История новосибирска с самого начала

В настоящей статье рассказывается о краткой истории города Новосибирска, о том, как развивался город в XVIII, XIX и XX веках, а также о том, на какие достопримечательности стоит обратить внимание туристам, решившим посетить Новосибирск.

История новосибирска с самого начала

История Новосибирска, дата основания и интересные факты

  • 1 Июля, 2019
  • Регионы
  • Оля Измайлова

Российский город Новосибирск, расположенный по берегам реки Оби на юго-востоке Сибири, является административным центром Новосибирской области и Сибирского Федерального округа.

В статье можно ознакомиться с краткой историей Новосибирска и полюбоваться на фотографии этого современного и красивого города.

Первоначальное освоение сибирских земель

История Новосибирска начинается еще с 16-го века. Строить первые сибирские поселения в тот период начали служилые люди, которые отправлялись по долгу службы в отдаленные уголки страны с целью освоения новых земель, а также защиты границ от нападений кочевников. Практически до конца 17-го века численность служилого населения превосходила все остальные народности и социальные группы, заселявшие Сибирь.

В начале 18-го века на территории региона были построены первые остроги (временные или постоянные населенные пункты, огороженные частоколом из заостренных бревен), среди которых самыми известными являются Бердский острог, основанный на реке Бердь; Чаусский, поставленный возле устья реки Чаус; и Умревинский. Благодаря постройке этих оборонительных и защитных сооружений активно начинается освоение приобских земель крестьянами. Таким образом, к концу 18-го века на обоих берегах Оби возникло множество деревень, вошедших в состав Кривощековской волости, на территории которой на тот момент насчитывалось более 4000 человек.

Основание Новосибирска

В середине 19-го века в связи с принятием в 1861 году закона, освободившего крестьян от крепостного права, резко увеличился поток переселенцев, направившихся на восток страны. Крестьянам стало не хватить земель в европейской части России, и правительство стало наделять крестьян земельными наделами за Уралом.

Одного Московского тракта, который соединял центральные регионы России с могучим и обширным восточным краем, уже было недостаточно, поэтому в 1891 году по указу императора Александра III было начато строительство Сибирской железнодорожной магистрали.

Среди причин, которые подтолкнули царя принять решение о прокладывании железнодорожных путей в сибирский регион, можно выделить следующие:

  • необходимо было начать освоение богатых ресурсов Восточно-Сибирского региона;
  • понадобились дополнительные рынки сбыта продукции и сырья;
  • руководству страны не давал покоя выход к тихоокеанскому побережью.

Дата основания Новосибирска — 30 апреля. В этот день в 1893 году в село Кривощеково прибыли видные российские инженеры и отряд строителей для возведения моста через реку Обь. Таким образом, принято считать, что 1893 год — это год основания Новосибирска.

Работы по строительству моста и прокладыванию железной дороги были окончены в 1897 году. К тому времени первоначальный вид села очень изменился. В поселке появились паровые мельницы, огромная лесопилка, крупный склад керосина и множество торговых заведений, а речная пристань и железнодорожная станция на реке Оби превратились в крупные торговые пункты на Сибирской железной дороге.

Город Новониколаевск

История Новосибирска начинается с городка под названием Новониколаевск. Первоначально поселок, в котором поселились строители и проектировщики моста, носил название Александровский, в честь императора Александра III, но позже его переименовали в Новониколаевск.

В 1903 году поселку присвоили статус города. В начале 20-го века городок был застроен в основном деревянными строениями, которые практически полностью выгорели во время большого пожара, охватившего город в 1909 году. С этого момента все здания в городе стали возводить из камня.

Город развивался очень быстрыми темпами, и через 10 лет на его территории было построено около 12 каменных двухэтажных школ с отоплением и канализацией. Многие иностранные компании открыли в городе свои представительства, в Новониколаевске работало 7 банков и проживало около 70 000 человек. Через город была проложена ветка Алтайской железной дороги, и во время Первой мировой войны через этот сибирский городок на фронт переправлялись войска и поставлялось продовольствие.

В 1917 году Новониколаевск превратился в крупный торгово-транспортный центр, по своему экономическому и промышленному развитию он значительно обгонял соседние города, и 17 апреля 1917 года ему был присвоен статус уездного города Томской губернии.

Новосибирск во время Октябрьской революции

Октябрьская революция, изменившая ход истории всего Российского государства, не обошла стороной и развивающийся промышленный центр. В годы гражданской войны город был практически полностью разорен — перестали работать многие промышленные и государственные учреждения, торговые пункты, даже железная дорога перестала функционировать на полную мощь. Красная армия несколько раз пыталась захватить власть в Новониколаевске, но полностью занять город ей удалось лишь в декабре 1919 года.

Постепенно к городу вернулся его прежний экономический статус. В 1925 году он стал административным центром Сибири и был переименован в Новосибирск, дабы не иметь ничего общего с именем монарха.

Новосибирск: история города в годы Второй мировой войны

За годы Великой Отечественной войны из Новосибирского региона было призвано на военную службу около 700 000 человек. На территории школ и больниц разворачивались военные госпитали, раненые, которые по состоянию здоровья больше не могли отправиться на фронт, обучались другим специальностям.

Наряду со всеобщей мобилизацией в городе стали активно работать заводы и предприятия, выпускающие оптические приборы, радиостанции, шинели. За годы войны Новосибирский завод имени Чкалова превратился в крупнейший авиастроительный завод. К концу войны город стал самым крупным индустриальным центром Сибирского региона.

Сибирский центр науки и культуры

История Новосибирска богата различными культурными и научными достижениями. В 30-е годы 20-го века в Новосибирске активно стала развиваться не только промышленность, но и социально-культурные сферы жизни. В 1934 году был построен Академический театр оперы и балета.

В 50-х годах ученые физики и математики создали в городе Академгородок, на территории которого располагаются крупные исследовательские центры и лаборатории.

В 60-х годах в городе был открыт известный на всю страну зоопарк, который отличается богатой коллекцией животных.

Официально статус культурного и научного центра Новосибирск получил в феврале 1990 года.

Самые главные достопримечательности Новосибирска

Безусловно, история Новосибирска очень интересная, но не менее интересны достопримечательности города. Самой главной достопримечательностью Новосибирская является величественная, бурная река Обь, протекающая по территории Сибири много тысяч лет. Гуляя по городу, обязательно стоит пройтись по новой и живописной Михайловской набережной, насладиться красивыми видами или даже прокатиться на прогулочном судне.

Так как история Новосибирска началась во многом благодаря строительству железнодорожных путей, то непременно стоит познакомиться со зданием железнодорожного вокзала, который был открыт в 1939 году. Это поистине грандиозное сооружение, которое впечатляет многих гостей города.

Самым старым каменным зданием города, представляющим большой интерес для верующих туристов, является Собор Александра Невского. Храм был освящен в 1899 году, и сейчас в его стенах хранятся важные церковные реликвии.

Среди музеев Новосибирска очень интересным может показаться Дом офицеров. Это единственный в своем роде дом-памятник, построенный в честь героев Первой мировой войны.

Еще одним интересным местом в городе является музей Солнца, в котором собрана коллекция образов Солнца в различных верованиях. На территории музея часто проводятся различные поэтические чтения, музыкальные и творческие вечера, там можно познакомиться с интересными людьми и занимательно провести время.

Город, который изначально возник как небольшое поселение при железной дороге, с годами превратился в крупный индустриальный мегаполис с развитой культурной и научной жизнью. В первый год нового тысячелетия Новосибирск по праву получил статус третьей столицы России и стал центром Сибирского федерального округа.

Основан Новосибирск

О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ

В Государственном архиве Новосибирской области среди ценных исторических документов хранится сообщение о переименовании поселка Новониколаевска (Новосибирска) в безуездный город. Документа же о возникновении самого города, к сожалению, в архиве нет. Закладку железнодорожного моста через реку Обь считают датой основания Новосибирска. Она состоялась, как утверждают многие авторы справочников, 20 июля (1 августа) 1893 года.

Постройка железнодорожного моста, соединившего оба берега одной из крупнейших рек мира — Оби, была большим событием и не могла пройти незаметно. Когда возводилось крупное сооружение, то обычно к нему прикреплялась памятная доска с указанием точной даты; об этом сообщалось в печати. Местные старожилы уверяли, что видели такую доску у моста на левом берегу реки, другие — на правом (мост возводился одновременно на двух берегах). Работники управления западно-сибирской железной дороги не раз обследовали мост, но никаких признаков даты его закладки не нашли. В областной библиотеке большой список литературы о Новониколаевске. Это в основном сообщения о жизни и быте города.

В популярном литературно-художественном еженедельном журнале «Нива», издававшемся во второй половине XIX века, был опубликован очерк «Новониколаевский поселок», посвященный его пятилетию, но даты возникновения не указано. В тексте даны три рисунка: поселка в 1893, 1898 годах, пароходной пристани и рельсового пути в поселке.

В архиве управления Западно-Сибирской железной дороги хранится редкий альбом «Великий путь» (виды Сибири и ее железных дорог), подготовленный в 1899 году в Красноярске «М.Б. Аксельродом и К°». В альбоме имеется большой снимок железнодорожного моста через реку Обь, без указания времени его закладки.

Новониколаевским городским общественным управлением также был изготовлен и издан альбом «Виды города Новониколаевска 1895-1913 гг.», который хранится в Новосибирской областной библиотеке. В альбоме в описании истории города Новониколаевска Томской губернии говорится: «Всего 20 лет назад в том месте, где теперь возник город, насчитывающий десятки тысяч жителей, рос сосновый бор. Но вот в 1893 г. Великий Северный железнодорожный путь перерезал величайшую сибирскую реку Обь, и с этого момента в узле пересечения зародилась новая жизнь». Это первая ссылка на дату возникновения города.

Одним из основателей нашего города называют талантливого инженера-путейца и известного писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. Он искал наиболее удобное место постройки моста через Обь для сибирской железнодорожной магистрали. По проекту намечалось линию провести вблизи Колывани. С изыскательской партией Гарин-Михайловский пошел по берегу Оби на юг. Весной 1891 года изыскатели появились у села Кривощеково против устья речки Каменки. Здесь оказалось наиболее выгодное место для сооружения моста. Вот запись из дневника Гарина-Михайловского: «На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами оба берега реки и ложе скалисты здесь. И при том это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен». Много потребовалось сил, прежде чем экономически выгодное предложение о постройке моста через могучую Обь у Кривощеково удалось осуществить.

Время появления изыскательской партии послужило для возникновения еще одной даты основания города — 1891 год. Она приводится в первом томе «Азиатской России», изданном Главным управлением землеустройства и земледелия. Открываем «Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1895 год» (Томск, 1895 год, страница 317). Там сообщается: «В конечном пункте участка в с.Кривощекове на берегу Оби приступлено к постройке постоянного на кессонных основаниях моста через реку Обь. Торжественная закладка этого сооружения была произведена 20 июля 1894 года».

Эта же дата указывается в адресно-справочной книге «Весь Новониколаевск на 1924-1925 гг.» , изданная сибирским отделением Российского телеграфного агентства. Книга открывалась историческим очерком о Новониколаевске. На странице 5 первого раздела говорится: «20 июля 1894 года состоялась торжественная закладка моста, а на месте ст.Новониколаевск-I началась расчистка площади под станционные пути и постройку станции Обь». Дата имеется, но нет ссылки на источник. В изданной в том же 1924 году в Новониколаевске книге «Вся Сибирь» приводится дата закладки железнодорожного моста — 1893 год. Эта же дата — в «Спутнике пассажира», книге «Весь Новосибирск». Закладку железнодорожного моста 1893 годом датируют также: энциклопедия Брокгауза и Эфрона, Большая, Малая и Сибирская советские энциклопедии.

Когда же в действительности была произведена закладка железнодорожного моста через реку Обь? Как это доказать документально?

После долгих поисков, просмотра большого количества литературы наконец найдено сообщение о точной дате закладки моста — в газете «Томский справочный листок», которая начала выходить во второй половине 1894 года. Ее редактором-издателем был П.И. Макушин, книготорговец, пионер книжной торговли и просвещения в Сибири, известный в то время общественный деятель. В седьмом номере газеты за 9 июля дана небольшая заметка «Закладка моста через Обь». В ней говорится: «Мы сообщали, что 22 июля, после торжественного молебствия в Кривощековской состоится закладка моста через Обь. На торжество это, кроме начальника работ по постройке средне-сибирской железной дороги, выедут начальник губернии и другие приглашенные лица». В пятнадцатом номере за 19 июля еще заметка: «Торжество закладки моста через Обь. В воскресенье, 17 июля, на пароходе «Николай» выехали в с. Кривощеково на торжество закладки моста через Обь начальник губернии Г.А. Тобинез, начальник управления работами по постройке Средне-Сибирской железной дороги инженер Н.И. Меженинов, и управляющий Контр. Палатой М.К. Шпейр. Закладка моста состоится 20 июля. К этому дню на торжество ожидается из Петербурга помощник управления по постройке Сибирской железной дороги Соколов». Вот передо мной заметка из местной хроники: «Вчера, вечером прибыли в Томск из Кривощеково г. начальник губернии и др. лица, ездившие на закладку железнодорожного моста». Указывается точная дата основания Новосибирска (бывшего Новониколаевска) — 20 июля (1 августа) 1894 года. И еще одно подтверждение — из иркутской газеты «Восточное обозрение». Интересна еще одна деталь, касающаяся города. Во многих дореволюционных изданиях о Новониколаевске высказывалось мнение, что у нового города большое будущее — он станет крупным центром. Вот что, например, писали авторы краткой истории к указанному альбому «Виды города Новониколаевска 1895-1913 гг.»: «Возможно, что недалеко то время, когда Новониколаевск будет сделан губернским городом, так как он вполне заслуживает этого уже в настоящее время. Таким образом, сама жизнь показывает, что место главного города или столицы Западной Сибири от Челябинска до Иркутска, сказочно выросшей возле пересечения Великого железнодорожного и водного пути. — город Новониколаевск». И это предположение оправдалось. В годы Советской власти Новосибирск стал одним из крупнейших индустриальных центров нашей страны, городом науки и культуры, известным далеко за рубежом.

Читайте также  Воробьевы горы история

НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ ПОСЕЛОК

Проведение великой сибирской железной дороги так изменило картину Сибири и так отразилось на некоторых населенных пунктах, что невольно приходится изумляться. К одному из таких центров, поражающих своим чисто американским ростом, следует отнести поселок Ново-Николаевский, известный и теперь еще под именем «Кривощеково». На левом берегу Оби, против теперешнего Ново-Николаевска, до 1894 года было расположено село Кривощековское, но так как у самого села прошла линия железной дороги, то с. Кривощековское перенесли в д. Бугры (в трех верстах от села); теперь не осталось от бывшего села и признаков, так что с трудом верится, при взгляде на пустое место, что тут недавно было расположено большое торговое село с пристанью, церковью, волостью, школой и даже каменными магазинами.

Еще большего удивления заслуживает правый берег Оби. До 1893 года на этом берегу, против села Кривощековского, ниже впадения маленькой реки Каменки в Обь, по берегу расположено было 26 избенок, окруженных со всех сторон непроходимым бором. Но с весны 1893 г. местность быстро изменилась: наехали строители железной дороги, а с ними множество разных предпринимателей, и на месте непроходимого бора стали вырастать всевозможные жилые помещения. Первые пришельцы начали строиться по правому, крутому берегу реки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял весьма удобное место для землянок и бараков.

Само собой разумеется, что между этими жилыми помещениями, расположенными в самом хаотическом беспорядке, много было (да и теперь еще есть) таких, что невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в которое добрый хозяин постесняется и скотину запереть. Находившиеся до 1893 года на правом берегу 26 избенок при самом начале постройки железной дороги были перенесены с берега в бор, а на месте их уже в 1894 году была устроена пароходная пристань и проложен рельсовый путь. К этому времени, т.е. к лету 1894 года, правый берег реки совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а на его месте росли не землянки, а вполне приличные дома, строившиеся пока в беспорядке, так как за порядком следить было решительно некому. Появился у впадения реки Каменки в реку Обь довольно солидный базар с магазинами, лавками, лавчонками, балаганами и проч., насчитывавший до 60 торговых помещений.

К осени 1894 года на правом берегу Оби насчитывалось уже до 400 жилых помещений, а народ все прибывал и прибывал; квартиры поднялись в цене до ужасающих размеров: так, например, за комнату в 3-4 кв. аршина платили до 20 р. в месяц, чернорабочие платили за «угол», т.е. за право приходить ночевать в избе, по 5-7 р. в месяц. Несмотря на дороговизну квартир, новый поселок все увеличивался; базарная площадь оказалась слишком тесной, а потому осенью 1895 года, в сентябре месяце, базарная торговля была переведена на вновь отведенную базарную площадь, которая была в первое время до того усеяна пнями, что почти невозможно было пробираться по ней на лошади. С переведением базара на новую площадь, естественно переселились туда же и местные коммерсанты со своими лавками и магазинами, а с их переселением и площадь быстро приняла вид вполне благоустроенный. Вокруг площади разместились довольно приличные дома, местами двухэтажные, с магазинами, а самую площадь очистили от пней и привели к весне 1896 года в полный порядок. Самый поселок из хаотического преобразился в благоустроенный населенный пункт; постройки между правым берегом р. Каменки и линией железной дороги быстро росли, и на этот раз не в виде землянок и бараков, а в виде приличных домов с очищенной от пней улицей, хотя и со следами недавнего бора. Вместе с поселком росла и железная дорога, и к весне 1897 года новый поселок, получивший еще осенью 1895 года название Ново-Николаевского, соединился с Европейской Россией и Европой рельсовым путем: в марте 1897 г. окончена была постройка железнодорожного моста через р. Обь.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

1893 г. — «Кривощековский выселок» или Новая деревня

Лето 1893 г. — Образование вокзального поселка у станции Обь

Май-июнь 1894 г. — Возникновение Нового поселка у реки Каменки

Лето 1894 г. — Объединенный поселок (в печати 18 ноября 1894 г. назван Обским)

Ноябрь 1894 г. — Поселок назван Александровским

17 февраля 1898 г. — Поселок переименован в Новониколаевский (впервые это название упоминается 3 декабря 1895 г.)

28 декабря 1903 г. — Поселок возведен в степень безуездного города

11 декабря 1908 г. — Город получил права городового положения в полном объеме

17 апреля 1917 г. — 15 августа 1925 г. — Центр Новониколаевского уезда

14 декабря 1919 г. — 9 января 1920 г. — Центр Новониколаевского Ревкома

23 декабря 1919 г. — 14 марта 1920 г. — Центр Томской губернии

26 декабря 1919 г. — 27 апреля 1920 г. — Центр Губревкома

13 июня 1921 г. — 25 мая 1925 г. — Центр Новониколаевской губернии

23 июня 1921 г. — 9 декабря 1925 г. — Центр Сибревкома

25 мая 1925 г. — 30 июля 1930 г. — Центр Сибирского края

8 декабря 1925 г. — Город переименован в Новосибирск (12 февраля 1926 г. это решение утвердил ЦИК СССР)

25 мая 1925 г. — 12 февраля 1926 г. — Центр Новониколаевского округа

12 февраля 1926 г. — 23 июля 1930 г. — Центр Новосибирского округа

30 июля 1930 г. — 28 сентября 1937 г. — Центр Западно-Сибирского края

28 сентября 1937 г. — Центр Новосибирской области

22 ноября 1937 г. — 3 ноября 1943 г. — Город отнесен к режимной местности

3 ноября 1943 г. — май 1945 г. — Город отнесен к режимной местности первой категории.

21 августа 1943 г. — 3 июня 1958 г. — Город отнесен к республиканскому подчинению.

3 июня 1958 г. — Город переведен в областное подчинение.

13 мая 2000 г. — Центр Сибирского Федерального округа.

История 1893–1914

Автором моста являлся профессор Н.А. Белелюбский, его соавтором — инженер Н.Б. Богуславский. Для моста были изготовлены пролетные строения консольно-балочной системы из сварочного железа. Подготовительные работы были начаты в мае 1893 года, когда на место будущего города прибыла группа мостостроителей, возглавляемая Г.М. Будаговым (в дальнейшем, в связи с его назначением помощником начальника строительства Среднесибирской железной дороги заканчивал монтаж пролетных строений инженер Н.М. Тихомиров).

24 июля 1894 года состоялась торжественная закладка первой опоры моста. К 28 марта 1897 года все строительные работы были выполнены, комиссией под председательством
Н.П. Белелюбского мост был испытан. Движение по нему началось 31 марта 1897 года. Несмотря на то, что мост был спроектирован по нормам конца столетия (сравнительно невеликие нагрузки), он прослужил почти сто лет.

В 1990 году была произведена реконструкция моста: на ранее существовавших ледорезах была сделана надстройка для расширения опор, на которых были смонтированы новые стальные пролетные строения, рассчитанные на высокие нагрузки. Для сохранения памяти о первостроителях одно из пролетных строений моста сейчас установлено на набережной Оби в парке «Городское начало».

Новосибирск образован в 1893 году — как поселок строителей железнодорожного моста через Обь Транссибирской магистрали. Подготовительные работы были начаты в мае 1893 года, когда на место будущего города прибыла группа мостостроителей.

Основано крупное промышленное предприятие — завод «Труд» (600 кв. м). Здесь выпускались запасные части к механизмам мельниц, маслозаводов и несложных сельскохозяйственных машин.

Новониколаевск становится первым городом России, в котором вводится всеобщее начальное образование.

Уже в первый год существования поселка в российской печати появилось сообщение о том, что в районе строительства железнодорожного моста через р. Обь вырос с невероятной быстротой населенный пункт, который, по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый центр («Записки Западно-Сибирского отдела императорского географического общества». Омск 1894 г. т. XXXV стр. 18). Поселок получил имя императора Александра III (Александровский), а в 1895 году поселок переименовали в честь нового царя в Новониколаевский.

В 1902 г. появились первые открытки с видами поселка на русском и французском языках, выпущенные московской фонотипией Шерера и Набгольца, а в 1904 г. подготовлен первый альбом видов города.

В этот период поселок претендует на выделение в самостоятельную административную единицу, на ранг посада или города. К 1903 году ему удается получить права безуездного города в упрощенном виде, затем, через пять лет, добиться полного городового положения. В эти годы в городе появляются отделения крупнейших российских банков — государственного, русско-азиатского, имевшего отделения не только в России, но и в Париже, Пекине, Тянь-Цзине, Иокогаме и Нагасаки, русского для внешней торговли банка, сибирского и др. Открывается главная сибирская контора «Международной компании жатвенных машин», созданной Морганом (США).

В 1905 году Новониколаевск являлся безуездным городом Томской губернии. Численность его населения, согласно данным первой однодневной переписи, проведенной 23.10.1905 года составляла 26 028 человек, из которых 10 769 являлись домохозяевами и членами их семей и 11 949 человек — квартиросъемщиками. К производственным зданиям города относились 4 паровых и 11 водяных мельниц, лесопильный, пивоваренный, кожевенный и 10 маслобойных заводов, 12 прядильных и 2 шубные мастерские, 35 кирпичных сараев, 22 прачечные. Кроме того, действовало около 200 столярных, слесарных, кузнечных, сапожных, пошивочных, хлебопекарных мастерских, 212 торговых заведений, 5 трактиров и 11 постоялых дворов, до десятка винных и пивных складов. Внутригородские перевозки осуществляли 250 легковых и 400 ломовых извозчика. Обыватели имели свыше 4 тысяч голов скота, в основном лошадей. На ситуацию в городе повлияла начавшаяся в 1904 году русско-японская война, следствием которой стали массовый призыв в армию части горожан и появление в городе гарнизона численностью в 1182 человека.

На всех этапах своего развития Новониколаевск-Новосибирск проявлял заботу о духовном начале, создавал объекты, формирующие его духовное лицо.

В первый же год своего существования, по инициативе инженера-строителя железнодорожного моста Г. М. Будагова, в городе открываются школа и народный театр (первыми учителями школы были А. Е. Трубин и А. И. Посольская), а 22 мая 1897 года закладывается добротный каменный собор Александра Невского. В 1898 году по инициативе Р. Л. Янкелевич-Чариной создается музыкально-драматический кружок, через два года предпринимателем Н. П. Литвиновым открывается типография.

В 1902 года заботами и усердием П. А. Смирновой было открыто детское учреждение для подготовки девочек и мальчиков (начиная с семилетнего возраста), к поступлению в иногородние гимназии. В 1905 году оно преобразовано в женскую прогимназию с четырехлетним сроком обучения (в 1916 году преобразуется в первую Новониколаевскую женскую гимназию).

Читайте также  Дата основания твери

В 1906 году начинает работать библиотека, основу которой составили 700 книг классиков художественной литературы, подаренных купцом Руниным. Редактор М. Ф. Курский и издатель Н. П. Литвинов начинают издавать городскую газету «Народная летопись» В этом же году Г. А. Бутович открывает частное мужское училище, готовящее юношей для поступления в технические вузы, а его жена 3. И. Бутович открывает частный детский сад.

В 1912 году Новониколаевск становится первым городом России, в котором вводится всеобщее начальное образование. В следующем году по инициативе Г. Е. Авксентьева создается оркестр в составе 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и других музыкантов. В 1916 году открывается первая музыкальная школа С. Н. Заводовского по обучению игры на фортепиано, скрипке, виолончели и других оркестровых инструментах.

Интересно, прочтите! «История Новосибирска»

В юго – восточной части Западно – Сибирской равнины по берегам реки Оби расположен город Новосибирск – научный, культурный, торговый, транспортный и промышленный центр Сибири. Статистические данные Город Новосибирск занимает площадь в 50 га или 505,7 км2 Население Новосибирска составляет около 1 625 600 человек (2020 г.)

Основание Новосибирска

Свое начало город отсчитывает с февраля 1893 года, когда был утвержден план о прокладки Великой Сибирской железнодорожной магистрали через реку Обь у села Кривощеково. Вернее, речь шла о возведении железнодорожного моста, одного из нескольких, которые будут построены для того, чтобы соединить центральную часть России с Дальним Востоком Транссибом. Как только сошел снег, работа закипела. Две тысячи землекопов принялись прокладывать железнодорожные пути от станции к пристани. Напротив будущего моста разрастался поселок, который в 1895 году получил название Новониколаевский, в честь государя Императора.

В 1897 году строительство моста и прокладка железной дороги были завершены, а речная пристань и железнодорожная станция Обь превратились в крупные торговые и перевалочные пункты на Сибирской железной дороге. В поселке работало несколько паровых мельниц, мощная лесопилка, превратившаяся практически сразу в завод, крупнейший склад керосина знаменитых братьев Нобелей, действовало около 150 торговых заведений.

Город Новониколаевск

В декабре 1903 года поселку Новониколаевский определен статус города. После крупнейшего пожара в мае 1909 года, который нанес городу большой урон, здания стали возводить только каменные. Город и отстраивался, и развивался очень быстро. За три года с 1909 по 1912, были построены 12 каменных двухэтажных школ с паровым отоплением и канализацией! По Закаменской части города была проложена ветка Алтайской железной дороги. Во время первой мировой войны Новониколаевск становится одним из центров, поставляющим на фронт войска, снаряжение и продовольствие.

По своему промышленному развитию город обгоняет такие крупные города Сибири как Тюмень, Барнаул, Томск. Волею судьбы сюда переместилось Сиббюро РКП(б) и Новониколаевск из уездного городка превращается в столицу Сибири. В декабре 1925 года в городе проходил Сибирский краевой съезд Советов, на котором город был переименован в Новосибирск.

Новосибирск в Великой Отечественной войне

Очередной экономический и культурный взлет город переживает во время Великой Отечественной войны. Сюда были эвакуированы свыше 50 заводов и фабрик, несколько театров, музейных собраний, организовано 26 госпиталей. За годы войны город в 8 раз увеличил производство промышленности, значительно увеличилось его населения. Это были не только рабочие кадры, но инженеры, ученые, преподаватели. В 1956 году население Новосибирска составляло уже 730 тысяч человек. В послевоенные годы приоритетом для развития Новосибирска становится не только промышленность, но и наука.

В 60-х гг. открылось Сибирское отделение Академии наук. Был отстроен Академгородок, который приобрел международный авторитет. К 80 – м годам 20 века Новосибирск — это город трех академий с мировым уровнем. В феврале 1990 года город получил статус исторического центра науки и культуры Сибири. С 2000 года Новосибирск — это центр Сибирского федерального округа.

Достопримечательности

Все прибывающие в Новосибирск поездом видят одну из главных достопримечательностей города – здание железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Вокзал Новосибирск-Главный один из крупнейших в стране и самый большой в Сибири был открыт в 1939 году. На вокзале 14 платформ, на них прибывают пассажирские поезда со всех концов страны. На фасаде здания вокзала размещена памятная табличка, сообщающая, что на этой станции в 1897 останавливался В.И.Ленин по пути в Шушенское.

Собор Александра Невского

Одно из первых каменных построек Новосибирска и один из крупнейших храмов на всей Транссибирской железнодорожной магистрали. Строительство храма велось на средства специального Фонда имени Александра III, который был образован для возведения церквей вдоль строящейся Сибирской железнодорожной магистрали. Поэтому стиль его подчеркнуто византийский, что было характерным для официальной архитектуры того периода. Храм заложили в мае 1897 года, а освятили 29 декабря 1899 года. В 1989 года храм возвратили Православной церкви, и в настоящее время в нем находится много ценных святынь — редких икон и частицы мощей святых, важных для православных прихожан.

Новосибирский зоопарк им.Р.Шило

Один из крупнейших зоопарков России. Занимает площадь 63 га, в нём содержится около 11 000 особей 770 видов. Более 350 видов занесены в Международную красную книгу. Около 180 видов внесено в Красную книгу России и Региональные Красные Книги. На 77 видов ведется международная племенная книга. В Новосибирском зоопарке занимаются разведением кошачьих и куньих, поэтому здесь одна из лучших в мире коллекций представителей этих семейств. Коллектив зоопарка участвует в 67 международных программах по сохранению редких и исчезающих видов животных. Является членом двух международных союзов: EARAZA, WAZA; кандидат в члены EAZA. Участвует в международной компьютерной программе ISIS.

Дом офицеров

Единственный сохранившийся в России дом – памятник построенный в память героев Первой мировой войны, о чем сообщает мемориальная доска на фасаде здания. В здании находится необычный экспонат ракета “земля – воздух”, идентичная той, что сбила американский самолет – шпион в небе над Свердловском в 1960 году. Музеи Новосибирска Музей олимпийской славы знакомит с историей новосибирского спорта, имеющего более чем вековой период. Фонд экспозиции составляют более 4 тысяч единиц экспонатов. Это не только кубки, медали и дипломы, но и спортивный инвентарь – лыжи, сабли, мячи. Среди знаменитых спортсменов такие именитые мастера как олимпийский чемпион по борьбе Александр Карелин, олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов.

Музей Солнца

Это единственный музей подобного рода в России, да, пожалуй и во всем мире. Основой композиции послужила частная коллекция воплощения образов Солнца в верованиях различных цивилизаций от древности до наших дней. Все экспонаты изготовлены из дерева. Их основой послужили археологические находки, подлинники которых хранятся в разных музеях по всему миру. Музей предоставляет свои площади для творческих вечеров музыкантов, певцов, для встреч с интересными людьми.

НОВАТ

Одним из главных символов Новосибирска, его визитной карточкой для мировой культуры, является театр оперы и балета – крупнейший театр во всей Сибири. На Международной выставке в Париже в 1937 году, архитектурный проект здания театра был удостоен золотой медали.

СТОКВАРТИРНЫЙ ДОМ

Еще один дипломант в категории архитектура этой же выставки находится тоже в Новосибирске – это Стоквартирный дом. Проект этого здания получил сразу три награды Международной выставки, в том числе и Гран-при.

БУГРИНСКИЙ МОСТ

Бугринский автомобильный мост — третий по счёту мост через Обь в Новосибирске. Это один из красивейших мостов в России. Он соединил Кировский и Октябрьский районы города.

Интересные факты

*У Бугринского моста самый длинный арочный пролет в России и СНГ.

*У Бугринского моста самая большая сетчатая арка в мире.

*Впервые в мире при строительстве Бугринского моста был применен метод вертикальной надвижки сводов арки по контуру под углом 45 градусов.

*Строительство моста шло 4,5 года, в ходе работ установлены 2 мировых рекорда.

*6 октября, в преддверии открытия Бугринского моста, в Новосибирске прошла акция «Мостов соединяющая нить». Спортсмены проплыли под тремя автомобильными мостами: Бугринским, Октябрьским и Димитровским.

*Право первыми проехать по Бугринскому мосту в день его открытия для постоянного движения было предоставлено молодым велосипедистам Новосибирска.

ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Детская железная дорога в Новосибирске располагает тремя узкоколейными тепловозами, детскими пассажирскими вагонами и открытым вагоном-платформой собственной разработки. Здесь все настоящее — вокзал, платформа, поезда, эстакада длиной более 300 метров и два моста общей длиной более 100 метров. Так что удовольствие от поездки получит даже взрослый пассажир, не говоря уж о ребенке. Интересно, что работают на мини-дороге подростки-старшеклассники. Ребята проходят подготовку в специальном учебном центре. Особое внимание стоит уделить вокзалу — в здании находятся макеты железной дороги и транспорта. Протяженность детской железной дороги в Новосибирске — 5,3 км.

Необычные памятники

Интересно, что в Новосибирске практически повсеместно стали устанавливать довольно забавные скульптуры, изображающие бытовые жанровые сценки на современные и сказочные сюжеты. Например: “Памятник бабушкам”, “Бабушка с семечками”, Змей – Горыныч. Эти незатейливые композиции создают доброжелательное настроение и радуют жителей и гостей Новосибирска.

Краеведы: «Новосибирску на самом деле 315 лет»

С временем эта просека превратилась в Красный проспект. А насчет местоположения «предка» Новосибирска — села Кривощеково — историки спорят до сих пор.

Несмотря на переполняющее нас в конце июня каждого года чувство любви к своему городу и радость за его успехи, внутри всегда зудит одно и то же неприятное чувство. Представьте — у вас амнезия и вы не помните, сколько вам на самом деле лет. У вас новая семья и друзья — и вот они поздравляют вас с юбилеем. Вроде бы и приятно, но с другой стороны — ведь на самом деле, может, и день рождения не в июне, а в декабре, и лет исполнилось больше…

Наверное, точно так же себя чувствует и наш город — предполагают некоторые историки, подвергая сомнению официальную версию возникновения Ново-Николаевска и Новосибирска. Дело в том, что появился наш город не в том месте, где считалось ранее. И возможно, даже не в том году. Даже доказательства имеются.

Возможно, в те далекие времена левый берег Оби был выше, что и позволяло сибирякам спокойно жить у воды.

В поисках колыбели Новониколаевска

Вот, к примеру, не так давно группа краеведов нашла истинное местонахождение самого первого села Кривощеково. Напомним, что, согласно уже известным фактам, датой возникновения Кривощеково считается 1697 год, а вожаком переселенцев — Федор Креницин, лицо которого было пересечено следом от сабельного удара, отчего его и стали звать Кривощеком. Как говорят легенды, не прошло и 10 лет, как вожака прогнали из деревни, он с группой единомышленников ушел вверх по Оби и поставил новую деревню Малое Кривощеково. Географически новое село пришлось правее нынешнего Комсомольского железнодорожного моста. А старое — в районе Горского микрорайона. По крайней мере так думали.

— Существует план первого села Кривощеково, составленный межевщиком Хребтовым в 1893 году, и план отчуждения земли, подписанный в 1897 году бароном Фредериксом. У нас больше оснований верить Хребтову, чем историкам, жившим в XX веке, — поясняет краевед Константин Голодяев. — Изучение этих карт породило у нас немало вопросов — как-то не вязались они с официальной версией расположения Кривощеково выше от реки. Чтобы проверить свои догадки, мы поступили очень просто — наложили план Хребтова на карту Google с указанием оставшихся от села руин. Все совпало!

Сразу стало ясно, что Кривощеково находилось вовсе не на горе, а у самого берега Оби. Если обозначить место истинного нахождения села, то хорошей меткой будет здание по адресу: улица Стартовая, 43/1. Именно в этих окрестностях, у самого берега реки, и находилась колыбель Новосибирска. Этот факт вызвал недоумение у краеведов — ведь пойма должна была регулярно заливаться паводковыми водами, и ставить село на краю реки было по меньшей мере опрометчиво. Но против фактов не попрешь — слишком уж вяжется эта версия с остатками первой часовни святому Николаю и некоторыми другими объектами. Так что краеведы только разводят руками — видимо, в те времена левый берег реки был выше, чем сейчас, и этого хватало, чтобы первых «новосибирцев» не затапливало водой.

Читайте также  История арабских эмиратов

На месте старого Кривощеково видны и остатки бутового камня фундамента церкви и насыпи.

Новосибирск должен был праздновать 315-летие?

Итак, мы выяснили, что первые предки современных новосибирцев жили вовсе не там, где считалось ранее. Так, может, и с датами что-то напутано? Оказывается, может…

— Действительно, закладка железнодорожного моста через Обь положила начало Ново-Николаевску. Но она же погубила Кривощековское село, которое к тому времени существовало… уже 200 лет! — считает еще один известный носитель альтернативной истории Новосибирска Федор Григорьев. — Так что подлинную историю города Новосибирска надо вести с 1697 года, с возникновения Никольского погоста и мутных дипломатических игр московских царей с владыками страшной телеутской землицы.

Стоп… какой еще Никольский погост и телеутская землица? Что-то о них ничего не сказано в официальной истории нашего города. А между тем, как утверждает Федор Григорьев, Никольский погост — это канувшее в веках истинное название деревни Кривощеково. Появился он на левом берегу Оби еще в 1697 году и был… солдатским оплотом, а вовсе не крестьянским поселением. Дескать, томский воевода Ржевский поставил их стеречь переправу на границе с Телеутским ханством — мощным азиатским государством, которое держало в страхе все окрестности. В историю этого царства мы углубляться не будем, так как все сведения о нем имеют характер скорее мифологический. Ясно одно — именно это мешало возникновению Новосибирска без малого 200 лет. Кстати, брод, связывавший поселенцев левобережья и азиатов с правого берега, примерно совпадает с местом стройки первого железнодорожного моста через Обь.

— Историческая преемственность очевидна — Новосибирску на самом деле 315 лет! — уверен Федор Григорьев.

Однако верить в это или нет — личный выбор каждого. Ведь историю можно трактовать по-разному. Первые поселенцы появились в наших местах 300 лет назад. В качестве поселка мостостроителей населенный пункт существует 119 лет, а официально стал зваться городом только 109 лет назад, в 1903 году. И выбирать, что праздновать — реальный день рождения Ново-Николаевска и Новосибирска или тот факт, что мы тут родились, — тоже каждый должен сам.

Краеведы написали открытое письмо в правительство

Они просят превратить территорию бывшего Кривощеково в культурно-парковую зону

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА

Обращаемся к вам с предложением проведения исследовательских работ по территории, на которой в период XVIII-XIX веков располагалось село Кривощеково, послужившее в конце XIX века отправной точкой строительства железнодорожного моста через Обь и образования г. Новосибирска. В процессе исследования, проведенного нами весной 2012 года, стало ясно, что село Кривощеково находилось не на горе, как предполагалось ранее, а у самого берега Оби. В целом, границы достопримечательной территории очерчиваются дамбами обоих мостов, безымянной улицей вдоль начала ул. Горской и побережьем реки. Границы распространяются также и на участок улиц Чулымской и 1-й Чулымской (территория железнодорожного парома и старого Кривощековского кладбища). Историческая справка и схемы по данному месту и селу Кривощеково прилагаются. В настоящее время данная территория является пустырем, активно осваиваемым коммерческими структурами. Территория старого Кривощеково могла бы стать хитом экскурсионных программ города, как для российских туристов, так и зарубежных. Она с успехом могла быть использована городом как культурно-парковая зона и позиционироваться единой историко-музейной зоной с парком «Городское начало». Поскольку данное место уже запланировано под строительство нового коммунального моста через Обь и объектов аквапарка, его уже не удастся включить в «перечень выявленных объектов культурного наследия по типу достопримечательное место». Но проведение дополнительных исследовательских работ до начала строительства позволит выявить наиболее ценные места, остатки строений, зафиксировать их и обозначить памятными знаками. Просим вас назначить проведение дополнительных исследовательских работ по определению места как достопримечательного и вынести их результаты на совет по сохранению историко-культурного наследия при Губернаторе области. Инициативная группа граждан: Голодяев Константин Артемович и еще 11 подписей.

Обращаемся к вам с предложением проведения исследовательских работ по территории, на которой в период XVIII-XIX веков располагалось село Кривощеково, послужившее в конце XIX века отправной точкой строительства железнодорожного моста через Обь и образования г. Новосибирска. В процессе исследования, проведенного нами весной 2012 года, стало ясно, что село Кривощеково находилось не на горе, как предполагалось ранее, а у самого берега Оби. В целом, границы достопримечательной территории очерчиваются дамбами обоих мостов, безымянной улицей вдоль начала ул. Горской и побережьем реки. Границы распространяются также и на участок улиц Чулымской и 1-й Чулымской (территория железнодорожного парома и старого Кривощековского кладбища).

Историческая справка и схемы по данному месту и селу Кривощеково прилагаются.

В настоящее время данная территория является пустырем, активно осваиваемым коммерческими структурами. Территория старого Кривощеково могла бы стать хитом экскурсионных программ города, как для российских туристов, так и зарубежных. Она с успехом могла быть использована городом как культурно-парковая зона и позиционироваться единой историко-музейной зоной с парком «Городское начало».

Поскольку данное место уже запланировано под строительство нового коммунального моста через Обь и объектов аквапарка, его уже не удастся включить в «перечень выявленных объектов культурного наследия по типу достопримечательное место». Но проведение дополнительных исследовательских работ до начала строительства позволит выявить наиболее ценные места, остатки строений, зафиксировать их и обозначить памятными знаками.

Просим вас назначить проведение дополнительных исследовательских работ по определению места как достопримечательного и вынести их результаты на совет по сохранению историко-культурного наследия при Губернаторе области.

«Не хотим быть селом. ». Краевед о том, как возник Новосибирск

Корреспондент «АиФ-Новосибирск» поговорил с краеведом, сотрудником Музея Новосибирска

Константином Голодяеввым и узнал, как крестьяне добились широкого проспекта и почему Новосибирск называли вторым Чикаго.

Сибирский Чикаго

Светлана Фролова, корреспондент «АиФ- Новосибирск»: В июне Новосибирску исполнится 125 лет, однако вы считаете эту дату спорной. Почему?

Константин Голодяев: В прошлом году мы справили 300 лет Искитиму. В 2016-м
– 300 лет Бердску. Но эти города ведут свою историю от первой деревни, которая была образована на их территории. А в Новосибирске первая деревня, Кривощёково, была образована в конце 17–начале 18 века.

Но почему-то днём рождения Новосибирска считают тот момент, как сюда приехали первые строители. Логики нет, какие-то двойные стандарты. Ну раз сложилось так, что 125 лет, – пусть так и будет. Пока! Важно рассказать то, что это место обжито людьми очень давно. Дома по улице Большевистской – жилмассив «Европейский берег» – строят на месте старейшего археологического памятника, люди здесь жили 6 тысяч лет назад – четвёртое тысячелетие до нашей эры, первобытные ещё, эпоха неолита. А там сейчас строят автостоянку…

Светлана Фролова, «АиФ-Новосибирск»: На месте столицы Сибири было несколько деревень. От какой считать?

– Новосибирск стоит на месте 12 деревень, которые были образованы до начала 20 века. И одна из них – Кривощёковский выселок. Когда строили железную дорогу, она рассекла его на две части. Людям, дома которых снесли, дали подъёмные, на которые можно было построить новые.

– Значит, всё-таки начало – это железная дорога?

– Думаю, что больше всего внесли в развитие города жители села Кривощёково. Село располагалось официально по правую и по левую сторону Оби. В 1895 году крестьяне собрали сход на правом берегу, на котором приняли решение и отправили его томскому губернатору. В письме писали: мы тут уже так давно живём, обжились… А не хотели бы вы нам дать статус посада (то есть городского поселения)?

Тут важно оценить ситуацию: строители приехали сюда всего 2 года назад. В посёлке живёт около трёх тысяч человек. А они: «Мы не хотим быть селом, а хотим быть посадом!» Конечно, губернатор отверг такую просьбу. Но уже в 1896 году создаётся план посёлка: подробный, перспективный. Причём эти наглые кривощёковцы (ведь официально ещё не назвались тогда даже новониколаевцами!) в этом плане заложили проспект шириной 58 метров (для сравнения: Невский проспект в Петербурге в своём начале – 25 метров). Это в деревне! И дали ему имя не кого-нибудь, а императора Николая II – «Николаевский». Вот так. А в посёлке всего тысячи четыре–пять жителей. Наглыми наши предки были.

Уже через год крестьяне нашего посёлка решили обратиться напрямую к самому императору! А почты в Новониколаевском тоже ещё нет. Жители едут в село Бердское, где есть почта, и оттуда посылают телеграмму – лично императору:«Уважаемый Император! Мы здесь живём-живём. Заселили эти берега. А земля-то кабинетская – она вам принадлежит. Вы нам землю-то свою отдайте. Мы вам готовы заплатить по сорок копеек с десятины. Или в вечность отдайте». Ещё и торгуются. А в конце такая приписочка: «И дайте нашему посёлку статус города!» Между тем ещё трёх с половиной лет «городу» нет, а они с императора требуют землю и звание города. Ну, наглые! И вот эта решительность, эта активность тех сибирских, кривощёковских крестьян по всей истории города.

Патриотизм поутих?

– Новосибирск в 20 веке так стремительно развивался, что его называли Сибирским Чикаго.

– Да, в 30-е годы 20 века здесь строят промышленные гиганты, в сороковые – оборонный щит страны. В Новосибирске выпускают 70% ламп для радиопередатчиков, которыми все самолёты, треть танков оснащены. Половина истребителей «Як» тоже сделана на заводе им. Чкалова. Более четверти снарядов, выпущенных по врагу, были новосибирскими.

Миномётчики стреляли минами с маркой «Новосибирский мясокомбинат».

Новосибирцы же были чемпионами России. В сезон 1948–1949 года образовалась первая местная хоккейная команда – «Динамо» – и сразу вышла в чемпионат РСФСР и победила! Ни одной игры не проиграли. Финал чемпионата проводят в Новосибирске – на нашей будущей Михайловской набережной. В финале наша команда выигрывает и становится чемпионом России. Это ли не повод для патриотизма? Почему об этом никто не говорит?

– Сегодня города борются за статус наукоградов, а в 20 веке, говорят, Академгородок у нас появился почти случайно?

– Известный учёный Лаврентьев очень хотел основать Академгородок на Байкале. Но в Иркутске ему отказали. Тогда они приехали в Томск, а там говорят: «У нас нет места для такого большого предприятия». Едут к нам. А в Новосибирске: «Это вы правильно приехали. Сейчас мы вам на юге целый район организуем. Вот вам лес. Давайте, стройте свои институты. Сейчас ещё завод вам поставим и дорогу до города проведём!» Так в конце пятидесятых сюда привлеклась ещё и академическая наука.

Сейчас эта энергия, этот порыв, который был в наших людях, новосибирцах, – он, конечно, немного потух. Ситуация другая. Но тем не менее люди у нас замечательные. Сплаву пассионарности наших кривощёковских крестьян и питерской интеллигенции, которая сюда «понаехала» в конце 19 века, мы обязаны тем, что сейчас имеем такой замечательный город. Да, он где-то грязный, где-то угрюмый и неустроенный. Но тем не менее замечательный.

– Хорошо ли новосибирцы знают свою историю?

– Известный юморист Михаил Задорнов любил повторять, что американцы тупые. Вы помните эти вопросы, когда в США людей на улицах спрашивают: «Кто победил во Второй мировой войне?» А они говорят: «Америка, Англия». «Где находится Россия?» – «Где-то там, за Канадой». И так далее. Сейчас же мы пришли к ситуации, когда нашу молодёжь просят назвать главнокомандующих во время Великой Отечественной войны, редко кто из них вспомнит Жукова.

Я часто присутствую на патриотических мероприятиях. Там, говоря о патриотизме, на 80% переливают из пустого в порожнее. Считаю, патриотизм складывается из маленьких «кубиков» в школе, семье. Вы сами можете задать себе вопрос и посчитать: сколько в вашей семье вы знаете своих предков? Историю своей семьи, своего города?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: