Центральная башня замка

Ключевой частью средневекового замка был донжон. Эта высокая башня состояла из нескольких этажей и в случае осады становилась последним оплотом защитников крепости.

Центральная башня замка

Донжон — это что такое? Средневековый донжон (фото)

Донжоном в Средневековье называлась главная башня замка. Для фортификации она представляла первостепенное значение. Донжон – это крепость в крепости, становившаяся важным преимуществом во время осады. Если вражеская армия прорывала основные ворота и попадала в замок, перед ней оказывалась дополнительная линия обороны – глубокий ров, за которым находился холм с высокой башней.

Последнее убежище

В донжоне обороняющиеся имели возможность собрать силы и продлить осаду на неопределенный срок. С холма открывался контроль над двором замка и рвом. Именно поэтому средневековый донжон являлся ключевой частью твердыни европейского феодала.

Склоны крепости были слишком крутыми, чтобы туда можно было попасть без специальных осадных средств. Даже если в башне были деревянные укрепления и противник поджигал их с помощью удачного выстрела зажженной стрелой, у оборонявшихся все равно оставалось веское преимущество. Они могли беспрепятственно обстреливать весь двор, в котором неприятель оставался крайне уязвимым. Опасность пожара же обычно сводили к минимуму с помощью вымоченных шкур животных – ими покрывали уязвимые постройки.

Камень сменяет дерево

Деревянный донжон – это признак раннего Средневековья. Он обводился бревенчатым частоколом. Со временем в Европе все большую распространенность получили каменные башни. Они появлялись тем чаще, чем больше замок становился символом королевской или феодальной власти. В первую очередь менялись стены башни. Так, к примеру, было в случае с замками Темуорт и Беркемстед. Затем каменная стена полностью вытеснила частокол.

Раньше других башня донжон эволюционировала во Франции. В Нормандии Фульк Черный (граф Анжу) приказал возвести в замке Ланже каменное укрепление вместо деревянного в 992 году. Часто крепости строились на возвышенности рядом с рекой. Показательно, что множество донжонов сохранилось на берегах французской Луары. Один из них, Божанси, был построен в прямоугольной форме, а его высота составила 35 метров.

Этажи башни

Если замок, донжон и другие части фортификации строили из камня, это мог быть бутовый камень. Башни имели несколько уровней (этажей). В основании, пилястрах-контрфорсах и окнах также использовалась кладка из тесаного камня. Этажи связывались винтовой лестницей. Как правило, она находилась в углу башни и вела на крышу.

Верхние этажи могли использовать под самые разные цели. Например, в Англии они часто представляли собой апсиду замковой капеллы. Башенные фасады через одинаковые промежутки укреплялись контрфорсами. Нижние этажи могли использовать в качестве склада. Там не было окон. А вот на вторых и третьих этажах их легко приспосабливали под бойницы. Чем выше располагались окна, тем шире они становились. В этом была логика. Метательное оружие осаждавших редко дотягивалось до верхних этажей. Некоторые окна делались двойными. Толщина стен обычно достигала 3-4 метров.

Сообщение между разными этажами башни осуществлялось следующим образом. С винтовой лестницы на каждый уровень вел небольшой проход в толще стены. Иногда эту же роль играло пространство оконного проема. В некоторых замках (как в замке Дувр) использовались сразу две лестницы. Они располагались друг напротив друга по диагонали. Также известны случаи, когда лестницы блокировались. К примеру, в замке Ладлоу была возведена надвратная башня. После этого старая прямая лестница оказалась бесполезной. Для того чтобы перемещаться со второго этажа на первый, обитатели замка стали использовать люк.

Другие особенности

В донжонах часто находились крипты. Они могли быть под землей или на средних этажах. Их перекрывали цилиндрическими сводами. Донжон – это еще и галереи, которые смыкались с коридорами и главными помещениями башни.

В случае осады насущной необходимостью становился колодец. Он располагался на первом этаже. Его выкладывали тесаным камнем. В стенах делались очаги, через стены же осуществлялся выход дыма. Каждое помещение в донжоне служило определенной цели. Одни были кладовыми, в других владельцы замка вели совещания. Но в любом случае башня всегда являлась приютом для множества людей. Свои донжоны были и у королевских семей. В таком случае помещения обслуживала большая свита.

Формы донжонов были самыми разными. В Англии наиболее популярными являлись четырехугольные постройки, но также возводились восьмиугольные, круглые, многоугольные, правильные, неправильные и т. д. Формы менялись вместе с развитием архитектуры. С каждым столетием зодчие осваивали все новые техники, позволяющие сделать башню максимально защищенной от вражеских нападений. Так, многоугольные и круглые донжоны лучше справлялись с обстрелами снарядами, чем их предшественники.

Белая башня

Самый известный донжон – это Белая башня в Тауэре Лондона. Ее построил Вильгельм I. Она была заложена сразу после норманнского завоевания Англии в 1066 году. Белая башня оказалась крупнейшей постройкой своего типа во всей Европе. Ее строительство заняло несколько десятилетий и закончилось приблизительно к началу XII века.

Преемники Вильгельма периодически обновляли донжон, делали его все более обороноспособным. Часто фортификацию использовали как тюрьму. В качестве невольника там находился король Франции Иоанн II Добрый. Туда же в конце XV века заточили двух английских принцев — Эдуарда V и Ричарда Йоркского.

Популярные достопримечательности

Донжоны позднего Средневековья отличались от ранних донжонов. Башни нового типа возводились как дополнение к уже существовавшим постройкам замка, а не были его ядром, как прежде. Отличалось и их расположение, и их внутренняя планировка.

Если башню встраивали на территории обычного замка, основными оборонительными укреплениями которого оставались валы и возведенный холм, то донжон располагали на новом месте (прежние насыпи порой не выдерживали нагрузки новой фортификации). К примеру, так случилось в Рочестере. Тамошний старый замок, Боли-Хилл, располагается рядом с новой постройкой. Донжон, фото которого представлены выше, как символ Средневековья остается важной частью туристической индустрии западноевропейских стран.

Замковая башня — «Донжон»

«. Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне. » — Теофиль Готье.

Пройдя по подъёмному мосту и минуя своды ворот прямиком попадаешь в передний двор средневекового замка, в котором кипит жизнь целого селения. Бегло окинув взглядом передний двор видим тут капеллу, жилища простого народа, живущего на территории замка, кузницу с мельницей и бассейн с водой. Задерживаться на переднем дворе более не будем, а проследуем дальше.

Минуя передний двор и его обитателей перед нашим взором рисуется новый ров, новая внутренняя стена и новые ворота с точно такими же приспособлениями, как у наружных ворот. На доли секунд может показаться, что мы попали в заколдованный замок, в котором проходя через двери каждый раз оказываешься в том же самом месте. Однако в нашем случае отличия всё же есть, остановимся на них подробней.

Источник: google.com

Минуя новые ворота взору предстаёт картина с погребами и кухней, конюшней и различными службами, но больший интерес вызывает жилище хозяина замка — главная замковая башня именуемая «донжон».

Замковая башня, в случае нападения врага, являлась последним оплотом и пристанищем для всех жителей замка. Несмотря на то, что неприятелю предстояло преодолеть множество преград, прежде чем попасть во внутренний двор, для населения замка было ещё не всё потеряно. Обитатели укрывались в центральной башне и могли продолжительное время сдерживать осаду.

Источник: google.com

Главная башня строилась в стороне от других построек и, как правило в таком месте, где находился родник. Наличие пресной воды было самым главным пунктом при строительстве — в случае осады башни без воды жители не смогли бы противостоять натиску врага. В случаях отсутствия родника устанавливали цистерну.

Стены центральной башни могли быть различной формы — круглыми, четырёхугольными или многоугольными, но, как правило, всегда были толще, чем у остальных строений. С конца XII века преобладали круглые формы башен, которые лучше выдерживали атаки стенобитных орудий.

Попасть в башню можно было лишь по специальной лестнице, которая легко убиралась за короткий срок или полностью уничтожалась. Сам вход располагался на расстоянии от шести до двенадцати метров над основанием башни. Запасными вариантами «входа» в башню служили подъёмные мосты, перебрасываемые от соседних зданий.

Источник: google.com

Имелся в центральной башне и подвал, который занимал пространство от её основания до входной двери наверху. В подвале замка располагалась темница или кладовая для хранения сокровищ. Оба помещения были снабжены маленькими отверстиями для притока воздуха.

В самой башне располагались хозяева, устраивались комнаты для детей, больных и гостей. На первом этаже замка располагалась главная зала, на втором — спальня владельцев замка, на третьем этаже были комнаты для детей и гостей. На самом верхнем этаже башни жил башенный сторож, тот самый, блики которого мы заметили когда только входили на территорию замка. Уделим внимание сторожу.

Самой тяжёлой работой в замке была работа башенного сторожа, который нёс службу и в дождь, и в зной, и в стужу. В любую непогоду сторож должен был следить за тем, что происходит на территории замка и за его пределами, в окрестностях. Входило в обязанности башенного сторожа и трубить в рог при восходе и закате солнца, при отправлении на охоту и возвращении с неё, при приезде гостей и при появлении врага и тому подобных случаях.

Источник: google.com

Верхушку главной башни замка украшал флаг землевладельца. Однако временами на верху башни вырисовывалась ужасная картина — здесь вешали преступников. Имеется у главной башни и маленький секрет — глубоко под ней устроен подземный ход, к которому прибегали в случаях захвата башни неприятелем. Башня хоть и являла собой крепкий оплот, но бывали и случаи захвата. Подземный ход помогал уцелевшим обитателям замка пробраться в более безопасное место, например, в соседний лес.

Завершим рассказ об основных моментах и устройствах главной башни и перейдём к следующим интересным и не менее важным строениям замка.

Донжон — это неприступная башня внутри замка. Донжон в средневековом замке, история, внутренне устройство

Старинные замки до сих пор поражают воображение не только романтиков и мечтателей, но и людей довольно прагматичных. Рядом с этими величественными сооружениями ощущаешь дыхание прошлого и невольно поражаешься мастерству зодчих. Ведь даже столетия войн и осад не сравняли их стен с землей. А самым безопасным местом каждого замка, его сердцем, был донжон – это наиболее укрепленная внутренняя башня.

Читайте также  Государственный дарвиновский музей

Немного истории

Во времена Вильгельма Завоевателя (XI столетие) одним из самых важных видов строительства стало возведение замков, которые принадлежали нормандской знати. Пожалуй, самый знаменитый и древний донжон был возведен именно этим королем – это белое здание Лондонского Тауэра (завершение строительства — 1078 год). Это была одна из самых неприступных цитаделей Европы, построенная нормандцами, чтобы укрепить свое владычество над англосаксами. Отсюда и произошел термин донжон – это господская башня, если переводить буквально с французского. Конечно же, у других национальностей этот тип сооружения имеет свое название, но суть остается та же.

Что такое донжон в средневековом замке?

Несмотря на внешнее многообразие, все замки построены по примерно одинаковому плану. Чаще всего их опоясывает крепкая стена с массивными квадратными башнями на каждом из углов. Ну а внутри защитного пояса находится башня донжон.

Изначально они имели четырехугольную форму, однако со временем стали появляться многоугольные или круглые сооружения, для того чтобы повысить их устойчивость. Ведь одним из немногих способов взять неприступную крепость был подкоп с последующим подрывом фундамента на углу здания.

Некоторые башни имеют разделительную стену посередине. Доступ к различным уровням и частям замка обеспечивается переходами и винтовыми лестницами, встроенными в толстые стены. Такая форма лестниц обусловлена тем, что они закручиваются по часовой стрелке, а значит, защитникам будет удобно держать меч в правой руке, а движения нападающих будут стеснены.

Старинные зодчие знали, что их творение рано или поздно будет подвержено нападению врага. Поэтому они намеренно делали неудобные проходы, выступающие камни на лестницах, ступеньки разной высоты и глубины, а также другие «сюрпризы». Оборонители замка были привычны к ним, а нападающий мог оступиться, что в пылу схватки стоило бы жизни. Дополнительным уровнем защиты были решетки, мощные двери и крепкие замки. Донжоны были очень тщательно продуманы.

Неприступные исполины

Такие башни возводили из камня. Деревянные крепости уже не могли обеспечить должную защиту от огня, метательных и осадных орудий. Помимо этого, каменное сооружение гораздо лучше подходило знати – появилась возможность сделать большие и безопасные комнаты, которые были хорошо защищены от непогоды. В них можно было делать огромные камины, которые обогревали бы холодные каменные помещения. А деревянное здание позволяло сделать лишь небольшой очаг.

Архитекторы всегда учитывали рельеф местности при строительстве и выбирали самые выгодные места для обороны под будущие замки. Донжоны, в свою очередь, высоко поднимались даже над уровнем крепости, что не только позволяло улучшить обзор и давало преимущество лучникам, но делало их практически недосягаемыми для деревянных осадных лестниц. Как правило, строительство крепости начиналось именно с главной башни, и уже потом она обрастала другими сооружениями.

Внутреннее устройство донжона

Вход в башню был только один. Его поднимали над уровнем земли и устраивали лестницу или даже ров с подъемным мостом, чтобы нападающие не могли использовать таран. Комната сразу после входа иногда использовалась для разоружения посетителей, ведь донжон – это святая святых замка, нельзя было допустить возможность проникновения в него вооруженного недруга. Здесь же располагалась стража. Сбоку в стене устраивали альков с небольшой сквозной дырой, которая использовалась в качестве туалета. Подобное устройство было на каждом этаже. В подвале башни хранили продукты, а также это было одно из самых безопасных мест для хранения сокровищ знати. Однако были у него и более прозаичные функции – здесь же располагались камеры заключенных и сливная яма.

На втором этаже устраивали холл для встреч и пиров. Так как площади помещений были небольшие, то кухня чаще всего находилась за пределами донжона. Также здесь или этажом выше была небольшая часовня. Как правило, на территории каждой крепости была своя церковь, но хозяева замка и их титулованные гости могли молиться отдельно.

На самом верхнем этаже располагались комнаты господина замка и его приближенных. То есть они были максимально удалены от входа в башню, чтобы обеспечить им наилучшую защиту.

Над спальней господ была непосредственно крыша, по окружности которой шла галерея для стражи, иногда пристраивались дополнительные маленькие башенки.

Недостатки каменных твердынь

Но, несмотря на их очевидные преимущества, такие крепости имели два огромных недостатка. Первый заключался в том, что донжон – это крайне дорогое сооружение. Возведение замка могли позволить себе только короли и очень богатые дворяне, а разрушение или потеря крепости могли привести к финансовому краху знатного дома. И даже при таких затратах замки строились 5–10 лет. Их содержание тоже было удовольствием не из дешевых.

Ну и второй, не менее важный недостаток – как бы ни изощрялись строители замков, рано или поздно оборонительные новшества уступали новому оружию или стратегии опытного атакующего.

Анатомия зáмка для художников

Ранее мы рассказывали об устройстве дома, теперь разберемся с концепцией зáмков.

Как правило, замок состоял из комплекса построек, сочетающих жилую и оборонительную функции. В связи с этой особенностью у замков есть ряд характерных черт, которые можно обыгрывать в рисунках, чтобы подчеркнуть ту или иную идею.

К замкам в разных частях света предъявлялись примерно одни и те же требования: быть недоступным для врага, быть пригодным для проживания и выдерживания длительной осады, а также (желательно) демонстрировать внешним видом могущество хозяина.

Замки было выгодно размещать на естественных ландшафтных возвышенностях для лучшего обзора и обеспечения неприступности. Для этого отлично подходили скалы, холмы, горные гряды и т.п. Часто замки располагали рядом с водоемами, чтобы вода создавала дополнительный барьер на пути врагов. Растительность возле замков, как правило, была низкая, чтобы у противников не было возможности спрятаться.

Пример из реальной жизни:

Через прилегающую к замку местность можно задать настроение и тон повествования. Один классический прием мы только что упомянули: можно показать неприступность замка, поместив его в суровое окружение. Можно попробовать сыграть на контрасте: например, расположить брутальный замок в мирной, идиллической обстановке.

Сами по себе замки тоже могут выглядеть не только устрашающими, но и уютными:

Первыми на пути к замку неприятеля встречали основные защитные сооружения: рвы (сухие или заполненные водой), крепостные стены, палисады (частоколы, разновидности оборонительных стен). Дополнительным элементом защиты выступал барбакан. Это фортификационная постройка, вынесенная за крепостные стены замка, из которой удобно вести круговой обстрел. Барбаканы бывают разных видов, самый распространенный тип — постройка в виде круглой башни. Еще один — две башни, соединенные стеной с воротами крепости.

Пример из игры Stronghold, симулятора средневековых реалий:

С внешним миром замки связывались через мосты, броды, переходы и т.п. Так как вход в замок был одним из самых уязвимых мест, для обеспечения его безопасности применялись разные хитрые конструкции и приспособления. Например, подъемные мосты с подвижной частью, примыкающей к замковым воротам. Или так называемые качающиеся мосты, одна половина которых находилась на земле внутри замка, вторая была перекинута через ров. При подъеме внутренняя половина закрывала собой вход, а внешняя опускалась, часто сбрасывая уже успевших ступить на нее врагов.

Если вы рисуете замок в более необычном сеттинге, можно дать простор фантазии. Например, сделать мост из чего-то необычного:

Или подойти к вопросу еще кардинальнее:

Ворота часто устраивали не прямо в стене, а в надвратных башнях, дополнительным элементом защиты служили решетки. Делали их из дерева и для большей надежности снаружи обивали металлом. Ворота обычно были двустворчатыми с небольшой узкой дверцей. Основными защитными элементами служили замки и засовы.

Помимо защитной, ворота могут нести и декоративную функцию:

Внутри надвратных башен находились стражники, контролирующие вход в замок. При приближении опасности они могли открыть по неприятелю огонь из расположенных в башнях окон-бойниц, либо окатить врагов раскаленной смолой из так называемого «смоляного носа».

Хитро были устроены и крепостные стены замков. Внешняя стена, мощная и неприступная, делалась из камня и ставилась на высокий фундамент для защиты от подкопа. За внешней стеной шла внутренняя, пониже. Пространство, образующееся между этими стенами, называется «цвингер». Преодолев первую стену, нападающие с трудом могли выбраться из цвингера, и стражникам было проще разобраться с ними.

По верхней части стен проходила галерея для передвижения солдат. С внешней стороны она защищалась бруствером (возвышением) с каменными зубцами различной формы. По углам располагались выступающие наружу оборонительные башни. Стены были снабжены бойницами (узкими отверстиями) для ведения обстрела по врагам.

Вот так выглядят классические зубцы «ласточкин хвост» на брустверах:

А вот так — узкие окна-бойницы:

Внутри, за стенами замка, был большой двор и центральная башня. Во дворе располагались хозяйственные постройки, бытовые помещения, колодец. Хозпостройки, такие как кухня, пекарня, скотный двор и так далее, обеспечивали замку автономность во время осады. Еще во дворе замка могли располагаться жилища людей, обитающих при замке, часовня, кузница, погреба. Хозяйственные постройки могли как стоять отдельно, так и объединяться под одной крышей.

Колодец был обязательным элементом жизнеобеспечения замка, поэтому также нуждался в дополнительной защите. Если возможности соорудить колодец не было, устраивались цистерны, в которые собиралась дождевая вода.

Главная башня крепости, донжон, располагалась в самом защищенном месте, внутри периметра крепостных стен. Эта башня служила как жилищем феодала, так и хранилищем необходимых для выживания запасов продовольствия, оружия. Часто там располагался колодец с питьевой водой. Донжон был последним оплотом безопасности при нападении врага. Если враг проникал за стены замка, только в донжоне могли укрыться все обитатели крепости. Вход в главную башню устраивали высоко над землей, попасть туда можно было только при наличии лестницы. При необходимости ее легко было убрать или разрушить.

Формы донжонов разнятся: они бывают как круглые, так и многоугольные. Донжон, пожалуй, центральная фигура в концепции замка, поэтому его внимательная проработка поможет художникам выразить идею.

Архитектура замков довольно сильно разнится в зависимости от времени и места постройки. При упоминании замка на ум обычно приходят сооружения времен феодальной Европы с характерными мощными стенами и узкими бойницами. Однако отличным источником вдохновения могут служить, например, представители замковой архитектуры Азии. Они, как и европейские замки, главным образом несли защитную функцию, но архитектурные традиции тех регионов нашли явное выражение и в фортификационном строительстве.

Читайте также  Львовский оперный театр львов

Многоэтажные главные башни — тэнсюкаку — изначально служили сторожевыми вышками и командными пунктами, но в дальнейшем были призваны демонстрировать могущество хозяина. Вокруг башни и прилегающих построек, как и в Европе, возводились крепостные стены, организовывались рвы и строились защитные сооружения. В стенах замка устраивали множество амбразур — отверстий для ведения огня по врагу, похожих на европейские бойницы.

Многоуровневость, детальность проработки и внимание к декору отличают японские замки. Часто стены штукатурили специальным белым раствором, который не только защищал замок от огня, но и выгодно подчеркивал темные оттенки черепицы и деревянных конструктивных элементов.

Среди японских замков встречаются так называемые «плавучие замки» — мидзудзиро. Они построены таким образом, чтобы использовать часть природного водоема в качестве оборонительного рва.

Исследуя тему замков, можно столкнуться с неточностью терминологии. Часто замками называют все, что можно охарактеризовать как «грандиозное» и «внушительное», случается, что в категорию замков заносят дворцы. Но художнику важно знать, что эти постройки несли разные функции. Замок в первую очередь являлся защитным сооружением, дворец же являлся парадным зданием, демонстрирующим богатство и могущество хозяина. Дворцы предполагали больший комфорт и обилие декора.

Из-за разницы функционального назначения разнится планировка, внутреннее и внешнее убранство построек, обустройство прилегающей территории. Тем не менее, часто встречаются концепты, в которых постройка сочетает черты замка и дворца, все зависит от главной идеи.

Уникальность замков как архитектурной концепции не перестает вдохновлять художников. Они не только фантазируют над замками прошлого, но и размышляют над образами замков будущего.

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Самый прочный замок в мире: Куси!

Средневековую Европу с полным основанием можно называть «миром замков», поскольку всего их было построено около 100000! Понятно, что в разное время и не все они сохранились, но и это огромная цифра. Многие замки поистине грандиозны. Причем, если про египетские пирамиды еще можно гадать, то тут совершенно точно известно (причем в большинстве случаев!), кто, когда, за сколько, в течение какого времени и с каким количеством рабочих рук воздвиг тот или иной замок. Хотя часто и не очень понятно, как, например, доставлялся строительный материал на вершину холма Монсегюр или как, скажем, строились такие замки, как «Замок рыцарей» в Палестине или крепость Кумбалгарх в Раджастане, стены которой протяженностью 36 километров (!) имеют 700 бастионов. Уж больно много в него уложено камней, а стены и своды ну просто неимоверной толщины. Но там мы еще побываем, тем более, что после Великой китайской стены это самая протяженная оборонительная стена в мире. Ну, а пока продолжим знакомство с замками Европы и в частности, наверное, самым известным европейским замком сеньоров Куси. Известным, так как его чаще всего изображали в наших школьных учебниках по истории Средневековья, пользуясь реконструкцией архитектора Виолле ле-Дюка. Ну и, конечно, впечатлял его гордый девиз, также вошедший во все книги о замках (по крайней мере в мою книгу «Рыцари. Замки. Оружие» Росмэн, 2005 г. он вошел): «Не король, не принц, не герцог и не граф: я сир де Куси». Ну, а прославился он еще и тем, что в годы Первой мировой войны отступавшие германские войска по приказу генерала Людендорфа попытались взорвать этот замок. И взорвали! Но не весь! И для этого им понадобилось… 28 тонн динамита заложить только лишь в один его донжон, а еще 10 тонн были заложены в башни! Военной необходимостью это не было вызвано. Толерантность в Европе тоже в почете тогда еще не была, и французы в итоге не стали ничего после этого трогать, а сохранили развалины «как памятник варварству».

Руины замка Куси на фотографии, сделанной с аэроплана 27 июня 1917 года.

Самое первое письменное упоминание о замке Куси относится к 920 году. Речь в нем идет о некоем укреплении, построенным Эрвэ, епископом Реймса. В 928 году граф Вермандуа Герберт II с помощью обмана даже заманил сюда и держал в качестве пленника короля Карла III Простоватого. О том, кому владеть замком в дальнейшем, между собой спорили многие знатные сеньоры.

Руины замка Куси. Современный вид.

В итоге в 1116 году он достался крестоносцу Энгеррану I де Бове, сделался его ленным владением, а сам он стал называться сеньором де Куси. Его сын Томас прославился своими вооруженными грабежами, и поддерживал свободный город Лион, когда в нем началось восстание против его епископа. Зато его сын Энгерран II был богобоязненным человеком: построил в замке часовню, а сам отправился во второй крестовый поход, в котором и умер.

Общий план замка.

В 1223 году Энгерран III решил провести полную реконструкцию замка. Работы он начал в 1225 году и всего за пять лет, к 1230 году, уже перестроил весь замок, для чего привлек огромное число работников. Известно, что лишь каменотесов работало около 800 человек. А были ведь еще и плотники, носильщики, каменщики, кровельщики и масса других рабочих. Зато замок получился на славу, с самым большим донжоном в Европе и четырьмя мощными башнями по углам.

План замка и прилегающего к нему внешнего двора.

Попутно в 1226 году после смерти короля Франции Людовика VIII он попытался даже предъявить права на трон. Однако из его попытки ничего не вышло, и вот тогда, как считают, назло победителям он и выбрал себе свой гордый девиз сеньоров де Куси. Погиб в результате несчастного случая: упал с коня и напоролся на собственный меч.

Герб Ангеррана III де Куси (фамильный герб Томаса де Куси): в серебряном поле голубой беличий мех, разделенный тремя красными перевязями.

План собственно замка. Первый этаж: 1 – донжон, 2 – угловые башни, 3 – ров, 4 – мост, 5 – проход в замок, 6 – внутренний двор, 7 – фланкирующий выступ, 8 – хозяйственное здание, 9 – жилое здание, 10 – винтовая лестница, 11 – большой зал, 12 – капелла, 13 – кухня, 14 – вспомогательная дорога, 15 – стена–оболочка, 16 – наклонная рампа, 17 – ров донжона, 18 – вход в донжон.

Во время Столетней войны, а именно в 1339 году, замок осаждали англичане, однако взять его они не смогли. Затем при Энгерране VII замок вновь начали перестраивать, но закончены работы были лишь в 1397 году, когда после его смерти, а умер он бездетным, и к тому же находясь в плену у турок после поражения армии христиан в битве при Никополе, замок был объявлен королевской собственностью и передан брату короля – Людовику Орлеанскому. Но в 1407 году его убили и за замок опять началась феодальная распря. В результате в 1411 и 1413 годах замок осаждался, но безуспешно. Лишь в 1487 году королевским войскам удалось взять его штурмом. И вновь его отдали очередному Людовику Орлеанскому, который был сыном короля Карла VIII и будущим Людовиком XII. В 1567 году во время так называемых «войн за веру», когда католики резали протестантов, а протестанты – католиков, замок осаждали гугеноты, а потом его заняли сторонники Католической Лиги.

Планы ярусов донжона. Хорошо видна проходящая в толще стены винтовая лестница.

При Мазарини замок становится оплотом мятежной Фронды и ему пришлось отправлять войска, которые сумели взять замок штурмом и сжечь его. Потолки в донжоне были взорваны, что сделало его непригодным для жизни, а обе башни ворот – разрушены. То, что осталось, стало тюрьмой, а еще… послужило каменоломней для местных жителей до 1829 года. Тогда Луи-Филипп купил руины замка за 6000 франков, тем самым спас его от полного уничтожения. В 1855 году замком Куси занялся великий реконструктор французских замков Виолле-ле-Дюк. Он изучил и описал его, после чего руководил восстановительными работами. Но денег на это не хватило, и они доведены до конца не были. Ну, а потом замок взорвали германские солдаты и он превратился в руины окончательно. Хотя и не весь. Башни внешней стены уцелели. Хотя тоже не все.

Макет донжона в разрезе. Музей замка де Куси.

Что же представлял собой замок Куси с точки зрения замковой оборонительной архитектуры? Интересно, что замок был интегрирован в территорию небольшого городка, который сегодня носит название Coucy-le-Chateau, и который вместе со своими собственными укреплениями служил замку первым поясом обороны и также был его базой снабжения. Между ним и городком располагался обширный внешний двор, имевший мощные стены.

Интересно, что в то время существовала своего рода «мода» на подобные донжоны, чему примером как раз и служит этот рисунок. Однако донжон Куси даже на их фоне выглядит гигантом… Иллюстрация А. Шепса из книги «Рыцари. Замки. Оружие» (Росмэн, 2005 г.)

И все это было обустроено на скальном основании, поднимавшимся над долиной на высоту 60 м с отвесным обрывом на севере. Длина стен по периметру составляла 2400 м. Внешний двор отделялся от собственно города рвом шириной 25 м. Окружающая его стена насчитывала девять круглых башен, каждая диаметром девять м, некоторые из которых сохранились до настоящего времени.

Рисунок замкового камина. «Словарь французской архитектуры с XI по XVI век» Виолле-ле-Дюк, 1856 г.

Сам замок представлял собой территорию трапециевидной формы, при этом его восточная сторона имела длину 111 м, северная – 51 м, западная – 70 м и 105 м имела южная сторона.

Изображение замка из книги Виолле-ле-Дюка. Именно этот рисунок чаще всего приводили в учебниках по истории Средних веков в качестве наглядной иллюстрации того, какими были средневековые рыцарские замки, однако следует подчеркнуть, что как раз этот-то замок был самым нетипичным среди всех прочих.

Данное «ядро замка» от внешнего двора отделял ров шириной около 20 м. Через ров был перекинут мост с тремя промежуточными воротами, причем каждые следующие были размером больше, чем предыдущие. Наконец, завершался мост последними воротами, а за ними шел длинный сводчатый проход, над которым вверху были сделаны машикули, что позволяло любого находившегося в нем легко убить выстрелом из арбалета! По бокам прохода были сделаны помещения для стражи.

Читайте также  Храм рождества христова в вифлееме

Вдоль всей восточной стены было выстроено двухэтажное здание для хозяйственных нужд. Вдоль северной – жилое здание в три этажа. Этажи соединялись винтовой лестницей, проходившей в башне-пристройке. У западной стены тоже имелось здание, в первом этаже которого располагались складские помещения, а над ними – большой зал. Рядом с ним находилась замковая капелла. На первом этаже этой же постройки между помещением капеллы, залом, донжоном и южной стеной была устроена кухня, а над ней — различные хозяйственные помещения.

План угловых башен.

Сохранившиеся башни замка.

Сохранившаяся стена и одна из угловых башен.

Углы замка были укреплены четырьмя мощными фланкирующими башнями в два этажа со сводами, над которыми в свою очередь было еще по два этажа с плоскими потолочными перекрытиями, а завершением всей этой конструкции являлась платформа с вынесенной за периметр башни галереей. Диаметр башен составлял 18-23 м и 35 в высоту – то есть они были выше, чем даже главные башни большинства замков того времени! Кроме этого, посредине самой длинной, восточной стены, был устроен выступ D-образных очертаний, предназначенный для фланкирующего обстрела.

Вход в замок, охраняемый двумя башнями.

Донжон снаружи имел еще одну стену-оболочку с внешним радиусом 31 м, высотой 20 м и толщиной около 5 м. Словом, это была тоже своеобразная «крепость в крепости», причем машикули были сделаны даже над кухонной дверью. К тому же она была оборудована опускающейся решеткой.

О гигантском донжоне следует рассказать поподробнее. Это было просто чудовищное сооружение диаметром 35 м у основания и 55 м высотой. Стены имели толщину до 7 м. Вокруг донжона шел небольшой ров, через который был переброшен еще один подъемный мост прямо ко входу. За ним также была опускающаяся решетка. В обе стороны от прохода, который вел в зал первого этажа, внутри стен шли два коридора. Налево находилась уборная, а справа в толще стены шла винтовая лестница наверх, в которой было 212 ступеней.

Макет замка, позволяющий наглядно представить себе размеры донжона.

Все башня внутри состояла из трех высоких этажей со звездообразными сводами высотой 12 м. На первом был устроен колодец в 62 м глубиной и печь для хлеба. Аналогичным образом был устроен и зал второго этажа. Строительство такого сооружения без башенных кранов представляло бы собой исключительно сложную инженерную задачу. Однако Виолле-ле-Дюк выяснил, каким образом велось строительство. В каменной кладке снаружи башни делались углубления под балки, шедшие вокруг нее по спирали. На них настилался дощатый настил и по нему наверх доставлялись строительные материалы, хотя, конечно, что-то поднимали наверх при помощи самых обыкновенных лебедок с полиспастами!

Оригинальное устройство моста в замок, с тайными подъемными мостами и выходом из замка внутри опор моста.

Замок демонстрировал не только силу и мощь, но также и богатство своих владельцев. Все здания в нем были декорированы резьбой по камню, в комнатах устроены огромные камины, а по всему периметру крыши донжона были расставлены 10-метровые шпили для флагов с гербами семейства де Куси!

Устройство средневекового замка — описание и схема строительства крепости

Развитие строительства замков

Идея строительства замков в Средневековье заключалась в том, чтобы возвести хорошо укреплённое сооружение, приспособленное к длительной осаде. Оно должно было обеспечивать защиту не только хозяевам, но и жителям окрестных деревень. Первые подобные сооружения появились на территории европейских стран в IX—X вв.

Изначально они мало походили на типичные для более позднего времени каменные замки-крепости, многие из которых сохранились до наших дней. Вплоть до второй половины Х века замки возводились из дерева. Место выбиралось возвышенное — естественный или насыпной холм, который окружали рвом с водой и частоколом из дерева. К вершине вела лестница, которую демонтировали в случае опасности.

У подножия холма размещались мастерские, мельницы, жилища слуг. Сюда же при нападении противника загоняли скот. Во дворе внутри частокола могли укрыться и крестьяне из окрестных сёл. Строительство планировалось так, чтобы в случае длительной осады можно было обеспечить потребности защитников замка в самом необходимом на несколько месяцев.

Устройство рыцарского замка феодала со временем усложнялось. С начала IX века эти сооружения стали возводиться из камня и представляли собой неприступные крепости, стены которых могли выдержать мощные атаки противника и обеспечить длительную оборону. Размер их также увеличился. Возвести такое строение на насыпи было проблематично, поэтому при планировании постройки выбирались естественные возвышенности. Старинное феодальное поместье, таким образом, было видно издалека. Это помогало его владельцу держать в руках своих вассалов, демонстрируя, кто является хозяином окрестностей.

Краткое описание основных элементов

При всём разнообразии архитектуры замков, сохранившихся до наших дней, в их планировке прослеживаются чёткие закономерности.

План средневекового замка предусматривал наличие таких элементов:

  1. Донжон — основная отдельно стоящая башня, жилище рыцаря-хозяина (3−4 этажа).
  2. Мост через ров к воротам и подъездная дорога.
  3. Стены и смотровые башни.
  4. Дворы.
  5. Часовня.
  6. Колодцы.

Стены начиная с XI века возводились из камня. Они устраивались широкими не только для укрепления, но и для того, чтобы защитники замка могли передвигаться по ним. Прятались они за зубцами на вершине стен. По углам устраивались башни с бойницами. Один из сохранившихся подобных замков, Шамбор, находится на Луаре и наглядно демонстрирует их расположение.

Проходы, ведущие из башен на стены, дополнительно защищались прочными дверями. Они, как и внезапные изменения высоты, делили стены на части, что усложняло штурм. Внутри стен размещались коридоры, по которым защитники крепости могли добраться до тайного хода, ведущего за её пределы.

За стенами замка начинался нижний двор, засеянный травой для скота. Здесь находились жилища слуг, мастерские, конюшни, амбары и склады. Склады должны были обеспечивать обитателей замка провизией на длительный срок, ведь нападения противника, особенно во время масштабной войны, могли быть частыми. За состоянием складов тщательно следили. Провизию могли испортить грызуны либо она могла замокнуть, и это было настоящей катастрофой, так как длительная оборона становилась невозможной.

Строительство замка в Средневековье предусматривало наличие внутри ещё одной-двух стен, которые защищали донжон — главную башню крепости.

Особенности этого сооружения:

  1. Округлая форма (в эпоху деревянных замков донжоны были квадратными). Продиктована такая планировка экономией и тем, что округлые стены прочнее.
  2. Просторные залы и соседствующие с ними спальни меньших размеров.
  3. Небольшие узкие окна-бойницы, пропускавшие мало света, вследствие чего внутри всегда царил полумрак.
  4. Нежилой первый этаж без окон, который могли использовать как склад или темницу (в последнем случае попасть в него можно было через люк в полу второго этажа).
  5. Вход на второй этаж через лёгкую галерею или лестницу из какой-либо другой постройки.
  6. Тяжёлые люки и приставные лестницы, отделявшие этажи друг от друга. При захвате одного из этажей лестница втягивалась внутрь, что позволяло защитникам продержаться ещё какое-то время.
  7. Смотровая площадка на крыше с караульным на ней.

До роскошного дворца Европы эпох Возрождения и Просвещения средневековому жилищу рыцаря было очень далеко. Но донжоны в более позднее время всё реже использовались хозяевами для проживания, если вокруг царил мир. Для этого во внутреннем дворе возводились отдельные комфортные покои, где кроме того можно было принимать гостей.

На любой схеме средневекового замка можно увидеть его основные элементы. Их расположение могло несколько варьироваться, но общие принципы планировки оставались неизменными.

Мост был очень тяжёлым, но строили его так, чтобы поднять его мог один человек. Это достигалось благодаря системе противовесов. В поднятом состоянии мост служил дополнительной защитой для ворот от стрел и таранов. Перед воротами нередко возводили своеобразную крепость под названием барбакан, которая отличалась от замка небольшими размерами, а над ними — надвратную башню. Для их створок использовали древесину дуба, обшитую железом. Принудительное открытие укреплённых ворот снаружи, таким образом, было довольно трудной задачей, особенно под градом стрел обороняющихся.

Проезд к надвратной башне перекрывался в случае опасности железными решётками. Их планировалось несколько, чтобы отряд противника можно было разделить на части и расстрелять из арбалетов. Для этой же цели служили и неожиданные повороты дороги под прямым углом. В конце нападавших встречали ещё одни прочные ворота. Рядом с главными воротами, предназначенными для всадников, строили узкую каменную лестницу — проход для пешеходов.

Подъездная дорога к мосту обычно прокладывалась вдоль стен. Это делалось для облегчения коллективной защиты обитателей замка при нападении врага. На стенах выставлялись часовые. Таким образом, проникнуть к мосту незамеченным, чтобы атаковать ворота или сделать подкоп, было сложно.

Жизнь рыцаря в его жилище

История Средних веков свидетельствует, что жизнь феодалов в замке, особенно в эпоху раздробленности, сложно назвать спокойной. Мир, если он и заключался, был непрочным, и штурм крепости был привычным делом. Описание средневекового замка говорит о том, что такое сооружение выполняло прежде всего защитную функцию и внутри было не слишком уютным.

В зимнее время замки отапливались каминами, но это плохо спасало от холода и сырости. Стены нередко промерзали насквозь. Уборные часто представляли собой отдельные деревянные сооружения, находящиеся с внешней стороны стен. Их использование в холодное время года было проблематичным.

Гигиеной обитателям замка часто приходилось пренебрегать, и внутри царила антисанитария. Вода из колодцев использовалась в основном для приготовления пищи и шла на питьё скоту.

О комфорте обитателей при проектировании сооружения мало кто задумывался, но именно такой подход помог многим представителям феодального класса избежать взятия их крепостей, разграбления и гибели.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: