Монах киево печерского монастыря

Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно

Монах киево печерского монастыря

Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец

Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно о Древней Руси сохранило перо именно этого человека – выдающегося агиографа, составителя главной древнерусской летописи – «Повести временных лет», автора «Чтений» о св. князьях Борисе и Глебе и «Жития прп. Феодосия Печерского» – литературного шедевра, вошедшего в «Киево-Печерский Патерик».

Будущий монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию (+1074, память 3 мая) и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Преподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В ней излагаются события от времени сыновей Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

При этом интересно, что по поводу авторства «Повести временных лет» историки высказывают разные мнения. В пользу Нестора говорят упоминания о нем в послании к архимандриту Акиндину (1224–1231) монаха Поликарпа и существование некоторых списков с прямым указанием на Нестора как изначального автора летописи. Но очевидно, что потом труд Нестора не раз дополнялся, переписывался и редактировался, вобрав отголоски дальнейшей политической борьбы на Руси. На сей счет существует обширная специальная литература, из исследований же новейшего времени стоит привести слова академика Б.А. Рыбакова: «Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XII в.). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий – «Повесть временных лет». Хронологический диапазон введения – от V–VI вв. нашей эры до 860 г., когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны» («Мир истории», М. 1982. С. 327).

Преподобный Нестор Летописец. Гравюра из Патерика 1702 г.

Некоторые историки, исследуя зарождение норманнской теории возникновения российской государственности, первым норманистом называют именно Нестора, задавшегося вопросом «Откуда есть пошла русская земля?». По этому поводу академик Рыбаков сделал любопытное замечание: «Окончательное редактирование «Повести временных лет» Нестора осуществляется, по мнению Шахматова (Алексей Александрович Шахматов – выдающийся русский языковед, историк древней культуры – Ред.) около 1118 г. под наблюдением князя Мстислава Владимировича, сына Мономаха. Внук (по матери) английского короля, муж варяжской принцессы, тесть норвежского и датского королей, князь, двадцать лет проведший на севере Руси в Новгороде, Мстислав был прочно связан со всей Северной Европой и именно с этих позиций смотрел на историю Руси, преувеличивая роль северян-варягов в ее судьбах. Везде, где только можно было, Мстислав вставлял легенды о варягах, о призвании варяжских князей и отождествлял варягов с руссами, становясь тем самым родоначальником ошибочной и тенденциозной норманнской теории». («Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв.», М. 1982 . С. 8).

Но что все-таки мы можем сказать о легендарном Несторе по его трудам?
«В конце XI в. он жил в Печерском монастыре, – пишет В.О. Ключевский («Исторические портреты», М., 1991). – Рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Далее узнаем, что летописец был еще жив в 1106 г. В этом году, пишет он, «скончался старец добрый Ян, живший 90 лет, в старости маститой, жил он по закону Божию, не хуже был первых праведников, от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем».

Страница Ипатьевской летописи

Выдающийся исследователь летописания Древней Руси М.Д. Присёлков относит окончание «Повести…» к 1114–1116 гг., «Чтение» же о Борисе и Глебе и «Житие Феодосия» были, по всей видимости, написаны ранее «Повести временных лет».

М.Д. Присёлков предполагает, что Нестор пришел в монастырь не юным, не видевшим жизни, послушником, но уже достаточно авторитетным человеком, сокрушавшимся о своей молодости, наполненной множеством грехов. Об этом Нестор упоминает в «Житии Феодосия», которое, собственно, и содержит большинство биографических сведений о самом авторе. Так, в частности, становится понятно, что за довольно короткий промежуток времени (около 4 лет) пребывания в монастыре Нестор успел получить сан диакона, по всей видимости, по причине уважения преемника Феодосия – игумена Стефана к своей учености и литературному таланту. «Если то обстоятельство, что Нестор вступил в монастырь уже образованным и немолодым человеком, с одной стороны, вызывает в нас обостренное сожаление о том, что мы ничего не знаем о жизни его до монастыря и только можем гадать, из какой среды он вышел, где получил образование, чем занимался в миру и что повело его к решению удалиться из мира, то, с другой стороны, мы вправе заключить, что Нестор, удаляясь из мира, сознательно и взвешенно остановился в выборе места своих монашеских подвигов из всего обилия и разнообразия монастырей, тогда существовавших в Киеве, именно на Печерском, чтобы в нем вложить свой труд в общий труд феодосьева стада, уже достаточно славного и определенно себя заявившего пред лицом политической и церковной власти, как и пред широким лицом тогдашней русской общественности» («Нестор Летописец», СПб., 2009, С. 38).

М.М. Антокольский. Нестор Летописец. 1890 г.

Василий Осипович Ключевский обращает внимание на особенный исторический взгляд Нестора: «Научная задача историка, как ее теперь понимают, состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Летописца гораздо более занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь… Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни; предметы его внимания – историческая телеология и житейская мораль. На мировые события он смотрит самоуверенным взглядом мыслителя, для которого механика общежития не составляет загадки: ему ясны силы и пружины, движущие людскую жизнь. … Летописец описывает нашествия поганых на Русскую землю, беды, какие она терпит от них. Зачем попускает Бог неверным торжествовать над христианами? Не думай, что Бог любит первых больше, чем последних: нет, Он попускает поганым торжествовать над нами не потому, что их любит, а потому, что нас милует и хочет сделать достойными Своей милости, чтобы мы, вразумленные несчастиями, покинули путь нечестия. Поганые – это батог, которым Провидение исправляет детей своих. «Бог бо казнит рабы Своя напастьми различными, огнем и водою и ратью и иными различными казньми; хрестьянину бо многими напастьми внити в Царство Небесное».

Так историческая жизнь служит нравственно-религиозной школой, в которой человек должен научиться познавать пути Провидения. …Все провозвещает эти пути, не только исторические события, но и физические явления, особенно необычайные знамения небесные. Отсюда напряженный интерес летописца к явлениям природы. В этом отношении его программа даже шире, чем у современного историка. У него природа прямо вовлечена в историю, является не источником стихийных, часто роковых влияний, то возбуждающих, то угнетающих дух человека, даже не просто немой обстановкой человеческой жизни. Она сама – живое, действующее лицо истории, живет вместе с человеком, радеет ему, знамениями вещает ему волю Божию.

…Так летописец является моралистом, который видит в жизни человеческой борьбу двух начал, добра и зла, Провидения и диавола, а человека считает лишь педагогическим материалом, который Провидение воспитывает, направляя его к высоким целям, ему предначертанным» («Исторические портреты», М., 1991).

Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г., наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (+1226, память 10 мая).

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Пещерный свет

10 сентября, Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Русь крестил равноапостольный князь Владимир, но первыми наставниками славян в православии стали монахи Киево-Печерского монастыря. Только несколько десятков лет прошло с того времени, как христианство стало государственной религией Руси, и народная жизнь еще далеко не пропиталась Евангелием. Святость печерских иноков стала для русских людей благодатным примером, вдохновлявшим следовать узким путем ко спасению. Это была программа, которую наши предки претворяли в жизнь на протяжении последующих столетий.

Первым печерским монахом был преподобный Антоний. Он мог бы спасать душу в тиши Афона, где принял постриг, или в провинциальном украинском городе Любече, откуда был родом, но, исполняя завет афонского игумена, приехал на Русь и обосновался в Киеве, чтобы «многие (от него) стали черноризцами». В 1052 году преподобный поселился в пещере недалеко от Днепра. Место было тихое, но не особенно уединенное — рядом село Берестово, ближайший пригород Киева. Антоний и не стремился к полному безлюдью. Но не стремился он и к удобствам столичной жизни. В Киеве уже были благоустроенные и благолепные монастыри, однако, обойдя все, Антоний «не возлюбил» их. Имея опыт строгой монашеской жизни на Афоне, он не мог принять спокойную и безбедную обстановку киевских обителей, содержавшихся на деньги князей или купцов. «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением», — напишет впоследствии монах-летописец.

Преподобный обосновался в пещере («печерский» и значит пещерный). До его прихода здесь уединялся священник соседнего села Берестова Иларион — человек, оставивший заметный след в истории Русской Церкви. Впоследствии его, «мужа блага, книжна и постника», поставил Ярослав Мудрый митрополитом Киевским. Святитель Иларион, духовник великого князя и соработник в его законотворчестве, первый русский митрополит, много сделал на Киевской кафедре. Нам же он более всего известен как автор «Слова о законе и благодати», с которого собственно и начиналась древнерусская литература.

Преподобный Антоний углубил пещерку и «начал жить тут, моля Бога, ядя хлеб сухой и то через день, и воды в меру вкушая, и копая печеру, и не давая себе покоя ни днем, ни ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах». О подвижнике стала распространяться молва, так что и великий князь Изяслав, принимая княжение, приходил к нему с дружиной на поклон, «прося у него благословения и молитвы». «И начали приходить к нему братья, и начал приимать и постригать их, и собралось братии к нему яко числом 12, ископали печеру велику, и церковь, и келии».

Одним из первых пришел к Антонию Никон. Он был священником и постригал в монахи тех, кого преподобный Антоний (до конца своих дней не принявший сана) благословлял на иноческий путь. Братия питала к Никону особое уважение, называя Великим. В старости Никон был избран игуменом. Его считают одним из авторов первой русской летописи — Повести временных лет. Позже ее продолжил другой знаменитый монах Печерского монастыря — Нестор Летописец.

Читайте также  Мост харбор бридж в австралии

От Никона принял постриг преподобный Феодосий, наравне с Антонием почитающийся основателем обители. Он пришел к Антонию еще совсем молодым, но уже много потрудившимся и даже пострадавшим воином Христовым. Особое благочестие и желание подвижнической жизни у него возникли рано, но традиции знатной семьи не позволяли юноше отречься от мира. Феодосий жил в Курске. Отец умер, когда сыну было 13 лет, и его воспитанием занималась мать. Она одевала сына в лучшие одежды и ожидала видеть поведение, соответствующее высокому происхождению. Но сын предпочитал роскоши лохмотья, помогал «смердам», работавшим в поле. После стал печь просфоры, вызывая таким «низким» занятием насмешки всего города. Два раза пытался бежать из родительского дома, но мать оба раза находила сына, сурово избивала и заковывала в кандалы — нрава она была крутого.

Наконец юноше удалось достигнуть Киева, но в благоустроенных монастырях не хотели принимать парня в бедной одежде без рубля за душой. Такие нравы царили в обителях, привыкших жить на богатые пожертвования, — без обильных приношений и в монастырь было не попасть. Тогда Феодосий пришел к пещере Антония и здесь принял постриг. Через несколько лет мать сумела найти сына и под землей. Но здесь уже не было ее власти. Многократно приходила она к монахам, требовала, просила, но под конец смирилась, осталась в Киеве и сама приняла постриг в одном из женских монастырей.

Когда число насельников в пещерах увеличилось, преподобный Антоний предпочел поручить управление монастырем Варлааму, одному из своих учеников, а сам поселился отдельно, выкопав новую пещеру на небольшом расстоянии от старой. Так появились Ближние (Антониевы) пещеры. Названия «ближние» и «дальние» появились позднее: когда построили каменную церковь и наземные кельи, одни пещеры оказались от них ближе, другие дальше. Дальние пещеры, где осталась большая часть братии, называются еще Феодосиевыми в честь Феодосия, который стал игуменом после Варлаама.

Обосновавшись в пещере, монахи избрали беспримерный образ жизни. Разумеется, история и до Антония знала многих подвижников, селившихся под землей, но они оказывались совершенно в других условиях. Горная пещера в Египте или в Сирии — это защита от жары и от ветра. Келья же, выкопанная в склоне киевского оврага, обрекает насельника на круглогодичный холод и темноту, отсутствие притока свежего воздуха. А многие еще дополнительно усугубляли себе тяготы братской жизни. Преподобный Прохор питался только лебедой, Исакий Пещерник вкушал только по одной просфоре, да и то через день, преподобный Феодосий добровольно отдавал свое тело на съедение комарам, а ночами втайне от братии бодрствовал и молился. И дело тут вовсе не в грубости средневековых нравов. Один из печерских монахов, Николай Святоша, происходил из княжеского рода. Когда, удалившись в монастырь, он стал особенно ревностно поститься, его личный врач приходил к нему со словами: «Изнуришь тело свое и в болезнь впадешь из-за такой пищи. Дивлюсь я тебе, раньше чрево твое отягощалось сладкой пищей, а теперь, сырые овощи и сухой хлеб принимая, терпит. Берегись! Когда-нибудь недуг охватит тебя всего, и ты, не имея крепости, скоро жизни лишишься, и нельзя уже мне будет помочь тебе». Но несмотря на явные «медицинские противопоказания», Святоша не щадил плоть свою, трудился, постился и совершенствовался духом.

При преподобном Феодосии монастырь вырос и преобразился. Раньше — дюжина отшельников под руководством старца, теперь — образцовый столичный монастырь с сотней насельников, строгим и подробно прописанным уставом. Введение нового монастырского устава-типикона (был заимствован устав Студийского константинопольского монастыря) составляет особую заслугу Феодосия. Порядок богослужений, монашеская трапеза, расписание дня — все получало четкую регламентацию. Большое значение имело и то, что уставом вводилось «общежитие», то есть никто не имел ничего своего, но все было общим — даже одежда выдавалась с общего склада.

По делам монастыря преподобный Феодосий много общался с боярами и князьями. Но игумен не терял кротости и не возносился — сам носил в обитель воду и дрова, ухаживал за тяжелобольными, одевался в ветхую одежду. Известен случай, когда княжеский возница, которому было поручено отвезти Феодосия до монастыря, даже не понял, что перед ним игумен, и посадил преподобного на кучерское место править, а сам лег спать на пассажирском. И только тогда осознал свой промах, когда увидел, что вельможи почтительно кланяются кучеру.

Впрочем, отношения с властями не всегда были безоблачны. Когда принял постриг боярский сын Варлаам и приближенный великого князя Ефрем, то князь Изяслав грозился разогнать братию и сравнять монастырь с землей. Несколько раз монастырь оказывался на грани закрытия во время княжеских усобиц, неугодный властям Никон дважды удалялся в Тьмутаракань (Тамань), и даже Антонию приходилось уезжать в Чернигов. Но последовательная позиция отцов постепенно все повышала авторитет и укрепляла положение монастыря.

Киево-Печерский монастырь долгое время был центром русского христианства. Именно отсюда распространялись по всей Руси монашеские идеалы. По киевскому образцу создавались Дальние и Ближние пещеры Псково-Печерского монастыря. Киево-Печерский патерик (сборник поучительных историй из жизни монахов) был любимейшим чтением на Руси. В монастырской типографии вручную набирались книги высочайшего качества — настоящие произведения искусства. Из Киева происходит значительная часть наших «обиходных» песнопений, из Киева к нам пришли акафисты. Вся русская церковная наука и богословское сознание и по сей день строится на богословии Киево-Могилянской академии, непосредственно связанной с Печерским монастырем. Паломничество к киевским угодникам было почти обязательным делом благочестивого человека. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский, задумавшись о пути к спасению, первым делом пошел в Киев — и здесь получил наставления и благословение на монашескую жизнь.

Лавра — по-гречески «улица», «переулок». Сперва Лаврой называлась совокупность келий, в которых жили монахи, ведшие полуотшельническую жизнь, но имевшие общего настоятеля. Монахи лавры собирались вместе по субботам и воскресеньям на Божественной литургии. Такой тип монастыря получил распространение в Палестине с IV века. По мере преобразования лавр в общежительные монастыри (киновии) первоначальное значение термина утратилось. На Руси лаврами стали называться наиболее почитаемые монастыри. В настоящее время в Русской Православной Церкви четыре лавры: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская, Почаевская.

Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси

Марина Волоскова

Культуролог, историк, журналист

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

Преподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

Лаврентьевская летопись 1377 года (собрание Российской национальной библиотеки)

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

Читайте также  Австрия зальцбург достопримечательности

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

«Повесть временных лет». Отрывок

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

Мощи преподобного Нестора

Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Преподобный АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, основатель Киево-Печерской Лавры (†1073)

Антоний Печерский (983—1073) — основатель Киево-Печерской лавры, занимает особое место в сонме древнерусских святых и почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Антоний (в миру Антипа) родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет Антипа хотел стать иноком. И повзрослев, отправился странствовать. Достигнув Афона, Антипа был поражён красотой и устроением этого святого места. Через два года в одной из Афонских обителей он и принял монашеский постриг с именем Антоний — в честь Антония Великого, признанного родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках.

Существует предание, согласно которому он принял иноческий постриг с именем Антоний в небольшом древнем монастыре Есфигмен и проходил монашеское послушание как отшельник, под руководством старца игумена Феоктиста.

Монастырь Есфигмен

Однако, вопрос о том, где именно подвизался преподобный Антоний Печерский на Афоне остается открытым. Ряд исследователей ставят под сомнение распространенные с середины XIX века гипотезы о существовании пещер преподобного Антония Печерского как возле Великой Лавры святого Афанасия, так и Есфигменского монастыря. На Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел»).

Юный инок во всём старался угодить Богу. Особенно преуспевал он в кротости и послушании. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. На прощание игумен сказал: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы. От тебя произойдёт множество иноков».

Преподобный Антоний Печерский на Афоне

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Антоний начал посещать монастыри в Киевской земле. Но нигде не нашёл он такой правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне.

И вот, на одном из холмов Киевских, на Берестовой горе, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом, будущим митрополитом Киевским. Здесь Антоний и остановился. Это было в 1028 году.

Будущий святой предался отшельническому подвигу в пещере, где стал подвизаться в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе.

Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные стали проситься к нему на жительство. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского (†1074) .

Стремившихся к иночеству Антоний принимал с любовью. Когда около преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устроены церковь и кельи. Как только работы были закончены, Антоний удалился из обители, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама.

Выкопав себе новую пещеру, преподобный Антоний затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближние и Дальние пещеры Лавры .

Через некоторое время пещеры на Берестовой горе стали тесны для умножившейся братии и паломников. И вот Великий Киевский князь Изяслав упросил иноков построить вместо пещер монастырь.

Как свидетельствует Киево-Печерский патерик, сама Царица Небесная отправила на берега Днепра каменщиков. И послала с ними икону Своего Успения, ставшую главной святыней обители. «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве… Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить», — молвила Владычица. Так начала образовываться Киево-Печерская лавра (Печерская, т.е. основанная над пещерами).

Обитель эта стала первым духовным центром государства Российского и Русской Церкви. Из её стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Особенно известны святые Леонтий и Исайя — епископы Ростовские, Нифонт — епископ Новгородский, преподобный Кукша — просветитель вятичей, Нестор и Симон Летописцы.

Ещё при жизни Антония игуменом образованной им обители был поставлен преподобный Феодосий .

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Когда число насельников достигло 100 человек, с благословения Антония братия построила на горе над Дальней пещерой первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы .

Слава монастыря уже в первые десятилетия его существования распространилась по всей Руси. По образцу Печерской обители преподобного Антония начали строиться и другие.

Вскоре после основания монастыря преподобный Антоний ушёл в полный затвор, устранившись от управления монастырем. Он умер 7 мая 1073 году , будучи 90-летним старцем. Перед смертью явилась ему Пресвятая Богородица и предсказала близкую кончину. Он просил у Неё, чтобы, как жизнь его всегда была утаённой, так и мощи его никогда не были открыты. Желание преподобного Антония было исполнено: его мощи до сих пор не найдены .

До наших дней сохранилось несколько преданий о его погребении. По одному из них, преподобный Антоний, провидя приближение своей кончины, простился с братией и удалился в пещеру, в которой сам выкопал себе место погребения. Наставник печерских монахов запретил братии следовать за ним. А когда он несколько отдалился, внезапно за ним обвалилась земля. Иноки хотели откопать останки преподобного, но тут из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и сегодня.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия.

Преподобный Антоний был канонизирован в 1133 году .

Память преподобного Антония совершается:

23 июля (10 июля по старому стилю);
15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Феодосием Печерским;
11 октября (28 сентября по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Тропарь, глас 4
От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси: отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, отечество свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к небесному царствию показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет душы наша.

Кондак, глас 8
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности преподобне, тому от всея души любовию последовал еси: мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси, и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси. Отонудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом, и ныне со ангелы владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою, да зовем ти: радуйся Антоние, отче наш.

Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому
О, добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благоде­тельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. А минь.

Закон Божий. Преподобный Антоний Печерский

Преподобный Антоний Печерский

Передача о житие преподобного Антония Печерского из цикла «Жития преподобных Печерских».
Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год
Автор: Ольга Леонтенко

5 летописцев

Монах Киево-Печерского монастыря Нестор – один из наиболее известных древнерусских летописцев. Считается, что он участвовал в создании «Повести временных лет».

Никон Печерский

Еще один знаменитый древнерусский летописец — Никон Печерский. Он был игуменом Киево-Печерского монастыря.

По мнению многих авторитетных исследователей — например, Алексея Шахматова и Дмитрия Лихачева, — Никон также внес вклад в создание «Повести временных лет». Впрочем, бесспорных доказательств, как водится, нет, все строится на предположениях и догадках. Тем не менее ученые попытались выделить фрагменты, вероятно, занесенные в летописи непосредственно Никоном.

Читайте также  Музей людвига в кельне

В монастыре Никон был человеком влиятельным и не всегда удобным для светских властей. Например, Никон вызвал недовольство киевского князя Изяслава, когда постриг в монахи его приближенных. Закончилась конфронтация разгромом монастыря.

Галл Аноним

Так принято называть автора «Хроники или деяний князей и правителей польских» — наиболее древней польской хроники. Датировка произведения доходит до 1113 года. Автор предпочел остаться анонимным — отсюда и прозвище, — и так бы и произошло, если бы в XVI веке польский историк Мартин Кромер не написал о «Деяниях»: «Галл написал эту историю, некий монах, по моему мнению, живший во время Болеслава III, что можно предположить из введения».

Что имел в виду Кромер? Галл — это имя или национальность? Так называли французов, поэтому однозначного ответа нет. Споры вокруг этого вопроса продолжаются до сих пор, однако в историю автор «Деяний» все же вошел как Галл Аноним.

Нестор Летописец

Известно о Несторе, как и о большинстве древнерусских монахов-летописцев, весьма немногое. Родился он, вероятно, около 1056 года, умер в 1114-м, был черноризцем Киево-Печерского монастыря. На Руси не принято было называть имя автора летописи, а уж тем более сообщать какие-либо сведения о нем — нескромно это для священнослужителя. Тем не менее из более поздних документов исследователи узнали, что над произведением, которое дошло до нас под названием «Повесть временных лет», Нестор все-таки работал.

Нестор Летописец. Источник: pinterest.com

Также он, судя по всему, является автором нескольких агиографий, в числе которых «Житие Феодосия Печерского». Мощи Нестора находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Никаких подлинных сведений о внешности Нестора нет, однако скульпторы и художники неизменно изображают его в облике сухого высокого старца с длинной седой бородой и заостренными чертами лица.

Козьма Пражский

Козьму Пражского называют первым чешским хронистом. В своей «Чешской хронике» он изложил историю родных земель до первой четверти XII века — вероятно, Козьма работал над хроникой последние 5−6 лет жизни, скончался же он в 1125 году. Козьма в Праге был человеком уважаемым. Он родился в знатной семье, получил достойное образование, объездил половину Европы в составе свиты императора Священной Римской империи Генриха IV.

Наиболее ценной историки считают третью книгу «Чешской хроники», ведь в ней Козьма описал современные ему события, а не переработал и без того искаженные сведения о древнейших временах. После смерти Козьмы его последователи продолжили летопись до XIII столетия.

Феодор Скутариот

Византийский хронист XIII столетия Феодор Скутариот стал свидетелем многих исторических событий. Он принимал участие в войне Византии с Болгарией, посещал римских пап и застал правление нескольких императоров.

«Хроника», приписываемая Феодору Скутариоту, была анонимной, однако немецкий ученый XIX века Август Гейзенберг пришел к выводу, что именно Скутариота можно считать ее автором. В «Хронике» описаны события до 1261 года включительно. Из произведения можно почерпнуть сведения в том числе и о внешней политике Византии.

Киево-Печерская Лавра (Киев) — история монастыря, святыни с фото и описанием

Киево-Печерская лавра — это древняя и одна из основных святынь православных верующих, уникальный комплекс, у которого нет аналогов во всём мире. Здесь можно увидеть сохранившиеся почти в первозданном виде храмы XI века. Это первый монастырь Киевской Руси. Сейчас каждый год сюда съезжаются тысячи паломников со всей страны и ближнего зарубежья, чтобы посмотреть на мощи святых.

Краткая история

Лавра расположена в южной части Киева на правом берегу Днепра. Комплекс храмов занимает два холма, которые разделены между собой глубокой ложбиной, спускающейся до реки.

В XI веке именно сюда уходил молиться священник Илларион. Он выкопал для себя пещеру. В 1051 году Иллариона избрали митрополитом, поэтому он покинул пещеру. В это же время в город прибыл монах Антоний из Афона (основатель). Ему не понравилось жить в монастырях Киева, поэтому он переехал в пещеру Иллариона.

Вскоре у монаха появились последователи, среди которых был и Феодосий. Когда их количество достигло 12, они построили небольшую церковь и кельи. Антоний решил переехать недалеко от этого места и начал работать над новой пещерой в соседней горе.

Постепенно количество иноков росло, а в пещерах становилось тесно. Они построили церковь Успения Пресвятой Богородицы, после чего число приходящих людей только увеличилось. Игумен Антоний попросил у князя Изяслава занять всю гору над пещерой. В 1062 году построили Печерский монастырь.

Иноки смогли привлечь огромное количество пожертвований. Уже в 1073 году началось строительство каменной церкви.

Основание Киево-Печерского монастыря произошло в 1051 году, но этот комплекс существует и поныне. Сейчас лавру принято подразделять на:

  • Верхнюю;
  • Нижнюю.

В Нижней до сих пор действует мужской монастырь, и находятся пещеры Киево-Печерской лавры, которые делятся на Ближние и Дальние. Некоторые источники утверждают, что это разветвлённая система пещер, которая даже соединяется с храмами в соседних городах.

Набеги и восстановление монастыря

Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:

  • разрушение в 1096 году;
  • разорение в 1240;
  • поджог в 1483.

В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.

В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.

Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.

Объекты обители

При посещении лавры желательно приобрести карту комплекса и расписание экскурсий и богослужений. Это связано с тем, что на территории находится огромное количество различных сооружений. Кроме Успенского Собора здесь есть:

  1. Онуфриевская башня.
  2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Трапезная церковь.
  4. Колокольни на пещерах.
  5. Троицкая надвратная церковь.
  6. Крестовоздвиженская церковь.
  7. Храм иконы Божьей Матери.
  8. Церковь Спаса на Берестове.
  9. Аннозачатиевская церковь.
  10. Храм Всех Святых.
  11. «Живоносный источник».
  12. Больничные покои Никольского монастыря.
  13. Галереи.
  14. Кельи.

Также есть магазин лавры, где можно приобрести свечи, молитвенники, сувенирные фото и т. д. Там можно узнать последние новости о монастыре, описание экскурсий, схему прохода (адрес) к конкретному сооружению, где будет проходить служба.

Ближние пещеры также называют Антониевыми, здесь покоятся мощи святых. В Киево-Печерской лавре похоронен главный и первый настоятель Антоний. Именно он основал монастырь.

Здесь находятся три улицы, подземная церковь и трапезная, где принимали пищу монахи. Внутри покоятся мощи 79 святых, в том числе:

  • Алипия Печерского;
  • Ильи Муромца;
  • Нестора Летописца.

В дальних пещерах хранятся мощи 49 святых. Там находится подземная церковь, где похоронен Феодосий.

Верхние и Нижние пещеры являются местом паломничества. Тысячи людей ежегодно приезжают на Украину из других стран ради посещения лавры. Это одно из важнейших мест в православии.

Троицкая надвратная церковь

Крестово-купольный храм был возведен в 1108 году на деньги князя Святослава Давыдовича, который имел в Киеве большой почёт среди горожан. После этого он решил принять постриг и стать преподобным Святошей. Здание до сих пор имеет конструкцию, которая была в XII веке.

В качестве основных стройматериалов для этого храма, как и для других сооружений лавры, использовались камень и квадратный кирпич.

По своей конструкции и внешнему виду монастырь похож на Благовещенскую церковь, возвышающуюся над городом. Сначала был сделан купол в форме полусферы, но в начале XVIII века его заменили на грушеподобный.

На северной стороне сделана каменная пристройка вместо деревянной колокольни. В этот период храм приобрёл новые очертания, которые были характерными для украинского барокко.

Внешний вид церкви часто менялся. В первой половине XVIII века ученики живописной школы разукрасили фасад здания росписями на библейскую тематику. Позолоченный иконостас тоже изготовлен мастерами лавры.

Кельи старцев

После входа в главные ворота гость лавры попадает в аллею, где с двух сторон стоят кельи, в которых жили соборные старцы. Слева расположен корпус № 4, длина которого составляет 140 метров. Справа находится корпус № 3 протяженностью 64 метра. Оба этих сооружения имеют высокую крышу с изломом. Торцевые стороны закрываются красивыми и очень интересными фронтонами, оснащёнными лепным орнаментом и другими декорациями.

Стены разделены пилястрами и профилированными карнизами, разукрашены сандриками. Примерная дата постройки сооружений — 20-е годы XVIII века. Здания в полной мере отображают течения в российской архитектуре тех лет. Каждый из корпусов разделён на кельи, которые служили жилищем для одного старца.

Во времена Великой Отечественной войны корпуса были практически уничтожены. Восстановить кельи удалось только к 1963 году. Сейчас в этих помещениях размещаются выставки. Также на территории присутствует сувенирный магазин под названием «Сувениры».

Успенский собор

Это сооружение считается настоящей жемчужиной древней архитектуры. Во время Великой Отечественной войны Успенский собор, к сожалению, был полностью разрушен. Сейчас можно посмотреть только на оставшиеся руины, которые расположены на центральной площади.

Ещё одним интересным фактом является то, что собор был первым зданием комплекса, сделанным из камня, и занимал основное место в этом многообразном архитектурном ансамбле. Строительство длилось с 1073 по 1077 год. Тогда собор был однобашенным сооружением высотой 43 метра. В 1089 году закончилась работа над расписыванием стен. Кроме греческих мастеров в украшении интерьера принимал участие живописец Алипий. Он обучался в Греции мозаичному делу. В начале XII века к основной постройке добавили Иоанно-Предтеченскую церковь.

Необычные архитектурные решения начали перенимать для строительства храмов и различных сооружений в других городах Киевской Руси. За историю своего существования Успенский собор много раз разрушался, но всё время поднимался из руин.

После большого пожара в 1718 году храм сильно увеличили. Он обрёл семь куполов. Внутри и снаружи был оформлен в стиле барокко, что придавало ему нарядность и торжественность. Росписью интерьера занимался П. Попович со своей группой. На поверхности стен были нанесены различные композиции на темы из Библии. В конце XIX века эту роспись заменили на новую.

Настоящим произведением искусства был деревянный пятиярусный иконостас. На тот момент его высота составляла 22 метра. В Успенском соборе похоронено около 300 известных исторических персон. Среди них П. Могила, П. Беринда, И. Гизель, К. Острожский, П. Румянцев-Задунайский. Также здесь хоронили несколько поколений Долгоруких.

Ковнировский корпус и типография

Недалеко от Успенского собора расположен Ковнировский корпус, привлекающий внимание посетителей своими изысканными фронтонами. Северная его часть раньше использовалась для книжного магазина, а в противоположной находились проскурня и хлебопекарня.

Корпус назвали в честь Степана Ковнира. Это был выдающийся строитель лавровых сооружений. Во время ВОВ здание повредили, но к 1963 году было всё восстановлено. Теперь там находится Музей исторических ценностей.

Вплотную с корпусом стоит типография. Раньше сооружение было сделано из дерева, но на его месте в 1701 году возникло одноэтажное каменное здание. Через 20 лет надстроили второй этаж из дерева.

Типография была основана в 1615 году знаменитым учёным и просветителем Елисеем Плетенецким. С того момента она печатала книги регулярно, а первым выпущенным изданием был «Часослов» — учебник грамоты. Также типография впервые в мире издала церковнославянский словарь на 7 тыс. слов. Там были объяснения и переводы на понятном для обычного человека языке.

Очень популярной в то время считалась книга «Синопсис», в которой была кратко описана история Руси до XVII века. «Синопсис» также использовался в качестве школьного учебника. Эта книга попадала на переиздание более 30 раз. Всего типография за 300 лет произвела около 100 000 экземпляров, которые отличались оригинальными гравюрами, красивым шрифтом и высокохудожественным оформлением.

Во время Второй мировой войны типографию разрушили. Восстановили здание только в 1954 году. Сейчас там располагается Музей книги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: