История гатчинского дворца

Пригородный Эрмитаж, Замок русского Гамлета. Как только ни называют Гатчинский дворец, находящийся на самой высокой точке холма у Серебряного озера. В свое

История гатчинского дворца

Гатчинский дворец: краткая история

Пригородный Эрмитаж, Замок русского Гамлета. Как только ни называют Гатчинский дворец, находящийся на самой высокой точке холма у Серебряного озера. В свое время им владели почти все российские императоры, замок пережил сильное разрушение и был восстановлен. Сегодня это музей, который радует посетителей не только великолепным интерьером и пейзажным парком, но и разнообразными экскурсиями и концертами

Кто здесь правил?

История загородной резиденции, напоминающей средневековый замок, берет свое начало с небольшого поместья, когда-то принадлежавшего Петру I. Расцвет усадьбы пришелся на правление Екатерины II, которая в 1766 году подарила ее графу Григорию Орлову. Именно тогда по проекту архитектора Антонио Ринальди и начал зарождаться огромный дворец, изначально задуманный как охотничий. Примечательно, что он стал одним из первых зданий, чьи фасады отделаны натуральным известняком, отличающимся своей прочностью. Уже тогда замок обещал просуществовать долгие годы. Строение, выполненное в духе классицизма и напоминавшее итальянский особняк, было закончено только спустя пятнадцать лет.

После смерти Орлова дворец попал во владения Павла I. При нем Гатчина стала императорской резиденцией. В соответствии со своими склонностями государь превратил город в военный лагерь, что сказалось и на замке: в те времена он выглядел как неприступная крепость, окруженная рвами.

Свой современный облик дворец приобрел в годы правления Николая I. После перестройки изменениям, хоть и незначительным, подверглись даже покои Павла I: был заменен паркет, появилась новая мебель. Впрочем, правитель нечасто проводил время в замке, изредка приезжая с семьей на приемы и балы.

Чего не скажешь об Александре III, который, в отличие от своего деда, сделал из Гатчинского дворца постоянную резиденцию, куда перевез из Северной столицы всю семью. За это его даже нарекли «гатчинским узником». В здании провели электричество, телефон, осуществили так называемое калориферное отопление.

Но дворец недолго пробыл уютным и гостеприимным домом. Через год после Октябрьской революции резиденция превратилась в государственный музей. Все тайны замка, хранившиеся несколько веков вдали от посторонних глаз, стали доступны широкой публике. Ценные коллекции, которые мог увидеть каждый, имели мировое значение и насчитывали более пятидесяти тысяч экземпляров.

Призраки и орлы

Так бы и стоял Гатчинский дворец еще долгие годы, не зная бед и горестей и радуя всех своей красотой, но Великая Отечественная война оказалась беспощадной даже по отношению к таким значимым достояниям общества. Конечно, благодаря усилиям работников музея удалось сохранить некоторую часть фондов и экспозиций: что-то перевезли в Ленинград, что-то разместили в подвалах Гатчинского замка. Но это была лишь капля в море. Авиабомбы и артобстрелы разрушили былое великолепие музея-дворца, оставив на его месте обгорелое здание без крыши. После войны по сохранившимся чертежам и фотографиям началось медленное, но верное восстановление замка. С 1985 года он вновь распахнул свои двери перед посетителями.

Сегодня дворец-музей условно делят на три части: центральный трехэтажный корпус, украшенный двумя башнями, и примыкающие к нему Кухонное и Конюшенное каре. Кроме раритетного оружия, стульев, на которых сидели выдающиеся государственные деятели, и многого другого там можно воочию увидеть Павла I и его жену Марию Федоровну. Разумеется, в исполнении актеров. Конечно, в ходе экскурсий посетителям поведают и легенды, связанные с символом Гатчины. Как и все великие замки мира, Гатчинский дворец полон своих тайн.

Одна из этих легенд повествует о выстреле Павла I в орла, летевшего в небе. Она объединяет два парковых сооружения дворца — беломраморную колонну с изображением орла и павильон, на колоннаде которого также запечатлен бесстрашный царь птиц. Согласно сказанию, первая постройка возведена там, где он упал, а вторая — где был сделан тот самый удачный выпал.

Однако если внимательно проследить историю замка, колонна была подарена Екатериной II ее фавориту, а изображение орла было скорее выражением признательности, так как эта птица входила в фамильный герб семьи Орловых. Павильон, в свою очередь, появился на территории усадьбы спустя тридцать лет и символизировал уже власть Павла I.

Существует еще одна забавная легенда уже о другом сооружении. В конце XVIII века художник Николай Львов создал проект Каскада для представления морских сражений. Во время прогулки с неким генералом Обольяниновым по Гатчинскому парку Львов ненароком поделился с ним своей новой идеей, после чего тот взял с архитектора обещание, что он сразу же приступит к работе. Увидев результат, генерал восхитился и предложил показать Каскад государю. Львову он велел спрятаться в кустах, заверив, что в конце непременно позовет его. В результате правитель увидел сооружение, похвалил хитреца, а зодчий так и остался сидеть в кустах.

Не менее интересная история связана с подземным ходом, который был создан еще при графе Орлове. Таинственный туннель позволял сбежать из дворца в случае опасности. А сегодня, если верить преданию, там блуждает не кто иной, как призрак Павла I. Оказывается, привидения обитают не только в старых замках Англии. Утверждается, что бояться призрака императора не стоит: уступив ему дорогу и поклонившись, вы получите ответный кивок.

Подземный ход дворца заканчивается гротом «Эхо», который получил свое название из-за акустического эффекта, обнаруженного еще в XVIII веке. Все голоса, шаги отзывались из подземелья эхом: последнее слово, как говорят, могло повторяться целых 30 раз! Для развлечения детей из императорской семьи даже придумывались «кричалки». До наших дней дошла веселая история о том, как дочь Александра III, забежав однажды в грот, воскликнула: «Кто украл хомуты?». Ответ был очевиден: «Ты… ты».

Мы видим, что история Гатчинского дворца разнообразна и богата. Бесспорно, посетить такое легендарное место должен каждый. Хотя бы для того, чтобы поболтать с призраком Павла I и опробовать у знаменитого грота свои «кричалки», которые в будущем, возможно, будут передаваться из уст в уста.

История гатчинского дворца

ежедневно с 11:00 до 19:00

(касса с 10:00 до 18:00)

Санитарный день: 6 и 7 сентября

Гатчинский парк

ежедневно с 06:00 до 22:00, вход — свободный!

Справки, администратор

Заказ экскурсий

Адрес

Гатчина, Красноармейский
проспект, д. 1

Проезд

от Балтийского вокзала

на автобусе № 431
и на маршрутке № 18 и 18А
от ст. м. Московская

Подписка на рассылку

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец.

Проект здания исполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди, к строительству приступили 30 мая 1766 года.

В течение почти пятнадцати лет шло возведение и отделка загородного дома, который первоначально задумывался как охотничий, поскольку его владелец князь Орлов был страстным любителем «красной потехи». Императрица, согласно камер-фурьерским журналам, несколько раз со своей свитой наведывалась в Гатчину, чтобы увидеть, как идёт строительство. К 1781 году работы были завершены. Взору современников предстал дворец, напоминающий итальянское палаццо, его фасады были облицованы естественным камнем – пудостским известняком.

Центральный трехэтажный корпус с высокими пятигранными башнями соединялся дугообразными крыльями со служебными одноэтажными флигелями, квадратными в плане и имеющими внутренние дворы. «Обстановка этого замка великолепна, а в апартаментах верхнего этажа находится очень хорошая коллекция итальянских картин», — писал французский дипломат Корберон после посещения Гатчины. Одновременно с возведением дворца создавался английский пейзажный парк, один из первых в России.

Однако блестящему вельможе Григорию Орлову не удалось пожить в новой усадьбе, он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников графа и 6 августа того же года пожаловала ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу. Вскоре Гатчина стала его любимым местом пребывания.

Под руководством архитектора Винченцо Бренны дворец был несколько перестроен, по моде того времени заново отделаны парадные залы, появились регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты. Перед дворцом устроили огромный плац для проведения военных парадов. После вступления на престол Павла I в 1796 году Гатчина превратилась в императорскую резиденцию, о которой современники вспоминали как о неприступной крепости, окруженной бастионами, рвом, караульнями и полосатыми шлагбаумами.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате заговора император Павел I был убит в Михайловском замке. После его смерти владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. По ее завещанию, составленному 21 января 1827 года, Гатчинский дворец со всеми угодьями переходил «в вечное владение» императору Николаю I и его потомству мужского пола.

В царствование Николая I началась перестройка Гатчинского дворца, и он обрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Кухонное и Арсенальное каре были разобраны до основания и вновь возведены. Это было связано с тем, что прежние помещения не удовлетворяли современным требованиям удобства и комфорта. В соответствии с модой того времени в Арсенальном каре для императорской семьи устроили парадные и личные апартаменты.
В Кухонном каре полностью перестроили домовую церковь. В память об императоре Павле I в Центральном корпусе старались сохранить в неприкосновенности его покои и парадные интерьеры ХVIII века, но тем не менее и там были проведены работы: заменена система отопления, отремонтированы паркеты, в некоторых парадных залах появились новая мебель, скульптура и драпировки. Всеми этапами строительства с 1844 по 1856 годы руководил зодчий Р. И. Кузьмин.

Читайте также  Озеро байкал история происхождения

Николай I и его сын Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) был смертельно ранен император Александр II. На трон вступил его сын – Александр III, который избрал своей основной загородной резиденцией Гатчину. 27 марта царская семья из Петербурга переехала в Гатчинский дворец, который в течение многих лет оставался самым любимым, родным и теплым домом для всех членов императорской семьи.

В мае 1917 года вышел приказ Временного правительства о создании в городах дворцового ведомства Петергофе, Царском Селе и Гатчине художественно-исторических комиссий «для приема, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений». Спустя год – 19 мая 1918 года – Гатчинский замок открылся для посетителей.

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. Реставрация дворца началась только в 1976 году. Первые парадные залы ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году, в их число входили Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.

В последнее десятилетие во дворце развернулись масштабные реставрационные и экпозиционно-выставочные работы. В 2016 году дворец отметил 250-летний юбилей целой серией значимых событий. К празднику было приурочено открытие Греческой галереи: впервые после Великой Отечественной войны посетители получили возможность увидеть домашний музей античного искусства, созданный императором Павлом I. В декабре 2016 года открыты залы, расположенные в Арсенальном каре дворца: Мраморная лестница и Ротонда под гербом – нарядные интерьеры XIX века, выполненные по проекту архитектора Р.И. Кузьмина. Особого упоминания заслуживает и регулярная выставочная деятельность обновленного музея. Два раза в год в Гатчинском дворце проходят тематические выставки, организованные совместно с другими музейными организациями России и зарубежья.

Темпы и качество свершающихся изменений внушают надежду на скорое возрождение бывшей резиденции семьи Романовых.

Уважаемые гости, неравнодушные к судьбе Гатчинского дворца! Каждый может внести свой вклад в его развитие, пополнив ряды волонтеров или вступив в «Клуб друзей».

Гатчинский дворец и парк. История, достопримечательности

Дворцовый парк — одна из главных достопримечательностей г. Гатчина (Ленинградская область). Большой Гатчинский дворец и парк составляют единый ансамбль.

Как появился Гатчинский парк

Парковый комплекс был заложен в живописном месте с красивыми Белым и Серебряным озерами. Говоря о его создании традиционно выделяют Орловский и Павловский периоды, названные в честь исторических личностей, при которых сформировался парк.

Основатель парка — граф Григорий Орлов. Он получил землю в подарок от императрицы Екатерины II и заложил здесь дворец. Это был XVIII век, время расцвета садового и паркового искусства в России, и потому не удивительно, что после начала строительства дворца хозяин принял решение заложить парк. Тогда существовала мода на английские сады. Граф Орлов решил придерживаться этого стиля, то есть сделать пейзажный уголок, напоминающий естественную природу.

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

Было высажено огромное количество разного вида деревьев. Одновременно с зелеными насаждениями уделяется внимание архитектурному наполнению будущего парка. При графе Орлове здесь появились колонна Орла, Павильон Орла, грот «Эхо», сохранившееся до наших дней.

Гатчинский дворец при Павле I

После смерти своего фаворита Екатерина II подарила незавершенный архитектурно-парковый комплекс сыну Павлу, который продолжил работы по строительству и благоустройству. В Павловский период в некоторых уголках исчезла пейзажность и естественность, появились упорядоченность и строгость. Однако, это было сделано деликатно и не нарушило гармоничное восприятие парка. При Павле I появляется регулярный парк у стен дворца, разбивается Ботанический сад, прокладываются новые каналы. Один из них отделил береговую часть суши Белого озера, превратив ее в Остров Любви. Появляются при Павле новые мосты, ворота, архитектурные и скульптурные сооружения.

После смерти Павла I работы по изменению облика парка практически прекратились. Стало уделяться внимание его поддержанию, восстановлению обветшавших конструкций. После революции парк стал народной, а не царской собственностью, и стал доступен для свободного посещения. До начала войны крупных работ здесь не проводилось.

Дворец в годы II Мировой

В 1941 году Гатчина попала в оккупацию. Попытки вывезти ценности до прихода фашистов большей частью не удались. За годы войны дворец и парк сильно пострадали от бомбежек и варварского отношения оккупантов. Они в 1944 году, уходя из города, заминировали главную достопримечательность, а часть ценностей забрали с собой.

После освобождения Гатчины началось парка. Засыпались воронки от снарядов, высаживались новые деревья. С 60-х годов ведутся работы по восстановлению архитектурных и скульптурных композиций паркового комплекса, его каналов, мостов. Позже реставрация дошла и до Гатчинского дворца.

Водная гладь и буйство зелени

Именно эти две стихии делают облик Дворцового парка неповторимым. Регулярные сады, пейзажные уголки, живописный ландшафт являются несомненным украшением парка, расположившегося на площади в 143 гектара. Многочисленные аллеи позволяют попасть в любую его часть.

При этом почти четверть территории занимает водная гладь. Помимо естественных речек, прудов и озер, много искусственных водоемов, каналов. Прогулки на лодках вдоль живописных берегов всегда были любимым развлечением гостей парка.

Два главных озера — Белое и Серебряное вместе с островами и большей частью береговой зоны относятся к самой крупной части парка, которую именуют Английским садом. Также в составе выделяют:

  • регулярный сад у Гатчинского дворца;
  • Нижний и Верхний голландские сады;
  • Липовый сад;
  • Нижний и Верхний ботанические сады;
  • Цветочную горку;
  • Водный и Лесной лабиринты;
  • сад на Острове Любви.
Архитектурный ансамбль парка

В палитру естественных природных красок Гатчинского парка гармонично вписываются архитектурные и скульптурные элементы. Построенные еще во времена создания и формирования парка, многие из них сохранились до сих пор.

Главный архитектурный объект — Большой Гатчинский дворец, строительство которого Орлов начал 1766 году и завершил в 1781 году, всего за два года до смерти. Его экстерьер напоминает средневековый замок, и при этом несет черты загородной резиденции. Интерьер выполнен в стиле русский классицизм.

Роковыми для комплекса стали военные годы. Гатчинский дворец настолько сильно пострадал, что первоначально было решено его не воссоздавать, а просто привести в порядок, чтобы использовать для размещения государственных учреждений. Однако, в 1976 году был разработан проект, предусматривающий воссоздание исторического облика второго этажа. По мере восстановления парадные залы открываются для посетителей. Восстановительные и реставрационные работы продолжаются.

Современное устройство Гатчинского парка

Самая большая часть Дворцового парка — английский сад, на территории которого находятся Белое и Серебряное озера, а также большая часть парковых сооружений. В отличие от регулярного сада здесь нет ровных газонов и прямых аллей, здесь радует сама природа — лес и лужайки, извилистые дорожки, ведущие к красивым павильонам, а также реки, озера и пруды с ажурными мостиками. Полюбоваться живописными пейзажами можно и с воды, взяв напрокат лодку.

Основные достопримечательности

К центральным сооружениям Дворцового парка относится и терраса-пристань. С одной ее стороны стена, поднимающаяся прямо из воды, с двух других — каменные лестницы для спуска к озеру. Терраса дополнена скульптурными композициями.

Большой интерес посетителей парка вызывает павильон-сюрприз, который носит название Березовый домик. Снаружи он напоминает поленницу дров, поскольку отделан деревом с неснятой корой, а внутри невероятная роскошь. Рядом с павильоном сооружен портал, который называется «Маска». Он составляет единый ансамбль с Березовым домиком, и построен, чтобы маскировать скромный внешний вид павильона. Березовый домик был разрушен до основания в 1944 г. и воссоздан в 1975 г.

Помимо этого, архитектурного ансамбля в парке можно увидеть павильон Венеры, стоящий прямо на берегу и обращенный окнами на воду, павильон Орла и другие сооружения. Для развлечения гостей графом Орловым был сделан грот «Эхо». Им заканчивался подземный ход из дворца, по которому можно было попасть к Серебряному озеру. Название свое грот получил якобы от возникавшего в нем эффекта повторения звуков. Сегодня выход к озеру через грот закрыт.

Все элементы архитектурного комплекса, парковая и водная части главной достопримечательности Гатчины гармонично дополняют друг друга, складываясь в единое пространство, поражающее своей красотой.

Как доехать

Гатчинский дворец расположен в 45 км от Санкт-Петербурга. Адрес, город Гатчина, Красноармейский пр., д. 1. На автомобиле из Санкт-Петербурга нужно ехать по Киевскому шоссе.

Читайте также  История ростова на дону

Электропоезда до Гатчины ходят с Балтийского вокзала. Также можно воспользоваться маршрутным такси № 18 и 18А или автобусом № 431, которые отправляются от станции метро «Московская».

Режим работы Гатчинского дворца

Информация приведена на 2019 год:

  • с 18 июня по 31 августа
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни — 1 июля и 5 августа.
  • с 1 сентября по 17 июня
    • Ежедневно с 10:00 до 18:00, касса закрывается на час раньше.

Стоимость билетов в Большой дворец Гатчины

История Гатчинского дворца

В отличие от многих других дворцов, построенных для царских семей, Гатчинский дворец возведен для графа Григория Орлова. В 1765 году Екатерина II выкупила небольшое поместье в Гатчине у князей Куракиных и подарила его своему фавориту. Здесь, на холме рядом с Серебряным озером, 30 мая 1766 года был заложен дворец.

Гатчинский дворец графа Орлова

Для строительства был приглашен знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди. Поскольку Григорий Орлов предполагал использовать поместье, в первую очередь, для охоты, архитектор возводит строение в виде охотничьего замка. Главное здание было трехэтажным прямоугольным с двумя пятиугольными башенками по сторонам. Две полукруглые галереи соединяли его с прямоугольными корпусами — Кухонным и Конюшенным, позже переименованным в Арсенальный.

Выложенное неброским северным камнем сооружение выглядело достаточно скромно, но, по мнению большинства искусствоведов, Ринальди проявил в своей работе не только мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты этого материала.

Пудостский камень (разновидность травертина) обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от света и погоды. А его пористая структура (внешне он похож на пемзу) придает строению средневековый вид.

С обеих сторон здания установлены статуи, выполненные венецианскими скульпторами Морлайтером и Маркиори:

  • Со стороны парка — статуя Мира, изображающая женщину с оливковой ветвью и статуя Войны, или Силы, — женщина в шлеме, опирающаяся на колонну, у ее ног — лев
  • Со стороны плаца вход украшают статуя Благоразумия, или Мудрости — это скульптура женщины с двумя лицами, с зеркалом в руке и оленем у ног, а также статуя Бдительности, изображенная с цаплей, самой бдительной птицей.

Григорий Орлов был человеком богатым и поэтому внутреннее убранство Гатчинского дворца было роскошным. Залы украшали скульптуры и живописные полотна, дорогая мебель и оружие.

Гатчинский дворец при Павле I

Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго — через два года он умер.

Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.

Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.

Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком. Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке — Михайловском).

После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем её сыну — императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.

В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.

После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.

Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.

Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.

В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII–XIX веков и реставраторами нашего времени.

Гатчинский дворец

Изначально дворец в Гатчине строился для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле итальянского палаццо, строительство было завершено в 1781 году.

Изначально дворец в Гатчине строился для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле итальянского палаццо, строительство было завершено в 1781 году.

Кроме замка с башнями, Ринальди воздвиг в парке Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, колонну Орла (она посвящалась графу Орлову), создал грот «Эхо», завершающий подземный ход от дворца к Серебряному озеру, заключил в гранитную оправу Восьмигранного колодца сильный подземный ключ рядом с Серебряным озером.

Дом Павла I

После смерти графа в 1783 году Екатерина II выкупила дворец у его наследников и подарила сыну Павлу I. Григорий Орлов не жил в Гатчине постоянно, посещая дворец во время охоты или отдыха, для Павла же Гатчина стала поистине домом.

Трехэтажный центральный корпус был соединен переходами с боковыми флигелями, квадратными в плане. Фасад дворца облицован местным известняком пудостским камнем. Совместно с архитектором Винченцо Бренна Павел Петрович перепланировал парк и занялся перестройкой дворца, сделав парадные залы с роскошными интерьерами.

Увлечение Павла военным делом отразилось в новом облике построек. Из охотничьего дома гатчинский ансамбль превратился в замок с крепостным рвом и широким плацем для военных парадов. На этом плаце в 1851 году, после смерти императора, поставили ему памятник работы скульптора Ивана Витали.

Парк Гатчинского дворца был разбит в живописном месте, обустроен в английском стиле и включал в себя сложную систему озер.

В былые времена к Серебряному озеру из дворца можно было попасть через подземный ход. Сам ход сохранился и сегодня, но теперь он тупиковый. При Павле I пейзажный парк дополнили архитектурными постройками, появилось Адмиралтейство для кораблей озерной флотилии, по проекту В. Бренны построили пристань-террасу, соорудили мосты, архитектор Н. Львов спроектировал Амфитеатр. Память о романтических отношениях императора с его супругой хранит павильон Венеры, который расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера.

Самая необычная постройка дворцового комплекса — Приоратский (Земляной) дворец. Архитектор Н. Львов использовал смелую идею построить дворец из земли землебитным способом. Работы по строительству дворца завершились в 1799 году. По замыслу дворец был возведен для приора Мальтийского ордена, Великим магистром которого был Павел. Но по назначению дворец никогда не использовался.

После смерти Павла Петровича владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. 21 января 1827 года она составила завещание, в котором Гатчинский дворец переходил «в вечное владение» императора Николая I и его потомства мужского пола.

Перестройка дворца

В 1840-х годах начались работы по перестройке дворца под руководством Романа Ивановича Кузьмина. Реконструкция коснулась боковых корпусов — Кухонного и Арсенального каре. В обновленных помещениях Арсенального каре расположились апартаменты царской семьи. Во времена правления Николая I и Александра II Большой Гатчинский дворец использовался для охоты в окрестных лесах и кратковременных посещений. Своим домом его выбрал император Александр III в 1881 году. Александр Александрович начал создавать во дворце экспозицию произведений искусства, некоторые экспонаты были приобретены еще графом Г.Г. Орловым. После смерти императора постоянным местом жительства дворец оставался для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

19 мая 1918 года, после революции, Гатчинский дворец приобрел статус музея и был открыт для посетителей. Интерьеры императорской резиденции сохранялись в новом музее до 1941 года, с началом войны была проведена эвакуация сотрудников и наиболее ценных экспонатов. В июле начались бомбежки Гатчинского района немецкой авиацией, в результате которых дворец значительно пострадал. Работы по спасению Гатчинского дворца были предприняты в 1944 году. Музейные работники пытались вернуть экспонаты, что-то удалось обнаружить у местных жителей. Были проведены несколько выставок из уцелевших предметов.

Читайте также  Ганина яма история

Вплоть до 1976 года масштабные реставрационные работы во дворце не проводились, в разное время в нем размещалось военно-морское училище, затем институт «Электронстандарт».

Гатчинский дворец сегодня

8 мая 1985 года после реставрации для посещения были открыты три парадных зала дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор. Кроме помещений самого дворца будут восстановлены парковые постройки, например Фермы со скотным двором. Царские особы приходили на Ферму в специальный «павильон для отдыха», чтобы отведать домашнего молока и творога. Руководство музея планирует отреставрировать павильон и возобновить работу Фермы.

История Гатчинского дворца и экскурсия по залам и другим помещениям

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец – бывшая резиденция российских императоров, построен в 45 километрах южнее Санкт-Петербурга на возвышенности близ Серебряного озера (1766-1781). Выделяется среди дворцовых комплексов Северной столицы тем, что создан в стиле европейского охотничьего замка.

История появления и строительство

Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.

Особенности здания

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.

К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.

Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками. На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность».

Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

Перестройка во времена Павла I

Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.

Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.

Перестройка во времена Николая I

Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.

Дворец в советское время

В мае 1918 года дворец признан государственным музеем с 54 тысячами художественных объектов мирового значения. Во время Великой Отечественной войны немецкие солдаты подожгли резиденцию, экспонаты удалось сохранить.

В 1950 году он перешел в ведение Военно-Морского училища СССР. После масштабной реконструкции в мае 1985 года для туристов открыли парадные залы и подземный ход, ведущий из императорских покоев к Серебряному озеру. В Гатчинском дворце снимали фильмы «Левша», «Юнкера», Война и мир».

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Дворцовые интерьеры

Гатчинский дворец не раз менял убранство. Реконструировались:

  • Мраморная столовая.
  • Тронная Павла I.
  • Аванзал.
  • Малиновая гостиная.
  • Парадная опочивальня.
  • Овальный будуар.
  • Туалетная комната.
  • Комнаты семьи Александра III.

Архитекторы воплощали в жизнь новые веяния и приспосабливали резиденцию под растущие потребности владельцев. Интерьеры дворца создавались в два этапа. Первый архитектор Антонио Ринальди украшал залы тонкой изысканной лепкой, наборными паркетами из ценных пород дерева. Стены декорировались стилизованными цветами, плодами, побегами.

Второй архитектор Винченцо Бренни оформил залы по-новому, сочетая строгие античные архитектурные формы с барочной пышностью. Лепка и позолота, включенная в сложные композиции, смотрелась богато и изысканно. Драпировки и гобелены – торжественны и загадочны.

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Наши дни

В наши дни Гатчинский дворец – музей. Переживший величие, национализацию, разрушение, забвение и возрождение, которым занялись вплотную в 1976 году. Реставрационные работы продолжаются по сей день. Гатчинский дворец включен в список ЮНЕСКО как «памятник, связанный с историческим центром Санкт- Петербурга».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: