Смольный собор история
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться
Соборы и Храмы
Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.
Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства
Описание собора, наружное убранство
Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.
Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:
- автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
- архитектурный стиль – барокко
- дата основания – 1748 год
- завершающие отделочные работы – 1835 год
- высота собора – без малого 94 метра
- количество куполов — пять
- вместимость – около 6000 человек
Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.
История создания
До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.
Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.
В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.
Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.
Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.
Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние
Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:
- очистили подвалы храма от воды
- заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
- купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
- в стенах проложили трубы печей
- колонны облицевали белым искусственным мрамором
- установили мраморные ступени и площадки для алтарей
- на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли
Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году
Колокольня и звонница
Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.
Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.
Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности
В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.
На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.
Благоустройство территории монастыря
Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.
Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.
Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко
Колоннада
Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.
Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.
Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.
После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:
- проложили дорожки, устланные дерном
- подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
- установили деревянную изгородь
За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.
Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.
Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий
Внутреннее убранство и святыни собора
Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:
- выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
- множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
- установлены три иконостаса
- церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
- ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя
Смольный собор: история, архитектура
Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства. Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела. По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.
Выбор места под строительство
Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.
Первоначальные планы
Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга. Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов. За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора. Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.
Архитектура собора
Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.
Планы императрицы меняются
Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.
Перемены XX века
Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации. В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.
Смольный собор в Санкт-Петербурге
87. Это особое число для Смольного собора. Оно имело особое значение и до революции 1917 года, и после. Примечательно, что на архитектуру сооружения повлияло несколько факторов, которые, разумеется, не входили в изначальный план.
История Смольного собора в Санкт-Петербурге
Сегодня пятиглавый храм возвышается на левом берегу Невы, в районе Смоляного двора. Свои названия эти сооружения получили благодаря тому, что раньше на этой земле варили смолу для нужд морской флотилии.
Первая мысль о столь грандиозном проекте зародилась у Императрицы Елизаветы Петровны в 1740 году. За реализацию столь амбициозной задумки взялся итальянский зодчий Растрелли. Архитектор планировал увидеть свое завершенное творение через десять лет, но его планам не суждено было сбыться. Уже в 1748 году было начато строительство соборного комплекса, а спустя 87 лет — закончено уже под началом другого зодчего, В.П. Стасова.
История монастыря, как и многих других известных достопримечательностей, имеет свои мистические элементы. Например, число 87, которое «преследует» Божий храм. Именно столько лет потребовалось на создание святыни, 87 лет в нем проводились регулярные службы, столько же лет он стоял в запустении, будучи разорен в 1922 году.
Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня
В своем первоначальном проекте Смольный собор планировался одноглавым, высотой около 140-ка метров. Однако, из-за пожеланий Елизаветы и урезанного финансирования храм так и не получил звания самого высокого сооружения Европы 18-ого века. Собор получил форму греческого креста и еще четыре колокольни, а высота центральной составила «всего лишь» 93 метра. Согласно городским легендам, иногда, в утреннем тумане, можно увидеть смутные очертания высокой колокольни, которая не нашла своего места в проекте.
Храм побил все рекорды долгостроя, поэтому неудивительно, что в процессе его создания вкусы, пристрастия в высшем свете менялись. В момент начала строительства в моде была пышность и красочность барокко, а под конец — сдержанность и строгость классицизма. Смешение стилей придало храму уникальные и присущие только ему черты:
- Несмотря на пятиглавость, центральная колокольня доминирует над остальными. Это дань европейскому стилю, которого придерживался первый архитектор храма.
- Благодаря мастерству строителей была воплощена необычная оптическая иллюзия. Чем ближе наблюдатель подходит к храму, тем меньше он кажется!
- Собор оформлен в ярком и броском стиле барокко, однако приверженцы классицизма не могут не отметить плавность и необычайную правильность линий сооружения.
Творцы и архитекторы Божьего храма
Рождение Смольного собора — заслуга многих. 87 лет над ним работали, его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь.
- Бартоломео Растрелли, обер-архитектор Елизаветы Петровны, был первым, кому выпала честь положить начало строительства великой святыни. Архитектор желал сделать храм поистине роскошным и равным по своему убранству некоторым дворцам. Однако, после смерти императрицы, вкусы знати резко поменялись. Курс был взят на строгость и простоту классицизма, а Растрелли был отстранен от проекта 10 августа 1762 года. Окончательно звезда великого зодчего угасла спустя три года.
- Ю.М. Фельтен. Под его кураторством были закончены штукатурные работы над фасадом здания, установлены скульптуры. Но все же, из-за недостаточного финансирования, строительство шло медленно, храм ветшал и покрывался трещинами.
- В.П. Стасов. Архитектор возродил храм: были восстановлены разрушенные участки, добавлено печное отопление (Растрелли планировал собор «холодным»), завершена внешняя и внутренняя отделка. Таким образом, Смольный собор принял свой окончательный вид в 1835 году.
Сложная судьба и неясное будущее
Жизнь Смольного собора яркая, но, в то же время, трагична и имеет мрачные оттенки. Сложный и долгий этап создания породил множество слухов. Упоминали о тяготеющем над храмом проклятии, самоубийствах строителей и просто мрачной атмосфере храма. После завершения строительства последовала «светлая» полоса. Собор посещали прихожане, им восхищались, проводились постоянные богослужения. Однако, лишь 87 лет было отведено святыне. Дальше ее ждало разорение и упадок.
В 2009 году храм получил новую жизнь. Был проведен молебен, спустя год собор стал открыт для посещения прихожанами. Часть же комплекса до сих пор принадлежит государству. Она служит местом для таких культурных мероприятий как выставки, концерты. Здесь же располагаются учебные заведения СПбГУ.
Смольный монастырь, собор
Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.
Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.
Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.
Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли [2, с. 72]. Комплекс монастыря был сформирован архитектором из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Зодчий решил создать новый для России тип монастырского комплекса. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, он разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.
В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.
Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также — Смольным.
Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).
12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню — «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.
Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.
Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых — для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.
23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё такой колокол, который бы весил 20 000 пудов, а шириною бы стал — более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.
Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С. И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.
Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.
С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.
Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.
Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. Фельтен с 1765 по 1775 год достроил корпуса, начал создание интерьеров. Но из-за недостатка денег интерьеры тогда завершены так и не были.
Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».
При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.
Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»
Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.
В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:
Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге — 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Колокольня же так и не была построена.
В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.
История Воскресенского Смольного собора
Воскресенский собор (фото из личного архива)
Личное впечатление:
Я искренней люблю неповторимый архитектурный ансамбль Смольного. Эти светлые, небесного цвета, с тонкими вкрапления солнечного золота стены монастыря, которые так живописно выделяются но фоне нежной зелени лип Смольного сада. И сам Воскресенский собор, его белые своды, наполненные голубоватым светом, эта простота и кристальная ясность, так редко встречающаяся в церковной архитектуре. Входя во внутрь, ты как будто становишься легче, твои мысли устремляется к небу. Порой меня просто поражает, насколько сильное влияние на человека может оказывать архитектурное искусство. Как же сильно ощущается искренность и любовь к Богу тех людей, которые возводили стены Смольного.
Не готическое мрачное величие Кёльнского собора, не византийская мягкость Владимирского храма в Херсонесе, не помпезный шик московского Храма Христа Спасителя не вызывают во мне таких искренних эмоций, таких личных, глубоких и нежных мыслей, тех чувств трепета и любви, которыми наполняется моя душа, когда я вижу силуэт Воскресенского собора, который почти сливается с голубым небом и белоснежными облаками, в которых высекают золотые искорки солнце. Как говорят храм – это “дом Господень”, и лично для меня нет места кроме Смольного монастыря, в котором так тонко и четко осознается это сакральное понятие.
История и архитектура Смольного собора
Российская императрица Елизавета Петровна провела свое детство в деревянном дворце “Смольном доме” , и очень полюбила это место на берегу Невы. По её желанию, на месте дворца должен был быть построен величественный монастырь, в котором она хотела в покое провести последние дни своей жизни. Императрица даже хотела принять монашеский постриг, но не успела реализовала свое желание. Проект храмового комплекса Елизавета Петровна поручила своему обер-архитектору — Бартоломео Франческо Растрелли, с именем которого у нас ассоциируется вся елизаветинская эпоха.
Растрелли — это российский архитектор итальянского происхождения. Именно ему принадлежат проекты Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве (который имеет много общий черт со Воскресенским собором). Именно он занимался перестройкой Екатерининского дворца в Царском Селе. Франческо Растрелли являлся наиболее ярким представителем “русского” или “елизаветинского” барокко, и проект ансамбля Смольного монастыря был вершиной архитектурного творчества в этом стиле. Храмовый комплекс был заложен в 1748 году, строился 87 лет, действовал 87 лет и был закрыт еще через 87 лет.
Главной “русской” чертой в барочном стиле Смольного является пятиглавие собора. Со времен Екатерины второй все храмы возводятся с пятью главами, и Воскресенский собор был первым. Пышность Смольного напоминает о том, что это не простой, а дворцовый монастырь, построенный лично для императрицы. Монастырь кроме собора включает в себя еще корпуса вокруг Воскресенского, которые опоясывают его, и размыкаются лишь перед главным входом, образуя площадь. Благодаря этому мы можем издали лицезреть все величие собора. Но изначально на месте этой площади должно было быть здание, которое окончательно бы замыкало корпуса монастыря и образовывало бы внутренний двор. Этим зданием должны были стать ворота с великолепной колокольней высотой около 160 метров, которая была бы уникальна не только для Петербурга, но и для России вообще. Для сравнения, шпиль одного из высочайших зданий города — Петропавловской крепости — целых 122 метра.
До наших дней дошёл макет монастыря, благодаря которому мы можем представить, как бы мог выглядеть весь храмовый комплекс, если бы проект Растрелли был воплощен до конца. Модель смольного монастыря было решено вырезать из липы, а детали декора отлить из свинца и позолотить. Постройка архитектурной модели комплекса Смольного велась шестью лучшими плотниками, при этом Растрелли сам раскрашивал модель кисточкой. Модель Смольного монастыря плотники собирали в таком же порядке, в котором впоследствии предполагалось собирать оригинал.
Сам ансамбль монастыря выполнен в строгой симметрии, корпуса окружают собор, и представляют собой здания — ризалиты , объединённые переходами. Изначально эти переходы должны были быть открытыми, и можно было бы прогуливаться из одного корпуса в другой. Но из-за суровости русского климата переходы застеклили. По углам собора расположены четыре башни, и все они были в свое время церквями. Две церкви посвящались святым покровителям императриц Елизаветы и Екатерины Великой. Для этих церквей интерьеры делал сам архитектор Растрелли, но в течении двадцатого века большая часть внутреннего убранства была утрачена. Сохранились лишь элементы лепнины. Одна башня была лютеранским храмом. Последняя четвертая башня была храмом Святого Благоверного Александра Невского, домовой церковью Смольного института благородных девиц.
Корпуса между собой объединяет с собором великолепная чугунная решетка, которая была сделана по рисунку архитектора Василия Петровича Стасова, который создавал интерьер Смольного собора. В рисунке решетки виден растительный орнамент: колосья пшеницы, виноградная лоза. В двух башенках Смольного до революции были звонницы. Теперь там располагаются самые высокие в историческом центре Петербурга смотровые площадки, которые возвышаются над Невой на 50 метров.
Собор значительное время простоял в бездействии. После закладки в 1748 строительство шло быстрыми темпами. На его строительство был выделен огромный бюджет, были согнаны тысячи солдат и приглашены тысячи мастеров из разных губерний. Но в связи с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились. После смерти Елизаветы, Екатерина Великая назначила главным архитектором Юрия Фельтена (который знаменит своей храмовой архитектурой) и сократила бюджет строительства. В 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, возникло первое высшее женское учебное заведение России – Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц Петербурга). Здесь учились девушки благородного и мещанского происхождения.
Но сам Воскресенский собор все еще не был достроен. У императора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. За десятилетия кровля Воскресенского собора обветшала, стены покрылись трещинами, подвалы наполнились водой. И только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елизавета Петровна, но без великолепной колокольни, которая могла стать главной доминантой города.
Именно Николай I поручил проектировку внутренних интерьеров Смольного Василию Стасову. Мастер в полноте воплотил во внутреннем убранстве собора главный принцип классицизма – величие в простоте. Белые сплошные стены, мощные пилоны, поддерживающие главный барабан и белые колонны. Широта и простор. Стены украшены небольшим количеством лепнины с ангельскими и растительными мотивами с минимальным количеством росписей. Огромное, пустое (в том числе и в цветовом смысле) пространство создает ощущение воздушности, небесного простора, и при этом подчеркивает мощность и силу, которая ассоциируется со временем Екатерины Великой и наивысшим расцветом Российской империи. Барочная мягкость наружного убранства, и строгие кластические внутренние интерьеры удивительно контрастируют, но при этом прибывают в волшебной гармонии, вызывая чувства восхищения и благоговения .
Также интересным и нетривиальным вопросом для Василия Стасова было отсутствие отопления. «С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей, поскольку по проекту Растрелли собор строился «холодным».
По утверждённому в 1835 году императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений, в котором ежедневно проводились богослужения.
Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году в соборе открылся концертно-выставочный комплекс.
В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. В апреле 2004 крест вернули на место после реставрации. До 2015 года в стенах исторического здания играли на органе, проводили концерты хоровой музыки, организовывали выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки. В январе 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской православной церкви.
Вокруг Смольного собора располагаются Факультеты политологии, социологии и Факультет международных отношений СПбГУ. Я завидую студентам нашего университета, учеба которых проходит вблизи одного из прекраснейших мест Санкт-Петербурга. Воскресенский собор является настоящим памятником истории и архитектуры. Возведенный русскими мастерами по проекту итальянского архитектора, вобравший в себя черты нескольких архитектурных стилей. За 300 лет в стенах Смольного побывали императрицы и императоры, монахини и лютеранки, воспитанницы общества благородных девиц, рабочие и солдатские депутаты. Главный вузовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни жителей города, символ красоты и уникальности Петербурга. Воскресенский Смольный собор — это удивительное место, в котором мне посчастливилось побывать.
Список использованных литературных источников и информационных материалов:
Смольный собор
Смольный историко-архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге признан памятником архитектуры всемирного значения. Особое место в ансамбле занимает Смольный собор Воскресения Христова – уникальный образец русского православного зодчества, гордость города.
Найдите время посетить собор, осмотреть величественный шедевр, испытать эстетическое удовольствие от духовной красоты, ознакомиться с его нелегкой судьбой. Чем же примечателен храм?
- Вехи истории
- Собор во мраке XX столетия
- Пышный наряд храма
- Художественное убранство интерьера
- Экскурсия
Вехи истории
Создание начато в 1748 г. Царица Елизавета Петровна выбрала район, где в начале XVIII столетия изготовляли смолу для верфи, а позже в возведенном здесь дворце она жила в молодые годы. Строительство Воскресенского Новодевичьего монастыря поручили придворному зодчему Б.Ф. Растрелли. Закладка нового объекта проводилась с помпезным церемониалом:
- молебен;
- красиво оформленный помост;
- более 100 залпов из двух десятков пушек.
Завершилось торжество праздничным угощением на 56 персон. В общем, начали по русскому обычаю, за здравие.
Работы велись по модели. Мастера сооружали ее на большом столе в том порядке, в каком должен создаваться оригинал. В замысел архитектора входило создание 5-ярусной колокольни, высота которой (140 м) превышала бы шпиль Петропавловской крепости . Этот план не осуществился. Война, недостаток финансов, утрата интереса к Смольному собору, организационные сложности замедлили стройку.
Елизавета предусматривала назначение монастыря в обучении девиц богатого происхождения. Позднее Екатерина II основала здесь Общество благородных девиц и училище для девушек мещанского сословия. Воспитанницы Общества впоследствии стали обучаться в Смольном институте, великолепном здании классического стиля, построенном Д. Кваренги. Тем самым, который всякий раз, оказавшись перед собором, почтительно приподнимал шляпу и говорил, что это настоящий храм!
При Николае I в 1835 году, через 87 лет после начала, строительство собора завершил В.П. Стасов.
Собор во мраке XX столетия
Октябрьский переворот начала века открыл трагическую страницу в истории монастыря. На территории бесцеремонно хозяйничали революционеры. Участь Смольного собора при советской власти стала плачевной:
- 20-е годы — изящное сооружение превращено в склад.
- 1931 — собор по решению большевиков был закрыт, а церковная собственность расхищена.
- 1972 — вынесен иконостас, оставшиеся вещи стали достоянием музеев.
- 1990 — отделение музея истории города.
- 1991— начал функционировать концертный зал, восстановлен Камерный хор.
Весной 2009 года в многострадальном соборе впервые за долгие годы отслужили молебен, а в апреле 2010 года начаты регулярные богослужения. Это был торжественный день с поздравлениями и подарками, выпуском памятной медали и праздничного конверта. В 2015 году храм перешел в управление РПЦ, его орган был демонтирован. Камерный хор упразднен и лишен названия. Наконец, зимой 2016 года собор поступил в безвозмездное владение Санкт-Петербургской епархии. Драматическая история получила завершение окончанием реставрации куполов, фасадов, кровли и крестов в 2016 году.
Пышный наряд храма
Непревзойденное творение Мастера относится к стилю роскошного барокко с позолотой, росписями, тонкой резьбой и обилием деталей. Ансамбль составляет единое целое в гармоничном сочетании белого и голубого цветов, символа чистоты и непорочности. Смольный собор устремлен ввысь и словно парит в облаках. Вход оформлен портиками и колоннадой, ажурный рисунок ограды выполнен по эскизам В. П. Стасова.
Главный купол окружен четырьмя церквями. Это колокольни с куполом и луковкой, несущей крест. Архитектор планировал храм с одним куполом, как в Европе. Императрица приказала построить традиционный православный пятиглавый собор.
Сейчас комплекс является культурным и общественным центром СПб. Территорию украшает сад партерного типа с клумбами, цветниками и фонтанами. Стоящий у входа в собор массивный колокол, планируется со временем поднять наверх.
Художественное убранство интерьера
Отделка помещения внутри Смольного собора осуществлялась под руководством В. П. Стасова. Он старался не нарушать первоначальные планы великого зодчего, но популярным уже стал рациональный классический стиль. Использовались только лепка, чугунное литье, изысканные капители колоннады и декор купола. Лаконичный и торжественный интерьер включает в себя:
- обширный зал, вмещающий 6 тыс. человек;
- иконостасы, богато декорированные под мрамор;
- хрустальная балюстрада у алтарей;
- помост искусной работы.
В дополнение к этому, драгоценными святынями стали две иконы художника А. Г. Венецианова на темы воскресения Христа и введения во храм. В концертном зале проходят слушания хоровой музыки.
Экскурсия
Гид излагает посетителям подробную, интересную и живую историю собора с учетом возраста и уровня аудитории. Рассказ наглядно дополнен видео. Со смотровой площадки высотой 50 м открывается панорама города и Невы, отсюда можно сделать отличные фото. Подъем на звонницу по 277 ступеням происходит в сопровождении музыки периода забытого барокко.
Храм находится на набережной Невы. Адрес: пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, Россия, 191060.
Удобно добираться следующим образом:
- от метро «Чернышевская» рейсовыми автобусами или троллейбусом 15;
- от «Площади Восстания» автобусом 22 или троллейбусами 5, 7.
Пешком от этих станций можно дойти за 30 мин.
Режим работы собора: служба с 7:00 до 20:00 ежедневно, экскурсии с 10:00 до 19:00. Цена посещения 100 руб., для дошкольников бесплатно. Строгого расписания экскурсий для одиночных туристов нет, группы формируются по мере сбора.
Два часа в соборе пролетают незаметно, одухотворенные посетители уносят в сердце память о выдающемся произведении искусства.