Киево печерская лавра история
Киево-Печерская Лавра: история, легенды, чудеса
В Киеве много древних храмов. Ссылка на обзоры находиться в статье.
Киево-Печерская лавра в Киеве – это не просто достопримечательность, которую посещают гости столицы, туристы, киевляне. Это место категории «must visit» (обязательное посещение), куда раз в жизни обязан попасть каждый человек.
Особая атмосфера Лавры, история ее святынь, тайны пещер заставляют задуматься о жизни, подумать о самом важном и сокровенном. Прогулка по монастырю, обзор окрестностей Киева и Днепра с холмов Лавры никого не оставляют равнодушным к архитектуре и живописности этого места.
История Киево-Печерской Лавры
Статус «лавра» присваивают большим мужским монастырям, которым и является Киево-Печерская святыня. Свое существование она начала в середине 11 в., когда в летописях стало появляться название Печерский монастырь. Статус Лавры был присвоен только в 1688 г.
В 1073 г. на месте деревянного храма поставили каменный, который простоял всего пять лет. Орда половцев напала на Киев и уничтожили многие его святыни, в том числе и Печерский монастырь. Только к началу 12 в. монастырь смог восстановиться, но в течение 12-13 вв. несколько раз становился объектом грабежей кочевых народов. Нападение на Киев в 1240 г. нанесло огромный урон по Киево-Печерскому монастырю и монахам, часть из которых убили, а другие просто разбежались.
Возрождение монастыря началось в 1470 г., когда он был полностью отстроен заново. Набеги случались, но храмы и кельи святого места страдали не сильно. В начале 18 в. в часть библиотеки, обитель, жилые постройки были уничтожены пожаром, но сама церковь выстояла.
20 в. стал для Киево-Печерской Лавры одним из самых сложных в истории. Большевики пытались его уничтожить, но их удалось от этой затеи отговорить. Оккупация Киева в 1941 г. немецкими войсками стало трагедией и для монахов монастыря. Здесь организовали полицейский участок, Успенский собор был взорван, откуда перед этим вывезли все ценности и драгоценности. После получения Украиной независимости началось обновление монастыря. В частности, восстановили лаврскую литографию, обновили кельи, церковь, Успенский собор восстановили по старинным чертежам и схемам.
Святыни Лавры
- Монастырь известен своим подземным миром, который делиться на Ближние (Антониевы) и Дальние Пещеры. В них хранятся нетленные мощи 79 святых (в Ближних пещерах) и 49 святых – в Дальних. В Антониевых пещерах есть старинные захоронения, среди которых почетное место занимают мощи святого Антония. В подземном мире есть три улицы, пещерная церковь, трапезная. В Дальних пещерах похоронен Феодосий, есть церковь, названная именем святого, его келья и несколько подземных храмов.
- Икона Божьей Матери «Всецарица» считается чудодейственной. В 2010 г. одна из прихожанок прозрела, приклонившись к образу.
- От недугов исцеляет образ Божьей Матери «Печерская Похвала».
- Мироточивые главы – реликвии Лавры, которыми стали головы святых. Их монахи хранят столетиями в сосудах со специальным раствором. Когда главы высыхают, то начинают мироточить.
Инфраструктура Лавры
На территории монастыря находятся различные постройки и сооружения. Это колокольни, церкви, башни и храмы. В частности, на Ближних пещерах расположены Успенский собор и колокольня, на Дальних – колокольня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия. Есть в комплексе лавры кельи монахов, резиденция настоятеля, семинария, больничные палаты.
Как добраться
Киево-Печерская Лавра находится на улице Лаврской 23.
Доехать сюда можно на метро, выйдя на станции «Арсенальная». Потом по подземному переходу можно перейти на остановку автобусов и троллейбусов. К Лавре ездит автобус № 24 и троллейбус № 38. Выходить на остановке «Национальный музей Великой Отечественной войны». Далее по улице Лаврской идти до ворот, которые потом выведут на улицу Ближнепечерскую, или пройти чуть дальше – до Святых врат (главный вход).
Можно от «Арсенальной» идти все время прямо, и через 15 минут будет монастырь.
Киево-Печерский монастырь
Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра ) — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. В XII веке получил статус «лавры» — главного большого монастыря. С лаврой связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия, просветителя Петра Могилы, историка Иннокентия Гизеля и многих других.
C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 получил статус лавры.
В Лавре покоятся нетленные мощи угодников Божьих в Ближних и Дальних пещерах. Здесь хранятся мощи преподобного Илии Муромца, который нередко отождествляется с былинным богатырём. Также на территории Лавры находится могила Петра Аркадьевича Столыпина.
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Содержание
История
Основание
Киево-Печерская Лавра находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделённые глубокой, спускающейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 г. Илларион был выбран митрополитом, и его пещера опустела. В это время в Киев пришёл из Афона монах Антоний, уроженец г. Любеча. Житьё в киевских монастырях пришлось ему не по нраву, и он поселился в пещере Иллариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий, из г. Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования. В 1073 г. была заложена каменная церковь, оконченная и освященная в 1089 г. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками. Храм этот, хотя и в значительно изменённом виде, существует и поныне.
Набеги и восстановление монастыря
В 1096 г. обитель сильно пострадала от половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало ещё с. Лесники; Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.
В 1240 г., во время Батыева нашествия, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь. В 1483 г. крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 г. ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV в. монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—56 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена.
Попытки переподчинения
В 1596 было решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от константинопольского патриарха, киевскому униатскому митрополиту. Попытке исполнить это решение монахи, с архимандритом Никифором Туром во главе, оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.
Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Малороссии.
XVII — XIX века
При архимандрите Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре заведена была типография (основана в 1616) и началось печатание богослужебных и полемических книг.
Преемник их, Пётр Могила, завёл здесь училище, которое впоследствии было соединено с училищем братским и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.
Гетман Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной.
При Петре Великом укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.
В 1718 пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 церковь была возобновлена.
В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5 метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 на средства Ивана Мазепы [1] ; завершена немецким архитектором Г. И. Шеделем.
В состав Лавры в XIX веке входило 6 монастырей:
- Главный при великой церкви,
- Больничный,
- Ближние пещеры,
- Дальние пещеры,
- Голосеевская пустынь,
- Китаевская пустынь.
Вблизи главных лаврских ворот расположен Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII веке черниговским князем Николой Святошей.
В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 г. В средней части храма было несколько гробниц, между прочими митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева.
В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718.
Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних — 45.
В 1688 Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.
В 1786 Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вкупе с Духовным собором.
Советское время
В 1918 был зверски убит настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона [2] .
На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходишем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.
В период немецкой оккупации Киева, 3 ноября 1941, был взорван Успенский собор (восстановлен в середине 1990-х). Существует несколько версиий [3] :
- собор был взорван агентами НКВД;
- партизанами, намеревавшимися уничтожить посещавшего его президента Словакии Тисо;
Есть фотография взрыва, заранее производилось отселение, рассматривались политические последствия. [4]
По разрешению Германских властей, 27 сентября 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенах Лавры. Во главе лаврской братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.
В 1961 монастырь был повторно закрыт.
Возрождение монастыря; современная жизнь
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и постановлением Совета Министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Ближних пещер.
Первым наместником воссозданной обители стал архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — Архиепископ Тульчинский и Брацлавский).
Община Лавры находится в юрисдикции Украинской Православной Церкви, входящей в состав Русской православной церкви.
С 1992 года настоятель (священноархимандрит) Лавры — митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры — архиепископ Вышгородский Павел (Лебедь).
Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.
9 декабря 1995 Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора.
Перед началом восстановительных работ на основах фундамента собора был отслужен торжественный молебен.
К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года.
В ночь с 7 на 8 октября 2007 года в Лавре вандалами были снесены ворота 1850—1852 года и ограждение на въезде в Нижние пещеры [5] . Эти врата были восстановлены стараниями лаврских монахов в первозданном виде 7 декабря 2007 года [6] .
Дни празднования Киево-Печерским святым
- Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих[7] , — 28 сентября по Юлианскому календарю.
- Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих, — 28 августа по Юлианскому календарю.
- Собор всех преподобных отец Киево-Печерских — переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста.
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
В ведении заповедника находится Верхняя лавра, расположення по улице Ивана Мазепы. Генеральный директор заповедника — Кролевец Сергей Петрович.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — один из древнейших православных монастырей Руси.
Находится в Киеве (Украина).
Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым Антонием Печерским, поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 года — начале 1052 года, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово — загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича.
В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, — по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Студийский устав, стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-1078 годах на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.
С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Нестор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).
В 1240 году монастырь был разграблен в ходе монголо-татарского нашествия, вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии [1615 год, при архимандрите Елисее (Плетенецком), по другим данным, в середине XVI века]. Наибольший расцвет лавры относится к 1627-1647 годам, времени управления ею митрополитом Киевским Петром Могилой. При нём около 1643 года состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу XXI века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних — 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.
К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лавра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.
В XIX веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели — митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).
В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.
После установления советской власти в лавре был создан Музей культов и быта (1922 год). 29.09.1926 года территория лавры объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием её во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек, архивов. В это же время с разрешения властей в Киево-Печерской лавре была учреждена обновленческая община (смотрите Обновленчество).
Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях — Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.01.1930 года обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 годах из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 года вновь упразднён.
В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.
Иллюстрация:
Киево-Печерская лавра. Троицкая надвратная церковь. 1106–08. Фасад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.
Киево-Печерская Лавра: история, пещеры, архитектура, чудеса, описание
Киево-Печерская Лавра – это древнейшая святыня и гордость Киева. Еще А.С. Пушкин восторгался этим храмовым комплексом, описывая Крещатик, как овраг по сравнению с Лаврой. Такой величественной и прекрасной казалась поэту эта постройка.
Некоторое время до ареста Т.Г. Шевченко работал в Лавре художником. Ему было поручено изобразить пейзажи Киева.
Кто и когда основал Киево-Печерскую Лавру? История возведения
В начале ХI века в городе Любече (недалеко от Чернигова) родился основатель Киево-Печерской Лавры, святой Антоний. С ранних лет он испытывал влечение к духовной жизни, ходил на Афон и там принял постриг.
Антоний жаждал общения с Богом и потому предпочел уединение. Он поселился в одной из пещер Афонской обители. Там и жил в непрестанной молитве до тех пор, пока игумен не отправил его на Русь для просвещения христиан и насаждения иночества.
Прибыв в Киев, Антоний увидел, что в городе уже есть монастыри. Однако ни один из них он не избрал для себя. Поселился же святой в пещере, выкопанной пресвитером Илларионом.
В тесной землянке он продолжал свой земной подвиг, принимая православных христиан, приходивших за духовным советом и благословением. Это было в 1051 году.
Постепенно к Антонию начали присоединяться другие иноки. И наконец, когда число сподвижников достигло 12, Антоний вырыл на соседней горе другую пещеру и поселился там.
Теперь в монашеской обители главенствовал преподобный Феодосий. Он распределял труды между иноками и построил дом для немощных и бедных.
Таким образом, Киево-Печерская Лавра была основана святым Антонием, а обустроена преподобным Феодосием.
В ближних и дальних пещерах есть захоронения монахов и мирян. В подземелье также покоятся нетленные мощи Божиих угодников.
История Киево-Печерской Лавры – тернистый путь святыни
Святыни часто подвергаются жестоким нападениям и гонениям. Пройдя через испытания, она становится еще более почитаемыми среди верующих.
Так произошло и с Киево-Печерской Лаврой. Половцы, турки, берендеи, орды Батыя. Все они в разные времена беспощадно нападали на монастырь, жгли святыни, убивали и грабили. Однако Киево-Печерская лавра вновь и вновь восстанавливалась силами духовенства и неравнодушных мирян.
После Октябрьской революции, в 1917 году для Киево-Печерской Лавры вновь настали непростые времена. Советская власть всеми силами пыталась искоренить духовенство, подорвать ее репутацию в глазах прихожан. Лавра, как колыбель православия, наиболее пострадала от этих нападений. Но выстояла.
1941 год. В Успенском соборе произошел взрыв. Кто подорвал храм? До сих пор точно неизвестно. Это могло произойти как под руководством немецких войск, так и по приказу советской власти. Разрушения еще долго напоминали о тех страшных событиях. Только в 1995 году собор был восстановлен.
С 1988 года духовная жизнь в Киево-Печерской Лавре начала возрождаться.
В 1990 года этот удивительный памятник древности был отнесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь здесь функционирует Духовная Семинария.
Лаврская колокольня – наивысшая точка Киева
Колокольня возведена во второй половине ХVIII века по проекту градостроителя Иоганна Шеделя. Для постройки башни использовались кирпичи разных размеров и форм, а также высокохудожественная керамика, которую изготавливали под чутким присмотром архитектора.
Сооружение представляет собой четырехъярусную высотную доминанту высотой 97 м, увенчанную позолоченным куполом. Здесь размещено 13 колоколов. Самый тяжелый весит более 1600 пудов. Лаврская колокольня долгое время была наивысшей точкой города Киева, поэтому ее можно увидеть даже за чертой города.
Сегодня Большая Лаврская колокольня отклонилась на 62 см в северо-восточном направлении. Эту достопримечательность можно назвать второй Пизанской башней.
Описание Киево-Печерской Лавры
Этот древнейший монастырский комплекс по-настоящему уникален, он не имеет аналогов. Здесь остались невредимыми храмы, возведенные еще в далеком ХI веке, функционирует семь исторических музеев, мужской монастырь, открыта для туристов первая типография на Руси.
Чудеса Киево-Печерской Лавры
В Ближних и Дальних пещерах покоятся 123 угодника Божия. Многие тела нетленные, на них не действует время и законы природы.
Проведенные исследования ученых говорят о том, что количество микроорганизмов в саркофагах даже меньше, нежели в окружающей среде пещер.
Было также доказано, что нетленные мощи благоприятно влияют на рост злаковых растений, уменьшают уровень радиации и бактерий.
Киево-Печерская лавра – это место молитвы и исцеления. В стенах здешних храмов часто совершаются целительные молебны.
Так, в 2010 году возле иконы Божием Матери «Всецарица» произошло чудо. Слепая девушка Елена Мельниченко, которая регулярно посещала молебны Пресвятой Богородице, начала прозревать.
Диагноз «опухоль зрительного нерва» был приговором, врачи не давали никакого шанса. Уже 12 лет девушка страдала, у нее также пропал слух. И вот, после года посещения храма она вдруг начала видеть проблески света.
С каждым днем состояние улучшалось, и в один прекрасный день Елена увидела образ Пресвятой Богородицы. Израильские и украинские врачи назвали это чудом.
Киево-Печерская лавра таит еще одно удивительное чудо – мироточивые главы, хранящиеся в Дальних Пещерах. Черепа неизвестных святых время от времени источают целебное миро, поэтому каждый из них находится в сосуде. Люди, приходящие в это место чувствуют умиротворение, а благоуханная жидкость избавляет от многих болезней.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
- Патриарх
- Новости
- Документы
- Межсоборное присутствие
- Публикации
- Организации
- Персоналии
- Фото
- Видео
- Аудио
- Анонсы
- Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
- Русская Церковь
- Синодальные учреждения
- Московская Патриархия
- Самоуправляемые Церкви
- Экзархаты
- Митрополичьи округа
- Митрополии
- Епархии
- Ставропигиальные монастыри
- Храмы и монастыри
- Зарубежные учреждения
- Научные и образовательные организации
- Издательства и СМИ
- Поместные Церкви
- Автономные Церкви
- Государственные и общественные организации
- Организации иных конфессий
- Прочие
Главные новости
В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Святейший Патриарх Кирилл принял главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова
Святейший Патриарх Кирилл встретился с депутатом Государственной Думы А.Г. Ярошуком
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата архимандритом Илией (Рудневым)
Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием
- PDA-версия сайта
- Наши баннеры
- Экспорт новостей
- Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»
Успенская Киево-Печерская лавра
История
Киево-Печерская лавра ― один из первых по времени основания и самых значительных монастырей Киевской Руси.
Главной достопримечательностью обители являются пещеры, первое упоминание о которых относится к началу XII в. В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца говорится, что первым насельником пещер на месте будущей обители был священник Иларион, духовник Ярослава Мудрого, выдающийся подвижник и богослов, служивший в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. В 1051 г. священник Иларион становится Киевским митрополитом, а в пещере поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший начало монашеской обители.
Ученики преподобного Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены первые храмы. 10 лет спустя преподобный Антоний удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевых).
В числе учеников преподобного Антонияв был преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем обители и первоначальником общежительного монашества на Руси.
По мере увеличения числа иноков были построены наземная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и келии; преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.
После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Мощи преподобного Феодосия в 1091 г. были торжественно перенесены в построенную в 1089 г. Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно.
В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников.
С 1592 г. по 1688 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриархата; с 1688 г. монастырь получил статус лавры и перешел в подчинение Патриарха Московского; в 1786 г. Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом.
В 1930 г. Киево-Печерская лавра была закрыта. Монастырь возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г.
В 1988 г. обитель была открыта для верующих в качестве действующего монастыря Украинской Православной Церкви, Церкви были переданы Дальние пещеры и наземные сооружения, была возоблена работа Киевской духовной семинарии.
В 1990 г. обители были переданы Ближние пещеры. В том же году решением XIV сессии ЮНЕСКО Киево-Печерская лавра была внесена в Список памятников Всемирного наследия.
Храмы
- Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм в честь Живоначальной Троицы (древнейший из сохранившихся);
- собор Успения Пресвятой Богородицы;
- Аннозачатиевская церковь;
- Большая Лаврская колокольня;
- колокольня на Ближних пещерах;
- колокольня на Дальних пещерах;
- Крестовоздвиженская церковь;
- Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
- церковь «Всех преподобных Отцов Печерских»;
- церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»;
- церковь Всех святых;
- церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
- церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
- церковь Спаса на Берестове;
- церковь Христова Воскресения;
- Благовещенская церковь.
Святыни
Иконы Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», «Всецарица», чтимая икона Воздвижения Честного Креста Господня; мощи 73 святых (Ближние пещеры), мощи 49 святых (Дальние пещеры).
Богослужение
Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30 по будням, в воскресные и праздничные дни — с 6.00. Вечернее богослужение накануне в 16.30.
Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская Лавра, Украина Ольга Ребикова
Киево-Печерская лавра — древнейшая и одна из главных православных святынь, уникальный монастырский комплекс, аналогов которому больше нет в мире. Это первый монастырь на территории Киевской Руси, здесь сохранились практически в первозданном виде храмы, возведенные еще в 11 веке.
По сути, Киево-Печерская лавра — это настоящий городок в сердце Киева, здесь находится четырнадцать православных храмов, мужской монастырь, семь музеев, одна из первых на Руси типографий и т. д. Лавра переводится с греческого как «улица», такого названия удостаивались далеко не все монастыри, и говорило оно об их масштабах и огромной важности.
Постепенно Церковь Успения Пресвятой Богородицы и монашеские кельи образовали монастырь. В 1688 году монастырь обрёл статус лавры, то есть монастыря многолюдного, важного, находящегося под непосредственным ведением священного синода. Наместники лавры получают сан архимандрита.
Многие столетия лавра подвергалась набегам и нападениям, несколько раз был разрушена, но её восстанавливали вновь и вновь. Её грабили половцы, турки, крымские татары, а пожаром 1718 г. были уничтожены библиотека монастыря и многие документы.
Главная ценность лавры — мощи преподобных отцов и избранных мирян — например, здесь с XIV в. находится усыпальница многих княжеских и знатных родов, а также могила Петра Аркадьевича Столыпина. Сюда часто привозят известные и очень древние чудотворные иконы — например, икону Успения Божьей Матери.
В советское время на территории Лавры был организован Всеукраинский музейный городок: здесь разместилась Государственная историческая библиотека Украины (находится здесь до настоящего времени), а также Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др. В Великую Отечественную Лавре был нанесён немалый урон, взорван Успенский собор, разграблены сокровищницы монастыря. Однако к празднованию Тысячелетия крещения Руси и последующие годы многое было восстановлено и воссоздано.
Сегодня лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю, к последней относят наземный историко-культурный комплекс, а Нижняя лавра — это ныне действующий мужской монастырь и собственно пещеры, которые, в свою очередь, также различают на Ближние (общая длина 313 метров) и Дальние (293 метра). Вообще же, по некоторым сведениям, эти пещеры более обширны и имеют разветвленную систему подземных ходов, которые пролегают под водами Днепра и даже соединяют монастырь с монастырями близлежащих городов.
Пещеры лавры
Но самые ценные сокровища лавры находятся под землей, на глубине от пяти до пятнадцати метров, именно там без малого тысячу лет назад поселился основатель монастыря монах Антоний. В подземных пещерах размещаются кельи, где монахи проводили свою жизнь в молитвах за простых людей, а также покоятся мощи святых. Среди них особенно следует отметить три мироточивых главы, миро (или елей) которых имеет исцеляющие свойства и помогает всем, кто приходит в лавру с верой.
История и особенности
Все храмы строились на средства киевских князей, которые часто бывали в лавре, а некоторые из них даже стриглись в монахи, как то князь черниговский Святослав Давыдович, ставший впоследствии монахом Святошей. Сюда за благословением приезжали такие монархи, как Петр Первый, Екатерина Вторая, Николай Второй и другие. Именно здесь создавалась главная летопись Киевской Руси — «Повесть временных лет».
Жизнь лавры сегодня
Сегодня лавра занимает площадь около тридцати гектаров, свой современный облик она обрела лишь в конце 18 столетия, когда монастырь был восстановлен после сильнейшего пожара, именно тогда возвели каменную стену, а главный Свято-Успенский собор приобрел новый фасад в лучших традициях украинского барокко.
Киево-Печерская лавра включена в Список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Попасть сюда можно ежедневно с 9:30 до 18:00, стоимость входного билета в пещеры составляет около 60 рублей (июнь 2012).