Строительство берлинской стены дата

Берлинская стена — самый известный символ холодной войны. Неполных три десятилетия, которые она простояла, бок о бок существо...

Строительство берлинской стены дата

Берлинская стена

Берлинская стена — самый известный символ холодной войны. Неполных три десятилетия, которые она простояла, бок о бок существовало два разных города, две разных идеологии, два разных мира. Рассказываем в блоге об одной из самых известных достопримечательностей столицы Германии.

Содержание

  • История
  • Архитектура
  • Как добраться
  • Время работы и стоимость
  • Интересные факты

История

В 1949 году Германия была разделена между странами — победителями во Второй мировой войне. 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), 7 октября того же года — Германская Демократическая Республика (ГДР).

До 1961 года между республиками не было физической границы и перемещение между двумя частями Берлина было свободным. Жители города посещали родственников на другой стороне, каждый день ездили на работу или учёбу. Ежедневный поток людей через 94 действующих пропускных пункта составлял 400 тыс. человек.

В 1957 году правительство Западной Германии ввело в действие доктрину, предусматривающую автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ответ на это в ноябре 1958 года правительство Восточной Германии объявило об отмене международного статуса города. В результате Берлинского кризиса в августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещение гражданами ФРГ Восточного Берлина.

Ситуация усугубилась летом 1961 года, когда правительство ГДР поставило задачу догнать и перегнать ФРГ. В связи с этим были увеличены производственные нормы, усилилась насильственная коллективизация, а более высокая зарплата и лучшие условия труда побуждали всё больше людей на переселение в Западную Германию.

Правительство ГДР не собиралось мириться с сильнейшим оттоком молодого населения, поэтому 12 августа 1961 года Советом министров было принято постановление о закрытии границы между Восточным и Западным Берлином. Утром 13 августа на границе с ФРГ были установлены временные ограждения под охраной пограничников.

Все коммуникации, линии метро и другие транспортные пути были оборваны. Стену построили всего за 10 дней. Для жителей Западной Германии и иностранных граждан въезд на территорию города был разрешён, но для жителей Восточной Германии пересечение границы запрещалось, а в случае побега пограничники имели право применить оружие.

Подобная ситуация не могла сохраняться вечно, и 9 ноября 1989 года правительство ГДР объявило о свободном праве своих граждан на беспрепятственное пересечение границы. Дальнейшее существование стены потеряло свой смысл, и в течение нескольких месяцев она была разрушена до основания. Сохранились лишь некоторые небольшие участки в качестве памятника прошедшей эпохи холодной войны.

Архитектура

Берлинская стена строилась как фортификационное укрепление, служившее в качестве государственной границы между социалистической и капиталистической частями города. К 1989 году её длина составляла 155 км.

Стена включала в себя блоки с закруглённым навершием, за которое нельзя ухватиться.

Стена состояла из 45 тыс. блоков размером 3,6 на 1,5 м. В период с 1961 по 1989 год на большинстве участков она несколько раз перестраивалась.

Стена включала в себя блоки с закруглённым навершием, за которое нельзя ухватиться, заграждения из перевитой колючей проволоки, противотанковые ежи и металлические заграждения под напряжением. Стена хорошо освещалась в тёмное время суток и постоянно патрулировалась восточногерманскими пограничниками.

После разрушения стены в 1989 году осталось лишь несколько отрезков, самый длинный из которых составляет 1,3 км.

Как добраться

Чтобы понять, что из себя представляет Берлинская стена, посети галерею на открытом воздухе East Side Gallery . Она демонстрирует самый большой сохранившийся участок бывшей границы длиной 1316 м.

Чтобы добраться до галереи, нужно приехать на вокзал Berlin Ostbahnhof . Рядом с вокзалом есть автобусная остановка , тебе нужны автобусы 240, 347 и N40. Для пользования общественным транспортом в Берлине можно оформить Berlin Welcome Card. Билеты по этой карте действуют без ограничений на количество поездок в течение двух дней. Стоимость билета составляет 20 €.

От вокзала нужно идти в сторону моста Oberbaumbrücke . По дороге к галерее расположен многофункциональный стадион «Мерседес-Бенц Арена» .

Время работы и стоимость

Бесплатно в любое время суток.

Интересные факты

  • Вся стена разукрашена более чем 106 картинами. Основная часть граффити посвящена политическим событиям в Германии 1989—1990 годов. В работе над картинами принимали участие 118 художников из 21 страны мира. Одно из самых популярных граффити — картина Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», изображающая поцелуй Брежнева и Хонеккера. С 1991 года галерея охраняется государством как исторический памятник.

Картина Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». Фото: turtix/Shutterstock

  • Не все жители Восточного Берлина были готовы мириться с ограничением их прав на пересечение границы, поэтому многие граждане неоднократно пытались её преодолеть. Согласно законодательству ГДР пересечение границы было запрещено. За незаконную попытку побега из Восточной Германии пограничники имели право стрелять в людей на поражение. Однако имели место случаи, когда немцы пытались сбежать из капиталистической части города в социалистическую. Согласно инструкциям восточногерманским пограничникам надлежало всячески содействовать таким беглецам.
  • За 30 лет существования стены успешно преодолеть её смогли более 5000 человек. Однако успешно перебраться через заграждения получалось далеко не у всех: по официальным данным, при попытке побега было убито более 140 человек, более 3000 были задержаны и посажены в тюрьму.
  • Ямайский спортсмен Усэйн Болт, установивший новый мировой рекорд на соревнованиях в Германии в 2009 году, получил в подарок кусок Берлинской стены весом 2,7 тонны.

Берлин стал точкой соприкосновения двух враждующих сторон. За Берлинской стеной стоит множество разрушенных семей, сотни поломанных судеб. Она прочно закрепилась в истории города и мира в целом. Каждый, кто собирается посетить столицу Германии, должен увидеть Берлинскую стену и осознать, через какие трудности пришлось пройти людям.

«Будто жили в тюрьме»: история строительства и падения Берлинской стены

30 лет назад произошло падение Берлинской стены, разделявшей город на протяжении 28 лет. Сейчас ее фрагменты служат мемориалом, напоминающим о периоде холодной войны. История строительства и исчезновения стены — в материале РБК.

Берлинская стена простояла с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года, а появилась практически за одну ночь.

Утром 13 августа 1961 года берлинцы увидели строительные работы в восточном секторе. Указание начать строительство отдал руководитель Восточной Германии Вальтер Ульбрихт по решению местного парламента. Сначала появилась колючая проволока, которую с 15 августа начали менять на бетонные и каменные заграждения

«Ни у кого на нашей улице не было телевизора, новости получали через людей, газеты и по телефону. Ночь, когда появилась стена (когда ее начали строить, во всяком случае), наша семья была дома. Мы услышали, как люди на улице кричат и плачут, все громче и громче. Мы пошли на улицу, чтобы увидеть эту ужасную панику и страх. Соседи говорили друг другу и нам, что у них есть родные в Восточном Берлине, они пытались связаться с ними, но не смогли, и что никто не знает, что происходит. Распространялись слухи. Кто-то думал, что их родственников убили или скоро убьют. Я никогда такого не видел, все плакали», — вспоминал появление стены Барб Дигнан, который в то время жил в городе Бад-Кройцнах

Сразу после разделения Берлина в 1948 году на зоны влияния стены не было, но была обозначенная линия раздела и 81 пропускной вход на улицах. Отсутствие четкой физической границы между зонами приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов на Запад. За время, пока не было стены, из ГДР в ФРГ перебрались 2,5 млн человек

Фактически в Берлине было две стены — полоса между ними называлась «полосой смерти», чья ширина составляла от 15 до 150 метров, где любого нарушителя могли застрелить. Общая длина стены — около 170 км, из которых 45 км проходили по Берлину. Количество наблюдательных вышек — 302; количество бункеров — 20.

«Я чувствовала себя так, будто живу в тюрьме», — вспоминала​ жительница Восточного Берлина Лиза Штайнхойзер-Гляйнсер

Берлинская стена состояла в основном из стандартных блоков высотой 3,6 м и шириной 1,5 м. После разрушения около 40 тыс. блоков были использованы для различных строительных проектов в Германии, многие были проданы или подарены другим городам. Кусок берлинской стены есть и в Москве у Сахаровского центра

Последний руководитель ГДР Эгон Кренц тяжело пережил момент падения стены и воссоединения Германии. Он воспринимает это как предательство со стороны СССР. В 1997 его признали виновным в гибели людей, пытавшихся перейти через границу между Восточной и Западной частями города до падения стены, и приговорили к шести с половиной годам заключения, в тюрьме он провел четыре года

Прорыв через стену и ее разрушение произошли случайно. 9 ноября 1989 года в эфире телевидения ГДР показали ответы на вопросы члена политбюро Гюнтера Шабовски, который заявил, что упрощение режима пересечения начинается немедленно. Хотя планировалось, что он будет облегчен постепенно, а жителям востока все равно потребуется виза для пересечения границы. В тот же вечер тысячи людей начали подходить к границе, первым не выдержал наплыва людей офицер на КПП Борнхольмер-штрассе Харальд Йегар, давший команду пропустить толпу. Его примеру последовали и на других КПП

Во время падения стены СССР руководил Михаил Горбачев, ГДР Эгон Кренц, ФРГ — Гельмут Коль. «Когда 9 ноября рухнула Берлинская стена, это не стало для нас неожиданностью. Становилось все более очевидно, что воссоединение Германии не просто неизбежно, но что это вопрос ближайшей перспективы» — вспоминает Горбачев в недавно вышедшей книге «Что поставлено на карту: Будущее глобального мира»

Разрушение стены стало одним из этапов воссоединения Германии — ФРГ и ГДР формально объединились 3 октября 1990 года. Объединенный Берлин стал столицей страны, но парламент и правительство окончательно переехали в него из Бонна в 1999 году.

Жительница ГДР, нынешний канцлер Ангела Меркель описала, как могла бы сложиться ее жизнь, если бы Германия не воссоединилась: «Женщины выходили на пенсию в возрасте 60 лет, и уже пять лет назад я бы получила загранпаспорт и отправилась бы в путешествие по Америке Увидеть Скалистые горы, путешествовать на машине и сходить на концерт Брюса Спрингстина — вот о чем я мечтала».

Дата в истории: 13 августа 1961 года возвели Берлинскую стену

Возведенная за одну ночь Берлинская стена на десятилетия разделила немцев. Кому она была нужна?

С 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989-го Берлинская стена разделяла город на две части: Западный и Восточный Берлин. Она стала самым знаменитым символом холодной войны.

Читайте также  Воробьевы горы история

Берлин до 1961 года — последняя «лазейка» на Запад

До возведения Берлинской стены граница между западной и восточной частью города была открыта, предоставляя гражданам ГДР шанс на беспрепятственный выезд из страны. Между 1949 и 1961 годами этой возможностью воспользовалось более двух с половиной миллионов человек. Массовые выезды называли «голосованием ногами»: уезжая, граждане ГДР высказывались против существующего социалистического режима. Часто страну оставляли молодые специалисты, что отрицательно сказывалось не только на демографии, но и на экономике восточногерманского государства.

Руководство социалистического лагеря приняло решение о возведении Берлинской стены на фоне обострения конфликта между двумя военно-политическими блоками: НАТО и странами Варшавского договора. Историки называют это событие «вторым рождением» ГДР: полностью отгородившись от Запада, страна решила сосредоточиться на идеологической компоненте и построении «реально существующего социализма».

Непосредственное начало строительства Берлинской стены в августе 1961 года до сих пор остается событием, не все обстоятельства которого ясны на все 100 процентов. Немецкий историк Мартин Забров (Martin Sabrow) считает, что на ситуацию повлияли как различные послевоенные обстоятельства, так и вполне определенные личности. «Руководитель Восточной Германии Вальтер Ульбрихт (Walter Ulbricht) был гораздо сильнее Хрущева заинтересован в том, чтобы прекратить отток людей, — уверен Забров. — Хрущев верил в утопию, считая, что социализм восторжествует в Берлине безо всяких стен и границ. Он действительно был убежден в превосходстве советской системы. Ульбрихт понимал, что ситуация ухудшается с каждым днем, и начал бомбардировать советское руководство письмами и разговорами о блокаде. Он считал Стену необходимой мерой на пути спасения ГДР».

Попытки бежать и жертвы Берлинской стены

Возведение Стены началось ночью 13 августа. Ее общая длина составила 155 километров, из них 45 километров пролегало в черте города, разделяя иногда одну улицу на две части. 155 километров колючей проволоки, бетонная стена высотой в 3,6 метра и 302 наблюдательные вышки остановили массовую эмиграцию в ФРГ. Однако попытки побегов были и потом. Для дестяков граждан ГДР они закончились трагедией.

В 1962 году 18-летний Петер Фехтер был убит пограничниками ГДР при попытке перебраться через Берлинскую стену. Около часа он истекал кровью, пока не был увезен пограничниками. Скончался от потери крови.

До 1989 года побег на Запад, который требовал тщательной подготовки и был связан с риском для жизни, удался нескольким тысячам человек. По мере ужесточения пограничного контроля фантазия беглецов становилась все более изощренной: они прятались в специально встроенные в автомобили тайники, музыкальные колонки, пересекали границу на воздушных шарах и самодельных дельтапланах. Одним из самых известных побегов стал массовый исход по самостоятельно прорытому туннелю длиной в 140 метров. За два вечера в 1964 году 57 человек перебрались по нему на территорию Западного Берлина.

Первой жертвой Берлинской стены стала женщина, выпрыгнувшая 22 августа 1961 года из окна восточногерманского дома. Она хотела попасть на другую сторону улицы, относящуюся к западной части города, но разбилась насмерть. Через два дня после этого, 24 августа 1961 года, пограничниками ГДР возле Стены впервые был застрелен гражданин ГДР, пытавшийся бежать на Запад: его имя — Гюнтер Литфин (Günter Litfin).

«Кусочек истории» из Берлина

После открытия границы между Западным и Восточным Берлином Стену в буквальном смысле начали разбирать по кускам. Ее обломки стали излюбленными сувениром. А некоторые особые любители современной истории вывозили даже целые блоки.

Сегодня оставшиеся участки стены являются излюбленным местом паломничества гостей города. Бетонные блоки, разделявшие некогда два государства, считаются историческим памятником и находятся под охраной государства.

Где проходила Берлинская стена

Тропа вдоль Берлинской стены

На протяжении долгих 28 лет Берлинская стена делила город на две части — Восточный и Западный Берлин. В 2019 году исполнилось уже 30 лет со времен мирной революции в ГДР и момента падения этого символа холодной войны и раздела Германии, объединившейся в 1990-м.Там, где она раньше проходила, сейчас проложен 160-километровый исторический маршрут — Тропа вдоль Берлинской стены (Berliner Mauerweg).

Где проходила Берлинская стена

Мемориальный комплекс

Начинать поездку на велосипеде или пеший тур можно в любом месте и не обязательно проделывать весь маршрут целиком или за один раз. Можно выбрать какой-нибудь участок или проходить эту историческую тропу поэтапно. Стартовать можно в центре немецкой столицы, где на улице Бернауэр штрассе находятся мемориал и документационный центр «Берлинская стена».

Где проходила Берлинская стена

Где проходила стена

Почти шестикилометровый отрезок обозначен здесь такой двойной линией из булыжников, на которой на разных расстояниях друг от друга расположены бронзовые таблички «Берлинская стена 1961-1989» («Berliner Mauer 1961-1989»). Выше надписи находился Восточный Берлин, ниже — Западный. Это помогает ориентироваться на месте.

Где проходила Берлинская стена

Бранденбургские ворота

Если от мемориала на Бернауэр штрассе проследовать по тропе в сторону нынешнего правительственного района Митте, маршрут проведет вдоль реки Шпрее мимо Рейхстага до Парижской площади и Бранденбургских ворот. Во времена Берлинской стены ворота находились между двумя частями города, став символом раздела Берлина, а после падения — символом воссоединения Германии.

Где проходила Берлинская стена

Чекпойнт Чарли

Попасть из одной части города в другую во времена существования Берлинской стены можно было через восемь контрольно-пропускных пунктов. Самый известный из них — Чекпойнт Чарли (КПП «Чарли») на улице Фридрихштрассе. Сейчас здесь можно увидеть реконструкцию 2000 года. Из-за большой популярности этого места атмосфера вокруг больше напоминает туристический «Диснейленд».

Где проходила Берлинская стена

Дозорные башни

Со стороны ГДР вдоль Берлинской стены было возведено более трехсот дозорных башен, на которых круглосуточно несли дежурство солдаты, готовые открыть огонь на поражение. Стоять оставили лишь три башни. Они находятся под охраной в качестве исторических памятников. Одна из них, возведенная из бетона в 1966 году, расположена около Потсдамской площади и открыта для посещения.

Где проходила Берлинская стена

Истсайдская галерея

Самый длинный сохранившийся участок Берлинской стены находится в районе Фридрихсхайн — знаменитая Истсайдская галерея (East Side Gallery). После открытия границы эти плиты были разрисованы художниками, став историческим памятником и постоянной галереей под открытым небом. Самым известным граффити здесь является работа Дмитрия Врубеля «Братский поцелуй».

Где проходила Берлинская стена

Глиникский мост

Большая часть тропы — 110 километров — пролегает вдоль внешней городской границы, проходившей между Западным Берлином и Бранденбургом. Особой достопримечательностью здесь является Глиникский мост через Хафель в районе Потсдама, на котором во времена холодной войны производили обмены агентов и политзаключенных. Одна из таких акций 1962 года легла в основу голливудского фильма «Шпионский мост».

Где проходила Берлинская стена

Музей в пограничной башне

Исторический маршрут проходит не только по городским районам, но из через пригородные леса, вдоль рек, по лугам и полям. Участки, где Берлинская стена пролегала за чертой города, часто становились местом рискованных попыток жителей ГДР бежать на Запад — например, переплыв через Хафель. Жизни в этих местах во времена существования Cтены посвящен музей в бывшей дозорной башне в Хеннигсдорфе.

Где проходила Берлинская стена

Сакура вместо стены

Некоторые участки на бывшей границе засадили сакурами. Деревья были подарены жителями Японии, которые тем самым хотели выразить радость в связи с воссоединением Германии. Весной полюбоваться их цветением можно, например, в районе Панков около моста на улице Борнхольмер штрассе, где находился первый КПП, открытый в ночь падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года.

Автор: Анн Термеш, Элизабет Грениэр, Максим Нелюбин

Берлинская стена: два города, два мира, две Европы

13 августа 1961 года началось сооружение Берлинской стены — главного символа «холодной войны» и разделения Германии

Берлинская стена стала самым известным в мире символом холодной войны, а ее разрушение закономерно превратилось в символ развала коммунистического союза восточноевропейских государств. За неполных три десятка лет своего существования Берлинская стена обросла множеством мифов: число погибших исчисляли сотнями, она считалась непреодолимой, а тех, кому удавалось вырваться в Западный Берлин, полагали инженерными гениями. В действительности документы подтверждают только 140 случаев гибели при попытках преодолеть Берлинскую стену, тогда как успешные побеги фиксировались чаще — более 5000 раз. И большинство из побегов были результатом скорее усердия и огромного желания оказаться на Западе, чем проявлением инженерного гения. Он-то как раз создал ту самую Стену, за которой три десятилетия на территории социалистической ГДР бок о бок с ее столицей существовал капиталистический Западный Берлин.

Оцепление из восточногерманских солдат возле Бранденбургских ворот в первый день строительства Берлинской стены 13 августа 1961 года

Два мира — два Берлина

Появление Западного Берлина стало результатом выполнения союзнических договоренностей об оккупационных зонах в Германии. Несмотря на то, что столицу третьего рейха взяла штурмом Красная Армия, причем без всякой поддержки союзников, город после победы разделили на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, американскую и французскую. И, как три зоны оккупации Германии превратились в Тризонию, на основе которой 23 мая 1948 года была провозглашена ФРГ, так из трех западных берлинских зон родился Западный Берлин.

Это было уникальное образование: в сердце провозглашенной 7 октября 1949 года ГДР появился анклав, политика которого определялась даже не в западногерманской столице — Бонне, а гораздо дальше. Снабжение западноберлинской территории шло за счет бывших стран-оккупантов, и Восточной Германии приходилось не просто мириться с этим, но и охранять специальные транспортные коридоры, предназначенные для этой цели.

Солдаты Национальной народной армии ГДР охраняют участок границы с Западным Берлином, на котором идет строительство первой части Берлинской стены, 23 ноября 1961 года

Но идеологические и политические противоречия, разделившие Германию, не могли окончательно разделить берлинцев, многие из которых имели родственников по ту или эту стороны границы или ездили на работу из одного Берлина в другой. И хотя они не могли делать это совершенно свободно, все-таки возможностей для таких перемещений было достаточно: ежедневно через 94 пропускных пункта (81 уличный и 13 в метро и на городской железной дороге) границу между двумя Берлинами пересекали в среднем 400 тысяч человек.

Учиться на Востоке и работать на Западе

Традиционной причиной, по которой власти ГДР в конце концов приняли решение возвести Берлинскую стену, называют постепенно увеличивавшиеся масштабы бегства подготовленных специалистов из Восточной Германии. Для них возможность свободного выезда в Западный Берлин была фактически открытой дорогой к переселению в ФРГ. Конечно, восточногерманские власти такая ситуация не могла устраивать. И дело было даже не в идеологии, хотя она занимала существенное место в западноберлинском вопросе. ГДР, в которой высшее и среднее специальное образование были бесплатными, регулярно лишалась существенной части высококлассных подготовленных специалистов. Многие жители Восточного Берлина и вообще Восточной Германии стремились стать инженерами, врачами, строителями и так далее за счет бюджета ГДР, но устроиться работать в Западном Берлине, где платили существенно больше.

Читайте также  История возникновения рима

Жители Западного Берлина смотрят через только-только появившуюся Берлинскую стену на восточный сектор города, 1961 год

Но возможность постоянно сравнивать два образа жизни некогда единой страны, конечно, тоже поддерживала стремление молодых немцев (а именно они составляли существенную часть постоянно перемещавшихся через границу Западного Берлина) к переселению на Запад. Постепенно усиливавшееся влияние Штази на повседневную жизнь в ГДР, жесткий идеологический контроль, ухудшение условий работы — все это заставляло жителей Восточного Берлина и переехавших в столицу немцев налаживать контакты в Западном Берлине и стремиться перебраться туда сначала на работу, а потом и навсегда.

Особенно активным этот процесс стал в конце 1950-х и начале 1960-х годов, когда руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт объявил экономический курс на преодоление разрыва между двумя Германиями и достижение превосходства восточногерманской экономики над западногерманской. Для страны это означало повышение производственных норм и быстрое расширение процесса коллективизации, который зачастую центральная власть проводила весьма жесткими методами. Немцы, имевшие возможность сопоставить условия жизни там и тут, ответили на это всплеском берлинской эмиграции, и тем самым спровоцировали окончательное решение о постройке Берлинской стены. Восточная Германия не собиралась мириться с потерей экономически активного населения и совершенно не намерена была давать остальным своим гражданам возможность увидеть, как можно жить иначе.

Жители Западного Берлина смотрят на Берлинскую стену, середина 1960-х

Независимость против недоступности

Был и еще один фактор, ускоривший возведение Стены, — конфликт между бывшими союзниками, а теперь противниками в холодной войне по поводу политического статуса Западного Берлина. Последнюю попытку урегулировать этот вопрос в 1958 году предпринял советский лидер Никита Хрущев, который выдвинул западным странам ультиматум с требованием проведения в течение полугода переговоров о статусе западной части германской столицы. Советское правительство предлагало придать Западному Берлину статус вольного демилитаризованного города, который бы управлялся независимой гражданской администрацией, а не оккупационными властями. Но поддержки на Западе эта идея не получила: там обоснованно опасались, что независимая администрация быстро потеряет сначала экономический, а потом и политический контроль над территорией, которая вскоре без всяких проблем сольется с остальной Восточной Германией.

Берлинская стена в районе Бранденбургских ворот, середина 1960-х годов

Обсуждение всех этих вопросов шло достаточно открыто для того, чтобы о неопределенности судьбы Западного Берлина узнали не только его жители, но и их восточные соседи. Это спровоцировало новый виток «уходов» на Запад: с января по июль 1961 года ГДР покинули почти 208 тысяч человек, в том числе 30 тысяч — только в июле. Еще около 10 тысяч успели уехать в первые дни августа. А вот те, кто пришел на пропускные пункты ранним утром 13 августа 1961 года, увидели перед собой плотную цепочку восточногерманских пограничников, солдат Национальной народной армии ГДР и вооруженных рабочих активистов. . И закрытые двери КПП.

В течение двух дней власти Восточной Германии держали на границе вокруг Западного Берлина плотное оцепление, за спинами которого постепенно появлялись все новые и новые витки колючей проволоки. А два дня спустя, 15 августа под охраной все тех же пограничников и солдат на месте «колючки» начали появляться первые участки стены из бетонных блоков.

Так называемая «полоса смерти» Берлинской стены. Хорошо виден последний рубеж ограждения — бетонный забор на границе с Западным Берлином, по верху которого идет закругленный бордюр, не позволяющий зацепиться, и дорожка для патрулирования перед ним

155 километров раздора

Общая длина Стены составляла 155 километров, из которых только 43 км проходили по территории собственно Берлина, а остальные приходились на пригороды. Те, кто никогда не видел Берлинскую стену, представляют ее себе в виде бесконечного бетонного забора с колючей проволокой наверху. В действительности Стена представляла собой сложное инженерно-фортификационное заграждение, включавшее и участки из бетонных блоков с закругленным навершием (чтобы никто не мог зацепиться за стенку и преодолеть ее), и заграждения из перевитой колючей проволоки, и участки металлического забора. Но непреодолимой или почти непреодолимой Берлинскую стену делали не сами заборы, а то пространство между ними, которое патрулировалось восточногерманскими пограничниками: с контрольно-следовой полосой, металлическими противотанковыми «ежами», яркими фонарями и участками колючей проволоки под напряжением.

Конечно, такой сложной структура Стены была не везде, а только на самых «побегоопасных» участках. Но в целом несанкционированное проникновение на западноберлинскую территорию стало почти невозможным. Тем, кто получал соответствующие разрешения, требовалось пройти через один из тринадцати контрольно-пропускных пунктов (к 1989 году из них действовали только три) и через них же вернуться назад, поскольку правом проживания на территории Западного Берлина восточные немцы не обладали.

Восточногерманские солдаты патрулируют границу с Западным Берлином незадолго до начала строительства Берлинской стены

Проще всего приходилось пенсионерам ГДР: они обладали правом свободного перемещения между частями Берлина. И это еще раз подтверждает версию о том, что важнейшей причиной для строительства Берлинской стены стали все-таки экономические, а не идеологические мотивы.

Как только появилась Стена, начались и побеги через нее. Жители ГДР не собирались мириться с невозможностью отправиться за лучшей жизнью. Первым беглецом стал 19-летний пограничник Конрад Шуман, который перепрыгнул через колючую проволоку днем 15 августа 1961 года. С того дня и до падения Берлинской стены через нее сумели перебраться тысячи человек, причем далеко не все из них шли с востока на запад — были и такие, кто шел с запада на восток. По ним, в отличие от беглецов из ГДР, восточногерманские пограничники не имели права открывать огонь, а всячески способствовали таким перебежчикам.

Вид на укрепленный участок Берлинской стены в городской черте со стороны Западного Берлина

Те же, кто стремился в Западный Берлин, рисковали не только свободой, но и жизнью: приказ прямо требовал от пограничников ГДР открывать огонь на поражение по всякому, кто рвался на Запад. По разным данным, число таких жертв может составлять от 140 (подтвержденные документально случаи гибели) до 1300 человек, еще около двухсот были ранены. Свыше 3000 перебежчиков были задержаны и получили тюремные сроки: в уголовном законодательстве Восточной Германии существовала отдельная статья, предусматривавшая наказание за попытку бегства из страны.

И все-таки гораздо больше перебежчиков сумели воплотить свою мечту и перебраться в Западный Берлин. Число успешных побегов через Берлинскую стену составляет 5075.

Демонтаж секции Берлинской стены возле Бранденбургских ворот, 21 декабря 1989 года

А 9 ноября 1989 года «перебежчиками» стали все жители Восточной Германии: правительство ГДР приняло решение о свободном праве граждан на выезд, и Стена потеряла свой смысл. В течение нескольких месяцев ее разрушили до основания, сохранив лишь некоторые небольшие участки в качестве памятников эпохе холодной войны, одним из самых ярких символов которой и была Берлинская стена.

Как возникла и пала Берлинская стена – история и малоизвестные факты

Берлинская стена

В 1961 году Берлинская стена разделила Восточную и Западную Германию, в одночасье разрушив семьи, лишив тысячи людей привычного образа жизни, ограничив их перемещение. Строительство новой укрепленной границы стало одним из последствий Второй Мировой войны и противостояния двух мощных политических сил. Сегодня в Германии сохранилась лишь часть Берлинской стены, которая служит напоминанием о печальных событиях и входит в одноименный мемориальный комплекс.

История строительства Берлинской стены

После победы СССР во Второй Мировой войне «две Германии» — ФРГ и ГДР постоянно находились в состоянии конфликта. Этому способствовало отсутствие четкой границы между ними, спорные позиции по Берлину и утечка специалистов из Восточной Германии в Западную.

В 1960 году в ГДР ввели ограничения для жителей ФРГ на посещение восточных территорий. В ответ ФРГ отказалась от соблюдения ряда торговых соглашений. Через год после этих событий В ГДР было принято решение о закрытии границы с Западной Германией. В результате в ночь на 13 августа 1961 года началось возведение Берлинской стены.

Сначала это было весьма примитивное ограждение из колючей проволоки, патрулируемое военными, однако постепенно оно превращалось в сложную инженерно-оборудованную пограничную линию. Окончательный вид стена в Германии приобрела лишь в 1975 году. Выглядела она довольно внушительно и включала в себя:

  • бетонное ограждение высотой 3,6 м и длиной 106 км;
  • земляные рвы протяженностью около 105 км;
  • 302 сторожевых вышки, стоявшие на расстоянии 250 м друг от друга;
  • полосы с металлическими шипами, чтобы помешать перейти границу тем, кто попытается перелезть через стену;
  • контрольно-следовую полосу из песка, который постоянно разравнивали, чтобы в любой момент заметить следы беглецов;
  • ряды противотанковых «ежей»;
  • запретную зону с предупредительными табличками — нахождение там гражданских лиц было строго запрещено.

Строительство Берлинской стены прервало транспортное сообщение между двумя сторонами. Было перекрыто 193 улицы, несколько трамвайных линий и железнодорожных путей, которые частично просто разобрали.

Побеги через Берлинскую стену

По различным данным побег через Берлинскую стену готовили около 70 000 человек. Примерно 60 000 из них осудили за эту подготовку. Около 5 000 человек смогли преодолеть возведенную границу, 140 человек (по официальным данным) при попытке побега были убиты. Часть беглецов — гражданские, часть — военнослужащие.

У пограничников, которые патрулировали стену, было четкое указание убивать беглецов. Об этом знали, но попытки побега не прекращались. Люди пытались преодолеть ограждение самыми различными способами: прячась под днищем автомобиля, тараня его на грузовых автомобилях, роя туннели, переодеваясь в военную форму и даже прыгая из окон домов.

Самые известные побеги:

  • 1961 год, Конрад Шуман — ему достаточно было преодолеть лишь колючую проволоку высотой 80 см, чтобы оказаться в «другой» Германии; его прыжок был запечатлен на фото, облетевшее впоследствии весь мир;
  • 1961 год, машинист Гарри Детерлинг — протаранил стену на поезде на скорости 50 км/ч; вез пассажиров, часть которых вернулась в Восточную Германию;
  • 1962 год — жители ГДР захватили корабль, плывущий по Шпрее в ФРГ, напоив и связав капитана;
  • 1964 год — за 3 дня через подземный туннель в ФРГ сбежали 54 человека;
  • 1979 год, Ганс Стрельчик и Гюнтер Ветцель — самостоятельно изготовили воздушный шар и перелетели через ограждение.
Читайте также  История шотландии кратко

Гораздо меньше повезло тем, кто пытался перепрыгнуть Берлинскую стену из своих окон. Они были или застрелены, или разбивались насмерть. Не смог повторить побег на воздушном шаре Винфрид Фройденберг. Он упал вместе с самодельным летательным аппаратом.

Падение стены

В 1988 году на фоне демократических настроений в Европе ФРГ и СССР начали переговоры об объединении Германии. В 1989 году Венгрия открыла государственную границу с Австрией, убрав укрепления. Это послужило поводом для массового оттока населения из ГДР в восточно-европейские страны, откуда люди пытались въехать на территорию ФРГ.

Результат этих событий очевиден — разрушение Берлинской стены, в которой больше не было необходимости. Уже 9 ноября 1989 года в Восточной Германии объявили о возможности беспрепятственного перехода в ФРГ и обратно.

Тысячи немцев, не дождавшись получения виз, устремились к Берлинской стене, где у пограничников просто не хватило сил их оттеснить даже с помощью водометов. Под напором населения они были вынуждены открыть границу. Восточных немцев на границе встречали жители ФРГ. Люди обнимались, целовались, пели песни и плакали от счастья. Путь к единению был слишком долгим.

За 3 дня после падения Берлинской стены Западную Германию посетило около 2 миллионов восточных немцев.

Мемориальный комплекс

Комплекс на Бернауэр штрассе — самый крупный мемориал, посвященный истории создания и разрушения Берлинской стены. Именно здесь туристы и жители города могут проникнуться атмосферой двух разделенных территорий, почтить память погибших на этой границе людей.

Интересный факт! Бернауэр штрассе называют «полосой смерти» из-за множества трагических случаев, произошедших здесь в период разделения Германии.

Мемориальный комплекс, торжественно открытый в 2010 году, включает в себя:

  • пограничную полосу длиной 1,4 км со сторожевой башней, остатками заграждения и защитными конструкциями;
  • музей, в состав которого входит библиотека и архив с документами (не для публичного доступа);
  • смотровую площадку — находится в здании музея, позволяет в подробностях изучить территорию;
  • часовню Примирения — построена на месте готической церкви, которую взорвали при строительстве стены;
  • памятные кресты, стену с фотографиями и датами смерти жертв Берлинской стены («окно поминовения»).

Вход на территорию мемориального комплекса бесплатный, осматривать пограничную полосу можно круглосуточно. Музей работает по определенному расписанию, которому подчиняется и смотровая площадка. Вход туда также бесплатный.

Берлинскую стену называют стеной позора. Ее 28-летнее существование вписало немало трагичных страниц в историю Германии, да и всего мира. И даже 1,4 км пограничной полосы, сохранившейся в мемориальном комплексе, достаточно, чтобы хоть немного понять ужас тех, кого надолго разделили буквально за одну ночь.

Видео: документальный фильм о строительстве и падении

Великая Берлинская стена: как в Германии построили, а затем снесли главный символ холодной войны

Всего через несколько дней все прогрессивное человечество, а особенно его немецкая часть, наверняка будет праздновать знаковый юбилей. Вечером 9 ноября 1989 года по телевидению ГДР объявили, что власти собираются открыть границу с другой, капиталистической Германией. Десятки тысяч жителей Восточного Берлина собрались у прежде практически неприступного барьера, разделявшего два мира, две системы. Тот самый занавес холодной войны на самом деле был вовсе не железным, а бетонным, с колючей проволокой, вышками автоматчиков и контрольно-следовой полосой. Если сейчас президент Дональд Трамп пытается строить свою «Стену», чтобы отгородить США от нежелательных, с его точки зрения, гостей, то в самом начале 1960-х руководство Германской Демократической Республики, наоборот, построило стену, чтобы не дать сбежать всему населению страны на вожделенный запад. Тридцать лет назад этот рубеж, чьими жертвами стали десятки и сотни людей, вся вина которых заключалась лишь в желании лучшей жизни, наконец-то пал. Onliner рассказывает, зачем появилась Берлинская стена и как ветер перемен ее снес.

Разделенная страна

Берлинская стена стала, возможно, главным материальным символом холодной войны именно потому, что была целиком и полностью ее порождением. Побежденная Германия превратилась в основную арену противостояния бывших союзников по антигитлеровской коалиции. Через месяц после капитуляции Третьего рейха в подтверждение решений Ялтинской конференции февраля 1945 года его территория была разделена на четыре зоны оккупации. Такая же участь постигла и столицу страны Берлин: в нем также появилось четыре сектора для каждого из государств-победителей (в их число, помимо СССР, США и Великобритании, была включена и Франция). Делили Германию еще державы, объединенные общей целью, но вскоре отношения между ними, а точнее между СССР и представителями «западного мира», стали стремительно портиться. При этом отказываться от своей немецкой доли в пользу противника никто из них намерен не был. Каждая сторона первоначально рассчитывала полностью поставить Германию под свой контроль.

Уже в 1946 году свои зоны оккупации (и берлинские сектора) объединили США и Великобритания (получившееся образование назвали «Бизонией», но не в честь бизонов, а от латинского bi — «два»). В 1948-м к ним присоединилась Франция (итог — «Тризония»), а еще спустя год процессы политического и экономического размежевания с Советским Союзом привели к неизбежному. 23 мая 1949 года западные державы в одностороннем порядке объявили о создании на территории «Тризонии» нового государства — так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). При этом в конституции ФРГ было официально закреплено стремление в дальнейшем включить в ее состав и советскую зону оккупации.

Иосиф Сталин и немецкие коммунисты, вернувшиеся из Москвы и пришедшие к власти на востоке страны, в восторг от этой идеи прийти, разумеется, не могли. Через четыре с небольшим месяца социализм нанес ответный удар — 7 октября все того же 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). Так было оформлено растянувшееся на 40 лет разделение Германии.

Однако при всем этом формальном и фактическом образовании двух отдельных стран с двумя правительствами и двумя противоположными экономическими системами еще три года граница между ними оставалась фактически прозрачной. То есть любой немец при желании мог спокойно пересечь демаркационную линию между ФРГ и ГДР и внезапно из социализма оказаться в капитализме (в редких случаях, конечно, бывали и обратные истории). Лишь в 1952 году по личному ценному указанию Сталина это недоразумение принялись исправлять: демаркационная линия, по сути, существовавшая лишь на картах, начала превращаться в полноценную границу, отгородившую самый справедливый из миров от идеологических врагов со всеми их соблазнами.

При этом главный парадокс все же остался. На территории ГДР по-прежнему существовал Западный Берлин, три союзнических сектора, и СССР был обязан согласно потсдамским соглашениям обеспечивать свободный доступ туда из ФРГ.

Это было что-то невероятное. Посреди страны, расположенной на передовой соцлагеря, находился эксклав капиталистического противника, куда, в принципе, мог попасть абсолютно любой восточный немец. Система общественного транспорта была по-прежнему единой, то есть какой-нибудь условный Франц мог выйти из своей квартиры на Карл-Маркс-аллее, парадной магистрали Восточного Берлина, сесть в обычное метро, проехать несколько станций и выйти на Курфюрстендамм, улице-витрине Берлина Западного. Более того, этот же Франц мог запросто поехать в западноберлинский аэропорт Темпельхоф, купить билет на самолет и улететь в ФРГ, что было уже и вовсе возмутительно и лишало границу всякого смысла.

Руководство ГДР вынужденно мирилось с таким положением вещей, пока строило новый железнодорожный обход Западного Берлина. Закрыть транзитное движение своих поездов через сектора союзников социалистическая Германия позволить себе не могла, но как только долгожданная объездная магистраль была готова, либеральничать немецкие коммунисты перестали.

«Антифашистский оборонительный вал»

Под мудрым руководством Вальтера Ульбрихта и Вильгельма Пика ГДР принялась строить классическую модель социализма с государственными предприятиями и колхозами. В ФРГ Конрад Аденауэр и Людвиг Эрхард выбрали тупиковый (по мнению коммунистов, конечно) путь капитализма, но почему-то достигли на нем впечатляющих успехов. За исторически мизерный срок — к концу 1950-х — экономика Западной Германии вновь стала крупнейшей в Европе (притом что значительная часть территории страны оказалась в составе ГДР). Восточные немцы видели это Wirtschaftswunder («экономическое чудо») и все понимали. К 1961 году прогрессивное немецкое государство рабочих и крестьян покинуло в направлении ФРГ 3,5 млн человек, около 20% его населения, и это были в массе своей самые лучшие кадры из числа инженерно-технических работников, врачей, преподавателей, квалифицированных рабочих. Туда же (с 1952 года в основном через Западный Берлин) уезжало и много молодежи. «Утечка мозгов» принимала катастрофический характер: в 1959 году ГДР покинуло 144 тыс. человек, в 1960-м — уже 199 тыс., а за семь месяцев 1961-го — 207 тыс. восточных немцев. Естественно, руководство партии и правительства терпеть это намерено не было. Вдобавок Берлин стал шпионской столицей Европы. Градус противостояния между СССР и капиталистическими странами после мая 1960 года, когда в небе около Свердловска был сбит американский самолет U-2 с Фрэнсисом Гэри Пауэрсом за штурвалом, последовательно нарастал.

Как только изоляция Западного Берлина стала технически возможной, в Москве была получена соответствующая санкция, и тот самый день совершенно неожиданно для мирных жителей города настал.

Приказ об изоляции Западного Берлина Вальтер Ульбрихт, первый секретарь ЦК СЕПГ, подписал в субботу, 12 августа 1961 года, и сразу после полуночи на границах американского, британского и французского секторов начало появляться оцепление из военных и членов добровольных «боевых групп» восточногерманских предприятий. Воскресным утром жители города, по своему обыкновению хотевшие отправиться в социалистическую или капиталистическую часть Берлина, сделать это уже не смогли. Перекрыты оказались и привычные средства транспорта: S-Bahn (городская железная дорога) и U-Bahn (метро).

Первоначально созданное ограждение было достаточно символичным: вдоль демаркационной линии просто положили спирали колючей проволоки. Иногда границу формировали обычные дома. В эти первые дни некоторые восточные берлинцы еще смогли убежать на запад. Самым известным стал пример 19-летнего Ханса Конрада Шумана. 15 августа 1961 года он заступил в оцепление периметра Западного Берлина и, улучив удобный момент, просто перепрыгнул созданное из проволоки заграждение, после чего бросился к стоявшему неподалеку полицейскому автомобилю. Находившийся в этот момент с западной стороны фотограф не растерялся и снял весь процесс. Вскоре эти кадры прославились как символ наступления новой эпохи.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: