Какие есть оперы в большом театре
Какие есть оперы в большом театре
- По популярности
- По дате
- Списком
- Карточками
«Риголетто»
Фортепианные трио
- По популярности
- По рейтингу
- Списком
- Карточками
Лебединое озеро
Борис Годунов
Свадьба Фигаро
Царская невеста
Севильский цирюльник
Пиковая дама
Четыре персонажа в поисках сюжета
Орландо
Рецензия «Афиши»
Поставленное на реконструкцию основное здание Большого теперь представляет собой стройку с космическим бюджетом и захватывающими перспективами. Под ним и перед ним роется вместительная дыра в несколько этажей, которая позволит обеспечить зрителей в антрактах необыкновенным комфортом, а прогрессивных режиссеров, которые толпами устремятся в главный театр страны, — суперсовременным оборудованием. Но произойдет все это не раньше 2008 года. А пока можно ходить в построенное по соседству новое здание, где, несмотря на его бесстильную новомосковскую внешность, стараются (и небезуспешно) хотя бы в постановках придерживаться прогрессивных течений. Здесь уже появилось немало интересного и даже скандального — чего стоят одни «Дети Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Кроме того, стоит обратить внимание на оперы «Мадам Баттерфлай» Пуччини в постановке Боба Уилсона, «Летучего Голландца» Вагнера в постановке Петера Конвичного, «Волшебную флейту» Моцарта в постановке Грэма Вика, балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева, поставленный Декланом Доннелланом и Раду Поклитару. С дирижерами пока не так круто. Главную ценность представляет местный главный дирижер Александр Ведерников. Что же касается солистов, то стоит охотиться за премьерными составами — Большой теперь завел моду раскошеливаться на певцов международного уровня.
Отзывы о театре «Большой театр»
Большой театр — великолепное здание в самом центре столицы, давно ставшее и культурным, и архитектурным символом нашей страны.
Побывать здесь мечтает каждый: увидеть роскошное убранство залов, взглянуть на великолепную люстру, прогуляться по императорским фойе. Все это можно сделать, отправившись сюда на экскурсию .
В рамках экскурсии мы посетили два зала: Бетховенский и Историческую сцену, прогулялось по великолепным фойе театра, посмотрели временную выставку.
Наш путь по таинственным театральным коридорам начался с Бетховенского зала. Располагается он на -1 этаже Большого театра. Здесь проходят камерные концерты.
Это зал-трансформер, его можно менять под различные нужды.
В Советский период это фойе называлось Белым. Все его потолки и стены были покрыты белой краской. Во время реставрации обнаружили оригинальные цвета этого помещения и вернули ему исторический облик. Теперь можно увидеть всю эту красоту в том виде, в котором ее задумал архитектор.
Эти залы были созданы для коронационного торжества Николая II, а теперь здесь прогуливаются посетители театра во время экскурсий и во время антракта.
В Советский период это фойе называлось Бетховенским залом. Здесь проходили каперные концерты.
Здесь проходят временные выставки Музея Большого театра. Сейчас здесь можно изучить экспозицию, посвящённую 130-летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева.
Невероятной красоты зал, в котором сплелись оттенки красного и золотого. За время экскурсии мы посетили зал дважды: отсмотрели его снизу и полюбовались невероятным видом, открывающимся сверху.
Для меня стало настоящим открытием то, что наверху театра, у люстры, не обычная роспись потолка, а настоящее живописное полотно, натянутое особым образом. Аполлон и музы, изображённые там, оберегают Храм искусства и наблюдают за артистами и посетителями театра.
Всем знакомо здание в Москве, венчаемое квадригой под управлением Аполлона, как минимум, по купюре 100 рублей. А мы попали внутрь этой купюры, пардон, здания на купюре.
Экскурсии по зданиям театров давно практикуются в Европе. В Париже можно посетить Парижскую Оперу, в Вене — Венскую, в Милане — Ла Скала. Рада, что и у нас поняли, что такой вариант знакомства с театром может быть интересен публике.
Более полутора часов мы провели в историческом здании, слушая интереснейшие рассказы: об основании театра; архитекторах, на разных этапах принимавших участие в создании облика и внутреннего убранства; артистах, выступавших на сцене; о мелочах и фактах, на которые вряд ли обратишь внимание, при обычном посещении.
Мне посчастливилось побывать в Большом после реконструкции на балете Щелкунчик. Я видела отреставрированную историческую сцену и главный зал, но не знала, что золоченое убранство балконов выполнено не по лепнине из гипса, а по папье-маше. И на это золочение ушло около 4 килограммов сусального золота. Как не удалось мне услышать в то давнее посещение акустических возможностей Круглого зала Императорского фойе. Когда много народа, шум голосов не позволяет этого оценить. В варианте же небольшой экскурсионной группы, затаившей дыхание и прислушивающейся к замечательному плавно текущему рассказу экскурсовода, можно услышать отражение голоса от чашеобразного потолка и узнать, что дополнительный эффект глубины достигается за счет дублирования потолочной поверхности с созданием воздушной прослойки между деревянными слоями.
Множество интересных историй и фактов приносит повествование. И на спектакле вам не удастся одновременно с главным залом посетить камерный Бетховенский зал. О его существовании я, честно говоря, не знала. В афише есть анонсы некоторых представлений на этой площадке, но мне казалось, что это часть здания Новой сцены. Оказывается нет.Бетховенский зал находится на этажах под исторической сценой.
На целых шесть ярусов углубили помещение Большого при последней реконструкции. Это была инженерно и технически сложная работа. Результаты впечатляют. Так Бетховенский зал, рассчитанный на 300 зрителей, позволяет трансформировать зал из амфитеатра в зал с полностью ровным полом.
Много еще интересного вспоминается из материалов экскурсии. Пересказывать всё, услышанное за полтора часа, — глупая затея. Очень рекомендую сходить и окунуться в атмосферу этого замечательного здания. Это красиво, познавательно и приятно.
Побывать в Большом театре не на представлении, а на экскурсии советую каждому! Очень интересно было все увидеть и услышать историю театра. Экскурсия началась в фойе возле кассы, где нас очень радушно приветствовал экскурсовод Алексей, обладающий просто нескончаемым запасом знаний об истории и современной жизни театра. Мы спустились в гардероб, а затем прошли в Бетховенский зал, расположенный на подземном уровне театра. Последняя реконструкция в 2015 году сделала возможным создание этого зала и еще нескольких технических этажей. Совсем недалеко проходит линия метро, над нашими головами проезжают машины, но в зале стоит идеальная тишина, никаких звуков и даже вибрации не допускает мощная звукоизоляция. Изначально театр по проекту архитектора О.И.Бове был построен в районе протекания реки Неглинка, почва была нестабильной, вода разрушала фундамент — зонтик, и театру постоянно требовался небольшой ремонт. После очередного события на букву «П» (Алексей сказал, что это слово в театре не произносят) театр был почти полностью перестроен архитектором А.Кавосом, от прежнего строения остались только исторические колонны и часть кирпичной стены, которую можно увидеть, поднимаясь на лифте на верхние этажи театра. Бетховенский зал — новый концертный зал театра имеет акустическую деку — полукруглую подвижную стену, стеклянные бортики, которые могут убираться внутрь платформы. Несколько выдвигающихся эстрад — платформ, на которых проходят концерты, создают необходимое пространство как для небольших камерных коллективов, так и для масштабных гала-концертов с участием больших оркестров. Стена за занавесом напоминает фасад первого, Петровского театра, который был построен в XVII веке и был полностью утрачен при печальном событии на букву «П». Фойе первого яруса с окнами, выходящими на Театральную площадь сразу погружает в атмосферу «Храма искусства». Высокие потолки расписаны в объемной технике «гризайль», которая создает впечатление лепнины. Инициалы царствующего до революции Николая Романова над входом в царскую ложу были восстановлены при реставрации. Театральная площадь, прежде Петровская. Вопрос на засыпку, который задал нам экскурсовод Алексей: Почему прежде театр назывался Петровским? Правильный ответ — потому, что находился театр на Петровке, которая названа по расположенному на ней Высокопетровскому монастырю. Предположительно, основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Беломраморные лестницы, ведут вниз, к кассам украшены живыми цветами в вазонах и покрыты парадным красным ковром. Дверь за лестницей скрывает малое историческое фойе, в котором воссоздана обстановка, утраченная после революции. В нем собраны раритеты, вызывающие восхищение и желание рассматривать их как можно дольше. Видимо, помещение использовалось как музыкальная гостиная, ибо акустика в малом фойе потрясающая — звуки усиливаются во много раз, если встать точно в центре. Далее мы прошли в большое историческое фойе, в котором восстановлены гобелены и обстановка. Здесь отдыхали перед началом действия члены царской семьи, а позднее высокопоставленные чиновники и их именитые гости. Представление они смотрели из царской ложи с золочеными креслами и отдельным, от прочих смертных, входом. В остальных ложах стульчики попроще, но тоже очень мягкие и удобные. Последний ряд в ложе оснащен высокими, как барными, стульями. И фойе для обычных зрителей не такое шикарное, как для выдающихся особ, но в зеркалах, диванчиках и туалетных комнатах недостатка нет. Далее нам были показаны Партер Большого театра и сцена, защищенная противопожарным занавесом, который опускается в то время, когда нет представления или репетиций.
Люди победнее наблюдали спектакль с самого верхнего яруса, сейчас там все прекрасно слышно благодаря установленным динамикам и есть мониторы, транслирующие происходящее на сцене.
Зато удобно рассмотреть в подробностях исторический плафон с написанными маслом на холсте музами. Можно в подробностях рассмотреть огромную красивейшую люстру, в которой изначально были свечи. Поэтому в партере было свободно — сверху капал воск и кресел не ставили. Золото, которым покрыты все украшения в зрительном зале — настоящее! Однако, нанесено оно настолько тончайшим слоем, что при последней реставрации на всё про всё его израсходовали всего 4 кг. Но вид зрительному залу Большого театра эти золотые украшения придают поистине царский. Сразу возникает ощущение причастности к прекрасному миру театрального искусства. Во время спектакля просто невозможно столько увидеть и узнать, как побывав на экскурсии с профессиональным гидом. Советую всем записаться по интернету и посетить Большой театр в качестве экскурсантов, уверена, что вам будет очень интересно увидеть театральный мир как бы изнутри и узнать много нового и интересного о жизни театра. Во время моего посещения в театре была развернута выставка, посвященная С.С.Прокофьеву, на которой можно увидеть костюмы и декорации, узнать подробности биографии и творчества великого композитора. Экскурсия очень понравилась, рекомендую всем побывать.
Репертуар Большого театра
Во все времена репертуар Большого театра отличался от других культурных площадок своим разнообразием. Будучи в составе дирекции Императорских театров Российской империи, драматические и музыкальные представления шли на двух сценах неразрывно, пересекаясь и дополняя друг друга.
В первые годы постановки Большого предназначались для показа аристократической публике, и в один вечер гости могли посетить два, а то и больше представления. Из-за нежелания зрителей смотреть одно и то же, репертуар Большого менялся очень быстро, а в его состав все чаще входили работы европейских авторов.
На сегодняшний день Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, знаменитый Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр ГАБТ. В первую очередь Большой театр – это балет, которому нет равных во всем мире. Коллектив Большого во все времена гордился своим балетом, о постановках которого знают все истинные театралы со всех уголков планеты. Что же касается оперы, то Большой театр предпочитает преемственность поколений талантливых артистов, занимая воспитанием начинающих звезд. Так возникла известная Молодежная оперная программа, главная задача которой, обучать молодых дарований оперному мастерству.
Опера
Репертуар Большого театра всегда отличался разнообразием оперных постановок, созданных как российскими, так и зарубежными режиссерами. Первые романтические оперы и оперы-водевили появились на сцене Большого в 1840 годах благодаря администратору и руководителю театра Алексею Верстовскому. Премьера первой оперы на Исторической сцене состоялась в 1835 году, это была постановка «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина. В 42-45 годах формируется подлинно русский репертуар театра, в связи с чем вниманию зрителей представляют оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя».
Во второй половине 19 века московский Большой театр считался лучшим по акустическим свойствам театром в мире. Именно здесь шли такие оперы, как:
- «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта,
- «Пуритане» Беллини,
- «Фенелла» и «Бронзовый конь» Обера,
- «Фауст» Гуно,
- «Фиделио» Бетховена,
- «Севильский цирюльник» Россини, «Анна Болейн» Доницетти,
- «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского,
- «Сон в летнюю ночь» Бриттена,
- «Травиата» Верди и др.
Многие из них не сходят с афиш Большого театра и по сей день.
Балет
Первый балет-пантомима «Волшебная школа» был представлен московской публике в холодном декабре 1780 года. После этого действа балет, как отдельный жанр, очень полюбился зрителями. Это привело к тому, что каждая постановка, будь то опера или спектакль, непременно украшались билетными сценами. Вплоть до 1880 года, переживая многочисленные пожары и реконструкции, балетная труппа Большого не имела своей площадки, отчего очень страдало качество постановок. Но в феврале 1877 состоялась премьера балета «Лебединое озеро», который в последствии стал одним из бриллиантов короны балетной русской школы.
Нелегкие для русского балета времена наступили после революции 1917 года. Но, несмотря на то, что многие считали балет «пережитком буржуазного прошлого», Большой отстоял и продолжил развивать свой оперный и балетный репертуар. Так, гости и жители столицы ознакомились с такими яркими и популярными балетными постановками, как:
- «Жизель» Адольфа Адана,
- «Баядерка» и «Дон Кихот» Людвига Минкуса,
- «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева,
- «Кармен-сюита» Жоржа Бизе,
- «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Петра Чайковского и другие.
Благодаря Большому театру миру стали известны имена таких талантливых солистов, как Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Светлана Захарова, Иван Васильев и многие другие. Большинство из них окончило Академию русского балета имени А. Я. Вагановой – лучшую балетную школу мира, с именем которой неразрывно связан расцвет всемирно известной русской балетной школы.
В настоящее время на сцене Большого Вы можете увидеть самые ожидаемые постановки ведущих хореографов с мировым именем, купив билеты на балет в Большом театре с компанией Bolshoi-theatre.ru.
Концерты
Большой театр является одной из популярнейших концертных площадок. На сцене главного театра страны регулярно проходят самые ожидаемые музыкальные вечера, посвященные творческому наследию российских и мировых композиторов. Теплая обстановка, изысканность архитектуры и особая атмосфера величайшего театра страны сделает Ваш поход в Большой театр незабываемым!
Кроме этого здесь можно посетить концерты камерной вокальной музыки в исполнении самых талантливых солистов театра. Оперные арии разных стилей, романсы и многое другое ждет зрителей, посетивших камерные концерты в Большом. И не забывайте, билеты на концерт в Большой театр станут прекрасным подарком для ценителей творчества великих классиков, современных композиторов, а также прочих артистов талантливой и знаменитой на весь мир труппы Большого театра.
Цена билетов по репертурам
Агентство по продаже билетов в Большой театр Bolshoi-theatre.ru предлагает Вам не терять свое время на безуспешные поиски лучших вариантов, ведь все необходимое для комфортного досуга Вы найдете у нас. Наша компания может похвастаться самым широким выбором билетов по самым демократичным ценам в столице. Просто посетите наш сайт www.bolshoi-theatre.ru, выберите интересующее Вас представление и оформите заявку всего в два клика мышью.
При необходимости специалисты компании Bolshoi-theatre.ru сориентируют Вас по цене билетов на оперу или балет в Большом театре, предоставив огромный выбор билетов на разный вкус. Кроме этого менеджеры нашего агентства с радостью помогут Вам выбрать наиболее комфортабельные места в зрительном зале театра, ответив на все сопутствующие вопросы.
Цена билета в Большой театр в первую очередь зависит от даты представления. Выбирая оперу или балет в входные или праздники, цена билета на эту постановку может быть значительно выше, чем в будний день. К тому же, чем лучше обзор с выбранного места в зале театра, тем выше его стоимость. Если Вы ищете эконом вариант билетов в Большой, будьте готовы, что обзор в таких местах значительно хуже, нежели в партере или амфитеатре.
Большой театр. Анонс событий сезона 2020-2021
После длительного перерыва Большой театр вновь открывает двери для зрителей. Свой 245 сезон театр начинает премьерой: 6, 8 и 10 сентября на легендарной Исторической сцене будет звучать опера Джузеппе Верди «Дон Карлос» с Анной Нетребко, Ильдаром Абдразаковым и Юсифом Эйвазовым в главных партиях.
Балетный сезон откроется в Большом театре 10 сентября представлением премьерной постановки “Четыре персонажа в поисках сюжета” (Новая сцена). Показы пройдут 10, 11 и 13 сентября. В хореографическом вечере будут показаны одноактные балеты в постановке зарубежных хореографов: “Девятый Вал” Брайана Ариеса, “Всего лишь” Симоне Валастро, Fading (“Угасание”) Димо Милева и “Тишина” Мартина Шекса. В составах заняты основные силы театра – Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Ольга Смирнова, Евгения Образцова, Анна Никулина, Артемий Беляков, Семен Чудин, Якопо Тисси, Игорь Цвирко и другие солисты.
12 сентября на Исторической сцене будет показан знаменитый балет Людвига Минкуса «Дон Кихота». Показ станет благотворительной акцией для врачей, чей самоотверженный труд спас многие жизни во время пандемии.
Премьеры, которые из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации не смогли состояться в прошедшем сезоне, Большой театр планирует осуществить в ближайшие два года. Так, уже 18 декабря зрители смогут увидеть мировую премьеру трех одноактных балетов: «Танцемания» Вячеслава Самодурова на музыку Юрия Красавина, «Времена года» Артемия Белякова на музыку Александра Глазунова, «Сделано в Большом» Антона Пимонова на музыку Анатолия Королева. Среди премьер Камерной сцены: «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе в декабре, «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая Роза» Удо Циммермана в мае.
В октябре пройдут выступления выдающегося певца современности Пласидо Доминго, визит которого в Большой ранее планировался на апрель 2020 года, но не смог состояться из-за пандемии. 21 октября маэстро выступит в амплуа дирижера (опера «Манон Леско»), 24 октября на Исторической сцене состоится гала-концерт с участием Пласидо Доминго в сопровождении оркестра Большого театра.
В ноябре Большой театр отмечает юбилей выдающегося хореографа Владимира Васильева. 15-22 ноября пройдут балеты, в которых блистал Владимир Васильев: «Дон Кихот», «Спартак», «Щелкунчик». Примечательно, что последние два спектакля были поставлены непосредственно на Владимира Васильева. В завершении торжеств зрители увидят балет Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля «И воссияет вечный свет» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта, постановщиком, хореографом и сценографом которого выступил Владимир Васильев.
20 ноября на Исторической сцене Большого театра состоится юбилейный вечер в честь 95-летия Майи Плисецкой.
В первой половине грядущего сезона в Большом театре пройдет фестиваль, приуроченный к 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Программу фестиваля составят оперы композитора: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Черевички», а также балетные постановки: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В Бетховенском зале пройдет цикл концертов «Антология романсов Чайковского», в исполнении музыкантов оркестра Большого театра прозвучат камерные произведения композитора. Литературно-музыкальный вечер «Чайковский в письмах и романсах» с участием Аллы Демидовой и Игоря Головатенко состоится 19 октября на Новой сцене.
Оперные спектакли
Среди премьер оперного сезона – «Мазепа» Петра Ильича Чайковского (23-27 июня 2021). В прошедшем сезоне опера звучала в концертном исполнении, в грядущем сезоне на Исторической сцене Большого будет представлен полномасштабный спектакль Евгения Писарева (режиссура), Зиновия Марголина (декорации) и Ольги Шаишмелашвили (костюмы).
На Камерной сцене пройдет премьера музыкальной комедии Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки» в постановке Ивана Поповски, знакомого зрителям по опере «Война и мир» (сезон 2005-2006).
25 февраля Большой приглашает на премьеру оперы Рихарда Штрауса «Соломея» в режиссерской трактовке Клауса Гута. Это совместная постановка с Метрополитен-опера, первая из трех, запланированных несколько лет назад.
21 июля 2021 года на Новой сцене пройдет премьера оперы «Ариодант» Георга Фридриха Генделя в постановке Дэвида Олдена, дирижер – Джанлука Капуано. Спектакль продолжит серию малоизвестных опер («Роделинда», «Альцина», «Дидона и Эней»), показанных на сцене Большой в течение нескольких последних сезонов в рамках совместного проекта с Английской национальной оперой и фестивалем Экс-ан-Прованс.
Балетные спектакли
В грядущем сезоне в Большой театр приглашает на пять мировых балетных премьер! Одной из них станет балет «Чайка»(1-4 июля) в постановке выдающегося российского хореографа Юрия Посохова. Спектакль продолжит традицию новых балетов, поставленных специально для Большого театра ведущими хореографами современности. Режиссером нового спектакля станет Александр Молочников, а музыку по заказу театра пишет молодой композитор из Санкт-Петербурга Илья Демуцкий, известный зрителям по таким балетам, как «Нуреев» и «Герой нашего времени».
В марте на Новой сцене пройдет еще одна мировая премьера – балет «Орландо» известного немецкого хореографа, руководителя Цюрихского балета – Кристиана Шпука, известного российскому зрителю по балетам «Анна Каренина» и «Щелкунчик». Спектакль поставлен на музыку Антонина Дворжака и Макса Рихтера.
Большой театр
ГЛАВНОЕ
- Один из ведущих театров в мире, знаменитый своими оперными и балетными постановками по шедеврам мировой классики.
- Три сцены театра предназначены для разных спектаклей; чтобы увидеть самый пышный зал, нужно выбирать спектакли, идущие на Исторической сцене.
- Поражают своим великолепием Бетховенский и Круглый залы, роспись потолков в Белом фойе, в центре которого расположен вход в императорскую ложу.
- Оприобретении билетов следует позаботиться за два-три месяца до спектакля, причем билеты сначала реализуются через кассы театра.
- По театру организовываются экскурсии, в том числе на английском языке, с посещением музея, залов, где иногда можно увидеть репетицию спектакля.
- Сувенирный магазин, куда может попасть любой желающий.
Большой театр – это символ театральной России. Он находится в самом сердце столицы, недалеко от Кремля. Здесь идут оперные и балетные спектакли по шедеврам мировой классики, а труппа этого театра на протяжении десятилетий считается одной из ведущих в мире. Неудивительно, что билеты на самые известные постановки театра раскупаются задолго до их начала, несмотря на высокую стоимость. После реконструкции, завершившейся в 2011 году, этот старейший в Москве публичный театр заблистал всеми красками. Ему вернули былую роскошь имперского театра XIX века, сохранив знаменитую акустику. Сегодня Большой по праву считается одним из самых красивых театров Европы. Ценители истории искусства могут посетить не только спектакли, но и организованные экскурсии по театру, а также музей Большого театра.
Опера и балет
С историей Большого театра тесно связаны десятки имен, оставивших ярчайший след в мировой культуре: Ю. Григорович, В. Васильев, М. Плисецкая, Г. Уланова, Е. Максимова, М. Лиепа, Г. Вишневская, З. Соткилава и множество других звезд оперы и балета.
Главенствующее место в современном репертуаре занимают шедевры русского оперного театра XIX и XX веков. Здесь можно услышать такую фундаментальную классику, как «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковую даму» Петра Чайковского, «Царскую невесту» и «Снегурочку» Николая Римского-Корсакова, одну из самых значительных опер XX века – «Катерину Измайлову» Дмитрия Шостаковича и др. Кроме этого на сцене идут шедевры мировой оперной классики: «Травиата», «Богема», «Кармен», «Манон Леско» и др.
У постоянной оперной труппы Большого театра исключительно сильный состав солистов. Одновременно театра активно привлекает к выступлению звезд мировой величины, в первую очередь, выдающихся соотечественников, среди которых: Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Ольга Перетятько, Екатерина Губанова.
В балете свою задачу Большой видит в эталонном исполнении классического репертуара. Сегодня здесь идут балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Драгоценности» Джорджа Баланчина, «Онегин» на музыку Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Легенда о любви» Арифа Меликова и др. Самая именитая прима-балерина Большого театра – Светлана Захарова. Она единственная среди русских артистов была удостоена звания «этуаль» балетной труппы миланского театра Ла Скала. Другая всемирно известная прима — Мария Александрова.
Для постановки спектаклей Большого театра приглашаются именитые европейские дирижеры, режиссёры, художники, сценографы и артисты. На сцене Большого проходят гастроли ведущих музыкальных театров мира (La Scala, Лондонского Королевского театра, Гамбургского театра и др.).
Сцены и афиша театра
У Большого театра три сцены: Историческая, Новая и Бетховенская. Если вы планируете посещение театра и хотите увидеть не только балет или оперу, но и знаменитое здание театра, его пышный зал, вам стоит выбирать спектакли, идущие на Исторической сцене. Новая сцена была построена в 2002 году и располагается в отдельном здании, слева от исторического. Бетховенская сцена появилась после реконструкции 2011 года и находится в историческом здании Большого театра, на -2 этаже. Сегодня на этой сцене проходят концерты и спектакли для детей.
Спектакли в Большом театре идут блоками. Например, балет «Щелкунчик» показывают только зимой, во второй половине декабря, захватывая иногда январские каникулы (в каждом сезоне своя афиша). Знаменитое «Лебединое озеро» последние три года дают осенью (главным образом в сентябре) и в январе.
Продажа билетов на спектакли на Исторической и Новой сценах начинается за три месяца, на Бетховенской — за два. Сначала идёт предварительная продажа в кассах театра, и только оставшиеся после предварительной продажи билеты реализуются через сайт и официальных распространителей. Спрос на билеты на знаковые постановки огромный, и места на многих балетах часто заканчиваются уже на этапе предварительной продажи.
История создания театра
Начинался Большой театр в далеком 1771 году. Его появлением на свет мы обязаны прокурору Петру Урусову, которому Екатерина II жаловала привилегию на содержание спектаклей, балов, маскарадов и прочих увеселений. Первое название театра было Петровский, по улице Петровка в центре Москвы. Петр Урусов привлек к проекту англичанина Майкла Меддокса. В 19 лет тот приехал в Россию, занимался здесь артистической деятельностью (эквилибристика) и руководил «музеем механических представлений». Однако владельцы Петровского театра не вылезали из долгов, а в 1805 году театр вообще сгорел и со всеми долгами перешел в собственность государства. Почти 20 лет после пожара труппа Петровского театра выступала на разных сценах, и лишь в 1825-м году обрела свой новый дом на Театральной площади. Проект того здания разработал главный архитектор Москвы того времени – Осип Бове. Здание поражало москвичей своими масштабами, и к театру прикрепилась приставка «большой» — «Большой Петровский театр». Он стал центром театральной Москвы того времени.
Вспыхнувший весной 1853 года пожар уничтожил его почти полностью. Обгорелые стены и колоны портика «украшали» площадь несколько лет. Но к коронации императора Александра II Большой театра восстановили в рекордно короткие сроки (полтора года!), и в августе 1856-го года он предстал в ещё большем величии.
Конкурс на восстановление театра выиграл главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Новое здание Большого существенно отличалось от предыдущего. Оно стало выше почти на 4 метра, на фасаде появился второй фронтон, конную тройку Аполлона заменила квадрига отлитая из бронзы. Этот облик театра сохранился до наших дней и известен сегодня всему миру.
Российские императоры жили в Санкт-Петербурге, но на коронацию, по древней традиции, приезжали в Кремль. Здесь, в Успенском соборе, проходило таинство венчания на царство, после которого император с гостями и свитой отбывали на торжественные празднования в северную столицу. После открытия нового здания Большого театра в 1856-м году было принято решение проводить празднования в честь коронации в Москве. В театре давали специальное представление к торжественному событию, а над входом в императорскую ложу размещали вензель нового императора.
Интерьеры театра
Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу. Он был создан шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь там, где располагается оркестр. Кавос был гениальным акустиком: каждый элемент декора у него работал на звук. Он придумал много необычных решений: все панели в зале сделали из резонансной ели, из которой изготавливают скрипки, виолончели и гитары. Лепнина на балконах была выполнена не из гипса, а из папье-маше, которое не только не поглощает звук, но и усиливает его. В зале было устроено множество акустических полостей. В ходе реконструкции исторического здания театра 2005-2011 годов декор зрительного зала, вплоть до тканевой обивки, был полностью восстановлен.
Интерьер зала представляет собой изящное соединение ренессанса с византийским стилем, построенное на сочетании белого, золотого и ярко малинового цветов. Безусловное его украшение – величественная хрустальная люстра. Её создали во Франции специально для Большого театра в 1863-м году (тогда она была с газовыми рожками). Вес люстры – 2,2 тонн, высота – 9 метров, диаметр – 6 метров. У люстры несколько десятков тысяч хрустальных элементов. Через 30 лет после создания ее рожки переделали на электрические светильники, и в этом виде люстра дожила до наших дней.
Вокруг люстры — изящная роспись «Аполлон и музы». Её создал в XIX веке академик живописи А. Титов. Кстати, художник, в своей росписи схитрил: заменил одну из канонических муз, Полигимнию (музу гимнов), на выдуманную им Музу живописи. Вы увидите её с палитрой и кистью в руках.
Во время реконструкции Большого театра было восстановлено величие помещений анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. В Белом фойе восстановлена роспись потолков. Кажется, что это ажурная лепнина, но это оптический обман, созданный живописью в технике гризайль. По центру Белого фойе — вход в императорскую ложу. Над его дверьми сейчас можно увидеть вензель последнего императора России, Николая II: сплетение буквы «H» и римской цифры «два» — II.
Бетховеновский и Круглый залы поражают своим великолепием. Сегодня мы видим их именно такими, как они были в 1895-м году, когда их обновили к коронации Николая II. Бетховенскому залу вернули утраченную в советское время императорскую символику. Стены зала обтянуты тканью красного цвета, для воссоздания которой потребовалось почти 5 лет исследовательской и реставрационной работы. Красный атлас вручную ткали по технологиям XIX века на жаккардовых станках. В день на таком станке выходило не более 5-6 сантиметров ткани. Всего же для Бетховенского и Круглого залов изготовили чуть более 700 метров полотна.
Экскурсии в Большой театр
Сегодня билеты в Большой театр стоят немало. Поэтому стоит обратить внимание на экскурсии по Большому. Они проходят на английском и русском языках несколько раз в неделю в первой половине дня, и начинаются у центрального входа в театр. Лучше занимать очередь у подъезда заранее, так как количество мест ограничено. Проход к кассам открывается ровно в 11.00. Туристов запускают внутрь театра, где они сначала приобретают билеты, а затем проходят на экскурсию. Длится она ровно час.
На экскурсии можно узнать об истории Большого театра. Экскурсоводы сначала проводят группу по залам Главного фойе, рассказывая об их восстановлении и назначении в дореволюционный период, затем следует посещение великолепнейшего исторического зрительного зала. В конце группа проходит на балконы 4-го яруса, откуда, если повезет, можно посмотреть на репетицию оперы или балета. Всё, кроме репетиций, можно фотографировать. У театра есть свой музей. Выставки, организованные этим музеем, проходят в Экспозиционном и Хоровом залах, а посетить их могут только зрители спектаклей или участники экскурсий.
Завершается экскурсия у сувенирного магазина Большого на -1 этаже. Пройти в этот магазин может любой желающий с 11 до 19 часов без выходных, вне зависимости от наличия билета. Вход через подъезд 9а. В Театре во время спектаклей также работает буфет, на уровне четвертого яруса балкона. В буфете два зала: в одном можно присесть на удобные диваны у невысоких столиков, в другом – расположиться у круглых высоких столов стоя.
Фотографии предоставлены пресс-службой Большого театра и автором.
Большой театр в Москве. История
Государственный Большой театр — это один из лучших музыкальных театров мира. Он был основан в 1776 году, к тому моменту, когда первая постоянная труппа в Москве была организована Петром Урусовым, образованным театральным деятелем и Московским прокурором, и его партнером Михаилом Медоксом. Труппа была сформирована из актеров прежней Московской театральной труппы, студентов Московского университета и крепостных актеров.
Первоначально театр не имел собственного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме господина Воронцова на Знаменке. Но в 1780 году он переехал в специальное каменное здание, построенное на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, его называли Петровским. Его репертуар состоял из драматических, оперных и балетных постановок. Но в центре особого внимания были оперы. Именно поэтому Петровский театр чаще называли Оперным. Состав актеров не делился на оперные и драматические труппы: одни и те же люди выступали в спектаклях обоих направлений.
В то время это оказало влияние на формирование школы оперных певцов, которые должны были быть одинаково профессиональны в вокальном и драматическом искусстве.
- Начало деятельности
- Развитие
- Большой Театр Оперы и Балета
- Дресс-код Большого театра
Начало деятельности
Контакты труппы Петровского театра с народным музыкальным искусством устанавливали национальные черты стиля исполнения на московской сцене. Этому способствовал и репертуар, состоявший в основном из опер русских композиторов, написанных на национальные темы и проникнутых народным песенным искусством. Наиболее значимыми из опер были «Мельник — колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского, «Несчастье от кареты», «Торговые лавки Санкт-Петербурга», «Скупой» Василия Пашкевича и многие другие.
Петровский театр отличался одной замечательной особенностью, которая не была свойственна тогда ни одному театру в мире. Он имел Консультативный комитет, в который входили ведущие актеры. Этот комитет решал все творческие вопросы: принимал пьесы для постановки, составлял репертуар и ставил спектакли.
Это интересно: В 1805 году здание театра было сожжено, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках.
В 1806 году театр стал национальным и перешел в ведение Управления московских императорских театров. В то время там впервые ставились произведения итальянских и французских композиторов. Также были показаны отечественные оперы композиторов Александра Алябьева и Степана Давыдова.
В 1824 году на месте сгоревшего Петровского театра по проекту архитектора О. Бове был построен новый, получивший название Большой Петровский. Его открыли 18 января 1825 года прологом «Торжество муз» на музыку Алексея Верстовского и Александра Алябьева.
Это интересно: Новое здание Большого театра стало одним из самых красивых театральных зданий в мире благодаря своей совершенной классической архитектуре.
После переезда театра в новое здание его организацию возглавили театральные деятели — драматург Федор Кокошкин и композитор Алексей Верстовский.
Развитие
В 1918 году в театре была организована школа, возглавляемая Константином Станиславским, где формировались принципы оперной режиссуры. Эти начинания были продолжены в творчестве Владимира Лосского, Иосифа Лапицкого, Леонида Баратова, а позднее — Георгия Анисимова. Драматическая культура театра достигла особых успехов в творчестве режиссера Бориса Покровского.
Вокалисты Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Бела Руденко, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок, Александр Ведерников, Евгения Нестеренко, Нина Терентьева сейчас известны во многих странах мира. Благодаря артистам балета Екатерине Максимовой, Нине Тимофеевой, Наталье Бессмертновой, Людмиле Семеняке и т.д. балетное искусство Большого театра получило международное признание. В спектаклях, поставленных Юрием Григоровичем в 1960-1990 годы, искусство артистов балета раскрывалось во всем блеске.
Оркестр Большого театра — один из лучших симфонических оркестров в мире. Славные традиции дирижерской школы были заложены Николаем Головановым, Александром Мелик-Пашаевым, Борисом Хайкиным, Евгением Светлановым, Геннадием Рождественским, Мстиславом Ростроповичем и др. Декорации для спектаклей театра были разработаны Федором Федоровским, Петром Вильямсом, Владимиром Дмитриевым, Вадимом Рындиным и другими известными декораторами.
Творческая деятельность Большого театра сложна и разнообразна: подготовка новых спектаклей, коренное возрождение «золотого запаса», множество гастролей. Сегодня Большой театр знают на всех континентах планеты.
На его сцене выступали известные зарубежные труппы и выдающиеся актеры: Ла Скала, Венская опера, оперные и балетные труппы из Америки, Англии, Швеции, Германии; Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Алисия Алонсо, Иветта Шовир, Владимир Малахов, звезды балета Парижской оперы и многие другие. В Большом театре работали многие известные зарубежные режиссеры и выдающиеся дирижеры.
Большой Театр Оперы и Балета
Спрос на произведения отечественной музыкальной драматургии прочно утвердился в репертуаре: сначала появились оперы-водевили и балеты — эстрадные развлечения на основе народных мелодий и рассказов, а позже — полнометражные оперы, лучшей из которых стала «Аскольдова могила» Алексея Верстовского. Начиная с 1840-х годов в репертуаре театра появляются оперы Вольфганга Моцарта, Винченцо Беллини, Даниэля Обера и др.
Оперные постановки Михаила Глинки, основоположника русской классической музыки, стали важнейшим событием в истории Большого театра. Одни из самых известных: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1846 году Большой театр приступил к созданию Национального классического репертуара.
Это интересно: В марте 1853 года разрушительный пожар не уничтожил только наружные стены театра и его Колонный фасад. Здание позже было восстановлено и слегка реконструировано архитектором Альбертом Кавосом. Его повторно открыли в 1856 году. В этом облике, учитывая незначительные изменения, он существует до сих пор.
Большое значение для истории театра имело оперно-балетное наследие великого русского композитора Петра Чайковского. Его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта», а также балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», поставленные в 1870-х — 1890-х годах, а позднее балет «Щелкунчик», вошли в состав Золотой пластинки репертуара. В 80-е и 90-е годы XIX века на сцене Большого театра ставились также произведения следующих известных композиторов: «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Садко» и «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Александра Бородина. История Большого театра насчитывает немало выдающихся певцов, передававших из поколения в поколение традиции русской вокальной школы и актерского мастерства.
Настоящий золотой век русской вокально-исполнительской школы наступил в начале XX века и был связан с приходом в Большой театр Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Федора Шаляпина.
Сегодняшний Большой театр — это величие традиций, вытекающих в современность; это масштаб художественных индивидуальностей, собранных в труппе; это репертуар и сосредоточенная творческая жизнь; это ежедневный тяжелый труд и регулярное совершенствование мастерства.
Дресс-код Большого театра
В Большом театре нет строгого дресс-кода. Повседневная одежда принимается. Например, вы можете носить джинсы, если захотите. Единственный тип вещей, который не допускается, — это шорты и футболки. В театре также желательно снимать головной убор.
Сухие девяностые
«Ариодант» в Большом театре
Большой театр завершил оперный сезон премьерой оперы Георга Фридриха Генделя «Ариодант» (1735). Под управлением дирижера-аутентиста Джанлуки Капуано испытанные генделевские певцы международного класса удачно объединились с новичками, а знаменитый американский режиссер Дэвид Олден перенес на новую сцену Большого свою постановку 1993 года. Рассказывает Сергей Ходнев.
Была «Роделинда», была «Альцина», а теперь вот «Ариодант» — после опер о торжестве супружеской верности над тиранией и об обманчивом любовном колдовстве Большой показал совершенно другого Генделя. Ни магии, ни превращений, ни пышнопоножной героики, ни политики: простая и страшная история о коварстве, подлоге, скандале и нестерпимых человеческих обидах. Простая — но развернутая в четырехчасовое (если считать антракты) представление, страшная — но с удивительной концентрацией пленительнейшей музыки.
Впрочем, в смысле уровня исполнения «Ариодант» по сравнению с остальной генделевской (и вообще барочной — были ведь еще и перселловские «Дидона и Эней») продукцией Большого тоже выглядит новым рубежом. Отчасти это вопрос кастинга — премьерный состав украшали безупречно звездные имена контратенора Кристофа Дюмо (Полинесс) и баритона Луки Пизарони (Король), и оба прекрасно эту звездность отработали. Второй с грацией и благородством тембра провел своего коронованного героя через узловые эмоциональные точки трех его арий (наивная радость, горе, сострадание), и вряд ли вина отличного артиста Пизарони, что предложенная постановка особого художественного содержания от этой музыки как будто и не требовала. Зато Кристоф Дюмо в роли негодяя-герцога получил род бенефиса — и режиссер с персонажем обошелся куда как смачно, и самому певцу амплуа генделевского злодея подходит как перчатка, причем актерская эксцентрика тут даже менее важна, чем неожиданно крепкий голос, резко индивидуальное головное звучание и внушительный диапазон.
Паула Муррихи, обладательница небольшого корректного меццо, с честью спела изуверски сложную партию Ариоданта, обезоружив публику ювелирно выделанным страданием в знаменитой арии «Scherza infida», а потом укрепив эффект техничной бравурой в ликующей «Dopo notte». Но для ирландской певицы Гендель не в новинку, а вот на обе женские партии Большой выдвинул собственных солисток, барокко еще на сцене не певших,— и не прогадал. Далинда в исполнении Екатерины Морозовой и особенно Гиневра, ярко, уверенно и стильно спетая Альбиной Латиповой, исключительно хорошо вписались в состав. Уж всяко лучше, чем швейцарский тенор Бернард Рихтер, вопреки солидному послужному списку практически загубивший партию ариодантова брат Луркания некрасивым звуком и приблизительной интонацией.
Наконец, очень повезло с дирижером. Джанлука Капуано, протеже Чечилии Бартоли и руководитель монакского оркестра Les Musiciens du Prince, явился в Москву во всеоружии своей интерпретаторской манеры, эффектной, узнаваемой и часто неортодоксальной. Не всякому пуристу по нраву, что ударные (барабан и тамбурин) вопреки букве партитуры появляются в «Ариоданте» даже не только в танцевальных номерах, но и в увертюре, а в арии Гиневры «Volate amori» ритм отмечает колокольчик. Темпы и нарочито контрастная динамика тоже на первый взгляд выглядят своевольными. За всем этим, однако, довольно много вкуса, такта, деликатного внимания к певцам и жадной влюбленности в эту музыку — ни одного проходного, рутинного, «провисающего» номера на всю большую-пребольшую оперу. И никогда еще оркестр Большого (дополненный, как повелось, звучащими в континуо теорбой, лютней и гитарами) Генделя не играл так легко, живо и естественно.
А еще, увы, такой естественности никогда не отвечала столь мертвенная и усталая режиссура. Постановка 1993 года — это еще не Дэвид Олден образца его барочных работ в Баварской опере (вроде «Ринальдо») или амстердамского «Влюбленного Геркулеса», отвязных и кэмповых; тем более непохожа она на того «Билли Бадда», сумрачного, но интенсивного, который шел в свое время в Большом. Костюмы обескураживающе пестры, но скорее стилистически: имидж Ариоданта (сапоги, шинель и кираса поверх нее) откуда-то из спектаклей Жан-Пьера Поннеля, Полинесс щеголяет в леопардовом рединготе и рыжем парике, Лурканий — в наряде шекспировских времен, миманс одет то по моде 1760-х, то во что-то современно-кутюрное; а потом дело окончательно запутывается, когда в финальном акте рыцарственные герои являются в доспехах.
Здесь, возможно, есть толика аллюзий, очень даже актуальных для 1993-го — скажем, годом раньше вышел «Дракула» Копполы, и вот Король у Олдена выходит на сцену одетый точь-в-точь как тамошний князь-вампир. А Одоард (маленькая роль Василия Гафнера) обряжен ровнехонько под гринуэевский «Контракт рисовальщика». Но к нынешней дате на календаре намеки эти отнюдь не приобретают ни в интеллектуальности, ни в непосредственности. Как и оформление сцены (Иэн Макнил), представляющей осыпающуюся замковую залу с барочным плафоном (сборная солянка из росписей Тьеполо в Вюрцбурге и Венеции — уж постмодернизм так постмодернизм) и огромным проемом в заднике. То этот проем — окно с видом на горный пейзаж, а то — портал маленькой сцены, где к месту и не к месту разыгрываются пантомимные интермедии. В финале первого акта трансвестит в роброне а-ля 1750-е изображает барочные танцы (и потом становится жертвой разбушевавшейся массовки), в финале второго, под музыку «Балета приятных и зловещих сновидений», разворачивается сценка, намекающая на кровосмесительное насилие со стороны Короля по отношению к его дочери Гиневре. Возможно, первое отсылает к центральной для сюжета «Ариоданта» теме переодевания, а второе — к фрустрированному сознанию Гиневры, которую все, во главе с ее собственным отцом, обвиняют в распутстве. Но чтобы режиссер действительно провоцировал на разгадывание этих унылых загадок и чтобы они в действии что-то мотивировали — это вряд ли. Действие это частью наивно, частью вымученно, но в любом случае перипетии «Ариоданта» оказываются до странного сухими и поверхностными без всякого двойного дна. Это даже странно, учитывая, что переносом постановки в Большой занимался не непроворный ассистент, а режиссер самолично,— но более всего обидно. Самой опере-то годы нипочем, а вот ради первого сценического исполнения «Ариоданта» в России даже из готовых постановок можно было найти что-то менее подвластное времени.
Много шума из кой-чего
Приключения героев «Ариоданта» в либретто и на сцене
Прославленный английский генделевед Уинтон Дин именно «Ариоданта» в свое время признал «из всех опер Генделя наиболее доступной для современной неподготовленной аудитории». Причина не только в исключительной красоте музыкального материала, но и в простоте и энергичности сюжета. Он позаимствован из «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто, но в том виде, в каком его излагает анонимное либретто генделевской оперы, представляет собой историю, совершенно независимую от основной линии эпоса. Рыцарь Ариодант любит Гиневру, дочь короля Шотландии; дело идет к свадьбе, но в идиллию вмешивается злонамеренный герцог Полинесс, тоже влюбленный в Гиневру, но безответно. Пользуясь любовным чувством фрейлины Далинды, Полинесс заставляет ее нарядиться в платье Гиневры и впустить себя в спальню принцессы на глазах у Ариоданта. Рыцарь в отчаянии бросается со скалы в море, а Гиневру обвиняют в распутстве. Исход, как и полагается по законам жанра, все равно благополучен: Ариодант чудом спасен, Полинесс убит на поединке, справедливость восстановлена.
Легко заметить, что интрига с переодеванием повторяет аналогичную сюжетную линию в пьесе Шекспира «Много шума из ничего». Тем не менее в 1735 году, когда Гендель, измученный кознями соперников, показал своего «Ариоданта» на сцене нового театра в Ковент-Гардене, лондонцы восприняли оперу скептически. Не помогло ни участие новой звезды — кастрата Джованни Карестини, певшего заглавную партию, ни новаторские балетные вставки, сделанные с расчетом на знаменитую танцовщицу и хореографа Мари Салле. Явную перемену в оперном стиле композитора публика оценила вяло, сочтя «Ариоданта» слишком мрачным.
Зато своеобразие «Ариоданта» пришлось впору во второй половине ХХ века, когда оперное наследие Генделя постепенно стали открывать заново. Наряду с «Ринальдо», «Юлием Цезарем» и «Альциной» опера стала входить сначала в концертный, а затем и театральный репертуар.
Вслед за постановкой Дэвида Олдена (1993) появилось множество режиссерских трактовок оперы. Некоторые (как версия Джона Коупли в Опере Сан-Франциско, 2008) делают ставку на сказочное ренессансное великолепие, некоторые (как у Джона Паскоу на фестивале в Сполето, 2007) переносят события оперы в XIX век. Дэвид Маквикар (Венская опера, 2018) прописал «Ариоданта» в контексте Шотландии XVIII столетия, а Ричард Джонс (Экс-ан-Прованс, 2014) — в глухой шотландской же деревне нашего времени, где находится место и психопатии, и отзвукам давних религиозно-общественных конфликтов. Возможно, самым эксцентричным пока остается решение Кристофа Лоя (Зальцбург, 2017), где — по мотивам «Орландо» Вирджинии Вульф — Ариодант в начале оперы мужчина, а в финале уже женщина.