Зачем построили эйфелеву башню
Эйфелева башня
П рекрасной парижанкой, восьмым чудом света, гордостью французского народа и символом Парижа по праву считают одно из самых удивительных сооружений мировой архитектуры – Эйфелеву башню. Увидеть великолепный Париж и полюбоваться романтичным городом с высоты птичьего полета мечтает большинство людей земного шара. А ведь этой прекрасной парижанки могло и не быть…
История создания Эйфелевой башни
Последняя четверть XIX века – период мирового творческого подъема. Расцвет технологий, новые изобретения, от электрической лампочки до автомобиля, кардинально изменили жизнь людей. Использование легкого и прочного чугуна привнесло ряд изменений в концепцию архитектурных сооружений. Франция одна из первых стран стала использовать металл и стекло при создании рамных конструкций.
1886 год. Париж готовился к празднованию столетнего юбилея Французской революции. Открытием Всемирной выставки решено было отметить столетие взятия Бастилии. 1 мая 1886 года руководство страны объявляет конкурс инженерных проектов, выбор которого лег бы в основу архитектурного символа Всемирной выставки. Заявки на конкурс подали 107 лучших архитекторов страны.
Временное сооружение в виде высокой арочной башни предложил французский инженер, уже хорошо известный своими проектами металлических конструкций для мостов – Александр Густав Эйфель. Но проект сооружения из металла высотой более 300 метров был одобрен не сразу. Эйфелю пришлось доказывать руководству, что привычный камень абсолютно непригоден для возведения башни таких размеров.
В январе 1887 года началась подготовка к строительству Эйфелевой башни. Над воплощением проекта в жизнь работали полсотни известных инженеров и дизайнеров. Более 1800 металлических элементов были изготовлены на фабрике Эйфеля в Левалуа-Перре по чертежам, рассчитанным с филигранной точностью. Больше двух миллионов металлических заклепок наштамповали рабочие в мастерских архитектора.
Марсово поле было выбрано местом для установки красавицы башни. Строительство сооружения началось с рытья котлована под фундамент на территории площадью 1.2 гектара. Мощные бетонные блоки были уложены в основание, под четыре опоры будущей башни. Грандиозный монтаж готовых металлических элементов походил на сборку детского конструктора.
Около трех сотен рабочих было задействовано на стройке века. Подъем собранных конструкций осуществлялся с помощью деревянных лесов и установленных внутри башни мобильных кранов. Высокий темп возведения башни был возможен, благодаря точной сборке деталей по грамотным чертежам и слаженной работе строительной бригады под чутким руководством высококлассных инженеров.
Меньше полугода ушло на строительство фундамента башни, и не полных два года занял монтаж металлических элементов. В последний день марта 1889 года Густав Эйфель с гордостью смог провести экскурсию для группы высокопоставленных чиновников на высоте 300 метров, пройдя пешком вверх по 1792 ступенькам. Построив башню на свои деньги, архитектор получил ее в пользование на 20 лет.
Photo by Nosiuol on Unsplash
Описание Эйфелевой башни
Первоначальный вид башни в проекте Эйфеля был исключительно примером технического прогресса того времени, и выглядел весьма консервативно, что значительно уменьшало шансы на победу в конкурсе. Перед архитектором стояла задача сделать проект более изысканным, украсить башню декоративными элементами, придать ей художественный облик.
Комиссия одобрила проект благодаря внесенным предложениям Густава. Так появились изящные арки в нижних этажах башни, задекорированные камнем башенные опоры, застекленные залы по всем уровням сооружения, купол на вершине. Уникальная конструкция башни выдерживает значительные порывы ветра, и колебание ее во время урагана составляет всего лишь 15 см.
Вес железной парижанки чуть больше 7 тысяч тонн, рост 320 метров. Конструкция башни разделена платформами на 3 уровня и опирается на 4 огромные колонны, скованные в основании цементными блоками и соединенные между собой арочным сводом. Уровни Эйфелевой башни находятся на отметках в 57 м, 115 м и 274 м. На высоте 300 м установлены телевизионные и радиовещательные антенны.
На этажах для посетителей работают сувенирные лавки, бары, рестораны и временные выставки. Недавно после реконструкции отрылся первый этаж башни, где произвели замену обычного пола на стеклянный. И теперь туристы могут насладиться видами города под ногами. Вершину башни украшает маяк с прожекторами, свет от которых виден на расстоянии 70 км.
Первоначально подъем на башню туристы совершали, преодолевая 1 792 ступени пешком. В конце XIX века башню дополнили двумя лифтами, и туристы, достигнув отметки в 175 м, переходили из одной кабинки в другую. На верхнем уровне башни расположена просторная квартира самого Эйфеля. Обстановка хранит предметы, которыми пользовался архитектор при жизни.
Гениальная конструкция Эйфеля изначально задумывалась как временное сооружение. Предполагалось, что башня должна удивить гостей Всемирной ярмарки и через 20 лет будет снесена. Сам архитектор очень не хотел уничтожения своего детища и уже через несколько недель после ввода башни в эксплуатацию, он выступил с идеей ее научного применения.
Высота в 320 метров позволила установить на башне метеорологические станции, открыть различные научные лаборатории по изучению электричества и процессов гравитации. Позже конструкцию стали использовать в качестве коммуникационного беспроводного канала связи. В наши дни башня стала источником телевизионного и радиовещательного сигнала, ретранслятором мобильной связи.
Миллионы восторженных посетителей за первые месяцы после строительства окупили сторицей вложенные в возведение архитектурного объекта деньги. Планы по сносу «гордой парижанки» были отменены. На сегодняшний день Эйфелева башня – это объект культурного наследия страны, самый любимый, самый фотографируемый и самый посещаемый туристами со всего мира.
Photo by Alex Motoc on Unsplash
Где находится Эйфелева башня
Достопримечательность, воздвигнутая по проекту архитектора Густава Эйфеля, является самой высокой точкой Парижа, и расположилась она в северной части Марсова поля, относящейся к 7 округу города. Напротив башни построен Йенский мост, соединивший две части города, разделенные рекой Сеной. Добраться до башни можно, используя маршруты автобуса или метро города.
В непосредственной близости от Эйфелевой башни находятся Дом инвалидов (1.5 км) и знаменитый Лувр (3.5 км). В 50 м от башни находится остановка маршрутов автобусов 30, 82. Развитая сеть метро города позволяет без труда добраться до объекта из любой точки Парижа. В пешей доступности от башни расположены станции метро Трокадеро и Понт де Альма.
Являясь на сегодняшний день самым посещаемым туристическим объектом, Эйфелева башня на заре своего существования вызывала недовольство и критику со стороны элиты Франции. Горожане возмущались уродливым видом строения и считали его возведение ошибкой. Мэрия города получала тысячи петиций от горожан с требованием прекратить строительство башни.
Творческая интеллигенция Парижа, включая сотню литераторов, живописцев, музыкантов и архитекторов, атаковала правительство, выражая протест. В числе подписантов петиции были писатели Ги де Мопассан, Александр Дюма – сын, композитор Шарль Гуно. Не сильно стесняясь в выражениях, богема Парижа просила комиссию запретить строительство башни, называя ее колонной из винтов и железа, нависающей над городом, подобно чернильной кляксе.
Что нужно знать туристу при посещении Эйфелевой башни
Составляя список объектов, обязательных к посещению в романтичном Париже, каждый турист вносит в свой перечень Эйфелеву башню. Это строение – чудесный символ города и вершина инженерной мысли, принимающая более 25 тысяч туристов в день. Посещение башни нужно планировать заранее и неплохо иметь памятку с информацией об объекте, которую попробуем систематизировать.
Начнем с того, что посещение Эйфелевой башни стоит денег. Купить билет вы можете непосредственно в кассах туристического объекта или онлайн на интернет-сайте достопримечательности. Добраться до башни можно несколькими способами: на метро, на автобусе, на кораблике или на такси. Три станции метро линий 6, 8, 9 находятся в 10-15 минутах ходьбы от сооружения.
Основная масса туристов стремятся посетить Эйфелеву башню с целью получить колоритные видовые фотографии с высоты птичьего полета. Купив входной билет, советуем подняться на самый высокий уровень башни и начинать посещение сверху вниз. На верхнем этаже можно посетить квартиру Эйфеля, выпить в баре бокал шампанского, сфотографироваться на фоне города.
Спустившись на второй уровень, турист окажется на смотровой площадке и сможет сделать прекрасные фотки. Здесь же расположены сувенирные лавки, где можно купить небольшой подарок на память. В небольших бистро можно перекусить, выпить чашечку кофе с фирменным французским печеньем. Желающим пообедать с шиком советуем посетить ресторан «Le Jules Verne».
На первом этаже башни можно посетить временные выставки, заглянуть в сувенирные лавки, перекусить в кафе и сделать уникальные фотографии города через прозрачный пол. Здесь же находится знаменитый и любимый гостями и жителями Парижа, ресторан «58 Tour Eiffel». Вход на территорию вокруг башни (эспланаду) бесплатный и возможен после прохождения контроля безопасности.
Photo by Il Vagabiondo on Unsplash
Интересные факты об Эйфелевой башне
Эйфелева башня охраняется законом об авторском праве как объект исторического и культурного наследия. Значимым пунктом в этом документе является запрет на публикацию фотографий достопримечательности, освещенной огнями ночью. Туристы вправе снимать башню в ночном режиме, размещать свои фото в социальных сетях, но продажа фотографий запрещена и преследуется по закону.
Строительство башни в XIX веке завершилось покраской сооружения. Рабочие использовали порядка 60 тонн краски разных оттенков. Краску обновляют каждые 7 лет во избежание разрушения металла под действием времени. За годы жизни «француженка» 17 раз меняла свой цвет. Свой официально запатентованный цвет, приближенный к оттенку бронзы, башня имеет с 1968 года.
В течение четырех десятилетий Эйфелева башня оставалась самым высоким сооружением в мире, оставляя далеко позади собор в Кельне и пирамиду Хеопса. Сооружение имеет высоту 324 метра. К числу интересных фактов о Эйфелевой башне можно отнести сезонное изменение высоты символа Парижа. Летом башня прибавляет в росте 18 см, вследствие расширения металла при высоких температурах.
С 1899 года подъем на вершину Эйфелевой башни стал возможен на лифтах. В годы оккупации (1941-1944) жители Парижа специально привели в негодность работу башенных лифтов. Приехавший с триумфальным визитом Гитлер не смог покорить вершину башни и довольствовался фотографиями только на ее фоне. Починить лифты немцы пытались безуспешно на протяжении нескольких лет.
Писатель Ги де Мопассан был в числе противников возведения башни по утвержденному проекту Эйфеля. Но с открытием ресторанов на территории башни, писатель стал завсегдатаем этих заведений. На вопрос, зачем вы трапезничаете в ненавистном месте, Мопассан отвечал, что ресторан в Эйфелевой башне – единственное место в городе, откуда не видна эта уродливая постройка.
Построенная больше века назад, Эйфелева башня стала неотъемлемой частью Парижа и символом Франции. Принимая по 6 миллионов туристов в год, дерзкая красавица не устает удивлять и радовать путешественников. Конструкцию башни можно по праву считать восьмым чудом света и лучшим изобретением инженерной мысли того времени. И спасибо французам, сохранившим этот памятник от демонтажа!
Эйфелева башня – что вы не знали о самой красивой парижанке
Эйфелева башня в Париже
Кто из нас не хотел бы оказаться в самом романтичном, волшебном и прекрасном городе на земле – Париже?! Здесь можно прогуляться по Елисейским полям, полюбоваться самой узнаваемой достопримечательностью Парижа на Марсовом поле – Эйфелевой башней, воздушной решетчатой красавицей, стоящей на левом берегу Сены.
Из истории создания
Эйфелева башня, которую сам автор проекта называл просто «трехсотметровая башня», задумывалась как временное сооружение к Всемирной выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Французской революции.
Как родилась идея
Власти города объявили конкурс на лучшее архитектурное сооружение, которое могло бы стать гордостью Франции. Одновременно постройка должна была принести доход и легко демонтироваться впоследствии за ненадобностью.
Инженер Гюстав Эйфель внес на рассмотрение комиссии свой проект 300-метровой железной башни, который был одобрен властями Парижа. Для строительства требовалось 7,8 миллионов франков. Государство выделило Эйфелю лишь 1,5 млн. Недостающую сумму инженер согласился внести из личных средств, при условии аренды сооруженной им башни на 25 лет.
Соглашение было заключено, и в 1887 году началось строительство, которое необходимо было завершить за 2 года, ко времени открытия выставки.
История строительства и уникальность проекта
Башня была построена в максимально сжатые сроки. Через 2 года 2 месяца и 5 дней усилиями трех сотен рабочих ее сооружение было закончено. «Железную леди», как называли ее парижане, собрали, словно детский конструктор. Вначале строили опоры, а потом их соединяли с помощью платформ.
Быстрые темпы строительства объясняются прекрасно выполненными чертежами, в которых указаны абсолютно точные размеры всех металлических деталей. До сих пор чертежи Эйфеля считаются идеальными, по ним и теперь можно соорудить точную копию железной красавицы. На сборку ушло 18038 металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок. По высоте башня равна 80-этажному дому.
Несмотря на огромные габариты, она получилась легкой и изящной, будто сотканной из кружев, хотя вся конструкция весит 10 тысяч тонн. Вес покрывающей краски 57 тонн.
Строительство велось очень тщательно. Был вырыт огромный котлован, в который установили 4 десятиметровых блока под каждую ножку башни.
Специальный гидравлический домкрат обеспечил идеальный горизонтальный уровень блоков.
Все детали из кованого железа изготовляли на собственном заводе Эйфеля. Несколько деталей на земле собирались в единые блоки, в них заранее сверлились гнезда для заклепок. Каждый из таких блоков весил не более 3тонн, что облегчало установку на высоте.
Возводя башню, Эйфель применял такие необычные строительные хитрости, что бульварная пресса прочила ему заключение в психиатрическую клинику. Он установил небольшой ползучий кран, двигающийся вверх по рельсам будущих лифтов. Это ускорило подъем конструкций на высоту и исключило возможность несчастных случаев во время такого высотного строительства.
31 марта 1889 года Эйфель пригласил желающих чиновников для первого подъема. Для этого надо было преодолеть 1710 ступенек. Башню назвали в честь построившего ее инженера. В то время он и подумать не мог, что она прославит и увековечит его имя.
Архитектурные особенности
Основание Эйфелевой башни – пирамида с четырьмя опорами, которые, на высоте 60 метров соединяются аркой. На ней – квадратная площадка со сторонами в 65 метров. Это 1-й этаж. От этой платформы поднимаются следующие 4 опоры. На высоте 116 метров они образуют очередной свод. На нем расположилась вторая площадка – квадрат в 2 раза меньше первого. Это 2-й этаж.
Взметнувшиеся вверх опоры со второй платформы, постепенно соединяясь, образуют гигантскую колонну высотой 190 метров. На этом колоссальном стержне, на высоте 276 метров от земли, расположена третья квадратная площадка со сторонами 16,5 метра.
Здесь находится маяк, увенчанный куполом. А над ним, на 300-метровой высоте, – небольшая полутораметровая площадка – 3-й этаж башни.
Высота Эйфелевой башни в наши дни 324 метра, благодаря установленной на ней телевизионной антенне.
Для того чтобы башня более отвечала эстетическим вкусам парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры камнем, связать их с площадкой первого этажа узорчатыми арками. А также разместить на этажах просторные застекленные залы, придать верхушке округлую форму, а для ее украшения использовать различные декоративные элементы.
На всех четырех сторонах цокольных опор Эйфелевой башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, в том числе и тех, кто принимал участие в проектировании и строительстве «железной леди».
Почему французам не нравилась башня Эйфеля
Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни. Но так было не всегда. После постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан. Парижская богема с негодованием требовала убрать «смехотворную башню, этот неуклюжий скелет». Называли ее уродливой, безвкусной, огромной железной трубой, уличным фонарем и дырявым канделябром.
Многих возмущала тень башни, раздражало и то, что ее видно из любой точки города.
Известный французский писатель Ги де Мопассан, постоянно приходивший обедать в ресторан, открытый на первом этаже, отвечая на вопрос, почему он обедает именно здесь, категорично ответил: «Это единственное место в городе, откуда не видно Эйфелеву башню».
А вот посетителям выставки и гостям столицы необычное строение очень понравилось. Успех был оглушительным: только за 6 месяцев ее посетили 2 миллиона человек. За это же время она почти полностью окупила расходы на строительство.
Сооружение планировали разобрать в 1909 году, через 20 лет после возведения, но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку». Эксплуатация своего детища принесла Эйфелю немало денег.
Время шло и доказало, что все протесты были напрасны. А Эйфель сумел превратить своих врагов в почитателей. Неслыханную рекламу башне принес концерт оперного композитора Шарля Гуно, который согласился сыграть здесь «Концерт в облаках», приняв необычное приглашение Эйфеля.
Бригада рабочих доставила на высоту 376 метров рояль композитора, и концерт прозвучал, изумляя озадаченную публику. Сам Эйфель, чтобы окончательно сразить скептиков, устроил на верхнем ярусе свой личный кабинет.
От демонтажа окончательно отказались, когда Эйфелева башня перешла в собственность столицы. Ее активно использовали для телефонной и телеграфной связи, размещения радиостанций. С 1935 года регулярно начали передавать и телевизионные программы.
Чем интересна башня сегодня
Сегодня Эйфелева башня – главная достопримечательность Парижа. У большинства туристов она вызывает неизменное восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, сооружение оказывает давление на землю, равное давлению сидящего на стуле человека.
Информация для туристов
У подножия – кассы по продаже билетов, информационная стойка с брошюрами и буклетами. На каждом этаже конструкции располагается сувенирный магазин. К услугам туристов закусочная и почтовое отделение.
На первом этаже посетителей встречает ресторан и центр, где показывают фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же находится фрагмент старой винтовой лестницы, ведущей на верхние этажи и в кабинет самого Эйфеля.
Посетители, подошедшие с северной стороны, увидят позолоченный бюст ее создателя с незамысловатой надписью: «Эйфель 1832–1923».
На второй смотровой площадке – ресторан «Жюль Верн» и небольшой залитый каток.
Главная цель подавляющего числа посетителей – третий уровень. К нему возносятся лифты, через окна которых можно любоваться Парижем. Желающие смогут подняться по лестнице с 1792 ступеньками. На самом верхнем этаже в изысканном баре можно отметить свой подъем дорогим шампанским, бокал которого обойдется в переводе на наши деньги в 900 рублей.
На башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн для трансляции радио и телепрограмм. Свет маяка виден на 10 км. На сооружении размещены вышки сотовой связи, уникальная метеостанция, фиксирующая данные о загрязнении атмосферы и радиационного фона.
Оригинальное освещение
Сразу же после строительства башня засияла разноцветными огнями: на вершине установили маяк, светившийся цветами французского флага, два прожектора и 10 тысяч газовых фонарей. В 1900 году конструкцию оборудовали электрическими лампочками. А в 1925 году владелец компании Ситроен разместил на ней грандиозную рекламу. С помощью 125 тысяч лампочек появлялись поочередно изображения самой башни, зодиакальных созвездий, а также продукции знаменитого автомобильного французского концерна.
С течением времени освещение Эйфелевой башни модернизировалось несколько раз. В целях экономии в 2015 году электрические лампы заменили на светодиодные. Когда на город опускается ночь, символ Парижа загорается тысячами маленьких огоньков. Это зрелище неописуемой красоты, от которого невозможно отвести взгляд.
Обычно башня светится золотыми огнями. Но во время торжественных мероприятий или траурных событий окрашивается в цвета флагов различных стран. Проецируются надписи, символизирующие наступившее событие. В вечернее время 10 минут каждого часа продолжается световое шоу – иллюминация.
Запатентованный цвет башни
За время своего существования башня была и желтой, и красно-коричневой.
Сегодня ее бронзовый цвет официально запатентован и называется коричнево-эйфелевым. Косметический ремонт проводится каждые 7 лет и продолжается полтора года.
Каждый раз старый слой краски полностью удаляется с помощью пара под высоким давлением. Во время тщательного осмотра негодные детали заменяют на новые.
После этого башню покрывают двумя слоями краски, которой требуется 57 тонн.
Цвет не везде однороден, ее красят в разные тона бронзового цвета – от темного у основания до более светлого на самом верху. Это делается для того, чтобы сооружение смотрелось гармонично на фоне неба. Интересно, что даже в наши дни краска наносится кистями.
Интересные факты
- Во время немецкой оккупации агрессоры не могли водрузить на башню свой флаг. Все подъемные механизмы были удалены французами, а вызванные из Германии специалисты ничем не смогли помочь.
- Башня сконструирована так, что ей не страшны бури – во время самого сильного ветра она отклоняется от своей оси только на 12 сантиметров. Более восприимчива железная конструкция к солнцу. Железные элементы от нагрева так расширяются, что верхняя часть иногда отклоняется вбок до 20 сантиметров.
- В 2010 году со 2 этажа, с высоты 115 метров, был установлен рекорд по прыжкам на роликах.
- В 2012 году Ален Роббер влез на вершину монумента без страховки.
- Ежегодно достопримечательность посещают 6 миллионов туристов, за один день – 30 тысяч человек.
- Около 2 тысяч килограммов бумаги в год требуется для печати билетов посетителям «железной леди».
- В башне 5 миллиардов ламп и фонарей. Она потребляет 7,8 млн кВт в год.
- Обслуживающий персонал башни 350 человек.
- Обзор с верхней смотровой площадки 70 км в хорошую погоду.
- Красавица башня – свидетельница несчастий. Начиная с 1898 года по сей день 400 человек покончили жизнь самоубийством.
- Эйфелева башня – самый дорогой памятник Европы. Ее стоимость 435 миллионов рублей.
Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюбленные, чтобы провести вместе незабываемые мгновения. Каждая девушка втайне надеется, что именно там любимый сделает ей предложение руки и сердца.
10 ФАКТОВ ОБ ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНЕ
Кто построил Эйфелеву башню?
Эйфелева башня строилась с 1887 по 1889 года французским инженером Гюставом Эйфелем. Его компания, офис которой находился в пригороде Парижа, Леваллуа-Перре, специализировалась на строительстве металлических каркасов и сооружений. Гюстав Эйфель – автор множества металлических строений в Европе, включая виадук Порто в Португалии, виадук Гараби во Франции и железнодорожный вокзал в Будапеште. Компания Эйфеля также построила еще один знаменитый памятник – Статую Свободы. Спроектировал ее Бартольди. Статую подарили Америке в 1886 году к столетию американской независимости.
Из какого металла сделана башня?
Эйфелева башня сделана из железа, не из стали. Пудлинговое железо для башни было изготовлено на заводе в Помпе на востоке Франции в Лотарингии, собраны же железные пластины и балки были непосредственно в Леваллуа-Перре, откуда их доставили к месту строительства. Именно такая система позволила построить башню в рекордные сроки – 2 года, 2 месяца и 5 дней.
Зачем построили Эйфелеву башню?
Эйфелева башня была построена как один из главных экспонатов Всемирной выставки в Париже 1889 года. В тот год Всемирная выставка полностью заняла Марсово поле. Темой выставки были конструкции из железа и стали. В то время они считались главным промышленным прорывом.
300-метровую башню вскоре назвали в честь ее создателя — Гюстава Эйфеля. Открыли ее для публики в день начала Всемирной выставки 15 мая 1889 года.
И до и после строительства отзывы в арт-кругах о ней были разные. Но смелая архитектурная и дизайнерская концепция Эйфелевой башни привлекла к ней посетителей – более 2 миллионов человек пришли посмотреть на башню в первый год.
Действительно ли Эйфелева башня – символ Франции?
Благодаря своему размеру (324 метра в высоту) и уникальному силуэту парящая над Парижем Эйфелева башня быстро стала одной из самых популярных достопримечательностей Парижа. Судьба башни тесно связано с судьбой французской столицы. С самого первого дня Эйфелева башня служила сценой для многих событий жизни Парижа и всей Франции: грандиозного фейерверка 14 июля в День взятия Бастилии, спортивных и культурных мероприятий.
Башню можно увидеть с разных точек Парижа и окрестностей. Ее фотографируют, рисуют, снимают на видео, упоминают о ней в рассказах и стихах. Неудивительно, что Эйфелева башня в умах многих стала символом Франции.
Что Эйфелева башня олицетворяет для французов?
Вот уже 130 лет Эйфелева башня служит визитной карточкой Парижа и Франции. С первого дня открытия ее дизайн и стать поразили весь мир. Она символизирует французское ноу-хау и мастерство французских архитекторов. Сегодня она видна из разных уголков Парижа, днем и ночью. До часа ночи в определенное время включается иллюминация. Ее отблески видны в радиусе до 80 км.
Эйфелева башня была свидетелем и иногда действующим лицом многих важных событий в истории Франции. В ранние годы здесь была научная лаборатория. Кстати, исследования, которые здесь проводили, спасли башню от ликвидации, которая была предусмотрена через 20 лет после ее строительства. Творение Гюстава Эйфеля служило радио – и телебашней для 12 миллионов жителей региона Иль-де-Франс. В наши дни огни башни выключаются в память о жертвах трагедий по всему миру. Сегодня Эйфелева башня не просто символ – это средство выражения солидарности Парижа и Франции.
Почему у Эйфелевой башни такая форма?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно вернуться назад во время проектирования башни. Два инженера, которые работали в компании Эйфеля, задумали 300-метровою металлическую башню для Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Эти инженеры специализировались на крупных металлических конструкциях: мостах, вокзалах, виадуках. Поэтому логично, что первый проект башни показывал мачту на 4-х опорах, каждая из которых сделана из 4-х балок, связанных между собой вспомогательными диагональными балками. Эта форма напоминает крупнейшие виадуки, сделанные в тот период Эйфелем.
Почему нельзя фотографировать Эйфелеву башню ночью?
Нет ни одного закона, запрещающего фотографировать башню в ночное время. Туристы спокойно могут делать фотографии для своих архивов и социальных сетей. Совсем другое дело – коммерческое использование этих снимков. Любая иллюминация Эйфелевой башни защищена авторским правом. Поэтому для коммерческого использования фотографий Эйфелевой башни в ночное время необходимо получать специальное разрешение управляющей компании.
Является ли Эйфелева башня предметом искусства?
Изначально никто не думал о башне как о предмете искусства. Это был результат работы архитекторов и инженеров. Проект башни компании Эйфеля был выбран из 107 других подобных проектов.
Сколько человек посещают Эйфелеву башню ежегодно?
Эйфелева башня – обязательная остановка для всех посетителей Парижа. Ежегодно чуть более 6 миллионов человек поднимаются на башню. Башня открыта каждый день с 9:30 до 23:45.
Сколько этажей у Эйфелевой башни?
Три этажа Эйфелевой башни открыты для посетителей: 1 этаж, второй этаж и смотровая площадка. На втором этаже и на смотровой площадке – по два уровня. На первые два этажа можно подняться либо пешком, либо на лифте. На смотровую же площадку добраться можно только на лифте.
Сколько весит Эйфелева башня?
Эйфелева башня весит 10 000 тонн. Вес одного только металлического каркаса – 7300 тонн. А краска башни весит всего лишь 60 тонн.
Примечание: На время карантина Эйфелева башня закрыта. Совершить виртуальную прогулку по ней можно по ссылке. Также не пропустите выставку Эйфелева башня в 1900 году.
Символ Парижа: Эйфелева башня – forever!
Как все грандиозное, Эйфелева башня вызывает противоречивые чувства: кого-то восхищает, а кого-то и раздражает. Но нынешний Париж представить без нее практически невозможно. Она так органично влилась в облик столицы Франции, что стала ее неотъемлемой частью. Закажите тур во Францию и убедитесь в этом сами! «Железная леди» не только попросту красива, она стала выдающимся коммерческим проектом: башня окупила себя в первые же десятилетия эксплуатации.
А сколько было протестов против «железной леди» с самого начала ее строительства! Впрочем, французы любят покричать, попротестовать против всего на свете. Например, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду также поначалу пришелся парижанам не по вкусу, но потом горожане пообвыклись.
Газета Le Temps опубликовала послание деятелей искусств, бурно выражавших свое возмущение строительством металлического монстра, который непоправимо испортит неповторимый исторический облик города. А между прочим, среди них были такие зубры мирового искусства, как Мопассан, Шарль Гарнье, Эмиль Золя, Александр Дюма младший. Какими только эпитетами не награждали «железную леди» (настоящая бы точно обиделась): «самый высокий фонарный столб в мире», «железный монстр», «скелет колокольни», «недостроенная фабричная труба», «гигантский гриль». И это еще самые сдержанные определения!
И Париж уже чуть было не лишился своего символа: башню было решено снести окончательно. Но, о чудо! Наступила эпоха радио, а «железная леди» стала стратегически важной радиопередающей станцией!
Как это было
Эйфелева башня была построена в ознаменование Всемирной выставки 1889 года. Местом ее дислокации было выбрано Марсово Поле.
Перед выставкой был объявлен конкурс, получивший огромный резонанс во всем мире. Комиссия рассмотрела около 700 работ. После длительных дебатов победителем стал Александр Гюстав Эйфель. Именно его проект как нельзя более соответствовал задаче показать в полной мере степень развития науки и техники того времени.
У Эйфеля был собственный завод металлоконструкций, где трудились два очень талантливых инженера: Морис Кёхлен и Эмиль Нугье. Именно они изначально «разродились» идеей грандиозного сооружения из металлоконструкций. Но Эйфель не был плагиатором: именно его гений помог создать из принципиальной схемы проработанную конструкцию «железной леди».
Даже фундамент башни был новаторским. Его возведение потребовало напластовки грунта, использования кессонов и прочих ноу-хау того времени. Его строительство длилось полтора года! При возведении собственно башни было использовано более 12 000 металлических деталей. Они были изготовлены на заводе господина Эйфеля под личным наблюдением хозяина. Причем надзирал над работами он настолько здорово, что конструкции не потребовали никакой подгонки по месту. На изготовление башни ушло более 300 тысяч тонн металла!
Красавица явилась миру во всем великолепии 31 марта 1889 года. Она возвышалась над землей на 300,65 м. После установки антенн «железная леди» подросла до 324 метров. На то время она была самым высоким сооружением в мире. И до сих пор в Париже нет зданий, «переросших» Эйфелеву башню.
Башня имеет три этажа. Первый уровень образуется четырьмя опорами. Здесь имеются ресторан и обзорная площадка, на втором – аналогичный набор, но кроме него – резервуары с машинным маслом, необходимым для работы лифтов. На третьем же этаже расположены лаборатории, а также личный кабинет господина Эйфеля.
Это интересно знать
- Даже в самый сильный ветер угол отклонения верхушки башни от идеальной вертикали не превышает 12 см.
- Давление башни на опору эквивалентно силе, с которой давит на пол ножка стула с сидящим на нем человеком.
- Моррис Уильям, который всегда открыто высказывался против строительства «железной леди», обожал обедать в одном из нее ресторанов. Сей парадокс он объяснял с присущим ему юмором: он говорил, что это единственное место в Париже, откуда башню не увидеть.
- Эйфелева башня – пока единственное здание на Земле, цвет которого запатентован. Башня не одноцветна, как может показаться на первый взгляд. Ее перекрашивают каждые 7 лет. Всего пока что башня «переодевалась» 19 раз.
- В 1960 году было официально объявлено о переносе башни на новое место. Представляете, какой начался переполох! В конце концов выяснилось, что так изящно пошутили на 1 апреля журналисты.
- В том же 1960 году Эйфелева башня была продана. Предприимчивый зеленщик сумел втюхать ее голландской фирме на металлолом. Естественно, его документы, подтверждающие право на демонтаж сооружения, оказались подложными.
- На башне выгравировано 72 имени выдающихся инженеров, математиков и прочих ученых – современников Эйфеля.
Годовщина открытия Эйфелевой башни: История строительства и продажи «железной леди» Франции
Главный символ Франции могли снести через два десятка лет после возведения
«Первая леди Парижа», «Железная леди», «Гвоздь города», «Пастушка облаков» – это названия Эйфелевой башни, символа, представляющего Францию, памятки-рекордсмена туристических посещений. В годовщину ее открытия мы решили рассказать о ней самое интересное как о жемчужине Франции и магните для туристов.
Далее – об Эйфелевой башне, той, которая уже более ста лет клонится, но остается непоколебимой, гнется от ветра, но не падает, которая вопреки всем прогнозам стоит уже 132 года.
Кажется, что она была всегда. А нет, ее не было. На улице стоял 1884 год, и в Париже задумывали Всемирную выставку, которая должна пройти через два года. В качестве входной арки для масштабной выставки организаторы хотели видеть стильное, но временное сооружение. Ее строительство заказали Гюставу Эйфелю с условием демонтажа здания через 20 лет после постройки. Так началась история Эйфелевой башни.
Кто задумал построить башню из металлического каркаса
Это металлическая башня в центре Парижа, собственно, не имеет названия, кроме названия по имени ее конструктора. Сам Гюстав Эйфель называл ее просто «300-метровой башней».
Всемирная выставка 1889 года проходила в Париже и была приурочена к столетнему юбилею Великой французской революции. По инициативе парижской городской администрации между французскими инженерами был проведен конкурс на создание сооружения, которое бы демонстрировало технологические достижения страны.
Гюстав Эйфель Фото из открытых источников
Сам Эйфель, владелец инженерного бюро, не имел никаких идей, но вспомнил, что видел где-то эскиз высотной башни, выполненный его сотрудником Морисом Кешленом. В 1884 году эскиз 300-метровой железной башни получает патент на проект. За два года начался непосредственно конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны были определить архитектурный облик Всемирной выставки. В конце концов, проект Эйфеля стал одним из четырех победителей. Тогда сам инженер заявил: «Франция будет единственной страной, которая имеет 300-метровый флагшток!».
В начале 1887 года Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, в соответствии с которым инженер лично получал эксплуатационную аренду башни сроком на 25 лет и денежную субсидию в размере 1,5 млн золотых франков.
Открытие «железной леди» Парижа
Строительство продолжалось два года, два месяца и пять дней и 31 марта 1889 года было завершено. На строительной площадке работало 300 строителей. Башню «сформировали» из 18 038 металлических деталей. Ни одна из заготовленных балок не весила более трех тонн — и именно это очень облегчало поднятие металлических частей и их установку.
Интересная вещь, за время строительных работ не было ни одного несчастного случая с летальным исходом, а это было немалым достижением для того времени.
Этап строительства Эйфелевой башни Фото из открытых источников
Бюджет строительства составил 7,8 млн франков, но, несмотря на немаленькую сумму, башня окупилась за период работы выставки, для которой ее, собственно, и строили. Тогда посмотреть на нее пришли 2 миллиона человек.
В конце концов, с самого открытия ее эксплуатация стала чрезвычайно прибыльным делом. Поэтому 1 января 1910 года Эйфель продлевает аренду башни на семьдесят лет. Так через несколько лет башня стала культовым символом Франции.
Факты и цифры
Сначала высота Эйфелевой башни составляла 300 м, сегодня же она больше – 324 м. Высота увеличилась за счет установки современной антенны на пике сооружения, которая транслирует 4 радио- и 6 телеканалов.
Полная масса главной башни — 10100 тонн. Из такого огромного количества металла в современных инженерных реалиях можно построить три похожих башни.
Этапы возведения Эйфелевой башни Фото из открытых источников
Стоимость Эйфелевой башни оценивают сейчас более чем в 400 миллионов евро. На цену повлияли локация сооружения и ее доходность.
Каждый год самый известный символ Парижа посещают 7 миллионов туристов. Для публикации билетов для них используют 2 тонны бумаги. Билет на самый верх стоит 17 евро, на второй ярус – 11 евро.
Эйфелева башня вошла в топ-20 достопримечательностей мира, обойдя Нью-Йоркский Тайм-Сквер и Лондонский Биг-Бен. Правда, она оказалась на первом месте в списке достопримечательностей, которые разочаровывают туристов. Причина – слишком много посетителей.
Башня имеет свою «визуальную» особенность — иллюзию однотонной окраски, хотя она окрашена в три разных оттенка цвета. Каждые семь лет на ней обновляют краску. Старый слой краски удаляют, покрывают антикоррозийным слоем и красят новой краской (используют 57 тонн краски). Внизу цвет темнее, а ближе к пику – светлее. Цвет называют «коричневый эйфелевый», и он официально запатентован.
Эйфелева башня, несмотря на высоту, устойчива к ветру, потому что имеет форму, которая сужается доверху. Правда, ее верхушка все же отклонялась на 12 см при сильнейшем урагане, когда порывы ветра достигают 180 км/ч. Также сооружение легко перегревается под солнечными лучами: металл нагревается, расширяется — и верхушка отклоняется на 18 см.
Мифы и невероятные истории об Эйфелевой башне
Название . Эйфелева башня могла стать «башней Бьоникхаузена», ибо это фамилия предков Гюстава Эйфеля. Однако было решено, что немецкая фамилия не подходит для названия французского архитектурного сооружения, поэтому название происходит от фамилии Эйфеля.
Об общественной пользе . В 1898 году Эжен Дюкрете провел первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном на расстояние в 4 км. А в 1900 году генерал Феррье применил ее для беспроволочного телеграфа. Так случилось, что башню оставили для военных целей. А позже, когда телевидение и радиовещание ворвались в жизнь общества, башня стала местом для установки антенн. С 1906 года на башне работает радиостанция, а в 1907 году на втором этаже башни установили шестиметровые электрические часы по проекту российского инженера Ромейко-Гурко.
О ненависти со стороны художников . Обычные парижане восхищались высотой и величием гигантского сооружения, тогда как творческая интеллигенция Парижа и Франции возмутилась проектом архитектора. Еще в 1887 году 300 писателей и художников, среди которых Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан, Поль Верлен, направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя сооружение как «смехотворную башню, возвышающуюся над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба».
Интересно, что сам Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом этаже башни. На вопрос, зачем он так поступает, если ему не нравится башня, литератор ответил: «Это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно».
О прочности в годы войны . В 1940 году, когда Париж был захвачен гитлеровцами, французы сломали лифты, чтобы немцы не смогли подняться наверх и установить там нацистский флаг. Поговаривают, что Гитлер приказывал разрушить башню, но по каким-то причинам его приказ не был выполнен. Так к концу войны сооружение и осталось незахваченным. А как только Париж освободили, лифты сразу же заработали.
О браках . 8 апреля 2007 года Эйфелева башня и 34-летняя американка Эрика Лабри из Сан-Франциско «отпраздновали свадьбу». Конечно, власти не признали брак, но «невеста» все же изменила фамилию, став Эрикой Ла Тур Эйфель.
О суицидах . Несмотря на защитные конструкции, с Эйфелевой башни нередко прыгают те, кто хочет покончить с собой. Сооружение занимает третье место в мире по количеству самоубийств, здесь фиксируется 17 случаев на 1000 человек. Правда, был однажды и счастливый случай. Женщина прыгнула с башни, но остался жива, упав на крышу автомобиля, а позже вышла замуж за владельца этой машины.
Кто и когда продал Эйфелеву башню
На протяжении всего времени существования башни, то есть за более 100 лет, мошенники пытались продать ее 20 раз. И несколько раз успешно. К примеру, в 1925 году Виктор Люстиг дважды «продал» башню на металлолом.
В 1954 году швед назвал себя генеральным директором акционерного общества и предложил покрыть башню антикоррозийной краской. Кредит на покупку 50 тонн краски мошенник получил, но исчез.
В конце концов, в 1960 году британец Дэвид Сэмс продал Эйфелеву башню на металлолом, убедив голландскую фирму, что французские власти действительно поручили ему заняться демонтажем. Когда обман был разоблачен, Сэмса посадили в тюрьму, но деньги фирме так и не вернули.
Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах PNK.TV
Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Чем на самом деле является Эйфелева башня?
Дата публикации:
Автор:
Раздел сайта:
What is the Eiffel Tower, actually?
П оверхностный человек может сказать, что это башня, которую назвали в честь парня по имени Эйфель. Не хочется отнимать возможности у г-жи Эйфель, но женщины-строители во Франции XIX века не были многочисленны. В самом деле, основной движущей силой строительства Эйфелевой башни был французский инженер-строитель Гюстав Эйфель, который также спроектировал внутреннюю структуру для Статуи Свободы.
Однако такой ответ оставляет важные стороны вопроса неизученными. Популярные справочники не помогут. Например, если мы обратимся к Википедии, то узнаем, что “башня была построена как входная арка парижской Всемирной выставки 1889 года“, или, как предпочитают выражаться французы l’Exposition universelle de 1889. Эйфелева башня расположена на одном из краев Марсова поля, большой зеленой зоны в центральной части Парижа, обычно используемой для различных общественных представлений. Пожалуйста: можно пересечь Сену или чинно прогуляться под башней.
Идем далее. Высота Эйфелевой башни 324 метра (включая установленные на вершине антенны). Сооружение состоит из 18 038 железных частей, тщательно изготовленных и собранных вместе за два года строительства. Это стоило почти 8 миллионов франков, сегодня что-то вроде 40 миллионов долларов США. В эпоху дефицита в размере триллиона долларов полагаю, что это не так уж и много (здесь речь о дефиците США – пер.). Однако, это больше, чем Вы ожидаете заплатить за парадные ворота.
Ладно, для всемирной выставки вы хотели бы соорудить что-нибудь красивое. Никто не собирается ехать из провинций Франции, не говоря уже о загранице, чтобы увидеть входную арку, которую можно купить на распродаже в Менардсе (Menards – сеть хозяйственных магазинов на Среднем Западе США – пер.). И все же, грандиозное – это одно, экстравагантное – это совсем другое. Высочайшее на то время сооружение в мире, памятник Вашингтону, составляло сущие 169 метров. А самое высокое на 1890 год обычное здание, то есть здание, где вы могли бы работать или жить, был нью-йоркский Уорлд билдинг (The New York World Building), высотою в ничтожные 94 метра.
Люди более экономичные, нежели французы, возможно, сказали бы: если мы возведем башню высотой 200 метров, а не 300 с лишним, мы достигнем нашей основной цели – у нас будет входная арка, обеспечивающая нам место в книге рекордов, и изумляющая деревенщину. Кроме того, у нас останется значительная сумма, которую мы сможем разумно инвестировать в казначейские облигации.
Но они этого не сделали. Вся соль проекта Эйфеля была в том, что он сможет построить башню высотой в 300 метров, и проектировщики выставки купили его проект. Дело в том, что Эйфелевой башне, вероятно, принадлежит антирекорд отношения грандиозности к полезности среди всех сооружений в мире. (Некоторые скажут, что в этом смысле Статуя Свободы отстоит недалеко, но давайте вспомним, кто выдумал её.)
Над этим вопросом стоит поразмышлять. Люди строили высокие сооружения со времен Вавилона – главным образом для славы, конечно, но обычно еще с некоторой явной высшей целью в мыслях. Храмы и соборы – чтобы чествовать божества; пирамиды строили как гробницы; Монумент Вашингтона – в память первого президента США. Самое высокое здание в мире на данный момент – это 160-этажный небоскреб Бурдж Халифа в Дубае в Объединенных Арабских Эмиратах, высотой 828 метров. Можно предположить, что это несколько больше, чем требовалось для местного рынка недвижимости, но факт остается фактом: Бурдж Халифа является зданием, в котором есть пригодные для жилья площади.
С Эйфелевой башней не так – по крайней мере в сколь-нибудь значительной степени. Это – почти в чистом виде архитектура тщеславия. Нельзя сказать, что это был провал в финансовом отношении. На башне есть смотровая площадка, рестораны, конференц-зал, магазин сувениров, и т. д.. Все это приносит соответствующий довольно высокий доход. Башня отбила большую часть расходов на строительство за время выставки 1889 года; добавьте сюда субсидии от города Парижа, и проект был комфортно завершен в черной зоне.
Однако, после закрытия выставки бизнес сократился. Первоначальный план состоял в том, чтобы снести башню через 20 лет. Она выжила в первую очередь потому, что предприимчивые стороны нашли для нее практическое применение. Редкий гость, пристально глядящий на знаменитый силуэт башни, не подумает: вот идеальное место для парковки моего дирижабля. В действительности, однако, высокие структуры обеспечивают заведомо плохое крепление дирижабля из-за порывов ветра. Башня действительно служила опорой дирижаблю, по крайней мере, в одном случае: когда пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон обогнул ее во время полета на приз в 1901 году.
Спасение Эйфелевой башни оказалось в области связи. В 1906 году была добавлена антенна для беспроводного телеграфа; позже были установлены коммерческие радио и телевизионные антенны. Это оплачивало содержание башни до развития туризма после Второй мировой войны. Сегодня Эйфелева башня, как говорят, привлекает больше посетителей, чем любой другой платный аттракцион на земле, превосходно исполняя роль, для которой она была построена.
Какую роль, спросите вы? Не тупите. Реклама Франции!