Дворцовая площадь история

Статьи о российской истории. 28 марта 1819 года началась перестройка Дворцовой площади Приезжающие в Санкт-Петербург обязательно посещают Дворцовую площадь – главный архитектурный ансамбль города, объединивший несколько памятников истории и культуры федерального значения. Назва. Интересно рассказываем о реальной истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

Дворцовая площадь история

Дворцовая площадь. Здесь был Адмиралтейский луг

28 марта 1819 года началась перестройка Дворцовой площади

Приезжающие в Санкт-Петербург обязательно посещают Дворцовую площадь – главный архитектурный ансамбль города, объединивший несколько памятников истории и культуры федерального значения. Название площади дал Зимний дворец, который южным фасадом выходит на площадь.

На месте крепости

А начиналось всё 5 ноября 1704 года, когда была заложена Адмиралтейская крепость-верфь. Время было тревожное, опасность вражеского вторжения присутствовала постоянно, и Адмиралтейство окружили валами и рвом. Перед Адмиралтейством простиралось обширное пространство-гласис, на котором могла работать артиллерия при вражеском нападении. Со временем Адмиралтейство утратило функцию боевой крепости, и территория тоже перестала выполнять фортификационные задачи. Одно время здесь складировался корабельный лес, якоря и другие морские припасы. Несколько лет здесь находился Морской рынок, потом территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.


Вид в сторону Адмиралтейства. Начало XIX века

При Анне Иоанновне здесь за казённый счёт устраивали празднества с фейерверками и народными гуляньями. Строились балаганы, потешные павильоны, дворцы, винные фонтаны. А вот Елизавета Петровна повелела луг разровнять и засеять овсом. С 1760 года Адмиралтейский луг служил вспомогательной площадкой для строительства Зимнего дворца. Здесь было место для проведения строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

Дворцовая площадь

Первые шаги к появлению Дворцовой площади предпринял граф Бартоломео Франческо Растрелли. В 1753 году он предложил архитектурно организовать эту территории. В 1763 году Комиссией о каменном строении была опубликована конкурсная программа на составление генерального плана города с целью его дальнейшего благоустройства. В результате конкурса появился план реконструкции центральной площади Петербурга, подготовленный Алексеем Квасовым.

При Павле I центром становится Михайловский замок, а Дворцовая площадь уходит на второй план. Но ситуация кардинально меняется с восшествием на престол Александра I. После войны с Наполеоном он решает улучшить вид площади.


И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. 1810-е гг

Царь поручил разработку проекта зодчему Карлу Росси, который решил, что основной акцент надо сделать на прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Окружающие ещё не догадывались, что Росси построит самое протяжённое здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы.

16 марта 1819 года Александр Павлович выпустил указ и созвал специальный комитет «по устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Уже 28 марта приступили к работам. Первоначально денег не жалели, и, например, цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого мрамора.

Но уже при Николае I экономика стала преобладать в выборе материалов, и то же здание, но со стороны Певческого моста, укладывали из более дешёвого камня.


Литография К. Беггрова. Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского проспекта

Проверка на прочность

Стройка велась ускоренными темпами, но тем не менее были моменты, которые задерживали стройку. В 1824 году в Петербурге произошло знаменитое наводнение, которое также внесло коррективы в сроки строительства. Тем не менее работы продолжались, и главным украшением Дворцовой площади стала Триумфальная арка. Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы во главе с Василием Демут-Малиновским. На работу им отводилось два месяца. Первоначально по проекту, утверждённому Александром I, арку должны были венчать две женские фигуры, держащие герб России, но Николаю I эта композиция не понравилась, и её заменили конной группой.

Имеется интересная легенда, связанная с аркой. Иностранные коллеги Росси и сам император засомневались в её прочности. На что Карл Иванович ответил, что, когда будут снимать леса, он заберётся на неё, и если она рухнет, то и он рухнет с нею. Когда работы были закончены, отважный Росси поднялся на арку и помахал оттуда императору, доказав её прочность.

Работы по обновлению Дворцовой площади завершились в 1834 году. Именно тогда Огюст Монферран по распоряжению Николая I построил в её центре Александровскую колонну. Отныне именно здесь проходили важные государственные события. Площадь также стала свидетелем бурных событий революционного 1917 года. В то время все здания площади сознательно были выкрашены в красный цвет, а родные изумрудные тона вернулись только в послевоенные годы.


Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. 1830-ые годы

Сейчас композиция Главного штаба и арки имеет жёлтый цвет, что гармонично смотрится на фоне зелёного цвета Эрмитажа.

Дворцовая площадь в Петербурге

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Дворцовая площадь — одна из самых красивых площадей мира, уникальный архитектурный ансамбль и свидетель многих эпохальных событий в истории России. Эта огромная (около 60 тыс. кв. м) площадь — одна из главных достопримечательностей Петербурга, обязательно посещаемая всеми туристами. Здесь в разные моменты существования города происходили и пышные торжества, и драматические события. Именно отсюда ночью 25 октября 1917 г. рванулись на штурм Зимнего дворца революционные солдаты и матросы. В советское время на площади устраивали военные парады и демонстрации. И в наши дни Дворцовая площадь остается главным местом проведения городских праздников, митингов и концертов. В Новый год, День города, во время школьных выпускных вечеров и по другим знаменательным поводам здесь скапливаются толпы веселящегося народа. А в обычные дни здесь собираются туристы, любители скейтбординга и просто городская молодежь.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Дворцовая площадь ошеломляет людей, увидевших ее впервые, своим величием и строгим совершенством. Здесь как нигде в городе чувствуется дух имперского Санкт-Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана (француза, между прочим!) в честь победы России над Наполеоном. Колонна, вырубленная из гранитного монолита, держится на постаменте исключительно с помощью точного расчета и собственного огромного веса (около 600 т). Не случайно в первые годы после ее установки многие петербуржцы обходили колонну стороной — не ровен час, упадет.

На вершине Александровской колонны — бронзовая фигура ангела, попирающая крестом змею. Говорят, что лицу ангела скульптор Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, а голова змеи походит на лицо Наполеона. Так это или нет на самом деле, снизу оценить трудно — колонна очень высока. Ее специально воздвигли выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Получилась самая высокая триумфальная колонна в мире (47,5 м).

В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:

В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.

В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.

Основное сооружение Дворцовой площади — конечно же, Зимний дворец, главная резиденция российских императоров. Это грандиозное здание в виде мощного каре с внутренним двором, богато украшенными фасадами и скульптурами на крыше, возвел в середине XVIII в. для императрицы Елизаветы Петровны знаменитый итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов. Первый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.

Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.

Елизавета Петровна скончалась до завершения отделочных работ, и первым в Зимний дворец въехал ее племянник Петр III. Однако он недолго продержался у власти и почти не успел освоить свою новую резиденцию. Первой настоящей владелицей дворца стала его супруга Екатерина II, занявшая русский трон после свержения ненавистного мужа. Новая императрица приказала переделать барочные интерьеры дворца в классическом стиле, так как к этому времени эстетические вкусы изменились и интерес к искусству барокко начал увядать. Классицизм же, напротив, стремительно входил в моду благодаря археологическим раскопкам в Помпее, Геркулануме и других итальянских городах. Впоследствии по приказу Екатерины рядом с Зимним дворцом были выстроены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра, а позже, уже при внуке Екатерины Николае I, — Новый Эрмитаж.

В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.

Читайте также  Вестминстерский дворец в лондоне

Зимний дворец — самый большой и роскошный дворец города, один из самых пышных символов русского самодержавия. Представьте себе, в нем 1050 помещений, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон! Его высота (22 м) в царствование Николая I была признана эталоном в городском градостроении. Возводить более высокие дома было запрещено.

Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России. Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».

В Зимнем дворце жили русские монархи со своими семьями, а также огромный штат прислуги. В нем устраивались великолепные праздники и балы. Дворец служил официальной резиденцией российских императоров до Февральской революции 1917 г., после чего в нем обосновались министры Временного правительства. 25 октября (7 ноября) 1917 г. по сигналу, данному выстрелом пушки крейсера «Аврора», дворец был взят штурмом революционными матросами и солдатами, а министры арестованы. Дворец был национализирован и позже превращен в музей. Сейчас Зимний дворец — основная часть Государственного Эрмитажа.

Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее). Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.

Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.

Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади

Коровы мирно щиплют травку

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Дворцовая площадь – главный архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Дворцовая площадь — самый узнаваемый архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга, бывшая резиденция российских императоров и место проведения главных городских мероприятий. Формируют площадь и определяют ее границы памятники культурного наследия — Зимний дворец, Главный штаб с Триумфальной аркой, штаб Гвардейского корпуса, Александровская колонна.

От Адмиралтейского луга к центральной площади города

История формирования Дворцовой площади Петербурга берет начало в 1704 году, когда в городе заложили Адмиралтейскую крепость-верфь. Перед ней — после укрепления рвом и валом — оставили свободное пространство для маневров крепостной артиллерии и наблюдения за врагом.

В условиях мирного времени территория быстро утратила первоначальное значение и превратилась в склад под открытым небом. Туда свозили корабельные леса, габаритные якоря.

Постепенно большая часть свободного пространства заросла травой и получила название «Адмиралтейский луг». В период властвования Анны Иоанновны там устраивали разнообразные празднества, народные гуляния.

К началу возведения Зимнего дворца луг превратился в дополнительную строительную площадку. Уже тогда Растрелли разработал черновой проект облагораживания этой территории. Чуть позднее в работе А. Квасова идея получила дальнейшее развитие. Пространство между имеющимися зданиями приобретало четкие геометрические границы и постепенно застраивалось.

Последняя перепланировка Дворцовой площади пришлась на начало XIX века. Ее результат сохранился до настоящего времени.

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади

На формирование архитектурного ансамбля ушло много лет. Отдельные здания не только определяют границы Дворцовой площади в СПб, но и служат свидетельствами определенных событий, происходивших в стране.

Читайте также  Сантьяго де чили достопримечательности

Зимний дворец

Зимний дворец — одно из главных украшений Дворцовой площади и всего Санкт-Петербурга. Входит в состав музейного комплекса «Эрмитаж», является одним из крупнейших дворцов на территории Европы. Много лет служил резиденцией российских императоров.

Зимний дворец поражает масштабами и красотой:

  • в здании 1084 комнаты и 117 лестниц;
  • долгое время он носил статус самого высокого строения в городе;
  • территорию окружают скверы, каналы, парки, сад с фонтанами;
  • многие стены сохранились с XVIII века;
  • для отделки и украшения интерьеров использованы самые дорогостоящие и ценные материалы — позолота, каррарский мрамор, бархат, серебро, массив древесины.

Почти все комнаты дворца открыты для посещений туристами. Маршрут по ним лучше выбрать заранее, так как за один раз невозможно посмотреть все.

Интересный факт! Музейные экспозиции Зимнего дворца насчитывают около 3 миллионов экспонатов.

Штаб Гвардейского корпуса

Здание штаба Гвардейского корпуса определяет восточную границу Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Его строительство заняло 6 лет – с 1837 по 1843 год. Проект был разработан А. П. Брюлловым.

Строение вытянуто в виде буквы «Г», выдержано в стиле классицизм. Выглядит довольно простым, а украшениями служат лишь пилястры, колонны ионического ордена и немногочисленные барельефы. Об этом в своей книге говорит М. Н. Микишатьев, отмечая, что штаб Гвардейского корпуса не стал новым акцентом на Дворцовой площади. Он растворяется в уже имеющемся архитектурном ансамбле.

Здание Главного штаба с Триумфальной аркой

Если Зимний дворец поражает воображение архитектурой и интерьерами, то здание Главного штаба — длиной. Протяженность фасадов составляет 580 метров! На строительство Главного штаба ушло 10 лет. Когда-то его помещения занимала милиция, сейчас же одна часть здания принадлежит Эрмитажу, а другая — Западному военному округу.

Триумфальная арка соединяет два крыла Главного штаба и являет собой самостоятельный памятник архитектуры. Возведена в память о событиях 1812 года. верхнюю часть арки украшает колесница с богиней Никой. В руках она держит штандарт и лавровый венок. Последний часто встречается на фасадных барельефах.

Интересный факт! Высота арки составляет 28 метров, при этом высота колесницы достигает 10 метров.

Александровская колонна

С легкой руки А. С. Пушкина Александровскую колонну Дворцовой площади нередко называют Александрийским столпом (стихотворение «Памятник»). Воздвигнут в честь победы над Наполеоном Бонапартом, выдержан в стиле ампир.

Материалом для колонны послужил финский гранит. Фундаментные камни из этой породы обрабатывали на каменоломне около двух лет! Транспортировка заготовок из Финляндии в Петербург требовала особой осторожности и грамотного выбора плавучего средства. Последнего в наличии не нашлось, поэтому борт грузоподъемностью в 1 000 тонн построили специально для Александровской колонны.

Установка гранитного памятника потребовала особых инженерных решений и больших усилий со стороны рабочих. Так, только для закладки фундамента понадобилось вбить в грунт 1250 свай.

На сегодняшний день Александровская колонна гордо носит статус самого высокого в мире монумента, изготовленного из цельного гранита. Ее вес составляет 600 тонн, а высота — 47,5 метров.

Дворцовая площадь сегодня

Дворцовая площадь — это сердце северной столицы, пешеходная зона, место проведения городских мероприятий, концертов и даже спортивных состязаний. Перед Новым годом там устанавливают главную городскую елку и сооружают сцену.

На фасаде Главного штаба неоднократно показывали лазерное шоу. Оно выглядит особенно эффективно из-за вытянутой и изогнутой формы здания. Масштабы Дворцовой площади позволяют привлечь огромное количество зрителей.

В годовщину освобождения блокадного Ленинграда (2019 год) на площади прошел парад. К участию в нем привлекли не только солдат и офицеров, но и военную технику — танки, бронетранспортеры, системы залпового огня, БМП, артиллерийские установки.

В различные годы на Дворцовой площади Питера выступали: Пласидо Доминго, Элтон Джон, Мадонна, Пол Маккартни.

С 1935 года у Александровской колонны финишируют легкоатлеты забега «Пушкин-Санкт-Петербург». Его организуют ежегодно.

Рядом с главной площадью города хорошая транспортная развязка — 3 станции метро, остановки маршрутного такси, автобусов и троллейбусов.

Дворцовая площадь Санкт-Петербурга входит в большинство экскурсионных маршрутов по городу и является одной из тех его достопримечательностей, которые обязательны к посещению.

Видео: исторические факты

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге: главные достопримечательности

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это главная площадь города. Здесь находится бывшая главная резиденция российских императоров и символ Российской империи — Зимний дворец. Дворцовая площадь для Санкт-Петербурга имеет такое же значение, как Красная площадь для Москвы.

Границы Дворцовой площади определяют Зимний дворец, напротив него Главный штаб с Триумфальной аркой, в восточной части — здание штаба Гвардейского корпуса, в западной части нет архитектурных строений. Здесь открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство, а границей площади является Дворцовый проезд, соединяющий Невский проспект и Дворцовый мост через реку Неву.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Ближайшее метро до Дворцовой площади: станция Адмиралтейская (сиреневая).

От нее можно выйти на Невский проспект и либо выйти на площадь по Большой Морской улице через Арку Главного штаба. Либо пойти в противоположную сторону и со стороны Дворцового проезда попасть на площадь, обогнув Главный штаб.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это сердце города. Ее архитектурный ансамбль сложился не сразу. Современный Зимний дворец уже пятый по счету: первый был построен при Петре I в 1705 году, нынешний пятый в 1762 году. Здание Главного Штаба было построено в 1829 году, Александровская колонна в 1834 году. Завершающим звеном стало здание штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.

Несколько фактов о Дворцовой площади:

  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге более чем в два раза превышает Красную площадь в Москве.
  • Свое название площадь получила из-за Зимнего дворца, расположенного на ней.
  • Во времена Анны Иоанновны на месте площади расстилался большой Адмиралтейский луг, где императрица любила охотиться на зайцев. Здесь устраивались народные гулянья с фейерверками.
  • При императрице Елизавете часть Адмиралтейского луга была засеяна овсом, а в другой части паслись коровы Елизаветы. Луг оставался местом проведения празднеств и гуляний.
  • Адмиралтейский луг постепенно начал превращаться в Дворцовую площадь под влиянием архитектора Растрелли, возводивший роскошный Зимний дворец.
  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является местом трагических событий 9 января 1905 года, получивших название «Кровавое воскресение». Здесь были убиты и ранены царскими войсками мирные демонстранты и случайные прохожие.
  • Здесь в 1914 году Николай II объявил о начале войны с Германией.
  • В 1918 году на Дворцовой площади был убит революционер и председатель Петроградской ЧК Урицкий Моисей Соломонович. В этом же году в честь него площадь была переименована в площадь Урицкого. Только в 1944 году площади вернули прежнее название.
  • В царское время на Дворцовой площади проводились военные смотры и парады, в советское время — демонстрации и военные парады, в наше время — различные массовые мероприятия, концерты и празднования.
  • Часть площади замощена брусчаткой.
  • Дворцовая площадь в настоящее время пешеходная. По ней можно покататься только в карете или экипаже.

Дворцовая площадь на карте

Зимний дворец

Сайт: hermitagemuseum.org Адрес: Дворцовая Площадь, 2 Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы до 17.00), среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы до 20.00), закрыто по понедельникам, 1 января и 9 мая.

Стоимость: для граждан РФ и Белоруси (по паспорту) — 400 руб., без паспорта и иностранцам — 700 рублей, детям, студентам, пенсионерам — бесплатно. Можно купить онлайн-билет, чтобы не стоять в очереди, но он будет дороже обычного — 680 рублей .

Зимний дворец протянулся вдоль реки Невы. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь, задний на Дворцовую набережную. Напротив Зимнего через Неву расположены Заячий остров и Петропавловская крепость на нем.

Парадная Посольская или Иорданская лестница Зимнего дворца

Существующий сейчас Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в стиле пышного барокко. Дворец строился по указанию Елизаветы, но пожить в нем она не успела, умерла за год до окончания строительства. Племянник Елизаветы Петр III принимал построенный дворец, но не жил в нем: в результате дворцового переворота он был отстранен от правления, на трон взошла его супруга — Екатерина II.

Екатерине, тяготевшей к классицизму, Зимний дворец не понравился, она отстранила Растрелли от строительства и привлекла новых архитекторов, чтобы те перестроили внутренние интерьеры.

Военная галерея

Имя Зимнего дворца неразрывно связано с Эрмитажем — самым большим и самым посещаемым музеем России и одним из самых больших музеев мира.

Гербовый зал

Создание Эрмитажа произошло сразу после строительства Зимнего дворца. Екатерине II в 1764 была передана коллекция ценных картин из Берлина, которая послужила основанием для создания музея. Сначала картины разместились в уединенных залах дворца, их называли на французский лад — эрмитаж (уединенное место).

Петровский (Малый Тронный) зал

Потом для размещения стремительно разрастающейся коллекции были построены здания Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Сначала императорские музейные коллекции были доступны только избранным, по пропускам. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был открыт Публичный музей.

Зимний дворец после Октябрьской революции 1917 года был объявлен музеем. В настоящее время музей в музей Государственный Эрмитаж включены здания: Зимний дворец — главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Главный штаб (восточное крыло), Меньшиковский дворец, Музей Императорского фарфорового завода и другие объекты. В Эрмитаже более 3 миллионов экспонатов.

Читайте также  Башня агбар в барселоне

Здание Главного штаба

Напротив Зимнего дворца площадь дугой обрамляет здание Главного штаба, созданное в 1829 году архитектором Карлом Ивановичем Росси. До его постройки здесь находились жилые дома, которые не вписывались в облик главной площади страны. Росси в 1819-1829 годах на месте домов возводит два протяженных здания для размещения Главного штаба и двух министерств — финансов и иностранных дел, и объединяет их грандиозной триумфальной Аркой.

Один край Главного штаба выходит к Невскому проспекту, а другой к Певческому мосту на набережную реки Мойки. Арка Главного штаба состоит из трех связанных между собой арок, следующих друг за другом. Пройдя через арки со стороны Дворцовой площади попадаешь на Большую Морскую улицу. Интересен замысел архитектора — с этой улицы вид на площадь и Зимний дворец открывается не сразу, а постепенно, при приближении к Арке.

Здание Главного штаба построено в строгом классическом стиле, фасады корпусов украшены портиками. Общая длина фасада 580 метров, окон около 4-х тысяч.

Арка здания Главного штаба — это памятник в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Ее высота 28 метров, вес 16 тонн. Венчает арку колесница крылатой богини победы Ники, запряженная шестеркой лошадей. Их сдерживают два воина в античных доспехах и с копьями. Арка украшена скульптурными группами архитекторов В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова.

Сейчас здание Главного штаба принадлежит военным, восточное крыло передано под экспозиции Эрмитажа.

Карл Росси повторил стилистику Главного штаба в еще одной своей грандиозной постройке — зданиях Сената и Синода на Сенатской плошади, также соединенных парадной аркой. Полюбоваться ими можно пройдя с Дворцовой площади через Александровский сад, вдоль здания Адмиралтейства.

Александровская колонна

Александровская колонна была возведена в центре Дворцовой площади в честь победителя Наполеона и французской армии в войне 1812-1814 годов — императора Александра I. Колонна была торжественно открыта в 1834 году по указу Николая I с богослужением и военным парадом. Петербужцы стали называть ее Александрийский столп, после стихотворения Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
(«Памятник» Пушкин А.С. 21 августа 1836 г. )

Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она держится за счет собственного веса в 600 тонн и точного инженерного расчета. Некоторые жители Петербурга боялись, что колонна упадет и опасались ходить или ездить мимо нее. Архитектор Александровской колонны Огюст Монферран (автор Иссакиевского собора) личным примером доказывал, что колона безопасна: каждое утро он гулял со своей собакой вокруг нее.

Высота всей колонны 47,5 метров. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. Венчает столб четырехметровый ангел, держащий в руке шестиметровый крест. На колонне благодарственная надпись: «Александру I Благодарная Россия».

Здание штаба Гвардейского корпуса

Адрес: Дворцовая площадь, 4

Здание штаба Гвардейского корпуса завершило архитектурный облик Дворцовой площади. Ранее на этом месте размещалось здание экзерциргауза — место военной подготовки солдат. Выглядело оно неказисто и решено было его снести. На этом месте собирались построить театр, но в итоге решено было возвести здание для штаба Гвардейского корпуса, не умещавшегося в здании Главного штаба.

Строение выполнено в стиле классицизма по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова в 1837-1843 годы, является памятником архитектуры федерального значения.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Главная площадь и очевидец эпохальных событий в истории России — Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если у вас в запасе всего день, наверное, это первое место, которое нужно обязательно посмотреть в Северной столице.

Один из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Его границы определяют Дворцовый проезд, который соединяет Дворцовый мост через Неву с Невским проспектом, и здание Гвардейского корпуса. В комплекс сооружений входят Зимний дворец, здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Круглый год в любое время здесь туристы и жители города.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге остается местом проведения масштабных торжеств и главных государственных праздников. Здесь неизменно из года в год проходит парад Победы, концерт в честь праздника выпускников «Алые паруса» и мероприятия в День города. Сегодня Петербург часто принимает тут знаменитых артистов от оперных певцов до современной эстрады.

Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь

Координаты: 59.938924, 30.315311

Режим работы: круглосуточно

История

Одно время Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге называлась Адмиралтейским лугом. На месте Зимнего дворца вообще было поле! Сложно представить, но тут находилось заросшее высокой травой место. Там устраивали народные гулянья и веселые праздники. Пространство, на котором пасли скот и разводили кроликов, со временем стало мировым архитектурным наследием.

Весной 1721 года на Большой Першпективной дороге, которая стала Невским проспектом, разбили аллею. Именно она разделила Адмиралтейский луг пополам, и одна ее часть стала Адмиралтейской площадью, а другая — Дворцовой.

Зимний дворец проектировался Растрелли. Строили дворец с 1754 по 1762 год. Изначально предполагалось, что он будет огорожен с трех сторон. Был вариант с памятником Петру I в центре. Словом, это мог быть двор, похожий на тот, что в Царском селе.

Привычный парадный вид площадь приобрела только при Александре I. Полную перепланировку император поручил Карлу Росси. Именно при нем появился Главный штаб. Обновленная Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге прославляла победу над Наполеоном.

Площадь всегда оставалась местом проведения военных смотров и парадов. Здесь же в октябре 1917-го состоялся решающий бой большевиков с войсками Временного правительства и захват Зимнего дворца — государственный переворот.

В годы войны могли исчезнуть Александровская колонна и Адмиралтейский сад: осенью 41-го рассматривали вариант перестройки площади под аэродром, но ради сохранения культурного наследия от этой идеи отказались.

Интересные факты

  • Многие считают Красную площадь больше Дворцовой. Однако это не так: петербургская занимает 5 гектаров, а московская — 4,6 гектара.
  • Долгое время Зимний дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге: Николай I издал указ, в соответствии с которым в столице запрещалось строить дома выше 23,5 метра.
  • Существует легенда, будто Карл Росси заверил царя, что лично поднимется на вершину арки, чтобы проверить ее прочность. Если она рухнет, зодчий погибнет, и это станет расплатой за ошибку проектирования. Архитектор выполнил свое обещание. Поднявшись с рабочими к колеснице Победы, он помахал Николаю I рукой.
  • Александровская колонна весит 600 тонн и держится без каких-либо креплений — только под тяжестью собственного веса и благодаря инженерному расчету. Первое время петербуржцы опасались передвигаться вблизи столпа из-за угрозы падения. До сих пор это самое высокое в мире сооружение из монолитного гранита.
  • После строительства на Дворцовой площади скопилось много мусора. Никто не мог понять, как от него избавиться. Только Петр III нашел выход: он разрешил гражданам забрать оттуда все, что они только увидят. Уже в считанные часы от мусора не осталось и следа.

Что посмотреть

Зимний дворец

1084 комнаты, 117 лестниц, фасад длиной 175 метров со стороны Адмиралтейства и 210 метров со стороны Невы. Над возведением этого здания трудились более 4000 работников. За все 266 лет он успел побывать царской резиденцией, военным госпиталем, местом работы Временного правительства и музеем революции. Большинство стен дворца сохранились еще со времен Растрелли — лучшего архитектора своего времени. Здесь же находится легендарный музей Эрмитаж. За день, несколько недель, даже лет его невозможно обойти: чтобы посмотреть все экспонаты, затрачивая по минуте на каждый, потребуется целых 11 лет. Перед посещением полезно заранее определиться с планом экскурсии.

Главный штаб

Восточную часть здания занимает Государственный Эрмитаж: здесь находятся картины 19-20 веков, в основном импрессионистов и постимпрессионистов, а также проводятся временные выставки современного искусства. В западной же части размещается командование Западного военного округа.

Александровскую колонну установили в честь блестящей победы Александра I над Наполеоном.
Фото: Олег ЗОЛОТО, «КП»-Санкт-Петербург»

Александровская колонна

Как и здание Главного штаба, этот обелиск посвящен блестящей победе Александра I над Наполеоном. Самой сложной задачей для строителей оказалась его установка: возведение монумента почти 40 минут выполняли около 2500 человек. В 1930-е годы ограду мемориала переплавили на патроны. Как и многие памятники, во время войны он получил осколочные вмятины.

Дворцовая площадь в разное время года

Вне зависимости от сезона здесь всегда гуляют жители города и туристы. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге всегда открыта для гостей, вход сюда свободный.

Зимой припорошенное снегом окружающее пространство подчеркивает белизну великолепных колонн Зимнего дворца.

В теплую погоду многие просто сидят прямо на прогретой солнцем брусчатке — это почти городская традиция. Неспешно, по-царски бродят переодетые Петр I и Екатерина II, предлагая сфотографироваться. Можно прокатиться на карете.

Где сделать красивое фото

Дворцовая площадь прекрасна в любую погоду, в любое время суток. Фотографии получатся всегда. Зимой, когда особенно контрастирует с небом зеленый фасад дворца. Летом в ясную погоду, ярко подчеркивающую все цвета места. Даже в привычный для Петербурга дождливый день: иногда можно поймать момент и увидеть, как Эрмитаж отражается в прозрачной луже, как в Зазеркалье.

Лучшие ракурсы Дворцовой площади:

  • со стороны Дворцового моста и Невы,
  • со стороны арки Главного штаба,
  • со стороны Зимнего дворца.
Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: