Какие картины есть в третьяковской галерее

Не хватит и целого дня, чтобы осмотреть бесконечные залы двух зданий самого знаменитого музея Москвы. Мы выбрали картины, мимо которых не проходит ни один посетитель.

Какие картины есть в третьяковской галерее

25 главных шедевров Третьяковской галереи

Мечтой создателя галереи Павла Третьякова была организация крупнейшего публичного музея русского искусства, ведь до него дворяне коллекционировали преимущественно западноевропейскую живопись и скульптуру. Этот успешный купец ввел моду на русских художников и страстно скупал их картины. Мечту он осуществил — даже добавил четыре пристройки к своему особняку в центре Москвы. В 1980-х была построена Новая Третьяковка — специально для искусства XX века.

Собрание музея сегодня насчитывает более 190 тысяч произведений. Давайте взглянем на самые важные из них.

1. Андрей Рублев. Троица. 1411

До наших дней сохранилось лишь несколько работ, которые ученые достоверно приписывают легендарному Андрею Рублеву. Икона «Троица» — самая известная и ценная реликвия. Ранее икона находилась в Троице-Сергиевой лавре, а после Революции поступила в собрание Третьяковки.

2. Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов долгое время жил в Италии, и эту картину написал в Милане по заказу графини Юлии Самойловой. Современники восхищались мастерством и изяществом конного портрета. Павел Третьяков купил картину на аукционе, где распродавали имущество Самойловой.

3. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—57

Картину Иванова купил император Александр II и отдал в дар Румянцевскому музею, откуда в 1924 году она поступила в Третьяковскую галерею. Для масштабного полотна размером 5.4 x 7.5 метров в галерее даже построили отдельный зал.

4. Павел Федотов. Завтрак аристократа, 1849-50

Федотов — настоящий мастер жанровой живописи. В каждом полотне можно бесконечно наблюдать детали, практически как на работах малых голландцев.

5. Константин Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864

Одна из первых работ, которые Третьяков купил для галереи. На ней изображен исторический сюжет о княжне Таракановой, которая выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы — и была заключена в Петропавловскую крепость, где согласно легенде умерла во время наводнения. Мы видим подступающую воду, крыс и отчаяние на лице арестантки.

6. Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866

Василий Перов был одним из первых, кто писал полотна на социальные темы и мастерски поднимал острые вопросы. Страдающие дети, везущие тяжелые бочки с водой и общий тон картины говорит о безысходности положения. Третьяков купил картину сразу после того, как художник закончил работать над ней.

7. Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871

Верещагин был военным и прославился как художник- баталист. Это полотно он написал после поездки по Средней Азии. Замысел картины связан с легендой о монгольском хане Тамерлане, который оставлял на поле битвы такие горы черепов. «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим», гласит надпись на раме картины.

8. Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871

Этот пейзаж считается новаторским в русском искусстве. Никто до Саврасова не изображал природу так реалистично «грустно». Серые березы, весеннее половодье и церквушка — современники считали, что художник отразил саму русскую душу. Чтобы купить эту картину, Павел Третьяков специально ездил к Саврасову в Ярославль.

9. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879

Куинджи считается настоящим мастером по работе со светом. Картина вся написана зеленым цветом и художник играет с контрастом солнечных пятен и глубины тени. Полотно было выставлено на выставке художников-передвижников, после которой ее сразу купил Третьяков.

10. Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

В Третьяковке хранится несколько работ главного художника фольклориста, и одна из самых известных -«Богатыри». Васнецов долго вынашивал замысел «Аленушки» и однажды у пруда в усадьбе Абрамцево случайно увидел простоволосую крестьянку, тогда сформировался сюжет картины, от которой по словам самого автора «особым русским духом веяло».

11. Иван Крамской. Неизвестная. 1883

На одном из самых известных произведений Крамского изображена девушка в открытом экипаже на Невском проспекте в Петербурге. Историки до сих пор гадают, кто послужил художники моделью.

12. Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1884-87

Мощная многофигурная композиция изображает исторический факт — в качестве наказания за отказ принять церковную реформу в монастырь отправляют закованную в кандалы боярыню, а она показывает толпе старообрядческий знак — двуперстие. Третьяков купил картину на выставке, и полотно размером 3 × 5.8 метров занимает особое место в галерее.

13. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885

Во многом благодаря картине Репина поддерживается легенда, что царь Иван Грозный убил своего сына, в гневе нанеся ему удар посохом в висок. Император Александр III даже запретил жуткую картину к показу, но Третьяков все равно ее купил, а позже императора убедили снять цензурный запрет с полотна.

14. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887

Одна из самых известных картин живописца была написана в Абрамцево, а позировала для нее дочь мецената Саввы Мамонтова. Причина любви к ней зрителей — в невероятной свежести и беззаботности детства, которыми буквально светится картина. Портрет был куплен галереей в 1929 году у потомков Мамонтовых.

15. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889

Вечнозеленый хвойный лес — излюбленный мотив художника Шишкина. Медвежат на картине изобразил другой художник, Константин Савицкий, но позже снял свою подпись и отказался от авторских прав. Сюжет картины знаком каждому, ведь еще в СССР ее растиражировали на обертке конфет «Мишка косолапый».

16. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1890

Картина изображает очень важный для церковной истории сюжет и открывает цикл работ о жизни преподобного Сергия Радонежского. В миру его звали Варфоломеем, когда он был мальчиком, ему не давалась грамота, пока он не встретил случайно монаха, который преисполнил его мудростью… Художник считал картину вершиной своего творчества. Третьяков купил ее на выставке передвижников.

17. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890

Одному из самых мистических художников в Третьяковке посвящен целый зал. Это лишь один из врубелевских демонов и шедевр русского символизма. Картина олицетворяет вечную борьбу мятежного духа: красивый и могучий демон с печалью смотрит на мир вокруг, который меняется и словно преломляется кристаллами. В Третьяковку картина поступила после революции из частной коллекции.

18. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894

Ученик Саврасова, автора «Грачи прилетели», Левитан перенял и довел до совершенства его видение русского пейзажа, меланхоличного и щемящего душу. Картина считается одной из самых «русских» в живописи.

19. Наталия Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями. 1907

Амазонка русского авангарда вместе с мужем Михаилом Ларионовым состояла в разных прогрессивных художественных обществах и принимала участие во множестве модернистских выставок как в России, так и в Европе. Автопортрет отражает увлечение Гончаровой экспрессионизмом.

20. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

Серебрякова писала картины, преисполненные нежности — девушек, крестьянок, идиллические пейзажи и членов семьи. Этот автопортрет в зеркале современники высоко оценили и назвали свежей, милой и высокохудожественной работой.

21. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912

Петров-Водкин — художник, переосмысливший русскую иконопись. Современники интерпретировали картину по-разному, но на заре русской революции считалось, что красный конь символизирует новый путь России. Полотно долгое время находилось в Швеции, а в Третьяковку поступило лишь в 1961 году из частных рук.

22. Василий Кандинский. Композиция VII. 1913

Главный русский абстракционист долгие годы жил и работал в Германии. Он был одним из первых художников, кто отказался от фигуративности и решил сделать акцент на цвет. «Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу». Искусствоведы считают эту композицию вершиной творчества Кандинского и находят там комбинацию тем: и воскрешение из мертвых, и Судный День, и Всемирный Потоп, и Райский Сад.

23. Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915

Самая известная и самая скандальная картина русского авангарда стала настоящим фурором выставки футуристов, где была впервые показана. Ее повесили в «красном углу», где обычно в доме располагают иконы. В 2015 году рентгеновские исследования показали, что под конечным изображением прячется еще несколько слоев и первоначально картина выглядела как кубофутуристическая композиция. Но в процессе размышления о форме и цвете в живописи, автор пришел к полному supremus — то есть доминированию цвета. Позже автор сделал еще несколько версий картин — одну специально для Третьяковской галереи, потому что оригинал покрылся мелкими трещинами.

24. Борис Кустодиев. Большевик, 1920

Кустодиев прежде всего известен сценами из русской купеческой и деревенской жизни, написанными яркими красками — его внимание приковано к старинным городам, церквям и народным гуляниям. «Большевик» — поздняя работа автора и отражение его впечатлений от революции 1917 года, которую он наблюдал из окна дома, прикованный к инвалидной коляске.

25. Александр Дейнека. Будущие летчики, 1938

Александр Дейнека — один из самых известных советских художников, автор многих пропагандистских работ в отчетливо плакатном стиле. Его «Будущие летчики» — одна из самых эмблематичных картин советского официального направления в искусстве, известного как соцреализм.

Самые известные картины Третьяковской галереи

Всем привет! Надеюсь, в вашем городе весна уже потихоньку вступает в свои права, а я сегодня хочу вернуться к новогодним праздникам и рассказать о посещении Третьяковской галереи.

Вообще, я считаю, что в Третьяковке нужно побывать хотя бы раз в жизни. Этакий “must see” для русского человека. Знатоки искусства советуют “прикасаться к прекрасному” поэтапно, чтобы не получить обратную реакцию.

Одним морозным новогодним утром автор статьи приехала на Лаврушенский переулок 10, чтобы наконец-то своими глазами увидеть оригиналы картин, которые раньше разве что в учебниках попадались. Нет, я конечно предполагала, что на вход будет очередь, но даже не предполагала, что очередь будет такая….

Видите вдалеке светло-желтое здание? Нам туда. А народ все прибывал и прибывал. Сначала, я решила, что именно сегодня в Третьяковку бесплатный вход. Оказалось, что – нет. Просто праздники, туристы и общий ажиотаж сделали свое дело.

Надо сразу оговориться, что у Третьяковской галереи два адреса: Лаврушенский переулок и Крымский вал. На Лаврушенском переулке экспонируются картины XI – начало XX века, а на Крымском валу – XX в. В любом случае, столько прекрасного за один день, я бы не вынесла, поэтому выбрала историческое здание на Лаврушенском.

Долго ли коротко, но прошло 1,5 часа. Охрана пропускала страждущих порциями, а экскурсионные группы – без очереди. Отбросив все эпитеты, скажу, что я околела до дури и пошла греться пить чай в близлежащую кафешку. Потом случилось счастье и меня пропустили в теплое помещение галереи. “Ну, наконец-то, сейчас я увижу такие знакомые с детства картины” – подумала я. Не тут-то было

Увидев очередь в гардероб, мне стало дурно. Это еще минут 20-30 времени, но по крайней мере в тепле. Я решила вопрос проще, запихнула куртку в рюкзак, рюкзак сдала в камеру хранения и тем самым сэкономила время. Кстати, билет был куплен в специальном автомате на входе, стоимость 400 руб. Для определенных категорий граждан есть скидки.

По Третьяковской галерее интересно ходить с гидом. Кто еще расскажет вам различные интересные детали? Я примкнула к одной из групп и немного послушала рассказ.

Картины буду показывать в произвольном порядке, не привязываясь к залам галереи.

Карл Брюллов – Всадница

На картине изображена Джованина (на коне) и Амалиция Пачини, воспитанницы графини Самойловой. А все видят зеленую вуаль на шляпе? Я и сама никогда раньше не обращала внимание на эту деталь. Именно эта часть дамского гардероба придает динамику картине. Некоторые критики высказывались негативно относительно “застывшего” лица всадницы, но стоит только посмотреть на вздыбленного коня и все сразу становится на свои места.

А.А. Иванов – Явление Христа народу

Полотно просто огромное. К сожалению, мне никак не удалось сфотографировать картину без людей. Помимо того, что в галерее и так было много народа, так еще и каждый норовил запечатлеть себя на фоне картины. Зачем? Не понятно.

Читайте также  Галерея академии венеция

Александр Иванов работал над картиной 20 лет и все равно не успел ее закончить. Только представьте себе – 20 лет! Помимо этого, Иванов сделал 600 этюдов с натуры (когда подбирал персонажей).

По центру – Иоанн Креститель, указывающего на приближающегося Иисуса. Фигура Мессии немного размыта. Слева от Иоанна группа апостолов, справа – абсолютно разные люди, и стар, и млад. И эмоции у них на лице разные. Кто-то радуется, кто-то смотрит с недоверием. Справа от Христа, человек в красной накидке, с недоверием оглядывается на Иисуса. Николай Васильевич Гоголь был другом Иванова и послужил прототипом для персонажа. Художник навсегда запечатлел его профиль на холсте. А человек в серой шляпе и с посохом, сразу за Иоанном, сам автор полотна. Иванов решил увековечить себя в образе странника.

Обратите внимание на двух людей слева картины – молодой парень и старик. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что накидка старика серого цвета, а отражение в воде – красного отттенка. По центру картины, мужчина в голубом одеянии – у него лицо зеленоватого оттенка. Это и есть те самые недоделки, которые не успел завершить художник.

Василий Перов – Тройка

“Тройка” – печально известная картина Василия Перова. Художник долго не мог найти прототип для паренька в центре композиции. Нужный типаж он случайно увидел в толпе переселенцев и попросил мать мальчика дать разрешение на позирование ему. Она согласилась. Через некоторое время после завершения картины, в двери дома Перова постучала изможденная женщина, та самая мать мальчика Васи. Она рассказала художнику, что Васенька умер и просила продать ей картину. В то время “Тройка” уже находилась в картинной галерее и купить ее не было никакой возможности.

Василий Перов – Приезд гувернантки в купеческий дом

Еще одна известная картина Перова. Опечалено склонив голову, молодая гувернантка ждет указаний своего хозяина. У прислуги на лице любопытство, а вот молодой барчонок смотрит свысока.

Картина “Три богатыря” известная всем нам с детства. Ракурс я взяла неудачный, но по другому никак сфотографировать не удавалось

Зато понятны масштабы.

Васнецов – Три богатыря

Художник создавал картину около 30 лет. Мало кто знает, что в качестве Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя. Факт этот не подтвержден документально, но уж больно хороша история).

Я уже никогда не вспомню откуда знаю ту или иную картину. Так вышло и с Боярыней Морозовой. Глубинная память срабатывает резко, словно по щелчку. Подходишь к картине и уже знаешь как она называется.

Справа от саней расположилась знать, а слева – простой народ. Бегущий мальчик придает картине дополнительную динамику. Рядом с основной картиной, в Третьяковской галерее размещены первоначальные наброски. Очень похоже, но все таки разницу легко уловить.

В.Суриков – Боярыня Морозова

Репин – Письмо запорожцев турецкому султану

Казаки пишут, смеются и явно издеваются). Репин запечатлел абсолютно реальное историческое событие. Турецкий султан ультимативно предложил запорожским казакам перестать нападать на “Блистательную Порту” и сдаться. Самое интересное, что оригинальный ответ казаков сохранился. Текст полон самых изысканных ругательств.

Верещагин – Апофеоз войны

Что такое война по своей сути? Не доблестные победы и не политические игры, а боль, смерть и покалеченные жизни. Именно это и хотел сказать художник. Недаром один прусский генерал советовал императору Александру II избавиться от картин Верещагина. Я ждала личной встречи с этой работой художника. Она до ужаса простая и пугающе настоящая…

Шишкин – Утро в сосновом бору

Добрая, известная с детства картина. Мало кто знает, что Иван Шишкин писал эту картину в соавторстве с Константином Савицким. Шишкин был пейзажистом, а Савицкий нарисовал медведей. Третьяков в свое время стер имя Савицкого с картины, посчитав, что его вклад слишком мал.

Кстати, в медвежьих семьях не бывает трех медвежат, только один или два. Об этом нам рассказал гид Третьяковской галереи. Просто три медвеженка и крупный медведь по центру, смотрятся более интересно.

В. Суриков – Утро стрелецкой казни

“Утро стрелецкой казни” самое первое большое полотно Сурикова. Хотя художник перенес на картину печальное событие исторической расправы, но зритель не наблюдает, ни на переднем плане, ни на заднем, казненных стрельцов. По одной из версий, Суриков сначала хотел изобразить на картине повешенных и даже создал эскизы, но одна из служанок была настолько шокирована увиденным, что упала в обморок.

М. Врубель – Демон сидящий

Картину можно трактовать по-разному. Кто-то видит уставшего и обессилившего мужчину-демона, а кто-то – сильную, благородную личность, выступающую на стороне добро, но зло управляет им и побеждает. Наверное, в этом и есть особенность картин – каждый видит что-то свое.

И еще несколько экспонатов Третьяковки:

Саврасов – Грачи прилетели

На самом деле, картина очень маленькая. Фотографии обманчивы

Перов – Охотники на привале

Васнецов – Иван-Царевич на Сером Волке

Репин – Иван Грозный и сын его Иван

Эпизод с убийством собственного сына до сих пор не доказан историкам.

Все известные картины из Третьяковки показать просто невозможно. Это нужно видеть собственными глазами. У каждого из нас есть свои собственные воспоминания и ассоциации, связанные с легендарными полотнами. Они всплывают из потаенных уголков памяти внезапно…

До сих пор не могу провести параллели с картиной Васнецова “Иван-Царевич на Сером Волке”. Какое-то далекое воспоминание шевелится в подсознании, но никак не выплывет наружу. То ли тканное полотно на стене из детства грезится, то ли картинка из какой-то книги…

В Третьяковской галерее проводятся индивидуальные экскурсии и даже квест для детей и взрослых, а в наше неспокойное время можно даже посетить Третьяковку не выходя из дома – Онлайн-экскурсия по Третьяковке: от Рублёва до Айвазовского за 500 рублей.

До новых встреч!

Оксана, замечательная статья! В это воскресенье тоже гуляла по Третьяковской галерее. Очередь в галерею была не такая большая, мне удалось постоять в ней 30-40 мин. В гардеробе совсем не было очереди. Очень интересно прикоснуться к прекрасному, размеры картин впечатляют, рассказы экскурсовода позволяют увидеть детали, которым раньше не придавали значение.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

  • Страна:Россия
  • Город:Москва
  • Адрес: Переулок Лаврушинский, 10

Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи, главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».

Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.

Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг — Павел Михайлович Третьяков купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.

Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Третьяков верил, что российское искусство имеет будущее, и нужно уделять этому вопросу большое количество времени. В письме Третьякова есть такие строки: «Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства, уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, и что он же потом увеличит собой ряд бездарностей. Я иного мнения, иначе. не собирал бы коллекцию русских картин. ».

Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы — члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.

В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным. Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей.

Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить всех произведений собрания. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась!

Но Третьяков не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завешанную ему коллекцию брата (в нее входили полотна европейских мастеров, которые позже влились в экспозицию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в дар Москве. Более 3 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, собранные им, стали основой прославленной художественной галереи. Третьяковская галерея — крупнейший музей национального изобразительного искусства.

Галерея была дополнена ее работниками. Теперь там можно найти шедевры таких известных живописцев как Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека и многих других. Из частных коллекций в галерею добавилось более 400 произведений, написанных еще в 18 веке. Мало того, до сих пор пополняется отдел советского искусства. На данный момент более 57 тысяч произведений национального изобразительного искусства входят в бесценную коллекцию Третьяковской галереи.

Ежегодно по ее залам проходят свыше полутора миллионов посетителей. Почти 100 передвижных выставок каждый год отправляются из Лаврушинского переулка по городам страны. Так выполняется ленинский декрет, возложивший на Третьяковскую галерею «общегосударственные просветительные функции» — широко приобщать к искусству народные массы.

Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея — это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».

Самые известные картины Третьяковской галереи

Третьяковская галерея – знаменитый художественный музей в Москве, созданный стараниями одного человека, купца Павла Третьякова. Он искренне верил в будущее русского искусства. В 1856 году он купил первую картину, это было «Искушение» Шильдера. Уже через 11 лет картинная галерея была открыта для посетителей.

Сейчас в России нет такого человека, который бы не слышал о «Третьяковке». Каждый должен побывать там хотя бы раз в жизни. Экспозиция музея поражает своим разнообразием. Более 180 тысяч предметов: картины, скульптуры, драгоценности, изготовленные в разные временные отрезки.

Ниже представлен рейтинг самых известных картин Третьяковской галереи. Если вы решили ее посетить, но далеки от искусства, и не знаете, на что следует обратить внимание, вам поможет наша статья.

10. «Грачи прилетели», А. К. Саврасов

Эту картину считают самым известным произведением Саврасова. В 1871 году художник посетил село Молвитино. Алексей Кондратьевич очень любил весну. Его вдохновила природа и небольшая церковь (хотя она ничем не отличалась от тысячи других).

Саврасов сразу же приступил к работе. Летом этого же года картина была готова и продана Третьякову.

Она очень полюбилась русскому народу своей простотой, понятна для каждого человека, здесь нет образов и символов. Одно название способно подарить человеку ощущение весны. На первый взгляд пейзаж не отличается оригинальностью. Серый весенний день, грачи облепили березы. На переднем плане – грязный снег, на заднем – церковь и поле.

Художнику удалось передать атмосферу весны, создать ощущение жизни. Успех этого полотна не смог повторить ни один художник, даже сам Саврасов.

9. «Радуга», И. К. Айвазовский

Картина написана в 1873 году, тогда же Третьяков приобрел ее для своей галереи.

«Радуга» выделяется на фоне остальных картин Айвазовского, художник написал ее в нетипичной для себя манере.

Здесь изображено штормовое море, корабль и люди, которые пытаются бороться со стихией. Они надеются на то, что им удастся выжить. Радуга дарит им надежду на благоприятный исход, на спасение. Это символ победы. Именно поэтому картина привлекает внимание большого количества людей.

Если не присматриваться к ней, может показаться, что здесь изображено обычное кораблекрушение. Да, она трагична, но имеет положительный посыл. Художник словно говорит: «Нет ничего невозможного».

8. «Апофеоз войны», В. В. Верещагин

Художник создал это произведение искусства в 1871 году.

Картина выглядит довольно необычно, можно сказать, устрашающе. На ней представлена выжженная пустыня, где нет ничего живого. На переднем плане изображена пирамида из человеческих черепов, на заднем – разрушенный город.

Над горой черепов кружатся вороны, они живые, но это символ смерти. Изначально Верещагин хотел изобразить последствия войны в Туркестане. Художника поразила жестокость тех военных действий.

Вскоре его замысел изменился. Это полотно показывает последствия всех войн в мире. Где бы ни проходили сражения, какими бы ни были причины войны, итог всегда один – бессмысленная смерть.

7. «Княжна Тараканова», К. Д. Флавицкий

Картина написана в 1864 году, Третьяков купил ее для своей галереи уже после смерти художника.

Сюжетом произведения стало предание о гибели молодой женщины. Княжна Тараканова – самозванка, авантюристка, которая выдавала себя за наследницу русского престола (дочь Елизаветы Петровны).

На картине изображена девушка, которая стоит на кровати в тюремной камере. Комнату заполняет вода. У ее ног крысы, которые заползают на кровать. Они надеются на спасение, а княжна Тараканова понимает, что ей никто уже не поможет.

Девушка закрыла глаза и подняла лицо к небу. Картина основана на контрастах, благодаря мелким деталям ему удалось передать трагичность происходящего события. Царская семья была очень недовольна произведением Флавицкого.

Интересный факт. На самом деле княжна Тараканова скончалась от туберкулеза, и не в 1777 году, а в 1775. Ее смерть была окутана тайной, поэтому вскоре начали ходить слухи.

Флавицкий решил написать картину на основании известного предания. Благодаря художнику, люди стали думать, что княжна действительно погибла от наводнения.

6. «Явление Мессии», А. А. Иванов

У этой картины удивительная история. Александр Андреевич начал свою работу над ней в 1837 году. У него была мечта – изобразить явление Христа народу на большом полотне. На реализацию этого замысла ушло 20 лет, но Иванов так и не успел завершить начатое. Он скончался.

За основу сюжета взята первая глава Евангелия от Иоанна. Художник написал более 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков купил эти эскизы для своей галереи.

Оригинал приобрел император Александр II. Он подарил «Явление Месси» Румянцевскому музею. В 1925 году музей расформировали, картину отдали в Третьяковскую галерею. Для нее даже построили специальное помещение.

5. «Иван Грозный убивает своего сына», И. Е. Репин

Первая картина, которая подверглась цензуре. Император Александр III не оценил замысел художника и запретил показывать картину на выставках.

Репин создал это произведение искусства в 1885 году, на нем изображен эпизод из жизни великого царя. Иван Грозный ударил своего сына, удар оказался смертельным.

Самое главное здесь – это эмоции. Иван Грозный испытывает сильное раскаяние, теперь он не царь, а обезумевший от горя отец. Царевич прощает своего убийцу, на лице его спокойствие и кротость. Через три месяца запрет на показ был снят.

Интересный факт. У картины очень сложная судьба. Над ней неоднократно совершали акты вандализма. Первый раз в 1913 году посетитель галереи нанес несколько ударов ножом. Тогда Репину пришлось заново рисовать голову Ивана Грозного.

В 2018 году снова произошло нападение. Мужчина схватил металлическую стойку и нанес несколько ударов по картине. Ее до сих реставрируют.

4. «Неравный брак», В. В. Пукирев

За это произведение искусства художника наградили званием профессора. Он написал ее в 1863, в 1871 году ее выкупил Третьяков.

Название картины говорит само за себя. Венчаются молодая девушка-бесприданница и пожилой чиновник.

Есть несколько версий возникновения замысла картины. По одной версии, это личная драма художника, по другой – его близкого друга.

Эта картина привлекает внимание, потому что здесь присутствуют личные переживания, страдания. Если не обращать внимания на детали, картина воспринимается просто как красивое полотно.

Это настоящий шедевр, Пукиреву больше не удалось создать что-либо подобное, его даже называли художником одной картины.

3. «Боярыня Морозова», В. И. Суриков

Произведение искусства создано в 1887 году, вскоре Третьяков приобрел его для своей коллекции.

В основе картины события, происходящие в XVII веке, (раскол церкви). Морозова Феодосия – сторонница старой веры. В 1671 году ее арестовали, а в 1673 году она умерла в заточении.

На картине изображена сцена, когда боярыню везут к месту заключения. Но Морозова бесстрашна, она так сильно верит, что готова даже умереть за свои убеждения.

Картина получила самые разнообразные оценки. Сейчас ее считают одним из выдающихся полотен Третьяковской галереи.

2. «Неизвестная», И. Н. Крамской

Написана в 1883 году. На картине изображена молодая женщина. Она едет в экипаже по Невскому проспекту, вдали виднеется здание Александринского театра. Женщина одета по моде, она очень привлекательна.

Невозможно отвести взгляд от ее глаз. Удивительное выражение: превосходство, таинственность, грусть.

До сих пор неизвестно, кто стал прототипом картины Крамского. Искусствоведы выдвигают разные версии, но ни одна из них не имеет неоспоримых доказательств.

1. «Богатыри», В. М. Васнецов

В 1898 году Третьяков купил знаменитую картину у Васнецова. Художник работал над ней около двух десятков лет. Это изображение трех богатырей, легендарных Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича.

Картина символизирует дух русского народа. Каждый богатырь наделен определенными качествами, которые так характерны для русского человека. Илья Муромец спокоен и уверен в себе, это сила и могущество. Добрыня Никитич – представительный и величавый, он умен и обладает глубокими знаниями. Алеша Попович – смелый, но молодой и веселый.

Здесь много деталей, следует уделить им особое внимание, каждая из них имеет свой смысл.

Картины Третьяковской галереи. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Третьяковская галерея — самый большой музей русской живописи в мире. История его началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он, хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Павел Михайлович отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерной фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разглядите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно, от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879.

Главный герой всех картин Куинджи — это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный, выбирая самые красочные явления природы. Так и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только как художник, но и как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881.

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил, оставив лишь золотую царевну. Двух других добавил от себя: царевну драгоценных камней и царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном — самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение — приносить пользу людям. А не служить людской алчности, как приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова: они были хорошими приятелями. И немудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда поступал в Академию художеств, он узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл сдавать заново, уверенный, что провалился в первый раз.

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884.

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считал, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался рисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее Стрекозой. Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера жила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична, не задумываясь, продавала картины отца. А на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888.

Ещё одна картина, написанная в импрессионистической манере, хранится в Третьяковке. Но создана она уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступила по популярности лишь картине Серова «Девочка с персиками».

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894.

«Над вечным покоем» — один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен хрупкой человеческой жизни. Символом ее является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перипетий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины: мать и дочь.

А вообще эта картина — катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то, скорее, почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

7. Михаил Врубель. Сирень. 1900.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета: от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки — души сирени. Мы видим только большие темные глаза, густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Это подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он не нашёл дороги назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

О другой картине мастера читайте в статье «Демон» Врубеля. Почему это шедевр».

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила в статью самые раскрученные шедевры вроде «Утра в сосновом лесу». А ещё не рассказала о Верещагине и Саврасове.

Руководствовалась собственным вкусом, выбирая те работы, которые мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Секреты Третьяковки: Картины со скандальными историями, наделавшие немало шума при своем создании

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Третьяковка и по сей день хранит немало шедевров русской живописи, истории создания которых в свое время вызвали громкие скандалы и разбирательства.

Обнаженное искусство

В центр этого скандала попал известный русский художник Борис Кустодиев и его модель, актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. С нее то и писал художник в 1915 году пышнотелую оголенную диву, которая стала героиней полотна «Красавица».

Живописцу пришлось долго уговаривать 21-летнюю Фаину позировать в раздетом виде. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» — возмущенно парировала уговоры Фаина. Однако, немного посопротивлявшись, склонная к авантюрам актриса, предстала перед художником в обнаженном виде. А позже и перед всем миром. Так как это полотно приобрело широкую популярность и не только в России. А если ко всему еще и учесть, что из него было сделано несколько авторских копий, то шансов остаться незамеченной у Фаины не было никаких.

Но обо всем по-порядку. Художник, боясь, чтобы модель не передумала, работал над картиной с раннего утра и до поздней ночи. Он тщательно пытался передать атмосферу достатка в купеческом доме, где и «атласное одеяло и пуховые подушки в кружевных наволочках, и богатый расписной сундук и обои в цветочек». все вместе отражало «народный идеал» о счастье. А сам образ «русской Венеры с пшеничными волосами, алыми губками-вишенками, щеками-румяными яблочками, лебединой шеей и холеным гладким телом» — традиционные вкусы русской натуры. Одним словом Кустодиев попытался передать идеал женщины, олицетворяющий и божественную красоту, и эротику; а также идеал материального достатка.

Когда полотно предстало перед московской публикой, начался небывалый ажиотаж, разделивший общественность города на два лагеря: одни — объявили её «пошлятиной», не соответствующей духу времени (в моду как раз вошли «плоскогрудые анемичные девицы»), а иные объявили шедевром, который станет первым номером в русской живописи. И как показало время — вторые оказались правы.

Но самый шокирующий эффект это событие произвело на режиссёра МХАТа Константина Станиславского, где служила Фаина Шевченко. Он пришел в ужас от того, что актриса его театра оказалась замешанной в таком «мещанском» скандале, да к тому же в таком виде.

Москва еще долго гудела, перебирая косточки и Кустодиеву и актрисе, но народная любовь к весёлой и талантливой Фаине позволила потихоньку забыть ее «грех» в глазах общественности. А слава пышнотелой «Красавицы» не помешала ей еще длительное время служить в театре и получить две Сталинские премии!

Без разрешения

В эпицентре этой нелицеприятной ситуации оказался живописец Василий Пукирев — создатель нашумевшего полотна «Неравный брак». В 1862 году, сразу же после написания, картина была приобретена Павлом Третьяковым и выставлена на суд публики в его галерее, произведя сразу же небывалый фурор и вместе с тем крупную ссору двух друзей. Один из них был сам художник, а другой — купец Сергей Варенцов, который увидев свой образ на полотне, пришел в ярость. Купец предъявил претензии художнику в том, что тот без спросу изобразил его в роли отвергнутого возлюбленного, а именно шафера на втором плане, стоящем за невестой.

А дело было в том, что в основу сюжета действительно легла душещипательная история несчастной любви Сергея Михайловича, которой он по-дружески поделился когда-то с художником. Его любимую девушку родители отдали в жены более богатому, но пожилому претенденту. И это купца чрезмерно задело за живое и долго угнетало. А впечатлительный Пукирев воспользовался этим рассказом для сюжета своей работы, изобразив новоявленного жениха пристарелым генералом, а Сергея Михайловича — шафером.

Соответственно Варенцов, увидев свой образ на полотне закатил художнику скандал. И Пукиреву, дабы его замять, пришлось немедля дописать элегантную бородку шаферу. Однако после этого образ шафера начал смахивать на самого художника и тут-то все припомнили историю о несчастной любви самого Пукирева: в юности и его любимую отдали замуж за более богатого и перспективного.

В действительности объективных причин для враждебной неприязни к художнику у купца Варенцова было две: первая — Варенцов собрался жениться на другой избраннице и эта история могла его поставить в неловкое положение и вторая — уж очень злободневным оказался сюжет этого полотна.

В начале 1861 года Священным синодом был издан указ, осуждающий бракосочетания между стариками-женихами и девочками-невестами, однако мало кто принял его во внимание и такие браки по-прежнему продолжались заключаться. А после выхода в свет картины «не один престарелый генерал, увидав «Неравный брак», взял назад своё намерение жениться на молодой особе», — так описывал впечатления публики от произведения Пукирева Илья Репин.

Охотник-рогоносец

Не менее популярна по скандальности и картина Василия Перова — «Охотники на привале» — самая знаменитая из работ художника, хранящаяся со дня своего создания в Третьяковской галерее.

Герои полотна — реальные жители Москвы, с которыми художник дружил долгое время.
Дмитрий Кувшинников, Василий Бессонов и Николай Нагорный — вот эта троица, проставленная на века художником.

Так, известному московскому доктору Кувшинникову досталась главный образ «Бывалого», который эмоционально описывает приятелям небывалый случай из своей охотничьей практики. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся. Что за прелесть! — так описывал творение Перова Фёдор Достоевский. — Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья».

И нужно заметить, что доктор и в жизни любил приврать, прихвастнуть и покрасоваться перед друзьями. Москвичи, приходя в Третьяковку посмотреть на шедевр Перова, еще долго сравнивали Кувшинникова с образом «бывалого» и потешались над ним. И вся эта история оказалась бы совсем невинной если бы не одно «но».

Спустя годы в свет вышел рассказ Антона Чехова «Попрыгунья», и вся Москва вновь заговорила о Кувшинникове, теперь уже как о рогоносце. Горожане без особого труда узнали в главной героине эпатажную жену доктора — Софью Петровну. Она вела богемный образ жизни, изменяя мужу с художником Исааком Левитаном, при том, не сильно заботясь о своей репутации.

Однако на писателя Чехова обрушилась лавина скандальных обвинений, и ему ничего не оставалось, как переделать первоначальную версию рассказа, изменив некоторые детали, дабы сходство не было таким заметным. Но было уже поздно, Кувшинникову до конца дней пришлось носить ярлык рогоносца. Не на шутку обиженная Софья Петровна прекратила общение с писателем, а Исаак Левитан даже пригрозил дуэлью. Художник был оскорблен не ролью любовника в этой истории, а тем, что явился прототипом посредственного художника Рябовского, с чем он никак не мог согласиться в отношении себя.

Мало-помалу история утихла. До суда дело не дошло. А не то, об этой истории узнала бы не то что вся Москва, а вся империя.

На самом деле еще у многих картин, хранящихся в Третьяковке есть свои пикантные истории — иногда веселые, иногда драматические, а иногда и трагические. Так, полна пикантных подробностей и история создания полотна «Монахиня» Ильи Репина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: