Памятник пушкину на тверском бульваре

Памятник Пушкину на Пушкинской площади - один из известнейших памятников Москвы, ставший важной достопримечательностью и символом города.

Памятник пушкину на тверском бульваре

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади

Памятник Александру Пушкину на Пушкинской площади — один из самых известных памятников Москвы и однозначно наиболее известный памятник поэту в мире. Скульптура стала настолько популярной, что по праву считается одним из символов столицы.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) — известнейший русский поэт, драматург и прозаик, основоположник литературного русского языка и настоящий культурный бренд России. Пушкину ещё при жизни удалось заслужить репутацию великого национального поэта, став одним из наиболее влиятельных и авторитетных писателей своего времени, и после его смерти ситуация не изменилась: на сказках и стихах поэта выросло не одно поколение россиян, а поднятые в прозе и поэмах проблемы остаются актуальными и в наши дни. Его наиболее значимые произведения — «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и ряд других произведений — стали не только российской, но и мировой классикой, были переведены на иностранные языки и принесли Пушкину славу за пределами России. Трагическая смерть поэта, погибшего от полученного на дуэли ранения, добавила его судьбе драматизма и пробудила ещё более яркий интерес к его творчеству.

Памятник выполнен с портретным сходством: зритель видит поэта кучерявым молодым человеком с пышными вьющимися бакенбардами. Его голова слегка наклонена, взгляд исподлобья напряжён и задумчив, словно поэт размышляет в споре с невидимым оппонентом или продумывает детали нового произведения. Пушкин одет в классический сюртук, поверх которого накинут длиннополый плащ; его правая рука заложена за лацкан сюртука, левая отведена назад — в ней поэт, словно пряча, держит шляпу.

Статуя водружена на большой гранитный постамент, на некотором расстоянии от которого по углам монумента установлены 4 чугунных фонаря, а по периметру между ними — ограда из 20 небольших гранитных тумб, украшенных венками и соединённых фигурной бронзовой цепью. На гранях постамента высечены памятная надпись «Сооруженъ в 1880 году» (в старой орфографии) и четверостишия из стихотворения поэта «Памятник» (в современной орфографии):

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.»

Александр Пушкин,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный. «

Авторы монумента: скульптор Александр Опекушин, архитектор Иван Богомолов.

История памятника

Памятник Пушкину был открыт 18 июня 1880 года в начале Тверского бульвара и находился там до 1950 года, когда его перенесли на Пушкинскую площадь, на место снесённого Страстного монастыря.

Идея установить памятник поэту возникла в среде выпускников Царскосельского лицея, в котором ранее учился и сам Пушкин: в 1860 году они открывают подписку по сбору средств на установку памятника, однако, набирают всего 30 тысяч рублей, которых не хватает на возведение монумента. В 1870 году лицеист Яков Грот вновь организует сбор средств, и в этот раз удаётся собрать более 160 тысяч рублей. После сбора необходимой суммы был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину, и в 1875 году по его итогам был выбран проект скульптора Александра Опекушина.

Впоследствии проект претерпел некоторые изменения: форма и оформление постамента были упрощены, а вместо шляпы-цилиндра, с которой обычно ассоциируется Пушкин, в левой руке поэта появилась менее броская шляпа. Для строительства постамента был приглашён архитектор Иван Богомолов. Установить памятник решили в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю.

В течение последующих 5 лет мастера занимались изготовлением скульптуры: фигуру писателя отливали на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, пьедестал возвели из сердобольского гранита. Изначально памятник планировали открыть 19 октября 1879 года — в годовщину открытия Царскосельского лицея, но один из угловых монолитов постамента был повреждён, и его пришлось заменять. Новой датой открытия памятника выбрали 6 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года — день рождения поэта, но и эту дату пришлось отложить по причине траура по императрице Марии Александровне. С третьей попытки памятник был открыт 18 июня 1880 года. Москвичи встретили памятник с восторгом: несмотря на дождливую погоду, горожане во множестве собрались на Страстной площади в начале Тверского бульвара, где проходила церемония открытия.

Любопытно, что изначально на пьедестале были выбиты не четверостишия, а двустишия из «Памятника», притом подвергнутые цензуре: стихотворение было опубликовано Василием Жуковским в посмертном собрании сочинений Пушкина, и он заменил крамольную строку «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на «Что прелестью живой стихов я был полезен», изменив часть текста для сохранения рифмы. Таким образом, на монумент были нанесены двустишия:

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык»

«И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал»

В 1936 году, когда в Москве готовились к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина, было решено заменить двустишия на постаменте на полные четверостишия, исправив «цензурную» версию на оригинальный текст. Старые надписи были стёсаны, новые нанесли уже в новой орфографии.

В 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта, Страстная площадь была переименована в Пушкинскую, спустя год стоявший на ней Страстной монастырь был снесён, а на его месте разбили сквер с фонтаном. После этого памятник пережил самое неоднозначное событие в своей истории: в 1950 году его перенесли с начала Тверского бульвара на Пушкинскую площадь, развернув на 180 градусов и установив на месте колокольни снесённого Страстного монастыря. Горожане не оценили идею переноса памятника, этот жест был непонятным и неожиданным.

Спустя много лет современные москвичи уже давно привыкли видеть бронзового Пушкина на новом месте, но в обществе до сих пор витает и обсуждается идея обратного переноса памятника на Тверской бульвар, впрочем, неизменно безрезультатно.

Стоит отметить, что памятник Пушкину на Пушкинской площади — не единственный, хотя и наиболее известный памятник поэту в Москве. Например, бронзового поэта можно встретить на Арбате, где он установлен со своей супругой Натальей Гончаровой, а также на Спасопесковской площади; помимо этого, в городе установлено неясное количество бюстов и прочих более скромных скульптурных изображений поэта.

Памятник Александру Пушкину находится на Пушкинской площади, лицом к Тверской улице. Добраться до него можно пешком от станций метро «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии и «Тверская» Замоскворецкой.

Главархив Москвы рассказывает об истории памятника Александру Пушкину в Москве

Мысль об увековечении имени Александра Пушкина и создании ему памятника зародилась сразу же после его трагической гибели в 1837 году, но не нашла в то время высочайшей поддержки.

Просвещенная общественность России неоднократно возвращалась с предложением возвести памятник и предлагала правительству объявить сбор пожертвований на его создание. Так, в 1860 году в связи с подготовкой празднования пятидесятилетия Царскосельского лицея, его бывшие воспитанники обратились с просьбой об открытии подписки. Разрешение об открытии подписки было получено, однако дело со сбором средств продвигалось медленно, и надежда успеть установить монумент в 1861 году не сбылась.

На очередном лицейском обеде 1870 года вновь был поднят вопрос о сооружении памятника и дальнейшем сборе денег. Для ведения дел был организован Комитет, инициатором создания которого явился академик Яков Грот, в состав Комитета вошёл и его брат Константин Грот. В 1871 году по высочайшему соизволению императора Александра II был учрежден Комитет для сооружения памятника Александру Пушкину.

В 1871 году начали искать место для установки памятника. В результате было предложено два варианта: край Тверского бульвара напротив Страстного монастыря или вдоль Страстного бульвара на сквере перед зданием монастыря.

Читайте также  Где находится иверский монастырь

В середине 1872 года Комитет объявил 8-месячный конкурс на проект памятника. Однако жюри не выбрало ни один памятник. Поэтому было решено провести ещё один конкурс в 1874 году. Но и в 1874 году не удалось выбрать победителя. На третьем конкурсе в 1875 году предпочтение было отдано проекту Александра Опекушина. 23 декабря 1876 года император Александр II одобрил проект Опекушина.

По задумке автора, памятник поэту должен был находиться в сквере перед Страстным монастырём. Однако московский генерал-губернатор князь Владимир Долгоруков одобрил другой вариант местоположения монумента – край Тверского бульвара. Решение было продиктовано московским духовенством, считавшим неприемлемым, чтобы памятник Пушкину стоял спиной к монастырю.

Торжественное открытие памятника А.С. Пушкину в Москве состоялось 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года и стало знаменательным событием в общественной жизни России.

Спустя годы, согласно реализации Генплана Москвы 1935 года, в связи с реконструкцией улицы Горького памятник поэту планировалось передвинуть на новое место, образовавшееся после сноса Страстного монастыря. Однако с началом Великой Отечественной войны этот вопрос был отложен.

К реализации плана по переносу памятника вернулись спустя 15 лет. В ночь с 13 на 14 августа 1950 года монумент был приподнят и перенесен с Тверского бульвара на противоположную сторону улицы и развернут на 156 градусов. Таким образом, восторжествовала и историческая справедливость: отныне памятник поэту стоял именно там, где он и был задуман его автором, скульптором Опекушиным.

Хранящиеся в Главархиве Москвы материалы, связанные с именем Александра Пушкина, представляют особый интерес для исследователей и историков русской культуры, а также для всех интересующихся жизнью и творчеством поэта. С ними можно ознакомиться в подготовленном архивным ведомством издании «А.С. Пушкин и Москва», которое опубликовано в электронной библиотеке «Московской электронной школы».

Памятник Пушкину в Москве

Памятник Пушкину на Пушкинской площади — один из самых знаковых монументов великому поэту в мире и самый популярный памятник Александру Сергеевичу в столице России. Работа скульптора Александра Опекушина и архитектора Ивана Богомолова выполнена по многочисленным описаниям внешности поэта, которые предоставили его друзья и знакомые.

Памятник Пушкину был открыт в конце XIX в. исключительно на народные средства по инициативе друга и учителя поэта В. А. Жуковского и выпускников Царскосельского лицея.

Изначально монумент находился на Тверском бульваре, но в 1950 г. был перенесен на Пушкинскую площадь — на место ранее снесенного Страстного монастыря. Сегодня это одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей Москвы и традиционное место встреч москвичей и гостей столицы.

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.

И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.

Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича. Но и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

Описание

Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.

11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.

Как добраться

Памятник Александру Сергеевичу Пушинку расположен в пешей доступности от трех станций метро. До «Пушкинской» можно доехать по Таганско-Краснопресненской ветке, от станции «Чеховская» по Серпуховско-Тимирязевской линии, а от станции «Тверская» по Замоскворецкой линии. От любой из этих остановок до монумента дойти труда не составит: нужно только осмотреться, и он обязательно попадет в поле зрения.

Также рядом с Памятником находится автобусная остановка «Пушкинская площадь», добраться до которой можно на автобусе м10. И остановка «Метро Чеховская», где останавливаются автобусы, А, № 15. От «Метро Чеховская» нужно пройти по Страстному бульвару в сторону Пушкинской площади и повернуть направо на улицу Тверскую.

Тем, кто не боится пробок и предпочитает передвигаться на такси, можно обратиться в службы Globus Taxi, Такси Звезда, Везет, Эконом и др., или вызвать такси через приложения Яндекс. Такси, Gett, Uber или Kiwitaxi.

Памятник Пушкину в Москве на панораме Google-карт

На видео Памятник Пушкину на Пушкинской площади

Памятник Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве

Памятник Пушкину в Москве – одна из самых известных достопримечательностей столицы России, без которой трудно представить ее современный облик. Величественный монумент, высота которого в общей сложности составляет примерно 11 метров, воздвигнут на Пушкинской площади, где любят назначать встречи москвичи и гости города и где всегда многолюдно.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Скульптура изготовлена из бронзы, который считается «вечным материалом», а это значит, что и сам памятник воспринимается как нечто фундаментальное, как и сама поэзия Александра Сергеевича Пушкина, продолжающая жить в нынешних поколениях. Многие знаменитые люди, в числе которых русский литературный критик В. Г. Белинский, предрекали поэту «бессмертие», что его начнут чтить в России как классика, и что по его произведениям будут учить и развивать не только подрастающее, но и взрослое поколение. Так оно и случилось…

Читайте также  Тула музеи и достопримечательности

А памятник великому поэту в городе, где он родился в 1799 году и с которым у него связаны многие важные события – например, личная встреча с императором Николаем I, гарантировавшим ему покровительство и освобождение от цензуры – стал признанием его неоценимого вклада в отечественную литературу и воплощением искренней народной любви.

История памятника Пушкину

Александр Сергеевич Пушкин учился в Царскосельском лицее, где впервые открылся и был высоко оценен его поэтический дар. В этом престижном учебном заведении он провел шесть лет, и именно в среде его выпускников спустя четыре десятилетия, в 1860 году, родилась идея возведения такого монумента. Молодые люди объявили сбор средств и одновременно обратились к правительству за разрешением, которое было получено. При этом государство, учитывая не очень теплое отношение к поэту в правящих кругах, никакого финансирования не выделило.

Первые деньги на сооружение памятника Пушкину поступили по благотворительной линии, но этих 13 тысяч рублей было недостаточно. В 1870 году одним из лицеистов, Яковом Карловичем Гротом, был организован дополнительный сбор средств, который продолжался целое десятилетие. За этот достаточно большой временной промежуток удалось собрать 160 575 рублей 10 копеек.

В середине 70-х годов XIX века был объявлен конкурс на лучший проект памятника А. С. Пушкину. Победа в нем досталась известному русскому скульптору Александру Михайловичу Опекушину, популярному в монархических кругах того времени. В процессе создания памятника было рассмотрено множество вариантов. Мастер, которому в работе помогал архитектор Иван Семенович Богомолов, выполнил не менее трех десятков пластилиновых и глиняных моделей. Он также делал наброски на бумаге, изображая Пушкина в разных позах, и таких вариаций собралось на десять больших альбомов. На изготовление модели памятника, отливку самой скульптуры и сооружение пьедестала под ней ушло целых пять лет.

Скульптуру поэта изваяли на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, а в качестве материала для постамента использовали сердобольский гранит темно-красного цвета, который добывают в каменоломнях на берегу и островах северной части Ладожского озера, недалеко от карельского города Сортавала (старое название – Сердоболь). Когда пьедестал устанавливали на место, то нанесли ему некоторые повреждения. По этой причине назначенное на 19 октября 1879 года открытие памятника Пушкину в Москве не состоялось. Сорвалась и следующая дата – 26 мая 1880 года, на день рождения поэта. За четыре дня до этого от туберкулеза скончалась императрица Мария Александровна, супруга Александра II, и в стране по этому случаю был объявлен траур.

И вот, наконец, настало 6 июня 1880 года – еще одна дата открытия памятника на Страстной площади (название Пушкинская она получила только в 1937 году). В этот раз торжественной церемонии, ставшей заметным событием в общественно-культурной жизни не только Москвы, но и всей страны, уже ничего не помешало. Мероприятие прошло при большом стечении народа, позже его назовут «вторым рождением» поэта, который вошел в историю и как основоположник современного русского литературного языка.

Особенности памятника Пушкину в Москве

Скульптор Опекушин, надо воздать ему должное, изобразил Александра Сергеевича настолько естественно и гармонично, что он смотрится почти как живой. Пушкин стоит в полный рост, его голова слегка наклонена, на лбу можно даже рассмотреть морщины. Его глаза, живые и грустные, взирают на нас из глубины веков. Во взгляде читается незаурядный ум и одновременно некая отвлеченность и даже отрешенность – кажется, что именно в эту минуту он размышляет над своим очередным произведением. Левая нога выдвинута немного вперед, что создает впечатление медленного движения. На плечи накинут плащ, под которым мы видим длинный сюртук. Правая рука поэта заложена под жилет, а левой, заведенной за спину, он держит шляпу.

Памятник Пушкину в Москве гармонично вписался в ансамбль площади, и представить их в отрыве друг от друга невозможно. С обеих сторон постамента установлены четыре изящных фонаря, в каждом по четыре светильника. По периметру памятника мы видим небольшие тумбы, их насчитывается двадцать: они увиты бронзовыми венками и соединены между собой бронзовой цепью. Весь этот ансамбль придает окружающему ландшафту неповторимый колорит XIX века, ознаменовавшегося для России такими событиями, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 г., Крымская война 1853-1856 гг., отмена крепостного права в 1861 г. и многими другими. В этом столетии творили такие писатели и поэты, как Карамзин и Лермонтов, Грибоедов и Гоголь, Толстой и Достоевский и, конечно, Пушкин.

Одной из особенной памятника Пушкину можно считать и надписанный пьедестал, который украшают строки из стихотворения «Памятник». Правда, друг поэта Василий Андреевич Жуковский, не оставлявший его ни в годы радостей, ни в годы бедствий и даже на смертном одре после дуэли с Дантесом, из соображений цензуры внес в текст некоторые изменения. Слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» он посчитал «опасными» и заменил их политически нейтральными «Что прелестью живой стихов я был полезен». Однако в 1936 году, когда в СССР шли приготовления к памятной дате – 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, было принято решение восстановить оригинальный текст. При этом исходный шрифт сохранили, а вот орфографию заменили на современную. Единственное, где надписи на пьедестале остались неизменными, так это на тыльной стороне. Здесь можно прочитать следующее: «Сооруженъ въ 1880 году».

Как добраться

Памятник Пушкину в Москве находится в Центральном округе столицы по адресу: Пушкинская площадь, 2, это в начале Тверского бульвара. Напротив располагается кинотеатр «Россия».

Добраться до монумента можно метрополитеном, станции «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская», или автобусом: маршруты №№ Н1, 12ц, 015, 15 и 31, до остановки «Пушкинская площадь». До этой же остановки ходят троллейбусы №№ 1 и 12.

Мистический Пушкин

Памятник Пушкину в Москве знают все, у его подножия всегда лежат цветы. В день рождения Александра Сергеевича их особенно много. Как говорил Пушкин — так и произошло: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…»

Вскоре после рокового выстрела Дантеса, оборвавшего жизнь поэта, заговорили о памятнике Пушкину. Но бронзовый стихотворец вознесся над Москвой лишь спустя сорок с лишним лет.

6 июня 1880 года несмотря на пасмурную дождливую погоду несметные толпы собрались в окрестностях Тверской улицы, Страстного монастыря, на Тверском бульваре. Москвичи взбирались на крыши домов, усаживались на деревьях — всем хотелось увидеть, как упадут покровы с памятника, сотворенного Александром Опекушиным…

Перед памятником собрался цвет русской литературы: Федор Достоевский, Иван Тургенев, Александр Островский, Алексей Писемский, Аполлон Майков, Яков Полонский, Алексей Плещеев, члены семьи Пушкина.

В 12 часов 20 минут по знаку московского генерал-губернатора Владимира Долгорукова было сброшено полотно. Когда взору горожан предстал поэт со склоненной в задумчивости головой, одетый в длинный сюртук с накинутым на плечи плащом, по окрестностям пронесся восторженный гул. Затем прохладный воздух разорвали многотысячные аплодисменты.

Крики «ура!» заглушили звон колоколов, звуки оркестра и пение хора. В тот момент у одного из сыновей поэта «в три ручья лились слезы». Впрочем, вытирали глаза и другие. Среди них были и те, кто помнил живого Пушкина.

После торжественной церемонии началось возложение цветов. Их было множество, и вскоре яркая гора закрыла пьедестал.

Читайте также  Сан паулу достопримечательности

Писатель Владимир Сологуб отозвался на это событие стихами:

В столице, Пушкину любезной,

В Москве, в виду монастыря,

Поднялся ныне лик железный,

Родного нам богатыря.

То Пушкин, наш поэт великий,

Задумчиво явился нам

И утешеньем, и уликой,

Наставшим смутным временам.

###«Какой-то крестьянин Опекушин»

История создания памятника Пушкину уложилась в двадцать лет. В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, однокашников поэта, была объявлена подписка на сбор средств для памятника. Из горстей мелочи — одни жертвовали семишник (две копейки), другие алтын (три) или пятачок — собралось 30 тысяч целковых. Другая подписка, спустя десять лет, дала много больше — 160 тысяч 575 рублей. Было решено, что памятник будет поставлен не в Царском Селе, а в Москве, где поэт родился, жил после венчания с Натали Гончаровой и куда вернулся после Михайловской ссылки.

Был объявлен конкурс на лучший проект. Точнее, их было целых три. Лучшей признали работу Опекушина, сына крепостного. Многие несказанно удивились его успеху, ибо имя ваятеля было не на слуху. А корреспондент газеты «Голос» съехидничал — мол, чему только учат в Академии художеств, если всех академиков заткнул за пояс «какой-то крестьянин Опекушин».

Вид на Страстную площадь и памятник А.С.Пушкину, 1895 год

Впрочем, успех Александра Михайловича был вполне заслуженным. Над памятником ваятель работал страстно, вдохновенно, прочитал многие произведения поэта, воспоминания о нем, изучил картины и рисунки, сделанные при его жизни. «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина, — вспоминал впоследствии скульптор. — В течение ряда лет почти не спалось как следует…».

В последнем туре третьего конкурса Опекушин одолел другого соискателя — между прочим, академика — Пармена Забелло. Он создал, по выражению Виссариона Белинского, «вековечный памятник».

Москвичи, оказавшиеся в центре Москвы утром 14 августа 1950 года и не знавшие о вчерашнем событии, вполне могли тронуться умом. Стоящий на Тверском бульваре памятник Пушкину вдруг оказался на противоположной стороне…

Впрочем, никакого чуда в этом не было, — перенос монумента на место снесенной колокольни Страстного монастыря состоялось ночью. Передвинуть памятник, весивший вместе с постаментом около 70 тонн, было непростой задачей, да и никакие автокраны помочь не могли. Путь в 118 метров от бульвара до нового места занял целых шесть часов. Перед этим произвели ряд подготовительных операций.

С помощью специалистов «Треста передвижки и разборки зданий» поперек улицы Горького до нового сквера уложили деревянный помост. Тем временем гранитчики «Треста строительства набережных» разобрали ступени, ведущие к памятнику. Затем постамент аккуратно приподняли домкратом, подвели под него мощные балки, и всю эту махину опустили на тележки особой конструкции. После этого началось переселение.

В восемь часов вечера заработали трехтонные лебедки, установленные в новом сквере, канаты от них тянулись к Тверскому бульвару. Канаты натянулись, памятник качнулся и медленно двинулся в путь по четырем рельсам. За зрелищем, в котором было нечто мистическое, наблюдало несколько тысяч человек.

Зачем перенесли памятник? Вразумительного ответа на этот вопрос нет. Можно лишь вспомнить, что и памятник Гоголю с бульвара его имени перенесли на другое место и заменили другим монументом. Но это якобы Сталин велел. А кто приказал передвинуть памятник Пушкину?

Несколько лет горячо обсуждался вопрос о возвращении обоих памятников на прежние места. Но долгие дискуссии так ни к чему и не привели.

Памятник А. С. Пушкину (Опекушин)

Памятник А. С. Пушкину (Опекушин)

Бронзовый Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году он был перемещён на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.

Содержание

Описание

Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринуждённая, простая, взгляд задумчивый, устремлённый вдаль. Пушкин стоит прямо, выдвинув несколько вперёд левую ногу, правая рука заложена за жилет, на плече широкий плащ, в левой руке за спиной держит шляпу, голова немного наклонена. Полное сходство с верным портретом поэта и с маской, снятой с лица в день его кончины. На памятнике подобающая надпись и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». [1]

По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру — 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединённых бронзовой цепью.

История создания

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 13 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и к 1880 году удаётся собрать около 106 тыс. рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру Михайловичу Опекушину. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. [2] К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне [2] . 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника.

Надписи на пьедестале

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы) [3] . Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: