Рождественский собор суздальского кремля

Паломничество в Суздаль. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Суздаля.

Рождественский собор суздальского кремля

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)

Мiръ Россия Владимирская область Суздаль Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)

Рождественский собор (XII-XVIвв.) — старейшее здание Суздаля, православный крестово-купольный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Царь-фонарь
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
    • 8.1 Проезд
    • 8.2 На карте
    • 8.3 Адрес
    • 8.4 Телефон
  • 9 Паломнику
    • 9.1 Режим работы
    • 9.2 Интересно
  • 10 Источники

История [ править ]

По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича — плинфы — и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран.

В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре.

Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.

В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.

В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав.

В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.

Современное состояние [ править ]

В августе 2005г. собор,

долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе.

Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано в феврале 1992 года.

С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Святыни [ править ]

Царь-фонарь [ править ]

Царь-фонарь был изготовлен холмогорскими умельцами в начале 17 века по заказу митрополита Илариона. Фонарь высотой более двух метров повторяет форму Рождественского собора Суздаля, а также имеет пять куполов. Внутрь фонаря через окошко вставляются свечи, которые не затухают при порывах ветра и придают фонарю очень загадочный, даже сказочный вид. В семидесятых годах прошлого века за реставрацию фонаря взялся известный мастер Вячеслав Басов, и подошел к делу очень ответственно. Например, за подходящей слюдой для фонаря мастер специально ездил в Карелию. Кроме слюды, для производства фонаря холмогорскими мастерами были использованы золоченые медь и чугун – материалы тяжелые, поэтому вес Царь-фонаря достигает 160 кг. Говорят, что во время крестного хода его несли восемь человек, продев в специальные «уши» фонаря оглобли. Сохранившийся оригинал хранится в Рождественском соборе.

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд [ править ]

Проезд общественным транспортом: от Владимира автобусом до Суздаля 37 км.

Проезд автомобилем: от Владимира до Суздаля 37 км.

От центральной площади пешком 300м за запад

На карте [ править ]

Адрес [ править ]

Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская

Телефон [ править ]

Паломнику [ править ]

Режим работы [ править ]

с 10 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы месяца

Посещение Рождественского собора — 80 р. (30 р. льготники), фото за отдельную плату

Рожественский собор в Суздале: режим работы 2021 и стоимость билетов, история и описание, официальный сайт

Рожественский собор Пресвятой Богородицы — это действующий православный храм, расположенный на территории Суздальского кремля. Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и принадлежит Владимирской и Суздальской епархии. Рожественский собор прославился своим великолепным убранством, здесь сохранились уникальные Златые ворота, а также старинный иконостас и фрески.

Режим работы Рождественского собора Суздаля в 2021 г.

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00
  • По субботам время работы продлено до 19:00
  • Санитарные дни — 12, 15, 19, 22, 25 и 26 января, 16 февраля, 23 марта, 27 апреля

Стоимость билетов в Рождественский собор Суздаля в 2021 г.

  • Единый билет на посещение всех музеев и выставок кремля
    • Для взрослых — 400 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 250 рублей
  • Вход на территорию кремля (без посещения храмов и выставок)
    • Для взрослых — 60 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 30 рублей
  • Комплект билетов на посещение музеев Суздаля: кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, Музея деревянного зодчества и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, действующий в течение 2 дней:
    • Для взрослых — 1000 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 750 рублей

История

В конце X века при Владимире Святом, которого также называли Владимиром-Крестителем, происходит крещение Руси. Приходит христианство и в Суздальский край. Именно к этому времени относится строительство деревянной церкви во имя Рождества Христова.

Первый каменный храм, ставший оплотом православной церкви в крае, был сооружен в начале XII века при Владимире Мономахе. Его строительство велось киевскими мастерами. Он был выполнен из тонкого кирпича, так называемой плинфы.

В 1222 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном вместо старого обветшавшего храма был заложен новый белокаменный Рождественский собор. Строительство велось три года и завершилось в 1225 году.

В 1445 году храм был сожжен воинами Золотой Орды, его верхняя часть обрушилась. Рождественский собор был восстановлен в 1528 году: старые стены разобрали до декора с женскими масками и заменили на кирпичные. В XVII веке храм становится пятиглавым, в это же время была обновлена роспись стен. Огромные луковичные главы установлены в 1750 году.

Рождественский собор — это единственный сохранившийся памятник домонгольской эпохи в Суздале, правда, от постройки XIII века сохранились только нижняя часть стен, а верх храма относится к XVI веку и выполнен он из кирпича.

Описание

Длина храма составляет 24,5 метра, высота — около 33 метров. Первоначально, когда храм был трехглавым, по его образцу строились другие трехглавые соборы, так, в XIV–XV веках были возведены Успенская церковь в Коломне и Благовещенский храм в Московском Кремле.

Рождественский собор стал первым городским собором в Суздале, то есть он был не княжеским и не монастырским, а предназначался для богослужения большого числа горожан.

Внутреннее убранство

В прежние времена алтарь находился за белокаменной алтарной преградой. Ныне существующий иконостас выполнен в конце XVII века, известно, что одним из мастеров был знаменитый иконописец того времени Григорий Зиновьев.

Пятиярусный иконостас отличается простотой и монументальностью: строгие фигуры святых склонились к центральному образу — лику Христа.

Пол храма был украшен цветными майоликовыми плитками, уложенными в виде узоров. Драгоценную утварь для храма привозили купцы из разных стран. Внутреннее убранство церкви сильно пострадало в Смутное время и во времена татаро-монгольского нашествия.

Роспись храма

Храм был расписан вскоре после постройки, 1230–1233 годах, но из-за пожара и обрушения в 1445 году, а также последующей перестройки от древней росписи уцелели только фрагменты в нижней части стен. После того, как они были расчищены от поздних наслоений, был восстановлен фрагмент древнего шедевра.

Росписи выполнены мастерами Суздаля при епископе Митрофане, предположительно, он сам выбирал темы и сюжеты живописи.

Белокаменная резьба

Как и многие Владимирские храмы, церковь была украшена великолепной белокаменной резьбой, фрагменты которой дошли до нашего времени. На стенах можно видеть самые разные изображения: это женские лики, белокаменные львы и растительный орнамент.

Золотые ворота

Золотые ворота — это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20–30-х годах XIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами.

Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.

Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.

Читайте также  Восточный тимор достопримечательности

Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.

Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора — царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.

Захоронения в Рождественском соборе

В XII веке в храме были похоронены сыновья Юрия Долгорукого — князья Иван и Святослав, брат Александра Невского — Андрей. В XV–XVII веках здесь свое пристанище нашли князья Шуйские и Вольские, Ногтевые и Скопины-Шуйские.

Первоначально в храме было множество гробниц князей и епископов, их число доходило до 40. По этой причине в церкви было темно и тесно. При митрополите Илларионе, возглавлявшем епархию, хоры были разобраны, устроены красивые окна, а многие гробницы были упразднены. Храм стал светлым и просторным.

Рождественский собор Суздаля — официальный сайт

Храм и Суздальский кремль являются частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

С 1992 года Рождественский собор находится под охраной ЮНЕСКО как Белокаменный памятник Владимира и Суздаля.

Суздальский Кремль. Рождественский собор

На рубеже XI-XII вв. Владимиром Мономахом сооружается крепость Суздаля, то есть Кремль, укрепленное место в излучине реки Каменки. С западной стороны естественной преградой становится река, а с восточной, равнинной («приступной»), стороны выкапывается ров (шириной до 30 м, глубиной до 9 м). Крепость окружали насыпанные земляные валы (общим периметром до 1400 м) с шедшими по их гребню деревянными стенами. Кремлевские валы и ров сегодня хорошо сохранились и являются древнейшей достопримечательностью Суздаля.

Одновременно со строительством крепости здесь же привезенными из Киева мастерами Владимира Мономаха возводится большой (шестистолпный) одноглавый Успенский собор. Он был сложен из тонкого кирпича – плинфы. Внутренние стены и своды были расписаны лучшими византийскими мастерами. Однако, несмотря на постоянную заботу властей о его сохранности, он постоянно разрушался (видимо, этому способствовал неглубокий фундамент – всего 55-60 см). Поэтому, в 1148 г. Юрий Долгорукий повелел разобрать собор и построить на этом месте новый, из пористого известняка, легко поддающегося обработке. Три барабана со шлемовидными куполами придавали храму особую выразительность.

В 1222 г. по распоряжению князя Георгия Всеволодовича, воспитанного на декоративном богатстве Дмитриевского собора во Владимире, была разобрана верхняя часть собора. В 1225 гг. на его месте был возведен новый белокаменный храм в честь Рождества Богородицы, с декорированными рельефами стенами, который, по летописному свидетельству, был еще прекрасней, чем древний собор.

Новый Рождественский собор отличался от предшественника мощным фундаментом, верхняя часть которого была скрыта искусственным холмом. Но были отличия в храме и от его белокаменных современников. Стены изнутри имели слой кирпича-плинфы, и были облицованы с обеих сторон неровными плитами ноздреватого туфа. Из более дорогого тесаного белого камня были выполнены лишь архитектурные детали с рельефными украшениями: аркатурно-колончатый пояс, резные порталы, полуколонки алтарных апсид. Богатое декоративное оформление фасадов утратило связь с логикой внутренней конструкции здания (например, колончатый пояс помещен безотносительно к уровню хор и т.д.), что также отличало Рождественский собор от архитектурной традиции владимирских белокаменных храмов.

Однако и этот, новый собор не дошел до нас в первозданном виде. После пожара 1445 г. обрушился его верх. Поэтому в 1528-30 гг. его стены разбирают до колончатого пояса и надстраивают из кирпича. Рождественский собор становится пятиглавым. В XVII-XIX вв. здание претерпевает дальнейшие переделки (растесаны щелевидные окна, сделаны огромные луковичные главы, позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей, с севера и запада храм окружили кирпичные пристройки, фасады покрашены в грязно-красный цвет и т.д.). В 1954-1955 гг. собор был освобожден от позднейших обстроек, отреставрирован А.Д. Варгановым и И.А. Столетовым, приобретя современный вид. Уцелевший от храма XIII в. нижний ярус позволил составить представление о древнем памятнике в целом.

Рождественский собор отличался тем, что его архитектура была тесно связана с его близким расположением к северному валу крепости (на месте, определенном собором Мономаха) и окружающей его территорией Кремля, соответственно, фасады отделывались по-разному. Особое внимание зодчие уделяли богатому резному убранству парадного южного фасада и портала, через который горожане шли в храм со стороны площади. Вторым по значению, видимо, был западный фасад и величавый резной портал, обращенный к княжескому дому. Северный, обращенный к валу фасад был значительно беднее, отделывали его, судя по однообразию резьбы, менее опытные мастера.

После семилетних реставрационных работ в 2005 г. открылась для посещения экспозиция Рождественского собора, по которой можно судить о богатом интерьере древнего храма. Он поражает многими редкими памятниками декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII-XVII вв.

Особенно выделяются «Златые врата», украшающие южный и западный порталы собора. Созданные древними мастерами в начале XIII в., врата были подобны гигантской золотой иконе. На черных медных пластинах западных врат золотым рисунком изображены евангельские сюжеты, в центре которых – Богородица, как покровительница Владимирской земли. В частности, на вратах находится одно из древнейших изображений праздника Покрова, установленного во Владимире. Львиные маски, держащие в пасти массивные кольца, служили дверными ручками. На нижних клеймах врат изображены барсы и мифические грифоны, которые как бы сошли с владимиро-суздальских белокаменных рельефов.

К ценным художественным памятникам XVII в. относятся Царские врата иконостаса собора (большие двустворчатые двери жертвенника и дьяконника), три малых выносных фонаря и один большой – в виде пятиглавого храма, большие выносные кресты, украшенные позолоченным серебром, а также две иконы с изображением Иисуса Христа и Богоматери из «местного» ряда иконостаса собора.

В 1991 г. в Рождественском соборе возобновились торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. 10 сентября 1995 г. торжественную службу в соборе совершил Патриарх всея Руси Алексий II.

Рождественский собор XIII в. – самый древний из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры – входит в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й вторник месяца – санитарный день.

Вход на территорию Суздальского Кремля:

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 09:00 до 19:00;
  • суббота: с 09:00 до 20:00.

Рождественский собор в Суздале: дата основания, история создания, интересные факты, адрес и расписание богослужений

Рождественский собор в Суздале – это одно из самых старейших строений в городе. Оно расположено в том месте, где в настоящее время находится музей, носящий название Суздальский кремль. О Рождественском соборе в Суздале, его истории и особенностях будет рассказано в этом очерке.

История храма

По преданию, Суздальский Рождественский собор был возведен на том месте, где в конце XI века Владимир Мономах заложил первый камень в строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы. Это величественное здание поражало своими огромными размерами и было сложено из плинфы (плоский широкий кирпич). Однако из-за своего большого веса спустя полвека фундамент собора начал проседать. Юрий Долгорукий приказал разобрать храм и заложить на его месте новый.

Примерно в 1148 году на этом же месте возвели новую церковь из белого тесаного пористого известняка, которая по своей архитектуре была очень похожа на Успенский храм, находящийся в Киево-Печерской лавре. Примерная дата возведения Рождественского собора в Суздале – 1222-1225 годы. Следует отметить, что для своего времени храм стал весьма масштабным строением и поражал своей величественностью всех прихожан.

Описание

Собор был возведен на мощном, усиленном фундаменте, который уходил в глубокий котлован. Храм имел шестистолпный четверик и три шлемовидные главы, венчавшие высокие барабаны (цилиндры). Предположительно, центральная глава опиралась на дополнительный постамент, а остальные главы, меньшего размера, опирались на восточные углы храма.

Впервые документально храм упоминается в Лаврентьевской летописи в 1222 году. В ней описывается, что в Рождественском соборе в Суздале по указанию великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича строится третье здание, которое окружается тремя притворами, являющимися также укрепляющими стенами.

Храм был надстроен, а затем украшен рельефной лепниной и рисунками. Фасад был декорирован различными архитектурными элементами, в том числе резьбой, и опоясан рядом арок (аркатурой). Возведение церкви длилось три года и было закончено в 1225 году. По завершении строительства епископ Симеон освятил храм, после чего он стал именоваться не Успенский, а Богородице-Рождественский собор. Суздаль уже в то время славился своими прекрасными храмами, но эта церковь особенно почиталась у верующих, так как она была построена на месте первой православной церкви города.

Архитектура и переделка

Спустя 8 лет интерьер храма по новой расписывают фресками, а пол выкладывают терракотовой плиткой. Во время нашествия казанского хана в 1445 году церковь сгорела, а ее своды обрушились. В таком состоянии храм простоял до 1530 года, когда по царскому указу Василия III остатки здания разобрали до арочно-колончатого пояса (аркатуры), а затем надстроили заново.

Было возведено пять глав с высокими барабанами из кирпича, также были сделаны узкие и вытянутые световые окна. Именно в таком виде Рождественский собор в Суздале с небольшими переделками, сделанными в XVII-XVIII веках, сохранился до настоящего времени.

Епископ Серапион в 1634 году распорядился по новой внутри расписать храм, а спустя два года возводится придел во имя Св. Федора и Иоанна. В храме сохранились Златые Врата, которые являются уникальным творением декоративного искусства местных мастеров.

Читайте также  Фес марокко достопримечательности

Реставрация церкви

Во время реставрации храма в 1938 году на стенах одной из апсид мастера обнаружили орнаменты, которые относились ко временам Владимира Мономаха. Также были найдены древнейшие фрески начала XIII века.

Некрополь Рождественского собора в Суздале также представляет исторический интерес. Как выяснили ученые, под плитами из чугуна, установленными в полу храма, захоронены представители известных княжеских и боярских родов, например, Бельские, Шуйские-Скопины и Шуйские. Также здесь находится прах сыновей Юрия Долгорукова – Святослава и Ивана.

Современная история собора

До 1930-х годов в соборе проводились богослужения, однако с началом исследовательских и археологических работ они были прекращены. Была проделана колоссальная работа по восстановлению прежнего внутреннего убранства церкви, а также ее внешнего вида. К 1960-м годам более поздние наружные достройки были демонтированы, и храм обрел такой же вид, как и в XVI веке, исключением являются только луковичные главы со звездами.

В 90-е годы богослужения возобновились. В настоящее время собор совместно используется Владимиро-Суздальской епархией РПЦ и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Во второй половине 2005 года после длительной реставрации Рождественский собор в городе Суздаль был вновь открыт. Во время реставрационных работ в церкви были обнаружены мощи Св. Арсения Элассонского, жившего с 1550 по 1635 годы. Он являлся архиепископом Суздальским и Тарусским и был канонизирован в 1982 году. На последнем этапе мастера отреставрировали фрески и стены из белого камня.

Соборная колокольня

К югу от Рождественского собора находится его колокольня, которая соответствует по размерам самому храму. Ее возвели по указу епископа Серапиона в XII веке. Колокольня Рождественского собора в Суздале имеет большой восьмерик с массивными широкими арками звонницы. Ее венчает шатровый купол с тремя рядами слуховых окон различной формы.

Под шатровым куполом создана полица (кровельный элемент над карнизом), которая являлась отличительным архитектурным элементом подобных строений XVII века. В конце XVII столетия на колокольню Рождественского собора в Суздале были установлены часы с боем, которые звонили каждый час, а также каждую четверть часа. Они сохранились до настоящего времени и после ремонта и реставрации продолжают работать.

На втором ярусе были созданы два престола. В конце XVII века митрополит Илларион распорядился расширить собор. Была пристроена алтарная часть, которую присоединили к галерее и архиерейским палатам. С северной стороны строение было окружено обходной галереей, а с восточной было возведено крыльцо (паперть), которое венчал восьмигранный шатер. В начале XVIII века произошел большой пожар, из-за которого переходы и сама галерея были полностью разрушены. Лишь спустя 250 лет, в 70-е годы XX столетия, их восстановили.

Заключение

Рождественский собор в Суздале является уникальным историческим и архитектурным памятником древнерусского зодчества. В 1992 году он был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Каждый год тысячи туристов приезжают в Суздаль, чтобы познакомиться с прекрасной архитектурой древнего города. Здесь сохранилось довольно много старинных зданий, однако большинство туристов хотят посмотреть именно Рождественский собор в Суздале. Фото на его фоне является обязательным для любителей искусства и архитектуры. Эта церковь стала своеобразной визитной карточкой города.

Глядя на собор, люди поражаются, насколько высок был уровень мастерства у зодчих, которые возвели этот храм. При отсутствии каких-либо технических средств и технологий у них получилось создать этот архитектурный шедевр, радующий людей своей строгой красотой уже несколько столетий.

Рождественский собор (Суздаль)

Богородице-Рождественский собор — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время Рождественский собор является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Содержание

История

Первая постройка собора относится к XI веку, ко времени княжения Владимира Мономаха. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте построено новое, из белого камня. Оно простояло до XVI века. В 1528 белокаменные стены разбираются до аркатурного пояса с женскими масками и заменяются кирпичными. Трёхглавый собор получает пятиглавое завершение и в XVII веке расписывается изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII вв.

Рождественский собор — первый городской храм, предназначенный не только княжеской семье.

Находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. За свою историю храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и др.

Современное положение

Первые торжественные богослужения в Рождественском соборе прошли 1991 году. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано феврале 1992 года. С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Примечания

  1. World Heritage List (англ.) . Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.

Литература

  • Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля: Рождественский собор: XIII век / Фотограф А. А. Александров. Институт археологии АН СССР. — М .: Искусство, 1975. — 184, [12] с. — (Памятники древнего искусства). — 20 000 экз. (в пер., суперобл.)

Ссылки

  • Рождественский собор на сайте музея. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012. .
Всемирное наследиеЮНЕСКО, объект № 633-006
рус. • англ. • фр.
  • Рождественский собор в журнале Вестник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Выпуск № 17. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Рождественский собор на сайте Русские церкви. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  • Рождественский собор на сайте sobory.ru.
  • Сферическая панорама собора. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Рудиментарные органы
  • Ризоположенский монастырь

Смотреть что такое «Рождественский собор (Суздаль)» в других словарях:

Суздаль — город, р.ц., Владимирская обл. Впервые упоминается в летописи под 1024 г. как Суждаль, но уже с XI в., сначала эпизодически, а затем все чаще, употребляется форма Суздаль. Слав, происхождение названия сейчас сомнений не вызывает. В его основе… … Географическая энциклопедия

Суздаль — уездн. гор. Владимирской губ., при рч. Каменке. Вместе сМуромом (Владимирской губ.) и Ростовом (Ярославской губ.) принадлежит вчислу древнейших русских городов. Жилых домов: каменн. 83, деревянн.656, нежилых каменн. 36 и деревянн. 6; лавок… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Суздаль — город областного подчинения, центр Суздальского района Владимирской области РСФСР. Расположен в 28 км к Ю. В. от ж. д. станции Гаврилов Посад (на линии Александров Иваново), в 26 км к С. от г. Владимира. Один из древнейших русских городов … Большая советская энциклопедия

Суздаль — Краткая история Суздаля Впервые Суздаль упоминается в 1024 году в Лаврентьевской летописи. Город возник на месте древнейшего торгово… … Города мира

Собор Спасо-Евфимиева монастыря — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский собор. Православный собор Спасо Преображенский собор … Википедия

СУЗДАЛЬ — город, р. ц. Владимирской обл., расположен в 28 км на С. В. от г. Владимира, на р. Каменке (бассейн Оки), в 25 км от ж. д. ст. Гаврилов Посад. В 1967 ок. 11 т. ж. (в 1784 5 т. ж., 1897 8 т. ж., 1959 10,4 т. ж.). Возник в центре плодородного… … Советская историческая энциклопедия

Суздаль — Город Суздаль Флаг Герб … Википедия

Суздаль — город в России, Владимирская область, на р. Каменка, в 35 км от Владимира. 12,0 тыс. жителей (1998). Швейная фабрика, молочный завод. Известен с 1024, в XII в. столица Ростово Суздальского княжества, в XIII начале XIV вв. Суздальского княжества … Энциклопедический словарь

Суздаль — уездн. гор. Владимирской губ., при рч. Каменке. Вместе с Муромом (Владимирской губ.) и Ростовом (Ярославской губ.) принадлежит к числу древнейших русских городов. Жилых домов: каменн. 83, деревянн. 656, нежилых каменн. 36 и деревянн. 6; лавок… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Покровский монастырь (Суздаль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский монастырь. Монастырь Покровский женский монастырь … Википедия

Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.) | Достопримечательности Суздаля

Суздаль « Достопримечательности « Суздальский Кремль « Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.)

Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.)

В центре кремля возвышается величественное здание, завершенное пятью огромными куполами с позолоченными звездами по синему фону, — Богородице-Рождественский собор.

Первоначальное здание собора было построено в конце XI века при Владимире Мономахе. Летопись, говоря о строительстве собора 1222—1225 гг, рассказывает, что князь Георгий Всеволодович разрушает старое здание, «построенное Владимиром Мономахом и блаженным епископом Ефремом». Как показало исследование, Мономахов собор был сложен из тонкого кирпича — плинфы, на розоватом растворе извести — «цемянке».

Внутреннее помещение храма было тогда же расписано фресковой живописью. По традиции собор именовался Успенским. Это был шестистолпный крестокупольный, первый каменный храм на русском северо-востоке.

В 1194 году собору потребовался ремонт, который был сделан повелением владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо. По этому поводу летописец рассказывает: «В лето 6702 (1194 г), месяца сентября, обновлена бысть церквы Святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем. и покрыта бысть оловом от верху до камер и до притворов. а иже не ища мастеров от немец, но налезе мастеры от клеврет святое Богородицы и от своих, иных крыти, иных известью белити».

Из этого сообщения видно, что в распоряжении князя находились уже свои строители, выросшие из феодально-зависимого населения. После ремонта собор простоял 28 лет и в 1222 году был разобран, так как, сообщает летописец, церковь «учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе».

Читайте также  Гамбург германия достопримечательности

Повелением великого князя Георгия Всеволодовича в 1225 году было закончено строительство нового собора и освящено 8 сентября епископом Симоном уже в честь Рождества Богородицы.

Через восемь лет, в 1233 году, внутреннее помещение было расписано фресковой живописью (фрагменты которой сохраняются в южной абсиде) и пол покрыт поливной разноцветной плиткой, названной летописью «моромором» (мрамором) красным разноличным». Во внутренней отделке была употреблена и мозаика, создающая впечатление орнамента на стенах в алтарной части.

Собор, построенный в 1225 году, был белокаменным с шестью столбами внутри, с северной, южной и западной сторон к фасадам примыкают притворы, образуя крестообразный план, с восточной стороны которого три четко выраженные апсиды.

Западный притвор — двухэтажная башня с лестницей внутри северной стены, ведущей на обширные ходы Здание завершилось тремя куполами.

Аркатурно-колончатый пояс из белокаменных балясин был украшен растительным узором разновидной плетенки. Он опоясывает фасады здания посередине. Южный и западный порталы покрыты резным орнаментом по белому камню.

Собор был самым красивым сооружением Суздаля в XIII веке, господствующим над низкими домами горожан. Своим монументальным видом он выражал мощь владимиро-суздальских князей и прославлял новую христианскую религию, укрепляющую их власть.

В западном и южном порталах сохраняются «златые врата». Высокие дверные полотна из пластин красной меди, разделанные такими же полуваликами на 14 квадратов, расписаны золотом изображениями из священного писания. Любовь суздальских мастеров к обилию орнаментики сказалось уже в этих ранних произведениях искусства. Врата относятся ко времени росписи собора — 1230 год. Высокое искусство, с которым исполнены росписи сюжетов, их композиция, изображения фантастических животных, вплетенных в орнамент, указывают на талантливость местных мастеров. Собор обладал и другими ценными произведениями искусства, ювелирными изделиями и расшитыми пеленами.

В 1238 году собор разграбили и пожгли полчища хана Батыя. Однако разрушен он не был, так как в 1279 в нем был погребен суздальский князь Юрий Андреевич.

В 1445 году, в период нападения на Суздаль казанских татар, здание собора было пожжено, и своды его пали.

Видимо, после этого собор отремонтировали, так как при реставрации живописи в 1938 году, были открыты фрагменты стенной живописи, относящейся ко второй половине XV в.

Собор простоял до 1528 года, когда повелением великого князя Василия III началось строительство нового собора. Старый же белокаменный разобрали до аркатурно-колончатого пояса и надстроили кирпичом. Высокие стены были покрыты по закомарам килевидной формы и завершены пятью барабанами с главами шлемовидной формы. Узкие, щелевидные окна прорезали стены фасадов. Строительство нового собора закончено было в 1530 году.

XVII век — время больших изменений в архитектуре собора. В 1635—1636 гг. его внутреннее помещение было расписано, пристроена абсида к южному притвору, образовавшая придел в честь св. Иоанна и Федора.

В это же время строится огромных размеров колокольня с шатровым завершением. В конце XVII века (1682— 1708) происходят наиболее значительные изменения в облике собора. Огромные хоры, затемнявшие внутреннее помещение, где размещалось пять придельных престолов, были разобраны. В связи с этим был разобран и второй этаж западного притвора, узкие окна растесаны в огромные проемы. Многие гробницы, находившиеся на поверхности пола, были убраны из-за тесноты. Внутренность собора приобрела вид просторного огромного двусветного зала, характерного для вкусов нового стиля барокко.

После пожара 1719 года верхнюю часть собора — барабаны — обшили досками на восемь граней, на которых устроили завершение в «десять глав с дугами», по типу украинских церквей, как, например, церковь Киево-Печерской лавры. В 1748 году уничтожили деревянные завершения собора и покрыли его вместо дерева железной кровлей на четыре ската. Тогда же были устроены огромные луковичные главы. Живопись 1635 года записана в 1865 году шуйским живописцем Быковым. В таком виде здание собора сохранилось до 1950 года.

С организацией Владимирских научно-реставрационных мастерских (1945) Суздальскому собору стало уделяться большое внимание. Фасады его были освобождены от всех позднейших пристроек и застроек, удален темного цвета цементный покров фасадов. Восстановлены резные колонки и южный притвор с орнаментированным порталом. Четырехскатное покрытие заменило начальное (XVI в.) позакомарное. На центральном барабане восстановлены кокошники. Полностью реставрирован второй этаж западного притвора. Проводятся реставрационные работы древней фресковой живописи. Здание приобрело вид, каким оно было в 1530 году, за исключением луковичной формы куполов.

Внутренность собора — это своеобразный музей произведений древнерусского искусства. Огромный иконостас иконами школы Симона Ушакова в пять ярусов представляет собой как бы огромный стенд. Центральное паникадило готической формы — вклад князя Ивана Ивановича Шуйского — с русской вкладной надписью, сообщает, что этот подарок был сделан в 1606 году. В центре паникадила литое скульптурное изображение самого вкладчика в рост, с тростью в руке. В верхней части — женская фигура с распущенными волосами. Остальные паникадила также относятся к XVII веку.

Некрополь Рождественского собора.

Знакомство с погребениями Рождественского собора надо начать с погребений у главного входа — западного притвора.

При входе на правой стороне в аркасолии имеется белокаменная плита с плохо сохранившейся надписью. Здесь погребен Федор Иванович Скопин-Шуйский, умерший в 1557 году и принявший перед смертью схиму под именем Феодосия.

Род князей Скопиных происходит от старшего сына Василия Бледного — Ивана Большого Скопы. Рядом с Федором Ивановичем под полом находится белокаменная гробница сына его Василия Федоровича, участвовавшего в чине воеводы в 1570 году в Ливонской войне. В 1579—1582 годах он был наравне с Иваном Петровичем Шуйским при защите Пскова от войск Стефана Батория. Умер в 1595 году, приняв перед смертью схиму под именем Ионы. Василий Федорович — отец юного полководца, героя «смутного времени» Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

В северо-западной части собора находится усыпальница князей Шуйских. В самом углу восстановленное надгробие князя Ивана Ивановича по прозванию «Пуговка». Это младший брат царя Василия Ивановича и последний из рода Шуйских. В период смутного времени с 1610 по 1620 год он находился в польском плену в Варшаве. По решению польской Рады, 15 февраля 1620 года Иван Иванович был отпущен в Россию.

После польского плена Ивану Ивановичу были возвращены все его богатства: «целый ряд домов в одном Суздале принадлежавших ему». На третьем году по возвращении из плена он женился на Марфе Васильевне Долгоруковой, став, таким образом, в близком родстве с царем Михаилом Федоровичем.

В последние дни жизни Иван Иванович принял схиму под именем Ионы.

Вдоль западной стены захоронены: прадед царя Василия Шуйского — Михаил Васильевич Шуйский, младший брат Василия Васильевича Бледного, умерший в 1472 году; дед царя Василия — Андрей Михайлович, умерший 29 декабря 1543 года.

В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году, его жены из рода Ховриных-Головиных, принявшей монашество под именем Александры. Здесь же погребен их сын Федор Сусло. В раскрытом в 1934 году аркасолии гробницы Михаила Васильевича не оказалось.

Михаил Васильевич, после князей Шуйских, принадлежал к самым влиятельным и приближенным боярам Василия III. Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея.

В замурованной нише северной стены, напротив второго левого столба, находятся погребения последних представителей князей Ногтевых-Суздальских — Ивана Семеновича и Даниила Андреевича, имевших свое происхождение от четвертого сына Суздальско-Нижегородского князя Константина Васильевича — Димитрия Ногтя-Одноока.

Иван Семенович Ногтев — видный деятель времени Ивана IV. В 1537 году он был воеводой в Серпухове. В тот же год переведен в Муром. В 1538 году становится воеводой большого полка. Умер он в 40-х годах XVI века.

Князь Даниил Андреевич был также воеводой при Иване IV. Он участвовал в Ливонской войне, в разгроме войск Девлет-Гирея в 1572 году. При царе Федоре Ивановиче был наместником в Великом Новгороде. Умер он в 1599 году. В Суздальском музее хранится серебряная позолоченная чарка с надписью «Чарка Даниила Нохтева», а также икона Николы с надписью на оборотной стороне — «Князя Нохтева».

В северном притворе, у западной стены, погребены высшие духовные иерархи Суздаля.

В правом южном притворе находится усыпальница князей Вельских. Это был крупный и весьма влиятельный род при Иване III, Василии III, и Иване IV. Старший из погребенных — Федор Иванович — правнук великого князя литовского Ольгерда Гидиминовича. В 1482 году он перебежал из Литвы в Москву, к Ивану III. Во владении его предков находился город Белый, отсюда они и получили фамилию князей Вельских. Царь Иван III женил перебежчика Федора Ивановича на своей племяннице, рязанской княжне Анне Васильевне, чем и приблизил их к себе.

Основные земельные вотчины Вельских, полученные от царя, находились в Суздальском уезде, а поэтому Суздаль являлся центром, где Вельские имели свои осадные дворы.

В Суздальском Рождественском соборе погребены и его сыновья: Димитрий Федорович, Иван Федорович и Андрей Федорович, а также сын Димитрия Федоровича — Иван Дмитриевич.

Имеются сведения и о погребениях более ранних в истории Суздаля. Однако места их остаются неизвестными.

Первые погребения в здании собора, построенного Мономахом, принадлежали детям Юрия Долгорукого: Ивану и Святославу. Погребение Святослава было найдено в соборе при раскопках, проведенных археологом А.Ф. Дубыниным.

В Суздальском соборе имеется также около 30 погребений духовных деятелей.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: