Собор святой софии турция
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа. По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).
Досье собора:
Строительство: 532–537 годы
Закладка камня: 23 февраля 532 года
Освящение: 27 декабря 537 года
Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму
Основатель: император Юстиниан I
Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Статус: музей Айя-София
История:
В 532 году во время восстания сгорел главный храм Константинополя. Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался главным храмом не только Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь, город был переименован в Стамбул и превратили храм в мечеть, а в 1934 году Софийский собор стал музеем и службы в нем больше не проводятся. Но ситуация в любой момент может измениться: есть решение снова вернуть Святой Софии статус мечети.
Как найти собор святой Софии (скачать карту):
Архитектурные особенности собора:
Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.
Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.
Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.
Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульптуру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.
Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.
В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.
Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле
Обновлено: 27 Авг, 2020
Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где до июля 2020 г переплетались сразу две религии — ислам и христианство.
Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история мечети (ранее собора) Святой Софии в Стамбуле.
Краткая история
Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.
В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.
После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. До июля 2020 г в стенах комплекса было запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видели в таком решении ущемление свободы вероисповедания.
В итоге, 10 июля 2020 г властями было принято решение о возможности проведения молитв мусульман. В этот же день после указа президента Турции Эрдогана Айя Софья официально стала мечетью.
Читайте также: Мечеть Сулеймание — широко известный исламский храм в Стамбуле.
Архитектура и внутренне убранство
Мечеть (Собор) Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.
Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.
Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.
В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.
Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.
Как добраться
Собор Святой Софии располагается на площади Султанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.
Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.
Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.
Практическая информация
- Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.
- Стоимость посещения: бесплатно.
- Расписание молитв можно посмотреть на сайте: namazvakitleri.diyanet.gov.tr.
Полезные советы
Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших здесь туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:
- Лучше всего отправляться к достопримечательности к 08:00-08:30 утра. После 09:00 у собора образуются большие очереди к кассам, а стоять под открытым небом особенно в разгар летнего сезона довольно изнурительно.
- Если помимо Айя Софьи вы планируете посетить и другие знаковые места Стамбула с платным входом, то советуем вам приобрести специальную музейную карту, действующую только в рамках мегаполиса. Ее стоимость составляет 125 tl. Такой пропуск позволит вам не только сэкономить средства, но и избежать длинных очередей в кассы.
- Перед тем, как ступить на ковер необходимо снять обувь.
- Избегайте посещения мечети во время молитв (5 раз в день), особенно в полдень по пятницам.
- Женщинам разрешен вход в Святую Софию только в платках. Их можно взять бесплатно при входе.
- Делать фото внутреннего убранства здания можно, но молящихся фотографировать не стоит.
- Обязательно захватите с собой воду. В летние месяцы в Стамбуле довольно жарко, поэтому без жидкости просто не обойтись. Воду можно купить и на территории собора, но стоить она будет в несколько раз дороже.
- Посетившие музей туристы рекомендуют выделить на экскурсию по Святой Софии не более двух часов.
- Чтобы ваши впечатления от посещения собора были максимально полными, советуем нанять гида. Найти проводника, говорящего на русском языке, можно прямо у входа. У каждого из них своя цена, но в Турции всегда можно сторговаться.
- Если вы не хотите тратить деньги на гида, то приобретите аудиогид, а если и этот вариант вам не подходит, то перед посещением собора посмотрите подробный фильм об Айя Софье от National Geographic.
- Некоторые путешественники не советуют посещать храм в вечернее время, поскольку, по их словам, только при дневном освещении можно в полной мере разглядеть все детали интерьера.
Вывод
Собор Святой Софии, бесспорно, является обязательной к посещению достопримечательностью в Стамбуле. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.
Автор: Екатерина Унал
Обновлено: 18 Янв, 2019 Парк Гюльхане — самый древний парк Стамбула, расположившийся…
Обновлено: 17 Ноя, 2019 Центр искусств королевы Софии – один из самых…
Обновлено: 2 Фев, 2019 Стамбул всегда превосходил другие города Турции по количеству…
Обновлено: 31 Дек, 2018 Голубая мечеть – первая по значимости мечеть Стамбула,…
Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле
Айя София — место паломничества всех без исключения гостей Стамбула. И это не удивительно. Древнейший храм, переживший за свою многовековую историю кажется все возможные испытания, сохранил невероятную притягательность и энергетику.
Долгое время собор представлял из себя в большей степени музей, чем действующий храм, однако 10 июля 2020 года Айя София вновь вернул себе статус мечети .
Здание Айя Софии действительно грандиозное. Мощь, красота и былая значимость не оставляют никого равнодушным. Общее архитектурное решение правильной прямоугольной формы, напоминающее классическую базилику. Только купол здесь имеет высоту 31 метр и диаметр 55,6 метров. По углам его поддерживают колонны высотой 24,3 метра. В соборе предусмотрено 9 ворот.
Самая большая гордость храма — сохранившиеся уникальные византийские мозаики.
История
На месте, где сейчас находится храм, на протяжении веков стояла церковь Святой Софии, которая пострадала в пожаре 532 года. Великий император Юстиниан I, который правил в это время византийской империей, приказал начать строить на этом месте новый собор. Уже через 5 лет, в 537 году храм был построен и торжественно открыт. В течение более чем 1000 лет Собор Святой Софии был местом известным и значимым для любого христианина.
Часть ценнейших святынь и реликвий была утрачены храмом в результате Четвертого Крестового Похода, проходившего в 1204 году. Некоторые из них пропали безвозвратно, часть сейчас размещается в венецианском соборе Сан-Марко.
Покоривший Константинополь Мехмет Завоеватель не смог разрушить храм. Величественная красота Собора сослужила ему добрую службу, и он выжил. Это случилось не только с Айя Софией — многих церквям и храмам Константинополя удалось прижиться и в Стамбуле.
Собор решено было перестроить под нужды мечети. Для этого около храма появился минарет, сначала деревянный. Позже новая мечеть получила еще три минарета.
XVI век принес свое — мечеть в Айя Софии получила свой михраб, который указывал мусульманам, где расположена Мекка, место для муэдзина, откуда звучит эзан (призыв на молитву) и особый трон.
В XVIII веке султан Махмуд I добавил к мечети библиотеку. Затем, согласно исламской традиции, перед входом в храм построили особое место для омовений. В мечети появилась своя начальная школа и служебные помещения для священнослужителей.
Во времена Османской империи в Айя Софии создали усыпальницу — здесь похоронены султаны и другие представители царствующих династий, такие как Мехмет II, Мустафа I, Селим II и другие.
После прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка и провозглашения Турецкой Республики, храм начали реставрировать, уделив особое внимание мозаикам и картинам. В 1935 году храм официально получил статус музея и стал доступен посетителям.
Вновь статус мечети собор обрел летом 2020 года. Старый указ 1934 года, с которого началось превращение собора в музей, был аннулирован 10 июля, а первая пятничная молитва состоялась уже 24 июля.
Собор внутри, мозаики
Попав внутрь храма, обратите внимание на правую от входа часть с необычной каменной кладкой в виде разноцветных переплетений. Это коронационная часть, здесь возводили на престол римских императоров.
Весь собор держится на множестве колонн, всего их более сотни.
Внутренние стены Айя Софии покрыты мрамором и великолепными мозаиками. Мозаики соединяют в себе золотые, серебряные, стеклянные и каменные элементы. Исследователи относят их к периоду, когда правила Македонская династия.
Примерно десятью годами позже были созданы мозаики, которые изображают 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Из всех мозаичных изображений сохранилась только часть. Так же до наших дней дошли некоторые фрески — во многом благодаря штукатурке, которой в свое время были покрыты стены мечети поверх старых изображений.
В конце IX века в Соборе Святой Софии появилась мозаика с ликом Христа. Он изображен сидящим на троне. В его руках Евангелие, открытое на странице со слова «Мир вам. Я свет миру».
Так же в музее можно увидеть портрет-мозаику, посвященный императору Александру. Потрет уникален тем, что сделан еще прижизненно.
В Айя Софии сохранены и реликвии, относящие к Османской эпохе, например светильники из бронзы — личный подарок Султана Сулеймана мечети.
Цены на билеты 2021 в собор Святой Софии
Вход в мечеть для всех посетителей бесплатный.
Обратите внимание, что собор — самая посещаемая достопримечательность Стамбула, и на входе обычно стоит внушительная очередь.
Часы работы
График работы собора зависит от сезона. В летний период (1 апреля — 31 октября) музей открыт с 9 до 18 часов. В зимний сезон собор Айя София закрывается раньше, в 17.00.
В соборе есть традиционные изменения в расписании, связанные с религиозными праздниками, например, с Рамаданом. Отправляясь в Стамбул в эти дни, отдельно уточните расписание музея заранее.
Внутреннее убранство собора Святой Софии (видео)
Как добраться до собора Айя-София
Айя София находится в центре европейской части Стамбула, в самом популярном и посещаемой районе города — Султанахмете, на улице Atmeydanı Caddesi.
Для тех, кто остановился в этом районе города (а большинство туристов предпочитают именно его, здесь сосредоточены основные достопримечательности и масса отелей), прогулка до Айя Софии не займет больше 15–20 минут пешком, на какой бы улице вы ни поселились.
От других районов Стамбула (например, от аэропорта Ататюрка, Аксарая, Университета) можно воспользоваться скоростным трамваем T1, который делает остановку на площади Султанаахмет (Sultanahmet).
Как пройти от остановки Султанахмет до собора Святой Софии — Google Maps
Если вы поселились около Галатской башни, улицы Истикляль или площади Таксим, удобнее всего проехать от Таксима вниз на фуникулере до остановки Кабаташ (Kabataş). Отсюда в сторону Айя Софии также отправляется трамвай T1, следующий по маршруту Kabataş-Bağcılar. Так же этот маршрут удобен, если вы живете недалеко от станции метро — вам нужно просто добраться на метро до Таксима, а дальше весь остальной путь до Айя Софии проехать как указано выше.
Из более отдаленных районов города часто удобно воспользоваться паромом — нужная вам станция Эминоню (Eminönü Harem) находится в 10 минутах пешком от Айя Софии.
До мечети можно доехать и на такси, вызвав машину. Планируя такую поездку, обратите внимание, что Стамбул — очень густонаселенный город с весьма активным и плотным трафиком на дорогах, в пробках здесь можно стоять часами. Часто общественный транспорт с выделенными линиями на дорогах, оказывается куда более быстрым и удобным способом добраться.
Вход в собор Айя-София в Стабуле — панорама Google Maps
Собор Святой Софии в Стамбуле
В историческом центре турецкой столицы возвышается архитектурный памятник, имеющий колоссальную значимость в истории. Собор Святой Софии в Стамбуле заставит восхищаться любого посетителя. Огромные минареты украшают здание снаружи и позволяют ему выглядеть как мечеть, но внутри видно убранство христианской церкви. Оказавшись там, вы прикоснётесь к великой истории старейших государств.
Богатейшая история собора
Изначально это была христианская церковь, а после османских завоеваний она была обращена в мечеть. В XX веке здесь был устроен музей. История Айя София в Стамбуле богата и интересна, ведь он связан с христианской и мусульманской культурами.
На месте нынешнего собора было несколько сооружений. Сначала здесь была большая церковь. Первая постройка датируется 360 годом — когда Стамбул именовался Константинополем. Храм отличался деревянной крышей, был выполнен в форме базилики. В начале V века здесь начали беспорядки, и здание сожгли. В 415 году здесь провели полную реконструкцию. Но и это здание уничтожили, уже при правлении Юстиниана.
Архитекторами стали знаменитые зодчие, обладавшие великим талантом — Анземиос и Исидорос. Юстиниан заботился о строительстве собора, архитектура была абсолютно иной, не похожей на предыдущие версии. Чтобы воздвигнуть храм, потребовалось 5 лет.
Собор Святой Софии в Стамбуле стал культовым местом. Впоследствии здесь происходили церемонии коронования византийских императоров.
В начале XIII века здание и весь город были оккупированы и разграблены крестоносцами. Состояние постройки стало неудовлетворительным. А в XV веке город был захвачен султаном Мехмедом. Происходили ужасные события, во время захвата все, кто здесь молился, были убиты. Мечеть Айя София в Стамбуле появилась именно в это время. Уникальное событие, когда христианский храм преобразуется в мусульманский. В середине XIX века здесь проводилась реконструкция, которой занимались братья Фоссати.
В 1935 году было принято решение о создании музея. Фрески и мозаики ранее были заштукатурены, и во время основания музея их очистили, выставили на показ. Но здесь выделили небольшое помещение, где могут совершать мусульманские обряды сотрудники музея.
Потрясающая архитектура и величественный фасад
Если вы не знаете, как выглядит собор Святой Софии в Стамбуле — ознакомьтесь с фотографиями и почитайте описание. Архитектурное чудо имеет длину 100 м, ширина составляет 69,5 м. Восточная Римская империя не знала храмов больше этого. Высота купола — целых 55,6 м. При строительстве использовался мрамор, также применяли камни и лёгкий кирпич. Стены очень прочные, т. к. использовался раствор из ясеневого листа.
Здание представляет собой прямоугольную базилику. Структура постройки — три нефа. Трансепт с нефом пересекаются, при этом образуется крест. Главный неф — это 4 колонны. Благодаря аркам, держащимся за счёт колонн, установлен купол. Соборная купольная система считается шедевральным архитектурным решением.
Что ждёт посетителя внутри?
Интерьер поражает: часть стен покрыта мрамором, остальные — удивительными мозаиками. При их создании использовались драгоценные металлы, стекло, разноцветные камни и терракота. Мозаики растительного и геометрического типа являются творениями VI века. Фигурные — появились в иконоборческий период.
На экскурсии по собору Святой Софии справа от входа вы увидите пол, покрытый разноцветными камнями. Именно на этом месте осуществлялось коронование императоров. Внутри собора находится большое количество колонн — 104. Во время правления османцев здесь добавились: михрабы, указывающие на Мекку, минбары (кафедры для проповедей) и другие элементы. Также здесь размещена ложа султана. Помещения украшены бронзовыми светильниками и красивыми окнами. Султан Марад привёз сюда мраморные шары, которые относятся к древним временам. Также отмечаются огромные каллиграфические панели.
Рунические надписи — удивительный элемент собора Святой Софии. Исследователи не имеют точных данных об их происхождении. Скандинавские руны найдены только в 60-х годах XX века. Учёные предполагают, что это не последняя находка. Храм таит множество загадок и не исследован полностью.
Таинственные подземелья
Нижняя часть собора находится под водой. Выяснилось, что в этих недрах скрываются драгоценности, были найдены даже человеческие останки. Но самое примечательное — исследователями обнаружен огромный подземный ход, ведущий к дворцу Топкапы. Но пока подземелье мало изучено ввиду ряда трудностей.
Интересные факты и легенды
Существует немало необычных поверий, связанных с храмом Святой Софии в Стамбуле.
Внутри собора есть «плачущая колонна», выполненная из меди. В ней есть необычное отверстие, откуда постоянно вытекает вода. Многие верят, что если приложить в углублении большой палец и загадать желание, повернув его — желаемое исполнится. Ещё одна магическая способность колонны — снимать боль. Вы должны приложиться к ней больным местом — тогда болевые ощущения стихнут или исчезнут вовсе. Колонна расположена в нижней части, справа от входа в собор.
В храме есть так называемое «холодное окно». Его особенность заключается в том, что в любую погоду (даже в жаркий день) отсюда дует прохладный ветер.
Легенда про изображение кисти руки человека — крайне любопытна, у неё есть несколько разных версий. Находится она справа от амвона. На поверхности мраморной плиты есть отпечаток кисти. Считается, что сюда приложился завоеватель Мехмед II. А по греческой версии — это отпечаток руки Девы Марии. Она коснулась стены во время литургии.
Юстиниан желал сделать покрытие стен золотом. Но местные астрологи сказали, что в один момент сюда придут властвовать скупые и бедные правители, а все ценное в храме будет захвачено. Поэтому император решил ограничиться в роскоши, тем самым позаботившись о собственной славе.
Легенда о спасшемся византийском императоре гласит о том, что во время его казни турки взяли меч, но появились ангелы и унесли Константина IX. Они доставили его в пещеру подземелья у Золотых ворот, правитель уснул, превратившись в мрамор. Считалось, что он будет спать, пока турки не вернут свой город. Все настолько этого испугались, что вход в город был замурован, а вокруг воздвигли тюрьму.
История о спасении священника связана с чудесами храма. Пока шла резня, турецкие солдаты забежали в собор, а внутри молился старик. Они не смогли его убить: стена разверзлась, и священник пропал. Теперь в правой части собора слышен шум. Если храм вернётся к христианам — старик вернётся и продолжит молиться.
В этом храме началось активное разделение христианства. Православные и католики отстаивали свои идеи. Во время крестового похода отсюда была украдена Туринская плащаница.
Подобных историй множество. Здание настолько поражало своим величием, что люди искренне верили в его мощь и божественные силы. А каждая достопримечательность — повод для рассказа об исторических событиях.
Полезная информация для посетителей
Часы работы собора Святой Софии в Стамбуле различаются в зависимости от сезона. Летний период начинается 15 апреля и заканчивается 30 октября. Двери для посетителей открываются в 9:00, музей работает до 19:00. Билет в кассе можно купить за час до окончания работы — в 18:00.
Если вы планируете посетить собор в зимний период — он работает с 9:00 до 17:00. Кассы также закроются за час — в 16:00.
Сейчас музей работает в ежедневном режиме, но в первые дни Рамадана и во время праздника жертвоприношений Курбан-байрам действующее расписание меняется. В такие дни попасть сюда можно только во второй половине рабочего дня.
Цена за вход составляет 40 турецких лир. Со временем она меняется, поэтому рекомендуем уточнять информацию — на официальном сайте или у организаторов экскурсии.
Есть категории граждан, для которых посещение будет бесплатным. Это распространяется на детей до 12 лет и младше. Исключением является Гарем: за ребёнка платить не придётся, если он младше 6 лет.
Чтобы понять, как добраться до Айя София в Стамбуле — посмотрите адресна карте, но проще всего отправиться туда в составе организованной туристической группы. Это избавит от проблем с транспортом и посещением. Вас будет сопровождать русскоговорящий гид и расскажет интересные факты о соборе.
Приезжать сюда лучше пораньше, до открытия. Иначе возле собора соберётся большая очередь, ведь этот музей — один из самых посещаемых. Вы можете приобрести музейную карту, дающую возможность бесплатного прохода без очереди в музеи Стамбула.
Мы предлагаем вам познакомиться с турецкой культурой, посетить собор, а также другие достопримечательности этой страны. Ознакомьтесь с туристическими маршрутами по Стамбулу и бронируйте экскурсии, которые вас заинтересуют.
Взгляните на фото Айя София в Стамбуле, и вы поймёте, что это место обязательно стоит посетить. Одно архитектурное сооружение рассказывает многовековую историю, неразрывно связанную с религией христиан и мусульман. Величественный памятник архитектуры стал настоящим сердцем Стамбула и надолго остаётся в памяти туристов, побывавших в Турции!
Что теряет мир от превращения Айя-Софии в мечеть?
Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества.
Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»
Собор-музей Святой Софии (Премудрости Божией в христианской традиции) в Константинополе-Стамбуле снова становится мечетью. Это мало кого радует в мире, поскольку превращение одного из главных символов культурного наследия человечества в заложника политических амбиций — плохой знак. Политика от таких подходов если и выигрывает, то ненадолго, а вот наследие, как правило, проигрывает. Вместе с человечеством.
Анализировать турецкие внутриполитические расклады вкупе с тактическими и стратегическими целями президента Реджепа Эрдогана — дело специалистов по политической конъюнктуре. Не буду этим заниматься, но оговорюсь: у большой истории — другая логика, она проста и неумолима. Сиюминутные тактические выигрыши политиков обесцениваются назавтра, заслоняются новыми комбинациями, забываются. А ценности вневременные — то, собственно, что и зовется Всемирным наследием, — живут своей долгой жизнью.
В конце концов, любой объект Всемирного наследия, практически любое заметное произведение мировой художественной культуры в свое время тоже имели политический контекст и подтекст. Но эти контексты и подтексты в наши дни интересны историкам и иным специалистам; а миллионы людей восхищаются Парфеноном, Ангкор-Ватом в Камбодже или церковью Вознесения в Коломенском, не вдаваясь в подробности политических и иных амбиций их создателей и заказчиков.
Причем это касается не только созидания, но и разрушения: никого не волнуют амбиции, чувства и мотивации геростратов — запоминается результат.
Поэтому, если абстрагироваться от политических дел сегодняшней Турции, ответ на вопрос, что происходит в Стамбуле, коль скоро музейный собор Святой Софии вновь делают мечетью, каковой он пребывал до 1934 года, прост.
Мечетей в Стамбуле и так хватает — Айя-София станет 3272-й по счету.
Дело в другом. Президент Реджеп Эрдоган, а также его сторонники и избиратели повторяют, воспроизводят, переживают заново захват Константинополя в 1453 году. И присвоение — точнее сказать, перекодировку — главного символа и духовного центра захваченного города. С той разницей, что в отличие от 1453 года в 2020-м Святую Софию некому защищать.
Можно вспомнить и церковь Святой Женевьевы в Париже, обращенную победившими французскими революционерами в 1791 году в «храм Отечества», и тот же Парфенон, побывавший и христианской церковью, и мусульманской мечетью. Да и превращение православных храмов в России после 1917 года в храмы нового советского «культа» — дома культуры и школы — явление того же порядка.
В России, кстати, история со Святой Софией принимается близко к сердцу, возможно, еще и потому, что после 1917 года победители-большевики проделали с Москвой очень похожее на то, что завоеватели 1453 года — с Константинополем.
Второй и Третий Рим
Виды Стамбула. Старинные золотистые мозаики с изображением Иисуса Христа в главной мечете Стамбула – Айя-Софии
Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ
С тех пор как старец Филофей, монах Спасо-Елеазарова монастыря, затерянного меж лесов и болот неподалеку от Пскова, сформулировал теорию «Москва — Третий Рим, а Четвертому не бывать», наши соотечественники беспрестанно сопоставляют судьбы, образы и черты Рима, Константинополя и Москвы.
Параллели, безусловно, прослеживаются (это большая отдельная тема, не будем в нее здесь углубляться). Но удивительно вот что: отслеживая те или иные отдельные похожие черты устройства Второго и Третьего Римов, Константинополя и Москвы, историки поразительным образом проходят мимо сходства их исторической судьбы.
Остановлюсь на некоторых. Как известно, Константинополь был захвачен турками в 1453 году и превращен из столицы Византийской империи в столицу империи Османской. Но объявить чужую столицу своей и действительно сделать ее таковой — совсем не одно и то же. Захваченный турками город был визуально чужим и чуждым. Всюду высились купола христианских храмов, кресты, мемориальные колонны императоров. Это была иная слава, иная история, иная философия, овеществленная в камне. И эти камни говорили. Туркам потребовалось почти полтора столетия, чтобы перекодировать захваченный город на свой манер. Напомним вкратце, что они для этого сделали.
Как в Германию пришла мода на свержение памятников
Они закрыли почти все христианские церкви города. Главную святыню Константинополя — собор Святой Софии — превратили в мечеть, пристроили к ней минареты — так, чтобы храм и внешне напоминал мечеть. То же превращение пережили десятки больших и малых городских церквей и монастырей. При этом десятки храмов, стоявших на выигрышных местах, представлявших собою архитектурные доминанты города, были снесены до основания. На их месте выросли мечети. Колонны императоров были низвергнуты. Греческие названия улиц, площадей и районов города заменены турецкими. И, наконец, само имя Константинополя было стерто с географических карт, уступив место Стамбулу.
Нам это ничего не напоминает? Не Москву ли преобразовывали подобным образом из первопрестольного града Российской империи в столицу мирового коммунизма? С той, впрочем, разницей, что на перекодировку большевикам понадобилось не 150, а каких-нибудь 15–20 лет. Напомним вкратце, что они для этого сделали.
Закрыли почти все православные церкви города. Главный храм города — храм Христа Спасителя — взорвали, чтобы построить на его месте символ нового коммунистического мира — Дворец Советов. Десятки церквей были перестроены до неузнаваемости — с них снимали кресты, сносили колокольни и главы, сбивали декор, отламывали апсиды — так, чтобы здание ничем уже не напоминало православный храм. Десятки других церквей и монастырей, стоявших на выигрышных местах, представлявших собою архитектурные доминанты, были снесены. На их месте построены рабочие клубы, школы и другие источники «пролетарской культуры». Монументы императоров были низвергнуты. Старинные названия улиц, площадей и районов были заменены советскими. Вот только имя Москвы все же не было стерто с географических карт — хотя вопрос о переименовании ее в Сталинодар некоторое время обсуждался, но до решения не дошло…
Параллель эта, как и любая другая, в какой-то мере условна. В самом деле, Москву в 1917 году захватывали не иноземные завоеватели. Но то, что к власти в стране пришли люди, желавшие построить в ней принципиально иную цивилизацию,— несомненно.
Как и в Константинополе в 1453 году. И мечеть Айя-София стала символом этой новой цивилизации, построенной на руинах прежней.
Так что в главном, цивилизационном смысле все Римы пали — без исключения.
Собор Святой Софии с изображением Богоматери с младенцем под куполом
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
В 1934 году, когда в Москве строители новой цивилизации ломали Сухареву башню, Кемаль Ататюрк, великий преобразователь Турции, превратил мечеть Айя-София в музей. Вновь оставляю в стороне европейские и турецкие политические расклады и тактические расчеты 1934 года — с большой временной дистанции этот акт выглядит мудрым шагом в области культурной политики, предвосхищавшей многие тренды последней трети ХХ века.
Тут было видение. Когда культуру и ее памятники перестают делить, ее начинают приумножать. В новом музее соседствовали и христианские, и мусульманские религиозные артефакты. Ататюрк фактически объявил Святую Софию объектом общего, Всемирного наследия — за несколько десятилетий до появления соответствующей Конвенции ЮНЕСКО (она была принята в 1972 году). И миллионы людей во всем мире, ценящих культуру и наследие, до сих пор признательны Ататюрку и Турции за этот шаг.
Поэтому, кстати, так болезненна реакция в самых разных странах — от Греции до Франции — на турецкий шаг в обратном направлении. Историческая память сильна, и покушение на нее вызывает подлинную боль. И насколько решение 1934 года до сих пор выглядит прорывом в будущее, настолько же решение 2020 года кажется срывом в архаику.
Президент Эрдоган сегодня называет превращение Святой Софии в мечеть исправлением «ошибки» турецких властей 1934 года. Увы, исправляется «ошибка», которой следовало бы гордиться.
Пророчество Петроградской коллегии
Разумеется, турецкие власти уверяют мир, что объект Всемирного наследия не понесет никакого урона. «Пусть никто не волнуется, мы продолжим сохранять Айя-Софию как сокровище, ее культурную ценность»,— обещает президент Турции. Его официальный представитель Ибрагим Калын добавляет даже, что представители всех религий, в том числе и православные христиане, смогут беспрепятственно посещать собор Святой Софии, где будут сохранены все христианские фрески и мозаики.
Но «нейтральный» статус музея (а музейное использование для столь древнего и почтенного здания, несомненно, самый лучший вариант) предполагает равные права и равные возможности для всех конфессий или социальных групп.
(Надо заметить, что именно этим, а отнюдь не антирелигиозными мотивами, был вызван недавний гражданский протест в Санкт-Петербурге в связи с намерениями сделать Исаакиевский собор из музея действующим храмом. И наши власти поступили весьма мудро, остановив реализацию этого намерения.)
Турецкие СМИ уже сообщают о специальной технике освещения, которая позволит сделать христианские фрески, мозаики и символы невидимыми — пока что во время намазов. Для туристов же, которые теперь не смогут осматривать собор во время намаза, будут устроены некие специальные коридоры. Мраморный пол Святой Софии застелют молитвенным ковром. В новую мечеть уже назначены два имама и четыре муэдзина. В общем, Всемирное наследие делается турецким.
И нельзя сказать, кстати, что ко всеобщему ликованию. Хоть Реджеп Эрдоган и заявляет, что исполняет волю 83 млн турецких граждан, в турецкой печати можно встретить и такие оценки: «Что мы, Турция, обретем от этого? Никто не может сказать, что в округе нет другой мечети и людям некуда ходить на намаз… До настоящего времени ни из одной точки мира не поступило заявление: «Молодцы, мы вас поддерживаем…» Дорогие читатели, когда Айя-София превратится в мечеть, вот что нас ждет. Мраморный пол, которому тысяча с лишним лет, будет покрыт коврами, чтобы на них совершали намаз. Местным и иностранным туристам, приезжающим посетить музей, будут на входе указывать на несоответствия внешнего вида. Особенно если будет введен запрет на вход в обуви… Музей Айя-София — чуть ли не машинка для печатания денег для Турции. Это второй музей после Топкапы (старинная резиденция турецких султанов в Стамбуле.— «О» ), который приносит нашей стране больше всего доходов». И тому подобное.
Индия вступила в борьбу с монументальными пережитками колониализма
Оставим без комментариев столь прагматичный подход к защите культурных ценностей. Тут важнее, что гипотетические политические дивиденды представляются турецким властям важнее реальных экономических доходов. И тут снова нельзя не вспомнить Россию, а именно — поистине пророческое обращение Петроградской коллегии по охране памятников старины и сокровищ искусства к Советскому правительству в 1918 году, когда было принято решение о том, что Московский Кремль станет резиденцией новой политической власти: «Опытом установлено, что место пребывания правительства, как место наиболее интенсивной политической жизни, неизбежно влечет за собою гибель многих памятников старины и искусства… занятие Кремля правительством создает чудовищную угрозу целости величайших по своему мировому и исключительному значению памятников».
Все так и сбылось, напоминание тому — пустыри на месте Чудова и Вознесенского монастырей, Малого Николаевского дворца, Дворец съездов на месте старой Оружейной палаты и другие кремлевские утраты…
Критикам нового поворота в судьбе Святой Софии в Стамбуле отвечают, что превращение музея в мечеть — внутреннее дело и суверенное право Турции.
Никто не спорит. Однако нельзя забывать, что Святая София в то же время является объектом Всемирного наследия, Конвенцию о котором подписала и Турция.
А в Конвенции этой, принятой ЮНЕСКО еще в 1972 году, есть такая статья: «Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие… государства, стороны настоящей Конвенции признают, что оно является всеобщим наследием, для охраны которого все международное сообщество обязано сотрудничать».
В списки объектов Всемирного наследия Святая София включалась, будучи именно музеем, так что радикальное изменение статуса требует если не согласования, то согласия ЮНЕСКО.
Однако в эти дни турецкая печать вспоминает иное имя Святой Софии — «Мечеть Завоевания», что не оставляет сомнений в политической подоплеке происходящего. Международное сообщество Турции в вопросе о судьбе Святой Софии, судя по всему, не указ. А между «завоеванием» и «всеобщим наследием» — не просто дистанция огромного размера, а целая пропасть.
Пророчество афонского старца: Русские отвоюют Айя-Софию и вернут ее грекам
Святой Софии почти 1700 лет — у нее более чем богатая история.
Этот храм – самый многострадальный в истории человечества. Сейчас переживает очередной печальный этап.
Кстати, назван он не в честь святой Софии, как многие думают, а в честь Иисуса Христа. По — гречески София — «мудрость». Потому официальное название – Собор Святой Софии – Премудрости Божией.
ТРИ ПОЖАРА, ДВА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, НАБЕГ КРЕСТОНОСЦЕВ
Находится Храм в Стамбуле. Некогда город звался Новым Римом, был столицей Римской империи. Затем — Константинополь (Царьград), столица Восточно-Римской империи, знаменитой Византии. Это к его вратам в 907 году прибил свой щит как символ победы русский князь Олег по прозвищу Вещий.
Первая христианская церковь святой Софии сгорела в Константинополе в 404 году в ходе народного восстания. Построили новую. Она простояла всего 15 лет. Опять пожар. Поставили еще одну. Спустя 17 лет ее вновь сожгли восставшие. Как сказали бы мистики, место проклятое.
Но, подавив мятеж, император Юстиниан I приказал возвести — на том же самом месте! – четвертый храм того же имени. Самый большой в христианском мире. Как символ величия Византии.
Сооружали Софийский собор почти 5 лет. Под руководством лучших архитекторов того времени Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Каждый день на стройке было задействовано десять тысяч рабочих. Со всех концов империи в столицу везли лучший мрамор, прочие стройматериалы. Восемь порфировых колонн храма Солнца из Рима, восемь колонн зелёного мрамора из храма Аполлона в Баальбеке…
«Есть легенда, что колонны, вошедшие в здание Святой Софии, некогда высекались по повелению царя Соломона из пород Эльбруса и других священных гор, выполняли же эту титаническую работу феи и великаны, — пишет мой коллега Кирилл Привалов в только что вышедшей книге «Храм Божий». – Считается, что императорские врата Святой Софии были сделаны из деревянных конструкций Ноева ковчега, специально привезенных с горы Арарат в Армении, входившей тогда в состав Византии. Эти доски из Ноева ковчега — глубочайший символ. Отсыл к Ветхому завету, с которым изначально связывается судьба главного храма христианства. Таким образом, с первых минут своего существования храм обретает универсальное звучание духовно-исторического артефакта».
На возведение Святой Софии потратили три годовых бюджета всей Византийской империи, богатейшего в ту пору государства мира. На украшение собора пошло много золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости. Согласно легенде, Юстиниан хотел сплошь покрыть стены от пола до сводов чистым золотом. Однако астрологи спрогнозировали: «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». Пришлось императору отказаться от затеи. Но все равно Храм оказался очень роскошным. «Соломон, я превзошёл тебя!», — возликовал Юстиниан, войдя в новостройку (Великий Храм Соломона был построен в Иерусалиме.)
Один лишь штат Святой Софии составлял свыше 500 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконисс, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Представляете масштаб?
Каменная София пожарам была не по зубам. Однако землетрясения дважды значительно разрушали собор. Но его быстро восстанавливали.
16 июля 1054 года в Софийский собор во время богослужения вошли три легата папы римского и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ответ патриарх предал анафеме легатов. Так в Святой Софии стартовал давно зревший раскол христианства на Римско-католическую и Православную Церкви.
В 1204 году пришла беда, откуда не ждали. Европейские крестоносцы отправились в очередной поход к Гробу Господню, в Египет. Но по пути неожиданно напали на братьев по вере. Захватили Константинополь, убили многих христиан, разграбили Собор Святой Софии и другие церкви, коих в столице было свыше тысячи. Считается, что до 90 процентов реликвий, хранящихся сегодня в европейских монастырях, храмах, крестоносцы вывезли из Константинополя. Включая знаменитую Туринскую плащаницу, одну из главных святынь христианства: четырехметровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти.
Видно, это и была главная цель похода. На Египет рыцари не пошли, а создали свою Латинскую империю на месте Византии. Столицей оставив несчастный Константинополь. Более полувека византийцы вели борьбу с европейскими захватчиками. И победили. Но Византия уже больше никогда не смогла вернуть прежнее могущество.
Уникальные мозаики Айя-Софии: Дева Мария, вторая половина XIII века.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
МНОГОВЕКОВАЯ ОККУПАЦИЯ ОСМАНОВ
Тысячу лет Софийский собор был главным храмом всего христианского мира, как и замыслил некогда император Юстиниан. Хотя бы по масштабам. Высота — 55,6 м, диаметр купола — 31 м. Собор Святого Петра в Ватикане, превзошедший Софию по высоте и площади, был построен в 1626 году.
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года здесь прошло последнее богослужение. «Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом, — писал английский историк Эдвин Пирс. — Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме».
Император Константин XI Драгаш Палеолог не стал спасаться бегством. Он возглавил 9-тысячный гарнизон защитников Константинополя и погиб в бою с мечом в руках. Силы были слишком неравны. 258 тысяч турок осаждали город! Католическая Европа на помощь православным потомкам римлян не пришла.
Так сбылось предсказание гибели империи. Первым христианским кесарем был Константин, таковым должен быть и последний. Считалось, что Константинополь никогда не падет, пока на небе светит луна. Но 24 мая, в ночь полнолуния, случилось полное лунное затмение. Тогда жители с пением понесли по улицам осажденного города последнюю свою надежду и защитницу – икону Богоматери. Однако во время шествия, икона неожиданно упала с носилок. Когда же процессия возобновилась, над городом разразилась гроза …с градом! В конце мая! На следующую ночь Святую Софию озарило странное сияние …
Султан Мехмет II отдал османам богатый город на разграбление. В Святой Софии пыталось спастись около десяти тысяч верующих. Духовенство служило литургию, клир пел херувимскую песнь. «В мгновение упали с грохотом выбитые топорами двери, и стая янычар ворвалась в храм, сокрушая все на своем пути, — пишет Кирилл Привалов. — Стоны, крики о помощи, плач и предсмертные крики умирающих… Всё, что веками накапливалось благодаря дарам и пожертвованиям, было разграблено: золото, серебро, жемчуг, сосуды и украшения… Османы изорвали полотна картин и порубили мечами иконы и дерево статуй. Погибли и драгоценные книжные сокровища Константинополя: только по примерным подсчетам историков, более 120 тысяч рукописей было сожжено турками. Погибла самая почитаемая икона Византии – Божия Матерь Одигитрия (Путеводительница), написанная, по преданию, самим апостолом Лукой».
Историк Франтца, вместе с другими византийцами попавший в турецкий плен, так писал о разгроме мусульманами Святой Софии:
«Земли не было видно под трупами. Всюду слышались крики и стенания почтенных матрон и дев, посвятивших себя Богу. Кто опишет крик и плач детей, оскорбление святынь и прочие ужасы? Здесь представлялась взорам Божественная Кровь Спасителя, разлитая по полу, и Тело Его, разбросанное по углам. Переломанные священные сосуды валялись повсюду. Священные ризы, вытканные золотом и шелком, служили попонами лошадей или клались под ноги, как ковры. Многое и другое совершилось в этот день, что возмутило бы душу каждого и исторгло слезу…
В храме Премудрости Божией бражничали турки и предавались неистовым страстям, окруженные женщинами, девами и юношами. Кто не оплакивал тебя, о священный храм! Господи, Христе, Царь! Спаси от такого бедствия всякую страну и всякий город, населенный христианами…»
Султан Мехмет хотел разрушить ненавистный ему главный христианский храм. Но красота собора так поразила его, что он приказал перестроить его в мечеть. В пятницу, на третий день после завоевания Константинополя, султан лично, с саблей в руке, читал в Святой Софии по Корану мусульманскую молитву.
Крест на куполе Софии сменил бронзовый вызолоченный полумесяц. По бокам храма пристроили четыре минарета. Мозаики и фрески с ликами святых внутри собора варварски замазали штукатуркой: мусульманская традиция запрещает изображения людей. Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. Сам Константинополь переименовали в Стамбул. Сделали столицей новой империи – Османской. (Позже появилась популярная теория Москва – Третий Рим, столица мирового Православия. После первого – настоящего, второго – Константинополя.)
Так длилось до 20-х годов прошлого века. Первая мировая разрушила ряд империй, включая Османскую. В 1923 году была создана светская Турецкая республика. Со столицей в Анкаре. В 1934-м президент Ататюрк подписал указ о превращении мечети в Музей Айя-София. Чтобы сгладить напряжение между двумя мировыми религиями. Мудрый был человек.
Но почему летом — 2020 вдруг неожиданно возник и был оперативно решен вопрос о переоборудовании музея в мечеть? Ведь это может усилить напряжение между мусульманами и христианами.
— Далеко не вдруг, — заявил знакомый политолог, много лет проживший в Турции. На разговор он согласился при условии анонимности. — Вопрос в ХХI веке будировался неоднократно. Мало того, уже более десяти лет в Айя-София действует небольшая мечеть. Формально – для сотрудников музея. Попасть в нее можно не через центральный вход, а сбоку. В 2010 году я сфотографировался на фоне этого скромного входа.
Но Эрдоган спокойно решал свои вопросы и без Святой Софии. Понимал, что это может вызвать крупные неприятности.