Дворец екатерины в царицыно

Подлинной жемчужиной архитектурного ансамбля императорской усадьбы Царицыно является Большой дворец. Это здание в стилях псевдоготика и классицизм обладает довольно сложной судьбой, и история строительства дворца тесно связана с историей Царицынской усадьбы.

Дворец екатерины в царицыно

Большой дворец в Царицыно

Фото большого дворца в Царицыно

Время: 11.00-19.00. Понедельник – выходной день.

Стоимость: 350 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

Большой дворец усадьбы Царицыно — Москва, улица Дольская, 1с6

Подлинной жемчужиной архитектурного ансамбля императорской усадьбы Царицыно является Большой дворец. Это здание в стилях псевдоготика и классицизм обладает довольно сложной судьбой, и история строительства дворца тесно связана с историей Царицынской усадьбы.

Основателем объекта считается Екатерина II, поручившая знаменитому русскому архитектору Василию Баженову разработать проект дворца, который стал бы архитектурной доминантой усадьбы Царицыно. В 1775 г. Баженов предложил план постройки оригинального трехкорпусного здания. Идеи зодчего были одобрены, и он приступил к строительству.

Через 10 лет Царицыно решила посетить императрица. Екатерине II хватило беглого взгляда, чтобы забраковать выполненную Баженовым работу. Готовый вчерне дворец царица приказала снести, а зодчий был лишен должности главного строителя Царицынской усадьбы.

Возведение дворца было поручено талантливому коллеге Баженова – Матвею Казакову. Согласно переработанному плану, здание должно было стать больше и роскошней, но общую конфигурацию дворца Баженова новый архитектор сохранил.

Казаков вчерне завершил строительство только в 1976 г.: работы постоянно останавливались из-за недостатка средств. Императрица Екатерина II так и не увидела Большой дворец: она скоропостижно скончалась в ноябре 1976 г. Новому главе государства, Павлу I, усадьба Царицыно была не интересна. Более того, ненавидевший мать государь издал указ, запрещающий какое-либо строительство на этой территории Москвы. Так Павел I боролся с памятью о своей великой предшественнице.

Оставшийся без ухода Большой дворец начал стремительно разрушаться. Мародеры разворовывали предметы интерьера, вырубали из стен кирпич. В начале 20 в. произошло обрушение временной кровли и от величественного здания остались лишь стены.

В 2005 г. начались реставрационные работы. За два года Большой дворец был возрожден. Реставрация объекта неоднократно критиковалась за многочисленные отступления от планов Баженова и Казакова. Однако, из-за незавершенности объекта, в полной мере воссоздать первоначальный облик здания не представлялось возможным.

Самую большую вольность реставраторы допустили при работе над кровлей. В 18 в. металлическую крышу Большого дворца покрасили в черный цвет. Здание приобрело мрачные черты и в народе его прозвали «большим гробом». В ходе реконструкционных работ было принято решение использовать для крыши зеленую краску.

Второй этаж дворца Казаков разделил на 2 равных по размеру зала, которые предполагалось использовать для балов и светских раутов. К залам с первого этажа вела широкая лестница. В западной части строения находится роскошный «Екатерининский зал», щедро украшенный статуями, мрамором, позолотой, люстрами из горного хрусталя. Центральным элементом декора этого помещения является огромный барельеф «Триумф Екатерины», выполненный художниками Р. Сайфутдиновым и В. Агейченко. Внимание посетителей привлекает и триптих Е. Максимова, посвященный коронации Екатерины.

В «Екатерининском зале» Большого дворца можно увидеть большую статую императрицы. Монумент был изготовлен скульптором А. Опекушиным в 1889 г.

Во времена СССР статую хотели переделать в памятник Ленину, но искусствоведам чудом удалось ее отстоять. В годы войны мраморную скульптуру эвакуировали в Ереван, где она находилась вплоть до 2003 г., когда Минкультуры Армении согласилось вернуть монумент в Россию.

В настоящее время в Большом дворце размещены экспозиции музея-усадьбы «Царицыно». Здесь проходят пресс-конференции, встречи с интересными людьми, временные выставки.

В Большом дворце можно воспользоваться услугами профессионального фотографа: гости могут сфотографироваться в исторических костюмах на фоне уникальных интерьеров.

Экспозиции Большого дворца

«Царицынские древности» и «Серебряная кладовая»

В Большом дворце размещено четыре постоянные экспозиции. Первые две – «Царицынские древности» и «Серебряная кладовая» расположены в цокольном этаже.

Экспозиция «Царицынские древности» — это коллекции старинных монет, украшений, картин, икон, подсвечников.

«Серебряная кладовая» разделена на два зала: в первом можно увидеть археологические древности, найденные при раскопках в музее-усадьбе «Царицыно». Это золотые и серебряные монеты, посуда из металла и керамики, предметы быта, дамские и мужские украшения. Гордостью этой части экспозиции является коллекция золотых изделий из кургана древних вятичей 11-13 вв.

Второй зал «Серебряной кладовой» полностью посвящен ювелирному искусству. Посетители увидят уникальные вещи, изготовленные знаменитым мастером Фаберже, его учениками и последователями. Огромный интерес вызывают вазы «Лебедь» и «Рак» работы ювелира Немирова-Колодина. Мастер использовал при их изготовлении золото, серебро, платину, драгоценные камни.

Заинтересует гостей и сосуд 1899 г., в котором охлаждали шампанское. Большая посудина выполнена из горного хрусталя и серебра, инкрустирована алмазами.

«Воспоминания о великой Руине»

На первом этаже установлен макет Большого дворца, каким он был до начала восстановительных работ в 2005 г. Туристы увидят, из каких руин удалось поднять архитектурный памятник, сделать так, чтобы он получил новую жизнь.

Кроме того, в этой части экспозиции можно увидеть часть оригинальной кирпичной кладки, заложенной при Екатерине II, а также кирпичи с клеймами кирпичных фабрик 18 в. На жидкокристаллических дисплеях демонстрируются фотографии дворца до и после реставрации.

«Екатерина II»

Экспозиция на 1 этаже полностью посвящена императрице Екатерине II, правление которой принято считать золотым веком России. Здесь представлены личные вещи царицы и ее окружения, коллекции живописи, документы, экспонаты времен детства царицы, дворцового переворота и ее расцвета в качестве государыни.

«Искусство большого стиля»

Второй этаж отдан под постоянную экспозицию, посвященную советскому ювелирно-декоративному искусству. В коллекциях – золотые и серебряные украшения, посуда, советские награды, юбилейные монеты, картины, фотографии и многое другое.

В этой части музея посетители ознакомятся с жизнью позднего СССР (с 61-го по 91-й гг.), узнают, что считала предметами роскоши элита страны и ее простые граждане.

Большой дворец в Царицыно

Величественное здание Большого дворца занимает главное место в центральной части усадьбы Царицыно. Судьба строения очень сложна — дворец, возведение которого началось более двухсот лет тому назад, лишь в 2007 году был достроен. Большой дворец — это драма и загадка парка Царицыно.

Уникальное строение, возведенное в 1775 году выдающимся архитектором Баженовым, было разрушено по приказу Екатерины II. Произошла трагедия не только для судьбы великого зодчего и всей его жизни, но и для всей истории комплекса и русской архитектуры.

Новое здание вновь отстроил архитектор Михаил Казаков, но и ему не удалось завершить работы. Лишь в 2007 году после двухлетней реконструкции усадьба предстала перед москвичами и гостями столицы в своем нарядном великолепном виде. Это одна из главных парковых достопримечательностей Москвы, посетить которую, особенно в летнее время, рекомендуем всем гостям столицы.

Большой дворец — краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля — псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики. Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю.

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают ансамбль чем-то похожим на Кремлёвский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки — 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2021 г.

С 22 января музеи и выставки открыты для посетителей. Купить билеты можно только на официальном сайте, либо на Mos.ru.

  • Вторник — пятница — с 10:00 до 18:00
  • Суббота — с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни — с 10:00 до 19:00
  • Понедельник — выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно в 2021 г.

  • Полный билет — 400 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно — 200 рублей
  • Студенты РФ и СНГ — 200 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ — 200 рублей
  • Дети до 6 лет — бесплатно
  • Любительская фотосъемка — бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца — Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра — всё это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Второй этаж

На втором этаже расположен великолепный Таврический зал, украшенный произведениями живописи и скульптуры. С одной стороны зала установлены бюсты выдающихся людей эпохи Екатерины II, а по другой — скульптурные портреты членов императорской семьи. Здесь Вы можете сфотографироваться в костюмах XVIII века.

В следующих залах представлены живописные полотна с изображением императоров российской империи, от Павла I до Николая II, а также шпалерное искусство (экспозиция включает, как гобелены XVIII века, так и современные работы).

Третий этаж

Здесь находятся два зала — Баженовский и Казаковский, используемые для проведения концертов и конференций. Также для желающих пообедать работает кафе.

Читайте также  Успенский собор в троице сергиевом монастыре

-1 этаж

На самом нижнем этаже здания можно осмотреть две постоянные выставки:

  • «Археологические древности», где представлены ценные предметы, найденные во время археологических раскопок на территории Царицыно
  • «Серебряная кладовая», эта экспозиция представляет изделия из серебра, выполненные мастерами прошедших веков.

История

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте — в так называемой пустоши Чёрная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.

Большой дворец музея-заповедника «Царицыно»

Величавый Большой дворец музея-заповедника «Царицыно» является доминантой этого прекрасного дворцово-паркового комплекса, расположенного на южных окраинах Москвы. О его непростой истории вы узнаете из этой статьи.

А началось все в 1775 году, когда императрица Екатерина II, пораженная красотой и «деревенской» тишиной этого места, выкупает владение Черная Грязь у тогдашних владельцев – сыновей молдавского господаря Дмитрия Кантемира – за 30 тысяч рублей.

Неприятное на слух название сразу же изменили на Царицыно, что звучало благозвучно и по статусу.

Практически сразу зодчему Василию Баженову было поручено обустройство новой царской резиденции «во вкусе готики». Архитектор по своему понял пожелание по стилю постройки и спроектировал здания в смешении форм московского барокко и древнего русского зодчества. Основными материалами стали белый камень и красный обожженный кирпич.

На территории парка планировалось возвести 5 дворцовых зданий для Екатерины и членов ее семьи, а также всевозможные вспомогательные строения для свиты, прислуги и для хозяйственных целей. Ни одна постройка не была похожа одна на другую ни размерами, ни геометрией. Изящный план исключительно гармонировал с существовавшим тогда ландшафтом, и императрица дала добро на его осуществление.

Работы начались в 1776 году, но шли с трудом из-за трудностей с финансами. Баженову иногда приходилось закладывать даже свое имущество и таким образом доставать деньги, чтобы стройка не приостанавливалась.

В 1785 году Екатерина II прибывает с инспекцией в Царицыно и даже осматривает Главный – Большой – дворец. Высказав неудовольствие по поводу непомерно узких и тесных залов, по ее мнению, она уезжает из будущей резиденции. Практически сразу Баженова отстраняют от дальнейшего строительства, а его место занимает уже его бывший ученик – Матвей Казаков. По приказу императрицы старые строения демонтируют.

Не будем особо разбираться в причинах такого поведения царицы, но некоторые историки усматривают в этом ее недовольство связями Баженова с представителями политической элиты Российской империи той поры. Будучи масоном, он водил дружбу с главой московской ложи Николаем Ивановичем Новиковым, который ратовал за немедленную передачу власти ее сыну Павлу.

В начале 1786-го Казаков предоставил на рассмотрение царице новый проект Большого дворца и получил высочайшее одобрение. Уже в марте месяце начались работы по демонтажу практически законченных трех корпусов и 18 июня, на их месте, началось строительство «по вновь конфирмованному учиненному зодчим Казаковым плану».

Изначальный проект подразумевал во дворце устройство 3 уровней, без учета цоколя, высокие завершения, масштабные и квадратные в проекции торцевые строения, между которыми размещался центральный монументальный корпус с бельведером на крыше.

К сожалению, задуманное не было осуществлено. Как и при Баженове, вопрос уперся в финансы, которые не выделялись вовсе после начала в 1790-м очередной русско-турецкой войны, хотя поначалу работы шли споро. Лишь три года спустя – в 1793-м – работы возобновились, но по желанию императрицы первоначальный проект значительно переработали в сторону снижения расходов.

Так, было решено оставить лишь два этажа в Главном корпусе Большого дворца, из-за чего силуэт строения получил несколько расплывчатые формы и пропорционально плохо связывался с уже отстроенными боковыми корпусами покоев Екатерины (справа) и цесаревича Павла (слева). В итоге центральная часть получилась, ко всему прочему, узкая и являлась, в большей мере, проходной галереей.

Главным визуальным элементом Большого дворца в Царицыно стали размещенные по углам строения башни. Именно с их помощью добились приданию силуэту постройки готических форм, хотя их завершения по стилистике больше напоминают башни московского Кремля.

Вместе с тем, в облике дворца явно проступают признаки классицистического стиля, который к последней декаде XVIII столетия стал широко применяться в российском зодчестве.

Выдержанная симметрия и трехчастное дробление фасадной плоскости придают строению уравновешенность, а благодаря монументальным полуколоннам визуально выделяются угловые части башен. Колоннадой оформлен и парадный вход.

Некоторую тяжеловесность фасадам добавляет часть декоративных элементов: массивные сандрики, устроенные в торцевых корпусах лоджии, стрельчатая, «под готику», аркада верхнего уровня главного здания. Кстати, стрельчатые арки вокруг окон носят лишь декоративные функции, а сами проемы, в большинстве своем, имеют прямоугольную форму.

Таким образом, в отличие от баженовского проекта, Казакову удалось придать Большому Царицынскому дворцу действительно «державную мощь», и все это благодаря большему внесению в декор классических элементов и некоторого нивелирования готического стиля и «московского барокко».

В 1796 году все строение укрыли временной кровлей мрачноватого – черного – цвета, что вызвало негативную реакцию и у специалистов, и у обывателей той поры. Началась и отделка внутренних помещений. Все шло к скорому завершению строительства, но …

В том же году умирает императрица Екатерина и работы были практически приостановлены, а после посещения этого места в марте месяце 1797-го взошедшим на российский престол Павлом I было исполнено его повеление «в селе Царицыне никаких строений не производить».

Так и стоял незаконченный Большой дворец более двух веков, пока в начале XXI века не был реконструирован. Правда, из-за определенных новшеств в оформлении фасадов и изменения декора и планировки внутренних помещений, многие специалисты назвали это не реставрацией, а новоделом, но стоит понимать, что бывшую резиденцию перестраивали не для проживания важных особ, а под открытие здесь музейно-выставочного комплекса. В результате проделанной работы во дворце появились и интерьерные залы – «Екатерининский» и «Таврический».

Екатерининский зал Большого Царицынского дворца

Екатерининский зал, названый в честь императрицы Екатерины Великой, занимает первый уровень Большого Царицынского дворца, по правую сторону от парадного марша. Особый шик ему придают паркетное покрытие пола, выполненное из ряда ценных пород деревьев, и сверкающие хрустальными подвесками люстры, отбрасывающие свет на позолоченный декор стен и потолка.

Лепной декор выполнен скульпторами Ринатом Сайфутдиновым и Владимиром Агейченко и обыгрывает тематику «Триумф Екатерины». Триптих создан художником Евгением Николаевичем Максимовым, на котором представлены торжества по случаю коронации Екатерины II в Москве, взошедшей на престол в 1762 году. Балкон оформлен бессмертным высказыванием императрицы «Власть без доверия народа ничего не значит», набранным покрытыми позолотой буквами.

Еще одним интересным украшением Екатерининского зала в Царицыно стала скульптура Екатерины, созданная известным мастером Александром Михайловичем Опекушиным – автором памятника А.С. Пушкину в Москве.

Интересная история этой трехтонной, 260-сантиметровой статуи, высеченной из каррарского мрамора. С 1896 года она находилась в зале заседаний Городской думы и чудесным образом не была уничтожена пришедшими в 1917-м году к власти большевиками. Установили ее здесь в 2006-м году.

Вот такова история строительства Большого дворца в Царицыне.

История Царицыно: загадка царской усадьбы XVIII века

Царицыно является одной из самых необычных и красивейших усадеб Москвы. История Царицыно причудлива и полна неожиданных событий, взлетов и падений. Тайна Царицыно так и не разгадана, она связана с именем российской императрицы Екатериной II.

Именно по указу Екатерины для нее был создан пейзажный парк и архитектурный комплекс, названый Царицыно. Сейчас здесь расположен современный и популярный парк «Царицыно», сохранивший следы былой прелести.

История Царицыно

История Царицыно началась в 1755 году, когда Екатерина II приехала в Москву. Проезжая в Коломенское, она восхитилась красотой усадьбы «Черная грязь», принадлежащей князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. Императрица купила усадьбу и переименовала ее в «Царицыно».

Василий Баженов

Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.

Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.

Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.

Читайте также  Музей николы теслы белград

Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.

Большой мост через овраг

Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.

В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.

Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.

5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.

Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.

Загадка Царицыно

Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.

Первая причина

Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.

Вторая причина

Императрице просто не понравились дворцы. За 10 лет стройки вкус Екатерины поменялся и «нежная готика» Баженова была отвергнута императрицей, тяготевшей к классицизму.

Третья причина

Екатерина охладела к Царицыно, потому что увлеклась новой стройкой — дворцовым-парковым комплексом «Пелла», строящимся на берегу Невы (территория города Отрадное, Ленинградская область). В 1784 году она приобрела мызу Ивановскую, где с большим воодушевлением началось строительство нового фаворита. Пеллу постигла еще более трагичная судьба, чем Царицыно — после смерти Екатерины по указу императора Павла все постройки были разобраны. Пелла была любимым местом отдыха Екатерины, за что и поплатилась от рук ее мстительного сына.

Четвертая причина

Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.

Матвей Казаков

Через полгода Казаков представил новый проект дворца, который получил одобрение. Баженовские дворцы для императрицы, наследника и его детей были полностью разобраны, а также камер-юнгферский корпус. Матвей Казаков строит роскошный дворец в стиле классицизма с элементами готики: арочные окна, остроконечные башни.

Большой дворец

Новый дворец строится медленно из-за недостаточного финансирования. В 1793 году императрица приказывает в целях экономии убрать третий этаж и тронный зал. Разобран Большой Кавалерский корпус на стройматериалы.

После смерти Екатерины

В 1796 году Екатерина умирает. К этому времени Большой дворец готов не полностью, крыша перекрыта временной черной кровлей, помещения еще без отделки. Новый император Павел приехал в Царицыно в 1797 году, усадьба ему не понравилась, что было предсказуемо, все что относилось к его матери было ему ненавистно, последовал указ никакого строительства не вести. Все последующие императоры не выказали желания достроить Большой дворец и использовать по назначению.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для прогулок публики. Некоторые царские постройки переоборудывают в трактиры и гостиницы. По проектам ученика Василия Баженова — архитектора Ивана Еготова строятся романтичные павильоны, беседки, гроты, башня-руина. В павильонах устанавливают столы и стулья для отдыха публики.

Беседка «Храм Цереры»

В конце XIX века постройки превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. Возникает дачный поселок Новое Царицыно, в котором живет много знаменитостей.

После революции 1917 года на территории Царицыно создается поселок Ленино. В некоторых дворцовых зданиях размещаются коммунальные квартиры, клуб, дом культуры, музей. В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы.

Масштабная реставрация зданий, кроме Большого дворца началась с середины 1980-х годов. В 2004 году парк Царицыно был передан на баланс города Москвы. В 2005 году с подачи мэра Юрия Лужкова началось масштабное и стремительное восстановление Большого дворца и парковой зоны, несмотря на протесты реставраторов, искусствоведов и архитекторов. 2 сентября 2007 года в День города Москвы состоялось торжественное открытие обновленного дворцового комплекса, на котором присутствовал Путин.

Усадьба Царицыно возникла по прихоти Екатерины II, но несмотря на 20-летнюю стройку и смену проектов, императрица не захотела здесь жить. Никто из императорской семьи так и не нарушил покой опальной усадьбы. Царицыно за всю свою многолетнюю историю не стало московской императорской резиденцией, хотя оно заслуживало этого не менее, чем Петергоф, Гатчина, Царское село, Павловск или Ораниенбаум.

Большой дворец, руины

Многие годы Царицыно было окутано романтично-таинственной ореолом из-за его живописных руин и старинного запущенного парка. Громадная руина Большого дворца постепенно растворялась в пейзаже. После того, как Лужков решил навести порядок в Царицыно, не считаясь с историческим наследием, как он делал это не раз, парк стал многолюдным и шумным. Теперь это обычный современный увеселительный парк, любимый публикой. Здесь проходят выставки, концерты, светомузыкальные представления, магия Царицына утрачена навсегда.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно является одной из важнейших туристических достопримечательностей Москвы. После стандартного посещения Красной площади, Старого Арбата и Воробьевых гор я отправилась изучать Москву именно в Царицыно. И пожалела я лишь о том, что не приехала сюда в первую очередь. Дело в том, что расположенная в Царицыно усадьба, просто завораживает красотой своей псевдоготической архитектуры. А окружающий усадьбу Царицынский парк и пруды являются излюбленным местом для прогулок не только у туристов, но также и у москвичей. И это вполне понятно, ведь здесь есть на что посмотреть и где погулять. Многовековые деревья в сочетании с архитектурными постройками только часть достопримечательностей Царицыно. Парк привлекает множество посетителей наличием красивейшего светомузыкального фонтана. Кроме того дворцово-парковый ансамбль Царицыно определенно порадует любителей музеев большим количеством выставок и экспозиций.

Особенности дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно можно по праву назвать уникальным архитектурным творением. Дело в том, что строительство усадьбы в Царицыно стало, пожалуй, самым затянувшимся долгостроем в истории России. Ведь потребовалось более двух веков, чтобы усадьба обрела наконец-то свой окончательный облик.

Но кроме этого усадьба в Царицыно обладает еще одной особенностью. А именно дворцовый комплекс Царицыно является самым ярким архитектурным строением в России, созданным в стиле «русской готики» (псевдоготики). И действительно, глядя на дворцовые башни и их острые шпили невольно приходят на ум образы средневековых замков. В день моей прогулки по Царицыно погода была достаточно пасмурная. По этой причине небо, затянутое тучами, придавало еще более загадочную атмосферу Царицынскому парку.

История дворцово-паркового ансамбля Царицыно

С конца 16 века на территории Царицыно располагалось село Богородское. Но вскоре село получает новое название — Черная грязь. Произошло это по той причине, что местные источники и грязи считались лечебными. В 1775 году после смены нескольких владельцев, деревню Черная грязь приобретает Екатерина II. И уже в 1776 году начинается строительство подмосковной увеселительной резиденции по проекту Василия Баженова.

Строительство было осуществлено к 1785 году. Уникальный дворцово-парковый ансамбль Царицыно состоял из 17 построек. В их числе входило 5 дворцов для Екатерины и ее сына Павла с семейством. На территории располагались постройки для придворных, домики для прислуги, павильоны. Дополняли архитектурный ансамбль различные корпуса и прочие сооружения и мосты. Но после посещения Царицыно Екатериной II был вынесен вердикт, что здесь невозможно жить. Императрица посчитала дворцовый комплекс слишком мрачным и тесным.

Таким образом, Василий Баженов был отстранен от строительства, а новым архитектором назначен его ученик Матвей Казаков. Все постройки были разобраны и началось новое строительство. Но работы так и не были завершены. В 1796 году скончалась императрица Екатерина II, а в 1797 году император Павел I, вступивший на престол, подписал указ о прекращении работ. После этого усадьба быстро стала приходить в упадок, а дворцы разрушаться и покрываться мхом. Несколько раз предпринимались попытки реставрировать усадьбу, но по настоящему это удалось сделать только в ходе реконструкции в 2005-2007 годах. Восстановленный дворцово-парковый ансамбль Царицыно сразу же стал излюбленным местом прогулок горожан и гостей города.

Архитектура дворцово-паркового ансамбля Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно располагается на холмистой местности, пересеченной оврагами. Более подробно расположение всех его достопримечательностей можно наблюдать на схеме, расположенной перед Большим дворцом.

Большой дворец

Большой дворец является центральной композицией дворцово-паркового ансамбля Царицыно. Здание дворца является трехэтажным. Как и для большинства построек в Царицыно ему характерно сочетание красного кирпича и белого камня. При этом очень эффектно на их фоне смотрятся крыша и башни зеленоватого цвета.

В архитектуре Большого дворца сочетается два стиля — псевдоготика и классицизм.

Строительство Большого дворца так и не было завершено в свое время. И на протяжении двух столетий он постепенно превращался в руины. Очень печально, что в таком красивом месте так и не прошло ни одного бала. Стоит отметить, что в настоящее время в Большом дворце проводятся различные выставки и экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Читайте также  Палеонтологический музей на профсоюзной

Хлебный дом

Рядом с Большим дворцом находится Хлебный дом, он же Кухонный корпус. Это здание предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб. Но после реставрации в Хлебном доме размещаются экспозиции музея-заповедника «Царицыно».

Стоит отметить, что свое название Хлебный дом получил благодаря эмблеме в виде каравая хлеба и солонки. А над ними можно наблюдать вензель из букв «Х» и «С» («хлеб» и «соль»). Эмблему и вензель хорошо видно на следующем фото. А именно за памятником двум архитекторам дворцово-паркового ансамбля Царицыно — Василию Баженову и Михаилу Казакову.

Арка-галерея

Между Большим дворцом и Хлебным домом размещается Арка-галерея. Это декоративное сооружение, которое не несет на себе никакой функциональной нагрузки. На мой взгляд Арка-галерея отлично вписывается в архитектурную композицию. Помимо этого на ее фоне можно сделать отличные фото.

Кавалерские корпуса

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно богат загадками. Одной из таких загадок является предназначение трех Кавалерских корпусов. По одной из гипотез они предназначались для царской свиты и слуг. Но достоверно это не известно в связи с тем, что архивные документы не сохранились. По этой причине сегодня их название является условным.

Фигурный мост

Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова. Интересно то, что он практически на подвергся разрушению. Задумывался мост как второй парадный въезд на территорию Царицынской усадьбы. Но в настоящее время является украшением главной аллеей, ведущей к дворцовому комплексу.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» заметно выделяется на фоне других построек в Царицыно. И это не удивительно, поскольку храм находился на территории Царицыно до создания дворцово-паркового комплекса. Тем не менее архитектор Василий Баженов решил включить его в архитектурный ансамбль Царицына. Храм был возведен в 1722 году по заказу Дмитрия Кантемира, бывшего владельца этих мест. Однако впоследствии был полностью перестроен по воле Матвея Дмитриевича Кантемира в 1759-1765 годах.

Царицынский пейзажный парк и пруды

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно удивляет своих посетителей не только архитектурой. Царицынский парк — это отличное место для прогулок. Ведь он представляет собой очень живописное сочетание природы, ландшафта и небольших архитектурных построек. Среди таковых различные павильоны и беседки. Лично мне этот парк напомнил парк в Музее-заповеднике Павловск. Интересно, что Царицынский парк стал первым пейзажным парком, разбитым не в петербургских дворцах.

Сейчас Царицынский парк выглядит весьма благоустроенным. Произошло это благодаря восстановительным работам в ходе реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Сразу после входа в центральные ворота моему взору предстали множество дорожек, фонарей и лавочек.

Следуя по дорожке от центрального входа я подошла к Среднему пруду Царицынского парка.

Он появился лишь в 1980 годы после сооружения дамбы. Она разделила Нижний пруд на две части. Однако в состав дворцово-паркового ансамбля Царицыно входят лишь Верхний и Средний пруды. Они определяют его границы. Между этими прудами построена плотина, которая является крупнейшей из сохранившихся исторических плотин Царицына. Со стороны Среднего пруда она выглядит как трехарочный мост.

В настоящее время по плотине проходит главная аллея музея-заповедника Царицыно.

Но вернемся к Среднему пруду. Дело в том, что на нем располагается главная современная достопримечательность дворцово-паркового ансамбля Царицыно, а именно светомузыкальный фонтан. Он был открыт в 2007 году ко Дню города. Струи фонтана могут подниматься на высоту до 15 метров. Кроме того, фонтан способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. Конечно этот фонтан вряд ли может конкурировать с фонтанами Петергофа, но равнодушным он уж точно никого не оставит.

Находится фонтан в заливе искусственного острова-подковы. Мне очень понравилось как оформлена вся композиция с фонтаном. Особенно впечатлили симпатичные мостики. Они протягиваются от острова к двум противоположным берегам.

Верхний пруд считается самым красивым во всем каскаде Царицынских прудов. С плотины можно увидеть причал со сфинксами возле пруда.

Но пожалуй главной достопримечательностью Верхнего пруда является Птичий остров. Предполагается, что этот искусственный остров был создан для разведения водоплавающих птиц.

Где находится и как добраться в дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно находится на юге Москвы. Расположение в черте города является, на мой взгляд, большим плюсом. Между прочим этим отличается Царицыно от дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга, которые находятся в его пригородах. Посмотреть на ансамбль и поближе познакомиться с его историей, можно отправившись на экскурсию. Например на Трипстере можно найти сразу несколько программ на любой вкус и кошелёк.

Самостоятельно добраться в дворцово-парковый ансамбль Царицыно также не составит особого труда. Достаточно сесть на метро и доехать до станции «Царицыно» или «Орехово». При этом, если вы выйдете на станции метро «Царицыно», то войдете в парк через центральные ворота. Чтобы добраться до Большого дворца вам придется пройти через более современную часть парка. В том числе вам предстоит пройти через остров на котором расположен светомузыкальный фонтан. Если вы выйдете на станции метро «Орехово», то войдя на территорию усадьбы, окажетесь в пейзажном парке. Таким образом, чтобы пройти до основных архитектурных построек, вам придется прогуляться по его живописным аллеям.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно: режим работы

Царицынский парк открыт с 6 часов утра до 12 часов вечера. Вход на территорию парка является бесплатным. А вот экскурсии по Большому дворцу и другим зданиям дворцово-паркового ансамбля является платным. Кстати при их посещении надо иметь в виду, что понедельник является выходным днем. В другие дни их часы работы следующие:

Со вторника по пятницу с 10:00 до 18:00
Суббота 10:00-20:00
Воскресенье 10:00-19:00

Что касается светомузыкального фонтана в Царицынском парке, то он работает с мая по октябрь ежедневно с 9.00 до 23.00 часов. А его подсветка работает с 21.00 до 23.00 часов.

Музей-заповедник «Царицыно» – красивейший парк Москвы

  • Парадный (северный) фасад Большого Дворца

  • Архитекторы Василий Баженов и Матвей Казаков

    Москва – уникальный город в России и даже в мире, поэтому его история и развлечения тоже должны быть уникальными. Одно из необыкновенных мест Москвы – Царицынский дворец и парк на юге города.

    Совет путешественникам: чтобы исследовать главные достопримечательности, в Царицыно стоит провести минимум 4-5 часов.

    История

  • Хлебный дом

  • Старые фото Царицынского дворцово-паркового ансамбля

    В начале XVI века здесь находилась огромная красивая территория, принадлежавшая сестре царя Бориса Годунова, госпоже Ирине. В XVII веке земля, которую тогда называли Богородским, перешла к семье Стрешневых, а затем – к семье Голицыных. Впрочем, история этого места началась в то же время, когда Екатерина Великая проезжала через эти земли, в 1775 году. Когда императрица направилась в Кусково, она проезжала мимо и сразу же была поражена красотой этого места, тогда она купила земли и приказала построить для неё дворец.

    Между 1776 и 1785 годами Екатерина Великая назначила Василия Баженова спроектировать и построить дворец. Когда проект был близок к завершению, она решила сама посетить дворец, после осмотра она сказала, что комнаты слишком тёмные и непригодные для жизни Императрицы, поэтому они снесли дворец, чтобы построить ещё один на его обломках. Вы всё ещё можете увидеть остатки оригинального дворца в парке.

    На этот раз императрица назначила для этого Матвея Казакова и предварительно утвердила проекты ещё до начала строительства. Казаков руководил работами до 1796 года, когда скончалась Екатерина Великая, и строительство временно прекратилось. Преемник Екатерины Великой, Павел I, не позаботился о завершении строительства дворца, поэтому строительство полностью прекратилось, а обломки оставались на месте более 200 лет, пока в 2005 году правительство не приняло решение завершить недостроенный Царицынский дворец.

    Итог таков: Царицыно императорская резиденция, в которой никогда не жил ни один император.

    Сейчас в комплекс «Царицыно» входят музей истории, искусства и архитектуры, общественный парк, близлежащий лес, оздоровительные тропы и музыкальный фонтан.

    Видео-экскурсия по Царицыно

    Большой Царицынский дворец

  • Музей Царицыно

  • Фундаменты Большого кавалерийского корпуса на фоне Большого Дворца

  • Третий кавалерийский комплекс

  • Большой Царицынский дворец

  • Металлическая карта

  • Фигурный мост

    В настоящее время в музее представлена коллекция скульптуры, живописи, изделий из металла, стекла, ткачества, древних костей и деревянных предметов искусства. В коллекции скульптур вы найдете несколько статуй бывших русских дворян, таких как Мария Федоровна или сама императрица Екатерина. Однако коллекция в основном посвящена культуре и природе России XVI века и старше. Также можно полюбоваться фигурками птиц или простых людей в традиционной одежде.

    В собрании живописи есть портреты высокопоставленных лиц бывшего российского царизма, например, есть картины матери Екатерины Великой, госпожи Екатерины Алексавской, самой Екатерины Великой, Александра Первого.

    Коллекция металла, которая пользуется большой популярностью у посетителей, включает монеты, металлические предметы мебели и металлические произведения искусства с 16 века до наших дней. Украшенные кинжалы, кухонные принадлежности XVII века, декоративные и первые монеты России.

    Изюминкой музея являются изделия из фарфора и керамики, которые в основном относятся к 90-м годам. Также в коллекции есть несколько фарфоровых предметов эпохи Екатерины Великой.

    Рядом с Большим дворцом существует ещё несколько других важных построек (все спроектированы Баженовым):

    • Хлебный дом – представлял собой комплексное рабочее место для прислуги, поскольку аристократы того времени не хотели видеть её во дворцах;
    • Оперный дом – построен для небольших деловых встреч, церемоний, а также домашних представлений и придворных увеселений;
    • Полуциркульный дворец (Малый дворец) – также строился для личного пользования Екатерины II, внутри находится всего 6 небольших комнат. Включая — будуар и овальный зал;
    • Храм – самая ранняя постройка на территории Царицыно (подробнее читайте ниже);
    • Фигурный мост – одно из немногочисленных построек царицынского ансамбля дошедших до наших дней.

    Если у вас есть желание узнать более подробно об истории этого места, стоит заказать экскурсию

  • Сергей Климович/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Four-Rooms.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: