Цепной мост сечени будапешт

Цепной мост в Будапеште — старинный мост через Дунай, соединяющий две исторические части города. Мост называют «цепным» из-за массивных металлических цепей, поддерживающих дорожное полотно.

Цепной мост сечени будапешт

Цепной мост в Будапеште

Цепной мост в Будапеште (мост Сечени)

Цепной мост в Будапеште — старинный мост через Дунай, соединяющий две исторические части города. Мост называют «цепным» из-за массивных металлических цепей, поддерживающих дорожное полотно. Он был возведен в 1849 году и стал первым постоянным мостом через реку, соединившим Буду и Пешт, а также единственным мостом через Дунай на всей территории Венгрии. Цепной мост имеет второе имя – мост Сечени – в честь венгерского политика графа Иштвана Сечени, вложившего значительные силы и средства в его строительство. Сегодня Цепной мост считается визитной карточкой венгерской столицы и одним из самых живописных мостов в Европе.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Цепной мост в Будапеште

Основные моменты

Шестипролетный мост протянулся на 375 м, имеет ширину 14,8 м и поддерживается двумя речными пирсами длиной 48 метров. В наши дни он является популярной туристической достопримечательностью, на которой стараются побывать все гости Будапешта. Изображение моста Сечени можно увидеть на страницах путеводителей и сувенирах.

Цепной мост в Будапеште выглядит очень эффектно при вечерней подсветке. Верхние части и основания опор освещают мощные прожекторы, а вдоль цепей и по краю тротуаров загораются яркие лампочки, свет от которых подчеркивает выразительную форму моста.

Со старым мостом связано множество легенд и городских традиций. Считается, что те, кто проплывает под ним на корабле, могут загадать желание, и оно обязательно сбудется. Жители города очень любят дунайский мост и часто называют его «Старой дамой». Ежегодно 20 ноября в Будапеште празднуют День рождения моста. В летние месяцы по субботам и воскресеньям Цепной мост закрывают для проезда и проводят на нем веселые ярмарки и представления.

История Цепного моста

Деньги на возведение Цепного моста выделил известный меценат и политик граф Иштван Сечени, поэтому конструкция получила его имя. Проект подвесного моста разработал инженер из Великобритании Уильям Тёрни Кларк, взяв за основу меньший по размеру подвесной мост через Темзу в британском городе Марлоу.

В середине XIX столетия венгерские специалисты не имели никакого опыта возведения больших мостов, в связи с чем идею строительства и поддерживали, и отвергали. Те, кто сомневался, считали, что новый мост не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Другие опасались, что под мостом будут накапливаться большие массы льда, они перегородят русло реки, и в городе возникнет наводнение. Однако граф Сечени решительно взялся за дело и создал специальное Общество по строительству моста. Оно решало возникавшие организационные вопросы, пропагандировало выгоды использования нового моста и формировало позитивное общественное мнение.

Первые сваи забили в 1840 году. Для выполнения непростой задачи из Англии выписали 800 рабочих с семьями, которые трудились над мостовыми сваями целых два года. Чугунные украшения и цепи отливали в Англии. Все строительные работы продлились 10 лет и проходили под руководством инженера из Шотландии Адама Кларка. Позже в честь него назвали площадь в Буде, на которую выходит западная часть старинного моста.

Общие затраты на строительство составили колоссальную по тем временам сумму – 4,4 млн форинтов. Для того, чтобы попасть на другой берег реки, пешеходы платили 1 крайцар, шедшие с грузом – 2 крайцера, пастухи с животными – 3 крайцара, возницы – 5 крайцаров и перевозившие крупную поклажу – 10 крайцаров. Только через несколько лет в Киеве построили более крупный Николаевский цепной мост через Днепр, и к мостовой конструкции в Венгрии перестали относиться как к чуду света.

К концу XIX века нагрузка на проезжую часть сильно возросла, поэтому конструкцию вынуждены были укрепить. С 1913 по 1915 годы Цепной мост в Будапеште закрывали на реконструкцию, во время которой усилили стальную часть моста.

В конце Второй мировой войны, при отступлении, фашисты взорвали будапештский мост. Устояли только два опорных столба. В 1947-1949 годах старый мост отстроили заново. Примечательно, что движение с берега на берег было восстановлено 20 ноября, спустя столетие после открытия моста Сечени.

Легенды о львах с моста Сечени

В 1852 году оба входа к мосту Сечени украсили статуями львов, которые выполнил известный скульптор Янош Маршалко. Выразительные скульптуры напоминали бронзовых львов на Трафальгарской площади и быстро обросли городскими преданиями.

Согласно одному из них, когда проходила церемония торжественного открытия, ученик сапожника криками привлек внимание собравшейся публики к тому, что в пастях животных совсем не видно языков. Сконфуженный скульптор не вынес оскорблений и кинулся в реку с нового моста.

Конечно, в этом предании мало правды. На самом деле Маршалко терпеливо слушал претензии об отсутствии львиных языков и говорил всем, что львы не собаки, у которых в жару обязательно вываливаются языки. Языки у животных есть, однако они не заметны снизу, ведь львы установлены на каменных блоках, которые имеют высоту 3 метра.

Согласно другому преданию, если между статуями на Цепном мосту в Будапеште пройдет мужчина, который ни разу, даже в мыслях, не изменял своей жене, каменные львы грозно зарычат.

Достопримечательности рядом с мостом

С западной стороны, сразу за Цепным мостом, начинается тоннель через Будайскую гору, и его длина совпадает с длиной самого моста. Жители города шутят, что когда начнется сильный ливень, старый мост можно будет спрятать в подземный тоннель.

Рядом, на площади, носящей имя Адама Кларка, возвышается мемориальный знак в виде каменного нуля высотой 3 м. От этого места ведется отсчет расстояний по всей территории Венгрии и на дорогах этой страны. Здесь же находится станция фуникулера Будайской крепости.

На противоположной стороне моста, на площади установлен памятник графу Иштвану Сечени. За ним видно изящное здание, построенное в начале прошлого века в стиле модерн. Когда-то в нем размещалась страховая компания, а в наши дни – роскошный отель.

Как добраться

Цепной мост в Будапеште расположен в исторической части города, напротив холма, на котором стоит Королевский дворец. Он соединяет площадь Адама Кларка в Буде с площадью Рузвельта в Пеште. До моста нетрудно дойти пешком от станций метро «Kossuth Lajos Tér» и «Batthyány tér». Прямо к мосту Сечени подходят трамваи № 2, 19, 41, TH и DH, а также автобусы № 16, 105, 216, 916 и 990.

Чем знаменит Цепной мост в Будапеште

Цепной мост — одно из украшений Будапешта. Удивительная история строительства и реконструкции, достопримечательности главного моста Будапешта.

Украшением венгерской столицы с середины XIX в. является речной мост, соединяющий два противоположных берега города. Идея строительства моста возникла у политика и графа И. Сечени в начале 1820-х гг., когда он пытался переправиться через бурный зимний Дунай. Но возведение будущего «Цепного» моста началось лишь двадцать лет спустя, в 1842 г. Тогда возникла необходимость уменьшить количество человеческих жертв во время переправ через реку.

Кроме того, администрация венгерской столицы стремилась соединить Буду и Пешт, два отдельных города на левом и правом берегах Дуная.

Выбор архитектора

Экскурсия по мостам Будапешта обязательно включает и мост Сечени

Все работы оплатил граф И. Сечени, в честь которого назван мост. Хотя жители Будапешта предпочитают называть сооружение Старой Дамой, отдавая, таким образом, дань уважения возрасту и истории моста.

На роль главного архитектора Сечени выбрал англичанина В. Кларка, который строил мосты в Британии. Это стало причиной его отсутствия на закладке первого камня, поэтому все руководство строительством было передано шотландцу А. Кларку. Его лично отбирал из множества претендентов В. Кларк и перепоручил ему обещание, данное венгерскому графу. Адам Кларк не только постоянно присутствовал на строительстве, но и переехал на постоянное место жительство в Будапешт.

Строительство Цепного моста

Будучи в Будапеште, узнайте, где находится Цепной мост. Пройтись по нему — удовольствие!

В конце лета 1842 г. на закладке первого камня присутствовали представители императорской семьи, сам граф Сечени и главный архитектор А. Кларк. Долгие семь лет возводилась первая стационарная переправа через бурный Дунай. Украшением моста Сечении в Будапеште стали цепные пролеты, соединившие разные части строения и закрепленные в специальных якорных камерах. Открытие состоялось в ноябре 1849 г., хотя этому событию постоянно мешала австро-венгерская война.

Буквально за несколько месяцев до официального открытия, имперские войска сделали попытку взорвать Цепной мост. Спасение пришло неожиданно — А. Кларк приказал затопить якорные камеры, что предотвратило взрыв.

Общая протяженность моста составила триста восемьдесят метров. Въезд на Цепную переправу расположена в Пеште, на площади Рузвельта. А выезд — в Буде, на площади, названной в честь главного архитектора. Оба места знаменательны своими сооружениями. С пештской стороны мост Сечени стерегут львы, а с будайской — располагается фуникулер. Также тут отмечен нулевой километр.

Интересно, что на открытие граф и главный архитектор не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по собственному творению инженерной мысли.

Туннель под Будайской горой в Будапеште

На фото: туннель напротив моста Сечени

А. Кларк под Будайской горой, как раз напротив моста, решил проложить туннель, длина которого чуть меньше длины «Старой дамы».

Туннель напротив Цепного моста имеет особенность — он исполняет желания! Верите вы или нет, проезжая по нему, задержите дыхание, загадав при этом сокровенное. Выдержать нужно от начала и до конца туннеля. В чем загвоздка, спросите вы — ведь длина его невелика? Будапешт, как и любая столица, страдает от пробок. А потому, покидая мост Сечени, готовьтесь к затору. И все же держите дыхание — ведь только так загаданное исполнится!

Мост Сечени: второе рождение

На фото: Цепной мост и вид на Дунай

Во Второй мировой войне цепная переправа стала объектом постоянных бомбардировок фашистами. Они же и взорвали его, отступая из Будапешта.

Инициаторами восстановления стали жители города, которые в канун Нового 1948 г. организовали всевенгерскую акцию сбора средств для проведения реставрационных работ. Посетители многих заведений страны при оплате заказов платили немного больше, чем было написано в чеках. Так была собрана необходимая сумма, и проведено восстановление моста. Был немного изменен внешний облик «Старой дамы»: расширен въезд на Цепной мост, что позволило увеличить проезжую часть. К 20 ноября (день рождения переправы) 1949 г. состоялось повторное торжественное открытие строения.

В летнее время движение по мосту прекращается совсем. Здесь проводятся постоянные фестивали и концерты, привлекающие жителей соседних городов и стран. Красивейший мост Сечени украшает памятные фото многочисленных гостей Будапешта.

#шикарныйвид Здание парламента с Цепного моста Будапешта

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd)

Цепной мост Сечени входит в тройку самых узнаваемых и популярных достопримечательностей Будапешта. Наряду с Базиликой Святого Иштвана и Парламентом он пестрит со всех сувенирных открыток и, пожалуй, ни один турист не уезжает из столицы Венгрии без фотографии на его фоне. Мост соединяет две исторические части города — Буду и Пешт. В Буде его крайней точкой является площадь Адама Кларка, а в Пеште — площадь Рузвельта. Мост Сечени по праву считается одним из самых красивых мостов в Европе и визитной карточкой Будапешта.

История

Мост был возведен в 1849 году и стал первым и единственным постоянным мостом через реку Дунай на всей территории Венгрии. Цепным его назвали из-за массивных металлических цепей, что поддерживают дорожное полотно. Свое второе название «мост Сечени» получил в честь политика и мецената графа Иштвана Сечени, который выделил немало средств и вложил уйму сил в его строительство.

Читайте также  Таиланд краби достопримечательности

Когда возникла идея строительства моста, жители города разделились на противников и сторонников этого замысла. Главным аргументом против было отсутствие у венгерских инженеров опыта в строительстве и проектировании мостов через широкие и полноводные реки. Люди небезосновательно боялись, что новый мост попросту не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Опасались также, что в период таяния льдов под мостом начнут скапливаться ледяные глыбы, и это послужит причиной наводнения. Был еще один аргумент против: жители города понимали, что возведение моста требует колоссальных денежных вложений и предполагали, что в последствии, для передвижения по нему необходимо будет платить пошлину в городскую казну.

В 1832 году было создано Общество по строительству моста, главным идейным вдохновителем которого стал граф Сечени. По легенде, из-за отсутствия надежной переправы через Дунай, он опоздал на похороны своего отца, после чего и поклялся построить мост. В Общество входили состоятельные и влиятельные лица австро-венгерской империи, а главной их задачей было решение экономических и политических проблем, возникающих в ходе подготовки к строительству, а также пропаганда всех выгод, что принесет мост и формирование положительного общественного мнения на этот счет.

На поиски технического решения, граф Сечени отправился в Англию. Там он познакомился с инженером Уильямом Тёрни Кларком, которого и пригласил для проектирования моста. Непосредственно само строительство возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк, именно в его честь позже назовут площадь в Буде, на которую выходит западная часть Цепного моста. Не смотря на одну фамилию инженеры не являются родственниками, даже дальними.

Первые сваи были забиты в 1840 году. Для этого из Англии привезли 800 опытных рабочих вместе с семьями и целых два года они трудились над мостовыми сваями. Чугунные литые украшения, металлические цепи и тросы отливались в Англии. В общей сложности мост возводили на протяжении 10 лет с приостановкой строительства во время национально-освободительной революции. В общей сложности была потрачена немыслимая сумма по тем временам — 4,4 млн форинтов! Торжественная церемония открытия Цепного моста состоялась 20 ноября 1849 года. Интересно, что на открытии ни граф Сечени, ни Уильям Кларк не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по своему уникальному инженерному творению.

Прошло время и нагрузка на мост сильно возросла, и он был закрыт на реконструкцию в 1913–1915 годах для укрепления дорожного полотна и усиления стальных частей конструкции. Впоследствии, при отступлении фашистов в конце Второй мировой войны, мост был взорван. Уцелели лишь два опорных столба, поэтому в 1947–1949 годах Цепной мост Сечени по сути отстроили заново. Движение с берега на берег по нему восстановили 20 ноября, спустя ровно столетие после открытия.

Сегодня по мосту с одного берега Дуная на другой могут попасть как для пешеходы, так и автомобили, и плату за пользование как до войны, разумеется, не взимают. Жители города очень любят мост Сечени и каждый год 20 ноября празднуют его день рождения.

Цепи, львы и лампочки: мост Сечени в Будпеште

Цепной мост Сечени в Будапеште – символ венгерской столицы и одна из ее главных достопримечательностей. Расскажу предысторию возведения первого постоянного моста через Дунай в Венгрии, как он строился, как изменился с момента открытии и как выглядит сейчас. Перед вами самая подробная статья о мосте Сечени в Будапеште на русском языке.

Важно! С 16 июня 2021 года Цепной мост полностью закрыт для любого движения в связи с реконструкцией. Она продлится примерно 2,5 года. Открыть Цепной мост в Будапеште планируется в конце 2023 года.

  1. Разбираемся в названии моста
  2. Идея строительства моста
  3. Строительство моста
  4. Легенды о львах
  5. Дальнейшая судьба моста
  6. Мост Сечени в наши дни
  7. Характеристики моста
  8. Интересные факты о мосте
  9. Как добраться до моста

Разбираемся в названии моста

Официальное название моста на венгерском языке — Széchenyi lánchíd. Однако сами венгры чаще всего называют его просто Lánchíd. С переводом на русский язык немного сложнее, так как lánchíd нельзя перевести одним словом. Оно означает цепной мост. Поэтому русскоязычное название моста состоит из трех слов Цепной мост Сечени. Иногда можно встретить написание Цепной мост Будапешт. И оно тоже верное, так как мост подобной конструкции в венгерской столице один и это мост Сечени. Название Ланцхид в русскоязычном интернете практически не встречается.

Идея строительства моста

Декабрь 1820 года – 29-летний граф Иштван Сечени получает известие о смерти отца. Он спешит в Вену, чтобы успеть на похороны родителя, но не может попасть из города Пешт в город Буду, откуда начинается дорога в столицу Австрийской империи. Внезапная оттепель стала причиной таяния льда на реке Дунай. Связываться с переправой через полноводную реку никто не хочет – слишком опасно. Иштван Сечени в итоге не успел на похороны отца. Тогда он поклялся связать Пешт и Буду постоянно действующим мостом. Возможно, история эта не более чем городская легенда, но очень красивая, согласитесь. Тем более что именно Иштван Сечени инициировал возведение Цепного моста.

У идеи строительства моста через Дуная имелись не только сторонники, но и противники. Последние не без резона указывали на отсутствие опыта по возведению мостов у венгров и суровый норов Дуная, неоднократно затоплявший Пешт. Многие боялись, что река просто напросто сметет мост. Зачем же тогда его строить.

Для популяризации идея возведения переправы Иштван Сечени в 1832 году создает Hídegylet – клуб по строительству моста. В него вошли богатые и знаменитые жители страны. Иштван Сечени для сбора сведений поехал даже в Англию, где познакомился с Томасом Телфордом. Тот, учитывая «характер Дуная», предложил сделать мост цепным. Граф согласился и поручил спроектировать мост другому английскому специалисту — Уильяму Тёрни Кларку.

В 1836 году вопрос о строительстве моста был решен положительно на законодательном уровне. Осталось собрать деньги на его возведение. Иштван Сечени призвал всех состоятельных граждан «скинуться» на благое дело, но сбор денег шел с большим скрипом. В итоге главные расходы взял на себя венский банкир Дьёрдь Шина. Он же впоследствии возглавил акционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

На строительство Цепного моста потратили 4,4 млн форинтов. Огромная для того времени сумма. Для сравнения возведение Национального музея в Будапеште, которое велось в те же годы, стоило в 13 раз меньше.

Строительство моста

Строительство Цепного моста началось в 1840 году с забивания свай. На это ушло два года. Сваи 38 на 38 сантиметров из сосны имели длину от 20 до 24 метров.

24 августа 1842 года прошла церемония закладки первого камня Цепного моста. Руководил работами шотландский инженер Адам Кларк, заменивший Уильяма Кларка, который не мог постоянно находиться в Венгрии. Они не приходятся друг другу родственниками и являются однофамильцами.

Два опорных столба из гранита высотой 55 и 60 метров установили в русле Дуная. Цепи, проходящие сквозь них, провели к подземным якорным камерам на обоих берегах. Одни только якоря весили 200 тонн. Общий вес металла, встроенного в мост, превысил 2 000 тонн.

Металлические части моста доставлялись из Англии водным путем через канал Майн – Дунай. Установка цепей завершилась в 1848 году. Не обошлось без инцидентов. Во время установки последнего цепного троса его часть упала на деревянную платформу, где в этом время находились наблюдающие специалисты и граф Иштван Сечени. Все упали в воду, один из рабочих погиб.

Строительство Цепного моста замедлила Венгерская революция 1848 — 1849 годов. Почти достроенный мост попеременно пытались уничтожить и австрийские солдаты, и восставшие. В обоих случаях вмешался инженер Адам Кларк, который сумел сберечь мост.

Торжественная церемония открытия моста прошла 20 ноября 1849 года. Как таковых праздничных мероприятий не было, так как прошло совсем немного времени после подавления восстания. Церемонией открытия руководил барон Гайнау, который стоял за расстрелом 13 пленных венгерских генералов в Араде и первого венгерского премьера Лайоша Баттьяни (он был расстрелян на месте, которое сейчас называется площадью Свободы). Венгры пребывали в возмущении и церемонию помимо солдат посетили лишь несколько случайных прохожих.

Идейный вдохновитель строительства Цепного моста Иштван Сечени по нему так и не прошелся. Незадолго до церемонии открытия психическое здоровье графа оказалось подорвано. Его перевезли в одну из психиатрических больниц Вены, где он провел последние годы своей жизни. В 1860 году граф Сечени застрелился.

Легенды о львах

Четыре каменных льва, «охраняющие» вход на Цепной мост с обоих берегов, появились тут в 1852 году. Их создал скульптор Янош Маршалко. Про львов на мосту также сложено несколько легенд. Одна гласит, что львы зарычат, когда по мосту пройдет мужчина, который ни на деле, ни в помыслах не думал об измене жене.

Согласно другой легенде, скульптура стали высмеивать, когда заметили, что у львов нет языков. Мол от стыда он даже бросился в Дунай и утонул. На самом же деле Янош Маршалко прожил долгую жизнь, а языки у львов есть, просто снизу их не видно. Сам скульптор отмечал, что львы не собаки и не должны сидеть с высунутыми языками.

Дальнейшая судьба моста

Еще до начала строительства предполагалось сделать проезд и проход по мосту Сечени платным. Дьёрдь Шина получил право собирать плату на протяжении 87 лет. Она составляла от 1 до 10 крейцеров в зависимости от того, кто проходил или проезжал по Цепному мосту. Но после образования Австро-Венгрии в 1867 году власти выкупили мост у венского банкира.

В 1899 году, когда отмечалось 50-летие Цепного моста, он обрел полное свое название. И стал называться Цепной мост Сечени.

Еще в 1873 году из отчета специалистов следовало, что мост нуждается в реконструкции. В связи с его состоянием было даже предложено запретить проезд грузовиков по Цепному мосту и перенаправить их на второй постоянный мост Маргит. Он открылся в 1876 году.

Реконструкция началась только в 1913 году и длилась два года. За это время многие элементы переправы были заменены на новые. Общий вес железных конструкций, встроенных в мост, увеличился более чем в два раза и превысил 5 000 тонн.

Главная трагедия в истории Цепного моста, как и других мостов Будапешта, наступила в 1945 году. Отступающие немцы взорвали его. После этого от первого постоянного моста остались лишь опорные столбы.

Восстановить мост решили в 1947 году. Частично использовали старые элементы переправы. Восстановление Цепного моста длилось до 1949 года. 20 ноября 1949 года состоялось повторное открытие Цепного моста Сечени. Оно произошло спустя ровно 100 лет после первого открытия.

В 1999 году к 150-летию моста компания GE Lighting подарила Будапешту новую систему освещения здания. Новые светильники так удачно вписаны в интерьер, что в дневное время их сложно заметить. С наступлением темноты мост красиво подсвечивается. Цепной Мост Сечени в огнях часто изображается на открытках и другой сувенирной продукции.

Читайте также  Животные заповедника Кивач

Мост Сечени в наши дни

Разговоры о необходимости закрыть Цепной мост Сечени на очередную реконструкцию идут с начала нулевых. По одному из планов работы должны были начаться в 2016 году, а вновь открыть мост хотели в 2019 году. Но ежегодно начало работ откладывают.

Характеристики моста

  • Длина – 380 метров (русскоязычная Википедия пишет 375 метров).
  • Ширина – 14,5 метра (проезжая часть – 6,4 метра, пешеходная часть – 2,2 с каждой стороны).
  • Длина цепных тросов – 202,6 метров центральный трос и по 88,7 метров с каждого из концов.

На мосту есть несколько табличек

На одной говорится, что сохранилось лишь два моста, которые спроектировал Уильям Кларк. Это Цепной мост Сечени и мост через Темзу в английском городе Марлоу. На второй говорится, что в 1945 году Цепной мост взорвали отступающие фашисты.

Со стороны Пешта к мосту примыкает площадь Сечени, со стороны Буды – площадь Адама Кларка. За ней начинается тоннель через Будайским холм. Budai Váralagút прокладывали с 1853 по 1857 года. Его длина 350 метров и почти совпадает с длиной Цепного моста.

Интересные факты о мосте

  1. Цепной мост Сечени стал стимулом для объединения Пешта, Буды и Обуды в один город Будапешт. Это произошло в 1873 году.
  2. Из-за того что длина тоннеля почти совпадает с длиной Цепного моста появилась шутка про местных жителей, которые так любят свой мост, что когда начинается дождь они «прячут» его в тоннеле.
  3. Подо львами с Будайской стороны размещены гербы двух семей, благодаря представителям которых проект Цепного моста воплотили в реальность. Речь о семьях Шина и Сечени.

Как добраться до моста

  • Автобус — №105, у него есть остановки у Цепного моста как со стороны Пешта, так и со стороны Буды.
  • Метро – М1, M2, M3 – станция Deák Ferenc tér, далее 10 минут пешком.
  • Трамвай – со стороны Пешта №2 (остановка Széchenyi István tér), со стороны Буды №19 и №41 (остановка Clark Ádám tér).

Цепной мост Сечени на карте

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Ведете Инстаграм или любой блог с фото? Снимаете на iPhone? Вам нужен мой пакет пресетов для обработки фото. Летняя акция!

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки — подписывайтесь на Youtube-канал.

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Цепной мост (Будапешт) — обзор, история и интересные факты

Цепной мост в Будапеште — один из старейших мостов, пролегающих над рекой Дунай. Идея создания каменного моста через Дунай исходила от графа Сечени, которого венгры называли величайшим венгром (он был вдохновителем многих значимых изменений в Венгрии 19 века). По этой причини официальное название Цепного моста — Сечени Ланчид, сокращенное до «Ланчид» (созвучно приветствию на венгерском языке).

Он был построен между 1840 и 1849 годами как первый постоянный мост в Венгрии. Несмотря на то что его спроектировал англичанин, а курировал строительство шотландец, спроектированный английским человеком под руководством шотландца мост считается венгерским национальным символом. С 1987 года он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

На момент постройки в 1849 году Цепной мост (Lanchid) был первым постоянным сооружением такого рода между тогдашними отдельными городами Буда и Пешт. Наличие моста между двумя прибрежными городами облегчило их объединение в один город, Будапешт. Точнее, объединены были не только Буда и Пеш в 1873 году, но и Старая Буда к северу от Буды, бывший римский город Аквинкум (позже Обуда).

Что было раньше

До того как был построен Цепочный мост, Буду и Пешт соединял понтонный. Он был сделан из дерева и должен был время от времени перестраиваться. В 1767 году, согласно историческим данным, мост располагался на 42 лодках-понтонах, а пересечение моста облагалось налогом. Каждый год, когда наступила зима и река покрывалась льдом, понтонный мост приходилось разбирать. К 19 столетию такое решение проблемы переправы уже не было приемлемым для развивающихся городов.

Описание

Протяженность металлической конструкции Цепного моста в Будапеште составляет около 380 метров, а его ширина – 14,5 метров.

Это сооружение является более крупной версией подвесного моста в Марлоу (Великобритания), который также был разработан Уильямом Тирни Клаком, одним из самых первых конструкторов подвесных мостов.

Но как получилось, что один из национальных символов Венгрии был спроектирован англичанином? Венгерские инженеры в середине 19 века не имели опыта в строительстве больших мостов. Многие из них также скептически относились к тому, что такой широкий мост можно построить и он при этом не рухнет в реку. Наводнения на реке Дунай были нередкими, и обычные мостовые сооружения — с множеством отверстий в них, как видно из древности и средневековья, действительно были недостаточно прочными, чтобы удерживать силу речных наводнений. В конце концов, еще свежи были воспоминания о Большом потопе 1838 года в Буде и Пеште.

Комитет венгерских мостов и законы

Граф Сечени инициировал создание Венгерского мостового комитета в 1830-х годах, он был создан в 1832 году и состоял из политического, финансового и технического отдела. Граф Иштван Сечени совершил несколько ознакомительных поездок в Англию и увидел современные подвесные мосты. Телфорд, один из ведущих инженеров середины 19 века в Англии, предложил использовать подвесной мост для соединения Буды и Пешта с защитой от наводнений. Такая конструкция позволила бы уменьшить количество столбов в реке и сделать мост более устойчивым к образованию льда на опорах, наводнениям и т. д.

В 1836 году венгерский парламент принял новый закон о строительстве постоянного моста для соединения Буды и Песта (закон XXVI). Граф Сечени обратился ко многим венгерским благородным людям и гражданам Буды и Пешта с просьбой поддержать строительство моста в меру своих знаний, опыта или финансовых ресурсов. В 1837 году он попросил Георга Сину позаботиться о финансовых аспектах строительства нового моста. Тот ответил согласием.

Банкирские дома финансируют строительство

Барон Георг Сина, он же Георгиос Синас или Георг Симон фон Сина, венский дворянин, истинный торговец и банкир, предоставил большую часть денег, необходимых для строительства моста. Он был основателем объединенной компании Chain Bridge (Lanchid Inc), или Цепной мост, и успешно организовал финансирование строительства моста, в котором приняли участие венский Salomon Rothschield и дом Wodianer Bank House в Пеште. Сам он сам предоставлял большую часть денег. Герб семьи Сина находится у подножия моста. Излишне говорить, что барон был заинтересован в том, чтобы стать владельцем земли и сделать другие финансовые вложения в районе моста Сечени в Будапеште.

Безопасность конструкции

В Венгрии было создано несколько проектов конструкций для нового моста через Дунай, но Комитет не смог решить, какой из них должен быть окончательным. В конце концов, барон Сина пригласил в Пешт двух английских инженеров по мостам для изучения местных условий и внесения предложений по конструкции.

Насколько сложным было создание надежного моста, можно сказать не только по большому объему организационной работы, но и по расходам. Строительство моста Ланчид в конечном итоге в 13 раз превысило стоимость строительства Национального музея в тот же период.

Победивший проект Цепного моста в Будапеште был окончательно принят Комитетом Ланчида в 1838 году, а контракт на его строительство был подписан в 1840 году эрцгерцогом Иосифом, палатином Венгрии, и бароном Синой, главой Chain Bridge Inc. В договоре указывалось, что пересечение моста будет облагаться налогом — для финансирования расходов на строительство и техническое обслуживание.

Начало строительства

Строительные работы начались в 1840 году под руководством шотландского инженера Адама Кларка (отсюда и название площади между Туннелем и Цепным мостом). Тем не менее потребовалось почти 10 лет, чтобы построить первый постоянный мост в Будапеште: церемония открытия нового сооружения в Будапеште состоялась 20 ноября 1849 года.

Строительство не обошлось без несчастных случаев. В июле 1848 года сам граф Сечени вместе с другими рабочими моста был смыт в реку Дунай, когда одна из цепей весом 794 тонны свалилась на рабочую скамью, разбив деревянную конструкцию и сбив ближайших рабочих. Один работник умер, остальные были смыты в реку. Кларк привык к таким авариям в Англии (особенно с внедрением в использование цепей). Однако граф Сечени, который видел символическое процветание и судьбу венгерской нации в этом мосте, воспринял это как плохое предзнаменование.

1849 год: взорван до открытия

В 1848 и 1849 годах большая часть страны была охвачена самым большим восстанием против империи Габсбургов: Венгрия хотела отделиться от Австро-Венгерской империи. Поэтому революция и сражения мешали завершению строительство моста. Многие местные жители выходили на демонстрацию, чтобы заставить английских рабочих вернуться домой и самим выполнять эту работу. Типичный защитный жест без особого внимания к навыкам и опыту. К счастью, граф Сечени сумел успокоить демонстрантов.

В апреле генерал Гентци готовился противостоять венгерским войскам и опасался, что Цепной мост в Будапеште будет взорван. У генерала на мосту был размещен порох, а выстрел в сторону Пешта из Будайского замка попал по новому мосту. Но Гентци взял на себя ответственность за частичный подрыв моста.

Однажды в прекрасное майское утро, когда Будайский замок уже был потерян в сражении, австрийский полковник Эдельштадт шел по мосту, куря свою любимую сигару, но уронил ее прямо в ящик с порохом. Сам полковник, конечно же, погиб. Но большая часть моста осталась в целости, поврежденным был только небольшой кусок длиной 24 метра.

Венгерский генерал Гергей приказал перестроить Цепной мост. Адам Кларк возобновил работу в конце мая 1849 года, и он начал работу, запретив движение на мосту (к тому времени многие местные жители привыкли пересекать его).

Когда венгерская революция потерпела неудачу, позже (летом 1849 года) венгерский генерал приказал Кларку взорвать первый постоянный мост Будапешта. Однако инженеру удалось убедить генерала, что сооружение можно сделать непригодным на несколько дней, не разрушая его. Он положил мост на корабли и переместил их на 2 мили.

Открытие

Как ни странно, Цепной мост в Будапеште, крупнейший национальный проект реформаторов 1830-х и 1840-х годов в Венгрии, был открыт самым презираемым и ненавистным генералом Австрии Гайнау в ноябре 1849 года. Юлиус Якоб фон Гайнау, называемый «Гиена Брешии» и «Виселица Арада» за его жестокость, был человеком, казнившим лидеров венгерской революции.

В придачу граф Сечени, человек, во многом благодаря которому появился этот мост, душа нации, никогда не смог ступить на завершенный Цепной мост. Он пережил нервный срыв и впал в тяжелую депрессию. В 1860 году он покончил жизнь самоубийством.

Несмотря на то что мост уже был открыт, ему чего-то не хватало: стражи. Никто не заботился о мосте, поэтому в 1852 году там появились львы. Это также была работа британцев. Каменные статуи льва выглядят уменьшенными копиями знаменитых львов Трафальгарской площади. Но на самом деле львы Цепного моста, сделанные скульптором Яношом Маршалко, были созданы несколькими годами ранее.

Читайте также  Сколько держалась брестская крепость

Вторая мировая война и послевоенное время

Во время осады Будапешта мост был взорван нацистами. Разрушен был не только Цепной мост, но и Будайский замок. После нескольких лет шока и нищеты, вызванной мировой войной, исторический Ланчид был окончательно восстановлен в 1949 году и вновь открыт к 100-летнему юбилею.

В коммунистическую эпоху первоначальные гербы Кошута были заменены коммунистическими гербами, но в 1996 году снова были восстановлены исторические версии Кошута.

В последние годы Ланчид превратился в место летнего фестиваля (Summer on the Chain Bridge / Nyar a Lanchidon Festival).

Мосты через Дунай в Будапеште

Конечно же, Ланчид не единственное такое сооружение в столице Венгрии.

Мост Свободы в Будапеште был третьим постоянным мостом, построенным над рекой Дунай. Покрашенный в зеленый цвет железный мост является одним из самых красивых в городе. Его открыл в 1896 году император Франц-Иосиф, в честь которого первоначально был назван мост. Спроектировал его в 1894 году архитектор Вирджил Надь и инженером Янош Фекетехази. Это один из самых красивых мостов в Будапеште. Его длина составляет чуть более 333 метров. Это самый короткий мост через Дунай в Будапеште. Он опирается только на два больших столба, что в то время считалось техническим чудом.

Мост Елизаветы в Будапеште носит имя королевы, очень любимой венграми. Это был четвертый, построенный после Ланчида, Моста Маргарет и Моста Франца-Иосифа. Также он носит название мост Эржебет в Будапеште.

Первоначально это было сооружение с цепями, построенное в эклектичном стиле, Как и все остальные мосты, он был взорван отступающими немецкими войсками в 1945 году. В 1964 году был построен современный элегантный белый подвесной мост с шестью полосами движения.

Всего восемь мостов Дуная в Будапеште связывают Буду и Пешт, каждый из них имеет увлекательную историю. У каждого из них есть свой характер и стиль. Эти мосты являются важной частью транспортной инфраструктуры Будапешта и популярными туристическими достопримечательностями.

Цепной мост Сечени

Цепной мост Сечени считают чуть ли не визитной карточкой Будапешта. Его изображение наряду с фотографиями Парламента, Базилики Святого Иштвана и Королевского дворца, можно увидеть на многих сувенирных открытках и туристических фотографиях. Как можно увидеть на карте, он соединяет между собой Будайскую и Пештскую части города. По двум сторонам находятся площади — Адама Кларка (Буда) и Рузвельта (Пешт). В любое время года, утром и вечером, здесь собирается огромное количество путешественников и местных жителей, чтобы смотреть на Дунай и проходящие по нему корабли.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd)

История

Возведенный в 1849 году цепной мост стал на тот момент первым через Дунай во всей Венгрии. Проект разработал инженер из Англии Уильям Кларк, а самим строительством занимался шотландец Адам Кларк. Удивительно, но эти мужчины не состоят в родстве, а одинаковая фамилия — не более чем совпадение.

Жители Будапешта поначалу отнеслись к идее появления этой постройки скептически. Они боялись, что не удастся создать достаточно надежную конструкцию, опасались, что под ней будут скапливаться большие льдины по весне. Развеять их сомнения предстояло специально собранному обществу из влиятельных и богатых граждан во главе с графом Сечени.

Мост Сечении в 1900 году

Работы проводили строители, которые приехали в Будапешт из Великобритании. Стройка началась в 1840 году, а торжественное открытие состоялось в 1849. В дело вложили огромную на тот момент сумму — 4,5 миллиона форинтов.

Так выглядел цепной мост Сечени во второй половине 19 века

В начале 20-го века проводился ремонт, в ходе которого конструкцию укрепляли. Так постройка смогла выдерживать усилившийся поток автотранспорта.

Во время Второй мировой войны подвесной мост взорвали, и от него сохранились только опорные столбы. В конце 40-х годов его построили с нуля. 20 ноября 1949 года движение восстановили, ровно через сто лет после первого открытия.

Цепной мост Сечени в 1945 году, после разрушения в результате военных действий

Как добраться до цепного моста Сечени

Добраться до моста самостоятельно несложно.

Точный адрес: Budapest, Széchenyi Lánchíd, 1051 Венгрия

Как добраться от вокзала Keleti:

Метро:от станции Keleti Pályaudvar по красной ветке до станции Deák Ferenc tér (5 минут).

Пешком:1,1 километр. Следуйте на запад по Deák Ferenc u. в сторону Deák Ferenc tér и поверните направо. Поверните налево на Erzsébet tér, а потом направо. Поверните налево на József Attila u, а затем плавный поворот налево на Eötvös tér/Széchenyi István tér. И еще один поворот налево на Széchenyi Lánchíd. Пункт назначения будет справа.

Метро:от станции Keleti Pályaudvar по зеленой ветке до станции Fővám tér (5 минут).

Трамвай:от остановки Fővám tér M на трамвае 2 до остановки Eötvös tér (5 минут).

Пешком:400 метров. Следуйте на восток по Eötvös tér. Поверните налево и продолжайте движение по Eötvös tér. Плавный поворот налево на Széchenyi Lánchíd и пункт назначения будет справа.

Автобус:от остановки Keleti pályaudvar M на автобусе 5 до остановки Szarvas tér (10 минут).

Пешком:1,1 километр. Следуйте на юго-восток по Attila út в сторону Szarvas tér. Поворачивайте налево на Apród u и продолжайте движение по Ybl Miklós tér. На круге сверните на 1-й съезд на Széchenyi Lánchíd. Пункт назначения будет слева.

Цепной мост Сечени на карте

Что посмотреть

Когда мост только был построен, его называли чудом света. Цепным он является потому, что именно цепи из металла фиксируют основание моста, дорогу, по которой ходит тяжелый транспорт. Он был назван в честь известного графа Сечени, мецената и политика, внесшего огромный вклад в процесс строительство, в том числе и денежный. Свое имя цепной мост получил лишь через 50 лет после открытия.

Металлические цепи цепного моста Сечени. По всей длине моста установлены фонари, которые освещают мост ночью

Длина сооружения составляет 375 метров. Посередине находится проезжая часть, по которой в обе стороны ездят машины и общественный транспорт. По бокам предусмотрены пешеходные тротуары. Общая ширина составляет порядка 15 метров.

Главной достопримечательностью здесь являются фигуры львов, которые восседают на постаментах по обе стороны моста. Их создал скульптор Янош Маршалко. По легенде львы зарычат, если между ними пройдет мужчина, который никогда не изменял своей супруге и даже не думал об этом. Скульптуры очень напоминают те, что находятся в Лондоне на Трафальгарской площади, однако венгерские были построены несколькими годами ранее. Фигуры выполнены из чугуна, на каждой из них есть герб Венгрии, а на тех, которые стоят с Будайской стороны, еще и гербы двух влиятельных семей — Шина и Сечени. Высота постаментов составляет три метра.

Львы моста Сечени. Судя по легендам, которые придумывают венгры, то их можно назвать весьма изобретательными людьми с хорошим чувством юмора

С Пештской стороны на цепном мосту можно увидеть памятную табличку, которая сообщает, что данное сооружение является одним из двух, которые строил Уильям Кларк и которые сохранились по сей день. Вторая постройка — это очень похожий по своей конструкции цепной мост Марлоу в одноименном британском городе. По нему люди могли пересекать Темзу.

Цепной мост горячо любим венграми, ведь для них он также символизирует и независимость страны. В 1989 году здесь прошли демонстрации против коммунистического строя, приведшие в итоге к его падению.

По вечерам здесь включается иллюминация. На опорах моста играют огни от больших прожекторов, а на крае пешеходной части и на цепях горят более мелкие, но не менее яркие огоньки. Первый раз освещение включили в 1937 году, когда в Венгрию приехали с визитом итальянский король Виктор Эммануил III и австрийский канцлер Шушниг.

Иллюминация моста Сечени. Кстати, у его подножия размещено два ресторана — Pontoon и Raqpart. Днем вы можете там довольно бюджетно пообедать, а вечером отдохнуть среди шумной толпы веселых людей

Одно из бесплатных восхитительных удовольствий — насладиться видом на закат напротив моста Сечени

Полезные советы

  • На Пештской стороне около моста в барах и кафе любит развлекаться местная молодежь.
  • После прогулки самое милое дело сесть на фуникулер Шикло и отправиться к Будайской крепости, откуда открывается красивый вид на Дунай.
  • Посмотреть на конструкцию интересно и с воды. Можно проехать под ней на речном трамвайчике. Билеты на него продаются в метро или любом другом месте, где торгуют проездными на общественный транспорт.
  • Зимой здесь может быть очень холодно и ветрено, лучше взять с собой теплые вещи, шарфы и шапки.
  • Летом по выходным проезд иногда перекрывают для проведения ярмарок или выступлений.

С лавочек на набережной возле моста открывается прекрасный вид. Обратите внимание, отсюда также видно Царский дворец и Рыбацкий бастион

Интересные факты

  • В 2001 году под мостом пролетел венгерский летчик Бешеньеи, перевернув самолет кабиной вниз. Теперь этот трюк входит в обязательную программу на чемпионате Red Bull.
  • По легенде венгерский мальчуган обвинил Маршалко в том, что он забыл сделать львам языки. Это случилось прямо в день открытия на глазах у всех собравшихся, и скульптор не смог вытерпеть такого унижения и бросился в реку. Однако это всего лишь история: на самом деле Маршалко прожил долгую жизнь, а про языки говорил, что львы просто не высовывают их без надобности. Конечно, скульптор не забыл про эту часть тела животного, однако увидеть языки можно только сверху.
  • Ходили слухи, что граф Сечени был так заинтересован в строительстве моста, потому что из-за его отсутствия опоздал на похороны собственного отца.
  • Граф Сечени и Уильям Кларк на церемонии открытия не присутствовали, более того, ни один из них ни разу не прошелся по своему детищу.
  • До Второй мировой войны за переезд по мосту надо было платить деньги, сейчас передвигаться по нему как на транспорте, так и пешком можно бесплатно.
  • 20 ноября жители Будапешта отмечают день рождения моста Сечени.
  • За цепным мостом расположен тоннель, который уходит под Будайскую гору. Местные любят шутить, что во время дождя его можно спрятать в тоннеле.
Виртуальная экскурсия по цепному мосту Сечени в Будапеште
Цепной мост Сечени в Будапеште на видео

Сегодня в Будапеште есть много мостов, соединяющих разные части города. Помимо цепного Сечени можно посмотреть следующие: Эржебет, Свободы, Маргит (с него можно добраться до острова Маргит), Арпада, Петёфи, Ракоци и Медьёри. Если после посещения Сечени хочется задержаться в том же районе, то можно отправиться к Королевскому дворцу, посетить Рыбацкий бастион, зайти в Музей истории или Национальную галерею, подняться на холм Геллерт. Либо можно пройтись в другую сторону и остаться в Пеште смотреть на Парламент и гулять по набережной.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: