Афганистан для «чайников». Часть 1: Кто такие афганцы?
Название Афганистан состоит из двух слов. «Афган» с тюркских языков переводится как «ушедший» или «скрывшийся». А «стан» – это «страна» с персидского. Получается «страна, где можно скрыться». Действительно, название оправдывает это место. Афганистан на 80 процентов состоит из гор. Такая география была весьма удобна для племен, в разные периоды истории пытавшихся скрыться от различных завоевателей, в том числе от Чингисхана и Тамерлана. В некоторых источниках, например в «Энциклопедии Ираника», афганцы приравниваются к этнической группе пуштуны. Однако на территории страны проживают свыше 20 этнических групп.
Пуштуны – оплот Талибана
Говоря «афганец», мы подразумеваем жителя Исламской Республики Афганистан . При этом надо учесть, что страна населена различными этническими группами. В Афганистане нет доминирующего этноса. Самый многочисленный из них – пуштуны. Это ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка. Пуштуны — самый крупный в мире народ, живущий родоплеменным строем. Они говорят на одном из восточно-иранских языков – пушту. Отношения в обществе регулируются на основе не только ислама, но и древнейшего кодекса пуштунов – Пуштунвалай (свод неписанных законов). Пуштуны, хотя и самый многочисленный этнос Афганистана , но составляют меньше половины – около 42% населения страны. Они проживают на юге и юго-востоке страны (граница с Пакистаном ).
Главные города расселения – Кандагар , Джалилабад и Кабул . Любопытно, что основная часть пуштунов, которых всего в мире насчитывается 42 млн, проживает не в Афганистане (13 млн), а в соседнем Пакистане (28 млн). Воюющее за господство в Афганистане движение «Талибан» (запрещено в РФ ) делает ставку именно на пуштунов. Во время советского вторжения в Пакистан бежали миллионы беженцев. Именно они при финансовой поддержке Исламабада и составили основу Талибана. Пакистан пытается использовать талибов для получения влияния над соседней страной, однако талибы порой создают проблемы и для самого Исламабада . С 2001 года, когда США свергли режим талибов в Афганистане , их оплотом стала пакистанская провинция Вазиристан. С 2003 по 2007 годы, пока ВС Пакистана не провели масштабную операцию, реальной властью в провинции обладали талибы. Преобладание пуштунов в этническом составе Афганистана учли и американские интервенты. Первым президентом правительства в Кабуле после операции «Несокрушимая свобода» стал пуштун Хамид Карзай . Его преемник, ныне действующий президент Ашраф Гани , которого угрожают скинуть наступающие по всем фронтам повстанцы-талибы, — тоже пуштун. Из их числа и лидер моджахедов Гульбеддин Хекматияр , занимавший после падения режима Наджибуллы и до прихода к власти талибов в 1996 году пост премьер-министра Афганистана .
Таджиков больше, чем в Таджикистане
Вторая этническая группа Афганистана – таджики – не сильно-то и уступает пуштунам.
По разным оценкам, они составляют от 27 до 39% населения страны. В Афганистане (10-14 млн) таджиков проживает больше, чем в самом Таджикистане (9 млн). Таджики живут в основном в северо-восточных, северных и западных районах Афганистана – Кабул , Герат , Балх , Бадахшан . Из 34 провинций таджики составляют большинство в 15. В Герате , Балхе и Бадахшане их больше 70%, а в провинции Панджшер – 100%. В Кабуле таджики составляют половину населения. К слову, один из главных участников политических событий конца 20 века – вторжения СССР в Афганистан (1979-1989 гг.) Ахмад Шах Масуд – этнический таджик. Советские войска предпринимали против него девять безуспешных операций, после чего он получил прозвище «Пандшерский лев». Большинство афганских таджиков – сунниты, в меньшей степени – шииты.
В период последних обострений в Афганистане , начавшихся после вывода американских войск с 1 мая 2021 года, на территорию Таджикистана сотнями бегут военные правительственной армии в Кабуле . Таджикистан вместе с Россией и Узбекистаном проводят военные учения, чтобы защитить свои границы от возможного распространения конфликта, оружия и боевиков из соседней страны.
Потомки Чингисхана
Третья по численности этническая группа Афганистана – хазарейцы. Это народность монголоидного типа насчитывает около 2-3 млн человек. Его название восходит к слову «хезар» (тысяча), что свидетельствует об их связях с воинами Чингисхана, завоевавшими Афганистан в 1221-1223 годах. По версиям авторитетных историков ( Л. Темирханов ), хазарейцы – смесь монгольских, тюркских и персоязычных племен. Они ведут кочевой или полукочевой образ жизни и живут в юртах. Выдающиеся скулы говорят о монгольских корнях, а язык – хазарейское наречие – культурно сближает их с таджиками. Хазарейцы проживают в центральных провинциях Афганистана , исповедуют шиизм.
Тюркоязычная диаспора
В положении меньшинства в Афганистане находятся также узбеки (3 млн) и туркмены (1 млн). Узбеки и туркмены – тюркоязычные народы, исповедующие суннизм. Они проживают, в основном, в северных провинциях Афганистана , граничащих с Туркменией и Узбекистаном . Эти народы занимаются преимущественно сельским хозяйством, скотоводством и ковроткачеством. Этнический узбек Абдул-Рашид Дустум считается сейчас одной из самых влиятельных политических фигур в Афганистане . В период коммунистической власти он воевал на стороне правительства Наджибуллы против моджахедов, затем переметнулся на их сторону. После воцарения талибов бежал в Турцию , но вернулся, чтобы принять участие в операции США против Талибана в качестве одно из командиров «Северного альянса». Дустум – вице-президент Афганистана , в июне 2020 года получил звание маршала. Из тюркских народов можно отметить также киргизов, обитающих в северо-восточных районах. Они составляют лишь 1% от населения страны.
Белуджи, чараймаки и нуристанцы
Следующая по численности после узбеков этническая группа – чараймаки. Их еще называют аймаками. Понятие «аймак» восходит к тюрко-монгольским языкам. Первое упоминание о них встречается в мемуарах завоевателя Индии Бабура. Говорят чараймаки на персидском языке. Они составляют примерно 5% от населения республики. Ведут полукочевой образ жизни и проживают в западных провинциях.
По одному проценту (по 0,5 млн) от всего населения Афганистана приходится на долю белуджей и нуристанцев. Белуджи – ираноязычная этническая группа, в большинстве своем исповедующая ислам суннитского и ханафитского толка. Ведут кочевой образ жизни. Про белуджей важно знать потому, что они компактно проживают также на территории Пакистана и Ирана . Основная их часть живет в Пакистане – 6,2 млн, около 2-3 миллионов – в Иране . С 1948 года белуджи борются за свою независимость и создание государства Белуджистан . В Иране фактором их идентичности служит религия – суннизм в противовес шиитам, а в Пакистане – иранское происхождение. Пакистан не раз обвинял спецслужбы Индии в поддержке Освободительной армии Белуджистана , а Иран винил США в связях с экстремистской структурой Джундалла. Обе организации борются за независимость белуджей.
Нуристанцы – самая древняя ветвь индоевропейцев в Афганистане , к которым относятся также пуштуны, таджики и чараймаки. Сами по себе нуристаны представляют группу племен, говорящих на языках кати, ашкун, вайгали, прасун и трегами. Основная зона расселения – северо-восток Афганистана . Эти высокогорные районы в долине трех рек так и называются Нуристан. До конца XIX века регион называли «Кафиристан» (страна неверных), а жителей – кафирами. Такое название придумали мусульмане соседних районов в период войн Тамерлана против немусульман в период его завоеваний в Индии . Вплоть до покорения региона афганским эмиром Абдуррахман-ханом в 1896 г. жители Нуристана оставались язычниками, и даже после часть из них все равно осталась при своей религии.
Как видно, Афганистан – довольно пестро населенная многонациональная страна. Наряду с большим количеством соседей, преследующими собственные интересы, это одна из причин того, почему страна пребывает в состоянии перманентного хаоса.