Аничков дворец история

Дворец у Аничкого моста сегодня является Дворцом творчества юных и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его история началась в 1741 году

Аничков дворец история

Дворец у Аничкова моста

Дворец у Аничкого моста сегодня является Дворцом творчества юных и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его история началась в 1741 году.

Первым зданием, выполненным в стиле барокко, в Санкт-Петербурге стал Аничков дворец на Невском проспекте 39, над которым помимо Дмитриева и Земцова трудился известный Растрелли. Строение высотой три этажа с куполами, напоминающими форму луковиц, и двумя флигелями парадным входом развернуто к реке Фонтанке. Среди собственников здания был Потемкин и Разумовский. Это здание также было кабинетом императора, то есть помещением, где располагалось имущество царской семьи. За время своего существования строение сильно изменило свой внутренний и внешний вид. Все залы, кроме Желтоколонного и Белого, оформлены в классическом стиле, а также сохранились до наших дней практически без каких-либо изменений.

Роль царской резиденции дворец выполнял вплоть до девятнадцатого века. Когда завершилась революция, внутри открылся музей старого Петербурга, а далее Дворец пионеров. В начале девяностых годов прошлого столетия его переименовали в Дворец творчества юных. Чтобы узнать, почему так называется Аничков дворец, рекомендуется ознакомиться с его историей от начала до конца. Сегодня внутри здания расположилось более 20 действующих секций или кружков для детей.

Расположенная вдоль Невского проспекта между Фонтанкой и Садовой улицей территория сегодня занята Аничковым дворцом. Изначально эти земли в начале восемнадцатого века принадлежали первому генералу полицмейстеру А. М. Девиеру, который в 1727 году был отправлен в ссылку. Территория была передана во владения Д. Л. Лукьянову. Тогда земли ближе к Фонтанке занимал полковой двор, относящийся к Преображенскому полку. Судьба поместья была резко изменена переворотом, свершившимся 25 ноября 1741 года. Тем временем престол заняла Елизавета, которая приходилась Петру I дочерью. К власти он смогла прийти с помощью преображенцев. Как рассказывает история Аничкова дворца, что строился он для Елизаветы, однако ни для кого не стало новостью, что жить там будет ее любимчик граф по имени Алексей Григорьевич Разумовский. Над проектом в 1741 году работал М. Г. Земцов. Строительство началось под его же руководством. После смерти Земцова, которая датирована 1743 годом, за строительство взялся архитектор Г. Д. Дмитриев, однако он также скончался в1746 году, завершив здание только до карнизов.

Закончил строительные работы итальянский архитектор Ф. Б. Растрелли, которому довелось корректировать боковые ризалиты, завершив их двумя куполами с многочисленными декоративными вазами.

Свое название Аничков дворец в СПБ получил от Аничкова моста, расположенного неподалеку. Он отличается от других зданий, расположенных вдоль проспекта, тем, что его главный фасад смотрел вовсе не в его сторону. Выбранное расположение говорит о том, что для тех времен Невский проспект не считался главной улицей Санкт-Петербурга. Связано это с тем, что большинство гостей прибывали во дворец именно по воде, поэтому парадный вход смотрит именно на Фонтанку. Тут также был организован гаванец, где посетители Елизаветы могли оставить свои парусные и гребные суда. По замыслу Григория Дмитриева вдоль набережной Фонтанки также располагались галереи открытого типа.

Дворовый ансамбль состоял из трехэтажного бокового и центрального корпуса, внутри которых находились двусветные залы. Они соединились с двухэтажными более низкими объемами. Подобного рода архитектура относится к барокко «дорастреллиевского» периода. К стилю барокко, как видно по фото Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, также относится использование пилястр, при этом колонны украшали исключительно главный портик. Однако для петровского барокко использовано нехарактерно большое количество скульптур и прочих элементов декора. Сторона фасада, граничащая с Невским проспектом, увенчана церковным куполом Воскресения Христова. В тоже время от проспекта усадьба была отделена высокой стеной из камня с тремя воротами.

Строительный процесс растянулся надолго, поэтому был завершен в 1756 году. Следующая смена хозяина датирована 1771 годом, когда умер граф Разумовский, а усадьба перешла во владение его брата академического ученого Кирилла Григорьевича Разумовского. 1775 год стал временем проведения большого маскарада на 2500 персон. На этот период дворец был арендован петербургским купечеством. Мало знать, где находится Аничков дворец, чтобы проникнуться историей этого места необходимо знать основных его владельцев:

  1. 1776 год – усадьба была передарена Екатериной II графу Г. А. Потемкину. Он перестроил дворец под собственные требования. Именно тогда здание поменяло свой облик с барочного на классический. Во время реконструкции была выровнена высота строения, гаванец засыпан, открытые галереи разобраны, сады перепланированы.
  2. 1779 год стал временем создания галереи с тропическими растениями, где князь организовывал маскарады, на которых выступали одновременно около ста музыкантов. Затем данное помещение перешло в аренду сообществу итальянских музыкантов. Однажды гостями такого маскарада стал Павел Петрович (великий князь) со своей супругой Марией Федоровной и императрица Екатерина II.
  3. 1784 год – Потемкин перепродал усадьбу купцу Шемякину, однако уже в 1985 году дворец у Аничкова моста выкупила Екатерина II и возвратила прежнему владельцу. Императрица решила, что негоже отказываться от царских подарков.
  4. В 1809 году здание перешло во владение Екатерине Павловне, которая являлась сестрой Александра I. Такой презент был ей преподнесен, как подарок по случаю замужества. Семья также решила перестроить дворец. Над новой планировкой работал Л. Руска. Из его работ до сегодняшнего дня дошла Большая столовая и Танцевальный зал.
  5. После коны мужа, датируемой 1812 годом, Екатерина спустя несколько лет вышла замуж вновь и переехала, продав усадьбу государственной казне. С того времени в доме жил известный поэт В. А. Жуковский, являющийся воспитателем наследника престола, ставшего в итоге императором Александром II.

Если верить истории, Аничков дворец адрес которого Невский проспект 39, перенасыщен литературой. Именно тут А. С. Пушкин зачитал Жуковскому недавно дописанную поэму «Руслан и Людмила». Следующим собственником строения стал будущий император Николай I. Ему также захотелось перестроить дворец на свой лад. Перепланировкой занимался К. Росси. Им был отстроен сервизный корпус и два павильона на территории сада, который также претерпел изменения. Карл Росси заново проработал дизайн Танцевального и Музыкального зала, будуара, диванной, кабинета и спальни. Внутри семнадцати залов была выполнена свежая роспись плафонов, а стены перетянуты бархатом, штофом или атласом. Стены оставшихся комнат были расписаны под мрамор. Примечательно, что любые детали были сделаны по эскизам, подготовленным Росси. Полномасштабная строительная работа позволила интерьерам стать единым ансамблем.

Найти рассматриваемый Аничков дворец на карте Невский проспект 39 можно в две минуты, однако из-за отсутствия полноценных экскурсий по этому месту рекомендуется самостоятельно более подробно ознакомиться его историей. Например, очередным владельцем строения в 1841 году стал князь Александр Николаевич. Модернизация строения пришлась на 1853 год, когда здесь была проведена канализация и водопровод. С 1897 года тут начали показывать кинематографические ленты, с 1899 – открылась школа, где учились дети служащих.

Когда закончилась революция, дворец был национализирован. Внутри него расположилось министерство продовольствия. С 1918 по 1935 годы помещение использовалось, как городской музей. Не Ленинграда, а именно города, то есть Москвы и других российских городов. Именно это обстоятельство позволило сохранить Аничков дворец на карте СПБ таким, каким он был при последнем императоре. Внутри корпуса, где ранее располагался кабинет, с 1918 года функционировал филиал социальной и коммунальной гигиены, а также городская библиотека. Закрытие музея датировано 1928 годом. С того времени большая часть имущества была распродана.

Дворец пионеров на территории прежней усадьбы был открыт в 1937 году по замыслу С. М. Кирова. Он стал самым большим на территории прежнего СССР. Над реконструкцией 1936-1937 годов работал дует архитектор Д. Л. Кричевский и А. И. Гегелло. Именно они замкнули корпус-кабинет в каре, их мастера расписали две комнаты по мотивам А. М. Горького и А. С. Пушкина. Изначально здесь работало более сотни детских кружков. Здешнюю шахматную секцию посещали Борис Спасский, Лев Додин, Елена Образцова, Сергей Юрский, так далее. 1941 год стал переломным для строения. Тогда оно было разгромлено артиллерийским снарядом, полностью уничтожившим зимний сад. Стены уцелевших корпусов стали военным госпиталем, который проработал здесь около 18 месяцев. Несмотря на военные действия, большинство секций продолжали свою работу.

Сегодня практически каждый турист знает, где находится на карте СПБ Аничков дворец, поскольку уже к 1945 году он был отреставрирован. Напротив главного корпуса также растет знаменитая береза, посаженная там известными космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым. Современное название Дворец творчества юных здание получило в 1990 году.

Аничков дворец

Аничков дворец

Аничков дворец – старожил Невского проспекта и один из наиболее узнаваемых символов Северной столицы. Менявший хозяев как перчатки, переживший рекордное количество масштабных перепланировок, превративших пафосного представителя раннего барокко в строгий и аскетичный образец архитектурного классицизма, этот исторический ансамбль сумел превосходно приспособиться и к современным реалиям.

Вот уже почти без малого столетие Аничкову дворцу в прямом смысле не дают состариться молодежные организации и всевозможные секции, занявшие его просторные залы. Сегодня одна из красивейших императорских резиденций Санкт-Петербурга носит название Дворца творчества юных, ежедневно собирая в своих кружках и клубах по интересам сотни петербуржских школьников. Там, где когда-то устраивались пышные, гремевшие на всю столицу балы, в наши дни проводятся предметные олимпиады, школьные торжества и молодежные конференции.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Аничков дворец

История Аничкова дворца

В начале XVIII века земельный участок между Садовой улицей и Фонтанкой, где сегодня раскинул свои владения Аничков дворец, принадлежал главному петербуржскому генерал-полицмейстеру. Однако в скором времени зарвавшийся вельможа угодил в ссылку, и его имение досталось лесоторговцу Д. Л. Лукьянову, временно разместившему на только что приобретенной территории двор Преображенского полка. Не исключено, что со временем земельный надел на берегу Фонтанки перешел бы к еще одному хозяину, не случись в стране очередной государственный переворот, в результате которого российский престол заняла дочь Петра Великого – Елизавета.

Новоиспеченная государыня рьяно принялась за благоустройство Северной столицы, велев заложить на бывшем полковом дворе новую императорскую резиденцию. По официальной версии главной миссией Аничкова дворца было придание более эффектного вида въезду в Санкт-Петербург (в те времена набережная Фонтанки была чем-то вроде городской окраины). На самом же деле, пафосная стройка затевалась для фаворита, а по совместительству и морганатического супруга императрицы – А. Разумовского.

Строительство здания поручили популярному на тот момент петербуржскому архитектору Михаилу Земцову, который, как на зло, внезапно скончался, успев лишь набросать проект будущей резиденции и возвести первый этаж. В результате продолжать дело пришлось архитектору Г. Д. Дмитриеву, ну а финальную точку в этом долгострое поставил сам Б. Растрелли.

Для царского подарка пришлось прорыть отдельный канал, отходящий от Фонтанки и соединяющий ее с небольшой гаванью, оборудованной прямо у парадного входа в Аничков дворец. В этот импровизированный порт должны были приплывать на своих судах петербуржские «сливки», чтобы участвовать во всевозможных празднествах. Сам архитектурный ансамбль задумывался разноэтажным и состоял из основного двухэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей по бокам. Прилегающая к дворцу территория была облагорожена во вкусе, падкой на все яркое и вычурное Елизаветы Петровны, то есть по аналогии с петергофскими парками. Интересно и местоположение архитектурной конструкции относительно Невского проспекта: в те времена центральная улица Северной столицы представляла собой малоинтересное зрелище, поэтому фасад постройки не «смотрит» на проспект.

Читайте также  Архипо осиповка история поселка

В 1756 году Аничков дворец наконец-то достроили, а поскольку сам Разумовский к тому времени «приказал долго жить», имение перешло к его брату Кириллу. Ну а дальше началась бесконечная череда выкупов, дарений и переоформления «царской недвижимости».

В 1776 году резиденцию выкупила Екатерина II и, по заведенной своей предшественницей традиции, презентовала ее своему любовнику – графу Потемкину. Вместе с сооружением фаворит получил 100 000 руб. «на обзаведение хозяйством», которые тут же истратил на переустройство поместья. Силами нового владельца Аничков дворец лишился гавани, а также утратил свою знаменитую разноэтажность и лепнину, зато обзавелся оранжереей с экзотическими растениями. Вволю покутив в новых владениях, Потемкин продал поместье купцу Шемякину, чем, видимо, основательно задел венценосную пассию. Иначе как объяснить тот факт, что императрица вторично выкупила сооружение, вновь вручив его неблагодарному фавориту.

С 1785 г. усадьба на Фонтанке была возвращена в государственную казну, а в 1794 году превратилась в личную царскую канцелярию, из-за чего во дворце в очередной раз провели перепланировку.

С 1803 по 1805 гг. рядом со зданием появились корпуса торговых рядов, нижний ярус которых представлял собой открытую галерею. Проекты новых помещений были разработаны легендарным Д. Кваренги.

В 1809 году резиденция была преподнесена в качестве свадебного подарка сестре Александра I, которая оказалась весьма предприимчивой дамой. После смерти первого супруга августейшая особа вновь продала Аничков дворец в казну за фантастическую по тем временам сумму – 2 000 000 руб.

В 1817 г. имение перешло к Николаю I, на тот промежуток времени еще ходившему в великих князьях. Очередной владелец не упустил возможности внести и свой скромный вклад в оформление дворца. На этот раз ответственным за проект назначили К. Росси, который построил на дворцовой территории Сервизный корпус и два садовых павильона. Из внутренних помещений изменениям подверглись Танцевальный зал, Диванная и Музыкальная комнаты, кабинет и Будуар.

С 1830 года Аничков дворец стал средоточием светской жизни и придворных сплетен Петербурга – в залах императорской усадьбы проводились почти все крупные столичные балы.

Начиная с 1842 года, резиденция успела побывать в собственности у Александра II и Александра III, и, наконец, именно в ее стенах прошло детство императора Николая II. К тому времени здание далеко шагнуло вперед в плане комфорта – в него провели водопровод и оснастили канализацией. Ну а последней владелицей Аничкова дворца стала супруга Александра III – Мария Федоровна.

Советский период и современность

После Октябрьской революции «буржуйское наследие» на Фонтанке национализировали, поочередно размещая в его помещениях то всякие бесполезные министерства, то музеи. Скоро все более-менее ценное имущество Аничкова дворца ушло с молотка, а само здание было переоборудовано в Дворец пионеров.

С началом Великой Отечественной в корпусах усадьбы располагался военный госпиталь, просуществовавший полтора года. Во время артобстрела осенью 1941 года на его территорию попал снаряд, уничтоживший зимний сад.

В 1990 году Дворец пионеров переименовали в Дворец творчества юных, которым он и остается до сих пор.

Интерьеры Аничкова дворца

Стандартная экскурсия начинается с парадного входа и дворцовой лестницы. Убранство этой части Аничкова дворца сравнительно скромное – лепнина, декоративные вазоны, колонны из зеленого мрамора, поддерживающие потолочные своды. Отсюда можно попасть в переднюю, где раньше в ожидании императора томились титулованные посетители. Помещение отделано зелеными панелями, а окна прикрывают шторы в тон. Единственным декоративным элементом, напоминающим о былой роскоши этого зала, является изящная люстра с основанием в виде ананаса. В середине XIX века в приемной было отгорожено отдельное помещение, где располагалась площадка для подъемной машины – предка современного лифта. Перед Великой Отечественной войной эту перегородку снесли, полностью уничтожив машину и замаскировав следы ее присутствия новым расписным перекрытием и двумя колоннами.

Разрушенный во время немецких обстрелов зимний сад уже давно восстановлен. В просторном зале с широкими окнами, как и сотни лет назад, разрастаются пальмы и монстеры, среди которых прячутся скульптуры Вакха, Амура и других античных персонажей.

Почти в неизменном виде сохранились интерьеры дворцовой библиотеки, имеющей нестандартную восьмиугольную форму. Обшитые дубом стены, резной балкон-галерея, книжные шкафы и изысканные, украшенные орнаментом деревянные ниши составляют основную часть убранства этого помещения. Имеются здесь и потайные дверцы с лесенками, в свое время бывшие безмолвными свидетелями императорских секретов и шалостей. Единственный элемент библиотечного интерьера, который был полностью утрачен после национализации дворца, – это витраж с гербом Российской империи.

Самым дорогим с визуальной точки зрения помещением Аничкова дворца традиционно считается Золотой зал, оформленный в классическом барочном стиле, – беспощадном в своей вычурности и бьющей по глазам роскоши. Затянутые блестящим желтым штофом стены, зеркала в человеческий рост в позолоченных рамах и обилие мелких декоративных элементов в той же цветовой гамме дружно балансируют на грани китча.

Торжественно и вместе с тем романтично смотрится Малиновая гостиная с огромным зеркалом и затейливыми потолочными барельефами, принадлежавшая когда-то Марии Федоровне. Из нее же можно попасть в следующий зал дворца – Голубой, внутреннее оформление которого не отягощено килограммами причудливой лепнины и выполнено уже в более спокойных тонах. Увидеть необычные светильники и люстры причудливой формы можно в Торшерном зале, а в Танцевальном (Белоколонном) стоит пофантазировать на тему николаевских балов. Если верить историкам, именно на них любила приезжать Наталья Гончарова, чем изрядно злила своего гениального супруга. Ценителям народного творчества будет интересно заглянуть в бывшие царские гардеробные: императорских нарядов вам тут не покажут, зато продемонстрируют настенную роспись в палехском стиле на тему сказок А. С. Пушкина и М. Горького.

Посетителям

Туристам-одиночкам вход в помещения Аничкова дворца закрыт. Попасть сюда можно только с организованной экскурсией (от 10 до 25 чел.), купив билет в кассе, либо оставив предварительную заявку по e-mail. Оговорить время посещения архитектурного памятника можно по телефону: 310-93-80, а также написав на адрес электронной почты музея: [email protected]. Кроме того, чтобы не портить напольное покрытие помещений, придется обзавестись сменной обувью или бахилами: последние можно купить прямо во дворце. Стоимость взрослого «пропуска» в императорскую резиденцию составляет 200 руб., детского – 80 руб. Иногда маршрут путешествия может меняться из-за проводимых в здании мероприятий и плановых реконструкций.

Интересные факты

  • В Аничковом дворце имел собственные апартаменты В. А. Жуковский, состоявший воспитателем при малолетнем Александре II.
  • В разное время молодежные секции дворца посещали такие знаменитости, как Сергей Юрский, Борис Спасский, Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Медведев и Станислав Жук.
  • В конце XIX столетия в дворцовых залах демонстрировались первые немые киноленты.
  • Перед главным зданием усадьбы растет береза, которую посадили советские космонавты Г. Титов и В. Комаров.
  • Одна из городских легенд утверждает, что в Аничковом дворце обитал призрак Белой Дамы, обожавшей беседы с русскими императорами. Согласно общеизвестной байке, именно Белая Дама предсказала Николаю II его трагическую судьбу.

Как добраться

Адрес Аничкова дворца: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 39.

Самый простой способ добраться до Аничкова дворца – поездка на метро. Выходите на станциях «Гостиный двор» или «Маяковская» и прогуляйтесь по Невскому проспекту в направлении Фонтанки, то есть ориентируясь по убывающей нумерации домов.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Аничков дворец в Санкт-Петербурге

Дворцы

Краткое описание

Аничков дворец в Санкт-Петербурге — старейшее здание на Невском проспекте. Получил свое название от Аничкова моста через Фонтанку близ которого выстроен. Во время его возведения Невский проспект еще не являлся основной улицей города, поэтому главный фасад дворца обращен к Фонтанке, которая тогда являлась своеобразной окраиной.

История дворца богата событиями: он много раз перестраивался, менял аристократических владельцев и не раз преподносился в качестве свадебного подарка. Сейчас дворец функционирует одновременно как музей и как Дворец творчества юных, где организованы детские кружки различной направленности.

История

Дворец начали возводить по указу Елизаветы Петровны в 1741 году. Пришедшая к власти после дворцового переворота, совершившегося при помощи гвардейцев Преображенского полка, императрица впоследствии повелела на месте полкового двора выстроить дворец.

Проект здания в стиле барокко начал разрабатывать Михаил Земцов, однако спустя два года после начала работ он скончался. Какое-то время строительство вел Григорий Дмитриев. Завершал же работу по возведению дворца Франческо Бартоломео Растрелли .

Дворец достроили к 1756 году. Елизавета преподнесла его в дар своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец перешел во владение младшего брата Кирилла, у которого был выкуплен в 1776 году императрицей Екатериной II. Она также преподнесла дворец в качестве подарка. Удостоился такой чести граф Григорий Потемкин. К подарку Екатерина добавила 100 тысяч рублей, которые были потрачены на перестройку и обустройство дворца.

Царственные владельцы

В конце XVIII века, в 1785 году, Аничков дворец отошел в императорскую казну. Здесь разместили Кабинет Его Императорского Величества.

В XIX веке Аничков дворец несколько раз становился императорским свадебным подарком

В 1809 году Александр I подарил его в качестве приданого своей сестре — Великой княжне Екатерине Павловне. Когда в 1816 году княгиня покинула Россию, дворец снова отошел в казну.

В 1817 году император Александр I снова подарил дворец по случаю бракосочетания. На этот раз своему брату — будущему императору Николаю I. Николай часто проживал во дворце во время поста, проводил здесь придворные балы. И даже поселился здесь на время реконструкции главной императорской резиденции — Зимнего дворца. Здесь рос и воспитывался его сын Александр — будущий император Александр II. Одним из его учителей был поэт Василий Жуковский, которому здесь была отведена собственная квартира.

В 1841 году Николай подарил дворец на свадьбу сыну Александру, который будет коронован на царство в 1856 году. В 1845 году у Александра II родился сын — будущий император Александр III.

Александр III Александрович в 1866 году обвенчался и в свою очередь получил в качестве свадебного подарка Аничков дворец. Его супругой стала датская принцесса Дагмара, которая после обряда венчания была наречена Великой княжной Марией Федоровной. В этом браке появился на свет сын Александра III и Марии Федоровны — император Николай II, которому суждено было стать последним российским монархом. В стенах Аничкова дворца прошло детство Николая.

Читайте также  Ливадийский дворец история

Александр III выбрал Аничков дворец в качестве своей резиденции. Опасаясь террористов, он повелел возвести глухую стену со стороны площади. После смерти Александра III в 1894 году Аничков дворец перешел во владение Марии Федоровны, которая стала его последней царственной хозяйкой.

Дворец творчества юных

После свершившейся в 1917 году Октябрьской революции Аничков дворец национализировали. С разной продолжительностью здесь функционировали Министерство продовольствия и Музей города.

В феврале 1937 года в здании дворца начал работать Ленинградский Дворец пионеров

С началом Великой Отечественной войны и блокады во дворце развернули хирургический стационар. Он принимал раненых всю первую блокадную зиму. В мае 1942 года Дворец снова открыл двери для школьников. В тяжелые блокадные годы во Дворце продолжали работать кружки, библиотека. Здесь проходили олимпиады и новогодние праздники. Детский танцевальный ансамбль Дворца пионеров выступал в военных частях и госпиталях. Воспитанникам ансамбля впоследствии были вручены медали «За оборону Ленинграда».

С распадом СССР и после прекращения деятельности пионерской организации в 1990 году Дворец преобразовали во Дворец творчества юных

Сейчас здесь функционирует более чем 200 кружков различной направленности, на любые предпочтения и вкусы:

  • наука
  • техника
  • искусство
  • спорт
  • общественная деятельность

Юные петербуржцы развивают таланты и с увлечением занимаются во Дворце. В его стенах:

  • организован свой оркестр, театральная студия и класс хореографии
  • обучают пению и игре на музыкальных инструментах
  • работает студия изобразительного искусства и фотостудия
  • проводят фестивали и конкурсы, олимпиады и научные конференции и многое другое

За более чем 80-летнюю историю существования Дворца в качестве детского образовательного учреждения выпускниками стали будущие деятели науки, искусства и спорта, достигшие выдающихся результатов. А наиболее талантливые школьники имеют возможность завершить среднее образование в Аничковом лицее.

На базе Дворца творчества юных традиционно проводят финал Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Архитектура и интерьер

Дворцовый комплекс — это целый архитектурный ансамбль. Он занимает территорию вдоль Невского проспекта между набережной Фонтанки и улицей Садовой. Архитектурный ансамбль в своем современном виде формировался постепенно, над его перестройкой работали именитые архитекторы своего времени.

Аничков дворец: история и современность

Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных занимает историко-архитектурный ансамбль на углу реки Фонтанки и Невского проспекта, включающий Ани́чков дворец и Императорский кабинет. Аничков дворец стал вторым домом для многих поколений петербуржцев — с участия в кружках для многих начался путь в профессию, здесь зажигались настоящие «звёзды», которые и сейчас демонстрируют успехи в различных науках и видах искусства. Город+ решил провести небольшой ликбез и изложил основные вехи истории этого удивительного здания на Невском проспекте.

Первый дворец на Невском проспекте

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру — первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев. Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны — графа Алексея Григорьевича Разумовского.

Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли.

Аничков — первый дворец на Невском проспекте. Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону — это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца — границу города.

Аничков дворец в XVIII веке

Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.

В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

Дворец — лучший свадебный подарок

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре — великой княгине Екатерине Павловне — по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму «Руслан и Людмила».

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна.

Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

Судьба Аничкова дворца в советскую эпоху

Сразу после революции Аничков дворец национализировали — сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города.

12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре. Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных.

Дворец сегодня

По сей день двери Дворца открыты юным петербуржцам: здесь функционирует множество различных кружков по искусству, науке, технике, спорту, общественной деятельности и т.д. Одно из крупнейших структурных подразделений Дворца творчества юных — отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив. Ребята могут выбрать любое из интересующих их направлений деятельности: журналистику, основы этикета, краеведение, музейное дело, курс культуры речи экскурсовода, основы макетирования и дизайна, вступить в туристско-краеведческий клуб, пройти школу вожатого.

Для школьников, увлекающихся техникой, во Дворце также предусмотрены разнообразные кружки: автомоделирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов, робототехника, занимательная математика, 3D-моделирование, изучение космоса, моделирование в графических редакторах, фотостудия, основы программирования, электротехника и многое другое.

Огромное внимание уделяют в Санкт-Петербургском дворце творчества юных и музыкальному воспитанию маленьких петербуржцев — здесь обучают игре на различных инструментах, пению, даже художественному слову! Кроме того, в Аничковом дворце есть свой оркестр, театральная студия, класс хореографии и студия изобразительного искусства. В общей сложности, во Дворце творчества юных работает более 200 кружков — здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Среди выпускников Аничкова дворца — несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. За 80 лет существования Дворец как образовательное учреждение для юных петербуржцев шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный», два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр «Крестовский остров» с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ

Императорский дворец в Санкт-Петербурге, построенный Бартоломео Растрелли в середине XVIII века. Расположен на набережной Фонтанки, у Аничкова моста, который и дал ему такое название.

Создание и история

Возведение дворца началось в 1741 году после воцарения Елизаветы Петровны. Первичный проект нового строения выполнил зодчий Михаил Григорьевич Земцов. Однако он не успел возвести его, так как скончался через два года. Руководство работами перешло архитектору Бартоломео Растрелли, который к 1753 году выстроил дворец в стиле барокко.

Последний располагался на тогдашнем въезде в Петербург. От Фонтанки к зданию вел специально вырытый канал, создававший искусственную гавань у входа. Так как Невский проспект тогда еще не получил своего оформления, здание не ориентировалось на него. Это объясняет то, что к проспекту оно стоит боком. Помимо водного оформления, дворец получил свой садовый ансамбль, украшенный фонтанами.

После постройки императрица Елизавета вручила резиденцию своему фавориту Алексею Разумовскому. При Екатерине Великой он был куплен у Разумовских и передан Григорию Потемкину. При Григории Александровиче на выделенные государыней средства происходила перестройка здания. Во второй половине 1770-х зодчий Иван Егорович Старов переделал его в стиле классицизма, убрав лепнину, искусственную гавань, придав резиденции более строгий и спокойный вид.

В конце столетия дворец оказался в казне. Какое-то время в нем размещался Кабинет Его Императорского Величества, для которого зодчим Джакомо Кваренги были выстроены дополнительные корпуса, из-за которых ансамбль Аничкова дворца был не виден полностью с одноименного моста.

Читайте также  История калининграда кратко

В 1809 году дворец перешел как приданое великой княгине Екатерине Павловне. Им она владела до 1816 года, когда покинула родину в результате второго замужества. После этого Аничков перешел великому князю Николаю Павловичу, только что женившему на Шарлотте Прусской. При Николае в ансамбле дворца также произошли изменения. Архитектор Карл Росси переделал для него некоторые внутренние помещения. Имели место и внешние изменения: теперь с южной стороны к зданию примыкал т.н. «сервизный» корпус, имевший форму дуги; в западной части сада появилось несколько новых павильонов, а сам садовый ансамбль был окружен оградой. Николай с семьей оставили дворец после его воцарения в 1825 году, однако в Аничковом император пребывал в периоды поста, здесь устраивались придворные балы, а в 1837 года, во время восстановления пострадавшего от пожара Зимнего дворца, царская семья жила в Аничковом. После кончины Николая I в 1855 году последний наименовали Николаевским, но старое название оказалось более живучим.

Родным был Аничков дворец и для государя Александра II, сына Николая. Именно здесь в его юные годы проходили уроки под руководством Василия Жуковского, который также проживал в резиденции. Более того, в 1841 году после свадьбы Аничков стал официальной резиденцией Александра Николаевича. Такую же функцию выполнял дворец и при сыне Александра II, будущем Александре III, въехавшем сюда после женитьбы в 1866 году. Жил здесь Александр Александрович и после восшествия на престол в 1881 году, боясь возможных терактов и считая Аничков более безопасным, чем Зимний дворец. При этом императоре резиденция обзавелась стеной, отгородившей ее от Александринской площади. Также появились оконные витражи работы знаменитого мастера Владимира Сверчкова. После кончины государя в 1894 году во дворце проживала его супруга, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

После Октябрьской революции в Аничковом находился городской музей. Затем в течение 12 лет, с 1925 по 1937 год, дворец был закрыт. В 1937-м здесь расположился Ленинградский Дворец пионеров. В период Великой Отечественной, в 1941-1942 годах, здесь также действовал хирургический госпиталь. В наше время на территории Аничкова дворца работают Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных и Аничков лицей.

Все тайны Аничкова дворца в Санкт-Петербурге и описание интерьеров

Аничков дворец в Санкт-Петербурге

Аничков дворец расположился в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Менявший хозяев, которые перестраивали сооружение на свой лад, дворец из представителя барокко превратился в аскетический образец архитектуры классицизма. Здесь жила императорская семья, воспитывался Александр II, учитель которого Василий Жуковский дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Создание Аничкова дворца

Новую императорскую резиденцию приказала заложить занявшая престол в 1841 году Елизавета Петровна, дочь Петра I. Строили дворец 12 лет (1741-1753). Миссия сооружения заключалась в том, чтобы украсить въезд в Санкт- Петербург. В те времена набережная, где расположен дворец, считалась городской окраиной.

Расположенное в чистом поле, сооружение поражало размерами. Гости прибывали в основном по воде, поэтому парадный вход повернут к реке Фонтанке. Недалеко – Аничков мост, который дал название дворцу.

Проект здания создал архитектор Михаил Земцов. Завершил строительство Бартоломео Растрелли. Каменные палаты, выстроенные в форме буквы Н, выглядели изящно из-за неодинаковой этажности. Трехэтажная центральная часть и боковые флигели, увенчанные куполами, соединялись двухэтажными переходами. Дополнил ансамбль роскошный парк с павильонами, фонтанами, скульптурами и беседкой. Смена владельцев сопровождалась перестройкой здания и реконструкцией парковой зоны.

Хозяева в разные годы

На протяжении двух веков дворец менял хозяев. В знак любви и признательности императрицы преподносили его фаворитам. Елизавета Петровна подарила дворец графу Разумовскому, Екатерина Великая – Григорию Потемкину. Дворцом владели императоры Екатерина II, Николай I, Александр I и Александр III. Александр I дарил дворец сестре, а затем брату.

Особы царской фамилии получали его как свадебный подарок. В XIX веке Аничков дворец – резиденция Александра III. Страстный собиратель живописи, император устроил в Аничковом дворце собственный музей. Собранная коллекция – основа Государственного Русского музея. Император лично устраивал ледяные горы и каток детям и охотно играл с ними. Балы, проводимые во дворце, становились наказанием для царя. Радушно приняв гостей, он удалялся в кабинет.

Особенности интерьеров Аничкова дворца

В формирование ансамбля интерьеров внесли вклад многочисленные зодчие, создавая неповторимый облик, изменяя, добавляя, заново переделывая. Архитекторы Земцов, Дмитриев, Растрелли обновили и украсили дворец.

Для отделки фасада использовали итальянский мрамор, оникс и травертин (древний отделочный камень), лепнину и мраморные статуи, позолоченные украшения.

В отделке интерьеров Аничкова дворца главную роль играет мебель и убранство стен. Изделия из хрусталя, стекла, фарфора, яшмы создают уют и неповторимый колорит залов. Украшает интерьер зелень в горшках и в специально отведенных местах по всей комнате.

Залы дворца

Во дворце несколько залов:

  • Танцевальный зал.
  • Большая столовая.
  • Зимний сад.
  • Малиновая гостиная.
  • Библиотека.
  • Опочивальня Александры Федоровны.
  • Желтая гостиная.
  • Белая гостиная.
  • Кабинет Александры Федоровны.

Кабинет Александры Федоровны

Обстановка устроена по вкусу хозяйки, женщины доброй, но капризной. Домоседка, Александра Федоровна здесь отдыхала, читала, пила чай с супругом, приглашала к столу избранных гостей.

Уютная обжитая комната заставлена разнообразной мебелью. Стены кабинета обиты зеленой материей, на полу – мягкий ковер, украшенный растительным узором. В центре потолочного свода Кабинета изображено небо в звездах, по краям – летящие фигуры двенадцати месяцев года. Окна драпированы занавесями из белого атласа с бахромой.

Для отопления кабинета установили печь, сделанную из мрамора, которую украшали вазы, статуэтки, лампы. Освещался кабинет элегантными масляными светильниками. Стены украшены картинами в золоченых рамах.

Рабочий стол и кушетка, изящный подсвечник, зеркальце и цветочные горшки, рояль с нотами и ширма, украшенная росписью из «Илиады», говорили о привычках и вкусах хозяйки Кабинета. В убранстве интерьера много декоративных растений в вазах, горшках, специальных цветниках.

Опочивальня Александры Федоровны

Опочивальня императрицы использовалась как гостиная, предназначенная для интимных приемов близких хозяйке людей. Здесь императрица почивала, принимала гостей и «кушала одна». В Спальне семья исповедовалась.

Стены Опочивальни драпированы голубым бархатом, украшенным шелковой бахромой с кистями. Схваченная сверху деревянными розетками, ткань ложится на стену ниспадающими свободными складками, создавая впечатление пышности. Резные двери украшает позолота и бронзовые ручки. Потолок – с зеркальным сводом и обильно позолоченным растительным орнаментом.

Камин из белого мрамора украшен бронзовыми позолоченными деталями. На камине – под стеклянным колпаком позолоченные часы. На противоположной камину стене в высоту комнаты красуется зеркало в золоченой раме. Шторы на окнах из зеленой тафты, подоконники облицованы полированным французским мрамором белого цвета. Освещали спальню бронзовые люстры в форме плоской чаши.

В центре Опочивальни кровать, покрытая голубым покрывалом из бархата и атласа. Бархатный полог кровати венчала резная корона. Шесть подушек набиты гагачьим пухом, легким и не боящимся воды. Обитые голубым бархатом диваны и кресла сияют позолотой.

На туалетных столиках – кувшин и чаша для хлеба из граненого стекла; чайник, сахарница, кофейник из чистого золота. На резном столе, сделанном из карельской березы, расположились подсвечники, ножницы, зубные щетки. У окна – ваза из яшмы на постаменте. Убранство интерьера венчает ковер с цветами на голубом фоне.

Желтая гостиная

Желтая гостиная – просторное помещение с четырьмя окнами. Вдоль стен, задрапированных желтым тисненым бархатом, симметрично расположена мебель. Белым атласом, сложенным вертикальными складками, драпированы окна. На потолке – росписи на античные сюжеты. Зеркала в резных позолоченных рамах с растительным орнаментом. Двери гостиной украшают наличники с бронзовыми позолоченными вставками.

На двух мраморных каминах – зеркала в резных золоченых рамах, миниатюрные вызолоченные фарфоровые вазы. В центре зала висит хрустальная люстра с бронзовыми рожками. Гарнитур из двух диванов и двенадцати кресел декорирован бронзовыми позолоченными накладками. Чуть изогнутые тонкие ножки подчеркивают изящество мебели. Паркет из четырех пород дерева облагораживал интерьер. Здесь устраивались званые ужины и обеды, балы, маскарады.

Белая гостиная

Белая гостиная – парадная гостиная. Стены обтянуты без складок шелковой белой материей с букетами. Потолок с позолотой рельефных элементов расписан живописью на античные темы. Полированные двери украшены бронзовым золоченым орнаментом. Окна драпированы занавесями из той же материи, что и стены. В простенках между окнами – зеркала в резных золоченых рамах.

Мраморный камин с бронзовыми часами украшает барельеф Александра Македонского. Резная мебель из орехового дерева и пол из цветного паркета делают гостиную уютной и торжественной. Здесь принимали близких гостей, крестили детей. Под сводами Белой гостиной Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

В Зимнем саду обилие растений, для которых созданы специальные клумбы-куртины. Изумрудная листва и обилие роз, изящные китайские вазы, изделия из уральских самоцветов радуют глаз. Среди экзотических растений прячутся скульптуры античных персонажей.

Библиотека – оригинальная комната. Двухъярусный восьмиугольный зал с нишами для камина и лестницы. Отделка стен светлым дубом, резной балкон создают уют и комфорт.

Интересные факты

  • В 1786 году в садовой галерее обществу представили в Аничковом дворце рояль – новый музыкальный инструмент.
  • Здесь проводили торжественные приемы и придворные балы, на которых блистала супруга Пушкина Наталья Николаевна.
  • В ноябре 1836 года Александр Пушкин приглашен во дворец на личную аудиенцию к Николаю I, чтобы предотвратить дуэль с Дантесом.
  • В 1838 году на средства, вырученные лотереей во дворце, из крепостной неволи выкупили Тараса Шевченко.
  • На правах наставника наследника престола в личных апартаментах жил поэт Василий Андреевич Жуковский.
  • Здесь впервые показали немое кино и открыли школу для детей служащих.
  • Перед главным входом растет березка, посаженная космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым.
  • В 1936 году во дворце появились залы, расписанные по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Аничков дворец и современность

При Советской власти в Аничковом дворце открылся Дворец Пионеров имени Жданова. В 1991 году заработал Дворец творчества юных. Здесь работают кружки и секции, коллективы самодеятельности, проводятся праздники, смотры и олимпиады, молодежные конференции. Дворец стал школой развития интересов и знаний детей.

В 1991 году здесь открыт Музей Аничкова дворца. Величайшие люди современности помогали детям узнавать мир.

  • Секцию шахмат вел Михаил Ботвинник.
  • Ансамблем песни и пляски руководил Исаак Дунаевский.
  • Прививал любовь к путешествиям, рассказывал о далеких странах детям востоковед Василий Струве.
  • В тайны географии и зоологии детей посвящал академик Лев Берг.
  • Иосиф Орбели открыл мир искусства.

Видеоэксурсия

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: