Архитектор эйфелевой башни
Эйфелева башня
П рекрасной парижанкой, восьмым чудом света, гордостью французского народа и символом Парижа по праву считают одно из самых удивительных сооружений мировой архитектуры – Эйфелеву башню. Увидеть великолепный Париж и полюбоваться романтичным городом с высоты птичьего полета мечтает большинство людей земного шара. А ведь этой прекрасной парижанки могло и не быть…
История создания Эйфелевой башни
Последняя четверть XIX века – период мирового творческого подъема. Расцвет технологий, новые изобретения, от электрической лампочки до автомобиля, кардинально изменили жизнь людей. Использование легкого и прочного чугуна привнесло ряд изменений в концепцию архитектурных сооружений. Франция одна из первых стран стала использовать металл и стекло при создании рамных конструкций.
1886 год. Париж готовился к празднованию столетнего юбилея Французской революции. Открытием Всемирной выставки решено было отметить столетие взятия Бастилии. 1 мая 1886 года руководство страны объявляет конкурс инженерных проектов, выбор которого лег бы в основу архитектурного символа Всемирной выставки. Заявки на конкурс подали 107 лучших архитекторов страны.
Временное сооружение в виде высокой арочной башни предложил французский инженер, уже хорошо известный своими проектами металлических конструкций для мостов – Александр Густав Эйфель. Но проект сооружения из металла высотой более 300 метров был одобрен не сразу. Эйфелю пришлось доказывать руководству, что привычный камень абсолютно непригоден для возведения башни таких размеров.
В январе 1887 года началась подготовка к строительству Эйфелевой башни. Над воплощением проекта в жизнь работали полсотни известных инженеров и дизайнеров. Более 1800 металлических элементов были изготовлены на фабрике Эйфеля в Левалуа-Перре по чертежам, рассчитанным с филигранной точностью. Больше двух миллионов металлических заклепок наштамповали рабочие в мастерских архитектора.
Марсово поле было выбрано местом для установки красавицы башни. Строительство сооружения началось с рытья котлована под фундамент на территории площадью 1.2 гектара. Мощные бетонные блоки были уложены в основание, под четыре опоры будущей башни. Грандиозный монтаж готовых металлических элементов походил на сборку детского конструктора.
Около трех сотен рабочих было задействовано на стройке века. Подъем собранных конструкций осуществлялся с помощью деревянных лесов и установленных внутри башни мобильных кранов. Высокий темп возведения башни был возможен, благодаря точной сборке деталей по грамотным чертежам и слаженной работе строительной бригады под чутким руководством высококлассных инженеров.
Меньше полугода ушло на строительство фундамента башни, и не полных два года занял монтаж металлических элементов. В последний день марта 1889 года Густав Эйфель с гордостью смог провести экскурсию для группы высокопоставленных чиновников на высоте 300 метров, пройдя пешком вверх по 1792 ступенькам. Построив башню на свои деньги, архитектор получил ее в пользование на 20 лет.
Photo by Nosiuol on Unsplash
Описание Эйфелевой башни
Первоначальный вид башни в проекте Эйфеля был исключительно примером технического прогресса того времени, и выглядел весьма консервативно, что значительно уменьшало шансы на победу в конкурсе. Перед архитектором стояла задача сделать проект более изысканным, украсить башню декоративными элементами, придать ей художественный облик.
Комиссия одобрила проект благодаря внесенным предложениям Густава. Так появились изящные арки в нижних этажах башни, задекорированные камнем башенные опоры, застекленные залы по всем уровням сооружения, купол на вершине. Уникальная конструкция башни выдерживает значительные порывы ветра, и колебание ее во время урагана составляет всего лишь 15 см.
Вес железной парижанки чуть больше 7 тысяч тонн, рост 320 метров. Конструкция башни разделена платформами на 3 уровня и опирается на 4 огромные колонны, скованные в основании цементными блоками и соединенные между собой арочным сводом. Уровни Эйфелевой башни находятся на отметках в 57 м, 115 м и 274 м. На высоте 300 м установлены телевизионные и радиовещательные антенны.
На этажах для посетителей работают сувенирные лавки, бары, рестораны и временные выставки. Недавно после реконструкции отрылся первый этаж башни, где произвели замену обычного пола на стеклянный. И теперь туристы могут насладиться видами города под ногами. Вершину башни украшает маяк с прожекторами, свет от которых виден на расстоянии 70 км.
Первоначально подъем на башню туристы совершали, преодолевая 1 792 ступени пешком. В конце XIX века башню дополнили двумя лифтами, и туристы, достигнув отметки в 175 м, переходили из одной кабинки в другую. На верхнем уровне башни расположена просторная квартира самого Эйфеля. Обстановка хранит предметы, которыми пользовался архитектор при жизни.
Гениальная конструкция Эйфеля изначально задумывалась как временное сооружение. Предполагалось, что башня должна удивить гостей Всемирной ярмарки и через 20 лет будет снесена. Сам архитектор очень не хотел уничтожения своего детища и уже через несколько недель после ввода башни в эксплуатацию, он выступил с идеей ее научного применения.
Высота в 320 метров позволила установить на башне метеорологические станции, открыть различные научные лаборатории по изучению электричества и процессов гравитации. Позже конструкцию стали использовать в качестве коммуникационного беспроводного канала связи. В наши дни башня стала источником телевизионного и радиовещательного сигнала, ретранслятором мобильной связи.
Миллионы восторженных посетителей за первые месяцы после строительства окупили сторицей вложенные в возведение архитектурного объекта деньги. Планы по сносу «гордой парижанки» были отменены. На сегодняшний день Эйфелева башня – это объект культурного наследия страны, самый любимый, самый фотографируемый и самый посещаемый туристами со всего мира.
Photo by Alex Motoc on Unsplash
Где находится Эйфелева башня
Достопримечательность, воздвигнутая по проекту архитектора Густава Эйфеля, является самой высокой точкой Парижа, и расположилась она в северной части Марсова поля, относящейся к 7 округу города. Напротив башни построен Йенский мост, соединивший две части города, разделенные рекой Сеной. Добраться до башни можно, используя маршруты автобуса или метро города.
В непосредственной близости от Эйфелевой башни находятся Дом инвалидов (1.5 км) и знаменитый Лувр (3.5 км). В 50 м от башни находится остановка маршрутов автобусов 30, 82. Развитая сеть метро города позволяет без труда добраться до объекта из любой точки Парижа. В пешей доступности от башни расположены станции метро Трокадеро и Понт де Альма.
Являясь на сегодняшний день самым посещаемым туристическим объектом, Эйфелева башня на заре своего существования вызывала недовольство и критику со стороны элиты Франции. Горожане возмущались уродливым видом строения и считали его возведение ошибкой. Мэрия города получала тысячи петиций от горожан с требованием прекратить строительство башни.
Творческая интеллигенция Парижа, включая сотню литераторов, живописцев, музыкантов и архитекторов, атаковала правительство, выражая протест. В числе подписантов петиции были писатели Ги де Мопассан, Александр Дюма – сын, композитор Шарль Гуно. Не сильно стесняясь в выражениях, богема Парижа просила комиссию запретить строительство башни, называя ее колонной из винтов и железа, нависающей над городом, подобно чернильной кляксе.
Что нужно знать туристу при посещении Эйфелевой башни
Составляя список объектов, обязательных к посещению в романтичном Париже, каждый турист вносит в свой перечень Эйфелеву башню. Это строение – чудесный символ города и вершина инженерной мысли, принимающая более 25 тысяч туристов в день. Посещение башни нужно планировать заранее и неплохо иметь памятку с информацией об объекте, которую попробуем систематизировать.
Начнем с того, что посещение Эйфелевой башни стоит денег. Купить билет вы можете непосредственно в кассах туристического объекта или онлайн на интернет-сайте достопримечательности. Добраться до башни можно несколькими способами: на метро, на автобусе, на кораблике или на такси. Три станции метро линий 6, 8, 9 находятся в 10-15 минутах ходьбы от сооружения.
Основная масса туристов стремятся посетить Эйфелеву башню с целью получить колоритные видовые фотографии с высоты птичьего полета. Купив входной билет, советуем подняться на самый высокий уровень башни и начинать посещение сверху вниз. На верхнем этаже можно посетить квартиру Эйфеля, выпить в баре бокал шампанского, сфотографироваться на фоне города.
Спустившись на второй уровень, турист окажется на смотровой площадке и сможет сделать прекрасные фотки. Здесь же расположены сувенирные лавки, где можно купить небольшой подарок на память. В небольших бистро можно перекусить, выпить чашечку кофе с фирменным французским печеньем. Желающим пообедать с шиком советуем посетить ресторан «Le Jules Verne».
На первом этаже башни можно посетить временные выставки, заглянуть в сувенирные лавки, перекусить в кафе и сделать уникальные фотографии города через прозрачный пол. Здесь же находится знаменитый и любимый гостями и жителями Парижа, ресторан «58 Tour Eiffel». Вход на территорию вокруг башни (эспланаду) бесплатный и возможен после прохождения контроля безопасности.
Photo by Il Vagabiondo on Unsplash
Интересные факты об Эйфелевой башне
Эйфелева башня охраняется законом об авторском праве как объект исторического и культурного наследия. Значимым пунктом в этом документе является запрет на публикацию фотографий достопримечательности, освещенной огнями ночью. Туристы вправе снимать башню в ночном режиме, размещать свои фото в социальных сетях, но продажа фотографий запрещена и преследуется по закону.
Строительство башни в XIX веке завершилось покраской сооружения. Рабочие использовали порядка 60 тонн краски разных оттенков. Краску обновляют каждые 7 лет во избежание разрушения металла под действием времени. За годы жизни «француженка» 17 раз меняла свой цвет. Свой официально запатентованный цвет, приближенный к оттенку бронзы, башня имеет с 1968 года.
В течение четырех десятилетий Эйфелева башня оставалась самым высоким сооружением в мире, оставляя далеко позади собор в Кельне и пирамиду Хеопса. Сооружение имеет высоту 324 метра. К числу интересных фактов о Эйфелевой башне можно отнести сезонное изменение высоты символа Парижа. Летом башня прибавляет в росте 18 см, вследствие расширения металла при высоких температурах.
С 1899 года подъем на вершину Эйфелевой башни стал возможен на лифтах. В годы оккупации (1941-1944) жители Парижа специально привели в негодность работу башенных лифтов. Приехавший с триумфальным визитом Гитлер не смог покорить вершину башни и довольствовался фотографиями только на ее фоне. Починить лифты немцы пытались безуспешно на протяжении нескольких лет.
Писатель Ги де Мопассан был в числе противников возведения башни по утвержденному проекту Эйфеля. Но с открытием ресторанов на территории башни, писатель стал завсегдатаем этих заведений. На вопрос, зачем вы трапезничаете в ненавистном месте, Мопассан отвечал, что ресторан в Эйфелевой башне – единственное место в городе, откуда не видна эта уродливая постройка.
Построенная больше века назад, Эйфелева башня стала неотъемлемой частью Парижа и символом Франции. Принимая по 6 миллионов туристов в год, дерзкая красавица не устает удивлять и радовать путешественников. Конструкцию башни можно по праву считать восьмым чудом света и лучшим изобретением инженерной мысли того времени. И спасибо французам, сохранившим этот памятник от демонтажа!
Гюстав Эйфель: французский архитектор, инженер 10 808 Раздел в процессе наполнения и корректировки
Биография
Один из величайших архитекторов Франции, Гюстав Эйфель, известен тем, что проектировал и строил самую известную достопримечательность Парижа, Эйфелеву башню. Она была построена в рекордно короткие сроки с января 1887 года по март 1889 года. Он также помог спроектировать еще одну культовую работу 19-го века – Статую Свободы Бартольди (1870-86) в нью-йоркской гавани – для которой он создал металлический каркас. Его другие главные архитектурные проекты включали Железнодорожный вокзал Будапешта (1876) и купол Обсерватории Ниццы (1886). Хотя опыт Эйфеля лежит в основном в архитектуре и технике, особенно в структурных свойствах и характеристиках кованого железа, его самые известные памятники рассматриваются как уникальные образцы публичного искусства, а не просто инженерные сооружения. В дополнение к этим работам Эйфель также известен многочисленными технически сложными мостами, которые он построил во Франции и других странах. К ним относятся железнодорожный мост Бордо, виадук Гарабит на юге Франции, а также мост Мария Пия, по которому проходит железная дорога Лиссабон-Порту через реку Дору в Португалии. В дальнейшей жизни Эйфель сосредоточил свое внимание на метеорологии и аэродинамике, сделав важный вклад в обеих областях. Талантливый и очень креативный человек, который также оказался в нужном месте в нужное время, он остается важной фигурой в современном искусстве, ключевые достижения которого не имеют себе равных по сей день.
Обучение и ранние работы
Он родившиеся в Дижоне, на Кот-д’Ор. Деловые обязательства его родителей обусловили то, что он провел большую часть своего детства проживая со своей бабушкой. Он учился в Королевском лицее в Дижоне, где получил степень бакалавра в области науки и гуманитарных наук. Его ободряли его дядя (промышленник) и Мишель Перре (химик), которые познакомили его со сложностями химии и горного дела. Из Дижона Эйфель отправился в Париж, где он учился в колледже Сент-Барбе в качестве трамплина для завоевания места в Центральной школе искусств и промышленности (ECP) (одна из самых престижных инженерных школ в стране). Специализируясь на химии, он окончил в 1855 году 13 из 80 классов.
После окончания Эйфель некоторое время работал в Compagnie des Chemins de Fer de l’Ouest , для которого он создал свой первый проект моста – железный мост длиной 22 метра для железной дороги Сен-Жермен. После этого ему предложили работу в качестве руководителя исследовательского отдела Compagnie Belge de Materiels de Chemin de Fer , фирмы, производящей материалы для железных дорог. В 1857 году компании было поручено построить железнодорожный мост через реку Гаронна в Бордо. Это включало строительство железного балочного моста длиной 500 метров (1600 футов), поддерживаемого шестью парами каменных столбов на дне реки. Фундаменты были сделаны с помощью кессонов сжатого воздуха и гидравлических плунжеров, оба экспериментальных метода в то время. Сначала Эйфель получил задание на сборку металлоконструкций, но в итоге взял на себя ответственность за весь проект. Успешный результат не только привел к его продвижению в качестве главного инженера компании, но и привлек его внимание влиятельных фигур, в том числе инженера-строителя Станислава де ла Роша Тулая (1817–1881 гг.), инженера-политика Жана Батиста Кранца (1817 г.). -99) и немециого инженера Вильгельма Нордлинга (1821-1908).
Карьера в качестве инженера
Несмотря на дальнейшее продвижение в компании, падение ее состояния побудило Эйфеля уйти в отставку и начать работать в 1864 году в качестве независимого инженера-консультанта. Он стал предпринимателем, специализирующимся на металлических каркасах, и решительным сторонником железа из-за его упругости, легкости и устойчивости, а также из-за его легкого хранения и сборки. У него уже были независимые контракты на строительство двух железнодорожных станций в Тулузе и Ажене, к которым он добавил, в 1866 году, контракт на надзор за строительством тридцати локомотивов для египетского правительства, в ходе которого он посетил Суэцкий канал. который был построен французским дипломатом и бизнесменом Фердинандом де Лессепсом (1805-1894). Вдобавок ко всему этому он был нанят Жан-Батистом Кранцем, чтобы помочь спроектировать выставочный зал для выставки 1867 Universselle (World Fair) в Париже. Это включало проектирование и строительство арочных балок Galerie des Machines , в ходе которых он много узнал о структурных свойствах чугуна.
Eiffel & Cie Partnership
В конце 1866 года Эйфель основал собственные мастерские в пригороде Парижа Левалуа-Перре. Это позволило ему лучше контролировать будущие проекты: он не только проектировал, но и производил. Его первая крупная комиссия была для двух виадуков, несущих железнодорожную линию между Бордо и Лионом. Кроме того, он также выиграл несколько зарубежных контрактов, включая цельнометаллическую сборную церковь Сан-Маркос в Арике, Чили.
В октябре 1868 года Эйфель вступил в партнерство с бельгийским инженером Теофилом Сейригом (1843-1923), образовав компанию Eiffel et Cie . В 1875 году компании было поручено спроектировать и построить Будапешт-Ньюгати Паляудвар – конечную станцию для железной дороги Вена – Будапешт. Вместо того чтобы прятать металлический каркас железнодорожного вокзала за тщательно продуманным фасадом, Эйфель и Сейриг, как обычно, сделали его центральным элементом всего здания, окруженного с обеих сторон обычными каменными конструкциями, в которых размещаются административные помещения. Станция открылась вовремя в октябре 1877 года.
В 1875 году Eiffel & Cie выиграла еще один престижный контракт – на этот раз для Королевской португальской железнодорожной компании – на проектирование и строительство 563-метрового моста (мост Марии Пиа, обычно известного как Понте Дона Мария), по которому проходит магистраль Лиссабон – Порто через реку Дора. Из-за глубины и скорости реки никакие колонны не могли быть использованы для поддержки моста, который должен иметь центральный пролет длиной 160 метров – это больше, чем рекордный 156-метровый мост над Миссисипи, построенный в Сент-Луисе Джеймсом. Построенный из кованого железа, мост Eiffel стоял на пяти железных пирсах, опирающихся на центральной опорную дугу. Работы начались в январе 1876 года и были завершены в октябре 1877 года: мост открыла португальская королева Мария Пиа, в честь которой он был назван.
Всемирная выставка, Париж (1878)
Парижская всемирная выставка ( Exposition Universelle ) в 1878 году закрепила растущую репутацию Эйфеля как одного из ведущих дизайнеров и инженеров-строителей во Франции. Помимо демонстрации моделей и чертежей успешно выполненных архитектурных проектов широкому кругу влиятельных посетителей своего стенда, Эйфель мог также указать на несколько зданий на самой выставке, которые он также спроектировал и установил. Они включали в себя павильон для Парижской газовой компании, которая была первым совместным предприятием Эйфеля со Стивеном Совестром (1847-1919), который впоследствии стал главой архитектурного бюро компании.
Compagnie des Etablissements Eiffel
В 1879 году партнерство с Сейригом было расторгнуто, и активы были переименованы в Eiffel Compagnie des Etablissements . Почти сразу же, благодаря успеху проекта моста через Пиа Мария, Эйфель был уполномочен построить виадук Гарабит, железнодорожный мост возле Рюйнс ан Маргериде в Кантале. Чтобы помочь ему в проекте, он нанял нескольких людей, которые позже учавствовали в разработке дизайна Эйфелевой башни. Среди них были Морис Кёхлин (1856-1946), молодой выпускник Цюрихского политехникума и Эмиль Нугье (1840-98), которые помогали в строительстве Понте Донья Мария. В то же время компания Эйфеля начала создавать систему стандартных сборных мостов для использования в Кочин-Китай, южной части французского Индокитая.
Статуя Свободы
В 1881 году с Эйфелем связался Огюст Бартольди (1834-1904), один из самых уважаемых французских скульпторов 19-го века, которому понадобилась дополнительная инженерная экспертиза для завершения Статуи Свободы после смерти Юджина Виолье-ле-Дюка (1814- 79). Эйфель был выбран из-за его опыта в железе и ветровых нагрузках. В конце концов, Eiffel разработала совершенно новую внутреннюю железную конструкцию для поддержки медного тела статуи и вся конструкция была возведена на заводах Eiffel в Париже, а затем была разобрана и отправлена в Соединенные Штаты. (Постамент статуи был спроектирован отдельно в Америке Ричардом Моррисом Хантом : 1827-1895.)
Эйфелева башня (1887-89)
Башня была успешным представлением Эйфеля на Всемирной выставке 1889 года в Париже, посвященной столетию Французской революции. Первоначальный дизайн был сделан Морисом Коеклином и Эмилем Нугье с дополнительными предложениями (декоративные арки в основании и венчающий купол) от Стивена Совестра. Окончательный дизайн представлял собой гигантский пилон, состоящий из четырех ножек, расставленных у основания, но сближающихся по мере их подъема, в конечном итоге сходящихся наверху. Каждая нога состояла из решетчатой рамы из кованых балок, и все четыре ноги были соединены между собой металлическими фермами через равные промежутки.
Несмотря на массу споров (по поводу того, далжна ли Эйфелева башня была принята), а также критики в отношении эстетики (уродства) предлагаемой конструкции из кованого железа, Эйфелева башня была построена в рекордно короткие сроки (2 года и 7 недель) без особых травм среди рабочей силы из 300 человек. Гонорар Эйфеля составлял 25 процентов его расходов. Взамен, чтобы помочь ему восстановить баланс и получить прибыль, он получил эксклюзивные права на башню в течение следующих 20 лет. Он окупил все свои расходы в течение 12 месяцев и продолжил зарабатывать. Башня была готова в марте 1889 года. С тех пор ее посетило более 250 миллионов туристов, уничтожив при этом аргументы критиков Эйфеля, что делает ее одним из величайших произведений авангардного искусства и иконой французской культуры.
Панамский скандал
В 1888 году Эйфель оказался вовлеченным в скандал, вызванный внезапным банкротством французской компании, строящей Панамский канаа, возглавляемой Фердинандом де Лессепсом, которому было поручено построить канал через Панамский перешеек. Хотя Эйфель был просто подрядчиком, нанятым для проектирования шлюзов канала, он оказался вовлеченным в последовавший за этим финансовый скандал, обвиняемый вместе с директорами в сборе средств под фальшивыми предлогами и их нецелевом использовании. В 1893 году он был признан виновным по обвинению в нецелевом использовании средств и приговорен к двум годам тюремного заключения. К счастью, он был оправдан по апелляции.
Отставка
Незадолго до суда Эйфель оставил строительство и ушел в отставку, посвятив остаток своей жизни научным экспериментам, связанным с метеорологией и аэродинамикой. Таким образом, он обнаружил ценное использование для Эйфелевой башни: метеорологическая станция и гигантская радиоантенна. Действительно, именно из-за его ценности в этих областях позволили структуре остаться на месте. Он умер дома в Париже в возрасте 91 года, предположительно, слушая вступление 5-й симфонии Бетховена.
В последующие годы он, несомненно, был бы рад видеть, что его вера в металлические каркасы подтверждается другими – особенно в американской архитектуре – поскольку железо и сталь заменили каменную кладку и камень при проектировании и строительстве высоких зданий по всему миру. В любом случае он был пионером в использовании металлоконструкций, которые сейчас широко распространены в архитектуре небоскребов и во многих других приложениях архитектуры 20-го века по всему миру.
Для получения дополнительной информации о прогрессивных дизайнерах и их использовании металлических конструкций, пожалуйста, смотрите: American Architects (c.1700-2000).
Архитектурные проекты
Вот краткий список некоторых из зданий, мостов и виадуков, спроектированных и построенных Густавом Эйфелем, в дополнение к тем, которые были упомянуты выше.
Железнодорожный вокзал, Тулуза, Франция (1862)
Церковь Нотр-Дам де Шам, Париж (1867)
Виадук Сиуле, Пюи-де-Дом, Франция (1867)
Синагога на улице Пасарель, Париж (1867 г.)
Новый виадук, Ганнат, Овернь, Франция (1867)
Качающийся мост, Дьепп, Франция (1870)
Газовый завод, Ла-Пас, Боливия (1873)
Газовый завод, Такна, Перу (1873)
Кафедральный собор Сан-Педро-де-Такна, Перу (1875 г.)
Эйфелева башня, Жирона, Испания (1876 г.)
Эйфелев мост, Унгень, между Молдовой и Румынией (1877)
Маяк Рухну, остров Рухну, Эстония (1877 г.)
Эйфелев мост, Виана-ду-Каштелу, Португалия (1878)
Мост Кура, Каминья, Португалия (1878 г.)
Мост Кубзака, река Дордонь, Франция (1880)
Тисский мост, Сегед, Венгрия (1881 г.)
Гранд Отель Траян, Яссы, Румыния (1882)
Мост Колберта, Дьепп, Франция (1888)
Латинский театр Паради, Париж, Франция (1889)
Каса де Фиерро, Икитос, Перу (1892)
Мост Имбаба, Каир, Египет (1892 г.)
Виадук Souleuvre, La Ferriere-Harang, Нормандия, Франция (1893)
Церковь Санта-Барбара, Санта-Розалия, Мексика (1896)
Эйфелева башня – что вы не знали о самой красивой парижанке
Эйфелева башня в Париже
Кто из нас не хотел бы оказаться в самом романтичном, волшебном и прекрасном городе на земле – Париже?! Здесь можно прогуляться по Елисейским полям, полюбоваться самой узнаваемой достопримечательностью Парижа на Марсовом поле – Эйфелевой башней, воздушной решетчатой красавицей, стоящей на левом берегу Сены.
Из истории создания
Эйфелева башня, которую сам автор проекта называл просто «трехсотметровая башня», задумывалась как временное сооружение к Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Французской революции.
Как родилась идея
Власти города объявили конкурс на лучшее архитектурное сооружение, которое могло бы стать гордостью Франции. Одновременно постройка должна была принести доход и легко демонтироваться впоследствии за ненадобностью.
Инженер Гюстав Эйфель внес на рассмотрение комиссии свой проект 300-метровой железной башни, который был одобрен властями Парижа. Для строительства требовалось 7,8 миллионов франков. Государство выделило Эйфелю лишь 1,5 млн. Недостающую сумму инженер согласился внести из личных средств, при условии аренды сооруженной им башни на 25 лет.
Соглашение было заключено, и в 1887 году началось строительство, которое необходимо было завершить за 2 года, ко времени открытия выставки.
История строительства и уникальность проекта
Башня была построена в максимально сжатые сроки. Через 2 года 2 месяца и 5 дней усилиями трех сотен рабочих ее сооружение было закончено. «Железную леди», как называли ее парижане, собрали, словно детский конструктор. Вначале строили опоры, а потом их соединяли с помощью платформ.
Быстрые темпы строительства объясняются прекрасно выполненными чертежами, в которых указаны абсолютно точные размеры всех металлических деталей. До сих пор чертежи Эйфеля считаются идеальными, по ним и теперь можно соорудить точную копию железной красавицы. На сборку ушло 18038 металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок. По высоте башня равна 80-этажному дому.
Несмотря на огромные габариты, она получилась легкой и изящной, будто сотканной из кружев, хотя вся конструкция весит 10 тысяч тонн. Вес покрывающей краски 57 тонн.
Строительство велось очень тщательно. Был вырыт огромный котлован, в который установили 4 десятиметровых блока под каждую ножку башни.
Специальный гидравлический домкрат обеспечил идеальный горизонтальный уровень блоков.
Все детали из кованого железа изготовляли на собственном заводе Эйфеля. Несколько деталей на земле собирались в единые блоки, в них заранее сверлились гнезда для заклепок. Каждый из таких блоков весил не более 3тонн, что облегчало установку на высоте.
Возводя башню, Эйфель применял такие необычные строительные хитрости, что бульварная пресса прочила ему заключение в психиатрическую клинику. Он установил небольшой ползучий кран, двигающийся вверх по рельсам будущих лифтов. Это ускорило подъем конструкций на высоту и исключило возможность несчастных случаев во время такого высотного строительства.
31 марта 1889 года Эйфель пригласил желающих чиновников для первого подъема. Для этого надо было преодолеть 1710 ступенек. Башню назвали в честь построившего ее инженера. В то время он и подумать не мог, что она прославит и увековечит его имя.
Архитектурные особенности
Основание Эйфелевой башни – пирамида с четырьмя опорами, которые, на высоте 60 метров соединяются аркой. На ней – квадратная площадка со сторонами в 65 метров. Это 1-й этаж. От этой платформы поднимаются следующие 4 опоры. На высоте 116 метров они образуют очередной свод. На нем расположилась вторая площадка – квадрат в 2 раза меньше первого. Это 2-й этаж.
Взметнувшиеся вверх опоры со второй платформы, постепенно соединяясь, образуют гигантскую колонну высотой 190 метров. На этом колоссальном стержне, на высоте 276 метров от земли, расположена третья квадратная площадка со сторонами 16,5 метра.
Здесь находится маяк, увенчанный куполом. А над ним, на 300-метровой высоте, – небольшая полутораметровая площадка – 3-й этаж башни.
Высота Эйфелевой башни в наши дни 324 метра, благодаря установленной на ней телевизионной антенне.
Для того чтобы башня более отвечала эстетическим вкусам парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры камнем, связать их с площадкой первого этажа узорчатыми арками. А также разместить на этажах просторные застекленные залы, придать верхушке округлую форму, а для ее украшения использовать различные декоративные элементы.
На всех четырех сторонах цокольных опор Эйфелевой башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, в том числе и тех, кто принимал участие в проектировании и строительстве «железной леди».
Почему французам не нравилась башня Эйфеля
Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни. Но так было не всегда. После постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан. Парижская богема с негодованием требовала убрать «смехотворную башню, этот неуклюжий скелет». Называли ее уродливой, безвкусной, огромной железной трубой, уличным фонарем и дырявым канделябром.
Многих возмущала тень башни, раздражало и то, что ее видно из любой точки города.
Известный французский писатель Ги де Мопассан, постоянно приходивший обедать в ресторан, открытый на первом этаже, отвечая на вопрос, почему он обедает именно здесь, категорично ответил: «Это единственное место в городе, откуда не видно Эйфелеву башню».
А вот посетителям выставки и гостям столицы необычное строение очень понравилось. Успех был оглушительным: только за 6 месяцев ее посетили 2 миллиона человек. За это же время она почти полностью окупила расходы на строительство.
Сооружение планировали разобрать в 1909 году, через 20 лет после возведения, но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку». Эксплуатация своего детища принесла Эйфелю немало денег.
Время шло и доказало, что все протесты были напрасны. А Эйфель сумел превратить своих врагов в почитателей. Неслыханную рекламу башне принес концерт оперного композитора Шарля Гуно, который согласился сыграть здесь «Концерт в облаках», приняв необычное приглашение Эйфеля.
Бригада рабочих доставила на высоту 376 метров рояль композитора, и концерт прозвучал, изумляя озадаченную публику. Сам Эйфель, чтобы окончательно сразить скептиков, устроил на верхнем ярусе свой личный кабинет.
От демонтажа окончательно отказались, когда Эйфелева башня перешла в собственность столицы. Ее активно использовали для телефонной и телеграфной связи, размещения радиостанций. С 1935 года регулярно начали передавать и телевизионные программы.
Чем интересна башня сегодня
Сегодня Эйфелева башня – главная достопримечательность Парижа. У большинства туристов она вызывает неизменное восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, сооружение оказывает давление на землю, равное давлению сидящего на стуле человека.
Информация для туристов
У подножия – кассы по продаже билетов, информационная стойка с брошюрами и буклетами. На каждом этаже конструкции располагается сувенирный магазин. К услугам туристов закусочная и почтовое отделение.
На первом этаже посетителей встречает ресторан и центр, где показывают фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же находится фрагмент старой винтовой лестницы, ведущей на верхние этажи и в кабинет самого Эйфеля.
Посетители, подошедшие с северной стороны, увидят позолоченный бюст ее создателя с незамысловатой надписью: «Эйфель 1832–1923».
На второй смотровой площадке – ресторан «Жюль Верн» и небольшой залитый каток.
Главная цель подавляющего числа посетителей – третий уровень. К нему возносятся лифты, через окна которых можно любоваться Парижем. Желающие смогут подняться по лестнице с 1792 ступеньками. На самом верхнем этаже в изысканном баре можно отметить свой подъем дорогим шампанским, бокал которого обойдется в переводе на наши деньги в 900 рублей.
На башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн для трансляции радио и телепрограмм. Свет маяка виден на 10 км. На сооружении размещены вышки сотовой связи, уникальная метеостанция, фиксирующая данные о загрязнении атмосферы и радиационного фона.
Оригинальное освещение
Сразу же после строительства башня засияла разноцветными огнями: на вершине установили маяк, светившийся цветами французского флага, два прожектора и 10 тысяч газовых фонарей. В 1900 году конструкцию оборудовали электрическими лампочками. А в 1925 году владелец компании Ситроен разместил на ней грандиозную рекламу. С помощью 125 тысяч лампочек появлялись поочередно изображения самой башни, зодиакальных созвездий, а также продукции знаменитого автомобильного французского концерна.
С течением времени освещение Эйфелевой башни модернизировалось несколько раз. В целях экономии в 2015 году электрические лампы заменили на светодиодные. Когда на город опускается ночь, символ Парижа загорается тысячами маленьких огоньков. Это зрелище неописуемой красоты, от которого невозможно отвести взгляд.
Обычно башня светится золотыми огнями. Но во время торжественных мероприятий или траурных событий окрашивается в цвета флагов различных стран. Проецируются надписи, символизирующие наступившее событие. В вечернее время 10 минут каждого часа продолжается световое шоу – иллюминация.
Запатентованный цвет башни
За время своего существования башня была и желтой, и красно-коричневой.
Сегодня ее бронзовый цвет официально запатентован и называется коричнево-эйфелевым. Косметический ремонт проводится каждые 7 лет и продолжается полтора года.
Каждый раз старый слой краски полностью удаляется с помощью пара под высоким давлением. Во время тщательного осмотра негодные детали заменяют на новые.
После этого башню покрывают двумя слоями краски, которой требуется 57 тонн.
Цвет не везде однороден, ее красят в разные тона бронзового цвета – от темного у основания до более светлого на самом верху. Это делается для того, чтобы сооружение смотрелось гармонично на фоне неба. Интересно, что даже в наши дни краска наносится кистями.
Интересные факты
- Во время немецкой оккупации агрессоры не могли водрузить на башню свой флаг. Все подъемные механизмы были удалены французами, а вызванные из Германии специалисты ничем не смогли помочь.
- Башня сконструирована так, что ей не страшны бури – во время самого сильного ветра она отклоняется от своей оси только на 12 сантиметров. Более восприимчива железная конструкция к солнцу. Железные элементы от нагрева так расширяются, что верхняя часть иногда отклоняется вбок до 20 сантиметров.
- В 2010 году со 2 этажа, с высоты 115 метров, был установлен рекорд по прыжкам на роликах.
- В 2012 году Ален Роббер влез на вершину монумента без страховки.
- Ежегодно достопримечательность посещают 6 миллионов туристов, за один день – 30 тысяч человек.
- Около 2 тысяч килограммов бумаги в год требуется для печати билетов посетителям «железной леди».
- В башне 5 миллиардов ламп и фонарей. Она потребляет 7,8 млн кВт в год.
- Обслуживающий персонал башни 350 человек.
- Обзор с верхней смотровой площадки 70 км в хорошую погоду.
- Красавица башня – свидетельница несчастий. Начиная с 1898 года по сей день 400 человек покончили жизнь самоубийством.
- Эйфелева башня – самый дорогой памятник Европы. Ее стоимость 435 миллионов рублей.
Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюбленные, чтобы провести вместе незабываемые мгновения. Каждая девушка втайне надеется, что именно там любимый сделает ей предложение руки и сердца.
История создания Эйфелевой башни – самого известного символа Парижа
Известные достопримечательности мира – это не просто сооружения, а олицетворение их места расположения или гениального создателя. Так, знаменитая Эйфелева башня давно стала не просто металлической конструкцией. Ее называют «сердцем Парижа», «символом Франции». Это любимое место миллионов туристов, изображения Эйфелевой башни украшают сувениры и открытки из Франции. Сегодня невозможно представить, каким был бы образ современного Парижа без его знаменитой достопримечательности.
История создания
В 1889 году в Париже проходила Всемирная выставка, на которой человечество впервые увидело гигантскую Эйфелеву башню. Перед организаторами стояла задача – показать миру достижения французской инженерной мысли. Администрация Парижа придумала архитектурный конкурс, приуроченный к выставке. На нем выдающиеся французские инженеры должны были создать нечто грандиозное, выдающееся.
Это творение должно было доказать всем, что во Франции есть настоящие гении архитектуры. Среди множества инженерных бюро победил Гюстав Эйфель, чьим именем и был назван будущий символ Парижа.
Интересно, что у самого главы архитектурной конторы не было идеи чертежей башни. Он предложил на конкурс эскиз своего коллеги, Мориса Кешлена, и этот проект победил.
Сначала контора Эйфеля получила совместный патент на проект башни, но впоследствии он его выкупил и стал исключительным обладателем прав на конструкцию Эйфелевой башни.
Первоначальный чертеж сооружения был слишком простым и не отвечал требованиям Всемирной выставки. Архитекторы пригласили Стефана Совестра поработать над более утонченным обликом Эйфелевой башни. Именно он придал ей тот вид, который мы наблюдаем по сей день.
Администрация Парижа и Гюстав Эйфель заключили договор, в котором говорилось, что архитектор арендует права на башню в течение 25 лет. После этого срока ее предполагалось демонтировать.
Строительство Эйфелевой башни
Трехсотметровую башню строили два года и два месяца. Работы начали в 1887 году. В строительстве применяли в основном уже готовые части конструкции. По словам Эйфеля, самым сложным этапом в работе было возведение основы башни.
Опоры под наклоном нужно было удержать на огромных цилиндрах с песком. Рабочие постепенно высыпали песок из них, таким образом, придавая платформам нужный угол наклона. Ни одна из балок Эйфелевой башни не весила больше трех тонн. Это облегчало их поднятие. Для этого архитекторы применяли подъемные краны.
Когда большая высота стала недоступна для машин, в дело пошли специально придуманные Эйфелем мобильные краны.
В 1899 году французская фирма сконструировала два лифта для Эйфелевой башни в восточном и западном крыле. Они действуют и в наши дни, работая от электродвигателя. Еще один лифт, соединяющий второй и третий этажи, был создан благодаря гению инженеру Леона Эду. В то время подъемник работал с помощью гидравлических насосов, сейчас же электричество приводит его в действие.
Гюстав Эйфель и его команда ответственно и разумно подошли к строительству – за время возведения Эйфелевой башни не было зарегистрировано ни одного смертельного случая, что удивительно для того времени. Удивительное сооружение неспешно росло ввысь, восхищая парижан и гостей города.
Судьба Эйфелевой башни после постройки
Гигантская «железная дама» произвела фурор на Всемирной выставке 1889 года. На нее пришли посмотреть более двух миллионов человек. Эйфелева башня была настолько популярна сразу же после «рождения», что большая часть затрат на ее постройку окупилась уже в первый год. Это был очень смелый, грандиозный архитектурный проект для того времени.
Не все смогли оценить его размах по достоинству. Часть творческой прослойки Парижа не могла принять железный облик башни, возвышавшийся над их любимым городом. Около трехсот французских писателей и художников отправили гневные письма в администрацию Парижа с требованием немедленно стереть с лица земли только что возведенную Эйфелеву башню.
Им казалось, что уродливая металлическая конструкция башни портит общий облик Парижа и очерняет его прекрасную архитектуру. Французский писатель Ги Де Мопассан был в числе разгневанных жителей Парижа, но, тем не менее, регулярно посещал ресторан, расположенный на первом этаже Эйфелевой башни. Когда ему задали резонный вопрос, почему он так делает, Мопассан ответил, что этот ресторан – единственный в Париже, откуда не виден уродливый облик башни.
Петиции творческой интеллигенции не повлияли на популярность достопримечательности, и Гюстав Эйфель продлил срок аренды на 70 лет. С 1906 года конструкцию башни использовали в качестве радиоантенны. А с 1922 года в Париже даже выходила радиопередача «Эйфелева башня». Позже, в 1935 году, французы начали транслировать телевизионные передачи с помощью антенны, установленной на верхушке Эйфелевой башни.
Во времена Второй мировой войны лифт внутри парижской достопримечательности неожиданно перестал работать. По этой причине Адольф Гитлер так и не смог подняться на верхушку башни. Но после окончания оккупации лифт снова заработал, приведя в изумление горожан.
Эйфелева башня в настоящее время
Эйфелева башня находится в центре города, на Марсовом поле. В наши дни любой турист в Париже может подняться на ее верхушку и осмотреть Париж с высоты птичьего полета. Купить билет для осмотра башни можно ежедневно. В летнее время посещение возможно с 9 утра до 12 ночи, а в зимнее – с 9:30 до 11 вечера. Цена билета на самый верх – около 25 евро.
Можно сэкономить и купить билет на второй ярус Эйфелевой башни. Это удовольствие обойдется примерно в 16 евро взрослому человеку. Внутри башни есть чем заняться – можно посетить знаменитый ресторан, в котором обедал Ги Де Мопассан. Но нужно учитывать, что его цены могут сильно ударить по карману.
Обед в «Жюле Верне» обойдется примерно в 100 евро на человека. Есть и заведения с демократичными ценами, они находятся на первом уровне башни. В них можно перекусить за 7-10 евро. Большинство туристов же покупают билеты на смотровую площадку Эйфелевой башни. С нее открывается потрясающий вид на город.
Эйфелева башня — «гадкий утенок» французской архитектуры
Название постройки: Эйфелева Башня / Tour Eiffel
Автор: Густав Эйфель при участии Эмиля Нугье, Мориса Кёшлена и Стивена Совестрома
Дата постройки: 1887-1889 гг.
Место нахождения: Париж, Франция
В 2019 году Эйфелева башня отметила свое 130-летие. Для временной постройки, которую собирались демонтировать через 20 лет после возведения, возраст довольно солидный. Сегодня это самая популярная архитектурная достопримечательность. Ее посещают более 7 миллионов человек в год. Но так было не всегда. С самого начала строительства творческая интеллигенция Франции требовала остановить возведение «уродливой металлической конструкции, нарушающей неповторимый стиль Парижа». Как же удалось сохранить Эйфелеву Башню? И кто на самом деле автор сооружения, носящего имя Густава Эйфеля? Об этом читайте в нашей статье…
В преддверии Всемирной выставки 1889 года, проходившей в Париже, администрация города объявила архитектурный конкурс на создание сооружения, олицетворяющего технические и инженерные достижения Франции. Благодаря этому конкурсу и появилась Эйфелева башня.
Ее автором считается французский инженер-строитель Густав Эйфель, хорошо известный своими экспериментами с массивными железными конструкциями. К тому моменту он уже успел спроектировать внутренний каркас Статуи Свободы и несколько железнодорожных мостов, в том числе Виадук Гараби. Однако Эйфелева башня изначально была не его идеей.
Первые эскизы и расчеты сделали инженеры Эмиль Нугье и Морис Кёшлен, работавшие в архитектурной мастерской Эйфеля. И хотя мэтра не впечатлил этот дизайн, он оформил патент на свое имя и имена своих коллег. А вскоре выкупил у Нугье и Кёшлена их права на конструкцию. Свой окончательный облик Эйфелева башня получила благодаря совместной работе Густава Эйфеля и архитектора Стивена Совестрома.
Нижний этаж башни представляет собой пирамиду, образуемую четырьмя колоннами. На высоте почти 58 м их соединяет арочный свод, на котором размещается квадратная платформа. Эта платформа — основание для еще одной пирамиды меньшего размера. Вторую пирамиду на высоте 115,73 м венчает колоссальная пирамидальная колонна. Такая форма продиктована заботой об устойчивости к ветровым нагрузкам.
Эйфелева башня была возведена всего за два года усилиями 300 рабочих. В строительстве использовано 18 000 железных деталей и 2,5 млн. заклепок. Высота Эйфелевой башни составляет 324 метра.
Когда колонны основания были почти завершены, общественные протесты против дальнейшего строительства усилились. Но после завершения строительства башню ждал колоссальный успех. За 173 дня выставки ее посетило более 2 млн. человек. Но к 1890-му году посещаемость снизилась. От запланированного на 1909 год демонтажа конструкцию спасла высота Эйфелевой башни. Густав Эйфель отстоял конструкцию как уникальную площадку для радио-, а затем и телепередачи. Сегодня это самая популярная архитектурная достопримечательность в мире. Миллионы туристов приезжают сюда, чтобы сделать фото на фоне Эйфелевой башни.
Железная конструкция противостоит разрушающему воздействию времени благодаря 57 тоннам краски, которые каждые семь лет наносятся малярами вручную.
Эйфелева Башня — это не статическая структура. Она постоянно меняется и преображает пространство вокруг. Разноцветные иллюминации, каток, заливаемый каждую зиму с 2004 года на нижней площадке, парк, перепланировка которого идет полным ходом к Олимпиаде 2020, — это далеко все. Поэтому не только у каждого туриста, но и у каждого парижанина свой ответ на вопрос какая Эйфелева башня ему нравится больше.
Ее хотели демонтировать и пытались продать: история грандиозной Эйфелевой башни
Всемирно известная достопримечательность — Эйфелева башня — сегодня празднует свой 132-й день рождения. За годы существования она успела стать главный символом Парижа, увидеть который съезжаются тысячи туристов.
Эйфелева башня (la tour Eiffel), названная так в честь своего создателя Гюстава Эйфеля, была возведена в Париже ко Всемирной выставке 1889 года. Соавторами проекта стали инженеры Морис Кехлен и Эмиль Нугье, а также архитектор Стефан Совестр.
Сооружение возвели в максимально сжатые сроки: через два с небольшим года усилиями трех сотен рабочих башня была закончена. «Железная леди» (так ее называли парижане) высотой в 300 метров стала самым высоким объектом в мире на то время. Когда в 1957 год на башне установили вышку телецентра, ее высота достигла 320 метров.
18 тысяч металлических деталей, 2,5 миллиона заклепок для их соединения, более 10 тысяч тонн веса — несмотря на внушительные цифры, конструкция кажется легкой и ажурной. Три яруса сооружения находятся на высоте 60, 140 и 275 метров соответственно, и посетители могут подняться наверх по лестнице (1792 ступеньки) или на одном из исторических лифтов, которые работают аж с 1899 года. Одновременно на башне может находиться 10,4 тысячи человек.
При возведении башни Эйфель пользовался необычными строительными хитростями, за которые его критиковала пресса. Французы вообще невзлюбили новый объект: его считали уродливым и безвкусным, абсолютно не вписывающимся в архитектурный ландшафт Парижа. Однако необычная форма башни была обусловлена не художественными соображениями, а соображениями устойчивости конструкции. Благодаря этому «железной леди» не страшен ветер — при порывах до 180 км/час верхушка отклоняется всего на 12 см. А вот жара действует на нее куда губительнее: обращенная к солнцу сторона расширяется так, что верхушка кренится на 18 см.
Гостям французской столицы, в отличие от коренных жителей, строение сразу же пришлось по вкусу. 15 мая 1889 года на башню пустили первых посетителей, и за следующие полгода ее посетили два миллиона человек. За годы, прошедшие с открытия достопримечательности, на нее любовалось более 300 миллионов человек.
Любопытно, что изначально башню планировали демонтировать через 20 лет после постройки. От этого ее спас технический прогресс: конструкцию стали использовать для передачи радиосигналов. В 1903 году с нее провели первый сеанс телеграфной связи, а с 1935 года стали транслировать телевизионные программы.
Для поддержания башни в ее лучшем виде каждые семь лет «красавицу» перекрашивают, используя при этом 57 тонн краски. За время своего существования конструкция была и желтой, и красно-коричневой, но сегодня ее бронзовый оттенок — «коричнево-эйфелевый» — официально запатентован.
На всех четырех сторонах цокольных опор Эйфелевой башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, в том числе и тех, что принимали участие и проектировании и возведении сооружения. Благодаря высоте башни были сделаны и новые открытия. Например, немецкий физик Теодор Вульф измерил уровень радиации у основания строения и на его вершине. Эти исследования позволили позже открыть космические лучи.
Опыт другого изобретателя — австрийца Франца Райхельта — был куда более плачевным. В 1912 году он прыгнул с первого уровня башни, испытывая парашютную куртку собственного дизайна. К сожалению, парашют не раскрылся и смельчак погиб.
В свое время привлекала башня и совсем неординарных личностей. Так, авантюрист по имени Виктор Люстиг попытался продать достопримечательность. Он наткнулся на заметку в газете, автор которой сетовал на слишком дорогое содержание объекта. С этой заметкой Люстиг отправился к парижским торговцам металлоломом, представился чиновником и принял взятку за право выкупить сооружение. Через несколько месяцев он попытался еще раз провернуть аферу, однако жертвы сообщили в полицию.
Сегодня Эйфелева башня признана самым ценным архитектурным объектом Европы: ее стоимость оценивается в 435 миллиардов евро. Однако ценность «железной леди» измеряется не только этим: она остается самой популярной достопримечательностью Парижа, посмотреть на которую ежегодно съезжаются не меньше шести миллионов человек со всего света.
Ранее ФАН писал о том, что самая известная в мире башня, наоборот, зачастую не оправдывает ожиданий туристов.