Зодчий большого театра - Four-Rooms.ru

Зодчий большого театра

История Большого театра насчитывает уже более 200 лет. За такой огромный промежуток времени дом искусства успел повидать многое: и войны, и пожары, и множество реставраций. Его история многогранна и крайне интересна к прочтению.

Зодчий большого театра

Архитектор Большого театра. История создания Большого театра в Москве

Наравне с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, храмом Христа Спасителя, Московским Кремлем Большой театр является объектом культурного наследия и одной из выдающихся достопримечательностей города Москвы. История создания Большого театра видела и светлые, и темные периоды, периоды расцвета и упадка. С самого своего основания в 1776 году театр подвергался многочисленным реставрациям: пожары были беспощадны к дому искусства.

Начало становления. Театр Меддокса

Отправной точкой в истории становления театра принято считать 1776 год, когда императрица Екатерина II разрешила князю П. В. Урусову заниматься содержанием и развитием театральных представлений. На улице Петровке был построен небольшой театр, названный в честь улицы Петровским. Однако он был уничтожен пожаром еще до своего официального открытия.

П. В. Урусов передает право владения театром своему другу, предпринимателю из Англии – Майклу Меддоксу. Полгода строительства под руководством архитектора Большого театра Христиана Розберга и 130 тысяч серебряных рублей позволили к 1780 году создать театр вместительностью в тысячу человек. В период с 1780 по 1794 было поставлено более 400 представлений. В 1805 году театр Меддокса сгорел, и актерская труппа до 1808 года была вынуждена давать представления в частных театрах. С 1808 по 1812 год деревянный театр, спроектированный К. И. Росси, находился на Арбатской площади. Он сгорел в период Отечественной войны, в московском пожаре.

Период с 1812 по 1853 год

После пожара 1812 г. к вопросу восстановления театра власти Москвы вернулись только в 1816 году. В организованном конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы того времени, среди которых победителем стал А. А. Михайлов. Однако его проект оказался довольно дорогостоящим, поэтому дело перепоручили О. И. Бове – специалисту, входившему в Комиссию о строении Москвы. Архитектор Большого Театра Бове взял за основу план Михайлова, немного его видоизменив. Предполагаемая высота театра была уменьшена на 4 метра до уровня 37 метров, внутренняя отделка также подверглась пересмотру.

Проект был утвержден властями в 1821 году, и спустя 4 года на сцене театра было торжественно представлено произведение «Творчество муз», повествующее о возрождении Большого театра из пепла. В период с 1825 по 1853 год афиши Большого театра приглашали ценителей высокого искусства на комедийные пьесы – водевили («Деревенский философ», «Забавы калифа»). Особенно в то время было популярно оперное творчество: произведения А. Н. Верстовского («Пан Твардовский», «Аскольдова могила»), М. И. Глинки (знаменитые оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), а также произведения Моцарта, Бетховена, Россини. В 1853 году театр был вновь объят пламенем и почти полностью выгорел.

Реконструкции второй половины XX-ого века

Здание Большого театра после пожара 1853 г. было сильно повреждено. Конкурс на его реконструкцию выиграл Альберт Катеринович Кавос – выдающийся архитектор, под попечением которого находились Императорские театры. Он увеличил здание в высоту и ширину, переработал внутреннее и внешнее убранство, разбавив классический архитектурный стиль элементами ранней эклектики. Скульптуру Аполлона над входом в театр заменили на бронзовую квадригу (колесницу), созданную Петром Клодтом. На данный момент архитектурным стилем Большого театра в Москве принято считать неоклассицизм.

В 1890 гг. здание театра вновь нуждалось в ремонте: выяснилось, что его фундамент находился на еле держащихся деревянных сваях. Также театр остро нуждался в электрификации. Согласно проекту архитекторов Большого театра – И. И. Рерберга и К. В. Терского, полусгнившие деревянные сваи были заменены новыми уже к 1898 году. Это на время замедлило осадку здания.

Большой театр в Советский период

С 1919 по 1922 год в Москве велись споры о возможности закрытия Большого театра. Этого, однако, не случилось. В 1921 году была проведена масштабная проверка конструкций и всего здания театра. Она выявила крупные проблемы у одной из стен зрительного зала. В этом же году начались реставрационные работы под руководством архитектора Большого театра того времени – И. И. Рерберга. Был укреплен фундамент здания, что позволило прекратить его осадку.

На время Великой Отечественной войны, в период с 1941 по 1943 год, здание Большого театра пустовало и было закрыто защитной маскировкой. Вся актерская труппа была переведена в Куйбышев (современная Самара), где под помещение театра был выделен жилой дом, расположенный на Некрасовской улице. После завершения войны в здании театра в Москве проводилась реконструкция: внутреннее убранство пополнилось роскошным и чрезвычайно дорогим занавесом, сделанным из парчи. Он долгое время служил главной изюминкой исторической сцены.

Реконструкции 2000-х годов

Начало 2000-х годов отметилось для Большого театра историческим событием: в здании появилась Новая сцена, созданная по последнему слову техники, с комфортабельными креслами и продуманной акустикой. На ней ставился весь репертуар Большого театра. Новая сцена начала работать в 2002 году, ее открытие сопровождалось оперой «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

В 2005 году началась грандиозная реконструкция Исторической сцены, которая длилась вплоть до 2011 года, несмотря на изначальные расчеты закончить работы еще в 2008 году. Последним представлением на Исторической сцене перед ее закрытием стала опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». За время реставрации техникам удалось компьютеризировать все процессы в здании театра, а восстановление внутреннего убранства потребовало порядка 5 кг золота и кропотливой работы сотен лучших реставраторов России. Однако основные черты и характерные особенности внешней и внутренней отделки архитекторами Большого театра были сохранены. Здание по площади было увеличено в два раза, что в итоге составило 80 тыс. м 2 .

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже – от 750 до 4000 рублей.

Историческая сцена Большого театра

Историческая сцена по праву считается гордостью Большого театра. Зрительный зал, включающий в себя 5 ярусов, вмещает порядка 2100 человек. Площадь сцены составляет около 360 м 2 . На Исторической сцене проводятся наиболее знаменитые постановки оперы и балета: «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кандид» и другие. Приобрести билет, однако, может позволить себе далеко не каждый. Обычно минимальная цена на билет составляет 4000 рублей, максимальная же может доходить до 35000 рублей и выше.

Общий вывод

Большой театр в Москве является достоянием и одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей России. История его становления с 1776 года испещрена и светлыми, и печальными моментами. Сильные пожары уничтожили несколько предшественников Большого театра. Некоторые историки отсчитывают историю театра с 1853 года, с театра, возрожденного архитектором А. К. Кавосом. Его история знала и войны: Отечественную, Великую Отечественную, однако театр смог выстоять. Поэтому и сейчас ценители высокого искусства могут увидеть лучшие оперные и балетные постановки на Новой и Исторической сцене.

6 отечественных архитекторов, которыми мы гордимся

Современный архитектурно-художественный облик российских городов формировался веками. Со временем деревянные здания были вытеснены каменным строительством, а дореволюционные доходные дома преобразовались в комфортабельные апарт-отели и гостиницы. Трансформировалась мода на архитектурные стили и формы, менялись методы строительства и вектор госзаказа, в рамках которого работали зодчие. При этом архитектура всегда была отражением своего времени, жизненного уклада и идеологии общества.

Внешний вид городов формировался и под влиянием крупных исторических событий. Многие памятники архитектуры были уничтожены пожарами и войнами, какие-то изменились до неузнаваемости во время перестройки, третьи просто забросили или снесли. Все это время талантливые зодчие не только создавали новые творения, но и скрупулезно восстанавливали историческую застройку. Рассказываем о шести выдающихся отечественных архитекторах, работы которых украшают российские города.

Василий Баженов: «бумажный архитектор»

Баженов считается одним из основоположников русского классицизма и неоготики. За рубежом работы архитектора встречали с восторгом, а вот в России большинство проектов так и не было реализовано. За это его даже называли «бумажным архитектором». Среди немногочисленных работ Василия Баженова — дом Пашкова на Воздвиженке, проект реконструкции Кремля, Большой и Фигурный мосты в Царицыно, павильоны на Ходынском поле, дом Юшкова на Мясницкой улице, Михайловский замок в Петербурге. По поводу авторства некоторых сооружений до сих пор ведутся споры.

Впервые внимание на увлеченного юношу обратил известный русский зодчий Дмитрий Ухтомский. Он принял Баженова в свою архитектурную школу — на тот момент первую в стране. Позднее талантливого архитектора избрали членом Академии святого Луки в Риме, а также членом Болонской и Флорентийской академий. А вот Екатерина II невзлюбила зодчего за самолюбивый характер и связь с масонством. Она отстранила его от крупных государственных проектов. Возводимый Баженовым в течение десяти лет Царицынский ансамбль императрица приказала снести и перестроить.

Матвей Казаков: творец допожарной Москвы

Авторству этого выдающегося архитектора принадлежат Сенатский дворец, Московский университет на Моховой, Большой Царицынский дворец, Вознесенская церковь, Пречистенский дворец, Петровский путевой дворец и многие другие здания в исторической части столицы. По его проектам строились больницы, жилые особняки и большие доходные дома. В своих вкусовых предпочтениях Казаков тяготел к строгой симметрии и традициям «чистого» классицизма. Именно его работы во многом определили облик российской столицы до 1812 года.

Видя интерес сына к строительству, мать отдала Матвея в школу Дмитрия Ухтомского. Способности юного архитектора проявились при восстановлении Твери после пожара 1763 года. Зарекомендовав себя как хороший профессионал, Казаков стал получать первые частные заказы. Позднее он проявил себя и как талантливый педагог, открыв свою архитектурную школу. Весть о том, что большая часть Москвы погибла при пожаре 1812 года, Матвей Казаков встретил в Твери. Удар был столь сильным, что его сердце не выдержало.

Осип Бове: реконструктор столичных фасадов

Осип Бове, воспитанник Матвея Казакова, родился в Петербурге в семье итальянского художника. Войну он встретил в рядах ополчения, а после вместе с младшими братьями и другими архитекторами стал восстанавливать испепеленные центральные районы Москвы. Он создавал проекты жилых домов, торговых лавок, казенных и общественных зданий. По проекту Бове были снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан идущий вдоль стены ров. При его участии реконструирована Красная площадь, создан Александровский сад, Большой театр, Театральная площадь с гротом.

Получив должность главного архитектора по «фасаднической части», Бове обновил облик древней столицы и привел его к единому стилю. Не отказывался он и от частных заказов: строил богатые особняки для дворянских семей, чиновников и купцов. В числе его инноваций — купеческий доходный дом двойного назначения. Здание этого типа выполняло сразу несколько функций и подходило как для жизни, так и для торговли. Среди других ярких работ — Манеж, Торговые ряды у Кремля, Триумфальные ворота у Тверской Заставы, Первая градская больница.

Федор Шехтель: оформитель спектаклей и книг

Русский архитектор немецкого происхождения начинал карьеру в мастерской Александра Каминского. Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества Федора Шехтеля отчислили за плохую посещаемость, а у своего наставника он совсем скоро стал получать первые заказы. Около десяти лет молодой человек совмещал работу архитектора, иллюстратора и театрального художника. Именно Шехтель оформил обложку первого сборника Антона Чехова «Пестрые рассказы» и тургеневские «Записки охотника».

Читайте также  Италия флоренция достопримечательности

Искусный зодчий возводил банки, гостиницы, кинотеатры, церкви, памятники, загородные усадьбы и частные дома. Чего стоят одни только его особняки, построенные для Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, для Рябушинского на Малой Никитской или для Дерожинской в Кропоткинском переулке. Всего благодаря проектам Шехтеля в Москве появилось более 200 зданий. Венцом архитектурного творчества Шехтеля считается Ярославский вокзал. В дизайне этого здания, напоминавшего собой сказочный терем, мастер объединил элементы древнерусского зодчества и декор в стиле модерн.

Алексей Щусев: медалист, создавший Мавзолей

Куда более ответственно к своему образованию относился Алексей Щусев. Сначала он с отличием окончил Петербургскую академию художеств, а позже продолжил изучать архитектурные стили в Австрии, Италии, Франции, Англии и Бельгии. В своей работе этот мастер не придерживался определенного направления. Он с успехом воплощал проекты в традициях различных архитектурных эпох и умел быстро откликаться на любые запросы современности. Алексей Щусев смог адаптироваться к жизни в молодом советском государстве и остался одним из самых востребованных градостроителей.

Архитектор вел десятки проектов в России и за рубежом. В его портфолио — Казанский вокзал, гостиница «Москва», Мавзолей Ленина, Покровский собор Марфо-Мариинской обители, станция «Комсомольская» Кольцевой линии, Театр оперы и балета в Ташкенте. Выдающийся зодчий увлеченно работал над планом восстановления разрушенных войной Истры, Великого Новгорода, Туапсе и Кишинева. Кроме того, он смог расширить Тверскую улицу, не утратив при этом старые дома, спроектировал Большой Москворецкий мост и разработал концепцию застройки набережной у Киевского вокзала.

Иван Жолтовский: архитектор-переводчик

Иван Жолтовский известен как мастер неоренессанса и неоклассицизма. Его творческая манера сформировалась под влиянием работ архитектора Андреа Палладио. Так, при создании известного особняка Тарасова на Спиридоновке русский мастер повторил многие элементы палаццо Тьене — дворца, построенного итальянцем. Позднее Жолтовский даже переведет на русский язык труд Палладио «Четыре книги об архитектуре», изданный в 1937 году. Особое внимание Иван Жолтовский уделял преподаванию и градостроительному проектированию.

Первой крупной его работой стал Дом скакового общества на Беговой. Зодчий эффектно соединил русский ампир с итальянским ренессансом и совместил разные по назначению помещения: трибуны, конюшни, рестораны. Его авторству принадлежит дом на Моховой улице, Центробанк на Неглинке, жилые дома на Ленинском проспекте и Смоленской площади. За почти 56 лет карьеры он возвел множество дворянских усадеб, промышленных и общественных сооружений, крупнопанельных домов и был удостоен нескольких престижных наград и званий.

Театр эпохи классицизма. Большой театр в Москве.

Из статьи Зои Золотницкой «Московские театры эпохи классицизма: Петровский, Арбатский, Большой и Малый» к каталогу выставки.

В возрождавшейся после пожара 1812 года Москве в ряду задуманных крупных градостроительных работ значились и планировка ансамбля Петровской (с 1830‑х годов Театральной) площади, который был осуществлен по проекту О. И. Бове в 1816–1830х годах.

В соответствии с традициями классицизма им было задумано и осуществлено парадное регулярное пространство, где доминировал внушительный и величественный объем Петровского (Большого) театра.

Прекрасный фон для него составляли обрамляющие пространство площади четыре одинаковых по фасадам здания с аркадами на первом этаже и портиками, смещенными к поперечной оси площади.

Художник Диец, литограф Ноури, печать Лемерсье, издание Дациаро «Вид на Большой театр в Москве» Первая половина XIX века

История проектирования самого Петровского театра осложнялась тем, что московские градоначальники не вполне доверяли создание монументального и сложного сооружения московским зодчим, желая заручиться мнениями и проектами столичных академиков архитектуры.

В итоге, как и многие крупные сооружения того времени, здание Большого театра стало результатом коллективного труда архитекторов. В 1816 году в Москве был проведен первоначальный конкурс на проект, в котором помимо известных Д. Жилярди, Ф. Кампорези, А. Бакарева, Л. Дюбуи приняли участие архитекторы Ф. Соколов, И. Матвеев, И. Жуков и В. Балашов.

Однако судьба этих проектов осталась неизвестной. В 1818 году к проектированию театра были привлечены Бове и архитектор Комиссии о строении Д. Ф. Ламони, проекты которых были посланы на рассмотрение в Петербург.

Вполне возможно, что Бове, уже определивший к тому времени масштаб новой Петровской площади, задал размеры и зданию будущего театра. В конкурсе Академии художеств побеждает проект петербургского архитектора А. А. Михайлова, очевидно знакомого с планировками Бове.

Предложение Михайлова было утверждено в марте 1821 года московским генерал-губернатором Д. В. Голицыным для исполнения и передано на доработку и осуществление Бове.

О. И. Бове «Проект Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез» 1821

Как опытный строитель и тонкий мастер Бове творчески подошел к проекту Михайлова: ради соблюдения гармонии между размерами площади и здания театра архитектор меняет масштаб постройки и совершенствует ряд конструктивных решений, предлагая, в частности, несколько иную композицию интерьеров.

Доработанный проект Бове был «высочайше» утвержден в Петербурге в ноябре 1821 года. Комплекс подлинных авторских чертежей Бове дает представление о работе над проектом: архитектор, ранее не имевший опыта строительства театров, особенно тщательно продумывал архитектуру интерьеров.

Построенное здание Большого театра выглядело огромным: сооружение высотой 37 м господствовало над площадью и окружающей застройкой.

Его главный фасад был решен в крупных, выразительных и чрезвычайно лаконичных формах позднего классицизма (ампира), восьмиколонный ионический портик торжественно выделялся на фоне глухой поверхности стен, плоский квадровый руст и лента орнаментального фриза под карнизом составляли единственный декор стенной поверхности главного фасада.

Н. И. Чичагов «Вид на Большой Петровский театр в Москве» Гравюра Жерена. 1827

Особенный эффект зданию театра придавала гипсовая квадрига Аполлона, помещенная на фоне глубокого темного арочного проема над фронтоном портика. В отличие от профильного расположения колесницы в проекте Михайлова, Бове поставил ее фронтально — так достигалась динамика скульптурной группы, как бы вылетающей из пространства арки.

В целом Бове удалось в строгой и торжественной архитектуре Большого театра воплотить образ «храма искусств», отвечавший эстетике классицизма. Величественность и красота новой площади, спроектированной архитектором, нашли отражение в многочисленных графических листах, созданных современниками выдающегося ансамбля.

Выстроенный Большой театр отвечал современным ему требованиям в отношении театральной техники, акустики и удобства размещения зрителей (все конструктивное и техническое устройство было выполнено под руководством известного инженера Девиса).

Э. Лилье «Пожар Большого Петровского театра в Москве» 1853

Здание было рассчитано на сложные сценические эффекты, а также на проведение маскарадов, во время которых пол партера поднимался до уровня авансцены. Зрительный зал, вмещавший до 3000 зрителей, хорошая видимость сцены обеспечивалась постепенным сокращением выноса ярусов и отсутствием опор балконов, укрепленных на кронштейнах.

Зрительные ложи Большого театра получили открытый характер и были отделены друг от друга только легкими колонками по «французской системе».

Первый спектакль в новом театре состоялся 6 января 1825 года. Его интерьеры вызвали восторги современников:

«Прежде всего кинулись в глаза огромность и высота зала, пленяющая вместе с тем пропорциею всех частей, а потом — богатство убранств, доказывающее изящный вкус и тонкое умение знать средину оного; наконец, легкость архитектуры лож и галерей, которые, казалось, держалися в воздухе без всяких поддержек»

По аналогии с крупнейшими театральными зданиями Европы (Большие театры в Бордо и Петербурге) новый театр в Москве получил название Большого Петровского театра и считался воплощением театральной архитектуры классицизма и одним из лучших сооружений в своем ряду.

А. К. Кавос «Проект реконструкции Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез. Первоначальный вариант» Середина XIX века.

Грандиозный пожар 11 марта 1853 года уничтожил интерьеры здания, все театральные декорации и костюмы, машины и музыкальные инструменты. Дальнейшая история Большого театра была связана с именем главного архитектора императорских театров — Альбертом Катериновичем Кавосом.

В изданном им в 1857 году в Париже альбоме «Grand Théâtre de Moscou dit Petrovski» архитектор не только подробно описал то, что было им сделано в процессе строительства театра, но и обосновал свои размышления по поводу сложных проблем, с этим связанных.

Итак, он задался целью «по возможности расширить зал, с тем, чтобы разместить в нем больше зрителей, чем раньше, нисколько при этом не стесняя их, углубить ложи, увеличить сцену, увеличить количество входов и выходов для публики, разместить все необходимые для представлений помещения , сделать более красивым главный фасад, роскошно украсить в византийском вкусе зал и строго выполнить все требования оптики и акустики».

Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В. Садовникова из «Альбома А. Кавоса» 1859

Практически все им задуманное архитектор выполнил. В результате заданный еще Михайловым и Бове монументальный объем театра был в основном Кавосом сохранен. Построив новые стены, он увеличил их высоту на 2 м. Общая композиция главного фасада была сохранена, в почти неизменном виде остался колонный портик, единственный подлинный свидетель прошлого облика театра.

Открытие восстановленного Большого театра состоялось 20 августа 1856 года и было приурочено к коронации Александра II. Выразительность и монументальность здания, стоящего в центре города, позволяют ему и сегодня играть важнейшую роль в архитектуре Москвы.

Сложившийся в эпоху классицизма и выверенный временем тип крупного театрального здания, ярким образцом которого является Большой театр, неоднократно влиял на проектирование подобных сооружений в нашей стране в последующие эпохи.

Большой театр

Квадрига Аполлона несется вскачь уже больше, чем полутора веков. Большой театр — детище нескольких поколений величайших зодчих всегда было, и остаётся по сей день, главной театральной сценой

Российской Федерации, одним из центров её духовного развития. Вся история отечественной культуры уже многие годы плотно переплетается с этим исполином искусства.

Как добраться до большого театра?

Распечатайте для удобства карту.

  • Адрес: Москва, ул. Большая Дмитровка, 4/2
  • На метро. Станция «Театральная» (выход к Большому театру) или «Охотный ряд» (выход в сторону Театральной площади).
  • Телефон: +7 495 455‑55-55, +7 495 692‑19-92, +7 495 692‑34-91, +7 495 692‑08-18, +7 495 692‑00-50, +7 495 692‑92-72

К истокам театра: история

Точкой «старта» Государственного академического Большого театра России (ГАБТ) принято считать 28 марта 1776, когда императрица Екатерина ІІ дала позволение князю Петру Васильевичу Урсову на проведение всевозможных увеселительных мероприятий. «Привилегия» давалась на 10 лет.

В отличие от нынешнего коллектива труппы, артисты которой отличаются особым профессионализмом и талантом, в самом начале она включала в себя не только мастеров своего дела, но и представителей студенчества, крепостных крестьян.

Воплощение и содержание столь масштабного замысла было крайне затратным делом (было потрачено 130 тыс. серебряных рублей), так что Урсов решил обзавестись поддержкой компаньона, коим выбрал обрусевшего англичанина М. Е. Меддокса.

Возведение постройки происходило под руководством архитектора Х. Розберга. Строительство протекало на Петровке, вследствие чего будущий храм Мельпомены и получит своё изначальное название «Петровский».

Длительные 13 лет оправдали все ожидания. В 1786 новостройке выпала честь считаться самым массивным, комфортабельным и красивым публичным местечком столицы. Самые богатые люди Москвы отдавали огромные деньги за место в ложе, чтоб насладиться ярким и красочным представлением при максимальном удобстве.

Читайте также  Музей карлсона в стокгольме

В свою очередь, сословие менее обеспеченное имело возможность приобрести места за рублёвый билет в партере. Шикарная масляная люстра, вес которой можно сравнить с современным внедорожником, постоянно напоминала им о том, почему же цена за зрелище была так снижена – они беспрерывно вытирали капельки масла со своих макушек. Помимо всего этого в портере отсутствовали кресла и желающим сэкономить приходилось стоять.

Триумфальное открытие новоиспеченного учреждения проходило 30 декабря 1780 года. Первыми произведениями, действия которых развивались в стенах заведения, стали «Странники» А. Аблесимова и «Волшебная школа» Парадиза.

Однако, Михаила Егоровича ждала череда неудач. Из-за больших затрат на различные увеселения публики он не вылезал из долгов. В конечном итоге, 1796 год — дата истечения срока разрешения празднований, и он был вынужден передать результат своих стараний в руки Опекунского совета. Так «Петровский» обрел статус Императорского.

В 1802 г. его отдали под крыло Волконского. Однако пробыл он там не долго. 1805 г. стал роковым – произошло возгорание, пожар уничтожил почти всё. Актерский состав, фактически, остался на улице и принужден выступать на частных площадках. Через долгие 14 лет, которые для самой империи оказались весьма насыщенными, было решено заново отстроить здание театра и вновь вдохнуть в него жизнь. Новый проект принадлежал О. И. Бове.

Восстановление театра

Новое здание строилось 6 лет и, в январе 1825 г., Премьерной постановкой на новых подмостках стало «Торжество муз», которое аллегорично повествовало о возвращении «Петровского». После перерыва группа исполнителей продемонстрировала зрителям восхитительный балет «Золушка». Представление повторно поставили на следующий день. Такое шоу вызвало восторженные отзывы критиков. На высоте было всё: начиная с величия архитектуры и заканчивая блеском нарядов героев.

Новый «Петровский» превзошёл по масштабам даже самую большую сценическую площадку Петербурга. Он явно намного превышал по размерам своего предшественника. Зал вмещал около 2000 человек. Театр воспринимался не только как дом искусства, но и модным местом встречи знати. В случае проведения маскарадов и балов пол поднимался и получался замечательный «танцпол».

В 1842 году «Петровский» перешёл во владения петербургской дирекции. Через год была назначена реставрация.

После того, как помещение простояло почти три десятка лет, его, как по колдовству, настигла та же участь, что и вначале века. В 1853 году оно сгорел дотла. Пламя бушевало трое суток и сохранило после себя лишь голые стены из камня да колонны портика. Огонь испепелил костюм и декорации, ноты и шикарное убранство столь полюбившегося всем пристанища драматургии.

Решение вновь отстроить театр не заставило себя ждать. Почти сразу решили, что новым проектом будет заниматься Альберт Кавос — главный архитектор Императорских театров. Воскрешение длилось в течение 3 лет. Причиной такого темпа стала предстоящая коронация Александра ІІ. Строительство нужно было завершить до этой знаменательной даты. В 1856 г. еще более вместительный и изумительный обитель драматургии был готов принимать своих посетителей.

Открылся новый театр под партии «Пуритане» В. Беллини.

До конца 19 столетия структура и планировка несколько раз видоизменялась, но с каждым разом становилась всё более вящей.

Смена власти. СССР.

Последний спектакль Императорского театра состоялся в феврале 1917 г. В марте он уже утратил своё Императорское звание. С 1919 г. его стали называть академическим. Длительные споры по поводу закрытия учреждения увенчались тем, что это посчитали нерентабельным и провели генеральную диагностику здания, в которой приняли участие видные московские архитекторы. Состояние было признано критическим. Предстояла еще одна реконструкция, но она уже была направлена на укрепление и надёжность, а не расширение и украшение.

Большевики постепенно начала приспосабливать театр под свои нужды. В нем проходили съезды Советов, заседания, конгрессы. Заявление об образовании СССР прозвучало именно со сцены Большого театра.

Советское правительство проявили инициативу в создании более современного, отечественного репертуара. С середины 20-х гг. начинают ставиться творения советских авторов: Золотарева, Триодина, Потоцкого, Прокофьева, Римского-Корсакова и многие другие. В отличие от прошлых программ, когда преобладали итальянские произведения, теперь акцент делал на творения отечественных композиторов. Проявлялось почтение к русской оперной классике. Однако, творения западных авторов всё равно периодически радовали глаз жителей Москвы.

Параллельно с бессмертной классикой уживались новые, полные революционного духа и амбиций, произведения. Именно поиск героико-революционных мотивов и принес советской хореографии первый успех. «Красный мак» (1927 г.) Галиэра — одно из первых воплощений советской революционной романтики.

В 1941 г. театр ожидала реконструкцию, которая предусматривала снос некоторых построек позади него и наладку противопожарной системы и вентиляции. Планы были сорваны, спустя пару месяцев началась Великая Отечественная война.

В октябре этого же года в здание попал снаряд, который нанес ему неизмеримый ущерб. Основная часть коллектива была эвакуирована в Куйбышев, где им предстояло работать и творить ближайшие 2 года. Зимой 1942 г. начались восстановительные работы. Оставшаяся часть труппы не прекращала свою деятельность в филиале. 14 января 1941 года состоялась премьера «Черевичка». Этому спектаклю не просто удалось пережить войну, но и оставаться на сцене еще долгие годы.

Эвакуированная часть труппы тоже не сидела без дела. Они активно работали в местном Дворце культуры. Они дали 11 премьер, 4 из которых – балетные, 7 – оперные. Было проведено 521 концерта (на колхозных полях, в госпиталях, военных частях и полигонах) и 10 спектаклей. Большой не просто пытался поднять боевой дух народа, но и помогал материально. Они были донорами крови, работали на заводах, помогали солдатским семьям, собирали пожертвования на постройки и ремонты зданий.

Главную сцену в Москве окончательно отремонтировали осенью 1943 г. Часть труппы вернулась из Куйбышева. Продолжая выполнять свой долг, работники культуры проводили спектакли и собирали средства в различные фонды. Они сами покупали подарки для бойцов, выезжали на линии фронта и давали там концерты. 5 мая 1945 г. лучшие из артистов участвовали в концерте прям на входе в рейхстаг.

По окончанию войны театр продолжил жить своей размеренной жизнью. В 1976 году он получил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. Это название он гордо носил вплоть до развала Советского Союза в 1991 году.

XXI ВЕК

В 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы Римского-Корсакова.

Летом 2005 г. историческое здание закрыли на длительную и тщательную реконструкцию, в ходе которой оставили всего 3 стены исторического здания, а под фундаментом вырыли яму, глубина которой составляла 30 м. Всего стоимость проделанного оценивают в 35,4 млрд российских рублей. Открытие обновленного театра происходило в октябре 2011 г. Историческое здание открыл спектакль Глинки «Руслан и Людмила».

Реконструкция исторической сцены стала не только данью истории и культуре, но и символом того, что поистине прекрасное не подвластно времени и обстоятельствам. Большой театр – гордость русской культуры. Он стал колыбелью для многих мировых шедевров, воспитал не одно поколение профессионалов. Его стены стали свидетелями многих исторических событий.

Он не одни раз горел и восставал из пепла. Как гласит крылатое выражение: «Жизнь коротка, искусство вечно». С трепетом в сердце хочется верить, что стены Большого театра простоят еще не один век, что Квадрига Аполлона донесет славу этого колосса мировой культуры нашим потомкам.

Свои пожелания, отзывы и интересные истории о большом театре Вы можете оставить в комментариях.

263,История большого театра: освещаем в общих чертах

Большой театр — храм российской культуры

В самом центре Москвы на красивой площади расположен главный храм российской культуры – Большой театр. Гордость всей России – Большой театр – является одним из самых значительных в мире театров оперы и балета, стоя в одном ряду с такими «глыбами» как «Ла Скала» в Италии и «Ковент Гарден» в Англии. Словом, переоценить значение Большого театра для России нельзя. Можно лишь с замиранием сердца наслаждаться его бессмертным творчеством и любоваться его великолепным зданием, которое тоже является выдающимся образцом русской архитектуры.

История Большого театра, сколь величественна, столь же и запутана. Взять хотя бы тот факт, что даты рождения у Большого театра две – март 1776-го и январь 1825-го. Вот как это получилось…

Именно в марте 1776 г., губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II о содержании театральных представлений, концертов, маскарадов. В связи с чем князь начал строительство театра, который — по месту расположения на площади Петровской — был назван Петровским. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр.

Петровский театр Медокса простоял 25 лет – в 1805 году здание сгорело (кстати, горело и перестраивалось потом неоднократно). В 1821-1824 г.г. по проекту Михайлова и Бове для Большого театра построено монументальное здание, которым мы любуемся сегодня. На Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком – символом вечного движения искусства и жизни. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось в январе 1825 года.

Большой театр в Москве — одно из лучших театральных зданий мира. Пятиярусный зрительный зал славится своей величиной, превосходной акустикой. Его украшает золоченая лепнина, росписи на потолке, огромная хрустальная многоярусная люстра. Высота зала — 21 метр, длина — 25 метров, ширина — 26 метров. В нем 2153 места. Перед Большим театром раскинулся сквер с фонтаном.
И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 1776 года. Поэтому в 2006-м широко отмечалось 230-летие Большого театра России.

Большой театр по праву называют гордостью русской культуры. На протяжении всей своей жизни он был центром притяжения лучших сил русского оперного и балетного искусства. На сцене этого театра впервые увидели свет многие выдающиеся творения русских композиторов, его труппу украшают и поныне имена самых прославленных отечественных певцов, танцоров, дирижеров, режиссеров, хореографов. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы страны.

В 1757 году по указу императрицы Елизаветы Петровны образовалась труппа при Московском университете. А в 1759 итальянский антрепренер Локателли открыл первый профессиональный театр в Москве

Он просуществовал лишь 3 года: московская публика не была готова принять сценическое искусство. Следом труппу создал Н.С. Титов, но и она работала недолго.

Историю театра принято начинать с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил от императрицы Екатерины II монополию на театральные представления, концерты, воксалы и маскарады.

Сначала своего здания у труппы не было, и представления давали в доме Воронцова на Знаменке. Вскоре князь начал строить здание для театра на Петровке. Его назвали Петровским. Но театр Урусова сгорел еще до открытия. Тогда князь передал дела своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Построенное им здание простояло 25 лет, но 8 октября 1805 года сгорело. Разорившись, Майкл Медокс отдал театр казне, а сам получил пожизненную пенсию.

Читайте также  Храм парижской богоматери

В 1806 появился Московский Императорский театр. Для представлений арендовали разные здания, в том числе флигель дома Пашкова на Моховой.

В 1821 году начали строить здание по проекту Осипа Бове. Большой театр открылся 6 января 1825 года аллегорическим представлением «Торжество муз»

Путеводитель по архитектурным стилям

По сюжету Гений России объединился с музами и на развалинах сгоревшего Петровского театра создал новый. Но, по иронии судьбы, 11 марта 1853 года это здание сгорело. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Остались только каменные стены и колоннада фронтона.

На восстановление под руководством А.К. Кавоса ушло 3 года. Архитектор увеличил высоту здания, изменил пропорции и декор, а на фронтоне появился гипсовый двуглавый орел — государственный герб Российской Империи. Тогда же вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с тройкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Зал отделали елью и специальными тканями, устроили систему вентиляции. Все это создало уникальную акустику.

Большой театр открылся вновь 20 августа 1856 года. Теперь оперой и балетом дело не ограничивалось — в здании устраивали также балы и маскарады.

После 1917 года театр был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования Большого, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями

Постепенно отношение властей к театру изменилось, и с 1930-х сценическая жизнь закипела вновь. При этом в официальном советском фольклоре была байка, как Ильич театры спасал.

…Подползла проклятая зима 1919 года. Повсюду толки в Москве о топливном кризисе, о сыпняках… Среди всеобщей унылой тишины представитель Малого Совнаркома т. Галкин делает доклад относительно … вопроса об отоплении государственных театров… Он не скупится на жесткие, суровые слова, характеризуя московские центры сценического искусства как ненужные сейчас для рабоче-крестьянской республики….
Владимир Ильич ставит вопрос па голосование. И только лишь как бы мимоходом, в форме маленького нотабене, бросает перед голосованием две-три фразы.
— Мне только кажется,— говорит он, сверкнув своими смеющимися глазами,— что т. Галкин имеет несколько наивное представление о роли и назначении театра. Театр нужен не столько для пропаганды, сколько для отдыха работников от повседневной работы. И наследство от буржуазного искусства нам еще рано сдавать в архив… Итак, кто за предложение т. Галкина, прошу поднять руки.
Само собой разумеется, что после сказанных «мимоходом» слов Ильича т. Галкину не удалось собрать большинства. Театры были спасены.

Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал снос всех зданий между Большим театром и Кузнецким мостом. На этой территории хотели устроить подсобные помещения, но в 1941 году из-за войны труппу Большого театра эвакуировали в Куйбышев.

Театральное здание не удалось уберечь: несмотря на маскировку в дом попала 500-килограмовая бомба. Но уже в 1943 году его отреставрировали. Тогда же возобновились спектакли.

Литература

  • Большой театр Союза ССР. Опера. Балет. — М., 1958.
  • Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. — М., 1947.
  • Грошева Е. А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. — М., 1962.
  • Дмитриев Н. Оперная сцена Московского императорского театра. — М., 1897.
  • Зарубин В. И. Большой театр. — М.: Московский рабочий, 1990. — 65, с. — (Биография московского дома). — 60 000 экз. — ISBN 5-239-00764-0.
  • Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Меддокса // Промышленные ведомости : газета. — 2006. — Февраль (№ 1—2).
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь. — Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др.. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 77. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  • Ларичев Егор. Империя получила Большой // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 16. — С. 3—5.
  • Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР: История сооружения и реконструкции здания. — М.: Стройиздат, 1982. — 136 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 483—484. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Привалов Александр. Об акустике Большого театра // Эксперт. — № 37 (918). — 2012. — 17 сентября.
  • Тайны и легенды большого театра: Очерки. — М.: Спецкнига, 2011. — 592 с., ил., 999 экз., ISBN 978-5-91891-078-8
  • Уманский, А. М. Большой Петровский театр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра / Науч. ред. В. Е. Быков. — М.: Госстройиздат, 1955. — 248 с.
  • Чулаки М. Я был директором Большого театра. — М: Музыка, 1994. 135 с.; ил., ISBN 5-7140-0469-8
  • Шавердян А. Большой театр СССР. — М., 1954.
  • Янковский М. Ф. И. Шаляпин. — М.-Л., Музгиз, 1951. 128 с. (Серия «Мастера Большого театра»).
  • Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — М., 1947.

Со временем историческое здание Большого театра ветшало. Чтобы не прерывать работу труппы, построили новую сцену. А 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на трехлетнюю реконструкцию

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Работы затянулись. Их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз.

Большой театр открылся после реставрации 28 октября 2011 года. Внешний вид здания почти не изменился. Только советский герб заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона. Хотя изображение квадриги Большого театра на сторублевых купюрах осталось без изменения.

Зато внутри театр оснастили по последнему слову техники. Также восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире.

А знаменитой фразой «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» мы обязаны фильму «Операция Ы, или новые приключения Шурика».

Большой театр на фотографиях разных лет:

А что вы можете рассказать об истории и реконструкции Большого театра?

Квадрига Аполлона, Девушка с веслом и другие «неприличные» скульптуры Москвы, которые не пощадила цензура

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дом под юбкой

Дом № 17 по Тверской улице в Москве воздвигли в 1940 году, увенчав образец сталинского ампира скульптурой на крыше, изображавшей балерину с серпом и молотом в руках. Автором стал Георгий Мотовилов, считавшийся мастером рельефа.

Многие считали, что памятник посвящён приме Большого театра Ольге Лепешинской, жившей в этом же доме. Сам Иосиф Сталин старался не пропускать спектаклей с участием балерины.

Однако сама Лепешинская этот миф развеяла: она никогда в этом доме не жила, да и скульптуру с неё никто не лепил. Ольга Васильевна предположила возникновение слухов тем, что во время войны она часто дежурила на этой крыше вместе с Михаилом Габовичем, тушила сбрасываемые немцами зажигательные мины.

В 1958 году памятник убрали якобы из-за его аварийного состояния. Однако тот факт, что его даже не попытались реконструировать, породил другую версию исчезновения скульптуры. Согласно этой версии, высокому начальству не нравилось каждый раз проезжать «под юбкой», вот и вышел приказ о сносе.

Зимой 2018 года, через 60 лет после сноса, активисты обратились к руководству города с инициативой восстановления скульптуры балерины на ротонду дома. Активной поддержки данная идея пока не получила, но уже есть художники, готовые воссоздать копию, ведь оригинал хранительницы «Дома под юбкой» давно утрачен.

Девушка с веслом

Этот конкретный памятник, созданный Иваном Шадром, не имел ничего общего с общеизвестной и широко растиражированной в советское время скульптурой грузной женщины с веслом, вышедшей из-под резца Ромуальда Иодко. Памятники Иодко целиком отвечали требованиям советского времени, изображая женщину-труженицу. Эти скульптуры устанавливались во многих пионерских лагерях и городских парках отдыха по всей стране.

Иван Шадр выполнял заказ московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького на изготовление скульптуры «Девушка с веслом». Его «Девушка» очень отличалась от представлений советских чиновников о том, как должна выглядеть советская женщина. Скульптор изобразил её слишком живой, красивой и сексуальной, что было недопустимо.

На Ивана Шадра обрушился шквал критики. «Вечерняя Москва» выпустила разгромную статью, в которой скульптора обвиняли в эротической образности. Весло, по мнению автора, являлось фаллическим символом, ведь его вставляют в уключину. Критики посчитали грудь скульптуры эрегированной, а брызги фонтана, в центре которого скульптура была установлена, сравнили с извержением мужского семени.

Скульптору пришлось изваять новую статую, а первоначальная «Девушка с веслом» отправилась за его счёт в Ворошиловград (Луганск), где попала под артобстрел во время войны и была разрушена. Впрочем, московская скульптура, установленная вместо неё, тоже была разрушена в 1941 году во время бомбёжки Москвы.

К счастью. Иван Шадр успел сделать гипсовую копию своей самой первой скульптуры, а в 1950 году её перевели в бронзу. В 2011 изготовили её точную копию и установили в парке Горького.

«Рабочий и колхозница»

Согласно замыслу скульптора Веры Мухиной, рабочий и колхозница в первоначальном варианте были обнажёнными, их только слегка должна была прикрывать материя, развевающаяся за ними.
Однако приёмная комиссия не оценила творческий полёт мысли художника. При просмотре уменьшенной копии скульптора предупредили, что она получит заказ на изготовление полномасштабной скульптуры, только если оденет своих героев. Так на рабочем появился комбинезон, а на колхознице – сарафан.

Находились даже критики, считавшие прическу колхозницы слишком растрёпанной. Однако тут же находились и защитники, которые вставали на защиту права художника на самовыражение.

Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре

Во время реконструкции Большого театра претерпела некоторые изменения скульптура, украшающая его фронтон. Аполлон, управляющий квадригой, приобрел фиговый листок, а в его руке появился лавровый венок.

Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян. Во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.

Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.

К счастью, в борьбе за целомудрие памятников не пострадали сами художники. Борис ИофанБорис Иофан – молодой зодчий,автор проекта одной из утопий ХХ века – «Вавилонской башни» большевиков, сам оказался в опале.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: