План кносского дворца

Секреты Кносского дворца и лабиринта Минотавра: экскурсия в 4000 лет назад, Крит, Греция

План кносского дворца

Кносский дворец и лабиринт Минотавра

Самый узнаваемый, самый посещаемый, популярный настолько, что появляется на обложках едва ли не большинства путеводителей — древнейший город Кносс (Кноссос, Knossos, Κνωσσός) и Кносский дворец на Крите — легендарный архитектурный памятник, расположившийся на северном берегу острова всего в пяти километрах от моря и буквально на окраине столичного города Ираклион (Heraklion, Ηρακλειο). Во времена минойской цивилизации это был главный город всего острова, а в греческой мифологии он связывается с именем критского царя Миноса. Какие же секреты Кносского дворца передают легенды и мифы, и чем в наши дни может удивить дворец Миноса на Крите?

Минос — мифический царь Крита, сын самого Зевса и Европы, получивший законы от отца и написавший их для своего народа.

История

Во времена минойской цивилизации (2700-1400 годы до нашей эры) наиболее развитые области острова представляли собой поселения вокруг так называемых дворцов — масштабных и сложных комплексов, в которых концентрировалась политическая, экономическая и общественная жизнь. Подобные дворцы существовали в Закросе (Zakros, Ζακρος), Малии (Μαλια, Malia), Фесте (Phaistos, Φαιστός) и, конечно, в Кноссе.

Как был найден Кносский дворец? Многие учёные искали точное расположение этих городов, но первым, кто определил местонахождение Кносского дворца и начал раскопки, был грек Минос Калокеринос (Minos Kalokairinos, Μίνως Καλοκαιρινός), среди прочего обративший внимание на характерной формы холм с сельскохозяйственными угодьями, а также находки различных предметов местными жителями. Работы начались в 1878 году, однако вскоре были остановлены турками, под чьей властью находился Крит в то время. Открытия не случилось.

В 1900 году за раскопки взялся первооткрыватель Минойской цивилизации английский археолог Артур Джон Эванс, который скупил все земли вокруг предполагаемого месторасположения дворца. Именно эта дата считается официальной датой открытия им Минойской цивилизации со всем её удивительным богатством.

Первый и второй дворцы Кносса

Археологи и историки говорят о двух различных периодах существования дворца: первый дворец в Кноссе был возведен в конце 2000 годов до нашей эры, просуществовал до 1700 года до нашей эры и был разрушен землетрясением. Позднее, в период от 1700 до 1400 годов, на пике минойской цивилизации дворец был отстроен заново, но пострадал от пожаров и снова был разрушен. То, что можно наблюдать в наши дни, представляет собой руины и частично восстановленные объекты в основном именно второго строения из «новодворцового» периода.

Архитектура Кносского дворца

Когда-то впечатляющий и величественный, Кносский дворец представлял собой грандиозное сложное многоэтажное строение с более чем 1300 помещениями разнообразного назначения. Чёткого и единственно верного плана дворца не было: строения и расположенные на разных уровнях помещения достраивались с ходом времени, не всегда очевидно соединяясь хитросплетениями коридоров и лестниц; во дворце было легко запутаться и потеряться, так как в нём было множество потайных комнат, залов, коридоров и тупиков. Бессистемно и хаотично — элементы появлялись там, где они были нужны, не заботясь о гармоничном виде и «картине в целом». Вместе с тем, дворец был не только масштабным и роскошным, но также и высокотехнологичным строением, обладал серьёзной системой водоснабжения и канализации: отдельный трубопровод доставлял воду во дворец, другой отвечал за наполнение ванн и бассейнов, третий предназначался для отвода использованной воды.

Более 24000 квадратных метров площади вместили в себя даже театр и складские помещения, не говоря о разнообразных дворах, мастерских, залах, святилищах и, конечно, царских покоях. Обилие фресок и широта цветовой гаммы во внутренних убранствах впечатляет: использовались голубая, бирюзовая, оранжевая краска, но в основном ярко-красная в сочетании с черной. Оригинальные фрески, а также все найденные предметы можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона.

План Кносса

План Кносского дворца царя Миноса, Крит, Греция

План кносского дворца

1. Остатки дороги.

2. Главный северный сток.

3. Вход в с.-в. квартал.

4. Помещение привратника (?).

5. С.-з. внутренний двор.

6. Посвятительная площадка.

7. Сакральный бассейн (ранние элементы С. М. I-II).

8. Северный портик.

9. Северный вестибюль.

10. Позднейшая лестница (С. М. III).

11. „Царский склад гончарных изделий».

13. Световая площадка.

14. Первоначальный корпус, составляющий укрепление С. М. I.

15. Северный квартал.

16. С. М. III кладовые и с.-в. зал.

17. Продолжение фасада верхней террасы.

18. Ранние кладовые с шишковатыми пифосами.

19. Восточный вход (предположительно).

20. Округленный угол фасада корпуса.

21. Площадь, позднее занятая системой „тронного зала» П. М. II.

22. Западный центральный корпус (северная часть).

23. Цистерна, вероятно, для осушения более ранней веранды.

24. С.-в. портик С. М. III.

25. Ступенчатый коридор (предположительно).

26. Колодец с облицовкой („кулура»).

27. Западный двор.

28. Камни основания ранней внешней стены (С. М. I).

29. Пилястр ранней кладовой.

30. Длинный коридор.

81. Западный центральный корпус (средняя часть)

32. Ранняя веранда (?).

33. Остатки мозаичного пола.

34. Центральный двор.

35. Восточное центральное включение.

36. Фундамент помещения пряслиц.

37. Склады больших пифосов.

38. Ранний фасад верхней террасы.

39. Более ранний нижний в.-з. коридор.

40. Западный портик (типа С. М. I-II, перестроен).

41. Ранние кладовые (позднее ими не пользовались).

42. Западный центральный корпус (южная часть).

43. Основания бастионов первоначального ступенчатого коридора.

44. Позднейший жилой квартал (полностью перестроен в С. М. III периоде).

45. С. М. II дверные косяки.

46. С. М. II вымостка.

47. Главный восточный сток.

48. Ю.-в. вход (предположительно).

49. Основания монолитных колонн (С. М. Iа).

51. Пропилеи (перестроены, вероятно, в П. М. I периоде).

52. Южный корпус.

54. Южный коридор.

55. Южный портик.

56. Ранний погреб.

57. Ю.-в. погреб (предположительно).

58. Позднейший ю.-з. квартал.

59. Западные склады.

60. Позднейший „коридор процессий».

План 2а. Кносский дворец. Общий план западной части нижнего яруса.

1. Место соединения с планом «2б».

2. Колодец с облицовкой („кулура»).

3. Ступенчатая площадь театра.

5. Вымостка С. М. II периода.

6. Вымостка, предшествующая С. М. II периоду.

7. Вымостка на уровне замощенной площадки западнее лестницы.

8. Фреска с деревом и сценой тавромахии.

9. „Кладовая дворцовой бронзы».

10. „С.-з. сокровищница».

11. Амфоры дворцового стиля.

12. Гипсовые столбы.

14. „Фриз с табуретами» по обеим сторонам стены.

15. Основание жертвенника.

16. Площадка ранних домов.

17. По обе стороны от стены фрагменты амфор дворцового стиля.

19. Колодец с облицовкой („кулура»).

20. Западный двор.

21. Основание жертвенника.

22. Фрагменты фрески.

23. Ранний вход (восточное направление).

24. Дворцовая площадь со следами более поздних строений.

25. Западный портик.

26. Помещение привратника.

28. Дворцовая площадка, занятая позднейшим домом.

29. Под позднейшим полом остатки С. М. III фрески, похожей на „дам в голубом».

81. Многочисленные фрагменты вымостки из сине-зеленого сланца, составляющей продолжение системы „коридора процессий».

32. Большое количество упавших гипсовых глыб.

33. Ю.-з. портик (предположительно).

34. На этой площадке найдены фрагменты изделий из камня с орнаментом тонкой резьбы в виде розеток и спиральных полос.

35. Тротуары, поднимающиеся в северном направлении.

36. Лестница, ведущая вверх к с.-з. портику (предположительно).

37. Световой колодец.

38. Фриз с триглифами и пр.

39. С. М. III фрески — святилище с колоннами.

40. Фреска „игры с быками».

41. „Коридор процессий».

42. „фреска с процессией».

43. Упавшие гипсовые глыбы и фрагменты амфор дворцового стиля.

45. Посвятительная площадка.

46. Крышка алавастра с именем царя Хьяна.

47. Таблетки с иероглифами.

48. Длинный коридор.

60. Сакральный бассейн.

51. Каменный бассейн.

52. Остатки каменного бассейна.

53. Остатки кресла царицы.

54. Выступ и тайник.

55. Остатки гипсового стола.

56. Остатки трона.

57. Сакральный бассейн.

58. Склад таблеток с сосудами.

59. Фреска с драгоценностями.

60. Кисты С. М. III.

61. Храмовые хранилища.

62. Фрагменты больших пифосов.

63. Западная крипта с колонной.

64. Восточная крипта с колонной.

65. Аванзала с каменной скамьей.

67. Сосуды из сокровищницы.

69. Глиняная ванна с таблетками.

72. Пифосы П. М. II-III.

73. Южные пропилеи.

74. Ранняя киста.

75. Фреска „человек с кубком».

76. Фрагменты каменных розеток.

77. Световая площадка.

78. Фаянсовые фигурки и бронза.

79. Отложение оттисков печатей.

80. Кладовая египетских бобов (П. М. III).

81. Взломанная глиняная печать.

82. Мастерская резчика по камню.

83? Следы вымостки на уровне „коридора процессий».

84. Сосуды С. М. III.

85. Южный коридор.

86. Место, где упала фреска с паланкином.

87. Лестница к верхнему ярусу.

89. Позднейшая мостовая (С. М. IIIб).

91. Южный портик.

93. Внешние ворота.

95. Помещение привратника.

96. Большое отложение фрагментов фресок.

99. Помещение привратника.

100. Фреска „собиратель шафрана».

101. Каменный бассейн.

102. Миниатюрные фрески.

105. Фрагменты упавшего посвятительного рога.

106. Диоритовый дом египетского типа.

107. Отложение глиняных печатей с изображением Реи и святилища.

108. Центральный двор.

109. Отложение „таблеток с колесницами».

110. Нижняя веранда.

111. Фрагменты фресок.

112. Сточная труба под вымосткой.

113. Северный зал с колоннами.

114. Сток, идущий от северного квартала.

116. Помещение привратника.

117. Большое отложение таблеток.

118. Расписные рельефы с изображением игр с быками в натуральную величину.

Читайте также  Храм покрова на красной площади

119. Северный проход.

120. Подъем к центральному двору.

План 2б. Кносский дворец. Общий план восточной части нижнего яруса, показывающий разрез жилого квартала.

1. Место соединения с планом 2а.

3. Северный зал с колоннами.

4. Сток, идущий от северного квартала.

5. Срез со стороны холма.

6. Каменный сток из дворца, перерезанный С. М. III домом.

8. Сторожевое помещение.

10. Помещение для привратника,

18. Римская печь для обжига извести.

14. Царские склады гончарных изделий.

15. Ранние постройки, которыми частично продолжали пользоваться.

17. Лампы из жировика.

21. Коридор шахматной доски.

22. Склады больших пифосов (ранний дворец).

23. Предполагаемая лестница, поднимающаяся в с.-в. направлении.

26. Фрагменты фрески „дамы в голубом».

27. Водопроводные трубы под полом.

28. Игральная доска.

29. Каменный сток.

31. Закрытый колодец.

32. Двор с каменным стоком.

83. Отложение с фреской „женшины-торреадоры».

34. Фрагменты больших пифосов.

37. Восточный бастион.

38. Склад кухонной и прочей посуды.

39. Коридор с нишами.

40. Склад „пифосов с медальонами».

41. Шахты стоков с верхней световой площадки.

42. Каменный сток.

43. Вымостка С. М. IIIа, засыпанная в С. М. IIIб.

44. Архитектурная мозаика и шашки.

45. Фреска со спиралями; основания колонн и рельефы с быками (С. М. IIIа.).

46. Фреска и керамика С. М. IIIа.

47. Треножники С. М. IIIб периода.

48. „Школьное помещение».

49. Мастерская каменотеса с амфорами.

50 Выступ с кувшинами для запасов (С. М. IIIб).

51. Склад С. М. IIIб.

52. Отложение базальта.

53. Помещение с каменным столбом.

54. Горельефы и фриз с грифонами.

55. Старый коридор, перегороженный в С М. IIIб периоде.

57. Большая лестница.

58-59. Световая площадка.

60. Зал с колоннадой.

61. Световая площадка.

68. Зал двойных секир.

64. Нижний в.-з. коридор.

67. Световая площадка.

69. Фреска с лабиринтом.

70. Ранние постройки.

72. Дом с перегородкой алтаря.

73. Световая площадка.

75. Подъем к центральному двору.

76. Двор с пряслицами.

79. Отложение фигурок из слоновой кости и пр.

83. Комната с гипсовым ложем.

87. Мегарон царицы.

88. Световая площадка.

89. Световая площадка.

90. Остатки „фрески с рыбами».

91. Остатки пола с мраморной инкрустацией.

93. К устью стока.

94. Сточные шахты.

95. Коридор с расписными пифосами.

96. Световая площадка.

98. Вазы с лилиями.

101. Позднейшая лестница.

102. Предполагаемая лестница, ведущая вверх к центральному двору.

103. Коридор с таблетками.

107. Ю.-в. сакральный бассейн.

108. Ю.-в. лестница.

План 3. Реконструированный план системы входа и бельэтажа западной части дворца.

1. Световой колодец.

2. Площадка без кровли (?).

4. Спуск к фундаменту.

5. Площадка миниатюрных фресок.

6. Засыпанные остатки рельефного фриза.

8. Лестница к верхнему ярусу (предположительно).

10. Зал святилища.

11. Площадь под помещениями, связанными с „тронным залом»

12. Фонарь над сакральным бассейном (предположительно).

13. Остатки гипсовых ступеней.

14. Центральная лестница.

15. Блоки со следами ступеней.

17. Портик со ступенями.

18. Западный двор.

20. Остатки простенков.

21. Центральный двор.

22. Центральный зал с тремя колоннами.

23. Дверные косяки в первоначальном положении.

25. Основания колонн, переставленные на устои крипты.

26. Дверной косяк.

27. Дверные косяки в первоначальном положении.

29. Верхний длинный коридор.

30. Следы вымостки.

31. Центральный вестибюль.

33. Лестница, ведущая вниз к фундаменту.

34. Верхняя веранда.

36. Западный портик.

38. Известняковые закраины в первоначальном положении.

Кносский дворец (лабирит Минотавра)

Загрузить чертежи:

  • план
  • фрагмент интерьера дворца
  • критская колонна
  • подробный план и разрез
  • архитектурные детали Ипогей
  • юго-западный ступенчатый портик, реконструкция
  • конструкция стены
  • световой колодец
  • разрез

История и архитектура дворца

Один из греческих мифов повествует о том, что критский царь Минос обложил афинян страшной данью. Каждые девять лет афиняни должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек; их пожирал чудовищный, получеловек-полубык, Минотавр. «Минотавр обитал в лабиринте, обширном, очень сложном по устройству здании из которого впервые попавшему в него человеку крайне трудно бы найти выход. Туда к |нему и приводили обреченную на гибель афинскую молодежь. Дважды афиняне послали кровавую дань Миносу. В третий раз в числе жертв отправился на Крит отважный герой Тезей. Там юного героя полюбила дочь Миноса Ариадна, которая дала ему клубок ниток, закрепив один конец их у входа, Тезей вошел в лабиринт, не боясь заблудиться там и не найти выхода. В лабиринте Тезей вступил в единоборство с Минотавром и убил его, освободив тактим образом родной город от страшного чудовища.

Долгое время миф о Тезее и Минотавре и все, что в нем упоминалось, в том числе и лабиринт, считалось сплошным вымыслом. Но раскопки, производившиеся на Крите и обнаружившие там весьма высокую и богатую так называемую эгейскую культуру, расцветавшую в III-II тысячелетиях до н. э., показали, что легендарный дворец-лабиринт действительно существовал.

Судя по этим раскопкам, главным центром Крита в II тысячелетии до н.э. был Кносс, где обнаружены развалины обширного дворца.

Дворец представляет собой сложную постройку. Планировка отдельных частей была сложная, запутанная, она отличалась отсутсвием симметрии. В центре постройки находился большой прямоугольный двор 52,5 м в длину. По сторонам двора располагались различные помещения. Посредине одной из узких сторон двора начинался большой коридор, он вел к северному входу о дворец. На западе дворца помещался зал, в котором стоял трон, а за ним шел длинный коридор, вдоль которого тянулись восемнадцать кладовых. К востоку двора начинался длинный коридор, который проходил мимо большого помещения, получившего наименование зала «Двойного топора».

Помимо главного двора, во дворце были еще меньшие по размеру, второстепенные дворы. Между ними располагался целый ряд парных зал, комфортабельных жилых комнат и различных подсобных помещений (бани, мастерские, склады различных запасов, кухни). В северо-восточной части дворца помещалась прямоугольная сценическая площадка, обрамленная с двух сторон лестницами, служившими местами для зрителей. Входов во дворец (пропилей) было несколько, перекрытия их поддерживались колоннами. Обрамлялись колоннами также и лестницы, которые вели в верхние этажи. Эти лестницы обычно располагались по сторонам небольших открытых двориков — «световых колодцев», посредством которых получали oсвещение помещения первого этажа.

Стены нижнего этажа были выложены из тесаного камня. Для верхних этажей применялись дерево и сырец. Материалом для столбов и колонн служил камень (особенно для цоколей), но главным образом — дерево. Критские колонны очень своеобразны по форме. Колонна обычно стояла на очень низкой базе, гладкий массивный ствол постепенно расширялся кверху, его увенчивала капитель, состоявшая сложной по профилю подушки, на которой лежала массивная квадратная плита.

В парадных аппартаментах стены украшались богатыми росписями, представлявшими различные сцены из жизни эгейцев. В других помещениях стены окрашены в темнокрасный или серый цвет. Наряду с росписью применялись также для украшения стен раскрашенные рельефы из стука.

Судя по устройству Кносского дворца, можно предполагать, что сооружавшие его зодчие главное внимание сосредоточивали не на наружном оформлении здания, а на распланировке помещений, которые, как мы уже упоминали, располагались около внутренних двориков. Эта распланировка отличалась отсутствием симметрии, распределение комнат кажется сложным и запутанным, производя впечатление лабиринта (в современном смысле этого слова).

Простоявший несколько веков (подвергаясь перестройкам), Кносскийский дворец погиб во второй половине II тысячелетия. Грандиозные развалины этого дворца с его многочисленными помещениями производили сильное впечатление на новых пришельцев-эллинов, и нужно думать, что этими руинами навеян миф о критском лабиринте и жившем в нем чудовище Минотавре.

Достойно внимания, что наименование «лабиринт» связано со словом «лабрис», означавшим «двойной топор», который был у эгейцев священной эмблемой, а имя фантастического человека-быка Минотавра из двух слов: Минос — наименование правителя Крита и таурос — по-древнегречески бык, животное, игравшее большую роль в культе эгейцев.

Помимо Кносского дворца, во II тысячелетии на Крите было сооружено еще несколько других дворцов, аналогичных ему по типу, но сильно уступающих в размерах. Известны также и эгейские города этого времени, например город на месте современного поселения Гурния, беспорядочная распланировка которой лишена какой-либо определенной системы.

Помимо Крита и Трои, во II тысячелетии крупным очагом эгейской культуры была северо-восточная часть Пелепоннеса; здесь особо следует отметить два центра — Тиринф и Микены.

Дворец в Кноссе — центр греческой мифологии

Остров Крит, легендарный остров согласно мифам Древней Греции. Место действия известных героев и богов. Но большей популярностью этому острову обязана легенда о Минотавре, заключенном в лабиринте и сраженным отважным Тесеем. Исследования показали, что именно дворец в Кноссе полностью соответствует заложенному в мифах описанию Лабиринта.

История и описание Кносского дворца

Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.

Читайте также  Петропавловск камчатский достопримечательности

Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.

23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.

Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?

Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.

В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.

Кносский дворец

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.

Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).

В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Кносский дворец на Крите

Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.

Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.

Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.

Читайте также  Крепость герой брест

Легенда о Минотавре

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: