Когда был установлен памятник минину и пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади - один из наиболее известных монументов Москвы, расположенный под стенами храма Василия Блаженного.

Когда был установлен памятник минину и пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади — один из наиболее известных памятников Москвы, установленный перед собором Василия Блаженного. Открытый в далёком 1818 году, он стал первым скульптурным памятником в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы и обязательную к посещению туристами достопримечательность.

Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения — нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.

Автор памятника: скульптор Иван Мартос.

Скульптурная композиция

Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу — это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.

Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.

Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин — кокошники; позади женских фигур — отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой — Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.

Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.

Кто такие Минин и Пожарский?

Гражданин Кузьма Минин (Косма Минин, Кузьма Сухорук) и князь Дмитрий Пожарский — русские национальные герои, организовавшие Второе народное ополчение, освободившее Москву от оккупации польско-литовскими интервентами, которая продолжалась с 1610 по 1612 год.

Инициатива создания ополчения исходила от торгово-ремесленного населения Нижнего Новгорода — важного хозяйственного и административного центра в те годы. Организация ополчения началась с действий Кузьмы Минина — мясника, с 1611 года — нижегородского земского старосты, который стал призывать посадский народ и городские власти к сплочению. По предложению Минина был начат сбор денег на найм военных специалистов, чтобы не получилось как с Первым ополчением, которое сумело занять почти всю Москву, но не смогло войти в Кремль и Китай-город и в итоге распалось. Согласившись с Мининым, жители города на общем собрании приняли решение, что каждый из них должен пожертвовать часть своего имущества на нужды ополчения, а кто не захочет, у того будет изъято всё его имущество.

«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» (1861, художник Михаил Песков)

На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.

Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.

Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.

История памятника

Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.

Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.

Работа над моделью памятника началась ещё в 1811 году, скульптору не помешала даже начавшаяся Отечественная война 1812 года. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья, проект неоднократно изменялся: так, в первом проекте Минин был одет в плащ и левой рукой указывал на Москву, а Пожарский устремлялся вперёд, высоко подняв щит, свободными руками они оба держались за меч. Позже одежды мужчин упростились, а композиция стала более спокойной. Для отливки памятника был заключён договор с литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, который одним из первых стал отливать фигуры целиком, а не частями. 5 августа 1816 года впервые в России сложная композиция, включающая фигуры двух людей, была отлита за один раз — отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала были произведены петербургским скульптором-камнетёсом Самсоном Сухановым в Выборгской губернии, а его проект разработал зять Ивана Мартоса — архитектор Авраам Мельников.

В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.

Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его «историческим мусором», а писатель Демьян Бедный в стихотворении «Без пощады» отозвался о бронзовых героях как о «двух казнокрадах». К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.

20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.

Интересные факты

• При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.

• В горельефе на лицевой стороне пьедестала в образе отца, отдающего двух сыновей в ополчение, скульптор изобразил сам себя и своих сыновей, один из которых — Алексей — сражался в армии Кутузова, а второй — Никита — был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции. Профильный портрет Мартоса с сыновьями был выполнен его учеником Самуилом Гальбергом.

• На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (

18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.

• Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского».

• Памятник Минину и Пожарскому стал первым скульптурным памятником в Москве — до этого в память о каких-либо событиях в городе возводили триумфальные арки и прочие памятные сооружения. Кроме того, это первый памятник в России, на котором изображён выходец из простого народа.

• Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.

В наши дни памятник Минину и Пожарскому стал одной из наиболее популярных городских достопримечательностей и настоящим символом Москвы. Установленный в самом сердце столицы — на Красной площади, он стал обязательной к посещению точкой на туристических картах, да и сами горожане его полюбили.

Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Читайте также  Бахчисарайский ханский дворец

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому представляет собой уникальную скульптурную группу, расположенную в самом сердце Москвы – на Красной площади, напротив собора Василия Блаженного. И уникален он, прежде всего, с исторической точки зрения: этот монумент стал первой в Москве и второй в России (после «Медного всадника» в Санкт-Петербурге) скульптурной композицией. Больше того, памятник Минину и Пожарскому является первым в стране, который был посвящен не государям, а настоящим героям из народа.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Памятник Минину и Пожарскому

Основные моменты

Увековечение в бронзе таких деятелей, как Кузьма Захарович Минин (Сухорукий) и Дмитрий Михайлович Пожарский – именно они возглавили Второе народное ополчение в годы Смуты – символизировало два важнейших события в летописи нашего Отечества. Первое – это освобождение Руси от польско-литовских и шведских интервентов в 1612 году, второе – победа в Отечественной войне 1812 года, тоже ставшей «народной войной» за свободу и независимость. Земской староста Минин и князь Пожарский, пожалуй, как никто другой подходили на роль этих символов – очень важных в деле воспитания чувства патриотизма и любви к Родине.

Монумент столь выдающимся личностям заметно выделяется среди достопримечательностей российской столицы. Во-первых, он находится в самом узнаваемом месте Москвы, а имена его персонажей давно стали хрестоматийными. Возле него всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на его фоне. Во-вторых, у памятника Минину и Пожарскому есть собственная история – интересная, увлекательная и познавательная, о которой нельзя не рассказать…

Из истории памятника Минину и Пожарскому

С идеей построить такой монумент в 1803 году выступили представители интеллигенции, а именно участники одной известной литературно-общественной организации – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, которое существовало в Петербурге в первой четверти XIX века. О ней сразу же проинформировали императора Александра I Павловича, который к инициативе «снизу» отнесся благожелательно. Тут же огласили конкурс на лучший проект, победитель в котором определился только в 1808 году: им стал известный скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос. После этого императором был издан указ, согласно которому сбор средств на строительство памятника начался по всей стране. К 1811 году денег оказалось достаточно, чтобы работы могли стартовать. При этом Москва как место установки скульптурной группы поначалу вообще не рассматривалась: ее предполагалось поставить в Нижнем Новгороде. Почему? Во-первых, в этом городе Минин родился, во-вторых, именно здесь было сформировано ополчение против иноземных захватчиков.

Портрет Ивана Петровича Мартоса

Скульптору во время работы над памятником Минину и Пожарскому позировали… его собственные сыновья. Сегодня трудно сказать, насколько они были крепкими по своему телосложению, но исторические герои получились напоминающими античных богов. Конечно, такой вид скульптур обусловил и тот факт, что Мартос являлся убежденным последователем классического стиля. Однако при ближайшем рассмотрении убеждаешься, что мастер изобразил все же русских, а никаких не эллинов – об этом говорят отдельные детали фигур. Например, одеяние Минина очень напоминает вышитую рубаху, которая была повседневной одеждой, а волосы пострижены «в скобку», что тоже было традиционно для Руси XVII века.

Стоит отметить, что создание памятника Минину и Пожарскому находилось, говоря современным языком, под общественным контролем. В народе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 году, видели в будущей скульптуре символ непоколебимости русского духа перед лицом чужеземных захватчиков и с большим интересом следили за реализацией этого, без преувеличения, проекта национального масштаба. Почему монумент все же решили установить в Москве? Взвесив все за и против, решили, что хотя ополчение было собрано в Нижнем Новгороде, победа над польскими интервентами имеет огромное значение для всей России, поэтому уместнее этому памятнику находиться все же в первопрестольной.

На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди, на плавку которой понадобилось без малого полдня. Гранит для пьедестала привезли из Финляндии, а в белокаменную его доставили из Петербурга по воде. Маршрут был такой: сначала Мариинским каналом направились в Рыбинск, затем путь пролегал по Волге вплоть до Нижнего Новгорода, потом вверх по Оке до Коломны и на завершающем этапе – по Москва-реке. Постамент, который изготовил камнетес Самсон Суханов, состоял из трех цельных кусков.

Памятник на открытке 1883 года

Памятник Минину и Пожарскому установили в самом сердце Красной площади, прямо напротив Верхних торговых рядов (сейчас в этом здании находится ГУМ) и лицом к Кремлю. За это место высказался сам И. П. Мартос. В церемонии открытия монумента 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года приняли участие Александр I и члены императорской фамилии. По этому случаю собралось очень много людей, состоялся парад гвардии. Кстати, государь хотел, чтобы памятник стоял к кремлевским стенам спиной, как бы заслоняя от интервентов. Мартос же считал, что если Минин и Пожарский будут, наоборот, смотреть на Кремль, то это более точно отразит исторические реалии того времени: он тогда как раз был занят врагами, а предводители ополчения призывали народ идти и освободить его.

В 1931 году власти решили переместить памятник к собору Василия Блаженного, поскольку на старом месте он мешал парадам и демонстрациям, в советский период проводившимся здесь очень часто. При этом памятник Минину и Пожарскому продолжал оставаться одной из главных достопримечательностей Москвы. Уже в наше время каждую зиму рядом с монументом начали заливать каток. Это стали делать не так давно, возродив тем самым добрую традицию, существовавшую с конца XIX столетия.

Особенности памятника

Скульптурная группа изображает Кузьму Минина, вручающего меч Дмитрию Пожарскому, что символизирует призыв к поднятию народного восстания для освобождения Руси от чужеземцев. Пожарский сидя принимает меч правой рукой, левой опираясь на круглый щит. На постаменте высечена надпись, свидетельствующая о том, что памятник посвящен этим двум выдающимся историческим личностям. И добавлено: «Благодарная Россия, 1818 год».

Кроме того, пьедестал украшен горельефами. Передний изображает простых людей – истинных патриотов, которые жертвовали своим имуществом на благо Родины. На левом изображен сам скульптор Мартос: запечатлен момент, когда скульптор отпускает своих сыновей на защиту родного Отечества. Один из них в 1813 году погиб. На заднем горельефе можно узнать князя Пожарского, изгоняющего из Москвы польских захватчиков.

Меч Фигура Дмитрия Пожарского Щит с изображением Спаса Горельеф на передней стороне памятника с посвящением Горельеф на задней стороне памятника, изображающий изгнание поляков из России

Интересные факты

Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннесса, тот факт, что скульптурная композиция была отлита целиком, наверняка нашел бы в ней свое отражение, поскольку в Европе до этого за один раз не был отлит еще ни один памятник. Такой результат стал возможен благодаря таланту мастера Академии художеств Василия Екимова, который и занимался отливкой.

А вот надпись на памятнике Минину и Пожарскому подверглась критике со стороны Александра Сергеевича Пушкина. Поэт прямо высказал свое неудовлетворение тем, что данные на «гражданина Минина» упомянуты не полностью и их «не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». То есть, по его мнению, надо было указать, что он «мещанин Косма Минин по прозвищу Сухорукой» или «Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства».

Внимательный читатель наверняка задался вопросом: если монумент спасителям Отечества установили в Москве, как это восприняли нижегородцы? Не возмущались ли? Ведь памятник, как мы уже сказали, первоначально планировалось установить в их городе, и в последний момент решение было изменено. Каких-либо исторических свидетельств о реакции людей нет, но можно предположить, что они отнеслись к этому с пониманием, поскольку в ту пору делалось всё, чтобы подчеркнуть важную роль Нижнего Новгорода в деле освобождения Руси.

Так, в мае 1817 года, когда отлитый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву, специально запланировали заезд в Нижний Новгород. Это было сделано в знак благодарности нижегородцам и признания их героизма в Смутное время, а также для того, чтобы местные жители смогли воочию увидеть монумент. После этого в городе, которому судьбой было уготовано стать родиной ополчения, установили мраморный обелиск в честь Минина и Пожарского.

Обелиск Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде Копия памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту первопрестольной от интервентов. Небольшую модель московского памятника вы можете увидеть и в Таганроге, она выставлена в коллекции местного художественного музея.

Памятник Минину и Пожарскому также воспроизведен – разумеется, в миниатюре – в каминных часах в корпусе из бронзы с позолотой, которые заказал в Париже крупный промышленник и меценат Николай Никитич Демидов. Их в 1820 году изготовил для него французский мастер Пьер-Филипп Томир. Эта модель стала отражением гравюры, на которой был запечатлен один из первоначальных проектов скульптора Мартоса. Существует и несколько реплик памятника, в целом повторяющих московский оригинал, но имеющих отличие в деталях. Один такой экземпляр преподнесли в дар императору, ныне он хранится в Эрмитаже, а второй можно увидеть в Петергофском музее.

Каминные часы, Воронцовский дворец в Крыму Каминные часы, музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве

Как добраться

Доезжаете до станции метро «Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения – памятник Минину и Пожарскому.

Читайте также  Сколько камней в пирамиде хеопса

Как увековечили подвиг Минина и Пожарского: история первого скульптурного памятника столицы в документах Главархива Москвы

Через 200 лет, в 1818 году, подвиг народного ополчения и его предводителей, нижегородского посадского человека Кузьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского, был увековечен в первом скульптурном памятнике Москвы. Главархив столицы рассказал об истории его создания.

Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Москва до начала XIX века не имела традиции установки скульптурных памятников. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев: выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

С предложением создать памятник предводителям Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польских интервентов, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос. А в 1809 году объявили всенародную подписку по сбору средств на сооружение монумента. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Когда к 1811 году была собрана значительная сумма, Комитет министров дал согласие на возведение памятника, но уже в Москве.

В Архивном фонде столицы хранится документ, в котором министр внутренних дел О.П. Козодавлев писал: «По случаю собранной по подписке в довольном количестве суммы на сооружение монумента князю Пожарскому и Минину я считаю возможным приступить к начатию сего дела. Объяснялся о том с… господином статским советником Мартосом, на которого, по Высочайше конфирмованному 21 ноября 1808 года докладу, возложено совершение оного. Господин Мартос отозвался мне, что он считает приличнейшим поставить монумент в Москве, ибо Нижний Новгород знаменит в истории произведением в свет одного Минина, монумент же делается двум – ему и Пожарскому. …Москва была предметом их великих дел».

После окончания работ в 1817 году памятник отправили водным путем из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем по Шексне до Рыбинска, оттуда – по Волге в Нижний Новгород и далее по Оке. Завершился путь на Москве-реке, у стен Кремля. Как было указано в рапорте частного пристава Городской части города Москвы от 2 сентября 1817 года, «из Санкт-Петербурга чрез Нижней Город прибыли водой к Москворецкому мосту пять полубарок. Из них в одной монумент князя Пожарского и гражданина Минина…».

20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника, установленного в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. В нем участвовали четыре сводных гвардейских полка, прибывших из Петербурга, члены императорской фамилии во главе с императором Александром I, а также чины двора. Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми В честь открытия памятника прозвучала оратория композитора Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная им в 1811 году.

Впоследствии московские власти уделяли большое внимание сохранности и внешнему виду монумента. Так, в 1830 году Комиссия для строений в Москве в срочном порядке выделила средства для ремонта гранитного пьедестала памятника, у которого отломился угол. В соответствии с рапортом комиссии, работы поручили скульптору Сантино Кампиони «как известному по сей работе художнику».

В 1851 году при памятнике учредили постоянный караул из нижних чинов полиции. Как отмечал московский обер-полицмейстер в своем рапорте московскому военному генерал-губернатору, специально «для укрытия часовых, на случай ненастной погоды», установили подвижную будку.

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы не осуществились. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: необходимость переноса объяснялась тем, что, находясь в центре Красной площади, он создает помехи для транспорта и демонстраций. Поэтому в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

Минин и Пожарский

Что мы празднуем 4 ноября на самом деле?

Перед Покровским собором стоит одна из «визитных карточек» Москвы — 20-тонный памятник Минину и Пожарскому. Но мало кто знает, что этот монумент изначально предназначался для Нижнего Новгорода. Также немногие догадываются, что праздник 4 ноября, известный нам как День согласия и примирения, на самом деле — день освобождения России от польско-литовского интервенции.

Считается, что о Минине и Пожарском вспомнили в XIX веке лишь для того, чтобы провести аналогию с 1812 годом.

Хотя памятник открыли в 1818 году, задумали его еще в 1804. А с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и того раньше — в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение.

В 1807 году скульптор Мартос опубликовал гравюру с первой моделью памятника, и уже в следующем году начался сбор средств по всей России. При этом Мартос работал над памятником Минину и Пожарскому 14 лет, не прерываясь. А все аллюзии на тему наполеоновских войн появились уже в процессе создания монумента.

Учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве. А в Нижнем Новгороде готовую статую продемонстрировали, когда ее доставляли по Волге в Москву. Чтобы утешить обделенных нижегородцев там поставили мраморный обелиск в честь героев. Правда, по дороге он раскололся на две части. Но все же склеенный обелиск до сих пор стоит в Нижегородском кремле.

А в 2005 году историческую несправедливость исправили: Нижний Новгород все же получил памятник Минину и Пожарскому. Это была копия скульптуры Мартоса, выполненная Зурабом Церетели. Установили монумент под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи — там, где в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение. Памятник открыли 4 ноября 2005 года, когда Россия впервые отмечала День согласия и примирения. И это не случайно, ведь именно в этот день, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в 1612 году завершились бои с поляками, а Дмитрий Пожарский дал обет построить Казанский храм на Красной площади.

Работы по созданию памятника Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года, и в начале 1813 модель открыли для публики.

Отлили памятник в Санкт-Петербурге 5 августа 1816 года. Для пьедестала сначала хотели использовать сибирский мрамор, но из-за больших размеров памятника решили использовать гранит из Финляндии. Сам памятник Минину и Пожарскому из Санкт-Петербурга в Москву доставили по воде: через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. Монумент, отправленный из Санкт-Петербурга 21 мая 1817 года, прибыл в Москву 2 сентября.

Памятник героям 1612 года установили почти в центре Красной площади — напротив входа в Верхние торговые ряды.

По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало недовольство государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял рядом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить. При этом скульптор не погрешил против правды: князь Пожарский получил в бою тяжелые раны, потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу.

20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Публика собралась огромная. А высокая оценка работы властями подтверждалась и тем, что литейщик Екимов получил от императора премию 20 000 рублей и орден Анны II степени, а скульптор Мартос — пожизненную пенсию 4 000 рублей в год.

По задумке автора, Минин и Пожарский должны были стоять лицом к Кремлю. Но в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и передвинули к собору Василия Блаженного, развернув лицом к зданию ГИМ.

Памятник украшают 2 барельефа: организация народного ополчения на лицевой стороне, на обратной — изгнание поляков из Москвы. Минин и Пожарский представлены в облике античных героев, но в одеянии присутствуют национальные элементы.

Надпись на памятнике Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия вызвала много споров.

А Николай Станкевич в 1829 году предложил свою «Надпись к памятнику Пожарского и Минина».

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади считается лучшим творением скульптора Мартоса. Возможно, поэтому он в одном из барельефов поместил автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего сыновей в ополчение. Кстати, эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года.

Двое в центре столицы. История памятника Минину и Пожарскому

О малоизвестных фактах в отношении знаменитого монумента «АиФ» рассказали историки Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Для тех, кто не силён в истории, напомним. В конце XVI — начале XVII веков в Московском царстве началась Смута, на престол ломились многочисленные самозванцы. В 1610 году бояре пригласили на трон польского королевича Владислава, и тут же Кремль заняли поляки. Первое народное ополчение по освобождению от интервентов, где находился и Козьма Минин, потерпело поражение. Однако второе войско из добровольцев, которое собрал Минин и возглавил князь Дмитрий Пожарский в 1612 году, изгнало польских захватчиков с русской земли.

С миру по нитке

Монумент народным героям появился в Москве в годы правления Александра I, через 200 лет после подвига Минина и Пожарского. В 1803 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» выступило с инициативой установить в Нижнем Новгороде (то есть там, где началось ополчение) памятник. Высочайшее одобрение получил проект скульптора Ивана Мартоса. С 1809 года начали сбор денег. Разослали гравюры с проектом по городам и весям. К 1811 году сумма пожертвований достигла 136 тыс. рублей. Огромные по тем временам деньги! Среди жертвователей был купец Василий Васильевич Злобин, подаривший на создание памятника 5 тыс. рублей. Чтобы все могли оценить размер суммы, заметим: за несколько сотен рублей тогда можно было купить неплохой домик в городе.

Читайте также  Сием рип достопримечательности

Почему всё-таки памятник поставили в Москве, а не в Нижнем, как задумывали, где и собиралось ополчение? Пока деньги искали, занимались организацией, наступили непростые времена — Отечественная война 1812 года. И когда, наконец, к 1815 году отлили монумент, ему придавали уже несколько другое значение. Он стал символизировать не только подвиг нижегородского ополчения начала XVII века, но и русскую освободительную силу. Поэтому справедливо решили, что лучшее место для него — в Москве.

Любопытно, что открывался памятник торжественно, с военным парадом. Такого не было в истории России больше никогда.

Кутузовский манёвр

Вообще памятник был установлен фактически на пепелище сожжённой Москвы. После пожара 1812 года Москва приукрасилась. Архитектор Осип Иванович Бове очень много работал над ансамблем площадей, в частности Красной площади. Под его руководством она была очищена от всех застроек и стала практически такой, какой мы её видим сегодня. После реконструкции очень хорошо стал виден и Покровский, и Казанский соборы. А Минин и Пожарский явились завершающей доминантой на площади, связывая воедино весь ансамбль.

Вот ещё факты. Красная площадь раньше называлась Пожар (деревянные постройки на ней часто горели) и только со второй половины XVII века стала Красной (красивой). Памятник — Пожарскому. Он происходил из княжеской фамилии, которая в XIV веке получила в удел погорелую волость под Суздалем.

Другой интересный вопрос: почему так расположены персонажи? Староста Минин стоит с командным указующим жестом, а князь сидит (даже почти полулежит) перед ним вроде как в подчинённой позе и держит щит. Получается, один призывает идти, а другой — нет, мы будем сидеть и ждать? А объясняется все просто. Князь был сильно ранен в первом ополчении, и когда его позвали возглавить второе, ещё не совсем оправился от ран. Поднятая рука Минина указывает на Кремль (это сейчас памятник расположен напротив храма Василия Блаженного, а первоначальное его место — прямо напротив Кремля, перед входом в нынешний ГУМ). По одной версии — с призывом к защите Кремля, по другой — к штурму. Пожарский ведь не штурмовал Кремль, он довел до того, что поляки сами вышли оттуда голодные и измученные.

К слову, известная надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому», без указания имён, очень не понравилось Пушкину, который весьма критически на этот счет высказывался. И тем не менее, когда в наше время, в 2005 году, Нижний Новгород получил памятник Церетели в виде уменьшенной копии московской, надпись была воспроизведена опять же безо всяких имен. А вот сочетание «гражданин» и «князь» взято неспроста. Это символ сословного единения людей из разных социальных слоёв. Ведь Кузьма Минин — не просто гражданин, а городской староста, достаточно богатый человек. Тем не менее, в надписи он не титулован. В отличие от Дмитрия Пожарского. Объединение тех и других таким образом ещё более показательно. Плюс к тому, памятник стоит на территории китайгородского района (что за стенами Кремля). А Китай-город всегда был районом торговым и в то же время близким к центру, где сидела власть, аристократия.

Частушка для Сталина

А вот интересная параллель, предлагаемая известным исследователем Москвы Рустамом Рахматулиным. Естественно, у второго ополчения и Пожарского было знамя. И на этом стяге изображен Иисус Навин, который после смерти Моисея возглавил поход на Ханаан. Вблизи города Иерихона ему явился архистратиг Михаил, и тот перед ним преклонил колена. Ну а князь возглавил, само собой, русский народ наподобие Иисуса Навина.

Кроме того, жест Минина в разные времена был предметов различных шуток и анекдотов. Сейчас, когда памятник стоит уже на современном месте, жест читается так: «А помнишь, князь, где мы раньше стояли?» Но дальше передвижений не пошло. Памятник не переплавили, как в своё время монумент Багратиону и ограду на месте его гибели на Бородинском поле в 1932 году — ради выполнения планов по сдаче металлолома. В отношении памятника Минину и Пожарскому даже попыток таких не было. И это тоже знаменательный факт — двигать двигали, но разрушить мысль в голову никому не пришла.

Когда уберут памятник Минину и Пожарскому с Красной площади

Имена МИНИНА и ПОЖАРСКОГО в истории России не разделимы. Памятник организаторам Народного ополчения 1612 г., установленный в Москве рядом с собором Василия БЛАЖЕННОГО, можно по праву назвать одной из самых известных и наиболее посещаемых достопримечательностей столицы. Это изваяние — первый в России монумент, посвященный не государю, а народным героям. Поставлен памятник ровно 200 лет назад и за это время оброс множеством мифов и легенд.

Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому примечателен еще и тем, что впервые в истории он был создан не за казенный счет, а на народные пожертвования. За три года удалось собрать более 150 тысяч рублей. Благодарные потомки почтили таким образом подвиг героев 1612 года, сумевших сплотить народ и справиться с бедами Смуты. В то время Россией правила Семибоярщина — представители семи боярских родов отчаянно боролись друг с другом за власть. Пользуясь этим, в страну нагрянули литовские и польские интервенты. Поднятое против них первое ополчение потерпело неудачу. Сбор средств на второе ополчение инициировал нижегородский купец Козьма Минин. На благое дело жертвовали «пятую деньгу» — пятую часть доходов. Не все граждане проявили сознательность — в летописях приводятся факты, как у тех, кто не желал платить, забирали в залог жен и детей, и их приходилось выкупать.

Возглавил войско князь Дмитрий Пожарский. 4 ноября 1612 года, в день Казанской Божьей матери, иноземцы были изгнаны из Московского Кремля, а в 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день стал государственным праздником.

Идея

Установить памятник предводителям Народного ополчения предложили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в связи с приближением 200-летия событий 1612 г.

Воплощение

Модель будущего монумента сделал скульптор Иван Мартос. В 1808 году гравюру с изображением проекта разослали по всей России. Начался сбор пожертвований.

Благодарные потомки увековечили народных героев в граффити

Субординация

По замыслу Мартоса Минин и Пожарский должны стоять рядом. Но изображать представителей разных сословий на одном уровне не допускалось, и Дмитрия усадили на постамент. Высота Козьмы — 4,9 м. Моделями для памятника стали сыновья скульптора.

Прорывная технология

Памятник был целиком отлит 5 августа 1816 года мастером Василием Екимовым. До этого столь огромный монумент никто так не создавал. На Медного всадника, например, ушло в 2,5 раза меньше металла, и отливали его частями три года. Фигуры Минина и Пожарского — полые. Сначала создали полноразмерную модель из воска. Ее 45 раз обмазали смесью из толченого кирпича, пропитанного пивом, и просушили, обмахивая опахалами из перьев. Так образовалась внешняя огнеупорная оболочка. Затем внутренность скульптуры заполнили составом из алебастра и толченого кирпича, а воск выплавили. Пустое пространство залили расплавленной бронзой.

Постамент

Четырехметровое основание вытесал «колонных дел мастер» Самсон Суханов из трех цельных кусков красного гранита, доставленных из Финляндии.

Барельефы

На лицевой стороне постамента помещено изображение «Новгородские граждане»: люди жертвуют имущество для Ополчения. Тут же — отец благословляет сыновей на ратный подвиг. В этой сцене Мартос изобразил себя: двое его сыновей участвовали в войне 1812 года.

На обратной стороне — ополченцы гонят неприятеля из Москвы. На коне — сам князь Пожарский.

Транспортировка

Изначально памятник должен был стоять в Нижнем Новгороде, но по настоянию императора Александра I 6 сентября 1817 году его доставили в Москву. Отлили скульптуру в Санкт-Петербурге и несколько месяцев везли по воде через Нижний Новгород. Сегодня там установлена уменьшенная копия.

Памятник Минину и Пожарскому с Красной площади

Установка

В Москве скульптурную композицию поместили напротив Верхних торговых рядов — нынешнего ГУМа. По замыслу автора Минин указывает Пожарскому на Кремль, где в 1612 году засели поляки, и призывает их изгнать.

Перемена мест

В 1930 году на Красной площади построили Мавзолей, и Минин стал указывать Пожарскому туда, где с 1924 года лежало тело Ленина. Говорят, на памятнике кто-то даже оставил похабную надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». В 1931-м монумент перенесли к собору Василия Блаженного, чтобы не мешал парадам.

Критика

«Пора убрать исторический мусор с площадей» — статья под таким заголовком вышла в марте 1930-го в газете «Вечерняя Москва». Памятник «двум лавочникам и казнокрадам» предлагали расплавить. Но подобные разговоры пресек Сталин, назвав их «огульным охаиванием России».

Проткнуть пальцем

За годы существования памятник капитально не реставрировался. Кое-где изъеденные коррозией фигуры протыкаются пальцем. В 2018 году на время масштабной реставрации монумент уберут с Красной площади.

Немного истории

  • КозьмаМИНИН (Козьма Минич Захарьев Сухорукий) родился во второй половине XVI века в города Балахна на Нижегородщине. До участия в ополчении — солепромышленник, потом мясник — «говядырь».С 1613-го после избрания на престол Михаила Романова получил чин думного дворянина и вотчину. Пользовался уважением представителей Боярской думы, был советчиком царя.

Умер 21 мая1616 года. Похоронен в Нижегородском кремле в Спасо-Преображенском соборе.

  • Дмитрий МихайловичПОЖАРСКИЙ родился 30 октября 1577 г. Потомок Юрия Долгорукого, основателя Москвы. С 15 лет служил при дворе «стряпчим с платьем», затем стольником, присутствовал на посольских обедах Бориса Годунова. С 1610 года — воевода в Зарайске, под Рязанью. После событий 1612 г. защищал Калугу, Можайск, Боровск от войск польского царевича Владислава. Был воеводой и наместником в разных городах.

Умер 3 мая 1642 г. Похоронен в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: