Памятник екатерине 2 на площади островского

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге: история создания, скульптор, особенности композиции, где находится, интерсные факты

Памятник екатерине 2 на площади островского

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Памятник Екатерине II

Памятники

Краткое описание

В центре расположенного на площади Островского Екатерининского сада, на фоне Александринского театра возвышается величественный памятник Екатерине II в обрамлении богатого разноцветья клумб и пышной зелени деревьев. Императрица властно взирает на вечно шумящий Невский проспект, располагаясь вполоборота к своему детищу — Императорской Публичной, ныне Российской национальной библиотеке.

История создания

Приближавшийся 100-летний юбилей со дня восшествия на престол великой императрицы российской Екатерины II позволил Александру II вернуться к планам установки памятника своей царственной прабабушке, которые зародились в умах прогрессивных государственных деятелей России ещё при её правлении. Из-за строгого запрета самой Екатерины II вопрос о памятнике был временно закрыт, но в свете готовившихся торжеств снова приобрёл актуальность.

В 1860 году был объявлен конкурс на лучший проект задуманного памятника. Среди прочих соискателей свою модель представил совсем ещё молодой по тем временам Михаил Микешин. Жюри Академии художеств не сразу допустило его до участия в конкурсе. На это было две причины: возраст, всего 25 лет, и отсутствие образования по скульптурной дисциплине. Михаил с отличием закончил Петербургскую Академию художеств, получив образование художника.

Из всех конкурсных работ Александр II выбрал проект М. Микешина, и через два года художник получил заказ на установку памятника. Осуществление проекта заняло более 10 лет – торжество по случаю открытия памятника состоялись в 1873 году.

Над скульптурной композицией вместе с Микешиным, который получал азы скульптурного дела в процессе работы, трудились известные русские скульпторы:

  • работы над фигурой императрицы проводил М. А. Чижов
  • автором остальных скульптур являлся А. М. Опекушин
  • за декорирование элементов сада отвечал В. А. Шрётер
  • проектирование нижнего яруса монумента было поручено Д. И. Гримму, и он же осуществлял полное руководство по изготовлению и установке памятника

Император предполагал создать грандиозный мемориал, в состав которого должны были помимо памятника Екатерине II войти фигуры 29 достойных сынов государства в виде их статуй и бюстов. Но нехватка средств и проблемы, связанные с военными действиями на русско-турецком фронте не позволили этому замыслу осуществиться.

Скульптурная композиция памятника была задумана автором М. О. Микешиным в виде огромного колокола, стоящего на гранитном постаменте и являющегося основанием для фигуры царственной особы. Рост бронзовой скульптуры Екатерины II составляет 4,35 метра, в то время как полная высота монумента достигает немногим более 10 метров.

Императрица изображена в парадном платье с горностаевой мантией, орденской лентой и орденом святого Андрея Первозванного на богато декорированной цепи

В левой руке Екатерина держит лавровый венок, как будто собирается возлагать его на голову героя. Правой рукой императрица уверенно сжимает символ царской власти – скипетр, а у её ног покоится корона Российской империи.

Этими символами М. Микешин хотел показать, как уверенно Екатерина II держала бразды правления в своих руках, и как легко и покорно страна подчинялась её царственной воле.

Поза императрицы отмечена горделивой осанкой, ведь ей выпало на долю управлять огромной и сильной державой, но в то же время вся фигура дышит покоем и умиротворением. На губах Екатерины II играет лёгкая полуулыбка, взор устремлён на Невский проспект, но совершенно понятно, что императрица видит не только всю свою столицу, но и огромные просторы управляемой ею страны. И она спокойна за судьбу государства.

В чертах красивого лица автор, возможно намеренно с целью отразить преемственность царской власти, показал отдалённое сходство с Петром I, хотя никаких родственных связей у них не было

Немного ниже императрицы на ободе колокола М. Микешин расположил девять бронзовых скульптур наиболее значимых во время правления Екатерины II государственных деятелей и персон, особо приближенных к царской особе.

Все фигуры изображены сидящими и стоящими в совершенно естественных позах, как будто скульптор застал их за обсуждением насущных вопросов государственной важности

Колокол с фигурами покоится на гранитном основании с широкими ступенями, с четырёх сторон ведущими к скульптурной композиции. У подножия колокола закреплена мемориальная бронзовая доска, гласящая о том, что памятник установлен при императоре Александре II и посвящён заслугам Екатерины II перед Российским государством.

Скульптор

Автором проекта памятника Екатерине II и разработчиком его художественно – композиционного решения является талантливый русский художник, а впоследствии и скульптор, Михаил Осипович Микешин. Волею случая сыну крестьянина удалось поступить в Петербургскую Академию художеств и получить диплом о её окончании с отличием.

Его картины всегда заслуживали высочайшие отзывы ценителей искусства, одну из них приобрёл для своей коллекции Николай I. Участие во всемирных выставках неизменно приносило Микешину похвалу и медали.

Кроме памятника Екатерине II М. Микешин создал Памятник тысячелетия крещения Руси, скульптуру императрицы в Краснодаре и несколько других значимых работ

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II расположен на площади Островского, рядом с Александринским театром и зданием Публичной библиотеки. Идея установить памятник Екатерине II впервые возникла ещё в первые годы её правления. Однако сама императрица оказалась против этого.

Поводом для реализации такой идеи стало 100-летие со дня восшествия на престол императрицы, в 1862 году. Тогда объявили конкурс на проект памятника, который первоначально хотели установить в Царском Селе, во дворе Царскосельского дворца. Победителем конкурса стал скульптор Михаил Микешин. Он изготовил модель памятника Екатерине II в стиле рококо, которая получила почётную медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

В апреле 1863 года «Соединённые комиссии о пользах и нуждах общественных», все сословные отделения Городской думы и лично барон Фредерикс подняли вопрос об установке памятника Екатерине Великой на Александринской площади, рядом со зданием Публичной библиотеки, «учреждение которой принадлежит покойной императрице» [1, с. 140, 141].

Для нового места пришлось переделывать проект. По новому рисунку Микешина мастер Соколов отлил его макет в масштабе 1/16. Этот макет позже находился в павильоне «Грот» в Царском Селе. Общая идея в новом проекте осталась прежней. Императрица расположена на высоком пьедестале, вокруг которого разместились её приближённые. Личным пожеланием барона Фредерикса было:

В результате рядом с императрицей скульптор разместил девять персон, которые находятся в своих тематических группах: П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потёмкин и В. А. Суворов, Г. Р. Державин и Е. Р. Дашкова, А. А. Безбородко и И. И. Бецкой, В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. На переднем фасаде памятника Екатерине II помещена доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, военного, сухопутного и морского дела. На книге, находящейся среди этих атрибутов, написаны слово «закон» и фраза «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год».

Руководителем всех работ по созданию памятника Екатерине II был назначен архитектор Д. И. Гримм. Кроме него и скульптора Микешина в работе принимали участие скульпторы А. М. Опекушин и М. А. Чижов, архитектор В. А. Шретер.

Ломка гранита в Финляндии и устройство фундамента памятника начались в 1869 году. Все соединения были выполнены при помощи выступов и гнёзд, без применения гвоздей, винтов или железных полос.

При подготовке фундамента в землю вбили 1 200 восьмиметровых свай. На них был положен закладной камень с вставленным в него ковчегом, созданным по рисунку Гримма, с образцами золотых и серебряных монет, медалями времён царствования Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Под фундамент также положили доску с именем В. А. Бобринского, который тогда являлся главным управляющим путей сообщения и присутствовал при закладке.

Гранит для памятника Екатерине II доставляли из Карельского перешейка в Петербург по воде, выгружали на набережной около Летнего сада. Дальше камень перевозили по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли. Фигуры для постамента отлиты на литейном заводе Кохуна (фирма «Никольс и Плинке»). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита. Стоимость сооружения монумента составила 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией торжественной церемонии открытия и переустройством Александринского сквера — 456 896 рублей.

Читайте также  Мечеть купол скалы

Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. Оно сопровождалось военным парадом и салютом. После церемонии открытия в Публичной библиотеке накрыли столы для чествования авторов памятника.

Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём рапортовал архитектор Бобров.

По памятнику Екатерине сквер перед театром в обиходе называют «Екатерининский», или просто «Катькин садик».

Памятник Екатерине II (Санкт-Петербург)

Памятник Екатерине II — памятник на площади Островского в Санкт-Петербурге, установленный в честь императрицы Екатерины II в 1873 году.

Содержание

История памятника

В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1/16 от натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году. Его автор — художник М. О. Микешин. Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Расход на сооружение монумента составил 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониала открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года [1] .

В начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей «мудрого ленинского политбюро». В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор [2] .

С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989—2001 годах здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году [1] . В 1990-е годы с бронзовой груди императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам удалось найти вандалов, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на своё место [3] .

Авторы

В сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктор Шрётера [4] .

Технические данные

Пьедестал изготовлен из гранита, привезённого с Карельского перешейка: на нижнюю часть — из каменоломен Путсало, на базу и карниз — серый гранит из каменоломен Янисари и на постамент — тёмно-серый гранит из каменоломни Снескесальми. Фигуры сподвижников отлиты на бронзолитейном заводе «Николс и Плинке» в Санкт-Петербурге. На пьедестал ушло несколько кусков гранита, общий вес которых после окончательной отделки составил 16,5 пудов [источник не указан 479 дней] (примерно 270 кг). Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. На изготовление памятника и четырёх канделябров пошло 3100 пудов (50,8 т) бронзы [1] . Высота фигуры Екатерины II составляет 4,35 м.

Композиция

Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлегает корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год» [4] [5] .

Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора [6] .

По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе, однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром. Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер, который называют Екатерининским.

События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877—1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утвержденному за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский [1] .

Городские легенды

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин [7] .

Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло [7] .

Читайте также  Королевство нидерланды достопримечательности

Памятник Екатерине — самый несчастный монумент города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки. [3]

В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. Издавна в сквере назначали свидания люди нетрадиционной ориентации [8] .

Памятная монета

13 декабря 2011 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 100 рублей с изображением памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге посвящённую 225-летию со дня основания первого Российского страхового общества. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 250 экземпляров и весом 1083,74 грамма . [9]

Императрица и девять подданных: памятник Екатерине II на площади Островского

© Фото: Instagram / @katrin_podrezon

Темы дня

  • В Петербурге из-за съемок индийского кино перекроют некоторые улицы
  • «Красная стрела» приобрела два здания в лофт-квартале «Скороход»
  • В Пулково задержали шесть рейсов
  • Центр им. Алмазова прекращает работу с коронавирусными пациентами
  • Россельхознадзор уничтожил более 115 кг санкционной продукции

Есть легенда, что в основании композиции перед Александринским театром хранятся драгоценности. Так петербуржцы якобы отдали дань уважения великой императрице.

Екатерина Вторая правила Российской империей почти всю вторую половину XVIII века. Этот период, с 1762 по 1796 год, историки называют «золотым веком российского дворянства».

Императрица считала себя продолжательницей идей Петра Великого. Она провела несколько масштабных реформ (например, при её правлении ввели бумажные деньги) и при ней состоялись две русско-турецкие войны, после которых к стране присоединились южные земли.

Когда в России отмечали 100-летие с момента восхождения Екатерины II на престол, в Петербурге решили установить масштабный памятник. Проект создавали на протяжении десятилетия.

Открытие памятника 24 ноября 1873 года. Фото: И. Бианки / photographer.ru

Процесс затянулся, потому что императору Александру II не понравился первый проект. Его автором был художник Александр Микешин.

Первоначальный замысел по поручению государя рассматривали в Академии художеств. Из-за недостаточной монументальности проект отклонили.

Второй вариант, созданный Микешиным, также не был одобрен императором. Его забраковали и в Академии художеств, но позднее всё-таки был сделан окончательный проект.

Первым местом, где хотели установить памятник, было Царское Село. Позднее его решили разместить на площади перед Александринским театром.

Читайте также:

С тех пор сквер называют Екатерининским садом, есть и более неформальный вариант – «Катькин садик».

1874 год. Фото: И. Бианки / walkspb.ru

Гранит для монумента добывали в Финляндии. В Северную столицу его везли по воде до Летнего сада, а затем – по переносной железной дороге, созданной специально по этому случаю.

Только для создания пьедестала потратили большее 600 кусков гранита. На весь памятник израсходовали свыше 50 тонн бронзы.

В художественную композицию добавили фигуры почти десяти значимых деятелей эпохи Екатерины Великой. Рядом с ней можно увидеть поэта Гавриила Державина, фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского, Григория Потёмкина, Александра Суворова, политика Алексея Орлова-Чесменского, президента Академии художеств Ивана Бецкого, главу Российской академии Екатерину Дашкову, полярного исследователя Василия Чичагова и князя Александра Безбородко.

Позднее появились планы по расширению комплекса. Туда хотели включить ещё пару десятков скульптур известных личностей, но из-за различных причин, в том числе русско-турецкой войны, от идеи отказались.

Торжественно памятник открыли 24 ноября 1873 года – в день святой великомученицы Екатерины. Столь значимое событие отметили военным парадом, в конце которого над Петербургом прогремел салют.

Авторов монумента отблагодарили большим ужином. Для них накрыли столы в Публичной библиотеке возле памятника.

Румянцев-Задунайский, Потёмкин, Суворов. Фото: commons.wikimedia.org

Появление монумента понравилось не всем. В частности, среди недовольных были архитекторы, которые считали, что памятник нарушил принцип «открытой площади», а также испортил ансамбль Александринского театра.

В советское время звучали предложения убрать памятник, установив вместо него Ленина. Однако трогать его не стали, как и статую Николая I.

За полтора века с момента установки памятника Екатерине II появилось несколько городских легенд. Одна из них гласит, что при его создании некая женщина бросила в основание постамента драгоценный перстень.

Её примеру последовали другие жители Петербурга, поэтому под статуей хранится большое количество украшений. Однако подтверждения этим слухам нет.

Также памятник не раз лишался различных частей. Шпагу, цепи и другие элементы периодически воруют вандалы, но монумент всегда приводят в первоначальный вид.

Памятник Екатерине II

Описание

Памятник императрице Екатерине Второй воздвигнут в центре площади Островского в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Специально для ландшафтного оформления монументально-скульптурной композиции, вокруг нее разбит Александринский сквер.

Площадь Островского обрамляют шедевры русской архитектуры разных эпох, в глубине площади по центральной оси расположен Александринский театр, главным своим фронтоном с изображением конной квадриги, которой управляет древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусств, здание театра являет собой образец искусства русского классицизма. С правой стороны площади находится Санкт-Петербургская Публичная библиотека, основанная императрицей Екатериной II, памятник архитектуры 18 – 19 веков, вместилище исторических артифактов, выражающих идеи мировой человеческой мысли. С левой стороны на площадь боковым фасадом выходит Аничков дворец, бывшая дворянская усадьба 18 века, которой в разные исторические периоды владели сановные особы. Для устройства новой площади, центром которой должен был стать монумент Екатерине II, часть строений усадьбы Аничкова дворца были снесены.

Идея воздвигнуть монумент императрице Екатерине II возникла еще при ее жизни, но царица отвергла эту затею, решение увековечить образ великой Екатерины Второй пришло во время юбилейной даты – 100-летия со дня восшествия на престол всемилостивейшей государыни.

На открывшемся пространстве по указу императора Александра II 24 ноября 1869 года была произведена закладка памятника, дата была выбрана не случайно, 24 ноября – день Святой Екатерины. Фундамент под памятник соорудили сложно, вначале забили дубовые сваи, сверху уложили бутовый слой, потом гранитный.

Пьедестал, круглый в плане, изготовленный из различных пород карельских гранитов, широк в своем основании, составлен из четырех частей от большей к меньшей по восходящей, завершает композицию бронзовая фигура императрицы. Она расположена на бронзовом круглом постаменте, который несет на себе основной гранитный пьедестал.

Каменный постамент завершается широкой полкой, на которой вокруг главной фигуры располагаются скульптуры сподвижников. Она стоит всевластная, величественная, полная достоинства и покоя, ее окружают сподвижники – люди, воплотившие в жизнь идеи великолепного екатерининского века. Своим талантом, трудом на воинском и общегосударственном поприще они создавали величие и независимость Российской империи.

Над памятником Екатерине II работал творческий коллектив архитекторов, художников, скульпторов, мастеров-литейщиков. Руководство проектом было поручено архитектору Д. И. Гримму, скульптурные композиции выполнили художник и скульптор М. О. Микешин, скульптор А. М. Опекушин, мастер-литейщик М. А. Чижов (выполнил скульптуру Екатерины), архитектор В. А. Шретер работал над бронзовым обрамлением монумента.

На лицевой стороне пьедестала расположена бронзовая доска с посвятительной надписью «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год». Доска обрамлена предметами, символизирующими направления деятельности императрицы и ее сподвижников, это военные сухопутно-морские подвиги полководцев, выдающиеся открытия новых земель русскими мореплавателями, развитие наук, искусства, совершенствование государственного устройства и закона Российской империи.

Фигура императрицы гармонично воспринимается со всех ракурсов, с лицевой стороны она в своем точном портретном сходстве, одетая в ниспадающие одежды, предстает перед нами всевластной царицей. В правой руке она спокойно, но твердо держит жезл императорской власти, в левой руке покоится лавровый венок – символ величия и силы государственных деятелей всех времен и народов. Фигура ее одновременно торжественна и грациозна, она спокойна, но хочет идти вперед. Это движение усиливает ниспадающая мантия, зримое изображение которой говорит нам о том, какой неподъемный груз ответственности за свою страну несет матушка-императрица. Как истинная женщина, Екатерина предстает перед нами в изящном венце, у ног ее расположена императорская корона, под которой изображен свиток с именным вензелем.

Читайте также  Ласкала театр в милане

Скульптурная композиция памятника Екатерине II состоит из двух частей, на нижней гранитной круговой полке расположены фигуры сподвижников, венчает памятник сама фигура императрицы, расположенная на бронзовом постаменте.

Кто же были эти люди, своим умом, трудом, подвигами, талантом, преданностью своей родине, которые создавали величие России.

На лицевой стороне постамента расположены фигуры П. А. Румянцева-Задунайского, Г. А. Потёмкина и В. А. Суворова, поражает портретное сходство великих полководцев разных периодов времени эпохи правления Екатерины. Между героями происходит живой диалог о судьбах народов и отечества.

Группа скульптурных изображений А. А. Безбородко и И. И. Бецкого повествуют языком искусства о развитии государственного строительства.

О расцвете просветительских мыслей и становления русского поэтического направления ведут беседу поэт и выдающийся государственный деятель Г. Р. Державин и президент Российской академии, одна из самых образованных женщин Европы Е. Р. Дашкова.

Отдельную группу представляют собой В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. Эти люди жили в разное время. Орлов-Чесменский защищал свободу своей отчизны и исторически близких православных христианских народов. Чичагов был выдающимся исследователем и мореплавателем, всю свою жизнь положившим на благо служения России.

Памятник Екатерине Второй был торжественно открыт 24 ноября 1873 года в присутствии государя. Событие сопровождалось военным парадом и салютом. Весь архитектурно — скульптурный комплекс сооружался в течение 12 лет, силы создателей, их воля, упорство и вера в победу увенчались блистательным результатом. Памятник, высотой в 15 метров, искусно вписан в относительно небольшое пространство площади Островского перед Невским проспектом. Императрица Екатерина Вторая взором, исполненным величия, всматривается в грядущее, ее сподвижники также думают о главном – о будущем родной страны.

Памятник екатерине 2 на площади островского

П амятник Екатерине II находится в сквере у Невского, в саду называемом в народе «Катькин садик».
Памятник Екатерине Великой был установлен в 1873 году, а площадь ныне носит неожиданное название — Островского )))

Запечатлен момент открытия памятника. Сквер и памятник овеян различными легендами и сказаниями ))) о которых я и хочу поведать )))

По легенде, обсуждая с Фальконе детали памятника Петру I, Екатерина заодно поручила ему сделать и проект памятника самой себе. Фальконе нарисовал несколько эскизов, но Екатерине не понравилось и она идею отложила. для потомков. Памятник был поставлен только в следующем веке, уже в столетнюю годовщину коронации Екатерины.

Молва гласит, что Николай I бабку свою, Екатерину II, не любил и не только не собирался каким-либо образом увековечить ее память, но даже сердился, когда при разрешении государственных вопросов делались ссылки на указы или распоряжения Екатерины.

Александр II не разделял нетерпимого отношения отца к великой женщине, однако, с памятником прабабушке не спешил.

Однажды канцлер Горчаков на приеме у царя посетовал, что гуляя по Петербургу, невозможно увидеть ни одного знака, напоминавшего бы о царствовании «Семирамиды Севера». Александр II промолчал, но к словам знаменитого дипломата прислушался. Спустя некоторое время Горчаков узнал, что решено поставить монумент Екатерине в ее любимом Царском Селе, и что модель уже готова. Александр Михайлович поспешил взглянуть на модель, и она совершенно ему не понравилась. Екатерину изобразили с лирой в руках, размеры модели были малы – она производила впечатление обычной садовой скульптуры.

Когда император спросил Горчакова, что он думает о модели памятника, Александр Михайлович не стал скрывать своего разочарования.

«Ваше величество, это может быть довольно для фамилии — но недостаточно для страны», — веско сказал он. И добавил: «Когда я рассматривал модель, мимо прошли две бабы и спросили меня: «Зачем это матушке-царице дали подкову в руки?».

Глас народа – глас Божий: пресловутая модель была отвергнута, и скульптору Микешину пришлось создавать новую, и уже не для Царского Села, а для Петербурга.

В результате, в сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал.

Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктор Шрётера.

Петербуржцы не приняли и его. У нас в городе все новое долго вызывает отторжение. Памятник был сразу же подвергнут резкой критике, иначе как «микешинской сонеткой» (сонетка – это настольный колокольчик) петербуржцы его не называли.

Хотя теперь всем ясно — шедевр! Особенно, если учесть, что после Октябрьской революции все другие памятники Екатерине в России были уничтожены. Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра.

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

В начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей «мудрого ленинского политбюро». В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор.

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин.

Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло.

В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. Издавна в сквере назначали свидания люди нетрадиционной ориентации.

Памятник Екатерине — возможно самый любимый монумент у вандалов города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги). Как-то раз Екатерина была замечена с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки. Любит народ этот памятник. Инфа (С) инет.

Ваш покорный слуга. )))

Кстати! Про «спереди не всякому доступно» (в афоризме). Имелся ввиду Елисеевский магазин ))) а вы о чем подумали?!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: