Язык жителей ирана

Хотите знать, зачем учить персидский (язык Ирана) и как лучше учить фарси? Узнайте причины учить фарси и начните изучать персидский язык онлайн!

Язык жителей ирана

5 причин, зачем учить персидский язык (фарси).

Иран привлекает людей со всего мира, а насыщенность и красота фарси вызывает уважение. На протяжении многих лет язык Ирана притягивает к себе внимание множества людей и побуждает их изучать персидский. Персидский язык даровал религию, обширные знания и культуру множеству народов. Оставим позади красоту их древнего языка, многоликость литературы и хорошие рабочие перспективы. Главным козырем этой замечательной страны можно считать коренных жителей. Иранцы славятся своей гостеприимностью и теплотой. Только взгляните на тот мир, который открывает вам изучение фарси и вопрос, зачем учить персидский язык, разрешится сам собой. В этой статье мы покажем вам причины учить фарси и расскажем о том, как лучше учить фарси.

1. Фарси играет на струнах сердца.

Зачем учить персидский язык? Как минимум, потому что изучать персидский язык не только приятно, но и полезно. Иранцы любят говорить, что фарси сладок. Многие, кто начал учить фарси, в один голос твердят о мягкости и теплоте звуков этого языка. Вместе с восприятием сказочных звуков, вам передастся и частичка культуры иранцев.

Например, фраза “пусть мышь тебя съест” употребляется в отношении чего-то, что кажется невероятно милым.

А фраза “землю мне на голову” — позор.

Если же вам хотят сказать, что вы невероятно много значите для человека, вы услышите “ты моя печень”.

Язык Ирана, благодаря своей насыщенности и красоте, на протяжении многих лет притягивает к себе внимание множества людей. Фарси — это язык богатейшей литературы и поэзии, многие из произведений которых известны по всему миру.

2. Персидский язык настолько необычен, что каждый народ даровал ему свое имя.

Можно растеряться, слыша из разных уст «фарси» или «персидский» относительно одного и того же языка.

Персидский язык является официальным во многих странах, однако, в каждой из них язык приобрел свой оттенок. Каждый народ дал ему свое название. Так, например, в Иране ему дали название «фарси», а в Афганистане, с соблюдением всех формальностей, утвердили «дари».

В европейских языках его название, в большинстве своем, имеют два начала. Оно происходит либо от греческой формы этнонима «перс», либо от латинского имени страны «Персия». Например, на немецком — Persische Sprache, на итальянском lingua persiana. А народы арабских стран и Индии используют название на арабский манер, с f— в начале. Русскоязычный народ, как и многие европейские, предпочитает название на иранский манер – «фарси». Но многие пользуются и вариантом «персидский язык».

3. Простота грамматики – мотивация к действию!

Изучать персидский язык абсолютно не понравится тем, кто ценит в языке замысловатую грамматику, наличие множества исключений и табличек неправильных форм глаголов. Грамматических правил у этого языка не много. Он не содержит падежей, а слова не различаются по роду и числу. Простота грамматики помогает изучающим вливаться в элементарные беседы практически сразу после того, как они познакомятся с персидским.

4. Учиться в университете Ирана — выбор среди лучших в мире.

Для жителей Ирана образование имеет очень большое значение. Иранские учебные заведения стараются идти в ногу со временем и не отставать от мировых лидеров. Их система образования постоянно обновляется. Студентам, после окончания высшего учебного заведения Ирана, предоставляется масса возможностей для обеспечения себе успешного будущего.

Наиболее востребованный университет в стране – Тегеранский университет (University of Tehran). Он считается лучшим в Иране согласно национальному рейтингу. А также обычно находится в первых пяти процентах в мировом рейтинге университетов.

Обратим внимание и на более молодой, но не менее престижный столичный университет. Он занимает вторую строчку национального рейтинга – Технологический университет Шариф (Sharif University of Technology). Он несколько уступает Тегеранскому в мировом рейтинге университетов, но является одним из лучших в сфере информатики.

Если сердце велит переехать в Тегеран для учебы, вы не разочаруетесь. В северном Тегеране есть настоящие замки для любителей роскоши. На юге столицы можно найти более бюджетное место для проживания. Аренда, еда, отдых, транспорт, одежда будет обходиться вам примерно в 600-700 долларов в месяц.

5. Персидский язык на мировом уровне.

Знание персидского языка с каждым днем становится все более востребованным. Иран, на сегодняшний день, является мощным государством, в партнерстве которого стоит Россия. Люди, владеющие как русским, так и персидским языками, стали на вес золота.

Еще в июне 2006 года персидский язык внесли в список официальных языков Шанхайской организации сотрудничества. Она объединила Иран с Индией, Китаем, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и некоторыми другими странами.

Персидский язык будет полезен и в работе с крупнейшими российскими и международными компаниями. С Ираном имеют деловые отношения, например, Лукойл, Объединенная авиастроительная и двигателестроительная корпорации, Газпром и др. Из международных следует упомянуть Airbus, Siemens, Peugeot Citroen и др. Согласитесь, внушительные организации, которые будут заинтересованы в сотрудничестве с людьми, владеющими персидским языком.

Как лучше учить фарси?

Изучение персидского языка для начинающих.

Мы уже знаем, зачем учить персидский язык. Теперь разберемся в том, как это сделать. Один из первых вопросов, который часто задают изучающие язык, — сложно ли выучить язык Ирана?

В персидском языке есть фонемы или звуки, которых нет в русском языке. Однако есть также некоторые особенности персидского языка, которые могут упростить его изучение. Например, в персидском языке нет пола. Также в персидском вы найдете интернациональные слова и термины, особенно те, которые относятся к технологиям.

Одна из первых сложностей, с чем часто сталкиваются новички — это персидский алфавит. Познакомится с ним вы можете на YouTube, например в видео “Фарси — Персидский алфавит”.

На фарси письменность осуществляется справа налево с использованием персидского алфавита, который был изменен из арабского письма. И хотя для изучения языка необходимо знакомство с письменностью, не зацикливайтесь на этом. Самая важная часть — это почувствовать звуки и ритм языка.

Учебники, книги.

  • Персидский язык. Самоучитель для начинающих. Иванов В.Б., Гладкова Е.Л., Серия «Язык без границ», 2014. Самый лучший учебник для начинающих учить персидский на русском языке. В учебнике уделяется внимание всем аспектам языка. Очень подробно освещено письмо: вам не просто покажут буквы, но и научат их писать.
  • Persian of Iran Today. Shahsavari A., Atwood B. 2015. Приятно оформленный англоязычный учебник с аудио и видеоматериалами, уделяющий большое внимание не только языку, но и культурным аспектам.
  • Asgari M. Learning Persian Vocabulary (Elementary, Intermediate, Advanced). Учебники по лексике, полностью на фарси.
  • Персидский язык с Муллой Насреддином (метод Ильи Франка). Сборник небольших рассказов с прямой речью и простыми конструкциями, очень хорошо подходит для начинающих изучать персидский. Есть в этой серии также книга «Персидские сказки» – для начинающих она будет несколько труднее.

Изучите произношение на фарси.

Зачем учить персидский язык, если вы не хотите на нем говорить и чтобы вас понимали? Произношение — жизненно важный компонент при изучении языка! Особенно фарси. Язык Ирана является интонационным языком, что означает, что повышение и понижение вашего голоса или высота звука могут определять значение.

Советы о том, как лучше учить фарси.

Как только вы освоитесь с произношением фарси, следующей остановкой в ​​вашем языковом путешествии должно стать изучение слов персидского языка и часто используемых фраз, которые являются строительными блоками повседневного общения.

Несколько способов, с помощью которых вы сможете наладить отношения с персидским языком:

1. Учите персидские слова в контексте. ChaiAndConversation.com предлагает серию бесплатных подкастов для начинающих. Вы услышите простые диалоги на разговорном персидском языке. Но без подписки доступно только аудио без транскрипта.

2. Сосредоточьтесь на произношении на фарси.

3. Игнорируйте пока персидскую письменность. Гораздо важнее говорить на языке, особенно для начинающих.

4. Ежедневно говорите на фарси. Практика ведет к совершенству, и персидский язык не исключение.

5. Погрузитесь в язык фарси. Слушайте язык Ирана ежедневно, сделайте это частью повседневной жизни. Рассказы на фарси, переписка или разговор с носителем языка, персидские фильмы (например, посмотрите фильм Bab’ Aziz с русскими субтитрами), телепередачи и новости — всё это поможет вам стать увереннее в себе:

  • Иранское телевидение — на сайте IranProud.com вы найдете постоянно растущую коллекцию сериалов и фильмов.
  • YouTube канал Talk Like a Persian. Короткие видео-ролики с разбором диалогов, применимых в повседневной жизни.
  • Если хотите что-то более формальное, то предлагаем вам BBC Persian.

Учить персидский онлайн

Персидский язык очень непривычен для русскоговорящего человека. Все советы, что мы перечислили в этой статье полезны, но справиться с Фарси в одиночку было бы очень трудно. Этими ресурсами непременно стоит воспользоваться, но не отвергайте и возможность обратиться за помощью.

Квалифицированный учитель персидского языка совершенно точно знает, как лучше учить фарси. Она поставит вам произношение, исправит ошибки, предоставит еще более широкий выбор ресурсов. Индивидуальная программа изучения языка не менее важна, чтобы вы изучали именно то, что нужно вам.

Начните изучать персидский уже сегодня с помощью опытного учителя:

Elnaz Hasanpoor — профессиональный и опытный преподаватель персидского и американского английского. На странице учителя вы сможете также найти вводное видео.

Изучать персидский язык можно по скайпу или в zoom независимо от того, где вы находитесь.

Хотите начать учить язык Ирана на Lonet.Academy, но не знаете с чего начать?

На этот случай мы приготовили для вас видео, как зарегистрироваться на Lonet.Academy.

Всё еще остались вопросы? Тогда запишитесь на бесплатную консультацию.

Или обратись к нашему перечню самых часто задаваемых вопросов:

Если вас интересуют иностранные языки, читайте и другие статьи а нашем блоге:

К детям нужен особый подход, поэтому так важно с умом подойти к выбору учителя для ребенка. Узнайте, как выбрать хорошего репетитора для ребенка

Сделайте подарок своим друзьям и близким — купите подарочную карту от Lonet.Academy !

Всем известно, что луший подарок — это знания!

Среднеиранские языки

К среднеиранским относятся бактрийский, среднеперсидский, парфянский (Древний мир, ранние Средние века), согдийский, хотаносакский и др. языки. Часть этих языков, письменно зафиксированные еще в древности (до крушения Римской империи),

Возможно, в I тысячелетии до нашей эры праславяне контактировали с индоиранским или древнеиранским языком особой ветви, с охранившей L (который в других арийских языках перешел в R). Об этом говорят такие заимствования в славянский праязык, как слова хвала, коловорот.

Разделы страницы о среднеиранских языках и иранских народах античности и Раннего Средневековья:

  • Западные среднеиранские:
    • Северо-западные среднеиранские
    • Юго-западные среднеиранские
  • Восточные среднеиранские:
    • Северо-восточные среднеиранские
    • Юго-восточные среднеиранские

Западные среднеиранские

Северо-западные среднеиранские

Мидийский язык

  • Мидийский язык

Парфянский язык

  • Парфянский язык

Юго-западные среднеиранские

Среднеперсидский язык (пехлеви)

Среднеперсидский язык (пехлевийский, пехлеви («парфянский»); самоназвание парсик — «персидский») — мёртвый среднеиранский язык, являющийся продолжением древнеперсидского языка и предшественником новоперсидского (фарси). Первоначально был распространён в южной части Ирана — Парсе (Фарсе), затем стал литературным и официальным языком всей Персии во времена Сасанидов (3-7 в.в.). С 7-го века, после завоевания Ирана арабами, сохранялся в зороастрийских общинах в Иране и Индии.

  1. книжный среднеперсидский — язык духовной (зороастрийской) и светской литературы;
  2. манихейский среднеперсидский — язык документов манихейских общин.

Использовались 2 системы письма, основанные на различных разновидностях арамейской графики:

  1. пехлевийская — с идеограммами, лигатурами и исторической орфографией;
  2. манихейская — фонетическая.
Читайте также  Государственный язык индонезии

Восточные среднеиранские

Северо-восточные среднеиранские [скифо-сарматские]

К подгруппе северо-восточных иранских языков принадлежат следующие «мертвые» языки: скифский (древний период); аланский, cогдийский, хорезмийский (средний период). [Возможно, к этой группе принадлежал и киммерийский язык.]

Современным потомком согдийского языка является ягнобский язык, аланского — осетинский (северо-восточные новоиранские).

Киммерийский язык

Этно-культурная общность киммерийцев существовала в 1000—500 гг. до н. э.. Согласно древним источникам и современным археологическим данным, следы киммерийцев достаточно достоверно прослеживаются в VIII—VII веках до н. э. Регион проживания киммерийцев — Северное и Восточное Причерноморье (Крым, Приазовье, Тамань, западные Предкавказье и Кавказ), также имеются сведения о проникновении киммерийцев в западное Закавказье и Малую Азию. В античных источниках киммерийцы предстают как доскифское население Северного Причерноморья, которое постоянно угрожает древним государствам Азии (Урарту, Ассирии, Фригии).

Генетические исследования показывают смешанное происхождение киммерийцев, характерное для кочевых народов. На их происхождение больше повлияла карасукская культура [Хакассия], чем срубная [каспийско-черноморские степи]. Они не были однородным народом, в их геноме прослеживается влияние народов бронзового века Южного Урала, а также Центральной Азии и Дальнего Востока. Кроме того, исторические киммерийцы отождествляются с представителями белозерской культуры, а также белогрудовской и чернолесской.

Киммерийский язык — язык античных киммерийцев, обитавших около VIII века до н. э. в Приазовье и вытесняемых оттуда на запад и юг скифами. От языка сохранилось несколько имен собственных, встречающихся преимущественно в ассирийских текстах. Согласно ираноязычной версии, имена считают близкими скифским. Ассирийское Šandakšatru — имя киммерийского царя — соответствует авестийскому čandra-cšaqra «обладающий блестящей властью»; Dugdamme соответствует dugda-maeši «обладающий дойными овцами»; а Teušpa сопоставляют с древнеперсидским Čaišpiš.

Также существует версия, что киммерийцы были близки фракийцам. По Леманну-Гаупту, язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между фракийским и иранским языком.

Георг Хольцер выдвинул гипотезу существования отдельной индоевропейской ветви, которую он отождествил с киммерийцами. Он обратил внимание на значительное количество балтийских и славянских слов, в которых нарушаются регулярные соответствия с индоевропейскими языками. Однако, эти отклонения от стандартной системы сами по себе образуют систему. В частности, и-е *dh в этой «подсистеме» переходит не в d, как в слав., а в t; и-е *r переходит не в ir/ur (балт) или ьr/ъr (слав). а в ro/ra, и т. д. Ни в одном из известных протоиндоевропейских языков не было такого развития звуков. Следовательно, слова могли быть заимствованы в балто-славянские языки из некоторого ещё неизвестного ИЯ, который не сохранился в письменных памятниках и не имеет потомков. Эта гипотеза позволяет локализовать прародину балтославянской общности в степях Причерноморья — там на рубеже I—II тыс. до н. э. могли происходить её контакты с киммерийцами. При этом протобалтийские диалекты находились дальше от киммерийцев, чем протославянские, так как в праславянском обнаруживается больше киммерийских заимствований, чем в прабалтийском.

  • Гюмри (в древности Кумайри) — второй по величине город Армении.
  • Камах (также Ани-Камах) — город и святилище в Великой Армении, расположен на линии Кумайри-Карс-Карин-Камах, по которой мигрировали киммерийцы.
  • Коммагена (также Куммаха, Куммух) — древний город-государство, армянское эллинистическое царство, затем область Великой Армении.
  • Гамирк — армянское название Каппадокии.
  • Киммерик — древний город-порт (Крым, Керченский полуостров).
  • Киммерийский вал на Керченском и Таманском полуостровах (построен греками после киммерийцев).
  • Боспор Киммерийский — Керченский пролив.

Скифский язык

К какой группе иранских языков относился скифский — на самом деле, пока не известно. Возможно, он был вариантом древнеперсидского или промежуточным индо-иранским языком (как, например, дардские и нуристанские). Он мог быть и предком всех восточно-иранских языков.

По преданию, скифов вытеснили на запад за Волгу массагеты — по-видимому, восточноиранские племена, родственные сакам.

Скифский язык, вопреки распространенному мнению, не был тождествен сарматскому и потому не был предком аланского и осетинского. Произошедшие в нем фонетические изменения (которых нет в упомянутых выше языках), прежде всего переходы d > δ > l и *xš- > сибилянт в начале слова, скорее сближают его с юговосточноиранскими языками, распространенными на территории современного Афганистана, то есть древним бактрийским и современными пашто, йидга и мунджанским [юго-восточным].

Савроматский язык

Является ли савроматский язык потомком скифского? По преданию савроматов (в передаче греков), они произошли от брака скифов с амазонками — и язык их является «испорченным» скифским.

Если верить этому преданию, а также предполагать, что амазонки — индоарийцы, то, по-видимому, савроматский язык является смешанным иранско-арийским. А, поскольку, и сам скифский, возможно, промежуточный арийско-иранский (типа нуристанских?), то савроматский язык можно даже назвать индоарийским.

Не отсюда ли значительная доля славянско-индийских сближений (не говоря о более древних временах арийско-балтославянского языкового союза)?

  • Савроматский язык

Сарматский язык

Является ли сарматский язык прямым потомком савроматского? Является ли он северо-восточным или юго-восточным иранским языком? Это точно пока неизвестно. Но с большой долей уверенности можно полагать, что он является предком аланского и прапредком осетинского — следовательно, является северо-восточным иранским языком.

Первые сарматы появились в савроматском массиве на Южном Урале. Поэтому они могли получить значительное финно-угорское влияние и восточноиранское влияние (хотя сами савроматы, возможно, относились к другой группе иранских или индоиранских языков).

  • Сарматский язык

Аланский язык

О языке алан есть лишь одно достоверное свидетельство – это записанное Иоанном Цецем (около XII в.) греческими буквами аланское приветствие с дословным переводом (ниже приводится данная запись кириллицей). В то время в греческом «правописании» не было разбивки по словам, все писалось одной строчкой. Часть текста отсутствует. [Я позволю себе этот сплошной текст хоть чуть-чуть разбить, выделив некоторые повторяющиеся блоки].

Итак: «тапангьач-месфилихой-нахортын[—]тофарнетзнхинтзи-месфилихай-терфоуа[—]оуюнъе»
Перевод: «Добрый день, госпожа моя, повелительница, откуда ты? Тебе не стыдно, госпожа моя?»
(Из чеченского форума).

Далее, позволю себе некоторые предположения:

  1. мес-филихой — «моя госпожа», где мес — «мой»;
  2. тапанг-яч или тапан-геч — видимо, «добрый день»;
  3. нахор-тын — «откуда ты?», где тын — «ты»;
  4. тофар-не-тзнхин-тзи — «тебе-не-стыдно?», где не — «не», тэи — «тебе».
  • Аланский язык

Согдийский язык

  • Согдийский язык

Хорезмийский язык

Не путуть с тюркским хорезмийским (чагатайским) языком.

  • Хорезмийский язык

Литература о скифо-сарматских языках

  • Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы. Москва, 1965.
  • Абаев В. И. Скифо-сарматские наречия // Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979. С. 272-364
  • Иванчик А. И. Киммерийцы м скифы. Культурно-исторические и хронологические проблемы археологии восточноевропейских степей и Кавказа пред- и раннескифского времени / Степные народы Евразии. Т. 2. Москва, 2001.

Юго-восточные среднеиранские

Скорее всего, эта подветвь образовалась в результате иранизации тохар.]

Бактрийский язык

Бактрийский язык — один из иранских языков; мертвый среднеиранский язык восточной группы. Был распространен в областях по верхнему течению Аму-Дарьи, между Гиссарским хребтом на севере и Гиндукушем на юге. (древняя Бактрия, раннесредневековое название — Тохаристан). Был одним из офнциальных языков Кушанского царства (кон. 1—3 вв.) и эфталитского государства (5—6 вв.). Диалектное членение в памятниках бактрийского языка не прослежено; арабские источники 10—11 вв. упоминают о диалектах в землях Тохаристана, часть которых можно отнести к бактрийским.

Фонетический состав бактрийского языка устанавливается предположительно (в памятниках графически различаются не все фонемы). Вокализм содержал 9 фонем: долгие гласные а, Г, и, 6, о, краткие a, i, u, э; характерны частая редукция кратких (a, i, и ) э) и утрата ист. *-а- в суффиксе -g (-g *-aka-). Для ист. ковсовавтиэма ваи-более характерны: 1

Осетинский язык он-лайн

Текущее время: 19 авг 2021, 07:56

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]

Есть ли связь между «Ир» и «Иран»?

Здравствуйте — lal — 02-11-2004 13:49

Я недавно заинтересовался осетинским языком — и вот, нашел этот сайт. Потрясающий ресурс. Славе Иванову — моя огромная благодарность!
Пока у меня такой вопрос возник: названия «Ир», «Иристон» — они как-нибудь этимологически связаны с «Иран»? Учитывая, что народ персидского происхождения, это кажется возможным.

Спасибо за добрые слова.

По поводу вопроса:
хотя современная близость двух слов — «Иран» и «Иристон» — вызывает к жизни простые объяснения (некоторые из них даже попадают на страницы печати), слова эти родственными не являются.

Если вы серьёзно интересуетесь этимологией осетинского, рекомендую заиметь доступ к «Историко-этимологическому словарю осетинского языка» В. И. Абаева — это очень серьёзное исследование, по которому, в частности, можно находить, какие слова соответствуют осетинскому в других иранских языках.

Вот что написано в статье «ir» этого словаря:
. сближение с др.-иранским arya-, aryana-, персидским iran встречает настолько серьёзные фонетические трудности, что от него приходится отказаться. .
Поскольку другие осетинские племенные названия — digor, twal — связаны с кавказской этнонимикой, естественно обратиться туда и для объяснения термина ir. . >>

Впрочем, бытует и противоположная точка зрения.

Re:снова о «Ир/Иран» — Таму — 03-11-2004 11:31

И ещё,lal,народ НЕ ПЕРСИДСКОГО происхождения, а говорящий на одном из ИРАНСКИХ языков. Это две бааальшие разницы.
———————————————————————————

Re:Re:снова о «Ир/Иран» — Гость — 04-11-2004 12:47

Все ираноязычные народы можно ГРУБО разделить на 2 большие половинки — южные иранцы и северные.
Осетины — единственный оставшийся осколок от некогда обширной СЕВЕРОиранской общности народов, к коим относятся СКИФЫ,САРМАТЫ,АЛАНЫ,РОКСАЛАНЫ и т.д.
Персы,таджики,пуштуны и т.д относятся к южноиранским народам.
Если в чём — то ошибаюсь — Славик поправит

Re: иранские языки — Славик — 05-11-2004 18:17

Ошибаешься не сильно.

Иранские языки действительно делятся на две _группы_: ЗАПАДНУЮ (современный персидский, курдский, таджикский и др.) и ВОСТОЧНУЮ (афганский/пушту, языки ряда памирских народов, осетинский).

Восточная группа в свою очередь делится на две _подгруппы_: северную и южную. Из этой северной единственным живым языком с приличным числом говорящих является осетинский.
———————————————————————————

Re:Re: иранские языки — lal — 09-11-2004 14:29

Спасибо всем, постараюсь в этих вопросах не путаться.
Но, если я правильно понял цитату из Абаева, существует родство между названием «Иран» и этнонимами «арии», «арийцы»? Если так, то это тоже интересно.

Я б не стал так уверенно говорить, поскольку дело тёмное.

Трудность, о которой говорит Абаев, состоит вот в чём. Звук [r] в иранских сочетаниях типа -r(y)- ещё в скифскую эпоху перешёл закономерно в [l] (ср. allon ир- , будь оно и вправду связано с Иран , [r] не мог сохраниться.

Имеется два возможных пути для объяснения этой ситуации. Первый озвучил Абаев (заимствование иноязычного корня, скорее всего, кавказского; Абаев приводит в словаре несколько примеров, иллюстрирующих версию о возможных кавказских корнях слова ир- – правда, насколько я мог убедиться из бесед с коллегами-лингвистами, далеко не всех эти примеры убеждают).

Второй путь состоит в том, что данный этноним может восходить к какому-то иранскому же наречию, где, однако, переход [r] > [l] не произошёл (в таком случае слова Iryston и Иран могут быть родственными).

Насколько вероятен тот или иной вариант – судить не могу

Да ничего лингвисты не скажут, ибо знают они, что в слове Иран фактически и исторически отсутствует компонент Ир .

Дело в том, что irān – это достаточно поздно возникшая форма. Ещё во времена Сасанидов она звучала как ērān , а эта форма закономерно восходит к праформе типа *aryānām , ср. авестийское airyānām vaējō ‘простор ариев’ (в пехлевийскую эпоху это уже звучало как ērān vēj , но тогда чаще употреблялось уже другое словосочетание, ērān šahr – в современном персидском это означало бы ‘иранский город’, но тут слово šahr явно употребелно в значении ‘край, страна’; кстати, в удмуртском языке заимствованное слово šajer сохранило как раз именно это значение – ‘край’, ср. напр. татарское šähär ‘город’). Как видим, и появляется само по себе звучание ir- поздно, и самостоятельного значения в слове этот фрагмент не имеет, т.к. возник в результате упрощения слова с более сложной фонетической и морфологической структурой.

Читайте также  На каком языке говорят в венесуэле

Вообще, трудно рассказать об основных понятиях иранистики лучше, чем это сделал Иосиф Михайлович Оранский в своей великолепной книге «Введение в иранскую филологию», которую я всем, кто начал интересоваться историей и языками иранских народов, и рекомендую в качестве введения в предмет прочесть. Хотя, в принципе, большую часть из того, о чём я написал выше, можно найти и в интернете

Уважаемый DMS и остальные.

Насколько я понял, слова ир, Иран, ирон и т.д. появились достаточно поздно. В позднее средневековье. Не могли бы Вы примено, а если можно, точно указать временные метки этого периода? Короче в каких годах это случилось?

Уважаемый DMS и остальные.

Насколько я понял, слова ир, Иран, ирон и т.д. появились достаточно поздно. В позднее средневековье. Не могли бы Вы примено, а если можно, точно указать временные метки этого периода? Короче в каких годах это случилось?

А почему Вы решили, что именно в позднее Средневековье? (я несколько озадачен. )

_________________
Горец состоит из двух частей: человека и папахи
***

Нация, не уверенная в своём будущем, имеет право только на прошлое
***

«В грузинском «эри», если я не ошибаюсь, это «войско». »

Эри (ერი) согласно словарю — нация, народ.

Скоро Славик на сайте опубликует книгу Камболова «Очерк истории осетинского языка». Там есть подробный разбор истории слова «ирон». )

Спасибо за уточнение, буду знать, что это «народ»

А по поводу слова «ирон» было бы тоже интересно почитать вроде все версии уже озвучены, но есть еще попытки связать слово «ирон» с «ариана», именно на лингвистических законах. Будет неплохо и об этом почитать

_________________
Горец состоит из двух частей: человека и папахи
***

Нация, не уверенная в своём будущем, имеет право только на прошлое
***

Но лично мне более близка версия Хелимского, а не Мудрака (естественно, в обоих случаях никаких аланов )

Турчанинов може прочитать здесь! Там эсть и моя книга об алано-протоболгарское письмо.
http://www.alanica.ru/ftp/index.htm

А интерпретация http://helimski.com/2.170.PDF полный бред. Жупан — феодальная титла, но это не царь.

_________________
Горец состоит из двух частей: человека и папахи
***

Нация, не уверенная в своём будущем, имеет право только на прошлое
***

_________________
Горец состоит из двух частей: человека и папахи
***

Нация, не уверенная в своём будущем, имеет право только на прошлое
***

urs_syrx_bur , я поместил в разделе «Оргинальные исследования» Некоторых пратобалгарских надписей зделани с греческом письмо на протоболгарския язык, который звучить очень аланский. Если эсть желение, заходи и будем обсудить. Могу предоставлять и рунических надписей болгар из Мурфатлара и др.места сделанные на алансоке письмо. Я разчитал их по методики Турчанинова и получились интересные вещи.

Но не встретил интерес на форуме, а это очень интересно для осетин, увижу что протоболгары были братя или кузины аланов!

_________________
Горец состоит из двух частей: человека и папахи
***

Нация, не уверенная в своём будущем, имеет право только на прошлое
***

_________________
Горец состоит из двух частей: человека и папахи
***

Нация, не уверенная в своём будущем, имеет право только на прошлое
***

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Есть ли разница между иранцем и таджиком

Это хоть и очень близкие, но все же, разные нации.

За две тысячи лет до нашей эры землями от Кавказа до Памира уже владели иранские народы, которые переселились сюда из восточно-европейских степей. Кто-то так и остался кочевником, как скифы. Другие племена (предки персов и таджиков) перешли к земледелию.

Прежде единый народ давно уж разделился на две ветви – восточную и западную. И когда уроженцы Парса – юго-западной области в нынешнем Иране – начали создавать империю, им пришлось столкнуться со значительным сепаратизмом.

Жители Иранского нагорья подчинились власти Ахеменидов легко, а вот их «двоюродные братья» – не менее развитые народы Бактрии, Согдианы, Хорезма и Хорасана особого желания войти в новое государство не проявляли.

При общих корнях, их язык и культура были несколько разными и стремление выйти из подчинения персов тут никогда не пропадало. При Александре Македонском это не удалось. Великий полководец не пожелал дать жителям Средней Азии независимость, присоединив ее в результате двухлетней войны.

Затем местные народы вошли в состав стран, возникших на осколках греческой державы – Бактрии и государства Селевкидов. Но почти сразу племя парнов, вышедшее из восточных скифов, начало возрождать персидскую империю и вскоре перенесло свою столицу на запад Ирана.

Особо объединить свое государство они не успели. Это была, по современным понятиям, конфедерация народов. И только арабское завоевание несколько сблизило восточных и западных иранцев. Персидский язык стал средством исламской проповеди и распространился среди высшего сословия, а затем и среди народа.

Собственно таджикская идентичность начинается с появления дари как гибридного нового языка и возвышения Саманидов как первых султанов исламского золотого века. Правда, таджиками тогда называли всех оседлых жителей востока, кроме арабов и тюрков.

После восстания Саманидов против Багдада фарси стал официальным языком их империи. В этот период возникла общая культура, и появились великие поэты и ученые, такие как Рудаки, Фердоуси, Ибн Сина и другие.

Исторически современные таджики являются потомками восточноиранских племен, таких как хорезмийцы, саки, согдийцы и бактрийцы, в то время как современные иранцы являются потомками западноиранских племен, таких как древние персы и мидяне. Можно сделать вывод, что таджики не персы по происхождению, а персы по культуре, возникшей после исламизации Ирана и Средней Азии.

В начале 16 века произошло разделение понятий. Первый шах династии Сефевидов, Исмаил, принял в качестве государственной религии шиитскую ветвь ислама. Враждовавшие с ним узбеки Шейбаниды сохранили для своих подданных суннизм.

С тех пор таджиками называли исключительно персов-суннитов.

Следует также отметить, что персы и таджики не только говорят на очень разных диалектах одного и того же языка, но и выглядят немного по-разному. Персы на протяжении всей истории контактировали и смешивались с ближневосточными, анатолийскими и греческими народами, а таджики смешивались с индийцами, среднеазиатскими тюрками и даже русскими.

Чем отличаются современные иранцы и таджики?

Кочевые индоевропейские народы начинают проникать в Среднюю Азию и на Ближний Восток во второй половине ІІ тысячелетия до н.э., из южнорусских степей, когда там накопилось слишком много населения, а климат изменился. Какое-то время они тут осваивались, постепенно переходили к оседлому образу жизни и ассимилировали местные, менее развитые народы.

В начале І тысячелетия часть ариев объединяет мидийская держава, что расположилась от земель нынешней центральной Турции до восточного Ирана. Вскоре ее сменила империя Ахеменидов, основанная родственными мидянам персами, которая протянулась еще дальше.

Карта расселения таджиков и иранцев

Конечно, ядром ее владений стал современный Иран, но и более восточные области были плотно заселены титульными, арийскими, племенами. Из-за последующих завоеваний иноземцами древняя персидская нация распалась и дала жизнь пяти крупным народам – иранцам, таджикам, курдам, белуджам и пуштунам и множеству мелких.

Когда-то это был один народ с общей религией, традицией и самосознанием. Но большие расстояния и несколько волн иностранных вторжений способствовали нарастанию между ними различий. Их единство распалось еще 3 тысячи лет назад, но языки до сих пор остаются взаимопонятными.

Так получилось вот из-за чего. Арабы включали в состав своих армий только что обращенных персов, а те уже учили основам своей религии местное иранское население. Учили, конечно, на собственном диалекте, который с того времени стал языком исламской проповеди.

На протяжении 1,5 тысячелетий границы персидской державы то увеличивались, то сужались. Иногда она совсем переставала существовать, иногда подчинялась иноземным династиям. Но народ-то оставался. Только вот из-за отсутствия единой государственной политики национального строительства, единой нацией он себя так и не ощутил.

А имя было одно. В давние времена таджиками стали называть оседлое персоязычное население Ирана и Средней Азии. Таким словом его старались отличать от тюрок-кочевников. Сильно позже это имя получили только те иранцы, что жили вне пределов Персии.

Так получилось с подачи правительства СССР, которое приступило к национальному строительству в принадлежащей ему Средней Азии и было заинтересовано в уточнении этих понятий. Даже письменность новой советской республики перевели на кириллицу. Поэтому в наше время граждане Ирана и Таджикистана на словах объяснятся, но СМС-ки друг другу писать не смогут.

Надо осветить еще один нюанс, без которого статья будет не полной. Конечно, это религия.

До определенного момента, шиизм не пользовался в исламском мире особой популярностью. Были те или иные немногочисленные секты, но к вершинам политической власти они приходили редко. Массовым он стал только в Иране, вечно оппозиционном арабам.

Персы принимали эту ветвь исламской веры, потому что ее последовали обещали уравнять в правах все мусульманские народы. И только в 1501 году шиизм назначили государственной религией страны, когда было создана новая держава под управлением династии Сефевидов.

В состав их владений вошли на востоке и Афганистан, и Туркмения, и часть Узбекистана, но только не таджикские земли, где тогда правили узбеки Шейбаниды. Мухаммед Шейбани хан потребовал от своих западных соседей перестать притеснять суннитов, а затем вообще призвал их отказаться от шиизма.

Как результат – начались жестокие войны, которые сделали расстояние между таджиками и персами не преодолимым.

Чем отличается таджикский язык от персидского?

Многие знают, что персидский и таджикский очень похожи. Между двумя братскими языками, однако, есть некоторые существенные отличия, которые не позволяют нам считать их диалектами одного языка. Halva.tj выбрала самые важные из них.

Предыстория

Если представить всю систему мировых языков в форме дерева, то персидский и таджикский окажутся на одной ветви. Оба относятся к индоевропейской семье языков, иранской группе и западноиранской подгруппе. У персидского и таджикского есть еще несколько «братьев» – дари Афганистана и другие более редкие языки.

И персидский, и таджикский восходят к общему предку – «новоперсидскому языку», который возник к началу IX века н. э. на восточных просторах Арабского Халифата.

Долгое время предки современных таджиков и персов жили в одном культурном пространстве, поэтому великих поэтов Средневековья (таких, как Рудаки, Хафиз, Саади, Омар Хайям и др.) почитают и в Иране, и в Таджикистане.

Примерно к XV-XVI вв. распалось единое культурное пространство, и к началу XX века персоязычные народы оказались разделены политическими границами Ирана, Афганистана, а также будущих республик Центральной Азии: Узбекистана и Таджикистана, образованных в 1920-е годы. Распался и некогда единый новоперсидский язык, и на его основе зародились современные таджикский и фарси Ирана.

Читайте также  Официальный язык британии

Получается, что персидский и таджикский язык очень похожи, потому что происходят от одного общего «предка». Однако более 500 лет и фарси, и таджикский существовали и развивались обособленно.

За такой долгий промежуток времени появились заметные различия.

Письменность

Самое заметное отличие персидского от таджикского – это различная письменность. Персидский язык записывается вязью, таджикский – кириллицей (как и русский).

Таджики за свою историю сменили 2 письменности. До начала XX века, как и персы, они использовали вязь. С образованием в 1929 году Таджикской республики в составе СССР была проведена реформа письменности, и таджикский перевели на латиницу. Буквально через десятилетие, в 1940 году, произошла очередная реформа, и Таджикистан перешел на кириллицу, которой пользуется и по сей день.

Произношение

Другое важное и заметное отличие – фонетика. Персидское длинное «а» в таджикском становится «о», а длинное «и» — «е»/«э». Например, персидский «Иран» в таджикским звучит как «Эрон». Есть некоторые отличия в произношении согласных, а также в интонации.

Считается, что таджикский язык сохранил старинное и оригинальное звучание. Стихотворения средневековых классиков правильнее читать по-таджикски. С другой стороны, таджикская речь по сравнению с персидской кажется более грубой и резкой и менее мелодичной.

Лексика

И в персидском, и в таджикском есть много различающихся слов. Довольно велика разница в бытовой лексике и повседневных речевых оборотах. Например, простой диалог «Большое спасибо – Пожалуйста» по-таджикски будет звучать как «Ташаккури зиёд – Намеарзад», а по-персидски – «Kheyli mamnun – Khaahesh mikonam».

Как и в случае с произношением, таджикский язык сохранил большое количество архаичной лексики. А в появлении новых слов важную роль сыграла политика: в таджикском языке много заимствований из русского, а в персидском – из французского и английского.

Поймут ли друг друга таджик и перс?

Говоря фразу «фарси и таджикский взаимопонимаемы», многие люди имеют в виду литературный язык.

Действительно, представители интеллигенции или филологи из Душанбе и Тегерана, вероятнее всего, смогут вести друг с другом продолжительную беседу, совсем не нуждаясь в толковых словарях. Образованные иранцы и таджики также пообщаются, но понять смогут уже не всё сказанное собеседником.

Иранец, послушав речь главы МИД Таджикистана, уловит основную мысль послания, а таджик, например, поймет прогноз погоды в Иране или курс доллара к риалу (иранской официальной валюте).

Но если иранец, приехав в Таджикистан, начнет путешествовать по разным регионам страны, ему будет все труднее общаться с местными. Та же проблема настигнет таджикского туриста, приехавшего на в какой-нибудь отдаленный остан (регион) Ирана.

У персидского и таджикского есть одна важная особенность – наличие огромного количества различных диалектов и говоров, и понять их с лёту иностранцу (пусть и носителю похожего языка) вряд ли удастся.

Какие народы живут в Иране….

Какие народы живут в Иране….

Иран — многонациональная страна. Каких народов тут только нет. Попробуем разобрать самые большие из них. Само население Ирана составляет более 77 миллионов человек.

Национальный состав страны:

Персы , азербайджанцы, курды, таты, луры, бахтияры, талыши, белуджи, тюрки.

Персы, составляющие половину всего населения Ирана, проживают в основном в центральных районах страны, азербайджанцы – северных районах, курды – в провинциях Керманшах и Курдистан, луры и бахтияры – в юго-западных районах страны, таты, талыши, гилянды – на южном побережье Каспия. Что касается народов, относящихся к тюрской группе, то ими являются туркмены, которые проживают в Хоросане и Мазендеране, и кашкайцы, населяющие Фарс. Кроме того, в Иране проживают арабы (место их обитания – Хузестан и острова Персидского залива), а также евреи, армяне и ассирийцы (они живут в городах, объединившись в общины).

На 1 кв. км проживает 42 человека, но в северных районах на 1 кв.км проживает более 450 человек, а в пустынях и полупустынях Центрального Ирана на 1 кв. км проживает всего 1 человек.

Персы.

Первые упоминания об этой группе, как и о Персии в целом появляются в IX веке до н.э. на черном обелиске ассирийского царя Салмансара III. Согласно надписям, этническая группа «парсуа» обитала возле озера Урмия на территории современного северо-западного Ирана. В первой половине I тысячелетия до н.э. народ был завоеван ассирийцами. Но позже персидская династия Ахеменидов сформировала уникальное государство с богатой культурой и традициями, которые оказали огромное влияние на последующие поколения. Сегодня персы составляют большинство населения страны. В основном занимают центральные провинции. Говорят на персидском языке. Интересное наблюдение: могут возникнуть трудности в понимании того, как говорят в разных провинциях. Наречия персов в Тегеране, Ширазе и Исфахане значительно разнятся.

Азербайджанцы

Вторая по численности этническая группа после персов. Составляют по разным оценкам от 15 до 40 процентов жителей Ирана. Говорят на азербайджанском и персидском языках. Проживают азербайджанцы преимущественно в провинциях Западный и Восточный Азербайджан, Зенджан, Казвин, Хамадан, Ардебиль и Маркази. Многие представители этой этнической группы переезжают в Тегеран.Азербайджанский этнос в свою очередь делится еще на множество маленьких групп. Это и шахсевены, и карапапахи, и байаты, и каджары, и афшары, и карадагцы и т.д.

Курды.

Это следующее этническое меньшинство по численности после азербайджанцев. Их оценивают примерно в 5-7 миллионов человек. Как и в случае с другими народами Ирана, из-за постоянной мобильности населения тяжело определить точное количество представителей этноса. Основная территория проживания народа поделена между Ираном, Ираком и Турцией. В Иране курды преимущественно проживают в Курдистане, Западном Азербайджане, Керманшахе и Иламе, а также в некоторых районах Хамадана и Зенджана. Курдские поселения раскинуты и по другим провинциям. Например, в Северном Хорасане, куда при шахе Аббасе I воинственные курды были отправлены для охраны территорий от туркменов. Можно предположить, что иранские курды говорят на общем для всех курдском языке. Однако не всё так просто. Язык, в свою очередь, поделен на множество наречий и диалектов, которые порой сильно отличаются друг от друга. Многие курды исповедуют ислам суннитского толка. Хотя на юге Керманшаха можно найти и шиитов.

Северные народы Ирана.

Вдоль берегов Каспийского моря проживают талыши, гилянцы и мазендеранцы.Талыши живут в Гиляне и Ардебиле. Говорят на талышском языке, который принадлежит к северо-западной группе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане. Талыши ассоциируют себя с древним прикаспийским племенем кадусии. Точных данных по количеству населения нет, но, по грубым подсчетам, в Иране проживает около 800 тысяч.

Гилянцы — основное население провинции Гилян, потомки того же племени кадусии. Насчитывается около 2-3 миллионов представителей этноса. Говорят на гилянском диалекте, который схож с мазендеранским и довольно сильно разнится с персидским языком. Гилянцы играют большую роль в развитии экономики Ирана, так как снабжают всю страну сельскохозяйственными продуктами. Прямо на склонах гор они выращивают рис, пшеницу, чай, табак и цитрусовые фрукты. Среди прибрежного населения распространено рыболовство.

Мазендеранцы — народ, проживающий на территории провинции Мазендеран. В древности провинция носила другое название — «Табаристан» и представляла собой отдельное независимое владение местных правителей. Поэтому у населения есть еще одно название «табари». В Иране проживает около 3-4 млн мазендеранцев. Предположительно, предки этого народа переселились с Кавказа. Занимаются земледелием, рыболовством и скотоводством.

Туркмены

В Иране проживает крупнейшая группа туркменов за пределами Туркменистана. Основное место поселения — северные и северо-восточные части Ирана, среди которых провинция Голестан, Северный Хорасан и Хорасан-Резави. Долгое время туркмены представляли собой группу кочевых и полукочевых племен. По некоторым оценкам, в Иране проживает от 2 до 3 миллионов. В настоящее время туркменская этническая группа почти ассимилировалась с персами, особенно в Горгане и Гонбад-е Габусе.

Балуджи

Кочевой и полукочевой этнос, в основном проживающий на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан. Отдельные группы обитают в Хорасане и Кермане. Язык белуджей имеет сходство с древним парфянским и прикаспийскими иранскими языками. Возможно, предки народа изначально обитали на севере и мигрировали на юго-восток, предположительно, в VII–VIII вв.Первые упоминания об этносе появляются в географическом трактате «Худуд ал-Алам». В «Шахнаме » Фирдоуси называет их «разбойниками пустыни».В Иране насчитывается не больше 2 миллионов представителей белуджей. Они занимаются кочевым скотоводством и пашенным земледелием.

Происхождение слова «белуджи» неизвестно. Есть точка зрения, что слово образовано от имени вавилонского царя и бога Белос. По другой версии, оно пошло от персидского обозначения «петушиного гребешка». Якобы у народа были подобного вида шлемы. Некоторые ученые связывают это название с санскритским языком: «bal» — сила, а «och» — высокий, могущественный.

Луры и бахтиары

Кочевые и полукочевые народы, проживающие в юго-западной части страны: в Лурестане, Иламе, Чехармехали и Бахтиарии, Кохгилуйе и Бойерахмеде, Фарсе, Хузестане и Исфахане. Немного бахтиарских поселений встречается в Тегеране, Куме и исторической области Хорасана. Численность луров около 5 миллиона человек, бахтиаров — около 1 миллиона. Луры говорят на лурском наречии, которое похоже на персидский и курдские языки. Бахтиары — на бахтиарском диалекте.

Бахтиары — одна из древнейших народностей Ирана. Они считают себя потомками Фаридуна, героя эпоса Шахнаме, который положил конец правлению жестокого царя Заххака. Второе название народа — «лур-е бозорг». Бахтиары делят себя на «чахарланг», которые живут на севере и «хафтланг», которые живут на юге. Занимаются скотоводством и охотой. Традиционной частью своего национального костюма считают оружие.

Арабы

Арабы составляют не более 2 процентов населения страны. Проникновение на территорию Ирана началось задолго до начала арабского завоевания, так как иранские правители постоянно контактировали с арабами за пределами своей державы. Большое переселение арабов в регион происходило с XIV по XIX век. В основном арабский этнос живет на побережье Персидского залива, в провинциях Фарс и Хузестан.Жители Хузестана попытались сохранить свою культурную и языковую идентичность. Они говорят как на арабском, так и на персидском языках. Причем большое влияние на арабский оказало местное наречие хузи.Во времена Ирано-иракской войны 1980-1988 гг. со стороны Ирака была попытка вызвать волну национализма в Хузестане, однако это не принесло видимого успеха.

Кашкайцы

Представители тюркских народов, обитающих в Фарсе, Хузестане, Исфахане, Кохгилуйе и Бойерахмеде, Чехармехали и Бахтиарии. Численность до 2 миллионов человек.Кашкайцы верят, что их предки прибыли в Иран из Туркменистана вместе с войсками Хулагу Хана или Тамерлана. Однако вероятнее всего, они появились в Иране во время переселения различных племен в XI веке.Интересные предположения ходят относительно названия племени. Основным занятием кашкайцев считается кочевничество. Ежегодно они путешествуют от летних пастбищ в Фарсе до зимних на побережье Персидского залива. Во время такого путешествия кашкайские женщины надевают свои лучшие наряды.Главное богатство кашкайцев — это их скот. Помимо скотоводства народ занимается выделкой изделий из шерсти. Кашкайские ковры известны на всю страну.

В этой статье перечислены только самые крупные народы, которые живут на территории Ирана. Также в стране проживают большие общины армян, грузин, ассирийцев, евреев и многих других этнических групп, о чьих особенностях и традициях можно рассказывать очень долго.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: