Здание большого театра

Здание Большого театра - одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, ставшая символом города и обязательным к посещению туристами местом.

Здание большого театра

Большой театр

Большой театр — один из крупнейших театров России и самый известный театр Москвы, ставший культурным символом города. Будучи одной из главных достопримечательностей столицы, Большой театр завоевал любовь публики не только за свои достижения в опере и балете, но и как важный архитектурный объект, формирующий облик города.

В действительности, немногие из посещавших город туристов бывали внутри Большого театра, но практически каждый видел его снаружи: вид Театральной площади со зданием театра — один из классических «открыточных» видов Москвы.

Современное здание Большого театра было построено в 1853-1856 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса в стиле классицизма с оглядкой на сгоревшее предыдущее, выполненное по проекту архитекторов Осипа Бове и Андрея Михайлова. В 2005-2011 годах здание реконструировали, сохранив главный и боковые фасады.

Главный фасад здания с двускатной крышей симметричен и отличается лаконичным, но богатым внешним видом: нижний ярус украшен пилястрами и рустовкой, выше слева и справа размещены барельефы с изображением античных актёров и музыкантов (практически одинаковые, но отличающиеся в мелких деталях), фронтон украшен двуглавым орлом в окружении двух грифонов. Спереди выдаётся массивный восьмиколонный портик, фронтон которого украшен барельефными изображениями муз — покровительниц искусства — с лирой. Портик венчает знаменитая бронзовая квадрига Аполлона (покровителя искусств и предводителя муз) работы Петра Клодта, крупно изображённая на 100-рублёвой купюре и ставшая сама по себе одним из символов Москвы. Также барельефные изображения муз с лирой можно обнаружить в орнаменте фриза, а позади колоннады на фасаде размещены 2 скульптуры муз (с лирой и тимпаном) и 7 барельефных масок, изображающих эмоции, в окружении путти. Задний фасад был сильно перестроен и осовременен в 2005-2011 годах и демонстрирует смешение стилей.

По бокам здания проходят изящные чугунные галереи с фонарями.

История Большого театра

История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать «театральные всякого рода представления, концерты, воксалы и маскарады». Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.

К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.

К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).

В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.

Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением «Торжество муз», сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.

К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.

После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.

В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.

На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

Половые органы Аполлона

После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.

Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.

По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким — тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.

Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.

В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.

Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число «обязательных» к посещению туристами.

Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро «Театральная» Замоскворецкой линии.

Большой театр или храм Аполлона

Д остопримечательности нашей страны хранят множество загадок. «Историю пишут победители», — сказал однажды один известный политик, и эта цитата актуальна и по сей день. Едва ли не раз в несколько десятков лет историю корректируют под интересы сильных мира сего – к этому уже все привыкли. Однако помимо мелких инсинуаций, вроде того, кто был прав, а кто виноват, часто можно столкнуться с откровенной ложью и сокрытием важнейших фактов. Но существуют немые свидетели того, что происходило на территории нашей страны, — это памятники архитектуры, и, только лишь внимательно присмотревшись к ним, можно найти ответы на многие вопросы. Впрочем, чаще всего наоборот: этих вопросов становится ещё больше.

Одной из таких «говорящих» достопримечательностей является Государственный академический Большой театр России. Это здание расположено на Театральной площади в самом центре Москвы и, как мы сможем заметить, таит в себе немало загадок, в которых мы и попробуем разобраться.

  • Здание Большого театра — не первая версия постройки.
  • Осип Бове — автор современной версии здания.
  • Здание Большого театра могло быть храмом Аполлона.
  • Подземные сооружения театра имеют глубину 27 метров.

Постараемся открыть тайны Большого театра, тщательно скрытые от нас официальной исторической версией.

Предшествующие версии постройки

Большой театр — один из крупнейших театров России. Строительство самого здания относят к 1856 году. Однако сама история театра на данном месте берёт своё начало с 1776 года, когда князь Урусов получил разрешение императрицы Екатерины Алексеевны воздвигнуть постройку на этом месте. Театр при загадочных обстоятельствах сгорел ещё до официального открытия. Строительство нового театра было начато под руководством Майкла Меддокса, английского предпринимателя.

Автором здания стал архитектор Христиан Розберг, который к 1789 году закончил строительство театра. На строительство довольно внушительного трёхэтажного здания было потрачено всего пять месяцев — поразительная скорость работы, которой могли бы позавидовать многие современные строители с их новейшими технологиями. Собственно, вот изображение самого строения.

Согласитесь, что за пять месяцев построить такое здание в XVIII веке довольно затруднительно. И это при том, что театр строится рядом с рекой Неглинка, точнее, на правом, низменном берегу, который в весеннее время превращался в грязевое месиво. Поэтому считается, что здание было поставлено на сваи из морёного дуба. Учитывая размер здания, понадобилось бы несколько тысяч свай. И проделать такую работу за пять месяцев едва ли возможно.

Саму степень сложности постройки можно видеть на чертеже продольного разреза здания из альбома Маддокса. И всё это — за пять месяцев.

Спустя 25 лет успешной работы театра здание… снова сгорело. Перед началом представления, в четыре часа вечера, гардеробмейстер Карл Фелкер забыл в гардеробе две горящие свечи, которые и стали причиной пожара. Снова какая-то тёмная история. Неужели в таком величественном здании не было освещения? Да, официальная историческая версия говорит нам о том, что всё здание освещалось свечами: они висели на стенах, под потолком и так далее. Верится в это с большим трудом, учитывая объёмы здания. На его освещение потребовались бы тысячи свечей, которые бы коптили, капали воском, их приходилось бы постоянно менять. Даже если предположить, что это возможно, представление в театре могло длиться более трёх часов; каким же образом всё это время удавалось освещать здание без замены свеч? Или они менялись прямо во время представления?

Осип Бове — автор современной версии здания

Однако вернёмся к официальной исторической версии. После пожара вопрос о восстановлении театра встал лишь после кровопролитной войны с Наполеоном. В 1816 году Комиссией о строении Москвы был объявлен конкурс на постройку нового театра. Победителем конкурса стал профессор Михайлов и его проект нового здания. Однако, видимо, посовещавшись, чиновники пришли к выводу, что проект Михайлова слишком дорогостоящий, да и по масштабу не подходит; одним словом, переделать проект поручили некоему архитектору Осипу Бове, которого и принято считать автором современного здания Большого театра. Стоит отметить, что Бове не вносил никаких существенных изменений в проект Михайлова: он лишь уменьшил его пропорционально и изменил внутреннюю отделку.

Читайте также  Высота петропавловской крепости

Интересна сама личность Осипа Бове, который, конечно же, был никакой не Осип, а Джузеппе; впрочем, это известный приём – давать иностранцам русские имена, чтобы, видимо, у потомков не возникало лишних вопросов о том, почему в истории нашей страны так часто мелькают имена иностранцев.

Итак, получив образование архитектора в училище при Экспедиции Кремлёвского строения, Бове поступает на службу в 1801 году. Далее была служба в Иркутском гусарском полку. В звании корнета Бове прошёл Отечественную войну 1812 года. А уже в 1813 году, после войны, он стал архитектором четвёртого участка в Комиссии о строении Москвы, а спустя год и вовсе был назначен главным архитектором «фасадической части», то есть отвечал за «лицо» Москвы и, согласно официальной исторической версии, преуспел на этом поприще.

И здесь снова можно видеть загадочное несоответствие. Обратите внимание на даты: несмотря на все свои успехи, начиная с 1813 года, само звание архитектора Бове получает только в 1816 году, а фактически отстраивал Москву в 1814 году он в звании не пойми кого. Дальше — больше: вскоре Бове подал прошение в Императорскую Академию художеств о присвоении ему звания академика архитектуры, но прошение было отклонено, так как он не смог выполнить задание академии — создать проект театра. Интересно: значит, согласно официальной исторической версии, Бове едва ли не реанимировал Москву после пожара 1812 года, реконструировал Красную площадь, построил Манеж, создал Театральную площадь и так далее, а проект театра создать не смог? Что это — внезапный приступ слабоумия или просто очередное несоответствие в официальной исторической версии? И самое интересное: такой гениальный архитектор не был удостоен ни одной государственной награды. Быть может, потому, что он ничего не проектировал?

Вернёмся к истории восстановления театра. Так, в 1821 году проект Бове наконец-таки был утверждён, и уже в 1825 году здание театра было открыто и в нём прошло первое представление, «Торжество муз». Театр простоял несколько лет, успешно исполняя свои функции, и лишь в 1843 году была проведена серьёзная реконструкция здания по проекту архитектора Никитина. А уже в 1853 году здание Большого театра снова постигла судьба его предшественников: пожар пылал несколько дней, оставив после себя лишь скелет из каменных стен и колоннады.

Интересно, что в официальных исторических источниках нет ни единого упоминания о человеческих жертвах во время всех вышеописанных пожаров. И это также весьма странно: обширный пожар в месте большого скопления людей, который полностью уничтожает здание, почему-то происходит без человеческих жертв.

Большой театр или храм Аполлона

Снова был объявлен конкурс на восстановление здания, в котором победил проект Кавоса. В целом он сохранил задумку Бове, но увеличил высоту строения и изменил его ,пропорции. Это чертёж проекта Кавоса.

Восстановительные работы продолжались три года, и торжественное открытие обновлённого здания произошло в 1856 году: в театре прошла опера Беллини «Пуритане».

И тут ещё один интересный факт: при пожаре алебастровая скульптура Аполлона над главным входом была уничтожена, и её заменили бронзовой квадригой авторства Петра Клодта. Интересно, для чего над главным входом в театр была в своё время установлена скульптура Аполлона? А самое главное: здание театра очень напоминает по своим очертаниям храм Аполлона.

Интересно, что думала об этом тогдашняя православная церковь, которая, согласно официальной исторической версии, была широко популярна в народе и вообще имела большую власть и влияние на все процессы в обществе? И как же получилось, что в центре Москвы вдруг возник храм Аполлона? Или, может, внешнее сходство здания театра с храмом Аполлона и наличие его статуи над входом — это просто совпадение? А может быть, в этот исторический период православие не было уж столь популярным и влиятельным? Что там говорят о дате крещения Руси? 988 год? А почему же в XVIII–XIX веках в центре Москвы строят храм Аполлона? Кстати, Санкт-Петербургский Большой театр украшен скульптурой Минервы. Тоже, наверное, совпадение. Очередное. Через десять лет здание Большого театра также подверглось некоторым восстановительным работам: была проведена реконструкция тыльной стороны театра, а ещё спустя несколько лет реконструировали фундамент, но в целом здание сохранило свою форму.

Подземные сооружения театра

Подземные сооружения театра уходят в глубину на 27 метров. Это примерно уровень Московского метрополитена. И самое интересное, что на чертежах проекта Бове, как и на чертежах предыдущих версий построек театра, нет никаких подземных сооружений. Вот, к примеру, чертёж главного фасада Большого театра по проекту Бове.

Вот чертёж бокового фасада проекта Бове: также никакого намёка на подземные сооружения.

Может быть, подземные сооружения будут видны на продольном или поперечном разрезе здания? Увы, ничего подобного там нет. Вот чертёж поперечного разреза здания по проекту Бове.

А это продольный разрез здания.

Таким образом, на чертежах Бове нет и намёка на подземные сооружения. А ведь, согласно исторической версии, после последнего пожара здание Большого театра, построенное по проекту Бове, было восстановлено архитектором Кавосом с сохранением его объёма и планировки. Он лишь немного изменил высоту здания и архитектурный декор. Так откуда же тогда взялись подземные сооружения, если ни на одном из чертежей проектов здания их нет? Этот вопрос пока что остаётся без ответа, но совершенно очевидно, что подземные сооружения глубиной 27 метров никак нельзя списать на какие-нибудь «подвальные» или «подсобные» помещения. Такая объёмная работа могла быть проведена только с какой-то конкретной и, видимо, очень значимой целью. Так что же из себя представляют подземные сооружения Большого театра? Быть может, они были созданы в качестве укрытия? Или, может, подземные ходы ведут к открытию очередной тайны Москвы, тщательно скрываемой историками? Вопросов много, ответов пока нет.

Таким образом, Большой театр скрывает в себе множество тайн. Сама история его создания, регулярные загадочные пожары, нестыковки в исторических версиях, загадочные малоизвестные архитекторы и многое другое — всё это свидетельствует о том, что в официальной истории очень много белых пятен.

Большой театр

Большой театр

Большой театр — национальное достояние страны. Старейший музыкальный театр России расположен практически в самом центре Москвы, на Театральной Площади, недалеко от Кремля. Полное наименование — Государственный Академический Большой театр оперы и балета России, но в народе прочно закрепилось название «Большой», что говорит о его исключительной роли в культурной жизни страны.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Большой театр

История

Начинался театр с небольшой частной труппы князя Петра Урусова. Постановки талантливого коллектива часто радовали императрицу Екатерину II, которая отблагодарила князя правом руководить всеми увеселительными мероприятиями столицы. Датой основания театра считается 17 марта 1776 года — день, когда Урусов получил эту привилегию. Уже через полгода после волеизъявления императрицы князь возвёл деревянное здание Петровского театра на берегу Неглинки. Но, не успев открыться, театр сгорел. Новое здание требовало больших денежных вложений, и у Урусова появился партнёр — обрусевший англичанин Медокс, успешный антрепренёр и артист балета. Строительство театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Новый трёхэтажный кирпичный театр распахнул свои двери перед публикой в декабре 1780 года. Через несколько лет из-за денежных неурядиц англичанину пришлось передать управление театром государству, после чего храм Мельпомены стал называться Императорским. В 1805 году здание, выстроенное Медоксом, сгорело.

Несколько лет театральная труппа выступала на домашних подмостках московской знати. Новое здание, появившееся на Арбате в 1808 году, проектировал архитектор Карл Иванович Росси. Но и этот театр был уничтожен пожаром 1812 года.

Большой театр в XIX веке

Через десять лет началось восстановление театра, закончившееся в 1825 году. Но, по печальной традиции, и этому зданию не удалось избежать пожара, случившегося в 1853 году и оставившего после себя только наружные стены. Три года длилось возрождение Большого. Главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос, руководивший восстановлением здания, увеличил его высоту, добавил колонны перед входом и портик, над которым возвышалась бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Фронтон был декорирован двуглавым орлом — гербом России.

В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» — первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».

Вид на зрительный зал Большого театра. 1972 г.

В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.

В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра — лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.

Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».

20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».

Балет «Лебединое озеро»

Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.

С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.

На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.

Вид на сцену и зрительный зал перед реконструкцией Вид на зрительный зал во время торжественного открытия Большого театра после реконструкции. 2011 г.

Описание

В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:

  • Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек;
  • Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей;
  • Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой.
Читайте также  Зимний дворец стиль архитектуры

Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей — легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.

В момент представления Фасад Большого театра

Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.

Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.

Световое шоу на фасаде Большого театра

Интересные факты

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов — насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.

Информация для посетителей

Адрес театра: Театральная площадь, 1. Попасть к Большому можно, пройдя по Театральному проезду от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд». От станции «Площадь Революции» до Большого вы дойдёте, перейдя одноимённую площадь. От станции «Кузнецкий мост» нужно идти по улице Кузнецкий мост, а потом повернуть на Театральную площадь.

Бронзовая квадрига работы Петра Клодта Схема зала в Большом театре

Приобрести билеты на постановки Большого можно как на сайте театра — www.bolshoi.ru, так и в кассах, открытых в Административном здании (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 15.00 до 16.00); в здании Исторической сцены (ежедневно с 12.00 до 20.00, перерыв с 16.00 до 18.00); в здании Новой сцены (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00).

Стоимость билетов варьируется от 100 до 10000 рублей, в зависимости от спектакля, времени представления и места в зрительном зале.

В Большом театре функционирует комплексная система безопасности, включающая в себя видеонаблюдение и обязательный проход всех посетителей через металлоискатель. Не берите с собой колющие и острые предметы — с ними вас не пропустят в здание театра.

Дети допускаются на вечерние спектакли с 10 лет. До этого возраста ребёнок может посещать утренние представления по отдельному билету. Дети до 5 лет в театр не допускаются.

Буфет Большого театра

В Историческом здании театра по понедельникам, средам и пятницам проводятся экскурсии, рассказывающие об архитектуре Большого и его прошлом.

Для желающих приобрести что-нибудь на память о Большом театре ежедневно, с 11.00 до 17.00, открыт магазин сувениров. Чтобы попасть в него, нужно войти в театр через подъезд № 9А. Посетители, пришедшие на представление, могут зайти в магазин непосредственно из здания Большого до начала спектакля или после него. Ориентир: левое крыло театра, цокольный этаж, по соседству с «Бетховенским залом».

Фото- и видеосъёмка в театре не разрешаются.

Собираясь в Большой театр, рассчитывайте своё время — после третьего звонка вы не сможете пройти в зал!

Большой театр

Исторические 100 рублей

Это здание — символ России. Колесница Аполлона с фасада Большого театра присутствует на 100-рублевых купюрах. А сначала вместе с Малым он составлял единую московскую труппу императорских театров.

В 1757 году по указу императрицы Елизаветы Петровны образовалась труппа при Московском университете. А в 1759 итальянский антрепренер Локателли открыл первый профессиональный театр в Москве.

Он просуществовал лишь 3 года: московская публика не была готова принять сценическое искусство. Следом труппу создал Н.С. Титов, но и она работала недолго.

Историю театра принято начинать с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил от императрицы Екатерины II монополию на театральные представления, концерты, воксалы и маскарады.

Сначала своего здания у труппы не было, и представления давали в доме Воронцова на Знаменке. Вскоре князь начал строить здание для театра на Петровке. Его назвали Петровским. Но театр Урусова сгорел еще до открытия. Тогда князь передал дела своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Построенное им здание простояло 25 лет, но 8 октября 1805 года сгорело. Разорившись, Майкл Медокс отдал театр казне, а сам получил пожизненную пенсию.

В 1806 появился Московский Императорский театр. Для представлений арендовали разные здания, в том числе флигель дома Пашкова на Моховой.

В 1821 году начали строить здание по проекту Осипа Бове. Большой театр открылся 6 января 1825 года аллегорическим представлением «Торжество муз».

По сюжету Гений России объединился с музами и на развалинах сгоревшего Петровского театра создал новый. Но, по иронии судьбы, 11 марта 1853 года это здание сгорело. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Остались только каменные стены и колоннада фронтона.

На восстановление под руководством А.К. Кавоса ушло 3 года. Архитектор увеличил высоту здания, изменил пропорции и декор, а на фронтоне появился гипсовый двуглавый орел — государственный герб Российской Империи. Тогда же вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с тройкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Зал отделали елью и специальными тканями, устроили систему вентиляции. Все это создало уникальную акустику.

Большой театр открылся вновь 20 августа 1856 года. Теперь оперой и балетом дело не ограничивалось — в здании устраивали также балы и маскарады.

После 1917 года театр был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования Большого, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями.

Постепенно отношение властей к театру изменилось, и с 1930-х сценическая жизнь закипела вновь. При этом в официальном советском фольклоре была байка, как Ильич театры спасал.

Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал снос всех зданий между Большим театром и Кузнецким мостом. На этой территории хотели устроить подсобные помещения, но в 1941 году из-за войны труппу Большого театра эвакуировали в Куйбышев.

Театральное здание не удалось уберечь: несмотря на маскировку в дом попала 500-килограмовая бомба. Но уже в 1943 году его отреставрировали. Тогда же возобновились спектакли.

Со временем историческое здание Большого театра ветшало. Чтобы не прерывать работу труппы, построили новую сцену. А 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на трехлетнюю реконструкцию.

Работы затянулись. Их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз.

Большой театр открылся после реставрации 28 октября 2011 года. Внешний вид здания почти не изменился. Только советский герб заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона. Хотя изображение квадриги Большого театра на сторублевых купюрах осталось без изменения.

Зато внутри театр оснастили по последнему слову техники. Также восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире.

А знаменитой фразой «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» мы обязаны фильму «Операция Ы, или новые приключения Шурика».

Большой театр

Государственный академический Большой театр — объект культурного наследия страны, один из самых значимых театров в России и мире.

Дата основания Большого театра — 28 марта 1776 года. Здание на Театральной площади построено в 1856 году.

Афиша Большого театра

Каждую неделю на сценах Большого театра можно увидеть шедевры оперы и балета, концерты и камерные постановки. Как правило, на несколько месяцев вперед известна афиша гастролей — расписание спектаклей от лучших театров России и зарубежья.

Помимо премьер и спектаклей в афише — фестивальные и торжественные мероприятия.

Билеты

Покупать билеты в Большой театр нужно заранее и только на официальных площадках: Большой театр предупреждает, что в других местах и особенно при сделках с частными лицами велика вероятность заплатить за подделку.

Стоимость билетов в Большой театр — от 100 до 15000 рублей.

Столь широкий ценовой диапазон объясняется просто: самые дешевые билеты продаются по специальной программе «Большой — молодым» (для зрителей 16 — 25 лет). Инструкция, как купить билет в Большой театр за 100 рублей, — на официальном сайте.

Где купить

Официальные места продажи:

  • Кассы Большого театра;
  • Сайт театра — www.bolshoi.ru; отдельная страница — купить билеты онлайн;
  • Официальные распространители: список на сайте.

Кассы: режим работы

  • В административном здании ГАБТ (адрес — ул. Большая Дмитровка, 2, слева от выхода из метро): ежедневно, с 11:00 до 20:00, имеется перерыв с 15:00 до 16:00; в дни предпродажи билетов (по субботам) кассы открываются на час раньше — с 10:00;
  • В здании Исторической сцены (подъезд № 12): ежедневно с 11:00 до 20:00, имеется перерыв с 16:00 до 18:00; в дни утренних спектаклей — с 10:00;
  • В здании Новой сцены: ежедневно с 11:00 до 20:00, перерыв с 14:00 до 15:00; в дни утренних спектаклей — с 10:00;
  • В здании ГУМа (первая линия, первый этаж): ежедневно, с 11:00 до 20:00.

История и архитектура

Начало Большому театру было положено губернским прокурором князем Петром Урусовым, получившим от императрицы Екатерины II привилегию содержать «театральные всякого рода представления». Дата высочайшего соизволения — 28 марта 1776 года — и считается датой основания Большого театра.

Первое театральное здание открылось на берегу реки Неглинной 30 декабря 1780 года, располагалось на улице Петровка и получило название «Петровский театр». Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными элементами было возведено в рекордные по тем временам сроки — всего за 5 месяцев — и при этом стало крупнейшим в Москве публичным театром. В зале размещались партер, три яруса лож, а также галерея. Число зрительских мест предположительно составляло от 800 до 1000. По большей части театром руководил компаньон Урусова — Майкл Меддокс: при нем за 14 лет в театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей.

По истечении личной привилегии театр с накопившимися по нему долгами в 1796 году был передал Опекунскому совету. В 1805 году здание Петровского театра сгорело, труппа была вынуждена выступать на временных сценах. В 1808 году по проекту К. И. Росси построен новый театр — Арбатский, который простоял совсем недолго — сгорел в пожаре войны 1812 года.

Следующее здание Петровского театра — по переработанному О. И. Бове проекту А. А. Михайлова — торжественно открылось 6 января 1825 года. По размерам монументальное здание значительно превосходило предшественников, и потому новый театр, высота которого составила 37 метров, назвали Большим Петровским. Однако премьерный показ все же пришлось повторить: открывшийся театр не смог вместить всех желающих. Здание было главной театральной площадкой столицы на протяжении почти 30 лет: сгорело в марте 1853 года вместе с уникальными театральными машинами, инструментами и всем реквизитом.

Для восстановления Большого театра был выбран проект А. К. Кавоса. Здание вновь построили за три года с сохранением объема и планировки. При этом архитектор изменил пропорции, увеличив высоту здания, а также авторски переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Колонны портика были сохранены. Над портиком установлена бронзовая квадрига работы П. К. Клодта. Театр открыл свои двери 20 августа 1856 года.

Читайте также  Остров сицилия достопримечательности что посмотреть

Тыльную сторону здания перестроили в 1886–1893 годы по проекту Э. К. Гернета, и колонны оказались спрятаны в складских помещениях.

В 1894–1898 года под зданием заменили фундамент, так как к тому времени по стенам пошли трещины. Вынужденная мера не остановила усадку здания.

В 1920-е годы была укреплена полукольцевая стена зрительного зала, заменен занавес и перепланированы внутренние помещения. Последняя мера была направлена на ликвидацию ранговой иерархии зрителей.

Знаменитый роскошный занавес из парчи украсил Большой театр в 1955 году и оставался главным оформлением сцены на протяжении 50 лет. Возвращен в отреставрированном виде после масштабной реконструкции исторической сцены 2005–2011 годов.

Репертуар Большого театра

За годы работы Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений.

Премьера Большого театра состоялась в 1777 году: ею стала опера Д. Зорина «Перерождение». Молодой театр активно ставил оперы российских и итальянских композиторов, балетные номера, танцевальные сценки на тему народного быта, а также музыкальные спектакли на мифологические сюжеты.

Оперы большой формы утвердились в театре лишь к 1840-м годам. Знаковыми событиями для театральной жизни Москвы стали представленные зрителю оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Во второй половине XIX века репертуар расширился и выдающимися балетными постановками: по произведениям П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на столь явный акцент на русский музыкальный эпос, в этот же плодотворный период на сцене ставятся классические произведения зарубежных композиторов — Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других.

Расцвета Большой театр достиг на рубеже XIX — XX веков: в создании спектаклей все чаще принимали участие выдающиеся деятели культуры того времени: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а также С. В. Рахманинов — не только как композитор, но и выдающийся оперный дирижер. К художественному оформлению сцены привлекаются мастера «Мира искусства», чьи работы в наши дни экспонируются в Третьяковской галерее.

В советский период Большой театр был сохранен, на его сцене продолжали развиваться как опера, так и балет. Преобладала классика, но не обошлось и без новых «идейных» постановок, которые пользовались популярностью у зрителей. В послевоенные годы театральный репертуар активно пополняется спектаклями на музыку композиторов братских стран — Чехословакии, Польши и Венгрии.

Громкими событиями в культурной жизни столицы стали балетные постановки «Кармен-сюита» (создавался специально для примы Большого театра Майи Плисецкой, 1967 год, в дальнейшем балерина не раз выступала в роли хореографа Большого) и «Спартак» (премьера — 1968 год, получил Ленинскую премию в 1970 году).

В репертуаре Большого театра в наши дни сохраняются лучшие спектакли по зарубежной и русской классике — опера, балетные постановки. Параллельно театр держит курс на возврат к оригинальным оперным партитурам — это можно наблюдать в обновленных операх, над текстом которых была проведена кропотливая работа по «вычищению» пометок разных лет.

Выход на новый уровень — трансляции спектаклей Большого театра с 2010 года проходят в кинотеатрах мира.

Опера

Оперная классика в актуальном репертуаре Большого театра: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Идиот», «Травиата», «Кармен», «Богема», «Дон Карлос» и другие произведения.

Музыкальные представления для детей в оперном репертуаре — «История Кая и Герды», «Байки о Лисе, Утенке и Балде» и «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (6+). Большинство классических постановок доступны школьникам с 12–16 лет.

Современная опера: «Билли Бадд».

Информация на официальном сайте:

Балет

Превосходный классический балет в Большом театре — это «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» (варианты — в редакции Григоровича либо Ратманского), «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Баядерка», «Корсар», «Кармен-сюита» и другие.

Балетные постановки по произведениям современных авторов: «Легенда о любви», «Нуреев», «Пламя Парижа», «Ундина», «Русские сезоны» (на музыку Леонида Десятникова).

Информация для зрителей на официальном сайте:

Концерты

В афише Большого театра камерные концерты есть каждую неделю. Гости театра cмогут услышать великолепное исполнение сочинений Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха и Л. Бетховена, Ж. М. Равеля; побывать на выступлениях контрабасистов, квартета виолончелей, арфы, духовых инструментов, вокальных вечерах. В камерном формате проходят и выступления детей-артистов Большого театра.

Большой театр

Большой театр — один из старейших и самых знаменитых театров России. Здание, построенное в классическом стиле, с бронзовой квадригой Аполлона на портике, находится в ряду главных символов Москвы. За время истории своего существования Большой театр не раз горел, но возрождался вновь, чтобы радовать своими спектаклями верных поклонников.

Театр начинается с вешалки.

. А Большой театр начинался со скромных частных подмостков на правом берегу реки Неглинка. Одной из своих сторон здание выходило на улицу Петровка, откуда и пошло его первоначальное название — Петровский.

Исторической датой основания Большого театра Москвы считается весна 1776 года, когда князь Пётр Урусов получил от властвующей в те времена Екатерины II десятилетнюю привилегию на содержание увеселительных мероприятий. В первые годы труппа была единой, а состав — весьма разношёрстным: от крепостных талантов до известных иностранных артистов. В эти времена для проведения спектаклей безвозмездно использовался частный особняк в центральной части Москвы.

Когда компанию Урусову составил англичанин Медокс, хорошо знавший техническую сторону обустройства театральных зданий, было возведено деревянное сооружение на Неглинке. Театр подняли всего за несколько месяцев, и он стал первым в Москве культурным заведением такого масштаба. Открытие состоялось в канун 1781 года балетной постановкой «Волшебная лавка».

В течение пятнадцати лет на сцене нового театра ставились оперные, балетные и драматические спектакли. В начале XIX века в здании случился пожар, и труппе вновь пришлось скитаться по частным сценам. К этому времени театр уже получил звание Императорского. Через несколько лет на Арбате было построено новое здание, но оно также сгорело, уже во время пожара Отечественной войны 1812 года.

От Большого Петровского к Большому Императорскому

Строительство следующего театрального здания началось в 1820 году. Проект стал одним из самых грандиозных среди столичных архитектурных замыслов XIX века. Очевидцы с упоением рассказывали, насколько красив был новый театр с величественными колоннами, строгим портиком и Аполлоновой колесницей, впоследствии ставшей символом Большого театра.

Площадь перед новым сооружением так и назвали — Театральной. Новый театр стал Большим Петровским, а впоследствии — просто Большим. Пышное открытие состоялось в самом начале 1825 года и сопровождалось оперными и балетными представлениями. Здание отвечало последним технологиям, необходимым современному храму Мельпомены:

  • огромный по тем временам зрительный зал мог вместить 2 тысячи человек;
  • в театре предусмотрели места для отдыха;
  • для удобства зрителей соорудили многочисленные галереи-переходы и лестницы;
  • оркестровая яма располагалась ниже сцены;
  • пол в зрительном зале имел возможность подниматься до уровня авансцены, образуя с ней единое целое.

К середине века в театре стали отдавать предпочтение не драматическим спектаклям, а оперным и балетным постановкам. Зрители смогли увидеть произведения известных композиторов. На сцене Большого Петровского состоялась столичная премьера «Руслана и Людмилы». Но «сказка» длилась недолго, всего три десятилетия: очередной пожар уничтожил не только реквизит, но и здание. Восстановили его всего за три года, приурочив открытие к коронации царя Александра II.

Новый театр отличался великолепной акустикой, обновлёнными интерьерами и более масштабными площадями. Здесь появились царские ложи, а зрительный зал предстал в роскошном малиново-золотом исполнении. На вертикальном парадном занавесе были изображены сюжеты, связанные с жизнью Москвы. Дополнительно поставили и занавес для антрактов.

Но внутреннее великолепие не заменило самое главное — надёжный фундамент. Как и большинство зданий округи, Большой театр строился на сваях. Они прогнивали и давали усадку. В конце XIX века было проведено несколько ремонтных работ, которые лишь на время остановили процесс разрушения.

Государственный академический Большой театр СССР

После февральской революции 1917 года Большой театр из Императорского стал Государственным, а после Октябрьского восстания его и вовсе хотели снести. В здании проходили революционные съезды и партийные конференции, здесь была принята первая Конституция страны. Благодаря этому, закрытие театра удалось отсрочить на неопределённый срок. Затем советское правительство и вовсе отказалось от этой идеи. Через несколько лет Большой театр получил звание академического, а в начале 20-х гг. началась его противоаварийная реконструкция:

  • укреплены основания;
  • модернизированы лестничные марши;
  • отреставрированы гардеробные ниши;
  • реконструирована сцена;
  • созданы новые залы для репетиций и гримёрки.

Императорские занавесы были отправлены в расход, а на их место повесили новые, с советской символикой. В первые годы войны, чтобы сохранить здание, его замаскировали под жилое. Большой театр был в строю уже с 1943 года, когда труппа вернулась из эвакуации.

В послевоенные годы Большой театр СССР стал одним из главных культурных символов страны. Здесь работали лучшие танцовщики, оперные певцы, балетмейстеры, композиторы, режиссёры-постановщики. На сцене театра шли самые выдающиеся музыкальные творения, вошедшие в копилку мирового искусства. Репертуар включал несколько десятков опер и балетов русских, советских и зарубежных авторов.

Реконструкция XXI века

В советский период Большой достиг своего наивысшего расцвета, но зданию по-прежнему не хватало репетиционных помещений внутри и устойчивого фундамента — снаружи. В конце 80-х гг. было принято решение о реконструкции и возведении дублирующего здания, в которое должна была переехать труппа на время проведения работ. Прошло долгих 15 лет, пока открылись двери Новой сцены Большого театра, а старое здание наконец-то закрыли для ремонта.

Главной задачей реконструкции было не только укрепление здания, но и восстановление исторических интерьеров. За годы косметических ремонтов, проводимых в советские времена, Большой театр существенно утратил свой первоначальный облик, а реставрационные работы позволили ему обрести свою былую красоту. Внутренние интерьеры вновь заиграли малиновыми драпировками и золотой отделкой, расписной штукатуркой и живописными плафонами.

Во время работ тщательно изучались десятки архивных документов, карт и схем, на которых сохранились старинные параметры здания. К примеру, императорское фойе было полностью восстановлено по чертежам конца XIX века.

Создавая утраченные раритетные интерьеры, строители не забыли и о современной технологичной начинке здания. Новые механизмы сцены позволяют легко менять её положение, форму и глубину. В спектаклях используются инновационные световые и звуковые эффекты. Во время реконструкции:

  • площадь здания увеличена вдвое без изменения внешних параметров;
  • расширена оркестровая яма;
  • восстановлена легендарная акустика;
  • построен подземный концертный зал.
  • Как попасть в Большой театр

Обновлённый Большой театр РФ приглашает всех желающих на свои спектакли. Здание находится по адресу: Театральная площадь, д. 1.

Добраться до главного театра российской столицы можно на метро, доехав до станции Театральная, расположенной на «зелёной» ветке (выход в сторону Большого театра), или же станции «Охотный ряд» — «красная ветка» (выход к Театральной площади).

Купить билеты на спектакли можно в кассах театра, на сайте или у официальных распространителей. Цена билетов варьируется по стоимости и зависит от вида постановки и расположения места в зрительном зале.

Если вас интересуют и другие достопримечательности столицы России, рекомендуем обратить внимание на наш раздел экскурсий по Москве – тут вы найдете путешествия на любой вкус.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: