История саратова кратко основное

- краткая история города На территории Восточной-Европейской равнины расположена одна из древнейших российских областей – Саратовская область. Ее площадь составляет 100000 километров. Наполнена она л

История саратова кратко основное

Саратов — краткая история города

На территории Восточной-Европейской равнины расположена одна из древнейших российских областей – Саратовская область. Ее площадь составляет 100000 километров. Наполнена она лесами и степями. Область поделена рекой Волгой на два берега.

История города

Речные караваны реки Волги были вечно под нападениями кочевников. Казаки также не давали покоя купеческим караванам находиться в спокойной обстановке. По этим причинам было решено возвести военную крепость, которую назвали Саратов.

В начале своего существования он постоянно перемещался с одного берега Волги на другой. Это когда-то должно было закончиться, и Саратов должен был закрепиться на одной позиции, что и произошло в 1674 году по указу царя. Теперь город всегда располагался на правом берегу.

Существует много версий, касательно происхождения названия города. В переводе с разных языков, и от разных словосочетаний, название Саратов имело несколько значений: низменный остров, желтая гора, ястребиный остров.

Город получал активное развитие и не стоял на месте. Позже он являлся не просто крепостью, а центром предпринимательства. Город находился на стыке торговых путей двух частей света – Европы и Азии, что позволило ему активно развивать торговлю. Стремительно набирали обороты рыбный и соляной промыслы.

Саратов был посещен академиком Лепехиным во второй половине 18 века, и, по его словам, являлся самой быстроразвивающейся провинцией Российской империи. Граждане занимались здесь ремеслом и торговлей. Было сооружено множество фабрик. Свое развитие получило и мануфактурное производство. Названия улиц города (Кузнецкая, Соляная) намекали на высокую работоспособность населения.

Во время восстания Е. Пугачева 1773-1775 город Саратов попал под его удар. Он был уничтожен батареей Пугачева, расположившейся на Соколовской горе. Однако город быстро восстановился. Купеческие сословия не давали городу загнуться и делали все возможное, чтобы направить город на верный пусть развития. Были выделены средства на строительства церкви. Иван Поздеев, являющийся на тот момент главным в городской думе, занялся строительством детской больницы. Первым губернатором города был Петр Столыпина, который не забылся этим городом. Он же являлся министром внутренних дел.

В области немного позже указом было учреждено наместничество, в дальнейшем являющееся губернией. Однако спустя 15 лет она потеряла свои силы и была ликвидирована. Через несколько месяцев восстановилась и не теряла своих позиций до 1928 года.
Городу Саратову присвоили герб, изображение которого о расположении города на волжском берегу. Это означало важность рыболовства для города с самого его построения.

Важным моментом развития экономики города было соединение города железнодорожной линией с городом Тамбов. После этого невероятно эффективно стала расти промышленность, что позволило Саратову встать в первый ряд крупных в России центров по торговле мукомольной продукцией.

В дальнейшем для продолжения развития мукомольства были построены паровые мельницы. От такого упора на развитие данной промышленность Саратов вышел на первое место по производству муки. Кроме муки Саратов обогащался маслобойной фабрикой, являвшейся крупнейшей на Волге.

В середине 19 века появляются средства массовой информации: выходит первая газета – Саратовские новости. Саратовский городской банк, являющийся первым кредитным учреждением, открылся в 1863 году. В начале 20 века в Саратове появились автомобили.
Саратов часто назывался «столицей Поволжья», но лишь неофициально. Связано это с его развитием, которое обходило другие местные города.

Во время войны у Саратова было хорошее расположение, в связи с чем сюда были эвакуированы множество предприятий и военных училищ. По итогам ВОВ Саратов развился до высоких масштабов.

До распада СССР Саратовская область была под запретом от посещения иностранцами. Причиной этому являлось наличие множества крупных предприятий, направленных на оборону. Так же многие из авиационных фабрик Саратова помогали выполнять программу по полету в космос.

Как развивался Саратов

Саратов был основан в первых числах июля 1590 года как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства. Дело в том, что после походов русских войск на Казанское ханство и на Астраханское ханство Русское царство получило обширные территории Поволжья. Было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград). Саратов основали князь Григорий Засекин и боярин Федор Туров на полпути между Самарой и Царицыном.

Сегодня мы вспоминаем основные вехи истории Саратова — крупного культурного, экономического и образовательного центра Поволжья.

Точное место первоначального Саратова неизвестно. Город закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.

Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. Одна из гипотез предполагает, что Саратов получил свое название по названию Соколовой горы, по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Также есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Еще существует предположение, что Саратов получил свое название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез.

По Областной реформы 1708 года Петра I Саратов был отнесён к Казанской губернии. Спустя 10 лет город отошел к Астраханской губернии, еще спустя 10 лет — вновь к Казанской, а в 1739 году — вновь к Астраханской.

Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 году «соляного управления». Напротив Саратова, украинцами возчиками соли с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так, в 1750 году из Саратова было отправлено подводами 3264 тонн рыбы (в 2005 году было добыто 1800 тонн).

11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию.

Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова, утвержденный в 1812 году. Планировались правильные геометрической формы кварталы, так называемая регулярная застройка, а в старой части города предлагалось тоже «урегулировать» строительство домов.

Отечественная война 1812 года внесла свои коррективы в жизнь Саратова. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах — они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы.

В 1828 году в Саратове начала работать Саратовская табачная фабрика одна из первых в России. Кроме нее, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали знаменитую дешевую ткань — сарпинку, «родиной» которой был Саратов.

Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало развитие на Волге пароходства.

Саратовцы увидели первый пароход в 1820 году, окрестив его «чёртова расшива с печкой». Но активное развитие судоходство получает к середине XIX столетия, в бассейне Волги стали появляться крупные пароходные общества.

Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным портом, Число жителей города росло, изменялся и внешний облик города; по отзывам современников среди других городов «Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей».

Сильнейший толчок к развитию Саратовской губернии дало строительство в июле 1871 года железной дороги Тамбов — Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны, Саратов соединился железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России. Начался быстрый рост промышленности.

В 1908 году в Саратове появляется трамвай. Саратовская трамвайная система, одна из старейших трамвайных систем России. Строительство трамвая в Саратове началось в августе 1907 года. К этому времени в Саратове уже 20 лет работала конка. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошел пробный трамвай. 11 декабря 1908 года началось регулярное трамвайное движение.

Немалый вклад в экономическую и культурную жизнь губернии принадлежит меценатам. В Саратове было достаточно людей которые очень любили свой родной город и не жалели сил и средств на процветания своего края.

В числе первых благотворителей Саратовского края — крупные землевладельцы: князья С. Ф. Голицын и А. Б. Куракин, В. А. Вольский и К. В. Злобин, А. П. Сапожников, саратовский купец М. А. Устинов.

Ленин ведет заседание Совета народных комиссаров, на котором обсуждался декрет «О немецких колониях Поволжья»

Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 года Саратов долгое время был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч. После 1917 г. получили территориальную автономию — АССР Немцев Поволжья. 19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья.

Поволжские немцы уезжают в Германию под опекой работников Красного Креста. 2 декабря 1929 года, Свинемюнде

Коллективизация в немецкой деревне имела печальные последствия. Согласно оценкам историков, были уничтожены тысячи самых продуктивных крестьянских хозяйств, при этом их владельцы расстреляны, арестованы, посажены в тюрьмы, высланы, или, в лучшем случае, стали государственными батраками в «кулацких» спецпоселках.

По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. В 1941 году поволжские немцы были депортированы в Сибирь и Казахстан.

Депортация немцев в СССР привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. С конца 1980-х некоторые этнические немцы в малом количестве вернулись в город Энгельс, но значительно большее их число эмигрировало в Германию.

Бурное развитие Саратова отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.

Современный Саратов

В 2011 году в генеральном рейтинге привлекательности городов, составленном Российским союзом инженеров, Саратов занял 20 место из 164 городов. Учитывались динамика численности населения, транспортная инфраструктура, природно-экологический потенциал, доступность жилья, инновационная активность, благосостояние граждан и другие параметры.

Площадь Столыпина. Слева — саратовская мэрия, в центре — памятник П.А. Столыпину, справа — Саратовская областная дума

По версии Forbes, в 2013 году Саратов занимает 10-е место по привлекательности для бизнеса из 30 городов. По итогам рейтинга этого года Саратов обошел по финансовой привлекательности Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

История и дата основания Саратова

История Саратова насчитывает более четырех столетий. За это время город вырос из небольшой стрелецкой крепости в важный промышленный центр Поволжья. В разное время он пережил несколько волн прироста населения: староверов, немцев-колонистов, искавших лучшей доли крестьян. Саратов – малая родина многих выдающихся фигур истории России, в том числе царского премьер-министра Петра Столыпина.

Приграничный форт

Согласно общепринятой трактовке считается, что дата основания Саратова – 12 июля 1590 года. Город появился как крепость, постепенно развившаяся в серьезное укрепление на юго-восточных рубежах России. Отсюда продолжалось освоение и заселение обширных земель. Дата основания города Саратова совпала с очередным витком развития торговли по Волжскому пути.

Крепости, строившиеся тогда по малоосвоенным берегам великой реки, представляли собой мощный заслон от набегов ногайцев и крымских татар. Опасные кочевники принудили царское правительство почти одновременно построить Самару, Царицын и Саратов. У всех этих городов был один отец-основатель – Григорий Осипович Засекин. Умелый фортификатор, опытный военачальник и строитель остался одной из главных фигур, ассоциирующихся с закреплением власти России на Волге. 1590-й (год основания Саратова) – дата, оказавшаяся важной вехой в этом процессе. Благодаря крепости удалось наладить постоянную связь низовий и верховий Волги.

Особенности крепости

Засекин определил не только то, какой будет дата основания Саратова, но и то, каким будет первоначальное место строительства крепости. Им стала удобная переправа на Волге, расположенная ровно на половине пути от Царицына в Самару. На первых порах в поселении служило около 300 стрельцов. Рядом с городком находился холм. Его использовали как удобную площадку для обзора местности на несколько километров вокруг.

Город был защищен не только фортификациями, но и природными преградами: крутыми речными склонами, лесом, старицами, протоками и небольшими озерцами. С одной из сторон естественной границей Саратова был глубокий овраг. Постарались и строители города. Когда наступила дата основания Саратова, на пустынном прежде месте появились крепостные стены и сторожевые башни.

Читайте также  История афинского акрополя

Город служилых людей

Сердцем нового поселения сразу же стала канцелярия воеводы. Рядом с ней располагались дворы стрельцов, сотников и других военных. Остальную часть города заняли постройки торговцев и ремесленников. Служилые люди (в том числе пушкари) жили поблизости от крепостных стен, чтобы в случае объявления тревоги моментально подготовиться к обороне города.

Отдельно от остальных зданий стояли пороховые погреба, амбары с хлебом и тюрьма. Самым высоким строением была церковь, которая возвышалась над остальными постройками. Саратов по большей части построили из дерева, из-за чего существовала постоянная опасность пожара. Ради безопасности жителей гончарные и металлургические горны стояли в голом поле. Удачная дата основания Саратова и природные условия Нижнего Поволжья позволили городу быстро вырасти. Здесь были огромные нетронутые пространства плодородной земли и обильных пастбищ. Богатые бортные и охотничьи угодья также привлекали сюда все новых переселенцев.

Приток населения

В истории русской колонизации Поволжья дата основания города Саратова стала важной отметкой, после которой приток переселенцев в регион значительно увеличился. Служилые люди ехали в степи ради новых перспектив и приличного жалованья. Стрельцы сопровождали торговые суда и караваны, борясь не только с кочевниками-ногайцами, но и с бандами «воровских» казаков, грабивших купцов.

Основатель города Григорий Засекин был назначен его первым воеводой. Он заведовал всей городской жизнью и отвечал за выплату стрельцам жалованья. В дни отдыха от военного дела они занимались огородничеством, хлебопашеством и разведением скота. Очередная волна людей, желавших поселиться в Саратове, появилась в начале XVII века, когда Российское государство пережило кровопролитную Гражданскую войну и польскую интервенцию.

В Смутное время

На фоне ужасов войны жители посадов и крестьяне бежали от хаоса центральных провинций в Поволжье. Дата образования Саратова – 1590 год, однако именно через 20 лет он вырос в настоящий город за счет вынужденных переселенцев. В то же время волжской крепости пришлось пережить длительные притеснения здешних казаков, которыми командовали всевозможные самозванцы (например, Илейка Муромец и Илья Горчаков).

Летом 1607 года появилась новая угроза. Некий царевич Иван-Август собрал казачий отряд, захватил Царицын и двинулся вверх по Волге. Саратовским гарнизоном тогда командовали Владимир Аничков и Замятия Сабуров. Защитники крепости отбили все приступы банды и не позволили ей войти в город.

Новые вызовы

Мнимый царевич Иван бежал на Дон, где погиб в стычке с войском Лжедмитрия II. Саратов также ненадолго перестал подчиняться московской власти – власть в нем захватили сторонники очередного самозванца.

Вскоре наступил мир, однако в 1614 году поселение настигла настоящая катастрофа. Город сгорел дотла. Многие жители погибли, а те, кому удалось выжить, перебрались в Самару. Постепенно крепость все-таки восстановили. Ее возрождение совпало с восстановлением легитимной власти в Москве (трон перешел к династии Романовых).

Поволжье тем временем продолжало жить своей провинциальной жизнью, оторванной от больших политических страстей. Главным событием здесь было строительство новых крепостей (например, основополагающей для региона стала дата основания Саратова). История края в XVII веке известна достаточно отрывочно. В 1636 году Саратов посетил Адам Олеарий – глава немецкого посольства, оставивший уникальные заметки о жизни тогдашней России.

Рост поселения

В 1674 году, при Алексее Михайловиче, Саратовскую крепость перенесли на новое место неподалеку от Соколовой горы. Во время Персидского похода здесь побывал Петр I. Основание Саратова уже давно было позади. Теперь город стабильно рос и развивался. Путешественники отмечали его прямые улицы и богатые торговые ряды. Саратов стал центром гончарного ремесла, мануфактурного производства, выращивания хлеба, солеварения. Гордостью местных жителей была фабрика, выпускавшая тафту, атлас и чулки. В 1774 году город атаковал отряд Емельяна Пугачева. Его восстание уже было на последнем издыхании. Атамана арестовали той же осенью неподалеку от Саратова.

Росту города и окрестных селений способствовали помещики, правящие круги и купцы. Новые жители появлялись и стихийно. Такими переселенцами были бежавшие от помещиков крепостные крестьяне. Множество сел возникло вокруг монастырей (например, будущий Хвалынск). В середине XVIII столетия в Саратовском крае жило уже более 200 тысяч человек. В этот период в городе строились новые слободы рабочих, задействованных в солеварении на озере Эльтон.

Центр губернии

Возможно, Саратов сегодня не был бы столь крупным населенным пунктом, если бы еще Екатерина II не подписала указ о переселении в здешний край раскольников. Староверы основали множество слобод, в том числе Балаково и Пугачев. Рост Саратова происходил в юго-западном направлении, где появлялись новые жилые районы. В 1803 году в городе появился первый театр. В эпоху Екатерины II провинциальный центр наводнили немецкие колонисты.

В 1782 году была образована Саратовская губерния. До 1850-го она оставалась одной из крупнейших во всей России. В Саратов и его окрестности стремились люди из центральных уездов, где ощущалась нехватка земли. Помимо русских и колонистов из Германии в крае обосновались украинцы, мордва, татары. Согласно переписи 1897 года, в Саратовской губернии жило 2,5 миллиона человек, а накануне Первой мировой войны эта цифра перевалила за 3 миллиона. Рост прекратился только из-за кровопролития и последовавших затем потрясений. Население самого Саратова составляло 242 тысячи человек. Это был крупнейший город всего Поволжья (больше Казани, Астрахани, Самары и Нижнего Новгорода).

Саратов и Столыпин

Многие достопримечательности Саратова и окрестностей связаны с Петром Столыпиным (1862-1911), наверное, самым известным его уроженцем. Знаменитый государственный деятель эпохи Николая II несколько лет занимал должность премьер-министра России. Он был главным инициатором реформ в период существования царской Думы. Его путь в большую политику начался в родном Саратове – в 1903 году его назначили саратовским губернатором. В 1906-м он стал министром внутренних дел и покинул город, где после того бывал только наездами.

Столыпин погиб, будучи застреленным в киевском театре. Кресло, на которое он сел после рокового попадания пули, выставлено в Саратовском краеведческом музее. Также в городе находится портрет премьер-министра, нарисованный великим русским художником Ильей Репиным. В 2002 году в Саратове появился первый в современной России памятник Столыпину.

Советская индустриализация

Из-за Первой мировой и Гражданской войн хозяйство Саратова значительно деградировало. Только после того как прошло больше десяти лет, объем производства вышел на рекордный прежде уровень 1913 года. В 30-е гг. город пережил индустриализацию и коллективизацию. Преобразования того периода сильно повлияли на то, что представляет собой Саратов сегодня.

Фото многих современных предприятий – это изображения заводов, основанных во время форсированной индустриализации. К ним можно отнести «Универсал» — завод, занимающийся производством станков, а также трикотажную фабрику, котельный завод, мясокомбинат и т. д. Благодаря индустриализации изменилась структура промышленности Саратова. Все большую роль в ней играла металлообработка, а все меньшую – пищевая отрасль.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны многие предприятия из прифронтовых регионов были эвакуированы в относительно безопасный Саратов. Фото и отзывы туристов, посещающих город сегодня, характеризуют его как центр современного производства, однако значительную часть этого экономического капитала заложили именно в 1941-1945 гг. Дополнительное развитие получили резиновая, текстильная и легкая отрасли местной промышленности.

В город-спутник Саратова Энгельс, расположенный на противоположном, левом берегу Волги, был эвакуирован Брянский машиностроительный завод, в будущем ставший троллейбусным. Появились и совершенно новые производства. Так, неподалеку от Саратова была налажена добыча газа, который поставлялся в город по специально выстроенному газопроводу. Большую часть предприятий реорганизовали под нужды фронта, из-за чего в городской экономике вырос удельный вес машиностроения.

Последние десятилетия

В 1950-е гг. в Саратове и окрестных городах появилось несколько крупных предприятий химической промышленности. Развивался топливно-энергетический комплекс, в том числе газовая, сланцевая, нефтяная и теплоэнергетическая отрасли. Город притягивал все больше высококвалифицированных специалистов научно-технического профиля.

Помимо всего прочего обновлялось приборостроение, машиностроение и заводы по производству электроники. Одновременно с тем областной центр стал одним из фронтов по поднятию целины в степных районах РСФСР и Казахстана.

В 1970-е гг. в Саратовском крае зародился и бурно развивался мелиоративный комплекс. Строились оросительные каналы и системы, а также другая сопутствующая инфраструктура. Сегодня Саратов остается одним из крупнейших городов Поволжья. Вместе с городом-спутником Энгельсом он образует агломерацию с населением в миллион человек.

Почему так назван город: Саратов, центр Саратовской области

Люди жили на месте современного Саратова с древнейших времён. Свидетельство тому Алексеевское городище — археологический памятник с культурными горизонтами от катакомбной культуры эпохи средней бронзы (XX—XIX вв. до н. э.) до русского поселения золотоордынского времени (XIII—XIV вв.). Поселение то возрождалось в период относительно стабильного государственного устройства (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда), то исчезало без следа в период очередного прилива волн кочевых народов. Последний такой цикл перед основанием Саратова закончился в 1395–1396 гг., в период нашествия Тамерлана, который разрушил Увек (Укек) — золотоордынский город, центр одноимённого улуса. В следующие 200 лет редкое население Дикого поля было представлено ногайскими, а затем калмыцкими кочевьями, шайками воровских казаков и рыболовецкими артелями московских монастырей.

Основание города и XVII век

После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Московское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Точное место первоначального Саратова неизвестно — оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанного на правом берегу Волги. В зиму 1613–1614 годов город сгорел и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка, в 1617 году. На этом месте его видели Адам Олеарий в 1636 году и Ян Стрюйс:

«14 августа 1669 года бросили якорь в Саратове. Это небольшой город, расположенный на равнине, орошаемой одним из рукавов реки Волги. Соседство казаков, татар, калмыков заставляет содержать в нем сильный гарнизон. В этом месте начинают встречаться калмыки, которые на мой взгляд безобразнее и страшнее всех людей.»

В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесен на правый берег Волги, в район нынешней Музейной пощади.

В итоге город под названием Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. Эта гора сейчас называется Соколовая гора. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден почти весь город. Именно к югу от неё полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году.

Весь XVII век Саратов и окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар, не перестававших нападать на него вплоть до первой половины XVIII века. В 1670 году Степан Разин подверг город трехдневному грабежу. В 1708 году был в осаде войск Булавина.

Оседлое земледельческое население весьма долгое время не могло занять края. Сюда шли лишь те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге. Казанский губернатор Артемий Волынский, в своем донесении в Сенат в 1719 году, говорит:

«От Саратова до Астрахани, между городов по двести и по триста верст жила никакого нет, того ради, как купецким людям, так и протчим проезжим и рыбным ловцам от калмыков и от кубанцев чинится великое разорение и работных людей берут в плен.»

Название города

Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. В недавнем прошлом считалось, что Саратов получил своё название по Соколовой горе, которая называлась по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Однако ныне эта гипотеза опровергнута, так как Соколовая гора никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые.

Заселение края. Губернский центр

Сооружение Царицынской сторожевой линии (1718–20 гг) и другие мероприятия Петра I по укреплению безопасности создали условия для заселения Правобережья. По Областной реформе 1708 года Саратов был отнесен к Казанской губернии. В 1718 г. город отошёл к Астраханской губернии; с 1728 г. — вновь в Казанской, в 1739 г. — вновь в Астраханской.

В 1700 году Пётр I пожаловал грамоту об отводе Саратову 298763 десятин на луговой и нагорной стороне Волги.

«Самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей — мужского и женского; однако прямые улицы и хорошие ряды делают сей город приятным, так что его можно почесть за один из лучших волжских городов. В нем находятся соляная и рыбная пристани, кожевенные заводы, канатная, шляпная и шелковичная фабрики. Для последней из оных расстоянием верст в пять от города заведен обширный сад с тутовыми деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются. Около города на берегу Волги целый флот судов с пушками — для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов».

Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 г. «соляного управления». Напротив Саратова, малороссиянами возчиками соли (чумаками) с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так в 1750 г. из Саратова было отправлено подводами 204 тыс. пудов рыбы (3264 т., для сравнения в 2005 было добыто 1800 т. рыбы).

Читайте также  История итальянской кухни

По манифесту Екатерины II 1762 г. было прекращено преследование раскольников, им были выделены земли в Заволжье. В дальнейшем это привело к появлению Саратове значительного числа экономически активных купцов-старообрядцев. В 1763 г. иностранцы были приглашены селиться на свободных землях Поволжья и Новороссии. Учреждённая в Саратове в 1766 году «Контора канцелярии опекунства иностранных» стала центром управления немецкими колонистами в Поволжье.

В Саратове Емельян Пугачев имел свой последний ощутимый успех. 6 августа 1774 г. армия самозванца окружила, а после боя 7 августа взяла город. Но к этому времени отряды Михельсона уже буквально шли по пятам пугачёвцев и 11 августа Саратов перешёл под контроль правительственных войск.

11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию.

Административные меры просвещённого абсолютизма по организации и развитию города выразились в развёртывании гражданского каменного строительства, насаждении современного образования и здравоохранения. Были открыты народное училище (1786), типография (1794), больница (1806). Построены присутственные места, дворянское собрание (1807), театр (1810), гостиный двор (1811), гимназия (1820), великолепные соборы Александра Невского (1825) и Спасо-Преображенский (1826).

Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова утвержденный в 1812 г. (составлен в 1803–10 гг, переработан после большого пожара 1811 г.).

В царствование Николая Павловича наводится порядок в губернской администрации, укрепляется законность. Строится тюремный замок и казармы. В городе возводятся капитальные здания 4 полицейских частей с пожарными каланчами. «С тех пор по устройству саратовская пожарная команда и инструменты соперничали с московской, как отзывалось начальство при инспекторских смотрах её». До этого город полностью выгорал до 15 раз.

20 октября 1828, ввиду усиления раскола, была учреждена самостоятельная епископская кафедра. Через 2 года открыта семинария, а ещё через год в 1831 году первые приходские училища для простого народа и публичная библиотека. В 1848 г. образована Тираспольская епархия с центром в Саратове, для духовного окормления русских немцев католического исповедания.

В 1830 и 1848 годах разразились эпидемии холеры. Продолжавшаяся более месяца ужасная эпидемия 1830 года унесла до 10 000 человек (четверть населения города).

В 1844 г. было торжественно открыто новое здание городской Думы. В этом же году частный пристав В. В. Гришин на свои средства из-под Лысой горы провел водопровод с последующей разводкой по пяти разборным бассейнам. Началось мощение и освещение центральных улиц.

В 1892 году в Саратове вновь вспыхнула эпидемия холеры, что вызвало бунт в Хвалынске.

«Столица Поволжья»

4 июля 1871 года было завершено строительство железной дороги Тамбов — Саратов, соединившая город с Москвой и Петербургом, начался быстрый рост промышленности, город стал одним из крупнейших в России (наряду с Нижним Новгородом и Самарой) центров торговли зерном и мукомольной промышленности.

Историк С. Кедров в 1893 году писал о Саратове:

«…Саратов в наши дни, со своим 120-тысячнымнаселением, около 8 тысяч учащихся в 69 школах, примерно устроенных, 600 тысячами годового бюджета, 138 фабриками и заводами, 16933 зданиями, сравнительно развитой публичной прессой (9 изданий, в том числе пять газет), со своим музеем, пассажем, частью асфальтовыми тротуарами на главных улицах, водопроводом, железной и конно-железной дорогами, оперным и драматическим театрами, обширной библиотекой и светлой публичной читальной залой — принимает по местному общественному сознанию столичный облик».

До конца 1920-х годов Саратов был крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др.) и нередко неофициально именовался как «столица Поволжья».

В Советское время

С 1928 по 1932 год Саратов — центр Нижневолжского, с 1934 — Саратовского края, с 1936 — Саратовской области. Бурное развитие города отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производящий военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.


Современный Саратов

Саратов — многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области (комплекс зданий, построенных в конце XIX — середине XX века); театры: оперы и балета (1875), драмы (1967), юного зрителя, консерватория (1912), цирк, филармония; музеи: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, (1885), дом-музей К. Федина (здание начала XVIII века), музей-усадьбаНиколая Чернышевского (начало XIX века).

Саратов является известным в России центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, СГУ, функционирует более десятка вузов. В городе также развито машиностроение, нефтяная и химическая промышленность,

Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 г., долгое время Саратов был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны многие из них были переселены в Сибирь и Казахстан; некоторые впоследствии вернулись назад. Начиная с 1980-х годов большинство эмигрировало в Германию, но до сих пор католический собор Святого Клементия (в настоящее время превращённый в кинотеатр «Пионер») на Немецкой улице напоминает о прошлом Саратова.

Город Саратов: достопримечательности, история основания города, фото и отзывы туристов

  • 27 Октября, 2018
  • Достопримечательности
  • Олег Петров

Достопримечательности города Саратова привлекают большое количество туристов, приезжающих навестить этот крупный населенный пункт в юго-восточной части европейской России. Он входит в двадцатку крупнейших городов Российской Федерации. Не являясь пока миллионником, вместе со всеми агломерациями он выступает местом проживания около 1,2 млн человек.

Основание города

Приезжая осматривать достопримечательности города Саратова, многие туристы интересуются его историей. Населенный пункт на этом месте был основан в 1590 году. Это сделали боярин Федор Туров и князь Григорий Засекин. Определить точно первоначальное место древнего Саратова не удалось до сих пор. Оно было то ли на левом берегу реки Анисовки, то ли на правом берегу Волги.

Зимой 1613-1614 годов Саратов был практически полностью уничтожен пожаром, вновь его отстроили в устье реки Саратовки на левом берегу Волги в 1617 году.

В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича город был перенесен в районе современной Музейной площади, где находится и сегодня. В итоге получилось, что Саратов всего закладывали три раза, причем каждый раз на новом месте.

В начале своей истории город страдал от регулярных набегов кубанских татар и калмыков, в 1670-м его три дня разорял Степан Разин, а в 1708-м Саратов оказался в осаде казака Кондратия Булавина. Ситуация коренным образом изменилась при Петре I, когда была сооружена Царицынская сторожевая линия, что сделало город безопасным и способствовало его популярности.

В XIX веке мощный толчок к его развитию дало строительство железной дороги, соединившей Саратов с Тамбовом, а через него — с Санкт-Петербургом и Москвой.

Современный период

При советской власти Саратов сначала был административным центром Нижневолжского края, в 1934 году был учрежден Саратовский край, который переименовали в область еще через два года.

Во время Великой Отечественной войны именно в этот город на Волге эвакуировали военные училища и заводы с запада страны. Так что до 1990 года город оставался закрытым, например, его не могли посетить иностранцы. В нем работали крупные предприятия оборонной промышленности, среди которых выделялся авиационный завод, выпускавший гражданские и военные самолеты. Многие местные промышленные предприятия работали над реализацией советской космической программы.

Сегодня Саратов считается городом, в котором одни из худших дорог России, по крайней мере, он постоянно возглавляет всевозможные антирейтинги. Зато высокую оценку традиционно заслуживает его благоустройство.

В 2011 году наряду с Владивостоком его признали самым неудобным городом в России для жизни. При этом, согласно данным социологических опросов, число местных жителей, которые перестают думать о переезде, постоянно снижается, растет число гостей из других регионов страны.

Парк Победы

При этом всегда славился своими достопримечательностями город Саратова. Одна из основных в наши дни — это знаменитый мемориальный комплекс, известный как парк Победы на Соколовой горе на территории Волжского района.

Заложен он был в 1975 году, когда страна отмечала 30-летие победы в Великой Отечественной войне. Ровно через семь лет тут появился мемориал «Журавли» архитектора Юрия Менякина. Этот знак высотой 40 метров — дань памяти всем саратовцам, погибшим на фронтах той войны.

В 1999 году тут открыли государственный музей боевой славы, в котором представлена уникальная экспозиция сельскохозяйственной и военной техники. Сегодня, посетив эту достопримечательность города Саратова, вы увидите коллекцию военной техники и оружия времен Второй мировой.

В 2003 году в парке заработала Национальная деревня народов Саратовской области. Тут представлены в натуральную величину дома народов, в разное время населявших эти земли. А это не только русские, но и татары, башкиры, армяне, грузины.

Сейчас парк Победы остается излюбленным местом отдыха для горожан, высоко отзываются о нем туристы, которые приезжают и интересуются, где погулять в Саратове. Тут обустроены обзорные площадки, с которых открывается привлекательный вид на сам Саратов и соседний Энгельс.

Саратовская гармошка

Здесь мы представим фото с описанием достопримечательности Саратова, которую смело можно считать одной из самых необычных и удивительных во всем городе. Причем появилась она сравнительно недавно. Новый памятник саратовской гармошке на проспекте Кирова появился благодаря скульптору Владимиру Пальмину.

Гармошка с колокольчиками — старинный символ города, который теперь установлен в самом центре. Вот что посмотреть в Саратове за один день обязательно стоит.

Главный герой композиции — простой мужик, который сидит на лавочке под фонарем и играет на гармошке. Любой желающий может присесть с ним рядом, поразмышлять и сфотографироваться. Высота монумента — почти три с половиной метра, а вес — 750 кг. Символ города увековечен в бронзе.

Памятник Чернышевскому

Рассказывая, что посмотреть в Саратове за 1 день, нужно обязательно упомянуть про одну из главных достопримечательностей города — памятник Чернышевскому. Он установлен на площади, которая названа его именем.

Интересна его история. Дело в том, что до Октябрьской революции тут был установлен монумент, посвященный императору Александру II, а площадь в то время называлась Новособорной. С приходом к власти большевиков его снесли и установили памятник скульптора Дундука, который был выполнен в 1918 году. Первоначальный вариант оказался недолговечным, так как был выполнен то ли из гипса, то ли из бетона, а после покрашен черной краской. Поэтому в 1935 году был объявлен конкурс на новый монумент.

Но установить его удалось только к 1953 году, автор — Александр Кибальников.

Парк Липки

Это один из старейших парков в городе. Вот где погулять в Саратове стоит обязательно! В 1824 году было решено посадить сад вокруг собора Александра Невского, построенного после победы России в Отечественной войне 1812 года. Тем же летом высадили 1 080 липок.

Первоначально парк получил название Александровский бульвар, затем был переименован в Городской, а под своим нынешним названием известен с 1876 года. Вскоре тут появилась оранжерея, в которой выращивали эхеверии и агавы.

В настоящее время парк Липки остается востребованным у горожан и туристов. Тут растет около тысячи деревьев, более трехсот кустарников. Парк нередко упоминали русские писатели, например, Константин Федин.

Троицкий собор

Из того, что посмотреть в Саратове необходимо в первую очередь, обязательно вспомните про православный Троицкий собор, расположенный на Музейной площади. Он был основан еще в 1590 году как сторожевая крепость, является практически ровесником самого города.

Сначала стояла деревянная Троицкая церковь, в середине XVII века был возведен более основательный храм, который сгорел дотла во время очередного пожара. Разрешение на строительство нового храма было получено в 1689 году. Причем документ содержал некоторые конструктивные особенности, после чего работы пошли намного активнее. Построить собор как можно быстрее делом своей чести стали считать многие местные жители. Новый храм освятили в 1695 году.

Читайте также  История екатеринбурга кратко

Троицкий собор уникален для всей Саратовской области, так как является ярким образцом московского барокко. Он построен по корабельному типу с алтарной апсидой.

В 1712 году собор вновь сильно пострадал во время очередного пожара, остался только его каменный остов. После Октябрьской революции Предсоборная площадь, расположенная неподалеку, надолго стала местом антирелигиозных и революционных митингов. Когда в 30-е годы закрыли все саратовские храмы, большинство из них разрушили, а в Троицком разместили отделение краеведческого музея.

В наши день собор полностью отреставрирован, теперь здесь есть что посмотреть туристу. В Саратове особенно гордятся святынями, которые тут хранятся. В частности, это Казанская икона Богородицы и Спас Нерукотворный.

Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печаль»

Это достопримечательность Саратова (фото с описанием приведены в статье), которую должны увидеть все, кто интересуется православием.

Церковь была построена в 1906 году по проекту архитектора Петра Зыбина. По сохранившемуся до наших дней преданию, храмовая икона была заказана на святой горе Афон владыкой Гермогеном, она представляет собой точную копию чудотворного афонского первообраза. Официальное название иконы «В скорбех и печалех Утешение», в народе ее прозвали «Утоли моя печаль».

Во времена советской власти тут работал планетарий, по назначению церковь не использовалась. В 60-х годах с нее даже сняли кресты. Храм вернули епархии в 1990 году. Сегодня в нем завершена масштабная реставрация, установлен новый иконостас, проведены отделочные работы в районе алтаря.

При храме существует одна из лучших и крупнейших приходских библиотек во всей епархии. Просветительской работой занимается и воскресная школа, паломническая служба, православное молодежное общество.

Саратовский мост

Автомобильный мост через Волгоградское водохранилище — вот что посмотреть в Саратове стоит обязательно. Он соединяет правый берег города Саратова с левым берегом Энгельса.

Проект моста был разработан во времена Советского Союза, летом 1965 года состоялось его торжественное открытие. Вскоре по нему была даже запущена линия междугороднего троллейбуса, которая соединила Саратов с Энгельсом. Фактически она работала до 2004 года, пока не произошло падение нескольких опор, которые поддерживали контактную сеть. После обследования моста эксперты пришли к выводу, что его конструкции находятся в аварийном состоянии.

В данный момент завершена капитальная реконструкция. Однако после нее мост проработает только 20 лет, после чего будет снесен или переведен в разряд пешеходных, так что если вы еще не видели это чудо саратовской инженерной мысли, то вам стоит поторопиться.

Набережная Космонавтов

Туристы, которые приезжают в этот город, в своих отзывах с удовольствием говорят о прогулках по набережной Космонавтов протяженностью в полтора километра. Она тянется от автодорожного моста до улицы Вольской.

Вопрос о строительстве набережной в городе был поднят в начале XX века. Ранее на этом месте были пристани и городские задворки. Однако при царской власти денег на такой затратный проект так и не нашли.

В советское время к проекту возвращались несколько раз, но фактически работы начались только в 1947 году. Они велись методом народной стройки, когда каждый из районов города получил определенный участок. В результате получилась набережная, выполненная в четыре яруса.

Ее официальное открытие состоялось в 1962 году, а свое название она получила в честь знаменательного приземления Юрия Гагарина под Саратовом годом ранее.

Памятник Петру Столыпину

Памятник Столыпину — одна из новых достопримечательностей города. Его открытие состоялось в 2002 году в честь 140-летия со дня рождения знаменитого российского политика.

Столыпин работал в Саратове губернатором, именно его заслуга — открытие университета в 1909 году. За три года его работы было построено и запущено много других жизненно важных для города объектов. Так что теперь на одной из площадей Саратова возвышается его фигура.

MirIstorii.ру — История в деталях

История Саратова

Основан в 1590 году.

Саратов, город-крепость, охранял юго-восточные границы Руси от кочевников. Неоднократно разорялся калмыками и кубанскими татарами.

В 1670 году Саратов занят войсками Степана Разина. В 1774 году захвачен войсками Емельяна Пугачёва. С 1797 года главный город новой губернии.

В отличие от многих городов Верхней и Средней Волги Саратов является сравнительно молодым городом, насчитывающим чуть более 400 лет своей истории. Официальной датой его возникновения считается 1590 год. «Молодой город», как вначале он именовался в исторических документах, был призван вести наблюдение за передвижениями кочевников и уничтожать их «воровские шайки», пытающиеся пересечь юго-восточную границу Русского государства, а также охранять царские суда, ходившие в Астрахань и обратно. Строился он как город-крепость, а название ему дала Соколовая гора, возвышавшаяся над окружающей местностью и служившая прекрасным ориентиром всем судам, идущим по Волге. Татары называли её Жёлтой горой; от татарских слов «сары» (жёлтый) и «тау» (гора), произошло слово «Саратов». Первая деревянная правобережная крепость сгорела в 1613 году, после чего город был отстроен уже на левом берегу в устье реки Саратовки.

Мы проехали мимо города Саратова. Этот город лежит в 4 верстах от главной реки в ровном поле, на рукаве, который Волга кидает от себя по левую руку. Здесь живут одни лишь стрельцы, находящиеся под управлением воеводы и полковника и обязанные защищать страну от татар, которые именуются у них калмыками: они живут отсюда вплоть до Каспийского моря и реки Яика и довольно часто предпринимают набеги вверх по Волге.

. И до него от Самары считается 350 вёрст.

«О русском государстве, его провинциях, реках и городах»

«Описание путешествия в Московию»

Но в 1674 году указом царя Алексея Михайловича Саратов был опять перенесён на правый берег Волги.

С первых лет существования Саратов воевал. Вплоть до первой половины XVIII века он подвергался нападению и разорялся степняками — калмыками и кубанскими татарами. Не миновали его события Смутного времени: в 1604 году город был занят самозванцем Ильёй из Мурома, принявшим имя Петра Фёдоровича, сына царя Фёдора Иоанновича. В 1670 году Саратов стал одним из центров крестьянской войны под предводительством Степана Разина, который учредил в нём казачье управление — Казачий круг. В 1707 году город осаждали отряды Кондратия Булавина, причинив Саратову немалые беды. Дважды, в 1695 и 1722 годах, посещал город царь Пётр I, который щедрой царской рукой подарил Саратову земли «с лесы, угодья, сенные покосы и рыбные ловли», видимые с Соколиной горы.

Военной крепостью Саратов оставался до создания Царицынской сторожевой линии, то есть до 1718 года. В качестве провинциального города он принадлежал поочерёдно Казанской и Астраханской губерниям. Рос и развивался город быстро. К середине XVIII века в нём проживало более 15 тысяч человек, основным занятием которых были рыбный промысел, добыча соли и земледелие. Более 1 200 домов, 300 лавок и большое количество рыбных и соляных амбаров имелось в Саратове в то время. В европейскую часть России шли из города водным и сухопутным путями рыба и добываемая из Эльтонского озера соль. Это обогащало казну. В 1747 году здесь было учреждено Соляное управление, что сделало Саратов важным торгово-промышленным городом, крупным перевалочным пунктом, центром торговли рыбой и солью. Посетившие Саратов говорили, что его «можно почесть за один из лучших волжских провинциальных городов».

Во время крестьянской войны под предводительством Пугачёва отряды восставших подошли к Саратову в августе 1774 года, и после небольшого боя город был ими взят. Пугачёв находился в Саратове три дня. В это время были открыты все хлебные и соляные амбары для бесплатной раздачи продуктов. Население присягнуло «новому царю Петру III, а войско Пугачёва пополнилось солдатами и казаками — жителями города.

В 1780 году было учреждено Саратовское наместничество; Саратов получил Статус главного города нового наместничества (с1797 года — губернии). Данный городу герб (на голубом фоне три стреляди) говорил о рыбных богатствах края. В центре города были построены новые административные здания — губернское правление, суд, казначейство, архив и прочие, обязательные для губернского города. Население Саратова было многонациональным: в нём проживали русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, цыгане. Крупных фабрик и заводов в Саратове не было и в начале XIX века, а занятия его жителей отразились в названиях улиц — Кузнечная, Тулупная, Мясницкая, Шелковичная, Кирпичная. Ещё в начале XVIII века местными казаками для несения сторожевой службы в Саратове была сформирована казачья сотня Астраханского казачьего войска, преобразованная затем в станицу. Саратовская станица считалась самой богатой в Астраханском воске, имела своего начальника, правление, суд и казну. Казаки селились на Большой и Малой Казачьих улицах и считались городскими жителями. Росту численности населения способствовал перевод на жительство в Саратов немцев-колонистов и старообрядцев, основавших за городской чертой отдельные слободы, впоследствии вошедшие в территорию города. В начале XIX века в городе проживало 27 тысяч человек. По новому генеральному плану, утверждённому в 1811 году, после сильного пожара, который уничтожил большую часть города, в Саратове появились прямоугольная сетка улиц и большие новые площади.

Отечественная война 1812 года вызвала в городе большой патриотический подъём. В местных мастерских для вооружения армии было отремонтировано 12 пушек, 350 ружей и несколько тысяч пик. На собранные добровольные пожертвования было куплено 58 пушек, не говоря уже о нескольких сформированных отрядах ополчения, прошедших с боями от Бородина до Парижа. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах — они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы. Одни из них приглашались в качестве гувернёров и учителей в русские семейства и учебные заведения, другие открыли в городе ремесленные заведения — сапожные и мебельные. В память о победе над Наполеоном в центре города был возведён храм Александра Невского.

В XIX веке Саратов продолжал развиваться как важный торговый центр. К традиционным товарам — рыбе и соли — добавился ещё и хлеб. Тысяча больших и малых судов везли его по Волге в разные регионы России. Сухопутным путём в Москву и другие города шли огромные обозы с товаром, а в Саратов везли лес, железо, сахар, медные и глиняные изделия. Развивалось местное промышленное производство. В 1828 году в Саратове начала работать одна из первых в России табачных фабрик, кроме неё, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали самую знаменитую дешёвую ткань — сарпинку, «родиной» которой был Саратов.

Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало развитие на Волге пароходства. Саратовцы увидели первый пароход в 1820 году, окрестив его «чёртова расшива с печкой». Расшивой на Волге называлось большое грузовое плоскодонное парусное судно до 70 метров длиной. Пароходное общество по Волге, учреждённое в 1843 году, стало первым речным пароходством, развитие которого обещало большие выгоды. В 1860-е годы по Волге ходило уже 20 пароходов, а через десять лет их стало почти 400, в том числе 60 пассажирских. Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным портом, «столицей Поволжья». Число жителей в городе сразу же возросло и к 1870-м годам составило 70 тысяч человек. Изменился и внешний облик города; по отзывам современников среди других городов «Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей». В 1871 году Саратов был соединён железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России.

Главный предмет торговли Саратова с конца XIX века был хлеб. Горо сделался крупным посредником в торговле нефтяными продуктами, мясом, рыбой, солью, шерстью. Фабричная промышленность в основном перерабатывала сельскохозяйственные продукты. По производству муки, горчичного и подсолнечного масла Саратов занимал первое место в России. В конце XIX — начале XX века в городе появились первые металлообрабатывающие предприятия — Волжский сталелитейный, машиностроительный, гвоздильно-проволочный и другие заводы.

Значительное место в культурной жизни Саратова играли Городские и Общедоступный (народный) театры, в также открытый в 1885 гоу первый в провинции Общедоступный художественный музей.

Саратов был одним из самых благоустроенных городов России; улицы его были вымощены, в центральной части города имелись асфальтированные или каменные тротуары. Здесь действовала конная железная дорога, водопровод и телефонная линия. По всем показателям Саратов оправдывал значение большого административного и торгового центра. «Саратов произвёл на меня прекрасное впечатление. По своему благоустройству это был лучший город на Волге» — так писал о Саратове известный театральный деятель Н. Собольщиков-Самарин, посетивший город в начале XX века.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: