Свято боголюбский женский монастырь

Паломничество во Свято-Боголюбский женский монастырь. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Владимирской области.

Свято боголюбский женский монастырь

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Мiръ Россия Владимирская область посёлок Боголюбово Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви).

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века[2], однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Современное состояние [ править ]

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Храмы [ править ]

  • Боголюбский собор (1855-66, арх.К. А. Тон) и колокольня
  • Рождественский собор (1751)
  • Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165)
  • Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804
  • Боголюбский собор (1866)
  • Надвратная колокольня (1841)

Святыни [ править ]

  • Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея
  • Святой источник

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

От Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом (по расписанию) или автобусом (с 6-00 до 20-00 с интервалом каждые полчаса) ежедневно до г. Владимира.

Далее городскими маршрутами — до Боголюбово примерно 6 км (до монастыря): практически на любом автобусе — до ВХЗ (Владимирского хлебозавода) и там уже можно воспользоваться гораздо большим количеством маршрутов.

Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала.

Трасса Е22/М7, центр пос. Боголюбово

Паломнику [ править ]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.

Свято-Боголюбский монастырь в Боголюбово – архитектура, Боголюбская икона Божией Матери

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово – это уникальный памятник архитектуры, построенный в духе древнерусских традиций 12 века. Святыня, расположенная на Владимирской земле, восхищает своей самобытностью, строгостью линии. Объект прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом и находится вблизи трассы, участок поселка ухожен и благоустроен.

Когда разливаются реки Нерль и Князьма территория поселка становится еще более загадочной. Знаменит храм тем, что именно здесь находятся фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Это здание является единственно уцелевшим со времен гражданской архитектуры. В древности самому князю явилась Богоматерь. Она указала место для строения святыни и резиденции.

Сегодня от замка осталась только лестничная башня, которую открыли еще в 1950-х годах и небольшой закрытый переход. В 18 веке над обителью находилась шатровая колокольня.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует экскурсии по монастырям

Сложностей с тем как добраться до достопримечательности не возникнет. Она находится во Владимирской области Суздальского района. Сам же монастырь расположился возле дороги М 7. Если вы едите на поезде, то от станции ГЖД Боголюбово потребуется идти 10-15 минут. С Щелковского автовокзала из столицы ходит рейсовый автобус.

Многие приезжают сюда экскурсионным туром. Святыню посещают в рамках программы по Золотому кольцу. Недалеко от достопримечательности предусмотрена автомобильная стоянка.

Интересные факты из истории

Погиб князь Андрей Боголюбский в 1174 году в своей резиденции. Причины трагического обстоятельства неизвестны. Возможно, этому послужило открытие монастыря при его приемниках.

По проекту К.А. Тона было принято решение возвести белокаменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году обитель закрыли и потом передали в пользование музею. Помещение вернулось церкви только в 1991 году. Открытие монастыря состоялось в 1997 году.

Сегодня фрагменты замка Андрея Боголюбского можно рассмотреть в составе церкви. Они представлены нижними секциями колокольни и частями перехода на хоры. Сама обитель отреставрирована, покрыта штукатуркой. Стены замка имеют характерные арочные пояса. В качестве основного строительного материала применялся белый известняк.

Новые открытия

Институт археологии РАН в 2018 году проводил археологические раскопки на территории комплекса. В результате проведенной работы были получены новые данные. Представления о плане объекта, архитектуре изменились. Специалисты пришли к выводу, что вероятно, в возведении объекта принимали участие профессионалы из Ломбардии и Эмилии-Романьи. Таким образом, предположение о европейских корнях строения не подтвердилось.

История появления монастыря интересная, да и само место является необычным. Объект находится на стратегически важном месте. В этой точке сливаются две реки Клязьма и Нерли. С этого пункта было удобно вести контроль над ремесленно-торговым городом. Кроме того, в древние времена чиновники старались выбирать место жительства подальше от скопления людей. Но народ очень любил князя. Это был удачливый и харизматичный правитель.

Где остановится на ночлег?

В Боголюбово и рядом распложенных городах можно подобрать жилье на любой вкус и бюджет. Повышенным спросом пользуются гостиницы «Доброе», «У золотых ворот», «Владимир», «Заря», «Клязьма». Имеется много привлекательных вариантов в частном секторе. Перекусить можно в монастырской трапезной. Там простая и вкусная еда. Здесь можно приобрести необходимые продукты.

Архитектурный ансамбль

Загородная крепость представлена следующим ансамблем – собор, элементы разрушенного замка, Боголюбский собор, Благовещенская церковь, колокольня, святые ворота, пруд, ограды, корпуса хозяйственных и жилых построек.

Сам замок не уцелел. Дело в том, что длительное время достопримечательность находилась под «культурным слоем». Территория на протяжении долгого периода не убиралась. Мусор накапливался годами. Все это привело к разрушению колонн. После этого нашли портал, который выступал неотъемлемой частью здания, его разрушили в 1772 году. На этом месте впоследствии появился храм Рождества Богородицы, который радует наш взгляд в настоящее время. Сегодня внутри организован небольшой музей, его интересно посетить.

Колонны замка когда-то были круглой формы. В процессе восстановительных работ их сделали прямоугольными. Сам храм имеет европейский стиль и состоит из блоков известняка.

Когда-то напротив западного угла находился резной киворий. Сегодня на его месте стоит часовня из кирпича 18 века. Внутри нее чаша из белого камня. Если верить приданию, из нее наделялись средства на возведение обители.

Кроме кивория на белокаменной площади находился Богородничий столп. С юга стояла Благовещенская трапезная церковь. В 1804 году ее реконструировали. Они сильно изменила свой первоначальный вид.

На месте надвратной церкви в 1842 году возвели колокольню в честь св. апостола Андрея Первозванного. В конце 18 столетия ее демонтировали, а на ее месте построили колокольню.

В восточной части территории, где сейчас стоят Святые ворота, находилась усыпальница, украшенная живописью. Створы святых врат имели четыре лика – князей Александра Невского, Андрея, Глеба и Георгия. Новый соборный храм вчесть Боголюбской иконы Божией Матери заложили в 1855 году. В строительстве принимали участи разные купечества. Среди них владимирское, ивановское, московское княжество. Стройка шла на протяжении 11 лет. Освещение проводил святитель Феофан Затворник. Внутренним благоустройством храма занимался архимандрит Даниил. Над иконостасом работал Ф.Г. Солнцев. В 70-х была сделана эффектная роспись в классическом академическом исполнении.

С восточной стороны от собора есть двухэтажный келейный корпус. Его построили в 1830 году в духе классицизма. На верхних этажах находились зал для приема, комнаты, келий, а на нижнем ярусе были кухни и трапезная. Когда обитель закрылась, здесь начала работать средняя школа.

С западной стороны находится дом архимандрита. Его построили в 1786 году. Сегодня это здание является частью монастыря. До 1999 года оно эксплуатировалось как телефонная станция. Южнее вы увидите двухэтажный келейный корпус. Первый этаж его возвели еще во второй половине 18 века, а второй ярус был выполнен из дерева и появился спустя сто лет. На протяжении нескольких лет в этом доме проживал епископ Иустин. В советский период корпус был отдан под общежитие, а после районному отделу милиции. В 1999 г. начались реставрационные работы. Сегодня это приемные покои для гостей-архиереев.

Читайте также  Достопримечательности мышкина что посмотреть

В восточной стороне имелось множество и других построек – баня, скотный двор, номерной фонд с тремя этажами, поликлиника. В 2013 году хозяйственная часть снова стала принадлежать монастырскому комплексу. Сегодня она применяется по своему назначению. Здесь оборудована гостиница для приезжих.

Помимо этого, в обители была еще одна пристройка – маленькая часовня, которую поставили с южной стороны. На этом месте лежало на протяжении трое суток тело святого князя Андрея. Внутри святыни находилось изображение правителя. Сегодня от строения остался только фундамент. В 2008 году святыню возобновили.

Боголюбский монастырь отличается торжественностью. Белокаменные стены восхищают своим величием. Они эффектно смотрятся на фоне зеленых лесов. Купала синего цвета гармонично комбинируют с синем небом. Архитектура, характеризующаяся сочетанием византийского стиля и монументальности, выглядит броско и торжественно.

Внутреннее убранство сегодня лишено древних фресок. Главным его достоянием является Боголюбская икона Богоматери. На соборной звоннице расположен крупный колокол, вес которого составляет 8 тонн. Древнейшее сооружение 12 столетия является часто посещаемым среди туристов местом. Длительное время величавый замок был частично потерянным. В 1954 году удалось найти башню и переход на хоры.

Разлив на Нерли и Клязьме

После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря непременно стоить проехать к железнодорожной станции для того чтобы полюбоваться бескрайними красотами луга. Во время таяния снега поляна уходит ко дну. Место становится сказочно красивым. Деревья стоят на половину погруженными в воду. Складывается невероятно живописная картина. Иногда подтапливаются даже постройки.

Можно пройтись по пешеходному мосту, который идет через железную дорогу. Переходя через него, вы попадаете на другую сторону. С высоты заливной луг еще более прекрасен. На окраине виднеются золотые купола храма Покрова на Нерли. Дата его постройки 1158 год. Это первая святыня на Руси, которая была освещена в честь праздника Покрова Богородицы. Если верить приданию, то для строительства сооружения был привезен камень белого цвета из Булгарского царства. Строительство объекта произведено на рукотворном холме, на месте, где происходит слияние двух рек. С течением времени русло реки видоизменилось, но холм так и остался там стоять. Когда-то это место окружала галерея. Но в скором времени ее разрушили.

В период паводка до обители можно добраться воспользовавшись лодкой. Перед железнодорожной станцией есть маленький рынок. Здесь продаются местные сувениры – магниты, шкатулки, платки, деревянные изделия и разнообразные предметы ручной работы.

Монастырская колокольня

Уникальной достопримечательностью Владимирской области является монастырская колокольня. Ранее на ее месте находилась надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного, которую разобрали в 18 веке. Звонница появилась в 1842 году. Вес самого тяжелого колокола составляет 498 пудов (8 тонн). При этом длина самой постройки ровна 58 метрам. В восточной зоне святых врат расположена усыпальница. Она украшена живописью. В 1884 году на высотку установили куранты, оснащенную четырьмя циферблатами.

Особенности возрождения монашеской жизни, период советской власти

После революции началась череда разгрома и осквернения святынь. Многие монахи были разогнаны и умерли тяжелой смертью. Корпусы монастырей использовались под различные заведения – школу, склады, хранилища, поликлинику, почту. В 1991 году началось возрождение жизни монахов. Часть зданий стала находиться во владении схиигумена Никодима. В 1997 году появилось два монастыря – мужской и женский. С этого момента православная жизнь началась активно возрождаться.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью отреставрирован. Его оштукатурили и провел паровое отопление. В нем установили паникадила, вес центрального составляет 2 тонны. Пол выложили гранитом и мрамором. Алтарь, престол и жертвенник отремонтировали. В 2002 году изготовили новый иконостас, стоящий из трех ярусов. Соорудили хозяйственные постройки и посадили красивый фруктовый сад.

Сегодня в храме хранится Боголюбская икона Божией Матери. Она признана наиболее почитаемым образом в русской православной церкви. Ее написали еще в 18 веке по приказу Андрея Боголюбского. Древнейший лик русского происхождения относится к числу чудотворных и почитаемых. День празднования установлен 18 июля.

Келейные корпуса тоже отреставрировали. Возобновили свою деятельность швейные, иконописные, столярные мастерские. Сегодня окрестности поселка оглашаются торжественным звоном колоколов. На святом источнике появилась часовня и две купели. Также возродили традицию крестного хода. Он совершается каждый год 1 июля из города Владимир. Обустроили чудотворный источник. В настоящее время полностью завершены работы по реставрации Спасо-Преображенского храма. Расписание богослужений рекомендуется уточнять заранее.

Боголюбский женский монастырь

Свято-Боголюбская женская обитель во Владимирской области известна во всем православном мире. Уникальная архитектура храмов, старинных построек и владений князя Андрея Боголюбова, стали основанием для включения небольшого городка Боголюбово в Золотое кольцо России.

История основания обители

Боголюбский женский монастырь — православная обитель Рождества Божьей Матери, расположенная на территории бывшего замка князей Боголюбовых, построенного в домонгольские времена. Боголюбский женский монастырь берет свое начало с начала XII столетия, времени правления на владимирских землях владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

В 1158 году в Боголюбово была основана княжеская резиденция и основана церковь Рождества Божьей Матери. По преданию, причиной выбора места для возведения православной святыни стало явление в 1955 году князю на берегу реки Клязьмы Богородицы.

Причиной не планированного привала стала внезапная остановка лошадей, везущих воз с иконой Богородицы. Кони встали, как вкопанные, и их не могли сдвинуть с места. Целую ночь провел перед иконой в молитве князь, во время молитвы ему явилась Матерь Божия, повелевшая построить во Владимире монастырь.

С 1157 года святой образ Владимирской Богородицы является святыней и символом Православной Церкви на Руси. Князь Андрея повелел написать еще одну икону Богородицы, названную Боголюбской. Это был первый святой образ Божьей Матери, написанный русскими иконописцами, до этого времени иконы передавали из Византии.

Созидатель Русских земель Андрей Юрьевич благословил возведение на русской земле более тридцати монастырей и церквей, стремление к объединению Руси стало причиной мученической смерти князя в 1174 году. Переживший разорения и восстановления, часто посещаемый царскими особами, храм продолжал свое существование.

В 1263 году в Боголюбском храме отпевали Александра Невского, панихида была совершена митрополитом Петром.

В XIV столетии на протяжении 10 лет с 1364 года в святой обители служил будущий святой, епископ суздальский Иоанн.

Царь Иоанн Грозный посетил Владимирскую жемчужину в 1552 году, не раз бывали здесь Иосиф и Никон, патриархи всея Руси, цари всех времен, в числе их был Петр Первый и последний российский император Николай Второй, убитый с семьей 17 июля 1918 года, в день поминовения князя Боголюбского.

В 1687 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи выдали грамоту, по которой монастырь приобрел статус патриаршего, с 1753 года числится синодальным.

Молитвы Божьей Матери:

Убийство князя Андрея было совершено в его доме, в лестничной башне, над которой в XVIII веке надстроили шатровую колокольню, но в 1722 году Рождественский белокаменный собор рухнул, был восстановлен через 30 лет.

Духовный расцвет монастыря приходится на XIX столетие, когда стремительно росло число насельников, и возводились новые постройки. Уникальная монастырская колокольня возвышается над городом с 1842 года, в 1855 году приступили к возведению главного храма, освященного в 1866 году в честь иконы Богородицы «Боголюбская».

Главный архитектором монументального строения стал Никифоров Я.М., а спонсировала постройки купчиха А.Г. Алексеева. Свято-Боголюбский женский монастырь и поныне занимает лидирующее место среди самых больших храмовых построек в России.

В 1882 году управление обителью переходит под покровительство викариев Владимирской епархии, благословившие возведение храма иконы Богоматери «Боголюбская».

В начале XX столетия численность насельников обители достигла 75 человек, но пришло время разорения, пришла революция.

Закрытие и восстановление

Афанасий Сахаров, ставший последним настоятелем обители, закрытой большевиками в 1923 году, позже причислен к лику святых. Новые хозяева не только сбросили колокола, разорили храмы, осквернили святыни, но и разогнали монахов, некоторые из них были мученически казны.

Некогда прекрасные здания превратили в больницы, школьные классы, почтовое отделение, милицейский участок и даже консервный завод с рабочими цехами, складами и овощехранилищами.

Через 70 лет святыню возвратили монахам во главе со схиигуменом Никодимом, 14 января 1997 года сюда вошел Архимандрит Петр (Кучера) и 60 монахинь из Задонского Преображенского монастыря. Появилось две обители: женская и мужская.

На сегодняшний день Боголюбский монастырь возглавляет игуменья Антония (Шеховцова), под ее покровом проживают 170 насельниц с духовным наставником архимандритом Петром (Кучером) и старшим священником иеромонахом Германом.

Восставшая из руин Свято-Боголюбская женская обитель по праву считается русским центром православной духовности, привлекающей красотой туристов и древними святынями паломников всего мира. В результате реставрации храмовые помещения были оштукатурены, гранит и мрамор использовали для укладки пола, белый мрамор — для украшения:

  • алтаря;
  • престола;
  • жертвенника;
  • солеи;
  • горнего места.

Современное состояние

В 2002 году появление нового трехъярусного позолоченного резного иконостаса стало настоящим подарков для насельников и прихожан, собор изнутри освещается прекрасными паникадилами. Ныне Боголюбский монастырский комплекс украшен новыми хозяйственными постройками, келейными корпусами и фруктовым садом.

Местные окрестности наполняет колокольный звон колоколов, самый крупный из них весит 8 тонн. У монастырских стен возведена часовня и 2 купели. При монастыре работают мастерские:

  • иконописная;
  • швейная;
  • столярная.

В XVIII веке была заложена традиция крестного хода 1 июня из Владимира в Боголюбово со святым образом Богородицы «Боголюбская», возрожденная и на сегодняшний день. При святой обители завершается строительство и обустройство Спасо-Купалищного подворья с Преображенским храмом, постройками и чудотворным источником.

Современный монастырский комплекс в Боголюбово включает:

  • Рождественский храм;
  • церковь Благовещения;
  • собор иконы Богородицы «Боголюбивая»
  • надвратную колокольню.

Святыни

Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области привлекает паломников неповторимой архитектурой построек и святынями. Святой чудотворный образ Богородицы «Боголюбивая» сохранена со времен князя Андрея Юрьевича, эта икона венчает крестный ход, совершаемый ежегодно.

Многие паломники и страждущие приезжают во Владимирскую обитель, чтобы получить исцеление в чудотворном источнике. 21 сентября тысячи прихожан, паломников и гостей посещают монастырь, отмечающий престольный праздник — Рождество Пречистой Богородицы.

В помощь паломникам и туристам

Из Москвы до Боголюбово проще всего добраться поездом, который ходит с Курского вокзала или доехать до города Владимира, пересесть на автобусы, идущие от хлебного завода, доехать до Боголюбово, а там уже нетрудно увидеть архитектурное чудо русско-византийского стиля с голубыми и золотыми куполами.

Читайте также  Три башни сан марино

От Владимира ходят электрички, которые довезут до остановки Вязники или Ковров, далее можно воспользоваться автобусом или пройтись пешком. При монастыре работает гостиница и трапезная, заказ следует делать предварительно.

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово

Описание

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Боголюбский замок

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

История монастыря

Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Возрождение монашеской жизни

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Свято-Боголюбский монастырь

История монастыря. Свято-Боголюбский женский монастырь расположен на территории бывшего Боголюбов-города – загородной крепости-резиденции владимирского князя Андрея Боголюбского, построенной в 1158-1165 гг. Как считает исследователь владимиро-суздальской земли Н.Н. Воронин, после убийства князя в 1174 г., вероятно, во искупление этого злодеяния, при преемниках Андрея в начале XIII в. на территории замка был основан монастырь. Однако ранние сведения об истории монастыря очень немногочисленны.

В ноябре 1263 г. в Боголюбский монастырь было привезено тело владимирского князя Александра Невского, который умер в волжском Городце на пути из Золотой Орды, а отсюда – перенесено во Владимир, и погребено в храме Рождества Богородицы в мужском Рождественском монастыре. В 1723 г. по указу Петра I останки Александра Невского были перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

В первой трети XVI в. Боголюбский монастырь получил права на рыбную ловлю в реке Клязьме. В 1550-е годы в Боголюбской обители побывал царь Иван Васильевич IV (Грозный), который своим указом подтвердил все ранее действовавшие жалованные грамоты монастырю.

В 1680-е годы Боголюбский монастырь стал Патриаршим домовым монастырем. В 1690 г. после посещения Боголюбского монастыря царем Петром I обитель получила в дар часы с боем шведской работы, которые были установлены на колокольне над палатами Андрея Боголюбского. Около 1702 г., в период правления Петра I, князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью. В 1717 г. в Боголюбскую обитель на богомолье приезжала опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина), жена Петра I. Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы Божьей Матери свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.

Богатая история и святыни Боголюбского монастыря привлекали многих российских государей и представителей царской династии. Здесь побывали императоры Павел I, Александр I, Александр II. В 1913 г. обитель посетил и последний российский император Николай II.

1851 год остался в истории Боголюбского монастыря печальным событием: 20 мая во время крестного хода с Боголюбской иконой Божьей Матери через мост над оврагом, отделяющим село Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился, погибло около 160 человек. Они были погребены у стены в юго-восточной части монастыря.

Свято-Боголюбский монастырь имел подворье во Владимире: двухэтажное здание, построенное в 1877 г. по проекту архитектора Н.А. Артлебена, с часовней в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. В этом здании сегодня находится администрация Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ул. Большая Московская, д.43).

У Боголюбской обители было два приписных монастыря: Покровский с церковью Покрова на Нерли и Николо-Волосов в 30 км от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли ежегодно на престольный праздник 14 октября совершается крестный ход из Боголюбова.

В 1923 г. Боголюбский монастырь был закрыт. Все ценные предметы церковной утвари были переданы в ведение Владимирского музея. Боголюбская икона Божьей Матери после недолговременного пребывания в церкви Иоакима и Анны в Боголюбово также была передана на хранение в музей. В 1992-2009 гг. она находилась во Владимирском Княгинином монастыре, потом была отдана на длительную реставрацию.

В конце 1920-х годов в бывшем Боголюбском монастыре размещался приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. В 1930-е годы монастырский собор был приспособлен под зерновой склад и хозяйственные нужды местного колхоза. Лишь в 1950-е годы в храме Рождества Богородицы и княжеских палатах был открыт музей.

В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Владимирской Епархии и здесь организован мужской монастырь. В июле 1991 г. во время перенесения мощей Серафима Саровского в Дивеево в обитель заходил крестный ход. Патриарх Алексий II отслужил молебен перед мощами, а также освятил в цокольном помещении собора Боголюбской иконы Божьей Матери первый на Владимирской земле храм в честь Серафима Саровского.

В 1997 г. в Боголюбский монастырь стал женским, в него были переведены более шестидесяти сестер из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря. На протяжении нескольких лет проводились восстановительные и реставрационные работы в монастырских храмах и зданиях, а также благоустройство территории обители.

С 2001г. Свято-Боголюбский монастырь помогал восстановлению своего Спасо-Преображенского подворья в Спас-Купалище, которое получило самостоятельность в 2012 г.

К сохранившимся архитектурным памятникам Свято-Боголюбского монастыря относятся:

Богородице-Рождественский собор, построенный в 1751 г., на фундаменте и цокольной части храма XII в., с остатками княжеских палат Андрея Боголюбского и лестничной башней (1158-1165 гг.).

Часовня-киворий XVII в. Построена на площади перед Рождественским собором на месте резного кивория в виде восьмигранной аркады XII в. (по преданию, здесь стоял шатер, в котором во время ночной молитвы князю Андрею Боголюбскому явилась Богоматерь). Внутри часовни находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее Андрей Боголюбский наделял деньгами строителей храма.

Благовещенская трапезная церковь (около южной стены монастыря, замыкает соборную площадь). Построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 г. В 1804 г. она была перестроена, практически утратив первоначальный вид.

Центральный собор Боголюбской иконы Божьей Матери, построенный в 1855-1866 гг. по проекту московского архитектора К.А. Тона, в византийско-русском стиле. В 1870-х годах храм был расписан изнутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин села Боголюбово И.И. Шорохов с братьями. В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же в главном приделе им был создан новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

Надвратная колокольня 1842 г. Она была воздвигнута на месте надвратной церкви Андрея Первозванного (XII в.), разобранной в конце XVIII в. Высота колокольни 58 м; в первом ярусе помещались святые ворота, во втором – церковь Успения Божьей матери, в третьем – звонница с колоколами (самый тяжелый колокол весил 8 тонн). В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами, которые через каждые 15 минут, по словам очевидцев, вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

Двухэтажный келейный корпус (расположен к востоку от центрального собора). Построен в 1830 г. в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и братская трапезная, с расписанными стенами и с полом из соснового паркета. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас в этом корпусе живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

Читайте также  Рассказ про красную площадь

Дом архимандрита (расположен к западу от собора) – небольшое двухэтажное здание, построенное в 1786 г., выделяющееся декором стен (широкий резной пояс разделяющий этажи, широкие лопатки между центральными окнами, красивые наличники окон верхнего этажа). Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две кельи и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 г. в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.

Двухэтажный Иустиновский келейный корпус (к югу от собора). Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVII в., второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. В 1863-1879 гг. в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (И.Е. Михайлов) после ухода на покой с Владимирской кафедры. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем – гостиница для приезжавших архиереев. В советское время в этом здании было сначала общежитие, а затем разместился райотдел милиции. Летом 1999 г. года дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем находятся приемные покои для гостей-архиереев.

Часовня, построенная в 2008 г. на месте, где, по преданию, трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея Боголюбского.

Сегодня ансамбль Свято-Боголюбского монастыря является архитектурной доминантой поселка Боголюбово. Купола и кровли храмов и часовен обновленного монастыря выкрашены в синий цвет, считающийся цветом Богородицы. Сочетание его с белыми стенами делает весь монастырский комплекс торжественным и запоминающимся.

Святыни монастыря:

  • чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери;
  • святой источник Боголюбской иконы Божией Матери.

Время работы Рождественского собора в Боголюбово (экспозиция «Город камен именем Боголюбый»):

  • вторник-воскресенье: с 10:00 до 17:00;
  • понедельник – выходной день;
  • 3-я среда месяца – санитарный день.

Монастырь где убили Андрея Боголюбского. Чудо-храм Покрова на Нерли

Этот монастырь находится уже в СУЗДАЛЬСКОМ районе Владимирской области, хотя от Владимира он всего-навсего в 6 км на север.

Сведения о дате и обстоятельствах возникновения Боголюбского женского монастыря Рождества Богородицы настолько туманны, скудны и противоречивы, что я воздержусь от изложения их всех в данной заметке. Иначе погрязну в изложении версий и споров специалистов.

Это тайна, покрытая мраком средневековья. А поскольку автор этой заметки «исторический сухарь», любитель точных дат и зануда, то изложу лишь основную версию.

Очень вероятно, что монастырь был основан во искупление вероломного злодейского убийства князя Андрея Боголюбского.

Да-да, этот князь, построивший столько храмов, что дай Бог любому правителю, закончил свой земной путь при весьма печальных обстоятельствах и погиб именно здесь.

Для интересующихся личностью и политикой этого неординарного князя ссылка — drevo-info.ru/articles/24607.…

В Боголюбово на территории сегодняшнего монастыря находится дворец-замок Андрея Боголюбского — единственное гражданское здание Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Бытует мнение специалистов что строили его итальянские мастера, прислал которых знаменитый Фридрих Барбаросса.

По преданию князь ехал из Владимира в Ростов с чудотворным образом Богородицы (Владимирская икона), и во время ночёвки в этом месте ему явилась Богоматерь, а лошади отказались идти дальше. После этого здесь построили храмы и белокаменный замок.

Но скорее всего всё было прозаичнее.

Этот замок был построен Андреем на стратегически важном месте слияния бывших русел рек Клязмы и Нерли, чтобы «приглядывать» за своим ремесленно-торговым городом Владимиром и заодно боярским Суздалем.

А ещё в те далекие годы (как и сейчас) властьпридержащие старались селится подальше от простого люда. По иронии судьбы князь встретил свою гибель именно здесь. А живя Боголюбский поближе к народу в городе, глядишь и вступился бы кто-то из черни или «администрации президента» за любимого князя.

Князь опирался в своей политике на дружину и на горожан, а не на бояр (за что те дышали в его сторону ядом и ждали случая поквитаться).
И таки дождались.

А народ князя любил, как любят удачливых и харизматичных сильных правителей. Он был умным правителем и вместе с тем удалым рубакой. Короче, славный парень.

В политической жизни Боголюбский опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников — милостников, прообраз будущего дворянства. Он им за службу раздавал земли в условное владение.

Но как часто было, бывает, и (как это не печально) ещё долго будет в нашей стране, короля делает окружение (бояре, олигархи).

А народ что? Народ — безмолвствует. Как по Пушкину «Борис Годунов».

Князь проводил политику усиления самовластия, каким станет будущее самодержавие в Московской Руси XV—XVI вв.

Вообще, историки считают Боголюбского первым РУССКИМ самовласцем. Ключевский считает его первым русским (великороссом).

Интересное определение, если учесть что мать князя была половецкая княжна и облик его поэтому был наполовину тюрским.

Фото из интернета. Антропологическая реконструкция Герасимова 1939 года.

Совсем недавно, в 2007 году, провели новое медицинско — криминологическое исследование, инициированное Московским фондом имени Юрия Долгорукого, который создали по решению правительства Москвы и при поддержке РПЦ.
Так вот, заключение этого нового (заказного) исследования полностью исключает наличие «монголоидных» черт в облике князя и указывает на ошибку Герасимова.

Уважаемые читатели, как в облике человека могут отсутствовать черты полученные от матери половчанки? Лишний раз убеждаюсь что нас все эти фонды держат за «лошков» и все результаты делаются в современном мире «под заказчика».

Кто платит, тот и заказывает музыку.

Андрей Боголюбский канонизирован РПЦ и его мощи находятся в Успенском соборе Владимира.

А как канонизированный церковью может иметь «монголоидные» черты? Как-то некрасиво, непорядок.

Кстати, о канонизации и почитании. Прозвище Боголюбский князь получил за неутомимое строительство храмов в Боголюбово, прежде всего за строительство замка.

Всё грандиозное строительство во Владимирской земле должно было подчеркнуть могущество его земли. И для этой цели князь не жалел ни времени, ни сил, ни средств.

Этими произведениями великой архитектуры мы можем теперь любоваться.

Это с его лёгкой руки православные празднуют Покров и Спас, его заслуга.

Также Боголюбский это значит почитающий и любящий Бога. Прозвище князя понятно что означает.

Однако, справедливости ради замечу, что Боголюбский был известен и как инициатор карательного похода на Киев (матерь городов русских) в союзе с северными зависимыми от него князьями. Это чтобы добиться независимости от Киева и посадить на киевский престол угодного правителя. Чем не сепаратизм?

Взяв Киев, победители два дня жгли и грабили столицу. Множество киевлян были уведены в полон. В монастырях дружинники забирали не только драгоценности, но и святыни.

Знаменитый Софийский собор (Митрополия) и Печёрский монастырь были так же разграблены. И всё это с разрешения, вернее, с прямого приказа Андрея Боголюбского.

Вот такая «канонизация».

Получается, князь строил храмы на своей земле и грабил на киевской?
А разве бывают чужие и свои иконы? Чужие и свои храмы?

Возвеличивая своих божеств, князь карал чужих. Видимо, Андрей усматривал, не без основания, в чужих храмах угрозу собственной идеологии.

Но возмездие за киевский разгром православных святынь князя настигло спустя 15 лет, в ночь с 28 на 29 июля 1174 года.

Согласно летописи заговор против князя организовали бояре Кучковичи, владеющие московскими землями, родственники князя.

Бояре были недовольны последними неудачными походами князя на Киев в 1173 году и против волжских булгар в 1171 году. Также они были недовольны казнью своего родственника (шурина Андрея Боголюбского), убитого отцом Андрея — Юрием Долгоруким.

Ну и, конечно, им не нравились милости в отношении мелкотравчатых дружинников, будущих дворян.

К заговору был также привлечен приближённый князя ключник Анбал, осетин. Что называется, пригрел князь змею на груди.

Долгое время по летописи было известно только 3 имени заговорщика.

Совсем недавно, в декабре 2015 года, при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20-ти заговорщиков убийц князя и описание обстоятельств убийства.

А дело было так…

По легенде бояре Кучковичи спустились вначале в винные погреба замка князя.
Употребили там, видимо, для храбрости изрядно. Пьяному море по колено.

Вот тут всё происходило, в этих старых серых каменных стенах, слева.

«Нагрузившись под завязку» мёдами хмельными, да винами заморскими, почуяв себя героями, подошли заговорщики к спальне князя и постучали.
Князь вполне резонно поинтересовался кого черти принесли в ночь глухую.

Один из заговорщиков назвался именем слуги Прокопия. Нет, это не Прокопий решил князь, хорошо знавший голос слуги и отворять не стал.

Дверь выломали. Князь кинулся к мечу, а меча-то нет, ибо его предварительно похитил ключник Анбал. Князь был не робкого десятка. Несмотря на 20-ти кратное превосходство противника одного из нападавших Боголюбский «подрихтовал» подручными предметами до степени трупа.

Сильный князь долго сопротивлялся и наконец окровавленный и изрубленный упал.

Нападавшие вновь спустились в подвал, отпраздновать победу, пить вино хмельное.
Славно потрудились!

Однако, могучий князь очнулся и пытался скрыться. Но это ему не удалось, его обнаружили по кровавому следу или стонам. Здесь ему и отрубили руку.

Фото из интернета. Картина Кириллова, «Убийство Андрея Боголюбского».

Перед смертью князь произнёс:
«Господи! В руки твои предаю дух мой….».

Вот в этой лестничной башне и растерзали «первого российского самодержца», Боголюбского.

Плохо закончили и участники заговора, убийцы. Все они были казнены следующим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, младшим братом Андрея.

У сыновей Андрея тоже с княжением как-то не заладилось. Все четверо сыновей умерли или погибли в походах. Один из них, Юрий успел даже побывать мужем знаменитой грузинской царицы Тамары и погиб в борьбе за власть в Грузии.

Короче, все умерли…

А как же развивались события сразу после убийства А. Боголюбского?

Владимирцы кинулись сразу грабить хоромы князя и княжеских приближенных, «чиновников».

А пограбить там было что!

Бесчинство и пьяный разгул продолжались долго. А меж тем о бывшем всесильном князе, вернее, об его теле лежащем на улице как-то все позабыли. Недосуг.

По легенде хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Через пару дней тело было перевезено из Боголюбово во Владимир, где и было отпето настоятелем Владимирского собора.

Высшее духовенство на службе не присутствовало, видимо, сочувствуя заговору. Понятно, что не было и бояр.

Люд владимирский когда увидел похороны, то даже устыдился и протрезвели многие.
Ведь ничего кроме добра простые горожане от своего князя не видели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: