Третий зимний дворец

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге — нескучная история Эрмитаж — вид с Дворцового моста Если речь заходит о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, то, как правило, мы имеем в виду историческое

Третий зимний дворец

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге — нескучная история

Эрмитаж — вид с Дворцового моста

Если речь заходит о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Государственный Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам — ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга — это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733–1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию, но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход — они делали козырек и надстраивали сверху 1—2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зелёному тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади — это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры», после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.

Главный дворец Российской империи

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.

Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.

Читайте также  Достопримечательность по украински

«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — краткое описание, история

Зимний дворец историческое здание в Петербурге, богатое своей историей. сегодня мы не будем вдаваться в подробности и мельчайшие детали, а расскажем краткую историю Зимнего дворца.

  1. Свадебные палаты
  2. Зимний дворец Петра I
  3. Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной
  4. Временный Зимний дворец
  5. Современный Зимний дворец
  6. 7 интересных фактов о Зимнем дворце

Свадебные палаты

Петр I был владельцем земель между Невой и Миллионной улицей (где в наши дни расположен Эрмитажный театр). В 1708 году на этом участке, в самом центре владения, возводится «Зимний дом» — невысокое здание в два этажа с большим крыльцом, крытое черепицей. Спустя 4 года были возведены Свадебные палаты государя, из камня, подаренные губернатором будущей столицы Александром Меншиковым, правителю России в честь венчания царя с Екатериной Алексеевной.

Зимний дворец Петра I

В 1716 году по указу Петра I развернулось сооружение Второго Зимнего дворца под руководством Г. Маттарнови. Дворец строился там, где пересекается Нева с Зимней канавкой. Спустя 4 года, Петр I с семьёй переезжает в новое дворцовое здание, а еще через 5 лет здесь же и умирает.

Третий Зимний дворец, перестроенный Анной Иоанновной

В начале 30-х годов XVIII столетия, сочтя Зимний дворец слишком маленьким для царской особы, Анна Иоанновна поручает его перестройку Б. Растрелли, разработавшему собственный план переустройства. Для осуществления плана необходимо было выкупить помещения (эти помещения являлись собственностью Апраксина, Морской Академии, Рагузинского и Чернышева), располагавшиеся тогда на месте сегодняшнего дворца. Сразу после одобрения проекта Анной Иоанновной, помещения были куплены, их снесли и начали возводить новые постройки.

Своей лицевой стороной здание дворца было развернуто к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К середине 30-х годов дворец достроили, и в нём поселилась государыня. Теперь сооружение стало четырёхэтажным, состояло из 70 парадных, более сотни спален, галереи, театра, капеллы, многочисленных лестничных площадок, канцелярских, помещений для служащих. Одновременно начата перестройка дворцового сооружения – к основному зданию пристраивались помещения технического назначения: сараи и конюшни.

В Зимнем дворце летом 1739 года принцесса Анна Леопольдовна обручилась со своим мужем. После кончины Анны Иоанновны сюда был привезён император-младенец Иоанн Антонович, пробывший здесь чуть дольше года, до начала правления в России государыни Елизаветы.

При этой императрице пристройка к основному зданию служебных строений было продолжено. С первого дня 1752 года, императрицей Елизаветой решаются вопросы, связанные с увеличением дворца. На свободных площадях под руководством Растрелли пристраивались новые помещения. По разработанному им плану все постройки: старые и новые, оформлялись в одном общем стиле.

К концу 1752 года, Елизавета задумала увеличение высоты Зимнего дворца. Растрелли пришлось изменить план. После этого от архитектора поступает предложение возвести дворец в другом месте, но государыня не одобряет этого. В итоге архитектор с согласия Елизаветы решает начать возведение абсолютно нового Зимнего дворца.

Временный Зимний дворец

Возведение четвёртого Зимнего дворца завершается к середине 50-х годов XVIII столетия. Дворцовое сооружение возводилось там, где пересекаются Невский проспект и набережная Мойки. А в самом начале 60-х годов здание было разрушено.

Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales , а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.

Современный Зимний дворец

Почти 9 лет (1754-1762 года) строилось современное здание дворца, который тогда был наиболее высокой жилой постройкой Северной столицы. В нём было около полутора тысяч комнат общей площадью порядка 60 тысяч квадратных метров.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Императрице Елизавете не суждено было увидеть постройку завершённой, строительные работы завершились при Петре III в апреле 1762 года. На тот момент закончили отделку фасадов, но внутренняя отделка большей части помещений не была завершена. Через несколько месяцев Петр III был, свергнут с престола, окончание строительных работ приходится на времена Екатерины Великой.

Екатерина II внесла свои изменения в организацию застройки, не воспользовавшись услугами Растрелли. Теперь эту работу выполняли другие архитекторы во главе с Бецким.

В начале 60-х годов XVIII столетия государыня Екатерина II поселилась во дворце, этажом ниже по её приказу расположился её приближённый Г. Г. Орлов (уже спустя год для фаворита императрицы начнётся строительство Южного павильона Малого Эрмитажа, соединённого с покоями государыни специальной галерейкой). В северо-западной части строения, обустроили «Тронный зал», здесь же сделали помещение для ожидающих — «Белый зал», открыли столовую, а чуть дальше – «Светлый кабинет».

Затем располагалась «Парадная опочивальня», её позже, спустя год, переделали в «Алмазный покой». Царица отдала приказ устроить книгохранилище, рабочий кабинет, гостиную, 2 спальные и туалетную комнату.

В 1764 году государыня получает, присланные ей из Берлина, более трехсот дорогих полотен, принадлежавших коллекционеру живописи Йоханну Эрнсту Гоцковскому, в качестве его долга В. Долгорукову. Эти картины (есть мнение, что полотен было чуть больше двухсот) стали началом коллекций Эрмитажа. В наше время около ста из них находятся в Эрмитаже.

Во времена Екатерины полотна были помещены в уединенных дворцовых апартаментах, названных «Эрмитажем» (от франц. ermitage «одинокий сельский домик, пустынное место, место для уединения»). Позднее для них был построен корпус с восточной стороны. В 80–90-е года отделывать дворцовые помещения было поручено И. Е. Старову и Дж. Кваренги.

В 1783 году, следуя указу Екатерины Великой, во дворце был разобран театр.

В 90-е годы XVIII века по указанию государыни, которую не устраивало хождение посетителей Эрмитажа через царские апартаменты, обустраивается «Аполлонов зал», — через него посетители обходили покои государыни. Одновременно возводился и новый «Тронный» зал. Предыдущий зал переделали в жилые помещения для семьи князя Александра. Закончилось обустройство «Мраморной галереи».

В 1826 году согласно архитектурному плану К. Росси была доделана Военная галерея, в ней размещались созданные за десятилетие Д. Доу портретные полотна. К началу 1830-х годов во дворце, в его восточной части, О. Монферран создаёт ещё три зала: «Петровский», «Фельдмаршальский» и «Гербовый».

Пожар в Зимнем дворце в 1837 году уничтожил практически все интерьеры, начинаются работы по воссозданию Зимнего дворца, руководство этими работами осуществлялось В. П. Стасовым, А. П. Брюлловым и А. Е. Штаубертом.

Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.

7 интересных фактов о Зимнем дворце

В Петербурге на главной площади находиться самый знаменитый и красивый дворец города . Именно поэтому туда стекается, так много туристов . Но все ли вы о нем знаете? Даже жители города иногда удивляются, когда слышат невероятные истории о столь древнем и прекрасном месте .

По архитектуре , дизайну и декоры дворец не имеет себе равных . Ведь не зря же российские императоры выбрали его своей резиденцией .

  1. Зимний дворец в Санкт-Петербурге , фото которого есть у каждого туриста в путеводителе имеет 176 скульптур на своей крыше .
  2. Строили столь красивое и величественное здание более 4 тыс. каменщиков , штукатуров , лепщиков и живописцев . При этом они получали мизерную плату и жили прямо на площади в самодельных шалашах .
  3. Когда закончилось строительство вся Дворцовая площадь оказалась завалена хламом и мусором . Тогда Петр III объявил , что каждый желающий может взять все что угодно совершенно бесплатно . К вечеру площадь стала абсолютно чистой .
  4. За все время существования здание постоянно перекрашивали. Был он и розовым и красным , но свой оригинальный окрас приобрел в 1946 году и в таком виде стоит он на Дворцовой площади и по сей день.
  5. В 1837-ом приключилась беда — дворец сгорел . Но 6 тысяч наемных работников смогли восстановить его из пепла всего за 15 месяцев .
  6. Екатерина II устроила в Зимнем дворце свой “ эрмитаж ”, который с французского переводится , как “уединенный уголок ”, куда императрица приходила отдыхать от государственных забот .
  7. Изначально был , воздвигнут Зимней дворец , к которому со временем стал достраиваться Эрмитаж . Но история перевернулась с ног на голову и теперь дворец является пристройкой к Эрмитажу , а не наоборот.
Читайте также  Главная площадь лондона

Вы узнали основные факты о Зимнем дворце , надеемся они оказались интересными и познавательными .

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours .
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook . А апартаменты на Airbnb .
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster .
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa .
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings . Или байк на BikesBooking .
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi .

Третий Зимний дворец

Дом Апраксина на набережной Невы был выбран Анной Иоанновной в качестве императорской зимней резиденции. Его перестройка началась в конце 1731 г. под руководством архитектора Доменико Трезини. Однако размеры дворца оказались недостаточными, и уже в 1732 г. начались работы по сооружению большого дворца под руководством придворного архитектора Растрелли, приверженца итальянского барокко.

В комплекс нового дворца вошли, кроме дома Апраксина, также располагавшиеся по соседству дома Рагузинского и Ягужинского. В них разместили служебные помещения, а парадные покои были достроены. Вопреки петербургской архитектурной традиции, парадный фасад дворца выходил не на набережную, а в сторону Адмиралтейства, под прямым углом к берегу реки. Благодаря таланту архитектора выходящий на набережную фасад многокомпонентного и ассиметричного здания все же приобрел целостность. На главном фасаде дворца размещались пять сильно выступающих ризалита, с двойными пилястрами и фронтонами, украшенными статуями. Тронный зал и Светлая галарея – самые большие залы дворца, были пышно отделаны, судя по чертежам архитектора.

Планировалось отстроить дворец в короткие сроки – за одно лето. И действительно, уже зимой 1733-1734 гг. императрица Анна Иоанновна жила в Зимнем дворце, хотя в парадных покоях в это время еще велись строительные работы. По проекту Растрелли в дворцовом здании были построены церковь и небольшой придворный театр. Церковь освятили в октябре 1735 г., а в начале 1736г. отделочные работы во дворце были завершены.

«В этом здании был большой зал, галерея и театр, также и парадная лестница, большая капелла, все богато украшенное скульптурой и живописью, как и вообще во всех парадных апартаментах. Число комнат, которые были устроены в этом большом дворце, превышало 200»

Проект западного фасада Третьего Зимнего дворца Ф.Б. Растрелли. 1732 г.

Проект западного фасада Третьего Зимнего дворца после перестроек. 1746-1747 гг.

Почти 20 лет Третий Зимний дворец являлся официальной императорской резиденцией, за этот период в нем многое было перестроено под руководством архитектора Ф.Растрелли. Например, в 1742г. Анна Иоанновна распорядилась роскошно отделать свои личные апартаменты (опочивальню, Янтарный и Малый кабинеты), примыкающие к Светлой галерее. Янтарный кабинет был подарен Петру I при посещении дворца курфюрста Фридриха-Вильгельма I в 1716 г. Янтарные панели лежали в кладовой, а в 1743 г. Растрелли использовал их для украшения кабинета в Третьем Зимнем дворце, дополнив 26 зеркальными пилястрами. Кабинет был полностью готов в 1744 г. После того, Третий дворец был разобран, янтарные панели перевезли в Большой Царскосельский дворец, и Растрелли украсил ими зал.

Ежегодно к 3-4 значительным праздникам парадные залы оформлялись по проектам Растрелли, сохранились некоторые чертежи декоративных оформлений праздничных интерьеров. Например, к свадьбе Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны в большом зале были устроены многоярусные фонтаны, в роскошном скульптурном обрамлении, пирамидальные огромные канделябры, постаменты с статуями и декоративными деревьями.

В Третьем Зимнем дворце предполагалось устроить Эрмитажный покой. В переводе с французского «эрмитаж» значит «жилище отшельника». В начале XVIII в. Так называли небольшие уединенные парковые павильоны, в которых могли устраиваться уединенные трапезы. На втором этаже в них устраивались столы с механическим подъемным устройством, чтобы блюда и приборы менялись без присутствия слуг в помещении. Постепенно эрмитажем стали называть такие типы столов, а дворцовые залы, где их устраивали – эрмитажным покоем.

Однако места для императорской резиденции в Третьем Зимнем дворце уже было недостаточно, и в 1746 г. начались работы по его расширению, был пристроен каменный флигель к южной части дворца. Фасад пристройки богато украшен скульптурным декором. Строительные работы велись весьма поспешно, порой даже ночами, и были завершены в декабре 1750 г.

В январе 1752 г. Елизавета поручила Растрелли «сочинить проект, коим образом в Зимнем доме, присовокупя бывший Рагузинский и Ягужинский домы для приезда послам и знатным особам, сделать в Рагузинском доме парадную лестницу к нынешнему антрею (входу) в большой зал, даже до галереи». Так было положено начало грандиозному проекту Четвертого Зимнего дворца. (25, стр. 26-32)

Третий Зимний дворец.
Слева: Генеральный план дворца. Фрагмент плана Сант-Петербурга. 1753 г.
Справа: Проект перепланировки парадной анфилады Адмиральского дома и Зимнего дворца. 1749 г. Копия.

Слева: Фасад Третьего Зимнего дворца с Тронным залом
Слева: Третий Зимний дворец с Адмиралтейского луга. Рисунок М.И. Махаева. 1750-е гг.

Обилие Зимних дворцов и Эрмитаж. История затянувшегося строительства

27 июня 1754 года ( по новому стилю) императрица Елизавета Петровна подписала проект строительства Зимнего дворца в Петербурге. Однако ранее были и другие строения , которые тоже именовались Зимними. Чем известны эти дворцы , а также как появился Эрмитаж — в материале altapress.ru.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге , который считается главной резиденцией российских императоров , расположился по адресу: Дворцовая площадь , 2 или Дворцовая набережная , 38. Современное здание дворца — далеко не первое по счёту. Его окончательный вариант отстроили только в 1754—1762 годах , сообщает Эрмитаж.

Обилие зимних дворцов

В далеком 1703 году Петр I жил в одноэтажном доме , построенном на скорую руку — недалеко от Петропавловской крепости. С 1711 по 1764 годы в разных частях Санкт-Петербурга были построены несколько различных Зимних дворцов , сообщает проект посвященный истории и достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей , там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам , двухэтажный , из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году , императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора , дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина , Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Фасады здания были направлены на Неву , Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов , более 100 спален , галерея , театр , большая капелла , служебные и караульные помещения , комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения , конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице , Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все , пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса , а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько , что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

Для Елизаветы Петровны Сенат выделил на строительство Зимнего дворца 859 555 рублей 81 копейку , сообщает «Дилетант».Фактически , его построили на деньги от продажи водки и вина. Но этого не хватило. Итоговая сумма превысила 2 млн рублей.

К тому же , 9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков , плотников , столяров , литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола , строительство закончилось только при Екатерине II.

Читайте также  Спасо прилуцкий монастырь вологда

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли , который занимался проектированием , с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.

Путь к искусству

В 1764 году Екатерине II из Берлина пришли 317 ценных картины. Общая стоимость коллекции оценивалась в 183 тысяч талеров , пишет «Дилетант».

Картины разместили в «уединенных» апартаментах дворца. Они и породили французское название «Эрмитаж» — место уединения.

С 1767 по 1775 годы для коллекции картин спроектировали специальное здание. Оно расположилось восточнее дворца. Чтобы увидеть шедевры необходимо было пройти через апартаменты императрицы.

Только спустя несколько десятков лет , в 1790-х годах , Екатерина II приказала создать галерею-перемычку с Зимним дворцом — «Аполлонов» зал. Так посетители могли проникать к картинам , не проходя через царские покои.

Эрмитаж наших дней

Дворец прошел долгий путь от императорских резиденций до Эрмитажа.

С 1941 года здесь разместилась основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

До этого он «принимал» внутри и музей революции , с 1920 по 1941 год , и Временное правительство , с июля по ноябрь 1917 года.

Еще раньше , с 1915 по 1917 годы в здании находился госпиталь имени царевича Алексея Николаевича.

Утраченный и найденный Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге

Существующий ныне Зимний дворец в Санкт-Петербурге – шестой по счету. 16 (27) мая 1703 года была основана Петропавловская крепость, под защитой которой начала возводиться новая столица Российской империи – город Санкт-Петербург. Осенью 1704 года на левом берегу Невы была заложена кораблестроительная верфь – Адмиралтейство. Вокруг него возникли слободы, заселенные кораблестроителями и моряками.

История строительства Зимнего дворца

В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.

Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.

К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку. Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец. Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.

Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского. В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции. Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…

Здание Эрмитажного театра и фрагмент Зимнего дворца Петра I со стороны Зимней канавки

Открытие Зимнего дворца Петра I

В ходе археологических и реставрационных работ 1976-1986 годов были получены поистине сенсационные результаты. Исследователи обнаружили шесть помещений центрального здания петровского дворца, фрагменты бывшего парадного двора, обходных галерей и несколько комнат жилого корпуса.

Фрагмент парадного двора, обходных галерей и «Малых палаток» Третьего Зимнего дворца. Фото из Википедии

Помещения и интерьеры восстановленного Зимнего дворца Петра I

Парадный двор Зимнего дворца Петра I расположен под сценой Эрмитажного театра. Сохранились пять арок фасада. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту Третьего Зимнего дворца. В петровское время над ними находился Кавалерский зал, где зимой 1725 года проходила церемония прощания с российским императором.

В 1725-26 годах к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи, две из которых сохранились на уровне первого этажа.

Как показали археологические исследования, первоначально двор был выложен кирпичом «в елочку». В середине XVIII века он был вымощен булыжником.

Уцелевшая часть галереи Коляска Петра I Сани Петра I Парадный двор и галерея

Археологов и реставраторов ждали поистине фантастические открытия. Частично сохранились так называемые «Малые палатки» — жилые помещения императора Петра I, возведенные по проекту архитектора И.Г. Маттарнови в 1716-1719 гг. Двухэтажный жилой флигель входил в состав Третьего Зимнего дворца и соединялся переходом с «Набережными палатами».

В 1719 г. была прорыта Зимняя канавка. Вдоль нее перед палатами разбили партерный садик с фонтаном и устроили гавань. Петр I не любил жить в просторных помещениях с высокими потолками. Площадь жилых комнат составляет 16-21 кв. м, высота потолков первого этажа – 3,8 м, второго – 3 м.

Фрагмент стены Фрагмент старой штукатурки Фрагмент кирпичной кладки

«Малые палатки» были крыты красной черепичной крышей, фасад окрашен в серый цвет. В 1726-27 гг., когда проводились работы по расширению дворца, «Малые палатки» не затронули, т.к. Екатерина I хотела сохранить свои покои и покои Петра I нетронутыми. При строительстве Эрмитажного театра второй этаж, где располагались покои императрицы, был разобран, а стены первого этажа, где располагались петровские покои, стали несущими конструкциями. Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку.

В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней. Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.

Токарня Конторка

Обращает на себя внимание высота конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.

Конторка Конторка Камин Столовая Дверь из Столовой в Токарню Вид в Столовую

В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии. На фотографии ниже представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.

Портреты

На стене одного из залов можно увидеть старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.

Церемония прощания с Петром I

В одном из залов — «восковая персона» Петра I. Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.

«Восковая персона» Петра I Галерея Галерея Галерея

После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу Анны Иоанновны открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству.

В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во время дворцового переворота 1741 года. Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг. Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.

Старинные рисунки, представленные в экспозиции музея, дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I:

Зимний дворец Петра I Зимний дворец Петра I Зимний дворец Петра I Зимний дворец Петра I Зимний дворец Петра I Зимний дворец Петра I Фрагмент Зимнего дворца Петра I в здании Эрмитажного театра

Информация для посетителей

  • Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
  • Режим работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00, воскресенье 10.30 — 16.00, выходной день — понедельник. Кассы закрываются за час до окончания работы музея.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Надо бы и мне посетить Зимний Дворец, но это в следующий приезд в Питер,

Раньше я почти всегда в Питере заходила в Зимний дворец и в Эрмитаж. А в этот раз решила, что не буду, только в этот, Третий — раньше в нем не была.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: