Воскресенский белогорский мужской монастырь

Воскресенский Белогорский мужской монастырь — пещерный православный монастырь в Воронежской области

Воскресенский белогорский мужской монастырь

Воскресенский белогорский мужской монастырь

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
РОССОШАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Главная
  • Анонсы
  • Новости
  • Монастырь
    • История
    • Подворье обители
    • Святыни обители
    • Фотоальбом обители
    • Подвижники
    • Архиерей
    • Наместник
    • Духовенство монастыря
    • Виртуальный тур
    • Литературная страничка
    • Воскресная школа
    • Видеотека
    • Календарь
    • Музей обители
  • Фотогалерея
  • Помощь паломнику
  • Помощь труднику
  • Реквизиты монастыря
  • СОВЕРШАЕМЫЕ ТРЕБЫ И ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА НИХ
  • Расписание богослужений
  • Контакты
  • Подать записку о здравии и упокоении

Фотоальбом

Анонсы

Видеосюжет о пещерном храме в честь святого князя Александра Невского

Видеосюжет о пещерном храме в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в Воскресенском Белогорском мужском монастыре.

Видеосюжет на телеканале «ОТР»

На телеканале «ОТР», в программе «Большая страна» вышел видеосюжет о Белогорской обители.

Видеосюжет на телеканале «СОЮЗ»

На телеканале «СОЮЗ» вышел видеосюжет о Воскресенском Белогорском мужском монастыре.

Новости

Ильинский казачий крестный ход в Белогорской обители

28 июля 2021 года, в 18 часов, в центре села Белогорье состоялась встреча иконы Божией Матери именуемой «Спорительница Хлебов». Икону встречали братия Белогорской обители вместе с жителями и гостями села Белогорье.

Игумен Илия принял участие в XXIХ Международных образовательных чтениях

17 мая, игумен Илия принял участие в конференции по древлехранению, проводимой в Спасо-Андрониковом монастыре города Москвы.

Пасхальные концерты в Воскресной школе при Белогорском монастыре

15 и 16 мая в помещении Воскресной школы при Воскресенском Белогорском мужском монастыре и в Доме культуры села Белогорье прошли Пасхальные концерты, на которых был представлен спектакль «Святой Александр», посвященный 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского.

Виртуальный тур

Как добраться до монастыря

Со стороны Воронежа по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо — на указатель Россошь, Белогорье, Бабка, — после поворота до Белогорья — 7 км.

В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где вам подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению р. Дон (в зависимости от маршрута движения), от 3 до 10 км.

Со стороны Острогожска, Россоши (т. е. по трассе Воронеж — Луганск) — доезжаем до поселка Подгоренский и далее, проехав через весь поселок к цементному заводу, поворачиваем в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.

Расписание Автобусов с Центрального Автовокзала Воронеж:

Воронеж-Россошь 8.00, 14.55, 16.30 остановка село Белогорье

Воронеж-Подгоренский 11.20 и 15.20 остановка село Белогорье

А также на любом другом автобусе — до г. Павловска, и пересадка на автобусы в направлении Россоши, Ольховатки, Подгорного до села Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.

Пассажирским катером (по предварительным заказам) паломнические группы (до 50 человек) доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.

Заказы принимаются по тел.:

8-903-030-68-12;
8 (47362) 2-53-47;
8 (47362) 2-54-47 (станция юных техников, г. Павловск);
8 (47362) 7-13-63 (теплоход «Филин»).

Доезжаем до ст. Подгорное (поселок Подгоренский Воронежской области), пересаживаемся на любой автобус до г. Павловска и выходим, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

Белогорский Воскресенский монастырь

Мiръ Россия Воронежская область Белогорский Воскресенский монастырь

Белогорский Воскресенский монастырь — пещерный мужской монастырь. Находится в 4 километрах от села Белогорье Подгоренского района Воронежской области.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание
    • 1.2 Второй половина XIX — начале XX веков
    • 1.3 Упразднение монастыря
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Храмы и пещеры
    • 6.1 Александро-Невский храм
    • 6.2 Воскресенский собор
    • 6.3 Вознесенский храм
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Как добраться
  • 10 Паломнику

История [ править ]

Основание [ править ]

Монастырь основан в 1796 году Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.

В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.

При жизни Марии протяжённость пещер достигла более 299 аршин (около 212 метров). Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии.

Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

С 1819 по 1856 годы Белогорская община выслала более 20 тысяч рублей в Воронежское попечительство о бедных.

Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня и корпуса для подвизающихся.

Второй половина XIX — начале XX веков [ править ]

В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) община пещерокопателей получает официальный статус скита и приписана к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит.

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году.

Протяжённость пещер к тому времени значительно превышала два километра. В этом же году трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною более восьмидесяти метров и диаметром более трех. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадёжное предприятие.

Упразднение монастыря [ править ]

После Октябрьской революции были уничтожены Троицкий и Преображенский храмы, братия была разогнана, частично сослана, монастырь закрыт, сооружения разобраны на стройматериалы, церковная утварь и иконы конфискованы, мощи Марии и Иоанна осквернены и бесследно исчезли. На месте обители был устроен зерноток.

Пещеры, разрушаемые временем, военным лихолетьем, а также проникающими в них празднолюбопытствующими путешественниками, которые, оставляя надписи на стенах, часто не задумывались, что творят, были частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. В настоящее время (2014 год) протяжённость сохранившихся пещер составляет 985 метров.

Современное состояние [ править ]

В 2003 году предпринято первое усилие к возрождению обители. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки.

12 сентября 2004 года, на престольный праздник, перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, была совершена первая Божественная литургия. Следом за планировкой восстановительных мероприятий началась активная расчистка стен. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и помещений пещерной системы.

В октябре 2005 года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, а в 2006 году в храме уже регулярно совершались богослужения.

Небольшая часть братии сейчас проживала на хуторе Кирпичи, между Белогорьем и монастырём.

Официально возрождён 2 октября 2013 года решением Священного Синода Русской православной Церкви.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

  • Икона Пресвятой Богородицы «Мария обрете благодать у Бога»
  • Ковчежец с частицей мощей блгв. кн. Александра Невского — передана в пещерный храм в октябре 2005 года
  • Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, мчч. монастыря Герасима Иорданского, мчч. Вифлеемских младенцев, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Мелетия Рязанского, прмч. Гавриила Афонского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского-младшего, прп. Иова Почаевского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Иринарха Соловецкого, прп. Илариона Троекуровского, прп. Феодора Зверинецкого, прп. Киево-Печерских: Исаии чудотворца, Иоанна многострадального, Меркурия, Агапита врача безмездного, Павла послушливого, Григория чудотворца, Николы Святоши, Никона, Саввы чудотворца, прп. Кукши Одесского, прп. Феофила Киевского, прп. Ионы Киевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора Санаксарского, прмч. Александра Санаксарского, св. прав. воина Феодора Ушакова

Престольные праздники [ править ]

Храмы и пещеры [ править ]

Пещеры обители, начатые усилиями подвижницы Марии, достигли более 299 аршин (около 212 метров) протяженности при ее жизни. К 1916 году протяженность пещер значительно превышала два километра. В советские годы время, военное лихолетье, и тысячи путешественников сильно повредили пещеры. К 1990-м годам они оказались частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. К 2000-м годам протяженность составляла около 800 метров.

Александро-Невский храм [ править ]

Первый храм будущей обители — во благоверного великого князя Александра Невского — был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.

Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя — 30 августа по церковному календарю.

Воскресенский собор [ править ]

Крупнейший храм обители — в честь Воскресения Христова — был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым. В 1916 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. В 1931 году по распоряжению Павловского райисполкома — взорван [5].

Вознесенский храм [ править ]

Наземный храм в честь Вознесения Господня действовал на 1882 год, был уничтожен после революции.

Воскресенский Белогорский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

В начале XIX века последовал указ Александра I о тщательном расследовании дела Марии. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм благоверному князю Александру Невскому — святому, в честь которого был крещен император Александр I. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.

Она скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах.

Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.

Среди тех продолжателей дела Марии были Иоанн Алексеевич Тищенко, уроженец Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпин из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Какое-то время копал пещеры Иаков Безмолвник (проходил подвиг молчальничества и тайно носил вериги). Рядом с монастырем подвизался старец Петр (Еремеенко) и странник Павел Илясов.

Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

Читайте также  Юсуповский дворец питер

Архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В 1875 году настоятелем монастыря был назначен иеромонах Петр (Васильев). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь.

Монастырь владел крупными участками земли, хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел, было налажено большое производство и продажа свечей; действовали два наземных храма – Воскресенский и Вознесенский, а также пещерный храм св. Александра Невского; двух- , трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти, был устроен приют для детей сирот. К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а трудников – около семидесяти человек. Количество паломников составляло от трехсот человек в

Достопримечательностью обители являются меловые пещеры, протяженность которых до революции превышала два километра (нижний уровень датируется VIII в. и идентичен древнеримским катакомбам).

Воскресенский собор был построен в неовизантийском стиле Воронежским губернским архитектором Афанасьевым и расписан известным мастером Щукиным в 1916 году.

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, большая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, а в 1931 году был взорван Воскресенский собор.

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. С 2004 года началось восстановление монастыря. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря

В 2014 году был построен деревянный наземный храм святителя Спиридона Тримифунтского, а в 2015 году – на глубине около 45 метров от вершины горы устроен нижний пещерный храм Святого Духа.

С 27 сентября 2016 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря является иеромонах Илия (Ждамиров).

Распорядок дня в монастыре: подъем за полчаса до службы; 6-00 утренние монашеские правила (7-30 в воскресные, двунадесятые и великие праздники); трапеза; послушания (отдых с 13-00 до 14-00); 17-20 вечерняя трапеза; 18-00 вечерняя служба; личное время; 23-00 отбой.

Монастырь испытывает большую нужду в материальной помощи.

В монастыре ведется строительство братских корпусов и планируется закладка Воскресенского храма.

Реквизиты монастыря:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ БЕЛОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Юр. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Факт. адрес: 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-он, с. Белогорье, хут. Кирпичи, ул. Ал. Невского, д. 1

Банк получателя: Центрально-Черноземный банк СБ РФ г. Воронеж,

ИНН 3624005326, КПП 362401001, БИК 042007681,

р/с 40703810113000000522, к/с 30101810600000000681, ОГРН 1167700053443, ОКПО 00587301

Белогорский Воскресенский мужской монастырь

Воронежская область может похвастаться сразу несколькими пещерными монастырями. Если вы никогда не были в храмах, вырубленных в скале, то Воронежская область отличное место, чтобы первый раз их увидеть. Когда-то подобных монастырей в Придонье было довольно много, но до наших дней в хорошем состоянии сохранилось лишь три. Как правило, туристы отправляются в Дивногорье и Костомарово, а вот до Белогорья добираются значительно реже. Конечно, с точки зрения красоты, Белогорье проигрывает своим собратьям, но с точки зрения истории, архитектуры и спокойствия, ничуть им не уступает. Мы посетили все три пещерных обители и решили, что каждая из них заслуживает отдельной большой статьи. Итак, сегодня речь о пещерном Воскресенском монастыре в Белогорье.

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Как добраться до Белогорского монастыря Воронежской области

Монастырь расположился в селе Белогорье рядом с хутором Кирпичи. Добираться до него удобнее всего на машине. Если вы едете со стороны Москвы по трассе М-4 «Дон», то вам нужно, не доезжая Павловска около 15 км, повернуть направо до Белогорья, а затем до хутора Кирпичи около 3 км. Если вы едете со стороны Ростова, то после Павловска будет указатель на Белогорье (слева).

Как добраться до Белогорского монастыря

Для тех, кого не останавливают трудности общественного транспорта, расскажем как добраться до Белогорского пещерного монастыря на нем. Отправляетесь с железнодорожного вокзала «Воронеж» до станции «Подгорное», а затем любым автобусом на Павловск. Выйти нужно, не доезжая Павловска, в селе Белогорье. Готовьтесь к долгой пешей прогулке.

Информация для паломников и экскурсии по монастырю

Прогуляться по территории монастыря вы можете самостоятельно и совершенно бесплатно, но если хочется попасть в пещеры, то нужно брать экскурсию, которую проводят насельники монастыря. На дверях пещеры и храмов висят телефоны, куда обращаться.

Информация об экскурсиях на дверях храма Александра Невского

Богослужения в пещерном храме Александра Невского проходят с апреля по октябрь по пятницам, субботам, воскресеньям, а также во все великие и двунадесятые праздники. С октября по апрель богослужения проводятся на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье или в деревянном храме Святого Спиридона Тримифунтского. Традиционные крестные ходы:

  • 29 июля — 1 августа. Маршрут: Воскресенский Белогорский мужской монастырь – Белогорье — Верхний Карабут (ночевка) — Колодежное (ночевка) — Костомаровский Спасский женский монастырь. Протяженность — 40 км. Возможность размещения на ночлег нужно уточнять заранее.
  • 12 сентября. Маршрут: Воскресенский Белогорский пещерный монастырь — источник святого благоверного князя Александра Невского.

Внутри храма Святого Спиридона

История Белогорского Вознесенского монастыря

Очень часто паломники, которые посещают Белогорский Вознесенский мужской монастырь не первый раз, называют его «место, избранное Богом». Нерелигиозные люди назовут это преувеличением, но сложно спорить с тем, что здесь удивительно сплелись воедино и красивейшая природа, и необыкновенная история жизни людей, и какая-то особая Божия воля.

Белогорский Вознесенский мужской монастырь в Воронежской области

История монастыря в Белогорье зародилась на рубеже царствования двух императоров Павла I и Александра I в 1796 году. И, как это не парадоксально, основала мужскую обитель женщина. В 1740 году в небольшом уездном городке Бирюч в семье украинского переселенца Константина Босого родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства девочка заявила, что хочет служить Богу и пойдет в монахи, но родители решили иначе. Семья переезжает в Белогорье, где в 25 лет девочку выдают замуж за местного военного Самуила Шерстюкова. Но брак не заладился — муж пил, не просыхая, и допился до смерти, оставив Марию с двумя детьми в крайней нищете. Содержать семью самостоятельно Мария не может, поэтому отдает сыновей в услужение.

Мария Шерстюкова — основательница пещерной обители в Белогорье

После того, как дети были пристроены, сорокапятилетняя вдова пустилась во все тяжкие: бродяжничество, разврат, попрошайничество, пьянство. Чтобы заработать деньги на алкоголь, начинает ворожить, колдовать, в общем, то, что сейчас называется мошенничеством. Спустя пять лет подобной жизни Мария случайно забрела в одну из меловых естественных пещер, где задумалась о своем положении, жизни, осознала безнадежность и обратилась впервые за много лет к Богу. В полном одиночестве она отправилась пешком за своим спасением в Киево-Печерскую лавру, в которой провела почти год, ежедневно посещая пещеры, службы, исповедуясь. Мария глубоко раскаялась и получила благословение от духовника на богоугодные труды, постоянную молитву и повторение подвигов пещерокопателей.

На территории Белогорского монастыря

Возвратившись в Белогорье, она в безмолвии и строгом воздержании начала копать пещеру на правом берегу Дона недалеко от хутора Кирпичи. На тот момент Шерстюковой исполнилось 56 лет. Усмотрев в возвращении Марии недобрый знак, сначала всполошилось местное население, потом священство, а затем и местная власть. Пещеры заваливали, Марию арестовывали и предавали суду, письма и доносы доходили до министра духовных дел и просвещения Голицына, а там и до императора.

В итоге пещерокапательница вместе со своими первыми сподвижниками перебралась ниже по течению Дона, туда, где их труды были недоступны людям. Но вместо опалы от руководства страны к Марии пришла известность и на смену подозрениям и ненависти пришли поддержка и уважение. Вместо порицания, государь приказал выделить Шерстюковой 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности было решено освятить храм в честь небесного покровителя императора — святого благоверного князя Александра Невского.

Вход в пещерный храм Александра Невского в Белогорском монастыре

30 августа 1819 года храм был освящен, таинство совершил протоиерей Афиноген Печерский. Число единомышленников и сторонников пещерокопательницы увеличилось, а вместе с тем росло и число помощников. Подвиг Марии Шерстюковой продолжался более 20 лет, за это время протяженность пещер достигла 212 метров. 22 июня 1822 года в возрасте 82 лет Мария умерла и была похоронена на территории обители.

На этом месте находилась усыпальница Марии Константиновны Шерстюковой

После смерти первой воронежской пещерокопательницы популярность пещерного подвижничества упала, снова появились противники. К счастью, пещеры продолжили жизнь, но теперь разделились на старые (212 метров, выкопанных при жизни Шерстюковой) и новые (все, что было вырыто после ее смерти). Длина новых пещер значительно превышает старые. Среди тех, кто продолжил дело Марии, нельзя не рассказать об Иване Алексеевиче Тищенко, он ненадолго ее пережил, но был одним из самых верных ее единомышленников. Он собственноручно выкопал значительную часть старых пещерных ходов.

Иван Алексеевич Тищенко — один из сподвижников пещерокопательницы Марии

После его смерти, его похоронили рядом с Марией на вершине пещерной горы. После закрытия монастыря в 1922 году останки старцев были изъяты из склепов и осквернены.

То, что осталось от разграбленной усыпальницы Шерстюковой и Тищенко

Постепенно пещеры росли, а количество паломников увеличивалась. В 1820-1870-х годах число пещерных отшельников выросло с четырех до 25 человек. Пещерное отшельническое житие стало все больше походить на монастырь, здесь появился сад, огород, пасека, хозяйственные наземные постройки. Храмы же оставались в пещерах и здесь не прекращались службы. Еще при жизни Шерстюковой из Киево-Печерской лавры в дар пещерокопателям была передана икона «Мария благую часть избра». Несмотря на то, что в пещерах всегда довольно высокая влажность, икона сохранилась в них без каких-либо повреждений.

Одна из икон Белогорского монастыря

Стараниями отшельника Ивана Николаевича Васильченко в Белогорье на пожертвования была сооружена каменная колокольня, а также вырос настоящий городок для подвизающихся (волонтеров, которые пришли в молитве и труде получить успокоение души). Но все это было лишь общество людей, объединенных идеей копания пещер. Вопрос о преобразовании пещер в монастырь был поднят только во второй половине XIX века. С 1866 года пещеры были приписаны к Успенского Дивногорскому мужскому монастырю как скит. С этих пор началась новая страница в истории Белогорских пещер, вопрос об образовании самостоятельного монастыря был пока отложен.

Один из корпусов наземной части Белогорского монастыря

Читайте также  Дивноморское достопримечательности и развлечения

Деревянный храм Святого Спиридона Тримифунтского

Монастырь был учрежден указом Святейшего Синода в 1882 году, еще до основания обители настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. При нем был заложен главный храм монастыря — Воскресенский, укрепилось и набирало обороты хозяйство, был учрежден приют для мальчиков-сирот и многое другое. К началу XX века число монашеской братии составляло около двадцати человек еще более полусотни человек жили постоянно в монастыре в качестве трудников.

Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство Воскресенского храма. Автором стал известный губернский архитектор Афанасьев, а росписи сделать не менее известный Щукин в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра. Особой гордостью Воскресенского монастыря стал уникальный колодец, который был вырыт в меловой горе. Его глубина составила более 80 метров, а диаметр 3 метра.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь в начале XIX столетия

Начало XX века было трудным для всех российских монастырей, пришла рьяная коммунистическая борьба с Богом и на Белогорские земли. В самой деревне Белогорье до основания были уничтожены Преображенский и Троицкий храмы, досталось и монастырю: он был закрыт, братия разогнана, те, кто сопротивлялся, были посажены, все наземные сооружения разобрали на стройматериалы, храмы взорваны. Вся церковная утварь, иконы, святыни были конфискованы, даже мощи Марии и Иоанна были сначала осквернены, а потом и вовсе бесследно исчезли. На месте красивейшей пещерной обители был построен зерноток.

На территории Белогорского монастыря

За годы советской власти пещеры пришли в ужасное состояние: они разрушались от времени, пострадали в годы войны, а тысячи праздных «туристов» считали свои долгом оставить наскальную живопись на стенах подземных храмов. В настоящее время пещеры частично завалены и осквернены. Если раньше длина пещер составляла более 2 км, то сейчас это 995 метров. За последний десяток лет стараниями монашеской братии удалось привести в порядок лишь 200 метров пещер.

Пещеры Белогорского монастыря

К счастью советские времена канули в лету и на столетие прославления преподобного Серафима Саровского было предпринято первое усилие по возрождения Белогорского монастыря. 12 сентября 2004 года на праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Белогорском монастыре была совершена первая за несколько десятков лет Божественная литургия.

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Уже в 2005 году были частично расчищены помещения пещерной системы, проведена предварительная реставрация храма Александра Невского. Осенью того же года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя. Начиная с 2006 года службы в церкви становятся регулярными.

Одна из святынь Белогорского монастыря, а их здесь много

Вход в пещерный храм Александра Невского

Восстановительные работы на территории Белогорского монастыря

Мы посетили монастырь весной 2018 года во время возвращения из нашего очередного автомобильного путешествия по Краснодарскому краю. Если вы просто путешественник, которые любит интересные места, то обязательно стоит сюда заехать по дороге на юг. Если вы верующий человек, то лучше организовать свою личную паломническую поездку, в рамках которой посетить еще Кастомаровский и Дивногорский монастыри.

Нам не удалось побывать в пещерной части монастыря, о чем мы очень жалеем, но были ограничены по времени и пришлось выбирать пещеры Белогорья или Дивногорский монастырь, выбор пал на последний.

Белогорский Воскресенский монастырь — удивительное место, в котором переплелись и история, и судьбы людей, и красивейшая природа. Сейчас популярность монастыря набирает обороты, сюда приезжают и туристы с экскурсиями, и паломнические группы, хочется верить, что это принесет финансирование обители и монашеская братия продолжит свой тяжелый труд по восстановлению монастыря. Почему-то кажется, что нерасчищенные более километра пещер таят в себе много тайн и открытий.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь 2019-07-27T08:08:43+03:00 2019-07-23T01:12:25+03:00 Natalya ‘Poznamka’

Воскресенский Белогорский мужской монастырь

Воскресенский Белогорский мужской монастырь

Адрес Воскресенского Белогорского мужского монастыря: 396576, Воронежская обл., Подгоренский район, с. Белогорье, хутор Кирпичи
Телефоны Воскресенского Белогорского мужского монастыря: (47394) 5-23-21 подворье хут. Кирпичи; (47394) 5-26-00 Троицкий храм с. Белогорье.
Как проехать к Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю.
На автотранспорте: со стороны Воронежа по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо – на указатель Россошь, Белогорье, Бабка, – после поворота до Белогорья – 7 км.
В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где в зависимости от времени года подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению р. Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км.
Со стороны Острогожска, Россоши (т. е. по трассе Воронеж–Луганск) – доезжаем до поселка Подгоренский и далее, проехав через весь поселок к цементному заводу, поворачиваем в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.
На пассажирском транспорте: на любом автобусе – до г. Павловска, здесь пересдка на автобусы в направлении Россоши, Ольховатки, Подгорного до села Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.
На поезде, электричке: доезжаем до ст. Подгорное (поселок Подгоренский Воронежской области), пересаживаемся на любой автобус до г. Павловска и выходим, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.
Водным транспортом: – от г. Павловска пассажирским катером (по предварительным заказам) паломнические группы (до 50 человек) доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю. Заказы принимаются по тел.: 8 (903) 030-68-12, (47362) 2-53-47, 2-54-47 (Станция юных техников, г. Павловск); (47362) 7-13-63 (теплоход «Филин»).

На высоком берегу Дона, на вершине белых меловых гор, давших название небольшому селу Белогорье, расположен Воскресенский мужской монастырь. Начало ему было положено в XVIII веке простой женщиной, казачьей вдовой Марией Константиновной Шерстюковой, которая для искупления своих грехов совершенных в молодые годы, с благословения старца Киево-Печерской Лавры понесла тяжелый подвиг пещеростроительсва. Начав этот подвиг уже в преклонных летах, она несла его более двадцати лет, стойко перенося враждебное отношение местного духовенства и светской власти, которые усматривали в трудах Марии своекорыстие, тщеславие и раскол. Гонения на подвижницу прекратил император Александр I, по повелению которого было проведено тщательное рассмотрение дела Шерстюковой, и в итоге в ее действиях не было усмотрено ни ереси, ни раскола. Александр I распорядился оказать ей необходимую помощь в устройстве пещерного храма, создание которого было завершено в 1817 году. В благодарность императору Мария Шерстюкова выразила желание, чтобы храм был освящен в честь св. блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя Александра I.

Труды пещерокопательницы привлекали к себе множество людей из простого сословия, желавших вместе с ней нести этот нелегкий подвиг во славу Божию и во спасение души. Самыми известными из них были благочестивый старец Иван Алексеевич Тищенко, Андрей Николаевич Васильченко, принявший монашеский постриг с именем Антоний, и Иаков Безмолвник. Этими подвижниками положено начало небольшой пещерной общины. К 1866 году она состояла из 25 человек. Для ведения хозяйства общины над пещерами стали устраиваться различные здания. В 1851 году на вершине горы была построена колокольня. Жизнь пещерного братства по своему укладу напоминала монастырь.

В 1866 году по многочисленным обращениям поселян и ходатайству архиепископа Воронежского Серафима (Аретинского) Святейшим Синодом было принято решение основать при Белогорских пещерах скит и приписать его к Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю. К этому времени длина пещер уже составляла около двух километров. Протяженный многоярусный пещерный монастырь, явившийся плодом глубокого покаяния и горячей деятельной любви к Богу, привлекал к себе многочисленных богомольцев из самых разных мест, что говорило о большой известности обители далеко за пределами Воронежской губернии.

Особым почитанием пользовалась икона Божией Матери, именуемая «Мария обрете благодать у Бога», в 1830-е годы принесенная в Белогорские пещеры одной странницей из Киева. Около сорока лет написанная на доске икона сохранялась неповрежденной во влажном воздухе пещер, а в 1870-е годы ее перенесли в построенную на горе Вознесенскую церковь. У этой чудотворной иконы множество безнадежно больных людей получало исцеление.

В 1882 году Белогорский скит преобразован в самостоятельный Воскресенский мужской монастырь. Его настоятелем был назначен иеромонах Петр, еще в 1875 году переведенный в скит из Митрофановского мужского монастыря города Воронежа. Он устроил при монастыре школу-приют на сто мальчиков и до самой своей кончины был их бессменным учителем. Преподавать различные дисциплины ему позволяло академическое образование. Отец настоятель был энергичным, строгим и в то же время душевным человеком, проявлявшим большую заботу о благоустроении обители. В1896 году под его руководством по проекту архитектора Афанасьева было начато строительство нового каменного собора, которое завершили уже после смерти иеромонаха Петра. Этот собор, освященный в 1915 году в честь Воскресения Христова, величественно возвышался над просторами Дона, издалека привлекая к себе взор стремившихся в обитель странников и богомольцев.

Последним настоятелем Воскресенской обители был игумен Поликарп, который управлял братством до закрытия монастыря. После революции 1917 года пещерная обитель разделила трагическую судьбу всей Русской Церкви. Официально Белогорский мужской монастырь был закрыт в 1922 году. Ему предшествовало уголовное расследование по поводу открытия для поклонения мощей пещерокопательницы Марии и ее сподвижника Иоанна. В ходе этого разбирательства следователь Борис Усатов кощунственно глумился над честными останками Божиих подвижников. Вскоре он заболел неизлечимой болезнью: в местах расположения губных, глазных и других желез Усатов обрастал чешуей. После безуспешного лечения в лучшей столичной клинике его постигла мучительная смерть.

После закрытия монастыря все монастырские постройки в течение нескольких лет были разобраны на стройматериалы, а Воскресенский собор взорван в 1931 году по решению Павловского райисполкома.

От прекрасной обители не осталось следа. Заброшенные пещеры ветшали и разрушались. Их своды, хранившие память о своих боголюбивых создателях, покрылись бессмысленными надписями и факельной гарью.

Божией милостью в начале двухтысячных годов по благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и под руководством духовенства Острогожского благочинного протоиерея Александра Долгушева началась расчистка уникальных Белогорских пещер.

12 сентября 2004 года в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского была отслужена первая Божественная литургия. С 2005 года в Белогорском монастыре возрождается монашеская жизнь.

Поскольку наземные строения и храмы обители были полностью разрушены, перед братией стоит сложная задача по их воссозданию. Не менее важным делом является расчистка, восстановление и сохранение уникальных многоярусных Белогорских пещер, воплотивших духовную жажду создававшего их простого народа. Эта неутолимая жажда Бога, стремление к подвигу ради Христа, неудовлетворенность одной лишь повседневной теплохладной молитвой вдохновили тружеников на создание удивительных пещерных храмов, часовен и келий, в которых царят полная тишина и безмолвие, так необходимые для глубокой чистой молитвы. Благодаря их трудам, мы до сего дня черпаем силы, молясь у Белогорских святынь, являющихся несокрушимым памятником народного духа.

Ежегодно 29 июля начинается крестный ход из Воскресенского Белогорского мужского монастыря. Участники хода идут вдоль Дона, то несколько 1 удаляясь от реки, то выходя непосредственно на берег. Общая протяженность дороги равняется 40 км. В пути паломников ожидает две ночевки — в селах Верхний Карабут и Колодежное. На третий день, 31 июля, крестный ход приходит в Костомарово. 1 августа участники крестного хода принимают участие в празднике в честь обретения мощей преподобного Серафима Саровского.

Читайте также  Пятигорск достопримечательности путеводитель

Источник материала: книга «Пещерные монастыри Дона», издание Воронежской и Борисоглебской епархии.

БЕЛОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Воронежской и Липецкой епархии), в 4 км от г. Павловска, к юго-востоку от с. Белогорья Подгоренского р-на Воронежской обл., на правом берегу р. Дон.

Начало Б. м. положила казачья вдова Мария Константиновна Шерстюкова (1740-1822). По благословению старца Киево-Печерской лавры в 1796-1798 гг. близ слободы Белогорье (на месте существовавших, вероятно с XIV в., пещер) она выкопала пещеру в горе на 8 сажень (ок. 16 м) и стала в ней подвизаться. Вскоре Шерстюкова стяжала известность старицы, к ней стали приходить паломники, к-рые продолжали пещерокопательство. Ежегодно пещеры посещали более 30 тыс. чел. из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, С.-Петербурга и др. Местное духовенство с недоверием относилось к пещерокопателям, подозревая в них сектантские и раскольнические действия, пещеры неоднократно закрывали, Шерстюкову преследовали. В 1800 г. священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному прот. Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 г. на основании донесения белогорского благочинного свящ. Иоанна Ставрова еп. Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. В 1807 г. вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. В 1811 г. белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к еп. Воронежскому Антонию (Соколову).

В 1816 г., после освящения в слободе Белогорье Преображенского храма, еп. Воронежский Епифаний (Канивецкий) объявил о Высочайшем повелении упразднить пещеры, а пещерокопательницу отдать под суд. Но сообщение еп. Епифания оказалось неверным. Высочайшим распоряжением и письмом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына воронежскому губ. М. И. Бравину и управляющему епархией было предписано подробно изучить сведения о пещерокопательнице и пещерах. В 1817 г. имп. Александр I Павлович одобрил пещерокопательство и распорядился выделить 2500 р. на устройство в пещерах храма. Специальная комиссия в составе представителей губернского правления протоиереев Афиногена Печерского и Иоанна Ставрова определила место для храма — недалеко от главного входа в пещеры. В 1819 г. подземная церковь была освящена по просьбе Шерстюковой во имя св. блгв. кн. Александра Невского «из уважения к имени государя императора». В 1820 г. утвержден приходской штат: первоначально в него входили священник и причетник, позже — также диакон и пономарь. Престол подземного храма был вырезан в меловой породе, имел серебряный ковчежец. В 1818 г. ожидалось посещение пещер императором: для его встречи была вырыта и украшена большая келья. Но побывавший в Павловске Александр I, по офиц. данным, пещеру не посетил.

После праведной кончины Шерстюковой ее подвиг был продолжен крестьянами И. А. Тищенко, уроженцем Богучарского у., А. Н. Васильченко (в монашестве Антоний) из слободы Новоалександровка, Д. И. Ляпиным из Бобровского у., А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского у. Воронежской губ. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с др. отшельниками основали общину при пещерном храме. К 1866 г. в ней было 25-30 чел. В 1851 г. на вершине меловой горы была построена деревянная колокольня, замененная в 1857 г. каменной, и приобретен 52-пудовый колокол (др. колокол в 104 пуда, изготовленный на Воронежском колокольном заводе Самофаловых, освящен в 1876). Во 2-й пол. XIX в. в пещерном храме был установлен двухъярусный из позолоченного железа иконостас. Иконы, написанные на железе, располагались в галерее вокруг храма. Особо почиталась чудотворная икона Божией Матери «Мария обрете благодать у Бога», принесенная странницей в 30-х гг. XIX в. из Киева. В 1874 г. была написана ее копия на металле и оставлена в пещере, а чудотворный образ перенесен в построенную над могилами Шерстюковой и Тищенко деревянную Вознесенскую ц. (в наст. время местонахождение икон неизвестно). В 1880 г. в Б. м. привезли частицы мощей афонских святых, частицы Животворящего Креста и камня от Гроба Господня. Останки первых пещерокопателей первоначально были погребены на вершине горы, над устроенными ими пещерами, затем перенесены в нижний этаж Вознесенского храма. Над каменными надгробиями подвижников неусыпно читалась Псалтирь. В 1865 г. общинники подали прошение в Святейший Синод об офиц. открытии мон-ря, но получили отказ. Фактически же мон-рь существовал с 1866 г., когда был введен общежительный устав. Братия была приписана к Дивногорскому Успения Богородицы мон-рю. Первыми заведующими пещерами были иеромонахи Иероним (1866-1872) и переведенные из Митрофанова воронежского мон-ря Авраам (1872-1875) и Петр (1875 -1906, с 1882 игумен).

Указом Святейшего Синода 20 дек. 1882 г. при Белогорских пещерах был учрежден Белогорский Воскресенский нештатный общежительный муж. мон-рь, первоначально называемый Александро-Невским, а зав. пещерами переименован в настоятеля в сане игумена. В 1866-1882 гг. при пещерах были построены Воскресенская трапезная ц., гостиница для паломников и братские кельи. С 1886 г. при Б. м. действовали школа-приют на 100 мальчиков-сирот, приходская школа и ремесленное уч-ще, где обучались грамоте, церковному пению и различным ремеслам 40-50 чел. из окрестных сел и г. Павловска. Обитель владела свечной и иконной лавками, рыбными промыслами на Дону, более 230 дес. земельных угодий, ветряной мельницей и кузницей, имела своих коров и лошадей, братия выращивала сад, разводила пчел. В условиях засушливого степного климата были предприняты успешные попытки улучшить водоснабжение мон-ря: в 1879 г. началось строительство водопровода. Вода подавалась из колодца, выкопанного на берегу Дона, по трубам вначале при помощи лошадиной тяги, затем посредством керосинового двигателя. Водопровод был проложен крестьянином М. Г. Матвеевым из слободы Бутурлиновка Бобровского у. В марте 1916 г. в монастырском саду на глубине более 40 саженей (85 м) пробурили скважину, из к-рой вода в обитель поступала самотеком под сильным естественным напором.

В 1896 г. был заложен, а в 1916 г. архиеп. Воронежским Анастасием (Добрадиным) освящен новый каменный Воскресенский собор (проект архит. А. Афанасьева, роспись В. Щукина). В 1917 г. при последнем настоятеле — игум. Поликарпе (1906-1922) в Б. м. было 42 насельника: игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 8 послушников и 26 бельцов-трудников на испытании (в 1907 — 59 послушников и 16 монахов, включая состоящих в священническом сане).

В нач. ХХ в. выше Белогорских пещер по р. Дону, близ с. Костомарова (в наст. время Подгоренский р-н Воронежской обл.), был устроен скит Белогорского мон-ря с пещерными храмами во имя Спаса Нерукотворного и прп. Серафима Саровского, с приделом мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

28 мая 1918 г. Б. м. был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, бо́льшая часть насельников, кроме игумена и неск. старцев, покинули мон-рь.

В 1919 г. Б. М. Клейст (представитель управляющего Воронежской епархией, скрывавший свои полномочия) договорился с руководством Белогорского исполкома сдать ему в аренду территорию и здания мон-ря. Прошение было оформлено договором, в к-ром предусматривалось на личные средства организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать ветхие постройки мон-ря, приобрести сельхозинвентарь и скот «в размере, обеспечивающем обработку земельного участка при бывшем монастыре… и отчисление 50% прибыли». На территории обители Клейст отстроил часовню, в к-рую при помощи бывш. монахов, проживавших в соседних селах, перенес останки Шерстюковой и Тищенко. На поклонение мощам приходили тысячи верующих. Вскоре об этом донесли в народный суд Павловского у. и по распоряжению уездного прокурора возбудили уголовное дело. Во время антирелиг. митинга в с. Белогорье мощи основателей были извлечены из усыпальницы-часовни, подверглись надругательству и стали главным обвинением в показательном судебном процессе о «несостоятельности останков святых Марии и Ивана». Их дальнейшая судьба неизвестна, отсутствуют сведения и о месте захоронения одного из первых подвижников мон-ря А. Н. Васильченко, могила к-рого находилась в вырытых им самим пещерах. По окончании судебного следствия Клейст был приговорен к 10 годам заключения, лишению права гражданства и конфискации имущества. К ответственности были привлечены его помощники, участвовавшие в деле сохранения белогорских святынь.

В 1922 г. обитель была официально закрыта, последний настоятель поселился в с. Басовка Подгоренского р-на (похоронен на местном кладбище), в 1937 г. арестованы последние иноки. В 1924-1927 и 1931 гг. Белогорским волостным исполкомом все надворные монастырские постройки были распроданы под снос, кирпич использовался при строительстве сельской школы. В 1931 г. по распоряжению Павловского райисполкома был взорван Воскресенский собор. В 30-80-х гг. XX в. к разрушенному Б. м. приезжали богомольцы, во время Великой Отечественной войны в пещерах укрывались от бомбежек местные жители, дислоцировались партизанские группы.

В 1997 г. пещерный комплекс был передан Воронежской епархии РПЦ. В освященном во имя св. кн. Александра Невского пещерном храме с 2000 г. служатся молебны и панихиды, в летнее время приезжают паломники. Ведутся работы по восстановлению мон-ря. На месте бывш. Спасского скита 25 дек. 1997 г. решением Свящ. Синода учрежден Костомаровский жен. мон-рь.

Общая длина пещер по обмерам 1985 г. составляет более 800 м (в 1817 — 200 м, в 1822 — более 1060, в 1866 — 2186, в 1882 — более 2200 м). Это самые большие по протяженности рукотворные храмовые пещеры во всей центральной части России. К 2002 г. от огромного лабиринта уцелела меньшая часть — ок. 800 м, отделенная от остальных ходов и помещений 7 завалами. В нее ведут 3 входа, расположенных в меловых скалах на высоте от 25 м и выше. От входов в глубь горы спускаются широкие коридоры, высотой ок. 2 м, вырубленные с помощью тесла. По мнению специалистов, «для планировочной структуры пещерных ходов Белогорья характерны частые крестообразные пересечения довольно коротких отрезков коридора. встречаются места, где отрезки длиной в 20-30 м, не прерываемые никакими нишами или перекрестками, делают четкий излом под прямым углом. В таких тупиковых отрезках располагались многочисленные молельни или часовни; торец отрезка имеет нишу для иконы, более чем на половине протяженности ходы идут наклонно. Разнообразие уклонов позволяет связать ходы в трех уровнях в очень сложный лабиринт. Кельи. в плане квадратные либо прямоугольные, располагаются по стенам коридора. В некоторых из них помимо лежанок были и печи. Исключение составляет наиболее крупное помещение в противоположной храму стороне комплекса. Квадратное пространство усложнено с трех сторон широкими нишами, а проход в четвертой стене продолжен коротким и довольно широким коридором, который пересекает два поперечных хода и заканчивается тупиком. Можно предположить, что здесь предстояло устроить второй подземный храм» ( Плужников. С. 111-112).

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: