Успенский собор троице сергиевой лавры

История постройки Успенского собора Лавры Самый большой на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры храм — Успенский собор — был построен в XVI в. по приказу царя Иоанна Грозного при

Успенский собор троице сергиевой лавры

История постройки Успенского собора Лавры

Самый большой на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры храм — Успенский собор — был построен в XVI в. по приказу царя Иоанна Грозного при митрополите Макарии. В «Кратком летописце Свято-Троицкия Сергиевы лавры» сохранилась запись о закладке храма в 1559 году, где есть указание, что царь хотел посвятить собор Святой Троице: «Того ж лета, месяца маия в 19 день, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии был у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре на празник в неделю пятдесятную, и велел основати церковь во имя Живоначалныя Троицы; а на основание был сам царь государь и великий князь, и з своею царицею великою княгинею Анастасьею и з своими детми: с царевичем со князем Иваном и с царевичем со князем Феодором, и з своим братом с князем Георгием Васильевичем, и с царем Александром Казанским. Да на основание же был владыка Резанской Гурей, преж был игумен у Живоначалныя Троицы; а “заложена церковь” при Троицком Сергиева монастыря игумене Иоасафе и при келаре старце Андреяне Ангелове»[1].

Подробная история постройки собора неизвестна. Постройка собора «стала возможной лишь после того, как восточная линия келий была отодвинута дальше к востоку, то есть к стенам монастыря»[2]. Объяснить связь образования в монастыре большой площади с построением Успенского собора можно двояким образом: территорию очистили специально для постройки нового собора или появившееся пространство, являвшееся пустырем, инициировало постройку собора[3].

Возведение собора длилось 26 лет. Причиной столь длительного строительства является пожар в обители, разоривший монастырь, который случился в 1564 году.

Некоторые исследователи называют еще одну причину — царь Иоанн IV перестал оказывать денежную поддержку монастырю, так как монахи обители осуждали его политику, а именно: введение опричнины. О.С. Ермакова приводит слова царя, в которых выразилось его отношение к монастырю: «У Троицы в Сергиеве благочестие изсякло, ино и монастырь оскудел и не пострижется никто и не даст никто ничего»[4]. Н.Д. Виноградов также считает, что строительство собора приостановилось из-за гнева царя. Его мнение приводит Георгий Александров в своей статье и тут же его опровергает. По словам Александрова, так как опричнина развернула свою активную деятельность только с 1565 года, то к этому времени строительство собора должно было закончиться (Московский Успенский собор строили 4 года). Кроме того, Александров ссылается на многочисленные факты, подтверждающие благоволение царя Иоанна Грозного к Троице-Сергиевому монастырю[5].

Освящен собор был уже при царе Феодоре Иоанновиче 15 августа 1585 года. Освятил собор митрополит Дионисий. Царь и царица присутствовали при освящении собора.

Монастырский Успенский собор был построен по подобию Успенского собора Московского Кремля, возведенного столетием раньше выдающимся итальянским архитектором ХV в. Аристотелем Фиораванти, но в б о льших пропорциях. Как замечает А.Г. Мельник[6], для XVI в. это был единичный случай, чтобы строился храм в б о льших размерах, чем главный собор страны. Связывает исследователь такое допущение с тем, что царь Иоанн IV придавал высокое значение строительству монастырского собора. В.В. Кавельмахер также называет беспрецедентным «столь педантичное копирование одного здания при сооружении другого»[7]. И как предполагает исследователь, ориентируясь на архитектурные элементы Успенского собора лавры и проведя параллельное исследование лаврского и кремлевского соборов, можно реконструировать первоначальный вид архитектуры, принадлежащей Фиораванти, так как за свою историю кремлевский кафедральный собор лишился многих значительных элементов своей архитектуры[8]. И А.Г. Мельник, и В.В. Кавельмахер приводят в своих работах наиболее заметные отличия двух соборов: утраченная западная паперть, боковые порталы и расширенные главные нефы[9], в интерьере: круглые столпы московского собора заменены в монастырском массивными крестчатыми столпами.

После детального анализа архитектуры Успенского храма А.Г. Мельник приходит к выводу, что собор был построен практически полностью «по одному замыслу, под руководством одного архитектора», который сформировался «в традиции раннего итальянского барокко» и являлся представителем «новой волны европейских мастеров, которые появились в России с середины XVI в. по приглашению царя Ивана IV»[10]. Итальянский мастер внес в архитектуру собора элементы, характерные как для древнерусского искусства, так и для раннего барокко.

Другой исследователь архитектуры Успенского собора иеродиакон Иов (Тывонюк) придерживается мнения, что собор был построен русскими мастерами-зодчими[11]. Доказательств, подкрепляющих данное утверждение, иеродиакон Иов не приводит, но ссылается на слова профессора протоиерея Алексия Остапова, называющего мастеров «безымянными».

Руководил строительством Успенского собора Троицкого монастыря иконописец монах Евстафий (Головкин), обладавший незаурядными организаторскими способностями[12].

Сложен собор полностью из кирпича с небольшим добавлением элементов из белого камня[13]. Успенский собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых находятся в алтарной части, и четыре – в основном пространстве храма.

Первоначально собор имел позакомарное покрытие. На иконе XVII в. собор также показан с позакомарной кровлей. На гравюрах И. Зубова показаны наиболее ранние изображения четырехскатной, еще тесовой, кровли Успенского собора[14]. Кровлю с тесовой на железную заменили в 1751-1752 годах[15]. В 1751-1752 годах полусферические главы были заменены луковичными.

В соборе находятся четыре престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы и три боковых – в честь великомученика Феодора Стратилата (святой покровитель царя Феодора Иоанновича), мученицы Ирины (святая покровительница супруги царя) и святителя Николая Чудотворца.

Приделы в честь великомученика Феодора и мученицы Ирины, находящиеся в южной части алтаря, были устроены еще при строительстве собора. А придел, посвященный свт. Николаю, который находится в крайнем северном приделе, «устроен во время осады Лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года»[16].

В Успенском соборе за историю его существования было два иконостаса. Первый из них был тябловый и просуществовал, по разным данным, до конца XVII – начала XVIII веков[17]. Второй иконостас относится к типу рамных и находится в соборе до наших дней.

Достаточно долгое время Успенский собор оставался не расписанным, и единственным значительным его украшением был иконостас. В 1684 году собор был расписан на деньги, выделенные архиепископом Рязанским Моисеем, который после кончины был в нем погребен[18]. Роспись была выполнена спешно – за 100 дней (за одно лето) 35 домовых мастеров расписали собор полностью. С чем связана такая спешка ― неизвестно. Живопись выполнили монастырские (троицкие) иконописцы и приглашенные ярославские[19] под руководством ярославского иконописца Дмитрия Григорьева. Летопись, находящаяся в западной части собора, зафиксировала имена художников, выполнявших роспись, и дату ее создания. В дальнейшем эта живопись неоднократно поновлялась.

[1] Цит. по: Горский А.В. 1841 [URL: http://www.stsl.ru/lib/book5/book5-chap16.htm ] (Дата обращения 12.09. 2014).

[2] Зубов В . Успенский собор // Материалы по Троице-Сергиевой лавре [машинопись]. 1908. С. 1.

[3] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ, 2012. С. 179-180.

[4] Ермакова С.О. Троице-Сергиева лавра. М.: Вече, 2004. (Далее Ермакова С.О. 2004). С. 42.

[5] Александров Г. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 2. (Далее Г.А. 1947). С. 31.

[6] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[7] Кавельмахер В.В. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры как аналог московского Успенского собора (к постановке проблемы) // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1974. (Далее Кавельмахер В.В. 1974). С. 53.

[9] Мельник А.Г. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря // Макарьевские чтения. Монастыри России. Можайск: Можайск-Терра, 2000. (Далее Мельник А.Г. 2000). С. 104.

[10] Там же. С. 107.

[11] Иов (Тывонюк), иерод. Успенский собор. Троице-Сергиевой лавры: (История, описание и последняя реставрация) [кандидатское сочинение] — Загорск : [б. и.], 1969. С. 90.

[12] Нечаева Т.Н. Евстафий (Головкин Евфимий Дмитриевич) // Православная энциклопедия. Т. XVII. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. С. 307.

[13] Кавельмахер В.В. 1974. С. 54.

[15] Иов (Тывонюк), иерод. 1969. С. 103.

[16] Голубинский Е.Е . 2012. С. 178.

[17] Об атрибуции иконостасов будет написано далее.

[18] Голубинский Е.Е . 2012. С. 182.

[19] Белоброва О.А. К истории стенной живописи Успенского собора Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. (Далее Белоброва О.А.1960). С. 68-69.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Троице-Сергиева лавра — особая обитель, ее история неразрывно связана с историей всей нашей страны. Недаром многие ключевые исторические деятели выказывали монастырю свое особое предрасположение. С названием лавры у многих людей часто ассоциируются имена Сергия Радонежского, Петра Великого, Симона Ушакова или Бориса Годунова.

Все эти великие люди по-своему способствовали процветанию Троице-Сергиева монастыря. Не исключением стал и первый русский царь Иван IV Грозный. Иван Васильевич всегда особенно относился к Троице-Сергиевой лавре. Именно здесь, в стенах Троицкого собора, он был крещен. Да и в целом царь частенько навещал обитель. Так, в 1559 году по его приказу началось строительство Успенского собора, возводившегося по образу и подобию одноименного храма Московского Кремля.

Читайте также  Гамбург германия достопримечательности

Возведение Успенского собора, самого масштабного строения на территории Троице-Сергиевой лавры, длилось 26 лет. Но Ивану Грозному так и не удалось посмотреть на Успенский собор в его окончательном виде. Царь скончался за год до завершения строительных работ, а освящение собора производилось уже во время правления сына Ивана IV – при Федоре Иоанновиче. Как раз в Успеньев день, 15 августа 1585 года, в присутствии царя Федора и его жены Ирины митрополит Дионисий и произвел торжественное освящение храма.

Внутреннее убранство

Царская чета уделяла немало внимания возведению собора. Именно поэтому храм Успения Богородицы имеет один престол, посвященный святому великомученику Феодору Стратилату и еще один, посвященный святой великомученице Ирине. Всего в Успенском соборе имеется четыре престола, но так как три из них находится в алтаре главного, построенного в честь Успения Божьей Матери, многим прихожанам кажется, что собор однопрестольный. И если два внутренних престола посвящены святым великомученикам, то третий сооружен в честь Николая Чудотворца. Именно этот святой, по преданию, спас священнослужителей и прихожан от страшной эпидемии цинги, свирепствовавшей во время нашествия поляков 1609 года.

Различные работы по украшению и возведению всевозможных пристроек велись в Успенском соборе вплоть до XVIII века. Так, стены и столпы храма имеют красивейшие фрески с библейскими мотивами. Эта роспись была выполнена местными, а также ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым в 1674 году. Особую атмосферу в соборе создает великолепный иконостас, состоящий из пяти ярусов икон. А вверху, с другой стороны от иконостаса, в три ряда расположилась широкая галерея для мужского хора. Таким образом, кажется, что звучание голосов и впрямь льется с небес. Эту особенность отмечают почти все посетители храма. Еще одна важная деталь внутреннего убранства Успенского собора — два прекрасных бронзовых паникадила, выполненных мастерами Оружейной палаты в XVII веке.

Главными святынями Успенского собора являются святые мощи преподобного Максима Грека, а также мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского. Доступ к этим реликвиям обычно открыт прихожанам в теплое время года.

Внешний облик Успенского собора

Такая достопримечательность Сергиева Посада, как Успенский собор, действительно была построена практически в полном соответствии с одноименным кремлевским храмом. Отличие составляют лишь некоторые детали. В сравнении с другими сооружениями лавры, собор Успения Богородицы является самым масштабным. Но благодаря удачному расположению, величественное и массивное здание не выбивается из всего монастырского ансамбля. Наоборот, храм довольно гармонично вписывается в общую картину обители.

Первоначально пять глав Успенского собора были полусферическими, но позже им придали более сочную луковичную форму. Кроме того, до начала XIX века купола были отделаны червонным золотом. Сейчас же центральная глава покрыта вызолоченной медью, а четверо крайних — имеют яркий голубой цвет и украшены золочеными звездами разных размеров. Также, в отличие от московского образца, эта достопримечательность Сергиева Посада была построена не из камня, а из кирпича и имеет шесть несущих своды пилонов, которые выделяются традиционной прямоугольной формой сечения. Все это, в сочетании с белоснежными и лаконичными стенами придает собору совершенно уникальный вид.

Гостям подмосковного Сергиева Посада рекомендуется посетить эту достопримечательность не только, чтобы увидеть очередную древнюю церковь, но и чтобы насладиться всем великолепием искусной работы русских зодчих, услышать возвышенное пение церковного хора и просто почувствовать себя частичкой нашей общей истории.

Успенский собор троице сергиевой лавры

III. Памятники архитектуры:

a) На территории Лавры

Успенский собор (1559-1585 гг.)

В архитектурной истории Троице-Сергиева монастыря XVI столетие явилось важным этапом его развития. Летописи отмечают, что в 1557 году во время строительства каменных стен «монастырь раздвигали и кельи разносили. ». Огороды и хозяйственные службы были вынесены за ограду. В связи с расширением территории монастыря произошла перепланировка и в расположении зданий. По велению Ивана Грозного в 1559—1585 годах на центральной площади был воздвигнут величественный Успенский собор. Он повторяет формы Успенского собора Московского Кремля, ставшего символом государственной власти. Собор монументален и строг. С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами. На них опираются полукружия закомар. Узкие высокие окна, расположенные двумя рядами, подчеркивают внушительную толщину стен. Между ними — широкий аркатурно-колончатый пояс. Позакомарная кровля увенчана пятью массивными главами.

И нтерьер собора производит праздничное и торжественное впечатление благодаря обилию света и нарядной росписи на стенах, сводах и опорных столбах. Собор был расписан спустя 99 лет после постройки 35 ярославскими и местными троицкими живописцами во главе с Дмитрием Григорьевичем и Василием Григорьевичем Плехановыми. Фрески выполнены в холодных звучных тонах, для сюжетов характерна повествовательность. Иконостас пятиярусный, деревянный, резной, золоченый. В иконостасе — 76 икон XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены царским изографом (художником) Симоном Ушаковым. За иконостасом со стороны алтаря устроены трехъярусные деревянные хоры. Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века. Они выполнены мастерами Оружейной палаты Московского Кремля и являются вкладом в монастырь царского стольника Янова.

К ак и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав была заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора. Эти изменения негативно отразились на конструкции здания. На сегодняшний день – это одно из самых проблемных сооружений ансамбля, требующее регулярного наблюдения и проведения необходимых работ по укреплению этого редкого памятника.

Гробница Годуновых

Р ядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, находится небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение конца XVIII в.— усыпальница, где в настоящее время находятся останки царя Бориса Годунова, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении, захороненных в начале XVII века под папертью собора. На фасадной стороне его, обращённой в сторону центральной площади монастыря, на мраморных плитах, начертаны имена и даты смерти погребённых, расположенные в следующей последовательности:

«Лета 7113 (1605) июня в 10 день преставися благоверный царевич Феодор Борисович всея Руси; лета 7113 (1605) мая в 1 день преставися благоверный царь и великий князь Борис Феодорович всея Руси, в иницех Боголеп; лета 7113 (1605) июня в 10 день представися благоверная царица и великая княгиня Мария Григорьевна всея Руси; лета 7130 (1622) августа в 30 день представися царевна Ольга Борисовна»

Отзыв: Монастырь «Троице-Сергиева лавра» (Россия, Сергиев Посад) — Душевное и духовное место, но больше напоминает музей

Этот отзыв в первую очередь для тех, кто еще не был в Троице-Сергиевой лавре и только собирается ее посетить. Попадая туда первый раз без экскурсии, можно растеряться и упустить что-то главное. Фотографий внутри помещений лавры почти нет, не всегда уместно там фотографировать.

Как добраться до лавры самостоятельно, если вы приехали на электричке или автобусе, я рассказала в отзыве о смотровой площадке Блинная гора. Вход в лавру осуществляется через Святые ворота. Лучшее время для посещения — раннее утро, когда еще нет автобусов с туристами.

В помощь туристам и паломникам схема Троице-Сергиевой Лавры.

Первый храм, который встречает гостей, — Надвратный, или церковь в честь Рождества святого Иоана Предтечи. Сооружен был в конце 17 века. Открыт рано утром. С 6 до 8 утра здесь проводится Таинство покаяния.

Самым величественным сооружением лавры является Успенский собор. Он давно уже стал символом Троице-Сергиевой Лавры. Заложен был при Иване Грозном, а освещен в 1585 году при его сыне Федоре. Успенский собор легко узнать по его пяти куполам, центральный из которых золоченый, а остальные с золотыми звездами на синем фоне. Главная святыня собора — первая рака преподобного Сергия Радонежского. В росписи собора принимал участие известный иконописец Симон Ушаков.

К сожалению, у меня сохранилась только одна фотография из интерьера Успенского собора.

Слева от западного входа в собор в конце 18 века была сооружена усыпальница в виде палатки над местом захоронения Бориса Годунова и членов его семьи.

Под Успенским собором расположена крипта собора с Храмом Всех Святых в земле российской просиявших. Там находятся гробницы патриархов всея Руси Пимена и Алексия I.

Читайте также  Невский 39 аничков дворец

Вот пара фотографий из интерьера крипты.

Практически в каждом храме монастыря находятся чьи-то гробницы. Большинство имен нам ничего не скажут, поэтому не буду на этом заострять внимание.

Справа от входа в Успенский собор находится необыкновенно красивая часовня. На нее можно часами любоваться.

Это Надкладезная часовня, построенная в 17 веке. Она стоит над источником. Благодаря воде из этого источника прозрел слепой инок Пафнутий, и с тех пор этот чудотворный источник притягивает тысячи паломников. Летом вода из источника поступает вот в эту сень над крестом.

Слева от Сени перед колокольней стоит каменный обелиск с солнечными часами, установленный в 1792 году в память об участии Троице-Сергиевой лавры в защите отечества.

Украшением Соборной площади является пятиярусная колокольня 1740-1770 гг. Это творение архитекторов Шумахера и Ухтомского. Ее высота — 88,04 м. Это самая высокая колокольня в России. Сохранился колокол, отлитый еще при Никоне.

Самым древним сооружением Троице-Сергиевой лавры является Троицкий собор, построенный в 1422-1423 гг. В его росписи принимали участие Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, те росписи не сохранились, но сохранился иконостас. Именно для этого храма Андреем Рублевым была написана знаменитая «Троица», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. На фото ниже Троицкий собор с пристроенным позднее Никоновским приделом.

Именно в Троицкий собор устремляются тысячи паломников, чтобы прикоснутся к главной святыне всей Троицко-Сергиевой Лавры — мощам преподобного Сергия Радонежского. Но не могу сказать, что очереди такие уж огромные. К Матроне намного больше. А здесь можно выбрать время, когда народа практически нет.

К Никоновскому приделу примыкает Серапионова палатка, построенная во второй половине 16 века на месте кельи преподобного Сергия. В ней находятся мощи бывших настоятелей монастыря, а также частица мощей Андрея Первозванного.

А прямо напротив Серапионовой палатки находятся Патриарши (Митрополичьи) покои. Здание 18 века. Именно здесь останавливается Патриарх всея Руси, когда посещает лавру.

К востоку от Троицкого собора находится одна из самых изящных церквей лавры — Духовская, или церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Ее появление относится к 15 веку. Там находится резной иконостас розового дерева. Сейчас вокруг церкви ведутся ремонтные работы.

Если вы стоите лицом к Духовской церкви справа от вас будет очень красивое сооружение — церковь в честь преподобного Сергия с Трапезной палатой.

И внутренний и внешний вид церкви поражает своим великолепием. Шахматный раскрас фасада, резные белокаменные колонны, полуколонны, увитые виноградной лозой. Это великолепие надо видеть.

Заслуживает внимания резной золоченный иконостас 1688 г.

Зал Трапезной палаты занимает площадь 510 кв. м. Вот фотографии интерьера.

К Трапезной палате примыкает самый маленький храм — Михеевский, построен в 1734 году на месте, где была келья ученика Сергия — Михея, мощи которого покоятся в этом храме.

Еще один интересный храм архитектурного ансамблю лавры находится на северо-западной части Соборной площади. Это Смоленская церковь, сооружена по указу императрицы Елизаветы Петровны. Когда-то на этом месте была монастырская поварня со Смоленской иконой Божией Матери. перед ней усердно молился паломник, страдавший усыханием рук, и исцелился. Так появилась эта церковь.

В конце 17 века был построен царский дворец — Чертоги. Здесь останавливались царские особы, приезжавшие на богомолье. С 1814 года в Царских Чертогах располагается Московская Духовная Академия.

Я рассказала не обо всех сооружениях Троице-Сергиевой лавры, но и этого вполне достаточно для первого знакомства. Отдельного рассказа заслуживают башни лавры. Есть еще Пятницкое подворье.

Я рекомендую всем посетить это место, даже если вы не являетесь верующим. Здесь есть места, по которым просто приятно прогуляться или посидеть на лавочке. Вот только тишина здесь бывает редко.

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Успенский собор

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Успенский собор
Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
Строительство: 1559-1585 годы
Стиль: Древнерусское зодчество

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма.
Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение
Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2×42,3 м и 27×39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.
Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).
Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.
Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.
При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.
В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.
Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.
Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых.
Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.
Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).
Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах — фигуры праотцев и пророков.
По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.
В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них — одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.
В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.
Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.
У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) — дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.).
В соборе покоятся мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского († 1879 г.).

Читайте также  Цетинье черногория достопримечательности

В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.
Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
Масштабные реставрационные работы, проводимые к 700-летнему юбилею рождения Игумена земли Русской силами ЗАО «БАЛТСТРОЙ» позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор — эту настоящую жемчужину обители преподобного Сергия.

Успенский собор

Храм-памятник построен по повелению Ивана Грозного и освящен при его сыне Федоре Иоанновиче. Здесь вы увидите усыпальницу династии Годуновых и могилу великого лингвиста, которому до сих пор молятся студенты и школьники, желающие изучить иностранные языки. А еще в Успенском соборе находится гроб самого Сергия Радонежского, правда слегка обкусанный паломниками – в буквальном смысле этого слова…

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был построен по повелению Ивана Грозного и является триумфальным памятником в ознаменование падения последнего осколка Золотой орды – Казанского ханства. На закладке храма присутствовал сам царь со всем семейством. Строительство продолжалось 26 лет – с 1559 по 1585 год. Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана IV, совершил обряд митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины.

Образцом для Успенского собора главного российского монастыря стал Успенский собор Московского Кремля, возведенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Только лаврский храм немного больше размерами и сложен не из белого камня, а из кирпича. Конструкция получилась более массивная, а рисунок деталей более простой. Кроме того, строители монастырского собора не стали повторять цилиндрическую форму опорных столбов кремлевского храма, а вернулись к традиционному русскому стилю – пилонам прямоугольного сечения.

Слева от парадного крыльца Успенского собора ранее была трапезная паперть, на которой находился трапезный притвор – на том месте, где он когда-то стоял, на стене Успенского собора до сих пор видны следы кирпичной кладки арочной формы. Внутри притвора была усыпальница Годуновых. В XVIII веке притвор был разобран, и чтобы усыпальница не оказалась под открытым небом над ней в 1782 году была сооружена небольшая палатка, накрывающая могилы царя Бориса Годунова, его супруги Марии, сына, царевича Федора и дочери – царевны Ксении.

Справа от входа в храм стоит часовня. В XVII веке после снятия осады польско-литовского войска в стене Успенского собора была обнаружена трещина. Для проведения ремонтных работ было необходимо обнажить часть фундамента в этом месте. Стали копать и прямо под стеной собора обнаружили родник. Водой из этого источника умылся страдающий слепотой инок Пафнутий и прозрел. Источник оказался целебным и признан святым. Был устроен колодец, над которым построили часовню, от колодца впоследствии был сделан отвод, и святая вода стала поступать под летнюю сень в чашу с крестом – кстати, последнее историческое сооружение на территории монастыря.

Почти столетие величественный Успенский собор простоял не расписанный – лишь через 99 лет после окончания строительства, в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского была нанята артель ярославских и троицких иконописцев из 25 человек под руководством мастера Дмитрия Плеханова. Мастера покрыли стены и своды храма фресками за один летний сезон. До наших дней роспись дошла без реставрации, только была очищена от копоти свечей и лампад.

После своей кончины архиепископ Моисей Рязанский был похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, где, кроме него, погребены архиепископ Августин (Виноградов), поднимавший дух русского воинства во время Отечественной войны 1812 года, а также митрополит Макарий (Булгаков), написавший фундаментальные труды по догматическому богословию и истории церкви. Кроме того, у западной стены храма покоятся супруга короля Ливонии Магнуса королева Мария Старицкая (дочь удельного князя Владимира Старицкого) и ее дочь — королевна Евдокия.

В Успенском соборе имеются две мозаичных иконы – Первомученника Якова Стефана и Божией Матери Казанской. Первая из них ранее находилась в Храме Христа Спасителя и была изъята оттуда перед разрушением старого здания храма в 1931 году. Что касается иконы Божией Матери Казанской, то о ее происхождении до сих пор идут споры. Согласно некоторым источникам, она также из Храма Христа Спасителя, однако имеются свидетельства, что эта икона ранее находилась в часовне Казанского вокзала Москвы.

В храме находятся две раки с мощами – святителя Макария Невского, митрополита Московского и Алтайского, освящавшего народы Алтайского края, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, который просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Святитель Иннокентий знаменит тем, что изучал языки коренных народов и делал на них переводы святого писания. Он считается небесным покровителем тех, кто изучает иностранные языки и к нему за помощью обращаются студенты и школьники.

В юго-западной части Успенского собора на постаменте под стеклянной витриной стоит гроб Сергия Радонежского, деланный преподобным собственноручно. В этом гробу он был похоронен в 1392 году и в нем же были обретены его мощи спустя 30 лет после смерти. Мощи оставались в гробу вплоть до XVI века, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена серебряная рака, которая теперь стоит в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Когда мощи Сергия Радонежского покоились в гробе, люди приходили и прикладывались к святыне. Каждый из паломников хотел иметь у себя частичку этого гроба и поэтому, приложившись, откусывал маленький кусочек. И правая стенка постепенно стала исчезать. Чтобы это остановить, края гроба оббили металлическими пластинами…

С южной стороны Успенского собора расположен вход в крипту, в которой находятся усыпальницы двух патриархов Русской православной церкви и двух митрополитов. Крипта редко посещается туристами, хотя проход в нее совершенно свободен. Причины две: во-первых, туристы о крипте практически ничего не знают, а, во-вторых, вход в в нее неприметен и не привлекает внимание посетителей Троице-Сергиевой лавры.

Крипта в Успенском соборе появилась в XIX веке — здесь были похоронены митрополит Сергий и митрополит Леонтий. И, чтобы служить по ним заупокойное богослужение, освящают придел с алтарем. Затем, уже в ХХ веке, появляются еще два придела. В центральном находится усыпальница двух патриархов — Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 году, и Пимена (Извекова), умершего в 1990-м. В витринах, находящихся в этом приделе, представлены личные вещи патриархов, части облачения, фотографии — посетители крипты могут пройти внутрь за надгробья и все рассмотреть.

За ракой патриарха Алексия I часть каменного пола прикрыта ковром — это место, где были обретены мощи святителя Макария, митрополита Московского.

© ООО «Группа ЭМКВАРТА», 2021 г.
Все права защищены

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: