Кронверк петропавловской крепости
Кронверк Петропавловской крепости
Местоположение: Санкт-Петербург, Александровский сад
Тип памятника: Памятник фортификации
Статус: Памятник федерального значения
Кронверк (нем. Kronwerk — коронообразное укрепление) представляет собой предкрепостное фортификационное сооружение, состоящее из бастиона и двух полубастионов, образующих фигуру короны (отсюда и название). Петропавловская крепость требовала надёжной защиты с севера, со стороны Берёзового (позже Городского) острова, что показали события 1705 года, когда шведский генерал-лейтенант барон Г. Ю. Майдель попытался подойти к строящейся крепости с суши.
К возведению земляных валов кронверка приступили в 1705 году. Исследователи предполагают, что в разработке проекта принимали участие немецкий архитектор В. А. Киршенштейн, военный инженер французского происхождения Ж. Г. Ламбер де Герен, а также сам Пётр I. Кронверк, в обрамление которого были вставлены два равелина, по композиции близок к аналогичным сооружениям голландских фортификаторов.
Характерной чертой фланков кронверка были орильоны — выступы, прикрывающие амбразуры фланка. Такие орильоны Д. Трезини, следуя традициям итальянской школы фортификации, в 1707–1709 годах пристроил к фланкам Зотова и Головкина бастионов Петропавловской крепости. Тогда же орильоны появились на кронверке.
Кронверкский канал – водяной ров, окаймляющий территорию кронверка с севера – имеет искусственное происхождение. За рвом располагалась пологая насыпь – гласис. За контрэскарпом рва был устроен «прикрытый путь», очертания которого шли параллельно фасам бастионов и равелинов. Характерный для итальянских крепостей, «прикрытый путь» служил для сбора отряда, готовившегося к вылазке.
В кронверке в 1723–1765 годах хранился ботик Петра I, на котором царь в юности осваивал азы морского дела – «дедушка русского флота», а также и другие достопамятные для русской военной истории корабли. На территории кронверка размещались провиантский, артиллерийский и пушеный дворы, цейхгауз Преображенского полка, казармы для гарнизона.
Реконструкцию кронверка происходила в 1752 (под руководством инженера Абрама Петровича Ганнибала, «арапа Петра Великого») и в 1800-х годах. Деревоземляное сооружение было поднято на каменный фундамент, при этом его основная конструкция оставалась деревянной.
До 1838 года кронверк входил в число укреплений Петропавловской крепости. На его валу 13 июля 1826 года были казнены пятеро участников восстания декабристов. В 1975 году на этом месте установлен обелиск. В 1849–1860 годах на месте гласиса был разбит Александровский сад и сооружён зверинец. Одновременно внутри кронверка по проекту архитектора П. И. Таманского строилось монументальное здание Арсенала, при этом значительная часть валов и укреплений была уничтожена.
В настоящее время остатки фортификационных сооружений находятся на территории Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Кронверк Петропавловской крепости является памятником фортификации федерального значения.
Литература
Степанов С. Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и строительства. СПб., 2000.
Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Петроградский район. СПб., 2004. С. 108–113.
Мартынов А. А. История Кронверка Петропавловской крепости // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 10. СПб., 2005. С. 9–17.
Семенцов С. В. Этапы формирования и последовательной реконструкции земляной фортеции Кронверка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости // Труды Санкт-Петербургской археологической экспедиции СПбГУ. Т. I: Археологическое изучение Санкт-Петербурга в 1996–2004 гг. СПб., 2005. С. 88–99.
Семенцов С. В. «Plan de St. Petersbourg et Son grand Ouvrag… Couronne design… Majeste G…» (Большой план крепости Санкт-Петербург с Кронверком…) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. № 4 (4). 2014. С. 106–125.
Памятник истории и революции – часть 29
(продолжение, ч.29)
Здание Военно-исторического музея артиллерии,
инженерных войск и войск связи
Ныне существующее громадное подковообразное в плане здание Арсенала в кронверке строилось в 50-60-х годах XIX века по проекту архитектора П. И. Таманского для усиления Санкт-Петербургской крепости и размещения артиллерийских запасов. Из путиловской плиты и кирпича сложены полутораметровые стены мрачного по архитектуре здания с амбразурами и бойницами.
В 1868 году в новое здание из Арсенала на Литейном проспекте перевезли не только орудия и артиллерийские запасы, но и богатые коллекции образцов отечественных пушек «Достопамятного зала». Эти коллекции отражали путь развития русской артиллерии с конца XV века. Начало этому собранию положил Петр I, который особым указом запретил переливать старинную бронзовую мортиру, богато украшенную орнаментом, изготовленную в 1605 году замечательным пушечным мастером Андреем Чоховым и его учеником Проней Федоровым. В цейхгаузе Петропавловской крепости по требованию Петра I с 1719 года хранились также 8 пушек Семеновского и Преображенского полков. Так начало создаваться музейное собрание удивительных экспонатов, рассказывающих о боевой славе русской артиллерии. В новое здание Арсенала перевезли и образцы трофейных шведских, турецких, прусских и французских орудий, плененные знамена, штандарты и прочие победные реликвии. В 1872 году «Достопамятный зал» был переименован в Артиллерийский музей.
В советские годы в музей поступили реликвии гражданской войны, во время которой в ожесточенных боях с белогвардейцами и интервентами советские артиллеристы обеспечивали победы Красной Армии на фронтах. Великая Отечественная война запечатлена множеством экспонатов – орудиями, пулеметами, образцами реактивной артиллерии, громившей врага под Ленинградом, Москвой и участвовавшей в штурме Берлина.
Военно-исторический музей. План первого этажа.
Здесь хранится, например, орудие № 3953. Первый выстрел из него по врагу был сделан нашими артиллеристами на Волховском фронте в декабре 1942 года. Орудие участвовало во многих битвах, в освобождении Новгорода и 23 апреля 1945 года открыло в Берлине огонь по рейхстагу. Солдаты вместе с этим орудием прошли по дорогам войны более двух тысяч километров.
Музей все время пополняется новыми образцами артиллерийской техники, наглядно демонстрирующими растущую огневую мощь Советской Армии.
В музее имеется огромный архив, в нем собраны документы по истории артиллерии с XVII века.
В 1963 году Военно-исторический музей артиллерии был объединен с Центральным военно-инженерным музеем. Фонды музея пополнились ценнейшими коллекциями предметов и документов, отражающими историю инженерных войск и военно-инженерное искусство русской и Советской армий.
После Великой Отечественной войны в связи с расширением музея здание частично реконструировано. Реконструкция была осуществлена по проекту архитекторов К. Д. Халтурина, Д. И. Сметанникова и И. Н. Бенуа. Тогда была воссоздана аппарельная лестница, или «золотая горка». Архитекторы решили ее очень своеобразно и эффектно: посередине полуовальных маршей устроен пандус для втаскивания тяжелых орудий.
Когда еще не было нынешнего здания Арсенала, вокруг кронверка простирался пустырь, так называемый гласис – обязательная принадлежность каждой крепости. Пустынная площадь затрудняла противнику подход к ней. Пространство этой площади хорошо просматривалось и простреливалось с бастионов и куртин крепости и кронверка.
В 1844 году на этом пустыре по дуге, охватывавшей кронверк, был разбит парк, названный Александровским. Позднее в нем была отведена территория под Зоологический сад, открытый в 1866 году. В 1900 году часть парка заняли развлекательными павильонами и эстрадой, появилось здание Народного дома. Так постепенно застроился бывший гласис, и Петропавловская крепость с кронверком оказалась совершенно закрытой с Петроградской стороны дугой почти сплошного ряда построек или заборов и высоко разросшейся зеленью.
В годы Советской власти, в особенности после Великой Отечественной войны, парк освободили от некоторых строений. Теперь кронверкские валы и зигзагообразный канал перед ними доступны для обозрения. По генеральному плану развития Ленинграда территория вокруг кронверка будет благоустроена так, чтобы ярче выявить исторические памятники.
Ленинград – один из немногих городов мира, в котором с необыкновенной силой проявилась творческая преемственность архитекторов разных поколений и даже разных стилевых эпох. Зодчие, сменяя друг друга, создали здесь беспримерные архитектурные ансамбли, формирующие центр города.
Самый грандиозный из них – ансамбль, развертывающийся на берегах Невы между Кировским и Дворцовым мостами.
В этой удивительной панораме на Неве большое значение имеет Петропавловская крепость с ее протяженными стенами и великолепным золотым шпилем колокольни, вонзающимся в небо.
Подчеркивая решающее значение Петропавловской колокольни для облика нашего города, академик И. Э. Грабарь очень верно писал: «Петропавловская колокольня для Петербурга то же, что башня св. Марка для Венеции, что собор для Страсбурга, или Иван Великий для Москвы; отнимите их, и «лицо» города сразу изменится».
Действительно, крепостной ансамбль – главное звено величайшей архитектурной панорамы берегов Невы. Силуэт крепости с вертикальной доминантой определял характер застройки, силуэт набережных Адмиралтейской стороны и Васильевского острова. При этом бережно охранялся приоритет высокой колокольни собора, самой высокой колокольни в России. Лишь Адмиралтейство, расположенное на противоположном берегу, но несколько ниже по течению реки, получило шпиль, воздвигнутый на надвратной башне. Архитектор Тома де Томон, создавая ансамбль стрелки Васильевского острова, сумел добиться соподчиненности строений своего ансамбля – здания Биржи и Ростральных колонн – в отношении крепости. Живописность берегов Васильевского острова с башнями Кунсткамеры и бывшей Таможни (ныне Пушкинский дом), так же как и Адмиралтейская башня, не отвлекают внимания от чрезвычайно острого силуэта Петропавловской колокольни и спокойной горизонтали крепостных стен. Масштаб собора и крепости как бы подсказан просторами Невы и рассчитан на восприятие с дальних точек.
Начало материала:
Продолжение материала:
См. также другие
материалы о туризме
во времена СССР:
Недавно опубликованные статьи
Мрачные тайны Кронверка
Например, не было ни орла, слетавшего на руку основателя города в день закладки крепости, ни кошмарных подземелий Крюкова канала (в том виде в каком их описал Крестовский), ни капища ингерманландев в районе Обводного канала.
Но иногда реальная история и археология приносит результаты поинтересней и пострашней, чем любой миф. Сегодня мы расскажем о результатах многолетних раскопок в районе Кронверка у Петропавловской крепости, которые проводились специалистами археологической лаборатории Института социальных исследований при СПбГУ.
Под искусственными валами
Итак, Кронверк — место, знакомое каждому петербуржцу. Первоначально — это укрепления, вынесенные за пределы Петропавловской крепости. Они должны были противостоять возможному нападению шведов с севера, со стороны Выборга. Уникальность Кронверка в том, что из-за военной истерии, случившейся в годы Крымской войны, его не застроили доходными домами, как почти всю остальную Петроградскую сторону.
Вдруг выяснилось, что вражеский десант в Петербурге вполне реален не в первые годы существования, а в дни царствования Николая II и Александра II. Английский флот стоял у Ораниенбаума. Именно поэтому Арсенал (современный Артиллерийский музей) выглядит как крепостное сооружение. И именно потому пространство вокруг Петропавловки во второй половине позапрошлого века не застроили.
Сегодня посетители Артиллерийского музея могут увидеть и валы Кронверка — но это будут не настоящие крепостные сооружения. Современные «валы» возвели исключительно в декоративно-исторических целях к Олимпиаде-80 (о том, как она повлияла на город и на общество, мы рассказывали в одной из предыдущих статей). А остатки валов, сохранившиеся в слое засыпки, и культурный слой под ними стал объектом исследований археологов.
Офицерские землянки
Находки с самого начала были исключительно интересными. Так, обнаружены следы поселения каменного века: кремневые и кварцевые отщепы и микролитические пластины — фрагменты древних составных орудий. Никаких следов древнейшего поселения не было найдено, поэтому специалисты считают, что сюда эти находки занесло наводнением (в целом каждый слой, фиксирующий очередной этап заселения данной территории, отделяется от других прослойками песка, занесенными очередным катастрофическим подъемом воды). Такая же природная катастрофа разрушила постройки, находившиеся на берегу протоки в XVI веке. От того времени остались еще следы распашки — здесь сеяли рожь или пшеницу.
Но самые интересные открытия были сделаны в слое, датируемым временем между началом строительства крепости и сооружением самого Кронверка (до 1705 года). Было обнаружено два жилища, вернее — их остатки. Одна яма правильной прямоугольной формы полтора на три метра, со следами очага внутри и фрагментами костей курицы, глиняных трубок внутри очага. Половина пола утоптана. Над второй, видимо, находилась койка. Археологи предположили, что перед ними офицерская землянка. Над углублением, возможно, возвышалась временная крыша, закрытая то ли веткам, то ли тканью, а может быть, корой или досками.
Солдатские могилы
Второе углубленное жилище — значительно больше, с неровными краями и неутоптанным дном. И самое неожиданное — прямо в нем было расчищено погребение четырех человек. Исследования показали, что эти четверо были помещены в яму и засыпаны землей в сильной стадии разложения. Это были мужчины 18-20 лет, плохо питавшиеся, невысокого роста, один из них страдал венерическим заболеванием.
На костяках были найдены остатки ткани, у одного то ли за голенищем сапога, то ли в чулке был нож. Ткань была идентифицирована как фрагменты военных мундиров. На зубах у каждого из захороненных были стертости с правой стороны. Это характерно для солдат: в XVIII веке перед выстрелом они должны были зубами разрывать упаковку пороха для засыпания в ствол (по команде: «Закуси патрон»).
Похоронили солдат в повседневной одежде, без переодевания в саван или хотя бы чистую рубаху. Руки у них были сложены на груди, в остатках костяков найдены нательные кресты.
Петербург построен на костях
Достаточно страшная и атмосферная находка. Она раскрыла нам историю первых месяцев существования Петербурга. Здесь в начале строительства крепости на Заячьем острове располагался военный лагерь. Вероятно, это была осень-зима 1703-1704 годов. По воспоминаниям иностранцев, мы знаем, что первые строители города жили в тяжелейших условиях и смертность была велика. Можно даже предположить, что их не захоронили из-за зимы и замерзшей почвы, а потом, когда лагерь снимали, поместили останки в оставленную полуземлянку и засыпали.
В некотором смысле эта картина подтверждает расхожее мнение, что Петербург «построен на костях». Как и любой город с приличной историей, он имеет и незадокументированные захоронения, и заброшенные или позднее застроенные кладбища.
Были и другие интересные находки — исследовалась конструкция первых валов. Целый слой и множество находок дал период Великой Отечественной войны. В Кронверке в те годы находился танкоремонтный завод. Блокированный Ленинград вынужден был чинить на месте все поврежденные боевые машины. Это делали прямо в центре города.
Автор счастлив, что ему удалось буквально несколько дней поработать на этих раскопках и благодарен К.А. Шмелеву за предоставленные материалы по работам в Кронверке. Мы постараемся и дальше рассказывать об открытиях, сделанных учеными в Петербурге и его окрестностях.
Фото: фрагмент чертежа раскопа с мужскими захоронениями в Кронверке. С.Л. Кузьмин, Е.Р. Михайлова, И.И.Тарасов, К.В.Шмелев Предварительные итоги раскопок на Кронверке Петропавловской крепости в 1998–2003 гг. Труды Санкт -Петербургской археологической экспедиции СПбГУ.
Кронверк (Петропавловская крепость)
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи | |
---|---|
Дата основания | 1703 |
Местонахождение | Санкт-Петербург, Александровский парк, 7 |
Проезд | метро: «Горьковская» |
Сайт музея | |
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи на Викискладе |
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи — музей в Санкт-Петербурге. Основан в 1703 году Петром I, который отдал первые распоряжения о сохранении старых пушек. C 1776 года располагался в здании арсенала на Литейном проспекте (впоследствии здание окружного суда). С 1869 года располагается в кронверке Петропавловской крепости.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает свыше 850 тысяч экспонатов. Во дворе музея представлено свыше 200 образцов пушек, САУ и ракетных комплексов.
Вид на кронверк Петропавловской крепости, в котором расположен музей
203-мм самоходная артиллерийская установка 2С7 «Пион» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
Ссылки
- Официальный сайт
- Страница на сайте «Музеи России»
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Кронвальд Оттон-Христиан
- Кронверкская протока
Смотреть что такое «Кронверк (Петропавловская крепость)» в других словарях:
Петропавловская крепость — Крепость Петропавловская крепость … Википедия
Петропавловская крепость — Петропавловская крепость. Петропавловская крепость. Общий вид. Санкт Петербург. Петропавловская крепость, историческое ядро Ленинграда, военно инженерный, архитектурный и историко революционный памятник. Заложена по повелению и плану Петра I… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Петропавловская крепость — в Ленинграде, на Заячьем острове. Начало строительства крепости 16 (27) мая 1703 считается датой основания города. Петропавловская крепость возводилась по плану, составленному Петром I, первоначально строилась из земли и дерева, в 1706 40 … Художественная энциклопедия
Петропавловская крепость — в Санкт Петербурге. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ (официальное название Санкт Петербургская, в 1914 17 Петроградская крепость), в Санкт Петербурге, на Заячьем острове. Историческое ядро города, заложена 16.5.1703 по плану Петра I: 6 бастионов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Петропавловская крепость — историческое ядро Ленинграда, военно инженерный, архитектурный и историко революционный памятник. Заложена по повелению и плану Петра I 16(27) мая 1703 на Заячьем острове (эта дата считается днём рождения города), соединена с Петроградским… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ — в Санкт Петербурге, на Заячьем о ве, заложена по плану Петра I 16.5.1703. 6 бастионов, соединенных куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально земляные, в 30 40 х и 80 х гг. 18 в. одеты камнем. Петровские (1717 18, архитектор Д. Трезини) и… … Большой Энциклопедический словарь
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ — (официальное название Санкт Петербургская, в 1914 17 Петроградская крепость), в Санкт Петербурге, на Заячьем острове. Историческое ядро города, заложена 16.5.1703 по плану Петра I: 6 бастионов, соединенных куртинами, 2 равелина, кронверк,… … Современная энциклопедия
Петропавловская крепость — (до февраля 1917 Санкт Петербургская, до ноября 1917 Петроградская) в Ленинграде, на Заячьем острове. День начала строительства крепости Санкт Питер Бурх (позднее П. к.) 16(27) мая 1703 считается датой основания города. П. к. возводилась… … Большая советская энциклопедия
Петропавловская крепость — в Санкт Петербурге, на Заячьем острове, заложена по плану Петра I 16(27) мая 1703. 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально земляные, в 30 40 х и 80 х гг. XVIII в. одеты камнем. Петровские (1717 18, архитектор… … Энциклопедический словарь
Петропавловская крепость в СПб — ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ в СПб. арх. ансамбль. Сложился в 18 19 вв. Первоначально воен. объект, затем полит. тюрьма, ныне музей. Начало стр ва П. К. 16 (27) мая 1703 дата основания новой столицы России СПб. В комплекс зданий П. К. входят:… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Кронверк (Петропавловская крепость)
Вое́нно-истори́ческий музе́й артилле́рии, инжене́рных войск и войск свя́зи [1] (Артиллерийский музей) — советский и российский музей в городе Санкт-Петербурге.
Содержание
- 1 История
- 2 Экспозиция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи
- 2.1 I этаж
- 2.2 II этаж
- 2.3 III этаж
- 3 Галерея
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
История
История образования современного музея берёт начало от Цейхгауза (нем. Zeughaus — оружейный дом), основанного в Санкт-Петербурге в 1703 году Петром I, который в 1702 году издал указ о сборе военных памятников «для памяти на вечную славу», а в 1703 году дал распоряжение о сохранении для истории мортиры, отлитой в 1605 году пушечным мастером Андреем Чоховым и его учеником Проней Фёдоровым и находившейся в Московском арсенале [2] .
В 1711 году был основан Санкт-Петербургский Литейный двор. В 1776 году князь Г. Г. Орлов построил на Литейном проспекте трёхэтажное здание арсенала, где на втором этаже расположился Достопамятный зал — место хранения музейных редкостей. В 1817 году П. П. Свиньиным было издано первое описание Достопамятного зала на русском и французском языках, а к 1860 году эта коллекция насчитывала более 10 000 предметов, размещённых в 19 залах арсенала. В 1850—1851 годах Литейный двор вместе с Арсеналом перевели в новые корпуса на Выборгской стороне, получившими после этого название «Новый Арсенал». Музей с 1868 года располагается на кронверке Петропавловской крепости, это здание было возведено в 1851—1860 годах архитектором П. И. Таманским по плану, предложенному императором Николаем I. Собрание сначала именовалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления», потом Артиллерийским музеем, а с 1903 года — Артиллерийским историческим музеем [3] [4] [5] .
В 1890 году на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона этот музей описывался следующими словами [6] :
Артиллерийский музей в С.-Петербурге — представляет одно из замечательнейших в историческом отношении хранилищ всякого рода оружия и воинских доспехов и принадлежностей. Коллекции его разделены на два отдела: русский и иностранный. 1-й обнимает собою историю русского вооружения и артиллерии, с конца XIV века до современных нам образцов включительно. 2-й, иностранный отдел состоит главным образом из трофеев войн, преимущественно XVIII столетия. Сверх того, в музее хранятся разные исторические предметы, случайно туда попавшие, так, между прочим, мундиры и оружие Петра I, Петра III, Екатерины II, Александра I, Николая I; седло Иоанна Грозного, рабочий колет Петра Великого; мундир и белье Фридриха Великого; посмертный слепок с лица Суворова; мундир генер. Милорадовича, в котором он убит 14 декабря 1825 г.; табурет и трость Стеньки Разина и т. д. — Полное описание музея составлено г. Бранденбургом и издано в 1889 г. по случаю празднования 500-летнего юбилея русской артиллерии.
Большой вклад в сохранении «инверторских, курьёзных и достопамятных вещей» внёс глава артиллерийского ведомства граф П. И. Шувалов, с 1756 года заведующим хранилища стал подпоручик И. И. Меллер. В 1872 году заведующим музеем был назначен Н. Е. Бранденбург, опубликовавший в 1877—1883 годах «Исторический каталог С-Петербургского Артиллерийского музея» [7] .
В годы Великой Отечественной войны значительную часть коллекции музея успели эвакуировать в Новосибирск (с ней убыл начальник музея полковник Ф. Я. Куске), но примерно треть осталось внутри блокадного кольца. В неимоверно тяжелых условиях «новосибирская» и «ленинградская» группы не только спасали уникальные экспонаты, но и развернули временные выставки, читали лекции в госпиталях и военно-учебных заведениях, а с 1943 года вели также выездную работу по сбору на фронте и на оборонных предприятиях редких и ценных экспонатов (трофейное вооружение, оружие воинов-героев, экспериментальные образцы и т.д.). Оставшиеся в Ленинграде работники музея организовали также дружину ПВО: только после авианалета 8 октября 1941 года она потушила на территории музея 120 зажигательных бомб. [8]
В 1963—1965 годах в состав Артиллерийского исторического музея вошли фонды Центрального исторического военно-инженерного музея и Военного музея связи.
Экспозиция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи размещена в 13 залах, размещённых в хронологическом порядке. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает свыше 850 тысяч экспонатов и охватывает время c XIV века до наших дней. После реконструкции в ноябре 2002 года во внутреннем дворе музея представлено свыше 250 образцов пушек, самоходных артиллерийских установок (САУ), ракетных комплексов и несколько танков. Среди прочего, в музее хранятся отличающиеся богатой узорчатой отделкой старинные бронзовые орудия русских и европейских литейщиков — шведские и французские трофеи. Есть несколько пушек работы выдающегося мастера Андрея Чохова. В залах представлено множество советских и немецких образцов стрелкового и артиллерийского вооружения времён Великой Отечественной войны.
19 ноября 2013 года на территории музея был открыт памятник-бюст великому князю Михаилу Николаевичу (скульптор А. А. Аполлонов). [9] Во дворе справа от здания музея, рядом с Кронверкским каналом, находится памятник декабристам, казнённым на этом месте в 1826 году. В ноябре 2019 года перед входом в музей был открыт памятник Михаилу Калашникову [10] .
historian_1984
historian_1984
Часть третья: как сбежать из крепости
В предыдущих статьях мы подробно рассмотрели облик Петропавловской крепости на период около 1720 г. Аптека, плац-майорский дом, собор, стройка… Мы также выяснили, как выглядели люди, которых в основном можно было увидеть в крепости: мастеровые- строители.
Тюрьма Петропавловской крепости
Всё это кажется несколько скучным. Где же страшные застенки, казематы, где мучали заключённых, где пытали и казнили политических узников? Здесь приходится несколько разочаровать читателя. Каземат- это просто помещение внутри крепостных стен. В основном казематы были заняты казармами и складами («магазейнами»). Во-вторых, на территории крепости официально никогда никого не казнили (до советского времени). В-третьих, с пытками всё тоже было однообразно. В подавляющем большинстве случаев с целью получить признание человека подвешивали на дыбе — не более того. Наконец, в-четвёртых, политические узники соседствовали на территории крепости с обычными уголовниками. В основном и те, и другие были подследственными – надолго в тюрьме не задерживались: или на эшафот, или в Сибирь или на строительные работы.
На наш современный взгляд тюрьма Петропавловской крепости выглядела довольно специфическим образом. Она одновременно располагалась в 7-8 местах по всей территории крепости, в основном — в казематах, подчас — в отдельно стоящих избах.
Большая часть узилищ были одиночками. Окна закрывали решётками, а также деревянными щитами. Поскольку естественное освещение в камере практически отсутствовало, внутри постоянно горели свечи. Отапливались камеры печками, на них же готовили еду для колодников. Охранники располагались в ближней от двери части помещения. Постоянно в камере наряду с заключённым находился часовой, причём по уставу он должен был стоять. Свободные в этот день караульные отправлялись на рынок, а потом стряпали в печке еду для себя, часового и заключённого. Разговоры между охраной и заключённым формально не были запрещены. Заключённых, не представлявших серьёзной политической опасности, проводили в кандалах и цепях в поисках милостыни по дорогам города. Так они зарабатывали на пропитание. 1]
Политические узники появились в крепости в феврале 1718 г. Это были сын Петра I царевич Алексей, бояре А.В. Кикин, А.Ф. Лопухин, В.В. Долгорукий, сестра царя Мария Алексеевна и др. арестованные по «царевичеву делу». Они находились в казематах Трубецкого бастиона, где также велись допросы. 26 июня 1718 г., через день после вынесения судом смертного приговора, Алексей «преставился» в каземате.
Портрет Алексея Петровича. Худ. И.Г. Таннауэр. 1710-е гг.
Следствие вёл П.А. Толстой. Комиссия, созданная для расследования «царевичева дела» постепенно превратилась в постоянную и получила название Тайной канцелярии. Располагалась Тайная канцелярия в бывших Комендантском и Плац-майорском домах, освобождённых к 1718 г.
В 1719 г. в крепости содержались 22 арестанта по «ревельскому адмиралтейскому делу» за казнокрадство. Таким образом, за весь рассматриваемый период (1716-1722 гг.) число политических заключённых не превышало нескольких десятков человек. 2]
Портрет П. А. Толстого. Худ. И.Г. Таннауэр. 1710-е гг.
Существует легенда о том, что из казематов Петропавловской крепости никто и никогда не сбегал. Это легенда. Побеги были уже в петровское время. В условиях содержания, когда колодники ходили по улицам в поисках пропитания, а в нужник водили на улицу, в этом не было ничего удивительного. Тем более, что в крепости было 5 ворот. Бежать можно было через любые, но лучше всего- через Петровские, главные. Они располагались ближе всего к мосту. Дальше нужно было пробраться через проход в равелине и пересечь ещё один мост. Постараемся представить этот маршрут зрительно.
Мы можем довольно достоверно судить об облике главных, Петровских, ворот благодаря чертежу 1732 г. Они выходили на восток и были богато украшены. Эти ворота сохранились до сегодняшнего дня, правда, в несколько изменённом виде.
Петровские ворота. Фасад. Неизвестный автор. 1732 г. ГМИ СПб (выноски мои-Ю.Н.)
Заячий остров, где находилась крепость, соединялся с городской стороной единственной переправой. Переправа состояла из двух мостов. Один из них, свайный мост, был перекинут между Петровскими воротами и островком с равелином. Он носил название Иоанновского в честь брата Петра Великого. Другой мост соединял островок, где находился равелин, с Троицкой площадью. Этот мост назывался Петровским по Петровским триумфальным воротам, либо Красным по цвету его окраски. Он также опирался на сваи, но имел два разводных пролёта с коромыслами-противовесами в голландском стиле. В 1719-1720 гг. Петровский мост, сгнивший за 13 лет существования, был разобран и отстроен заново. Петровские ворота на ночь запирали, а въезд на мост охраняли солдаты с офицером. Там, по-видимому, был шлагбаум и рогатки. Там же, у основания Петровского моста, располагались деревянные триумфальные ворота в честь победы в Гангутском сражении 1714 г.
Петровский свайный мост с двумя разводными пролётами, противовесами-коромыслами и деревянными триумфальными воротами у основания. «Торжественный ввод в Санкт-Петербург четырёх шведских фрегатов после победы при Гренгаме». Гравюра А. Зубова. 1720 г. Фрагмент. Публикация: http://www.russianprints.ru/full/index.php?id=395
Конструкция разводного пролёта традиционного голландского моста. Коромысла-противовесы при необходимости при помощи канатов притягиваются вниз и фиксируются, раскрывая пролёт. «Мост Англуа». Худ. В. ван Гог. 1888 г. Публикация: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Vincent_Willem_van_Gogh_070.jpg
Дополнительные укрепления: равелин и кронверк
Равелин- дополнительное древоземляное укрепление, представлявшее собой прямую стену, распологавшуюся на отдельном островке- единственном пути из крепости на городовую сторону. Представить его облик можно по фотографии форта Буртанж.
Разводной мост форта Буртанж (древоземляное укрепление XVIII в., Нидерланды) с деревянными воротами при въезде и валом, сходным с равелином Петропавловской крепости. Современное фото. Источник: http://www.panoramio.com/photo/26200646
Также выглядел и Кронверк- дополнительное крепостное сооружение к северу от крепости. Сейчас там Артиллерийский музей. Кронверк представлял собой древозмеляные бастион и два полубастиона, своими очертаниями повторявшие линию северного вала крепости. Внутри стен кронверка находились около сотни казематов, использовавшиеся в качестве складов. На валах были установлены орудия- также около сотни. На пристани Кронверка зимовали корабли, здесь же они прятались во время сильных ветров. [3] Вдоль стен кронверка был прорыт ров. Он там находится до сих пор. Замечательно, что древоземляные крепости ветшают довольно быстро, но сверху их очертания сохраняются и подчас являются очень впечатляющими именно благодаря рвам.
Кронверк. Современное фото со спутника. Публикация: Яндекс-карты.
Форт Буртанж. Современное фото с высоты птичьего полёта. Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Fortbourtange.jpg
Итак, в трёх статьях мы подробно рассмотрели облик первого сооружения нашего города- Санкт-Петербургской Петропавловской крепости в 176-1722 гг. Думаю, после создания трёхмерной модели результаты будут более очевидны. Но уже сейчас всякий прочитавший эти три статьи может считать себя одним из десятка ныне живущих экспертов по крепости петровского времени.
[1] По: Анисимов Е.В. Петербург времён Петра Великого. М., 2008. С. 205-207
[2] По: Вершевская М.В. Петропавловская крепость как тюрьма// Том 1. Осьмнадцатое столетие. Книга 2/ Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. C. 132-133
[3] Степанов С.Д. Кронверк// Том 1. Осьмнадцатое столетие. Книга 1/ Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. C. 503-50 4