История абхазии кратко
История Абхазии
История Абхазии уходит корнями в глубокую древность. Здесь самой природой были созданы условия для зарождения жизни и цивилизации. Благодаря мягкому субтропическому климату человек здесь нашёл укрытие на открытых стоянках, затем его привлекли многочисленные гроты и пещеры, коими богата земля Абхазская. Самым изученным в настоящий момент, давшим кладезь археологических находок и артефактов является грот Aгца , расположенный в близь Нового Афона. В момент заселения грота человеком его вход находился на уровне земли, но по мере роста Кавказских гор устье грота поднялось на значительные отметки и теперь возвышается в середины непреступной каменной гряды над руслом реки .
Гостеприимные Абхазские берега привлекали к себе древних мореплавателей. В своё время посетили устья абхазских рек и египетские и греческие колонисты. Бытует расхожее мнение, что знаменитый мыс Мюссера, далеко выдающийся в акваторию Чёрного моря посещался египетскими галерами из страны фараонов, принадлежащих городу Мысра. А древние греческие мореплаватели приставая к берегам Абхазии называли их Понтийскими (недобрыми), да и море омывающее земную твердь получило прозвание Понтийское. Но со времени крепли торговые связи между греческими купцами и местным населением. На импорт с теперь уже гостеприимного берега Абхазии увозили в Грецию рабов, железное дерево самшит, а греки одаривали местное население благородными винами, которыми славилась древняя Эллада.
Постепенно на Абхазских берегах возникли греческие колонии: Диаскурия, Питиунт… Они были привязаны к удобным гаваням. В этих оазисах цивилизации кипела жизнь: шел оживленный торг на рабовладельческом рынке, строились храмы в честь греческого Олимпа, велись жрецами службы. Вели к невольничьим рынкам через горы торговые караванные пути (ответвления Великого торгового пути, который некогда охватывал всю Европу и Азию единой сетью дорог).
Сменялись цивилизации, четкой линией прослеживаются моменты исторических свершений на земле Абхазской. С уходом греков с политической арены Диаскурия сменила своё название на Сепастополис, исчез с карты Питиунт, его сменила Пицунда . За новыми хозяевами на землю Абхазскую пришел новый незнакомый язык. За жестокими римлянами величественная Византия ступила на Абхазскую землю. По мнению некоторых историков крайняя граница Византии проходила по мысу Пицунда. На окраину своих владений Византия ссылала неугодный люд. Под конвоем в веригах, босые и голые приходили под стражей смутители спокойствия официальной власти — ярким примером этого исторического явления служит пришествие на землю Абхазскую святого Василиска Каманского в I веке нашей эры. Да, да, Вы не ослышались. Именно первые христиане составляли основную массу каторжан, наравне с разбойниками и ворами. Это были «политические ссыльные» той эпохи.
С первосвященниками и беглыми христианами проникает на территорию Абхазии вера Христова. Постепенно чудесами и знаменьями она привлекает все больше и больше последователей. Рядом с языческими храмами строятся христианские базилики, имеющие крестово-купольную (самонесущую форму). В отличии языческих храмов устойчивые христианские сооружения не падали на головы верующим во время землетрясений — тем самым укреплялась вера во Христа в регионе.
Следующий виток истории Абхазии — период ослабления влияния Византийской империи. VII век. Полчища арабов грабят Константинополь (столицу Византии) и претендуют на её владения. С ослаблением Византийского господства разрозненные города-государства Абхазии смогли найти в себе силы объединиться под властью единого сильного владетеля — царя Леона III. Столицей Абхазского царства становится город Анакопия (современный Новый Афон). За мощными крепостными стенами крепости Трахея держат двухмесячную оборону защитники абхазской государственности. Неиссякаемый источник чистой питьевой воды на вершине горы, непреступные северные склоны Иверской горы (на вершине которой расположена Трахея), да каменные бастионы крепости с юга послужили преградой на пути кровожадных завоевателей. Армада арабов отступает и более 150 (ста пятидесяти) лет на земле абхазской царит мир.
Но в конце Х века вновь на земли Абхазского царства вновь наступают иноземцы. К этому моменту династия Леонидов сложила с себя бремя власти за неимением прямого наследника мужского пола и власть перешла к Багратидам . Столицей Абхазского царства стал город Кутаиси. В XI веке (около 1032 года) малолетний царевич Дмитрий (не прямой наследник Абхазского трона), при поддержке вассалов делает попутку захватить власть, но мятеж был подавлен и Дмитрий вместе с матерью иммигрирует в Византию.
В 1243 году под натиском монголов царство было разделено на две части. Восточная признала власть монгольского хана Батыя, западная продолжала управляться Абхазским царем.
Западное Абхазское царство процветает — торговые пути генуэсзсцов приводят их в 1280 году к берегам гостеприимной страны. Главным товаром стали рабы. Их продавали в Золотую орду и в Средиземноморье. Особо ценились девушки и юноши черкесы, которые добровольно продавали себя в рабство. В 1475 году генуэзские фактории умирают.
1553 год. После полувековой войны Турция и Иран подписывают мирный договор, по которому Турция получает все Западное Закавказье. В этот период на абхазском престоле находится знатный род Чачба (Шервашидзе). Смутное время. Князья постоянно находятся в распрях с соседями и обороняют свою землю от турок. С усилением экспансии турок в XVII веке Абхазское царство попадает под непосильный гнет Османской империи. Долгий и тяжёлый период абхазской истории. Абхазия становится мусульманским государством. Христианские храмы переоборудуются в мечети с высоты минарета (бывшей колокольни) муэдзин созывает на молебен правоверных. В этот период абхазской истории продолжается активная работорговля, тесные экономические (торговые) и культурные (в том числе родственные) связи соединяют две страны. В регион ввозятся предметы роскоши: тонкостенная керамика, богатые ткани и дорогие вина, а вывозится живой товар — рабы и железное дерево — древесина самшита. В этот период торговый город Диаскурия (Сепастополис) получает современное название — Сухум.
1810 год Абхазия добровольно входит в состав Российской империи. Недовольные этим фактом слои общества по религиозным соображениям махаджируют (исходят) с территории государства — уезжают в Турцию. Де-юре статус территории Российской империи Абхазия обрела в 1829 году после окончания Русско-Турецкой военной компании 1828-1829 годов. По миронму договору двух противников Россия получила выход к Черному морю, в том числе и узаконила земли Абхазии в своём составе.
Но увы. Ещё более четверти века земля Абхазская раздираема войной. Отдаленные области не признают власть Российской империи, глава государства — ставленник русского императора не имеет авторитета среди своих сограждан…
И только после окончания Кавказской войны (1964 год) мир приходит на земли Абхазии. Строятся монастыри и курорты, закладываются новые города и возводятся дворцы. В 1888 году сам государь император Российский посещает города Абхазии. Он останавливается в Новом Афоне и пребывает в восхищении от трудов праведных. Монастырь процветает. Работают кирпичный заводик и мастерская по выделке шкур, в озерах плещутся рыбы, а золотые купола Симоно-Канонитского мужского монастыря видно далеко за пределами местечка.
В начале ХX века, закладываются первые камешки в основание курорта Гагра. Южные рубежи Российской империи привлекают все больше и больше туристов, путешественников и исследователей. В горы Кавказа отправляются экспедиции Русского Географического общества. Составляются описания озёр, долин, горных хребтов и рек. Первые открытия и первые путеводители по гостеприимной Абхазской земле.
В 1925 году Абхазия вошла в состав СССР добровольно в качестве автономии в составе Грузинской ССР. Но уже в 1931 году в связи с вводом новой конституции автономия была утеряна и Абхазия попала в зависимость от Грузинской ССР. Развал Советского союза и конец Советского периода истории нашего государства стал для Абхазии переломным. В 1992-1993 годах маленькая гордая Абхазия через кровь, потери и гражданскую войну получила независимость. Сейчас это государство в мире признаёт только 8 (восемь) стран: Никарагуа, Венесуэлла…, в том числе и Россия. Правда Россия пришла к признанию Абхазии в 2008 году, после вооружённого грузино-осетинского конфликта. Остальная мировая общественность считает Абхазию — территорией Грузии.
Проходят годы Абхазия возраждается из пепла войны: проводятся ремонты дорог, строятся заводы, закладываются виноградники и бывшие войны становятся пахарями. Мира тебе и процветания — страна души, страна древней культуры и великих традиций.
История Абхазии
Приблизительно 5 тысяч лет назад случилось разделение праабхазских и праадыгских племен и их языков. Считается, что уже в 4-3 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Малой Азии и на юго-западе Закавказья существовали хеттско-абхазо-адыгские племена как достаточно постоянный этнический массив. Уже гораздо позже сюда вклинились картвельские племена. Они оттеснили хеттов на юг, а абхазов с адыгами на северо-запад — на Кубань и западное Закавказье.
В 5 столетии Лазика или Эгрийское царство расширилась за счет Апсилии и Сванетии. Однако уже к началу 6 столетия они отделились. В 6 столетии в Абхазии появились такие образования как Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия.
В 6 столетии при византийском императоре Юстиниане I абазги, апсилы и другие племена, населяющие землю современной Абхазии, приняли христианство.
В 697 году Лазика оказалась под контролем арабов, чья воля распространилась также над Картли.
В 8 столетии царем Абхазского государства был Леон I (746-791 годы царствования). После брака Леона и дочери грузинского царя Мириана, который вместе с братом Арчилом спасался в Абхазии от Мурвана Кру «Глухого», в состав Абхазии вошла территория Лазики.
В 978 году после гибели Феодосия III в Кутаиси воцарился его племянник Баграт III (по 1014 г.), ставший родоначальником семьи Багратидов. Хотя царство еще одно время называлось Абхазским, к власти пришли картвелы. Царство продолжало увеличиваться, в 1122 году столица была перенесена в Тбилиси. Под властью Баграта III удалось объединить почти всю Грузию. В это время впервые встречается термин «Сакартвело», обозначающий единую Грузию.
Междоусобица на Кавказе не прошла стороной Абхазию. В 40-е года 15 столетия развал страны зашёл так далеко, что многие города на черноморском побережье были заняты Генуей — Гагра, Пицунда, Новый Афон, Севастополис (Сухум). Под турецкое покровительство переходили отдельные княжества, некоторые пытались сопротивляться турецкому нашествию. Возникали и распадались кратковременные союзы Абхазии с Гурией и Мингрелией (напр. в 1623 году), бывшие друзья бросались друг на друга (1628 год — Леван II, царь Мингрелии, напал на Абхазию, захватил Сухум, построил Келасурскую стену, разделив Абхазию надвое). После кончины Левана II, а также в годы царствования его племянника Левана III (1661-1680 г.г.) Мингрелия была поражена абхазами в союзе с черкесами, полигамисты, убыхами. Однако прошло всего 20 лет и в 1702 году имеретинцы и мингрелы снова полезли в Абхазию.
В 18 столетии в ослабленную Абхазию снова устремилась Турция. Генуя была выдавлена с побережья, Сухум преобразовался в Сухум-кале — турецкую крепость, другой турецкий город на берегу был построен в Поти. Столицей Абхазии стало Лыхны.
Позднее абхазский князь Келешбей перенес столицу из Лыхны в Сухум. Ближайшие мегрельские земли просили его о покровительстве и о защите их от царя — Григория Дадиани, для чего отдали ему крепость Анаклия на левом побережье Ингура. В 1802 году во время похода на Мегрелию с 20-ти тысячным войском Келешбей взял в заложники сына мингрельского князя Дадиани, его наследника Левана.
В 1805 году Россия потребовала от Келешбея выдачи взятого им в заложники сына мегрельского князя Левона Дадиани, а на отказ Келешбея провела военную операцию под командованием генерала Рыкгофа, в ходе которой Анаклия была возвращена Мегрелии, а младший Дадиани вернулся в семью.
17 февраля 1810 года Абхазия вошла в состав России, хотя, конечно, если бы Абхазия была в то время частью Грузии, то почему она не вошла в состав России вместе с так сказать метрополией? До 1864 года в Абхазском княжестве сохранялось самоуправление. То есть Абхазское княжество с 1810 по 1864 год входило в состав Российской Империи на правах автономии и просуществовало в таком качестве дольше других на Кавказе.
Общая историческая справка
Абхазы (самоназвание — апсуа), являются древнейшим автохтонным населением Западного Кавказа, обитавшим в этом регионе с III тысячелетия до н.э и находившимся в этно-культурной связи с цивилизациями Древнего Востока, Малой и Передней Азии. В VI в. до н.э. на территории Абхазии основываются крупные эллинские города-крепости Диоскуриада (Сухум), Гиэнос (Очамчыра), Питиунт (Пицунда), имевшие тесные экономические связи с Грецией, городами Северного Причерноморья и Малой Азии. С IV в. н.э. в Абхазии распространяется христианство. Важнейшим его центром становится Питиунт. В римско-византийскую эпоху происходит бурное социально-экономическое развитие региона, создавшее предпосылки для сложения в к. VIII в.н.э. Абхазского царства со столицей в Анакопии (Н.Афон). Таким образом, абхазская государственность имеет 1200-летнюю историю.
По церковному преданию первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В конце III- начале IV вв. в Питиунте образовалась первая христианская община на Кавказе, которую епископ Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло христианство в VI в. при императоре Юстиниане. В Константинополе была основана школа, где специально обучались дети абасгов.
Первым царем Абхазского царства был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана. Абхазское царство достигает наивысшего могущества к Х в. при Георгии II, присоединив к своей территории земли Западной Грузии. Династия абхазских царей пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014 гг.), который был грузином по отцу, но абхазский престол унаследовал по материнской линии династии Леонидов (абхазка Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с этой династией. С него началось формирование нового государства — «царства абхазов и картвелов», которое еще некоторое время продолжало называться «Абхазским».
В результате нашествия монголо-татар, затем Тимура, а еще позже — падения Византии, объединенное Абхазское царство было раздроблено и управлялось собственными владетельными князьями, ведшими междоусобную войну. В XIII-XVBB. Абхазия была в сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых факторий.
В XVI-XVIII вв. Абхазия находилась в номинальной зависимости от Османской Турции. К к. XVII в. восточная граница Абхазского княжества была установлена по р. Ингур, приобретя государственно-политический статус, сохраняющийся уже 300 лет. С конца XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шерва-шидзе), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.
В 1810 году Абхазское княжество вошло в состав Российской империи. Одна из отличительных черт Абхазского княжества в том, что оно, в отличие от Грузии, не утеряло полностью своей государственности с присоединением к России. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе. Княжество было упразднено указом Александра III, и с 1864 по 1917 гг. Абхазия («Сухумский военный отдел», «Сухумский округ») была подчинена царской администрации на Кавказе.
В XIX столетии Абхазия занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, а свободные общинники составляли почти все 3/4 население страны. В систему «горского феодализма» Абхазии крепко вжились элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община, которая объединяла все слои населения — высшие и низшие сословия — и была пропитана молочным родством феодалов с крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.
В результате политики царизма на Кавказе, в 1866 и 1877 гг. в Абхазии вспыхивали антиколониальные восстания, которые были жестоко подавлены. В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний в XIX веке свыше 100 тысяч абхазов (а вместе с близкородственными убыхами и абазинами — до 180 тыс. человек) подверглись насильственному выселению в Османскую империю (махаджирство), а земли абхазов — колонизации со стороны России и Грузии. Фактически, Абхазия пережила настоящую этническую катастрофу, последствия которой ощутимы и по сей день. Более половины населения вынуждены были покинуть родину и стать беженцами. В Абхазию хлынул поток новопоселенцев, прежде всего грузин (в основном мегрелов), а также армян, греков, русских, болгар, немцев, эстонцев и др. Так, если в 1886 году абхазы составляли 85,7%, то в 1897 году — уже 55,3% населения.
После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 11 мая 1918 года была провозглашена Горская республика, в состав которой Абхазия вошла наравне с Дагестаном, Чечено-Ингушетией, Осетией, Кабардой, Адыгеей, Карачаево-Балкарией. В июне 1918 года войска Демократической республики Грузия при поддержке Германии оккупировали Абхазию. Агрессия Грузии вызвала недовольство населения Абхазии и облегчила установление здесь Советской власти.
4 марта 1921 года в Абхазии была образована независимая ССР Абхазия. В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Иосифа Сталина, Орджоникидзе и других была вынуждена заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный в феврале 1922 г., который, по сути, зафиксировал равноправие двух республик. Абхазия не входила в состав Грузии. Первая советская Конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III-м Всеабхазским съездом Советов. Абхазия приняла тогда свою Конституцию, как и другие союзные республики, в отличие от автономных, которые ее не имели. В этот период ССР Абхазия по своему статусу являлась не автономной, а союзной республикой, имеющей статус суверенного государства.
В 1931 г. в обстановке политического террора в стране, Абхазию принуждают «добровольно» пойти на понижение своего статуса и стать автономной республикой в составе Грузинской ССР. Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.
После гибели главы Абхазии Нестора Лакобы (отравлен Берией в декабре 1936 года в Тбилиси), начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии, связанный с именем Берия и его преемников, проводивших физическое уничтожение и насильственную ассимиляцию абхазов, закрытие абхазских школ, замену абхазских топонимов грузинскими, мероприятия по изменению национального состава Абхазии и переселению в Абхазию свыше 100 тыс. мингрело-грузин (с 1937 по 1959 гг.).
Националистическая политика по отношению к абхазам и демографическая экспансия грузин в Абхазии, поощряемая Тбилиси, продолжались и во время пребывания в рукововодстве Грузии Э.А. Шеварднадзе в 1973 — 1987 гг. Попрание суверенных прав народа Абхазии вызывало массовые выступления и общенациональные сходы в 1931, 1957, 1965, 1967, 1978, 1989 гг.
9 апреля 1991 года Грузия провозгласила свою независимость и заявила, что является правопреемницей не ГССР, а Грузинской демократической республики, существовавшей в 1918-1921 годах. С этого момента ГССР прекратила существование. На ее территории возникло два не связанных друг с другом государства — независимая Грузия и Абхазия, оставшаяся субъектом СССР. 14 августа 1992 года только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Грузинские войска при поддержке боевой авиации, более ста танков, другой бронетехники, артиллерии, вторглись в Абхазию и оккупировали часть ее территории. Они расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилию, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением. На оккупированной территории производилась этническая чистка. Помимо физического истребления проводилась и политика культурного геноцида. Уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи и библиотеки, громились, грабились и сжигались театры, институты, школы, архивы, университет. Погибли ценнейшие записи фольклора, лингвистические материалы, исторические документы, редчайшие книги и рукописи.
Военная агрессия Грузии против суверенной Абхазии продолжалась 14 месяцев. Отечественная война абхазского народа против режима Шеварднадзе закончилась 30 сентября 1993 года полным освобождением Абхазии. Разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией, произошедший по инициативе властей Грузии еще в период существования СССР, на основе советского законодательства, и последовавшая за этим война 1992-93 гг. привели де-юре и де-факто к независимости Абхазии. Конституция Республики Абхазия, принятая Верховным Советом 26 ноября 1994 г., явилась правовым оформлением созданного независимого государства — Республики Абхазия (Апсны).
С декабря 1994 года по сентябрь 1999 года Абхазия и ее народ, как ни одна страна в мире, подвергались жесточайшей политической, экономической и информационной блокаде. В настоящее время в стране возрождаются культура, наука, образование, традиционные отрасли экономики (производство чая, табака, цитрусовых, виноделие, деревообработка), активно развивается туризм. Возобновили свою работу Абхазский государственный университет, Абхазский институт гуманитарных исследований, национальные творческие союзы художников, писателей, журналистов, композиторов, архитекторов. Основана Академия Наук Республики Абхазия. В новых условиях функционируют Абхазское телевидение и радио, Абхазское книжное издательство, журналы, газеты. Большой популярностью пользуются народные хореографические коллективы, эстрадные и детские музыкальные ансамбли, постановки Абхазского государственного театра, художественные выставки, молодежные фестивали, конкурсы. Интеллигенция Абхазии проводит большую исследовательскую, творческую работу в различных областях науки, образования и культуры.
Во внешней политике руководство Абхазии проводит курс на установление ассоциированных отношений Абхазии с Россией, предполагающих вхождение суверенной Абхазии, как субъекта международного права, в валютный и таможенный союз с Россией, осуществление скоординированной внешней политики, политики в области обороны и безопасности. На границе Абхазии и Грузии по р. Ингур стоят российские миротворческие войска, в самой республике находятся также наблюдатели ООН и представители Красного Креста. С 1993 года по настоящее время под эгидой ООН, при посредничестве России и при участии ОБСЕ продолжается переговорный процесс с Грузией.
История Абхазии
Отличительная черта любой страны – это ее история, которая строится веками. Тем и особенно интересна нам история Абхазии. Это очень интересная страна, которая заинтересует любого туриста.
Отличительная черта любой страны – это ее история, которая строится веками. Тем и особенно интересна нам история Абхазии. Это очень интересная страна, которая заинтересует любого туриста.
- Разнообразная история Абхазии
- Столица Абхазии
- Население Абхазии
- Государство Абхазия
- Политика Абхазии
- Язык Абхазии
Разнообразная история Абхазии
История настолько разнообразна, что в ней можно выделить следующие периоды: Эллинистический период, Византийский период, нашествие арабов. Анакопийское сражение, Абхазское царство, Абхазия и Великий Шелковый путь, Абхазское княжество и Турция и Абхазия под покровительством России. История Абхазии начинается еще с эпохи нижнего Палеолита. Археологи находили на территории будущей Абхазии останки первобытных людей, орудия труда, глиняную посуду, шкуры животных, которые вероятно использовались в качестве одежды. Вместе с историей также развивалась культура Абхазии, складывались традиции, которые соблюдаются в этой стране до сих пор.
Столица Абхазии
Сухум – это маленькая, но «гордая» столица Абхазии. Достаточно обустроенный город с развитой инфраструктурой. Одни из известных достопримечательностей города: Беслетский мост, Ботанический сад, Сухумская крепость, Сухумский маяк, Замок Баграта и многое другое.
Город расположен на берегу Черного моря, в центральной части республики Абхазии. Климат субтропический: теплые зимы и влажное, жаркое лето. Национальный состав не так богат, как в России: армяне, русские, грузины, абхазы, греки. Культура здесь также развивается, сейчас в Сухуме есть картинная галерея, Абхазский драматический театр, краеведческий музей и т.д.
Транспорт достаточно богат. Есть автобусные маршруты, как внутри самого города, по стране, так и зарубежью. Также имеется аэропорт и железнодорожные пути.
Население Абхазии
Численность страны небольшая, всего около 216 тыс. человек. Население Абхазии достаточно разнообразно, здесь можно встретить: греков, русских, абхазов, грузинов и многих других. По религиям жители в основном делятся на: христиан 64%, в основном, православные; мусульман 14%, сунниты, как правило; язычников, неверующих и прочих 22%.
Государство Абхазия
Абхазия только частично призвана государством, поэтому таковым его признают только некоторые страны: члены ООН, ДНР, Южная Осетия и другие. Несмотря на это, большинство жителей страны считают, что государство Абхазия сложилось так уже давно. История же подтверждает, что Абхазия может быть полностью независимой от других государств.
Политика Абхазии
Абхазия – президентская демократическая представительская республика, в которой президент Абхазии – глава правительства и многопартийной системы, глава государства. Правительство осуществляет исполнительскую власть. В парламенте и правительстве наделяется законодательная власть. Политика Абхазии достаточно специфична и непонятно для некоторых стран, возможно, поэтому страна не признана государством всеми странами.
Язык Абхазии
Абхазский – главный (государственный) язык в стране, но, так же как и Русский, поэтому жители Абхазии могут разговаривать на двух языках, либо одном из них и достаточно уютно чувствовать себя в стране. Чистый язык Абхазии достаточно красив и интересен для многих туристов и лингвистов.
История Абхазии
Древнейшая Абхазия
История Абхазии сложная, не простая, со своими драматическими поворотами и событиями. Уходит она корнями во времена самые незапамятные. Первые обитатели появились здесь 800 000–100 000 лет назад, в раннем палеолите, эпоху, называемую археологами шелльской и ашелльской. Сутулые, косматые поселенцы не были похожи на человека современного облика и умели пользоваться одним единственным орудием – универсальным кремневым
рубилом. Их обиталища найдены в Яштуха близ Сухума, верхней Эшере, в Очамчирском районе. Все древнейшие стоянки находятся довольно высоко.
Уровень Черного моря был в те времена на 60 м выше современного, потому на месте теперешнего побережья и долин плескались морские волны.
В эпоху мустье (100 000–40 000 лет назад) – это уже средний палеолит –появился неандерталец. Его трудовой инвентарь был куда разнообразнее.
Потом наступил верхний палеолит, за ним мезолит и неолит. Крупнейшая абхазская неолитическая стоянка – Кистрик – найдена в окрестностях Гудауты. Но самые грандиозные памятники остались после так называемой дольменной культуры, относящейся к эпохе
бронзы – 3-е – начало 2-го тысячелетия до н. э. Дольменная, или мегалитическая культура была явлением почти глобальным. Зародившись на территории Великобритании и западной Франции (провинция Бретань), она волной прокатилась по побережью Атлантики, Средиземного и Черного морей. Да и в других местах земного шара мегалитические памятники не редкость.
На Кавказе в эпоху бронзы сооружались каменные гробницы – дольмены, похожие на приземистые домики. Они разбросаны по всему западному Кавказу. В Абхазии находится самый большой кавказский дольмен – Азантский.
XIII–VIII вв. до н. э. – эпоха поздней бронзы – время единой Колхидской
культуры, раскинувшейся на всем западном побережье Кавказа.
Античная эпоха
В VI–V вв. до н. э. колхидские берега начинают осваивать греки. Эти непоседливые бродяги морей периодически покидали насиженные места и отправлялись в дальние страны, где за тридевять земель от родины основывали города-колонии и жили там, не изменяя своему традиционному укладу. Так на брегах Черноморского побережья Кав-
каза возникают греческие колонии Диоскурия (на месте нынешнего Сухума), Питиунт (Пицунда), Триглит (на месте Гагры).
В I в. до н. э. греческие города попадают в зависимость от Понтийско-
го царства, а в I в. н. э. на побережье укрепляются римляне. Их главным опорным пунктом стала крепость Себастополис, построенная на месте разрушенной к тому времени Диоскурии.
Так великие государства античного мира вершили судьбу прибрежных тер-риторий Абхазии.
А что же местные племена? Ко II в до н.э. Колхида распадается на этнические общности. Вместо общего названия колхи с I в. появляется названия лазы, апсилы, абазги, саниги. Как сообщают античные историки, на территории современной Абхазии с давних времен обитали племена апсилов и абазгов. К северу от них жили саниги. К востоку, в верховьях реки Кодор и частично в Цебельде обитало племя мисимиан.
Взаимодействуя с передовой греко-римской культурой, местное население переняло некоторые ее черты, много-му научилось. Известно, что и позднее абхазские князья пользовались грече-ским или римским алфавитом.
Раннее средневековье
С IV по VI в. абхазские земли входили в западно-грузинское Лазское го-сударство на правах княжества. В это же время побережье оказалось внутри сферы интересов Византиии. Византия старалась поддерживать древние антич-ные колонии. Особенно активно эта по-литика проводилась в VI в., в правление императора Юстиниана I. Он заново отстроил Себастополис. Одновременно начинается и распространение христианства в Абхазии. Византия, противо-стоявшая Ирану, была заинтересована в пропаганде своей веры. Расчетливые константинопольские политики отлично понимали, что вера – мощный объединяющий фактор – единоверцы всегда потенциальные союзники (и наоборот), а в союзниках они нуждалась. Первые христианские храмы и общины появи-лись тут еще в IV в., но располагались они на территории римских крепостей. После того как христианство в 527 г. стало официальной религией, храмы распространились по всей стране. В то же время местные жители всегда стре-мились минимизировать влияние Византии.
В VII в. у границ Абхазии появляется новый враг – арабы. В том же веке араб-ские войска захватили Лазику, в начале VIII в. – крепости по Кодорскому ущелью, в 30-х годах осадили Анакопию.
К VIII в. на основе объединения абазгских и апсильских племен фор-мируется абхазское царство.
В VIII–IX вв. оно уже существовало как самостоятельная государствен-ная единица. Это была эпоха расцвета. Росли города, строились крепости и храмы. С тех времен сохранилось много построек, что говорит о высоком уровне строительных технологий. Были построены Моквский со-бор, Лыхненский храм, Хашупская крепость и т.д.
Влияние Абхазского государства распространялось на значительную территорию современной Грузии. Но 982 г. стал последним годом его существования. После смерти бездетного абхазского царя Феодосия Слепого государство по наследству перешло к его племяннику Баграту III – правителю Картли. С тех пор Абхазия была подчинена Картли на правах княжества. Объединение это произошло мирно, без войн и оружия. Позднее Баграт III присоединил еще ряд земель, про-славившись как царь-объединитель Грузии. Столицей его государства стал г. Кутаиси, остававшийся в этом статусе до середины XII в.
Но тогдашняя Грузия не была цен-трализованным государством. Она и Грузией стала называться позднее, а в те времена именовалась «царством абхазским и картлийским». Местные феодалы имели большое влияние.
XIII в. был веком междоусобной феодальной борьбы.
Генуэзцы и турки
В XIII в. у кавказских берегов по-являются генуэзцы. С разрешения местных властей они основывают свои фактории на побережье. Через генуэзские порты вывозились вино, продукты пчеловодства (мед, воск), лес, ценная самшитовая древесина, завоз-илось сукно и ремесленные товары. Но главным товаром были рабы. В Сухуме находился один из главных невольничьих рынков. В конце XV в. на абхазхском горизонте появляются турецкие галеры. В 1451 г. они просто разорили страну, оставив ее в руинах, но с 1578 г. утверждаются тут окончательно. Наступает эпоха турецкого господства, сопровождающаяся упадком культуры и экономики. Города превращаются в захолустные местечки. Процветает лишь работорговля. В тот же период между абхазскими
и картлийскими князьями не утихают жестокие войны. Туркам это только на пользу – каждое столкновение обеспечивает их очередной порцией рабов – победители охотно продавали пленных.
Туристическая доска объявлений
В 1657 г. после смерти картлийского правителя Левана Абхазия обрела окон-чательную независимость от Картли. Древняя княжеская династия Чачба (Шервашидзе), правившая Абхазией с XII в., постепенно усиливается и при-обретает большое влияние.
Абхазия и Россия
В конце XVIII в. Келешбей Чачба начинает переговоры с Александром I о присоединении к России. Но единства в отношении внешней политики не было даже внутри княжеской семьи. В результате политических разногласий Келешбей погибает от руки собственного сына (хотя есть версия, что князь стал жертвой заговора, а сын – удобной мишенью, чтобы свалить на него вину).
В 1809 г. второй сын Келешбея – Георгий (Сафарбей) обращается к российскому правительству с просьбой принять Абхазию в состав империи. Эта просьба в 1810 г. удовлетворятся, Абхазия становится частью России на правах княжества. Княжеской династии Чачба сохраняются все права, кроме права предавать своих подданных смертной казни. В 1864 г. после окончания войны с горцами, которую много лет вело царской правительство, абхазское княжество было упразднено, а впавший в немилость последний абхазский князь Михаил был сослан в Воронеж, где и умер год спустя – в 1865 г. Еще через год в Абхазии разразилось мощное восстание, вызванное кабальными условиями готовившейся крестьянской реформы. Восстание было подавлено, на абхазский народ обрушились репрессии, которые вызвали массовое бегство абхазов (особенно мусульман) в Турцию. В 1867 г. выехало около 20 000 человек. Провинции Дал и Цабал опустели полностью.
Эти территории впоследствии были заняты представителями других этносов – грузинами, армянами, греками,славянами.
Очередная мощная волна переселения последовала после русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Число выехавших на этот раз составило 50 000.
Такой мощный отток населения привел к существенному изменению этнической картины. Если в середине XIX в. абхазы составляли 75% жителей княжества, то в 1877 г. их было уже 55%.
Двадцатый век
В 1917 г. Абхазия входит в состав так называемой Горской республики.
В 1921 г. после установления советской власти получает статус советской социалистической республики в составе Закавказской СФСР. С 1931 г. Абхазия становится автономной республикой в состав Грузинской СССР.
После распада Советского Союза накопившиеся противоречия между
руководством Абхазской АССР и правительством Грузии, возглавляемым тогда Шеварнадзе, приводят к военному конфликту 1992–1993 гг., унесшему около 3000 жизней. Провозгласившая независимость Абхазия на данный момент не признана мировым сообществом. В качестве отдельного государства ее признали
только Россия и Никарагуа.
История абхазии кратко
Абхазия — край гор, покрытых густыми лесами, цветущими альпийскими лугами, и неприступных, закованных в вечные льды вершин. Красивая древняя земля. И море. Немного найдется на нашей планете мест, где так близко соседствуют субтропики и ледники, где на отрезке всего в 40 км укладывается почти все разнообразие поясов растительного мира от цитрусовых на равнине до лишайниковых у вечного снега.
Сегодня Абхазия — признанная здравница страны, поставщик ценных растительных культур (чай, цитрусы, лекарственные растения, виноград, фрукты), горный край с огромными потенциальными возможностями для развития туризма. Здесь уникальная природа, самобытная культура народа, множество памятников истории: на протяжении тысячелетий эта земля находилась в центре интересов основных цивилизаций Востока и Запада.
Теплый климат, богатый растительный и животный мир Абхазии создавали благоприятные условия для человека. Здесь обнаружены древнейшие (100000 лет) в нашей стране стоянки человека так называемой ашельской эпохи (селения Яштхуа, Эшеры, Отап, гора Апианча). В ту пору люди вели стадный образ жизни, занимались собирательством съедобных растений, охотой на мелких животных и, рыболовством. Единственным орудием труда было ручное рубило из массивного кремневого осколка. Люди селились по берегам рек, недалеко от теплого моря, уровень которого тогда находился на 60 м выше современного. Десятки тысячелетий потребовалось людям, чтобы перейти на следующую ступень развития, научиться пользоваться стрелой и луком, охотиться на крупных животных, изобрести гарпун для ловли рыбы. В период верхнего палеолита (40 000 лет) люди заходят дальше в горы, где селятся в сухих пещерах и под скальными навесами. К этому времени относится большое число находок в районе Цебельды (“Холодный грот”, пещера Квачара).
Замечательный памятник древней истории Абхазии и всего Зап. Кавказа (III—II тысячелетия до н. э.) — дольмены, наземные погребальные сооружения, сложенные из огромных вытесанных из известняков плит: четыре плиты ставились на ребро, пятая составляла потолок образовавшегося помещения. В передней стенке делалось круглое отверстие диаметром около 40 см, закрывавшееся каменной пробкой. Поражают объем и тщательность проделанной работы. Самый крупный из найденных в Абхазии дольменов (сел. Эшеры), выставленный в Сухумском краеведческом музее, имеет высоту 2,7 м, ширину 3,3 м, длину 3,85 м. Его крыша весит 12 тонн. Дольмены строились на склонах гор, обычно малыми, а иногда и большими группами и почти все фасадами к морю (селения Отхара, Ачандара, Эшеры, Азанта, Псху, Хабю, Чхалта). Как показали раскопки дольменов, они служили для последовательных захоронений на протяжении нескольких эпох, местами вплоть до первых веков нашей эры. Абхазы, как и адыги, еще в прошлом веке почитали дольмены (абхазское название “адамра”), считая их могилами предков.
Дальнейший этап развития древнего общества Абхазии характеризуется колхидской бронзовой культурой (XI—VI вв. до н. э.), базирующейся на местных материалах (один из рудников обнаружен под перевалом Аданге). Важно отметить сходство бронзовых изделий колхидской культуры с изделиями того же времени на Сев. Кавказе (кобанская культура), что свидетельствует о глубоких исторических связях между населением центральной части Сев. Кавказа и кавказского Причерноморья. В эту эпоху основой хозяйства абхазов стало скотоводство.
Большое влияние на жизнь абхазов оказала длительная связь с Древней Грецией, начало которой относится к VII в. до и. э. На парусных кораблях греки достигали Кавказского побережья и вели выгодную торговлю с местным населением. Сведения об этом дошли до нас благодаря известному мифу о плавании аргонавтов к берегам Колхиды.
В VI в. до н. э. образовалось Колхидское рабовладельческое царство, в состав которого входила и Абхазия. Богатая природа Кавказа имела огромное значение для развития торговли Колхиды с Грецией. Отсюда на мировой рынок вывозились самшит, тис, корабельный лес, смола, пенька, кожа, шерсть. Древние историки говорят о добыче здесь золота и серебра. Славились и колхидские целебные травы. Но особенно ценным товаром, привлекавшим купцов, были рабы.
В этот период на территории Абхазии греческие купцы создают колонии Питиунт (мыс Пицунда) и Диоскурию (Как показали археологические исследования, Диоскурия находилась на месте нынешнего Сухуми. Древний город большей частью затонул из-за постепенного опускания берега). В IV—II вв. до н. э. Диоскурия играла значительную экономическую и политическую роль на Зап. Кавказе, на что указывает знаменитый историк и географ Страбон (II в. до н. э.). Большое значение приобрели в ту пору пути, связывавшие Диоскурню с Сев. Кавказом через перевалы Клухорский, Марух, Санчарский.
На рубеже нового времени Грецию с Кавказского побережья вытеснило римское воинственное рабовладельческое государство.
К концу I в. до н. э. на территории Абхазии сложились княжества апсилов, абазгов и санигов во главе с князьями местного происхождения, утверждавшимися римскими императорами.
Большое число памятников в горах Абхазии, главным образом по Кодорскому ущелью, оставила Апсилия (II—VII вв.), сформировавшаяся на важном торговом пути (через Клухорский перевал), соединявшем Византию со Средней Азией. Опасаясь набегов кочевников из северокавказских степей, местные жители издавна возводили на этом пути защитные заслоны. Заботились об охране своих провинций и Рим, а затем сменившая его Византия. В I—VI вв. вдоль восточного побережья Черного моря они создали цепь приморских укреплений, имевшую постоянные гарнизоны легионеров. Цебельда в силу своего расположения оказалась форпостом этой оборонительной системы на перевальном пути, а на долю ее населения — апсилов выпала основная задача укрепления подступов со стороны Сев. Кавказа (в том числе и в интересах Рима и Византии). В результате сформировалось военно-специализированное общество с самобытной культурой. На территории Цебельды и ее окрестностей сегодня археологами обнаружено более 15 поселений апсилов, могильники, 10 крепостей (у селения Герзеул, на горах Шапка, Пскал, Ахыста, Пал; Цибилиум и др.). Наиболее значительные крепости были построены вдоль перевального пути и имели зрительную связь между собой.
Расцвет Апсилии пришелся на V—VII вв. В VI в. она участвует в греко-персидской войне (542—555 гг.) на стороне Византии.
В 723—725 и 729—730 гг. полчища арабов вторглись в Апсилию и дальше через Клухорский перевал в Хазарию. Самое опустошительное нашествие апсилы испытали в 738 г., когда арабские войска взяли штурмом “железную крепость” (вероятно, Цибилиум). Апсилия перестала существовать.
В конце VIII в. произошло выделение из греческой империи и образование Абхазского царства, которое принимает активное участие в борьбе за объединение Грузии. Аланы Сев. Кавказа, оставаясь вассалами Византии, по указке последней часто совершали набеги на Абхазию. До наших дней сохранились развалины крепостей, построенных в те времена в Бзыбском и Кодорском ущельях (селения Бзыбь, Чхалта) для защиты перевальных путей с севера.
В XI в. Абхазия вошла в состав феодальной Грузии. К этому времени относится строительство многих христианских храмов на ее территории (Моква, Пицунда, Лыхны).
С конца XV в. в Абхазии начинается период почти 300-летнего господства султанской Турции. Восстановив Сухумскую крепость под названием Сухум-Кале, турки превратили ее в один из основных опорных пунктов своих агрессивных устремлений на Кавказе. Свободолюбивый абхазский народ не мирился с иностранным господством. В 1771 г. восставшим даже удалось временно занять Сухумскую крепость.
Турецкому владычеству был положен конец лишь после присоединения Абхазии к России в 1810 г., когда молодой владетель Сафарбей обратился к русскому правительству за помощью против турок. Турецкий гарнизон был изгнан из Сухумской крепости, однако из-за отсутствия дорог, трудности в переброске войск присоединение получилось формальным. К тому же среди правителей Абхазии оказалось достаточно протурецки настроенных элементов, а свободолюбивые горцы не соглашались подчиняться никаким иноземным правителям. В последней русско-турецкой войне 1877—1878 гг. турки варварски разрушили Сухуми, но выбивали их из Абхазии уже объединенные русские, абхазские и грузинские отряды.
Бедствием для абхазского народа явилось массовое выселение большой его части в Турцию, известное под названием “махаджирства”. Некоторые свободолюбивые племена горцев отказались принять условия присоединения к России (переселение на низины, воинская повинность, христианство) и оказали сопротивление карательным войскам. Турецкие агенты вели активную пропаганду, обещая переселенцам “златые горы” на турецкой земле, их поддерживали английские политики, а подчас и местные князья. Царская администрация в выселении местных племен видела наиболее простое решение своих проблем в создании управляемого округа Российской империи.
Массовая эмиграция абхазского населения происходила несколькими этапами: в начале 40-х годов, во время Крымской войны, в 1864 г. при завершении покорения горцев, после Лыхнинского восстания (1866— 1867 гг.) и во время русско-турецкой войны (1877— 1878 гг.). Почти полностью были выселены горные селения Цебельды, Дала, Псху—всего около 100000 человек. Многие из них погибли от голода и болезней в дороге и на чужбине.
Освобожденные земли в приморской полосе раздавались офицерам и помещикам. Для освоения покинутых долин отовсюду призывались колонисты: армяне, греки, мегрелы, сваны, русские, украинцы, эстонцы.
Советская власть в Абхазии была установлена в 1921 г.
Две трети территории Абхазии составляют горы. По гребням Кодорского и Главного Кавказского (ГКХ) хребтов проходят ее северная и восточная границы, значительную территорию занимают Гагрский, Бзыбскии, Чхалтский хребты и их отроги. Геологическое строение абхазских гор довольно сложное. В числе слагающих пород твердые кристаллические и глинистые сланцы, легко разрушающиеся известняки, мел. Соответственно разнообразны и формы рельефа. В ГКХ— наиболее высокие горы Абхазии с острыми скалистыми пиками и вершинами: Псыш (3502 м), Марух-баши (3890 м), Эрцахо (3894 м), Домбай-Ульген (4049 м) — высшая точка Абхазии. Там, где хребты (Гагрский, Кодорский, Бзыбскии) сложены известняками, формы их вершин сглажены, реки текут в глубоких каньонах, имеются карстовые промоины, пещеры и шахты. В Абхазии сосредоточены крупнейшие карстовые полости— Снежная, Ново-Афонская, Абрскила.
Общая площадь оледенения здесь—77 кв. км (131 ледник). Из ледников лишь немногие длиннее 2 км, и только 5 глетчеров — первого разряда (в верховьях реки Кодор).
От таяния ледников и снежников рождаются ручьи и речки, которые бурными потоками падают с обрывов скал и через лабиринты ущелий сбегают к морю. Самые крупные реки Абхазии — Кодор и Бзыбь, протяженностью более 100 км. В горах много озер ледникового (Мцра, Адуада-Адзыш, Пех, Квараш) и обвального (Рица, Амткел) происхождения. На территории республики выявлено более 100 выходов различных минеральных вод (Ауадхара, Ацгара, Сакен), в том числе термальных (река Галидзга).
По материалам книги Н.Д. Бондарева «В горах Абхазии».