Храм надписей в паленке

История, легенды и тайны об этом загадочном месте. Храм Надписей находится - Мексика. Обзоры самых страшных мистических и таинственных мест в мире с фотографиями

Храм надписей в паленке

Храм Надписей

В 1948 году историк из Мексики по имени Альберто Руз, исследуя леса родной страны в штате Чьяпас, неожиданно нашел развалины древнейшего города Паленке (Крепость). В центре этого города находилась пирамида, на верхней площадке которой располагалось храмовое сооружение, оно впоследствии получило название «Храм Надписей». Свое имя храм получил из-за больших плит, покрытых барельефами и иероглифическими знаками, среди которых встречались люди, животные и мифические создания. Расшифровать на 100% эти записи не удается вплоть до сегодняшнего дня, потому что криптографами до конца не разобрана фонематическая составляющая этого древнего языка. Глядя на эти изображения, можно с уверенностью сказать, что на картинках изображены мифические боги индейских племен, некогда населявших территорию Мексики.

Храм располагается на 20-ти метровой пирамиде, общее количество ее ступеней насчитывает 9 штук. Задняя сторона данного сооружения опирается на склон очень крутой и высокой горы. На тот момент, когда Альберто Руз обнаружил эту ценную археологическую находку, пирамида являла собой огромный холм, густо покрытый растительностью.

На полу в храме можно увидеть хорошо отшлифованные древними мастерами каменные плиты, в одной из которых можно увидеть два ряда отверстий, которые закрыты пробками из камней. Стены храма имеют свое продолжение под плитами, что привело археологов к мысли о том, что внизу, под плитами, должно находится еще одно помещение. В 1952 году в ходе раскопок, практически на дне пирамиды» был обнаружен огромный погребной комплекс.

Размеры захоронения составляли 9 метров в длину, 4 метра в ширину, расстояние от пола до потолка составляло 7 метров. Само помещение было сделано идеально, камни, искусно обтесанные древними умельцами, все до одного находились на своем месте. На гипсовых барельефах были изображены 9 человеческих фигур в богатом одеянии. Ученые предположили – что эти изображения принадлежат духам ночи, Владыкам, которые по религии майя были подземными божествами. На фигурах изображены пышные одежды, на головах уборы, сделанные из перьев мифической птицы кетцаль. На лицах всех Владык имеются маски, на их плечи накинуты плащи, сделанные из перьев и бронзовых пластин. На поясе закреплены характерные одеяния для того времени: набедренные повязки и юбки, на ноги были надеты сандалии, пошитые из кожаных ремешков. Все тело божеств на барельефе было покрыто драгоценностями. В руках каждый Владыка держал скипетр, который подчеркивал высокое происхождение. Рукоять скипетра была выполнена в виде головы змеи, на ней также находились маски с изображением бога дождя и щиты с ликом бога солнца.

Пол склепа был покрыт плитой, вытесанной из камня и впоследствии хорошо отшлифованной, ее поверхность была полностью покрыта резьбой. По краю плиты шла лента, состоящая из неизвестных иероглифов. Альберто Руз, осмотрев плиту, расшифровал две даты, относящиеся к 603 и 633 годам нашей эры. На сегодняшний день плита относится к величайшему произведению искусства эпохи майя, техника выполнения резьбы похожа с работами мастеров эпохи Возрождения.

Под плитой археологи обнаружили захоронение мужчины, которому было примерно 40-50 лет. Скелет усопшего был покрыт драгоценными камнями. На тот момент для ученых оставался загадкой тот факт, кем найденный скелет был при жизни: правителем или верховным жрецом.

Первое описание найденная пластина получила благодаря стараниям советского ученого Валерия Ивановича Гуляева. Обследовав полностью плиту, он заметил, что в нижней части артефакта можно увидеть изображение страшной маски, напоминающей о смерти. Маска полностью лишена мягких тканей лица, вместо глаз изображены огромные зияющие глазницы, полностью отсутствует нос, изо рта торчат громадные клыки. В изголовье маски находятся символы смерти, а напротив их антипод – рождение, в виде зерна кукурузы и кукурузного початка. На макушке чудовищной маски изображен облик молодого юноши, одетого в богатую одежду. Тело юноши слегка откинуто назад, он напряженно смотрит на изображение, отдаленно напоминающее крест. Ученые предположили, что этот крест является стилизованным рисунком ростка кукурузы, символизирующего у племени майя жизнь. На самом верху рисунка креста можно увидеть образ священной птицы кетцаль, перья которой использовались жрецами, для выполнения обрядов и ритуалов. В ногах птицы изображался символ воды, а рядом с ним два небольших диска, с ликами бога солнца.

Несколькими годами позже двое ученых: итальянец Пинотти и японец Мацумура, работая по отдельности, пришли к выводу, что на данной плите изображается реальный образ человека, а вокруг него располагаются вполне реальные предметы, а не символы из разряда мистики, как считалось раннее. Дальнейшее разбирательство плиты вылилось в гипотезу, что на ней изображен человек, сидящий в неком летательном или космическом аппарате, то есть рисунок плиты – это, возможно, детальный чертеж космического древнего корабля. Вскоре к таким же выводам стали приходить и исследователи со всего мира. Авиаконструктор из США Джон Сэндерсон, при помощи компьютерной программы превратил изображение плиты в объемную модель. В итоге глазам ученого была представлена часть кабины ракеты с пультом управления и наличием двигательной установки. Сэндерсон смоделировал также внешнее изображение, сконструированной им бумажной версии ракеты.

Самую большую известность на тематику найденной космического летательного аппарата нашла версия швейцарского писателя, которого звали Эрих фон Дэникен. Он написал книгу «Колесница богов», в которой указал, что изображение на плите, найденное в древнем городе Паленке, является рисунком древнего космонавта, сидящего в кабине своего летательного звездолета. Вышедшая большим тиражом книга стала моментально мировым бестселлером. В свое книге фон Дэникен перевернул плиту и получил желаемый результат, на котором действительно изображался человек, окруженный неизвестными предметами, напоминающими приборы космического корабля.

Дэникен писал, что в середине плиты находится человек, изображенный в сидящей позе. На голову человека надет шлем, с отходящими от него проводами, либо шлангами, его тело наклонено вперед к пульту управления, перед лицом располагается прибор, напоминающий внешний вид кислородного аппарата. Передние конечности человека находятся на панельной доске приборов. Правой рукой древний астронавт жмет на кнопку, а при помощи левой – сжимает рукоять рычага, пяткой левой ноги давит на педаль.

Также Дэникен утверждает в свое книге, что на космонавте надета современная одежда: на шее виден воротник свитера, на рукавах видны вязаные манжеты. На талии астронавта, по мнению писателя можно заметить ремень безопасности, выполненный в виде пояса с огромной пряжкой. На ногах у изображения якобы надеты облегающие брюки.

В Советском Союзе с аналогичными рассуждениями выступил писатель-фантаст Александр Казанцев, опубликовав статью в научном журнале «Техника — молодежи». Если присмотреться к плите, то она с космонавтикой, по сути, не имеет ничего общего. Представители идеи о космонавте слишком исказили подлинное изображение плиты. Многие детали были перевернуты кверху ногами, в частности священная птица кетцаль; изображенный юноша вовсе не одет в одежду, описанную Дэникеном, так как майя не знали в свою самобытность ни свитеров, ни приталенных брюк: одеянием для них служила набедренная повязка. Тело юноши, а также руки и ноги украшены лишь браслетами.

Также изображение астронавта, по мнению Дэникена и Казанцева, перевернуто и наклонено так, как хотелось эти двум людям, в поперечном изображении, тогда как на самом деле изображение должно быть продольным.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто же изображен на каменной плите из храма в Паленке, может и правда космонавт, а может и божество.

Видео – Паленке храм древней цивилизации

Храм Надписей в Паленке

Когда Юлий Цезарь захватывал Галлию и Британию, на другом конце Земли зарождалась Великая цивилизация Майя.

Существовала она долгие тысячи лет, создавая шедевры мировой культуры в различных областях. Достигнув своего расцвета в 6 – 8 веках, она пала от тольтеков – северных завоевателей. Долгое время города цивилизации были погребены и забыты. И вот 150 лет назад ученые неожиданно вспомнили о Майя, пытаясь раскрыть все ее тайны. Но за столько лет небытия, следы цивилизации были утеряны. Известные путешественники того времени отправились на поиски затерянных городов, и наконец, удача улыбнулась им.

Джон Ллойд Стефенс писал: «Город был пуст. Среди развалин не осталось ни следа жизни, ни традиций, ни предметов искусства жителей. Город лежал у ног, как корабль, потерпевший крушение в огромном океане. Он был полностью разрушен, стерлись все названия, и погибла команда. И неизвестно, кто был его хозяином, сколько лет он странствовал по свету и от чего потерпел крушение». Этим кораблем был Паленке – древнейший город, расположившийся когда-то давно на севере штата Чьяпас. Его расцвет пришелся на 7 – 8. На территории было построено несколько храмов, отличавшихся необычностью архитектуры. Самым выдающимся из них считается «храм надписей». Такое название он получил из-за огромного количества иероглифов, найденных на стенах и колоннах. Ученые расшифровали даже несколько дат, среди которых был 692 год.


Храм представляет собой вытянутую пирамиду из девяти ступеней, которая отличается четкостью линий и некой изысканностью. Отдельным храмом она не является, а просто выточена из огромного валуна. Соответственно, тыльная сторона опирается о склон горы. Все девять ступеней пересекает широкая лестница, в которой более восьмидесяти ступенек. Поднявшись наверх, можно попасть в святилище, состоящее из трех залов. Фасад пирамиды пересекает пять больших окон, а верхушка напоминает национальные китайские крыши. Стены с колоннами украшены барельефом, изображавшим молодую девушку, которая держит на руках очень некрасивого младенца. Лицо его прикрыто маской, а из одежды выглядывают змеи.


В главном зале святилища в стену вставлены три каменные плитки, с высеченными на них иероглифами — это самая большая надпись во всем храме, составляющая 620 иероглифических знаков. Чуть левее находится лестница, спустившись по которой, учеными было сделано одно из самых величайших открытий.

Читайте также  Таиланд паттайя достопримечательности

Считается, что в глубинах пирамиды создавались святилища, но после раскопок были найдены богатые гробницы правителей, усыпанные золотом, одеждой и предметами роскоши. Именно в Паленке впервые сделано это открытие. При осмотре храма, археолог Альберто Рус – Луилье обратил внимание на лестницу под святилищем, ведущую в гробницу королевской династии. Около входа он нашел каменные ящики, в которых лежали трупы молодых людей, погибших не своей смертью. Это были члены знатных семей, которых торжественно принесли в жертву в честь умершего правителя. Погребальная камера приличных размеров. Ширина составляет 4, а длина 9 метров. Высота превышает 7 метров. Стены украшены девятью гипсовыми статуями в длинных пышных одеяниях. По преданиям они символизируют Девять Повелителей Ночи. Посреди гробницы располагается огромный саркофаг, выполненный из цельного куска камня.


Крышка саркофага полностью покрыта иероглифами. Это информация об умершем. Также на саркофаге изображен король, принимающий смерть. Это изображение до сих пор вызывает споры ученых, но понять его значение не под силу пока никому.


Открытие Рус – Луилье породило еще больше вопросов у науки. Есть даже предположение, что прародиной Майя считается древний Египет. Там ведь тоже есть пирамиды. В любом случае, ученые – археологи все также ищут ответы на вопросы, которых с каждым годом становится все больше и больше.

Кем был таинственный царь Паленке?

Загадка Храма надписей

Цивилизация майя оставила после себя множество загадок. Одна из них – Храм надписей в древнем городе Паленке. На сооружение в 1949 г. впервые обратил внимание мексиканский археолог Альберто Рус. Подняв одну из плит храма, археолог обнаружил начало туннеля и лестницу, забитую глыбами камня, щебнем и землей. Для ее расчистки потребовалось четыре года.

15 июня 1952 г. рабочие сдвинули с места последнюю преграду. Ученый оказался в подземной комнате около 9 м в длину и 4 м в ширину. В ней находился огромный каменный ящик, накрытый плитой с резным изображением и иероглифическими надписями. Под ней обнаружили скелет крупного мужчины, усыпанный нефритовыми украшениями. На крышке саркофага находились обломки атрибутов власти и регалий умершего. По исторической значимости, эффектности, богатству находку в Паленке можно сопоставить с открытием гробницы Тутанхамона.

Похоронен инопланетянин

О личности покойного стали выдвигать самые невероятные теории. Пожалуй, самая экстравагантная принадлежит известному писателю-фантасту Александру Казанцеву. По его мнению, в Паленке похоронен… инопланетянин. Рисунок на крышке саркофага автору напоминает изображение космонавта, пилотирующего космический корабль. Погребальная маска и скульптуры, обнаруженные рядом с саркофагом, запечатлели людей странной внешности — переносица у них начинается выше бровей.
Эту гипотезу ранее выдвинул знаменитой швейцарский писатель и археолог-любитель Эрих фон Дэникен в 1971 г. «Мы видим человека, сидящего в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени. Человек обеими руками орудует множеством непонятных приборов, а левой пяткой нажимает какую-то педаль», – писал фон Дэникен.

А вот ученые-майянисты увидели совсем другую картинку. В страшной маске с большими клыками и огромными пустыми глазницами они признали стилизованное изображение божества Земли… Растение, которое обвивает тело юноши, ни что иное как «древо жизни» — маис. На верхушке «креста»-маиса сидит священная птица кетцаль. Кстати, изображения креста, маски чудовища земли и т. д., можно найти и в других храмах Паленке, и никто не заметил в них сходства с космическим кораблем.

К слову, Казанцев нашел «следы пришельцев» не только в Паленке, но и во многих других уголках мира. По его мнению, инопланетяне выполняли на Земле цивилизаторскую миссию, а также передали информацию о ядерном оружии, способном уничтожить мир.

Властная мать

В 1975 г. два известных американских специалиста по культуре майя Дэвид Келли и Мерл Грин Робертсон, «прочитав» иероглифическую надпись на крышке саркофага, объявили, что в гробнице похоронен 80-летний старец по имени Пакаль, который, по их словам, правил Паленке с 615 по 683 г. н. э. Он был женат с 12-летнего возраста: сначала — на матери, после — на родной сестре. При жизни Пакаль был человеком карликового роста и вследствие кровосмесительных браков страдал деформацией ног. Последний вывод был сделан на основе изучения многострадального рельефа, который считали портретом.

Альберто Рус раскритиковал труд Робертсон и Келли и предложил свою интерпретацию надписи. Ученый заявил: «В надписи, видимо, упоминаются некоторые биографические данные захороненного лица: даты его рождения, восхождения на трон и получения титулов, возможно, имя его предшественника, его вступление в брак, упоминание вероятных родственников и связей с другой династией вплоть до смерти».
Позже выяснилось, что правитель Паленке — отнюдь не карлик: повторное изучение скелета показало, что умерший был рослым и крепким мужчиной, ростом около 1,73 м.

Иероглифические тексты из Паленке удалось расшифровать лишь на рубеже XX–XXI вв., в том числе, и надпись на знаменитом саркофаге. В ней было указано время жизни усопшего и его имя. Почившего правителя действительно звали Пакаль, а точнее, Кинич Ханааб Пакаль («Пылающий Цветочный Щит»). Он родился в 603 г. и правил до 80 лет. Большая часть текста — список предков: родителей и правивших раньше царей.

Биографию Пакаля удалось восстановить на основе других текстов — из Храма надписей и выстроенного им дворца. Пакаль в 12 лет не женился на матери — он был обязан ей троном. Воцарению предшествовали драматические события. На рубеже VI–VII вв. Баакульское царство, столицей которого был Паленке, в борьбе за сферы влияния столкнулось с могущественным Канульским царством. Военная удача сначала сопутствовала последнему. Армия Кануля несколько раз разоряло Паленке.

Царевна Баакульского царства Иш Сак Кук, не признавшая чужеземную власть, выдвинула претендентом на престол своего малолетнего сына и победила. 12-летний Пакаль стал правителем, а его мать — соправительницей. Иш Сак Кук сохранила влияние до смерти. Сына и мужа к политике она не допускала. Что оставалось Пакалю? Заниматься семьей. В 626 г. молодой царь женился. Супруга не была его сестрой, а происходила из царства Хуштекух. У них родилось трое сыновей.

В 640 г. мать-соправительница умерла. Почти 40-летний Пакаль, наконец, обрел самостоятельность и вел успешные войны. Победы он отметил грандиозной стройкой: в 647 г. был освящен заупокойный храм родителей царя — «Забытый храм», в 654 г. началось сооружение дворцового комплекса.
И тут в события снова вмешался царь Кануля. Он создал против Паленке мощную коалицию. Пакаль снова одержал блестящую победу, а знатных пленников принесли в жертву.

Вершитель подвигов

В последнее десятилетие правления у престарелого Пакаля началась полоса неудач. В 672 г. скончалась супруга, в 680 г. умер младший сын. В этом же году войска Пакаля потерпели поражение в войне с царством Попо. Баакульскому владыке пришло время позаботиться о вечном. В конце 70-х гг. он начал строить свою усыпальницу — тот самый Храм надписей. Погребение состоялось в августе 683 г.

Несмотря на многочисленные исследования, с Пакалем пока не все однозначно. Первая загадка — возраст. Надписи говорили одно, данные антропологической экспертизы — другое. По состоянию зубов покойного Альберто Рус определил, что погребенный в саркофаге был сорокалетним. Повторная экспертиза, проведенная в 1970-х гг., показала тот же возраст. Лишь в 2003 г., используя новейшие методы исследования костей, удалось подтвердить преклонный возраст царя. Один из антропологов Тислер отметил, что рост царя был ниже – 1,63 м.

Происхождение Пакаля также до конца не ясно. Историки скупо замечают, что царь фактически был узурпатором. Он принадлежал к правящему роду лишь по женской линии. Отец Пакаля вовсе не имел прав на престол, так как был не принцем, а «владыкой страны Чох», которая до сих пор не найдена.

Как бы там ни было, царь Паленке прожил необычно долгую для людей древности жизнь, стал одним из знаменитейших правителей майя, родоначальником новой династии. Ему посвящено множество надписей, в которых деяния Пакаля сравниваются с подвигами первопредков-богов.

Храм надписей в Паленке

Храм Надписей, Паленке, Мексика

Храм надписей в Паленке: место, построенное для короля

Глубоко в джунглях Мексики спрятаны руины великого города майя Паленке. Известный своей потрясающей архитектурой, обширными храмами, произведениями искусства и сокровищами, он веками привлекал сюда исследователей, расхитителей гробниц и археологов. На этом месте находится Храм Надписей. В нем находится гробница одного из самых известных вождей майя Палекнуэ — Пакаля. Обнаружение его саркофага в 20 веке ошеломило мир и с тех пор вызывает споры.

Открытие Великого Храма Надписей

Расположенный в современном штате Чьяпас, Мексика, Храм Надписей входит в число самых известных памятников мира майя. Он является крупнейшей ступенчатой пирамидой в Мезоамерике. Его древнее название было Лакамха («Большая вода»). Однако, современное название происходит от соседнего испанского колониального поселения Санто-Доминго-де-Паленке. О существовании руин было неизвестно до 1773 года. Они были обнаружены испанским исследователем Рамоном де Ордоньес-и-Агилар. Даже тогда Паленке был заново открыт и утерян несколько раз до 1841 года. Исследователи Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд (считающийся пионерами археологии майя) задокументировали и представили иллюстрации этого места в своей книге. Их отчеты превосходили как по точности, так и по объему по сравнению с небольшим объемом, который был ранее опубликован о древних мезоамериканских культурах.

Нефритовые украшения лорда Пакаля

Читайте также  Монастырь айя напа

Захватывающее открытие саркофага Пакаля

Несмотря на то, что Паленке и Храм Надписей посещались и изучались более двухсот лет, только в 20-м веке было сделано открытие, которое изменило мировоззрение пирамид майя. В 1952 году археолог Альберто Руис обнаружил люк в полу Храма Надписей. Он снял каменную плиту на верхней платформе и обнаружил проход, ведущий глубоко в пирамиду. Этот туннель веками был заблокирован землей и камнем, что делало спуск в структуру трудным и опасным. Удаление засыпки заняло почти два года. В процессе были обнаружены подношения из нефрита, ракушек и глиняной посуды, что говорит о важности этого места. Наконец, Руиз и его команда достигли подземной комнаты. Где был обнаружен 20-тонный каменный саркофаг с красиво вырезанной крышкой. В нем находилась гробница короля Пакаля.

Сама гробница примечательна своим большим, искусно вырезанным саркофагом и лепной скульптурой, украшающей стены. Найденный гроб был своеобразным каменным блоком для тела Пакаля с богатыми украшениями. Включая нефритовую посмертную маску и нефритовые украшения. В одной руке он держал куб, а в другой — сферу. У входа в склеп были также найдены пять скелетов, мужских и женских. Интересно, что крышка саркофага Пакаля весит 7 тонн. Однако, размеры прохода в Храме Надписей указывают на то, что она не могла пройти. Это делает Храм Надписей в некотором роде уникальным. Многие считают, что он был построен специально вокруг саркофага как места последнего упокоения лорда Пакаля.

Глифы майя в лепнине в Museo de sitio в Паленке, Мексика

Тайна крышки саркофага

Считается, что широко обсуждаемая символика крышки саркофага изображает Пакала в облике одного из богов кукурузы, выходящего из подземного мира с узором Древа жизни на заднем плане.
Однако не все согласны с такой интерпретацией. Более альтернативная гипотеза состоит в том, что Пакал изображен управляющим какой-то машиной или транспортным средством. Когда Пакал повернут на бок, кажется, что он управляет сложной серией элементов управления. Теоретики древних космонавтов утверждают, что это изображение свидетельствует о посещении инопланетян в прошлом Земли.

Камера саркофага Пакаля

Любопытный «психодукт»

Любопытной особенностью Храма Надписей является психопровод (или полая труба), который проходит от гробницы по сторонам внутренней лестницы к полу храма. Было предложено множество теорий относительно его цели. Например, чтобы дух Пакаля мог общаться с его потомками во время кровопролитных ритуалов, описанных выше. Основываясь на наблюдении, что во время зимнего солнцестояния солнце, кажется, садится в храм (по пути внутренней лестницы). Однако некоторые предположили, что канал обеспечивал путь, по которому заходящее солнце попадало прямо к останкам Пакаля.

Сложная резьба на крышке саркофага Пакаля

Новое понимание культуры майя

Открытие Храма Надписей изменило ранее существовавшие представления о пирамидах майя и культуре майя. Раньше считалось, что здесь майя не строили усыпальницы. Хотя Пакаль был похоронен в роскоши и великолепии, которые, казалось, не уступали замысловатым гробницам Древнего Египта. Ни в одной другой части Америки до сих пор не находили подобной гробницы. Примерно до 2004 года можно было спуститься по лестнице и увидеть гробницу Пакаля вблизи, но из-за ухудшения состояния, вызванного слишком большим количеством посетителей, она была закрыта для посещения. Воссоздание склепа выставлено в Музее Паленке в Мексике. В то время как настоящий склеп все еще надежно сидит у подножия Храма.

Паленке приносит туристические доллары

Паленке стал одним из самых популярных туристических направлений в Чьяпасе благодаря своей истории, архитектуре, гастрономии, ремеслам, природным достопримечательностям и другим элементам. Это представляет интерес для национального и международного туризма. С этой целью местный муниципалитет вложил значительные средства в его сохранение, окружающую природную красоту. Также на развитие инфраструктуры, такой как новый аэропорт Паленке и предстоящая железнодорожная линия из Канкуна в Паленке. 20 июля 2020 года Национальный парк Паленке отпраздновал 39-летие своего объявления национальным парком.

Храм надписей в Паленке

Во времена, когда могущественная Римская Империя в лице легионов под предводительством Юлия Цезаря шли покорять Англию и Галлию, на противоположной стороне земного шара, в Новом Свете, как тогда называлась Америка, появилась величайшая цивилизация — древние майя. Майя просуществовали около тысячи лет, оставив после себя величайшие культурные ценности: образцы живописи, архитектуры, скульптуры. Но великий народ майя не смогли противостоять завоевателям с севера — воинственным тольтекам. Кравивейшие города из белого камня были разрушены и разграблены. Долгие века руины городов зарастали сельвой и многое безвозвратно утеряно. Лишь 130 лет назад эта территория начала исследоваться.

Сначала первопроходцы, а затем и ученые: археологи, историки, исскуствоведы и этнографы один за другим находили руины древних городов.

Джон Ллойд Стефенс, первооткрыватель городов майя, писал: «Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели».

Паленке, древний город майя, как раз один из подобных разбитых кораблей. Расположен он в штате Чьяпас в мексике — в северной его части. Чьяпасские горы образуют здесь плато довольно большой площади, на котором и был построен Паленке, или, как его еще называют, «змеиный город» майя.

В Паленке были построены величайшие храмы — произведения исскуства, поражающие своей красотой, изяществом и правильностью форм. Особенное место среди этих памятников архитектуры майя занимает Храм надписей.

Назван так храм был Стефенсоном и Казервудом изза обилия иероглифических надписей. Они буквально везде — на стенах, колоннах, лестницах. Стены храма были украшены необычайной выразительности барельефами.

Геометрически храм представляет из себя пирамиду, состоящую из девяти ступеней. Высота ее — 28 метров. Большая часть пирамиды высечена в скале. Наверх ведет многоступенчатая лестница, прорезанная через все ярусы пирамиды и насчитывающая более семидесяти ступеней. На верхней платформе располагается храм-святилище, с крышей вогнутой формы, напоминающей китайские постройки. Колонны и стены храма украшают жуткие барельефы — на них изображены женщины, держащие на руках уродливых детей, лица которых покрыты масками бога дождя. Из детских ножек выползают змеи. Змеи в мифологии майя соотносятся с дождем — небесной водой.

Три большие серые плиты, замурованные в стену главного помещения святилища, вырезаны иероглифами. Число их 620 — это самая длинная надпись майя, когда либо обнаруженная. Крутая каменная лестница уводит вглубь пирамиды. Здесь ученые обнаружили сенсационную находку — пышные захоронения правителей и их близких. Дело в том, что долгое время считалось, что пирамида выполняет лишь роль подножия святилища, однако находка показала, что и сама пирамида также использовалась.

Также была обнаружена скрытая лестница прямо под основанием святилища. Вела она в царскую гробницу, совершенно нетронутую. Покоились в этой гробнице скелеты пяти юношей и девушки, как позже было выяснено, погибших насильственной смертью. Вероятно их принесли в жертву. Лобная часть черепа, которая была искусственно деформирована, говорила об их знатном происхождении.

Эта погребальная камера, размером 9 на 4 метра, заросла вековыми сталлактитами и сталагмитами. На стенах виднеется девять человеческих фигур, одетых в пышные одежды. Кисти рук всех изображенных, грудь, шеи, щиколодки — украшены драгоценностями. В руках каждой из фигур — скипетр с рукояткой, выполненной в виде головы змеи. Предположительно это 9 владык мира из мифологии майя.

Каменные опоры саркофага, также выполненные в виде мифических существ, богато украшенных, словно вырастают из каменного пола. Плита, закрывающая саркофаг, сплошь покрыта тонкой резьбой, сравнимой по качеству с работами европейских мастеров эпохи возрождения. Это поистине величайшее произведение искусства.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (149)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (13)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2342)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (112)
  • Дальние страны (1231)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (860)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (264)
  • Земля (142)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (684)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2384)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1121)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (248)
  • Легенды и мифы (183)
  • ЛИТЕРАТУРА (279)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (202)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (542)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (53)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (615)
  • Облака (14)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (752)
  • Праздники (52)
  • Притчи (34)
  • Проза (475)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (80)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (105)
  • Россия (1220)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (112)
  • Символы (164)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (76)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1599)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (192)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (786)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (425)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также  Казанский собор время работы

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

«Храм надписей» в Паленке: гробница, саркофаг, маска

Экспедиции и находки

Город Паленке – один из центров цивилизации майя – располагался у подножия невысоких холмов, покрытых непроходимой сельвой. Здесь в 1952 году американский археолог Альберто Рус раскопал «Храм надписей»[31] и начал его исследование. Преодолев многочисленные препятствия, археолог нашел скрытый вход в огромный склеп, в котором был погребен один из правителей майя.

Сам А. Рус впоследствии писал об этом так: «Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического, неземного мира. Казалось, что это волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели словно капли воды на гигантской оплывшей свече. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол. Его почти полностью закрывала огромная, прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным изумлением, я пытался описать красоту зрелища моим коллегам. Но они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами».

Найденный археологами склеп был длиной 9 метров, шириной в 4 метра, а его высокий сводчатый потолок уходил вверх почти на 7 метров. Архитектура этой подземной гробницы была столь совершенна, что она и до наших дней сохранилась почти идеально. Камни стен и сводов были вытесаны и подогнаны друг к другу с таким искусством, что ни один из них не упал со своего места.

На стенах гробницы сквозь причудливую завесу сталактитов и сталагмитов проступали очертания девяти больших алебастровых человеческих фигур. Люди были «одеты» в одинаковые пышные костюмы: головной убор из длинных перьев птицы кецаль, плащ из перьев и нефритовых пластинок, набедренную повязку с поясом (или юбочку), украшенным тремя человеческими головками, сандалии из кожаных ремешков. Шея, грудь, кисти рук и ноги этих персонажей были унизаны драгоценными украшениями, и они горделиво выставляли напоказ символы и атрибуты своего высокого положения: скипетры с рукоятью в виде змеиной головы, маски бога дождя и круглые щиты с ликом солнечного божества. По мнению А. Руса, на стенах подземного склепа были запечатлены девять «владык мрака» – правителей девяти подземных миров.

Первое время археолог не мог даже понять, что же он откопал: подземный храм или уникальную гробницу? Большую часть помещения занимал огромный каменный ящик, накрытый резной каменной плитой. Был ли это алтарь или крышка саркофага? На боковых гранях плиты виднелась полоса иероглифических знаков, среди которых ученые обнаружили и несколько календарных дат, относящихся по эре майя к VII веку.

На плоской поверхности плиты ученый обнаружил символическую сцену, вырезанную резцом древнего мастера. В нижней части этой резьбы можно видеть страшную маску, своим видом напоминающую о разрушении и смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. У большинства индейских народов доколумбовой Мексики это божество выступало страшным чудовищем, питающимся живыми существами. Поскольку все живое, умирая, возвращается в землю, страшная маска представляла собой стилизованное изображение божества земли. Голову его увенчивали четыре предмета, два из которых у майя являются символами смерти (раковина и знак, напоминающий %); два другие, наоборот, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок, или маисовый початок).

На маске чудовища, слегка откинувшись назад, сидит красивый юноша в богатой одежде и драгоценных украшениях. Тело его обвито фантастическим растением, которое выходит из пасти чудовища. Юноша пристально смотрит вверх на крестообразный предмет, олицетворяющий у древних майя «древо жизни», или, точнее сказать, «источник жизни» – стилизованный росток маиса.

На перекладине «креста» причудливо извивается гибкое тело двухголовой змеи, а из пастей этих голов выглядывают маленькие смешные человечки в масках бога дождя. По верованиям индейцев майя, змея была всегда связана с небом и небесным дождем: словно змеи, плавно и молчаливо скользят по небу тучи, а молния – это не что иное, как «огненная змея».

На самой верхушке «креста» сидит священная птица кецаль, длинные изумрудные перья которой служили украшением парадных головных уборов царей и верховных жрецов майя. Кецаль тоже облачена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду, и два небольших щита с изображением солнечного бога.

Вот такой сложный ребус из резных картин был запечатлен на крышке саркофага. После тщательного изучения всех имевшихся в его распоряжении источников, А. Рус дал следующее его истолкование: «Юноша, сидящий на маске чудовища земли, вероятно, одновременно олицетворяет собой и человека, которому суждено в один прекрасный день вернуться в лоно земли, и маис, зерно которого (чтобы прорасти) прежде должно быть погребено в землю. «Крест», на который так пристально смотрит человек, опять-таки символизирует маис – растение, появляющееся на земле с помощью человека и природы, чтобы служить затем… пищей для людей. С идеей ежегодного воскресения маиса у майя была тесно связана идея собственного воскресения человека».

А швейцарец Э. Дэникен, который убежден в общении землян с инопланетянами, изложил свою точку зрения: «Найденный в Паленке рельеф изображает, по всей вероятности, бога Кукуматца… Мы видим человека, сидящего, наклонившись вперед, в позе жокея или гонщика, и в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени.

Наклонившийся вперед человек обеими руками орудует со множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает на какую-то педаль. Он одет целесообразно: в короткие клетчатые штаны с широким поясом, в куртку с модным сейчас японским воротом и плотно охватывающими манжетами. Активна не только поза у столь отчетливо изображенного космонавта: перед самым лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним пристально и внимательно».

Массивные каменные «ножки» саркофага в свою очередь тоже были украшены рельефными изображениями. Мифические персонажи в богатых одеждах словно «вырастали» из земли, изображенной чисто символически – полосой и особым иероглифическим знаком. А рядом с ними видны побеги уже настоящих растений, увешанных плодами какао, тыквы и гуайявы.

От саркофага поднималась вверх длинная каменная труба, сделанная в виде змеиного туловища и заканчивающаяся в центральном помещении храма. Эту трубу А. Рус назвал «каналом для души», предназначенным для духовного общения жрецов и здравствующих членов царствующей семьи с их усопшими предками. Лестница после совершения погребального обряда засыпалась обломками камней, и между гробницей и храмом наверху существовала только магическая связь через этот «канал».

Размеры каменного саркофага и его огромный вес (20 тонн) исключали его доставку вниз – по узкой внутренней лестнице – уже после строительства пирамиды. Пирамида и храм скорее всего строились уже над готовой гробницей, чтобы защитить ее от разрушения и скрыть от непрошеных взоров. Но гробница правителя, похороненного с несметными сокровищами, несомненно, являлась весьма заманчивой добычей для грабителей, поэтому она и была так тщательно спрятана в недрах пирамиды, а ход к ней был плотно забит землей, щебнем и каменными глыбами.

В самой гробнице, действительно, находилось очень много ювелирных украшений и изделий из нефрита, и самое замечательное из них – посмертная мозаичная маска, покрывавшая лицо усопшего правителя. Грудь его украшали нефритовые ожерелья, пальцы были унизаны кольцами из нефрита, крупные куски нефрита были вложены в ладони усопшего.

Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога – летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был (как предполагают некоторые ученые) заплатить за свое загробное пропитание. Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и кусочки перламутровых раковин.

Впоследствии ученые установили, что А. Рус открыл гробницу правителя Пакаля, который пришел к власти в 12-летнем возрасте, а умер в возрасте 80 лет. «Мы были поражены его ростом, более высоким, чем у среднего индейца-майя сегодняшних дней, и тем, что его зубы не были подпилены или инкрустированы пиритом и нефритом, как это свойственно всем знатным майя… – писал А. Рус. – В конце концов мы пришли к выводу, что этот человек мог быть немайякского происхождения, хотя и ясно, что он закончил жизнь в ранге одного из правителей Паленке».

Открытие А. Руса уже и так поставило перед учеными множество вопросов, а последняя фраза американского ученого породила поистине огромное количество самых различных версий и гипотез. Вновь стала обсуждаться давняя проблема, а не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, которые тоже служили гробницами. Некоторые ученые предположили, будто какой-то европеец пересек Атлантический океан задолго до Колумба, принес на землю майя свет высшей культуры и управлял в Паленке в качестве обожествленного монарха.

Примечания:

31

Подробнее о раскопках храма можно прочитать в книге «100 великих чудес света».

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: