История усадьбы архангельское - Four-Rooms.ru

История усадьбы архангельское

Усадьба «Архангельское» - одно из наиболее привлекательных мест Московской области, отличающееся небывалой красотой и неповторимой атмосферой старины. Комплекс знаменит замечательной архитектурой XVIII-XIX столетий и уникальной отделкой помещений внутри.

История усадьбы архангельское

Усадьба Архангельское

Усадьба Архангельское

Усадьба Архангельское – одно из наиболее привлекательных мест Московской области, отличающееся небывалой красотой и неповторимой атмосферой старины. Дворцово-парковый комплекс знаменит замечательной архитектурой XVIII-XIX столетий и уникальной отделкой помещений. Здесь можно встретить изумительные виллы и роскошные замки, окруженные очаровательными лужайками, ухоженными аллеями и статуями из мрамора.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Усадьба Архангельское

Основные моменты

Огромный дворцово-парковый ансамбль располагается неподалеку от Красногорска. Усадьба «Архангельское» объединяет несколько великолепных парков – итальянский с многочисленными террасами и скульптурными композициями, французский с роскошными галереями и ухоженными растениями, а также пейзажный английский, впечатляющий своей неповторимой красотой.

Усадьба гармонично сочетает в себе отличительные черты сразу нескольких художественных стилей, имеющих общую классицистическую основу. Несмотря на свою длительную историю, все архитектурные сооружения и парковая среда отлично сохранились. На данный момент площадь комплекса разделена на две части, большая из которых находится под охраной и является платной для посещения. Остальная территория доступна для всех желающих абсолютно бесплатно.

Один из множества фонтанов усадьбы Треллис арки Усадьба Архангельское

Историческая справка

Первые упоминания об усадьбе «Архангельское» датируются XVI веком – тогда она являлась имением Алексея Ивановича Уполоцкого и располагалась в недавно образовавшемся селе Уполозы. Немного позднее тут возвели деревянную церковь Архангела Михаила, которая затем была перестроена в камне. Именем святилища впоследствии начали называть поместье и само селение. Спустя два столетия имение перешло во владение семьи Голицыных – именно они инициировали строительство дворца и обустройство парковой зоны. Князь Юсупов, являвшийся следующим владельцем роскошного здания, сделал это место центром проведения торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры, представители дворянства, известные деятели культуры. Среди наиболее именитых гостей – российские правители XIX века, Александр Пушкин, Петр Вяземский, Александр Герцен.

Юсуповы являлись владельцами усадьбы «Архангельское» до начала Октябрьской революции. После смены власти в стране дворцовый комплекс стал собственностью большевиков, принявших решение открыть на его месте исторический художественный музей. К счастью, поместье не постигла участь большинства дворянских имений царских времен, которые систематически уничтожались коммунистами. В здании реконструировали интерьер, восстановили библиотеку и разместили ценные произведения изобразительного искусства. В 1937 году тут открыли несколько отделений военного санатория.

Большой партер Архангельского

Основные достопримечательности

Большой дворец, расположенный в центральной части усадьбы «Архангельское», спроектирован французским архитектором Шарлем де Герном. В 1780 году он начал разрабатывать проект здания, однако его план был существенно изменен непосредственно во время строительства. Готовое сооружение относится к зрелому классицизму – оно имеет симметричное оформление, которое подчеркнуто бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Южная сторона здания обращена к парку и украшена величественными колоннами.

Большой дворец Внутри дворца Статуи и входа во дворец

Церковь Михаила Архангела считается древнейшим строением в пределах усадьбы. Изначально сооружение построили из дерева, в 1667 году его реставрировали на средства боярина Одоевского. Отличительные черты храма – непривычное диагональное размещение приделов и оригинальная конструкция сводов на двух столпах.

Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVIII века, сначала был одноэтажным павильоном. Через некоторое время его дополнили еще одним этажом. Во времена правления князя Юсупова тут располагалась выставка картин, потомки владельца из-за финансовых проблем вынуждены были сдавать здание в аренду. Перед «Капризом» находилось множество статуй, бюстов и ваз. В средине XIX века эти изделия перенесли на верхнюю террасу.

Церковь Михаила Архангела Малый дворец «Каприз»

Храм-усыпальница Юсуповых – один из наиболее изящных образцов архитектуры в усадьбе «Архангельское». Его создали после печального происшествия в княжеской семье – в 1908 году на дуэли погиб сын владельца поместья. Из-за высокого цоколя создается впечатление, что здание будто парит над землей и устремляется вверх. К портику ведут широкие лестницы, крупные колонны поддерживают фронтон, конструкцию дополняет купол, установленный на массивном барабане. В усыпальнице никто не похоронен, поскольку после революционных событий потомки знаменитого рода предпочли эмигрировать. Раньше внутри проходили выставки произведений искусства, а сейчас организовываются концерты.

Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»)

Храм-памятник Екатерине II был возведен в западной стороне парка в 1819 году, согласно проекту архитектора Евграфа Тюрина и скульптора Жана-Доминика Рашетта. Известная российская правительница предстает в образе древнеримской Фемиды. На стене позади фигуры Екатерины II приведена цитата поэта эпохи Ренессанса Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого».

Театр Гонзага появился в усадьбе «Архангельское» в 1817-1818 годах. Начало строительных работ инициировал князь Юсупов, а план здания разработал архитектор и живописец из Италии Пьетро ди Готтардо Гонзага. Он также сделал несколько комплектов декораций, четыре из которых сохранились до нашего времени.

Храм-памятник Екатерине II Театр Гонзага

«Фарфоровое заведение» было открыто Юсуповым в 1818 году. Основывая данное предприятие, князь вовсе не желал обогатиться за счет продажи посуды – он преподносил изысканные сервизы и различные оригинальные вещицы в качестве подарков близким людям. В современном мире фарфоровые безделушки, выпущенные здесь, представляют огромную ценность для коллекционеров.

Розовый фонтан – беседка, построенная в середине XIX века. Она состоит из четырех колонн, выполненных с использованием нежно-розового мрамора, из-за чего получила свое название. Сооружение накрыто небольшим куполом с причудливым оформлением. В центре архитектурной композиции расположена скульптура «Амур с лебедем» работы неизвестного мастера второй половины XVIII века.

Кладовая над оврагом возведена в конце XVIII столетия и представляет собой сооружение из двух этажей с арочным проемом. В 1816 году над ним достроили башню из дерева. Сегодня тут организовываются лекции, концерты, выставки и прочие мероприятия.

Сведения для туристов

Администрация усадьбы «Архангельское» проводит увлекательные и познавательные экскурсии для жителей и гостей столицы. Посетив данное место, вы сможете ознакомиться с выдающимися образцами культуры прошлых веков. Во время осмотра паркового комплекса посетители имеют возможность оценить архитектурные сооружения, насладиться ландшафтным оформлением, увидеть работы западноевропейских и российских деятелей искусства, живших пару столетий назад. Некоторые помещения арендуют для представления работ современных художников. Специально для учащихся общеобразовательных заведений была создана интересная программа, рассказывающая о детских годах знаменитого русского поэта Александра Пушкина.

Вид на остров Лохин Во внутреннем дворе Большого дворца Парк усадьбы Дом для приезжающих Аллеи усадьбы

В усадьбе «Архангельское» собрана уникальная коллекция редчайших книг – всего их насчитывается около 16 тысяч. Помимо фолиантов тут хранятся древние рукописи, исторические бумаги и снимки. Поражает количество скульптур, картин, гравюр и прочих предметов декоративно-прикладного искусства. Ценные вещи были собраны разными владельцами поместья – Одоевским, Голицыным, Юсуповым.

Рядом с усадьбой «Архангельское» находится оздоровительный санаторий, который идеально подойдет для людей, нуждающихся в свежем воздухе и чистой природе. Здесь есть возможность восстановить здоровье и замечательно отдохнуть в комфортных условиях. Из окон корпусов открывается потрясающий вид на Москву-реку. Летом отдыхающие наслаждаются воздушными и солнечными ваннами на специально обустроенном пляже. Стоимость номера составляет от 3000 рублей в сутки. Отменное качество предоставляемых услуг, приемлемые цены и вежливый персонал привлекают сюда не только россиян, но и граждан из соседних стран.

Если вам не интересны экскурсии, можно самостоятельно пройтись по парку, прочувствовать атмосферу старины и сделать любительские снимки. Около входа размещена схема усадьбы, также имеются указатели расположения основных достопримечательностей. Ценители спокойного времяпровождения на природе могут неспешно прогуляться по широким аллеям, спуститься к реке и устроить небольшой пикник. Рекомендуется посещать усадьбу в начале недели – в понедельник и вторник музеи закрыты, поэтому посетителей намного меньше, чем в остальные дни. Чтобы успеть обойти всю территорию и вдоволь насладиться природой, приезжайте сюда ранним утром. На территории комплекса имеется только одно кафе, поэтому о провизии рекомендуется позаботиться заблаговременно. В летнее время в усадьбе «Архангельское» часто проводятся концерты классической и джазовой музыки под открытым небом.

Архангельское зимой В парке усадьбы

Полезная информация

Чтобы добраться до усадьбы, воспользуйтесь личным автомобилем или общественным транспортом. От станции метро «Тушинская» сюда ездят автобусы №151, №549 и №54. Если вы едете на машине, сверните на Новорижское или Волоколамское шоссе, откуда можно будет попасть на Ильинское шоссе. «Архангельское» расположено на 5 км этой трассы.

С апреля по ноябрь парк разрешается посещать с 10.00 до 21.00 в любой день недели. Выставки и музеи на территории усадьбы «Архангельское» в это время доступны с 10.30 до 17.00 в рабочие дни кроме понедельника и вторника, до 18.00 в субботу и воскресенье. В зимний период усадьба открыта для осмотра с 10.00 до 18.00 в будние дни и на час дольше в выходные. Музеи работают с 10.00 до 16.00 со среды по пятницу, с 10.00 до 17.00 – в субботу и воскресенье. Доступ к экспозициям ограничивается в течение получаса до закрытия. Последняя среда месяца является санитарным днем.

Ввиду большой популярности данного места лучше заказывать экскурсии заранее. Для этого необходимо связаться с администрацией усадьбы «Архангельское» по телефону или электронной почте. Экскурсии для сборных групп проводятся при наличии более 10 человек и свободного экскурсовода.

Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций стоит 500 рублей, льготный – 300 рублей. Желающим просто войти в платную часть парка необходимо внести 150 рублей, на льготных условиях – 50 рублей. Профессиональная фотосъемка в пределах усадьбы проводится только по предварительному согласованию с администрацией – чтобы получить разрешение, нужно будет заплатить 3000 рублей.

История усадьбы Архангельское

Архангельское — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный в двух километрах от Красногорска в Московской области. Центром усадьбы является двухэтажный каменный дом со строгим портиком над крыльцом, гладким стенами и высокими окнами.

История

  • В начале XVIII века Архангельское стало собственностью известного государственного деятеля, сподвижника Петра I, князя Дмитрия Михайловича Голицина. Отойдя о дел, он переехал в Москву, где занялся благоустройством своих владений. В 1736 году князя арестовали и сослали в Шлиссельбург. Имущество Голицина перешло в казну.

Несколько лет село Архангельское проживало обычной жизнью небольшого подмосковного имения. В середине XVIII века императрица Елизавета Петровна вернула усадьбу сенатору, сыну Д. М. Голицына, Алексею Дмитриевичу Голицыну. Но большой дворец с парком начал строить его сын, князь Николай Алексеевич Голицын. При нём возвели Большой дом и дворец Каприз, к которому примыкало специально построенное здание Библиотеки. Также были проведены большие работы в парке. На плотине у места впадения речки Горятинки в реку Москву была установлена гидравлическая машина, поставляющая воду в парк.

  • Работы велись медленно и до конца жизни князя Н. А. Голицина так и не были закончены. Его вдова была вынуждена продать усадьбу князю Николаю Борисовичу Юсупову, богатейшему человеку, имевшему ко времени покупки Архангельского более 20 тысяч крепостных и довольно много имений по всем губерниям России.

Усадьба досталась Юсупову не в лучшем виде, пришлось вложить немало средств в отделку дома и благоустройство парка. В 1812 году после завершения основных работ, в Архангельское перевезли картинную галерею. Однако вскоре коллекцию пришлось спасать. К Москве подошли французы. Большую часть предметов отправили в Астрахань, что-то спрятали в подвалах, что-то увезли в другие имения князя. Когда французы ушли, в усадьбе вновь начались работы по строительству. Но в январе 1820 года в Архангельском случился пожар. Дворец сильно пострадал.

Залы дворца заново расписали в традициях позднего классицизма, для чего пригласили жившего в Москве французского живописца Николя де Куртеиля. Современный облик ансамбль принял в 1830 году, после масштабной перестройки.

Крестьяне собрались на праздник в усадьбе Архангельское (фотография конца XIX в) Цирковое представление в имении

После смерти Николая Борисовича Юсупова его наследники стали уделять Архангельскому меньше внимания. Многое из богатейших коллекций вывезли в петербургский дворец Юсуповых.

Княгиня З.Н. Юсупова с крестьянами в «Архангельском» (фото начала ХХ века)

  • Последней владелицей усадьбы была Зинаида Николаевна Юсупова, правнучка Н. Б. Юсупова. При ней Архангельское вновь стало популярным, сюда приезжали многие известные люди своего времени. Однако веяния моды начала XX века не обошли стороной владения Юсуповых. Интерьеры парадных залов претерпели некоторые изменения. Они полностью потеряли строгость классического интерьера, хотя и сохранили знаменитую роспись.
  • В 1903 году здесь была заложена Пушкинская аллея и возведён скульптурный мемориал в честь поэта. Спустя пять лет после трагической гибели старшего сына Юсуповы приняли решение о строительстве на территории усадьбы храма-усыпальницы Колоннады. В 1916 году её строительство было завершено, но это сооружение никогда не использовалось по прямому назначению — в 1919 году Юсуповы покинули Россию.

Пушкинская аллея

Музей

Имущество Юсуповых после революции было национализировано. В усадьбе был открыт музей, который вынужден был работать в условиях гражданской войны. На его территории работали некоторые учреждения ОГПУ и Лечебно-санитарное управление. Один из флигелей дворца был предоставлен для нужд детской колонии. Первый оранжерейный флигель и павильон Каприз были отведены под санаторий. На втором этаже дворца находилась квартира председателя Реввоенсовета республики Н. А. Троцкого.

Читайте также  История саратова кратко основное

Несмотря на все проблемы, сотрудники музея продолжали вести работу по учёту и описанию художественных коллекций, организовывали экскурсии и выставки, формировали музейные экспозиции.

В 1933 году дворцово-парковый ансамбль был передан Наркомату обороны СССР. На месте старых флигелей в усадьбе началось строительство корпусов санатория.

Новые здания стилизовали под архитектуру начала XIX века, но единство ансамбля было утрачено.

Руинные ворота (второе название — Римские). Были снесены при реконструкции в 30-е годы ХХ в

Во время Великой Отечественной войны здание дворца было окрашено в маскировочный цвет, снят шпиль с бельведера, разобрана высокая колокольня на берегу Москвы-реки, стоявшая рядом с церковью. Была снята и зарыта в землю парковая скульптура. Архангельское несколько раз подвергалось бомбежкам, но в целом ансамбль не пострадал.

В 1941 году экспонаты музея были вывезены в небольшой уральский городок Верхний Невьянск. Коллекции сохранились почти полностью: при перевозке пострадали только некоторые хрупкие вещи. В 1943 году все экспонаты музея вернулись в Архангельское. Ещё до завершения работ по восстановлению экспозиции в Овальном зале дворца устраивалась экспозиция редких книг.

Дворец

Большой дом строг и элегантен: белокаменные наличники, колонны портика и белокаменный пояс вот и все украшение главного фасада дворца. Боковые фасады живописнее и богаче. Фигуры мраморных львов замерли у дверей на боковых выходах. Колонны украшают двери. Южный фасад дома также обрамлен колоннами, но уже декоративными, выступающими из стены на часть своего объема, очерчивая овальный выступ. Создается впечатление, что центральная часть паркового фасада — это беседка.

Залы дворца полностью сливаются с архитектурой всей усадьбы. Особенно это ощутимо летом, когда двери и окна открыты. Посетители сначала попадают в вестибюль торжественный и монументальный. Такое впечатление достигается высотой зала и плоскими колоннами-пилястрами в окружении расписных стен и скульптурного убранства.

В центр дворца Овальный зал из вестибюля нужно пройти через отреставрированный аванзал. А отсюда на второй этаж по лестницам оригинальной конструкции. Раньше на втором этаже находились жилые покои и семейная библиотека. Сейчас в этих помещениях работают выставки.

Посетители музея могут увидеть следующие помещения:

  • Императорский зал;
  • Салоны с полотнами Юбера Робера;
  • Антиковый зал;
  • Зал Тьеполо;
  • Столовая со стилизованными изображениями египетских богов;
  • Салон парадная гостиная;
  • Музыкальный салон и Салон Ротари;
  • Кабинет князя.

Архитектурно-парковый ансамбль

Регулярный парк Архангельского, напоминающий террасы, которые обычно устраивались в итальянских садах эпохи Возрождения, был создан в конце XVIII века. Строгая композиция, партеры, симметрично расставленные скульптуры, фигурная стрижка деревьев напоминают французский парк. Центральная дорожка делит примыкающую к дому верхнюю террасу на два симметричных партера. Параллельно идут две боковые дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы.

Парковая скульптура Архангельского выполнена в основном итальянскими мастерами, но создана в России. Для этих работ Николай Борисович Юсупов заказывал специально мрамор.

Театр

В конце XVIII века среди богатых русских дворянских семейств было можно иметь свой театр. Князь Н. Б. Юсупов не был исключением. Был заказан специальный проект, над которым работали архитектор Осип Иванович Бове и итальянский декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго.

Здание сохранилось до наших дней практически без изменений. Внешне оно кажется очень простым. Спектакли шли в Архангельском только в те дни, когда в усадьбе проводились парадные приёмы. Крепостные актёры постоянно проживали в Москве, а в Архангельское приезжали только для выступлений.

Усадьба «Архангельское»

Бывшая загородная резиденция Голицыных и Юсуповых сейчас является одним из излюбленных мест молодожёнов. Гуляя по территории усадьбы невольно погружаешься во времена дворянства.

История усадьбы Архангельское

Первое летописное упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В разъездной грамоте звенигородских писцов того года указывается несколько слов о селе Уполозы. Именно это село находилось на месте будущей усадьбы, и принадлежало московскому дворянину А.И.Уполоцкому.

В начале XVII века, после долгой польской интервенции, и «великого голода», подмосковные опустевшие деревни и села продавались многими владельцами просто за бесценок. Уполозы также сменили хозяев, они были куплены у вдовы старого вотчинника братьями Киреевскими. Их недолгое владение закончилось в середине XVII века, когда владельцем уже числился боярин Фёдор Иванович Шереметев. В писцовой книге Московского уезда от 1646 года указано, что данная территория числится «за боярином Федором Ивановичем Шереметевым село Уполозье, Архангельское тож на реке Москве, а в селе церковь древянная… да 6 дворов…».
Вскоре, село снова сменило владельцев, перейдя от Шереметева по родству к Одоевским, а в 1681 году к Черкасским. Они владели селом вплодь до 1703 года.

В 1660-х годах на месте ветхой деревянной церкви строится каменная церковь Михаила Архангела. Сейчас это единственная постройка старой усадьбы, дошедшая до нашего времени. Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.

Церковь Михаила Архангела

В 1703 году Архангельское стало принадлежать роду Голицыных. Усадьбу купил Дмитрий Михайлович Голицын, известный государственный деятель начала XVIII века. Нового владельца не устраивал старый боярский двор с рублеными хоромами допетровского времени из трех небольших светлиц, а также не приметные деревянные строения вокруг усадьбы.

Строительство нового дома князь Д.М.Голицын начинает вдали от старой усадьбы, на месте будущей верхней террасы парка. Таким образом, появляется дом из «брусчатого леса», внутри которого было тринадцать покоев и зал с камином на заморский манер. В новый дом также перевозится библиотека князя, которая являлась одним из крупнейших книжных собраний России начала XVIII века. Также обустраивается и территория усадьбы: разбивается «французский сад» напротив дома.

Дворец и большой партер

Зимой 1737 года Голицын был арестован и сослан в Шлиссельбург. Дом опустел, превратившись снова в рядовое подмосковное село. И только спустя 50 лет, уже внук известного князя, Н.А.Голицын, затеял строительство большого дворцово-паркового ансамбля. В 1780 году он заказывает в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта становится французский архитектор де Герн. Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям.

При Н.А.Голицыне Архангельское переживает строительный расцвет. Помимо начала строительства Большого дворца, начинается сооружение двух оранжерейных флигелей на высоком берегу над Москвой-рекой. В конце большого партера по его сторонам устанавливаются оранжереи. Строятся придворцовые флигеля, а также двойные колоннады, соединившие дворец с флигелями. По проекту итальянского архитектора Д.Тромбаро сооружаются парковые террасы, спускающиеся к зеленому ковру большого партера. По описи строений села Архангельского за 1810 год, было: 14 львов, 4 собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора.

После смерти Н.А.Голицына в 1809 году его вдова Мария Адамовна решила продать усадьбу. Отрывок из купчей указывает: «1810 года августа 29 дня оставшееся после покойного князя Н.А.Голицына недвижное имущество в Звенигородском округе села Архангельское с деревнями… мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и крестьянским строением куплено… князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в 245 000 рублей…»

Князь Н.Б.Юсупов был известен как большой коллекционер и любитель искусств. Именно при нём был достроен дворец, заложенный ещё при прежнем владельце. А в 1790-х годах перед дворцом были устроены две террасы (нижняя и верхняя) с мраморными балюстрадами. Здесь же были разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.

В 1814 году князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. Архангельское также сильно пострадало от французского присутствия. По приглашению князя, в усадьбе работали такие известные зодчие, как О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.Дрегалов, М.М.Маслов. Также стоит выделить талантливого крепостного архитектора Василия Яковлевича Стрижакова. В 1817 году по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Над дворцом был возведён бельведер, украшенный коринфскими колоннами.

Внутренний двор дворца

Во время летнего визита в Архангельское в 1818 году императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. А в 1819 году был перестроен малый дворец «Каприз» и возведён храм-памятник императрице Екатерине II. Окончательно ансамбль усадьбы принял свой современный облик после перестройки парка, проводившейся архитектором В.Г.Дрегаловым в 1829—1830 годах. Архитектор переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.

После смерти князя Н.Б.Юсупова, всё его наследство достаётся ему сыну — князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 — 1849). При нём Архангельскому уже не уделятся столько времени и средств, многие произведения живописи и скульптуры перевозятся в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Но несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И. Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги… гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше. ».

Малый дворец «Каприз»

Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827-1891). Высоко ценя память об именитых предках, в середине 1880-х годах князем был издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».

В 1860 годах недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.

Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939) и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 — 1928). На рубеже XIX — XX веков Архангельское стало художественным центром. В 1903 году в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском.

К 1918 году, за год до революции, на месте Житного двора было завершено строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн).
После Октябрьской революции в усадьбе был создан музей, были реконструированы интерьеры, также были возвращены многие произведения живописи и восстановлен интерьер библиотеки.

Режим работы и стоимость билетов: www.arhangelskoe.su .

Достопримечательности усадьбы Архангельское

Дворец – В 1780 году князь Н.А.Голицын заказал в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта являлся французский архитектор де Герн. Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям. В итоге, дворец был построен в стиле зрелого классицизма. Симметричность композиции подчеркнута бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Противоположный, южный фасад дворца с выступом Овального зала украшенный ионическими колоннами, обращён к парку, террасами спускающемися к Москве – реке. Строительство с отделкой было окончательно завершено уже при Н.Б.Юсупове в 1812 году.

Церковь Михаила Архангела — построена на месте старой деревянной церкви по заказу боярина Я.Н.Одоевского в 1667 году на возвышенности над старицей Москвы-реки. Является самым древним каменным строением в Архангельском. Одноглавый храм с приделами декорированный рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами. Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.

Малый дворец «Каприз» — построен в конце XVIII века, и изначально являлся одноэтажным отдельно парковым павильоном. В 1818-1819 был надстроен ещё один этаж. При князе Н.Б.Юсупове, при котором Архангельское переживало наибольший расцвет, в роскошно декорированном малом дворце висело много картин. Но после смерти князя, при его сыне, помещения здания сдавались в аренду, в связи с большими долгами Юсуповых. Перед малым дворцом находилось 35 скульптур, вазы и различные бюсты. В 1840-х годах они были перенесены на верхнюю террасу.

Храм-усыпальница Юсуповых — бесстолпный храм с купольной ротондой, на подклете, с четырехколонными портиками в антах, построен на месте Житного двора в 1910-1914 году архитектором Р.И.Клейном. Это монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И.И.Нивинского. Строился храм как усыпальница рода Юсуповых, но по назначению никогда не использовалось. В связи с революционными событиями в России, потомки знаменитого рода уехали за границу.

Храм памятник Екатерине II — построен в 1819 году под руководством архитектора Е.Д. Тюрина и скульптора Ж.-Д. Рашетта. Храм-памятник выполнен в стиле античного портика. Императрица Екатерина II представлена в виде богини правосудия Фемиды. За спиной фигуры — строки торжественного посвящения из поэмы Тарквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

Читайте также  История минска краткая

Розовый фонтан — беседка, построенная в середине XIX веке. Ротонда представляет из себя четыре колонны из розового мрамора, увенчанные легким куполом с росписью флоральными мотивами. В центре строения находится скульптурная группа «Амур с лебедем». Скульптура, как и многие скульптуры в Архангельском, находится за стеклом. Вокруг ротонды разбиты клумбы с цветами.

Кладовая над оврагом — здание построено в конце XVIII века. Представляет из себя двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага в пейзажной части парка Архангельское. В 1816 году над центром сооружения была выстроена деревянная башня. В 1824 году кладовая была перестроена архитектором О.Бове.
Сегодня здесь находится лекционный зал, проходят научные конференции, концерты и выставки.

Приключения в усадьбе Архангельское

Опыт нескучных путешествий с детьми

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Однажды почти целое лето мы посвятили изучению подмосковных усадеб. У нас родился очередной младенец, и поездка к морю откладывалась. А ближнее Подмосковье — то, что надо! Столько великолепных архитектурных жемчужин и совсем недалеко от дома. Первым стало Архангельское — во-первых, всего полчаса езды на автобусе от метро «Тушинская», что немаловажно для маленьких путешественников, которые все-таки еще быстро устают (когда мы с детьми впервые поехали туда, сыну было семь лет, а дочери — девять). А во-вторых и — в главных, Архангельское — место по-настоящему уникальное, своего рода «машина времени», благодаря которой можно побывать сразу в нескольких исторических эпохах.

Гостеприимная «подмосковная»

Впервые усадьба Архангельское упоминается в исторических источниках во времена Ивана Грозного, но наибольшую славу она обрела при своих последних владельцах, князьях Юсуповых. В начале XIX века стараниями князя Николая Борисовича Юсупова, дипломата, сенатора и большого знатока изящных искусств, был создан дворцово-парковый ансамбль в стиле ампир. В годы государственной службы князь с блеском выполнял дипломатические поручения императрицы Екатерины II в Италии, был почетным членом Российской академии художеств, управлял дирекцией Императорских театров, был директором Эрмитажа. По поручению императорского двора князь покупал картины и скульптуры, не забывая при этом пополнять свое собственное художественное собрание, так что Архангельское при нем стало не только одним из огромнейших, но и красивейших подмосковных имений. В 1810 году князь отошел от государственных дел и занялся устроением только что купленного Архангельского, задуманного как «расходная деревня, для веселья, а не для прибыли», как он писал своему управляющему.

Дворец, построенный в конце XVIII века по проекту французского архитектора Шарля де Герна и перестроенный позднее при участии отечественных зодчих, с огромными окнами и застекленными дверями, многочисленными балконами и белыми колоннадами, сразу переносил гостей князей Юсуповых куда-нибудь в южную Италию, а не в ближнюю «подмосковную». На первом этаже с высокими потолками и окнами расположились парадные залы для приемов, а на втором — жилые комнаты хозяев и библиотека. В парке появились беседки, фонтаны, модные тогда руины в античном вкусе (так называемые «Римские ворота»).

Собственно, парков в Архангельском было устроено два. Прямо под окнами дворца — «регулярный» французский, по моде середины XVIII века, с непременными каменными львами и мраморными скульптурами-аллегориями на террасах перед дворцом, со стрижеными в самых причудливых формах деревьями и кустами, широкими ровными дорожками и лужайками, со множеством увеселительных «затей», как, например, арочные коридоры — «берсо», увитые зеленью, где так приятно прогуляться в жаркий день. За дворцом располагается «пейзажный», английский парк, который ничем не отличается от леса, рука садовника никогда не касалась этих деревьев. Как и полагается, в усадьбе был свой домовый храм Михаила Архангела и театр, устроенный князем Николаем Борисовичем по случаю юбилейных торжеств в честь победы над Наполеоном. Здание спроектировал итальянский художник Пьетро ди Гонзага, он же создал занавес и декорации.

При наследниках Николая Борисовича Юсупова — Борисе Николаевиче, Николае Борисовиче-младшем и Зинаиде Николаевне Юсуповых — усадебное пространство обогатилось еще несколькими шедеврами. Среди них — храм-усыпальница «Колоннада», памятные колонны в парке в честь посещения усадьбы российскими императорами, Пушкинская аллея с бюстом поэта, несколько раз приезжавшего сюда в гости. И это лишь небольшая часть того, что можно видеть в огромной усадьбе.

Но как преподнести детям разнообразное богатство этого места, чтобы они не заскучали от обилия информации и им было действительно интересно?

С «Самокатом» по Архангельскому.

Сейчас есть немало литературы по разным уголкам России, которую разные издательства выпускают с расчетом на прогулки с детьми. Вот и в свое самое первое путешествие мы взяли с собой замечательную игру-квест «Загородное ралли № 1», специально созданную для путешествий с детьми издательством «Самокат» несколько лет назад. Ко времени нашего первого путешествия в Архангельске мы уже прошли маршрутами «Московского ралли № 1» от «Самоката», и теперь дети предвкушали новое яркое событие. Архангельское — один из девяти маршрутов по самым известным подмосковным усадьбам (от Кусково в черте Москвы до Поленово и Ясной Поляны, куда нужно добираться по несколько часов). Их объединяет стремление авторов не просто показать детям усадьбу как особый тип дворянского жилища XVIII–XIX веков, но и помочь «встретиться» с их великими владельцами. Маршрут не перегружен обилием исторических фактов, снабжен картой с неожиданными вопросами и заданиями, трудясь над которыми, ребенок прокладывает свой маршрут в пространстве от одного объекта к другому и передвижение получается не случайным, а осмысленным. Все усадебные постройки легко узнаваемы в крупных, подробных рисунках, стилизованных под детские, дана ориентация карты по сторонам света. Словом, здесь есть все, что действительно нужно для интересной прогулки.

Многие вопросы по карте построены с учетом активного внимания ребенка к необычному. Вот, например, ель, растущая недалеко от храма-усыпальницы. Один ее внешний вид (неровность, будто вывернутость ствола) обязательно привлекает детей, поэтому автор маршрута предлагает им остановиться здесь, понаблюдать и подумать: «Заберись под крону и посмотри вверх. Почему ель наклонена?» Как я люблю вот такие задания, по-настоящему детские! «Заберись под крону. » Это гораздо привлекательнее и понятнее для ребенка, чем если бы экскурсовод просто сказал: «А теперь посмотрите, пожалуйста, на эту ель, обратите внимание на ее необычную форму. Дело в том, что. » Ведь ребенок довольно долго, лет до десяти, всегда старается так или иначе задействовать собственное тело в освоении нового пространства. Сколько раз я видела, как мои дети буквально ползают на коленках или лежат на земле, чтобы прикоснуться к этому конкретному месту и сохранить память о нем на уровне телесных ощущений.

Еще одно замечательное свидетельство настоящей, безошибочной «детскости» вопросов этого квеста — использование при ориентации в пространстве подробной инструкции с опорой на стороны света и количество шагов. Если ребенок еще не знает, что метр — это примерно широкий шаг взрослого человека, то можно просто сказать ему об этом, и абстрактные «метры» тут же обретут легко представимую, осязаемую «телесность»:

«В одиннадцати метрах на восток от задней стены усыпальницы стоит невысокая колонна. Что это?
— Памятная колонна о победе России в войне 1812 года.
— Мемориальный обелиск на могиле князя Юсупова.
— Воздуховод».

По-моему, замечательный вопрос и замечательные варианты ответов! Аня и Макар сразу легко нашли ту самую колонну, и почти сразу нашли верный ответ, методом исключения. Если это памятник победе, почему он такой невзрачный, задумалась Аня. Значит, нет. И памятник не стали бы устанавливать сзади, как бы в тени. На могилу тоже не похоже. Колонна без креста и без надписей (у нас был до этого опыт хождения по старым, дореволюционным некрополям, и памятников дети тоже видели предостаточно, так что мысль их двигалась в верном направлении). В результате выбрали в качестве ответа «воздуховод» и ликовали в конце маршрута, когда мы присели на очередную лавочку, чтобы подсчитать очки, набранные за путешествие.

Отдельное спасибо автору за вопросы по дворцовому парку. Чтобы ответить на них, парк тоже надо было «прожить» на глаз и на ощупь, ныряя в зеленую арку-«берсо», сделанную из стриженой липы, удивляясь, как дерево может так изогнуться под человеческими руками и как это можно постричь липу то шаром, то прямоугольной стенкой, то конусом («Сколько разных “стрижек” лип ты насчитал?») И теперь Аня и Макар совершенно безошибочно отличают «стриженый» французский регулярный парк от «лесного» английского пейзажного парка (а я впервые узнала об этом на втором курсе университета на лекциях по истории искусства).

Всю необходимую информацию об усадьбе можно найти в небольшой брошюре, вложенной в картонный бокс с картами. Брошюра поделена на две части: «Читать ДО прогулки. Готовимся к путешествию» и «Читать ПОСЛЕ прогулки. Ответы и не только». В брошюре для детей оказалось вполне достаточно ярких, запоминающихся деталей истории и местной географии, так что ничего дополнительного читать и пересказывать мне не пришлось.

. и другие идеи

С тех пор мы зачастили в Архангельское. И дальше уже сами придумывали для себя познавательные задачки на местности. Как это можно сделать в домашних условиях?

Вариантов может быть несколько. Например, накануне путешествия можно зайти на сайт музея-усадьбы и совершить виртуальную экскурсию вместе с детьми, чтобы потом они с радостью узнавали знакомые здания и скульптуры. А заодно узнать часы работы, стоимость входных билетов и платной парковки. Чтобы было еще веселее, можно изготовить картонные таблички с названиями нескольких, самых крупных сооружений и бегать потом по парку, «подписывая» их.

Следующий шаг — узнать у самих детей (не забыв записать их предложения на отдельный лист), что им самим хотелось бы рассмотреть там подробно и чем заняться. Можно устроить в «берсо» бег наперегонки (у моих детей эта идея неизменно популярна), можно срисовывать или фотографировать все возможные варианты «стрижек» деревьев в регулярном парке, можно искать на отмостке вокруг дворца камни самой причудливой формы, считать и срисовывать окна дворца или узнать, сколько львов охраняют усадьбу. Или пройти всю Пушкинскую аллею, читая по памяти пушкинские строки — сколько их здесь уместится? Можно и прихватить томик Пушкина с собой, будет еще интереснее. Для рисующих детей здесь просто раздолье — можно копировать на пленэре вазы, античные головы или колонны. Для тех, кто уже всерьез увлечен стариной, можно предложить найти самые необычные старинные вещи в комнатах дворца и попытаться определить их назначение. И это всего лишь несколько интересных затей, которые мы с детьми придумывали в последующие выезды в Архангельское, полюбившееся им.

Такие самостоятельные путешествия мы очень любим, поскольку они позволяют нашей семье выстроить маршрут по-своему, исходя из потребностей и особенностей детей. Не надо ни за кем торопиться, напряженно вслушиваться, чтобы запомнить. Где захотели — остановились, рассмотрели, зарисовали, сфотографировали — не на бегу, а с множеством дублей, если надо. Взрослым остается роль второго плана — заинтересованного попутчика и кормильца на привале с обязательной раздачей яблок, бутербродов и минералки. Впрочем, многие родители с радостью и сами погрузятся в такое приключение.

Музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье

Если вы однажды были в Версале или же, напротив, только мечтаете там побывать, то музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье скрасит вам время до свидания с Парижем. А все потому что граф Юсупов был эстетом и коллекционером всего прекрасного, поэтому и усадьбу отстроил под стать французскому дворцу: с большим домом, огромным тенистым парком и аллеями, где можно насладиться игрой солнца и теней на мраморных лицах парковых скульптур. Круче всего здесь летом: ощущение, будто и вправду улетел за границу, и только русские продавцы эскимо напомнят, что вы всего в двух часах езды от Москвы.

В истории каждой усадьбы есть момент, сделавший ее известной. Граф Юсупов был большим поклонником Екатерины II и почти сразу же решил возвести в честь императрицы храм. Однако она до Архангельского так и не доехала. Мол, далеко и хлопотно. Юсупов, говорят, сильно сокрушался по этому поводу и даже думал, что надо было строить усадьбу где-то ближе. Но широкие амбиции графа не укладывались в меньшие площади подмосковных территорий. Сегодня усадьба Архангельское — одна из самых масштабных в Подмосковье.

Адрес: Московская обл., Красногорск, п. Архангельское

Координаты: 55.787866, 37.284598

Режим работы: 10:00-20:00, среда-воскресенье

Официальный сайт: arhangelskoe.su

История

Начиналось все с деревеньки Уполозы, где в 17 веке возвели каменный храм в честь Архангела Михаила. По его названию деревню переименовали в Архангельское. В течение века территория поменяла несколько владельцев, пока не оказалась в руках графа Юсупова.

Читайте также  История омска кратко

Однако, прежде чем усадьба превратилась в светское имение, случилась война с Наполеоном. Дворец разграбили, а большую часть владений сожгли. Но не бросать же летнюю резиденцию. Граф нанял нескольких итальянских архитекторов, которые предложили разбить в усадьбе три парка с террасами (редкое архитектурное решение для России) и выстроить главный дом в стиле классицизма (еще одно новшество).

Интересные факты

  • В Овальном зале дворца давали светские приемы и проводили балы. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Обратите внимание на подлинную люстру с имитацией под бронзу: из-за дороговизны натурального металла в ту пору ее могли позволить себе только очень богатые люди.
  • На втором этаже дворца располагались жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч книг.
  • В усадьбе Архангельское гостили пять российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III и Николай II. В каждом случае приезд отмечался установкой в парке колонны с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке. Колонны двух последних государей не сохранились.
  • Любили Архангельское Серов, Огарев, Герцен, Вяземский, Пушкин. Александр Сергеевич увековечил память о хозяине и его поместье в «Послании к вельможе». Позже здесь ему установили памятник на аллее, названной в его же честь.

Что посмотреть

Французский парк

Именно Французский парк больше всего напоминает Версаль.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Поражает элегантностью выстроенных ландшафтных форм и больше всего напоминает Версаль. Обратите внимание на двухэтажное здание рядом с парком — это малый дворец, или «Каприз», как его назвал князь Голицын, который по моде того времени решил построить еще и небольшой особняк. Такой милый, но очень дорогостоящий каприз.

Итальянский парк

Скульпутры и бюсты итальянского парка — произведения русских и итальянских мастеров 17-19 веков.
Фото: globallookpress.com

Поражает воображение туристов открывающимся видом. Составлен из двух террас: маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами. Не проходите мимо мраморных скульптур и бюстов в парке. Все они, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеров 17-19 веков.

Английский парк

Густая тениста зелень Английского парка окружает с двух сторон итальянские террасы.
Фото: globallookpress.com

Больше похож на лесную чащу, густой и тенистый. Мода на такие парки пошла в Российской империи в 18 веке. Именно в то время прежний хозяин — князь Николай Голицын — велел разбить его с двух сторон от итальянских террас. Получилось необычно и контрастно.

«Руинная арка»

Руинная арка разделяет территории французского и английского парков.
Фото: В. ГАЛУШКО, commons.wikimedia.org

Разделяет территории французского и английского ландшафтных парков каменная конструкция — «Руинная арка», одна из главных особенностей английских парков. Точно такая же есть и на востоке парковой зоны.

Рассказывают, будто музей-усадьба «Архангельское» в Подмосковье имеет даже свои привидения. По преданиям, на кладбище рядом с церковью Архангела Михаила бродит призрак дочери Юсупова — Татьяны Николаевны. Она умерла в довольно юном возрасте от туберкулеза, князь сильно горевал по дочке и установил на могиле мраморного ангела. После смерти Юсупова статую, спасая от морозов, перенесли в главное здание. Что, видимо, не очень понравилось Татьяне Николаевне, так как очевидцы утверждают, что время от времени ангел появляется над могилой.

Где сделать красивое фото

Лабиринт — одно из самых любимых мест для фотосъемки всех, кто приезжает в усадьбу. Летом листва создает эффект купольной беседки и придает яркость фотографиям, зимой — снежная шапка добавляет снимкам белоснежной идеальности.

Верхняя терраса перед Большим домом — отличное место, где можно выбрать множество ракурсов для эффектных фото. Отсюда открывает вид и на серию террас, и на скульптуры Геркулеса и Антея, и на симметрию ландшафтного партера. Лучше приезжать пораньше, пока туристов не так много.

Колоннада была построена родителями Николая Юсупова после того, как их сын погиб на дуэли за любовь Марины Гейден, что добавляет этим местам трагичной романтики. Лучше всего фотографироваться в первой половине дня, когда 14 пар тосканских колонн максимально освещены. Тут, время от времени дают импровизированные концерты музыканты. Если попадете на один из таких, это добавит антуража вашему снимку.

Усадьба Архангельское

Энциклопедия русской усадьбы

В далеком 1537 году никакого Архангельского не было — стояло здесь скромное село Уполозы, названное так по фамилии владельца Алексея Уполоцкого. В XVII веке хозяева этих земель сменяли один другого: Федор Шереметев, князья Одоевские, князь М.Я. Черкасский. Но уже тогда в имении стояла деревянная церковь.

А с 1703 по 1810 год Архангельское принадлежало Голицыным. Был, правда, эпизод, когда усадьбу хотели забрать: при императрице Анне Иоанновне Дмитрия Голицына обвинили в подготовке государственного переворота, и в 1736 году Архангельское, в обустройство которого он вложил всю душу, конфисковали. Но уже в 1741 его сын, Николай Голицын, вернул и усадьбу, и императорское расположение.

Он решил построить в Архангельском дворец. В 1780 году Голицын отправился в Париж, чтобы заказать проект здания архитектору Жаку-Жако Герну. Работа обошлась князю в 1 200 ливров, при этом зодчий не посчитал нужным явиться в Россию, и контролировал строительство уже другой архитектор.

В августе 1783 года Николай Голицын привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга. Тот поставил на впадающей в Москву-реку Горятинке две плотины. Получившиеся пруды стали резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые по деревянным трубам подавали воду в парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Так в Архангельском появилась еще одна диковинка — фонтаны.

А в 1790-х перед дворцом устроили две террасы с мраморными балюстрадами, цветниками, статуями и бюстами античных богов, героев и философов. Автор этой задумки итальянский архитектор — Джакомо Тромбар. Другой итальянец, Джованни Петонди, поставил в парке Архангельского ансамбль зданий под звучным названием Каприз.

Но дальше дело не пошло из-за финансовых трудностей Голицыных. И в таком виде в 1810 году Архангельское заполучил князь Н.Б. Юсупов. Правда, за это ему пришлось выложить немалую по тем временам сумму — 245 тысяч рублей. Здесь Юсупов хотел разместить свою коллекцию предметов искусства. Но началась война с Наполеоном, и коллекции вместо Архангельского отправились в далекую Астрахань. И это к лучшему, так как во время войны дворец разграбили, а в 1820 году там «похозяйничал» пожар.

Юсупов не мог оставить усадьбу погибать, а так как он участвовал в Комиссии возрождения Москвы после пожара, князь был знаком со многими именитыми архитекторами. И за восстановлением своего дворца он обратился к лучшим московским зодчим — И.И. Жукову, О. Бове, Е.Д. Тюрину. Они превратили Архангельское в «подмосковный Версаль». Основной принцип устройства усадьбы обозначил сам Юсупов: «. заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других». Поэтому веселиться сюда приезжали многие знаменитости — Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, К.Е. Маковский, К.А. Коровин, И.Ф. Стравинский. Напоминает об этом памятник Пушкину 1903 года. Также в Архангельском успели погостить пять императоров — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Приезд каждого из них отмечали установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. Но сохранились лишь 3 из них — в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III.

Также Юсупов устроил в усадьбе мастерскую по росписи фарфорового «белья». Посуду привозили с русских заводов Гарднера, Попова, Императорского, а также из-за границы — с Севрской мануфактуры, заводов Мейснера, Парижа и Вены.

После революции усадьбу национализировали и в 1919 году превратили в музей. Это спасло и шикарные интерьеры, и ценные коллекции. Вот только исторический вид сохранить не удалось: в 1934-1937 годах на месте оранжерей над Москвой-рекой поставили корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» по проекту архитектор В.П. Апышкова.

Сейчас Ильинское шоссе делит усадьбу на две части. С одной стороны находится дворец, парки, храмы. Чтобы посмотреть на это великолепие, придется заплатить. Зато другая часть открыта для всех желающих. Там находятся театр Гонзага и Аполлонова роща.

Что можно посмотреть в усадьбе «Архангельское»:

В усадьбе целых три парка — итальянский террасный, французский регулярный и английский пейзажный.
Итальянский террасный парк появился еще при Николае Голицыне, а при Юсупове его только обогатили мраморные скульптуры и бюсты из коллекции князя. В основном, это работы русских и итальянских мастеров XVII и XIX веков. Работы очень ценные, поэтому на зиму их прячут в специальные короба.
Французский парк устроен по законам математики и симметрии. Основные деревья здесь — посаженные во время реконструкции XX века липы.
Английский пейзажный парк в Архангельском появился также при Николае Голицыне и больше похож на лесную чащу. А от французского его отделяет Руинная арка.

Большой дворец построили по проекту Жака-Жако Герна в 1784-1820-х. По ходу работ пришлось вносить изменения в проект, поэтому здание объединяет сразу несколько архитектурных стилей. Этажи дворца тоже имеют разную высоту, потому что на первом размещались парадные залы, а на втором — жилые комнаты и библиотека.
Центральный его зал — Овальный — предназначался для светских приемов и балов. А украшает его подлинная люстра с имитацией под бронзу. Тогда стоимость металла была настолько высокой, что даже для князя Юсупова оказалась слишком дорогим удовольствием.
А венчающий дворец шпиль служил не только флагштоком, но и в грозу работал как громоотвод.

С 1660-х сохранился белокаменный храм Архангела Михаила с необычным диагональным размещением приделов. Построил его, вероятно, крепостной зодчий Павел Потехин. Это самое древнее здание в Архангельском. Оно и дало имя усадьбе. При этом Святые ворота и глинобитная ограда появились уже в XIX веке.

А появление храма-усыпальницы Юсуповых (ее чаще называют «Колоннадой») связано с трагическим событием. В 1908 году на дуэли погиб Николай Юсупов, старший сын Зинаиды и Феликса Юсуповых. В 1909 архитектор Р.И. Клейн начал строить усыпальницу. Тогда же неподалеку от памятника Пушкину появилась скульптура «Скорбящий гений» немецкого мастера К.Г. Барта. В 1916 году усыпальницу завершили, но ни одного захоронения там не появилось: после революции Юсуповы эмигрировали.

Еще один храм в Архангельском посвящен Екатерине II. Надо отметить, что императрица ни разу не была в усадьбе, но Юсупов просто боготворил ее. Поэтому в 1819 году появился храм по проекту архитектора Е.Д. Тюрина и скульптора М.И. Козловского. Екатерина II там изображена в виде богини правосудия Фемиды. Только повязка на глазах отсутствует: мастер просто не посмел завязать глаза царствующей особе. А за фигурой видна поэта Торквато Тассо: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого».

Малый дворец «Каприз» конца XVIII века Юсупов использовал для размещения выставки картин. Но из-за финансовых проблем его пришлось сдавать в аренду. Поэтому стоящие перед дворцом статуи, бюсты и вазы перенесли на верхнюю террасу. А в XIX веке Е.Д. Тюрин перестроил «Каприз» и Конторский флигель, который был центром хозяйственной жизни усадьбы.

Розовый фонтан появился в 1850-х. Название может ввести в заблуждение — это беседка со скульптурой «Амур с лебедем» неизвестного мастера второй половины XVIII века. Роз там тоже нет, а название дал нежно-розовый мрамор, из которого сложена беседка.

Здание с непритязательным названием «кладовая над оврагом» на самом деле парковый павильон. Оно появилось в конце XVIII века, а в 1816 году его перестроил О.И. Бове. Сейчас здесь проходят выставки и лекции. А вот Чайный домик еще после пожара 1820 года превратился в библиотеку.

Трудно представить себе дворянскую усадьбу без домашнего театра. И театр из дерева на каменном основании в Архангельском появился в 1817-1818 годах по случаю празднования пятилетия победы над Наполеоном. Проект здания по заказу Юсупова разработал архитектор и живописец из Италии Пьетро Гонзаго. Он оформлял Ла Скала, театры в Петербурге и пригородах. В Архангельской Гонзаго устроил театр декораций, где основное действие происходило без участия актеров. Художник даже сделал 10 комплектов декораций. Сохранились только четыре — «Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Мраморная галерея», а также живописный занавес.

А еще в Архангельском жили управляющие заводом, где изготовляли знаменитый юсуповский фарфор, хрустальным заводом и прядильной фабрики. Впрочем, расходов на содержание усадьбы предприятия не покрывали. «Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья», – объяснял сей феномен Б.Н. Юсупов.

Адрес:Московская область, городской округ Красногорск, поселок Архангельское

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: