Храмы афинского акрополя

Ансамбль акрополя в Афинах - описание структуры комплекса, храмов и культовых построек. Значение Афинского Акрополя для мировой культуры

Храмы афинского акрополя

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Акрополь

Акрополь ( от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • Парфенон — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • Эрехтейон — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен архитектором Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Архитектура храма отличается простотой и изяществом.

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в экстерьере которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.

Акрополь : 1 комментарий

Греческая архитектура пережила много веков и считается классической во всем мире. На ее образцах и сейчас учатся молодые архитекторы. И дело не только в грациозности и четком совершенстве линий построек эллинистического периода. Древнегреческое зодчество — это настоящее искусство, дошедшее до наших дней в храмовых постройках.

Храмы афинского акрополя

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов: мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры, выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства. Они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин, в его наивысшем пике — «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э. после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

Перикл в V век до н.э. выходит на арену как молодой политик авангардист демократического блока, полководец и оратор. В последствии время его правления будут называть «золотым веком Афин», а самого Перикла — основателем афинской демократии.

Холм, на котором разместился Акрополь, находится на высоте 156 метра над уровнем моря, объем пирамидальной породы оценивается в 1,617,2 куб. метра, холм известняковой породы.

Храмы Акрополя

Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой. Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а также великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.

Пропилеи — священный вход в Акрополь

Монументальный вход на Акрополь был построен в 436 г. до н.э. после завершения Парфенона, по проекту архитектора Мнесикла (Mnesicles). Главное его здание это нечто уникальное в древнегреческой архитектуре. Шесть дорических колонн украшают фасад, колонны сужаются к верху, внутренняя поперечная стена делила здание на 2 неравных портика.

Главный зал был разделен на три нефа двумя рядами ионических колонн (по три с каждой стороны). Северное крыло 8,5 метра в длину состояло из галереи и комнаты, в галерее проходили выставки. Южная сторона пропилей не была завершена. В 431 году до н.э. началась Пелопоннесская война и работа остановилась. В 429 году до н.э. умер Перикл (во время чумы в Афинах) и его преемники не проявили никакого интереса в продолжении проекта.

Храм Парфенон

Храм посвящён Афине Деве, он является шедевром строительства и самым торжественным сооружением Акрополя, несравненной красоты и гармонии. Строительство началось в 447 году до н.э. под руководством архитектора Калликратоса и главного руководителя Фидия, и было закончено в 438 году до н.э.

Парфенон представляет собой периптер с восемью дорическими колоннами вдоль коротких стен и семнадцатью — по длинным сторонам стен. Колонны имеют высоту 10,5 м, над ними покоится антаблемент (архитрав), метопы, триглифы, карнизы и фронтоны. Неф был построен из мраморных камней в горизонтальных рядах и в каждой узкой стороне было шесть дорических колонн, разделенных на две части. Неф внутри разделялся на три части, это было сделано двумя вертикальными дорическими колоннадами. В середине неф был шире, здесь стояла на пьедестале, сделанная из золота и слоновой кости, статуя Афины Парфенос — знаменитая работа Фидия, которая была завершена и помещена в Парфенон в 338 г. до н.э.

Читайте также  Белокуриха достопримечательности экскурсии

Метопы были внутренними 92 рельефа с изображением различных мифологических сцен: с восточной стороны — изображения гигантов, с северной стороны — сюжеты троянской войны, с западной — амазонки, с южной — битва с кентаврами.

На двух фронтонах изображались мифические сцены, которые были с связаны богиней Афиной, рождение её из головы Зевса (восточный фронтон), на западном фронтоне — спор между Афиной и Посейдоном.

Парфенон является проектом сложных расчетов, что доказывает насколько передовой была математическая наука и как высоки были требования общественности в то время. Все эти тонкости были искусно скрыты от глаз, они обеспечивали храму необыкновенную красоту и гармонию:

♦ сужение колонн вверх по толщине, уменьшение не является равномерным

♦ расстояние между колоннами не является одинаковым

♦ расстояния от угловых колонн к прилегающим к ним больше, чем между промежуточными колоннами, а сами колонны чуть толще

Раз в четыре года проводились большие Панафинейские торжества (Παναθήναια), посвящённые богине Афине. Это был большой праздник для всех жителей Афин, кульминацией его были праздничные подношения к Богине Афины на Акрополе.

Храм Ники Аптерос

Это небольшой мраморный храм, который был построен между 427 и 424 гг. до н.э. архитектором Калликратом (Kallikratis). Он выполнен в амфипростиле с ионическими колоннами по четыре в каждом портике.

Внутри находилась статуя Ники Аптерос (бескрылая Ника), которая держала в левой руке шлем, а в правой гранат, являющийся символом жизни. Смысл бескрылой Ники — победа не должна улететь из города. Фриз и фронтоны храма украшали скульптурные сюжеты на тему греко-персидских войн.

Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсин. Во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, который был сыном самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил Эрехтея своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие — Возничий. На этом же месте был воздвигнут храм (архитектор Мнесикл), названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 годами до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за право властвования Афинами

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды, которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид (оригиналы) находятся в новом музее Акрополя, одна находится в Британском музее.

Афинский Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в Афинах

Основными достопримечательностями Греции являются Афинский Акрополь, Олимпия и Родос.

Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в греческом городе Афины. Это целый комплекс сооружений, над которыми работали античные мастера скульптуры и архитекторы.

Афинский Акрополь являлся священным местом, здесь были расположены древние храмы богов Эллады. Печально, что сейчас здесь можно увидеть только руины. Но даже в настоящее время архитектурный ансамбль Афинского Акрополя вызывает восхищение у любителей древности.

Где находится Акрополь?

Акрополь – это сердце Афин, да и всей Греции. Он возвышается над городом, стоя на огромной скале из известняка. Верхняя площадка его небольшая – 300 на 130 метров.

На вершине стоит величественный Парфенон, храм той богини, в честь которой названа столица Греции. Он и является главной достопримечательностью Акрополя. Его видно практически везде в черте города, и в настоящее время в Афинах запрещено строить высотные здания, чтобы не затмить этот уникальный культурный памятник.

Рядом с Парфеноном, можно увидеть изящный Эрехфейон – храм трех божеств: Афина, Посейдон и Эрехфей. Войти в Афинский Акрополь можно было только через огромные врата – Пропилеи.

Акрополь в древней Греции

Акрополь в переводе с греческого значит высокий город. Как уже говорилось он стоит на неприступной скале, которая, в свою очередь, венчает холм, вытянутый с запада на восток. Его окружают стены, особенно они высоки в тех местах, где на скалу есть возможность подняться.

В древности Афинский Акрополь служил святилищем и в то же время убежищем естественного происхождения, защищавшим греков от врагов.

В 480-х годах до нашей эры «высокий город» был осажден персами под предводительством царя Ксеркса.

Они не смогли взобраться по внушительную скалу, но смогли проникнуть в Афинский Акрополь с севера. Там, судя по всему, были заросли кустарника, склон не охранялся, и предполагалось, что никто не сможет забраться по нему. Однако несколько персов смогли пробраться в Акрополь и первым делом открыли ворота.

Захватчики вынесли все ценности, и разрушили множество зданий, в том числе и еще недостроенный Парфенон. Об этом событии свидетельствуют стрелы, обнаруженные на северном склоне. Когда греки вернулись в свою обитель после битвы при Саламине, они построили стену, для защиты северной стороны и, конечно, стремились восстановить свое святилище.

Раскопки показали, что во II веке до нашей эры здесь проходили еще религиозные праздники, совещания властей и судебные процессы. И вся общественная, культурная и религиозная жизнь Афин протекала именно в Акрополе. Древнейшие постройки Акрополя сохранились плохо, в отличие от Олимпии и других культовых мест Греции.

Самые древние постройки Акрополя

От построек VI века дошли до настоящего времени только фундаменты, из-за войны греков с персами. Строения, которые были в данный период, несомненно, походят на храмы Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии и Деметры в Пестуме.

Архитектура их тяжеловесна и сурова. В VI веке до нашей эры здесь стоял самый древний храм Афины на Акрополе, который называли Гекатомпедон. Пройдя через врата – Пропилеи, человек восхищался его красотой.

Античные мастера стремились к симметрии, которая присутствовала везде: в планировке, в изображениях. Фронтон Гекатомпедона изображал борьбу Геракла с Тритоном. А также здесь была скульптура доброго аттического существа, которое имело три туловища и три головы и носило название Тритопатор.

Он изображен выползающим из угла фронтона. Краска на нем сохранилась, тело было розовое, а волосы и бороды синие. Примечательно, что одна из голов хранится в музее и вошла в историю под прозвищем «Синяя борода». Низкие части фронтона древний мастер заполнил извивающимися змеиными хвостами.

Здесь также был найден рельеф из мягкого известняка, изображающий битву Геракла и гидры. Широко известны найденные здесь статуи кор. Кто-то утверждает, что это скульптуры богинь, кто-то видит в них девушек, приносящих дары Афине. Одежды их красивы и праздничны, сложные прически богато украшены.

Афинский Акрополь во время господства римлян

Множество построек возникло, когда Греция стала частью Римской империи, при Адриане. Храм Зевса и Акрополь в Афинах разделяет арка, это граница между старым античным городом и постройками времен Рима.

На стороне Акрополя, на арке написано: «Это город Тезея». Это связано с героической легендой. Возвышение Афин над остальными греческими городами, происходило после того как пало государство на острове Крит.

Это событие произошло благодаря Тезею, который победил минотавра. С помощью нити Ариадны он смог вернуться, заодно освободить и прославить город.

На другой стороне виднеется надпись: «Это город Адриана». То есть, город императора, при котором построено множество зданий в Афинах. Материалом служил понтийский мрамор.

Строительство велось таким образом, чтобы весь комплекс зданий выглядел гармонично, и не было внезапного перехода от остальной части города к святилищу. Недалеко от него расположился театр Диониса, площадь рынка, другие святилища – храм Зевса и храм Гефеста.

Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя

Руины, которые можно увидеть в Акрополе в настоящее время принадлежат в основном таким величественным сооружениям, как Пропилеи с храмом Ники Бескрылой, Парфенон и Эрехфейон.

Ансамбль Афинского Акрополя был воистину прекрасен в древние времена, если, например, в Олимпии все храмы похожи, то в Акрополе каждое строение неповторимо.

Первое что можно увидеть из построек Акрополя – величественные ворота с колоннами – Пропилеи.

Построены они были после создания Парфенона. Первоначально они должны были быть абсолютно симметричными.

Но так как с правой стороны возник храм Ники Бескрылой, пришлось для достижения гармонии сделать эту часть ворот меньших размеров.

Автором этих величественных ворот был архитектор Мнезикл. Он умело сочетал в постройке суровый дорический и возвышенный ионический ордер. Это сооружение представляло собой ворота с крышей, которая опиралась на колонны, с 5 проходами.

С левой стороны раньше располагалась картинная галерея. Справа было небольшое помещение. К воротам оборудован подъем, не имевший ступеней, для того чтобы могли заезжать колесницы.

Храм Ники Бескрылой (Богини Победы) конечно, внутри имел статую богини. Скульптура Ники здесь не имеет крыльев, так задумано специально, так как греки желали, чтобы победа всегда оставалась здесь. Храм стоит так, будто приглашает войти внутрь.

Внутреннее пространство небольшое, стены сделаны из неполированного мрамора. Снаружи храм украшает фриз, на котором боги и сцены битв.

Рельефы этого храма были обнаружены в 1835 году. Они должны были располагаться под колоннами храма. Это рельефные изображения богини Ники в различных позах и сценах, но чаще всего в профиль. На одном она закалывает быка, на другом снимает сандалии, перед тем как войти в храм.

Пройдя через ворота, можно было увидеть статую Афины, которая заслоняла собой южный портик Эрехфейона.

Выбор места, где он построен, связан с мифом. Эта Легенда легла в основу всего города. Афина и Посейдон спорили, кто же из них станет покровителем города. Посейдон ударил трезубцем и на этом месте забил источник. Афина же вырастила оливу, и местные жители выбрали ее.

Эрехфейон был создан в более легком ионическом ордере и значительно отличается от Парфенона. В этом историческом памятнике сочетается два вида мрамора – белый и фиолетовый.

Портик Кариатид – южный портик Эрехфейона. Здесь 6 скульптур кариатид головами упираются в крышу, держат ее. Принцип симметрии и гармонии господствует и здесь, половина скульптур упирается на левую ногу, половина на правую. Искусно вырезанные складки на одежде скульптур показывают небольшое напряжение. Внутри Эрехфейон сложно устроен, он имеет много уровней. Здесь располагаются святилища богов: Посейдона, Афины и Эрехфея.

Главный храм Афинского Акрополя – величественный Парфенон

Ансамбль Акрополя венчает восьмиколонный Парфенон. По своему величию он возглавляет список античных строений. По внешнему виду он схож с Храмом Зевса в Олимпии. Но он стоит на специально выровненной и отсыпанной площадке.

При его строительстве простое архаическое расположение зданий, как например, в Олимпии и Дельфах, уходило в века. Вдоль него проходила в древние времена торжественная процессия. В нем воспето величие человека.

Особый интерес могут вызвать метопы Парфенона, хотя они и плохо сохранились. Они изображают богов древней Греции, череду которых завершает богиня ночи Нюкс.

Также здесь изображены сборы в военный поход, прощание воинов, и Троянскую войну. Южные метопы показывают битву с мифическими существами — кентаврами.

Фриз Парфенона изображает торжественное шествие в третий год олимпиады. Примечательно то, что Олимпийские игры, получили такое название потому, что проводились изначально в Олимпии.

Здесь изображены всадники, жрецы с баранами и быками, юноши несущие сосуды. На другой стороне фриз изображает богов, окруженных знатными людьми Греции.

Как добраться до Акрополя?

Афинский Акрополь является главной достопримечательностью Греции и, естественно, местом паломничества для туристов.

Можно до Акрополя доехать на метро. Ближайшая станция – Акрополи. Кроме того можно сойти на: Тиссио, площадь Синтагма, площадь Монастираки, площадь Омония.

Полезная информация для туристов

  • Вход во всю археологическую зону стоит 12 евро, кроме воскресения (в этот день можно пройти бесплатно).
  • В понедельник и праздники все музеи и зоны закрыты. В остальные дни посещение открыто с 8:00 часов до 19:00.
  • В археологическую зону входят такие достопримечательности, как Акрополь, Храм Зевса, Керамико, Древняя Агора, театр Диониса.
  • Предварительно лучше ознакомиться со схемой, на которой обозначены эти памятники культуры.
Читайте также  Италия флоренция достопримечательности

Также можно посетить Новый музей Акрополя, где хранятся многие скульптуры, найденные здесь. Вход в него составляет 5 евро, посещение возможно с 8:00 до 20:00 часов.

В древней Греции, кроме Акрополя, можно посетить такие достопримечательности, как храм Зевса в Олимпии и дворец Великого магистра в Родосе.

Афинский Акрополь: ТОП-5 «секретных» мест и храмов, неизвестных большинству туристов

Такие сооружения и храмы Афинского Акрополя, как Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи известны каждому со школьной скамьи, и с ними чаще всего фотографируются туристы. Но есть на Акрополе руины и других чрезвычайно значимых для древних афинян строений, о которых неизвестно большинству путешественников. В этой статье мы расскажем о 5 таких храмах и сооружениях, а также их значении для древних греков.

  1. Святилище Зевса Полиея
  2. Гекатомпедон
  3. Храм Ромы и Августа
  4. Бравронейон
  5. Халкотека

Ранее Grekoblog уже посвящал Акрополю отдельную статью [ссылка], из которой Вы узнаете о времени работы комплекса, билетах и возможностях для бесплатного посещения. Рекомендуем ознакомиться с ней при планировании своего визита.

Также обязательно скачайте наше приложение с аудио гидом по Афинам для iPhone в Appstore или для Android в Google Play. При посещении города оно сэкономит Вам кучу денег на обзорной экскурсии и позволит увидеть самое главное в центре греческой столицы.

Святилище Зевса Полиея

Вершина холма украшена сложенными осколками мраморного фундамента и колонн с резными капителями.

На месте этих руин когда-то возвышалось святилище Зевса Полиея, которое считалось важнейшим на территории древнего Акрополя.

Этот храм возвели в середине V века до нашей эры в честь Зевса Полийского, который, наравне со своей дочерью Афиной, считался покровителем города. Участок для строительства выбрали неслучайно — самая высокая точка Афинского Акрополя была идеальным местом для поклонения верховному олимпийцу.

Храм Зевса Полиея на Афинском Акрополе

В святилище регулярно проводились ритуалы. При этом отдельное внимание уделяли жертвоприношениям быков. Согласно греческой мифологии, Зевс часто принимал облик этого животного, и афиняне стремились задобрить божество с помощью ритуального убийства быка.

Святилище Зевса Полиея состояло из двух огороженных участков, которые соединялись дверью. В южной части располагался бронзовый жертвенник, а чуть поодаль — алтарь. Здесь же находилась и небольшая «часовня», куда помещали пепел, оставшийся после жертвоприношений.

Гекатомпедон

Между Парфеноном и Эрехтейоном можно увидеть фундамент древнейшего храма Акрополя – Гекатомпедона. Дословно его название переводится как «стофутовый», что указывает на внушительные размеры постройки.

Первый храм, прославлявший Афину Палладу, появился на месте Микенского дворца в VI веке до нашей эры. Инициатором строительства выступил тиран Писистрат, который сделал Гекатомпедон главной святыней столицы.

Первый храм в честь богини Афины располагался между Парфеноном и Эрехтейоном

Мраморное здание украшали фронтонные фигуры, изображавшие богиню в борьбе с титанами. В святилище же возвышалась деревянная статуя Афины.

Гекатомпедон не пережил разграбления Афин персами — по приказу царя Ксеркса храм разграбили и сожгли.

При раскопках Афинского Акрополя археологи обнаружили скульптурные композиции святилища, изображавшие героев античных мифов: Геракла в сражении с Тритоном и аттического божества Тритопатора. Их краски не выцвели до наших дней и сейчас радуют посетителей Нового музея Акрополя.

Храм Ромы и Августа

Отдельного внимания среди всех сооружений Афинского Акрополя заслуживает храм Ромы и Августа, примечательный уже тем, что единственное римское святилище на священном холме.

Храм был сооружен в нехарактерном для Греции стиле и был жестом лояльности афинян римскому императору Октавиану Августу. Сооружение имело вид цилиндра, накрытого крышей конической формы и окруженного ионическими колоннами.

Храм Ромы и Августа больше напоминал римское строение, чем греческое

Здесь отсутствовала целла со скульптурой божества, а посвятительная надпись гласила: «От людей богине Роме и Цезарю Августу».

Главный жрец святилища мог похвастать высоким положением в обществе: даже в театре за ним было закреплено отдельное место.

Бравронейон

Справа от Пропилей можно заметить остатки Бравронейона — строения П-образной формы, служившего святилищем Артемиды Бравронской, покровительницы беременных женщин, незамужних девушек и молодых матерей.

Архитектурное сооружение возвели в эпоху афинского тирана Писистрата, в VI веке до нашей эры. До наших дней здание не сохранилось.

Святилище Артемиды представляло собой четыре портика, у которых женщины оставляли щедрые подношения и молили покровительницу о семейном благополучии.

Многие находки со священного холма можно посмотреть в Музее Акрополя

Существует версия, что здесь располагался и храм с алтарём, но официальные подтверждения в ее пользу так и не были обнаружены.

От центрального портика отходило два крыла. В западном возвышался деревянный тотем Артемиды — ксоан. Его одевали в подаренную одежду из шёлка или шерсти.

Гораздо позже Пракситель создал каменную копию ксоана. Её голова ныне покоится в Музее Акрополя, а вот деревянный ксоан, к сожалению, не сохранился.

Халкотека

Здание Халкотеки использовалось для хранения оружия и жертвенной утвари. Сейчас на месте сооружения виднеются лишь небольшие блоки и устроенная в камне котловина.

Не осталось ни следа и от портика, который примыкал к зданию с северной стороны и служил для демонстрации военных трофеев и щитов.

О функциях этого строения узнали не сразу. Его предназначение удалось воссоздать из источника, датируемого IV веком до нашей эры, который содержал перечень предметов Халкотеки. Среди них были бронзовые жаровни, подносы, светильники и даже шлемы от статуй!

Далеко не все строения Акрополя сохранились также хорошо, как Парфенон

В документе было указано установить стелу перед входом в здание, выбив на ней список всех вещей Халкотеки. Греки основательно подошли к исполнению данного указа и возвели трёхколонную стелу, которая, к сожалению, не сохранилась.

Точная дата завершения строительства Халкотеки неизвестна. Согласно одной из версий, это произошло в V веке до нашей эры.

Однако некоторые историки утверждают, что здание появилось столетием позже и стало последним крупным дополнением к архитектурному ансамблю Афинского Акрополя.

Другие полезные статьи об Афинах и Акрополе

  • Акрополь в Афинах: история, часы работы, билеты
  • Экскурсии в Афинах на русском языке
  • Все об аренде авто в столичном аэропорту Греции

Последнее изменение статьи: 29 Апрель 2020

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь расположен на высоте 156 метров над уровнем моря и занимает почти 3 гектара. История живописных греческих развалин неразрывно связана с человеком по имени Перикл, искусным политиком и отцом-основателем афинской демократии. При нем Афины достигли наивысшей точки развития. Не добейся Перикл в свое время власти, Акрополь бы вряд ли когда-нибудь превратился в столь ценный объект, внесенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Именно с подачи этого правителя в V веке до н. э. были построены Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и еще ряд значимых сооружений. Скульптуры и храмы Афинского Акрополя оставались целыми и невредимыми почти две тысячи лет, несмотря на постоянные вражеские захваты. Но в XVII веке храм Парфенон и другие здания были разрушены венецианцами, осаждавшими спрятавшихся на холме турков. Нетронутыми остались только некоторые статуи Фидия, позже их увезли в Британский музей. Сегодня, посетив Акрополь Афин, можно увидеть лишь руины и копии скульптур. Тем не менее равнодушными к тому, что сохранилось от величайшего творения предков, остаются единицы.

Храмы Афинского Акрополя

Рассказать про древний Афинский Акрополь кратко вряд ли получится. Ведь история его создания уходит глубоко в прошлое. Парфенон и другие храмы Акрополя появились гораздо позже, чем возвышенность впервые заняли люди. Установлено, что холм был заселен еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Его широкая и ровная поверхность вполне годилась для жизни. К тому же территория, окруженная с трех сторон обрывом, обеспечивала безопасность. В сохранившихся документах Акрополь в Афинах упоминается не просто как поселение, а как целый город. Особняк местного правителя находился на месте, где много веков спустя был возведен Эрехтейон.

В период правления тирана Писистрата (VI век до н. э.) в Акрополе построили храм Афины Гекатомпедон, имеющий длину в сто шагов, и еще несколько святилищ. Но долго они не простояли, т. к. были разрешены во время персидских войн.

С Периклом пришел дух демократии. Чтобы подтвердить перемены, государственный деятель решил построить величественный храм. Парфенон должен был стать центром Афин. К строительству привлекли лучших художников и скульпторов. Статуи и рельефы выполнили по эскизам Фидия. Перикл хотел рассказать, как благодаря богам и героям прошлого зарождалась новая эра. Все памятники Афинского Акрополя без исключения транслируют эту мысль в своем внешнем и внутреннем облике.

Современная реконструкция Афинского Акрополя началась еще в 1975 году и продолжается до сих пор. Греки не пытаются вернуть достопримечательностям их прежний облик. Целью реставрации является устранение следов многовекового упадка, ликвидация обломков, загрязнений и следов разрушений. Восстановительные работы по итогу затронут все храмы Акрополя Афин.

Ансамбль Афинского Акрополя

Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины-Ники, статуя Афины воплощают в себе настоящее искусство. Сооружения Афинского Акрополя в своем первоначальном виде составляли единый архитектурный ансамбль. Вне сомнений их главный создатель Перикл имел общий план и чертежи построек. И большая часть задуманного была воплощена.

Любое описание Афинского Акрополя подскажет, что в основу ансамбля была заложена общественно-политическая идея. Комплекс представляет собой мемориал, увековечивающий победу греков над врагами. Героическую борьбу отождествляла статуя Афины Прохомас (или статуя Афины-воительницы), державшая в руках копье и шлем. В стилистическом плане огромное значение имеют ионические и дорические ордера.

Помимо единого ансамбля времен Перикла, план Афинского Акрополя содержит Одеон Герода Аттика (театр, построенный в 161 году у южного подножия холма), Святилище Зевса, Пандросейон, Театр Диониса, Асклепион и еще ряд объектов. Не считая Одеон, перечисленные постройки Афинского Акрополя представлены лишь небольшими фрагментами некогда величественных конструкций.

Парфенон Афинского Акрополя

Парфенон — главный храм Афинского Акрополя, идеал красоты для Древней Греции. Его возведение началось в 447 году до н. э. Основные работы были завершены в 438 году. В этом же году здание освятили. Но внешняя отделка продолжалась еще в течение шести лет. Общие особенности ансамбля Афинского Акрополя нашли отражение на стенах Парфенона и в его скульптурах.

Парфенон — это вовсе не пантеон, как его иногда ошибочно называют школьники. Храм посвящен только одной богине — защитнице города Афине.

Во время турецкой оккупации Акрополь понес наибольший урон. Турки хранили в его сооружениях порох. Часть запасов находилась в стенах Парфенона. В 1687 году венецианец Морозини, осаждая турков, выпустил снаряд, который уничтожил большую часть храма. Некоторые скульптуры Фидия уцелели. Однако незадолго до революции 1821 года английский лорд Эльген выкупил у турков сохранившиеся статуи и увез в Лондон.

Пропилеи

Пропилеи или парадный вход в Акрополь — архитектура классики в ее лучшем виде. Входную группу начали возводить в 436 году до н. э. Конструкция разделена на три части. В центр помещено длинное храмоподобное сооружение, а по бокам к нему примыкают два крыла. Левое крыло — это пинакотека, в которой хранились принесенные в дар Афине картины.

Храм Афины

Между 427 и 424 годами до н. э. началась постройка небольшого храма из мрамора. В нем преобладал ионический стиль. Внутри находилась статуя Афины, которая в левой руке держала шлем, а в правой — гранат (символ богов подземного царства). В 1687 году турки разрушили храм Ники Аптерос в Афинском Акрополе (он же храм Афины в Акрополе), чтобы сделать из его частей укрепления. Масштабная реставрация святилища производилась с 1998 по 2010 года.

Эрехтейон

Древнегреческие мифы указывают, что на месте Эрехтейона когда-то началась ссора Афины и Посейдона. Предметом спора являлось господство над городом. Бог моря ударил в скалу трезубцем и образовался колодец с соленой водой. А Афина в свой черед ударила копьем и из земли выросло оливковое дерево. Боги, выступавшие судьями, провозгласили победительницей Афину. Но жители города желали примирить соперников и построили для них общее святилище. Храм Эрехтейон в Афинском Акрополе возводился между 425 и 406 годами до н. э. Краткое описание подсказывает, что святилище разделили на две части. На восточной стороне фасада находилась Афина, а на западной — Посейдон. При этом свое название Эрехтейон получил из-за того, что на его месте, согласно мифологии, располагался гроб царя Эрехтея.

Архитектура

Древняя Греция и Афинский Акрополь неотделимы друг от друга. И также неотделимо от них и имя Фидия. Некоторые источники указывают на то, что застройкой на холме руководил именно он. Но на самом деле Фидий — это скорее главный скульптор «верхнего города», он создал большую часть статуй богов. Архитектура Афинского Акрополя слишком многогранна, чтобы принадлежать одному автору. В планировке и строительстве зданий Фидий выполнял только роль советника Перикла. С его помощью были определены ключевые особенности Афинского Акрополя.

Читайте также  Собор святого себастьяна

Архитекторы Афинского Акрополя, отвечавшие за создание храмов и других построек, не столь известны как Фидий. Однако их имена тоже вошли в историю. Так, Иктин является предполагаемым автором проекта Парфенона, а Калликратис — руководителем стройки Парфенона и главным архитектором храма Афины.

Экскурсии

Время от времени в «верхний город» специально завозят гравий. Делается это для того, чтобы туристы не растащили последние сохранившиеся оригинальные фрагменты тысячелетней давности. Иначе основные памятники Афинского Акрополя окончательно утратят свой вид.

Экскурсии на Афинский Акрополь организуются в любое время года. Профессиональные гиды проводят участников групп по четко выверенным маршрутам, показывая самые известные храмы Акрополя, отмечая, какие еще сооружения находятся в комплексе, и рассказывая интересные факты. Даже совсем незнакомые до этого с историей Древней Греции туристы после таких экскурсий получают общие представления о том, кто построил Акрополь, как выглядят основные храмы и каковы их особенности.

Посетить Афинский Акрополь самостоятельно тоже можно. Полноценная прогулка с осмотром основных достопримечательностей занимает пару часов. Аудиогид на русском языке можно приобрести дополнительно при выкупе билетов.

Купить билеты в Афинский Акрополь в 2021 году можно онлайн или прямо на месте. Стоит учитывать, что при офлайн покупке придется выстоять огромную очередь. Время ожидания в ряде случаев может составлять больше двух часов. Поэтому сегодня большинство людей предпочитают планировать визит в Акрополь заранее.

Полноценный официальный сайт у Афинского Акрополя отсутствует. Но схема достопримечательности с подписями всех объектов всегда доступна в интернете. А красивые и качественные фото Афинского Акрополя можно поискать в социальных сетях.

Музеи Акрополя в Афинах работают по собственному графику. Для их посещения требуются отдельные билеты. Старый музей Акрополя был основан еще в 1874 году. Он находится на территории комплекса. Там можно увидеть множество артефактов, относящихся к разным эпохам. А Новый музей Афинского Акрополя был заложен в 1980-е годы всего в трехстах метрах от скалы. Потребность в дополнительной площадке возникла из-за того, что имеющееся здание уже не вмещало полную экспозицию. К тому же Новый музей Акрополя стал ответом греков на контраргумент британцев о невозможности возвращения мраморных скульптур, вывезенных лордом Эльгеном, в виду отсутствия условий для сохранения шедевров. Музей, презентация которого состоялась в 2009 году, был построен с учетом всех необходимых характеристик. Но желаемые статуи греки пока так и не вернули.

Как добраться до Афинского Акрополя

Главная достопримечательность греческой столицы хорошо просматривается из центральных районов города и с находящихся в окрестностях возвышенностей. Разобраться, как добраться до Акрополя в Афинах, совсем несложно. Все зависит от отправной точки.

Самый быстрый и удобный вариант — метро. Оно охватывает практически всю столицу и пригороды. Станция «Acropoli» расположена на красной ветке (М2) и идет сразу после станции «Синтагма».

Есть и другие виды общественного транспорта. В трех минутах от Акрополя базируется остановка «Akropolē», до которой следует автобус № 230. Также можно выйти на остановке «Makrygiannē», через которую проезжают автобусы № 040, 230, A2 и троллейбусы № 1, 5 и 15. От нее до нужной локации около 10 минут пешей ходьбы.

Дойти до Акрополя пешком удобнее всего по улице Dionysiou Areopagitou. Двигаться следует прямо, не сворачивая. А вот в случае поездки на авто до Акрополя лучше всего доехать по улице Rovertou Galli. Напротив Parco Roberto Galli находится бесплатная стоянка. Но найти на ней свободное местечко можно разве что рано утром, поэтому нужно приезжать прямо к открытию. В остальное время парковку переполняют туристические автобусы.

Чтобы добраться до Акрополя из аэропорта Афин, необходимо сначала выехать на трассу № 62, далее свернуть на трассу № 6 в сторону центра Афин, а затем на трассу № 64.

Еще один доступный способ — такси. В Афинах принято ловить машину прямо на улице. Помимо этого, туристы вовсю используют онлайн-приложение Uber.

Работа Акрополя в Афинах не зависит от сезона. Он открыт для посещений ежедневно с 8:00 до 20:00, исключая праздничные дни.

Афинский Акрополь на google-панораме:

Видео об Афинском Акрополе

Чем интересен и знаменит Афинский Акрополь – знакомство с древнейшими храмами и музеем

Афинский Акрополь

Акрополь в переводе обозначает «крепость, верхний город» – так греки называли крепости, выстроенные на холмах. С возвышенности открывался прекрасный обзор окрестностей, противника дозорные замечали издалека. В акрополе правители хранили ценности и строили храмы, посвященные богам, где возносили молитвы и воздавали жертвы.

История Акрополя

Афинский Акрополь – 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной, на котором возведен комплекс храмов, святилищ, скульптур и архитектурных сооружений. Здесь возведен Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи. В состав архитектурного ансамбля входит 20 сооружений. Музейный комплекс Афинского Акрополя – свидетельство изумительного вкуса греческих ваятелей, художников, скульпторов и архитекторов.

Первые постройки на священной горе в Афинах появились задолго до строительства храмов. В XV веке до н.э. здесь располагалась резиденция царя, строительство акрополя не прекращалось и позднее. В 480 году до н.э. персы уничтожили великолепный храм Гекампедон, посвященный богине Афине.

Новое строительство Акрополя началось в 447 году, в период наивысшего расцвета Афинского государства при царе Перикле. Архитектурный ансамбль Акрополя создавал величайший скульптор Греции – Фидий, сотворивший для украшения Акрополя две статуи Афины: Промахос (Воительница) и Парфенос (Дева).

В середине II века до н.э. Грецию захватила Римская республика, древние храмы превратили в христианские церкви. Позднее Акрополь стал турецкой крепостью, и турки разобрали храмы для постройки бастионов. Венецианцы, держа турецкий гарнизон в засаде, взорвали Парфенон, разрушив храм. С распространением христианства Афины утрачивали влияние, закрывались философские школы, прогоняли философов и риторов.

Постройки Акрополя

На городском холме в Афинах возвышается архитектурный комплекс из укрепленных древнегреческих построек, обнесенных оградой. Сооружения Акрополя, построенные в гармонии с природой, создавали 50 лет. Мраморные стены храмов и святилищ олицетворяют долгожданную победу греков в войне с персами. На вершину Акрополя вела мощеная дорога, выложенная по пологому склону.

Парфенон

Парфенон – главный храм Акрополя, посвященный покровительнице Аттики богине Афине. Храм построил в V веке до н. э. зодчий Калликрат, а архитектор Фидий украсил здание фризами. Красивейшее сооружение архитектурного комплекса создано из мрамора белого цвета, который на солнце приобретает золотисто-желтый оттенок.

Парфенон возвели как новое святилище Афины. Здание стояло на стилобате (возвышенности), но грандиозный храм при взгляде на него не подавляет зрителя. Прямые линии здания на расстоянии человеческим глазом воспринимаются как слегка вогнутые, поэтому архитектор умело использует наклон колонн, чтобы перед глазами вырастало идеально стройное здание.

В контурах Парфенона – конструкторские находки архитектора:

  • Ступени стилобата слегка повышаются к центру, чтобы издалека пол не казался прогнутым.
  • Угловые колонны наклонены к середине, а две средние – к углам, чтобы визуально выглядели прямыми.
  • Небольшое утолщение, выточенное посредине колонн, издалека подчеркивает стройность и воздушность здания.
  • Угловые колонны в диаметре толще других, а в поперечном разрезе не круглые.

Парфенон с беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, выглядел празднично и нарядно. Фронтоны, окрашенные в темно-красный цвет и синие фризы, удивительно оттеняли скульптуры из белого мрамора. Снаружи храм украшал фриз тонкой работы, прославляющий афинский народ в день празднования Великих Панафиней. Бодрые красивые люди: и старцы, и мужественные юноши, и застенчивые девушки, – идут поклониться богине Афине, неся щедрые дары.

Главный фронтон храма украшала архитектурная композиция о рождении богини Афины из головы Зевса. На западном фронтоне – композиция о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой.

Внутри храм разделен на две неравные части. В главной возвышалась 12-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. В глазницах богини – драгоценные камни, на груди, в центре панциря, смертоносная голова медузы Горгоны из слоновой кости. Облачение Афины покрывали золотые пластины.

Эрехтейон

Севернее Парфенона возвышается храм Эрехтейон, по красоте и изяществу не уступающий Парфенону. Святилище, названное по имени древнейшего царя и героя Афин Эрехтея, по преданию, построено в V веке до н.э. на том месте, где спорили могущественные боги Афина и Посейдон, когда боролись за власть над Аттикой.

Спорящие решили: тот из богов будет властелином, кто сделает желанный подарок жителям городов.

Посейдон метнул палицу в гору, и оттуда брызнула морская вода. На месте, куда метнула копье Афина, выросла олива. Сочные плоды понравились жителям, и победу в споре присудили Афине – покровительнице Аттики. Храм посвятили и Афине, и Посейдону, и афинскому царю.

Святилище Артемиды

Святилище Артемиды – длинный коридор, по обеим сторонам которого величественные колонны. Артемида – богиня, покровительствующая всем женщинам Афин, готовящимся к рождению ребенка.

Храм Ники в Акрополе

Ника – богиня победы. Простой и изящный храм Ники построен в честь победы в войне с персами в 449 году до н.э. Храм стоит на трехступенчатом постаменте на скальном выступе над Афинами, поэтому архитектор Калликрат укрепил склон святилища, посвященного Афине-победительнице, 8-метровой стеной. Храм украшают величественные монолитные колонны и фриз, изображающий победу афинян над персами при Платее.

С площадки Святилище Артемиды открывается вид на город и Саронический залив, омывающий берег Аттики. Древний миф повествует, что здесь царь Эгей ожидал, когда вдали появятся белые паруса, возвещая возвращение сына Тезея.

Отец послал сына на остров Крит, чтобы убить Минотавра – чудовища с телом человека и головой быка.

Тезей, возвращаясь с победой, забыл об обещании, данном отцу, поменять черные паруса на белые. Эгей, увидев черные паруса, решил, что сын погиб, бросился вниз со скалы и разбился.

Театр Диониса

На юго-восточном склоне холма – театр, посвященный богу Дионису, древнейший театр в мире. Первоначально построенный из дерева, в 325 году до н.э. театр реконструировали, соорудив лавки и сцену из мрамора.

Каменные сидения размещались в 67 рядов так, что зрительный зал в форме полукруга вмещал 17 тысяч зрителей – половину афинских граждан. Мраморные кресла в первом ряду – для жрецов и должностных лиц, о чем говорят надписи на креслах. В центре, на возвышении – кресло для жреца бога Диониса.

Актеры, хор и зрители располагались под открытым небом, театральное действие происходило при естественном освещении. Во II тысячелетии до н.э. к театру пристроили портик, где в изнуряющую жару укрывались зрители. На сцене ставили трагедии греческих драматургов: Еврипида, Эсхила, Софокла, Аристофана, и каждый афинянин мог принять участие в постановке.

Пропилеи Акрополя

Пропилеи – главный вход в Акрополь, парадные ворота, построенные в виде белоснежных колонн под крышей. Ворота возведены в 437 году по проекту архитектора Мнесикла. К Пропилеям древние греки поднимались по огромной каменной лестнице.

К центральной части Пропилей примыкают боковые крылья, возведенные из того же мрамора, что и Парфенон. В северном крыле – портик с обширной прямоугольной залой, здесь располагалась художественная галерея – Пинакотека – с произведениями крупнейших греческих художников.

Пройдя через ворота, посетитель встречал на пути 10-метровую бронзовую статую Афины на каменном постаменте. В солнечную погоду золотое копье богини указывало чудным блеском путь капитанам кораблей на причал в Афинах.

За воротами – Священная дорога, по которой шествовали участники празднества в честь божественной покровительницы Афин. Шествие, начавшееся в городе, проходило через Пропилеи и направлялось к Парфенону, а затем к Эрехтейону.

О музее Акрополя

Музейный комплекс Акрополя по праву причисляют к шедеврам мирового искусства. Памятник древней архитектуры входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который ежегодно посещают 2 миллиона туристов со всего мира.

Недавно на обозрение туристов выставили очередную жемчужину музея – экспозицию Мосхофор. В центре композиции – юноша, приносящий в дар богине Афине «золотого» тельца. Вокруг – изящные утонченные фигуры молодых девушек.

Скульптура выполнена настолько реалистично, что прически и черты лиц девушек, складки на одежде смотрятся, будто живые. На прямоугольных фризах – изображения Олимпийских богов, сцены из древнегреческой мифологии, статуи кариатид, античных жриц.

Особенно красив Афинский Акрополь ночью, яркая и контрастная подсветка преображает ансамбль, вокруг которого с удовольствием проводит время греческая молодежь.

Видео: тайны древнего Акрополя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: