Ансамбль смольного монастыря

Смольный монастырь – одно из лучших творений Б. Растрелли, жемчужина Санкт-Петербурга при Екатерине II и «резиденция» Ленина после революции.

Ансамбль смольного монастыря

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

  • Прекрасное барокко
  • Воскресенский собор
  • Жемчужина Петербурга
  • Революционный Смольный
  • Настоящее время
  • Как найти Смольный

Смольный монастырь — это блестящая реализация творческих идей гениального российского архитектора Федерико Бартоломео Растрелли. Это одно из лучших его творений и ярчайшее украшение Санкт-Петербурга.

Если говорить об этом архитектурном сооружении, то надо быть великим поэтом, чтобы по достоинству описать это произведение человеческого гения. Обычные слова не подходят по емкости для характеристики этого шедевра. Можно попытаться это сделать, лишь используя превосходную степень для каждого эпитета.

Прекрасное барокко

Крупнейший архитектурный ансамбль представляет собой яркий образец зрелого елизаветинского барокко и является архитектурным шедевром мировой значимости. Возник этот шедевр не на пустом месте.

Раньше, еще во времена зарождения Санкт-Петербурга, здесь находился Смоляной или Смольный двор, где варили смолу для адмиралтейских верфей. Впоследствии, по приказу Петра I рядом был построен дворец, названный очень креативно – Смольный.

Елизавета, дочь царя, провела в нем все свое детство и юношество. Наверняка, этот дворец представлял собой историческую ценность, как постройка петровской эпохи, но в 1744 году дворец сгорел и как он выглядел, история умалчивает.

Став императрицей, Елизавета Петровна приказала на его месте создать монастырскую обитель, которую она определила, как Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь Санкт-Петербурга.

Центром монастырского комплекса является величественный Воскресенский собор. Он выполнен пятиглавым — в духе древнерусского зодчества и, тем самым, выполняет требование самой императрицы.

По периметру располагаются здания монашеских келий с малыми церквами в каждом углу. По первоначальному замыслу, при въезде в монастырь должна была возвышаться величественная высокая колокольня. В модельном варианте, она выглядит впечатляюще. По проекту Растрелли колокольня становилась самым высоким сооружением в городе, и после возведения, ее высота превышала бы высоту шпиля Петропавловского собора. Наверняка, это вызвало бы определенные вопросы в высшем обществе. Во всяком случае, факт остается фактом — неизвестно по какой причине, но колокольня не была построена.

Воскресенский собор

В 1748 году, 30 октября состоялась торжественная закладка первого камня Воскресенского собора. Собор является центральным акцентом всего монастырского комплекса.

Украшенный белоснежными ажурными элементами в виде лепных карнизов, колонок и пилястр, он похож на нарядный праздничный торт, эффектно доминирующий в центре композиции монастыря. Фасады собора своей позолотой придают ему невероятно нарядный вид.

Архитектурное решение собора создает ощущение, что он больше, чем есть на самом деле. Заслугой архитектора, несомненно, является гармоничное сочетание древнерусских традиций зодчества с западноевропейскими архитектурными канонами.

К 1751 году были завершены фундаменты, и началось возведение стен собора. Однако вскоре Россия вступила в Семилетнюю войну, и строительство замедлилось из-за недостатка кредитования. Смольный собор стал самым длительным долгостроем в России. Об этом говорят долгие 87 лет строительства этого шедевра.

Сам монастырский комплекс достроили только к 1764 году при руководстве архитектора Ю. М. Фельтена. Он завершил постройку и внутреннюю отделку помещений в соответствии с первоначальным проектом. Но, строительство самого собора еще не было закончено.

Жемчужина Петербурга

В 1764 году императрица Екатерина II при Смольном монастыре учредила Императорское воспитательное общество благородных девиц. В 1806 году для удобства обучения воспитанниц были построены дополнительные здания. В соответствии с изначальной стилистикой они были возведены по проекту архитектора Д. Кваренги. А, монастырский собор все еще не был достроен…

Лишь через несколько десятков лет возведение собора продолжилось, и закончил строительство в 1835 году русский архитектор В. П. Стасов. Это были времена правления императора Николая I. Возобновление строительства началось в 1820-х годах по личному указанию императора. Сначала, пришлось произвести ревизию качества всего здания и исправить конструктивные недостатки.

Интересно! В стенах собора, в буквальном смысле, приходилось прорубать дымоходы для возводимых печей, не предусмотренных при начале строительства. Ибо, по первоначальному проекту Растрелли, собор предполагался совершенно без отопительной коммуникации.

В результате, получился цельный художественный ансамбль Смольного монастыря, поражающий своей архитектурной композицией, выразительным внешним обликом и богатством интерьеров.

Многообразие форм и деталей, интересная игра света и тени определяют возвышенный характер помещений и, вместе с тем, они выглядят нарядными и жизнерадостными.

Невероятную художественную ценность представляют собой лепные рельефы сводов и стен угловых церквей-башен. Сочетание тонкого и изящного плоскостного рельефа с объемной и выразительной лепниной делают эти помещения культурным достоянием мирового значения.

Смольный собор был освящен в знаменательный день 20 июля 1835 года в честь Воскресения Христова. Этот архитектурный ансамбль в целом по своей выразительности и совершенству пропорций явился одной из вершин мирового зодчества.

Революционный Смольный

Институт благородных девиц находился в Смольном монастыре до августа 1917 года. С этого момента в здании заседает Совет рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 года по старому стилю в Смольном проходит Второй Съезд Советов, провозглашается победа Великой Октябрьской революции, и формируется первое Советское правительство. С этими событиями у большинства жителей Земли и ассоциируется название «Смольный».

Это было время Первой мировой войны, и в результате боевых действий немецкие войска подошли близко к Петрограду. В виду чрезвычайного положения на фронте, 10 марта 1918 года советское правительство переезжает в Москву, в Кремль. Смольный же используется для размещения органов городского управления. Вместе со всем городом ему придется пройти и первые пятилетки, и Героическую оборону Ленинграда и советское время.

Настоящее время

Начиная с 1991 года, Смольный становится концертно-выставочным комплексом и официальной резиденцией Правительства Санкт-Петербурга.

В комплексе ежедневно проводятся экскурсии. Можно зайти в знаменитый актовый зал, где проходил легендарный Второй Съезд Советов, посетить рабочий кабинет В. И. Ленина. Есть экспозиции, посвященные развитию образования в России, революционным Октябрьским событиям и блокадным дням в Ленинграде.

Сам монастырь и собор являются действующим церковным учреждением Петербургской епархии и здесь ежедневно совершаются богослужения. С 2010 года в соборе проводятся концерты духовной музыки. В результате этого процесса сложился даже собственный хор. Для гостей предлагаются экскурсии, которые проводят экскурсоводы Смольного собора.

Постоянным местом притяжения является смотровая площадка на звоннице собора. Еще бы, она — одна из самых высоких в городе. Поднявшись по 300 ступеням и почувствовав самоуважение от предпринятого подъема, можно оказаться на высоте птичьего полета и по достоинству оценить открывающиеся виды города. Санкт-Петербург с этой высоты — великолепен.

Как найти Смольный

Смольный монастырь находится на расстоянии около двух километров от станции метро. Поэтому у желающих его посетить есть выбор – получасовая прогулка пешком или поездка на городском транспорте по маршрутам:

  • Станция метро «Чернышевская», далее автобус №46 или троллейбус №15.
  • Станция метро «Площадь восстания» или «Маяковская», дальше троллейбус №5, 7 или11.
  • Станция метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», дальше троллейбус №5, 7 и 11 или автобус 322.

Действительно, прекрасный и неповторимый, Смольный монастырь заслуживает внимания и производит колоссальное впечатление, как образец эстетического совершенства. Его совершенные пропорции и нарядный облик создают атмосферу невероятного душевного подъема и оптимизма.

Как и зачем строили Смольный

В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте Смольного дома — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

Торжественная церемония закладки Смольного собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты. Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно.

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря, который хранится в музее Академии художеств, в ансамбле Смольного собора должна была быть построена 5-ярусная колокольня высотой 140 метров.

Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора и могла бы стать самым высоким зданием в Европе.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться колокола. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Строительство приостановлено в 1756 году. Основной причиной для прекращения строительства стала нехватка финансирования. Сохранился фундамент колокольни. В плане весь Смольный монастырь представляет из себя греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам.

Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году. Указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано при Воскресенском Смольном новодевичьем монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц».

По уставу девочек принимали в институт 5-6 лет. Обучаться они здесь должны были на протяжении 12 лет и родители обязывались до истечения срока «ни под каким видом» не требовать вернуть им детей обратно.

Обучение и воспитание шло «по возрастам» (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) — кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», «кофульками» , 8-10 лет — голубые или синие, 11-13 лет — серые, старшие девочки ходили в белых платьях.

По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов. Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки — три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы.

Читайте также  Большой театр оперы и балета в минске

Выпускные экзамены первых выпускниц состоялись в апреле 1776 года. 12 лучших учениц награждены Золотыми медалями и получили специальные императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Первый выпуск стал самым знаменитым в истории Смольного института.

Если ранее на первом плане стояло религиозное воспитание, физическое обучение, иностранные языки, экономика (домоводство), танцы, рисование, музыка, рукоделие, развитие педагогических способностей, то теперь основным предметом стал русский язык, был расширен курс географии, истории, физики, русской и зарубежной литературы.
Во главе Смольного стояла начальница, назначаемая Императрицей. Для каждого возраста была своя инспектриса, заботившаяся о воспитании, поведении, гигиене, платье девушек. Инспектрисе подчинялись классные дамы.

Вот что пишет о Смольном Александра Степановна Ешевская, бывшая воспитанница.

«Наказания были общеизвестные, и я об них скажу вкратце. Наказывали воспитанниц лишением обеда, снимали передник, и наказанная воспитанница должна была идти в столовую впереди класса, ставили за так называемый черный стол. Этих наказаний, по правде сказать никто не боялся и применялись они только в младших классах в большинстве случаев. Для воспитанниц старших классов наказаний не существовало никаких, мы старались не заслуживать даже замечаний классных дам. Говорю это исключительно про свой класс. Воспитанниц особо шаловливых у нас не было совсем. Шалили мы все как-то одинаково умеренно, и до серьезных столкновений никогда не доходило ни между воспитанницами, ни между воспитанницами и классными дамами. Досуги свои каждая из нас проводила как ей было угодно. Хорошие музыкантши играли, солистки разучивали новые романсы, художницы рисовали».

Но воспитывались в Смольном институте и особы совсем иного, очень высокого ранга. К таковым относились «августейшие дочери» князя Черногории Николая Негоша — Любица, Милица, Анастасия, Мария, Елена и Анна. Они находились на особом попечении начальницы института, жили в отдельном помещении, имели собственную воспитательницу, но ходили в форменных платьях и классы посещали вместе с другими смольнянками.

В 1914 году Смольный отмечал 150-летнюю годовщину своего существования. Вышли из печати первые тома большого труда, посвященного истории Воспитательного общества, печатались воспоминания, статьи. Торжественное празднование состоялось 20 мая в присутствии Императора и Императрицы.

А через два с половиной месяца началась война. Все чаще в подписях к фотографиям смольнянок появлялись подписи: «работает на раненых», «работает как сестра милосердия».

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Соборы и Храмы

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

  • выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
  • множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
  • установлены три иконостаса
  • церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
  • ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя

Мой Питер. Смольный собор

Несмотря на то, что сейчас не самое теплое и зеленое время года, не хотите ли взглянуть на город с высоты? Предлагаю вам подняться на самую высокую смотровую площадку Санкт-Петербурга, на высоту 50 метров. Сегодня мы отправимся на звонницы Смольного Собора.

Но все по порядку. Ведь не только звонницы, но и сам собор заслуживает нашего внимания.

Полное название — Смольный Воскресения Христова собор. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Назывался он ранее и Храмом Воскресения Христова, и Воскресенским Собором, и Храмом Всех Учебных Заведений.

Настоящий шедевр барокко в Петербурге.

Храм задумывался как воплощение мечты наследницы престола Елизаветы Петровны, строительство продолжала Екатерина Великая. Но освящен храм был только при Николае I.

Мечта у Елизаветы Петровны была такая: отойдя от дел, когда закончилась бурная молодость, решила она стать настоятельницей обители, где под ее началом жили бы сто двадцать благородных девиц. Однако от роскоши отказаться Елизавета не была готова, поэтому монастырь, строительством которого занимался архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, должен был быть похож на дворец. Похож же?

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Задумывался собор с огромной колокольней 140 метров высотой, которая была бы выше звонницы Ивана Великого в Московском Кремле (соперничество двух городов было всегда). Но денег не хватило, тоже, впрочем, как всегда. Итак, Смольный собор — пятикупольный храм с четырьмя звонницами, окружающими купола. Вокруг храма располагается монастырь с 4 церквями и соединяющими их корпусами. На него мы посмотрим сверху. Задумывался Смольный как главный петербургский храм. Достроен он был в 1835 году. Как обычно, начали за здравие, много денег, много рабочей силы. А дальше все пошло медленнее. Ни одно здание в Петербурге не строилось так долго.

Читайте также  Тула музеи и достопримечательности

В советское время храм, как и другие храмы Петербурга, был закрыт. В 1990 году после падения СССР, храм не открыли для богослужений, а сделали из него концертный зал. Говорят, великолепный. Богослужения в соборе начались с 2010 года. Собор и сейчас действует как концертный зал.

Сейчас у входа в Собор установлен колокол Смольного Собора, который планировалось поднять на колокольню в 2014 году, но так как уже декабрь, в этом году это вряд ли случится. Колокол массой 10 тонн отлит в Воронеже, основной тон ― нота «ре» малой октавы.

По нижнему краю колокола отлиты названия основных вузов Санкт-Петербурга

Заходим в собор и покупаем билет на звонницу. Билет стоит 100 рублей для всех категорий. И поднимаемся. Написано при входе, что наверх ведут 278 ступеней. Мы насчитали всего 269, хотя считали очень точно и площадки тоже. Трудно ли? Если у вас есть проблемы с ногами, наверное, нелегко, но в ободрение могу сказать, что мой трехлетний ребенок смог подняться на звонницу самостоятельно.

Лестница на протяжении подъема разная, большую часть пути в начале вы пройдете по красивой каменной лестнице, выглядящей достаточно обычно, не пугающе. Будто вы просто поднимаетесь на 5-7 этаж в старином здании.

Открываем дверь и видим перед собой чердак, переход между звонницами, оттуда ведут отдельные лестницы на каждую звонницу, сейчас попасть можно на две. Спиральная каменная лестница ведет наверх.

Поднимаясь по лестнице, если вам повезло и вы очень маленького роста, можете попробовать посмотреть в окошки-бойницы :)

Заканчиваем подниматься по каменной винтовой лестнице, и оказывается, что это еще не все.

Дальше нас ждет металлическая, самая страшная лестница

Поднимаясь, не забудьте смотреть по сторонам. Этим и хорошо ходить в несезон, кроме нас, никого не было в соборе и на лестнице, можно было подниматься сколь угодно медленно. До сих пор неизвестно, зачем из стены местами вынуты кирпичи.

Итак, последний, самый страшный пролет металлической лестницы и мы на месте.

Ради чего же мы поднимались? Ради таких вот видов.

На этой фотографии Большеохтинский мост через Неву.

перспектива Суворовского проспекта

Видим Исаакиевский Собор и Спас на Крови

Площадь Растрелли перед собором и далее сквер Кикины Палаты. Видна так же красная Водонапорная башня Водоканала, сейчас там очень интересный музей. Справа желтое здание с зеленым куполом — Таврический Дворец.

Взглянем поближе, посмотрим на подножье собора, на монастырь.

Он окружает Смольный со всех сторон

Кстати, одна из четырех домовых церквей монастыря была лютеранской.

А это вид с другой звонницы

Черные купола с золотыми крестами — Церковь Иконы Божией Матери Знамение на Тверской.

Внимания заслуживает и чердак, который сохранен почти в первоначальном виде, он не реставрировался. Вероятно, там когда-то откроют высавочные залы.

Говорят, в Смольном шикарные подвалы. Сейчас там служебные помещения для артистов. И есть замурованные подземны ход! Куда он идет, неизвестно. Но простым людям, как мы с вами, туда не попасть.

Сейчас внутреняя часть концертно-выставочного комплекса, то есть внутренний интерьер Собора выглядит так. Ничего из украшения не сохранилось. Это после последней реставрации. Зато свет и звук по последнему слову техники!

фото из открытых источников

Уходя из Собора, обратим внимание на дверь

Говорят, что в Сольном есть интересная особенность: во время заката солнце падает сквозь овальное окно и будто софитом высвечивает место, где был алтарь, а сейчас находится сцена.

Приезжайте в Петербург и посетите выступление Камерного Хора Смольного Собора!

04.12.14,
Наталья Очева,
фото автора, если не указано иное

Смольный монастырь, собор

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли [2, с. 72]. Комплекс монастыря был сформирован архитектором из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Зодчий решил создать новый для России тип монастырского комплекса. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, он разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.

В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.

Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также — Смольным.

Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).

12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню — «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых — для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё такой колокол, который бы весил 20 000 пудов, а шириною бы стал — более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С. И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. Фельтен с 1765 по 1775 год достроил корпуса, начал создание интерьеров. Но из-за недостатка денег интерьеры тогда завершены так и не были.

Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.

Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»

Читайте также  Музей мадам тюссо великобритания

Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:

Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге — 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Колокольня же так и не была построена.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

История Воскресенского Смольного собора

Воскресенский собор (фото из личного архива)

Личное впечатление:

Я искренней люблю неповторимый архитектурный ансамбль Смольного. Эти светлые, небесного цвета, с тонкими вкрапления солнечного золота стены монастыря, которые так живописно выделяются но фоне нежной зелени лип Смольного сада. И сам Воскресенский собор, его белые своды, наполненные голубоватым светом, эта простота и кристальная ясность, так редко встречающаяся в церковной архитектуре. Входя во внутрь, ты как будто становишься легче, твои мысли устремляется к небу. Порой меня просто поражает, насколько сильное влияние на человека может оказывать архитектурное искусство. Как же сильно ощущается искренность и любовь к Богу тех людей, которые возводили стены Смольного.

Не готическое мрачное величие Кёльнского собора, не византийская мягкость Владимирского храма в Херсонесе, не помпезный шик московского Храма Христа Спасителя не вызывают во мне таких искренних эмоций, таких личных, глубоких и нежных мыслей, тех чувств трепета и любви, которыми наполняется моя душа, когда я вижу силуэт Воскресенского собора, который почти сливается с голубым небом и белоснежными облаками, в которых высекают золотые искорки солнце. Как говорят храм – это “дом Господень”, и лично для меня нет места кроме Смольного монастыря, в котором так тонко и четко осознается это сакральное понятие.

История и архитектура Смольного собора

Российская императрица Елизавета Петровна провела свое детство в деревянном дворце “Смольном доме” , и очень полюбила это место на берегу Невы. По её желанию, на месте дворца должен был быть построен величественный монастырь, в котором она хотела в покое провести последние дни своей жизни. Императрица даже хотела принять монашеский постриг, но не успела реализовала свое желание. Проект храмового комплекса Елизавета Петровна поручила своему обер-архитектору — Бартоломео Франческо Растрелли, с именем которого у нас ассоциируется вся елизаветинская эпоха.

Растрелли — это российский архитектор итальянского происхождения. Именно ему принадлежат проекты Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве (который имеет много общий черт со Воскресенским собором). Именно он занимался перестройкой Екатерининского дворца в Царском Селе. Франческо Растрелли являлся наиболее ярким представителем “русского” или “елизаветинского” барокко, и проект ансамбля Смольного монастыря был вершиной архитектурного творчества в этом стиле. Храмовый комплекс был заложен в 1748 году, строился 87 лет, действовал 87 лет и был закрыт еще через 87 лет.

Главной “русской” чертой в барочном стиле Смольного является пятиглавие собора. Со времен Екатерины второй все храмы возводятся с пятью главами, и Воскресенский собор был первым. Пышность Смольного напоминает о том, что это не простой, а дворцовый монастырь, построенный лично для императрицы. Монастырь кроме собора включает в себя еще корпуса вокруг Воскресенского, которые опоясывают его, и размыкаются лишь перед главным входом, образуя площадь. Благодаря этому мы можем издали лицезреть все величие собора. Но изначально на месте этой площади должно было быть здание, которое окончательно бы замыкало корпуса монастыря и образовывало бы внутренний двор. Этим зданием должны были стать ворота с великолепной колокольней высотой около 160 метров, которая была бы уникальна не только для Петербурга, но и для России вообще. Для сравнения, шпиль одного из высочайших зданий города — Петропавловской крепости — целых 122 метра.

До наших дней дошёл макет монастыря, благодаря которому мы можем представить, как бы мог выглядеть весь храмовый комплекс, если бы проект Растрелли был воплощен до конца. Модель смольного монастыря было решено вырезать из липы, а детали декора отлить из свинца и позолотить. Постройка архитектурной модели комплекса Смольного велась шестью лучшими плотниками, при этом Растрелли сам раскрашивал модель кисточкой. Модель Смольного монастыря плотники собирали в таком же порядке, в котором впоследствии предполагалось собирать оригинал.

Сам ансамбль монастыря выполнен в строгой симметрии, корпуса окружают собор, и представляют собой здания — ризалиты , объединённые переходами. Изначально эти переходы должны были быть открытыми, и можно было бы прогуливаться из одного корпуса в другой. Но из-за суровости русского климата переходы застеклили. По углам собора расположены четыре башни, и все они были в свое время церквями. Две церкви посвящались святым покровителям императриц Елизаветы и Екатерины Великой. Для этих церквей интерьеры делал сам архитектор Растрелли, но в течении двадцатого века большая часть внутреннего убранства была утрачена. Сохранились лишь элементы лепнины. Одна башня была лютеранским храмом. Последняя четвертая башня была храмом Святого Благоверного Александра Невского, домовой церковью Смольного института благородных девиц.

Корпуса между собой объединяет с собором великолепная чугунная решетка, которая была сделана по рисунку архитектора Василия Петровича Стасова, который создавал интерьер Смольного собора. В рисунке решетки виден растительный орнамент: колосья пшеницы, виноградная лоза. В двух башенках Смольного до революции были звонницы. Теперь там располагаются самые высокие в историческом центре Петербурга смотровые площадки, которые возвышаются над Невой на 50 метров.

Собор значительное время простоял в бездействии. После закладки в 1748 строительство шло быстрыми темпами. На его строительство был выделен огромный бюджет, были согнаны тысячи солдат и приглашены тысячи мастеров из разных губерний. Но в связи с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились. После смерти Елизаветы, Екатерина Великая назначила главным архитектором Юрия Фельтена (который знаменит своей храмовой архитектурой) и сократила бюджет строительства. В 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, возникло первое высшее женское учебное заведение России – Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц Петербурга). Здесь учились девушки благородного и мещанского происхождения.

Но сам Воскресенский собор все еще не был достроен. У императора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. За десятилетия кровля Воскресенского собора обветшала, стены покрылись трещинами, подвалы наполнились водой. И только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елизавета Петровна, но без великолепной колокольни, которая могла стать главной доминантой города.

Именно Николай I поручил проектировку внутренних интерьеров Смольного Василию Стасову. Мастер в полноте воплотил во внутреннем убранстве собора главный принцип классицизма – величие в простоте. Белые сплошные стены, мощные пилоны, поддерживающие главный барабан и белые колонны. Широта и простор. Стены украшены небольшим количеством лепнины с ангельскими и растительными мотивами с минимальным количеством росписей. Огромное, пустое (в том числе и в цветовом смысле) пространство создает ощущение воздушности, небесного простора, и при этом подчеркивает мощность и силу, которая ассоциируется со временем Екатерины Великой и наивысшим расцветом Российской империи. Барочная мягкость наружного убранства, и строгие кластические внутренние интерьеры удивительно контрастируют, но при этом прибывают в волшебной гармонии, вызывая чувства восхищения и благоговения .

Также интересным и нетривиальным вопросом для Василия Стасова было отсутствие отопления. «С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей, поскольку по проекту Растрелли собор строился «холодным».

По утверждённому в 1835 году императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений, в котором ежедневно проводились богослужения.

Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году в соборе открылся концертно-выставочный комплекс.

В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. В апреле 2004 крест вернули на место после реставрации. До 2015 года в стенах исторического здания играли на органе, проводили концерты хоровой музыки, организовывали выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки. В январе 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской православной церкви.

Вокруг Смольного собора располагаются Факультеты политологии, социологии и Факультет международных отношений СПбГУ. Я завидую студентам нашего университета, учеба которых проходит вблизи одного из прекраснейших мест Санкт-Петербурга. Воскресенский собор является настоящим памятником истории и архитектуры. Возведенный русскими мастерами по проекту итальянского архитектора, вобравший в себя черты нескольких архитектурных стилей. За 300 лет в стенах Смольного побывали императрицы и императоры, монахини и лютеранки, воспитанницы общества благородных девиц, рабочие и солдатские депутаты. Главный вузовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни жителей города, символ красоты и уникальности Петербурга. Воскресенский Смольный собор — это удивительное место, в котором мне посчастливилось побывать.

Список использованных литературных источников и информационных материалов:

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: