Монферран исаакиевский собор

Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралт

Монферран исаакиевский собор

Монферран исаакиевский собор

  • История возведения Исаакиевского собора.
  • Архитектура
  • Мозаика
  • Живопись
  • Наружная скульптура
  • Внутренняя скульптура
  • Декоративный камень в Исаакиевском соборе
  • Витраж
  • «Чтобы помнили…»
  • Видеоэкскурсия «Музей в блокадные дни»

История возведения Исаакиевского собора

Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.

Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.

Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.

Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.

Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.

Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.

Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.

В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.

Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.

Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.

Исаакиевский собор — летящее чудо Монферрана

Оно (чудо) появилось далеко не сразу. Речь идет о самом посещаемом музейном объекте Санкт-Петербурга. Это знаменитый Исаакиевский собор.
То здание, которое мы имеем счастье посещать и каким любуемся снаружи и внутри, строилось около 150 лет и является четвертым вариантом храма.

История строительства Исаакиевского собора

Первый Исаакий

В 1710 году недалеко от Адмиралтейства из амбарного помещения было начато строительство деревянной скромной церквушки. Церковь строили в честь Петра Первого . Название «Исаакиевский собор» или просто «Исаакий» будущий храм получил по дате рождения царя – 30 мая. Этот день посвящается памяти святого Исаакия Далматского — монаха из Византии, которого глубоко почитал русский Царь. В 1712 году в Первом Исаакии венчались Петр и будущая императрица Екатерина Первая.

Второй Исаакий

В 1717 году вместо деревянной постройки начали возводить каменную. Первый камень заложил сам Петр Первый. Второй Исаакий был выстроен в стиле барокко. Внешне имел заметное сходство с Петропавловским собором. Здание простояло около 50 лет. За это время оно постепенно пришло в аварийное состояние. Фундамент постоянно подмывали волны Невы. Дело в том, что тогда гранитных набережных, сдерживающих воды реки, еще не было. А в 1735 строение ощутимо пострадало от пожара, который разгорелся от молнии, ударившей в шпиль.

Третий Исаакиевский собор

Настал час Третьего Исаакия. В 1768 году за дело взялся знаменитый архитектор Антонио Ринальди. В Санкт-Петербурге много зданий, созданных по его проектам и украшающих город. Задумка великого зодчего была прекрасна. Собор должен был быть увенчан пятью куполами, облицован мрамором. Колокольня собора возвышаться почти наравне со шпилем Адмиралтейства. Екатерина Вторая мечтала достойно почтить память Петра Первого. Но строительство собора так затянулось, что до окончания работ она не дожила. Ее сын Павел Первый эстетом не был, часть облицовочного мрамора, привезенного для внешних работ с Исаакием, он забрал для украшения собственной резиденции.

Ринальди отбыл за границу, но строительство собора нужно было как-то завершать. Дело было поручено зодчему Винценцо Бренна, но и он крайне торопился закончить проект. В итоге на прекрасном мраморном фундаменте, установленном Ринальди, Бренна соорудил нечто нелепое и кирпичное. И, к великому сожалению современников этой стройки, гармония начисто отсутствовала, любоваться оказалось нечем. Строительство к 1800 году было завершено, но крайне быстро Третий Исаакий стал разваливаться.

Четвертый Исаакий

В 1809 году Император Александр Первый объявил конкурс на лучший проект собора. Выбор пал на работу молодого архитектора из Франции Огюста Монферрана. Монферран предложил использовать основу, заложенную при Ринальди, а храм возвести пятиглавый классический. Путь от победы Монферрана в конкурсе до непосредственного утверждения проекта и начала приведения собора в гармоничный вид составил почти 10 лет. Строитель-гидравлик Модюи нашел серьезную ошибку в расчетах. Проект был скорректирован и все же утвержден. Новый собор начали строить в 1818 году, а закончили через 40 лет.

Четвертый Исаакий дался потом, кровью и большим количеством человеческих жертв. В своем неудержимом стремлении создать самый грандиозный и роскошный храм Николай Первый лично отслеживал, как продвигается строительство и выделял из государственной казны значительные суммы на него. Ну а результат всеобщих усилий мы можем видеть и по нынешний день.

Что представляет Исаакиевский собор внешне

Нынешний Исаакий – грандиозный храм о пяти главах в стиле позднего классицизма, но с некоторыми проявлениями неоренессанса, византийского стиля и с элементами эклектики. Высота собора 101.5 м, ширина – 97.6 м, длина – 111.3 м. 112 мощных гранитных колонн служат украшением строения. Великолепный рускеальский мрамор обнимает стены собора, а сам храм служит отличным фоном «Медному всаднику».

Вокруг купола на высоте более 40 м над землей находятся 24 колонны, составляющие колоннаду длиной 14 м и массой более 65 тонн! По двум винтовым лестницам в 200 ступеней можно подняться наверх и через 12 проемов восхищаться фантастическими видами города.

Внутренние интерьеры Исаакиевского собора

Основная задумка Монферрана при работах над внутренним убранством храма была основана на сочетании разноцветного мрамора при оформлении стен, пола, колонн. Роскошные же росписи находились непосредственно под главным куполом и сводами. В соборе есть 3 алтаря, посвященные Исаакию Далматскому, Екатерине Великомученице, Александру Невскому.

Большое внимание при облицовке внутренних поверхностей было уделено подбору цветовой гаммы. Верхняя часть стен – это белоснежный мрамор из Италии, а нижняя на контрасте – черный сланец. Колонны и разнообразные элементы декора исполнены в самых разных оттенках: нежно-розовый, насыщенный вишневый, изумрудный, охра, кирпичный. Великолепен и резной иконостас в обрамлении белого мрамора с малахитовой и лазуритовой отделками.

Под куполом Исаакия размещены 12 чудесных кариатид в виде удлиненных фигур ангелов, между которыми расположены искусные изображения апостолов.

Интересно то, что скульптуры у внутренних дверей собора имеют явное портретное сходство со строителями, которые принимали участие в работах над собором.

На алтарном окне православного храма красуется витраж с изображением Воскресшего Христа площадью почти 30 на 10 квадратных метров. Витражи, как известно, более свойственны убранству католических соборов, поэтому появление этого элемента декора в храме православном было поистине революционным.

А еще Исаакий может похвастаться уникальными панно и картинами начала 19 века общим количеством 150 предметов живописи.

Какие функции нес и несет Исаакиевский собор

Изначально собор действовал как кафедральный. Какое-то время при храме работало братство, осуществляющее благотворительную деятельность. А в 1909 году впервые прошла служба под всенародное пение.

После революционных событий Исаакиевский собор нещадно и неоднократно грабили. Новые власти пытались совсем закрыть храм. Но в результате колокола сняли и переплавили, а в помещении открыли антирелигиозный музей. Ночью с 11 на 12 апреля 1931 года в этом музее запустили маятник Фуко. Он стал символом «торжества науки над религией».

Во время Великой Отечественной войны в помещении хранились ценные вещи и экспонаты. Их привозили сюда из пригородных музеев Ленинграда, из Летнего дворца и из Исторического городского музея.

В нынешние дни проводятся интересные экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. Набирается группа 15 человек, и вы погружаетесь в историю собора, которую вам поведает грамотный гид. Почти все туристы поднимаются на колоннаду, откуда делают памятные фотографии и любуются видами на центральный Санкт-Петербург, Исаакиевскую и Дворцовую площади, а также на Неву и Петропавловскую крепость на той стороне реки.

Как доехать до Исаакиевского собора и режим работы

Ближайшие станции метро:

  • Адмиралтейская
  • Сенная площадь
  • Садовая
  • Спасская
Читайте также  Как пишется эльфивая башня

Купол Исаакия виден издалека. Это и будет вам ориентиром.

Режим работы Исаакиевского собора

  • Время работы — 10:30 — 18:00
  • Среда — выходной
  • Время закрытия касс — 17:30

Вечерние экскурсии, рассказывающие о внутреннем убранстве собора, проводятся с 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 ежедневно, кроме среды.

Режим работы колоннады

(обратите внимание, он разнится в зависимости от периодов):

С 1 мая по 31 октября:

  • Время работы — 10:00 — 18:00 ежедневно
  • Время закрытия касс — 17:30
  • Ежедневно экскурсии «Вечерняя колоннада» — с 27 апреля по 30 сентября (18:00 — 22:30)

С 1 ноября по 30 апреля:

  • Время работы — 10:00 — 18:00
  • Выходной — третья среда месяца
  • Время закрытия касс — 17:30

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры. Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире. Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.

Высота сооружения составляет 101,5 м, а его вместимость – около 12 тысяч человек. Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы. Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Исаакиевский собор

История строительства

Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год

В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.

Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана

Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.

Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве

Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.

Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.

Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной

Богатое украшение фасадов

Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.

Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.

Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.

На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.

Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.

Вход в Исаакиевский собор Южный фасад; барельеф «Поклонение волхвов» Фрагмент западного фронтона Крест, венчающий купол Исаакиевского собора Барельеф с изображением Монферрана

Интерьеры собора

Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.

Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.

Под куполом: Богоматерь в окружении святых Иконостас Потолок

Интересные факты

Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.

При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.

Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.

Панорама Исаакиевского собора

Режим работы, порядок посещения и стоимость

Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.

Исаакиевский собор зимой Винтовая лестница

Отправляясь на экскурсию в Исаакиевский собор, необходимо одеться подобающим образом: никакой укороченной или слишком облегающей одежды, для женщин рекомендованы длинные юбки и головные уборы.

Образец лесов, использовавшихся для подъема колонн

Для взрослых стоимость билета составляет 250 р. (вечером 400 р.), а дети, пенсионеры и студенты должны заплатить по 50 рублей за вход. Отдельно продаются экскурсии на колоннаду собора, которая расположена в 43 метрах над землей. Стандартная стоимость на вход сюда составляет 150 р., вечером – 300 р., а ночью – 400 р.

Экскурсовод подробно рассказывает об истории Исаакиевского собора, материалах, которые использовались для его постройки, а также многочисленных исторических фактах, связанных с постройкой. Группы набираются на месте из тех, кто уже купил билет. Долго ждать не придется, ведь каждый день здесь очень много туристов, желающих посмотреть на одну из главных достопримечательностей Питера.

Подробную информацию можно узнать по телефону (812) 315-97-32 (администрация) или на официальном сайте www.cathedral.ru.

Как добраться

Доехать или дойти до Исаакиевского собора достаточно легко, поскольку он расположен в центральной части города. Храм находится неподалеку от Адмиралтейской набережной, Невского проспекта, Дворцовой площади. Можно доехать на метро до станции «Адмиралтейская». Выйдя из нее, двигайтесь по Малой Морской и попадете прямо на Исаакиевскую площадь, где и находится святыня.

Также неподалеку расположены станции «Сенная площадь», «Спасская», «Садовая». Добраться от них пешком можно очень быстро. Так, от Сенной площади достаточно пройти по переулку Гривцева до набережной Мойки. Повернув налево, вы уже через 50-100 метров окажетесь около Исаакиевского собора. Однако большинство туристов предпочитает совмещать посещение храма с прогулками по городу, не привязываясь к конкретным маршрутам.

Тень Исаакиевского собора и памятника Николаю I

Семь любопытных фактов об Огюсте Монферране – создателе Исаакиевского собора

За городом зодчий присматривает с западного фасада Исаакия: портрет-барельеф Монферрана легко узнать по модели собора в руках.

Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)

23 января 2021 года отмечается 235-й день рождения Огюста Монферрана – француза, который отдал Петербургу всю свою жизнь, увековечив российскую веру и российский подвиг. В честь юбилея великого архитектора «Комсомолка» вспомнила самые любопытные факты из его творческой биографии.

ОКАЗАЛСЯ В РОССИИ СЛУЧАЙНО

Молодой французский архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, отличившийся в Наполеоновских войнах, впервые встретил российского императора Александра Первого в 1814 году: монарх прибыл по делам в Париж. Встреча стала судьбоносной для обоих: первый создал главный памятник победам второго.

Портрет архитектора Монферрана. 1834 год. Е.А. Плюшар.

Императора заинтересовал альбом, преподнесенный ему архитектором (тогда распространять такие «портфолио» было обычным делом). Среди рисунков был и эскиз «Колонны в честь всеобщего мира» – прообраза Александровской колонны. Вскоре Монферрана пригласили в российскую столицу.

Читайте также  Невьянская башня: экскурсии

ПРИДУМАЛ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ АЛЕКСАНДРОВСКУЮ КОЛОННУ

Колонна, задуманная архитекторов, отличалась от той, что мы видим сегодня напротив Зимнего дворца. Изначально Монферран предлагал поставить на Дворцовой обелиск, напоминающий древнеегипетский. Высота его должна была составить почти 34 метра (для сравнения, высота Александровской колонны вместе с пьедесталом – 47,5 метра, это самая высокая монолитная колонна в мире).

Одну из граней обелиска автор хотел украсить барельефами со сценами Отечественной войны. Отличался и задуманный пьедестал. На нем зодчий предлагал поместить барельеф с Александром в образе то ли римского воина, то ли Георгия-Победоносца.

Сравнительная высота колонн Александра Первого, Наполеона, Траяна, Помпея и Антонина. 1836 год.

Но идеи архитектора Николай Первый не разделил. В попытках отстоять проект Монферран даже посвятил императору сочинение, но это не сработало. Тогда зодчий подготовил второй – впоследствии воплощенный – проект, который и был утвержден.

Правда, навершие, предложенное Монферраном, – крест в окружении трех ангелов – так и осталось на бумаге. Любопытно, что в окончательном варианте навершия намеренно допустили ошибку: ангел взял крест в левую руку, что неправильно с точки зрения иконографии. Зато в таком положении крест встал точно посреди оси колонны.

НАМЫЛИЛ ДВОРЦОВУЮ ПЛОЩАДЬ

Скалу из розового гранита под Выборгом архитектор приметил еще до того, как вплотную занялся воплощением самого грандиозного монумента Петербурга. Монолит добыли в Пютерлакской каменоломне.

Сначала от скалы отсекли гигантскую призму. Затем ее опрокинули на перину в четыре метра толщиной, сложенную из елового лапника. Вес заготовки составлял 613 тонн, когда ее грузили на судно. Кстати, его пришлось сконструировать специально под особого «пассажира»: баржу «Святой Николай» разработал инженер-полковник Константин Глазырин. Для погрузки монолита на бот пришлось построить отдельную пристань.

Чтобы привести колонну в вертикальное положение и поставить точно по центру пьедестала, понадобилось 1 час 45 минут.

Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)

Два парохода отбуксировали гранитную глыбу в Кронштадт, а оттуда она попала на Дворцовую набережную. К тому моменту на Дворцовой его уже ждал пьедестал. Кстати, эта 400-тонная «подставка» доставила создателям не меньше хлопот.

– Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел (на фундамент. – Прим. ред.) неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с особенною легкостью благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор, – описывал сам Монферран.

Литография «Подъем Александровской колонны в 1832 году». Бишебуа Луи Пьер Альфонс, Байо Адольф Жан Батист.

Предстояло самое сложное – поставить колонну на пьедестал. Подъемную систему для этого придумал инженер Августин Бетанкур. Захватывающее действо собрало 30 августа 1832 года толпу зрителей: чтобы привести колонну в вертикальное положение и поставить точно по центру пьедестала, понадобилось 1 час 45 минут, 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника провели в 1834 году, когда завершилось оформление всей площади. Для праздничного парада Монферран соорудил мост через Мойку – ныне Певческий.

После открытия Александровской колонны жители Петербурга стали бояться, что она рухнет (ведь колонна не крепилась к постаменту – и, кстати, не крепится до сих пор). Страх был столь велик, что некоторые горожане старались лишний раз не бывать на Дворцовой площади. Среди них были бабушка Лермонтова и графиня Толстая, которая строго запретила кучеру провозить ее мимо колонны.

Чтобы развеять страхи современников и наглядно доказать безопасность монумента, Монферран почти каждый вечер прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.

После пожара в 1737 году Царь-колокол лежал на московской земле почти век и считался неподъемным. Так было до тех пор, пока посреди Петербурга не поставили вертикально 600-тонную глыбу гранита. По сравнению с ней 202-тонный колокол казался легким.

Подъем Царь-колокола по проекту Ивана Мироновского Монферран начал в 1836 году. Первая попытка закончилась неудачей: ломались подъемные блоки, лопались канаты. Наконец, 23 июня 1986-го колокол подняли на полозья, это заняло 42 минуты 33 секунды. Затем еще три дня колокол продвигали к постаменту у колокольни Ивана Великого. Там чудо-колокол находится и сегодня.

ПОСТРОИЛ ГЛАВНЫЙ СОБОР ПЕТЕРБУРГА

Монферран стал автором четвертого Исаакиевского собора (изначально был церковью). Проект грандиозной перестройки очень долго утверждался из-за своей сложности и важности, а по большей части – из-за критики со стороны ряда других архитекторов. Так, автора упрекали за огромный купол будущего собора.

Но, после корректировок, проект утвердили. Чтобы новый Исаакий выстоял, под фундамент забили 12 130 (!) еловых свай диаметром 26-28 сантиметров и длиной до шести с половиной метров.

Исаакиевский собор в процессе постройки. Литография по рисункам Монферрана.

Монолитные колонны из розового гранита везли в Петербург из Выборга: заготовки скатывали на морской берег, грузили на баржи и отправляли прямо к пристани в центре столицы. А чтобы дотащить гранитные глыбы до строительной площадки, от Невы до нее проложили специальную железную дорогу – первую на стройках России. Поднять исполинские колонны помогла система лесов, разработанная Бетанкуром (кстати, именно он предложил кандидатуру Монферрана на перестройку собора).

На строительство собора ушло 40 лет.

Фото: Артем КИЛЬКИН (архив)

Всего над сооружением собора трудились 400 000 человек (крепостных и казенных крестьян). От 60 до 120 из них погибли при золочении купола и деталей интерьера: метод огневого золочения отравлял воздух ядовитыми парами ртути.

Исаакий строился 40 лет. Среди современников ходили слухи, что архитектор тянет с завершением стройки потому, что когда-то ему предсказали скорую смерть после окончания собора. И действительно, не прошло и месяца после освещения храма, как его создатель погиб.

Убил Монферрана карбункул – быстро увеличивающийся гнойник под кожей. Несмотря на то, что зодчий просил похоронить себя в подземном своде собора, Александр Второй не дал на это разрешения: архитектор был католиком. В результате почивший Монферран, которого трижды обнесли вокруг Исаакиевского, был доставлен во Францию. Официально, он упокоился на кладбище Монмартра рядом с мамой и отчимом.

После себя архитектор оставил незавершенный монумент Николаю Первому, который окончил Дмитрий Ефимов, и два самых известных памятника России. За городом, ставшим ему родным, зодчий присматривает с западного фасада Исаакия: портрет-барельеф Монферрана легко узнать по модели собора в руках.

10 интересных фактов об Исаакиевском соборе

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают — в материале портала «Культура.РФ».

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга. Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание — уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой — и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи — более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей — портиков, гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года — своды, купол и колокольни. Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней — лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов — «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

  • Падающие башни России
  • 10 фактов о Спасском соборе
  • Топ-5 достопримечательностей Калининграда

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I, опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Читайте также  Сколько весит эйфелева башня

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II, а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего — похоронить его в храме — так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, — входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.

Храм в советское время

В первые годы советской власти храм оставался действующим, однако государство его не финансировало, а все церковные ценности изъяло. В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.

Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли — и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) — настенные росписи.

Малоизвестные факты о «великом архитекторе» Монферране и Исаакиевском Соборе

Все больше убеждаюсь в том, что миф о «великом архитекторе» О.Монферране был раздут даже не царскими, а уже советскими историками. Все больше прихожу к мнению о том, что кому-то из них просто нужно было защитить докторскую диссертацию на каком-нибудь «историческом открытии», которым и стала неоцененная роль «великого архитектора» Монферрана.

Между тем, этот француз не только не имел никакого инженерного образования, но и на самом дее был лишь скромным чертежником-рисовальщиком, хотя и весьма талантливым. Именно поэтому его талант рисовальшика и был использован А.Бетанкуром во время реконструкции, а вовсе не строительства Исакиевского собора. И основываюсь я в этом выводе, отнюдь не на фантазиях историков современности, а на свидетельствах самих участников событий XIX века. Одним из таковых и является Ф.Вигель, работавший переводчиком при А.Бетанкуре, а потому лично знавший и его самого, и приехавшего к нему с рекомендательным письмом из Франции О.Монферрана.

В многотомном издании своих мемуаров под названием «Воспоминания», изданном в 1864 году, на сновке к странице 178 тома №3, мы можем прочесть следующее: «Если кто умеет сколько-нибудь рисовать, тому у нас нетрудно назвать себя архитектором. Стоит только проводить линии подлиннее, давать проектированному зданию большие пропорции, заимствовать для него орнаменты и на чертеже вкось и вкривь их прилаживать: за прочность строения отвечает каменных дел мастер. Таким образом прославился у нас Монферран».

Как видим, в отличие от советских историков оценка деятельности О.Монферрана знавшими его лично современниками, была уже не столь лесной. Все еще верите, что он был «великим архитектором»? Так вот в Петербурге в 1816 году была создан Архитектурный Комитет во главе с А.Бетанкуром, в который в качестве переводчика французского языка, а официально – представителя канцелярии, вошел и Ф.Вигель. И вот, что он пишет об этом на странице 22 уже 5-го тома своих «Воспоминаний»:

«Счастливо окончив все войны, государь захотел предаться вновь некоторым из прерванных любимых своих мирных занятий. Петербург захотелось ему сделать красивее всех посещенных им столиц Европы. Для того придумал он учредить особый архитектурный комитет под председательством Бетанкура. Ни законность прав владения домами, ни прочность строения казенных и частных зданий не должны были входить в число занятий сего комитета: он должен был просто рассматривать проекты новых планов, утверждать их, отвергать или изменять, также заниматься регулированием улиц и площадей, проектированием каналов, мостов, и лучшим устройством отдаленных частей города, одним словом, – одною только наружною его красотою. Членами в него назначены инженеры и архитекторы».

И вот, наконец, на странице 28 этого же тома появляется и «великий архитектор Монферран». Вот как описывает Ф.Вигель его появление в этом Комитете: «Не помню в июне или июле этого года приехал из Парижа один человек, которого появление осталось вовсе незамеченным нашими главными архитекторами, но которого успехи сделались скоро постоянным предметом их досады и зависти. В одно утро нашел я у Бетанкура белобрысого французика, лет тридцати не более, разодетого по последней моде, который привез ему рекомендательное письмо от друга его, часовщика Брегета. Когда он вышел, спросил я об нем, кто он таков. «Право, не знаю, – отвечал Бетанкур. – Какой-то рисовальщик, зовут его Монферран; Брегет просит меня, впрочем, не слишком убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?»

И все же, несмотря на явный талант рисовальщика, А Бетанкур не торопился назначать О.Монферрана даже на должность старшего чертежника. По этому поводу у Ф.Вигеля на странице 31 читаем: «Должность начальника чертежной берег я для Монферрана и чрезвычайно удивился, когда на сделанное мною о том предложение от Бетанкура получил отказ. Он для такой должности еще молод», отвечал он. Я однако же не оступился и выторговал ему звание старшего чертежника. «

Итак, прибыв в 1816 году в Петербург О.Монферран, был принят в градостроительный комитет отнюдь не в качестве архитектора, а в качестве чертежника. Да и то, благодаря своему удивительному дару рисовальщика, который, впрочем, имеет весьма отдаленное отноение к деятельности архитектора. Далее уже на следующей странице читаем:

«Не выходя из скромной роли своей, Монферран, между тем, тайком трудился над чем-то важным. На словах государь просил Бентакура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исакиевского собора, так чтобы сохраняя прежнее здание, разве с небольшою только прибавкою дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику. Бетанкуру пришло в голову для пробы занять этим Монферрана, выдав ему план церкви и все архитектурные книги из институтской библиотеки. Что же он сделал? Выбирая все лучшее, усердно принялся списывать находящиеся в них изображения храмов, приноравливая их к величине и пропорциям нашего Исаакиевского собора. Таким образом составил он разом 24 проекта или, лучше сказать, начертил 24 прекраснейших миниатюрных рисунка и сделал из них в переплете красивый альбом. Тут все можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников.

В это время начались ежегодные продолжительные беспрерывные путешествия государя внутри России. Не знаю до какой степени они знакомили его с духом его народа и выгодами его государства. По возвращении его в глухую осень из первого такого путешествия Бетанкур представил ему Монферрановский альбом, прося один из рисунков удостоить своим выбором: верный вкус его величества будет служить потом руководством для исполнителей его воли. Нельзя было не восхититься искусством рисовальщика и государь на время оставил у себя альбом.

На другой день Бетанкур с каким-то таинственным видом, позвал меня к себе в кабинет и наедине вполголоса сказал мне:
– Напишите указ придворной конторе в определении Монферрана императорским архитектором с тремя тысячами рублей ассигнациями жалования из сумм кабинета.

Я изумился и не мог удержаться, чтобы не сказать:
– Да какой же он архитектор, он отроду ничего не строил и вы сами едва признаете его чертежником.

– Ну-ну, отвечал он, – Так и быть, пожалуйста, помолчите о том и напишите указ.

Я собственноручно написал его, а государь подписал. Утверждение нашего штата, несмотря на возвращение императора, все еще день ото дня откладывалось. Наконец, только в декабре вышло вдруг милостивое решение: на содержание комитета выдать из уездного казначейства всю сумму сполна за весь истекающий год, а чиновникам жалование с 3-го мая, со дня подписания рескрипта Бетанкуру. Сей последний все еще упрямился и несмотря на великолепный титул им доставленным Монферрану, определил его кнам только что старшим чертежником. Он же, как мне кажется, с умыслом ежился и гнулся перед ним, уверяя его, что во всех больших постройках настоящим архитектором, великим строителем будет он сам Бетанкур, а он по возможности будет стараться облекать в формы гениальные его идеи».

Итак, здесь мы можем понять, что О.Монферран не был никаким архитектором, а всего лишь талантливым рисовальщиком. И даже после представления его альбома императору Александру Бетанкуром и получения звания «императорского архитектора», его реальная должность с архитектурном комитете называлась «старший чертежник». И именно в этой должности он по заданию А.Бетанкура занимался созданием проекта реконструкции, а вовсе не строительства «с нуля» Исакиевского собора: «чтобы сохраняя прежнее здание, разве с небольшою только прибавкою дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику». При этом название «великий памятник» явно говорит нам о достаточной большей древности и исторической значимости этого удивительного сооружения прошлого.

В общем-то и обнаруженный мною рисунок из издания 1826 года, на котором Исакиевский собор стоит уже построенным и с теми самыми колоннами, которые якобы начал устанавливать «великий архитектор Монферран» двумя годами позже, согласно официальной версии истории, все это полностью подтверждает и опровергает вранье официальных историков. Эти все мифы были с какой-то непонятной пока мне целью, придуманны более поздними фальсификаторами истории. О.Монферран был всего лишь хорошим рисовальщиком и подражателем, а его знаменитый «альбом рисунков», посвященный его фантазиям на тему «строительства» Исакиевского собора и «установки» Александровской колонны, видимо и был следствием этого его дара, которым и решили воспользоваться фальсификаторы истории.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: