История тадж махала в индии

Мифы и легенды, связанные с историей строительства и архитектурой Тадж Махала, интересные факты настоящего времени собраны и кратко изложены в статье.

История тадж махала в индии

Тадж Махал: интересные факты, истории, обстоятельства прошлого и современности

Тадж Махал и интересные факты о нём привлекают внимание множества любителей архитектуры и истории. За год комплекс посещают до 6 млн. человек или по 16-17 тыс. в день. Статья содержит более 53 событий, обстоятельств и историй о строительстве и архитектуре, о прошлом и сегодняшнем дне памятника, изложенных кратко и понятно. Это важно, т.к. South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.

Кто построил Тадж Махал

На территории современного Узбекистана в 14 веке жил полководец Тамерлан или Тимур — основатель империи Тимуридов (совр. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан, Иран, Ирак).

Его потомок, правитель империи Великих Моголов (Тимуридское государство на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, юго-восточного Афганистана) в 1627-1658 годах — падишах Шах-Джахан I — обессмертил своё имя постройкой Тадж Махала.

В какой стране находится Тадж Махал

Архитектурный ансамбль Тадж Махал находится в Индии, в городе Агра. Чтобы с помощью архитектуры передать красоту своей любимой жены, умершей во время 14-х родов, падишах обменял дворец в центре своей столицы на участок земли в 7 км от города. На берегу священной реки Ямуны (или Джамуны) он возвёл красивейший мавзолей-мечеть.

Адрес комплекса: Дхармапери, Форест Колони, Теджгиндж, Агра, Уттар Прадеш 282001, Индия

Тадж Махал: история любви, застывшая в мраморе

Вдохновлённый стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз в раю. Мумтаз — это титул, присвоенный невестке после свадьбы отцом Шах-Джахана Джахангиром во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение Дворца». Её имя было Арджуман Бану Бегум.

Часто рассказывают легенду о том, что Шах Джахан был свергнут сыном и брошен в темницу. Тот, кто владел целым миром, потерял всё. Однако, сжалившись, сын позволил тяжело больному, одинокому и измученному старику видеть в узком окне тюремной камеры сияющий мавзолей его давно умершей возлюбленной.

Фрагмент фасада мавзолея. Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/54-tadzh-machala

Фото Таджа с высоты птичьего полёта. На другом берегу Ямуны видны следы для Чёрного Тадж Махала. Источник фото: Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/54-tadzh-machala

Тадж Махал. Фото со стороны Ямуны. Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/54-tadzh-machala

Но это всего лишь легенда. Действительно, вскоре после строительства мавзолея один из сыновей падишаха стал управлять государством. Отец же передав власть, продолжал комфортно жить в форте Дели. Читайте мнение индийских историков по этому вопросу в публикации «Тадж Махал, Тамерлан и любовь с первого взгляда» на канале Дзен Архитектура.

Тадж Махал: интересные факты строительства комплекса

  1. В работах были заняты 22000 (22 тысячи) мастеров из Средней Азии, Персии, Ближнего Востока. 37 специалистов отвечали за художественный облик комплекса:
    • скульпторы из Бухары
    • каллиграфы из Сирии и Персии;
    • мастера инкрустации из Южной Индии;
    • каменотёсы из Белуджистана.
  2. Для подвоза строительных материалов был создан специальный 15-километровый пандус. По нему 30 быков таскали блоки мрамора в специально спроектированных для этого повозках.
  3. Более 1000 слонов привозили материалы из разных частей Великой Моголии.
  4. Вода для строительства доставлялась из реки с помощью канатно-вёдерной системы.
  5. Сколько лет строили Тадж Махал? Здание мавзолея строили около 12 лет. Остальные составляющие комплекса — минареты, мечети, Большие ворота, сад — потребовали ещё 10 лет. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Для сравнения, новую столицу Моголии на территории нынешнего Дели, названную в честь императора Шах-Джахана Шахджаханабадом, строили по времени в два раза меньше.
  6. Площадку для строительства подняли на 5о м выше уровня уровня реки. Это — высота 14-этажного дома. При этом грунт полностью заменили, чтобы уменьшить инфильтрацию, т.е. проникновение вод из реки.
  7. Стены Тадж Махала построили из камня и щебня и облицевали тонкими мраморными плитами, скрепленными металлическими штифтами.
  8. Сохранились имена некоторых строителей:
    • Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи — турецкий архитектор, дизайнер главного здания;
    • Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии — персидский архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника;
    • Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор;
    • Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля;
    • Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике;
    • Аманат Хан из Шираза (Иран) — главный каллиграф;
    • Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков.

Архитектурный стиль Тадж Махала

Современные специалисты признают комплекс лучшим образцом могольского архитектурного стиля. Его называют «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Могольский стиль представляет собой синтез индийской, персидской и арабской архитектуры.

Генплан и разрез, Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Источник: http://kannelura.info/?p=5928

Основная ось симметрии ансамбля идет с севера на юг – от ворот к усыпальнице. Линии крестообразно расположенных каналов — символ четырех райских рек, подчеркнутые фонтанами и кипарисами, пересекаются в небольшом беломраморном бассейне. Вода для наполнения канала и орошения сада сначала поступала из реки в подземное хранилище.

Мечеть и Дворец отдохновения дополняют строгую геометрию композиции. Главный купол, венчающий здание мавзолея, покоится на барабане, окруженном 4 ортогональными башнями с небольшими куполами.

Высота главного внутреннего купола 24,4 метра. Внешний купол имеет высоту 61 метр. Изначально золотой шпиль купола был украден и позже установлен бронзовый длиной 17, 1 метра.

Ко входу ведет каменная дорога, окаймляющая канал. Вдоль дороги выстроились ряды кипарисов отбрасывают четкие тени и подчеркивают пространственную перспективу.

При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана. На дневном солнце камень имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире.

Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.

Тадж Махал в свете утренней зари

Тадж Махал ночью

Сад Тадж Махала: интересные факты ландшафтной архитектуры

Сад, занимающий площадь 6,9 гектаров, воспроизводит образ «земного рая». В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Метафорически сопоставляется с красавицей-женой.

Приподнятый мраморный бассейн в центре — Аль Каусар — олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы — воды 4-х рек жизни, разделяя сад на 4 равные части.

Фруктовые деревья и кипарисы символизируют бессмертие и возрождение. По мусульманским представлениям Аллах создал своё Творение за 4 дня, существует 4 точки горизонта, 4 первостихии — земля, вода, воздух и огонь. Четырёхчастотная структура сада несёт в себе эти символы.

В гармонии сада и усыпальницы доминирующее значение имеет орнаментика. Она объединяет все составляющие художественной культуры ислама, статику и движение, фантазию и рациональность.

Священную Ямуну архитекторы включили в дизайн сада, как одну из рек Рая. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.

Тадж Махал: интересные факты об архитектуре мавзолея

Мавзолей возведен на мраморной платформе, благодаря которой он будто парит над долиной реки. Каменная ограда защищает сад от речной сырости и эрозии.

Кенотафы мавзолея

Ажурная решётка из мрамора вокруг кенотафов в центральном зале. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/tadj-mahal-tainy-i-illiuzii-5b2932021620e000ac704b44

  • Символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
  • До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями, в том числе, привезённым с Урала малахитом.
  • Декор усыпальницы

    1. Чего мы не видим сейчас, так это чаш, полных драгоценностей на могиле Мумтаз-Махал, персидских ковров на полу, серебряных дверных проёмов и нависающих люстр, которые когда-то составляли внутренний декор.
    2. Потолок украшен цветочными узорами, пол — геометрическими рисунками.
    3. Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.

    Инкрустация самоцветами мраморной стены Тадж Махала

    История Тадж Махала

    Чудо света Тадж Махал

    7 июля 2007 года в Лиссабоне (Португалия) были названы новые семь чудес света и в этот список внесён мавзолей-мечеть Тадж Махал. Он находится в Агре (Индия) возле реки Джамна. Самый простой способ добраться ко дворцу Тадж Махала – это прилететь на самолёте в Дели и оттуда на автобусе, такси или поезде доехать в пункт назначения. Дорога на поезде занимает до 3-х часов, на такси 3-5 часов. Считается преступлением, если вы посетили Индию и не увидели мечеть Тадж Махал.

    Описать великолепие и красоту этой мечети словами просто невозможно. Это поистине сказочное и прекрасное архитектурное сооружение, которое сочетает в себе элементы исламского, персидского и индийского архитектурного стиля.

    История Тадж Махала

    Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур и даже хотел покончить с собой.

    Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.

    Строительство и архитектура Тадж Махала

    На вопрос, кто построил данную мечеть, история не даёт ответ. Дело в том, что в исламском мире того периода все идеи сооружения приписывались не архитектору, а заказчику. Над мечетью работала группа архитекторов, но основная идея принадлежит Устад Ахмад Лахаури. Строительство дворца началось в 1631 году в декабре. Постройка центрального мавзолея закончилась в 1648 году, а спустя 5 лет закончили строительство всего комплекса. На протяжении 22 лет в сооружении Тадж Махала принимало участие около 20 тысяч человек. Более тысячи слонов использовали для транспортировки материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли. На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен.

    Тадж Махал считают «жемчужиной мусульманского искусства в Индии». Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, который из-за внешнего вида ещё называют луковым куполом. Его высота 35 метров. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили бронзовой копией.

    Высота самой мечети составляет 74 метра и представлена пятикупольным сооружением с четырьмя минаретами по углам. Минареты слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы во время разрушения не повредить её. К сооружению примыкает сад с бассейном и фонтанами. Внутри мавзолея находятся две гробницы, которые расположены строго над местом захоронения шаха и его жены. Стены дворца выложены из мрамора с инкрустацией из самоцветов (сердолик, агат, малахит, бирюза и др.). И в лучах света стены просто завораживают. В солнечную погоду мрамор выглядит белым, в лунную ночь он становиться серебристым, а на заре – розовым.

    Экстерьер Тадж Махала относят к лучшим образцам архитектуры. В создании декоративных элементов мечети использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации. Также для декоративного и художественного оформления комплекса использовались отрывки из Корана. На воротах Тадж махала нанесено: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

    В интерьере дворца использовалось огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней. Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом.

    Единственным ассиметричным элементом комплекса является кенотафий Шах-Джахана, который расположен возле могилы жены. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года».

    К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад, который простирается в длину на 300 метров. В центре парка проходит водяной канал, который облицован мрамором и посредине него находится пруд. Он отражает образ усыпальницы. Изначально сад поражал своим изобилием растительности, но со временем озеленение сада видоизменилось.

    Мифы и легенды

    Существует легенда, что Шах-Джахан хотел построить на противоположном берегу реки точную копию дворца из чёрного мрамора, но не успел. Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором они обязывались не принимать участие в строительстве подобного сооружения. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и остается всего лишь вымыслом и легендой.

    Туризм

    Ежегодно мечеть Тадж Махал посещают миллионы туристов из разных стран. Интерес у туристов вызывает факт про его оптический фокус. Если двигаться спиной вперёд к выходу, соответственно находясь лицом к дворцу, то возникает ощущение, что мавзолей просто огромный на фоне деревьев и окружающей среды. И, кстати, над Тадж Махалом запрещено летать самолётам. Мечеть открыта для посещения с 6 до 19 часов в будни, кроме пятницы, когда в ней проходят молитвы. Также Тадж Махал открыт для ночного просмотра в день полнолуния, включая два дня до и после полнолуния, кроме пятницы и месяца Рамазан.

    Таинственная жемчужина Индии

    Мавзолей Тадж-Махал в Индии относится к новым чудесам света. Это одна из самых известных и узнаваемых достопримечательностей, которую стремятся посетить туристы со всей планеты. В этой статье мы расскажем, в честь кого был построен Тадж-Махал и в чем его уникальные особенности.

    Краткая справка

    Тадж-Махал включает в себя комплекс из мавзолея с пятью куполами высотой 74 метра, трех ворот, 4 минаретов, мечети, гостевого дома, служебных построек и живописного парка с бассейном и фонтанами.
    Сооружение, занимающее площадь 1,2 гектара, расположено неподалеку от города Агра и стоит на берегу реки Джамна.
    Грандиозный мавзолей был построен в 1653 году по распоряжению повелителя Империи Великих Моголов Шах-Джахана.
    С 1983 года Тадж-Махал охраняется ЮНЕСКО и по праву назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всеми признанных шедевров всемирного наследия».

    История любви

    Повод для строительства Тадж-Махала печален.
    Однажды принц Гурам, который вошел в историю под именем правителя Шах-Джахана, встретил на рынке Агры красивую девушку из бедной семьи и влюбился в нее. Вскоре Арджуман Бану Бегум стала его третьей женой и получила новое имя Мумтаз-Махал – «Украшение дворца».
    Благодаря своей мудрости Мумтаз помогала мужу в государственных делах и сопровождала его в военных походах. Шах-Джахан доверял ей во всем, и хотя позже он взял в супруги еще двух женщин, самой любимой оставалась Мумтаз. За 17 лет счастливого брака она родила 13 детей, однако умерла при следующих родах. Также существует информация, что Мумтаз скончалась от тяжелой болезни.
    Смерть жены настолько потрясла Шах-Джахана, что он целый год провел в затворничестве. Затем он решил выполнить обещание, которое дал умирающей Мумтаз – построить в память о ней прекрасный мавзолей, которому не будет равных в мире.

    Архитектурный шедевр

    Возведение усыпальницы Тадж-Махал («Корона дворцов» или «Венец дворцов») заняло 22 года.
    Сначала на участке был заменен весь грунт, а площадка поднялась на 50 метров. Затем 22 тысячи архитекторов, следуя проекту, разработанному правителем, приступили к зданиям и прилегающей территории. Материалы для строительства и отделки доставлялись из регионов Индии (мрамор – из Раджастхана, яшма – из Пенджаба) и других стран (сапфиры – из Цейлона, бирюза – из Тибета, рубины – из Сиама и т. д.).

    Именно мрамор делает Тадж-Махал невероятным: полупрозрачная горная порода в зависимости от времени суток меняет цвет! Днем она белая, при закате розоватая, а ночью серебристая.

    Внешние стены мавзолея украсили вырезанные замысловатые узоры и 28 видов драгоценных камней, декоративные элементы минаретов – позолота. Вокруг арок здания высечены цитаты из Корана. Трогательности Тадж-Махалу придают слова Шах-Джахана, адресованные его жене, на входных воротах: «Войди в мой рай!»

    Внутри усыпальница столь же оригинальна и архитектурно продумана. Как и снаружи, здесь соблюдается симметрия. Повороты коридора расширяются до восьмиугольных помещений, под главным куполом, который окаймляет коридор, находится центральный зал. В нем установлены плиты из мрамора с изысканным узором, самоцветами и чеканным золотом. Строго по центру усыпальницы находится гробница Мумтаз-Махал, рядом гробница Шах-Джахана, которая нарушает общую симметрию, поскольку была размещена позже. Сами захоронения супругов расположены в подземном помещении.
    В архитектуре Тадж-Махала гармонично использованы индийский, персидский и арабский стили. Словами и фотографиями невозможно передать все величие, завораживающую красоту и масштабность строения.

    Правда и выдумка

    Минареты, стоящие по углам мавзолея, немного наклонены в стороны от Тадж-Махала. Это предусмотрено для того, чтобы при землетрясении башни не упали на главное здание.

    При строительстве усыпальницы применялись леса из кирпича. Мастерам пришлось бы разбирать масштабные конструкции очень долго. И тогда Шах-Джахан придумал, как ускорить процесс – разрешил желающим взять сколько угодно кирпичей. За ночь леса были полностью убраны.

    Особенностью Тадж-Махала являются оптические иллюзии. Например, если заходить на территорию комплекса через главные ворота, то будет казаться, что усыпальница удаляется. Удивительно, как мастера создали такой обман зрения!

    По легенде Шах-Джахан после возведения мавзолея приказал выколоть глаза и отрубить руки архитекторам, чтобы они больше не построили подобное здание. Ученые выяснили, что это неправда. Правитель всего лишь взял с мастеров уговор не повторять отличительные черты Тадж-Махала в их других проектах.

    Туризм

    В течение года в мавзолее бывает до 6 миллионов туристов – примерно по 16-17 тысяч в день. Для посещения следует выбрать февраль и март. В апреле начинается удушающая жара с температурой до 45 градусов и продолжается до июля. С июля по сентябрь длится сезон дождей. А с октября и до февраля в Агре сильные туманы, поэтому Тадж-Махал плохо виден.
    Для сохранения легендарной белизны и чистоты мирового достояния в городе были закрыты все фабрики и заводы, вокруг комплекса увеличена парковая зона, а постройки регулярно очищают белой глиной.

    Обещание, данное своей любимой жене, Шах-Джахан выполнил. Тадж-Махал – настоящий феномен, им можно любоваться бесконечно, как ожившими картинками из восточных сказок, манящих своими тайнами.

    Мавзолей Тадж-Махал

    Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

    1. Строительство
    2. Особенность архитектуры
    3. Интересные факты
    4. Туристам на заметку

    Строительство

    Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

    Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

    Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

    • минареты;
    • мечеть;
    • джаваб;
    • Большие ворота.

    Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

    Особенность архитектуры

    Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

    Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

    В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

    На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

    В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

    Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

    Интересные факты

    Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

    История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

    На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

    Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

    Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

    Туристам на заметку

    Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

    Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.

    История создания Тадж-Махала (Индия, Агра): интересные факты, фото

    Этот грандиозный мавзолей называют памятником бессмертной любви, и на протяжении многих веков всех волнует его романтическая история создания. Тадж-Махал, признанный одним из семи новых чудес света, с 1983 года находится под защитой ЮНЕСКО. Самое знаменитое архитектурное сооружение Индии, не имеющее аналогов во всем мире, характеризует собой целую эпоху правления императора.

    Выраженные в камне грусть и нежность заставляют всех путешественников остановиться в восхищении перед величественным шедевром искусства, повествующим об удивительной любви.

    История создания

    Тадж-Махал – это беломраморный мавзолей, расположенный в городе Агра. Он был возведен по приказу внука Великого Могола, правителя страны Шах Джахана, мечтавшего выполнить волю умершей при родах жены.

    Их любовь прошла все испытания, в том числе и вечностью. Удивительно, что в исторических хрониках зафиксированы нежные и романтические отношения правителя и его супруги, которую император нежно называл Тадж-Махал, что в переводе означает «гордость дворца». Для мусульман это большая редкость, ведь сильная любовь чаще всего проявляется у них к Богу и родине, но не к женщине.

    Древние предания

    Красивое предание гласит, что после трагической смерти любимой император не выходил из покоев неделю, а когда подданные увидели своего повелителя, то не узнали его: он постарел на несколько лет и стал седым. Шах Джахан отказался от трона, предавшись сильной скорби по ушедшей навсегда жене.

    Правда, есть и не столь романтическая версия, рассказывающая о том, что правителя сверг собственный сын, объясняя свое поведение тем, что грандиозные проекты отца разоряют страну. Но это уже не очень важно для потомков, ведь ценность известного на весь мир памятника от этого не умаляется.

    Выполненная клятва

    Шах Джахан помнил, как мать его детей попросила однажды возвести красивый дворец. Обезумевший от горя правитель поклялся построить самую роскошную усыпальницу в мире. В память о жене и началось масштабное строительство величественного сооружения.

    Так, благодаря официальным записям, сделанным подданными мусульманского короля, нам стала известна официальная история создания. Тадж-Махал считается одной из самых дорогих в мире построек, на которую были потрачены огромные средства.

    Остаток жизни, проведенный в темнице

    Ходит еще одна легенда о желании императора возвести второе аналогичное сооружение, однако он не успел этого сделать. И все, что ему оставалось после того, как его сверг собственный сын, – до конца своей жизни тоскливо смотреть из маленького окошка темницы на каменное произведение искусства, ставшее усыпальницей ушедшей жены.

    Шедевр мирового искусства

    Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

    Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

    Многолетнее строительство

    Больше 12 лет шло поэтапное строительство Тадж-Махала в городе Агра (Индия). Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.

    Чтобы прокормить рабочих, без устали строивших день и ночь роскошный памятник, им привозили зерно, предназначавшееся для отправки в провинции, и в стране начался страшный голод, который привел к нестабильной финансовой ситуации.

    Визуальные эффекты

    Интересно, что Тадж-Махал, фото которого вызывает чувство восхищения даже у самого равнодушного к архитектуре человека, проектировался с учетом оптических иллюзий, весьма необычных для того времени.

    Чтобы попасть во дворец, сперва надо пройти арку, ведущую к достоянию мировой культуры. И здесь возникает интересный визуальный эффект: по мере приближения к ней здание как будто удаляется. То же самое происходит при выходе из арки, когда кажется, что Тадж-Махал неведомым образом становится намного ближе, чем раньше.

    Еще одна оптическая иллюзия, которая вводит в заблуждение посетителей: им кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты возведены параллельно. На самом деле они немного отклоняются в стороны, и такой проект был оправдан защитой дворца в случае землетрясений. Огромные башни не повредили бы мавзолей, а упали рядом с ним. Удивительно, но сейсмически опасное место избежало катаклизмов.

    Гробницы под мавзолеем

    В Коране есть строки о том, что покой умершего человека нарушать нельзя. Под главным куполом мавзолея расположена гробница, на самом деле таковой не являющаяся. Боявшийся, что кто-нибудь посмеет потревожить его любимую жену, император повелел похоронить ее в секретном зале, расположенном под уникальным шедевром. После смерти Шах Джахана его останки обрели приют рядом с супругой.

    Шкатулка для драгоценностей

    Удивительно красив изнутри объединяющий несколько архитектурных стилей индийский Тадж-Махал. Отделка стен роскошных залов выполнена по итальянским технологиям. Красочные узоры из самоцветов делают мавзолей настоящей сокровищницей, хранящей драгоценности. Камни доставлялись из самых разных уголков страны, и даже в Россию приезжали послы для приобретения ценящегося в стране малахита.

    Делящийся на две части дворец

    Построенный в соответствии с представлениями ислама о загробной жизни знаменитый мавзолей Тадж-Махал делится на две части. Четыре двора караван-сарая и базарные улицы относятся к земному существованию, а сам мавзолей и райский сад – к потустороннему. Кстати, весь полученный доход от торговли шел на поддержание дворца.

    Считается, что арка перед мавзолеем и красивый пруд, проложенный посредине главной дорожки, олицетворяют переход человека в иной мир.

    Кто автор шедевра?

    Исследователи не могут точно назвать имена архитекторов удивительного шедевра. Точно установлено, что иностранцы не принимали участие в проектировании мавзолея. А некоторые специалисты уверены, что сам правитель выступил в роли главного автора, ведь он славился образованностью и чувством стиля.

    Архитектура мавзолея выражает основные принципы эпохи: строгие линии и симметричная планировка делают земное здание подобием райского дворца.

    Величественный комплекс

    Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен – минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом, в котором отражается совершенный образец искусства. В конце зеленого коридора посетителей встречает роскошный Тадж-Махал.

    Цветовое решение

    Обращает на себя внимание и цветовое оформление жемчужины мусульманского искусства. Относящиеся к земной жизни строения выполнены из огненно-красного песчаника, а белоснежные мраморные плиты мавзолея символизируют веру в жизнь после смерти.

    Интересно наблюдать за игрой света, когда солнечные лучи на рассвете или закате окрашивают стены в нежные цвета.

    Современные проблемы

    Тысячи туристов, для которых шедевральное произведение является символом Индии, посещают Тадж-Махал. Страна гордится национальным достоянием, а местные власти весьма озабочены сохранностью достопримечательности для потомков. К сожалению, архитектурный памятник с огромной историей оседает и покрывается трещинами.

    Бывшая столица империи Моголов Агра (Индия) – густонаселенный город с плохой экологической ситуацией. Загрязненный воздух становится причиной желтизны мрамора, и периодически, чтобы улучшить внешний вид здания, его натирают белой глиной. Кроме того, облицовка страдает и от селящихся под куполом голубей.

    Советы туристам

    Перед входом всех посетителей тщательно досматривают. Запрещено проносить в мавзолей зажигалки, сигареты, пищу, мобильные телефоны и даже жевательные резинки. Поэтому эти вещи с собой брать не рекомендуется.

    По пятницам вход туристам в Тадж-Махал запрещен, так как в находящуюся рядом мечеть в Агре собираются для совершения молитв мусульмане.

    Символ бессмертия

    Вошедший в список новых чудес света мировой шедевр продолжает будоражить умы особой красотой архитектурных линий и роскошью убранства, а творческих людей и всех влюбленных волнует печальная история создания.

    Тадж-Махал ошеломляет с первого взгляда, и каждый посетитель прикасается к вечности, запечатленной в мраморе. Ставшая символом верности и бессмертия древняя достопримечательность останется навсегда в памяти, а сердце сохранит незабываемые впечатления от увиденного.

    История Азербайджана

    Научно-популярный портал по истории Азербайджана

    • Home
    • /
    • Мировая история
    • /
    • Рекомендуем
    • /
    • Тадж-Махал: история страсти, разлуки, боли и созидания

    Тадж-Махал: история страсти, разлуки, боли и созидания

    О.БУЛАНОВА

    В каждой стране есть какое-то архитектурное сооружение, которое является как бы неофициальным символом страны. В Египте это пирамиды, во Франции – Эйфелева башня, в Америке – статуя Свободы, а в Индии таким сооружением является Тадж-Махал. Про этот мавзолей говорят, что он – олицетворение любви в архитектуре.

    История возведения Тадж-Махала – это история любви, история страсти, история разлуки, история боли, история созидания. Величественный Тадж-Махал по своему назначению – это мавзолей-мечеть. Он был построен в 1631-1653 годах по указанию императора Великих Моголов – так называли мусульманских правителей Индии, а, точнее, Шаха Джахана. Этот правитель построил мавзолей-усыпальницу в память о своей жене Мумтаз-Махал (или Мумтадж-Махал). Название “Тадж-Махал” в переводе означает “Дворец Короны”.

    История создания мавзолея печальна. Это история об индийских Ромео и Джульетте, с той лишь только разницей, что их любви никакие родственники не препятствовали и им удалось благополучно пожениться. Когда принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана), который вскоре станет “королем мира”, было всего пятнадцать лет, он впервые увидел четырнадцатилетнюю красавицу Арджуманад Бану Бегам, будущую Мумтаз-Махал. Встреча произошла на восточном базаре, развернувшемся недалеко от королевского дворца.

    Некоторые легенды – для увеличения драматизма – утверждают, что красавица была девушкой из бедной семьи, но на самом деле “луноликая дева” имела прекрасное происхождение – она был дочерью главного министра королевства, более того, двоюродной сестрой принца Хуррама – ее отец был братом матери юноши.

    Молодые влюбились друг в друга с первого взгляда, но ожидание свадьбы затянулось на долгие пять лет, и тому был целый ряд причин. Во-первых, принцу изначально предназначалась в жены персидская принцесса, во-вторых, жениться в ту пору особам королевской крови надлежало лишь с “благословления” астрологов – они высчитывали наиболее благоприятный для бракосочетания момент, и он должен был наступить лишь в 1612 году.

    Что касается персидской принцессы, то тут препятствий не было, ведь ислам разрешал многоженство, так что нужно было лишь подождать благоприятного момента. Вот, правда, видеться в течение этих пяти лет влюбленные не могли, оставалось лишь мечтать друг о друге. Могло случиться и так, что чувство угасло бы, но этого не случилось – юношеская любовь лишь крепла, и в итоге свадьба благополучно состоялась.

    На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир, повелел свою невестку Арджуманд Бану “переименовать”. И дело тут не в каком-то самодурстве или неблагозвучности имени девушки, просто таковы были традиции Великих Моголов: после своего замужества или других важных моментов жизни представительницы королевской семьи обязательно получали новое имя, которое и использовалось впоследствии публично. Так “родилась” Мумтаз-Махал, что означало “Украшение Дворца”, “Царица души”.

    Когда в 1612 году состоялась долгожданная свадьба, принц Хуррам еще не взошел на престол – коронация случится гораздо позже, в 1628 году. На самом деле это было вообще удивительно: принц имел весьма мало шансов перенять трон у своего отца, ведь он не был старшим сыном среди многочисленных отпрысков правителя Великих Моголов Джаханжира. Несмотря на это мудрый правитель всегда выделял Хуррама среди других детей и даже нарек его Шахом Джаханом, что в переводе означало “Властитель Мира”.

    При этом принц Хуррам не был избалованным, воспитывали его в строгости, вырос он хорошим человеком и пользовался заслуженной любовью при дворе. Кроме чисто человеческих качеств, привлекавших к нему подданных, принц получил прекрасное для своего времени образование, хорошо разбирался и в искусстве, и в политике, и впоследствии немало способствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.

    Все это время, пока муж не стал императором, преданная Мумтаз-Махал была его верной соратницей и компаньонкой, сопровождая принца даже в военных походах, деля с ним тяготы походной жизни и помогая советом в государственных делах, хотя была второй женой – на персидской принцессе Хурраму все-таки пришлось жениться. Персиянка, кстати, узнав о чувствах мужа к другой, впала в ярость.

    Так как Мумтаз-Махал, тогда еще Арджуманад Бану Бегам, была в пределах досягаемости – жили-то в одном дворце, отвергнутая персиянка чуть не отравила соперницу. Да и когда влюбленные все-таки поженились, заброшенная персиянка, по статусу – главная жена, не оставляла своих коварных планов, плела интриги, но не смогла добиться расположения мужа. А муж, как вспоминает французский посол в Дели, врач, философ и путешественник, проживший в Индии двенадцать лет, Франсуа Бернье, и другие современники, по-прежнему не обращал на нее и на весь остальной гарем внимания, проводя все время с любимой. Каждый год у них рождался ребенок, Мумтаз-Махал стала любящей матерью тринадцати детей.

    Все-таки удивительная история! Женщина, большую часть своей жизни проходившая беременной, что красит далеко не каждую, на протяжении долгих лет оставалась для своего мужа любимой и желанной! Правитель обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей все мыслимые почести, устраивал в ее честь пышные приемы и грандиозные праздники, без царицы не начиналась ни одна, сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз-Махал присутствовала на заседаниях государственного совета, и ее мнение почти никогда никем не оспаривалось. Шах Джахан настолько обожал свою жену, что пошел даже против канонов ислама, запрещавших изображать животных и человека – заказал ее портрет.

    Счастливая жизнь влюбленной друг в друга императорской четы проходила безоблачно. Когда Шах Джахан взошел на престол, он стал императором огромного королевства. И тут уж все историки в один голос утверждают, что королевство от этого только выиграло: царствование Шаха Джахана принесло огромную пользу для страны. В этот период империя Великих Моголов богатела и крепла, а основным принципом, характеризующим политику правления влюбленного императора, стала фраза: “Если и есть рай на Земле, то он находится здесь”.

    Но недаром восточные мудрецы говорят: “Сладость удовольствия не бывает без горечи….” “Рай на земле” закончился: спустя три года после восшествия на престол Шах Джахан был вынужден отправиться в новый военный поход. На этот раз путь лежал в Бурханпур, где вспыхнуло восстание. Нужно было подавить бунт и навести порядок в неспокойной провинции. Мумтаз-Махал, хоть и была на сносях, решила, как это обычно бывало, последовать за венценосным супругом. Там, в Бурханпуре, она разрешилась от бремени четырнадцатым ребенком, дочкой. Роды были тяжелые, и через некоторое время женщина умерла. Причиной тому стала инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых беременностей организм. В то время Мумтаз-Махал было всего тридцать шесть лет. Она прожила в счастливом браке семнадцать недолгих лет.

    Горю Шаха Джахана не было предела. Когда его жена умирала у него на глазах, он поклялся ей, что обязательно позаботится об их старшей дочери Джаханаре Бегум и возведет для своей любимой после ее смерти мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. Император сдержал свое слово – после смерти жены единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы.

    Когда любимая умерла, император лишился рассудка. Он долго и беззвучно сидел с мертвой женой на руках, из глаз, не переставая, текли слезы. Наутро голова Шаха Джахана стала совсем седой.

    Мумтаз-Махал похоронили там же, в Бурханпуре, ведь ислам предписывает хоронить умерших до захода солнца. Страна на долгие месяцы погрузилась в траур. Есть свидетельства, что Шах Джахан чуть не покончил с собой. Неделю он не ел и не пил, долго не хотел возвращаться в столицу. И меньше чем через год перевез останки жены в Агру и повелел захоронить недалеко от быстрой реки Ямуна. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около двадцати двух лет.

    Завершилось строительство в 1648 году, хотя отделочные работы продолжались еще четыре года. Возведение невиданной усыпальницы обошлось казне в 32 миллиона рупий. Но убитый горем Шах Джахан не жалел денег, он решил, что мавзолей должен быть хотя бы наполовину так же прекрасен, какой была его любимая жена.

    Судя по дошедшим до нас письменным источникам, архитектором Тадж-Махала был Устад Иса Ахмад Ширази, известнейший агрийский зодчий того времени, судя по имени – тюрок или араб. (Впрочем, имя архитектора разные источники называют разное.) Под его началом трудились многочисленные мастера из Дели, Мултана, Лахоры, а также из Шираза, Багдада и Бухары – зодчих созвали со всего исламского мира. В общей сложности, над строительством Тадж-Махала трудилось не менее двадцати тысяч человек. Есть даже данные, что к возведению мавзолея привлекались архитекторы и художники из Италии и Франции, художники из Дамаска, садоводы из Константинополя и Самарканда.

    При этом заметно, что в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Персии и Средней Азии. Многие историки считают, что за основу взята гробница Хумаюна в Дели, построенная в XVI веке так же в знак великой любви, но только жены к мужу, вдовы Хумаюна – Хамиды Бану Бегум.

    Многие историки предполагают, что к строительству усыпальницы приложил руку непосредственно и сам Шах Джахан, по крайней мере, сама идея, основная концепция здания совершенно точно принадлежит ему. Оно и неудивительно: ведь император, как было сказано выше, обладал глубокими познаниями в искусстве и сам был неплохим художником.

    Но самое главное даже не это: на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая и не проходящая долгие десятилетия любовь к Мумтаз-Махал. В белоснежном мавзолее воплотилось видение мира Шаха Джахана, мира гармоничного, изящного и чистого, мира, где главным была любовь. В итоге Тадж-Махал стал не только материальным воплощением этой любви, но и символом великой эпохи.

    Когда Шах Джахан закончил постройку мавзолея, он решил на другом берегу реки Ямуны построить гробницу и для себя – точно такую же, только из черного мрамора. По замыслу правителя оба мавзолея, словно супружеские покои, должны были соединиться высоким кружевным мостом из черного и белого мрамора, который бы символизировал воссоединение душ влюбленных. Уже начались подготовительные работы, однако этому плану, к сожалению, не суждено было сбыться: страна была разорена невиданными затратами на возведение мавзолея Мумтаз-Махал.

    Сыновья шаха воевали между собой, борясь за “место под солнцем”. Победу над братьями одержал принц Аурангзеб (его имя означает “краса престола”). Он ничем не походил на своего отца – суровый, замкнутый, аскетически-религиозный монарх. Еще будучи принцем, он неодобрительно относился к бесполезному, как он считал, и разорительному строительству своего отца. Всю свою долгую и беспокойную жизнь Аурангзеб провел в военных походах, направленных на то, чтобы сохранить власть над империей.

    “Краса престола” в 1658 году поднял против отца мятеж, убив братьев, и обвинил Шаха Джахана в том, что он истратил на мавзолей все доходы государства. Он заточил бывшего повелителя в подземную мечеть в одном из внутренних дворцов крепости Агры. Там несчастный прожил долгих семь лет вместе с его любимой дочерью Джаханарой Бегум. Когда он заболел и почувствовал приближение смерти, ему удалось умолить своего сына перенести его в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Мумтаз-Махал, его любимой Арджуманд Бану.

    Там, на балконе Жасминового павильона с видом на реку Ямуну, откуда виден был стоящий поодаль Тадж-Махал, символ его любви, Шах Джахан скончался 23 января 1666 года. Выполняя последнюю волю своего отца, Аурангзеб на следующий же день приказал перевезти его тело в Тадж-Махал и без всяких церемоний и почестей похоронить рядом с Мумтаз-Махал.

    С тех давних пор мавзолей Мумтаз Махал пережил много превратностей. Во время войн, которые продолжались в Индии в XVII и XVIII веках, Агра много раз переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери (сейчас там двери медные), вынесли драгоценные светильники, выковыряли из стен многие драгоценные камни. Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми.

    В 30-х годах XIX века британский генерал-губернатор вообще предложил продать Тадж-Махал на слом. Как можно было предложить такое – уму непостижимо! Ведь считается, что красоту чувствуют все, даже злодеи. Как хорошо, что власти Индии проявляют в отношении Тадж-Махала мудрость. Великий индийский поэта Рабиндранат Тагор в связи с этим сказал о Тадж-Махале: “Пусть великолепие алмаза, рубина, жемчуга исчезнет как магическое мерцание от радуги, только пусть одна слеза – Тадж-Махал – ярко сияет на щеке времени…”

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: