Каждому известны скромные памятники

С точки зрения истории искусств здесь возникает интересный вопрос. А именно – не стала ли ненависть граждан неотъемлемым свойством скульптуры как таковой, ее материей? Не лепится ли городская скульптура из нее как, скажем, из глины?..

Каждому известны скромные памятники

«Большая глина» Урса Фишера. Ажиотаж интереснее скульптуры

«Большая глина» Урса Фишера своим появлением в Москве на Болотной набережной произвела негативный ажиотаж. Ажиотаж интереснее скульптуры.

Скульптура Фишера вообще-то банальна. Это увеличенный в 50 раз и воспроизведенный в алюминии кусок глины, который скульптор разминает в руке до того, как что-нибудь слепить. В принципе это распространенный в искусстве последних 50 лет прием «спонтанный формы» -— как, скажем, Фрэнк Гери смял за обедом салфетку, присмотрелся к смятому, обмерил, увеличил и получил музей Гуггенхайма в Бильбао, а Ларс Спойбрук поймал комара, который донимал его ночью в спальне, посадил в специальную камеру, зафиксировал более или менее повторяющиеся траектории полетов, и получил трехмерную фигуру, которая превратилась в Музей звука в Голландии, в местечке под названием Son en Breugel. Кому неведомо желание победить ночного комара в темной спальне силой своей мысли? В этом нет никакого огромного или скромного содержания, кроме попыток художника уйти от своей ответственности за форму – сама родилась. Ну и есть некоторое количество искусствоведческих рассуждений о том, как они дошли до жизни такой, которые не стоит пересказывать. Но в случае с Фишером на Болотной все еще банальнее.

ГЭС-2 теперь на деньги Леонида Михельсона и усилиями Терезы Мавики превращена в центр искусств. Кстати, эта реконструкция по проекту Ренцо Пьяно является на мой скромный взгляд архитектурного критика едва ли не лучшей работой в Москве за все постсоветское время, но это замечание в сторону. Так вот, это центр искусств, то есть там художники. Скульптура перед фасадом репрезентирует то, чем в здании занимаются. Скульптор вот мнет глину, что-то видать слепит. Могли тюбик краски положить. Это самая рутинная городская практика – около офисных зданий принято делать скульптуры в виде больших галстуков или портфелей, против заводов ставить трактора или танки – чего делаем, то и выставляем.

Содержания тут было бы не больше, чем в стоптанном башмаке, прибитом к двери мастера по ремонту обуви, если бы не общественный скандал. Памятником чему является вот это вот, которое тут стоит? Это же просто кусок говна, увеличенный до небес. Нас обосрали! Всех! Кто? По какому праву? Куда смотрит правительство? Эй, правительство!

Опять же, это банально. Приличный человек не должен слушать крики толпы, особенно ее ненависти, не говоря уж о том, чтобы присоединятся. Храните дистанцию, равно полезную при демократии и в ее отсутствии. Не из мизантропии, но из невозможности объясниться с гражданами, охваченными моральным беспокойством. Ну скажете вы, что вот, граждане, это ж не памятник, это скульптура, это разные вещи, скульптор может что-то сделать без мемориального намерения. Не каждый бронзовый ежик – это памятник на могиле ежика, не каждый гжельский котик с большими усами – это памятник товарищу Буденному. Ну скажете, что это не постоянный объект, инсталляция, она тут в Москве на три месяца, вы бушуете в смысле чтобы снести, а ее и так увезут. Это никого не успокоит. Хотя это все просто так и есть, люди воспримут это как мнение, ваше мнение против их мнения, а их мнение гораздо важнее. Потому что оно объединяет их общим чувством неприязни, они обретают единство, а единство дороже правды, и это такой же случай, как родина дороже свободы, хотя, конечно, в довольно мелком масштабе.

Но вот соединение ненависти со скульптурой небанально. Вернее, как не банально? Если мы говорим об искусстве в городе, то у нас любая скульптура вызывает скандал, неважно, это Владимир, Калашников, Ржевский монумент или скромный памятник Самуилу Яковлевичу Маршаку на Лялиной площади, который усилиями общественности удалось убить в зародыше. Собственно, «Большая глина»-4 на ГЭС-2 от Калашникова ничем в плане аккумулирования вокруг себя негодования не отличается, кроме того, что собирает вокруг себя неприязнь к ваянию в чистом виде, поскольку ничего не значит, а просто есть. Вспомните, мы ведь и про Петра, и про Достоевского, и про Калашникова, и про Владимира и т.д. громко, свободно и хором говорили, что это какое-то говно. Здесь отличие только в том, что говно не какое-то, потому что у него нет специфических качеств, это так сказать субстанция без атрибуции. И с точки зрения истории искусств здесь возникает интересный вопрос. А именно – не стала ли ненависть граждан неотъемлемым свойством скульптуры как таковой, ее материей? Не лепится ли городская скульптура из нее как, скажем, из глины?

Это было бы логично вот почему. Чуть больше века назад искусство открыло стратегию «пощечины общественному вкусу». Ну то есть оно начало специально провоцировать обывателя на отрицательные эмоции, и их сила стала критерием качества произведения. Скандал являлся частью замысла, ну и в таком случае – частью произведения, созданного по этому замыслу. Это, конечно, было открытие очень немногих, десятка авангардистов во Франции, России, Италии, Швейцарии, но за сто лет оно превратилось в совершеннейшую рутину. Придумать скандал для современного художника столь же естественно, как очинить карандаш прежде, чем рисовать. Но мне кажется, что за последние 30 лет произошел уже следующий сдвиг, и скандал стал частью не только произведения авангардного, а любого высказывания в жанре public art.

Знаете, вот Ричард Флорида, автор теории креативного класса, часто пишет о парикмахере как о ярком примере креативной деятельности. Как человек лысый, я анализирую ситуацию со стороны, но вчуже согласен с тем, что это творческая деятельность. Однако не думаю, что парикмахер Флориды существенно продвинулся в плане креативности по сравнению с мастерами эпохи, скажем, рококо. Но никто не рассматривал их как представителей креативного класса. Занятие осталось традиционным, но поменялась большая рамка, в котором оно существует, и из ремесла оно стало креативной индустрией. Точно так же человек, собирающий мебель в гараже, из ремесленника стал деятелем глобальной экономики, хотя может об этом и не подозревать.

С искусством – по крайней мере с public art, искусством на миру, в городе, где оно в центре внимания тысяч людей -— произошло примерно то же самое. Авангард создал новую рамку его существования. Любое произведение художника теперь является пощечиной общественному вкусу, это часть замысла. Благо в городе всегда есть вкус, который оно оскорбит, а зависеть от айфона, зависеть от шансона – не все ли нам равно, от кого-нибудь да прилетит. Что за памятник без скандала? Что за свадьба без драки?

С этой точки зрения «Большая глина»-4 очень удалась. Красота как известно в глазах смотрящего, и говна это тоже касается. В замысле это был кусок глины в руках скульптора, но он собрал в себя все говно, которым в него кидаются. В замысле это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала – памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей. Правда, память тут коротенькая, жизнь маленькая, так что и памятник временный. Для фейсбука три месяца – это больше чем жизнь, это целая вечность.

Каждому известны скромные памятники


Есть в мире скромные памятники, которые останавливают прохожих и заставляют вдруг ощутить волнение, нежность, тревогу.
Этот памятник открыт в начале 1998. Памятник Биму из книги воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1906-1995) “Белый Бим Черное Ухо” (1971).

Еще один отзыв:
В самом центре Воронежа, на проспекте Революции поселился пёс. Сидит на мостовой у театра кукол, смотрит доверчиво на спешащих мимо прохожих. Идея установить в столице Черноземья памятник Белому Биму возникла в середине 80-х, когда ещё был жив автор повести “Белый Бим -чёрное ухо” Гавриил Николаевич Троепольский.

Проблемы имеют свойство множится и чтобы научиться ими управлять необходимо знать как это сделать.

У меня в жизни была встреча с одним умнейшим человеком. Немцем из Фрайбурга, преподавателем психологии. Общались на русском, он немного его знал.

Зашла тема про решение проблем. Разговор касался профессиональной деятельности. Профессор заявил, что вообще не употребляет слово «проблема», а употребляет слово «ситуация»

Он обратил внимание на то, что в слове проблема есть некая безысходность. То есть некий мысленный тупичок. Проблемы кажутся неразрешимыми

А слово «ситуация» предполагает движение. Выпутаться из ситуации. Нормально. Вы знаете, мне это очень понравилось.

А еще этот немец сказал, что жизнь такова, что проблем нет. Вернее мы не можем решать проблемы по причине того, что мы МЕНЯЕМ ОДНИ ПРОБЛЕМЫ НА ДРУГИЕ.

А к разрешению ситуаций человек подходит как к рутине. Ситуация разрешима.

изображение из сети интернет и в свободном доступе

Мы общались и он мне сказал, что у них, хоть он и преподавал на теологическом факультете университета, очень почитают подход Альберта Эйнштейна для разрешения жизненных ситуаций

Основная цитата

Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал.

То есть нужно научиться менять точку зрения. Вернее угол, под которым рассматривается ситуация. Так получается не двумерная картинка того, что происходит. А трехмерная. То есть объемная. И сразу видны связи и противоречия.

Этот метод используют в ТРИЗ. Теории решения изобретательских задач. Это системный подход. 90 процентов людей пытаются решать ситуации с помощью эмоций. Но если иметь выдержку и постараться встать на иную точку зрения, то проблемы/ситуации имеют выход. То есть решение

Вторая цитата

Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.

Согласитесь, что это так. Если в семье есть конфликтная ситуация и когда жена орет, а муж спасается сами понимаете с помощью чего, то конфликтная ситуация не изменится. Если кто то меняет форму реагирования, то семья как система начинает перестраиваться и тогда рев и пойло не нужны. Вернее есть шанс что будут не нужны.

Примеров можно привести масса. Я думаю, что читатели моего канала люди умные, а я именно так к вам отношусь, то вспомнить истории из своей жизни вам будет не сложно.

Читайте также  Австрия зальцбург достопримечательности

Третья цитата. Это больше способ как решать проблемы. Сначала надо ее объяснить самому себе. Как я ее понимаю. Вслух

Если вы не можете объяснить это простыми словами, вы не до конца это понимаете.

Если сами себе ее не можете объяснить, то вы никогда ее не решите. Тут я вспомнил одного знакомого, очень богатого человека, мы с ним раньше чаще общались, сейчас он уехал. Даже не знаю куда. Но общение с ним было очень интересным.

Я ставлю задачу подчиненным используя всего 7 слов. Это не приказ. Я иногда неделю могу продумывать постановку задачи. И всегда переспрашиваю, кто как и что понял.

Совершенно восхитительный способ общения с самим собой. Попал в ситуацию, сам себе объяснил и скажу так: это очень сильно упрощает принятие решений и поиск решений. А еще это успокаивает.

Беседа с тем немцем, была для меня сильным впечатлением. Я понял, что метод решения ситуаций в внешнем мире точно такой же как и метод решения ситуаций в своем внутренним мире. Что внутри, то и снаружи. что вверху, то и внизу.

А Эйнштейн гений.

Есть в мире скромные памятники, которые останавливают прохожих и заставляют вдруг ощутить волнение, нежность, тревогу… Этот памятник открыт в начале 1998 года. Памятник Биму из книги воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского ( 1906 — 1995 ) » Белый Бим Чёрное Ухо » ( 1971 ).

Большая куча искусства на набережной: В Москве поставили 12-метровую скульптуру, на которую не всем приятно смотреть

Автор инсталляции швейцарец Урс Фишер назвал нечто «Большая глина №4»

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Куча мусора обнесена веревочкой, и подпись: «Куча мусора». Ну, иду дальше, смотрю — туалет. Ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»? — рассуждал герой фильма «О чем говорят мужчины» об очевидных названиях современных арт-объектов в музее Гуггенхайма.

Пусти Лешу Бараца на Болотную набережную, герой бы мигом определил название новой инсталляции. С ним бы согласилась добрая половина прохожих.

В выходные к ГЭС-2, которая готовится заработать как центр современного искусства, привезли 12-метровое нечто. Автор инсталляции швейцарец Урс Фишер назвал нечто «Большая глина №4». У монумента есть красивая история и не менее поэтичное объяснение смысла.

Громадину устанавливают у ГЭС-2, которая готовится заработать как центр современного искусства

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Восемь лет назад творец работал с глиной. Мял и складывал куски друг на дружку. А потом художника взглянул на безобразие и возликовал. Произведение уже родилось. Пять кусков глины не что иное, как символ созидания и преображения материи в руках человека.

Фишеру идея и ее воплощение показались гениальными. Он решил, что увеличить комки в 50 раз и отлить их из алюминия, будет отличным решением.

«Большая глина №4» ранее успела отметиться в США и Италии. Впервые ее экспонировали на Манхеттене — район Нью-Йорка — в 2015 году среди модернистских небоскребов. Американцы тоже были не в восторге. Даже профессионалов в мире искусства монумент озадачил.

— Самое дорогое говно в художественном казино, — назвал работу критик Джереми Сиглер.

Казино в его понимании — рынок современного искусства, на котором азартные игроки скупают наиболее эпатажные проекты. При этом Сиглер сравнил «Большую глину №4» с «фекальными» работами, созданными до Фишера, и заключил, что те были остроумнее.

Громадину устанавливают у ГЭС-2, которая готовится заработать как центр современного искусства

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Я могу взять любую неубедительную вещь, сделать ее сверхбольшой, пропустить через алхимическую машину мира искусства, пока она не вернется в виде ошеломляющего набора цифр на мой счет в швейцарском банке, — попытался представить мотивацию художника критик.

Через два года кучу Фишера навалили во Флоренции среди памятников эпохи Возрождения. Флорентийцы тоже не поняли высокопарный месседж скульптуры и возопили:

— Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма, — цитировал художника международный журнал искусств Apollo.

В общем, сами вы дураки, а я художник. На деле это часть провокационной игры, без которой немыслимо современное искусство. Самоценен не гигантский крендель, а все что происходит вокруг него. Одни платят деньги за экспонирование, другие фыркают, третьи ищут сакральный смысл. В дамках все равно швейцарский Микеланджело.

Скульптура на Болотной набережной навсегда не останется. Конкретных сроков, как долго москвичи и гости столицы смогут прикасаться и лицезреть современное искусство, организаторы музея не назвали.

Первые зрители нового экспоната

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Куратор выставок, автор книги «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство» Франческо Бонами:

— Облако уродливо? Если облако уродливо, то «Большая глина № 4» Урса Фишера уродлива. Но если вы думаете, что облака красивы, вам также в конечном итоге понравится «Большая глина».

Художник хочет воспеть силу природы и таинство созидания. Инстинктивное стремление любого ребенка создать что-нибудь, если ему дать кусок пластилина или цветной карандаш. «Большая глина» — это простой жест. Вы можете смеяться над ним, вы можете трепетать, игнорировать его форму или укрываться от солнца в ее тени. Или сказать другу: «Давайте встретимся под большой какашкой». Но вы не можете обижаться на скульптуру, потому что она прославляет желание людей и художников сделать что-то из ничего.

«Большая глина» — это просто, а простота — то, что ищет любой из нас в очень сложной жизни. Композиция говорит: «Если хочешь смеяться надо мной, будь счастлив, я символизирую всех нас. Я большой, но хороший. Добрый веселый великан, от которого даже ласка может показаться угрожающей, но это не так.

Какие неоднозначные арт-объекты еще есть в Москве

Памятник ерунде. Это его неофициальное название. Потому что настоящее наименование монумента, как и его автор доподлинно неизвестны. «КП» искала скульптора, но все открещиваются. Ерунда стоит во дворе 2-й Новоподмосковный пер., 3 неподалеку от м. «Войковская».

Рыболовные снасти. Так их задумывал автор Николай Полисский в парке «Чермянка» в Отрадном.. Но все увидели в скульптуре какашки на палочках.

Лента Мебиуса. Витиеватый символ бесконечности обзывают паразитом и ленточным червем. Но вообще-то он символизирует многогранность жизни. Автор скульптуры Андрей Налич. Искать неподалеку от м. «Фрунзенская» у кинотеатра «Горизонт».

Лыко в строку

«Зато хоть Пётр Первый не видит конкурента»

Наш поэтический корреспондент тоже вдохновился современным искусством.

Пока мы мух ловили и дома дули в чашку,

В Москве установили гигантскую какашку.

Её в крутом местечке — почти вплотную к храму —

Поставили у речки, дополнив панораму.

Не сказка, не былина, не чьё-нибудь безумство.

— Это глина! Высокое искусство.

Метафора, эпитет. Начало всех деталей.

А тот, кто в этом видит подобие фекалий,

К тому же шлёт упрёки и фотки как улики,

Тупица недалёкий, неразвитый и дикий.

Поэтому, дурашки, не надо сеять слухи.

Ну были бы какашки, тогда бы были мухи.

. Мужик, унявший нервы, сказал у постамента:

— Зато хоть Пётр Первый не видит конкурента.

СЛОВО ОРГАНИЗАТОРАМ

Коммерческие данные по скульптуре устроители выставки отказались озвучить корреспонденту kp.ru. Однако проект ГЭС-2 курирует фонд V-A-С нефтегазового миллиардера Леонида Михельсона. Фонд частный, так что бюджетные деньги на то, чтобы привезти современное искусство, не тратили.

А вы что думаете про новую скульптуру? Где место такому искусству?

Максима Галкина ужаснула скульптура комка глины в центре Москвы: «Просто кошмар!»

Муж Аллы Пугачевой не сдержал эмоций и назвал вещи своими именами (подробно)

Необычные памятники разных стран

Самые необычные памятники мира

Необычные памятники и оригинальные скульптуры создаются не только ради того, чтобы украшать площади и улицы городов, или чтобы развлекать зевак. Они являются символами развития любой культуры. Много веков спустя памятники рассказывают потомкам об идеях и идеалах общества. Скульптуры также дают возможность их создателю выразить самого себя, экспериментируя с разными материалами и формами.

Во многих таких случаях идеи бывают настолько креативны, что вы, взглянув на это произведение, испытаете вдохновение и прилив сил. Мы собрали самые необычные памятники со всего мира, волнующие всех людей, которым довелось на них взглянуть.

Скульптура «В поисках утопии”. Амстердам

Памятник, изображающий мужчину, сидящего верхом на огромной морской черепахе, была выставлена в южной части Амстердама в рамках выставки «Артзюйд — 2011». Автор идеи – известный бельгийский скульптор-художник Ян Фабр. На создание такого необычного памятника его вдохновил роман «Утопия» Томаса Мора.

Скульптура Экспансия. Нью-Йорк

Эта красивая скульптура, изображающая стройную девушку, сидящую в позе лотоса, принадлежит скульптору Пэйдж Бредли.

Красивая поза, созерцательный взгляд на окружающий мир и свет, исходящий изнутри – все это выражение духовности человека.

Вместе с тем, своим произведением Пэйдж Бредли пыталась сказать о том, что многое зависит от нас самих.

С момента рождения мир стремится разместить нас внутрь индивидуального контейнера, создать для каждого определенные рамки: номер полюса социального страхования, пол, раса, профессия, уровень интеллекта. Но на самом деле человек может познать себя только тогда, когда расширит свои возможности.

Скульптуры бегемотов. Зоопарк Тайбэя, Тайвань

Бегемоты в асфальте на площади зоопарка Тайбэя давно покорили сердца фотолюбителей со всего мира.

Необычный памятник «Желание стать свободным»

Работа скульптора Zenos Frudakis посвящена естественному желанию человека стать свободным и вырваться из прессформы. Освободиться от рабства – нормальное стремление человека.

Зенос говорит о том, что он пытался создать скульптуру, не посвященную какому-то конкретному человеку. Он хотел, чтобы человек, независимо от его происхождения, мог бы взглянуть и сразу понять, о чем идет речь. Памятник посвящен людям, которые изо всех сил пытаются вырваться. Эта скульптура – о борьбе за достижение свободы через творческий процесс.

Скульптурная композиция – это вид осуществившейся иллюзии, сродни Алисы в Зазеркалье.

Обувь на набережной Дуная. Будапешт, Венгрия.

В Будапеште находится один из самых трогательных мемориальных памятников, посвященный жертвам фашизма.

Читайте также  Самые известные достопримечательности италии

В Венгрии во время войны власть захватила фашистская организация «Партия скрещенных стрел». Нацисты их этой партии подводили люде, венгров и евреев, к берегу Дуная и расстреливали в упор выстрелами в спину, чтобы трупы падали в реку и их не нужно было закапывать. Перед расстрелом людей заставляли снимать обувь.

Скульпторы Пауэр и Тогай создали этот необычный памятник напротив великолепного здания парламента. Прогуливаясь вдоль набережной, посетители увидят 60 пар ржавой обуви, отлитой из железа. Различные размеры и стили отражают тот факт, что в те годы никто не был огражден от жестокости «скрещенных стрел»: здесь стоит мужская, женская и детская обувь. Позади скульптуры есть каменная скамья, на которой закреплена табличка с текстом на венгерском, английском и иврите: «Памяти жертв, расстрелянных у Дуная в 1944-45. Возведено 16 Апреля 2005 года.»

Купающиеся дети. Сингапур

Чонг Чонг Фа (68) является сингапурским скульптором. Хотя он работал в различных стилях, его имя отождествляется с серией скульптур, изображающих жизнь простых людей, живущих и работающих в Сингапуре.

Пробуждение, Вашингтон, США

Скульптура «Пробуждение» изображает погребенного в земле гиганта, которому практически удалось вырваться на свободу.

В поисках утопии, Амстердам, Нидерланды

Бесконечность песчаных скульптур Карла Хара

Карл Хара – художник и скульптор из Кливленда, штат Огайо. Используя только песок и воду, Карл способен создавать невероятные произведения. К сожалению, фигуры из песка не долговечны, но есть фотографии, чтобы увековечить их.

На конкурсе песчаной скульптуры в Нью-Гемпшире Carl Jara был удостоен высшей премии за комплекс песчаных скульптур под названием Infinity (бесконечность).

Необычный памятник пауку. Галерея Тейт Модерн в Лондоне

Часто эту скульптуру, созданную в 1999 году, называют Maman. Маман – монументальная скульптура, она настолько велика, что может устанавливаться только вне здания (или в очень большом ангаре).

Тело паука высоко подвешено над землей, оно поддерживается восемью лапами, позволяя зрителю ходить под ним. Автор скульптуры, Луиз Буржуа, говорит о том, что ее искусство помогает людям бороться с конкретными страхами.

Отношение к пауку может быть двояким, под его пузом много икры. Это паучиха-мать, готовая защищать свое потомство. Сталкиваясь с «маман», зритель всегда смотрит с точки зрения ребенка, глядя снизу вверх.

Необычный памятник в Румынии

В Румынии прямо в скале высечено в камне лицо Децебала, высотой в 40 метров. Децебал – последний царь Дакии, кто сражался против римских императоров Домициана и Траяна, чтобы сохранить независимость своей страны. Скульптура была изготовлена в период между 1994 и 2004. Замысел реализован на скалистом утесе берега реки Дунай, у железных ворот, которые образуют границу между Румынией и Сербией.

Необычный памятник висящему мужчине, Прага, Чехия

Композицию выполнил скульптор Дэвид Черны в 1996 году. Размер скульптуры – 2.15 метров, а выполнена она из бронзы и цветного стекловолокна.

Уникальная скульптура находится в Старом городе Праги. Висящий человек – не кто иной, как психоаналитик Зигмунд Фрейд, обдумывающий, стоит ли ему держаться или пора уже отпустить руку.

Зигмунд Фрейд родился в местечке Frieburg, который сейчас является частью Чешской Республики. Даже во время самых плодовитых времен его карьеры, Фрейд страдал от ряда фобий, включая страх собственной смерти. В возрасте 83 лет, страдая от рака ротовой полости, Фрейд уговорил своего близкого друга, который был врачом, помочь ему совершить самоубийство посредством морфина.

Скульптура находится недалеко от Староместской площади.

Скульптура целующимся

В 2007 году в Сан-Диего установили 7.5-метровую скульптуру моряка, который целуется с девушкой. У памятника интересная история – он был выполнен по одному из фото легендарного фотографа Альфреда Айзенштадта, который заснял момент поцелуя молодых людей на пленку. Было это в реальности в 1945 году на Таймс-сквер в Нью-Йорке.

Жест, Париж

В Париже, на улице современного делового района есть бронзовый памятник, изображающий торчащий прямо из земли большой палец руки. Высота каменного пальца составляет 12 метров, а его вес – 18 тонн.

Мемориал Михая Эминеску. Онешть, Румыния

Михай Эминеску – румынский поэт. В мировом литературном наследии он не оставил значительного следа, но вот мемориальный памятник, созданный в его честь, прославил поэта на весь мир.

Человек в стене, Париж, Франция

Прогуливаясь вокруг Монмартра, вы можете быть достаточно удачливы, чтобы наткнуться на эту скульптуру человека, выходящего из стены. Посвящена композиция литературному герою, умевшему проходить сквозь стены.

Барселона. Памятник толстому коту

Скульптор Фернандо Ботеро.

Птица. Сингапур

Еще одна скульптура Фернандо Ботеро «Птица» уже 12 лет украшает набережную в Сингапуре.

Скрипач, Амстердам, Нидерланды.

Удивительная скульптура изображает творческий процесс музыканта. В стремлении к самовыражению скрипач вырывается из пола в фойе muziektheater Амстердама (Городская Опера).

Корова-космонавт. Стокгольм, Швеция

Визуализация смешной и интересной идеи лежит в основе необычной композиции. Скульптура изображает корову в шлеме космонавта, плавающую с кислородом в воздухе (что создает впечатление реальности путешествия коров в космосе).

Статуя Ку BomJu. Сеул, Корея

Перед музеем Сеула стоит необычная скульптура Ку BomJu. Эта статуя показывает двух людей, которые пытаются одновременно есть лавочку с двух разных сторон. Идея скульптуры такова: корейцы дружелюбные и гостеприимные люди, которые даже могут поделить с другим человеком последнюю печенку (лавочка выполняет роль печенья).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему не всем москвичам понравилась инсталляция швейцарского художника

На самом деле в этом районе появятся две инсталляции. Как сообщили «РГ» в пресс-службе фонда V-A-C, который открывает в этом году обновленную ГЭС-2, установят их на средства фонда. Обе работы современных художников приехали лишь на время, на какое — пока не уточняется. Первую — «Пространство света» Джузеппе Пеноне — разместят во внутреннем дворе, перед березовой рощей. Прежде она выставлялась в Лондоне и Версале. Это разделенный на восемь частей полый ствол дерева, снаружи покрытый отпечатками рук художника, а на его позолоченной внутренней поверхности различим рисунок древесной коры. Работа, по задумке художника, символизирует очевидную и неразрывную связь между человеком и природой.

Вторая инсталляция — «Большая глина N 4» — займет место на набережной, напротив главного входа в ГЭС-2. Она-то как раз и не вызвала восторга у горожан. Это отлитая из алюминия 12-метровая копия комка глины, который автор разминал в руках. Она, объяснили в фонде V-A-C, апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина. «Монументальная по своим масштабам работа превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста», — отмечают в фонде.

Мнения об инсталляции в социальных сетях разделились. Одни москвичи заявляют, что это один из ярких примеров абстрактного искусства: мол, нужны глубокие мозги, чтобы понять его и осмыслить. Другие, называя работу безвкусной и бессмысленной глыбой, считают, что этому витиеватому чуду авторской мысли не место в центре Москвы. Кто-то сожалеет, что огромный кусок испортит вид на восстановленное здание ГЭС-2, а кто-то призывает фонд в нелегкие «ковидные» времена дать шанс проявить себя российским архитекторам и скульпторам, а не поддерживать странные работы иностранных художников. А у кого-то инсталляция и вовсе ассоциируется с фекалиями.

Ключевой вопрос

Возникает вопрос: почему бы прежде, чем устанавливать арт-объект, не спросить у москвичей: интересен ли он им? Как, например, спросили, когда решали, надо ли ставить на Лубянской площади памятник Александру Невскому? Но современный арт-центр, который обещают скоро открыть в бывшей трамвайной электростанции, частный. Было выкуплено здание семь лет назад специально для того, чтобы знакомить москвичей с тем, что происходит в мировом современном искусстве. Впрочем, флорентийцев спросили — и они дали ответ.

Николай Шумаков, народный архитектор РФ, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов:

— В последнее время, к сожалению, Москве очень не везет на монументальные скульптуры или, как сейчас модно говорить, арт-объекты. В первую очередь я говорю про памятники, которые выполнены абсолютно непрофессионально. Например, памятник Майе Плисецкой на Большой Дмитровке. Ну просто безобразная вещь, в рамках создания которой тандем архитектора и скульптора совершенно не сработал, а может, архитектора там и не было. Не менее, а может, и более ужасная работа — памятник Калашникову на Садовом кольце, вновь вызывающий вопрос вовлечения в работу над его проектированием архитектора. Здравомыслящий архитектор не мог установить такой монумент таким образом и в таком месте. И раз это случилось, вероятно, процесс обошелся без его участия.

Теперь о «шедевре» на Болотной площади. На мой взгляд, скульптура Урса Фишера стоит в одном ряду с вышеперечисленными. Она нисколько не лучше и не хуже. Есть такое «лихое» направление в скульптуре, которое профессионалы откровенно называют «антиарт». Оно активно поддерживается искусствоведами и пиарщиками только для того, чтобы на волне скандального и сиюминутного интереса публики получить быструю и весьма ощутимую прибыль. «Большая глина № 4», а именно так называется скульптура Фишера — одно из ярких проявлений этого направления. Автор широко декларирует свое увлечение трансформацией материала, из которого создает скульптуры, и предлагает зрителям наблюдать за тем, как самоуничтожаются и разрушаются сотворенные им арт-объекты. Пожалуй, недолговечность «шедевра» — единственный положительный момент во всей этой истории. Хотя надеяться на то, что первый же дождь прекратит его существование, не приходится. В отличие от других работ Фишера, выполненных из воска, фруктов, овощей, хлеба, «глина» сделана из алюминия — любимого мною и весьма достойного материала.

И вот что еще очень удивляет меня как архитектора. Территория ГЭС-2, расположенная в центре столицы, является историческим пространством прежде всего в архитектурном смысле. Почему же именно здесь должна появиться скульптура автора, знаменитого тем, что он создает арт-объекты, которые порой разрушаются уже во время их экспонирования?

Игорь Воскресенский, председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме:

— В плане искусства появление такой инсталляции в Москве будет неким вызовом. Но, видимо, к этому и стремятся те, кто привез скульптуру. Острая реакция в обществе, я считаю, точно будет. С другой стороны, данная скульптура — это абстрактное искусство, во всем мире есть известные русские мастера этого стиля, которые стали мировыми знаменитостями. Среди них, например, Наум Габо, один из моих любимых авторов абстрактного искусства в монументальной скульптуре. Не меньшей величины скульптор-абстракционст Генри Мур. Я бы с огромным удовольствием увидел их работы и познакомил с ними наших соотечественников. Но их к нам не привозят. На мой взгляд, произведений звезд первой величины в абстрактном искусстве точно не хватает нашему городу. Что до работы скульптора Фишера, то я бы рекомендовал поставить ее в качестве эксперимента в другое место. Может быть, в парке?

Читайте также  Ставангер норвегия достопримечательности

Антон Польский (Мейк), художник-граффитист:

— Вместо того чтобы поддержать или выделить гранты молодым художникам, развивать пространство, фонд, который привез эту скульптуру в Москву, делает вот такие статусные проекты, которые разобщают людей, создают стену между специалистами и обывателями. В итоге они укрепляют мысль, что современное искусство — обязательно что-то очень далекое от понимания нормального человека.

Александр Петлюра, современный художник:

— Можно по-разному относиться к таким произведениям, но ведь прежде все «глину» видели в окружении иностранных домов. Думаю, можно посмотреть и на московской земле. На мой взгляд, в столице очень много слабых памятников. Сколько было споров про памятники Церетели? И чем закончилось? Расплавили хоть один на медь?

Георгий Франгулян, народный художник Российской Федерации, скульптор:

— Во Флоренции, в Нью-Йорке Фишера уже выставляли. Теперь посмотрим мы. Место выбрано самое подходящее — перед будущим музейным пространством. И надо привыкнуть, что здесь могут и дальше появляться подобные скульптуры. Это может кому-то не нравиться, но это возможность увидеть то, что происходит в современном искусстве. В любом случае это очень интересно. Искусство многообразно, в этом и состоит его значимость. Оно должно будоражить глаз, мысль зрителя. Когда я делал проект «Белый город», то надеялся, что дам ход новым работам, новым направлениям искусства в городе. Но прошло несколько лет, и ничего не произошло. Получается, что у нас в городе превалирует новая архитектура, претендующая на скульптурные ассоциации, принимаются нестандартные решения в благоустройстве городского пространства, а скульптура осталась очень далеко позади. Считаю, что нужно давать свободу различным стилям в искусстве. Кто-то смотрит на Генри Мура и ужасается, а ведь он классик! Что же до данной работы, то ее выбрал музей, может быть, это его способ привлечь публику, такой пиар. Я — за подобные эксперименты.

Александр Рукавишников, скульптор, профессор МГАХИ им. В. Сурикова:

— Правы те, кто называет Урса Фишера художником, а не скульптором. Он достаточно известный художник-концептуалист. Я видел его произведения на биеннале в Венеции, с философской точки зрения мне понравилась его идея. Что касается «Глины 4» — это сделано при помощи современных технологий. Скорее это арт-объект, а не скульптура. Глина действительно красива сама по себе. Остроумно придумано — увеличить экспрессивно сложенные куски глины. Я слышал, что выставлено это будет на короткое время на набережной. Думаю, что москвичам и гостям столицы будет полезно и приятно расширить диапазон и увидеть, что городская скульптура может быть разной. На мой взгляд, в этой вещи есть какой-то драйв или кураж. И уж это точно лучше, чем посредственные и аморфные скульптуры, доминирующие во многих наших городах.

Флоренция избавилась от шедевра

В последний раз этот монумент Фишера выставлялся в 2017 году во Флоренции на знаменитой площади Синьории, которая справедливо носит название «музея под открытым небом» и по праву считается одним из самых красивых мест в городе. «Творение» швейцарца появилось в рамках биеннале современного искусства InFlorence. Очевидно, по задумке организаторов, в тот период данная конструкция была призвана развлечь местных жителей и туристов, пока шла реставрация фонтана Нептуна на площади. Но вместо умиления и радости «Большая глина № 4» вызвала шквал недовольства со стороны недоумевающей публики. Судя по гневным комментариям флорентийцев в соцсетях, они разглядели в ней не что иное, как груду экстрементов, которой, по их мнению, негоже находиться в двух шагах от Палаццо Векьо, здания городской коммуны. Так, к примеру, известный и ныне покойный искусствовед Филиппе Даверно назвал тогда статую — произведением «достойным мусорного бака». Чтобы погасить страсти, власти Флоренции предложили устроить коллективное обсуждение, чтобы лучше «понять монумент». В итоге победило большинство. Под давлением негодующей общественности через четыре месяца гигантскую скульптуру демонтировали.

Топ 20 необычных памятников в России.

Гигантская версия канцелярского набора – «Парк гигантских фигур», огороженный забором из карандашей, появился в южноуральском городе Миассе в мае 2010 года. Инициатором стала компания-производитель товаров для офиса. В «ассортимент» вошли ножницы, циркуль (по 4 м высотой), двухметровая в поперечнике канцелярская кнопка и линейка, с помощью которой желающие могут измерить свой рост. Другие «линейки-переростки» играют роль скамеек. Но главная достопримечательность парка – скульптура-скрепка. За высоту 9,28 м она попала в книгу рекордов Гиннеса, на несколько сантиметров опередив другого гиганта – скрепку из Норвегии.

Офисную тему развивает памятник рабочему инструменту программистов и офисных клерков – клавиатуре. «Клаву» из бетона создали по проекту Анатолия Вяткина в 2005 году в рамках фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга». Бетонная копия клавиатуры в масштабе 30:1 площадью 64 кв. м состоит из 104 клавиш в раскладке QWERTY с рельефными обозначениями букв и символов и украшает собой один из газонов города.

Не офисом единым жив человек. В 2012 году в центре Верхнеуральска по инициативе местного предпринимателя установили памятник гире. Весит она 1,638 т, то есть около ста пудов, что подтверждает надпись на памятнике: «Все будет 100 пудово!». Гиря попала в книгу рекордов России.

4. Ложка, терка, вилка

Ложка, как основной податель благ, вдохновила многих художников. В России известны памятник алюминиевой ложке на территории Государственного технического университета в Ульяновске (видимо, в память о голодных студенческих буднях) и памятник большой суповой ложке в Нижнем Новгороде (ложка окружена другими столовыми приборами). В Екатеринбурге недавно водрузили памятник кухонной терке с надписью «Самое удобное место для дискуссий». В чувстве юмора создателям не откажешь: намек на сленговое значение слова «терка» вполне понятен. Вилку россияне увековечили по меньшей мере дважды: в Ижевске это памятник вилке, на которую насажен пельмень (народное прозвище «Холостяцкая радость»), а под Старым Осколом Белгородской области с 2009 года на четырехметровой вилке красуется огурец весом 100 кг – символ местной агрофирмы «Металлург» работы художника Виктора Нечваля.

В Покрове по инициативе и на деньги местной шоколадной фабрики в 2009 году установили памятник плитке шоколада. Весит «лакомство» высотой 3 м целых 600 кг. Официальное название статуи – Шоколадная Фея, автор монумента – скульптор из Владимира Илья Шанин. У местных жителей и туристов уже появилась примета: если потереть шоколадку и загадать желание, оно сбудется. Памятник – центр ежегодного покровского праздника, Дня Шоколада, который отмечается в последнюю субботу июня.

Садовые плоды у нас популярны не меньше огурцов. Арт-объект Жанны Кадыровой «Яблоко», установленный в Перми у библиотеки имени Горького, даже удостоился премии имени Сергея Курехина за достижения в области современного искусства в номинации «Искусство в общественном пространстве».

Легендарная закуска малообеспеченных граждан с 2005 года украшает территорию московского завода «Карат», где «Дружбу» делают почти полвека. Авторы проекта — профессор Алексей Семенов и художница Марина Лескова, скульпторы — отец и сын Щербаковы. Бронзовый сырок размером метр на полтора и весом 200 кг в классической цветной «обертке» держат в лапах обнявшиеся персонажи басни Ивана Крылова «Ворона и Лисица» — видимо, даже в их вечном конфликте победила «Дружба».

Анахронизм отечественного алфавита получил свой памятник в 2005 году, в честь 205-летия появления буквы в русской грамматике. Призматическая стела красного гранита с огромной литерой «Ё» работы скульптора Александра Зинина украшает собой бульвар «Венец» в Ульяновске.

Железноводский санаторий «Машук Аква-Терм» в 2008 году обзавелся настоящим шедевром китча – 350-килограммовой клизмой высотой в метр. Медицинский девайс тащат на плечах «хранители здоровья» — три ангелочка. Ввиду того, что изображенная скульптором модификация клизмы скорее подпадает под понятие спринцовки, а последняя, в свою очередь, используется в гинекологии для экстренной контрацепции, сочетание спринцовки и ангелочков вызывает у некоторых зрителей забавные аллюзии.

Но подлинный лидер по глубокомысленности вызываемых ассоциаций и небанальности авторского замысла – это памятник человеку как предмету, открытый в 2007 году в наукограде Троицке памятник Младшему Научному Сотруднику (МНС). Проект создан архитекторами Сергеем Михеевым, Галиной Булатовой и Натальей Мартовицкой. Это гранитный куб размером метр на метр в другом кубе – из стальных балок, увенчанном гигантской оправой для очков. Видимо, архитекторы вспомнили известную поговорку про гранит науки – если студент просто его грызет, то МНС грызет в кубе. Из-за круглой формы оправы в Троицке сооружение прозвали «Памятник Гарри Поттеру».
11.Корова

«Повешенный» памятник – скульптура работы Девида Черного. А висит это чудо в столице Чехии – Праге. Как утверждают очевидцы – это Ленин. Может быть, может быть..
13.

Российские памятники тоже бывают с изюминкой (не только ж Ленина в кепке делать, правда?) На картинке изображен Чехов – глазами Томичей.
14. Легендарный Сантехник Степаныч, которого можно найти в Омске на Любинском проспекте.. осторожно, не провалитесь в колодец!

Любовь, в различных ее проявлениях, тоже зачастую проскакивает в теме памятников. Ведь прогулки по городу очень часто совершаются влюбленными парочками, а им только повод дай, чтобы поцеловаться. Скульпторы дают повод не только поцеловаться..

19.Что означает этот палец в районе «La Defense» в Париже, мне не очень понятно, и не совсем ясно, где найти справочную литературу по нему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: