Собор святого саввы белград

Паломничество в Белград, собор святого Саввы Сербского. Информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Сербии.

Собор святого саввы белград

Собор святого Саввы Сербского (Белград)

Мiръ Сербия округ Белград Собор святого Саввы Сербского (Белград)

Храм Свято́го Са́ввы (серб. Храм светог Саве) в Белграде на Врачаре — храм Сербской православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175—1236). Сооружён на месте сожжения мощей святого Саввы оттоманскими властями в 1594 году. Один из самых крупных православных храмов в мире. Именуется мемориальным храмом. Образцом построенного храма послужил собор Святой Софии в Стамбуле.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Контакты
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Строительство началось в 1894 году на площади, где османский сардар Синан-паша приказал сжечь мощи святого Саввы.

После нескольких десятилетий планирования и многочисленных конкурсов фактическое возведение здания началось в 1935 году; в период до 1939 года были возведены стены высотой 12 м.

Вторая мировая война прервала строительные работы, которые были возобновлены лишь в мае 1986 года, когда власти дали разрешение продолжать строительство храма. Купол был завершён в 1989 году.

20 апреля 1999 года, в день Радоницы, патриарх Московский Алексий II находился с визитом в Союзной Республике Югославия во главе делегации РПЦ и совершил с патриархом Сербским Павлом литургию в соборе (до Великого входа; далее — на площади перед собором); в ходе богослужения было совершено молитвенное поминовение жертв военных действий на территории Югославии.

В 2004 году состоялось официальное открытие всё ещё не полностью законченного храма.

В марте 2008 года был освящён придел собора в честь святых мучеников Ермила и Стратоника.

На находящемся в южной центральной части Белграда холме Врачар, кроме собора, расположена и Национальная библиотека Сербии, а также разбит обширный парк.

По поручению президента Российской федерации генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства собора с 2015 года является Россотрудничество. Финансирование осуществляется за счёт внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, ведущими бизнес в Сербии. В частности, на средства, выделенные «Газпром нефтью», российские мастера совместно с сербскими сложили мозаику главного купола (общей площадью 1230 м²), которая была изготовлена семьюдесятью художниками из России и Сербии под руководством народного художника России Николая Мухина. В декабре 2018 года начат монтаж мозаики в алтарной части.

Описание [ править ]

Архитекторы Александр Дероко и Богдан Несторович использовали классический византийский стиль эпохи правления императора Юстиниана I. Прямым образцом служила главная церковь Византийской империи — Софийский собор в Константинополе. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы всё же отличается от константинопольского образца, так как здесь не было осуществлено слияние между базиликой и центральным строением. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

Имея размеры 91 м х 81 м и занимая площадь 7570 м², Храм Святого Саввы примерно соответствует масштабам Софийского собора, но имеет больший диаметр купола (35 м), а также большую высоту (65 м).

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Крушедолска 2a, Београд, Сербия

Вон та Большая Белая Церковь

Наконец-то, свершилось! Сбылась вековая мечта жителей Белграда и гостей сербской столицы! Строительство Храма Святого Саввы, длившееся больше ста двадцати лет, завершено. Знаменитая церковь, визитная карточка города, предстала перед нами во всем своем блеске.

Пожалуй, каждый, кто побывал в Белграде, видел этот храм. И каждый увозил с собой картинку в памяти, впечатления и воспоминания. И у каждого они свои. Поделюсь и я историей знакомства с этой замечательной церковью.

Жарким сентябрьским днем 2014 года я впервые приехала в Белград. Обычно я тщательно готовлюсь к поездкам: читаю путеводители, составляю программу осмотра… В тот раз все пошло наперекосяк. Времени на подготовку не было. Я вышла на белградские улицы, зная о городе лишь два факта: «1. Белград — столица Сербии 2. Через Белград протекает река Дунай». Вальс даже есть такой — «Голубой Дунай». Это, впрочем, был уже третий факт.

Мы с мужем отправились искать Голубой Дунай и вскоре вышли к широкой реке. Однако это оказался не Дунай, а его приток Сава. После недавних дождей река вздулась, несла ветки, мусор и имела грязно-коричневый цвет. Сава мне не понравилась. Мы продолжили поиски. Найденный в конце концов Дунай был болотно-зеленым. Песня обманула.

Программа осмотра была выполнена. Оставалось лишь бесцельно бродить по улицам, в надежде увидеть что-нибудь интересное. Сейчас, уже неплохо зная Белград, я не возьмусь повторить наш тогдашний маршрут. Мы каким-то образом ухитрились пройти мимо всех городских достопримечательностей. Мы не видели ни Калемегдан, ни Кнезмихайлову улицу, ни здание парламента, ни Соборную церковь… Прошли по задворкам рынка «Байлониева Пьяца», переступая через цыганских детей и раздавленные фрукты. Плутали по Дорчолу, мимо старых зданий, густо покрытых граффити. Устали, вспотели и, наконец, ближе к вечеру, оказались на широкой и прямой улице Краля Милана. В ее конце я увидела Большую Белую Церковь. Она напоминала айсберг. От церкви веяло покоем и прохладой. Она парила и, словно мираж, слегка дрожжала, а перегретом воздухе. Я сказала, что «хочу посмотреть вон ту большую белую церковь». «А я хочу есть» — заявил муж. Вечно эти мужчины хотят есть, когда не надо! Впрочем, в Сербии в те времена с едой проблем не было. На каждом шагу попадались рестораны, кафешки и пекарни с восхитительно ароматной горячей выпечкой. Мы завернули в ближайшую пекарню. Закон подлости существует. Пекарня называлась «Хлеб и кифла». Тогда я еще не знала, что это — сетевое заведение и единственное место в Сербии, где торгуют несвежими, невкусными и дорогими булками. Мы остались недовольны обедом. Но должна же быть от него хоть какая-то польза! Теперь просто необходимо дойти-таки до Большой Белой Церкви.

И мы до нее дошли. Уяснили, что называется она Храм Святого Саввы. К великому сожалению, прекрасная церковь была закрыта. Причем закрыта давно и надолго — велись строительные работы. Этот факт меня крайне огорчил. Мне даже захотелось высказать кому-то свои претензии. Местным властям, например. Никого из властей я не знала. Единственным знакомым сербом на тот момент был хозяин апартамента — симпатичный парень по имени Милош. Он успокоил меня и заверил, что строительные работы закончатся совсем скоро. Однако в следующий мой приезд, через три месяца, храм все еще был закрыт. Я поняла, что нужно запастись терпением.

И принялась ждать. За это время я узнала, что Храм Святого Саввы — один из самых выдающихся долгостроев. Его решили возвести еще в 1894 году. Долго выбирали подходящий проект. Начатые в 1935 году работы были прерваны войной. При национал-социалистах в недостроенной церкви располагался гараж, при титовском социализме — склад. Восемьдесят восемь раз Сербская Православная Церковь просила руководство СФРЮ разрешить достроить храм и получала отказ. Наконец, в 1984 году, работы возобновились. Спустя еще двадцать лет здание было построено и начались отделочные работы.

Одно время, несмотря на ремонт, прихожан пускали в храм. В отдельной выгородке стоял крест, а под ним — емкость с песком, в которую ставили свечи. Только как понять, где ставить свечки «за здравие», а где «за упокой»? Я пришла в замешательство. Улыбчивый сербский батюшка объяснил, что все свечи полагается зажигать в одном месте, так как «у Бога все живы». А ведь он прав! Наши покойные близкие живы для нас и для Бога.

Через какое-то время доступ внутрь храма снова закрыли. Оставалось любоваться прекрасным зданием снаружи. Но не только. Оказалось, что под основным залом, закрытым для посетителей, есть подземная церковь, очень приятная и красиво расписанная.

Церковь посвящена святому царю Лазарю, убитому османами в битве на Косовом поле в 1389 году. Сцену смерти царя можно увидеть на стене церкви.

Есть росписи с изображениями современных мучеников: православных сербов, погибших в концлагере Ясеновац в годы войны и убитого усташами банялучского епископа Платона.

Отзыв: Храм Святого Саввы (Сербия, Белград) — Белград — Храм Святого Саввы

Каждый город где я был вызывает у меня определенные ассоциации с ним. Париж — Эйфелева башня, Будапешт — Венгерски парламент, Венеция — Дворец Дожей. Белград, безусловно, Храм Святого Саввы.
Немного исторической справки.
Храм Святого Саввы — один из самых больших соборов в Европе, и одно из самых узнаваемых сооружений Белграда.

Читайте также  Басеги заповедник пермский край

Храм носит имя одного из самых почитаемых Святых Сербской православной церкви — Архиепископа Саввы.
В 1594 году визирь Османской империи Коджа Синан-паша сжег мощи Святого. После освобождения от Османской империи, православная церковь и сербский народ возвели на этом самом месте храм посвящённый Святому Савве в знак признательности за всё, что он сделал для народа Сербии и церкви.

Строительство храма было начато в 1935 году по проекту архитекторов Александра Дерока и Богдана Несторовича в сербско-византийском стиле. В 2004 году Храм был достроен.

А за пять лет до официального открытия, состоялось первое богослужение, в котором принимал участие Патриарх Московский Алексий. Как раз незадолго до натовских бомбардировок.

Высота храма 82 метра, и виден он практически со всех точек Белграда.

Отделан храм белым мрамором.

Двери Храма Святого Саввы открыты для посещения, не смотря на то, что внутренние отделочные работы еще не закончены. Вход в храм бесплатный.

Внутри можно купить, и поставить свечку за здравие своих близких.

В 2014 году Россия выделила 30 миллионов евро на внутреннюю декорацию храма. Работы будут проводить российские и белорусские мастера. Работы планируется завершить в 2022 году.

В храме можно приобрести иконы и другую церковную атрибутику. Цены очень демократичные.

На Врачарском плато, помимо Храма Святого Саввы, расположены и другие памятники и сооружения.

Церковь Святого Саввы.

Церковь расположена справа от Храма Святого Саввы. Церковь закончена, и богато отделана. Внутри было очень много верующих.

Памятник Карагеоргию расположен напротив улицы Небошина.

Карагеоргий — командир Первого сербского восстания против Османской империи.

Народная библиотека Сербии.

Одна из старейших библиотек Сербии, основанная в 1832 году. Студенты близлежащего университета черпуют здесь знания.

После посещения этого места у меня остались только самые положительные впечатления. Я был восхищен сербским народом, их умением очень бережно относиться к своей истории. Надеюсь посетить Белград в 2022 году, и в полной мере восхититься внутренним убранством Храма Святого Саввы.

Православный символ Белграда

Храм святого Саввы в Белграде — символ сербской столицы и один из крупнейших соборов мира. В статье расскажу об истории строительства сооружения, покажу, как оно выглядит в наши дни, поведаю о мстительном османском визире, «благодаря» которому появилась церковь. Наконец, узнаем, правда ли, что храм Святого Саввы является самым большим православным храмом в мире.

  1. Предыстория появления храма
  2. Строительство храма святого Саввы
  3. Особенности архитектуры храма
  4. Рекорды храма
  5. Храм Святого Саввы в наши дни
  6. Инфраструктура вокруг храма
  7. Полезная для посещения информация

Предыстория появления храма

Церковь на вершине холма Врачар сербы решили построить в конце XIX века. Место выбрали не просто так. Якобы тут в конце XVI века по приказу турецкого военачальника сожгли мощи святого Саввы Сербского. Для того чтобы понять кто для сербов святой Савва, перенесемся в XII век.

Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич) являлся младшим сыном Стефана I — основателя династии Неманичей и средневекового сербского государства. Уже в юношестве он отправился в паломничество на гору Афон, где постригся в монахи. Спустя несколько лет к нему присоединился его отец. Тот отрекся от престола и тоже стал монахом под именем Симеон. Савва жил на Афоне до конца 1207 года. В Сербию он решил вернуться, чтобы прекратить гражданскую войну, которую развязали его старшие братья. Оставшись в Сербии, Савва взялся за основание автокефальной церкви. В 1219 году он возглавил Сербскую православную церковь в сане архиепископа. При нем появилось 8 новых епархий, развивались монастыри, строились церкви. В 1234 Савва предпринял второе паломничество на Святую землю. Возвращаясь домой, он скончался на территории Болгарии.

Сожжение мощей святого Саввы

Первоначально архиепископа похоронили в болгарском Тырново, но спустя год останки перенесли в монастырь Милешева. Обитель находится в 70 километров от Златибора. Савву, его отца и мать причислил к лику Святых. Мощи святого Саввы пролежали в монастыре до 1594 года. К тому времени Сербией овладели турки. Они активно продвигались к Вене и осаждали на тот момент венгерские города. Сербы помогали войскам Священной Римской империи и великий визирь Коджа Синан-паша решил наказать их. Он приказал привезти мощи святого Саввы в Белград и сжег их на вершине холма Врачар.

Спустя 300 лет сербы в память о святом, который много сделал для народа, решили построить на том самом холме церковь. Правда, есть мнение, что мощи святого Саввы сожгли на другом холме. Но история всё равно получилась красивая, согласитесь.

Строительство храма святого Саввы

Общество по возведению храма святого Саввы на Врачаре основали в 1895 году. Однако конкурс проектов собора объявили лишь в 1905 году. От архитекторов требовалось представить проект монументального храма в сербско-византийском стиле площадью до 2,5 тыс. кв. метров. Те представили пять работ, которые отправили для оценки в Санкт-Петербург. Члены комиссии, назначенные Императорской академией художеств, заявили, что ни один проект не отвечает важности задуманного.

Эскиз Александра Дероко

Первая Мировая война помешала дальнейшему планированию. Новый конкурс проектов объявили только в 1926 году. Архитекторы представили 22 работы и вновь победителя выбрать не смогли.

В 1930 году Комитет по строительству храма во главе с сербским патриархом Варнавой поручил разработку проекта архитекторам Богдану Несторовичу и Александру Дероко. Возведение церкви началось в середине 30-х годов XX века. Но велось недолго. Помешала сначала Вторая Мировая война, а затем пришедшие к власти коммунисты.

Возобновилось строительство лишь спустя 50 лет – 12 августа 1985 года. Новый архитектор храма переработал первоначальный проект с учетом современных технологий и материалов. За четыре года стены храма подняли в полную высоту. А в 1989 году возвели центральный купол церкви. Его строили на земле, а затем вместе с 12-метровым позолоченным крестом при помощи кранов подняли на вершину сооружения.

Внешнюю конструкцию собора завершили в 2004 году. Тогда же состоялась официальная церемония его открытия. Однако работы по внутреннему убранству храма ведутся до сих пор.

Особенности архитектуры храма

На этапе разработки проекта архитекторы вдохновлялись примерами других православных соборов. В том числе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. Однако в итоге выбор сделан в пользу Софийского собора в Константинополе (ныне Айя-София в Стамбуле).

Длина храма с востока на запад составляет 91 метр, с севера на юг 81 метр. Высота — от пола до купола 65 метров, с крестом на куполе — 79 метров. Церковь имеет три хоровых галереи, которые могут вместить 700 человек и одну хоровую. Всего же храм Святого Саввы в Белграде вмещает 10 тыс. верующих.

При возведении стен храма использовались белые камни из Греции, зеленый мрамор из Италии, Индии и Южной Америки, красный и белый травертин, декоративный бордовый и светло-красный мрамор из Италии и Индии, белый известняк и другие.

Вырезанные в камне узоры создавались с помощью компьютерных технологий. Сначала материал обрабатывал специальный станок, а затем к шлифовке рельефа подключался скульптор. На 1 квадратных метр такого узора уходило 45 часов механической работы и около 25 часов ручной работы.

Рекорды храма

Храм святого Саввы в Белграде вопреки распространенному мнению не является самым большим православным храмом мира. Его официальное звание — самый большой православный храм на Балканах.

При этом храм святого Саввы не входит даже в ТОП-10 самых высоких православных церквей. Первое место занимает Собор спасения нации в Бухаресте высотой 135 метров, второе – Храм Христа Спасителя в Москве высотой 103 метра, третье – Исаакиевский собор в Петербурге выстой 101,5 метра. Также в ТОП-10 входят Цминда Самеба в Тбилиси (86 метров) и Собор трех святителей в Тимишоаре (83,7 метра). Высота храма святого Саввы, напомню, 79 метров.

Читайте также  Храм артемиды эфесской

Храм Святого Саввы в наши дни

С 2015 года генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма Святого Саавы в Белграде является Россотрудничество. В 2016 году компания «Газпромнефть» пожертвовала 4 млн евро на работы над центральным элементом купола – мозаичным панно «Вознесение Христово» площадью 1 248 квадратных метров. Руководил командой российских мастеров народный художник России Николай Мухин.

В 2019 году компания «Газпромнефть» пообещала пожертвовать еще 6 млн евро. Деньги пошли на финансирование работа по оформлению алтарной части собора.

На момент написания статьи в январе 2020 года доступ в храм святого Саввы по-прежнему ограничен. Попасть внутрь можно через северные вороты (всего входа три), но пройти дальше церковных лавок и нескольких икон нельзя. Зато открыт доступ в крипту церкви.

Высота стен крипту 7 метров. Ее главная цель – напомнить верующим о тех, кто стал образцом для подражания православных людей. На стенах крипты изображены различные святые, в основном почитаемые Сербской православной церковью. Но есть и русские. Например, святой Николай Романов – последний российский император. В крипту предполагалось перенести прах сербских патриархов, которые внесли вклад в укрепление православия. Но сделали ли это, я информации не нашел.

В настоящее время в крипте организовываются концерты духовной музыки, церковные выставки и так далее.

Несмотря на масштабы, храм святого Саввы не является главной церковью Белграда. Кафедральный собор Белграда расположен неподалеку от парка Калемегдан и Белградской крепости. Он носит название собор святого Михаила Архангела ( Саборна Црква Св. Архангела Михаила).

Инфраструктура вокруг храма

Перед храмом разбит благоустроенный парк (Karađorđev park) с клумбами, детскими игровым площадками, скамейками и питьевыми фонтанчиками. Ежегодно в январе в парке перед церковью открывается рождественская ярмарка.

У северного входа в храм установили бронзовую скульптуру святого Саввы. И тут без русских не обошлось. Памятник подарил российской фонд Андрей Первозванного, а его автор является российский скульптор Вячеслав Клыков.

Рядом стоит церковь Святого Саввы, построенная в конце XIX века и расширенная в начале XX-го. В годы Первой мировой войны колокола церкви переплавили для военных нужд. В 1935 году, когда по соседству началось строительство монументального храма святого Саввы, церковь решили перестроить и сделать ее более представительной. Несмотря на этот факт, церковь Святого Саввы теряется на фоне своего мощного соседа, поэтому на нее мало когда обращают внимание.

Также на плато Врачарского холма стоит Приходской дом и Национальная библиотека Сербии.

Полезная для посещения информация

Адрес: Крушедолска 2a.

Доступ в храм бесплатный, часов работы обнаружить не удалось. Но всякий раз, когда проходил мимо, церковь работала.

Как добраться: проще всего пешком. Из центра Белграда идти 30-45 минут в зависимости от точки старта. Подходить к храму советую от площади Славия по бульвару Ослобођења. Отсюда открывается отличная перспектива на сооружение.

Если идти пешком лень, то к парку вас привезут трамваи №9 и №14, автобусы №30, №31, №33, №36, №39, №42, №47, №48, №59 и №78.

Храм святого Саввы в Белграде на карте

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Ведете Инстаграм или любой блог с фото? Снимаете на iPhone? Вам нужен мой пакет пресетов для обработки фото. Летняя акция!

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки — подписывайтесь на Youtube-канал.

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Храм святого Саввы город Белград: история и описание

Собираясь в туристическую поездку в Сербию, стоит посетить Храм святого Саввы в Белграде, который является одной из достопримечательностей православной истории. Чем интересно это место для туристов и паломников? Какое значение имеет для сербского народа?

  1. История основания храма
  2. Описание и архитектурный стиль
  3. Чем интересен собор для туристов
  4. Храм святого Саввы в цифрах
  5. Интересные факты
  6. Адрес храма и как добраться
  7. В заключение

История основания храма

Строительство храма в Белграде относится к современности, но история его возникновения уходит в далекие времена становления христианства на Балканах.

Названа достопримечательность в честь сына сербского правителя Стефана Немани, который проникся интересом к христианству и получил имя Савва. Заинтересовавшись этим религиозным учение, сын правителя Сербии совершил паломничество на Афон и провел там много лет, постигая духовное просвещение и тренируя свой дух.

По возвращении в родные места святой Савва стал просвещать народ в вопросе христианской веры, что помогло объединению многочисленного числа людей, населявших балканскую землю.

Наблюдая за успехами сына, отец тоже проникся христианской верой, отказался от престола и принял решение прожить остаток дней в монастыре. В тишине и вдали от суетного мира он основал святую обитель Хиландар.

Савва продолжал привлечение народа Сербии к христианству и стал первым епископом на этой земле, заслужил любовь и уважение у людей, присоединившихся к православной религии.

После смерти епископа, его мощи были переданы в монастырь Милешево, где они и находились до перехода власти в руки турецких завоевателей под руководством воеводы Синан-паша. Чтобы сломить дух сербов и надругаться над их религией и культурой, было принято решение сжечь мощи почитаемого Саввы на глазах жителей Белграда. Сожжение произошло на горе Врачар в 1595 году. В память об этом событии было принято решение возвести храм в честь Саввы, причисленного к лику святых.

Первый храм был построен только в 1835 году. Это была деревянное здание, имеющее намного меньший размер, чем у современного собора.

Посчитав, что деревянная церковь не соответствует значимости первого епископа Саввы для Сербии, было принято решение о проведении конкурса на проект нового Храма святого Саввы. На это ушли долгие годы, но в 1926 году был одобрен проект архитекторов Александра Дерока и Богдана Несторовича.

Описание и архитектурный стиль

При разработке проекта авторы взяли за основу византийский стиль, ориентируясь на Софийский собор в Константинополе, но добавив нотки средневекового сербского стиля:

  • Планировка храма св. Саввы отличается от прототипа в слиянии базилики и центральной постройки.
  • Возведение вокруг главного купола храма святителя Саввы четырех башен меньшего размера.

Внутреннее оформление собора святого Саввы еще не завершено, несмотря на то что храм является действующим и открыт для прихожан и туристов.

Чем интересен собор для туристов

Храм Саввы интересен как культурное наследие сербского православия, которое является его духовным центром и привлекает большое количество людей, желающих прикоснуться к святыне.

Впечатляет масштабность постройки, которая полноценно ощущается внутри храма.

Храм святого Саввы в цифрах

Размеры храма святого Саввы следующие:

  • ширина — 81 метр;
  • длина — 91 метр;
  • высота по верхней точке купола — 65 метров;
  • высота главного купола без учета стен — 35 метров;
  • общая площадь — 7570 кв. метров;
  • вместимость посетителей — 10 000 человек;
  • состав певчих храма — 800 человек.

Цифры внушительные, что говорит о значимости храма и личности святого Саввы в истории Сербии и всего православия. По своим размерам сербский собор признан вторым среди большого количества православных церквей. Уступает по масштабности лишь храму Христа Спасителя в Москве.

Интересные факты

Возведение храма святого Саввы заняло много лет:

  1. Начато в 1935 году и велось до 1939, поднято на 12 метров.
  2. Вторая мировая война приостановила строительство на длительный период.
  3. Продолжили возведение собора в 1984 году и закончили в 2004, перейдя к отделочным работам.
  4. Работы по внутренней отделке ведутся до сих пор, но это не мешает его посетителям.
  5. В апреле 1999 года храм посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел Божественную литургию со Святейшим патриархом Сербским Павлом.

Храм святого Саввы считается самым большим на всей территории Балкан и привлекает христиан и туристов, желающих ощутить дух исторического места в Сербии.

Адрес храма и как добраться

В заключение

Собор святого Саввы построен недавно, но в нем ощущается причастность к древней культуре сербского народа. Это место следует включить в маршрут не только паломникам, но и обычным туристам, чтобы получить удовольствие и умиротворение, очутившись у стен храма и в просторных залах собора, насладиться красотой внутреннего убранства по мотивам православия и изяществом стиля и архитектуры.

Читайте также  Музей деревянного зодчества в суздале

«Мозаика — огромный сложный организм»

После завершения основных работ по украшению храма Святого Саввы в Белграде уже ничто не напоминает, что всего четыре года назад вместо сияющей золотом мозаики были голые серые стены. О том, как шла работа над художественным убранством самого крупного православного храма на Балканах, «Огоньку» рассказал его создатель, академик Российской академии художеств Николай Мухин.

— Николай Александрович, как начиналась работа над главным украшением храма — его мозаикой? Сколько мастерских понадобилось, чтобы собрать мозаику, которая насчитывает несколько миллионов фрагментов общим весом свыше 300 тонн?

— Начинать нужно даже не с этого. Создавая мозаику, нужно прежде всего не тонны считать, а понимать, для чего ты делаешь это художественное убранство и какой будет его стилистика. Храм Святого Саввы построен по подобию Святой Софии Константинопольской. Это, наверное, лучший храм, построенный в таком стиле архитектором Александром Дероко (сербский архитектор, художник и писатель ХХ века, автор планов храма в Белграде.— «О» ). Но прежде, чем приступить к работе над мозаикой, нужно было выиграть конкурс. Мой проект, который представляла организация «Московский Фонд содействия ЮНЕСКО при Российской академии художеств», занял первое место, и я получил право благоукрашать храм.

В 2016 году я приступил к эскизам, а уже в 2017 году мы начали работать над мозаикой. Для того чтобы благоукрасить храм, нужно было создать эскизы, затем цветные картоны в натуральную величину и только потом по ним создавать мозаику. Поскольку храм посвящен Святому Савве, то есть были пожелания, чтобы в убранстве было представлено наибольшее количество сербских святых, преподобных мучеников, государственников, князей, деспотов и, конечно же, общехристианские темы.

Чтобы решить такую сложную задачу, кроме художника над проектом должны были работать еще ученый и богослов. В данном случае богословом был ныне почивший Его Святейшество патриарх Сербский Ириней, который благословлял нас на эту работу, а ученым — доктор искусствоведения, специалист по древнерусской и средневековой церковной живописи Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, с которой я работаю уже много лет. Мы с ней составили сценарий, который был утвержден сербской стороной, а затем постепенно воплощался в жизнь.

Помимо мозаик был выполнен проект пола, хороса (диаметром 20 метров), проекты трех иконостасов. Иконы для иконостасов писали художники Свято-Тихоновского университета. Выяснилось, что руками наших художников на стенах этого храма уложено 15 тысяч квадратных метров мозаики, это около 50 млн камешков-тессеров общим весом более 300 тонн.

— Расскажите о самой технологии создания мозаики.

— Сначала рисуется эскиз, потом делаются макеты в зависимости от того, с прямолинейной или криволинейной поверхностью мы имеем дело, затем с них снимаются кальки. Это довольно сложная процедура с учетом геометрии, изгибов и прочего. Далее в мозаике могут появиться всякие разрывы и технологические швы, но при наложении, если все правильно рассчитано, они замыкаются точно. Так и в нашем соборе никаких швов сейчас нет, все выглядит достойно. Это и есть работа главного художника, коим я являюсь.

— Сколько всего художников работали над проектом?

— Иногда десять, иногда двенадцать, иногда пятнадцать бригад. В общей сложности, когда мы посчитали всех художников, то есть выпускников Российской академии художеств (Москва и Санкт-Петербург), получилось, что работали около 300 человек. И я повторюсь: это только художники. Примерно 260 человек варили стекло, обслуживали проект, отправляли, монтировали мозаичные коврики в Белграде. У нас три мастерские в Москве с высотой потолков больше 10–12 метров — это огромные пространства, в которых набирались эти сюжеты. После эскизов были сделаны цветные картоны в натуральную величину, которые мне нужно было прорисовывать, и уже по этим картонам выкладывалась мозаика. Затем мозаику демонтировали (разрезали на фрагменты), укладывали в ящики и машинами отправляли в Белград. Дальше бригада художников-монтажников клеила это на стены храма. Вот так и создавалась мозаика — огромный сложный организм. И обратите внимание: вся работа была проделана за четыре года. Это уму непостижимо, даже моему, хотя у меня за плечами более 20 тысяч квадратных метров росписей в различных храмах России и за рубежом.

— Вы упомянули собор Святой Софии в Стамбуле. Эти византийские традиции как-то отразились в мозаике? Или только в архитектуре?

— Живопись всегда соподчинена архитектуре. Храм Святого Саввы не исключение. Поскольку храм построен в византийских традициях, то и живопись, конечно, писалась в этих же традициях. Так получилось, что я более 20 лет проработал в Сербии, расписал там четыре храма, написал иконы для иконостаса в монастыре Лепавина, поэтому я оказался готов к этому грандиозному проекту, а мои знания сербской средневековой живописи помогали в его реализации.

— Насколько сербская и русская традиции отличаются в отношении изображения святых? Или они следуют единому православному канону?

— Есть определенные правила. В сербской и русской традиции есть одни и те же персонажи, причисленные к лику святых. Но есть и те, кто причислен к лику святых только в сербской церкви и которых мало кто знает в России. Это все нужно было учитывать. А сами традиции отличаются главным образом тем, что наше рисование более позднее. Мы получили от Византии живопись в виде собора в Киеве, в Пскове, где работал Феофан Грек, в Старой Ладоге. Это первые византийцы, которые посетили Русь и работали у нас. А Сербия была неотъемлемой частью Византийской империи, и когда та стала распадаться в XV веке, даже раньше, в XIII–XIV веке, греки уже работали в Сербии, то есть их традиция рисования идет напрямую из Константинополя.

Но многое зависело и от мастера. Памятники живописи, сделанной в Сербии в XIII–XIV веках, относятся к выдающейся живописи Средневековья, над которой работали очень хорошие художники. Среди них были греки, потом им стали помогать сербские художники, которые у них выучились. Мы, в свою очередь, выучились уже и от сербской живописи. Наша живопись знаменита в большей степени иконами XIV–XVII веков.

Здесь как раз нужно понимать разницу между русским и сербским, которое является более ранним, более достоверным. А мы делали такой список со списка, хотя, впрочем, это вовсе не значит, что у нас хуже. В России почти нет памятников настенной живописи XIII–XIV веков, если не считать Феофана Грека.

— Стоит оказаться в храме, поражаешься обилию золота в мозаике. Что для вас значит этот цвет? Почему его так много?

— Я настаивал на этом. Сербская живопись Средневековья почти вся написана на темно-синих фонах — это глубокая традиция. Она красивая, но лучше подходит для фрески, а для мозаики идеальный вариант — это всегда золото. В каждом фрагменте нашей мозаики присутствует сусальное золото, запаянное между двумя стеклянными камешками. Когда их выкладывают вручную, этого никогда не делают в одной плоскости, а все время с разными наклонами. Так возникает впечатление, что камни будто вибрируют от света, а золото играет и все стены сияют. Но главный смысл золота — это смысл Преображенного света. Когда Господь преобразился на горе Фавор, он воссиял белыми одеждами и золотыми ореолами.

Я впервые увидел этот храм в 1994 году — он был бетонный, мрачный, черный. А когда его украсили мозаиками — храм засиял этим Светом.

Я рад, что моя идея сделать храм золотофонным нравится не только мне, но и всем входящим в храм. Значит, мы действительно его преобразили.

— Какое впечатление оставили у вас эта страна и люди, с которыми приходилось встречаться, работать?

— Страна прекрасная. Находясь там, я вообще не чувствую себя за границей. Просто приезжаешь туда, где немного теплее, где добрые люди, где друзей уже больше, чем в Москве. Ну а гостеприимство сербов не знает границ.

Сергей Климович/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с обзором интересных мест и достопримечательностей различных стран. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Сергей Климович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Four-Rooms.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: