Зимний дворец архитектурный стиль

Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто быва...

Зимний дворец архитектурный стиль

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.

Как попасть внутрь Зимнего дворца

Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.

Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.

Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.

Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.

Краткая история Зимнего дворца

XVIII-XIX века

Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.

Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.

Начинаем заново!

В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.

Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.

XX век

После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.

Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.

В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.

На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца

Иорданская лестница

Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.

Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com

Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.

Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.

Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.

Петровский зал

Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.

Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.

Внимание к деталям

В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.

Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.

Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.

Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com

Лоджии Рафаэля

О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.

Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.

Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!

Военная галерея 1812 года

За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.

Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.

В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com

Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.

Малахитовая гостиная

Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.

Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».

Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com

Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.

В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.

Зимний дворец – свидетель эпох и символ Санкт-Петербурга

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний – главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, высотное жилое здание в Санкт-Петербурге. Расположен на Дворцовой набережной 38.

Экскурс в прошлое

Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
  • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
  • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
  • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
  • В 1919 году открылась выставка живописи.
  • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.

Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.

Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Использование построек дворца

В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.

Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.

Зимний дворец в цифрах

В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).

Читайте также  Достопримечательности адлера и окрестностей как добраться

Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.

Особенности дворцовых помещений

В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.

Значимые помещения

Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.

Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.

На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».

Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.

Описание и назначение залов

Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.

Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.

Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.

Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.

Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.

Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.

Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.

Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.

Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.

Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.

Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».

Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.

Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.

Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.

Другие помещения

  • В малиновом кабинете царская семья принимала гостей, здесь пили чай, читали вслух книги. Главное украшение комнаты – стены, сплошь затянутые вышитой золотом материей малинового цвета.
  • Будуар. В глубине комнаты устроен альков (ниша в стене для кровати), украшенный узорчатой золоченой решеткой и аркой. Стены обтянуты шелком с золотыми вышивками, на стенах – панно в резных рамах. Затейливым орнаментом оформлен потолок. Украшают будуар маленькие и большие зеркала, мраморный камин, резная золоченая мебель: диваны и кресла, стулья и стульчики.
  • Зеленая столовая – помещение без окон. Через застекленный потолок струится свет оранжевого фонаря на крыше.
  • Синяя спальня названа по цвету окраски стен. Альков – за двумя колоннами, драпировку кровати фиксируют тяжеловесные золоченые карнизы. Колонны отделаны желтым мрамором.
  • Туалетная комната. Здесь переодевалась и отдыхала императрица. Стены обиты тканью лилового цвета. Украшают комнату портреты близких людей семейства и виды окрестностей Санкт- Петербурга. Бельевой шкаф и письменный стол, кушетки и мягкие кресла создавали удобство и комфорт императрицы.
  • Ванная комната с мраморной ванной, с камином и кушеткой. Стены голубого цвета.
  • Апартаменты наследника состояли из прихожей и приемной, кабинета и спальни, гардеробной и библиотеки.

В Зимнем дворце размещена экспозиция Государственного Эрмитажа. Дворцовая площадь и Зимний дворец – красивейший архитектурный ансамбль современного Петербурга, объект внутрироссийского и международного туризма.

Архитектор Бартоломео Растрелли: 7 знаменитых проектов

Флорентиец Бартоломео Франческо Растрелли — один из знаменитейших русских архитекторов, и здесь нет никакого противоречия. С юности проживая в России, Растрелли много путешествовал, и это помогло ему понять и прочувствовать страну во всем ее многообразии. Сегодня имя Растрелли — практически синоним елизаветинского стиля. На протяжении правления Елизаветы I именно Растрелли вел большинство крупных строительных проектов в России.

Русское узорочье органично сочетается в работах архитектора с французским рокайлем, а во дворцах Санкт-Петербурга благодаря ему проявились черты парижского Версаля.

Эксперт в этой статье

Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»

  • Биография
  • Самые известные проекты
  • Комментарий эксперта

Краткая биография Бартоломео Растрелли

Карло Растрелли, отец Бартоломео, и сам был архитектором. Он работал во Франции — до того как в 1715 году Петр I пригласил его в Россию. Карло переехал в Петербург и привлек сына к работе над дворцами Александра Меншикова.

Первыми оригинальными проектами Бартоломео стали дворец в Митаве и Рундальский дворец. Эти «парные» (по требованию заказчика дворцы должны были походить друг на друга) объекты были возведены для Бирона, государственного деятеля и фаворита императрицы Анны Иоанновны, который впоследствии рекомендовал Растрелли на должность обер-архитектора. Сегодня Рундальский дворец открыт в качестве музея и используется для торжественных приемов, а в Митавском располагается Латвийский сельскохозяйственный университет.

Профессиональный расцвет архитектора пришелся на елизаветинскую эпоху: за 20-летнее царствование Елизаветы I Растрелли построил для нее 12 дворцов, множество соборов и роскошных домов для придворных [1]. Он также возглавлял строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве, Екатерининского дворца в Царском Селе. Грандиозными проектами Растрелли стали Смольный монастырь и Зимний дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, популярность архитектора сошла на нет, а финансовое положение ухудшилось. Новая императрица считала пышность и декоративность барокко излишней и грубой, а потому наняла другого зодчего, чтобы поменять внутреннее убранство Зимнего дворца. Растрелли уволили. Незадолго до смерти он стал академиком архитектуры в Императорской Академии художеств. Местонахождение могилы зодчего осталось неизвестным, по ряду предположений, его похоронили в Митаве рядом с женой. Во время Второй мировой войны захоронение было утрачено.

Рундальский и Митавский дворцы, Курляндия (Латвия)

В 1735 году Растрелли начинает строить поместье в Рундале для Бирона. Архитектор готовит подробный план здания и лично следит за ходом строительства, договаривается с подрядчиками и мастерами [2]. Именно на этой стройке впервые в Курляндии покрывают крышу луженой жестью — на солнце она блестит как драгоценный металл. Отделочные материалы готовятся в Петербургской императорской строительной канцелярии. Но Бирон приостановил стройку — он стал герцогом Курляндии и распорядился частично отправить отделку в Митаву, на другую стройку — для возведения своей главной резиденции. В 1738 году там началось строительство зимнего дворца.

Митавский, а сегодня — Елгавский дворец (город переименован в Елгаву) стоит на берегу реки Лиелупе, которая дополняет общий ансамбль. Во дворце более 300 залов, над их оформлением работал Николай Васильев, коллега и помощник Растрелли.

В 1740 году Бирон был арестован и сослан, строительство остановилось. Многие уже готовые детали интерьеров Рундальского дворца демонтировали и вместе со всеми оставшимися строительными материалами переправили в Россию. Когда Бирон, после помилования в 1764 году, распорядился возобновить строительство, главным архитектором проекта стал уже Иоганн Готфрид Зейдель, а Растрелли занял пост главного интенданта герцогских построек.

Большой Петергофский дворец, Петергоф

Небольшой дворец в Петергофе построен во время правления Петра I. В нем проходили праздники и приемы царских особ. Со временем дворец перестал вписываться в общую концепцию архитектурной барочной роскоши, которую предпочитала Елизавета Петровна. Растрелли было поручено перестроить дворец, учитывая пожелания императрицы. Перед ним стояла задача сохранить стены и осовременить внешний вид здания.

Дворец стал трехэтажным, значительно расширилось его центральное пространство, появились одноэтажные галереи и боковые корпуса — Церковный и Корпус под гербом. Нетронутым остался Дубовый кабинет Петра I [3]. Самым пышным интерьером отличается танцевальный зал, занимающий все Западное крыло.

Главный вход в западном флигеле дворца выделяется богатой эклектичной отделкой. На лестнице расположены разные виды скульптур — статуи, барельефы, вазы, рокайли, а в ее верхней части — аллегорические изображения времен года, вензеля Елизаветы Петровны, двуглавые орлы. В оформлении дворца широко использована любимая Растрелли золоченая резьба по дереву.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было восстановлено только в 1964 году.

Андреевская церковь, Киев

Многие работы Растрелли не дошли до нас в первозданном виде, но Андреевская церковь в Киеве сохранилась достаточно хорошо. Церковь находится на Андреевской горке. Место, где строили здание, изначально было геологически сложным и размывалось грунтовыми водами, поэтому для строительства был создан инженерно-геологический комитет [4].

При строительстве этой церкви Растрелли впервые применил в оформлении фасадов декоративные детали из чугунного литья, нехарактерные для культовых сооружений на территории Восточной Европы. Капители и орнаментальные украшения для фасадов отливались на тульских металлургических заводах, общий вес литья составил 97,85 тонны [4]. Церковь также знаменита своим иконостасом из липы, покрытым сусальным золотом. Он построен по чертежам Растрелли, а иконы писали живописцы Петербурга.

Смольный собор, Санкт-Петербург

Набожная Елизавета I хотела провести остаток дней в тихом и спокойном месте, поэтому в 1740 году распорядилась построить монастырь с домовыми церквями, колокольней и институтом для благородных девиц. Возглавить строительство она поручила Растрелли. Архитектор планировал построить центрический храм, напоминающий, например, Фрауэнкирхе в Дрездене. Но Елизавета предпочитала традиционный русский стиль с пятиглавием. Высота здания составляет 93,7 м, и увенчать ансамбль должна была колокольня, но ее возвели лишь частично и затем разобрали.

Хотя на этом объекте архитектору и не удалось воплотить свои идеи до конца, Смольный все же относят к его «фирменному» стилю елизаветинского барокко.

Смольный собор — классический пример таланта Растрелли соединять разные архитектурные стили в рамках одного проекта.

Воронцовский дворец, Санкт-Петербург

В 1740 году граф Воронцов решил построить городскую усадьбу и приобрел земельные участки между Садовой улицей напротив Гостиного двора и Фонтанкой. Строительство началось лишь в 1749-м, и архитектором будущего Воронцовского дворца был назначен Растрелли.

Этот дворец — классический пример стиля барокко. Внутри дворца более 50 парадных залов, само здание декорировано лепниной, резьбой в позолоте, коваными деталями. Главный фасад украшают три ризалита (часть здания, выступающая за пределы фасада), а за главным корпусом разбит сад с аллеями и фонтанами, простирающийся до Фонтанки. Со стороны Садовой улицы расположен парадный вход с ажурной решеткой из литого чугуна, сделанной по чертежам Растрелли. Сегодня Воронцовский дворец занимает Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Читайте также  Ростовский кремль музей заповедник

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Пушкин

Праздничный декор, торжественность, ослепительный блеск деталей делают Большой Екатерининский дворец одним из ярчайших образцов барокко. Купол со звездой на шпиле украшает южный корпус, над северным сверкают пять позолоченных глав Дворцовой церкви — на процесс золочения ушло около 100 кг червонного золота [5]. Апартаменты дворца смотрятся не менее роскошно. Парадная анфилада во всю длину здания, украшенная золоченой резьбой, получила звание «золотой».

Дворец не раз менялся и перестраивался, а во время Великой Отечественной войны здание настолько пострадало, что работы по его реставрации до сих пор не закончены.

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Первое деревянное здание Зимнего дворца построено в 1708 году, затем, во время царствования Петра I, дворец не раз перестраивался. Вступившая на престол Елизавета Петровна тоже решила обновить дворец и увеличить его высоту. В 1754 году появился проект нового здания, для работы было выделено около 4 тыс. человек [6]. За год до завершения строительства, Елизавета Петровна умерла, и дворец у Растрелли принимал уже император Петр III.

Зимний стал самым высоким жилым помещением в Санкт-Петербурге того времени. Общая площадь составила около 60 тыс. кв. м, а число комнат превысило 1,4 тыс. Фасады дворца разделены по горизонтали на три части, а по вертикали — на три ризалита. Через три въездные арки можно попасть во внутренний двор, в центре северного корпуса расположен главный вход во дворец. В течение 150 лет Зимний дворец оставался парадной резиденцией императоров, а в 1917 году стал музеем.

Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»:

— О Растрелли говорят, что он соединил европейскую архитектурную школу и российскую традицию в зодчестве, восток и запад. Но, на мой взгляд, в его работах нет выраженных восточных черт. Как и нет особенного новаторства: он — естественное продолжение развития отечественной архитектуры. Творчество Растрелли стало знаковым для Санкт-Петербурга: архитектор работал над императорскими заказами, на которые не жалели денег, и масштаб был соответствующий.

Работы Растрелли показывают его собственное миропонимание. С одной стороны — вычурность рококо, с другой — ордера, классические элементы. Растрелли выражал архитектурной пластикой то, что видел, и то, в чем жил. Он создал с нуля архитектурную среду, которой до него не было, среду, поражающую до сих пор.

Туристический образ Санкт-Петербурга и окрестностей появился благодаря Растрелли. Он построил Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергофский дворец, Зимний и Строгановский дворцы в Санкт-Петербурге. За Растрелли настолько прочно закрепилась роль главного архитектора эпохи, что его авторству приписывали чуть ли не все парадные строения времен правления Елизаветы.

Любой архитектурный стиль проходит несколько этапов развития. Сначала он авангарден, потом становится классикой, а потом переживает трансформацию. У Растрелли ровно такая же история. Если с его пластичных фасадов ободрать всю «мишуру», получится архитектура Ренессанса, а еще глубже — «палладианский» стиль.

Растрелли вышел из моды вместе со смертью своей покровительницы Елизаветы. Петр III не успел обратить внимание на его архитектуру, а воцарившаяся в результате переворота Екатерина II стиль Растрелли не одобряла и называла «варварской безвкусицей». Он пытался найти себе покровителей в Европе, но оказался неактуальным и умер, забытый всеми.

На мой взгляд, работы Растрелли — не безвкусица, а своего рода вкус. Может ли быть у вкуса вершина? Египетские пирамиды — вершина вкуса? А однообразные триумфальные арки? В их основе — куски камня, решающие утилитарную, рекламно-политическую задачу. Какую задачу решает Зимний дворец? Императрица Елизавета не могла жить в более простом доме? Могла. Но украшения и помпезность подчеркивают статус. С практической точки зрения дворец не нужен, но для императорской власти — необходим. И он настолько великолепен, что по убранству был так же богат, как и церковь, потому как императоры — наместники Бога на Земле.

Что из себя представляет Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Россия

Зимний дворец — уникальное и старейшее здание на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Как и любое историческое архитектурное сооружение, дворец окутан интересными фактами.

История создания

Основной императорский дворец видоизменялся в течение всего времени существования. Всего за период 1711—1764 годов возводилось пять зимних дворцов:

  • Первый деревянный дворец был возведен для царя Петра I в 1711 году. Потом он был перестроен в каменный дом с черепичной крышей как подарок на свадьбу Петра и Екатерины. Дом имел спуск к набережной.
  • Второй дворец построил архитектор Маттарнови по указу императора в 1716 году. В 1720 году император переехал в зимнюю резиденцию из летней, где он прожил до 1725 года.
  • Третий Зимний дворец строился по проекту Трезини, который перестроил и расширил Второй дворец.
  • Четвертый императорский дом был намного красивее и пышнее предыдущих дворцов.
  • Пятый дворец был построен архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны.

В 1837 году случился сильный пожар, который не могли потушить более суток. К восстановлению здания было подключено 6000 рабочих, которые закончили работу за 15 месяцев.

Архитектурный стиль

Зимний дворец выполнен в стиле барокко. Дворец выделяется невероятными по тем временам размерами, необычной отделкой фасада и роскошным внутренним убранством.

Двухъярусные колонны визуально увеличивают высоту и без того немаленького сооружения. Балюстрада кровли по всей длине уставлена различными статуями и вазами. Элементы барокко сохранились далеко не везде из-за ряда перестроек.

Архитекторы Старов и Кваренги внесли в убранство здания классический стиль. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Дворец несколько раз перекрашивали в розовый и желтый цвет. Сейчас дворец темно-бирюзового цвета с белыми колоннами.

Интересные факты

  1. Высокая резиденция. Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в столице. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в городе здания выше императорской резиденции.
  2. Масштабы впечатляют. Гигантский дворцовый комплекс, в котором около 1500 комнат, занимает площадь 60 000 квадратных метров. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Для подсобных помещений и жилья рабочим отводились отдельные комнаты.
  3. Особая кровля. Известно, что Николай II любил гулять на крыше вместе со своей семьей. А Екатерина II на мансарде дворца устроила обсерваторию, которую полностью разобрали в 1826 году по причине ветхости. Для украшения балюстрады использовали статуи, вырезанные из камня по эскизам Растрелли. Всего для оформления Зимнего замка было изготовлено 176 статуй из пудостского камня. Помимо декоративного предназначения, скульптуры носят функциональный характер. Они закрывают печные трубы.
  4. Уловка императора. После окончания строительства Зимнего дворца строительный мусор заполонил всю площадь перед замком. Для его уборки рабочим понадобилось бы несколько недель. Но император издал указ, в котором разрешалось каждому жителю города взять с площади все, что там было. Задумка Петра оказалась удачной: уже на следующий день на площади ничего не осталось.
  5. Фронтонные часы. Часы появились на южном фронтоне дворца в 1796 году. Смонтировал их сложный механизм и следил за исправностью хода гениальный изобретатель И. П. Кулибин. Император Павел I узнал, что пожилой гений сам поднимается на чердак, дабы проверить механизм часов. За это Павел I выдал Кулибину жалованье размером в 1200 рублей за каждый год работы. К сожалению, эти часы сгорели при пожаре в 1837 г.
  6. Хвостатые охранники. Немалый интерес проявляют туристы и к галерейным охранникам — котам. Они появились во дворце по требованию Елизаветы Петровны, которая для борьбы с грызунами выписала их из Казани. Они были поделены на комнатных и придворных сотрудников. Сегодня во дворце обитают 50 кошек, каждая из которых имеет свой паспорт, ветеринарную карточку и считается «специалистом по ловле крыс». Если животных становится больше, их раздают неравнодушным гражданам города. Про котов был снят фильм немецкого режиссера Яна Хенрика Древса «360° GEO-репортаж: Эрмитаж — дворец котов». А американская писательница Мэри Энн Аллин была настолько впечатлена, что написала книгу «Анна и кошки. Приключения в Эрмитаже».
  7. Музейное достояние. Зимний дворец входит в двадцатку самых посещаемых музеев. За всю историю существования комплекса в Эрмитаже собрана самая крупная коллекция произведений мировой культуры и искусства. Музейный комплекс хранит самую большую коллекцию полотен Рембрандта. В Эрмитаже 6 огромных зданий, расположенных вдоль Невы. Чтобы увидеть все, что есть в музее, не хватит и нескольких месяцев.
  8. Во время войны подсобные комнаты и подвалы служили бомбоубежищами. В нескольких помещениях дворца от обстрелов и бомбежек скрывались порядка 2000 человек. Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа. Повреждения от немецких войск получили Малый тронный зал, Гербовый зал и Иорданская лестница. На реставрацию дворца понадобилось 6 месяцев после победы над вражескими войсками.

Зимний дворец — олицетворение целой эпохи правления императоров. Это поистине легендарное сооружение, которое является символом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью. Впечатления от посещения и погружения в историю дворца остаются на всю жизнь.

Зимний дворец

Русская архитектура середины XVIII столетия характеризуется высокими творческими достижениями. Созданные в 40 — 50-х годах в Москве, Петербурге и его окрестностях дворцовые ансамбли свидетельствуют о мощном расцвете архитектурного гения русского народа.

Царский двор и петербургская знать, для которых в то время создавали наиболее значительные сооружения, требовали пышности, декоративного богатства и внешнего блеска архитектуры. Сочетание лепки, резьбы, позолоты, росписи, скульптуры, а также окраска фасадов в яркие цвета придавали удивительно богатый и нарядный вид возводимым зданиям. Такой архитектурный стиль называют барокко.

Видную роль в строительстве тех лет играл В. В. Растрелли, приехавший в Россию еще в петровское время 16-летним мальчиком со своим отцом, знаменитым скульптором К. Растрелли.

Творчество В. В. Растрелли развивалось под влиянием русской культуры и зодчества. Человек высокого дарования и творческого размаха, он создал Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь в Петербурге и целый ряд других грандиозных ансамблей и архитектурных сооружений. Работал Растрелли не один: он возглавлял группу русских строителей, проектировщиков, декораторов, талантами которых всегда восхищался.

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

Первый Зимний дом Петра I — скромное двухэтажное здание с высоким крыльцом и черепичной крышей —построили в 1711 году на берегу специально прорытого канала, соединившего Мойку с Невой. Канал существует и поныне под названием Зимняя канавка.

Через 10 лет, в 1721 году, у той же канавки по проекту архитектора Моттарнови возвели второй Зимний дворец, несколько больший, чем первый. Он стоял на том месте, где сейчас Эрмитажный театр. Здесь в январе 1725 года умер Петр I.

В 1727 году архитектор Доменико Трезини, расширив здание и придав ему нарядный вид, создал третий Зимний дворец.

Императрице Анне Иоанновне этот дворец показался чересчур скромным, и она в 1730 году после коронации поселилась в доме адмирала Апраксина, недалеко от современного Дворцового моста. Через 5 лет дом Апраксина перестроил тогда еще молодой архитектор В. Растрелли. Так был создан четвертый Зимний.

Пятый по счету, который стоит и сейчас, заложили на месте четвертого в 1755 году. Дело в том, что старая постройка не удовлетворяла требовательного архитектора, и он доказал императрице Елизавете Петровне необходимость строить новый Зимний дворец.

Величием и блеском новой царской резиденции Растрелли стремился выразить мощь русского государства, взлет национальной культуры русского народа. «Зимний дворец строится для единой славы всероссийской», — писал он.

Читайте также  Зимний дворец режим работы

На строительство дворца были согнаны со всех концов России несколько тысяч лучших мастеров разных профессий. То были каменщики, плотники, штукатуры, лепщики, резчики, позолотчики, живописцы. Для этой же цели было командировано три тысячи солдат.

Большинство рабочих селилось в шалашах и хижинах на лугу перед дворцом. Люди работали от зари до поздней ночи, а получали за свой труд такую ничтожную плату, что часто при расчетах, за вычетом денег, взятых на еду, получать ничего не приходилось. Многие каменщики после работы ходили по миру, прося милостыню, почти умирая с голоду. На постройку Зимнего дворца было израсходовано до двух с половиной миллионов рублей — сумма по тому времени огромная. Ее собирали с народа путем повышения налога на соль — продукт первой необходимости, а также за счет государственных сборов за вино.

К 1762 году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр III.

Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти 200 м, ширина 160 м, высота 22 м, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади.

Взгляните на здание со стороны площади. Обилие лепки и скульптуры делает его необычайно нарядным.

На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В XVIII веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.

Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Большая часть колонн этого фасада как бы «сбежалась» к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

Медленно проходя вдоль дворца, мы с каждым шагом обогащаемся все новыми и новыми впечатлениями. Стройные белые колонны, расположенные вначале поодиночке, затем соединяются попарно. А как разнообразны скульптурные украшения на стенах: головки амуров, маски, листья фантастических растений. В солнечный день пышная отделка фасада дворца как бы оживает благодаря игре света и тени на выступах и впадинах. И все это великолепие создано по рисункам архитектора В. В. Растрелли талантливыми безымянными русскими мастерами.

На крыше здания расставлено более ста скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В XVIII веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

Зимний дворец соперничал с лучшими дворцами Европы не только богатством своей архитектуры, но и роскошью внутреннего убранства. Блеск парадных залов привлекал сюда на балы и маскарады русскую и иностранную знать.

Петр III прожил во дворце недолго. Летом 1762 года во время дворцового переворота он был лишен власти и затем убит. Хозяйкой Зимнего дворца стала императрица Екатерина II.

Стремясь не отстать от монархов Западной Европы, русская царица устроила в нескольких комнатах дворца свое, «место уединения», присвоив этим апартаментам название Эрмитажа. Русским послам при иностранных дворах и специальным агентам было поручено собирать для Эрмитажа лучшие произведения искусства.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ — па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в Санкт-Пе­тер­бур­ге, на бе­ре­гу Не­вы.

До 1917 года ре­зи­ден­ция российских им­пе­ра­то­ров, ны­не вхо­дит в со­став му­зея Эр­ми­таж. Ис­то­рия императорских зим­них ре­зи­ден­ций в цен­тре но­вой сто­ли­цы на­чи­на­ет­ся со скром­ных «Зим­них ма­лень­ких хо­ром» Пет­ра I, по­стро­ен­ных пред­по­ло­жи­тель­но архитектором Д. Тре­зи­ни в 1708 году (не бо­лее 10 ком­нат и мас­тер­ская; в 1711 году этот жи­лой дом Пет­ра I пе­ре­ве­зён на Пет­ров­ский ост­ров, ра­зо­бран в XVIII веке). В 1711-1712 годах воз­ве­де­ны «Сва­деб­ные па­ла­ты» Пет­ра I (пред­по­ло­жи­тель­но тот же ар­хи­тек­тор; ра­зо­бра­ны в 1726 году). В 1716-1720 годах на этом же уча­стке, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да про­ры­той в 1718-1720 годах Зим­ней ка­нав­кой, на мес­те современного Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра по­стро­ен но­вый «Зим­ний дом» Пет­ра I (архитектор Г. И. Мат­тар­но­ви; рас­ши­рен в 1719-1722 годах); к не­му в 1726-1727 годах при­строе­ны Зимний дворец Ека­те­ри­ны I и слу­жеб­ные кор­пу­са (архитектор Тре­зи­ни).

В 1726-1728 годах на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве со­ору­жён Зим­ний Пре­об­ра­жен­ский дво­рец Пет­ра II (архитектор Тре­зи­ни; пе­ре­стро­ен в 1759-1761 годах; ны­не зда­ние фи­ло­ло­гического факультета Санкт-Пе­тербургского университета). В 1730-1760-е годы строи­тель­ст­во императорских двор­цов в сто­ли­це воз­глав­ля­ли К. Б. Рас­трел­ли и Б. Ф. Рас­трел­ли: в 1732-1736 годах ими воз­ве­дён «3им­ний дом» Ан­ны Ива­нов­ны (с ис­поль­зо­ва­ни­ем фраг­мен­тов двор­ца Ф. М. Ап­рак­си­на, за­ло­жен­но­го в 1716 году по про­ек­ту Ж. Б. Леб­ло­на; не сохранился), в 1755 году — временный де­ре­вян­ный Зимний дворец Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на уг­лу Нев­ско­го проспекта и на­бе­реж­ной Мой­ки (архитектор Б. Ф. Рас­трел­ли; ра­зо­бран в 1765-1768 годах). Ны­не су­ще­ст­вую­щий но­вый ка­мен­ный Зимний дворец Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны по­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли в 1753-1762 годах на мес­те двор­ца Ан­ны Ива­нов­ны.

Трёх­этаж­ное зда­ние Зимнего дворца пред­став­ля­ет со­бой замк­ну­тое ка­ре с внутренним дво­ром. Фа­са­ды об­ра­ще­ны к Не­ве (дли­на фа­са­да 137 м; по цен­тру рас­по­ло­жен главный вход — Иор­дан­ский подъ­езд с Иор­дан­ской ле­ст­ни­цей, пла­фон ра­бо­ты Г. Ди­циа­ни), к Ад­ми­рал­тей­ст­ву (Сал­ты­ков­ский, или «Его ве­ли­че­ст­ва», подъ­езд вы­хо­дил на бывшею Раз­вод­ную площадь, где про­во­ди­лись раз­во­ды ка­рау­лов и смот­ры войск) и к Двор­цо­вой пло­ща­ди (подъ­ез­ды «Её ве­ли­че­ст­ва» и Ко­мен­дант­ский). Гран­ди­оз­ные раз­ме­ры двор­ца в сти­ле ба­рок­ко (пер­во­на­чаль­но в нём бы­ло свыше 1000 по­ме­ще­ний, 117 ле­ст­ниц, бо­лее 3800 две­рей и окон), силь­но вы­сту­паю­щие ри­за­ли­ты, ак­цен­ти­ров­ка сту­пен­ча­тых уг­лов, из­мен­чи­вый ритм ко­лонн со­з­да­ют впе­чат­ле­ние пла­стической мо­щи, тор­же­ст­вен­но­сти и ве­ли­ко­ле­пия.

Пыш­ная от­дел­ка фа­са­дов (скульп­ту­ры из пу­дож­ско­го из­вест­ня­ка над па­ра­пе­та­ми и фрон­то­на­ми, в 1892-1894 годах под руководством скульп­то­ра М. П. По­по­ва за­ме­нён­ные пус­то­те­лы­ми, вы­би­ты­ми из лис­то­вой ла­ту­ни; ко­ва­ные узор­ные ре­шёт­ки) и рас­по­ло­жен­ных ан­фи­ла­да­ми па­рад­ных за­лов и жи­лых по­ко­ев под­чёр­ки­ва­ет ре­пре­зен­та­тив­ное на­зна­че­ние Зимнего дворца. Двор­цо­вая церковь Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го по­строе­на в 1753-1762 годах; её внутреннее уб­ран­ст­во так­же ис­пол­не­но итальянскими и русскими мас­те­ра­ми под руководством Б. Ф. Рас­трел­ли (жи­во­пис­ный пла­фон ра­бо­ты Ф. Фон­те­бас­со). В эти же го­ды соо­ру­же­на Ма­лая (Сре­тен­ская) цер­ковь в по­ко­ях им­пе­рат­ри­цы (вос­ста­нов­ле­на пос­ле по­жа­ра в 1838-1839 годах).

По­сле 1762 года ра­бо­ту по внутренней от­дел­ке про­дол­жи­ли по­мощ­ни­ки Б. Ф. Рас­трел­ли — С. И. Че­ва­кин­ский и Ю. М. Фель­тен; вско­ре бы­ли при­вле­че­ны так­же Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот и А. Ри­наль­ди. В конце XVIII — начале XX веков ин­терь­е­ры Зимнего дворца не­од­но­крат­но пе­ре­де­лы­ва­лись. В 1791-1793 годах соз­да­на Нев­ская ан­фи­ла­да, вклю­чав­шая Аван­зал, Боль­шой и Кон­церт­ный за­лы (ар­хи­тек­то­ры Дж. Ква­рен­ги, И. Е. Ста­ров); во 2-м эта­же но­во­го кор­пу­са (1783-1792 годы, Ква­рен­ги), со­еди­нив­ше­го Зимний дворец с Ма­лым Эр­ми­та­жем, бы­ли раз­ме­ще­ны ко­пии рос­пи­сей Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не; в 1795 году соз­дан па­рад­ный Ге­ор­ги­ев­ский (Боль­шой Трон­ный) зал (Ква­рен­ги; ко­лон­на­да ко­ринф­ско­го ор­де­ра — 1837-1842 годы, ар­хи­тек­то­ры В. П. Ста­сов и Н. Е. Ефи­мов).

В 1826 году от­кры­та Во­енная га­ле­рея 1812 го­да (К. И. Рос­си; порт­ре­ты ге­ро­ев Отечественной вой­ны 1812 года ра­бо­ты Дж. Доу и его по­мощ­ни­ков). В 1822-1837 годах по про­ек­там О. Р. де Мон­фер­ра­на де­ко­ри­ро­ва­ны за­лы Ма­рии Фё­до­ров­ны (Гос­ти­ная с ко­лон­на­ми из яш­мы, ны­не Ма­ла­хи­то­вый зал), соз­да­ны Ро­тон­да, Пет­ров­ский и Фельд­мар­шаль­ский за­лы. Поч­ти пол­но­стью унич­то­жен­ные по­жа­ром 17-19(29-31).12.1837 года ин­терь­е­ры к 1841 году вос­ста­нов­ле­ны А. П. Брюл­ло­вым и Ста­со­вым при уча­стии многих мас­те­ров; при­ме­не­ны ме­тал­лические кон­ст­рук­ции пе­ре­кры­тий (шпрен­ге­ли по про­ек­ту инженера М. Е. Клар­ка), час­тич­но за­ме­нён­ные в 1886-1887 годах.

Во второй половине XVIII-XIX веках с восточной сто­ро­ны к Зимнему дворцу при­строе­ны зда­ния, вхо­дя­щие ны­не в ан­самбль му­зея Эр­ми­таж: Ма­лый Эр­ми­таж с Северной, Южжной па­виль­о­на­ми и Ви­ся­чим са­дом (1764-1775 годы, ар­хи­тек­то­ры Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мот, Ю. М. Фель­тен; 4-й этаж над­стро­ен в 1840-1843 годах, В. П. Ста­сов; Па­виль­он­ный зал — 1850-1858 годы, А. И. Шта­кенш­ней­дер); Боль­шой, или Ста­рый, Эр­ми­таж (1771-1787 годы, Фель­тен; пе­ре­стро­ен в 1851-1859 годах, Шта­кенш­ней­дер), свя­зан­ный ароч­ным пе­ре­хо­дом над Зим­ней ка­нав­кой с Эр­ми­таж­ным те­ат­ром [1783-1789 годы, Дж. Ква­рен­ги; зал-ам­фи­те­атр де­ко­ри­ро­ван ко­лон­на­ми ко­ринф­ско­го ор­де­ра и ни­ша­ми со скульп­ту­рой; от­дел­ка фойе — 1904 год, архитектор Л. Н. Бе­нуа]; Но­вый Эр­ми­таж (1842-1851 годы, по про­ек­ту Л. фон Клен­це, под руководством Ста­со­ва и Н. Е. Ефи­мо­ва; пор­тик с ат­лан­та­ми — 1846 год — 48, скульп­тор А. И. Те­ре­бе­нёв).

05(17).02.1880 года на­ро­до­во­лец С. Н. Хал­ту­рин про­из­вёл в Зимнем дворце взрыв, по­вре­див­ший под­вал, га­упт­вах­ту и сто­ло­вую. По­сле убий­ст­ва Алек­сан­д­ра II [01(13).03.1881 года] Алек­сандр III пе­ре­нёс свою ре­зи­ден­цию в Гат­чи­ну и ис­поль­зо­вал Зимний дворец в основном для па­рад­ных це­ре­мо­ний. С во­ца­ре­ни­ем Ни­ко­лая II (1894 год) императорская фа­ми­лия вер­ну­лась в Зимний дворец (бывшие по­кои Ни­ко­лая I за­но­во от­де­ла­ны, например биб­лио­те­ка — архитектор А. Ф. Кра­сов­ский). В 1904 Ни­ко­лай II с семь­ёй пе­ре­ехал в Цар­ское Се­ло. В начале Первой ми­ро­вой вой­ны в за­лах Нев­ской ан­фи­ла­ды раз­ме­щал­ся гос­пи­таль.

С ию­ля 1917 года Зимний дворец — ре­зи­ден­ция Временного пра­ви­тель­ст­ва; в ночь с 25 на 26.10(с 07 на 08.11).1917 года был за­хва­чен ре­во­люционными вой­ска­ми. В 1918 году пе­ре­име­но­ван во Дво­рец ис­кусств (на­зва­ние не при­жи­лось). С 1920 года в час­ти по­ме­ще­ний рас­по­ла­гал­ся Му­зей ре­во­лю­ции. До 1922 года в Зимнем дворце на­хо­ди­лись: при­ём­ный пункт для во­ен­но­плен­ных, об­ще­жи­тие дет­ской ко­ло­нии, Штаб по уст­рой­ст­ву мас­со­вых тор­жеств; Ни­ко­ла­ев­ский зал пе­ре­обо­ру­до­ван под ки­но­зал. В 1922 году б ́оль­шая часть Зимнего дворца пе­ре­да­на Эр­ми­та­жу (це­ли­ком пе­ре­дан в 1945 году).

Ши­ро­ко­мас­штаб­ные рес­тав­рационные ра­бо­ты ве­лись в 1920-1930-х годах и в 1940-1960-х годах, по­сле по­па­да­ния артиллерийских сна­ря­дов и авиа­бомб во вре­мя бло­ка­ды. В 1946 году фа­са­ды ок­ра­ше­ны в пер­во­на­чаль­ный би­рю­зо­вый цвет (в конце XIX века бы­ли тём­но-крас­ны­ми, с 1911 года ро­зо­вы­ми). В 1971 году в со­ста­ве Эр­ми­та­жа соз­да­ны Рес­тав­рационные мас­тер­ские, ко­то­рые ве­дут все ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию и со­хра­не­нию Зимнего дворца. В 2001 году для пуб­ли­ки от­крыт внутренний двор, где про­во­дят­ся лет­ние сим­фо­нические кон­цер­ты. В со­ста­ве па­мят­ни­ков ис­то­рического цен­тра Санкт-Пе­тер­бур­га Зимний дворец вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: