Парк царицыно история

Парк Царицыно, история его появения История парка Царицыно началась еще в 17 веке. В то время боярин Лукьян Стрешнев получил от царя Михаила Романова земли и построил свою усадьбу, занявшись

Парк царицыно история

Парк Царицыно, история его появения

История парка Царицыно началась еще в 17 веке. В то время боярин Лукьян Стрешнев получил от царя Михаила Романова земли и построил свою усадьбу, занявшись облагораживанием пустой и неприметной территории, именуемой Черной Грязью. После смерти боярина, его имение долгое время ходило из рук в руки. Боярин Алексей Голицын, которому местность досталась от деда, построил на территории церковь и галерею, переименовав имение в село Богородское и устроив резиденцию для приема гостей. Придя к правлению, Пётр I забрал имение и отдал Дмитрию Кантемиру, наследники которого продолжили совершенствование территории. Но то Царицыно, каким оно является сейчас, заслуга императрицы Екатерины Великой.

Имение Екатерины Великой

Екатерина Великая сразу же влюбилась в красоты, поразившие ее своим уютом. В 1775 году она выкупила усадьбу и назвала ее Царицыно. Екатерина желала, чтобы Царицыно выглядело как по-настоящему царское имение. Поэтому пригласила придворного архитектора Василия Ивановича Баженова для постройки дворцов, мостов, ворот и хозяйственных сооружений. Самыми первыми и значимыми постройками стали Малый и Средний Дворец. В Малом дворце были покои императрицы.

При правлении Екатерины Великой было создано большее количество сооружений, которые находятся на территории в наше время, такие как Хлебный Дом и Второй Кавалерский Корпус.

Современная история

После смерти императрицы, территория имения снова стала неухоженным дачным поселком. На царицынских прудах даже отдыхали и ловили рыбу. В начале XX века Царицыно было переименовано в Ленино. Поселок довольно сильно разросся, даже был открыт музей, который проработал недолгое время. Судьба некогда красивейших мест складывалась весьма грустно очень долгое время. В середине 80-х годов снова был открыт музей, а уже в 1993 году Министерства Культуры взяло на себя ответственность начать работы по реставрации и территорию парка стали именовать музеем-заповедником.

В 2004 году эта территория перешла правительству, мэр Москвы Юрий Лужков стал развивать музей-заповедник. В 2005-2007 годах были проведены колоссальные работы по реставрации. Были восстановлены многие парковые сооружения и большинство дворцовых построек. В этом месте стали проводиться мероприятия разных масштабов, от художественных выставок до концертов. Открытие парка состоялось 2 сентября 2007 года. С этого момента Царицыно стало таким, каким оно является по сей день. Одним из достопримечательностей нового Царицыно является красивейший музыкальный фонтан. Реставрация дворцов и построек времен императрицы Екатерины были выполнены с полным сохранением стиля, хоть многие и утверждают, что постройки, пережившие реставрацию, сложно назвать исторически ценными.

Малый дворец Средний дворец (оперный дом) Большой дворец Хлебный дом внутри Хлебный дом

Сейчас Царицыно приобрело статус «рекреационного комплекса». Уютные уголки парка практически никогда не остаются безлюдными, а место стало культурным достоянием России.

Царицыно

Справочник масонской символики

Над строительством этого ансамбля трудился сначала Василий Баженов, а затем Матвей Казаков. Он так и не был завершен, став «яблоком раздора» между императрицей и архитектором. Но это не помешало Царицынскому парку стать единственным в мире дворцовым комплексом в стиле псевдоготики.

Местность на территории современного Царицыно известна с конца XVI века как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Тогда здесь стояло село Богородское. Но в смутное время от него остались только каскады прудов.

Вскоре у этих мест появилось новое имя — Черная грязь. Люди верили, что здешние источники и грязи помогают справиться с любым недугом, поэтому земли недолго пустовали. В 1633 году Черная грязь перешла во владение бояр Стрешневых, родственников супруги Михаила Романова. А по окончании Прутского похода в 1714 году Петр I подарил эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру за помощь в борьбе с Турцией. Новый владелец в 1722 году на месте деревянной церкви поставил каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и построил деревянный дворец в китайском вкусе.

Но слухи о целебных грязях дошли и до Екатерины II. Очарованная красотами этой местности весной 1775 года она купила деревню Черная грязь. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей, хотя князь Кантемир готов был отдать ее за 20 000.

Вскоре Екатерина отправилась осматривать поместье. Князь Потемкин приложил немало усилий, чтобы оно произвело на императрицу хорошее впечатление: на прудах устроили пристани, в глубине парка поставили шалаш, где подали полдник, крестьянские девушки в ярких сарафанах водили хороводы, юноши соревновались в силе и ловкости, специально отобранные косари-молдаване в косоворотках косили траву, а бабы и девки сгребали сено. Вечером на прудах устроили фейерверк. Екатерина была довольна.

Императрица заказала Василию Баженову проект подмосковной увеселительной резиденции. Она высказала несколько пожеланий: постройка в мавританском или готическом стиле и пейзажный парк.

В начале 1776 года проект был готов. Баженов старался сохранить существующий ландшафт, разделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны. Он запланировал строительство целого городка: в центре разместил 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством, а вокруг них — россыпь построек для придворных, домиков для прислуги, павильонов. Ансамбль дополняли мосты, декоративные строения и Кухонный корпус. Проект строился по принципу «поэзии геометрии» — из разнообразных геометрических фигур: шести и восьмигранные павильоны, полукруглый Малый дворец, квадрат со скругленными углами Кухонного корпуса. При этом главный дворец состоял из трех самостоятельных корпусов: центрального с парадными залами (Большой Кавалерский корпус), правого и левого с личными покоями императрицы и наследника.

Екатерина II одобрила проект Баженова, и уже в мае 1776 года началось строительство. Но уже к концу года возникли сложности со стройматериалами и финансированием. В результате строительство растянулось на 10 лет вместо запланированных трех. Чтобы не останавливать работы, Баженов брал кредиты на свое имя и вел стройку за свой счет. Из-за этого архитектору пришлось продать дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой. Но все равно к 1784 году на Баженове числилось 15 000 рублей долгов.

За время строительства Царицыно архитектор написал много писем с мольбой о выделении финансирования. Недостающую сумму все-таки выделили, и все запланированные постройки, кроме Конюшенного корпуса и башни с часами, были завершены. Начались отделочные работы.

В первых числах июня 1785 года Екатерина II приехала в Москву и отправилась осмотреть Царицыно. Вердикт императрицы был суров: здесь невозможно жить, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Она приказала все уничтожить и разработать новый проект главного дворца. Баженова от строительства отстранили, а новым архитектором назначили его ученика Матвея Казакова.

Исследователи полагают, что истинными причинами отстранения Баженова стали его принадлежность к масонам и тайные контакты с цесаревичем Павлом. В 1784 году архитектор прошел обряд посвящения по поручительству Н.И. Новикова и выполнял роль посредника между московскими масонами и Павлом. Попутно Баженов зашифровал масонские эмблемы в декоре Царицынских построек, поэтому Царицыно называют «архитектурным справочником» масонской символики XVIII века.

Но в 1785 году императрице донесли о деятельности московских масонов, и она решила пресечь это на корню. Также в одинаковых дворцах для нее и цесаревича Павла Екатерина увидела намек на узурпацию российского престола. Но это лишь одна из тридцати версий случившегося.

В феврале 1786 года Казаков подготовил новый проект Большого дворца. Он попытался сохранить выбранный Баженовым стиль, но сделал дворец доминирующим элементом застройки. Императрица проект одобрила.

Все это время Баженов пытался вернуть расположение Екатерины и даже разработал новый проект. Но второго шанса архитектору не дали, и в январе 1786 его на год отстранили от должности для поправления здоровья. Для Баженова вторая после неосуществленного проекта Кремлевского дворца грандиозная неудача стала причиной душевного кризиса. К должности придворного архитектора при Екатерине он так и не вернулся.

В марте начали разбирать покои Екатерины и цесаревича Павла. А в конце 1780-х императрица потеряла интерес к своей подмосковной затее и перестала выделять деньги на строительство. На завершении ансамбля настаивал лишь Григорий Потемкин. В 1790 году строительство остановилось из-за русско-турецкой войны, а в октябре 1791 года умер Потемкин.

В 1793 Екатерина II предприняла попытку достроить Царицыно и приказала наполовину построенный дворец уменьшить на один этаж. А в ноябре 1796 императрица скончалась. К тому времени строительство Большого Царицынского дворца завершилось вчерне, и здание покрыли временной крышей. Начались отделочные работы: 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. В остальных постройках отделкой еще не занимались.

Павел I посетил Царицыно в марте 1797 года и приказал остановить работы. Больше строительство не возобновили, и во дворце так никто и не жил.

Недострой быстро пришел в запустение, и уже в начале XIX века постройки начали разрушаться и зарастать зеленью. Только Иван Еготов завершил формирование пейзажного парка: поставил на месте нескольких деревянных каменные павильоны и беседки, устроил аллеи и мостики, насыпал искусственные острова на Царицынских прудах, приспособил некоторые баженовские строения под чайные домики. Это сделало Царицыно популярным местом пикников и прогулок.

В 1860 году императорская семья обнаружила, что содержание усадьбы Царицыно не приносит доходов. Ее передали в Департамент уделов. Парк хотели продать, но покупателей не нашлось. Тогда часть царицынских земель отдали в аренду под дачи. Но если некоторые здания арендаторы хотя бы иногда ремонтировали, то состояние бесхозных дворцовых построек только ухудшалось. В 1880 году на Большом Царицынском дворце частично обрушилась крыша. Тогда ее окончательно разобрали, а здание законсервировали.

21 июля 1927 года в здании Третьего Кавалерского корпуса открылся музей Царицыно. Но уже в 1930 его переименовали в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района», а в 1937 году закрыли. В Хлебном доме в начале 1920-х годов стихийно возникли коммуналки. Они просуществовали до 1970-х. А храм в Царицыно закрыли еще в 1939 году. В его здании устроили трансформаторную подстанцию.

В 1936 появился проект приспособления усадьбы под дом отдыха, но помешала Великая Отечественная война.

В феврале 1984 года Царицынский ансамбль передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. В 1993 его переименовали в Государственный музей-заповедник «Царицыно».

Началась научная реставрация усадьбы. А в 2004 году музей-заповедник перешел в ведение города, и в Царицыно развернулись работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции ансамбля и парка.

Это вызвало много споров и критики, особенно в отношении крыши, которая при Казакове напоминала «крышку гроба». Тем не менее, восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно стал очень популярным и с ноября 2007 года работает круглосуточно. Также в Царицыно есть поющий фонтан, а в теплое время курсируют экскурсионные электромобили.

В ансамбле парка доминирует Большой Царицынский дворец. Сейчас там музей. О назначении остальных построек нам остается только догадываться, так как это нигде не описано.

Три здания называются «Кавалерскими корпусами». Они появились в XIX веке, и уже тогда их назначение было неясным. Постройки раскрывают смысл баженовской «поэзии геометрии»: круглый зал Третьего Кавалерского корпуса выходит наружу в виде полуротонды, Второй Кавалерский корпус восьмигранный, а маленький Первый Кавалерский корпус построен углом.

Хлебный дом (Кухонный корпус) получил название по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой на фасаде. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» имеет форму калача, а «Х» напоминает скрещенные линейки — масонский символ. Площадь Хлебного дома более 4 000 м 2 , так как в цокольном этаже планировалось разместить погреба и ледники. Сейчас здесь выставочный зал.

Галерею между Хлебным домом и Большим дворцом Баженов построил в 1784-1785 годах. Она не несет никакой функциональной нагрузки. Некоторые считают, что галерея связывала Кухонный корпус и дворец (например, для подачи блюд к столу), но в зданиях нет и никогда не было выходов на галерею.

В документах Баженова есть «Дворец напротив боку садового». Он же — «Средний дворец» или «Оперный дом». Последнее название появилось в XIX веке и связано, вероятно, с планировкой здания. Но несмотря на это, музыка там никогда не звучала. Лишь после реставрации в здании стали проводить концерты.

Читайте также  Воробьевы горы история

А вот Малый дворец предназначался под личные покои императрицы. Площадь этого здания с вензелем Екатерины II невелика — около 200 м 2 .

Большой мост задумывался как парадный въезд. Но его строительство было непростым делом, так как в этом месте оказалось огромное количество ключей. Они размывали грунт, поэтому пришлось поставить мост на сваи.

Для въезда со стороны Шипиловских прудов поставили Фигурный мост. Он напоминает готическую стену с башнями.

Возникновение самой романтичной царицынской постройки продиктовано модой начала XIX веков на сооружение в парках и садах искусственных руин. Но легенда связывает появление башни-руины с судьбой княжны Таракановой.

Когда Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию за княжной, с ним поехал художник. На Ионических островах он набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После возвращения в Петербург рисунки попали к императрице, и она распорядилась построить в Царицыно руину с бельведером по одному из набросков. Но на самом деле башню построили по проекту Еготова намного позже.

Беседку «Храм Цереры» также построил Еготов. Там поставили статую богини плодородия с серпом и снопом колосьев в руках. Сноп позолоченных колосьев также увенчал купол беседки. Отсюда второе название — «Золотой сноп». Статуя Цереры пропала в середине XIX века, а в 1927 году на ее месте поставили скульптуру из подмосковной усадьбы Лукино. Но и она исчезла. Сейчас и беседка, и статуя восстановлены.

А павильон «Нерастанкино» Еготов поставил в 1803-1804 годах на смотровой площадке на холме у Верхнего пруда. На пруду также устроили искусственный остров с аркой-руиной. С начала XIX века за павильоном закрепилось второе название — Храм меланхолии. А название «Нерастанкино» обычно связывают с фразой «не расстанешься», имея в виду, что гостям трудно расстаться с красотами Царицыно.

История Царицыно: загадка царской усадьбы XVIII века

Царицыно является одной из самых необычных и красивейших усадеб Москвы. История Царицыно причудлива и полна неожиданных событий, взлетов и падений. Тайна Царицыно так и не разгадана, она связана с именем российской императрицы Екатериной II.

Именно по указу Екатерины для нее был создан пейзажный парк и архитектурный комплекс, названый Царицыно. Сейчас здесь расположен современный и популярный парк «Царицыно», сохранивший следы былой прелести.

История Царицыно

История Царицыно началась в 1755 году, когда Екатерина II приехала в Москву. Проезжая в Коломенское, она восхитилась красотой усадьбы «Черная грязь», принадлежащей князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. Императрица купила усадьбу и переименовала ее в «Царицыно».

Василий Баженов

Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.

Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.

Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.

Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.

Большой мост через овраг

Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.

В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.

Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.

5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.

Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.

Загадка Царицыно

Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.

Первая причина

Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.

Вторая причина

Императрице просто не понравились дворцы. За 10 лет стройки вкус Екатерины поменялся и «нежная готика» Баженова была отвергнута императрицей, тяготевшей к классицизму.

Третья причина

Екатерина охладела к Царицыно, потому что увлеклась новой стройкой — дворцовым-парковым комплексом «Пелла», строящимся на берегу Невы (территория города Отрадное, Ленинградская область). В 1784 году она приобрела мызу Ивановскую, где с большим воодушевлением началось строительство нового фаворита. Пеллу постигла еще более трагичная судьба, чем Царицыно — после смерти Екатерины по указу императора Павла все постройки были разобраны. Пелла была любимым местом отдыха Екатерины, за что и поплатилась от рук ее мстительного сына.

Четвертая причина

Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.

Матвей Казаков

Через полгода Казаков представил новый проект дворца, который получил одобрение. Баженовские дворцы для императрицы, наследника и его детей были полностью разобраны, а также камер-юнгферский корпус. Матвей Казаков строит роскошный дворец в стиле классицизма с элементами готики: арочные окна, остроконечные башни.

Большой дворец

Новый дворец строится медленно из-за недостаточного финансирования. В 1793 году императрица приказывает в целях экономии убрать третий этаж и тронный зал. Разобран Большой Кавалерский корпус на стройматериалы.

После смерти Екатерины

В 1796 году Екатерина умирает. К этому времени Большой дворец готов не полностью, крыша перекрыта временной черной кровлей, помещения еще без отделки. Новый император Павел приехал в Царицыно в 1797 году, усадьба ему не понравилась, что было предсказуемо, все что относилось к его матери было ему ненавистно, последовал указ никакого строительства не вести. Все последующие императоры не выказали желания достроить Большой дворец и использовать по назначению.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для прогулок публики. Некоторые царские постройки переоборудывают в трактиры и гостиницы. По проектам ученика Василия Баженова — архитектора Ивана Еготова строятся романтичные павильоны, беседки, гроты, башня-руина. В павильонах устанавливают столы и стулья для отдыха публики.

Беседка «Храм Цереры»

В конце XIX века постройки превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. Возникает дачный поселок Новое Царицыно, в котором живет много знаменитостей.

После революции 1917 года на территории Царицыно создается поселок Ленино. В некоторых дворцовых зданиях размещаются коммунальные квартиры, клуб, дом культуры, музей. В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы.

Масштабная реставрация зданий, кроме Большого дворца началась с середины 1980-х годов. В 2004 году парк Царицыно был передан на баланс города Москвы. В 2005 году с подачи мэра Юрия Лужкова началось масштабное и стремительное восстановление Большого дворца и парковой зоны, несмотря на протесты реставраторов, искусствоведов и архитекторов. 2 сентября 2007 года в День города Москвы состоялось торжественное открытие обновленного дворцового комплекса, на котором присутствовал Путин.

Усадьба Царицыно возникла по прихоти Екатерины II, но несмотря на 20-летнюю стройку и смену проектов, императрица не захотела здесь жить. Никто из императорской семьи так и не нарушил покой опальной усадьбы. Царицыно за всю свою многолетнюю историю не стало московской императорской резиденцией, хотя оно заслуживало этого не менее, чем Петергоф, Гатчина, Царское село, Павловск или Ораниенбаум.

Большой дворец, руины

Многие годы Царицыно было окутано романтично-таинственной ореолом из-за его живописных руин и старинного запущенного парка. Громадная руина Большого дворца постепенно растворялась в пейзаже. После того, как Лужков решил навести порядок в Царицыно, не считаясь с историческим наследием, как он делал это не раз, парк стал многолюдным и шумным. Теперь это обычный современный увеселительный парк, любимый публикой. Здесь проходят выставки, концерты, светомузыкальные представления, магия Царицына утрачена навсегда.

—> Царицыно —>

Государственный музей-заповедник. Дворцово-парковый ансамбль. Парк-музей. Территория мечты и фантазии. Оранжереи. Пруды. Курганы. Романтические аллеи и уединённые беседки. Выставки русской скульптуры и европейской живописи. Экскурсии и мастер-классы. Концерты и фестивали. Истории и загадки. Всё это — Царицыно.

Жемчужина музея — грандиозный дворцовый комплекс XVIII века. Его строят как загородную резиденцию для Екатерины II. Более двадцати лет над постройкой трудятся выдающиеся русские архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков. После смерти императрицы все работы прекращаются. Живописный парк превращается в место загородных прогулок москвичей. Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Он быстро набирает популярность – особенно среди писателей и художников. В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.

Примерно 4 000 лет назад на месте будущего музея стоит поселение бронзового века. Здесь живут высокие люди с несколько удлиненными лицами. Они пасут коров и делают керамические изделия с узорами «зигзаг» и «ёлочка». Через пару тысячелетий их сменяют деловитые мужчины и женщины железного века. Они говорят на финно-угорских языках. Затем в Царицыно приходят вятичи. Они живут в землянках. Почитают языческих богов и носят яркие украшения. Умерших вятичи хоронят в курганах: их до сих пор можно видеть на территории парка как память о тех далеких и таинственных временах.

С XVII века будущая территория парка-музея «Царицыно» — местность под названием Черная Грязь принадлежит в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строит хоромы боярин Стрешнев — тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписывает Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она достаётся Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом строят себе новую усадьбу — трехъярусные хоромы с галереями. Оформлением занимается целая артель художников. В хоромах царит «разноцветье». Дом окружен березовой рощей и плодовым садом.

После государственного переворота и воцарения Петра I Голицыны отправляются в ссылку. Петр дарит Черную Грязь своему союзнику в русско-турецкой войне — молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстраивает новый дом (как описывает его один из гостей) «на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным».

Читайте также  История уральских гор

В 1723 Черная грязь достается сыновьям Кантемира. Кроме великолепных деревянных построек здесь теперь два плодовых сада и оранжерея с экзотическими фруктами. Повсюду царит атмосфера сельского покоя. Именно в таком виде застает Черную Грязь императрица Екатерина II. Весной 1775 года она прогуливается по окрестностям с сыном и невесткой. Усадьба Кантемиров и живописные пейзажи приводят ее в восторг. Сделка совершается всего за неделю. В конце мая 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. Тем же летом выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Летом 1775 года Екатерина II неоднократно посещает новое имение вместе с Григорием Потемкиным. Придворный архитектор Василий Баженов получает приказ заняться проектированием и постройкой новой императорской резиденции «во вкусе готики». Баженов понимает «вкус готики» как сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для построек используются кирпич и белый камень — как в старину. В плане пять дворцов для императрицы и ее семьи. Целая россыпь построек для свиты и прислуги. Павильоны и декоративные сооружения. При этом все здания разной геометрической формы и гармонично вписываются в существующий ландшафт. Архитектор старается сохранить исторический вид и красоту старого парка.

Екатерина II утверждает проект. С 1776 по 1785 годы в Царицыне кипит работа. Но идет она трудно: проблемы с финансированием и стройматериалами заставляют Баженова постоянно писать письма чиновникам и брать кредиты под собственное имущество. 3 июня 1785 года Екатерина бегло инспектирует несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Работой она недовольна. Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими. Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор тесно общается с масонами и переписывается с руководителем московской ложи Новиковым. Новиков же выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу. Императрица усматривает во всех этих действиях заговор и решает покончить со всеми его фигурантами разом. Баженов отстраняется от должности. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову. Тот полностью разбирает уже готовый Главный корпус и возводит на его месте новый дворец с замковыми крышами и башнями. Но процесс идет медленно: финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин. А в 1796 году умирает и сама Екатерина II. Работа останавливается.

В начале XIX века благоустраивается парк. Появляются каменные павильоны. Царицыно становится излюбленным местом гуляний — что-то вроде пригородного парка культуры и отдыха. Корпуса переоборудуются под кофейный дом и гостиницу. В павильонах можно пообедать и выпить пива. В 1860 году император Александр II принимает выгодное решение — сдавать ветшающие дворцовые корпуса и земельные участки в аренду. С этого момента в Царицыне начинается длительный период дачной застройки. Здесь отдыхают писатели и художники. Композиторы и артисты. К концу XIX века Царицыно превращается в благоустроенный и престижный дачный поселок.

После Октябрьской революции Царицыно с прилегающими к нему территориями переименовывается в поселок Ленино. Начинается конфискация дач. В старинных постройках устраиваются коммунальные квартиры. В 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользуется популярностью: ежегодно более 20 тысяч граждан приезжают посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. Но в 1930-е годы музей переименовывают в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Характер экспозиции резко меняется в сторону демонстрации сельскохозяйственных достижений. Место портретов и канделябров занимают макеты тракторов и плугов. Проводятся выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Музей быстро теряет популярность у публики – и его закрывают. В 1936 году Моссовет предлагает устроить во дворце и других корпусах дом отдыха. Однако эти планы не сбываются: начинается война.

Жители поселка строят рубежи обороны. Между курганами замаскирована зенитная установка. Над руинами екатерининских корпусов парят немецкие самолеты. Несколько бомб падают возле старинных павильонов. В крышах дач появляются пробоины. Вокруг Большого дворца местные жители устраивают огороды: выращивают морковь и капусту. Место цветников занимают картофельные гряды.

В послевоенные годы здания царицынского ансамбля занимают райисполком и районный архив. Клуб и музыкальное училище. В конце 1960-х годов начинается массовая застройка района Орехово-Борисово: коммуналки в старых дачах расселяют. Вокруг Царицынского ансамбля устанавливается охранная зона площадью более 1000 га.

В 1984 году в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея. Тогда же в мастерских «Моспроекта-2» готовится масштабный проект реставрационных работ. В 1986 году Министерство культуры СССР подписывает договор на производство этих работ с польским государственным предприятием «Мастерские по реставрации памятников старины». С 1987 по 1995 год идут работы по восстановлению старинных зданий: российские и польские мастера восстанавливают почти все — остаются нереставрированными лишь Большой дворец и Хлебный дом. Парк и павильоны также нуждаются в благоустройстве. Эти работы ведутся с 2005 по 2007 годы. Проект реконструкции разрабатывают все те же мастерские «Моспроекта-2».

2 сентября 2007 года официально открывается реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно». С этого момента памятник получает новую жизнь.

Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»

Музей-заповедник «Царицыно», расположенный на юго-восточной окраине столицы, включает одноименный дворцово-парковый ансамбль, памятник архитектуры XVIII века, и прилегающие к нему Царицынские пруды и пейзажный парк. По площади это крупнейший музейный комплекс Москвы, по значимости – один из самых важных.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Царицыно с высоты

История комплекса

В старину Царицыно называлось Черной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины — княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) — прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.

В XVIII веке территория перешла к Димитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлеченно принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени. Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведен в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.

Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776 Фигурный мост в Царицыно

Архитектурные особенности комплекса

Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.

Творения Баженова

Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 80 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, ее сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трех Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают на границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.

Большой Дворец царицыно Памятник архитекторам Царицыно — Василию Баженову и Матвею Казакову

Наследие Казакова

Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершенное сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на все более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.

Зима в Царицыно

Постоянная экспозиция музея

Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и полюбоваться красочными ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши. Фотосъемка экспонатов разрешается, но без применения вспышки.

Мост над центральным прудом Царицыно Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне

Временные выставки

В Царицыно привозят ценные экспонаты из музеев Москвы и регионов, интересные тематические коллекции составляются из предметов, входящих в фонды музея. В 2015 году здесь проходят выставки фарфора на военную тематику, скульптуры усадьбы-музея Останкино, шпалер французских мастеров. Уточнять возможность фотосъемки следует у сотрудников музея.

Музейный комплекс как концертная площадка

Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.

Оперный дом в Царицыно Внутри Большого Дворца III Кавалерский корпус

Царицынский парк и оранжереи

Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашенными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причем ассортимент видов воспроизведен в точности как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждет встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.

Осень в Царицыно Есть орех?

Информация для посетителей

Осмотру оранжерей в Царицыно можно посвятить целый день, поэтому и билеты в них продаются отдельно и стоят 250 рублей. Льготники: школьники и студенты, пенсионеры, инвалиды – приобретают льготные билеты за 80 рублей. Доступ в парк свободный с 6 утра до полуночи, но по историческим газонам и клумбам ходить запрещено. Оранжереи открываются в 11 утра и принимают посетителей до 18-20 часов вечера со среды по воскресенье, понедельник и вторник – выходные дни. Гостям предложат экскурсии и образовательные программы, об участии в которых нужно позаботиться при планировании визита. Опытные гиды расскажут туристам о языке цветов в XVIII веке, о роли растений в христианских обрядах, об истории садово-паркового искусства и даже научат правильно сажать семена и ухаживать за экзотическими видами фруктовых деревьев.

Вид на Верхний пруд

Царицынские пруды

Появившиеся задолго до строительства екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.

Читайте также  История владивостока для детей

Легенды Царицыно

Московские диггеры рассказывают, что в Царицыно есть подземные ходы, связывающие Малый и Большой дворцы, и что там собираются сектанты. Ученые нашли в феврале 1993 года крупную геопатогенную зону под главным дворцом ансамбля. Старожилы вспоминают легенды о проклятиях и размышляют, долго ли простоит новое сооружение.

Информация для гостей музея-заповедника «Царицыно»

Найти музей несложно, он расположен в шаговой доступности от станций метро «Орехово» и «Царицыно», точный адрес: ул. Дольская, 1. В Большом дворце и в Парадном вестибюле на подземном уровне открыты кафе, несколько пунктов питания действует на территории парка. Практически все объекты доступны для посетителей на инвалидных колясках. В парк запрещено приводить домашних животных, здесь нельзя кататься на велосипедах. В порядке компенсации за эти неудобства гостям создают все условия для активного отдыха: зимой на территории заповедника прокладывают лыжные трассы и заливают каток, летом организуют скалодром. Телефон для справок: +7(495)325-48-44. Официальный сайт музея-заповедника «Царицыно»: www.tsaritsyno-museum.ru.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне

Время работы и стоимость билетов

Со вторника по воскресенье дворцовый комплекс открыт с 11 утра до 18-20 часов вечера, понедельник – выходной день. Посетители могут приобрести единый билет на весь комплекс, включая оранжереи, действительный в течение месяца, за 650 рублей. Вход только в Большой дворец и Хлебный дом стоит 200 рублей, как и в Оперный дом. Льготники заплатят 200 рублей за общий билет и по 80 за посещение отдельных дворцов.

Дополнительные услуги

Поскольку общая площадь Царицыно занимает более 100 га, осмотреть все самое интересное за один раз технически сложно. Для удобства посетителей предусмотрены платные поездки по парку на электромобиле по нескольким популярным маршрутам.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно является одной из важнейших туристических достопримечательностей Москвы. После стандартного посещения Красной площади, Старого Арбата и Воробьевых гор я отправилась изучать Москву именно в Царицыно. И пожалела я лишь о том, что не приехала сюда в первую очередь. Дело в том, что расположенная в Царицыно усадьба, просто завораживает красотой своей псевдоготической архитектуры. А окружающий усадьбу Царицынский парк и пруды являются излюбленным местом для прогулок не только у туристов, но также и у москвичей. И это вполне понятно, ведь здесь есть на что посмотреть и где погулять. Многовековые деревья в сочетании с архитектурными постройками только часть достопримечательностей Царицыно. Парк привлекает множество посетителей наличием красивейшего светомузыкального фонтана. Кроме того дворцово-парковый ансамбль Царицыно определенно порадует любителей музеев большим количеством выставок и экспозиций.

Особенности дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно можно по праву назвать уникальным архитектурным творением. Дело в том, что строительство усадьбы в Царицыно стало, пожалуй, самым затянувшимся долгостроем в истории России. Ведь потребовалось более двух веков, чтобы усадьба обрела наконец-то свой окончательный облик.

Но кроме этого усадьба в Царицыно обладает еще одной особенностью. А именно дворцовый комплекс Царицыно является самым ярким архитектурным строением в России, созданным в стиле «русской готики» (псевдоготики). И действительно, глядя на дворцовые башни и их острые шпили невольно приходят на ум образы средневековых замков. В день моей прогулки по Царицыно погода была достаточно пасмурная. По этой причине небо, затянутое тучами, придавало еще более загадочную атмосферу Царицынскому парку.

История дворцово-паркового ансамбля Царицыно

С конца 16 века на территории Царицыно располагалось село Богородское. Но вскоре село получает новое название — Черная грязь. Произошло это по той причине, что местные источники и грязи считались лечебными. В 1775 году после смены нескольких владельцев, деревню Черная грязь приобретает Екатерина II. И уже в 1776 году начинается строительство подмосковной увеселительной резиденции по проекту Василия Баженова.

Строительство было осуществлено к 1785 году. Уникальный дворцово-парковый ансамбль Царицыно состоял из 17 построек. В их числе входило 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством. На территории располагались постройки для придворных, домики для прислуги, павильоны. Дополняли архитектурный ансамбль различные корпуса и прочие сооружения и мосты. Но после посещения Царицыно Екатериной II был вынесен вердикт, что здесь невозможно жить. Императрица посчитала дворцовый комплекс слишком мрачным и тесным.

Таким образом, Василий Баженов был отстранен от строительства, а новым архитектором назначен его ученик Матвей Казаков. Все постройки были разобраны и началось новое строительство. Но работы так и не были завершены. В 1796 году скончалась императрица Екатерина II, а в 1797 году император Павел I, вступивший на престол, подписал указ о прекращении работ. После этого усадьба быстро стала приходить в упадок, а дворцы разрушаться и покрываться мхом. Несколько раз предпринимались попытки реставрировать усадьбу, но по настоящему это удалось сделать только в ходе реконструкции в 2005-2007 годах. Восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно сразу же стал излюбленным местом прогулок горожан и гостей города.

Архитектура дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно располагается на холмистой местности, пересеченной оврагами. Более подробно расположение всех его достопримечательностей можно наблюдать на схеме, расположенной перед Большим дворцом.

Большой дворец

Большой дворец является центральной композицией дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Здание дворца является трехэтажным. Как и для большинства построек в Царицыно ему характерно сочетание красного кирпича и белого камня. При этом очень эффектно на их фоне смотрятся крыша и башни зеленоватого цвета.

В архитектуре Большого дворца сочетается два стиля — псевдоготика и классицизм.

Строительство Большого дворца так и не было завершено в свое время. И на протяжении двух столетий он постепенно превращался в руины. Очень печально, что в таком красивом месте так и не прошло ни одного бала. Стоит отметить, что в настоящее время в Большом дворце проводятся различные выставки и экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Хлебный дом

Рядом с Большим дворцом находится Хлебный дом, он же Кухонный корпус. Это здание предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб. Но после реставрации в Хлебном доме размещаются экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Стоит отметить, что свое название Хлебный дом получил благодаря эмблеме в виде каравая хлеба и солонки. А над ними можно наблюдать вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»). Эмблему и вензель хорошо видно на следующем фото. А именно за памятником двум архитекторам дворцово-паркового ансамбля Царицыно — Василию Баженову и Михаилу Казакову.

Арка-галерея

Между Большим дворцом и Хлебным домом размещается Арка-галерея. Это декоративное сооружение, которое не несет на себе никакой функциональной нагрузки. На мой взгляд Арка-галерея отлично вписывается в архитектурную композицию. Помимо этого на ее фоне можно сделать отличные фото.

Кавалерские корпуса

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно богат загадками. Одной из таких загадок является предназначение трех Кавалерских корпусов. По одной из гипотез они предназначались для царской свиты и слуг. Но достоверно это не известно в связи с тем, что архивные документы не сохранились. По этой причине сегодня их название является условным.

Фигурный мост

Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова. Интересно то, что он практически на подвергся разрушению. Задумывался мост как второй парадный въезд на территорию Царицынской усадьбы. Но в настоящее время является украшением главной аллеей, ведущей к дворцовому комплексу.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» заметно выделяется на фоне других построек в Царицыно. И это не удивительно, поскольку храм находился на территории Царицыно до создания дворцово-паркового комплекса. Тем не менее архитектор Василий Баженов решил включить его в архитектурный ансамбль Царицына. Храм был возведен в 1722 году по заказу Дмитрия Кантемира, бывшего владельца этих мест. Однако впоследствии был полностью перестроен по воле Матвея Дмитриевича Кантемира в 1759-1765 годах.

Царицынский пейзажный парк и пруды

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно удивляет своих посетителей не только архитектурой. Царицынский парк — это отличное место для прогулок. Ведь он представляет собой очень живописное сочетание природы, ландшафта и небольших архитектурных построек. Среди таковых различные павильоны и беседки. Лично мне этот парк напомнил парк в Музее-заповеднике Павловск. Интересно, что Царицынский парк стал первым пейзажным парком, разбитым не в петербургских дворцах.

Сейчас Царицынский парк выглядит весьма благоустроенным. Произошло это благодаря восстановительным работам в ходе реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Сразу после входа в центральные ворота моему взору предстали множество дорожек, фонарей и лавочек.

Следуя по дорожке от центрального входа я подошла к Среднему пруду Царицынского парка.

Он появился лишь в 1980 годы после сооружения дамбы. Она разделила Нижний пруд на две части. Однако в состав дворцово-паркового ансамбля Царицыно входят лишь Верхний и Средний пруды. Они определяют его границы. Между этими прудами построена плотина, которая является крупнейшей из сохранившихся исторических плотин Царицына. Со стороны Среднего пруда она выглядит как трехарочный мост.

В настоящее время по плотине проходит главная аллея музея-заповедника Царицыно.

Но вернемся к Среднему пруду. Дело в том, что на нем располагается главная современная достопримечательность дворцово-паркового ансамбля Царицыно, а именно светомузыкальный фонтан. Он был открыт в 2007 году ко Дню города. Струи фонтана могут подниматься на высоту до 15 метров. Кроме того, фонтан способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. Конечно этот фонтан вряд ли может конкурировать с фонтанами Петергофа, но равнодушным он уж точно никого не оставит.

Находится фонтан в заливе искусственного острова-подковы. Мне очень понравилось как оформлена вся композиция с фонтаном. Особенно впечатлили симпатичные мостики. Они протягиваются от острова к двум противоположным берегам.

Верхний пруд считается самым красивым во всем каскаде Царицынских прудов. С плотины можно увидеть причал со сфинксами возле пруда.

Но пожалуй главной достопримечательностью Верхнего пруда является Птичий остров. Предполагается, что этот искусственный остров был создан для разведения водоплавающих птиц.

Где находится и как добраться в дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно находится на юге Москвы. Расположение в черте города является, на мой взгляд, большим плюсом. Между прочим этим отличается Царицыно от дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга, которые находятся в его пригородах. Посмотреть на ансамбль и поближе познакомиться с его историей, можно отправившись на экскурсию. Например на Трипстере можно найти сразу несколько программ на любой вкус и кошелёк.

Самостоятельно добраться в дворцово-парковый ансамбль Царицыно также не составит особого труда. Достаточно сесть на метро и доехать до станции «Царицыно» или «Орехово». При этом, если вы выйдете на станции метро «Царицыно», то войдете в парк через центральные ворота. Чтобы добраться до Большого дворца вам придется пройти через более современную часть парка. В том числе вам предстоит пройти через остров на котором расположен светомузыкальный фонтан. Если вы выйдете на станции метро «Орехово», то войдя на территорию усадьбы, окажетесь в пейзажном парке. Таким образом, чтобы пройти до основных архитектурных построек, вам придется прогуляться по его живописным аллеям.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно: режим работы

Царицынский парк открыт с 6 часов утра до 12 часов вечера. Вход на территорию парка является бесплатным. А вот экскурсии по Большому дворцу и другим зданиям дворцово-паркового ансамбля является платным. Кстати при их посещении надо иметь в виду, что понедельник является выходным днем. В другие дни их часы работы следующие:

Со вторника по пятницу с 10:00 до 18:00
Суббота 10:00-20:00
Воскресенье 10:00-19:00

Что касается светомузыкального фонтана в Царицынском парке, то он работает с мая по октябрь ежедневно с 9.00 до 23.00 часов. А его подсветка работает с 21.00 до 23.00 часов.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: