Кельнский собор краткое описание

Кельнский собор, ставший одной из главных достопримечательностей Германии, обладает уникальной архитектурой и историей с множеством интересных фактов.

Кельнский собор краткое описание

Кельнский собор

Кельнский собор недолго был первым в списке самых высоких зданий мира, но сегодня он заслуженно занимает третью позицию среди всех храмов. Не только этим знаменита готическая церковь: в ней собрано огромное количество реликвий, на которые хотят взглянуть представители разных народов, приезжающих в Германию. Интересно все: какая высота у башен, история создания, архитектура, внутреннее убранство.

  1. Общая информация
  2. Этапы строительства
  3. Ценности, хранящиеся в храме
  4. Легенды

Общая информация

Для тех, кто все еще задается вопросом, где находится собор, стоит отправиться в город Кельн в Германии. Его адрес: Domkloster, 4. Первый камень был заложен еще в 1248 г., но современному исполнению церкви присущ готический стиль.

Ниже приведено краткое описание основных величин, связанных со строительством костела и его содержанием:

  • высота наибольшей башни достигает 157,18 м;
  • длина храма – 144,58 м;
  • ширина храма – 86,25 м;
  • количество колоколов – 11, при этом крупнейший из них «Decke Pitter»;
  • площадь собора составляет около 7914 кв. м;
  • масса камня, использованного при строительстве – около 300 тысяч тонн;
  • ежегодное содержание обходится в 10 миллионов евро.

Для тех, кому интересно, сколько ступеней ведет до шпиля, стоит добавить и эту цифру, ведь, чтобы добраться до колокольни и сделать фото в высоком качестве с вершины церкви, придется преодолеть 509 ступеней. Правда, посещение башен платное, а просто зайти в храм может любой желающий. Часы работы отличаются по сезонам. В летнее время (май-октябрь) Кельнский собор открыт для посетителей в промежутке 6:00-21:00, а зимой (ноябрь-апрель) можно полюбоваться на красоты костела в интервале 6:00-19:30.

Этапы строительства

Главный храм архиепископства Кельна строился в несколько этапов. Условно выделяют два основных периода. Первый датируется 1248-1437 годами, второй проходил во второй половине 19 века. До 13 века на этой территории было построено немало святилищ, останки которых можно увидеть в нижней части современного собора. На сегодняшний день в ходе раскопок удается обнаружить части пола и стен из разных эпох, но восстановить единую картину прошлых вариаций храмов невозможно.

В начале 13 века решено было возвести в Кельне, одном из богатейших центров того времени, собственный кафедральный собор. Архиепископом Конрадом фон Гохштаденом было положено начало великого строительства, обещающего подарить миру храм, затмевающий уже существующие церкви.

Есть предположение, что появление Кельнского собора связано с тем, что в 1164 году Кельну достались величайшие реликвии – останки Святых волхвов. Для них был создан уникальный саркофаг, и хранить подобное сокровище следовало в соответствующем месте, каким и должен был стать будущий храм.

Возведение церкви началось с восточной части. В качестве основной идеи был избран готический стиль, который был популярен в этот период. Кроме того, обилие витражей и вытянутых арок являлось символичным и обозначало благоговение перед божественными силами.

Архитектором этого удивительного творения был Герхард фон Риле, по его чертежам велись все последующие работы. За первые 70 лет удалось соорудить хоры. Внутри помещение украшалось капителями с ажурными листьями, покрытыми позолотой. Снаружи можно увидеть взмывающие пики, увенчанные с востока крестом из золота. Он украшает собор более 700 лет.

В 14 веке приступили к другой части строительства, так как для этого нужно было снести западную часть каролингского собора. В это время занимались возведением Южной башни, особенности архитектуры которой подчеркнуты утонченностью элементов. К началу 16 века был практически полностью закончен средний неф, оставались лишь незначительные детали в отделке фасада.

В период Средневековья далеко не все идеи были воплощены в жизнь, а за годы существования Кельнский собор постепенно приходил в упадок. В результате в 1842 г. поднялся вопрос о необходимости реставрации храма и завершения необходимых строительных работ, в том числе связанных с его окончательным украшением. 4 сентября благодаря финансированию прусского короля и общественной организации жителей города работы возобновились, а честь положить первый камень выпала Фридриху Вильгельму IV, как главному инициатору.

В ходе строительства использовались первоначальные идеи и уже имеющиеся чертежи. Фасад был украшен скульптурами, появились высокие башни, достигающие 157–метровой высоты. 15 октября 1880 года официально считается днем окончания строительства, тогда был организован масштабный праздник, а люди со всей страны поехали в Кельн, чтобы увидеть это творение собственными глазами.

Несмотря на то, что точно известно, сколько строился храм и когда был построен, работы до сих пор ведутся, чтобы достопримечательность сохранилась на многие годы вперед. Немало ключевых элементов было заменено в 20 веке, реставрация ведется и по сей день, так как загрязнения в городе негативно сказываются на внешнем виде собора.

Ценности, хранящиеся в храме

Кельнский собор – это настоящая сокровищница, в которой хранятся уникальные произведения искусства и символы религиозного культа. Среди самых ценных можно назвать:

  • Ларь трех волхвов.
  • Миланскую Мадонну.
  • Крест Геро.
  • Реликвии святых Петра и Марии.

Ни одна фотография не способна передать истинных эмоций от изучения всех ценностей, хранящихся в соборе. К тому же картинки, выложенные в витражах, создают особую атмосферу в помещении, а музыка органа будто возносит в облака, настолько она глубока и проникновенна.

Легенды

Существует интересная легенда о соборе, которую по-разному пересказывают. Кто-то верит в ее правдивость, кто-то создает вокруг истории облако мистицизма. В момент разработки проекта архитектор Герхард фон Риле постоянно метался, не зная, каким чертежам отдать предпочтение. Мастера настолько тяготил выбор, что он решил обратиться за помощью к Сатане.

Дьявол мгновенно откликнулся на просьбы и предложил сделку: архитектор получит заветные чертежи, которые превратят собор в один из величайших творений человечества, а взамен отдаст свою душу. Решение нужно было принять после крика первых петухов. Герхард дал свое слово подумать, но ради величия склонялся к положительному решению.

Разговор с Сатаной подслушала жена мастера и решила уберечь душу своего супруга. Она спряталась и прокричала подобно петуху. Дьявол дал чертежи, и лишь позже понял, что сделка не состоялась. Обработанная версия истории была изложена Кусковым Платоном Александровичем в стихотворении «Кельнский собор».

Нередко можно услышать продолжение легенды, в котором говорится о том, что Сатана был настолько разъярен, что проклял храм. Он сказал, что с последним камнем собора наступит всемирный апокалипсис. По некоторым версиям разрушение грозило лишь Кельну, но, возможно, неслучайно великий немецкий храм постоянно достраивают и расширяют.

Интересные факты нередко преподносят в виде необычных историй для туристов. Так, гиды из Кельна любят рассказывать о временах войны, которые храм пережил без малейших повреждений. Город во Вторую мировую войну подвергся сильнейшим бомбардировкам, в результате которых все сооружения были полностью разрушены, и только церковь осталась нетронутой. Считается, что причиной тому было то, что летчики избрали высокое здание в качестве географического ориентира.

Кельнский собор

Кельнский собор (Cologne Cathedral)

Кельнский собор — это символ Кельна, и весь город как бы подчинен ему, подобно каменному стражу, этот третий в мире по величине готический кафедральный собор является сердцем города.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Официально он называется Кафедральный собор во имя Св. Петра и Св. Девы Марии, но больше известен просто как Кельнский собор. Это самый выразительный образец стиля высокой готики в мире. Кельнский кафедральный собор высотой 157 м- второй по высоте в Германии и третий в мире. С 1880 по 1890 г. это вообще было самое высокое здание в мире. Вся его громада, включая две величавые башни, занимает площадь 7000 кв. м, что является мировым рекордом для культового сооружения.

Высота собора — 144 м, ширина — 86 м, а башни на западной стороне здания поднимаются на 157 м, так что собор является самым большим храмом Германии.

Площадь, на которой возведен Кельнский собор, была местом паломничества христиан с эпохи римского владычества. Именно здесь первые христиане поставили одну из своих первых церквей и нарекли ее «старейшим собором» еще в IV в. н.э. В начале IX в. началось строительство первого собора династии Каролингов. Этот храм был закончен в 873 г. и простоял вплоть до XIII в.

В 1164 г. недавно рукоположенный епископ Рейнальд фон Дассель доставил в Кельн чудотворные мощи трех волхвов. Захваченные в Миланском соборе императором Фридрихом Барбароссой, они нуждались в достойном помещении. С этой целью Рейнальд фон Дассель начал возведение самой роскошной дарохранительницы в Европе.

Именно рака со святыми мощами привлекла в Кельн толпы паломников со всей Европы. Старый храм не в состоянии был выдержать такой наплыв верующих. В 1225 г. было окончательно принято решение о возведении нового собора, и в 1248 г. заложили его первый камень. Однако в 1288 г. строительство сильно замедлилось. Хоры закончили в 1322 г., а в южной башне к 1410 г. построили только 2 этажа. В 1530 г. проблемы с деньгами и равнодушие власть предержащих вообще застопорили строительство. И следующие 300 лет собор оставался в недостроенном виде. Но худшее было еще впереди. В 1794 г. сюда ворвались силы французских революционеров, и епископ бежал вместе с казной. Солдаты, захватившие Кельн, не питали особого почтения к символам веры. Они превратили собор в конюшню и склад. Только в 1801 г. его освятили заново.

Голубая эмалированная табличка, приколоченная у главного входа в храм, напоминает об этих варварских годах. На ней значится: «Домклостер, 4», почтовый адрес этого здания. Ни одна церковь в мире не может похвастаться чем-то подобным. До тех пор пока Франция не оккупировала Кельн, здесь вообще не было нужды в табличках на домах, однако завоевателям было слишком хлопотно разбираться в незнакомых улицах. Был издан приказ присвоить название каждой улице и номер каждому дому. Этой участи не избежал и кафедральный собор.

Где-то между 1814 и 1816 гг. давно утерянные планы собора были найдены в двух разных местах, Дармштадте и Париже. Это было время, когда готическая архитектура переживала второй период популярности, и собор решили достроить по начальной готической схеме. Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV выступил покровителем строительства. Из Ватикана прибыл архиепископ Иоганн фон Гейссель, и 4 сентября 1842 г. в присутствии короля Пруссии состоялось открытие строительства нового парадного входа. От избытка чувств король произнес: «Здесь камень положен, здесь встанут врата меж двух божественных башен».

Прусское королевство взяло на себя треть расходов на стройку. Остальные деньги добывала общественная организация, собиравшая добровольные пожертвования. Энтузиазмом были охвачены не только жители Кельна, но и Германия в целом, мечтавшая увидеть во всей красе свой драгоценный кафедральный собор.

И наконец 15 октября 1880 г. собор, строившийся на протяжении 600 лет, был завершен. Обретя изначальные планы строительства, архитекторы XIX в. решили выполнить проект, составленный в 1280 г. их средневековым собратом по цеху, так и оставшимся безымянным. В итоге собор сохранил свой классический облик готического храма, несмотря на использование современных технологий — например, потолочные балки уже были выполнены не из дерева, а из железа. Эти балки сыграли свою роль во время Второй мировой войны, когда собор подвергся жестокой бомбардировке. Несмотря на 14 прямых попаданий, разрушивших всю внутреннюю отделку, своды собора стояли несокрушимо.

Кельнский кафедральный собор, где находится кафедра архиепископа Кельнского, является одним из самых прекрасных христианских храмов в мире. Однако его не следует рассматривать исключительно как образец готической архитектуры. Внутреннее убранство, также выдержанное в готическом стиле, заслуживает не меньшего восхищения. Хоры, на которых помещается 104 певчих, самые большие в Германии. Кроме того, там имеется два кресла, которые никто не занимает во время службы. Одно предназначено для Папы, второе — для императора.

Читайте также  Где находится приокско террасный биосферный заповедник

Золотой саркофаг, рака Трех королей, хранит мощи трех волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу Христу в Вифлеем. Это самый популярный объект паломничества у христиан. Каждый год сотни тысяч верующих посещают Кельнский собор, чтобы помолиться святым мощам.

Двенадцать колоколов подают голос на звоннице Кельнского собора. Самый большой из них — «Петер», отлитый в 1924 г. Кельнцы гордятся тем, что это самый большой свободно висящий колокол в мире — он весит 24 тонны.

Размеры собора поистине потрясают, однако он имеет огромное значение и как старейшее место паломничества и монумент бессмертной вере его создателей.

Кельнский собор был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 г. В последнее время главную угрозу этому уникальному зданию представляет высокая степень загрязнения в городской черте. Кислотные дожди размывают кладку и оставляют уродливые следы на светлом и легком песчанике. С тех пор как в 1880 г. было закончено строительство, собор постоянно обновляется и ремонтируется, и так без конца. У горожан уже сложилась поговорка об этой вечной стройке: «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света!».

Кёльнский собор

Кёльнский собор в Германии – популярнейшая достопримечательность, которую туристы включают в список обязательных мест для посещения. Одно из самых узнаваемых религиозных сооружений занимает третье место в мире по высоте. Оно является одним из популярных долгостроев, ведь первый камень заложен в 1248 г., а финальные работы все еще не завершены. Некоторые немцы рассказывают давнюю историю, что окончание строительства Кёльнского собора приведет к концу света. Это объясняет, почему строители не торопятся.

Святое место

Рядом со строительными бригадами у Кёльнского собора можно увидеть несколько групп археологов. Уже давно известно, что строительство ведется на месте более ранних религиозных построек, следы которых скрыты в толще земли. Ученые выяснили, что еще в VI в. до н.э. место, где возвышается собор, считали святым, на нем стояли языческие храмы и святилища. После прихода христианской эпохи здесь же несколько раз сооружали церкви, которые довольно часто сгорали.

При раскопках археологи обнаружили небольшую усыпальницу, которую датируют V в. н.э. В ней находились тела женщины и ребенка. Даже по прошествии веков усыпальница удивляла богатством и не была разграблена. По большому количеству золотых и серебряных украшений, инкрустированных драгоценными камнями, можно предположить, что останки принадлежали членам знатной династии города.

Величие Кёльнского собора

Для истовых католиков Кёльнский собор является не только архитектурным чудом, но и местом захоронения ныне святых архиепископов. Также в священных стенах укрыты важные религиозные реликвии.

Кёльнский собор окутывает множество вековых поверий и легенд, но каждый сам решает, что он ждет от посещения этого великого сооружения. Даже абсолютно неверующий человек, впервые увидев собор, испытывает шок от его превосходства. Постройка высотой 157 метров благодаря множеству арок и острых шпилей кажется совсем легкой, ажурной. Не зря толпы туристов постоянно оккупируют площадь перед собором и делают тысячи фотографий Кёльнского собора. Нередкими гостями у его стен являются съемочные группы. Собор чаще других встречается в мистических кинолентах. Виной тому строгие черты и легенды о дьяволе, которые уже несколько столетий пересказывают немцы.

Легенда о сделке с Дьяволом

Существует поверье, что Герхард (архитектор, придумавший план Кёльнского собора) не смог самостоятельно создать чертежи. Он часто ошибался и хотел уже отказаться от непосильной задачи. В минуту отчаяния он решился на сделку с дьяволом, который обещал принести уже готовую работу в обмен на его бессмертную душу. Сделку назначили на час рассвета, когда прокричит петух. Жена Герхарда попыталась уберечь любимого и прокукарекала раньше времени, явился дьявол и передал готовые чертежи. Когда закричала настоящая птица, условия сделки были нарушены и душа архитектора оказалась вне опасности. За столь вероломные действия дьявол проклял собор и объявил, что день завершения строительства станет последним днем для человечества.

Кажется, сам дьявол и охранял собор во время Второй мировой войны. Сброшенные с самолетов и выпущенные из артиллерийских орудий снаряды даже не приблизились к собору. Некоторые считают, что военные специально берегли высокие башни, чтобы использовать их как ориентир. Однако в это трудно поверить, ведь Кёльнский собор остался невредимым, когда все окрестности устилали руины.

История строительства

Идея строительства пришла в голову служителям Бога задолго на начала работ. Еще в 1164 г. после покорения Милана солдаты доставили в Кёльн останки Святых волхвов. Для столь важных реликвий понадобилось достойное сооружение. Мощи поместили в надежный саркофаг, который и сегодня могут увидеть все посетители. Древние мастера изготовили золотую раку для мощей и отделали её серебряными деталями. Иногда в туристических проспектах можно увидеть упоминание о мощах трех королей, а не волхвов. В данном случае это синонимичные понятия.

Весь период строительства Кёльнского собора можно разделить на несколько этапов. Первый из них начался в 1248 г. Епископ Конрад фон Гохштаден захотел превзойти французские соборы и приступил к великому строительству. Архитектором и разработчиком проекта стал Герхард, хотя основная идея была позаимствована им у французских мастеров.

По задумке архитектора в храме должно было преобладать естественное освещение, поэтому здание состоит из множества арок и пилястр, которые создают минимальное препятствие солнечным лучам. Чтобы увеличить различия с французской архитектурой, арочные проемы сделаны заостренными.

Спустя 70 лет было завершено строительство восточного фасада Кёльнского собора. В это же время появился главный алтарь и хоры в окружении галерей. Затем началось создание северного фасада. Чтобы освободить место, пришлось снести старую церковь, в которой все это время совершались богослужения.

В течение XIV и XV веков были отстроены южный фасад, три этажа звонницы и установлены колокола. Несколько позднее северную часть накрыли кровлей. Так завершился первый этап работ, и вся деятельность была приостановлена до середины XVIII в.

Долгий простой негативно сказался на сооружении. Под воздействием сил природы уже готовые части стали нуждаться в ремонте. Особенно пострадали хоры. Следующая активная стадия возведения собора началась в 1842 г. под руководством Фридриха Вильгельма IV. Строительство продолжилось по первоначальным планам, которые были еще раз пересмотрены и полностью одобрены.

Спустя 40 лет башни были достроены, и собор достиг своей нынешней высоты в 157 метров. Теперь начался этап постоянных реконструкций и усовершенствований. Заменялись пострадавшие от времени элементы отделки и стекла, добавлялся декор. В 1906 г. произошло обрушение одной из башенок, которую пришлось срочно восстанавливать и проверять устойчивость остальных.

Как выглядит собор

Строгий готический силуэт здания украшают две остроконечные башни. В широком фасаде из темного камня просматриваются красочные витражи с библейскими сюжетами. В башню можно подняться по длинной лестнице, которая состоит из более пятисот ступеней. С огромной высоты открывается превосходный вид на центр города.

Общая площадь Кёльнского собора равна 8,5 тыс. м². Внутреннее помещение состоит из главного зала, галерей, капеллы и нескольких часовен. Стены богато украшены лепниной, а на поверхности колонн вырезаны изящные узоры. Вдоль стен и у алтаря собрана целая коллекция прекрасных скульптур.

Пол отделан тем же серым камнем, что и фасады. На стенах присутствует яркая мозаика и позолоченные элементы. Кёльнский собор является величайшим сооружением, но особую славу ему снискали реликвии и сокровища:

  • ларь с тремя волхвами;
  • статуя Миланской Мадонны;
  • усыпальницы епископов;
  • крест Геро.

Специально для хранения реликвий в основании собора оборудована сокровищница. Древние мечи и жезлы дохристианской и более поздних эпох украшены драгоценными камнями. Продуманная подсветка оттеняет драгоценности и покрывает их магическим свечением. Здесь же хранятся летописи и древние свитки, которые повествуют о жизни святых.

Экскурсия

Чтобы добраться до Кёльнского собора, следует воспользоваться метро и выйти на станции Dom или Hauptbahnhof. На автомобиле или такси следует доехать до Domkloster 4.

Режим работы Кёльнского собора следующий:

  • 6:00-21:00 (май-октябрь);
  • 6:00-19:30 (ноябрь-апрель).

Кёльнский собор – самый большой храм Германии в готическом стиле

Кёльнский собор – кафедральный собор во имя Святого Петра и Святой Девы Марии

Кёльн – старинный город Германии, где и расположен Кёльнский собор, находящийся в северо-восточной части старого города, в 250 км от Рейна. Официальное название – кафедральный собор во имя Святого Петра и Святой Девы Марии, символ Кёльна, третий в мире по величине готический собор.

Это самый большой храм Германии, один из прекрасных христианских храмов мира – римско-католическое сооружение в стиле средневековой готики. Жемчужина Кельна, шедевр архитектурного искусства, сооружение поражает одновременно и монументальностью, и легкостью устремленных ввысь ажурных форм.

Возникновение храма

На вершине соборного холма – изящное, грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами и арками. Как же возник этот необыкновенный, яростно стремящийся ввысь собор, при взгляде на который невозможно остаться равнодушным?

Строительство собора велось поэтапно: начато в XIII веке и законченное – в XIX. Площадь, на которой возведен собор, являлась местом паломничества христиан с эпохи римского владычества.

В 1164 году епископ Рейнальд фон Дассель доставил из Милана в Кёльн чудотворные мощи трех волхвов. Желая достойно сохранить реликвии, епископ приказал возвести роскошную дарохранительницу. Рака со святыми мощами привлекла в Кёльн толпы паломников из Европы.

Старая полуразрушенная церковь не могла выдержать наплыва верующих, так что в 1248 году заложили новый собор, желая удивить мир красотой нового храма. Однако в 1288 году строительство приостановилось, и 300 лет собор оставался в недостроенном виде. В 1794 году сюда ворвались французы-революционеры, превратившие собор в конюшню и склад.

В 1816 году утерянные чертежи обнаружили в двух разных местах, и храм решили достроить по начальному плану. Покровительствовал строительству король Пруссии Вильгельм IV. 4 сентября 1842 года в соборе началось строительство парадного входа. Энтузиасты объявили сбор денег: все мечтали увидеть во всей красе кафедральный собор.

15 октября 1880 года храм, строившийся 632 года, был построен. Завершение строительства отметили как национальное событие Германии. За это время возведено 157 башен, множество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие собора изумило горожан: невероятное завораживающее сооружение впечатлило зрителей масштабом и великолепием.

Архитектурные особенности и внутреннее обустройство

Архитектурный стиль лучистой высокой готики, в котором построен храм, пришел из Франции. План собора выполнен в виде латинского креста и имеет два прохода с обеих сторон, которые поддерживают высокий готический свод.

Высота собора 144 метра, ширина – 86, западная сторона поднимается на 157 метров. Громада включает в себя две величавые башни и занимает площадь 8500 квадратных метров.

Внешний облик

Кёльнский собор кажется устремленным вверх за счет заострения арок с вертикальными контрфорсами. Вертикаль – характерная особенность готического стиля, доминирующая в архитектуре Средневековья. В широком фасаде – красочные витражи с библейскими сюжетами. Огромные витражные пространства разделены ажурной каменной вязью.

Читайте также  Площадь территории республики казахстан

На стенах изображены каменные скульптуры ангелов, святых и узоры в виде арок, окружностей, колонн и ниш. Арка над главным входом и ажурные каменные узоры шпилей – отличительные детали в архитектуре Кельнского собора.

Здание состоит из многочисленных арок и пилястр, которые создают минимальные препятствия солнечным лучам, и в храме господствует естественное освещение. Около Кёльнского собора всегда дует ветер, даже если вокруг абсолютный штиль.

Воздушные потоки, натыкаясь на 157-метровые башни, устремляются вниз, встретив столь неожиданную преграду на пологой рейнской равнине. Средневековый великан стоит в окружении 12 древних церквей Кёльна, словно застывших в хороводе.

Собор достраивали в XIX веке, применяя более совершенные технологии. Потолочные балки собора сделаны из железа, так что во время Второй мировой войны при бомбардировке 14 прямых попаданий не сокрушили своды собора.

Внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение объединяет главный зал, галереи, капеллы и несколько часовен. Стены, своды и пол собора выложены из местного серого камня. В главный соборный зал ведут огромные бронзовые ворота. Посреди зала – пышные резные колонны с причудливыми узорами в форме сказочных растений. Огромные колонны, словно деревья, поддерживают высокие своды.

Стены украшены лепниной и яркой мозаикой с позолотой. Вдоль стен у алтаря – коллекция скульптур библейских святых. В соборе 14 статуй Иисуса Христа, статуи Девы Марии и двенадцати апостолов.

Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь. Сквозь многочисленные витражи льется свет и окрашивает скульптуры и колонны в лиловые и розовые, желтые и синие тона. Переходы оттенков цвета один в другой, прозрачность витражей в сочетании с органной музыкой, звучащей в соборе, создает праздничную, радостную атмосферу.

В Кёльнском соборе самые большие в Германии хоры, на которых помещается 104 певчих. Два кресла во время службы там никто не занимает: одно – для Папы, второе – для императора.

Святыни и реликвии Кёльнского собора

В двухметровом золотом саркофаге хранится Рака трех волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу Христу в Вифлием – Каспара, Мельхиора и Бальтазара. На стенках Раки, покрытой жемчугом и драгоценными камнями, – евангельские сцены. Центральная сцена – поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии.

На высоком резном пьедестале – скульптура Миланская Мадонна (Богоматерь), привезенная Кёльнским архиепископом из Милана. Грациозно и изящно Мадонна держит на руках дитя – Господа. Складки одеяния Мадонны нисходят от плеч до самых ног. Шелковые разноцветные одежды оттеняют прелесть молодой женщины, с нежностью и любовью взирающей на свое чадо.

Крест Геро – двухметровый дубовый крест, подарок собору архиепископа Геро, посланника императора Отто I. Сохраненный до наших дней в первозданном виде, крест-свидетель смерти Спасителя – впечатляет реализмом изображения.

Картина распятого на дубовом кресте Иисуса с безжизненным телом и скорбно наклоненной головой в терновом венце так убедительна, что при взгляде на нее захватывает дух. Распятие окружает алтарь с колоннами и лучеобразным венком.

В подземном помещении собора – религиозные реликвии. На освещенных витринах – церемониальные кресты, священные жезлы и мечи дохристианской эпохи, украшенные драгоценностями.

Несколько залов вмещают старинные книги, коллекции позолоченных и серебряных кубков. Поражает великолепие церковных одежд, парчовые рясы вышиты драгоценными камнями. Здесь же – летописи и древние свитки, повествующие о жизни святых.

Усыпальница епископов

В соборе погребены архиепископы и епископы. В Кельнском соборе – мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зелено-красным порфиром. Здесь же – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, причисленного к лику святых. Над гробом архиепископа – склоненный ангел.

На крышке саркофага с захоронением архиепископа Хохштаденского изображена его фигура, облаченная в шелковые одежды. Настоящее произведение искусства – саркофаг архиепископа Гейнсбергского.

На надгробии сверху – фигура архиепископа, вылепленная из известняка и покрытая лаковой краской. На стенках надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами и железными воротами с зубцами.

Неофициальный символ города

На вершине собора – смотровая площадка, куда ведут 500 ступенек узкой крутой лестницы. В соборе проводятся службы и мессы, религиозные праздники. В стенах храма устраивают концерты органной музыки. Кёльнский собор – открытый для посещения музей, где хранятся уникальные коллекции гравюр, полотен и картин на библейские темы, скульптуры и средневековые фрески. Восхищают витражи с изображением германских королей и библейских сцен.

Вокруг храма – живописный природный парк с ухоженными газонами и цветочными клумбами. По периметру – удобные скамейки, уличные музыканты развлекают незатейливыми мелодиями. Рядом – уютные кафе, где можно перекусить.

В 1996 году Кёльнский собор внесен в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Зданию угрожает загрязнение в городской черте промышленного Кёльна. Кладку размывают кислотные дожди и оставляют уродливые следы на стенах из светлого песчаника.

С тех пор, как в 1880 году построили собор, здание постоянно обновляют и ремонтируют. Об этой вечной стройке горожане передают из поколения в поколение легенду. Замысел кафедрального собора настолько грандиозен, что первый архитектор Герхард фон Риле не мог создать чертежи. Работа тяготила зодчего, он часто ошибался и хотел отказаться от непосильной работы.

В минуту отчаянья Герхард решился на страшную сделку с дьяволом: в обмен на бессмертную душу архитектора дьявол принесет готовые чертежи собора. С первым петушиным криком дьявол обещал выполнить обещание. Любимого мужа спасла жена. Встав пораньше, она пропела песню вместо петуха и направилась к дьяволу, который передал ей чертежи.

Узнав об обмане, дьявол погубил навек душу жены и проклял собор, объявив, что день завершения строительства собора станет последним днем человечества. «Когда мы закончим строить собор, наступит конец света» – так говорят жители Кёльна. Может быть, поэтому строительство никогда не заканчивается?

Видео: тайны средневекового собора в Кёльне

Кельнский собор, Кельн, Германия

Среди старинных городов Западной Германии, славящихся своей историей и многочисленными достопримечательностями, Кельн занимает особое место. Здесь на самой высокой точке Соборного холма, неподалеку от железнодорожного вокзала, возвышается знаменитый Кельнский Кафедральный Собор, воздвигнутый в стиле готика в честь святого апостола Петра и Девы Марии. По своему величию он не уступает таким шедеврам средневековой готической архитектуры, как Миланскому и Севильскому соборам в Италии, а также пражскому Собору Святого Вита.

Кельнский собор в Германии – описание и архитектура.

Внешний вид Кельнского собора вызывает восхищение благодаря необычной изящной архитектуре этого грандиозного строения, сотканной из каменного кружева порталов, башен, арок, колонн и пилястр, а также благодаря очертаниям всего здания, выполненным в виде латинского креста. Кстати, хранящиеся в Кафедральном соборе бесценные христианские реликвии делают его одной из главных опор католической веры. Высота Кельнского собора в Германии составляет 157,18 метров, поэтому он стоит на третьем месте в списке самых высоких соборов мира.

История строительства Кельнского собора в Германии.

Уникален не только внешний и внутренний вид Кафедрального Собора в Кельне, но и сама история его строительства. Место для возведения было выбрано не случайно. Интересно, что в первой половине I столетия здесь уже был храм, посвященный римским богам. Начиная с IV столетия, на этой территории начали строить христианские храмы, которые ветшали от времени или уничтожались пожарами. В середине XIII века, после передачи кельнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю святых мощей трех волхвов, хранившихся ранее в Милане, было решено построить храм, который превзойдет все ранее построенные.

Первый камень в основание Кельнского собора в Германии положил архиепископ Конрад фон Гохштаден в середине августа 1248 года. Поначалу работы продвигались быстро, но вскоре они затормозились, и только к 1560 году была возведена основа сооружения. Вплотную к строительству Кёльнского собора вернулись в 1824 году, в результате чего, по обнаруженным в архивах чертежам и планам, были достроены знаменитые 157-ми метровые башни и остальные части, а также украшены фасады. Для этого мастера изготовили множество скульптур на библейскую тематику, собрали сотни квадратных метров уникальных витражей и отлили из бронзы ворота для порталов. Завершение строительства собора в Кельне, длившегося 632 года, с большими торжествами отметили в 1880 году. Сочетание в облике этого храма черт средневековья и неоготики, характерной для XIX столетия, сделали Кельнский собор в Германии одним из величайших историко-архитектурных памятников.

Во время Второй Мировой войны здание Кельнского собора почти не пострадало, за исключением нескольких незначительных повреждений и выбитых взрывной волной с южной стороны витражей. Основную реставрацию закончили уже к 1956 году, а в 2007 восстановили витражи Кельнского собора, используя для этого более 11500 составных разноцветных стеклянных элементов. Начиная с 1996 года, собор внесен в списки ЮНЕСКО как памятник мирового наследия и находится под защитой этой организации.

Легенда Кельнского собора.

Со строительством храма в Кельне связана одна легенда, согласно которой архитектору никак не удавалось создать чертеж. Ему вызвался помочь Сатана в обмен на бессмертную душу. Архитектор Герхард фон Риле согласился и сделка, сигналом к проведению которой должен был служить крик петуха, была назначена на утро. Жена Герхарда, подслушавшая разговор, решила обмануть Нечистого и подала условный знак, прокукарекав несколько раз. Чертеж был получен, но в отместку за обман, дьявол произнес проклятие. Если ему верить, то в тот день, когда закончится строительство Кельнского собора, наступит конец света. Может быть, поэтому восстановительные и строительные работы не прекращаются и сегодня.

Кельнский собор внутри.

Посетителей завораживает внутреннее убранство Кельнского собора в Германии, главный зал которого окружен галереями, маленькими часовнями, разнообразными фигурами святых и резными колоннами, а стены и пол украшены затейливой мозаикой с позолотой. Главный алтарь Кельнского собора мастера средневековья изготовили из мраморного монолита, а его боковые стены оформили в виде аркады, в нишах которой таятся статуи двенадцати апостолов.

Рядом с алтарем находится главная реликвия Кельнского собора в Германии – гробница с мощами волхвов, первыми принесших миру весть о рождении Спасителя. «Ларец трех волхвов» представляет собой три саркофага, изготовленных из дерева, обшитых пластинами листового золота и декорированных изящной резьбой и чеканкой. На украшение реликвии пошло более 1000 драгоценных камней и старинных гемм. Чтобы посмотреть на эту реликвию, в город Кельн ежегодно приезжают десятки тысяч паломников и туристов.

Но не только Ларец привлекает в Кельнский собор в Германии верующих и туристов. Здесь хранится еще одна бесценная реликвия – «Миланская Мадонна». Эту статую вырезали в 1290 году взамен сгоревшего во время пожара чудотворного образа. Ее создали те же мастера, которые ваяли скульптуры апостолов, украшающие внутренние пилястры Кельнского собора.

Особый трепет у прихожан и туристов вызывает дубовый крест, который подарил еще старому собору архиепископ Геро. Это двухметровое творение с достоверной точностью изображает распятого Христа в момент смерти. Уникальность этой реликвии состоит в том, что она дошла до нас в первозданном виде.

Многие ценности хранятся в подвальном помещении в витринах, которые оснащены особой подсветкой. Здесь можно увидеть символы, являющиеся неотъемлемым атрибутом власти архиепископов Кельна – меч и жезл, дароносицы и церемониальные кресты.

Желающие могут ознакомиться с многочисленными образцами выбитой на каменных плитах старинной письменности, коллекцией церковной одежды, пошитой из драгоценной парчи, а также различными кубками из серебра. Здесь же находятся несколько оригинальных скульптур Кельнского собора в Германии, украшавших ранее один из порталов, и вещи из захоронения времен династии Меровингов, датируемые 540 годом н.э.

Читайте также  Памятник родина мать зовет описание

Тут каждый уголок дышит историей. Поэтому, находясь возле стен Кельнского собора снаружи, а тем более попав внутрь собора, туристы ощущают атмосферу средневековья, усиливающуюся во время часто проходящих здесь концертов органной музыки.

Всю грандиозность сооружения можно осознать, поднявшись на смотровую площадку Кельнского собора в Германии, которая находится на высоте почти сто метров от поверхности земли. Посетителям со слабой физической подготовкой совершить такой поход довольно сложно, ведь к вершине ведут более 500 широких ступенек.

После посещения Кельнского Кафедрального собора многие туристы совершают прогулки по площади, которая находится возле храма. Это очень оживленное место. Здесь есть возможность послушать игру уличных музыкантов, посмотреть на выступление мимов и отведать ароматный шоколадный кофе в одном из многочисленных кафетериев.

Кёльнский собор

Кёльнский собор находится в 50 метрах от главного железнодорожного вокзала города, поэтому встречает каждого гостя, прибывающего в мегаполис по железной дороге. Культовое сооружение впечатляющих размеров занимает третье место в списке самых высоких в мире христианских соборов и входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО сразу по трем критериям. Здание является уникальным и гармонично-целостным по архитектурному облику, оно свидетельствует о стойкости христианской веры и знаменует наивысшую, непревзойденную точку развития готического стиля в Европе.

Кратко о соборе в Кёльне

Главный храм города считается его основной достопримечательностью и неофициальным символом. В момент завершения строительства в 1880 г., здание являлось самым высоким в мире.

Сегодня собор готов принять в свои объятья прихожан, паломников и туристов со всего мира. В его стенах совершаются молебны и праздничные мессы, обряды причастия и венчания, крещения и покаяния. Здесь проходят хоровые выступления, концерты органной и классической музыки.

Самый крупный орган (около 90 регистров) расположен у главного алтаря. Два небольших находятся в часовнях и звучат во время проведения Литургий. В структуру собора входит четыре хора — детский, женский, смешанный взрослый и профессиональный, в составе которого выступают певцы с консерваторским образованием. С расписанием концертов можно ознакомиться на официальном сайте.

История Кёльнского собора

Археологические раскопки подтвердили факт существования на территории готического храма нескольких древних церквей, фрагменты которых были обнаружены на подземных уровнях Кёльнского собора. Здесь же находятся остатки восьмиугольного баптистерия, построенного приблизительно в 500 году. Сегодня в зону раскопок можно попасть в составе экскурсионной группы.

Последний храм (Старый собор), появившийся на месте очередной сгоревшей церкви, был крупнее предыдущих строений. Его освятили в 870 году, а чуть позже превратили в резиденцию кёльнских архиепископов. Здание имело три нефа, небольшие хоры, полукруглые приделы и две башни. Рядом располагался внутренний двор, окруженный всевозможными пристройками. К X—XI вв. церковь расширили за счет еще двух нефов и часовни.

Первые упоминания о закладке христианского храма огромных размеров относятся к 1248 году. Заметки сохранились в Кёльнской королевской хронике, описывающей общую историю средневековой Германии. В то время город считался одним из самых могущественных и богатых, поэтому ему требовался соответствующий статусу новый кафедральный собор. Сооружение, по словам архиепископа Конрада фон Гохштадена, должно было затмить существующие в Европе аналогичные храмы. Одна из главных целей состояла в привлечении толп паломников к важным для христиан реликвиям, привезенным из Милана в 1164 году.

Строительство Кёльнского собора велось поэтапно. Через 70 лет после закладки первого камня закончили возводить хоры и снесли западную часть Старого храма. В XIV в. появились южные нефы, в XV-м соорудили третий этаж Южной башни и установили первые два колокола. В XVI столетии построили средний неф, накрыли его кровлей и вынужденно приостановили дальнейший процесс вплоть до середины XIX века.

Новый этап строительства начался в 1842 году и завершился в 1880-м. Работы велись с учетом сохранившихся средневековых чертежей. В общей сложности возведение здания длилось 632 года. Однако в дальнейшем Кёльнский собор требовал постоянного внимания. Приходилось переставлять витражные стекла, перекладывать полы, ремонтировать рухнувшую декоративную башню, приводить в порядок поврежденную каменную кладку, проводить реставрацию. Работы продолжаются и в наши дни.

Архитектура Кёльнского собора

Фундамент храма закладывался по подобию «новых» французских соборов. В конструкции наземной части здания использовались усиливающие пилястры и заостренные арочные своды, зрительно устремляющие строение ввысь. Все это должно было вызывать чувство благоговения перед Всевышним и Царствием небесным.

Автором грандиозного проекта стал архитектор Герхард фон Риле. В качестве образца он выбрал готический собор Амьенской Богоматери, до сих пор превосходящий все аналогичные храмы Франции. По легенде, мастер заключил сделку с дьяволом, отдав свою душу за предложенные чертежи и помощь в строительстве. Сроком окончания работ назначили три года, а момент расплаты — крик первого петуха. Спастись семье от нечистой силы помогла жена Герхарда, прокукарекавшая на рассвете раньше отведенного природой времени. Сегодня на фасаде можно увидеть каменное изваяние дьявола.

Экстерьер Кёльнского собора богато украшен сотнями скульптур и барельефов, резным камнем и многоступенчатыми порталами и проемами. Его ажурные шпили и башенки приводят в восторг и одновременно вызывают недоумение. Каждый из фасадов примечателен по-своему, поэтому прежде чем зайти внутрь, рекомендуется не спеша прогуляться вокруг храма.

  • Высота Кёльнского собора — более 157 м.
  • Общая длина — почти 145 м.
  • Общая ширина — более 86 м.
  • Площадь собора — почти 8000 кв. м.
  • Площадь окон — около 10 тысяч кв. м.
  • Ступеней к вершине башни — 533.
  • Ежедневное число посетителей — 20–30 тысяч.

Внутреннее убранство

Интерьер собора декорирован мрамором, позолоченными элементами и каменным ажуром, обрамляющим большие окна и хоры. Его украшением являются оригинальные потолочные своды, огромные разноцветные витражи, фрески на стенах хоров и резные деревянные антресоли.

Верхний алтарь выполнен из монолитной глыбы черного мрамора. Он был создан в первой половине XIV в. и до сих пор считается самым большим в мире среди подобных композиций. В соборе присутствуют другие алтари, а также скульптуры и лепнина. Примечателен Триптих Лохтера, изготовленный в начале XV в. На нем появляются разные сцены из Евангелия, в зависимости от того, закрыт Триптих или открыт.

В часовнях находятся захоронения кёльнских архиепископов — с саркофагами, надгробными плитами, изваяниями из мрамора, известняка и бронзы.

Реликвии и святыни

В Кёльнском соборе находятся многие христианские реликвии и святыни. Среди них есть особо почитаемые.

Мощи трех волхвов — привезены из Милана в 1164 г. и подарены архиепископу Кёльна императором Фридрихом I Барбароссой. Святыни хранятся в изготовленном в начале XIII в. уникальном ларе, оббитом золотыми и позолоченными пластинами, украшенном 1000 драгоценными камнями и тремя сотнями камей и гемм.

Миланская Мадонна — является копией чудодейственной резной статуи Мадонны, также привезенной из Милана. Оригинал сгорел при пожаре в 1248 г. Расположенный в соборе образ Богоматери датируется 1290 г. В XIX столетии скульптуру переместили на новое место, дополнив ее скипетром и короной.

Распятие Геро — представляет собой 2-метровый крест с реалистичной фигурой распятого Христа. Был выполнен по заказу архиепископа Геро (900–976 гг.) и передан в дар Старому храму. В то время в Европе о подобных распятиях еще не знали.

Сокровищница — хранит большую коллекцию самых ценных реликвий. Здесь находится посох и дароносица св. Петра, жезл и меч кёльнских архиепископов, церемониальный крест, собрание рукописей и многое другое.

Интересные факты

Масса подземной части Кёльнского собора соответствует наземной. Приблизительный вес использованного для строительства камня составляет 300 тысяч тонн.

Часть соборных витражей светится ярче других. Их стекла имеют форму линзы, поэтому проходящие сквозь них лучи концентрируются в пучок.

Во время Второй мировой войны в разрушенном бомбардировками Кёльне собор остался практически нетронутым, так как служил летчикам ориентиром.

Режим работы собора в Кёльне

Храм открыт ежедневно с 06:00 до 20:00 (с ноября по апрель) и до 20:00 (с мая по октябрь). Для туристов полноценный осмотр достопримечательностей возможен с 10:00 до 20:00 и по воскресеньям с 08:00. Во время полуденной мессы, начинающейся в 12:00, посещение собора возможно только верующим, пришедшим на молитву. В остальное время увидеть интерьеры, часовни и святыни можно лишь частично. Вход в собор только по предварительной записи у входа в собор.

В выходные и праздничные дни время доступа туристов к достопримечательностям сокращается. Во время важных мероприятий предусматриваются дополнительные ограничения, в том числе в последнюю неделю ежегодно проводимого Кёльнского карнавала.

Подняться на соборную башню можно круглый год. Время работы зависит от сезона:

  • с ноября до конца февраля — с 09:00 до 16:00;
  • в марте, апреле и октябре — с 09:00 до 17:00;
  • с мая до конца сентября — с 09:00 до 18:00.

В воскресные и праздничные дни колокольня открывается в 12:30. Допуск прекращается за 30 мин. до закрытия башни. Вход расположен справа от центрального портала.

Соборная сокровищница работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме Рождества и Нового года, а также первого дня Кёльнского карнавала — 11 ноября и нескольких особых дней его последней недели. Вход в сокровищницу расположен у «золотой» стелы, со стороны Вокзальной площади, и в северном трансепте.

Богослужения

Службы в епископской церкви Кёльна проводятся ежедневно. С понедельника по субботу включительно — в 06:30, 07:15, 08:00, 09:00, 18:30 часов. В воскресенье — 07:00, 08:30, 10:00; 12:00; 17:00; 18:00; 19:00.

В графике возможны несущественные изменения.

Войти в Кёльнский собор можно совершенно бесплатно.

Стоимость билетов на башню составляет:

  • взрослый — € 6;
  • льготный — € 3;
  • семейный — € 12.

Билеты в соборную сокровищницу обойдутся дороже:

  • взрослый — € 6;
  • льготный — € 3;
  • семейный — € 12.

При желании посетить обе достопримечательности, выгоднее будет купить комбинированный билет:

  • взрослый — € 8;
  • льготный — € 4;
  • семейный — € 16.

Кёльнский собор пользуется невероятной популярностью у туристов, посещающих Германию. Многие из них, имея ограниченный запас времени, посещают собор в рамках экскурсии из Дюссельдорфа на русском языке.

Правила посещения храма

В целях безопасности, входить внутрь Кёльнского собора с чемоданами, большими дорожными сумками и походными рюкзаками, а также приносить с собой стулья, в том числе складные, запрещено.

Туристы должны быть одеты соответствующим образом. Их одежда не может быть вызывающей, слишком откровенной, с антирелигиозными изображениями. Мужчинам, за исключением представителей определенных конфессий, требуется снимать головной убор.

Использовать дроны вблизи собора не разрешается. Фотографировать допускается в личных целях, но делать аудио- и видеозаписи нельзя.

Как добраться до Кёльнского собора

До остановки «Dom/Hauptbahnhof» можно доехать:

  • скоростными трамваями Stadtbahn (U-Bahn) — № 5, 16, 18;
  • городскими электричками S-Bahn — линии S6, S11-13/19.

Автобусная остановка «Breslauer Platz /Hauptbahnhof» находится за зданием железнодорожного вокзала Кёльна. До нее следуют автобусы № 124, 132, 133, 171, 250, 260, 978, N26. Далее придется пройти пешком.

Такси в Кёльне можно заказать с помощью мобильных приложений Uber, TaxiApp, myTaxi.

Внутреннее убранство Кёльнского собора: видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: