Памятник родина мать в волгограде описание

«Родина-мать зовет» - название главной скульптуры мемориального комплекса, построенного на Мамаевом кургане в городе-герое Волгоград. Холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 м, а сама статуя имеет высоту 85 м. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров.

Памятник родина мать в волгограде описание

Родина-мать зовет

Статуя «Родина-мать зовет»

«Родина-мать зовет» — название главной скульптуры мемориального комплекса, построенного на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде. Холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 м, а сама статуя имеет высоту 85 метров. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров. Скульптура Родины-матери – один из самых посещаемых объектов Волгограда. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы к монументу несут сами волгоградцы, туристы, приехавшие из разных частей России, и зарубежные путешественники.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»

Основные моменты

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.

Лестница, ведущая к мемориалу Площадь Скорби

Авторская идея памятника

Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.

Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.

Скульптор Евгений Викторович Вутечич

Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.

К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.

Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.

Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.

Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым

История строительства памятника «Родина-мать зовет»

Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.

Макет памятника, выполненный Е. В. Вутечичем

Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.

Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.

Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.

В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.

Общий вид мемориала во время строительства

Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.

Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.

В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.

Памятник во время строительства Перед установкой меча

Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.

Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине. Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.

Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика

Устранение недочетов конструкции

Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.

Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».

Рука с мечом Скульптура «Родина-мать зовет» внутри

В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.

Вид на памятник со стороны жилой застройки

Технические характеристики монумента

Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.

Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.

Фрагменты монумента «Родина-мать зовет»

Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.

С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.

Вид на Волгоград от верхней части памятника.

Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

  • В момент окончания строительства волгоградский монумент был выше всех статуй мира. На сегодняшний день он занимает 9 место среди самых высоких памятников планеты.
  • По сравнению со средним ростом человека, скульптура Родины-матери увеличена в 30 раз.
  • Знаменитый памятник изображен на флаге и гербе Волгоградской области.
  • Вокруг памятника сложилось много легенд. Одна из них рассказывает об исчезнувшем внутри монумента рабочем. Это произошло, когда тот монтировал стальную конструкцию. Пропавшего человека так и не смогли найти.
  • Недавно в 200 метрах от монумента построили православный храм Всех Святых. Он появился именно в том месте, где первоначально должен был стоять сам памятник.

«Родина-мать зовет» в вечерней подсветке Альпинист на памятнике Монумент и храм Всех Святых

Как добраться

К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.

Читайте также  Главные достопримечательности индии

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

  • Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ
  • Бриллианты, шампанское и гречка: успехи России на всемирных выставках
  • 5 новинок исторического парка «Россия — Моя история»

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Родина мать зовет, памятник

“Родина-мать зовёт!” – главный монумент (памятник) Волгограда, установленный на Мамаевом кургане. Женское изваяние является композиционным ядром комплекса, посвященного “Героям Сталинградской битвы”.

Особенности

Высота женской фигуры без меча и постамента составляет 52 метра. Общий вес конструкции – 8000 тонн. Меч из стали весит 14 тонн и в длину составляет 33 метра. Сам меч возвышается над фигурой на 20 метров. Итого общая высота памятника – 85 метров. Реалистичности статуи придаёт невысокий постамент, всего 2 метра высотой.

Первыми проектными разработками предполагалось возвести статую высотой в 36 метров. Однако Хрущевские амбиции заставили проектантов увеличить высоту. Генсек пожелал, чтобы советский памятник с женской фигурой был выше американской статуи Свободы, а её высота без учёта постамент – 46 метров. Пожелания Хрущева были полностью выполнены и на тот момент – это была самая высокая статуя нерелигиозного назначения.

Памятник сооружен в виде женщины-матери, шагающей вперёд. У неё в руках меч, который она подняла над головой. Она призывает своих сыновей стать на защиту Родины.

Фигура имеет резкие очертания, волосы женщины развиваются на ветру. У неё широко раскрыт рот и глаза. Все это только усиливает восприятие огромной статуи.

Технические характеристики

Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.

Толщина стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.

Внутри конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют специальные датчики.

В 1966 году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили, что все сдвиги в пределах нормы.

Самое большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в период с 2000 по 2008 год.

Исторические вехи

После победы в Сталинградской битве, в Волгограде и всей стране начался переломный период. В городе решили увековечить героический поступок военных и объявили конкурс на создание монумента уже осенью 1944 года.

Это был настоящий конкурс без границ. Предложения с эскизами поступали от советских солдат, архитекторов и жителей Шанхая и Марокко. Кто-то видел на постаменте Сталина, кто-то солдата.

Интересный факт, что в конкурсе участвовал архитектор, который в итоге и создал Родину-мать. Это был Евгений Вучетич. Некоторые историки уверены, что архитектор лично согласовывал проект со Сталиным.

После принятия решения был внесен ряд изменений. Вучетич предложил сделать композицию, где около фигуры женщины будет стоять на колене солдат, передающий меч. Проект даже утвердили, но Вучетич изменил его все равно. Аргументировал он это тем, что в стране, где не окончена война, военный не может никому передавать оружие.

Помимо Вучетича, над проектом работали другие архитекторы, команду которых возглавлял Белопольский Б.

Расчетами занималась группа под руководством Никитина Н. (которая участвовала в проекте Останкинской башни). Интересный факт, что памятник никак не закреплен. Он просто установлен на грунт и удерживается за счет собственной массы.

Несмотря на то, что конкурс провели в 1944 году, приказ о возведении статуи издали только после смерти Сталина, в 1958 году, а само строительство началось еще через 1 год. На все работы ушло около 10 лет. Торжественное открытие состоялось в октябре 1967 года.

Первая проверка прочности конструкции была проведена в 1965 году. Комиссия из Госстроя рекомендовала укрепить конструкцию,так как в этом месте майкопская глина, которая стабильно сползала к берегу реки. В результате изготовили дополнительно бетонное основание.

«Родина-мать зовет!» — это первый железобетонный памятник на территории СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон являлся самым дешевым строительным материалом. Но, уже в первые годы после открытия, на фигуре начали появляться трещинки. Поэтому ежегодно, самые уязвимые части статуи: руки и голову покрывают водоотталкивающим раствором.

Недочеты после строительства

Первые проблемы появились уже через год после открытия монумента. Изначально меч был изготовлен из авиационной нержавеющей стали, с покрытием листами титана. Но после открытия памятника стало ясно, что такая конструкция совершенно не подходит. Меч сильно скрипел и раскачивался от ветра. В 1972 году был создан новый меч из стали.

После обследования изваяния в 1986 году, опять провели работы по укреплению монумента. В последующие годы многие архитекторы страны пытались доказать властям, что монумент находится под угрозой обрушения. Но никаких достоверных подтверждений так и не было предоставлено.

Прототип

Многих посетителей комплекса интересует вопрос – кто же позировал для автора монумента? Увы, ответа на этот вопрос нет, есть только догадки и предположения. По одной из версий тело фигуры взято с советской спортсменки Нины Думбадзе, другие утверждают, что это была Екатерина Гребнева или Анастасия Пешкова. Предполагается, что лицо статуи Вучетич «позаимствовал» у своей жены.

Другие историки уверены, что облик женщины взят из барельефа на Триумфальной арке – «Марсельеза» или сделана по образу Ники Самофракийской.

С другой стороны, прообраз «Родина-мать» присутствует во многих агитационных плакатах, которые были изданы до возведения монумента. Больше всего схожести с изображением на плакате Ираклия Тоидзе, который изобразил на нем свою жену, в тот момент, когда она узнала о начале войны.

Читайте также  Актеры театра ленком

Интересные факты

В момент открытия памятника он являлся самым высоким во всем мире. На сегодняшний день он занимает лишь 9 позицию в перечне самых высоких изваяний на планете.

Если сравнивать Скульптуру с человеческим ростом, то она увеличена в 30 раз.

Не так давно, около монумента появилась церковь, буквально в 200 м. Изначально, именно на этом месте и должна была стоять «Родина-мать».

Статуя изображена на гербе и флаге Волгоградской области.

Вокруг сооружения множество легенд. Одна из историй гласит, что во время строительства, а именно при монтаже конструкции, внутри исчез рабочий. Его так и не удалось найти.

По некоторым подсчетам на Мамаевом кургане захоронено не меньше 34 тысяч воинов.

Экскурсия

Любой турист, приезжая в Волгоград, обязательно стремится попасть на Мамаев курган. Ведь он входит в перечень «Семи чудес России» и даже в книгу рекордов Гиннеса.

Обычно экскурсионная программа начинается с подъема на Мамаев курган, где располагается композиция под названием «Память поколений». Затем путь пролегает по аллее, вдоль которой высажены пирамидальные тополи, высотой в 100 метров.

За аллеей начинается площадь «Стоявших насмерть!». Здесь установлен настоящий русский богатырь-воин, который противостоит немецким врагам. За его спиной Сталинград. Разрушенные стены города изображены в виде каменной книги.

Далее начинается площадь Героев. Здесь запечатлены защитники волжской земли, в стремительном порыве к действиям, всего их 6. Один из солдат ранен, но товарищ его подхватывает и стремится в бой. Посередине площади огромный бассейн, символизирующий слезы матерей, сыновья которых не вернулись с войны. На выходе с площади, в одной из стен замурована капсула смерти — послание потомкам от ветеранов войны. Полежит вскрытию – 9 мая 2045 года.

В зале воинской Славы на красных знаменах увековечено около 7 тысяч имен солдат, павших при защите Родины. Посередине зала установлена рука бойца, который передает факел с вечным огнем всем будущим поколениям. Здесь всегда есть траурный караул, и звучит тихая траурная музыка.

После зала начинается площадь скорби. На ней установлена скульптура Скорбящей матери, которая удерживает на своих руках погибшего сына. Лицо матери закрыло красное знамя.

И наконец, венец всего комплекса – фигура «Родина-мать зовет!». Статуя настолько большая, что, кажется, что она как бы парит в воздухе.

На протяжении всей экскурсии туристам расскажут о подвигах солдат во время Сталинградской битвы, как защищали Дом Павлова. Можно будет понаблюдать за торжественной сменой караула и зайти в Храм Всех Святых. В вечернее время можно полюбоваться статуей в лучах прожекторов.

Как добраться

Добраться к Мамаеву кургану можно на любом виде транспорта. Расположен комплекс в центре города. Остановка называется «Мамаев Курган». К ней двигаются составы метрополитена СТ и СТ-2, городская электричка, автобусы №№ 37, 123, троллейбусы №№ 8, 8а, 1 и 12. Многие маршрутные такси: 15а, 15с, 1с, 2с, 13к, 53, 57.

Заключение

Монумент «Родина-мать зовет!» — место, которое заставляет трепетать перед подвигом советских красноармейцев, вспомнить погибших за наше мирное небо над головой.

«Родина-мать зовет» – главный памятник защитникам Сталинграда на Мамаевом кургане

Памятник «Родина-мать зовет»

Памятник «Родина-мать зовет!» — главная достопримечательность мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Эта скульптура одна из самых высоких в мире. Олицетворяет Родину, призывающую своих сыновей бороться с общим врагом, служит вечным напоминанием о героических подвигах советских солдат во время Великой Отечественной войны.

История создания скульптуры

Битва под Сталинградом (нынешний Волгоград) — одна из самых трагичных за всю Великую Отечественную войну. И невозможно переоценить подвиг советских солдат, которые переломили ход сражения.

В память об их героизме еще до окончания войны было решено воздвигнуть монумент. Конкурс эскизов был объявлен в 1944 году. Проекты поступали со всей страны — от архитекторов, скульпторов и солдат. Были заявки даже из-за рубежа — из Шанхая, Марокко. В результате была выбрана работа архитекторов Вучетича Е. В. и Никитина Н. В.

К строительству монумента приступили только в 1959 году и длилось оно восемь долгих лет. Работу начали с создания искусственной насыпи, сооружения основания. И только в 1964 году на кургане возвели строительные леса для создания самой скульптуры.

Это был один из самых сложных этапов работы. На площадке находилась уменьшенная копия статуи «Родина-мать», на которой через каждые 5 см были выполнены срезы. По ним делали маленькие лекала на кальке, которые затем в увеличенном виде переносили на фанеру. С их помощью на кургане также послойно собирали армированную форму с наружной гипсовой опалубкой.

В 1965 году началась работа по укладке бетона, а в 1967 году на статуе установили меч. В этом же году состоялось открытие монумента.

Описание скульптуры

Статуя «Родина-мать» в Волгограде представлена в виде высокой фигуры шагающей женщины. Ее тело слегка повернуто назад, туда же в приглашающем жесте отведена левая рука. Она словно зовет своих сыновей на битву с врагом.

О готовности к бою говорит и мимика женского лица. Брови сдвинуты в тревожном напряжении, а рот открыт в призывном крике. В правой руке крепко зажат поднятый вверх меч.

Живость и дополнительную экспрессию скульптуре придают развевающиеся на ветру волосы и одежда. Родина-мать стремительна и решительна в своем призыве.

Прототип «Родины-матери»

Существует несколько версий, касающихся того, кто послужил для Вучетича прототипом «Родины-матери». Согласно основной из них, тело было вылеплено с тела спортсменки Нины Думбадзе, а вот лицо — с жены скульптора Веры.

Другие возможные прототипы «Родины-матери» — Валентина Изотова, Анастасия Пешкова и Екатерина Гребнева. Есть версия, что Вучетича вдохновила «Марсельеза» с парижской Триумфальной арки или даже статуя Ники Самофракийской.

Конструктивные особенности монумента

«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.

Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.

Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:

  • 77 — внутри туловища;
  • 10 — в левой руке;
  • 12 — в правой руке.

Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.

Интересный факт! Внутри на удерживающих тросах установлены датчики. Специалисты круглогодично наблюдают за их показателями и анализируют состояние статуи.

Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.

«Родина-мать зовет!» в цифрах

О скульптуре в цифрах:

  • высота с мечом — 85 м, без него — 52 м;
  • длина меча — 33 м;
  • вес меча — 14 т;
  • общий вес статуи — около 8 000 т, из которых 5 500 т — это бетон, а 2 400 т — металлические конструкции;
  • толщина стенок статуи — 25-30 см;
  • высота фундамента — 16 м;
  • высота постамента — 2 м;
  • первоначальная высота насыпи для установки статуи на кургане — 14 м;
  • за 8 лет (с 2000 по 2008 гг.) отклонение монумента от оси составило 16 мм.

Высота статуи Родина-мать в Волгограде почти в 30 раз больше, чем рост среднестатистического человека.

Реставрация монумента

За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.

Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.

Реконструкция включала следующие работы:

  • замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
  • монтаж наружного освещения;
  • противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
  • устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
  • частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
  • восстановление заржавевшей арматуры;
  • очистку от мха, грязи, плесени;
  • обработку защитными составами;
  • благоустройство прилегающей территории.

Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.

Интересные факты о скульптуре

На момент установки памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде был признан самым высоким в Европе и России. Он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса и носил свой статус в течение 22 лет.

Первоначальная версия монумента изображала двух людей — Родину-мать со знаменем Победы и коленопреклоненного солдата с автоматом. Но проект был слишком сложным в исполнении и на тот момент война еще не была закончена, поэтому от него отказались.

Скульптура является частью триптиха. В него также входит монумент «Тыл — фронту» и «Воин-освободитель», которые установлены в Магнитогорске и Берлине, соответственно.

Сначала проект предполагал, что высота статуи будет составлять 36 м, но по инициативе Хрущева Н. С. она была увеличена, чтобы «обогнать» статую Свободы в Америке.

Внутри монумента установлена лестница, по которой можно добраться до любой его части. Отдельный лаз есть даже в полости меча.

Как увидеть монумент «Родина-мать зовет!»

Увидеть монумент может любой желающий в мемориальном комплексе на Мамаевом кургане в Волгограде. Вход туда всем категориям граждан России и иностранцам абсолютно бесплатный.
Но вот за экскурсионное сопровождение придется заплатить, если вы хотите больше узнать об этом памятном месте. Понадобятся билеты и в экспозиционные залы музея-заповедника.

Видео: монумент с высоты птичьего полета

Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде

Можно сказать, что памятник «Родина-мать зовет!» — главное, ради чего вам стоит побывать в Волгограде. Статуя, равной по высоте которой не было в европейских странах, да и в мире найти было нелегко. Вряд ли можно встретить человека в России, который не знает, как выглядит эта скульптура, а многие специально приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть ее, подняться к подножию, прикоснуться к постаменту. День Победы в 2020 году памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде встретил в обновленном виде: его реставрацию завершили, полностью отремонтировав изнутри и снаружи. Заделали все швы и километры трещин. Теперь скульптура как новенькая: простоит еще 50 лет, и даже больше, обещают реставраторы.

Читайте также  Синтра португалия достопримечательности

Адрес: Волгоград, Центральный район, Мамаев курган

Координаты: 48.742317, 44.537154

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Официальный сайт: stalingrad-battle.ru

История

Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде начали строить в мае 1959 года, а сдали в 1967-м: 15 октября, как и весь ансамбль на Мамаевом кургане. Памятник «Родина-мать зовет!» появился на свет позже, чем скульптура на площади Стоявших насмерть. Тогда уже были созданы и стены-руины, и пантеон Воинской славы.

1964-й. На вершине кургана установили строительные леса, подъемный кран и лифт-подъемник. Началась стройка. Только на монтаж лесов потратили полтора года и более тысячи тонн металла. Отливали скульптуру не в мастерской, а прямо на Мамаевом кургане. Для точности рядом поставили уменьшенный в 10 раз макет. Внутри лесов установили стальную арматуру и деревянную опалубку, а затем наращивали бетон, ярус за ярусом. На земле делали только руки Родины-матери, голову и шарф. Потом поднимали краном наверх.

Памятник «Родина-мать зовет!» в День Победы

Интересные факты

  • Изначально замысел авторов был другой. Авторы хотели, чтобы у нее в руках был не меч, а знамя. А к ногам должен был склоняться солдат с охапкой колосьев.
  • «Подросла» статуя благодаря Хрущеву: он хотел, чтобы она получилась непременно выше статуи Свободы в Нью-Йорке.
  • Чтобы укрепить фундамент скульптуры, на него насыпали сверху 150 тысяч тонн грунта.
  • Первый меч для памятника отлили из стали. Сверху он был обшит листами титана. Но сильно гремел, и спустя 5 лет меч заменили на аэродинамическую конструкцию, которая умеет гасить колебания ветра.
  • До сих пор спорят о том, с кого лепили Родину-мать, кто позировал скульптору. Называли имена спортсменки Нины Думбадзе, жены Вучетича Веры, жительницы Барнаула Анастасии Пешковой, жительниц Волгограда Валентины Изотовой и Екатерины Гребневой.

Цифры

52 метра — высота фигуры.

85 метров — высота Родины-матери с мечом.

16 метров — высота фундамента.

33 метра — длина меча.

8000 тонн — вес памятника, плюс 14 тонн — вес меча.

Панорама скульптуры «Родина-мать зовет!»

Что посмотреть

Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде — творение знаменитого монументалиста Вучетича. Евгений Викторович работал над ним вместе с Николаем Никитиным — инженером. Изображая женщину, которая подняла меч над городом, автор думал о нашей Родине. Кого она зовет? Всех детей, сыновей. Встать и отправиться в бой, который для многих станет последним.

Снаружи масштаб памятника впечатляет. Внутри его не отделывали, там находятся канаты, которые всегда натянуты, чтобы строение не деформировалось. Есть лестница, по ступенькам которой можно подняться к голове и даже выйти через правую руку к мечу.

Памятник «Родина-мать зовет!» в разное время года

Посмотреть памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде можно в любой день бесплатно. Зимой скульптура бывает покрыта инеем, как все деревья вокруг, возвышаясь на идеально белом склоне.

Когда выпадает снег, скульптуру окружают белоснежные деревья.
Фото: Екатерина СИМОХИНА, «КП»-Волгоград»

Осенью вы рискуете не увидеть ее в полный рост: в городе часто случаются туманы, которые скрывают половину статуи.

Летом вокруг памятника радует глаз зеленый склон с одуванчиками. Не забывайте, что прилечь на него нельзя: это Братская могила.

Обязательно приезжайте весной: вокруг памятника цветут сирень и каштаны. А 9 мая с размахом празднуют День Победы.

Статуя «Родина-Мать зовёт!», Волгоград, Россия

Статуя «Родина-Мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы» в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане.

Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.

Статуя является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Это один из самых высоких памятников во всем мире: высота статуи Родины Матери в Волгограде без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом целых 85! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч Родины Матери весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствует о силе и уникальности.

Автором статуи Родина Мать в Волгограде является скульптор Евгений Викторович Вучетич, именно по его проекту статуя строилась с мая 1959 по октябрь 1967 года. Статуя «Родина Мать Зовёт!» на Мамаевом Кургане занимает 11 место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-памятников мира. В ночное время суток статуя освещается разноцветными огнями. Скульптура «Родина Мать Зовет!» призывает людей объединиться и выстоять в нелегком бою.

Кто является прообразом скульптуры Родины Матери на Мамаевом Кургане?

По слухам прообразом статуи «Родина Мать зовет!» стали три девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Но данный факт ничем не был подтвержден. Скорее всего, это просто слух. Также существует легенда, что «Родина-мать» смоделирована наподобие фигуры «марсельезы», которая находится на триумфальной арке в Париже.

Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.

Строительство статуи на Мамаевом Кургане началось в 1959 году и закончилось в 1967 году. Возведение скульптуры заняло ровно восемь лет, и это немало. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук Никитин Н.В. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве Останкинской башни в Москве. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.

Что касается материалов для строительства статуи, ограничений на них не было. На возведение и строительство памятника Родина-мать в Волгограде было израсходовано 5500 тонн бетона и 2500 металлических конструкций. Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра. Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении. Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.

Меч Родины Матери.

Длина меча Родины Матери достигает 33 метров, вес меча – 14 тонн. Изначально он был выполнен из стали. С течением времени из-за сильного ветра конструкция была деформирована, и появился неприятный звук металла. В 1972 году меч реконструировали: лезвие было заменено на новое, более устойчивое к погодным условиям. Это лезвие было изготовлено из фторированной стали.

Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха. Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл-фронту!». Вторая часть — это «Родина–мать» в Волгограде. Третья часть «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке в Берлине.

По первоначальной задумке в руках Родина Мать должна была держать знамя вместо меча, а у ее ног, преклонив колени, должен был стоять солдат.

Почему статую установили на Мамаевом Кургане?

Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.

Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.

С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.

Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: