Национальная картинная галерея дрезден

Дрезденская картинная галерея – собрание подлинных жемчужин живописи XV-XVIII столетий. Она располагается в старинном дворцовом комплексе Цвингер, в историческом центре Дрездена, столицы немецкой земли Саксония. Достопримечательность также известна как Галерея старых мастеров.

Национальная картинная галерея дрезден

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея (Old Masters Gallery)

Дрезденская картинная галерея – собрание подлинных жемчужин живописи XV-XVIII столетий. Она располагается в старинном дворцовом комплексе Цвингер, в историческом центре Дрездена, столицы немецкой земли Саксония. Достопримечательность также известна как Галерея старых мастеров.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Дрезденская картинная галерея

Общее описание

Первоначально картины украшали дворец саксонских курфюрстов, затем под экспозицию приспособили одно из помещений Цвингера, а в середине XIX века для галереи выстроили отдельное двухэтажное здание с анфиладами залов, в которых шедевры можно осмотреть по сей день. Настоящими сокровищами Дрезденской галереи являются полотна мастеров эпохи Возрождения. Здесь экспонируются работы голландских художников Рембрандта ван Рейна и Якоба ван Рейсдала, немецких живописцев Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Лукаса Кранаха. Живопись художников других стран Европы представляют полотна Эль Греко, Веласкеса и множества прочих мастеров. Кроме живописи, в галерее собраны старинные тканые гобелены, пастели и миниатюры.

Галерея в Дрездене значится в престижном перечне самых известных художественных музеев на планете. В рейтинге музеев Германии она уступает лишь Берлинским собраниям. Галерею старых мастеров в Дрездене ежегодно посещает более полумиллиона ценителей искусства.

История картинной галереи

Коллекционирование произведений искусства было страстью могущественного правителя Саксонии Августа II Сильного, носившего также титулы короля Польши и Великого князя Литовского. Этот монарх правил на рубеже XVII и XVIII столетий, в этот период сложилось и ядро его художественного собрания, ставшее основой современной Дрезденской картинной галереи. Наследный принц, со временем занявший трон отца под именем Августа III, приумножил коллекцию новыми приобретениями картин знаменитых живописцев.

В 1746 году Август III купил в Италии около сотни картин, украшавших дворец Франческо III Д’Эсте, герцога Модены и Реджо. Среди них были редчайшие полотна художников эпохи Возрождения, произведения мастеров, творивших в период барокко и классицизма. Но самым удачным приобретением саксонского курфюрста стала картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», написанная в начале XVI века и хранившаяся в одном из монастырей в Италии.

Художественное собрание саксонских курфюрстов, значительно пополнившееся при этом покровителе искусств, снискало европейскую славу. Но бесценные картины, переполнявшие интерьеры королевского дворца, были недоступны широкой публике. Настало время поместить эти сокровища в специальную галерею. Было решено возвести ее в дворцовом комплексе Цвингер. Проект здания создал выдающийся немецкий архитектор Готфрид Земпер. Несмотря на то, что фасады галереи выполнены в стиле неоренессанса, здание гармонично вписалось в барочную стилистику архитектурного комплекса.

Строительство здания завершилось в 1855 году. Теперь увидеть художественные сокровища могли все желающие. Первыми посетителями стали дрезденские бюргеры, приводившие полюбоваться картинами свои семьи. Сохранились свидетельства, что единственным условием для туристов середины XIX века был дресс-код: посетители были обязаны являться в галерею в «приличной одежде». Но не следует думать, что для простых европейских горожан картины знаменитых художников были диковинкой. Многие живописцы черпали сюжеты своих произведений в бытовой среде и выполняли заказы не только богатых аристократов, но и зажиточных купцов, ремесленников. Например, выставленные в Дрезденской галерее картины так называемых «малых голландцев», писавших полотна небольшого размера, некогда украшали гостиные ткачей или столяров. Известно, что одна из картин Вермеера в свое время висела в доме амстердамского булочника.

Немецкие национал-социалисты, пришедшие к власти в Германии в 1933 году во главе с Адольфом Гитлером, заразили страну идеологией нацизма. Часть картин Дрезденской галереи объявили «вырожденческими и идеологически вредными», и вскоре эти произведения были уничтожены. Много полотен, понравившихся лидерам фашистов, перекочевали в их роскошные апартаменты.

Здание галереи катастрофически пострадало во время Второй мировой войны. В апреле 1945 года оно попало под бомбежку самолетов союзных войск. Большинство картин было заблаговременно вывезено и спрятано, но оставшиеся полотна, в основном, большого формата, уничтожил пожар. Когда Дрезден был очищен от войск вермахта советской армией, спрятанные картины были обнаружены в близлежащих горных выработках. Среди них была изрядно поврежденная сыростью «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Находки доставили в реставрационные мастерские Москвы, Ленинграда и Киева. В июне 1956 года советский лидер Никита Хрущев вернул спасенные произведения искусства в Дрезден.

Восстановление здания Дрезденской галереи завершилось в 1960 году, но и в последующие годы в музее велись масштабные реставрационные работы. После очередной реконструкции, проведенной несколько лет назад, внутреннее оформление залов претерпело кардинальные изменения. Внешняя роскошь королевского Цвингера остается за порогом галереи. Интерьеры оформлены подчеркнуто сдержанно, здесь ничто не отвлекает от созерцания полотен, развешанных на однотонных стенах.

Шедевры Дрезденской галереи

В каталоге Дрезденской картинной галереи значится около 1500 произведений, но экспозиционные площади позволяют демонстрировать не более 450 из них. Время от времени несколько полотен отправляются в запасники, их место занимают другие картины коллекции. Из-за бликов освещения некоторые картины, размещенные в верхнем ряду, под потолками, бывает трудно разглядеть. Но приходит время изменения экспозиции, и эти полотна перемещают на более выгодную для осмотра площадку, так что туристы при повторном посещении музея имеют все шансы сделать для себя новое открытие работ любимых художников.

Представим несколько знаменитых картин художников разных стран и эпох, которые никогда не покидают экспозицию Дрезденской галереи.

«Сикстинская Мадонна»

Изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках Рафаэль написал около 1513 года для бенедиктинского монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Перед ступающей из облаков Мадонной склоняются небесные покровители Пьяченцы – Святая Варвара и Святой Сикст. По преданию, моделью для изображения Царицы небесной послужила красавица Форнарина, натурщица и возлюбленная художника. Персонажами легенд стали и два прелестных ангелочка, восхищенно глядящие на Мадонну. Говорят, на образы этих херувимов Рафаэля вдохновили деревенские дети, завороженно рассматривавшие витрину со сладостями в городской булочной.

Более двух столетий картина, висящая над алтарем провинциального монастыря, не была широко известна. Но однажды ее обнаружили агенты короля Саксонии, скупавшие для него произведения искусства по всей Европе. Курфюрст Август III несколько лет вел переговоры с папой Бенедиктом XIV, добиваясь разрешения купить и вывезти эту картину в Дрезден. Наконец, в 1754 году переговоры увенчались успехом. Венценосный ценитель живописи приобрел полотно Рафаэля за колоссальную сумму, соответствующую 70 золотым слиткам весом по одному килограмму. Это была крупнейшая в истории сумма, заплаченная за художественное произведение. Место картины над монастырским алтарем заняла качественная копия.

Говорят, король Август любил часами рассматривать это полотно великого живописца. Он даже велел передвинуть свой трон, чтобы созерцать Мадонну в наиболее выгодном ракурсе. Сегодня ценители живописи имеют возможность по-королевски расположиться на удобных кожаных диванах, установленных в центре многих залов Дрезденской галереи, и с комфортом любоваться потрясающими работами.

«Дрезденский алтарь»

В апреле 1496 года саксонский курфюрст Фридрих III посетил Нюрнберг. Во время этого визита он заказал несколько работ великому немецкому художнику Альбрехту Дюреру. В Дрезденской галерее можно познакомиться с некоторыми из них. Здесь представлены картины на христианскую тематику, предназначенные для королевской часовни и написанные на деревянных панелях, – алтарный триптих, получивший название «Дрезденский алтарь», и семь панелей с аллегорическими изображениями семи смертных грехов.

«Девушка с письмом»

«Девушка с письмом» – полотно кисти художника Яна Вермеера, одного из крупнейших живописцев Золотого века голландского искусства. Работа создана предположительно в 1657 году. Известно, что картина была продана на Амстердамском аукционе в 1772 году за 110 флоринов.

На полотне изображена девушка, читающая у открытого окна письмо от любимого. Почему же именно от него? Ведь на картине ничто не указывает на содержание послания, разве что легкая улыбка на устах читательницы. Намек на любовный сюжет скрыт под слоем краски. Исследование картины в рентгеновских лучах засвидетельствовало, что живописец планировал изобразить за окном Амура, но по какой-то причине так и не написал бога любви.

Художник владел секретом особого изображения света, падающего из нескольких источников и выделяющего центрального персонажа сюжета, сосредотачивая внимание зрителя на лице девушки, обращенном в профиль.

Еще одно интересное наблюдение: на этой картине Яна Вермеера изображена та же комната, что и на его полотне «Спящая девушка», хранящемся в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Похоже, что и ваза с фруктами, стоящая на столе, использована в обеих картинах.

Вермеер поражает и невероятно тщательной проработкой деталей. На платье девушки видна каждая складка, в полутенях и бликах отражается фактура оконного стекла и легкой бронзовой решетки, а на зеленой портьере в интерьере комнаты можно различить отдельные ворсинки шерстяной ткани.

«Шоколадница»

На одной из самых известных картин художника Жана-Этьена Лиотара изображена молодая немецкая горничная, несущая на подносе чашку горячего шоколада. Она известна как «Венская шоколадница» или просто «Шоколадница». Картина была написана в 1744 году на листе пергамента темперой и выставлена в одной из галерей Венеции. Уже в следующем году ее купил для Дрезденского собрания граф Франческо Альгаротти, доверенное лицо саксонского курфюрста. В сопроводительном письме граф написал: «Это самая восхитительная пастель из всех, которые я видел».

Сегодня прелестная «Шоколадница» обращает на себя внимание креативной презентацией перед зрителями. Ей отведен зал, при входе в который ощущается характерный аромат горячего шоколада.

Достопримечательности рядом

Осмотрев коллекцию картин Дрезденской галереи, пройдитесь по другим музеям Цвингера, осмотрите многочисленные архитектурные памятники комплекса. В нескольких минутах ходьбы, на набережной Эльбы, находится Галерея новых мастеров, где экспонируется коллекция работ выдающихся европейских живописцев XIX-XX столетий. Ее шедевры размещены в музее изобразительных искусств Альбертинум. Оба музея объединены под эгидой Государственных художественных собраний Дрездена.

Неподалеку можно осмотреть Королевский оперный театр, Музей транспорта, Королевский дворец и старинные церкви.

Практическая информация

Дрезденская картинная галерея открыта со вторника по воскресенье. Понедельник – выходной день. Время работы – 10:00-18:00.

При входе посетителям предлагается аудиогид с наушниками (3 €), который содержит сжатые комментарии искусствоведов примерно к полусотне самых известных картин галереи. Доступна русскоязычная версия. Звуковое экскурсионное сопровождение можно бесплатно загрузить на свой смартфон. На входе в Дрезденскую галерею располагается сувенирный магазин, где предлагаются художественные альбомы с репродукциями картин.

Стоимость входа в Галерею старых мастеров – 10 €, причем билет дает возможность посетить еще два музея, расположенных рядом, на территории Цвингера: выставку китайского и мейсенского фарфора, а также физико-математический салон, где экспонируются старинные научные приборы. Экскурсия по галерее в составе группы из 10 человек обойдется в 11 €. Дети и молодежь до 17 лет пользуются правом бесплатного осмотра галереи.

По воскресеньям с 15:00 до 18:00 вход в Дрезденскую картинную галерею бесплатный для всех желающих. Это нововведение действует с 2018 года и распространяется на все музеи города, входящие в число Государственных художественных собраний Дрездена.

Как добраться

Адрес Дрезденской картинной галереи: Театральная площадь, 1 (Театрплатц). Из других районов города сюда можно добраться на трамвае, идущем в центр. От железнодорожного вокзала к галерее удобно подъехать на трамваях № 4, 8, 9, 11. Выйти нужно на остановке «Постплатц», далее пройтись пешком. На этой же остановке следует выходить, если от ж/д вокзала вы добираетесь на одном из городских автобусов, следующих по маршрутам № 333 или № 360.

Читайте также  Национальная галерея искусства произведения

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister)

Дрезденская картинная галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister) является одним из самых значительных музеев изобразительного искусства мира. Она расположена в здании галереи Семплера дворцового ансамбля Цвингер в Дрездене, столице Саксонии, на востоке Германии. В настоящее время галерея старых мастеров входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

Большинство картин, которые сегодня составляют собрание Дрезденской картинной галереи, были приобретены в течении короткого промежутка времени — пятидесяти лет. Основу коллекции составили картины немецких и голландских мастеров, собранные саксонскими курфюрстами династии Веттинов.

В XVII веке курфюрст Саксонии и польский король Август Сильный (1670–1733), и, в еще большей степени, его сын, Август III (1696–1763) занялись расширением живописной коллекции системно. Саксонский двор и его столица Дрезден, по желанию правителей, должны были встать в один ряд не только с соседним Берлином, но и с Парижем или Веной. Через своих агентов по всей Европе курфюрсты активно скупали полотна великих мастеров XVI, XVII и XVIII веков.

Доступной для публики картинная галерея стала с 1747 года. Размещалась она первоначально в помещении так называемого Иоханнеума (Johanneum), бывшей королевской конюшни. В современное здание Дрезденская картинная галерея переехала сто лет спустя, когда по проекту Готфрида Семпера было построено здание дворца искусства. Здание галереи Семпера в стиле неоренессанса дополнило дворцовый ансамбль Цвингера.

В 1855 году состоялось официальное открытие Нового королевского дрезденского музея. Собрание музея продолжало пополняться, и в 1931 году было принято решение оставить в здании галереи только картины старых мастеров. Произведения искусства XIX — XX столетий были перенесены в Новую галерею.

С началом Второй мировой войны в 1939 году галерея была закрыта. Большая часть коллекции была эвакуирована в каменоломни под Дрезденом, однако оставшиеся полотна полностью сгорели во время бомбежек. Что стало с еще 450 полотнами — неизвестно. По окончании Второй мировой войны картины, найденные в шахте, были в качестве трофеев перевезены в Москву и Киев. В 1955 году в рамках программы возвращения перемещенных ценностей более 1200 картин были снова переданы Дрездену. В это же время начались работы по реконструкции самого здания галереи, которые закончились в 1960 году.

Произведения Дрезденской картинной галереи

В собрание Дрезденской картинной галереи старых мастеров входит более 750 произведений живописи, каждое из которых является шедевром. Вот только несколько примеров.

«Сикстинская мадонна», Рафаэль Санти

Картина «Сикстинская мадонна», оригинальное название — «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой», была выполнена для монастыря Святого Сикста в Пьяченце в XVI веке. В монастыре хранились мощи этих Святых. После долгих поисков агентам курфюрста Августа III удалось приобрести работу признанного мастера эпохи Возрождения. Сегодня это масштабное полотно (его размеры 265×196 см.) является самым значительным экспонатом галереи.

«Шоколадница», Жан-Этьен Лиотар

Эта работа считается одной из лучших пастелей мира. Удивительно гармоничное изящное изображение девушки, несущей чашку горячего шоколада, выполнено мелками на бумаге. В Дрезденской картинной галерее есть еще одна прекрасная работа этого швейцарского художника — «Автопортрет в турецком костюме», написанный в период пребывания Лиотара в Константинополе.

«Портрет молодого человека», Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер считается одним из лучших представителей немецкого Ренессанса, великолепным мастером портретов. Его живописные работы отражают глубокий внутренний мир портретируемого. Этот портрет был написан в 1521 году во время путешествия Дюрера по Нидерландам по заказу коллекционера Bernhard von Reesen.

«Спящая Венера», Джорджоне

Полотно венецианского художника Джорджоне «Спящая Венера», написанное в 1521 году, изображает прекрасную римскую богиню любви. Этот образ стал идеалом для многих последующих поколений художников — Тициан, Рембрандт, Рубенс, Пуссен, Веласкес, Гоген, Мане и другие создавали свои Венеры под впечатлением от этой картины. Стоит отметить, что работа Джорджоне осталась незаконченной — художник умер, а пейзаж картины дописал Тициан, ученик и друг Джорджоне.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеер

Голландский художник Ян Вермеер Дельфтский за свою недолгую жизнь успел написать немного работ, каждая из которых является шедевром. Вермеера называют мастером света, тени и цвета. Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» воздушна, пронизана светом, игрой отражений. Волшебная кисть Вермеера при небольшой палитре создает удивительно яркий общий эффект. Эта картина недавно вернулась из реставрационной мастерской и засияла в первоздвнном виде.

«Дрезденский триптих», Ян ван Эйк

Эта работа Яна ван Эйка является подлинным шедевром искусства Нидерландов XV века — алтарь Девы Марии или, так называемый, Дрезденский триптих. В центральной части триптиха изображена Богоматерь с младенцем на коленях, восседающая на троне в храме. Алтарь небольшой по размеру — 33.1×27.5 см., что давало владельцу перевозить его. Триптих поражает своей филигранностью, мельчайшие детали, которые можно рассмотреть только через лупу, выполнены в совершенстве.

«Динарий кесаря», Тициан

Тициан Вечеллио является величайшим представителем венецианской школы живописи, мастером колористики. Картина «Динарий кесаря», написанная на тему библейской притчи о Христе и фарисее, вся посвящена контрасту, противопоставлению высокого и низкого, светлого и темного. Иисус отвечает на провокацию фарисея: «Воздай Богу Богово, а Кесарю кесарево».

«Блудный сын в таверне», Рембрандт

Полотно «Блудный сын в таверне» или «Автопортрет с Саскией на коленях» было написано Рембрандтом Харменс ван Рейн в 1633 году, вскоре после женитьбы на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. Он, как и герой библейской притчи, еще наслаждается жизнью в полной мере — в обществе прекрасной женщины, с бокалом игристого вина за накрытым столом. Но о том, что за все придется платить, напоминает грифельная доска в углу изображения.

«Охота на вепря», Рубенс

Тема охоты используется многими фламандскими художниками. Питер Пауль Рубенс обращался к ней неоднократно. В картине «Охота на калидонского вепря» все наполнено движением. Здесь изображен кульминационный момент древнегреческого мифа, когда Тесей вонзает копьё в грудь загнанного зверя. Изможденные десятидневной охотой люди, лошади, встающие на дыбы, всё застыло в напряжении на этом шедевре Рубенса.

«Портрет мальчика», Пинтуриккио

Пинтуриккио (настоящее имя Бернардино ди Бетто Бьяджо) является ярким представителем умбрийской школы эпохи Возрождения, больше известен как мастер монументальных фресок. Он работал, в том числе, и над Сикстинской капеллой. «Портрет мальчика» принадлежит к числу лучших произведений Пинтуриккио.

Часы работы

Дрезденская картинная галерея старых мастеров работает ежедневно, включая выходные и праздничные дни.

  • ежедневно с 10.00. до 18.00.
  • в понедельник — закрыта.

Особый режим работы:

  • 24 декабря — с 10.00. до 14.00.
  • 1 января — с 12.00. до 18.00.

Стоимость билета

В Дрезденскую картинную галерею старых мастеров можно приобрести только комплексный билет. Есть несколько видов билетов.

Цвингер-тикет (Zwinger-Ticket) — включает посещение Дрезденской картинной галереи, Физико-математического салона, музея Фарфора и актуальных временных экспозиций:

  • взрослый билет — 14 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 10,50 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно,
  • группы от 10 человек — 12,50 евро.

Билет на один день (Tageskarte), включает посещение всех дрезденских музеев, кроме исторического Зеленого хранилища (Historisches Grünes Gewölbe) за один день:

  • взрослый — 21 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 16 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно.

Однодневный билет на все музеи:

  • взрослый — 30 евро,
  • пенсионеры и студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 22,50 евро,
  • дети в возрасте до 17 лет — бесплатно.

В Дрезденской картинной галерее старых мастеров проводятся также тематические экскурсии. Обычно билет на экскурсию стоит, дополнительно к стоимости входного билета, 4,5 евро.

Обратите внимание, что при покупке билета онлайн взимается 2 евро дополнительно за предварительную продажу.

Как добраться

Дрезденская картинная галерея старых мастеров расположена в центре Дрездена. До нее удобно добраться на любом виде транспорта.

На общественном транспорте

До галереи можно доехать на городской электричке, автобусе или поезде.

  • На городской электричке(S-Bahn): маршруты 4, 8, 9 до остановки Театерплац (Theaterplatz)
  • На трамвае: Dresden-Bühlau маршрут 11 до остановки Постплац (Postplatz), Dresden-Prohlis маршрут 2 до остановки Postplatz.
  • На поезде: до остановки Dresden Hauptbahnhof, далее на городской электричке или 10–15 минут пешком.

На автомобиле

На автобане A4 или A17 до Дрездена, съезд по указателю Dresden-Zentrum.

В районе дворца Цвингер есть несколько парковок, все платные:

  • Parkhaus Frauenkirche/Neumarkt,
  • Parkhaus Semperoper,
  • Parkhaus Kempinski Hotel Taschenbergpalais,
  • Parkhaus Hilton Dresden,
  • Parkplatz Altmarkt.

На такси

До дворца Цвингер удобно доехать на такси Uber.

Видео о Дрезденской картинной галерее старых мастеров

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея расположена в крупном городе Германии.

По своей исторической и культурной ценности находится на одинаковом уровне со всемирно знаменитыми музеями, такими как Лувр и галерея Уфицци.

В Дрезденской галерее размещено огромное количество уникальных произведений искусства, которые каждый современный человек должен хоть раз в жизни увидеть собственными глазами.

Коллекция картин в галерее

Основой собрания картин стала коллекция, которая была собрана курфюрстом Саксонии Фридрихом III по прозвищу Мудрый в начале 16 века.

Влиятельный вельможа не только приобретал работы старых мастеров, но и заказывал картины ведущим современным живописцам. В частности, по его заказу писали Альбрехт Дюрер и Кранах Старший.

Собрание коллекции национальной картинной галереи в Дрездене пополнялось на протяжении нескольких веков. Множество произведений, включая знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля было приобретено для коллекции Августом II Сильным в XVII-XVIII веках.

В частности, коллекция, содержащая 100 картин, была приобретена у герцога Моденского д’Эсте (в том числе картина Тициана «Динарий кесаря»), более 300 полотен — у Валленштейна, к тому же именно Август II способствовал приобретению практически всех полотен Рембрандта, которые и сегодня можно увидеть в залах этой галереи.

Как ни странно, изначально данное собрание произведений искусства не имело к Дрездену совершенно никакого отношения.

Эта коллекция считалась собственностью правителей Саксонии, а находилась она в Виттенберге.

Решение разместить собрание картин в Дрездене послужило причиной для строительства специального дворцового комплекса — Цвингера, который стал не только хранилищем крупнейшей коллекции живописи, но и местом расположения нескольких музеев различной направленности.

Попасть в город можно через аэропорт Тегель, узнайте как добраться до него в этой статье.

История создания Дрезденской галереи

Дата официального основания Дрезденской галереи считается 1722 год. Приблизительно в это же время была произведена первая инвентаризация, которая показала, что коллекция картин составляет более 2000 полотен.

В середине 19 века, а именно — в 1855 году было возведено отдельное здание в стиле неоренессанс, в котором разместилась галерея старых мастеров живописи, составившая на тот момент две тысячи полотен.

Здание, украшенное мифическими скульптурами и портретами известнейших художников, увенчанное куполом с двумя крыльями и группами колонн, было спроектировано таким образом, чтобы наиболее гармонично вписаться в общий ансамбль Цвингера.

В 1931 было проведено еще одно разделение коллекции – старое здание стало хранилищем для работ мастеров 15-18 веков, что же касается более поздних произведений, то они были перемещены в другую галерею.

Читайте также  Залы третьяковской галереи описание

В конце Второй мировой войны в результате бомбардировок Дрездена комплекс Цвингер был полностью разрушен.

При этом очень сильно пострадало здание, в котором размещалась галерея старых мастеров.

К сожалению, более 200 уникальных картин было утеряно, однако наиболее известные шедевры удалось сохранить. Реставрировались пострадавшие полотна в основном в Москве.

Позже, в 1955 году собрание живописи вернулось на свое постоянное место пребывание, то есть в Дрезден, однако реставрация самого здания галереи продолжалась вплоть до середины 60-х годов.

Сегодня дворцовый комплекс Цвингер и здание Дрезденской картинной галереи полностью восстановлены.

Здесь можно увидеть наиболее известные шедевры Рубенса, такие как «Опьяненный Геркулес», «Вирсавия», «Богиня победы увенчивает героя» и «Диана, возвращающаяся с охоты». Уникальный «Дрезденский алтарь» А. Дюрера и портреты А. Ван-Дейка приковывают к себе взор даже искушенных любителей живописи.

Огромный зал посвящен работам Рембрандта и его учеников.

Адрес

Если вы не знаете где находится картинная галерея, то ее адрес таков: Theaterplatz 1, 01067 Dresden.

Часы работы

Часы работы Дрезденской картинной галереи: с 10:00 до 18:00.

Знаменитые картины Дрезденской галереи

Дрезденская картинная галерея содержит знаменитые картины западноевропейских художников, творивших до начала XVIII века и получивших название «старые мастера». Сегодня музей в Дрездене, именуемый Галереей старых мастеров, представляет собой собрание картин лучших европейских живописцев. Расскажем подробнее о самых знаменитых произведениях галереи.

Коллекционировать картины известных художников правители Саксонии начали с XVI века. Курфюрст Фридрих ІІ Мудрый (1486–1525) прославился тем, что покупал картины у Альбрехта Дюрера. Его потомок Август І в 1560 году распорядился создать собрание редкостей, названное кунсткамерой.

Родоначальником галереи считают Августа ІІ Сильного, который приказал перестроить конюшню для показа картин. Его наследник Август ІІІ поручил своим агентам скупать все картины, которые появлялись на аукционах Европы. Их стараниями только в 1740-х годах коллекция правителя Саксонии пополнилась сотнями полотен. Именно при Августе ІІІ в галерее появилась «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Самые дорогие картины в мире: топ-10

Официальной датой основания галереи считается 1855 год, когда открылось здание, построенное в стиле неоренессанс, где были выставлены более двух тысяч картин. В 1931 году открылась новая галерея Альбертинум, куда были переданы полотна XIX–XX веков, и Дрезденская галерея официально стала Галереей старых мастеров.

Вот самые известные картины из ее коллекции:

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1513–1514)

Фото: wikipedia.org: UGC

Исследователи полагают, что выражение «гений чистой красоты», которое Пушкин использовал в своей поэзии, придумал его учитель Василий Жуковский, увидев картину Рафаэля.

В XVI веке в результате междоусобной войны в Италии под власть папы Юлия II перешла Пьяченца — город, имевший особое отношение к роду понтифика Ровере. Здесь находился монастырь святого Сикста, который покровительствовал всем Ровере. Папа заказал в подарок монастырю картину у Рафаэля. Агенты Августа ІІІ приобрели полотно и перевезли в Дрезден. После Второй мировой войны картина была вывезена в СССР и вернулась в Германию только в 1955 году.

Моцарт: биография, личная жизнь и творчество композитора

Исследователи предполагают, что прообразом для Мадонны стала подруга Рафаэля Маргерита Лути. Возле Пресвятой Девы изображен папа Сикст ІІ, покровитель рода Ровере. Левая рука папы прижата к груди в знак верности Богоматери, а правая с указывает на престольное распятие, стоявшее за алтарем, над которым висела картина. По другую сторону от Мадонны расположена святая Варвара. Внизу изображены два ангелочка, которые безучастно смотрят вдаль, зная судьбу младенца заранее.

Джорджоне «Спящая Венера» (1510)

Фото: wikipedia.org: UGC

Одна из самых влиятельных картин эпохи Высокого Возрождения. Исследователи предполагают, что Джорджоне не успел дописать произведение из-за болезни, и оно закончено Тицианом.

Картину приобрел Август II в 1695 году как произведение Джорджоне, но уже в каталоге 1722 года она значилась как «Известная Венера Тициана, лежащая на фоне ландшафта». Только в ХІХ веке искусствовед Джованни Морелли установил, что произведение принадлежит кисти Джорджоне.

Бах: биография, личная жизнь и творчество композитора

До Джорджоне итальянские живописцы не часто обращались к изображению Венеры. Художник одним из первых использовал концепцию сна в картине. Обнаженная фигура передает теплоту живого женского тела и занимает все пространство полотна.

Интересно, что Венера — плод фантазии художника, который не пользовался античными источниками для ее создания. Картина вдохновила Тициана, Веласкеса, Гойю, Мане и целый ряд других живописцев на создание женских образов.

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635)

Фото: wikipedia.org: UGC

Великие картины, представленные в Дрезденской галерее, представляют собой не только собрание произведений живописцев эпохи итальянского Возрождения. Жемчужиной коллекции являются и картины голландских художников так называемого золотого века голландской живописи. Ярким примером является картина Рембрандта «Блудный сын в таверне», известная также как «Автопортрет с Саскией на коленях».

Мария-Антуанетта: биография, личная жизнь, интересные факты

Картина относится к самому счастливому периоду в жизни Рембрандта. В 1634 году он женился на Саскии. Художник был знаменит и не испытывал финансовых проблем.

На картине изображен счастливый Рембрандт со своей возлюбленной. Это единственная картина, изображающая его семью. Художник обратился к притче о блудном сыне.

Спустя год он написал одну из главных своих картин «Возвращение блудного сына», изобразив библейскую трагедию.

Ян Вермеер «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657)

Фото: wikipedia.org: UGC

Еще одна картина, представляющая золотой век голландского искусства, представленная в Дрезденской галерее. Польский король Август ІІІ приобрел ее в 1742 году, считая, что полотно написано Рембрандтом.

В начале ХІХ века искусствоведы полагали, что произведение принадлежит кисти Питера де Хутча. Лишь в 1860 году было установлено авторство Вермеера. После Второй мировой войны картина была вывезена в СССР и вернулась в Дрезден, как и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, лишь в 1955 году.

Братья Гримм: биография и творчество

Неискушенный зритель не сразу понимает смысл названия картины. Девушка поглощена собственными мыслями и не замечает происходящего в окне. На то, что письмо в руках девушки любовное, указывает ряд символов, изображенных на картине. Так, возле героини блюдо с фруктами — символ скоротечности человеческой жизни и плотского удовольствия. Центральное место занимает яблоко — символ первородного греха.

Жан-Этьен Лиотар «Шоколадница» (1743–1745)

Фото: wikipedia.org: UGC

Картина создана в период пребывания художника в Вене, где он работал над портретами Марии-Терезии и ее супруга. Один из агентов Августа ІІІ приобрел полотно для коллекции монарха, и с 1855 года картина официально числится в фондах Дрезденской галереи.

В 1881 году президент кондитерской фирмы Walter Baker Генри Пирс увидел картину и решил сделать ее эмблемой для своей продукции. Тогда же появилась легенда о персонаже картины, согласно которой героиней является Анна Бальтауф — наследница бедного дворянского рода. Она в 1745 году подавала шоколад австрийскому князю Дитрихштайну. Аристократа поразила красота девушки, и он сделал ей предложение, а в качестве свадебного подарка заказал портрет у Лиотара.

Джордано Бруно: биография и учение итальянского философа

Согласно другой версии, художник написал портрет камеристки Бальтауф во время пребывания при австрийском дворе. Интересно, что в 1900 году художник Ян Мюссе вдохновился картиной, чтобы создать эмблему торговой марки Droste. Фирма торговала какао и шоколадом, и ее символом стала медсестра, похожая на персонаж Лиотара.

Картина удивляет зрителей точностью изображения деталей и реалистично переданным изображением женской фигуры. Фотографическая точность полотна поражала воображение современников и служила вдохновением для художников последующих поколений.

В Дрезденской галерее представлены картины великих художников. В коллекции имеются произведения знаменитых:

  • итальянцев (Рафаэля, Тициана, Боттичелли и других);
  • французов (Пуссена, Караваджо и т. д.);
  • испанцев (от Веласкеса до Эль Греко);
  • голландцев (от Рубенса до Брейгеля);
  • немцев (Дюрера, Роттенхаймера, Генца и других).

Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения

Огромная коллекция привлекает туристов и специалистов по истории искусства в Дрезден. По статистике ежегодно около трех миллионов посетителей приходят в галерею, чтобы увидеть знаменитую коллекцию старых мастеров.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Дрезденская картинная галерея

Этот сайт посвящен экспозиции Дрезденской картинной галереи, как путеводитель по залам. В меню вы видите название залов, следуя по меню, Вы как будто пройдетесь по галерее Старых Мастеров.
Конечно, виртуальный тур не заменит посещения музея, иллюстрации недостаточно отражают очарование работы кисти великих художников.

Информация для посетителей

Время работы: с 10 до 18 часов (понедельник-выходной день)

Адрес: Земпербау при Цвингере (Semperbau am Zwinger)
Театральная площадь 1 (Theaterplatz 1), Дрезден

Билет в музеи Цвингера

(Картинная галерея Старых мастеров, Собрание фарфора и Физико-математический салон, временные выставки,):

  • стоимость 10 евро, в зависимости от сезона
  • льготн.: 7,50 евро,
  • для детей до 17 лет -бесплатно
  • онлайн покупка билетов в галерею Старые мастера
  • частные русскоговорящие гиды

Создание Цвингера — от оранжереи к естественнонаучным музеям

Курфюрст Саксонии Фридрих Август Сильный, не имевший особых политических, военных и экономических заслуг, прославился как основатель знаменитых музеев Дрездена. Довольно значительным стало его влияние на культурное развитие Саксонии. Благодаря Августу Сильному Дрезден, как столица Саксонии, заслужил славу «Флоренции на Эльбе». Курфюрст сам был ценителем прекрасного и коллекционером.

Началось с того, что вечно нуждающийся в золоте Август Сильный, «пригласил» известного своими опытами трансмутации алхимика Фридриха Бёттгера в Мейсен. Алхимик так и не сумел добыть золота, но открыл секрет изготовления фарфора. «Белое золото», как называли мейсенский или саксонский фарфор, принесло первые крупицы славы. Правда первые изделия по этому рецепту были коричневого цвета, и только в 1709 году был открыт секрет каолина. Затем, по указанию Августа Сильного, в Мейсене была основана ставшая знаменитой фарфоровая мануфактура.

У Августа Сильного возникают новые идеи, и в 1709 году архитектору Пёппельману поручили возвести на центральной площади Дрездена амфитеатр с триумфальными арками. Затем последовал заказ на строительство оранжереи на внутренней стороне цвингеровского вала.

А через год у Августа Сильного возникли идеи по строительству дворцово-паркового комплекса. Франция, Вена, Рим послужили Пёппельману школой изучения творчества мастеров античности, возрождения, барокко.

Провозвестником дрезденского барокко считался Каспар фон Кленгсль, под чьим руководством начал работать Пёппельман. Великолепие и величие монарха архитектурные творения могли только подчеркнуть и утвердить. Поэтому Август Сильный так взялся за преображение облика Дрездена. Знаменательным в истории стал 1709 год – когда началось строительство оранжереи. Создать оранжерею для апельсиновых и лавровых деревьев, которые на то время были в моде, было прекрасной идеей. Цвингер, как место между двумя валами прекрасно подходил для защиты экзотических растений от резких западных и северных ветров. Архитектор поддержал замысел короля, но в процессе строительства появлялись новые идеи и проводились ранее непредвиденные работы. Была снесена часть бастионов Цвингера (фортификационных сооружений), углублен фарватер Эльбы.

В королевский проект были добавлены закругленные галереи вместо открытых террас. Пока шло строительство оранжереи, архитектор Пёппельман знакомился с новейшими планами и секретами строительства дворцово-садовых комплексов за границей.

Вернувшись в Дрезден Пёппельман внес в план новые изменения. К закругленным галереям он предложил достроить с двух сторон под прямым углом двухэтажные павильоны с парадными залами и использовать перепад высоты между оранжереей и цвингеровским валом для создания водяного театра из каскада фонтанов – Купальни Нимф (позднее названного так). Скульптура занимала немаловажное место в общем решении всего архитектурного ансамбля.

Читайте также  Государственная третьяковская галерея произведения

После строительства Закругленных Галерей в 1712 году во дворе перед оранжереей и ее павильонами был разбит сад. В 1713 году закончили строить Угловые Павильоны и начали – Южные Галереи и Коронные Ворота. Дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными приспособлениями и защитного рва.

Так получилось, что при строительстве архитектор исходил из характера местности и стоявших на ней сооружений. Точных планов при строительстве не имелось, все корректировалось на ходу, и казна несла огромные убытки. Августу Сильному постоянно приходилось улаживать конфликты между министерствами и ведомствами. К сожалению, эта мелочность была необходима при таком состоянии экономики.

Входные двери в Закругленные Галереи выполнял Павильон на валу. В его комплекс входили лестницы, небольшой парадный зал и три, составляющие грот, фонтана.

В 1718 году строительство Павильона на валу было окончательно закончено. Уже велись работы по внутренней отделке залов Физико-математического Павильона, и окончилось строительство Купальни Нимф за Французским Павильоном.

Дальнейшие работы требовали ускорения – в 1719 году должна будет состояться свадьба кронпринца Фридриха-Августа с принцессой Марией Иозефой. Август Сильный уже видел себя императором и основателем новой династии Германской нации. Свадьба должна стать актом государственной важности и привлечь внимание европейской общественности. Празднества предполагалось проводить в самой помпезной обстановке.

Цвингер строился и перестраивался. В 1728 году возникли новые планы, давшие ход совершенно новому строительству. Из галерей Цвингера убрали оранжерею. Мечта архитектора о райском королевском саде так до конца и не осуществилась. На месте оранжереи Август Сильный предложил обустроить естественнонаучные музеи. Зато в 1730 году Цвингер приобрел громкое имя Королевского Дворца Наук.

В последующие 200 с небольшим лет в Дрезденской картинной галерее постоянно ведутся реставрационные работы. Она пережила пять таких периодов, и окончательная реставрация закончилась в 1964 году.

Еще музеи Дрездена

Отзыв: Дрезденская картинная галерея (Германия, Дрезден) — Хотите получить на десерт «Прекрасную шоколадницу» — тогда вам сюда))

Еще один отзыв о Дрездене)
Я с удовольствием расскажу вам о посещении Дрезденской художественной галереи или, как ее еще называют Галерея старых мастеров.
Совсем чуть-чуть истории, ну, невозможно, писать просто на пустом месте, краткая информация все равно должна присутствовать и я думаю, что это уже многие осознали и сейчас вновь есть такая возможность давать краткие исторические справки.
Собирать картины старых мастеров стал еще Август II Сильный, тот самый, у которого в охотничьем домике мы были с вами вчера — Экскурсия в замок Морицбург (Германия, Саксония) — Замок спал, убаюканный ветром хмельным, Отдыхал после шумного бала, Облака*очень*медленно*плыли*над*ним*и*земля*утомлённо*вздыхала.
Его страсть к собирательству картин стала просто маниакальной, но каким-то чутьем он умудрился собрать шедевральную коллекцию.
Семилетняя война, начавшаяся в 1756 году, на целое столетие затормозила строительство музея. Долгих 8 лет сооружалось здание, где был размещен музей и в 1855 году состоялось его открытие.
А еще чуть менее, чем через столетие, в 1937 году нацисты заклеймили полотна немецких импрессионистов, как вырождающееся искусство и просто сожгли часть картины.
А в 1945 году в качестве трофеев советские войска вывезли большое количество картин, которые долгое время находились в ГИИМ имени Пушкина, часть была отреставрирована.

Знаете, у меня было очень неоднозначное мнение об этом факте, когда нам рассказал экскурсовод об этом еще в автобусе.
Что значит вывезли? Мародерство получается?
А в 1955 году Хрущев вернул 1240 картин. Как-то эта история плохо пахнет.

Ну, а мы идем в Дрезденскую картинную галерею. Она находится на Театральной площади и входит в состав музейно-архитектурного комплекса Цвингер.
У нас было 3 часа на ее осмотр. На мой взгляд, этого вполне достаточно, Билеты мы сами не покупали, экскурсовод собрала деньги и билеты нам потом раздала.
Стоимость билета — 10 Евро. Аудиогид можно взять по желанию, такая экскурсия рассчитала на 2,5 часа. Я не брала, поэтому даже не могу вам сказать стоимость.

Но могу предложить другую полезную информацию.
1. На информационных стойках можно поискать буклет на русском языке с планом галереи (нам не повезло, не было, взяли на китайском, но все было понятно по картинкам)

2. Рюкзаки и сумки нужно оставить или в гардеробе или в камере хранения, которые находятся около кассы, а кассы находятся на цокольном или -1 этаже.
Камера хранения — бесплатно, гардероб — 1 Евро ( это оставить сумки, раздеваться бесплатно).

3. Туалет. Находится там же на -1 этаже, НО не выбрасывайте и не прячьте далеко билет, вход в туалет через турникет по QR-коду на входном билете. Или 2 Евро. (Дороже только исторический туалет в ГУМе за 200 рублей).

4. Фотосъемка. Бесплатно.
Нельзя использовать вспышку, штативы, палки для селфи, нельзя приближаться к экспонатам ближе, чем на 1 метр.
Запрещено делать репортажи.
Запрещено делать снимки работников музея и сторонних лиц (это дословно).

Кстати, Wi-Fi работает отлично во всем музее.

Сразу скажу, что фотографий будет немного, потому что во-первых, очень много людей и часто группы с экскурсоводом стоят таким образом, что просто некультурно подойти и перед их носом щелкать фотоаппаратом, ну, а во-вторых, я просто позволила себе получать удовольствие, а не думать с какого ракурса бы сделать фото получше и не гонялась за количеством фоток.
Но все мировые шедевры я вам покажу, кроме тех, которые отсутствовали по причине «отъезда», а именно мы не увидели картину Рубенса «Охота на вепря» и «Дрезденский триптих» Ян ван Эйка, а вот картину Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» — я лично просто не нашла.

В Галерее старых мастеров выставлена коллекция европейской живописи 14-18 в. в. Я не считаю себя большим знатоком живописи, но расширить свой кругозор и увидеть полотна, которые знакомы с детства по репродукциям мне очень хотелось.
Коллекция, безусловно, не сравнится с Эрмитажем, но как минимум три шедевра заставляют войти в нее даже тех, кому искусство не интересно!
Что касается меня, то я искала «Прекрасную шоколадницу» Лиотара.

Начнем с первого шедевра)
Точнее, с нулевого этажа.
Это картина Джорджоне «Спящая Венера», датируется 1510 годом.

И здесь же можно посмотреть «Портрет молодого человека» Дюрера и «Портрет мальчика» Пинтуриккио.
На нулевом этаж собраны произведения 15-16 века: Раннее Возрождение, Венецианская живопись, алтари и молитвенные образы.

Поднимаемся на 1-й этаж.
Здесь экспонаты, которые охватывают 16-18 век.
Огромная галерея скульптур, а так же нидерландская, итальянская и французская живопись 17 века.
С удовольствием рассматривала эту жизнь, застывшую в мраморе. Между прочит, здесь было не так многолюдно, уж не знаю, из каких соображений многие туристы сюда не заглядывают, например, из нашей группы были точно не все.

Галерея довольно просторная, очень хорошее освещение, расположение экспонатов удобное для обозрения.

Далее прелюдией к картинному залу выступает вот такая инсталляция или даже не знаю, как это назвать)

А вот картина с которой произошел курьезный случай, она в разных каталогах значилась под разными названиями и как-то давным-давно случилось, что при «инвентаризации» одну картину не досчитались, была большая шумиха, но в итоге все разъяснилось)
Это картина Рембранта «Блудный сын в таверне» или «Автопортрет с Саскией на коленях».

Карло Маратти «Рождество».

Гвидо Рени «Христос в терновом венце», 1636 г.

А мы идем к самой известной картине в Галерее старых мастеров.
Еще хочу вам сказать некоторые особенности, с которыми я столкнулась, когда делала фотографии.
Фоткать картины -пожалуйста, при соблюдении всех правил, но как только я подносила руку с айфоном поближе к табличке с информацией о картине, мне тут же говорили смотрители: ноу-ноу!
Для меня осталось загадкой, почему нельзя фоткать таблички.

Вот картина, ради которой люди специально приезжают сюда, я видела, как смотрят на нее некоторые туристы, это отрешенный взгляд, мысли, ушедшие в себя, полная отключка.
Увы, мне такие чувства при лицезрении картин неведомы, какого-то особенного трепета я не испытывала.
Но я, конечно, с интересом и с любопытством рассматривала картины, знакомые только по репродукциям.
Именно около этой картины самое большое столпотворение, здесь расставлены несколько кожаных диванчиков, вот там и сидят все релаксирующие посетители.
«Сикстинская мадонна», Рафаэль, 1512-1513 г. г.

Теперь мы отправимся с вами в так называемый «Немецкий зал: 18 век».
Здесь находится большая историческая коллекция копий античных скульптур Антона Рафаэля Менгса.

Вот для меня что стало шедевром и открытием! Я просто влюбилась в работу итальянского скульптора Антонио Коррадини, визитной карточкой, которого по праву считаются завуалированные мраморные статуи.
«Белая женщина», 1724 год.
Этот скульптор не просто ваял образы, он невероятным, удивительным, просто потрясающим способом умудрялся их прикрыть тончайшей вуалью.
Единицы скульпторов в мире за всю историю существования этого вида искусства способны работать в этом стиле, изобразить вуаль — это наивысшая точка таланта и мастерства.
Основные работы Антонио Коррадии выставлены в Италии, в музеях Рима и Неаполя.

А вот и картина, которую я искала. Кому-то она не покажется грандиозной и такой уж впечатляющей, кто-то скажет, что есть и поинтереснее и покрасивее, я не буду спорить, просто мне довелось узнать ее историю и тайну создания, возможно, это всего лишь легенда, но я люблю маленькие тайны и даже в них верю)
Про историю Золушки или хищной охотницы за княжеским титулом можно написать отдельный отзыв, да кто же мне позволит)))
Невероятное количество легенд об этой картине, естественно, что все любовные))
Но исключительно во всех случаях — бедная служанка-официантка-сиротка и так далее, влюбила-привлекла внимание-приворожила на кофе-женила и тому подобное, богатого-женатого-немолодого-влюбленного-потерявшего голову поддавшегося ее чарам мужчину.

Это картина швейцарского художника Жан-Этьена Лиотара «Шоколадница» (1744), хотя ее первоначальное название было «Прекрасная шоколадница».
Эта служанка с грацией королевы дорого стоит.

Вот на этом пожалуй и весь кратенький обзор по Галерее старых мастеров.

Мои впечатления.
Я осталась очень довольна посещением. У меня было достаточно времени, чтобы не торопиться, я получила огромное эстетическое удовольствие от многих экспонатов Галереи, мне было интересно, я была полна положительных эмоций, и самое приятное для меня было получить на десерт «Прекрасную шоколадницу»)

Дрезденская картинная галерея или Галерея старых мастеров по праву считается не только в Дрездене, но и в Германии самым известным музеем, да и во всем мире о ней наслышаны.

Остается только добавить, что посетить Галерею можно с 10-00 до 18-00 (касса закрывается в 17-00), выходной день понедельник.
Очень рекомендую вам, будучи в Дрездене, найти время для того, чтобы сходить в Галерею старых мастеров!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: