Мост 16 яиц в питере

Аничков мост, Фонтанка, Невский проспект — описание, архитектор Аничкова моста, название, укротители коней, лицо, адрес, где находится, как доехать.

Мост 16 яиц в питере

Аничков мост

Не зря Санкт-Петербург называют «русской Венецией» и «городом мостов» — сегодня здесь насчитывается 342 моста. Хотя у многих людей Северная столица ассоциируется с разводными сооружениями через Неву — Дворцовым, Троицким и другими мостами, внимания достойны и неразводные мосты в других районах. Один из них — Аничков мост через реку Фонтанку.

Аничков мост связывает Спасский и Безымянный острова, по нему проходит главная городская магистраль — Невский проспект. Пожалуй, каждый турист, гуляющий по Санкт-Петербургу, проходил по Аничкову мосту — ведь он значится во всех путеводителях и входит в список важнейших достопримечательностей.

Интересно, что конструкция моста не представляет собой ничего особенного, а вот его «изюминкой» является группа скульптур, изображающих этапы укрощения коня. Изваяния давно стали символами культурной столицы, с ними связаны различные городские легенды.

Аничков мост через Фонтанку на панораме:

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Кони на Аничковом мосту были установлены в ноябре 1841 года. Известно, что скульптор Петр Карлович Клодт создавал монументы для украшения участка Университетской набережной, что напротив здания Академии художеств. По проекту мастеру предстояло отлить всего две фигуры, но Клодт не успел закончить работу к сроку и на пристани установили египетских сфинксов. Позднее произведения Петра Карловича планировали разместить между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но тоже передумали. В итоге сам скульптор предложил использовать коней для украшения Аничкова моста.

Поскольку изваяний было всего два, решили просто их продублировать. Готовые бронзовые скульптуры установили на западной стороне моста (ближе к Аничкову дворцу). Это были работы «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». А на постаменты с восточной стороны временно водрузили их гипсовые копии.

Дубликаты отлили быстро, однако Николай I подарил их прусскому королю. Новые изготовили лишь в 1843 году, но и эти скульптуры стали императорским подарком, они уехали в Неаполь. С 1846-го «Укротители коней» на Аничковом мосту опять стали гипсовыми. После этого Клодт решил не создавать больше копии, а отлить две новые композиции — «Осаживающий коня юноша» и «Юноша, поверженный конем». Так, в 1851 году, появилась известная группа, демонстрирующая 4 стадии укрощения. Осмотр рекомендуется начинать с группы «Осаживающий коня юноша» и двигаться по часовой стрелке.

За свои произведения П. К. Клодт получил членство в Берлинской и Римской академиях художеств. Его конные статуи были выполнены с такой реалистичностью, что стали необычайно востребованы — копиями бронзовых лошадей часто украшали дворцы и усадьбы.

В годы Великой Отечественной войны композиции сняли с моста и закопали в саду Аничкова дворца. Это позволило уберечь их от бомбежек, которым постоянно подвергался Ленинград. Сам мост сильно пострадал в те годы — взрывной волной снесло чугунную ограду, гранитные постаменты были изувечены осколками. Глубокие борозды, оставленные снарядами, видны до сих пор, их не стали убирать, а сохранили как память о тех страшных событиях.

Вид на мост с Невского проспекта:

Мифы и легенды

Конные группы Клодта дали Аничкову мосту смешное народное название «мост 18 яиц» (до 1917 года на мосту постоянно дежурил городовой — отсюда и такая цифра). Сегодня встречается вариант «мост 16 яиц».

Также внимательные зрители сумели разглядеть в очертаниях одной из скульптур человеческое лицо. Увидеть его можно, если подойти к группе «Юноша, берущий коня под уздцы» и заглянуть коню между ног. Кого изобразил скульптор в таком месте неизвестно, в городе ходили разные версии на этот счет — многие считали, что это любовник жены Петра Карловича или Наполеон Бонапарт. Загадку лица на Аничковом мосту так и не удалось разгадать.

История и описание Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Первый деревянный мост через Фонтанку появился в 1716 году. Строительством занимался батальон инженера-подполковника М. О. Аничкова и по его фамилии в народе мост прозвали Аничковым. Позднее Петр I издал указ о переименовании моста в Невский, то новое название не прижилось.

До середины XVIII века Аничков мост несколько раз перестраивался. Изначально он был разводным — Фонтанка когда-то была судоходной, пока не обмелела — потом мост расширили, убрав разводную часть.

С 1783 по 1785 годы Аничков мост полностью реконструировали, превратив его в каменный. Границы Санкт-Петербурга к тому времени сильно расширились и мост вошел в городскую черту. Однако его проезжая часть была слишком узкой и затрудняла транспортный поток — в связи с этим в начале 1840-х начался ремонт. Авторами нового Аничкова моста стали инженеры И. Ф. Буттац и А. Х. Редер. Архитекторы закончили проект невероятно быстро — за 4,5 месяца. И 20 ноября 1841 года появился трехпролетный каменный мост, облицованный розовым гранитом. Сооружение украсила чугунная ограда с барельефами в виде русалок и морских коньков работы А. П. Брюллова.

К сожалению, суровые погодные условия Северной столицы и другие факторы стали причиной быстрого разрушения моста. Уже в 1843 году были обнаружены недостатки конструкции. Это повлекло новые строительные работы, их проводили в начале 1900-х годов. В 1938-м проезжую часть Аничкова моста заасфальтировали, а в 1951-м закрыли трамвайное движение. Последняя реставрация проводилась в 2007–2008 годах. Сегодня ширина Аничкова моста составляет 37,9 метров, а длина 54,6 метров.

Как добраться

Аничков мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. С западной стороны от него располагается Аничков дворец с садом, а с восточной — дворец Белосельских-Белозерских.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор» (560 метров), также можно пройти от станции «Маяковская» (700 метров), от «Достоевской» или «Владимирской» (840 метров).

Общественный транспорт останавливается на Невском проспекте: возле Аничкова дворца (ост. «Дворец творчества юных») и на перекрестке с Литейным и Владимирским проспектами (ост. «Литейный проспект»).

До остановки «Дворец творчества юных» довезут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22, а до «Литейного проспекта» — автобусы № 15, маршрутки № К-177, К-258, К-90, троллейбусы № 3, 8, 15.

С началом летнего сезона и открытием периода навигации по реке Фонтанке начинают курсировать лодки и катера. Пирсы располагаются с двух сторон от Аничкова моста.

Передвигаться по городу с комфортом вам помогут службы такси Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Пётр Клодт делал лошадей лучше, чем жеребец

Квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра и шестерка коней на Нарвских воротах Петербурга. Что объединяет эти и другие скульптуры, кроме имени создателя? Правильно — энергия движения, оживляющая бронзу. 5 июня исполняется 215 лет со дня рождения выдающегося скульптора Петра Карловича Клодта.

Барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805 — 1867) происходил из знатного, но небогатого рода балтийских немцев. Его отец добыл славу боевого генерала на полях Отечественной войны 1812 года. Его портрет и поныне висит в галерее героев в Эрмитаже. Несмотря на суровость военной службы, отец будущего скульптора тянулся к творчеству. «Когда я был маленьким, мой бедный отец радовал меня, вырезая из бумаги лошадок», — рассказывал Клодт внучке незадолго до смерти.

Петр Карлович с детства рисовал, лепил и вырезал коняг, подолгу наблюдая за ними и изучая позы. Любовь к деталям и анатомическая точность оживляли его поделки. Однажды молодой юнкер сделал деревянную игрушку для сына писателя Николая Греча. Тот сразу разглядел талант и вместе со знакомыми скинулся на набор инструментов для резьбы. Клодт вырезал еще более искусные фигуры, которые так понравились великим князьям Михаилу и Николаю, что те убедили молодого офицера задуматься об истинном призвании. Их отец, император Николай I, впоследствии стал главным ценителем творчества скульптора.

«Квартет И» в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018)

Галопом по Европам

Клодт не получил полноценного художественного образования. Он ушел с военной службы, открыл в Петербурге мастерскую, в которой усердно копировал античные образцы, учился обращаться с глиной и гипсом. В тесный подвальчик умудрялся затаскивать жеребцов и кобыл. Когда в 1838-м умер выдающийся литейный мастер Василий Екимов, Клодту пришлось постичь тонкости и этого ремесла. Вскоре он занял место руководителя Литейного двора Императорской академии художеств. Занимался отливкой памятника Владимиру Великому для Киева, подкорректировал первоначальный эскиз.

Работами Клодта восхищались европейские монархи и жители мировых столиц. Санкт-Петербург, Петергоф, Стрельна, Москва, Киев, Берлин, Неаполь… Табун клодтовских лошадок распустил по Европе сам император Николай I. Ими заменяли скульптуры, раздариваемые императором прямо с городских улиц.

Петр Карлович внешне был весьма не дурен

Отомстил любовнику

Группа из четырех коней на Аничковом мосту — самое знаменитое произведение Петра Карловича. Именно с ним связано больше всего легенд. Самая известная — будто бы на церемонии открытия моста Николай I хлопнул художника по плечу: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!» Широко известна байка о том, что в паху одной из скульптур Клодт запечатлел не то Наполеона, не то физиономию любовника своей дражайшей супруги, которой вздумалось гульнуть. После установки коней Аничков получил второе название — «Мост 18 яиц»: четыре жеребца, четыре скульптурных юноши и один дежурный городовой. Кстати, изначально бронзовых скульптур было две, а пара других копировала их в гипсе. Задумка мастера читается так: по часовой стрелке от дома № 40 по набережной Фонтанки мы видим стадии укрощения строптивого коня. Поэтому первые два коня неподкованные.

И другие звери

Клодт лепил не только лошадей — всю силу анималистического таланта он вложил в памятник баснописцу Ивану Крылову. Его установили в 1855 году в Летнем саду. Деньги на него собирали по всей России. Однако после открытия монумент удостоился едких комментариев. «Жалкий барон Клодт! Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках. Барон без умысла достиг цели, вылепивши эту жалкую статую и барельефы именно для детей, но никак не для взрослых. Бедный барон! Оскорбил ты великого поэта», — отчитывал мастера поэт Тарас Шевченко.

Памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Фото: Depositphotos.com

Трагический силуэт

Кони Аничкова моста стали символом города. Во время блокады Ленинграда их сохранили, зарыв в мерзлую землю. Возвращение скульптур стало символом Победы. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала ночь с 1 на 2 июня 1945 года: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим черным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро еще раз ощутили мы мир».

Читайте также  Мечеть шехзаде в стамбуле

Аничков Мост: история и тайны коней Петра Клодта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.

Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.

В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.

За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.

Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.

Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь : на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.

Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.

В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:

Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:

Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

БОНУС

Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.

По одной из самых известных баек Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. К реальности это отношение вряд ли имеет, но туристов забавляет.

Специально для тех, кто интересуется историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга самые интересные факты о Медном всаднике, который вовсе не из меди .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Аничков мост в Санкт-Петербурге

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге — Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами — самый запоминающийся. Сейчас Аничков мост имеет длину почти 55 метров, его ширина — 37,9 метров и состоит из трех пролетов.

История

При строительстве Невского проспекта возникла необходимость соорудить переправу через реку Ерик или как раньше называли Фонтанку — Безымянный Ерик. «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост», — приказал Петр I и в 1715 году деревянная переправа была сооружена. Назвали ее Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Длина ее была более 150 метров и перекрывала всю заболоченную пойму реки.

Тогда это была окраина Санкт-Петербурга и здесь находилась пограничная застава, на которой проверяли паспорта и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.

В 1726 году переправу сделали разводной и открывали ее для прохода судов с высокими мачтами, а чтобы волки не смогли пройти в город, ее открывали и на ночь.

В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова был построен новый деревянный мост. По одной из версий его специально укрепили, чтобы провести слонов, подаренных императрице Елизавете Петровне в дар от персидского шаха Ирана. Переправа не имела разводного пролета и была обшита досками, оформленными под гранит.

Каменный Аничков мост

В 1780-х годах через Фонтанку было построено семь однотипных каменных мостов и Аничков мост тоже перестроили. Он стал гранитным, а средний деревянный пролет сделали разводным, на краях переправы были построены башни с разводными механизмами. Из семи построенных в то время переправ сохранились лишь мост Ломоносова и Старо-Калинкин и представить, каким был Аничков мост в то время, можно по их виду.

Постепенно Невский проспект расширялся и к 1840-му году его ширина стала значительно шире переправы через Фонтанку, к тому же средняя деревянная часть пришла в негодность. Поэтому в 1841 году Аничков мост был разобран и за семь месяцев по проекту инженеров Ивана Буттаца и Александра Редера была построена новая переправа. Руководил строительством генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось в январе 1842 года. Башни убрали, а три пролета выложили кирпичом и облицевали гранитом. В это же время появились чугунные решетки с изображением морских коньков и русалочек, выполненные по рисунку немецкого художника Карла Шинкеля. Решетки с таким же рисунком установлены и на Дворцовом мосту в Берлине.

Исследования в 1843 и 1847, 1855 и 1899 годах показали, что переправа имеет конструктивные недостатки и вследствие этого разрушается. По проекту архитектора Петра Щусева в 1906–1908 годах проведен ремонт — была выполнена гидроизоляция конструкций, а кирпичные своды переложены и облицованы розовым кирпичом.

Во время Великой Отечественной войны снаряды повредили гранитные парапеты и перила, а на одном из гранитных постаментов и сейчас можно видеть вмятину от снаряда.

В 2007–2008 годах были устранены трещины покрытий, выполнены гидроизоляция, ремонт арочной кирпичной кладки и замена каменных блоков.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
  • Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
  • В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней

В 1846 году Петр Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах:

Первая группа в западной части моста — «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв его за узду.

Смежная группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное.

В третьей группе, расположенной ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой.

Скульптуры Укротители коней

И наконец, в четвертой группе мы видим, что атлет покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное.

Читайте также  Домский собор рига расписание концертов

Петр Клодт своей композицией прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».

Во время Великой Отечественной войны скульптуры закопали в сквере у Аничкова Дворца и на постаменты их возвратили накануне 1 мая 1945 года. Еще раз они покинули Аничков мост во время реставрации в 2001–2002 годах и были отреставрированы к 300-летию Северной столицы.

Аничков мост — название

Хотя название переправы и произошло от фамилии инженер-полковника, Михаила Аничкова, чей батальон располагался рядом и строил Аничков мост, многие петербуржцы упорно хотят связать это название с трагической любовной историей к некой Анечке и приписывают эту романтичную любовь чуть ли не всем строителям переправы. Говорят, что в 19 веке здесь висела табличка с надписью Аничкин мост и по легенде на этом месте развивалась эта трагическая любовь.

Легенды и мифы

  • Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»
  • Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника: «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них»
  • Рассказывают, что скульптор как-то обогнал повозку с императором, что делать было строго запрещено и Николай I погрозил ему пальцем. Когда второй раз это повторилось, император гневно погрозил скульптору кулаком, а вскоре пришел к нему в мастерскую, оглядел бронзовые скульптуры и сказал: «За этих — прощаю»
  • Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России
  • Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине

Интересные факты

  • Кони, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания — не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц
  • В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось
  • Петр Клодт является также автором памятника Николаю I на Исаакиевской площади и знаменательного тем, что имеет всего две точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра
  • В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта скульптором Константином Клодтом
  • Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах
  • Правильно ударение надо ставить на втором слоге слова Аничков
  • Рядом с Аничковом мостом находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Аничков Дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор

Аничков мост и народный фольклор

Существует фольклорное название переправы — мост шестнадцати яиц. До 1917 года это был мост восемнадцати яиц, поскольку кроме четырех скульптур у переправы находился еще и городовой.

В пору борьбы с алкоголизмом родилось фольклорное выражение «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи. Композиция «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Аничков мост

Аничков мост

Аничков мост — один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта.

Сэкономь на путешествии!

История Аничкова моста

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.

Указатель Аничков мост в 18 веке

Перед Аничковым мостом размещалась застава, — в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, — они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Перестройка моста в 1841 году Аничков мост на Невском проспекте в сумерки. Художник Паоло Сала (1859-1924) Бонштедт, Людвиг-Франц-Карл Людвигович.Аничков мост на Невском проспекте.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.

Аничков мост в 19 веке

В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали — теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией — укрощение коня, победа человека над дикой силой.

Аничков мост. Фото 1912-1914гг Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя — в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы — «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

След от немецкого артиллерийского снаряда

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти — в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, — из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел — для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть — цвет расчищенной бронзы, — именно такими и создал их Клодт.

Аничков мост в наши дни

После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Читайте также  Самая высокая пирамида в египте

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, — если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, — композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция — самая спокойная, — жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, — до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.

Аничков мост зимой

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры — ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж — немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле — список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить — АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Аничков мост в Санкт-Петербурге

Мосты

Краткое описание

Аничков мост — один из негласных символов Санкт-Петербурга, который декорирован скульптурами укротителей коней. Сооружение соединяет два берега реки Фонтанки — Спасский и Безымянный острова. Общая длина моста — 54,6 метра, а ширина37,9. Мост поделен на три полосы автомобильного движения и тротуары для пешеходов по обеим сторонам.

История

Первым мостом через Фонтанку стало деревянное сооружение, которое возвели в 1716 году еще в правление Петра Великого. Мост длиной в 150 метров много раз укрепляли, перестраивали сначала в дереве, а потом и в камне. В 1721 году расширили переправу до восемнадцати пролетов. В средней части моста появился подъемный пролёт, так как было налажено судоходство.

В 1726 году мосту потребовался капитальный ремонт, как и в 1742. Семь лет спустя на этом месте был выстроен новый мост Семеном Волковым. Он ничем не выделялся на фоне мостов того времени.

Свой нынешний облик мост обрел полтора века назад в царствование Николая I. Он был торжественно открыт в начале 1842 года. Именно тогда перила стали чугунными с декором из морских коньков и русалок, а опоры и пролеты сооружения облицевали гранитом.

Первоначально мост, расположенный на Невском проспекте, тоже официально именовали Невским, но название не прижилось

В народе сооружение сразу стали называтьАничковым. Связано это с именем командира рабочего батальона, который возводил мост. Он находился под руководством Михаила Аничкова, подполковника-инженера. Он и его батальон возвели слободу неподалеку от моста.

Архитектор

К проекту сооружения через Фонтанку привлекли целую команду специалистов.

В качестве архитекторов выступили:

  • инженер-майор Иван Федорович Буттац
  • Андрей Данилович Готман
  • Александр Христофорович Редер

Для украшения ограждений были взяты за основу эскизы немецкого архитектора Карла Шинкеля. В то время такие же русалки, рыбы и морские коньки уже украшали берлинский Дворцовый мост.

Кони — главное украшение Аничкова моста

Декоративными элементами моста должны были послужить статуи быков и коней. Впоследствии решили, что на мосту останутся только скульптуры коней. Изначально они предназначались набережной Адмиралтейства, но планы изменились.

Тогда создатель композиций Петр Карлович Клодт предложил украсить лошадьми новый Аничков мост. Идея была принята благосклонно.

Скульптуры несколько раз преподносились в дар главам других держав. Так первая версия композиции сразу после отлития отправилась в Берлин, а на мосту появились гипсовые копии. Через три года коней снова послали в дар, на этот раз королю Сицилии за оказанное гостеприимство супруге царя.

Копии скульптур с лошадьми также отправились в Стрельну и Петергоф. Есть они и в усадьбе Голицыных.

Статуи коней, идущих в сторону Адмиралтейства, имеют подковы. Те же, что движутся в сторону Литейного проспекта идут без подков. Это связано с тем, что на современной площади Восстания некогда имелись кузницы и мастерские, где можно было подковать коней

Таким образом, композиции служили современникам Клодта своеобразным ориентиром, где можно подковать свою лошадь. Сегодня благодаря этим бронзовым животным узнают одну из популярнейших достопримечательностей северной столицы.

Ударение — как правильно

Строительство сооружения возглавлял Михаил Аничков. В честь него и назван мост. Ошибочно произносить название места с ударением на последний слог, как традиционно принято обозначать фамилии с подобной концовкой в России.

Род Аничковых выделяется из этого ряда. Ударение падает на второй слог фамильного имени, а значит — и в названии моста тоже.

Легенды

Аничков мост, как всякое красивое и старинное место, овеян преданиями. Четыре из них связаны с самим создателем скульптурных композиций и государем.

  • Николай I страстно любил верховую езду. В этом они совпадали с П. К. Клодтом. Однажды государь пригласил скульптора на конную прогулку. Там лошадь Петра Карловича внезапно понеслась вперед и он обогнал лошадь царя. Это было строжайшим нарушением этикета, но Николай I лишь заметил, что управлять лошадьми у Клодта получается не так хорошо, как ваять их.
  • Повторно такой ошибки никто бы не совершил, но Петру Карловичу однажды удалось и это. На Сенатской площади он однажды обогнал шествие государя. Царь вновь помиловал его, однако предупредил, указывая на скульптуры: — Только ради этих!
  • Государь также нередко хвалил скульптора за то, что Клодт делает лошадей лучше, чем любой жеребец.
  • За свои композиции архитектор заслужил место в народной частушке непристойного содержания. Когда о ней доложили государю, он немедленно приказал найти автора частушки и сурово его наказать.

Популярен миф о том, что у двух лошадей на мосту нет языков. Обнаружив это, Петр Карлович скончался.

Среди жителей города популярна шутка о том, что в северной столице не пьют спиртного лишь четверо. Они стоят на Аничковом мосту, и руки у них заняты лошадиной упряжью.

Не обошлось и без легенды о топонимике места.

Когда мост назвали по фамилии батальонного командира, некоторые ошибочно полагали, что это связано с любовной историей самого архитектора или одного из строителей. Предполагали, что девушка несчастно погибла на этом мосту.

Миф последних лет гласит о том, что в конце 90-х годов прошлого века один из бизнесменов в нетрезвом виде в день своего дня рождения, 20 ноября, оседлал одного из бронзовых коней. Примечательно, что по новому стилю день рождения Аничкова моста приходится на 20 ноября. После инцидента поползли слухи о том, что сам Клодт вселился в выпившего бизнесмена, чтобы поздравить мост с именинами.

Где находится

Адрес

Набережная реки Фонтанки, 38, лит. А

Метро

Как добраться

Если отправиться в составе экскурсионной группы к мосту, то сюда привезет автобус агентства. Отправляясь самостоятельно к Аничкову мосту, можно добраться на метро и выйти на станциях Гостиный двор, Маяковского или Невский проспект.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: