Псково печерский монастырь в контакте
Псково-Печерский монастырь: открытая крепость
Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.
Псково-Печерский монастырь
Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Богом зданныя пещеры
История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.
В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Старчество
Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»
Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Чудотворные иконы
Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.
Богослужения
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1
тел. м. +79118902163
тел. факс +7 (81148) 2-24-28
Паломнический центр
181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а
Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.
Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.
Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).
Проживание, питание – на пожертвование.
В единственном экземпляре
На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!
Читайте также:
Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на территории Псковской области считается одним из крупнейших в России. Его история начинается со второй половины XV века, и с тех пор он ни разу не закрывался. Долгое время обитель находилась в приграничном положении, вследствие чего подвергалась нападкам неприятелей, однако заступничество Божией Матери благодаря усердным молитвам перед ее образами «Успение» и «Умиление» не раз спасали монастырь и его жителей.
Не миновали обитель и разрушительные последствия в ходе боев во время Великой Отечественной войны, но силами братии удалось восстановить ее, по сей день она развивается и украшается. Псково-Печерский монастырь — место притяжения паломников, многие мечтают посетить его храмы, пещеры и поклониться местным святыням. Большой интерес обитель вызывает и у путешественников, желающих ознакомиться с ее богатой историей, оценить красоту архитектурного ансамбля и насладиться особенной умиротворяющей атмосферой этого места.
Псково-Печерский монастырь на google-панораме:
Расписание богослужений Псково-Печерского монастыря
Расписание служб по будним дням:
- 7:00 — утреннее богослужение
- 18:00 — вечерняя служба.
Также в определенные дни проводится таинство Соборования.
Расписание богослужений в выходные дни:
- 6:30 — исповедь
- 6:40 — часы
- 7:00 — ранняя Божественная литургия
- 9:30 — исповедь
- 9:40 — часы
- 10:00 — поздняя Божественная литургия
- 18:00 — вечернее богослужение.
Отцы Псково-Печерского монастыря
Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.
Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).
Посещение для паломников
Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.
Экскурсии в Псково-Печерский монастырь
При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.
Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.
Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.
Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.
Гостиницы при Псково-Печерском монастыре
Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.
Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.
Иконы
Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.
Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.
Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.
Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.
Храмы
Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.
На территории монастыря находятся следующие церкви:
- Успенский пещерный храм
- Сретенский храм
- Покровский храм
- Михайловский собор
- Лазаревский храм
- Никольский храм
- Благовещенский храм
- Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.
История
Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».
В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.
В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.
Как доехать до Псково-Печерского монастыря
В обитель приезжают паломники из разных городов, однако чаще всего здесь можно встретить путешественников из расположенных рядом Пскова и Санкт-Петербурга, также много паломнических поездок совершается из Москвы. Добраться до обители можно как в рамках организованной паломнической поездки, так и самостоятельно.
Как доехать из Пскова
Удобно добираться до Псково-Печерского монастыря на машине, расстояние от Пскова до него составляет около 50 км.
Как добраться до монастыря из Пскова на машине
Есть возможность доехать и на автобусе, рейсы осуществляют 2 перевозчика — ООО «Нива» и «Псковпассажиравтотранс», с расписанием и стоимостью билетов можно ознакомиться на их сайтах.
Еще один вариант — поездка на скоростном поезде «Ласточка».
Также можно доехать до монастыря на такси или, воспользовавшись сервисом поиска попутчиков, к примеру, BlaBlaCar.
Как доехать из Москвы
Напрямую до монастыря можно добраться на машине, для этого необходимо преодолеть расстояние примерно в 750 км.
Как доехать из Москвы до Псково-Печерского монастыря на машине
На общественном транспорте добраться из столицы можно через Псков, самый быстрый способ — на самолете, время в пути составляет чуть менее 1,5 часов. С расписанием рейсов можно ознакомиться на сайте авиакомпании.
Другой вариант — поездка на поезде, основная часть поездов отходит от Ленинградского вокзала.
Также можно доехать до Пскова на автобусе, ежедневно в этом направлении осуществляется несколько рейсов.
Как доехать из Санкт-Петербурга
Многие паломники предпочитают добираться до обители на машине, расстояние составляет около 350 км.
Как добраться из Санкт-Петербурга до монастыря на машине
До Печор можно доехать быстро и с комфортом по железной дороге — на «Ласточке», поезд довезет до места примерно за 4 часа.
Также есть прямое автобусное сообщение с Печорами, перевозками, к примеру, занимается компания «VIKING», отправление осуществляется от станции метро «Парк Победы». Ориентировочное время в пути — 5 часов.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, видео:
Путешествие пятое: сплошные легенды и чудеса
Знакомство с Печорами мы начали с того самого места, которое дало жизнь городу, — со Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. А в самой обители мы первым делом спустились в пещеры, над входом в которые на красной табличке блистает надпись «Вход в пещеры Богом сданные». По легенде эта надпись появилась сама собой, когда открылся вход в пещеры. Более того, говорят, что стереть её невозможно.
Как гласит монастырская летопись, пещеры были открыты в конце XIV века – в 1392 году. А дело было так: на склоне оврага начали рубить лес, одно из деревьев упало, и под его корнями открылся вход в пещеры, откуда послышалось пение. Оказывается, в пещерах уже тогда жили монахи — выходцы из Киево-Печерской лавры. Там они укрылись от притеснения татаро-монголов. Что вполне понятно, именно от слова «пещера» образовано название города Печоры.
Но вернёмся к монахам. Известно имя только одного из них – Марк. Теперь это печорский святой, и покоится он в пещерах. А всего там погребены порядка 11 тысяч человек, среди которых не только священники, но и родственники Мусорского, Кутузова, Суворова, князей Назимовых, Плещеевых, Бутурлиных. Похоронены там и представители древнего рода Симанских – предки патриарха Московского и Вся Руси Алексия Первого.
Пещеры делятся на ближние и дальние. В ближних, прямо на входе с правой стороны, стоит гроб матушки Вассы – это единственная женщина, которая приняла монашество в Псково-Печерском монастыре. Васса, тогда ещё Мария, пришла в обитель со своим супругом Иоаном Шестником (кстати, «шестник» не фамилия, а прозвище, которое означало, что он шествовал из одного места в другое). В Печоры (естественно, их тогда ещё не было) Иоан прибыл из Юрьева (ныне город Тарту, Эстония), а туда он был послан из Москвы на служение как миссионер. Так вот, перебравшись в Печоры, Иоанн и Мария начали копать храм в скале – Успенский собор, который действует по сей день. Перед смертью Мария приняла монашество и получила имя Васса. Она считается покровительницей семьи и брака. Иоан тоже принял постриг с именем Иона. К слову, он тоже покоится в ближних пещерах.
На гроб матушки Вассы стоит обратить особое внимание. Лично я уже была шокирована тем фактом, что дерево может сохраниться в таком отличном состоянии через столько веков. И хотите – верьте, а хотите — нет, но научно доказано, что из гроба однажды вырвалось пламя. Подпалины на домовине видны невооружённым глазом, а вот о том, при каких обстоятельствах они появились, есть несколько легенд. По одной из версий, было это ещё до строительства крепости вокруг монастыря, когда в обитель проникли враги, по второй, «ожогам» значительно меньше лет, якобы,возникли они во время прихода большевиков. Дальше истории одинаковые: враги/большевики решили, что в гробу могут быть какие-то ценности и попытались его вскрыть, тогда из под крышки вырвался огонь, который опалил охотников за драгоценностями, и они в ужасе бежали. Уже в наше время приезжали учётные, брали пробы и подтвердили, что никакого внешнего источника огня не было, пламя вырвалось изнутри.
Рядом с гробом матушки Вассы в стене есть надгробная плита, которая гласит, что за ней покоятся военачальник Иван Тихонович Назимов, который в годы правления Петра Первого был воеводой в печорской крепости и защищал её от шведов, и его правнук. И. Т. Назимов скончался 26 января 1706 года.
Тут же в ближних пещерах покоятся печерские святые Марк, Иона (я о них говорила выше) и Лазарь прозорливый. Над местом захоронения Лазаря весят вериги – тяжеленный ( весом 16 килограммов) крест, который святой носил под одеждой. Жил он в конце XVIII – начале XIX века. Лазарь был схимонахом, а посему всё время проводил в молитве. А ещё он обладал даром провидение, поэтому его и называют «Прозорливым». Поскольку старец мог видеть будущее и давать напутствие, к нему приезжал царь Александр I.
Погребён Лазарь, как и завещал, под спудом – гроб находится за каменной кладкой, причём в келье в пещерах, где он и жил. Рядом стоит надгробная плита. Её изготовили ещё за 14 лет до кончины святого. Дело было так: Лазарь вдруг стал совершенно неподвижным, дыхание у него пропало, все решили, что он умер, и приготовились хранить. Но на третий день у старца появились все признаки жизни. Люди стали расспрашивать его о том, что случилось, но в ответ получила только слова из псалмов: «Люта смерть грешника». После этого случая Лазарь принял обед молчания, пищу ему в келью передавали через окошко, оно есть и сейчас. Естественно, Лазарь предсказал свою смерть, и после его кончины в кельи нашли 10 рублей и прилагавшуюся к ним записочку: «На угощение братии».
Прямо напротив входа в ближние пещеры находится большая икона, на которой изображены все печерские святые: преподобные Марк, Иона, Васса, преподобномученики Корнилий (настоятель обители, покоится в Успенском соборе) и Вассиан, преподобные Лазарь Прозорливый, Дорофей Югский, Симеон (покоится в Сретенской церкви обители) и Священномученик Александр (Петровский) – архиепископ Харьковский.
Это были ближние пещеры, а теперь пойдём в дальние, которые отделены увесистой дверью. За ней начинается Кормчая улица. У самого входа своды пещеры укреплены, чтобы избежать осыпания, которое может быть спровоцировано перепадом температур: в ближних пещерах значительно теплее, чем в дальних. А теперь несколько чудес: в дальних пещерах всегда одна и та же температура воздуха – примерно плюс 5 градусов; несмотря на то, что захоронено много людей и нет вентиляции, запах тления отсутствует, воздух всегда чистый и свежий; ещё там до 3 месяцев в песке без воды могут стоять цветы и оставаться свежими (цветы в песке видела своими глазами). Ещё одно чудо, которое я тоже видела сама, — это зелёное деревце, которое растёт в пещере: все мы знаем, что растениям для роста и для того, чтобы листья были зелёными, нужен свет. Оказывается, может быть и по-другому. Поверьте, в пещерах абсолютно темно. В общем, всё это наука объяснить не может, а в монастыре говорят, что это промысел Божий.
От Кормчей улицы в пещерах расходятся ещё несколько: улица Старцев, улица Братская и улица Церковная. Честно говоря, объяснить какая из них в какую сторону отходит, не могу, поскольку с лёгкостью заблужусь белым днём в трёх соснах, а тут всё-таки пещеры. темнота. Говорят, что чтобы выйти из пещер нужно всё время «держаться правой стороны».
Кстати, в пещерах строго следят за тем, чтобы никто не заблудился или намеренно не отстал. А вот несколько лет назад был случай, когда мужчина неделю прожил в пещерах: говорят, что он специально отстал от группы и спрятался, потом он периодически выходил к людям, все его принимали за обычного паломника или туриста, но через неделю выловили и вывели.
К слову, общая протяжённость пещер превышает 200 метров, их грубина – порядка 15 метров. А образовались эти подземные ходы, вероятнее всего, при сходе ледника: вода вымыла слои песчаника, и получились пещеры.
По стенам в пещерах размещены надгробные плиты – они закрывают нишу, куда опускали домовину с телом усопшего. Эти плиты изготавливались или из известняковой плиты, или из белого и чёрного мрамора, или из глины с последующим глазурованием. Плиты из глины называются керамиды, а рецепт их изготовления до наших дней, к сожалению, не дошёл. Интересно ещё и то, что на них (наверное, почти на всех) даты жизни человека указаны от сотворения мира, то есть, чтобы получить реальные цифры, нужно от тех, что есть на плитах, отнять 5 тысяч 507 лет.
А теперь об улицах. На улице Старцев, как следует из её названия, покоятся все старцы, в том числе и один из самых известных старцев современности Архимандрит Иоанн Крестьянкин . Он обладал даром прозорливости, поэтому к нему приезжало множество людей, поговаривают, что совета спрашивал даже сам Владимир Владимирович Путин. Гроб с телом Ионна Крестьянкина находится в нише с отверстием, чтобы верующие могли прикоснуться к нему. А ещё у могилы это знаменитого старца всегда стоит очень много цветов. Ещё на этой улице похоронены Ваамские старцы , которые пришли в Псково-Печерский монастырь в 1957 году из Финляндии. Заканчивается дорога большим крестом, который привезли сюда из Иерусалима. Говорят, что ещё совсем недавно он мироточил, но вот сейчас этот процесс прекратился.
На Братской улице покоятся простые иноки. На ней находится сразу несколько больших кладбищ, дверь в одно из них открывают во время экскурсии – там друг на друге стоят множество гробов. Второе кладбище, как рассказывают, значительно больше по площади и имеет два подземных яруса.
Улица Церковная, что тоже следует из её названия, заканчивается храмом Воскресения Христова. Там находится образ воскресшего Иисуса Христа, выполненный из белого мрамора. В Печоры эту реликвию привезли из Тарту, а туда доставили из Италии. В пещерах крест установили на средства благотворителя Дмитрия Павловича Соломенцева 1940 году. В пещерах покоятся отец и брат этого благотворителя, сам же Дмитрий Павлович похоронен в Бельгии, но родственники хлопочут о переносе его праха в пещеры Псково-Печерского монастыря. Храм Воскресения Господня уникален тем, что алтарь устроен по типу храмов раннехристианского периода: алтарная часть отделена оградкой. А за алтарём похоронен наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов) , благодаря которому обитель была восстановлена после Великой Отечественной войны.
Насколько я понимаю, много и долго можно рассказывать практически о каждом, кто захоронен в пещерах, но я не ставлю перед собой такую задачу (лучше каждому отправиться туда и услышать всё из первых уст – от монахов, которые сопровождают группы в пещерах), поэтому предлагаю двигаться дальше, ведь пещеры – это лишь часть обители.
Святые пещеры. Зачем Хрущев посылал ученых в некрополь Печерской обители
Визит президента
В пещерах круглогодично держится температура плюс 7 градусов и высокая влажность. Под ногами песочек, идёшь по нему как по мягкому ковру со свечой в руке. Без провожатого можно заплутать в пещерных улицах-галереях — их здесь семь. Есть и подземный храм в честь Воскресения Христова как знак всеобщего воскресения, когда мёртвые тела восстанут из гробов, обретут нетленный вид и соединятся со своей бессмертной душой. Почивший старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в 2006 г. похороненный в Святых пещерах, призывал паломников «войти в тишину пещер», чтобы наполнить сердце «неземными чувствами». Здесь, в подземном кладбище, нет места страху и унынию, хотя гробы — вот они, на расстоянии вытянутой руки, до многих можно дотронуться. В Святых пещерах гроб с телом почившего ставят в одну из ниш в стене. При этом запах тления отсутствует, что удивило президента Бориса Ельцина, который осенью 1994 года посещал монастырь. Он допытывался: «Чем вы их мажете?» «Ничем, — ответили монахи. — Это чудо Божие». Но президент не успокаивался, тогда его спросили: «Есть ли среди вашего окружения тот, от кого дурно пахнет?» — «Конечно нет». — «Так неужели вы думаете, что кто-то будет дурно пахнуть в окружении Отца Небесного?»
Пламя из гроба
Пещеры находятся внутри горы, которую называют Святая горка. Подняться на неё можно по крутой лесенке. И сразу ступаешь на землю, под которой находится «подземный некрополь». Весной здесь цветёт чудесный яблоневый сад. А шесть веков назад гору покрывал густой лес. Вход в пещеры открылся в 1392 г., когда местный крестьянин валил здесь деревья. Одно из них было вывернуто с корнями и открыло уходящий в глубь горы проход с надписью «Богом зданная пещера» (данная Богом пещера. — Ред.). Спустя 80 лет здесь произошло первое чудо. К Богу отошла монахиня Васса. Её похоронили в выкопанной в пещерах могиле. Однако ночью гроб был поднят из земли невидимой силой. Те, кто хоронил монахиню Вассу, решили, что они допустили ошибку в чине погребения, и отпели её вторично. Но гроб вновь оказался на поверхности земли. В случившемся увидели волю Божию и гроб устроили в стене пещеры в нише. Так была положена традиция, согласно которой в пещерах уже похоронено более 10 тысяч человек.
Другое чудо с гробом преподобной матери Вассы произошло уже в ХХ веке, когда после октябрьского переворота 1917 г. гроб хотели вскрыть, думая, что там монастырские богатства. Однако из гроба вышел столб пламени и опалил кощунников. И сегодня на гробе преподобной можно увидеть следы огня. Рассказ об этом чуде возмутил Никиту Хрущёва, который, как оказалось, посещал монастырь и решил, что монахи всё выдумали. «К гробу преподобной Вассы направили комиссию учёных, — рассказал «АиФ» наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). — Однако комиссия подтвердила, что огонь действительно изошёл из гроба».
Может показаться удивительным, что в пещерах мужского монастыря первой была похоронена монахиня. Преподобная мать Васса до пострига была Марией — женой священника Иоанна Шестника. В Псков семья с детьми переехала из города Юрьева (ныне Тарту, Эстония) из-за притеснения со стороны католиков. А вскоре они узнали, что оставшийся в Юрьеве православный священник Исидор и 72 его прихожанина за исповедание православной веры приняли мученическую смерть: немцы-католики живыми загнали их под лёд реки Омовжи. Это произошло 8 января 1472 г. Священник Иоанн обвинял себя в малодушии и молил Бога простить ему побег из Юрьева. Узнав о Святых пещерах, решил поселиться там для покаяния и молитвы. В горе рядом с пещерами батюшка начал рыть храм, сегодня это старейшая церковь обители — Успенский пещерный храм. Жена Мария во всём помогала супругу, но не дожила до момента освящения храма из-за болезни, перед кончиной она приняла постриг с именем Васса. Овдовев, священник и сам принял монашеский постриг с именем Иона, его гроб в Святых пещерах находится недалеко от гроба преподобной матери Вассы. Двух этих святых считают основателями Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
В пещерах хоронили не только монашествующих. Здесь погребены предки Александра Пушкина и Михаила Кутузова, воины, сражавшиеся за обитель против польских и немецких захватчиков, благотворители.
У Бога все живы
На пещерном кладбище покоятся старцы обители. Один из них, праведный Лазарь, жил на рубеже ХVIII-XIX веков. У старца Лазаря две даты смерти. В 1808 г. после обморока он три дня не подавал признаков жизни, его положили в гроб и готовили к погребению, когда старец ожил. И прожил ещё 16 лет, отойдя к Господу в 91 год. Он никому не рассказывал, что видел за время своего трёхдневного замирания, лишь повторял слова из Псалтыри: «Люта смерть грешника…»
На улице подземного некрополя, где похоронены подвижники ХХ века, что не имя, то удивительная история. Подходим к захоронению схиархимандрита Агапия (Агапова), которого во время Великой Отечественной войны вместе с другими пленными повезли на запад, а в Риге батюшку, на котором были ряса и крест, выставили на продажу. Слава Богу, покупателем оказался добропорядочный латыш. Священник выжил, а после войны пришёл в монастырь.
Во время войны и сама обитель оказалась на оккупированной территории. В Святых пещерах прятались наши разведчики, куда воду и еду им носил старец Симеон (Желнин), ныне причисленный к лику святых. После войны спасённые разведчики приезжали в монастырь благодарить монахов. В пещерах похоронены 20 монахов-фронтовиков. Пройдя ад Второй мировой, в мирной жизни они выбрали путь служения Богу. В обители упокоились старцы с Валаама, чей монастырь был советской властью ликвидирован; выдающийся православный архиерей и церковный писатель митрополит Вениамин (Федченков); архимандрит Серафим (Розенберг) — он прожил в монастыре 62 года и ни разу не вышел за его пределы. Здесь похоронен архимандрит Иероним (Тихомиров) и схиигумен Савва (Остапенко) — его перевели в Печоры из Троице-Сергиевой лавры, а вместе с ним в монастырь потянулись несколько тысяч его духовных чад, которые сделали много для восстановления обители.
Иду дальше по подземным лабиринтам и вижу захоронение духовника братии схиархимандрита Александра (Васильева). Рядом с ним покоятся папа, мама и сестра. Все они также приняли монашество. Отец схиархимандрита приехал посмотреть, как сын живёт в монастыре, и остался в обители, приняв постриг. В одной келье с сыном он жил 17 лет, до своей кончины.
После посещения Святых пещер с новой силой открывается смысл слов: «У Бога все живы». И сердце радостно бьётся в унисон с колокольным звоном, который встречает меня на поверхности.
Почему с монастырём дружат олимпийские чемпионы и как крещенская вода помогает ставить рекорды, читайте в ближайших номерах «АиФ».
Псковская епархия: Сообщение о том, что часть монахов ушла из Псково-Печерского монастыря из-за отказа от вакцинации, — наглая ложь
«В последнее дни в интернете активно распространяются следующего рода сообщения: «Из Псково-Печерского монастыря ушли отец Таврион, отец Мефодий, отец Хрисанф, отец Никон и ещё кто-то из братии, один семинарист. И когда братию привезли на автобусе на прививки, ещё три человека ушло…» Что на это можно ответить?» — говорится в поступившем в редакцию РНЛ заявлении пресс-служба Псковской епархии.
«Архимандрит Мефодий, как и каждый год в летние месяцы, помогает во время сельскохозяйственной страды в женском монастыре во Владимирце. Архимандрит Таврион недавно отъехал в лечебный отпуск. Игумен Хрисанф скоро возвращается после лечения. Схиархимандрит Никон находится в монастыре. Никого из братии и сотрудников, конечно же, не принуждали прививаться, предоставив решение свободному выбору каждого, как митрополитом Тихоном и было подчеркнуто в его обращении к Псковской пастве», — подчеркивается в документе.
«Часть братии сделали прививки. Часть не захотели. Часть ждут ответа своих врачей или других вакцин. Теперь хотелось бы обратится к людям, дерзающим распространять клевету. Помните ли вы, что «клеветники Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10)? Или для вас ничего не значат эти слова святого Апостола? Что же, и слова Спасителя для вас тоже – ничто: «Ваш отец — диавол; Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Кстати, сегодня же распространялась клевета и в отношении митрополита Илариона, якобы в Дивеево он отказался причащать непривитых прихожан. Конечно же, это тоже полная, абсолютная ложь», — отмечается в заявлении.
«Очевидно, в православную среду кто-то рьяно забрасывает ядовитые плевелы. У новой антицерковной кампании две серьезные цели. Первая – не больше не меньше как раскол в Церкви Христовой. Вторая цель – безжалостно погубить множество православных христиан, понуждаемых под любым предлогом отказаться от профилактики смертельно опасной инфекции. Вспомним, как совсем недавно, в начале эпидемии те же голоса исступленно кричали, что никакого «ковида» и опасности от него нет и в помине. О реальности гибельных для Спасения и для жизни людей действиях отца лжи каждому из нас необходимо отдавать себе трезвый отчет. Ответственность поистине велика», — отмечается в заявлении пресс-службы Псковской епархии.
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).
Псково-печерский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Псково-Печерский монастырь, который не помнит ни одного дня своего закрытия, зато отлично помнит поступки Ивана Грозного, Стефана Батория и Карла XII и славится легендой, что на его место практически указал сам Бог. Наполовину пещерный мужской монастырь с XIII в. прочно удерживает положение обители тянущихся к спокойствию душ, куда другие души, измученные жизнью, приходили за наставлением.
Где находится Псково-Печерский монастырь
- Адрес и телефоны Псково-Печерского монастыря: Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, 5,
- 8-81148-2-27-43 (моб. +791136 01177).
- Если требуется что-то уточнить или заказать экскурсию, звонить просят с 9 до 17.
Как лучше добираться
Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Москвы:
- сесть на ежедневный поезд до Пскова;
- потом либо на такси, либо автобусом с автовокзала Пскова через Печки или Старый Изборск до Печор.
Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Пскова:
- своим авто;
- автобусом № 207 через Старый Изборск (рейсы ежедневно, с 7:30 до 20:10);
- автобусом с автовокзала через Печки (рейсы ежедневно, с 8:30 до 22:00).
Посещение. Режим работы
Территория Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря только несколько дней в году ограничена для посещений гостей: это касается пещер (6–9 января и 26–29 августа). Конечно, планировать посещение монастыря стоит заранее. Иначе ни пещеры Псково-Печерского монастыря посмотреть не удастся, ни в храм войти: лучше подстраивать визит под проводящиеся службы и под дни недели. Это значит, что в понедельник и пятницу в Дальние пещеры не пропустят, а Ближние начинают убирать примерно за час до начала службы в монастыре.
- На экскурсии можно попасть с 9 до 16, каждый час их кто-то проводит (либо местные бюро, либо сами монахи). Платой являются пожертвования. Записываться на экскурсии нужно либо по телефону (до 5 человек), либо заполняя бланк-прошение на сайте (паломники).
- Внешний вид должен быть соответствующим заведению: никаких неприкрытых частей тела, для женщин обязательна покрытая голова и длинная юбка (берите свои, вдруг тех, что предлагают на входе, на всех не хватит).
- Лучше уточнить, что именно можно фотографировать, входя в монастырь.
- Кроме экскурсионной программы и богослужения можно набрать воды в Корнилиевском освященном колодце.
- Когда длится литургия, можно попасть на исповедь и причастие в храме.
- На вопросы гостей с 10:00 до 18:00 охотно отвечает дежурный священник в Сретенском храме.
Расписание богослужений
Понедельник и пятница
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
- утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
- молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
- всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).
- исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
- на заказ – молебны и панихиды;
- исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
- вечерняя служба в 17:00.
Где можно остановиться
Расстояние от Пскова до Псково-Печерского монастыря равняется 53 км, потому для размещения и город, и сам монастырь предлагают множество вариантов для ночлега.
- В первую очередь это гостиница «Дом паломника» в Печорах (ул. Юрьевская, 82а). Платой за питание и кельи служат пожертвования, а возят к монастырю его автобусы.
- «Путь пилигрима» в Печорах (ул. Международная, 10). Цены на студии с библейскими названиями стартуют от 3 200 руб. До обители рукой подать.
- Не менее близко до монастыря и от частных гостиниц «Печоры-Парк», «Ваш Берег», «Странник» и «Планета» (5–10 минут).
История Псково-Печерского монастыря
- Нравится многим история о том, как местные охотники нашли в этой местности ряд пещер с надписью словно от Бога. Но фактически место стало религиозным только в 1473 г., когда монах Иона вырыл в холме и освятил Успенскую церковь. Его преемники построили храм и кельи (уже на горе), но нападение лифляндцев монастырь основательно опустошило. Не переставал монастырь подвергаться нападениям: в нем словно видели защиту земли Русской.
- В XVI в. обитель окрепла благодаря средствам меценатов и дарованной иконе Богородицы «Успение». В этот время монастырь словно сползает с горы, обустраиваясь в долине. Слава и казна обители неуклонно росли, они могли помогать окружающим селениям, выкупать пленных.
- Тот же век закрепил за Псково-Печерским монастырем и известность оборонную. С помощью крестных ходов с его иконами были отражены нападения армии польского правителя Стефана Батория, штурмы ливонского ордена, шведов, литовских и наполеоновских войск.
- Находясь на территории Эстонии с 1922 г., обитель потихоньку обустраивалась. Во годы Второй мировой она действовала, помогая пленным русским, разведчикам и нуждающимся. С 1960 г. начались восстановительные работы на территории всего монастырского комплекса, а убранство зданий постепенно возвращается к жизни.
Архитектурные достопримечательности
Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.
- Источники святой воды. Корнильевский покрыт куполом, а Живоносный даже спрятан в стенах часовни начала XX в.
- Успенский храм. Основан в 1473 г., буквально выкопан в горе. Его своды поддерживают 13 столпов, а внутри хранятся останки игумена Корнилия, у которых ежедневно совершаются службы в его память. Покровский храм был надстроен сверху уже в XVIII в. и выделяется 5 луковичными куполами, выдержанными в той же барочной стилистике, что и купола Киево-Печерской Лавры.
- 2-ярусная каменная звонница. Тут висят в башне часы XVI в., которые и заставляют звучать в определенное время коллекцию не менее старинных колоколов. Говорят, раньше часы выдавали мелодию «Боже, царя храни». Сейчас колоколов 17, самые большие из них – «Праздничный» с иконами (1690 г.), «Полиелейный» со звериным орнаментом (1598 г.) и «Часовой» с молитвами (1765 г.). Над ними висят маленькие колокола «Тиньки», а средними колоколами («Бурлаками» и «Переборами») управляют звонари. Среди этих колоколов встречаются творения литейщиков XVI в.
- Сретенский трехглавый храм, 1870 г. Это белое кирпичное строение хранит иконы Богоматери, мощи монаха Симеона и принимает службы.
- Михайловский собор. Был закончен в 1827 г. в память очередного освобождения Пскова от врагов, получив название в честь покровителя православных воинов архангела Михаила. Самое большое здание, купол которого виден издали, отличается и тем, что внутри него сберегаются сразу две святыни монастыря – икона Богородицы «Умиление» и десница Татианы.
- Богом зданные пещеры. Именно такие слова обнаружили на их своде в 1392 г. Позднее надпись заложили кладкой, но название осталось. Существуют Ближние пещеры, где лежат останки первых монахов, и Дальние пещеры, которые по сути являются пещерными улицами-кладбищами с рядами памятных плит (керамидами). Тут захоронены воины, иноки, паломники, праведные миряне и старцы Псково-Печерского монастыря. К последним люди с давних времен приходят за помощью и заступничеством. В их числе иеросхимонахи Лазарь, симеон, Агапий, Пимен и Иоанн (Крестьянкин).
- Святая гора. Здесь раскинулся сад, находится камень, у которого по преданию молился первый монах монастыря, и здесь стоит небольшая традиционная клетская церковь, похожая на простую деревянную избу.
- Никольский храм. Эта каменная церковь была основана еще Корнилием над святыми воротами, от которых берет начало «Кровавый путь» Псково-Печерского монастыря. По легенде, именно от этих ворот к Успенскому храму тело игумена нес царь Иван Грозный, обезглавивший Корнилия из ярости, но раскаявшийся.
- Стены и башни крепости. Из-за опасения вражеских набегов и разрушений каменная ограда охватила обитель в 1565 г. Стоит воочию увидеть мощные стены длиной в 810 м, посреди которых высятся 9 именных башен.
Святыни
- Икона Божией Матери «Успение». Попала в монастырь в 1521 г., была написана по заказу местных жителей. Икона считается исцеляющей, находится в храме Успения.
- Икона Николая Чудотворца. Скопирована самим монахом Корнилием в Москве.
- Икона Божией Матери «Умиление». Копия иконы Владимирской Богоматери, находится в монастыре со времен Корнилия и участвует в крестных ходах.
- Правая рука казненнойв Римев III в. Татианы. Передана в дар монастырю в 1977 г. после долгого хранения в тайне на территории России.
Псково Печерский монастырь на видео
Если вы принадлежите к числу любителей древностей или атмосферы умиротворения, возможно, не раз бывали в подобных местах.