Дата основания суздаля

Краткая история города Суздаля: от древних веков до наших дней.

Дата основания суздаля

История города Суздаль

История Суздаля насчитывает около 1000 лет. Как и большинство городов русских, город Суздаль образовался из торгово-ремесленного и земледельческого поселения. Первое упоминание о Суздале как о городе относится к 1024 году и связано с волной крестьянских восстаний. К этой же эпохе относится и начало проникновения христианской религии, что стало важным обстоятельством в последующем формировании в Суздале духовного центра России.

Существует несколько версий происхождения названия «суздаль», по одной из которых слово произошло от глагола » съзьдати», имевшего значение «слепить из глины».

В начале 11 века город Суздаль входил в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.

Строительство Суздаля, как и любого другого города, началось с возведения Кремля – крепости, имеющего своей целью защищать город от внешних врагов. Место было выбрано удачным – с 3 сторон город защищали естественные преграды (крутой берег реки Каменка и холмы), а для усиления защиты были возведены земляные валы, которые мы можем лицезреть до сих пор.

На этой же территории по приказу Владимира Мономаха был построен и Успенский собор. Вблизи Кремля также в честь Дмитрия Солунского был возведен первый суздальский монастырь.

Еще при жизни Владимир Мономах передал суздальскую землю своему сыну Юрию Долгорукому, который также как и отец, немало сделал для развития города. Во время правления Юрия Долгорукого строятся храмы и монастыри, город укрепляется, растет политическое влияние.

После смерти Юрия Долгорукого владение переходит в руки его сына – Андрея Боголюбского. В это время влияние Суздаля как центра княжества ослабевает, и Суздаль входит во Владимиро-Суздальское княжества, столицей которого становится город Владимир. После трагического убийства Андрея за непокорность власти бояр, правителем Суздаля становится Всеволод III, при котором Суздаль продолжал расти и развиваться. Однако после его смерти княжество делится между его сыновьями. Главой Суздальского княжества становится Юрий Всеволодович. В период его правления Успенский собор, возведенный Владимиром Мономахом, перестраивается и становится Рождественским собором.

Татаро-монгольское нашествие не обошло Суздаль стороной – в 1238 году монголо-татары напали на город, подожгли и разграбили его, большую часть жителей увели в плен. В битве пал князь Юрий Всеволодович. Небольшая часть жителей нашла спасение в уцелевшем Ризоположенском монастыре.

История города Cуздаля в период после монголо-татарского нашествия характеризуется междоусобной борьбой тверского, суздальского и московского князей за власть. В это время в Суздале строятся Спасо-Евфимиев монастырь и Покровский монастырь, которые являлись крепостями, защищавшими город. Позднее эти монастыри стали пристанищем опальных женщин знатного происхождения.

Большую роль в удержании влияния Суздаля сыграл князь Константин Васильевич, который перенес столицу в Нижний Новгород. В начале 14 века Суздаль переживает подъем и становится центром Суздальско-Нижегородского княжества. В это время здесь активно развивается ремесленничество. В Суздале даже чеканили свои монеты.

Однако в междоусобице победил князь московский. Суздаль стал частью Московского княжества, а столица была перенесена в Москву. С этого времени в истории начинается период упадка.

Суздаль стал рядовым городом Московского княжества, а удаленность от торговых путей помешала городу развиваться наравне с более удачливыми по географическому положению городами.

В период смутного времени Суздаль дважды подвергался нападению польско-литовского войска, в 1634 году был разграблен крымскими татарами, а в 1654-1655 гг. переживает большой пожар и эпидемию чумы, в результате которых было уничтожено множество построек и погибли жители.

После пережитых несчастий Суздаль начинает отстраиваться: возводятся монастыри, реконструируется Кремль.

По велению Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на 9 провинций, а Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.

Во времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. В это время благодаря тому, что через Суздаль проходит торговый путь, соединяющий север страны с югом, в городе активно развивается торговля – раз в год сюда приезжают на ярмарку большое число купцов из окружающих городов.

Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается за развития окружающий городов. В Суздале остаются лишь небольшие ремесленные лавки, получающие небольшие заказы от близлежащих поселений.

В 1922 году в Суздале основывается Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году становится частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В 1967 году Советом Министров СССР принято решение о строительстве в Суздале туристического центра.

В 1992 году наиболее значимые достопримечательности Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, церковь Бориса и Глеба в Кидекше – занесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Сегодня город Суздаль — это развитый туристический центр, куда приезжают отдохнуть и полюбоваться памятниками древнерусской архитектуры туристы со всего мира. У туристов богатый выбор — более 20 отелей и гостиниц Суздаля предлагают гостям города не только удобный ночлег и вкусный обед, но и обслуживание европейского уровня. При этом число отелей с каждый годом растет, как и число тех, кто приезжает в Суздаль, чтобы окунуться в негу истории России. Порекомендовать вам можем наш гостевой «Дом за Вишнями», где вы можете свободно разместиться большой компанией.

История Суздаля

Суздаль – город легендарный!

Суздаль – это удивительнейший и один из древнейших городов России. Его значение в национальном и мировом культурно-туристическом значении трудно переоценить.

На сегодняшний день, это единственный в России город-музей. В Суздале находятся более 300 музеев и этот город является драгоценным камнем в Золотом Кольце России. По мимо этого, Суздальские белокаменные памятники, например Кидекша, включены во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Как и история основания многих других городов, история основания Суздаля покрыта легендами, вот одна из них: по преданию, после всемирного потопа и смешения языков, из Иафетова племени на свет появились три брата: Сан, Авесархан и премудрый Асан.

Перейдя жить в Русские земли два первых брата основали множество городов на берегу Варяжского (Балтийского) моря. Третий же, пошёл дальше, в лесные чащи и топи. И основал на неизведанной до ныне земле по своему суждению город Суздаль.

Вот оттуда то и пошла история Суздальская, согласно преданию записанному летописцем ХVIII века Ананием Федоровым.

Покровский монастырь Суздаля

Основание

Однако, Суздаль был основан не на пустоши, археологические раскопки его окрестностей свидетельствуют о том, что на месте нынешнего Суздаля ранее были торгово-ремесленные поселения, основанные не позднее 9-го века н.э. А древние монеты чеканки Самарканда, Бухары и Средней Азии подтверждают наличие древних и весьма разветвлённых торговых связей.

Достоверных сведений о дате основания Суздаля мы не имеем, но первые упоминания о нём датируются 1024-ым годом. В начале, Суздаль входил в Киевское Княжество и в последствии стал вотчиной киевского князя Владимира Мономаха, который укрепил город и сделал из него стольный город Ростово-Суздальских земель.

Первейшим возведённым объектом обороны и, в последствии, крупнейшим объектом культурно-исторического наследия стал Суздальский Кремль на реке Каменка. Место его постройки было защищено с трёх сторон естественными преградами, да ко всему прочему, были искусственно насыпаны оборонительные земляные валы, сохранившиеся и по сей день.

Так же, по приказу Владимира Мономаха здесь же был возведён Успенский собор, а в 11-ом столетии построен первый монастырь в честь Дмитрия Солунского.

Немного восточнее кремля, согласно истории Суздаля, расположился посад (посад– это название торгово-ремесленного поселения 10-16 вв., располагавшегося за городскими стенами.) Его обнесли земляными валами, а уже вокруг стали располагаться вотчины. Старинная планировка города сохранилась и по сей день.

В истории Суздаля были и чёрные пятна. Так, в конце 11-го века его коснулись междоусобные войны детей Владимира Мономаха, Изяслава и Мстислава с Олегом Чернигским. В 1107 году болгары разбили его окрестности, а сами жители города смогли переждать натиск врага в городских укреплениях.

Расцвет

Тем не менее, в 11-ом столетии Суздаль испытывает свой наибольший расцвет, при первом самостоятельном князе – Юрии Долгоруком (1125 – 1157). В годы его правления были возведены множество монастырей и храмов.

Суздаль становится стольным городом Ростово-Суздальского княжества. Так, например, в 1152 году на реке Нерли в селении Кидекши была возведена церковь Бориса и Глеба по приказу Юрия Долгорукого. Эта дата и ознаменовала собой начало белокаменного строительства на северо-востоке Руси.

При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском Суздаль постепенно сдаёт свои позиции. Да к тому же нашествие монголо-татар не миновало и Суздальские земли. Так, зимой 1238 года, подойдя к Владимиру, хан Батый направил часть своих войск на Суздаль.

Город был сожжён, большинство его жителей были взяты в плен. Остались лишь немногие – те, кто сумел спрятаться в уцелевшем после обширного разрушения Ризположенском монастыре.

Рисоположенский монастырь в Суздале

После монгольского нашествия, суздальское, тверское и московское княжества вели борьбу за первенство. Суздальские князья, обременённые главенством московского княжества искали пути к освобождению. И в этом большую роль сыграл князь Константин Васильевич.

В 14 веке он перенёс свою столицу в Нижний Новгород из Москвы, образовав вместе с Суздалем Суздальско-Нижегородское княжество. В те годы Суздаль ещё оставался богатым и многолюдным городом.

Тем не менее, борьба между князьями не угасала, и после победы сильнейшего московского князя, Суздаль вошёл в Московское княжество. Он потерял своё первостепенное политическое значение, но по-прежнему оставался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Руси. Так началось падение Суздаля.

Читайте также  Дата основания ставрополя

Формирование архитектурно-исторического наследия

В 16-17 веках в Суздале ведётся интенсивное строительство многих и многих ныне известных архитектурных ансамблей. И формируется культурное наследие города. Крупнейшими объектами которого становятся: древнейший Суздальский кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри.

Покровский монастырь в Суздале

А в 18 веке бурно строятся приходские церкви, в 19-ом – окончательно складывается городской архитектурный ансамбль города.

Суздаль – это великий город, Многое повидавший за свою не лёгкую историю. И пожары, и эпидемии и полные разорения города. Однако, и по сей день гордо звучат имена уроженцев земли Суздальской! Юрий Долгорукий, Александр Невский, Алексей Суворов и Дмитрий Пожарский – известнейшие исторические персоны!

Суздаль в 20-ом веке

Не смотря на то, что в 18-19 веках Суздаль стал обычным провинциальным городом, он сохранил свою самобытность и уникальность. А в 70-е годы 20-го века новая, уже туристическая слава окутала этот город.

В 1923 году Суздаль впервые был назван городом-музеем за обилие исторических памятников на его территории. Было признано, что каждый архитектурный объект в Суздале является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будующим поколениям.

В 1974 году за сохранение исторического наследия Суздаль был отмечен орденом «Знак Почёта».

В 1982 году международной организацией ФИЖЕТ Суздаль был награждён почётным призом «Золотое Яблоко».

И в 1992 главнейшие архитектурно-исторические ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Суздаль – современный город

В настоящее время, Суздаль – это крупнейший культурно-туристический центр. В нём, помимо великолепно сохранившихся исторических памятников, интереснейших экспозиций Владимиро – Суздальского музея-заповедника присутствуют все условия для комфортного пребывания туристов!

Современные и комфортабельные гостиницы, рестораны с русской кухней, прекраснейшая природа средней полосы России. Всё это вы найдёте в Суздале!

Города

России

Суздаль

История

Суздаль является одним из древнейших городов России. Если верить старой легенде, он был основан мудрым Асаном, одним из братьев из племени Иафетова. Первые же достоверные данные о Суздале относятся к 990 году, когда князь Владимир крестил весь народ Суздальской земли, и к 1024 году, когда князь Ярослав Мудрый пришел в город Суздаль подавлять мятеж. С последней даты и начинается история Суздаля. Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них, оно произошло от глагола «судить», по другой – слово «Суздаль» (первоначально «Суждаль») финского происхождения.

В 11-14 веках Суздаль считался достаточно большим и процветающим городом. В 1097 году город вместе со всей северо-восточной землей был передан во владение князю Владимиру Мономаху. А он, в свою очередь, передал Суздаль сыну Юрию, прозванному впоследствии Долгоруким. При нем границы Суздальского княжества расширились до Белого озера на севере, до Волги на востоке, Черниговского и Рязанского княжеств на юге и до Новгородского и Смоленского княжеств на западе.

В первой половине 12 века, во время правления Юрия Долгорукого, Суздаль становится политическим и культурным центром Северо-востока. В этот период формируется планировка города, вокруг него строится земляной вал. Тогда в Суздале появляются первые монастыри и храмы. На рубеже 11-12 веков был построен Дмитриевский монастырь (он не сохранился до наших дней, но сегодня на его месте расположен Музей деревянного зодчества), чуть позже – первый на Северо-востоке кирпичный Успенский собор, церковь Всемилостивейшего Спаса, к сожалению, не дошедшая до наших дней.

В 1152 году Юрий Долгорукий основал крепость Кидекшу в нескольких километрах от Суздаля. Кидекша стала резиденцией Юрия Долгорукого. Здесь была построена первая на Северо-востоке каменная церковь Бориса и Глеба. В ней были похоронены сын Юрия Долгорукого Борис Юрьевич с женой и дочерью.

Во второй половине 12 века Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перенес столицу Владимиро-Суздальского княжества во Владимир. Он стремился единолично править в своем княжестве и для этого изгнал младших братьев, перестал советоваться со знатными боярами, помогавшими управлять княжеством его отцу. Бояре были недовольны политикой Андрея Боголюбского и попытались выйти из подчинения Владимиру. В итоге князь был убит, его престол заняли младшие братья. Суздаль в этот период попытался вернуть себе статус самостоятельного княжества, но не смог и окончательно был присоединен к Владимиру. Во время татаро-монгольского ига Суздаль трижды (в 1238, 1281 и 1293 годах) подвергался почти полному разорению, и каждый раз возрождался, хотя уже не таким многолюдным и богатым, как прежде. Во второй половине 14 века князь Константин Васильевич объединил Суздальские и Нижегородские земли и наравне с московскими князьями боролся за титул Великого Владимирского князя, который считался главой всей Руси. Эта борьба закончилась в 1366 году союзом Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств.

В середине 15 века суздальские князья в последний раз попытались восстановить независимость. Для этого они заключили договор с галицко-костромским князем Дмитрием Шемякой и помогли ему захватить великокняжеский престол в Москве в 1446 году. Когда же Дмитрий Шемяка был изгнан из Москвы, суздальские князья были вынуждены смириться со своим подчиненным положением.

К 16 веку Суздаль становится обычным «замосковным» городом, но большое количество церквей и монастырей, расположенных в этом небольшом городке, делают его религиозным центром и местом святого паломничества. В Суздаль стекаются люди из разных уголков России, чтобы поклониться мощам основателя и первого настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря Евфимия, епископов Федора и Иоанна, настоятельницы Ризоположенского монастыря Ефросинии. В этот же период Суздаль становится местом ссылки неугодных великим князьям представителей знатных родов и даже царских жен.

В первой половине 17 века Суздаль снова приходит в упадок, как и во время татаро-монгольского ига. В 1608-1611 годах город был оккупирован польско-литовскими войсками. На помощь Суздалю пришли отряды князя Д. М. Пожарского, и уже в 1612 году благодарные жители города собрали собственный отряд, который вошел в состав Второго Народного ополчения, освободившего русскую землю от захватчиков. Д. М. Пожарский стал национальным героем, в 1642 году он был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом мужском монастыре.

В конце 17 – начале 18 веков Суздаль достигает своего наивысшего церковного могущества. Это было связано с деятельностью митрополита Иллариона. Он был инициатором того, что в Суздале появляется много новых храмов, а старые перестраиваются и украшаются новыми росписями. В этот период в Суздале был построен Архиерейский дом с Крестовой палатой, Вознесенская церковь, Сретенская церковь, Крестовоздвиженская церковь, Успенская церковь, церковь Смоленской Божией Матери и многие другие. В 1709 году Суздаль становится главным городом Суздальской провинции, входящей в Московскую губернию.

Во второй половине 18 века в Суздале активно развиваются ремесла, что приводит к образованию многочисленных фабрик и заводов, отправляющих свои товары в Москву, Санкт-Петербург и многие другие города. В этот период практически прекращается строительство церквей и монастырей, зато город активно развивается благодаря производству и торговле. Суздаль продолжает оставаться местом ссылки неугодных и непокорных, только теперь их заключают в тюрьму, созданную на территории Спасо-Евфимиева монастыря.

На протяжении 19 века производство и торговля в Суздале постепенно угасают, заводы и фабрики закрываются. Суздаль превращается в глухой провинциальный городок, тихий и спокойный, горожане занимаются преимущественно огородничеством и садоводством. Только революция 1917 года смогла немного всколыхнуть привычный уклад жизни Суздаля. В 1923 году здесь закрыли все монастыри, превратив их в тюрьмы и склады. Во время Великой Отечественной войны в Спасо-Евфимиевом монастыре был лагерь для военнопленных.

Только в 60-е годы 20 века Суздаль был включен в маршрут «Золотое кольцо России» как город-музей, насыщенный культурно-историческими памятниками. Начинается реставрация монастырей и соборов, но в то же время в Суздале бережно сохраняется атмосфера провинциального города 18-19 веков. В 1982 году город был награжден призом Международной федерации журналистов и писателей по туризму «Золотое яблоко», в 1992 году особо ценные памятники Суздаля были включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Сегодня в Суздале на территории около 9 кв.км сосредоточено более 200 архитектурно-исторических памятников. Чтобы увидеть древнейшие церкви и монастыри, в Суздаль ежегодно приезжают десятки тысяч туристов, и это при том, что в самом городе проживает всего 11 тысяч человек.

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

Суздаль достопримечательности и история.

На берегу реки Каменки, более тысячи лет назад, был заложен город Суздаль. Первое упоминание относится к 999 году, и поэтому входит в число древнейших русских городов. Город-музей, благодаря большому количеству памятников истории Руси, дошедших до наших дней в целости и сохранности, несмотря на большие беды, которые пришлось пережить горожанам. Сейчас Суздаль административный центр Суздальского района Владимирской области. Входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России» Находится в 26 км к северу от Владимира.

Суздаль. История города.

Первое упоминание Суздаля встречается в 999 году в Новгородском кодексе. «Повесть временных лет» упоминает его в связи с восстанием крестьян в 1024 году, уже тогда Суздаль был довольно крупным городом. В начале XII века при князе Юрии Долгоруком Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества. С этим периодом связан расцвет Суздаля. Сюда стекаются торговые и ремесленные люди, в восточной части города все больше разрастается посад. Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир, и тогда княжество стало именоваться Владимиро-Суздальским.

Суздаль. История города.

В XIII веке его разделили, тогда Суздаль сделался столицей одноименного княжества, первым правителем которого стал Юрий Всеволодович. Во время татаро-монгольского нашествия Суздаль был разорен и сожжен. В XIV веке город потерял свою политическую значимость, войдя в состав Московского княжества, и с этой поры он стал центром религии и культуры.

Читайте также  Основание московского университета дата

Суздаль. История города.

В XVI веке в Суздале активно возводятся монастыри – лишь за небольшое время их здесь построили более десятка. Также в Суздале появляются серебряники, чеканщики, иконописцы. В 1565 году Суздаль попал в число опричных городов, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». В Смутное время суздальцы изменили Шуйскому и передали свой город тушинцам и Лисовскому, который укрепил его и продержался в нём около восьми месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда.

Суздаль. История города.

До конца XIX века Суздаль являлся крупным центром торговли – именно через Суздаль товары шли из Москвы в Архангельск и Петербург. Но со второй половины XIX века Суздаль стал глухим провинциальным городом, так как в городе не получила развития промышленность, это связано с тем, что Суздаль оказался в стороне от железной дороги. В советское время в городе было снесено 15 церквей. Восстановление началось лишь в 1967 году. Был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем. Из города вывели исправительные учреждения. На окраине города, в Коровниках был построен Главный туристский комплекс, развёрнуты музейные экспозиции. Проводили работы по реставрации памятников и благоустройству города. В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия. В 2008 году город Суздаль преобразован из города областного подчинения в город районного подчинения Суздальского района.

Достопримечательности. Суздальский Кремль.

Суздальский Кремль – первый пункт в программе любого туриста, любопытно, что у суздальского Кремля нет стен. Центром ансамбля Кремля является собор Рождества Богородицы — древнейшее здание Суздаля. Отличительной чертой храма служит то, что сложен он не из гладкого белого камня, а из шероховатого туфа. Вблизи Рождественского собора в XV в. появились первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки — Архиерейские палаты, которые теперь представляют сложный комплекс построек, образовавшийся на протяжении XV—XVIII столетий. В XVI в. рядом с ними построили Благовещенскую трапезную церковь. В 1635 г. напротив Рождественского собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. На колокольне в конце XVII века были установлены часы с боем, отбивавшие каждые час и четверть часа. Для сообщения рядом стоящих митрополичьих покоев с церковью от палат к западному фасаду колокольни были сделаны величественные переходы.

Суздальский Кремль.

К Кремлю относятся также и церкви у крепостных валов – Успенская, Никольская и Христорождественская. Успенская церковь находится на территории, на которой во второй половине XV века располагался двор великого князя Ивана III. Успенская церковь – одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко. Никольская церковь построена в 1720—1739 годах. На территории Кремля находится также деревянная Никольская церковь (1766), перенесенная из с. Глотово Юрьев-Польского района в 1961 году и ставшая первым экспонатом в созданном позднее музее деревянного зодчества.

Суздальский Кремль.

В современное время Суздальский кремль — это музей с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству.

Васильевский мужской монастырь.

В Суздале несколько монастырей: Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиевский. Васильевский мужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. На территории монастыря располагается Васильевский собор (1662-1669 гг.), трехъярусная колокольня, пристроенная в XIX веке украшена резными карнизами и тесно поставленными пилястрами, Сретенская церковь (конец XVII в.) – трапезная. В монастыре сохранилась ограда (некоторые части ее относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами, остались некоторые служебные помещения, где сейчас живут монахи. В монастыре можно подняться на колокольню, откуда отлично видна вся панорама Суздаля.

Спасо-Евфимиевский монастырь.

Спасо-Евфимиевский монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города, одновременно исполняя и функцию форпоста. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось — они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия. В XVII веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными и мощными оборонительными башнями. Центральное сооружение монастыря — Спасо-Преображенский собор (XVI-XIXвв.).

Спасо-Евфимиевский монастырь.

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVIIв.). Главная проездная башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. Прочие башни украшены гораздо скромнее, но разнообразие их форм не может не оживлять общего вида стен. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В Суздале имеются гостиницы и гостевые дома разных категорий: отели высокого класса, расположенные в центре, гостиницы среднего класса, а также экономичные, которые находятся как в самом городе, так и за его пределами. Вы можете забронировать отличный вариант через Booking.com

Суздаль — место уникальное, в своей статье мы не смогли охватить все достопримечательности этого маленького города. Посетив его однажды, люди приезжают сюда снова и снова, чтобы помолиться в суздальских храмах, окунуться в тишину звенящего утра, увидеть бескрайние просторы, принять участие в возрождаемых праздниках, вдохнуть полной грудью чистого воздуха. Туристов принимают с особым русским гостеприимством — с медовухой, блинами и, конечно же, со знаменитыми суздальскими огурцами, известными на всю Россию.

Дата основания суздаля

Точный год основания Суздаля достоверно неизвестен.

Появился Суздаль на месте древнего торгово-ремесленного поселения, которое возникло предположительно около IX века на склоне мыса, омываемого реками Каменкой и Гремячкой. В курганах были найдены древние монеты из далеких земель — Самарканда, Бухары, Германии — что говорит о наличии торговых связей этих поселений с отдаленными областями.

В записанной историком Ананием Федоровым (ХVIII век) легенде об основании Суздаля говорится о том, что во времена после всемирного потопа и смешения языков жили Сан, Авесархан и Асан — три брата из племени Иафетова. На русских землях Сан и Авесархан построили города около Варяжского моря (в т.ч. Великий Новгород). Третий же брат, углубившись в дикие леса, основал город Суждаль. Таким образом, согласно этой легенде именно премудрый Асан из рода Иафетова — основатель Суздаля.

Год первого упоминания о Суздале

Первое упоминание о Суздале в летописях относится к 1024 году. В то время Ростово-Суздальская земля подчинялась Новгородскому князю Ярославу Мудрому. В упоминании говорится о восстании смердов под предводительстаом языческих волхвов: «В се же лето всташа волесви в Суждали. «. При этом «Суждаль» в летописи упоминается не как отдельный город, а целая округа. Волхвы оказывали существенное влияние на народ: несмотря на распространение христианства, язычество имело большую силу, просуществовав здесь долгое время. Народные недовольства совпали с неурожаем нескольких последних лет. Для подавления восстания Ярослав прибыл в Суздаль, и мятежники понесли свое наказание: Ярослав «изымав волхвы, расточи, а другие показни. «.

Известный российский ученый А. А. Зализняк в своих работах озвучивает мнение, что год первого упоминания о Суздале — 999-й. Запись эта сделана в самой древней известной русской книге — Новгородском кодексе.

История города Суздаль

История Суздаля переживала немало взлетов и падений.

В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. После его смерти Суздаль вместе с Поволжьем, Ростовом, Белоозером и Переяславлем южным перешли к сыну Ярослава — Всеволоду, а от Всеволода в 1093 году — к его сыну, Владимиру, известному как Мономах.

Эти земли были лакомым куском для других князей. В 1094 году Олег Святославич Черниговский вторгся в Суздаль и захватил его, пленив при этом большое количество местных жителей. Продвинувшись к Ростову, Олег посадил там своих наместников для сбора дани с населения. В 1096 сын Владимира Мономаха — Мстислав, живший в Новгороде, вступился за земли Мономаха. Дружины Мстислава вытеснили Олега из Суздаля и настигли его под Мурома, разбив его войско и освободив пленных. Перед этим, уходя из Суздаля, Олег приказал поджечь его, что нанесло городу большой урон. Позднее, в 1097 году, съезд князей в Любече подтвердил права Мономаха на владение северо-восточными землями.

На рубеже XI-XII веков Владимир Мономах строит в Суздале первый собор христианской религии.

В начале XII века, во времена правления сына Мономаха — Юрия Долгорукого, Суздаль был главным городом Ростовско-Суздальской области и резиденцией великого князя: согласно летописям, Юрий жил здесь больше, чем в Ростове. Княжество простиралось на огромные территории, ограничиваясь Белым морем на севере, Волгой на востоке, муромо-рязанскими землями на юге и на западе — землями смоленскими и новгородскими.

Преемник Долгорукого, его сын Андрей Боголюбский, основным принципом своей политики установил единовластие. Предварительно изгнав своих младших братьев (Михаила и Всеволода) и порвав с боярами, приближенными ранее к отцу, Андрей в 1157 году перенес княжескую столицу во Владимир. Так заканчивается господствующая политическая история Суздаля, и он становится одним из уездных городов княжества, получившего название Владимиро-Суздальской.

Читайте также  История нью йорка

Но старая знать не желала мириться с политикой Андрея Боголюбского, и в 1174 году он был убит заговорщиками в своей резиденции. Попытка суздальцев выйти из-под власти Владимира, но она не увенчалась успехом. Княжеский престол Владимира занимает брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо.

Строятся новые оборнительное сооружения, монастыри (Козмодамианский, Ризополженский), расширяется торговый посад. Территориально Суздаль растет, политически оставаясь на вторых ролях.

Со смертью Всеволода III Владимиро-Суздальское княжество разделяется между его сыновьями. Владимир и Суздаль достаются Юрию. Но его брат, Ростовский князь Константин, отнимает у Юрия его владения, и Суздаль Юрий получает от брата лишь спустя какое-то время. После смерти Константина (1219 г.) Юрий возвращает себе и Владимир. При князе Юрии была построена жемчужина Суздаля — белокаменный Рождественский собор.

Во времена татарского нашествия город не раз подвергался нападениям. В 1341 году Суздаль становится столицей нового Суздальско-Нижегородского княжества, просуществовавшего до 1392 года. В тот период истории Суздаля московские князья после смерти Ивана Калиты не имели достаточной силы, чтобы забрать город под свою власть. Суздальский князь Дмитрий Константинович предъявил свои права на великоекняжеский титут, пользуясь малолетством московского князя Дмитрия Иоанновича (впоследствии Донского), и ему удалось занять престол. Но заступничество московских бояр заставило Дмитрия Константиновича подчиниться Москве, а в 1392 году Суздаль был лишен своей самостоятельности, войдя в состав московского княжества. Попытки суздальских князей восстановить былое значение города успеха не имели.

В 1565 году Суздаль был взят Иваном Грозным в опричнину. В Смутное время история Суздаля была нелегкой: в 1608 году он был взят отрядами Лисовского. Поляки бесчинствовали в городе вплоть до 1610 года, оставив его окончательно разграбленным. Долгое время Суздаль находился во власти сильных народных волнений, тормозящих восстановление города, еще более затруднившееся из-за налета крымских татар в 1634 году. Но оправляясь от бедствий, Суздаль отстраивался, и к концу XVII века история Суздаля вышла на путь экономического подъема.

В 1708 году город Суздаль был отнесен к Московской губернии. В 1778 году город стал частью Владимирского наместничества, а именно уездным городом Суздалького уезда. В 1796 году Суздаль — это уездный город Владимирской губернии.

В XVIII-XIX веках в Суздале работало несколько промышленных предприятий, было развито садоводство и огородничество. Начиная со второй половины XIX века город теряет свое торгово-промышленное значение: Московско-Нижегородская железная дорога прошла в стороне от Суздаля, и он становится глухим провинциальным городом, снабжающим окрестные города сельскохозяйственными продуктами. Уменьшается и население Суздаля — к началу XX века оно составляло 5355 человек. Пролетариата среди населения почти не было, что повлекло за собой медленное развитие революционного движения.

В 1967 году было принято постановление о создании в Суздале туристического центра, согласно которому строились гостиницы и заведения общественного питания, реставрировались памятники культуры.

На сегодняшний день основу экономической активности Суздаля составляет деятельность, связанная с туризмом. Население Суздаля на 2013 год по данным Росстата составляет 10 240 человек.

Название «Суздаль»

Герб Суздаля

Герб города Суздаль восходит своими корнями к эмблеме Ростово-Суздальской земли на Большой государственной печати Царя Ивана Грозного.
Впервые знак утвержден в 1730 году Анной Иоанновной в качестве эмблемы для знамени Суздальского пехотного полка. В утверждении он описывается как герб «в золотом щите, верхняя часть поля голубая, а нижняя красная, с белым соколом в княжеской короне».
В 1781 г. утвержден как герб Суздаля (наряду с другими гербами городов Владимирского наместничества).
Современный вариант герба был утвержден в 2003 г. решением Совета народных депутатов муниципального образования «город Суздаль» от 22.7.2003 #58.

Центральной фигурой на гербе Суздаля является сокол, представляющий собой символ храбрости, благородства, красоты. Сокол символизирует красоту древнего города Суздаль и истинную храбрость его жителей. Голова сокола увенчана княжеской короной и развернута к правому крылу. Корона отражает тот факт, что Суздаль является древней княжеской столицей с богатейшим историческим наследием.

Нижняя часть фона окрашена в красный цвет, который символизирует мужество, труд, жизнеутверждающую силу и праздник. Лазурная верхняя часть фона призвана отразить в гербе чистоту неба, преданность, добро, честь и красоту.

История городов русских. Суздаль

Город Суздаль стоит на берегу реки Каменка, что во Владимирской области. От Москвы до Суздаля 190 километров, от города Владимира – 30км. Сейчас Суздаль является районным центром с населением всего 12000 человек (даже городом сложно назвать), а когда-то даже был одним из самых больших на Руси и являлся главным городом Северо-Восточной Руси.

Суздаль возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений приблизительно в девятом веке. Археологические раскопки, произведенные в этих местах, позволяют сделать вывод, что эти поселения имели торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. Об этом свидетельствуют найденные в курганах древние монеты. Первое упоминание о Суздале как о городе относится к 1024 году. К этой же эпохе относится и начало активного проникновения христианства, что стало важным обстоятельством в последующем формировании в Суздале духовного центра России. Христианство нелегко укреплялось на землях Суздаля, позиции язычества были крепки. Переломным моментам стали засуха и неурожай, по поводу чего случился бунт, при подавление которого заодно и «усмирили» противников христианства.
Существует несколько версий происхождения названия «Суздаль«, по одной из которых слово произошло от глагола «съзьдати», имевшего значение «слепить из глины».

В начале 11 века город Суздаль входил в состав Киевского государства, а спустя несколько лет становится вотчиной Владимира Мономаха, благодаря которому город активно развивался и укреплялся и вскоре становится столицей Ростово-Суздальского княжества.

Началом строительства Суздаля, как и для всех средневековых городов, стало сооружение крепости — Кремля. Возвели крепость в XI веке на реке Каменка. По приказу Владимира Мономаха здесь же построили Успенский собор. Недалеко от Суздальского Кремля был возведен первый монастырь — в честь Дмитрия Солунского. Восточнее кремля располагалось торгово-ремесленное поселение — посад. Считается, что изначальная планировка города сохранилась и по сей день.

На долю города Суздаля выпало много испытаний. В XI веке в результате междоусобной борьбы Олега Чернигского с детьми Владимира Мономаха Изъяславом и Мстиславом город был сожжен. В 1107 году полчища болгар разграбили окрестности Суздаля.

Во времена правления Юрия Долгорукого в городе появилось много храмов. Именно Долгорукий перенес столицу из Ростова в Суздаль. При Юрии Долгоруком все княжество и его города динамично развивались. Суздаль стал центром религиозной образованности и столичным городом. Сильно возросло в эти годы политическое значение Суздаля. Сын Долгорукого – Андрей Боголюбский продолжал лучшие начинания отца, но не так удачно.

С приходом князя Андрея Суздаль утратил свое первенство. Столичный статус переходит к городу Владимиру. В XIII веке Суздаль становится столицей Суздальского княжества. Дальнейшая история города связана с постоянными войнами и конфликтами князей, в результате чего теряет свою роль и статус.

Во время Смутного времени, Суздаль дважды оказывался в руках польских интервентов, было это в 1608 и в 1611 годах. В 1612 году на территории России формировалось второе ополчение во главе с Пожарским и Мининым.

Суздальский Кремль

Ополченцы хотели занять Суздаль, и созвать здесь Земский собор для выбора нового монарха. Но таким начинаниям не удалось исполниться. После окончания Смутного времени, Суздаль оказался разорен, в городе осталось около 80 дворов. А в 1634 году, до города дошли крымские татары. Чуть позже город постигли пожар и эпидемия. Вот такая вот непростая судьба.

По велению Петра I Суздаль становится уездным городом Московской губернии. Через год Московская губерния делится на 9 провинций, а Суздаль становится центром одной из них. Однако в 1776 году город Суздаль опять получает статус уездного города.

Спасо-Евфимиев монастырь

Во времена Екатерины II в Суздале проходит активное каменное строительство, причем преимущественно гражданский зданий. В это время благодаря тому, что через Суздаль проходит торговый путь, соединяющий север страны с югом, в городе активно развивается торговля – раз в год сюда приезжают на ярмарку большое число купцов из окружающих городов.

Однако после строительства Николаевской железной дороги, которая обошла Суздаль стороной, значение города как торгового центра снижается за развития окружающий городов. В Суздале остаются лишь небольшие ремесленные лавки, получающие небольшие заказы от близлежащих поселений.

Покровский монастырь

В 1922 году в Суздале основывается Суздальский историко-художественный музей, который в 1958 году становится частью Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

В 1967 году Советом Министров СССР принято решение о строительстве в Суздале туристического центра.

В 1992 году наиболее значимые достопримечательности Суздаля – Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь, церковь Бориса и Глеба в Кидекше – занесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Сегодня город Суздаль — это развитый туристический центр, куда приезжают отдохнуть и полюбоваться памятниками древнерусской архитектуры туристы со всего мира. Сегодня в Суздале есть птицефабрика, швейное производство, молочный завод и хлебокомбинат. Особой гордостью города можно назвать огурец. Суздальские огурцы славятся в Европейской части России, а может даже и в других её уголках. Несколько лет назад, в городе стали даже праздновать «День огурца». Украшением города является так же Музей Деревянного зодчества и крестьянского быта.

Музей Деревянного зодчества и крестьянского быта

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: