Царицыно музей заповедник история

Музей-заповедник «Царицыно» — это комплекс из парка, прудов, оранжерей и дворцов, в которых проводятся концерты и выставки. По площади, Царицыно, крупнейший музейный комплекс Москвы, по значимости – один из самых важных.

Царицыно музей заповедник история

Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»

Музей-заповедник «Царицыно», расположенный на юго-восточной окраине столицы, включает одноименный дворцово-парковый ансамбль, памятник архитектуры XVIII века, и прилегающие к нему Царицынские пруды и пейзажный парк. По площади это крупнейший музейный комплекс Москвы, по значимости – один из самых важных.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Царицыно с высоты

История комплекса

В старину Царицыно называлось Черной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины — княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) — прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.

В XVIII веке территория перешла к Димитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлеченно принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени. Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведен в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.

Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776 Фигурный мост в Царицыно

Архитектурные особенности комплекса

Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.

Творения Баженова

Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 80 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, ее сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трех Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают на границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.

Большой Дворец царицыно Памятник архитекторам Царицыно — Василию Баженову и Матвею Казакову

Наследие Казакова

Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершенное сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на все более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.

Зима в Царицыно

Постоянная экспозиция музея

Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и полюбоваться красочными ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши. Фотосъемка экспонатов разрешается, но без применения вспышки.

Мост над центральным прудом Царицыно Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне

Временные выставки

В Царицыно привозят ценные экспонаты из музеев Москвы и регионов, интересные тематические коллекции составляются из предметов, входящих в фонды музея. В 2015 году здесь проходят выставки фарфора на военную тематику, скульптуры усадьбы-музея Останкино, шпалер французских мастеров. Уточнять возможность фотосъемки следует у сотрудников музея.

Музейный комплекс как концертная площадка

Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.

Оперный дом в Царицыно Внутри Большого Дворца III Кавалерский корпус

Царицынский парк и оранжереи

Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашенными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причем ассортимент видов воспроизведен в точности как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждет встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.

Осень в Царицыно Есть орех?

Информация для посетителей

Осмотру оранжерей в Царицыно можно посвятить целый день, поэтому и билеты в них продаются отдельно и стоят 250 рублей. Льготники: школьники и студенты, пенсионеры, инвалиды – приобретают льготные билеты за 80 рублей. Доступ в парк свободный с 6 утра до полуночи, но по историческим газонам и клумбам ходить запрещено. Оранжереи открываются в 11 утра и принимают посетителей до 18-20 часов вечера со среды по воскресенье, понедельник и вторник – выходные дни. Гостям предложат экскурсии и образовательные программы, об участии в которых нужно позаботиться при планировании визита. Опытные гиды расскажут туристам о языке цветов в XVIII веке, о роли растений в христианских обрядах, об истории садово-паркового искусства и даже научат правильно сажать семена и ухаживать за экзотическими видами фруктовых деревьев.

Вид на Верхний пруд

Царицынские пруды

Появившиеся задолго до строительства екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.

Легенды Царицыно

Московские диггеры рассказывают, что в Царицыно есть подземные ходы, связывающие Малый и Большой дворцы, и что там собираются сектанты. Ученые нашли в феврале 1993 года крупную геопатогенную зону под главным дворцом ансамбля. Старожилы вспоминают легенды о проклятиях и размышляют, долго ли простоит новое сооружение.

Информация для гостей музея-заповедника «Царицыно»

Найти музей несложно, он расположен в шаговой доступности от станций метро «Орехово» и «Царицыно», точный адрес: ул. Дольская, 1. В Большом дворце и в Парадном вестибюле на подземном уровне открыты кафе, несколько пунктов питания действует на территории парка. Практически все объекты доступны для посетителей на инвалидных колясках. В парк запрещено приводить домашних животных, здесь нельзя кататься на велосипедах. В порядке компенсации за эти неудобства гостям создают все условия для активного отдыха: зимой на территории заповедника прокладывают лыжные трассы и заливают каток, летом организуют скалодром. Телефон для справок: +7(495)325-48-44. Официальный сайт музея-заповедника «Царицыно»: www.tsaritsyno-museum.ru.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне

Время работы и стоимость билетов

Со вторника по воскресенье дворцовый комплекс открыт с 11 утра до 18-20 часов вечера, понедельник – выходной день. Посетители могут приобрести единый билет на весь комплекс, включая оранжереи, действительный в течение месяца, за 650 рублей. Вход только в Большой дворец и Хлебный дом стоит 200 рублей, как и в Оперный дом. Льготники заплатят 200 рублей за общий билет и по 80 за посещение отдельных дворцов.

Дополнительные услуги

Поскольку общая площадь Царицыно занимает более 100 га, осмотреть все самое интересное за один раз технически сложно. Для удобства посетителей предусмотрены платные поездки по парку на электромобиле по нескольким популярным маршрутам.

—> Царицыно —>

Государственный музей-заповедник. Дворцово-парковый ансамбль. Парк-музей. Территория мечты и фантазии. Оранжереи. Пруды. Курганы. Романтические аллеи и уединённые беседки. Выставки русской скульптуры и европейской живописи. Экскурсии и мастер-классы. Концерты и фестивали. Истории и загадки. Всё это — Царицыно.

Жемчужина музея — грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

Примерно 4 000 лет назад на месте будущего музея стоит поселение бронзового века. Здесь живут высокие люди с несколько удлиненными лицами. Они пасут коров и делают керамические изделия с узорами «зигзаг» и «ёлочка». Через пару тысячелетий их сменяют деловитые мужчины и женщины железного века. Они говорят на финно-угорских языках. Затем в Царицыно приходят вятичи. Они живут в землянках. Почитают языческих богов и носят яркие украшения. Умерших вятичи хоронят в курганах: их до сих пор можно видеть на территории парка как память о тех далеких и таинственных временах.

С XVII века будущая территория парка-музея «Царицыно» — местность под названием Черная Грязь принадлежит в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строит хоромы боярин Стрешнев — тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписывает Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она достаётся Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом строят себе новую усадьбу — трехъярусные хоромы с галереями. Оформлением занимается целая артель художников. В хоромах царит «разноцветье». Дом окружен березовой рощей и плодовым садом.

После государственного переворота и воцарения Петра I Голицыны отправляются в ссылку. Петр дарит Черную Грязь своему союзнику в русско-турецкой войне — молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстраивает новый дом (как описывает его один из гостей) «на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным».

В 1723 Черная грязь достается сыновьям Кантемира. Кроме великолепных деревянных построек здесь теперь два плодовых сада и оранжерея с экзотическими фруктами. Повсюду царит атмосфера сельского покоя. Именно в таком виде застает Черную Грязь императрица Екатерина II. Весной 1775 года она прогуливается по окрестностям с сыном и невесткой. Усадьба Кантемиров и живописные пейзажи приводят ее в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В конце мая 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. Тем же летом выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Читайте также  История норвегии кратко

Летом 1775 года Екатерина II неоднократно посещает новое имение вместе с Григорием Потемкиным. Придворный архитектор Василий Баженов получает приказ заняться проектированием и постройкой новой императорской резиденции «во вкусе готики». Баженов понимает «вкус готики» как сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для построек используются кирпич и белый камень — как в старину. В плане пять дворцов для императрицы и ее семьи. Целая россыпь построек для свиты и прислуги. Павильоны и декоративные сооружения. При этом все здания разной геометрической формы и гармонично вписываются в существующий ландшафт. Архитектор старается сохранить исторический вид и красоту старого парка.

Екатерина II утверждает проект. С 1776 по 1785 годы в Царицыне кипит работа. Но идет она трудно: проблемы с финансированием и стройматериалами заставляют Баженова постоянно писать письма чиновникам и брать кредиты под собственное имущество. 3 июня 1785 года Екатерина бегло инспектирует несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Работой она недовольна. Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор тесно общается с масонами и переписывается с руководителем московской ложи Новиковым. Новиков же выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Императрица усматривает во всех этих действиях заговор и решает покончить со всеми его фигурантами разом. Баженов отстраняется от должности. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову. Тот полностью разбирает уже готовый Главный корпус и возводит на его месте новый дворец с замковыми крышами и башнями. Но процесс идет медленно: финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин. А в 1796 году умирает и сама Екатерина II. Работа останавливается.

В начале XIX века благоустраивается парк. Появляются каменные павильоны. Царицыно становится излюбленным местом гуляний — что-то вроде пригородного парка культуры и отдыха. Корпуса переоборудуются под кофейный дом и гостиницу. В павильонах можно пообедать и выпить пива. В 1860 году император Александр II принимает выгодное решение — сдавать ветшающие дворцовые корпуса и земельные участки в аренду. С этого момента в Царицыне начинается длительный период дачной застройки. Здесь отдыхают писатели и художники. Композиторы и артисты. К концу XIX века Царицыно превращается в благоустроенный и престижный дачный поселок.

После Октябрьской революции Царицыно с прилегающими к нему территориями переименовывается в поселок Ленино. Начинается конфискация дач. В старинных постройках устраиваются коммунальные квартиры. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользуется популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. Но в 1930-е годы музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону демонстрации сельскохозяйственных достижений. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. Проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Музей быстро теряет популярность у публики – и его закрывают. В 1936 году Моссовет предлагает устроить во дворце и других корпусах дом отдыха. Однако эти планы не сбываются: начинается война.

Жители поселка строят рубежи обороны. Между курганами замаскирована зенитная установка. Над руинами екатерининских корпусов парят немецкие самолеты. Несколько бомб падают возле старинных павильонов. В крышах дач появляются пробоины. Вокруг Большого дворца местные жители устраивают огороды: выращивают морковь и капусту. Место цветников занимают картофельные гряды.

В послевоенные годы здания царицынского ансамбля занимают райисполком и районный архив. Клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово: коммуналки в старых дачах расселяют. Вокруг Царицынского ансамбля устанавливается охранная зона площадью более 1000 га.

В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. Тогда же в мастерских «Моспроекта-2» готовится масштабный проект реставрационных работ. В 1986 году Министерство культуры СССР подписывает договор на производство этих работ с польским государственным предприятием «Мастерские по реставрации памятников старины». С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все — остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2».

2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь.

Царицыно

Справочник масонской символики

Над строительством этого ансамбля трудился сначала Василий Баженов, а затем Матвей Казаков. Он так и не был завершен, став «яблоком раздора» между императрицей и архитектором. Но это не помешало Царицынскому парку стать единственным в мире дворцовым комплексом в стиле псевдоготики.

Местность на территории современного Царицыно известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Тогда здесь стояло село Богородское. Но в смутное время от него остались только каскады прудов.

Вскоре у этих мест появилось новое имя — Черная грязь. Люди верили, что здешние источники и грязи помогают справиться с любым недугом, поэтому земли недолго пустовали. В 1633 году Черная грязь перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги Михаила Романова. А по окончании Прутского похода в 1714 году Петр I подарил эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру за помощь в борьбе с Турцией. Новый владелец в 1722 году на месте деревянной церкви поставил каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и построил деревянный дворец в китайском вкусе.

Но слухи о целебных грязях дошли и до Екатерины II. Очарованная красотами этой местности весной 1775 года она купила деревню Черная грязь. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей, хотя князь Кантемир готов был отдать ее за 20 000.

Вскоре Екатерина отправилась осматривать поместье. Князь Потемкин приложил немало усилий, чтобы оно произвело на императрицу хорошее впечатление: на прудах устроили пристани, в глубине парка поставили шалаш, где подали полдник, крестьянские девушки в ярких сарафанах водили хороводы, юноши соревновались в силе и ловкости, специально отобранные косари-молдаване в косоворотках косили траву, а бабы и девки сгребали сено. Вечером на прудах устроили фейерверк. Екатерина была довольна.

Императрица заказала Василию Баженову проект подмосковной увеселительной резиденции. Она высказала несколько пожеланий: постройка в мавританском или готическом стиле и пейзажный парк.

В начале 1776 года проект был готов. Баженов старался сохранить существующий ландшафт, разделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны. Он запланировал строительство целого городка: в центре разместил 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством, а вокруг них — россыпь построек для придворных, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополняли мосты, декоративные строения и Кухонный корпус. Проект строился по принципу «поэзии геометрии» — из разнообразных геометрических фигур: шести и восьмигранные павильоны, полукруглый Малый дворец, квадрат со скругленными углами Кухонного корпуса. При этом главный дворец состоял из трех самостоятельных корпусов: центрального с парадными залами (Большой Кавалерский корпус), правого и левого с личными покоями императрицы и наследника.

Екатерина II одобрила проект Баженова, и уже в мае 1776 года началось строительство. Но уже к концу года возникли сложности со стройматериалами и финансированием. В результате строительство растянулось на 10 лет вместо запланированных трех. Чтобы не останавливать работы, Баженов брал кредиты на свое имя и вел стройку за свой счет. Из-за этого архитектору пришлось продать дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой. Но все равно к 1784 году на Баженове числилось 15 000 рублей долгов.

За время строительства Царицыно архитектор написал много писем с мольбой о выделении финансирования. Недостающую сумму все-таки выделили, и все запланированные постройки, кроме Конюшенного корпуса и башни с часами, были завершены. Начались отделочные работы.

В первых числах июня 1785 года Екатерина II приехала в Москву и отправилась осмотреть Царицыно. Вердикт императрицы был суров: здесь невозможно жить, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Она приказала все уничтожить и разработать новый проект главного дворца. Баженова от строительства отстранили, а новым архитектором назначили его ученика Матвея Казакова.

Исследователи полагают, что истинными причинами отстранения Баженова стали его принадлежность к масонам и тайные контакты с цесаревичем Павлом. В 1784 году архитектор прошел обряд посвящения по поручительству Н.И. Новикова и выполнял роль посредника между московскими масонами и Павлом. Попутно Баженов зашифровал масонские эмблемы в декоре Царицынских построек, поэтому Царицыно называют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века.

Но в 1785 году императрице донесли о деятельности московских масонов, и она решила пресечь это на корню. Также в одинаковых дворцах для нее и цесаревича Павла Екатерина увидела намек на узурпацию российского престола. Но это лишь одна из тридцати версий случившегося.

В феврале 1786 года Казаков подготовил новый проект Большого дворца. Он попытался сохранить выбранный Баженовым стиль, но сделал дворец доминирующим элементом застройки. Императрица проект одобрила.

Все это время Баженов пытался вернуть расположение Екатерины и даже разработал новый проект. Но второго шанса архитектору не дали, и в январе 1786 его на год отстранили от должности для поправления здоровья. Для Баженова вторая после неосуществленного проекта Кремлевского дворца грандиозная неудача стала причиной душевного кризиса. К должности придворного архитектора при Екатерине он так и не вернулся.

В марте начали разбирать покои Екатерины и цесаревича Павла. А в конце 1780-х императрица потеряла интерес к своей подмосковной затее и перестала выделять деньги на строительство. На завершении ансамбля настаивал лишь Григорий Потемкин. В 1790 году строительство остановилось из-за русско-турецкой войны, а в октябре 1791 года умер Потемкин.

В 1793 Екатерина II предприняла попытку достроить Царицыно и приказала наполовину построенный дворец уменьшить на один этаж. А в ноябре 1796 императрица скончалась. К тому времени строительство Большого Царицынского дворца завершилось вчерне, и здание покрыли временной крышей. Начались отделочные работы: 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остальных постройках отделкой еще не занимались.

Павел I посетил Царицыно в марте 1797 года и приказал остановить работы. Больше строительство не возобновили, и во дворце так никто и не жил.

Недострой быстро пришел в запустение, и уже в начале XIX века постройки начали разрушаться и зарастать зеленью. Только Иван Еготов завершил формирование пейзажного парка: поставил на месте нескольких деревянных каменные павильоны и беседки, устроил аллеи и мостики, насыпал искусственные острова на Царицынских прудах, приспособил некоторые баженовские строения под чайные домики. Это сделало Царицыно популярным местом пикников и прогулок.

Читайте также  Дата основания суздаля

В 1860 году императорская семья обнаружила, что содержание усадьбы Царицыно не приносит доходов. Ее передали в Департамент уделов. Парк хотели продать, но покупателей не нашлось. Тогда часть царицынских земель отдали в аренду под дачи. Но если некоторые здания арендаторы хотя бы иногда ремонтировали, то состояние бесхозных дворцовых построек только ухудшалось. В 1880 году на Большом Царицынском дворце частично обрушилась крыша. Тогда ее окончательно разобрали, а здание законсервировали.

21 июля 1927 года в здании Третьего Кавалерского корпуса открылся музей Царицыно. Но уже в 1930 его переименовали в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района», а в 1937 году закрыли. В Хлебном доме в начале 1920-х годов стихийно возникли коммуналки. Они просуществовали до 1970-х. А храм в Царицыно закрыли еще в 1939 году. В его здании устроили трансформаторную подстанцию.

В 1936 появился проект приспособления усадьбы под дом отдыха, но помешала Великая Отечественная война.

В феврале 1984 года Царицынский ансамбль передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 его переименовали в Государственный музей-заповедник «Царицыно».

Началась научная реставрация усадьбы. А в 2004 году музей-заповедник перешел в ведение города, и в Царицыно развернулись работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции ансамбля и парка.

Это вызвало много споров и критики, особенно в отношении крыши, которая при Казакове напоминала «крышку гроба». Тем не менее, восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно стал очень популярным и с ноября 2007 года работает круглосуточно. Также в Царицыно есть поющий фонтан, а в теплое время курсируют экскурсионные электромобили.

В ансамбле парка доминирует Большой Царицынский дворец. Сейчас там музей. О назначении остальных построек нам остается только догадываться, так как это нигде не описано.

Три здания называются «Кавалерскими корпусами». Они появились в XIX веке, и уже тогда их назначение было неясным. Постройки раскрывают смысл баженовской «поэзии геометрии»: круглый зал Третьего Кавалерского корпуса выходит наружу в виде полуротонды, Второй Кавалерский корпус восьмигранный, а маленький Первый Кавалерский корпус построен углом.

Хлебный дом (Кухонный корпус) получил название по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой на фасаде. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» имеет форму калача, а «Х» напоминает скрещенные линейки — масонский символ. Площадь Хлебного дома более 4 000 м 2 , так как в цокольном этаже планировалось разместить погреба и ледники. Сейчас здесь выставочный зал.

Галерею между Хлебным домом и Большим дворцом Баженов построил в 1784-1785 годах. Она не несет никакой функциональной нагрузки. Некоторые считают, что галерея связывала Кухонный корпус и дворец (например, для подачи блюд к столу), но в зданиях нет и никогда не было выходов на галерею.

В документах Баженова есть «Дворец напротив боку садового». Он же — «Средний дворец» или «Оперный дом». Последнее название появилось в XIX веке и связано, вероятно, с планировкой здания. Но несмотря на это, музыка там никогда не звучала. Лишь после реставрации в здании стали проводить концерты.

А вот Малый дворец предназначался под личные покои императрицы. Площадь этого здания с вензелем Екатерины II невелика — около 200 м 2 .

Большой мост задумывался как парадный въезд. Но его строительство было непростым делом, так как в этом месте оказалось огромное количество ключей. Они размывали грунт, поэтому пришлось поставить мост на сваи.

Для въезда со стороны Шипиловских прудов поставили Фигурный мост. Он напоминает готическую стену с башнями.

Возникновение самой романтичной царицынской постройки продиктовано модой начала XIX веков на сооружение в парках и садах искусственных руин. Но легенда связывает появление башни-руины с судьбой княжны Таракановой.

Когда Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию за княжной, с ним поехал художник. На Ионических островах он набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После возвращения в Петербург рисунки попали к императрице, и она распорядилась построить в Царицыно руину с бельведером по одному из набросков. Но на самом деле башню построили по проекту Еготова намного позже.

Беседку «Храм Цереры» также построил Еготов. Там поставили статую богини плодородия с серпом и снопом колосьев в руках. Сноп позолоченных колосьев также увенчал купол беседки. Отсюда второе название — «Золотой сноп». Статуя Цереры пропала в середине XIX века, а в 1927 году на ее месте поставили скульптуру из подмосковной усадьбы Лукино. Но и она исчезла. Сейчас и беседка, и статуя восстановлены.

А павильон «Нерастанкино» Еготов поставил в 1803-1804 годах на смотровой площадке на холме у Верхнего пруда. На пруду также устроили искусственный остров с аркой-руиной. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название — Храм меланхолии. А название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что гостям трудно расстаться с красотами Царицыно.

История Царицыно: загадка царской усадьбы XVIII века

Царицыно является одной из самых необычных и красивейших усадеб Москвы. История Царицыно причудлива и полна неожиданных событий, взлетов и падений. Тайна Царицыно так и не разгадана, она связана с именем российской императрицы Екатериной II.

Именно по указу Екатерины для нее был создан пейзажный парк и архитектурный комплекс, названый Царицыно. Сейчас здесь расположен современный и популярный парк «Царицыно», сохранивший следы былой прелести.

История Царицыно

История Царицыно началась в 1755 году, когда Екатерина II приехала в Москву. Проезжая в Коломенское, она восхитилась красотой усадьбы «Черная грязь», принадлежащей князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. Императрица купила усадьбу и переименовала ее в «Царицыно».

Василий Баженов

Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.

Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.

Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.

Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.

Большой мост через овраг

Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.

В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.

Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.

5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.

Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.

Загадка Царицыно

Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.

Первая причина

Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.

Вторая причина

Императрице просто не понравились дворцы. За 10 лет стройки вкус Екатерины поменялся и «нежная готика» Баженова была отвергнута императрицей, тяготевшей к классицизму.

Третья причина

Екатерина охладела к Царицыно, потому что увлеклась новой стройкой — дворцовым-парковым комплексом «Пелла», строящимся на берегу Невы (территория города Отрадное, Ленинградская область). В 1784 году она приобрела мызу Ивановскую, где с большим воодушевлением началось строительство нового фаворита. Пеллу постигла еще более трагичная судьба, чем Царицыно — после смерти Екатерины по указу императора Павла все постройки были разобраны. Пелла была любимым местом отдыха Екатерины, за что и поплатилась от рук ее мстительного сына.

Четвертая причина

Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.

Матвей Казаков

Через полгода Казаков представил новый проект дворца, который получил одобрение. Баженовские дворцы для императрицы, наследника и его детей были полностью разобраны, а также камер-юнгферский корпус. Матвей Казаков строит роскошный дворец в стиле классицизма с элементами готики: арочные окна, остроконечные башни.

Большой дворец

Новый дворец строится медленно из-за недостаточного финансирования. В 1793 году императрица приказывает в целях экономии убрать третий этаж и тронный зал. Разобран Большой Кавалерский корпус на стройматериалы.

После смерти Екатерины

В 1796 году Екатерина умирает. К этому времени Большой дворец готов не полностью, крыша перекрыта временной черной кровлей, помещения еще без отделки. Новый император Павел приехал в Царицыно в 1797 году, усадьба ему не понравилась, что было предсказуемо, все что относилось к его матери было ему ненавистно, последовал указ никакого строительства не вести. Все последующие императоры не выказали желания достроить Большой дворец и использовать по назначению.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для прогулок публики. Некоторые царские постройки переоборудывают в трактиры и гостиницы. По проектам ученика Василия Баженова — архитектора Ивана Еготова строятся романтичные павильоны, беседки, гроты, башня-руина. В павильонах устанавливают столы и стулья для отдыха публики.

Беседка «Храм Цереры»

В конце XIX века постройки превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. Возникает дачный поселок Новое Царицыно, в котором живет много знаменитостей.

Читайте также  Архипо осиповка история поселка

После революции 1917 года на территории Царицыно создается поселок Ленино. В некоторых дворцовых зданиях размещаются коммунальные квартиры, клуб, дом культуры, музей. В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы.

Масштабная реставрация зданий, кроме Большого дворца началась с середины 1980-х годов. В 2004 году парк Царицыно был передан на баланс города Москвы. В 2005 году с подачи мэра Юрия Лужкова началось масштабное и стремительное восстановление Большого дворца и парковой зоны, несмотря на протесты реставраторов, искусствоведов и архитекторов. 2 сентября 2007 года в День города Москвы состоялось торжественное открытие обновленного дворцового комплекса, на котором присутствовал Путин.

Усадьба Царицыно возникла по прихоти Екатерины II, но несмотря на 20-летнюю стройку и смену проектов, императрица не захотела здесь жить. Никто из императорской семьи так и не нарушил покой опальной усадьбы. Царицыно за всю свою многолетнюю историю не стало московской императорской резиденцией, хотя оно заслуживало этого не менее, чем Петергоф, Гатчина, Царское село, Павловск или Ораниенбаум.

Большой дворец, руины

Многие годы Царицыно было окутано романтично-таинственной ореолом из-за его живописных руин и старинного запущенного парка. Громадная руина Большого дворца постепенно растворялась в пейзаже. После того, как Лужков решил навести порядок в Царицыно, не считаясь с историческим наследием, как он делал это не раз, парк стал многолюдным и шумным. Теперь это обычный современный увеселительный парк, любимый публикой. Здесь проходят выставки, концерты, светомузыкальные представления, магия Царицына утрачена навсегда.

Музей-заповедник «Царицыно» – красивейший парк Москвы

  • Парадный (северный) фасад Большого Дворца

  • Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков

    Москва – уникальный город в России и даже в мире, поэтому его история и развлечения тоже должны быть уникальными. Одно из необыкновенных мест Москвы – Царицынский дворец и парк на юге города.

    Совет путешественникам: чтобы исследовать главные достопримечательности, в Царицыно стоит провести минимум 4-5 часов.

    История

  • Хлебный дом

  • Старые фото Царицынского дворцово-паркового ансамбля

    В начале XVI века здесь находилась огромная красивая территория, принадлежавшая сестре царя Бориса Годунова, госпоже Ирине. В XVII веке земля, которую тогда называли Богородским, перешла к семье Стрешневых, а затем – к семье Голицыных. Впрочем, история этого места началась в то же время, когда Екатерина Великая проезжала через эти земли, в 1775 году. Когда императрица направилась в Кусково, она проезжала мимо и сразу же была поражена красотой этого места, тогда она купила земли и приказала построить для неё дворец.

    Между 1776 и 1785 годами Екатерина Великая назначила Василия Баженова спроектировать и построить дворец. Когда проект был близок к завершению, она решила сама посетить дворец, после осмотра она сказала, что комнаты слишком тёмные и непригодные для жизни Императрицы, поэтому они снесли дворец, чтобы построить ещё один на его обломках. Вы всё ещё можете увидеть остатки оригинального дворца в парке.

    На этот раз императрица назначила для этого Матвея Казакова и предварительно утвердила проекты ещё до начала строительства. Казаков руководил работами до 1796 года, когда скончалась Екатерина Великая, и строительство временно прекратилось. Преемник Екатерины Великой, Павел I, не позаботился о завершении строительства дворца, поэтому строительство полностью прекратилось, а обломки оставались на месте более 200 лет, пока в 2005 году правительство не приняло решение завершить недостроенный Царицынский дворец.

    Итог таков: Царицыно императорская резиденция, в которой никогда не жил ни один император.

    Сейчас в комплекс «Царицыно» входят музей истории, искусства и архитектуры, общественный парк, близлежащий лес, оздоровительные тропы и музыкальный фонтан.

    Видео-экскурсия по Царицыно

    Большой Царицынский дворец

  • Музей Царицыно

  • Фундаменты Большого кавалерийского корпуса на фоне Большого Дворца

  • Третий кавалерийский комплекс

  • Большой Царицынский дворец

  • Металлическая карта

  • Фигурный мост

    В настоящее время в музее представлена коллекция скульптуры, живописи, изделий из металла, стекла, ткачества, древних костей и деревянных предметов искусства. В коллекции скульптур вы найдете несколько статуй бывших русских дворян, таких как Мария Федоровна или сама императрица Екатерина. Однако коллекция в основном посвящена культуре и природе России XVI века и старше. Также можно полюбоваться фигурками птиц или простых людей в традиционной одежде.

    В собрании живописи есть портреты высокопоставленных лиц бывшего российского царизма, например, есть картины матери Екатерины Великой, госпожи Екатерины Алексавской, самой Екатерины Великой, Александра Первого.

    Коллекция металла, которая пользуется большой популярностью у посетителей, включает монеты, металлические предметы мебели и металлические произведения искусства с 16 века до наших дней. Украшенные кинжалы, кухонные принадлежности XVII века, декоративные и первые монеты России.

    Изюминкой музея являются изделия из фарфора и керамики, которые в основном относятся к 90-м годам. Также в коллекции есть несколько фарфоровых предметов эпохи Екатерины Великой.

    Рядом с Большим дворцом существует ещё несколько других важных построек (все спроектированы Баженовым):

    • Хлебный дом – представлял собой комплексное рабочее место для прислуги, поскольку аристократы того времени не хотели видеть её во дворцах;
    • Оперный дом – построен для небольших деловых встреч, церемоний, а также домашних представлений и придворных увеселений;
    • Полуциркульный дворец (Малый дворец) – также строился для личного пользования Екатерины II, внутри находится всего 6 небольших комнат. Включая — будуар и овальный зал;
    • Храм – самая ранняя постройка на территории Царицыно (подробнее читайте ниже);
    • Фигурный мост – одно из немногочисленных построек царицынского ансамбля дошедших до наших дней.

    Если у вас есть желание узнать более подробно об истории этого места, стоит заказать экскурсию

    Музей-заповедник Царицыно

    Место именуемое ныне Царицыно, было известно ранее как «пустошь Черногрязная», приписанная к дворцовому уезду Коломенское. Первое упоминание о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 года, в XVII веке этой землей владели Стрешневы, затем Голицыны. В XVIII веке 63 года (1712-1775) поместьем владели Кантемиры. В 1775 году императрица Екатерина II выкупила имение у князя Сергея Дмитриевича Кантемира.

    В новых царских владениях был построен дворцовый комплекс, который возводился как подмосковная резиденция императрицы Екатерины II. Его строительство в 1775 году было поручено архитектору В.И. Баженову, а затем М.Ф. Казакову. После смерти Екатерины II все работы в Царицыне были прекращены. Постройки долгие годы разрушались.

    В 1984 году был образован Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР и началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля.

    Екатерина II в Царицыне

    В 1767 году императрица Екатерина ІІ прибыла в Москву и пожелала видеть живописные окрестности древней столицы. Государыня посетила село Коломенское, Цареборисово и село Сабурово, на другом берегу реки она увидела поместье Кантемиров, утопающее в зелени. Через семь лет село Черная Грязь было куплено императрицей. Свои воспоминания она записала так: «Однажды, устав бродить по долинам и лугам Коломенского, я отправилась на большую дорогу, ведущую из Москвы в Каширу, город, который существует на свете, но не значится на карте. Эта дорога привела к громадному пруду, связанному с другим, еще огромнейшим: но второй пруд, богатый прелестнейшими видами, не принадлежал ее величеству (умершей Елизавете Петровне), а некоему князю Кантемиру, её соседу. Второй пруд соединялся с третьим прудом, который образовал бесчисленное множество заливов».

    Выкупив за 25000 рублей так полюбившееся ей поместье, императрица написала: «Я назвала его Царицыным селом. Эта дивная местность, которая, по всеобщим отзывам, представляет собой земной рай, раньше называлась «Черною Грязью››.

    Василий Баженов в Царицыне

    Императрица поручила В.И. Баженову, которого называла «мой архитектор›› срочно составить эскизный проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов. Архитектор за несколько дней набросал карандашом более десятка планов не похожих друг на друга павильонов. И достаточно скоро приступил к строительству нового царского дворцово-паркового ансамбля. Баженовский дворец в Царицыне состоял из трех павильонов, расположенных подковообразно на небольшом расстоянии один от другого.

    В первых числах июня 1785 года императрица приехала в Царицыно посмотреть на постройки и выразила свое недовольство увиденным.

    Сенатор И.И. Козлов в воспоминаниях написал об этом визите Екатерины: «Славный Баженов приводил к окончанию отличный готический дворец в селе Царицыне, когда императрица в 1785 году внезапно посетила древнюю столицу. Назначен день для обозрения здания, и с отличным благоволением приказано Баженову представить там жену и детей. Дворец не понравился; государыня, в гневе возвращаясь к экипажам, приказывает начальнику Кремлевской Экспедиции Михаилу Михайловичу Измайлову сломать оный до основания››.

    По указу императрицы дворец был разобран, а Баженов больше не получал заказов от императрицы. От его работы в Царицыне сохранился проектный чертеж «Вид Царицына села» и некоторые постройки, среди которых Фигурный мост, законченный в 1778 году.

    Матвей Казаков в Царицыне

    Возглавить строительство Екатерина поручила другому выдающемуся русскому архитектору — Матвею Федоровичу Казакову. Принято считать, что М.Ф. Казаков приступил к работам в 1786 году. Он, как и его предшественник, спроектировал дворец в виде двух сооружений, соединенных между собою узкой галереей. Постройкам был придан характер псевдоготической архитектуры.

    В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого Царицынского дворца почти завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы. Новому императору, Павлу I усадьба не приглянулась, и по его указу в Царицыне никаких работ более не производилось.

    К середине ХІХ века дворец больше походил на развалины.

    Царицыно в XIX–XX веках

    В ХІХ веке дворец в Царицыне два раза собирались достроить, сначала для вдовы Александра І, а потом, в 1830-х годах, для самого Николая І. Постройки М.Ф. Казакова неоднократно думали приспособить под какое-либо общественное учреждение.

    В начале 80-х годов ХІХ века дворец, не ремонтированный и необжитой в течение целого столетия, пришел в плачевное состояние. Во избежание какого-либо происшествия или пожара решено было снять с него остатки крыши и уничтожить покрытия башен. С тех пор и до конца XX века дворец существовал как живописные руины.

    100 лет спустя, когда в Царицыне открылся музей, началось постепенное восстановление архитектурного ансамбля. В 1992 году музей был преобразован в Историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Выставки и постоянная экспозиция размещались в павильонах, построенных по проекту Баженова: сначала во Втором Кавалерском корпусе, позже — в Малом дворце и Оперном доме.

    В 2005–2007 годах прошла масштабная реконструкция дворцового комплекса. С того времени постоянные экспозиции разместились в залах Хлебного дома и Большого дворца. В 2011 году был открыт воссозданный по чертежам XIX века Оранжерейный комплекс.

    В настоящий момент в залах дворца проходят концерты классической музыки, работает образовательная программа для детей и взрослых. Посетители могут познакомиться с экспозицией просвещенной истории и археологии Царицыно, и многих других.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: