Собор рождества христова
Храм Рождества Христова в Измайлово: история возведения и значение
История строительства
История Христорождественской святыни начинается с основания села Измайлово. В 1663 г. царь Алексей Михайлович приказал отстроить усадьбу, организовать хозяйство, а также возвести небольшой храм. Вскоре здесь уже заселялись первые люди из окрестных деревень, а год спустя была достроена деревянная церковь. Главный ее престол освятили в честь Рождества Христова, южный – Богоматери, а северный – Николая Чудотворца.
Церковь Рождества Христова в Измайлово
Над Измайловской святыней трудились известные мастера: местный зодчий Спиридон Харламов, костромские иконописцы Сергей Рожков и Дмитрий Емельянов. Их кисти принадлежат лики почитаемых святых, оформление всех трех алтарей, а также боковых клиросов. Так, сохранившуюся икону «Спас Всемилостивый» до сих пор можно увидеть в центральном престоле храма.
Через несколько лет после завершения работ над деревянной постройкой начались разговоры о возведении каменной церкви. Таким образом, в 1678 г. появился новый храм. Целое столетие деревня Измайлово служила резиденцией императора. Августейшее семейство жертвовало большие суммы на церковь, однако после основания Санкт-Петербурга перебралось в новую столицу, и финансовые вливания прекратились. С ними же уехало большинство крестьян, что привело к уменьшению прихода. Штат священников сократили, а про святыню как будто забыли.
Однако стремительное обветшание храма Рождества Христова не повлияло на его деятельность. Там все так же проводились богослужения и собирались пожертвования. Вскоре на скопленные деньги начали потихоньку реставрировать внутреннее убранство, а позже возвели звонницу. Когда случилась Отечественная война 1812 г., церковь чудом осталась невредимой. Все православные реликвии были надежно упрятаны, а после победы возвращены обратно приходу.
Архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов
До 1922 г. храм и весьма пострадавшую деревню активно восстанавливали, однако когда к власти пришли большевики, период расцвета быстро закончился. Церковные святыни вместе с драгоценностями были изъяты, а местные дьяки стали жертвами антирелигиозных гонений. Тем не менее измайловский храм продолжал работать. Даже во время Второй мировой войны там регулярно проходили службы и крестные шествия.
Новый жизненный виток Христорождественского храма случился уже в 80-х годах ХХ столетия. На собранные пожертвования, а также благодаря меценатам церковь начали реставрировать. Параллельно расширялся приход, священники стали заниматься социальной деятельностью, катехизацией, была построена воскресная школа, обновлены расписные иконы.
Видео «Храм Рождества Христова в Измайлово»
В этом видеосюжете описаны история и значение храма.
Внешняя отделка и архитектурный ансамбль
Как уже было сказано выше, архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов. У храма имеется три придела, которые объединяет центральная трапезная часть с высокими арками. Венчают православную постройку пять куполов, символизирующих Спасителя и Его апостолов. Прямоугольные приделы также имеют главы, а стены украшены симметричными рядами кокошников. Стоит отметить, что колокольня, паперть и внешний притвор были достроены уже позже.
Архитектурный стиль, которому следовал Спиридон Харламов, называется узорочье и является предшественником барокко.
Сегодня измайловский храм оформлен в красно-белых тонах. Снаружи он декорирован множеством узорчатых элементов, белоснежность которых контрастно выделяется на основном бордовом фоне. Несмотря на некоторую аляповатость, церковь выглядит довольно гармонично и прекрасно вписывается в окружающий пейзаж.
Внутреннее убранство
Внутри Христорождественская церковь выглядит не менее богато, чем снаружи. Так, главный вход украшает массивная железная дверь конца XIX столетия, которую спроектировал Павел Сальников. Иконостасы же, созданные Сергеем Рожковым, и вовсе остались нетронутыми.
Внутри Христорождественская церковь выглядит богато
Когда в 1735 г. святые лики реставрировались, многие из них были заменены на иконы авторства Петра Пискулина. Тогда же все три иконостаса обзавелись филигранной узорчатой резьбой. Спустя полтора века храмовую роспись решили обновить. Поскольку финансовых средств не хватало, заказ был отдан московскому мастеру Василию Гурьянову, который скопировал знаменитые работы Ильи Репина и Федора Бронникова.
Несмотря на реставрационные работы, измайловский храм все же сохранил связь с древностью, а в его внутреннем убранстве легко читается колорит XVII столетия. Это можно заметить по низкому своду, высоким аркам, а также большим настенным росписям.
Святыни, мощи и иконы храма
После всех исторических перипетий церкви Рождества Христова чудом удалось сохранить древние реликвии, датируемые XVII-XIX веками. Так, здесь находятся святые лики кисти Сергея Рожкова и Дмитрия Емельянова. Помимо «Спаса Всемилостива», в храме на хранении находится еще одна знаменитая святыня – икона Кизических мучеников.
Очень много в измайловском храме копий богородичных образов. Есть тут и Израильская икона Пресвятой Девы Марии, известная своей чудотворной силой. Также можно поклониться Владимирскому лику с мощевиком апостола Фомы. Еще здесь находятся святыни с частичками мощей Иосафа Белгородского и Трифона Апамейского.
Полезная информация
На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.
Престольные праздники
Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:
- 7 января – Рождество Христово;
- 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
- 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
- 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.
Социальная работа
Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.
Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный центр «Трезвение», который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.
Воскресная школа
С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.
Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.
При Христорождественском храме работает воскресная школа
Расписание богослужений
Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.
Отзыв: Собор Рождества Христова (Россия, Новокузнецк) — Величественный и прекрасный собор Рождества Христова.
Доброго времени суток друзья и гости сайта Отзовик)
Сегодня мой отзыв посвящен одному из самых красивых соборов моего родного города Новокузнецка собору Рождества Христова. Да и вообще Собор Рождества Христова, это жемчужина Кузбасса, он велик и очень красив.
Мне повезло, несколько лет назад я жила в двух минутах ходьбы от Собора Рождества Христова. Это чудесный храм, прожив здесь несколько лет; я привыкла просыпаться под звон колоколов)) Это лучше будильников и прочих звенящих средств))
Сейчас я переехала, но частенько сюда приезжаю, потому как это место чудесно, здесь какая то своя энергетика и атмосфера)) В этом месте можно отдохнуть душой; побродить по паркам и аллеям; можно зайти в храм и окунуться в атмосферу спокойствия и умиротворенности)) Храм изнутри расписан очень красиво, не устаешь любоваться изображениями святых; здесь тихо и спокойно. Сюда всегда можно прийти и поговорить с настоятелями и прихожанами; здесь ни кто не осудит и косо не посмотрит.
Не много истории.
Собор Рождества Христова это крупнейший собор Кузбасской митрополии русской православной церкви. Собор Рождества Христова был возведен в честь рождения Иисуса Христа, и как памятник шахтерам погибшим во время взрыва на шахте Зыряновская. Этот страшный взрыв произошел еще в далеком 1997 и унес с собой жизни 67 человек(( Тогда то и было решено в память о погибших горняках воздвигнуть храм.
Первый шаги строительства собора Рождества Христова начались в 1998 году, затем строительство прекратилось и возобновилось только в начале 2000-х годов.
В то время Виктор Черномырдин выделил деньги из федерального бюджета, и строительством занялась строительная компания «Южкузбасстрой». Но потом стройка опять была заморожена из-за отсутствия финансирования. В течении 7 долгих лет вдовы и родственники погибших, обращались в администрацию города Новокузнецка дабы возобновилось строительства собора.
После семи лет простоя стройка возобновилась по инициативе нашего многоуважаемого губернатора Амана Гумировича Тулеева. Строительство шло полным ходом и уже в 2010 году были установлены золоченые купола с крестами на башни и колокольню. Главный купол собора изготовлен был по типу центрального купола храма Христа Спасителя в Москве. Этот купол огромен, он собирался уже здесь на месте строительства собора. В итоге наивысшей точкой собора Рождества Христова, стала маковка венчающая колокольню, высотой в 52 метра. На колокольне установлены 9 колоколов, их звучание для меня не забываемо)
В начале 2011 года основные строительные работы были закончены, а уже в мае начались работы по росписи храма. И в конце концов 23 августа 2012 года Собор Рождества Христова был открыт для прихожан, а уже 25 августа 2013 годара в день Шахтера Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приехал в наш город и освятил храм)
Это было не забываемое событие в истории нашего города)
Собор Рождества Христова находится в Орджонекидзевском районе города Новокузнецка.
Прилагаю данные как сюда можно добраться. Можно сюда даже поступить учиться и стать священнослужителем.
Вот так выглядит остановка где находится храм, она так и называется Собор Рождества Христова
Через дорогу от храма находятся дома и магазины, так что здесь удобно все расположено и остановка и магазины, далеко ходить не надо все рядышком.
Рядом с собором Рождества Христова находится большая парковка, так что если вы на автомобиле, то вам не нужно искать место где оставить машину, это очень удобно)
За оградой рядом с собором Рождества Христова, находится сквер в честь Великомученицы Варвары
Вот что говорится о Варваре Великомученице, записи не много затерлись, но прочесть можно
Варвара Великомученица в профиль
Сквер Варвары покровительницы горняцкого труда всегда чистенький, здесь приятно гулять с детьми, есть скамейки и беседка
Чего здесь немного не хватает так это цветов, на клумбе всего пара роз.
Но я думаю что на следующий год тут будет цветущая клумба))
Теперь о территории собора Рождества Христова; храм огражден забором, вокруг которого растут елочки
А вот и вход на территорию храма) Надеваем косыночку и вперед.
Территория собора не маленькая, здесь есть клумбы, скамейки. Все чисто и аккуратно.
Здесь даже зимой в сильный снегопад всегда все почищено)
На момент моего последнего визита в собор Рождества Христова, здесь велись отделочные работы; видно что за храмом следят и ухаживают
Вот мы и подошли к входу в собор; сверху над входом как вы можете видеть изображен сам Иисус Хритос, а по сторонам лики святых
Заходим в собор, здесь на входе сидит охрана, а на входных дверях в святилище висит информация для прихожан. Как только заходишь в собор Рождества Христова, сразу находит успокоение; здесь все тихо и мирно
Еще не войдя в самую святыню святых на входе нас уже ждут чудесные росписи, подсвешники со свечами и очень красивые позолоченные светильники. Все наверное знают, что в собор нужно входить с покрытой головой, если с собой нет платка, то на входе они есть, можно взять и потом вернуть
Теперь заходим в сам собор Рождества Христова и посмотрим каков он изнутри.
Здесь есть на что посмотреть, фрески расписанные акриловыми красками стали основной композицией храма; образцы росписи от 14-15 веков. Так же храм украшен мозаичными иконами из натуральных камней и смальты. Для внутренней отделки храма использовался мрамор. В храме темновато поэтому надеюсь вы все же сможете разглядеть иконы, рески, мозайку и купол.
Чудесная икона Воскресения Христова, я долго на нее смотрела и не могла отвести взгляд.
Так же в соборе Рождества Христова вы можете заказать все что только пожелаете, на это есть свой прейскурант
Так же здесь можно купить свечи, иконы, серебряные изделия все что только пожелаете.
Я очарована эти собором, буду приезжать сюда всегда по мере возможности)
Собор Рождества Христова достоин вашего внимания, так как здесь есть на что посмотреть.
Да и вообще после посещения таких мест чувствуешь себя прекрасно)
Спасибо за внимание)
Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.
Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года
Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.
Внутренний вид храма
Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.
Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества
В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.
Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.
Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.
Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.
Собор рождества христова
Храм Рождества Христова г. Мытищи Московской области
Духовенство
Священнослужители храма Рождества Христова в Мытищах
История храма Рождества Христова в Мытищах
Проповеди
Проповеди и статьи храма Рождества Христова
Богослужения
Расписание Богослужений храма Рождества Христова в Мытищах
Социальная работа
Социальная работа и благотворительная деятельность
Воскресная школа
Расписания занятий в Воскресной школе
Храму требуются работницы
Храму Рождества Христова г. Мытищи (8км от МКАД) требуются работницы.
Зарплата, проживание, питание, соцуслуги. Информация по телефону:
8(926)163-1767 8(495)583-7552 Николай Николаевич.
Обращение митрополита Ювеналия «Восстановим порушенные святыни»
ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ К ДУХОВЕНСТВУ, МИРЯНАМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ И ЖИТЕЛЯМ ПОДМОСКОВЬЯ
Восстановим порушенные Святыни! Возлюбленные служители Алтаря Господня, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Уважаемые жители Подмосковья! Душевная боль о порушенных святынях Подмосковья, несмотря на то, что многое сделано, не оставляет меня. Существующее состояние многих храмов, разрушенных и оскверненных в безбожное лихолетье, не может не вызывать скорбные чувства. Уверен, что долг восстановления их лежит на всех нас. Подробнее.
Н ебольшое поселение Мытищи стало городом уже в 20-х годах ХХ века, когда построить храм не представлялось возможным. Большой жилой массив оказался без духовного окормления. После преобразований в нашей стране необходимость строительства храма была очевидной. Этим благим делом было поручено заниматься клирику храма Владимирской Божьей Матери священнику Олегу Шлёнову. Началась совместная работа с администрацией города. Долго выбирали место посадки храма. 27 апреля 2ооо года постановлением главы Мытищинской администрации А. Е. Мурашовым был выделен участок в самом центре города, пожалуй лучший из возможных
В юбилей 2000-летия Рождества Христова в план торжественных мероприятий в Мытищинском благочинии, приуроченных к этому событию был включён и чин закладки будущего храма, который был совершен 6 июля 2000 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении народа. В своем слове Владыка Митрополит тогда призвал всех принять участие в этом спасительном и важном деле, выразив уверенность в том, что возведенный храм станет лицом и достойным украшением города.
Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что слова Владыки Ювеналия исполнились буквально и Храм Рождества Христова в городе Мытищи является одним из величественнейших и красивейших среди других церквей района.
После этого события сразу начались работы по возведению деревянного храма для совершения богослужений и разработка проекта большого каменного храма. 4 декабря 2000 года была совершена первая Божественная Литургия в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Осенью 2001 года, после создания проекта и получения всех согласований были начаты строительные работы, а в 2003 году на стройке была проведена акция, в которой приняли участие жители города. За добровольное пожертвование люди имели возможность своими руками положить кирпич в стены храма. Одними из первых в этой акции приняли участие губернатор Московской области Б. В. Громов, глава Мытищинского района А. Е. Мурашов, администрация района, организации города и все желающие.
Храм Рождества Христова, объединивший в деле своего созидания не только все Мытищинские предприятия и организации, но и простых жителей нашего города, под руководством и личным контролем главы Мытищинского района А. Е. Мурашова был объявлен «Народной стройкой». В течение трёх с небольшим лет строительства у возводимых величественных храмовых стен можно было увидеть часто одновременно и руководителя крупного городского предприятия, и представителя районной администрации, и учащихся высших и средних учебных заведений, и пенсионеров, и молодоженов, начинающих свою семейную жизнь с участия в созидании дома Божьего. Всех этих людей совершенно разного социального положения, абсолютно не знакомых друг с другом, объединила любовь и благоговение к Святой Христовой Церкви, а красота и благолепие родного города увенчаны в настоящее время прекрасным храмовым зданием, от которого берут начало центральные улицы Мытищ.
Большой интерес к ходу стройки проявлял губернатор Московской области Б. В. Громов. Он неоднократно посещал строящуюся церковь. В последний раз перед освящением губернатор был в Великую Субботу 2005 года. Борис Всеволодович порадовался работам по благоустройству территории, которые были проведены накануне праздника Святой Пасхи. Увидев множество людей, пришедших освятить пасхальные куличи, он отметил востребованность храма жителями города Мытищи. Тогда же Борис Всеволодович подтвердил своё намерение присутствовать на освящении храма.
И вот наступил долгожданный день. Солнечным ранним утром радостный трезвон возвестил многочисленным прихожанам о прибытии Высокопреосвященнейшего Архипастыря. Владыку Ювеналия встречали благочинный Мытищинского церковного округа священник Димитрий Оловянников, настоятель Христорождественского храма протоиерей Олег Шлёнов и глава Мытищинского района А.Е. Мурашов.
После встречи и облачения началось великое освящение храма, который кроме центрального алтаря имеет ещё два придела – в честь блаженной Матроны Московской и Новомучеников и Исповедников Российских. Его Высокопреосвященству сослужили Архиепископ Можайский Григорий, Епископ Видновский Тихон, Епископ Дмитровский Александр и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
При большом стечении прихожан на богослужении молились глава Мытищинского района А.Е. Мурашов, вице-глава А.М. Казаков, депутат областной думы И.Д. Жук и представители администрации района.
Наверное всем молящимся на богослужении запали в сердце слова одной из молитв на освящение храма, в которой в обращении к Господу просится: «-и утверди его до скончания века непоколебима, и прославлена в Тебе и сподоби нас в нём хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей-» И первые такие славословия и хвала были вознесены в тот же день: Высокопреосвященнейший Ювеналий после освящения храма совершил в нём первую Божественную литургию.
После окончания богослужения новоосвященный храм посетил губернатор Московской области Б.В. Громов, тем самым, исполнив своё предпасхальное обещание присутствовать на этом торжественном и радостном событии.
После освящения храма не прекращается работа по его благоустройству. Была сооружена ограда вокруг храма, сделан великолепный резной иконостас в крестильном храме в честь Святого Иоанна Предтечи, который был освящен Архиепископом Григорием 18 марта 2007 года. В настоящее время ведётся грандиозная работа по росписи храма Рождества Христова.
Рождественский собор в Верее
В историческом центре города Верея сохранилось пять церквей: четыре православных и одна старообрядческая. Рождественский собор является самым древним среди этих храмов. До революции здесь хранилась местная святыня – список Владимирской иконы Божией Матери, чудесно найденный в реке Протве в XVII веке. В подклете храма Рождества Христова был погребен прах героя войны 1812 года генерала Ивана Семеновича Дорохова.
Рождественская соборная церковь «в осыпи», то есть внутри оборонительных земляных валов бывшего Верейского кремля, была основана в 1552 году. На старинной медной доске, которая когда-то была укреплена над дверью храма, значилось, что церковь заложена в царствование Ивана Грозного, по повелению удельного князя Владимира Андреевича, его матери княгини Ефросиньи и по благословению митрополита Макария. Закладка случилась накануне знаменитого Казанского похода, в котором участвовал и князь Владимир Андреевич.
Князь Владимир Андреевич Старицкий был двоюродным братом Ивана Грозного. Его мать – княгиня Ефросинья Андреевна основала Воскресенский Горицкий монастырь на Вологодской земле. В 1569 году Владимир Андреевич и большинство членов семьи были казнены по приказу Ивана Грозного, обвиненные в заговоре и покушении на жизнь царя. Вслед за этой расправой в реке Шексне была утоплена и его мать княгиня Ефросинья Андреевна – в монашестве Евдокия. Убиенная инокиня вскоре после трагедии стала почитаться верующими как святая, а над местом ее гибели вблизи Горицкой обители в XIX веке была построена часовня.
От древнего верейского храма Рождества Христова 1552 года частично уцелели, по-видимому, только алтарная часть и подклет. Современный облик собор приобрел после неоднократных капитальных перестроек здания в XVIII и XIX веках. В «Исторических материалах для составления церковных летописей Московской епархии» В.И. Холмогорова приведено прошение 1729 года настоятеля и прихожан в Казенный синодальный приказ, свидетельствующее о ветхом состоянии храма: «Соборная церковь Рождества Христова изстари построена и обветшала, также на четыре стороны разселась; да в той же церкви два престола вверху той церкви да внизу тоя ж церкви по правую сторону запустели изстари от литовского разорения». Прихожане соборного храма просили духовные власти разрешить обновление храма и устройство престолов: верхнего во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, и нижнего – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Посвящение одного из престолов Владимирскому образу, по-видимому, было выбрано не случайно. По старинному верейскому преданию, после Смутного времени дети обнаружили в реке Протве образ Богородицы. Этот чудесно явленный список Владимирской иконы с ликом Николая Чудотворца на обороте доски перенесли в Рождественский собор Вереи, где он хранился вплоть до закрытия в 1924 году.
Исторической реликвией собора Рождества Христова в Верее является могила с прахом генерал-лейтенанта, героя Отечественной войны 1812 года Ивана Семеновича Дорохова. Он скончался 25 апреля 1815 года в Туле, но по завещанию был погребен в соборной церкви Вереи. Жителям города Иван Семенович Дорохов перед смертью адресовал следующие строки: «Если вы слышали, почтенные соотчичи, о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врага Отечества нашего, то я ожидаю от вас в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, истребив его на голову».
В 1812 году командование наступавшей на Москву французской армии велело расквартировать гарнизон в захваченной Верее и возвести крепость. Жителей Вереи и соседних деревень заставили укрепить и поднять земляной вал, соорудить дубовый частокол и прорыть подземный ход из крепости к Протве.
После Тарутинского маневра русской армии М.И. Кутузов поручил генерал-лейтенанту И.С. Дорохову ликвидировать французскую крепость в Верее и занять город для того, чтобы партизанские отряды смогли свободно действовать в тылу врага вблизи Смоленской дороги. Генерал Дорохов к тому моменту имел репутацию опытного военачальника: впервые он отличился еще в войне с Турцией в 1787 году, служил адъютантом у А.В. Суворова, успешно действовал во время Польского восстания 1794 года, участвовал в сражениях при Смоленске и при Бородине.
Двадцать седьмого сентября Дорохов двинулся к Верее из Боровска, имея пять батальонов пехоты, четыре эскадрона казаков и восемь пушек. Генерал велел перерезать пути отступления французскому гарнизону, а основной отряд русских солдат вошел накануне штурма в деревню Волченки, располагавшуюся в шести километрах от города. Одновременно генерал призвал предводителя местных партизан священника Рождественского собора Ивана Скобеева и псаломщика Василия Семенова собрать по деревням добровольцев и помочь «истребить злодеев Отечества».
Отряд Дорохова, который насчитывал около полутора тысяч бойцов, начал штурм Вереи на рассвете 28 сентября. Местные жители Прокудин, Жуков, Гречишкин и Шушукин помогли регулярным войскам незаметно приблизиться к земляным валам. Русские солдаты бесшумно проникли в крепость и, застигнув врасплох спящих солдат неприятеля, без выстрелов, действуя только штыками и пиками, убили более трехсот человек. Сопротивление врага было сломлено, Дорохов пленил весь гарнизон оставшихся в живых солдат наполеоновской армии. Пришедший на помощь партизанский отряд разрушил и срыл все французские укрепления. Дорохов лаконично сообщил Кутузову о полном успехе операции: «Город Верея, по предписанию вашей светлости, взят сего числа штурмом». За эту победу генерал был награжден золотой саблей с надписью «За освобождение Вереи».
После смерти Ивана Семеновича Дорохова жители Вереи выполнили последнюю его волю: прах воина был погребен в нижнем приделе храма Рождества Богородицы, у которого шли бои 28 сентября 1812 года. Тело генерала местные жители встретили за тридцать верст от города и несли весь путь до собора на руках. В 1913 году рядом с собором на одном из земляных валов появился и памятник И.С. Дорохову. Также в честь генерала фабричный поселок Шелковка был переименован в Дорохово. После революции память об освободителе Вереи попытались стереть: в 1918 году памятник был сломан, могила вскрыта, а останки героя выброшены со склона. В 1957 году памятник Дорохову восстановили и вернули на прежнее место, а при реставрации Рождественского храма, после возвращения его верующим, была вновь воссоздана и могила полководца.
Храм Рождества Христова в Вифлееме
ВИФЛЕЕМ
Вифлеем – город на западном берегу реки Иордан, расположенный в 9 км к югу от Иерусалима, находящийся под управлением Палестинской национальной администрации.
Название Вифлеем в переводе с иврита «дом хлеба» (Бе́йт-Ле́хем), арабы называют его «домом плоти» (Бе́йт-Ла́хм), ветхозаветное название города Ефрафа – «плодоносный». Все три названия означают «обилие, богатство, плодородие».
Вифлеем – город, в котором каждый уголок святыня. Один из древнейших городов мира, первые упоминания о нем относятся к XIV веку до н.э. Согласно ветхозаветной первой книге Царств, в Вифлееме родился и был помазан на царство царь Давид, поэтому его называют городом Давидовым.
Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, и почитается у христиан, как второй по святости город после Иерусалима. Храм Рождества Христова в Вифлееме – величайшая святыня христианского мира. Сюда приезжают с просьбами о помощи, и с благодарностью за исцеление. «Храм Яслей», как его еще называют, – построен над пещерой Рождества, где согласно Евангелию, Дева Мария родила младенца Иисуса.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Как же получилось так, что Иосиф с Девой Марией, которая была на последнем сроке беременности, оказались в Вифлееме? Дело в том, что в те времена в далеком от Иудеи Риме решили переписать всех подданных, чтобы знать точное количество налогоплательщиков. Согласно повелению кесаря Августа, при проведении переписи населения Иудеи, каждый должен был явиться и зарегистрироваться в том городе, откуда он родом.
Поэтому старцу Иосифу, бедному потомку царя Давида, и Деве Марии, принадлежавшей к тому же роду по отцу своему Иоакиму, ничего не оставалось делать, как направиться из Назарета в город Давидов, именуемый Вифлеемом.
Когда поздно вечером Иосиф с Марией прибыли в Вифлеем, то свободных мест в гостинице не осталось. В библейские времена вокруг города простирались пастбища, где пастухи пасли овец и коз. Чтобы укрыться от дождя и зноя они вырубали в скалах пещеры, в которые загоняли свои стада в плохую погоду. В одной из таких пещер, в так называемом «вертепе», и нашло приют в ночь под Рождество Святое семейство.
И вот в этом самом месте настало время Богородице родить. И родила Богородица младенца Иисуса, спеленала его и положила в ясли на сено. Сейчас уже мало кто знает, что такое ясли на самом деле. Трудно себе представить, что первой колыбелью для новорожденного Иисуса стала кормушка для скота (ясли).
Здесь и нашли младенца пастухи, посланные ангелом. Позднее сюда прибыли, ведомые Вифлеемской звездой, волхвы (мудрецы) с востока, чтобы поклониться Царю Иудейскому, и преподнести ему свои дары: золото, ладан и смирну.
ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
История храма
С первых веков христианства Вифлеем был в особом почтении у паломников, тысячи людей приходили для поклонения к месту рождения Божественного младенца. Но римский император Андриан, препятствуя христианам собираться на месте Рождества Христова, поставил на святом месте статую Адониса. Святая равноапостольная царица Елена, по прибытию в Вифлеем, очистила святые места от идолопоклонства и украсила «пещеру Рождества» драгоценным мрамором.
В середине 320-х годов царицей Еленой, по указанию императора Константина Великого, над местом рождения Иисуса Христа был заложен Храм Рождества Христова. Его освящение состоялось в 339 году. К сожалению, первых храм, построенный Еленой и Константином, был уничтожен пожаром в 529 году, в ходе восстания самаритян.
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении храма. По приказу Юстиниана строительство нового храма началось в 531 году. В результате храм был не только восстановлен, но и значительно перестроен и расширен. И с тех пор богослужение в нем практически не прерывалось.
Поразительно, но храм Рождества Христова вот уже в течение почти 15 веков ни разу не был разрушен, а только обрастал пристройками. Время, природа и люди отнеслись к нему весьма бережно, в отличие от других христианских святынь на Ближнем Востоке. Со времени его строительства Юстинианом в главных очертаниях храма и его архитектуре больших изменений не произошло. О чем свидетельствуют многочисленные воспоминания паломников разных времен.
Примечательно, что построенный Юстинианом храм, чудесным образом не пострадал и во время персидского нашествия на Святую Землю (612 – 629 годы), в то время как другие христианские святыни были «стерты с лица земли». Согласно преданию, при строительстве первого храма, царица Елена распорядилась украсить западную сторону его фасада мозаикой, на которой была изображена сцена поклонения Волхвов (персов по происхождению) и Богоматерь с младенцем на руках. Персы были поражены сюжетом, изображающим их соотечественников, и из-за благоговения перед предками сохранили храм. К сожалению, сама мозаика до наших дней не сохранилась.
Пощадили храм и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, и часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.
Интерьер храма
Снаружи храм облицован тесаным камнем и по внешнему виду больше напоминает крепость, с расположенной прямо перед ним площадью (площадь «Яслей»). О том, что это христианский храм свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.
Когда-то в храм Рождества Христова вели три входа, в дальнейшем два из них замуровали. Впоследствии и в последнем оставшемся входе оставили только узкий проход (высотой – 1,2 м, шириной 0,8 м), а все остальное пространство заложили камнями. Чтобы исключить возможность въезда в храм верхом на лошадях, верблюдах или ослах, а так же в целях защиты храма от разграбления во время вражеских набегов. В настоящее время о первоначальных размерах входа можно судить по сохранившимся очертаниям арки. Сегодня невозможно войти в храм, не склонив головы, поэтому вход в него еще называют – «Вратами Смирения».
Если первый храм, построенный Еленой и Константином, в общих чертах повторял храм Гроба Господня, то одной из запоминающихся особенностей храма, построенного Юстинианом, стали 4 ряда колонн (по 10 в каждом) из розового вифлеемского мрамора. В XII веке крестоносцы украсили колонны коринфскими капителями.
В верхней части колонн можно увидеть росписи, обнаруженные совсем недавно в 2018 году в ходе реставрационных работ, выполненные горячим воском (энкаустика). Росписи относятся к XII веку и изображают различных святых, причем как католических, так и православных, и ветхозаветных.
Долгое время искусствоведы не могли понять, по какому же принципу эти колонны расписывались иконописцем. Впоследствии выяснилось, что это были заказы богатых паломников, которые могли позволить себе заказать изображение любимого ими святого. А поскольку в XII веке разделение на католиков и православных только-только произошло, то одинаково почитали и тех и других святых.
В XII веке все стены храма были украшены знаменитой вифлеемской мозаикой, от которой сегодня остались лишь фрагменты. По левой стороне храма на мозаичной панно были изображены все Решения Поместных Церковных Соборов. В верхнем ряду мозаики изображены ангелы, идущие к пещере Рождества.
По правой стороне храма сверху на мозаичной панно были изображены все Решения Вселенских Церковных Соборов. В нижнем ряду были изображены все святые, перечисленные в главе 1 Евангелия от Матфея, – родословие Иисуса Христа.
От первого храма, построенного Еленой и Константином, в современном храме лучше всего сохранились полы. Фрагменты мозаики, которых можно разглядеть и сейчас, через деревянные крышки люков.
Ветви христианства и храм
Храм находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско – католической церкви. Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили его между собой:
- главный алтарь, устроенный над местом рождения младенца Иисуса, принадлежит грекам;
- маленькая часовенка «придел Яслей», построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения – католикам;
- армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма.
Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.
В пристройках к храму православная, армянская и католические церкви содержат свои монашеские общины. С юго-западной стороны к храму Рождества примыкает армянский монастырь Святой Троицы, с юго-восточной – православный греческий монастырь Георгия Победоносца. Через небольшую боковую дверь из храма можно попасть во внутренний дворик францисканского монастыря святого Иеронима и церкви Святой Екатерины, главного католического прихода в Вифлееме.
Главные святыни храма
– Пещера Рождества – согласно Евангелию именно в этом месте родился Иисус Христов. В пещеру ведут 2 лестницы – южная и северная. Как правило, паломники спускают по южной лестнице, а поднимаются по северной.
Место рождения Иисуса в пещере Рождества обозначено 14-ти конечной серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую. Внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос).
В южной части пещеры Рождества, слева от входа, располагается «предел Яслей», обозначающий место, которое служило младенцу Иисусу колыбелью. Подлинная кормушка для скота (ясли) в которую Богородица положила новорожденного Иисуса, были вывезены крестоносцами в Рим, а оттуда в Ватикан. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад.
– Чудотворная икона «Вифлиемской Божьей Матери» – единственное изображение Богородицы, на котором она улыбается. Второе название иконы – «В радости». Считается, что улыбка Пресвятой Богородицы сулит молящимся перед ней надежду на помощь, заступничество и исцеление от недугов. Икона располагается с правой стороны от южного входа в пещеру Рождества.
Историки приходят к выводу, что икона «Вифлиемской Божьей Матери» была написана на Руси, но вот только кем и когда доподлинно не известно. В конце 19 века, от имени царской семьи икона была преподнесена в дар Храму Рождества Христова в Вифлееме, в честь чудесного исцеления великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.
Примечательно, что оклад чудотворной иконы изготовлен из парчового платья княгини Елизаветы Федоровны (святой преподобной мученицы Елизаветы), усыпанного бриллиантами и другими драгоценными камнями.
– Пещера Вифлеемских младенцев (святых мучеников), находится напротив пещеры Рождества. Согласно, Евангелию от Матфея, услышав от волхвов весть о рождении нового царя Иудейского, Ирод понял эти сзал убить всех младенцев мужского пола в возрасте от 2-х лет и ниже в Вифлееме и во всех пределах его. Это событие известно в истории как «избиение младенцев». Сегодня мощи Вифлеемских младенцев считаются святыми, им молятся женщины, чьи дети умерли в младенчестве и те, кто делали аборты.
В Храме Рождества принято молиться в основном о здравие. Записки с именами родных можно оставить у правого входа в пещеру Рождества, там есть небольшая церковная лавка, записки принимает греческий монах, который говорит по-русски.
Сегодня Храм Рождества Христова в Вифлееме, наряду с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме, является один из двух главных христианских храмов Святой Земли.
В 2012 году храм Рождества Христова в Вифлееме был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.